Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Иоанн журавский биография. Протоиерей иоанн журавский тайна царствия божия или забытый путь истинного богопознания

Протоиерей Иоанн Журавский

Тайна Царствия Божия или забытый путь истинного Богопознания

МАЛЕНЬКОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ

1. ТАЙНЫ ЦАРСТВИЯ БОЖИЯ – ТОЛЬКО ВЕРОЮ ПРОЗРЕВШИМ

2. В ХРИСТИАНСКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВЕ "ВЕРОЮ ПРОЗРЕВШЕЕ" БЫЛО ВОСТОЧНОЕ ИНОЧЕСТВО, – В НЕМ И ХРАНИЛИСЬ ТАЙНЫ ЦАРСТВИЯ БОЖИЯ

3. ОТЛИЧИЕ ЗАПАДНОГО МОНАШЕСТВА ОТ ВОСТОЧНОГО

4. ВОСТОЧНОЕ МОНАШЕСТВО ХРАНИЛО В СЕБЕ ТАЙНУ НАЧАЛА НОВОГО БЫТИЯ И КОНЕЦ СТАРОГО

5. СОВРЕМЕННОЕ ВОСТОЧНОЕ МОНАШЕСТВО УТЕРЯЛО ТАЙНУ НОВОГО БЫТИЯ, КОТОРАЯ СКРЫВАЛАСЬ В "УМНОМ ДЕЛАНИИ". ЭТИМ ПРИБЛИЗИЛО КОНЕЦ

6. СВ. ОТЦЫ ОПЫТНО ЗНАЛИ ТАЙНУ СПАСЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И СОЗДАЛИ О СЕМ ОПЫТНУЮ НАУКУ, НАУКУ О "ТРЕЗВЕНИИ". СОКРОВЕННЫЙ СМЫСЛ "ТРЕЗВЕНИЯ" И СУЩНОСТЬ ЕГО ДЕЛАНИЯ

7. СВЯТООТЕЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О "ТРЕЗВЕНИИ" НАЧИНАЕТСЯ С ПОЗНАНИЯ НАШЕЙ "УМНОЙ ПРИРОДЫ" УМЕРЩВЛЕННОЙ ГРЕХОМ В АДАМЕ И УКАЗАНИЯ СРЕДСТВА, ПРИВОДЯЩЕГО К ВОСКРЕСЕНИЮ. ПРОСТОТА, ДОСТУПНОСТЬ И ВЕЛИЧИЕ СРЕДСТВА

8. СВЯТООТЕЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О "ТРЕЗВЕНИИ" ЕСТЬ ВЕЛИЧЕСТВЕННОЕ ТАИНСТВО, РАСКРЫВАЕТСЯ ВСТУПИВШЕМУ НА ПУТЬ ВОЗРОЖДЕНИЯ. СУЩНОСТЬ ВОЗРОЖДЕНИЯ ДУШИ. ПРИЗНАК ВОЗРОЖДЕНИЯ ДУШИ

9. СВЯТЫЕ ОТЦЫ БЫЛИ ИСКАТЕЛЯМИ СВОЕЙ ДУШИ – УМНОЙ БОЖЬЕЙ КРАСОТЫ, ОБРЕТАЛИ ЕЕ НА ПУТИ УМНОГО ТРУДА. УМНЫМ ТРУДОМ ОБРЕТАЛИ АНГЕЛЬСКОЕ ЖИТИЕ НА ЗЕМЛЕ И ВЕЧНУЮ ЖИЗНЬ

10. ПРИЗЫВ СВ. ОТЦОВ К СТЯЖАНИЮ СВОЕЙ ДУШИ, К СТЯЖАНИЮ БОГА – УМНОЙ МОЛИТВОЙ, УМНЫМ ТРУДОМ

11. СВ. ОТЦЫ НЕ ТОЛЬКО ПРИЗЫВАЮТ, НО И УМОЛЯЮТ НАС УСЕРДНО ПРИНЯТЬСЯ ЗА СЕЙ УМНЫЙ ТРУД – ЗА НЕПРЕСТАННОЕ ПРИЗЫВАНИЕ ИМЕНИ БОЖИЯ – СИМ ДЕЛАНИЕМ УМ ОБРЕТАЕТ ДУШУ, А ДУША ОБРЕТАЕТ ДИВНОГО БОГА. ГИМН ИМЕНИ БОЖЬЕМУ

12. О ДУШЕ ИЛИ ОБ "УМНОЙ СУЩНОСТИ" ПО РАЗУМУ СВ. ОТЦОВ. УЯСНЕНИЕ НАШЕЙ "УМНОЙ ПРИРОДЫ", ЕЕ БОЛЕЗНИ, ДАРОВАННОГО БОГОМ ВРАЧЕСТВА И СПОСОБА УСВОЕНИЯ СЕГО ВРАЧЕСТВА

13. О ВОЗМОЖНОСТИ ЗАНИМАТЬСЯ "УМНОЙ МОЛИТВОЙ" В МИРУ. УТЕШИТЕЛЬНЫЙ БЛАГОСЛОВЕННЫЙ ПРИМЕР. ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ "УМНОЙ МОЛИТВЫ" – "БЕРЕГИ УМ". НАШИ БЛАГОДАТНЫЕ НАСТАВНИКИ ЭТОМУ ДЕЛАНИЮ: ПИСАНИЯ ОТЦОВ И СКОРБИ

14. УМНОЕ ДЕЛАНИЕ НАЧИНАЕТСЯ С ПОКАЯНИЯ.СУЩНОСТЬ ПОКАЯНИЯ ПО РАЗУМУ СВ. ОТЦОВ

15. ВНУТРЕННЯЯ РАБОТА ДУХА НАЧИНАЕТСЯ С ВНЕШНЕГО: ВНАЧАЛЕ ПРИЗЫВАТЬ НЕПРЕРЫВНО ИМЯ БОЖИЕ УСТАМИ

16. НЕПРЕСТАННАЯ МОЛИТВА СТЯЖАВАЕТСЯ ЧАСТЫМ ПРИЗЫВАНИЕМ ИМЕНИ БОЖИЯ. ПЛОДЫ ПРАВИЛЬНОЙ И НЕПРАВИЛЬНОЙ МОЛИТВЫ. БЛАГОДАТНОЕ ДЕЙСТВИЕ УМНОЙ МОЛИТВЫ НА ВСЕГО ЧЕЛОВЕКА

17. УСТНАЯ ЧАСТАЯ МОЛИТВА ПРИВОДИТ КО ВНИМАТЕЛЬНОЙ, ВНИМАТЕЛЬНАЯ – К УМНОЙ И НЕПРЕСТАННОЙ. ОСНОВА ВНИМАНИЯ – СТРАХ БОЖИЙ И НЕСПЕШНОСТЬ В МОЛИТВЕ

18. УМНАЯ МОЛИТВА – ТАЙНА, СОКРЫТАЯ ОТ ВЕКОВ. ДУША – УМНАЯ ХЕРУВИМСКАЯ КОЛЕСНИЦА, НОСЯЩАЯ ТАЙНУ СЛОВА ВО ВСЕХ СВОИХ ТРЕХ ПРИРОДАХ: В ТЕЛЕСНОЙ, УМНОЙ И СЕРДЕЧНОЙ, И ЭТО ДЕЛО – РАЙСКОЕ

19. УМНАЯ РАБОТА ДУХА: "БЕРЕЧЬ СВОЙ УМ" – ПУТЬ УЗКИЙ И ТЕСНЫЙ, ПУТЬ МУЧЕНИЧЕСКИЙ. СУЩНОСТЬ УМНОГО МУЧЕНИЧЕСТВА

20. УМНАЯ МОЛИТВА – ТАЙНА ЦАРСТВИЯ БОЖИЯ, СОКРОВЕННАЯ ЗАПОВЕДЬ,ВЫСШИЙ ДАР ЛЮБВИ БОЖИЕЙ – ВОСПРИНИМАЕТСЯ ТОЛЬКО ВЕРОЮ И ПОКАЯНИЕМ И РОЖДАЕТ ВЕЧНОЕ СЛАВОСЛОВИЕ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛЮБВИ НЕБЕСНОГО БОГА

21. ГИМН МОЛИТВЕ ИИСУСОВОЙ. ПЕСНЬ СВ. СИМЕОНА СОЛУНСКОГО. ПРИКРОВЕННОЕ СЛОВО О СЕЙ МОЛИТВЕ ЕП. ИГНАТИЯ БРЯНЧАНИНОВА. ВДОХНОВЕННЫЙ ГИМН – ПРИЗЫВ СВ. ДИМИТРИЯ РОСТОВСКОГО

22. УМНАЯ МОЛИТВА – ДРАГОЦЕННЫЙ ЗАЛОГ ЛЮБВИ ХРИСТОВОЙ, ДАРОВАННЫЙ ВОЗЛЮБИВШЕЙ ДУШЕ В УТЕШЕНИЕ В ЕЕ ЗЕМНОЙ ЮДОЛИ СКИТАНИЯ. НАВЕТУЕТСЯ СЕЙ ЗАЛОГ ДРЕВНИМ МЫСЛЕННЫМ РАЗБОЙНИКОМ, ИСКУССНЕЙШИМ И ЗАВИСТЛИВЫМ ВОРОМ. СПАСИТЕЛЬНЫЙ СПОСОБ СВ. ОТЦОВ, КОИМ СОХРАНЯЕТСЯ СЕЙ ЗАЛОГ

23. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ПЕСНЬ ПРЕБЛАГОСЛОВЕННОЙ ВИНОВНИЦЕ "УМНОГО ПУТИ" ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЕ И МАТЕРИ БОЖИЕЙ

ИЗ ДНЕВНИКА СТАРОГО СВЯЩЕННИКА

МАЛЕНЬКОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ

Эта книга – плод моего почти сорокалетнего вслушивания в Божественную Симфонию словесных звучаний мыслей святых Отцов Церкви Православной, безсмертных Искателей Умной Красоты. И конечно, это не академическое "исследование" и не богословский трактат о Боге и о путях к Нему. Нет. И еще раз – нет.

Это – священная поэзия, отзвук того вдохновения, каким были объяты Отцы. Это песня сердца об "умном делании", о той Дивной музыке Небес, прославляющей Дивного Бога, какую Душа услышала в этой безсмертной Симфонии Отцов, как основной лейтмотив всей Православной аскезы, всех святоотеческих Писаний.

Раскрывая сокровенные мысли Св. Отцов об "умном делании", у меня не было намерения излагать этот предмет в виде системы. Далек я был от этого намерения.

Систематично изложил в простейшей форме с безподобной ясностью благословенный Поэт "умного делания" – Богомудрый еп. Игнатий Брянчанинов.

У него это учение, эта – "наука из наук" и "художество из художеств" изложено в системе – ясно, просто и доступно для всякого, желающего усвоить это делание.

У меня было иное намерение. Мной руководило скромное желание, сердечное желание: дать читающему не систему светлых мыслей Отцов о Дивном Боге, а пропеть о Нем песнь и дать почувствовать сердцем Этого безконечно близкого и живого Бога. У меня было тайное желание этой песней возбудить в читающем сердечное, живое чувство к Богу – Спасителю нашему.

А этот маленький ручеек чувства сам собою превращается – при надлежащем умном уходе за ним – в реку живой, умной работы, в "умное делание". И тогда непрестанная молитва не является "скучным механическим занятием", а дыханием жизни. Ибо дышать этим воздухом непрестанной молитвы следует не потому, что так нужно, а потому, что нельзя им не дышать: он является органической необходимостью, духовным питанием. Такое делание молитвы вытекает из Живого чувства к Живому Богу.

Сознать близость присутствия Божия на всяком месте и воспринять чувства в живом ощущении Его присутствия – это и есть тот спасительный момент, оживотворяющий душу, из которого вытекает: "потрясающее благоговеинство", страх и "умная молитва".

Для большего согревания моего намерения я и прибегал к горячим мыслям только тех Отцов, которые и сами были "поэтами умного делания", т. е. жили молитвенным вдохновением. Ибо молитва действительная, живая – есть божественное вдохновение благодати, песня сердца к Богу. Потому вдохновенный Пророк – певец, и сказал: "Пою Богу моему дондеже есмь".

А механическое занятие молитвой есть один из путей, приводящих к этому вдохновению, к этой песне.

Горячие мысли горячих Отцов согревали мое намерение подтолкнуть ближе к этому божественному вдохновению, к этому Огню – тех, кто около Него застывает. И если не умом, то чувством воспринять от Него согревание.

И если мне удалось хоть слегка возбудить в читающем это чувство – буду считать, что труд мой был не напрасен, в чьей-то душе родится радостная песнь "О Боге Спасе моем".

А это и будет началом вдохновения благодатного, началом молитвы внутренней, началом песни сердца к Богу. И тогда сердце вдохновенно воспоет этому Дивному Богу, Великому и Живому, вечно живущему и безконечно близкому к сиротливой душе человеческой, которую Он тепло согревает Свое потрясающей теплотой Божественной – воспоет Ему гимн славословия вечного.

Эта книга написана не для всех, а только для избранных, она написана для моих духовных о Господе друзей, для искателей "умной красоты", для тех, кто с болезнующим сердцем прошел через всю жизнь с устремленным исканием "Умной Потери" – своей души.

Эта книга – духовный синтез моей жизни. Синтез, родившийся в процессе моего сложного религиозного опыта. А сам синтез – есть квинтэссенция всей Православной аскезы, очень сложной и туманной для мудрствующего разума и очень простой и ясной – для верующего сердца.

Путь сердца и привел меня к этому спасительному синтезу: к внутреннему познанию "Умной Красоты" и к обретению пути, ведущему к Ней.

ГЛАВА 1

ТАЙНЫ ЦАРСТВИЯ БОЖИЯ – ТОЛЬКО ВЕРОЮ ПРОЗРЕВШИМ

"Вам дано знать Тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах". (Мк. Ч, 11)

Евангелие – внутренняя, Божественная Тайна и воспринимается эта Тайна внутренним, живым чувством сердца. Это живое, внутреннее чувство сердца и есть благодатная опытная вера. Без этого благодатного опытного восприятия Евангелие – в лучшем случае – Божественная "притча", новая христианская мораль, и то лишь до Гефсимании. Такое восприятие внешнего Евангелия бывает не прочно: до первого испытания кричат Ему: "Осанна", а когда бывает потрясение внешней веры, внешнего поклонения, тогда кричат: "распни, распни Его!" или уходят в темную ночь.

Только внутреннее, сердечное восприятие раскрывает Тайны Евангелия и привлекает сердце к нему неотторжимо.

"В меру жития бывает восприятие истины" – сказал великий наставник умного монашества – св. Исаак Сирский.

В меру внутреннего очищения раскрывается Евангелие. Сердце очищается внутренним подвигом покаяния. Очищенным сердцем воспринимается Евангелие. Потому Господь и сказал Свое первое слово грешному и неверному миру: "Покайтесь и веруйте в Евангелие".

Первая заповедь Нового Завета – Покаяние . Без покаяния Евангелие, благодатная жизнь – недостижимы. Только покаянием грешная душа входит в новую, благодатную жизнь. Покаянием душа обретает благодатную веру: в труде очищения сердца оживают внутренние чувства, которыми душа и воспринимает внутреннюю духовную жизнь, воспринимает Евангелие. А это и есть благодатная вера.

Грех каменит сердце, мертвит , умерщвляет его нежные органы чувств, воспринимающих духовную, благодатную жизнь; потому "внешним", пребывающим в грехе, Тайны Царствия Божия не даны, они для них недоступны. Для "внешних" христианство дано во внешних притчах: в вещественном, в видимом.

Но они видя – не видят его. Слыша – не слышат и Сердцем не разумеют.

Только на пути внутреннем, на пути очищенного сердца, раскрываются его тайны. Путь внутренний есть путь благодатного покаяния. Благодатное покаяние есть внутреннее изменение всего жития и телесного, и мысленного. "Начальный момент покаяния – есть рождение свыше" в новую, благодатную жизнь. Без этого рождения не бывает и новой жизни. Момент рождения и покаяния вводит в новую благодатную жизнь – в жизнь покаяния, очищается сердце и оживает для восприятия Евангелия, для восприятия Новой, благодатной жизни. Евангелие есть благодатная, божественная жизнь, жизнь Божьего чуда. Сердце, очищенное покаянием, воспринимает эту новую жизнь, воспринимает как чудо, живым чувством, реальным ощущением воспринимает "уповаемых вещей извещение", воспринимает благодатную жизнь веры. Ожившее сердце живет новым воздухом духовной жизни – воздухом Покаяния.

Обманывает себя тот, кто живет плотолюбными вожделениями, пребывает в сласти плотолюбия и думает, что пребывает в духовной жизни христианина. Это путь – самообмана, путь "льстящий в похотях плоти". На нем не обитает Дух Божий. Это не путь Евангелия. На нем нет очищения от мертвящего греха, а потому и нет восприятия жизни духовной. Только на пути отрешения от плотолюбного жития, на пути покаяния, душа обретает благодатную веру в живых чувствах сердца. В другом месте благодатная вера не обретается. Живой верой сердца, т. е. живым чувством, душа человеческая обретает духовную жизнь, духовное бытие и в нем утверждает свою временную значимость. В кратком моменте времени, в точке земного бытия, определяет направленность своей воли для необъятной деятельности в вечности. В подвиге покаяния и живой опытной веры душа человеческая утверждает свое бытие в Божественном, входит в круг этого бытия и "содействующей благодатью восприемлет обожение и соделывается Света причастницей и общницей Божества независтно"(Канон Причастный, Молитва, 7).

иеромонах Сергий (Ситиков)
Издательство: Сибирская Благозвонница
ISBN: 978-5-91362-194-8
Жанр: Духовная литература
Формат: FB2
Качество: Изначально электронное (ebook)
Иллюстрации: Без иллюстраций

Описание:
Книга «Тайна Царствия Божия» - вдохновенное песнопение благодарного сердца о великом даре Божием - Иисусовой молитве. Собранная из святоотеческих высказываний об «умном делании» и подкрепленная большим опытом служения, рукопись этой книги была поистине выстрадана иеромонахом Сергием Ситиковым (1889-1951). Промыслом Божиим она оказалась у старца, отца Иоанна Журавского (1867-1964). В те годы, когда богословская литература была почти на вес золота, драгоценные строки этой книги служили людям, наставляя их в молитве, покаянии и побуждая неустанно искать Царствия Божия еще здесь, на земле - в своем сердце. Жизненный пример хранителя самой рукописи и великого делателя «умной молитвы» - отца Иоанна, долгие годы окормлявшего тюремную церковь и Свято-Фирсову богадельню в Риге, подвижника, молитвенного наставника, духовника многих духовников - явил истинные плоды Иисусовой молитвы. И несомненно, что рукопись книги «Тайна Царствия Божия» была в том его верным помощником. Да булет таковым она и для нас!

ГЛАВА I. Тайны Царствия Божия - только верою прозревшим

ГЛАВА II. В христианском человечестве «верою прозревшим» было восточное иночество; им и хранились тайны Царствия Божия

ГЛАВА III. Отличие западного монашества от восточного. В восточном монашестве сокрыты тайны конца

ГЛАВА IV. Восточное монашество хранило в себе тайну начала нового бытия и конец старого

ГЛАВА V. Современное восточное монашество утеряло тайну нового бытия, которая скрывалась в «умном делании». Этим оно приблизило конец. Исчезновение монашества и «овеществление духа» - признаки конца. Благодатных наставников нет, и остаток христиан должен спасаться Писаниями отцов и молитвенными слезами

ГЛАВА VI. Святые отцы опытно знали тайну спасения человека и создали о сем опытную науку, науку о «трезвении». Сокровенный смысл «трезвения» и сущность его делания

ГЛАВА VII. Святоотеческое учение о «трезвении» начинается с познания нашей «умной природы», умерщвленной грехом в Адаме, и указания средства, приводящего к воскресению. Простота, доступность и величие средства

ГЛАВА VIII. Святоотеческое учение о «трезвении» есть величественное таинство, которое раскрывается вступившим на путь возрождения. Сущность возрождения души. Признак возрождения души

ГЛАВА IX. Святые отцы были искателями своей души - «умной Божией красоты», обретали ее на пути «умного труда». «Умным трудом» обретали ангельское житие на земле и вечную жизнь

ГЛАВА X. Призыв святых отцов к стяжанию своей души, к стяжанию Бога «умной молитвой», «умным трудом»

ГЛАВА XI. Святые отцы не только призывают, но и умоляют нас усердно приняться за сей «умный труд» - за непрестанное призывание имени Божия; сим деланием ум обретает душу, а душа обретает дивного Бога. Гимн имени Божию

ГЛАВА XII. О душе, или об «умной сущности», по разуму святых отцов. Уяснение нашей «умной природы», ее болезни, дарованного Богом врачевства и способа усвоения сего врачевства

ГЛАВА XIII. О возможности заниматься «умной молитвой» в миру. Утешительный благословенный пример. Главное условие «умной молитвы» - «береги ум». Наши благодатные наставники этому деланию - Писания святых отцов и скорби

ГЛАВА XIV. «Умное делание» начинается с покаяния. Сущность покаяния, по разуму святых отцов

ГЛАВА XV. Внутренняя работа духа начинается с внешнего: вначале призывать непрерывно имя Божие устами

ГЛАВА XVI. Непрестанная молитва стяжевается частым призыванием имени Божия. Плоды правильной и неправильной молитвы. Благодатное действие «умной молитвы» на всего человека

ГЛАВА XVII. «Умная» частая молитва приводит ко внимательной, внимательная - к «умной» и непрестанной. Основа внимания - страх Божий и неспешность в молитве

ГЛАВА XVIII. «Умная молитва» - тайна, сокрытая от веков. Душа - «умная херувимская колесница», носящая эту тайну слова во всех твоих трех природах: в телесной, «умной» и духовной; и это дело - райское

ГЛАВА XIX. «Умная» работа духа: «беречь свой ум» - путь узкий и тесный, путь мученический. Сущность «умного мученичества»

ГЛАВА XX. «Умная молитва» - тайна Царствия Божия, сокровенная заповедь, высший дар любви Божией - воспринимается только верою и покаянием и рождает вечное славословие Божией любви Небесного Бога

ГЛАВА XXI. Гимн молитве Иисусовой. Песнь святителя Симеона Солунского. Прикровенное слово о сей молитве святителя Игнатия Брянчанинова. Вдохновенный гимн-призыв святителя Димитрия Ростовского

ГЛАВА XXII. «Умная молитва» - драгоценный залог любви Христовой, дарованный возлюбившей душе в утешение в ее земной юдоли скитания. Наветуется сей залог древним мысленным разбойником, искуснейшим и завистливым вором. Спасительный способ святых отцов, коим сохраняется сей залог

ГЛАВА XXIII. Заключительная песнь Преблагословенной Виновнице «умного пути» - Пресвятой Деве и Матери Божией

ПРИЛОЖЕНИЯ

Вариант главы I. Тайны Царствия Божия - только верою прозревшим

О старце Иоанне Журавском, хранителе рукописи «Тайна Царствия Божия» и великом подвижнике

Жизнеописание старца Иоанна

Из воспоминаний духовных чад, последователей и сослужителей старца Иоанна Журавского

Детали торрента:
Название: иеромонах Сергий (Ситиков) | Тайна Царствия Божия или забытый путь истинного богопознания (о внутреннем христианстве) [Из библиотеки старца Иоанна Журавского] (2009)
Дата добавления: 28 Апр 2016 13:50:02
Размер: 534 KB
Раздают: 1
Качают: 0
ГЛАВА 6

СВ. ОТЦЫ ОПЫТНО ЗНАЛИ ТАЙНУ СПАСЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И СОЗДАЛИ О СЕМ ОПЫТНУЮ НАУКУ, НАУКУ О "ТРЕЗВЕНИИ". СОКРОВЕННЫЙ СМЫСЛ "ТРЕЗВЕНИЯ" И СУЩНОСТЬ ЕГО ДЕЛАНИЯ.

О внутренней молитвенной жизни, о внутреннем внимании к помыслам Св. Отцы создали опытную науку, стройную и совершенную, которая хранится в их Богомудрых Писаниях. Эти Писания Отцами созданы по внушению Духа Божия для последних времен, созданы для нас.


Св. Отцы, Духом Божиим провидя, что мы, живущие в последних временах, осиротеем: останемся без наставников, без руководителей этому спасительному деланию, оставили нам в руководство несколько опытных, существенно важных советов в деле усвоения спасения, в деле усовершенствования себя в молитвенном подвиге.

По святоотеческому разуму, в основе опытного Богопознания, в основе опытного усвоения спасения, усвоения начала нового Бытия – лежит "умное делание" или "трезвение", которое состоит из внимания к помыслам и НЕПРЕСТАННОЙ МОЛИТВЫ Иисусовой, заключающейся в словах:

"ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ, СЫНЕ БОЖИЙ, ПОМИЛУЙ МЯ ГРЕШНОГО".

Внимание и непрестанная молитва и есть та мысленная деятельность, из которой и слагается умное делание. Это умное невещественное делание есть сокровенное таинство Отцов и неудобьсказуемое. Нет слов на человеческом языке чтобы можно было полностью изъяснить это Таинство. Никакими подобиями и сравнениями не уяснишь его.

"Непрестанная молитва, как заповедь Божия и дар Божий необъяснима человеческим разумом и словом" – говорит святитель Игнатий Брянчанинов (т. II, стр. 216).

Это Божественное делание священной умной молитвы было непрестанным делом древних Богоносных Отцов наших", – говорит Паисий Величковский. И пусть будет известно, – продолжает он, – что, по неложному свидетельству Богомудрого, Преподобного и Богоносного Отца нашего Нила, постника Синайского, еще в раю, Самим Богом дана первозданному человек умная Божественная молитва.

Но несравненно большую она стяжала славу, когда более всех святых Святейшая, Честнейшая Херувимов и Славнейшая без сравнения Серафимов, Пресвятая Дева Богородица, пребывая во Святая Святых, Умною молитвою взошла на крайнюю высоту Боговидения и сподобилась быть Пространным Селением Невместимого всею тварию, Ипостасно в Нее вместившегося Божия Слова.

И кто возможет по достоинству похвалить божественную Умную Молитву, делательницей которой, наставляемая руководством Святаго Духа, была Сама Божия Матерь?" (Об "умной молитве" – Паисий Величковский).

Умная молитва достойна Божественных хвалений: ибо вмещает в себя Имя Всехвального Бога Всеславного. Она неизъяснима, как неизъясним Сам Бог, имя которого она носит. Это

– Божественное Таинство, величественное исполнение Божиих чудес славных и неописуемых.

Сокровенный смысл "Умного делания" или "трезвения" или "непрестанной молитвы" – в Таинстве Богоношения и выявления Лика Христова в лике человеческом. В этом и секрет, тайный смысл "трезвения" или "умной молитвы" Св. Отцов.

"Умная молитва" есть умный подвиг воли умной души, совершающей благодатное таинство покаяния. В этом Таинстве душа усовершается в земных условиях в деятельности, для загробной жизни, где раскроется перед нею славная и неописуемая деятельность необъятного Божественного совершенства совершенного Бога.

Умное делание есть сокровенный путь к ангельскому житию на земле. Умное делание выводит нас из бытия гибнущего, земного, смертного, плотского и вводит нашу умную природу в Новое бытие – в вечное, небесное безсмертное, Божественное; "обновляет человека и по душе и по телу" (Св. Симеон Нов. Богослов).

Умное делание есть Херувимское Богоношение душой Бога-Слова. Умное делание есть забытый монашеством путь опытного Богопознания. Монашество, носящее ангельский образ без ангельского делания, не есть монашество, это – пустоцвет, тело без души.

В умном делании сущность монашества, а в монашестве сущность христианства. Без умного делания нет монашества, без монашества – нет христианства.

В умном делании сокрыты тайны Царства Божия, постепенно открывающиеся Духом Божиим только тому, кто вступил на путь опытного усвоения покаяния.

Никакими искусственными пособиями эти Тайны не раскрываются. Непрестанная молитва дается непрестанному покаянию. Единственно верное пособие, которое не повредит легких и не помутит ума, не ввергнет в "прелесть" – это непрерывная покаянная молитва, в сокрушении сердца Богу приносимая: "Помилуй". Эту жертвенную молитву сокрушения Господь Бог не презрит. Ибо только покаянию отверзаются двери Тайн Царствия Божия. И это путь незаблудный.

Тому, кто узрел близкий конец вещественного мира и кто в чувстве сердца узрел и свой близкий конец, неизбежный и неотвратимый, какая иная молитва может более приличествовать и более удовлетворять, кроме сей краткословной и многовместительной? Кто помышляет о смерти и о скором предстоянии перед Судом Божиим, у того может быть только одна неустанная забота: прежде конца успеть испросить себе милость у Господа Бога

А потому сия молитва в процессе делания и превращается в немолчный вопль души: "Помилуй!"

Это делание и есть "Тайна спасения" Апостольского Корабля, в котором спасались древние Отцы и за который не держалось монашество в последних временах, потому и погибло. Оно держалось за внешнее одеяние, за стяжание, за внешнее благочестие, потеряв при этом внутреннее умное делание – внимание к помыслам и непрестанную молитву. А потеряв "умное делание" – оно потеряло себя.

Теперь это Ангельское делание будет принадлежать тем, кто ухватится за него изнутри, кто обретет внутренний путь к Богу Узкий путь умной Тесноты. Это и будет монашество внутреннее, сокровенное. Ибо сия сокровенная Тайна Царствия Божия внешним не вверяется. Она для них недоступна, "Умное делание" есть по существу делание внутреннее, сокровенное, Ангельское. Оно же и есть "Трезвение".

А "трезвение" по учению св. Отцов есть духовное художество, которое, если долго и с постоянным усердием проходить его, с Божьей помощью, совершенно избавляет человека страстных помыслов и слов и худых дел, дает ему верное познание Бога Непостижимого сколько сие возможно для нас, и сокровенное разрешение сокровенных Божественных тайн и есть творительница всякой заповеди Ветхого и Нового Завета и всякого блага будущего века подательница.

Само же оно есть собственно чистота сердца (Св. Исихий) А чистота сердца и есть молитвенное хранение ума от злых помыслов (Исихий).

Следовательно, сущность "трезвения" в непрестанной молитве и во внимание ума к помыслам.

Вот за это делание Отцы нам и предлагают ухватиться как за спасительную Тайну А делание сие поистине спасительно, многомощно и действенно спасать держащихся за него с верою.

Ревнующий о спасении своей души от неминуемого потопления – да ухватится за нее крепким своим усердием и будет спасен. А благому усердию всегда Сам Бог Помощник. Имеющий уши слышать – да слышит!

Спб.: Сатис, 1994. — 239 с. — ISBN 5-7373-0061.Приснопамятный, глубоко почитаемый протоиерей Иоанн Журавский (1867—1964?) прожил долгую жизнь и много потрудился во славу Божию для Святой Православной Церкви. Его служение проходило в Латвии и много способствовало укреплению и распространению там Православия. Это был поистине духоносный пастырь, "золотой батюшка", — как его называли. Сейчас поставлен вопрос о его канонизации. Книга о. Иоанна "О внутреннем христианстве" посвящена Иисусовой молитве, "умному деланию", практика которого ныне во многом утрачена. К сожалению, авторский оригинал книги утерян, и она сохранилась лишь в "списках", в которых встречаются, неизбежные в подобных случаях, разночтения, а то и привнесения. В нашем издании использовано два взаимодополняющих "списка", и мы надеемся, что таким образом оно приобрело достаточную полноту. Простите нас, дорогие читатели, за возможные упущения.Эта книга — плод моего почти сорокалетнего вслушивания в Божественную Симфонию словесных звучаний мыслей святых Отцов Церкви Православной, бессмертных Искателей Умной Красоты. И конечно, это не академическое "исследование" и не богословский трактат о Боге и о путях к Нему. Нет. И еще раз — нет. Это — священная поэзия, отзвук того вдохновения, каким были объяты Отцы. Это песня сердца об "умном делании", о той Дивной музыке Небес, прославляющей Дивного Бога, какую Душа услышала в этой бессмертной Симфонии Отцов, как основной лейтмотив всей Православной аскезы, всех святоотеческих Писаний. Диапазон моих голосовых возможностей не велик. Но я пропел искренно, как мог. И если кто пропоет лучше о том же и звучнее, я с любовию покорюсь ему, славословя Дивного Бога в Дивных Святых Своих. Раскрывая сокровенные мысли Св. Отцов об "умном делании", у меня не было намерения излагать этот предмет в виде системы. Далек я был от этого намерения. Систематично изложил в простейшей форме с бесподобной ясностью благословенный Поэт "умного делания" — Богомудрый еп. Игнатий Брянчанинов. У него это учение, эта — "наука из наук" и "художество из художеств" изложено в системе — ясно, просто и доступно для всякого, желающего усвоить это делание. У меня было иное намерение. Мной руководило скромное желание, сердечное желание: дать читающему не систему светлых мыслей Отцов о Дивном Боге, а пропеть о Нем песнь и дать почувствовать сердцем Этого бесконечно близкого и живого Бога. У меня было тайное желание этой песней возбудить в читающем сердечное, живое чувство к Богу — Спасителю нашему. А этот маленький ручеек чувства сам собою превращается — при надлежащем умном уходе за ним — в реку живой, умной работы, в "умное делание". И тогда непрестанная молитва не является "скучным механическим занятием", а дыханием жизни. Ибо дышать этим воздухом непрестанной молитвы следует не потому, что так нужно, а потому, что нельзя им не дышать: он является органической необходимостью, духовным питанием. Такое делание молитвы вытекает из Живого чувства к Живому Богу. Сознать близость присутствия Божия на всяком месте и воспринять чувства в живом ощущении Его присутствия — это и есть тот спасительный момент, оживотворяющий душу, из которого вытекает: "потрясающее благоговеинство", страх и "умная молитва". Для большего согревания моего намерения я и прибегал к горячим мыслям только тех Отцов, которые и сами были "поэтами умного делания", т. е. жили молитвенным вдохновением. Ибо молитва действительная, живая — есть божественное вдохновение благодати, песня сердца к Богу. Потому вдохновенный Пророк — певец, и сказал: "Пою Богу моему дондеже есмь". А механическое занятие молитвой есть один из путей, приводящих к этому вдохновению, к этой песне.
Горячие мысли горячих Отцов согревали мое намерение подтолкнуть ближе к этому божественному вдохновению, к этому Огню — тех, кто около Него застывает. И если не умом, то чувством воспринять от Него согревание. И если мне удалось хоть слегка возбудить в читающем это чувство — буду считать, что труд мой был не напрасен, в чьей-то душе родится радостная песнь "О Боге Спасе моем". А это и будет началом вдохновения благодатного, началом молитвы внутренней, началом песни сердца к Богу. И тогда сердце вдохновенно воспоет этому Дивному Богу, Великому и Живому, вечно живущему и бесконечно близкому к сиротливой душе человеческой, которую Он тепло согревает Свое потрясающей теплотой Божественной — воспоет Ему гимн славословия вечного. Эта книга написана не для всех, а только для избранных, она написана для моих духовных о Господе друзей, для искателей "умной красоты", для тех, кто с болезнующим сердцем прошел через всю жизнь с устремленным исканием "Умной Потери" — своей души. Эта книга — духовный синтез моей жизни. Синтез, родившийся в процессе моего сложного религиозного опыта. А сам синтез — есть квинтэссенция всей Православной аскезы, очень сложной и туманной для мудрствующего разума и очень простой и ясной — для верующего сердца. Путь сердца и привел меня к этому спасительному синтезу:
к внутреннему познанию "Умной Красоты" и к обретению пути, ведущему к Ней.

«Вам дано знать тайны Царствия

Божия, а тем внешним всё бывает

в притчах» (Мк. 4, 11)

ТАЙНЫ ЦАРСТВИЯ БОЖИЯ - ТОЛЬКО ВЕРОЮ ПРОЗРЕВШИМ

Только на пути внутреннем, на пути очищенного сердца раскрываются его тайны. Путь внутренний есть путь благодатного покаяния. Благодатное покаяние есть внутреннее изменение всего жития - и телесного, и мысленного. «Начальный момент покаяния есть рождение свыше» в новую, благодатную жизнь. Без этого рождения не бывает и новой жизни. Момент рождения и покаяния вводит в новую благодатную жизнь - в жизнь покаяния, очищается сердце и оживает для восприятия Евангелия, для восприятия Новой, благодатной жизни.

В подвиге покаяния и живой опытной веры душа человеческая утверждает свое бытие в Божественном, входит в круг этого бытия и «содействующей благодатью восприемлет обожение и соделывается Света причастницей и общницей Божества независтно» (Канон причастный, молитва 7).

«Ибо верующему всё возможно», - сказал Господь. И кто обрел сей путь и подвигом умной воли преодолел внешнее, плотолюбное житие как соблазн, оградился верою от сего обольстительного «древа познания добра и зла» и свободно устремился внутреннейшей мыслью и чувством к внутреннему, сокровенному, умному деланию покаяния - и в труде внимая к своему житию, непрестанно просит, трезвенно ищет едва приметный путь Божий и смиренно стучится болезнующим сердцем в дверь милосердия - тому ответят, он обретет, и ему отверзутся двери сокровенных тайн Царствия Божия.

И сия сокровенная, духовная, внутренняя жизнь Божия обретается душами не внешними. И обретается деланием сокровенным, внутренним. А самое «делание» обретают немногие: лишь те, кто вступил на путь отрешения от владений «невещественных, мысленных» - от мечтаний и вожделений - и взыскал внимание к своим помыслам.

«Сии отрешенные принадлежат к чину христиан более внутреннему», по слову святителя Макария Великого (Слово 1 гл. 9), принадлежат к иному роду христианскому. О них сказала Родоначальница этого рода - Пресвятая Дева, указуя на преподобного Серафима: «Сей - рода нашего».

Они и есть носители этого рода - иного. Носители живой веры Божьей - многодейственной, чудотворящей. Они - живые носители Живого Бога.

Они и есть верою прозревшие и опытно познавшие сокровенные тайны Царствия Божия.


В ХРИСТИАНСКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВЕ «ВЕРОЮ ПРОЗРЕВШЕЕ» БЫЛО ВОСТОЧНОЕ ИНОЧЕСТВО, - В НЕМ И ХРАНИЛИСЬ ТАЙНЫ ЦАРСТВИЯ БОЖИЯ

Монашество, отрекшееся подвигом «умной воли» от внешнего и вещественного, отрекшееся от труда, продолжения тленной, смертной бесконечности, отрекшееся от «невещественных владений», от мечтаний и вожделений и устремившее свою духовную «умную природу» к Воскресению и бытию в веке ином - и было тем внутренним христианством, верою прозревшим, которому и открылось иное бытие - сокровенное, Божественное, скрывавшееся от веков и родов.

Через соприкосновение с монашеством внешний христианский мир просвещался и обретал действенную благодать, которая освящала его внешнее бытие и открывала путь к бытию внутреннему, духовному. Освящающая благодать Христова исходила на внешний мир только через иночество. Других путей освящения в Церкви Христовой не было, нет и не будет.

Всякая душа христианская, возжаждавшая благодатного изменения своего жития, получала его и будет получать только через иночество. Святые иноки являются носителями сей действенной благодати. В этом - тайна Церкви Христовой. И тайна сия - святое благодатное иночество.

В святых трудниках иночества восточного, которым даны эти тайны Царства Божия, хранился и сокровенный умный путь к освящению, к обретению благодатной жизни и веры и к опытному усвоению этих тайн.

И Первой Благословенной Трудницей в новом человечестве, умным трудом своим восхитившей сокровенную тайну нового бытия, была Преблагословенная Дева и Мать, Родоначальница иного рода, нового человечества. Родоначальница рода монашеского, Небесная Игумения земного иночества. Она первая проложила этот путь к тайнам Царства Божия и к нужному восхищению этих тайн. От Нее и пошло новое человечество: ангельское, Божественное, небесное, иное - иноческое, устремленное к иному веку, к иному житию, к Воскресению Нетления.

ВОСТОЧНОЕ МОНАШЕСТВО ХРАНИЛО В СЕБЕ ТАЙНУ НАЧАЛА НОВОГО БЫТИЯ И КОНЕЦ СТАРОГО

Мысль о конце грешного, тленного бытия, о конце мира - мысль древняя, пророческая. Еще в Ветхом Завете пророки Божии о ней вещали.

Но она особым светом затрепетала в Новом Завете, в новом сознании христианского человечества. Христос-Спаситель и словом, и Своим Божественным воплощением Своего вхождения в природу человеческую дал уразуметь о конце бытия грешного, смертного - о конце сего мира и о начале бытия нового, бессмертного. В святом боговоплощении и скрыта тайна нового бытия, невещественного, и конец старого, вещественного.

Самый факт появления Бога в природе человеческой весьма ярко свидетельствует о том, что сия природа получила начало иного бытия - нового, Божественного, о чем Церковь в своих сокровенных гимнах, малодоступных непросвещенному сознанию, ликующе поет: «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития, вечного начало».

С приходом христианства в мир вошло это начало этого бытия, начало вечного. Христианство - религия торжества: «Вечного над временным, бессмертного над смертным, нетленного над тленным».

Христианство - религия Воскресения. В христианстве старое, тленное бытие упраздняется, ад разрушается, умирает ветхий, тленный человек с его ветхим, тленным миром - и оживает человек новый, нетленный, бессмертный, человек Воскресения, живущий «на небеси».


В истинном христианстве - миру конец. В христианстве смертный человеческий род прекращается и выявляется род иной - бессмертный, ангельский, вступивший на путь христианства, на путь прекращения смертного человеческого рода. Только тот христианин продолжает род, который недомысливает христианство по своему малодумию, по своему плотскому житию не вмещает его тайны (Мф. 19, 12).

Тайна христианства - велика; потому и продолжается смертный род человеческий, что не может он вместить ее в сосуд своего духовного развития, не может вместить тайны бессмертия Христова. И немногие вмешают эту тайну. Одни ее вмещают от рождения, другие - от должной меры развития духовного сознания. И в них смертный род прекращается: они являются носителями иного рода, бессмертного. В них открывается и начало иного жития - вечного.

И носителями этого иного, вечного были в человечестве - святые иноки и святые избранники Божии - апостолы, возродившиеся от Духа Божия. Они первые опытно познали это «начало нового жития», божественного, вневременного, потому о бытии во времени, о мире во зле лежащем, изрекли пророческое слово: «Дети, последнее время мир проходит и похоть его». (I Иоан. 2, 17 - 18.)

И с тех пор, как появилось новое, христианское сознание, новое ощуще ние новой жизни - просветленная мысль о конце старого сознания, о конце мира переходящего, весьма ярко засветилась над человечеством особым небесным светом.

Этим светом ярко озарилось первое христианство, опытно познавшее живым чувством сердца - новое, иное. И отношение к старому было выразительное, острое, непримиримое. В сознании и чувстве просветленном - ветхий мир умирал, образ его исчезал и уходил в небытие.

Это живое, острое чувство нового христианского сознания о конце мира, нового отношения к миру сильно и выразительно звучит в словах святого Апостола, который писал: «Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен, должны быть как неимеющие, и плачущие - как не плачущие, и радующиеся - как не радующиеся, и покупающие - как не приобретающие, и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся, ибо проходит образ мира сего» (I Кор. 7, 29-31).

Какое величественно-просветленное понятие о мире сем звучит в этих словах Апостола! Мир сей - это только образ, и притом преходящий: только тень, но не самый предмет. Какое глубокое и одухотворенное понятие, совершенно не свойственное бытию плотскому. И какое живое и острое ощущение «мира сего» как тени, как образа преходящего, - это благодаря просветленному, благодатному прозрению и ощущению живым чувством сердца того вечного, нового, непреходящего бытия, которое отбрасывает эту преходящую тень.

Восприняв и ощутив вечное как Новую Жизнь святые и сказали о мире сем, что он только образ мира Невидимого и образ преходящий. Но это острое и живое ощущение новой жизни не было воспринято христианскими народами; оно нашло себе приют только в одиноких кельях отшельников и подвижников христианства. Эти одинокие и были носителями нового, иного, богочеловеческого бытия. Они шли путем веры Христовой, и сей верой опытно познавали тайны Христовы, тайны Царствия Божия, познавали дивные чудеса Дивного Бога, и Бог в них был воистину дивен. А внешнее христианство «обмирщилось», «оязычилось», приспособилось к миру сему и жило его жизнью - плотской, вещественной, плотолюбивой. Новое бытие явилось достоянием только одиноких.

Небесный свет о дивных чудесах Дивного Бога, свет о новом бытии и о конце старого, свет, озаривший темное бытие мира, с первых дней христианства и до последнего времени исходил от этих одиноких избранников Божиих, от иноков - исходил из пустынных монашеских келий, где совершалось в лаборатории духа великое тайнодействие: жительство на земли претворялось в жительство на небеси, темное, дебелое вещество одухотворялось и сияло неземными лучами, грешная телесность претворялась в Святую Плоть, вода многих покаянных слез - в вино веселия вечного, земной человек - в небесного ангела.

Там, в огне внутренних борений и тайного келейного плача, падение духа человеческого в вещественность, его овеществление изменялось, преображалось действием Божественным. Падший дух человеческий, превратившийся в плоть и пресмыкающийся в прахе ее похотствований - освобождался от власти похоти плоти, окрылялся благодатным вдохновением и воспарял от земли в горняя, где и озарялся лучами Незаходимого Солнца, светился Его Светом, превращался в свет: «Вы - свет миру» (Мф. 5, 14).

И тленная, темная плоть - вечная подруга духа и рабыня страстей - увидев преображенный и светлый Лик своего бестелесного руководителя - умного духа, - и сама преображалась от его света, становилась прозрачной, нетленной и светилась неземными лучами.

И земной человек превращается в небесного ангела; омраченное создание сияло лучами Незакатного Солнца. Из огня борений и плача выявилось новое бытие, вечное, нетленное; раскрывались тайны Царства Божия здесь, на земле, в светлых ликах нового творения: в ликах святых.

К этой светлой вселенской заутрене дивного Воскресения, к этому светлому преображению творения, к раскрытию тайн Царства Божия на земле - путь был дан и указан («Я есмь Путь» - сказал Господь), и возможность полная была дана, в таинстве Бога облекшегося в наше естество. Но человечество, воспринявшее христианство внешне, поверхностно - восприняло его как религию обновленной морали - но не как религию чуда, не как религию Воскресения и действенного выявления нового, необычного, иного бытия.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения