Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

История района. Мемуарный очерк о Старом Люблино - messie_anatol Люблино история названия

Москва – один из древнейших городов России. Каждый её закоулок, так или иначе, связан с определёнными историческими событиями – и это необязательно военные действия или государственные перевороты. Историческими событиями, с которых начинается история целых районов, может быть даже строительство – компания «ДверьЭкспо» даёт гарантию, что любой город или район начинается с одного камня. Одним из таких районов стало Люблино. Имя ему дала усадьба, построенная ещё в семнадцатом веке. Входные двери Люблино впускают многочисленные легенды о появлении этой усадьбы, которая пронизана сказками и сказаниями.

Изначально Люблино – точнее, село, располагавшееся на месте современного района Люблино вдоль реки Голеди – называлось Юркино. Очевидно, так село назвали по имени одного из его владельцев. Позже, с конца шестнадцатого века, село перешло к стольнику Григорию Годунову.

Он был дворянином и последним представителем своего рода. Звучная фамилия сделала своё дело: село стали называть Годуновым. И именно семья Годуновых основала усадьбу, с которой началось Люблино.

Дети Годунова, кроме Аграфены, скончались молодыми и были похоронены недалеко от усадьбы – в Николо-Перервинском монастыре, построенном по инициативе дворян. Сам Григорий Петрович умер в начале восемнадцатого века, после чего Аграфена вышла замуж за адъютанта князя Голицына, после чего село Годуново было передано их сыну – Петру Прозоровскому. Знатоки истории от компании «ДверьЭкспо» не владеют точными сведениями, однако по имеющимся данным именно Прозоровский переименовал Годуново в Люблино. При этом ударение первоначально падало на второй слог.

Именно эпоха Прозоровских обеспечила документалистов первыми архитектурными свидетельствами о плане этой территории. В 1766 году был составлен генеральный план межевания Московского уезда. По этим документам, в Люблино была небольшая усадьба (видимо, та самая усадьба Годуновых). Помимо неё, в деревне были несколько деревянных домов, крашеные двери которых никогда не запирались на замки. А к самой усадьбе шли две дороги. Примечательно, что несколькими годами позже к плану составляли примечания, в которых усадьбы уже не было. Большинство историков считает, что усадьба была сожжена. Причины пожара до сих пор не известны. Через некоторое время усадьбу Годуновых отстроили заново.

Дело в том, что в 1800 году Люблино со всеми владениями перешло к отставному бригадиру Николаю Дурасову. Некоторые называют этого человека графом, однако это исторически неверно. Дурасов хоть и был весьма зажиточным человеком, графского титула всё же не имел. Тем не менее, денег бригадира хватило на то, чтобы выстроить на месте прежней усадьбы новую. Она сохранилась до настоящего времени, и по имени бригадира её называют дурасовской. В усадьбе до социалистической революции жили дворяне, устраивались званые вечера и балы. Массивные двери Люблино в то время были открыты преимущественно для знати и состоятельных людей.

В конце девятнадцатого века возле Люблино проложили железную дорогу. Таким образом появилась своя станция – Люблино-Дачное. Вторая часть названия объясняется тем, что примерно в то же время было отменено крепостное право и на территории усадьбы начали строить дачи. Вслед за железной дорогой появились железнодорожные мастерские и собственное депо. Рабочим также нужно было где-то расселяться, и к началу двадцатого века в Люблино было около двухсот дач. В 1926 году Люблино стало городом – точнее, частью Москвы.

После гражданской войны и революции остатки верующих попытались спасти имеющуюся на территории Люблино церковь от разрушения и перевезли её в Рыжово. План удался, и церковь действительно удалось спасти. Даже строительные двери Люблино сохранились на долгий срок. Ну а само село тем временем превращалось в заводской индустриальный железнодорожный район. Вскоре в именно тут пустили рейсовые автобусы, во дворце усадьбы расположили дом культуры имени Третьего Интернационала, а на месте дворянский аллей и террас разбили общегородской парк отдыха и танцплощадку. В 1968 году его стали именовать парком культуры ленинского комсомола. В конце шестидесятых Люблино вошло в состав Ждановского района, затем ликвидировали дачные построения, и началась высотная застройка. Так в Люблино пришла новая Москва. Время приветливо распахнуло шпонированные двери Люблино и закрыло прежнюю веху истории.

Данью новому городу стал и новый подход к созданию межкомнатных дверей. Лучший производитель этого незаменимого атрибута – компания «ДверьЭкспо». Специалисты компании выполняют пластиковые двери, а также двери со стеклом и зеркалами в лучших традициях мебельного производства, но с учётом новых веяний в строительстве. Эти двери создаются в соответствии со всеми стандартами качества, поэтому будут служить своим счастливым обладателям длительное время. Продукция «ДверьЭкспо» - лучший выбор для вдумчивых и хозяйственных москвичей.

Реферат на тему:

Люблино (город)



План:

    Введение
  • 1 История
    • 1.1 Село Люблино
    • 1.2 Посёлок Люблино
    • 1.3 Город Люблино
  • 2 Известные люди, жившие в Люблино
  • Примечания
    Литература

Введение

Эта статья о городе Люблино; другие значения: Люблино.

Координаты: 55°40′44.4″ с. ш. 37°44′57.12″ в. д.  /  55.679° с. ш. 37.7492° в. д. (G) (O) 55.679 , 37.7492

Люблино́ - бывшее подмосковное село, затем посёлок, с 1925 года город, в августе 1960 года вошедший в состав Москвы и ставший одним из её юго-восточных районов).

Численность жителей Люблино по годам (в тыс.): 1926 - 5,5, 1939 - 63,1, 1959 - 85,9.


1. История

1.1. Село Люблино

Село Люблино известно с конца XVI века под именем Юркино, по одному из ранних владельцев. Было поместьем дворянина Романа Полянинова, а затем подъячего Алексея Лукича Корепонова (Корепанова) (ум. не ранее 1638). Во время смуты Юркино запустело. В 1622 г. Михаил Федорович пожаловал пустошь подьячему Григорию Ларионову (ум. не ранее 1655), служившему в Разрядном приказе. При нем в 1623-1624 гг. уже существовали: «…деревня, что была пустошь Юркина на речке на Голеди. А в ней двор помещиков». Остатки этой деревни и усадьбы обнаружены на территории Парка культуры и отдыха «Люблино».

В 1680-е гг. Юркино принадлежало стольнику Григорию Петровичу Годунову (ум. 1704?), ввиду чего его стали называть Годуновым. Там были похоронены дети владельца, скончавшиеся молодыми: Николай, Сергей, Мария и Евдокия. Единственная выжившая дочь Аграфена, вышла за князя Владимира Никитича Прозоровского, адъютанта фельдмаршала князя М. М. Голицына. Затем Годуново перешло к их сыну князю Петру Владимировичу Прозоровскому, который, по-видимому, и переименовал его в Люблино (первоначально с ударением на втором слоге). Затем деревней владел его сын Владимир Петрович Прозоровский (1743-1796), женатый на княжне Прасковье Ивановне Хилковой (1739-1807). Ко времени В. П. Прозоровского относится самый ранний дошедший до нас план Люблина, составленный в 1766 г. в ходе так называемого «генерального межевания» территории Московского уезда. Согласно плану в Люблине существовала небольшая усадьба с деревянными господским домом и другими постройками у речки Голеди, которая являлась северной границей всего имения. К усадьбе вели две «езжалые» дороги с юга на север и с востока на запад. Всю территорию имения тогда окружали угодья деревни Грайвороново, бывшей вотчины московского Симонова монастыря, лишь впоследствии владельцы Люблина приобрели землю западнее, граничившую с соседним имением Кузьминки.

Однако из примечаний к плану составленных ориентировочно около 1770 г. следует, что в то время усадьбы в Люблине уже не было, а статус сельца оно сохраняло только по традиции. Фактически это было просто небольшая деревенька, состоявшая из 5 крестьянских дворов, в которых проживало 22 человека. Основным занятием мужского населения была работа на барщине, заключавшаяся в возделывании пашни. Женщины пряли лен и шерсть на продажу и для себя. Усадьба, видимо, сгорела; через какое-то время она была отстроена заново.

В 1790-х гг. Люблино приобрела княгиня Анна Андреевна Урусова, урожденная Волкова (? - 1804 или 1806). Известно, что при ней в Люблине существовала усадьба, состоявшая из господского дома со службами и регулярного сада.

Около 1800 года село переходит к отставному бригадиру Николаю Алексеевичу Дурасову (1760-1818). Последний, будучи очень богат, немедленно построил на берегу Люблинского пруда свою усадьбу.

Дурасов Н. А. не был женат и не имел потомков и Люблино унаследовала его сестра Дурасова, Аграфена Алексеевна, вышедшая замуж за дальнего родственника, генерала Михаила Дурасова. Свою дочь Агриппину она выдала замуж за сенатора Писарева А. А., который став владельцем Люблино, превратил его в образцовое хозяйство, но сами с женой жили в Горках (принадлежавших Писареву), а Люблино отдали под дачи.

Писарев А. А. в 1848 году умер, и вдова продала имение московскому богачу Н. П. Воейкову. Он в свою очередь продал Люблино купцу 1-й гильдии Конону Никоновичу Голофтееву и его компаньону Петру Рахманину. (Купцы занимались торговлей «модным дамским товаром» в принадлежавшем им Пассаже на Петровке). Во двореце они отдыхали с семьями летом, а на люблинских землях были дачи состоятельной публики.


1.2. Посёлок Люблино

В 1867 году около села прошла Курская железная дорога, на которой возникла станция Люблино-Дачное и железнодорожные мастерские. В 1870-е годы на части территории усадьбы постепенно возникают дачи. В 1873 году по проекту Н. А. Шохина построили деревянную церковь Петра и Павла в псевдорусском стиле. В 1908 году при станции Люблино-Дачное возникает паровозное депо. В 1910-х годах в Люблине было около 250 дач.


1.3. Город Люблино

Церковь в селе Рыжово, перевезённая из города Люблино

Жилой дом конца 1930-х годов в Люблино. Кооперативная (ныне - Ейская ул.), 29

В 1925 Люблино получило статус города. В 1927 году верующие перевезли деревянную церковь Петра и Павла в село Рыжово Московской области, тем самым спасли её от разрушения. В 1932 году в южной части города из железнодорожных мастерских возник Литейно-механический завод имени Л. М. Кагановича. В 1933 году на Московской улице в стиле конструктивизм построено здание для дома культуры имени III Интернационала, который ранее располагался во дворце усадьбы. В этом же году из Люблино до Москвы по Остаповскому шоссе стал ходить рейсовый автобус . В 1937 году на месте усадебного парка образован городской «Парк культуры имени Ленинского Комсомола». В результате развития в черту города были включены окрестные посёлки Кухмистеровский, Перерва, Поля Орошения и деревня Печатниково. В 1946 году из состава города выделен рабочий посёлок при комбинате очистки сточных вод, получивший название Люблинский . С конца 1940-х годов в южной части города ведётся жилищное строительство. В 1947-1950 годах по проекту арх. Д. М. Соболева в городе создан архитектурный ансамбль малоэтажной застройки, получивший 1-ю премию на конкурсе по РСФСР за 1950 год. В результате застройки возникли новые улицы и два проспекта: Ленинский (ныне Краснодонская улица) и 40-летия Октября. В 1953 году на проезде Кирова построен клуб «Звезда» УЖКХ Главмоспромстроя.

В августе 1960 года Люблино вошло в состав Москвы, сначала в Ждановский район, а в 1969 году выделено в Люблинский район. К середине 1970-х годов практически вся дачная застройка бывшего города была ликвидирована. C 1991 года территория бывшего города Люблино поделена между районами Люблино и Печатники. А Люблинский район поделен на муниципальные округа: Люблино, Капотня, Текстильщики, Печатники, Марьино.


2. Известные люди, жившие в Люблино

  • Ф. И. Буслаев - филолог и искусствовед, последние годы жизни отдыхал в Люблино, где и скончался 31 июля 1897 года.
  • Ф. М. Достоевский - отдыхал в Люблино летом 1866 года и работал здесь над своим знаменитым романом «Преступление и наказание».
  • Е. Ф. Кухмистеров - профсоюзный деятель первых лет советской власти, жил в посёлке Китаевский (позднее в честь него переименованным в Кухмистеровский).
  • М. П. Судаков - танкист, герой Советского Союза, житель города Люблино.
  • И. М. Астахов - лётчик, герой Советского Союза, житель города Люблино.
  • В. И. Суриков - в 1881 году жил в посёлке Перерва, где писал картину «Меньшиков в Берёзове».
  • Я. Я. Чистов - рабочий депо станции Люблино, руководитель вооружённых отрядов большевиков в 1905 году.
  • Ф. С. Шкулёв - поэт, член партии большевиков, родился и жил в деревне Печатниково близ Люблино. Революционное прошлое Шкулёва не помешало тому, что его дом-музей по адресу ул. Дзержинского, 46, находившийся на государственной охране был снесён в 1971 году при застройке района Печатники.
  • О. И. Даль - советский актёр театра и кино. Родился 25 мая 1941 года в Люблино. Детство Даля прошло в Люблино, которое тогда было пригородом Москвы.

Примечания

  1. Тархов С. А. Городской пассажирский транспорт Москвы. Краткий исторический очерк к 125-летию возникновения. М., 1997.
  2. Всё Подмосковье. Географический словарь Московской области. М., 1967. С. 168.
  3. Памятные места Московской области. М., 1956. С. 184.

Литература

  • Коробко М. Ю. Кузьминки-Люблино. М., 1999.
  • Коробко М. Ю. Люблино// Адреса Москвы. 2008. № 2/41. С. 81-83.
  • Коробко М. Ю. Москва усадебная. М., 2005. С. 175-208.
  • Коробко М. Ю. Московский Версаль: Кузьминки-Люблино. М., 2001.
  • Коробко М. Ю. Неизвестное Люблино// Русская усадьба: Сборник Общества изучения русской усадьбы. Вып. 7. М., 2001.
  • Коробко М. Ю., Еремкин Г. С., Насимович Ю. А. Люблино. М., 2003/ Природное и культурное наследие Москвы
  • Романюк С. К. По землям московских сёл и слобод. Часть II. М., 1999. С. 331-320.

История района Люблино пестрит интереснейшими историческими фактами, к которым проявляется интерес со стороны как жителей района Люблино, так и жителей других районов Москвы. Основными ассоциациями которые возникают с Люблино - это конечно же Дворец Дурасова в усадьбе Люблино, но наша задача раскрыть и другие моменты истории.

Липовая аллея. До революции Люблино было небольшим посёлком. Главной улицей посёлка была Липовая аллея(после 1917 года - Октябрьская), теперь называемая Тихой улицей. Она начиналась от здания вокзала, стоявшего со стороны посёлка параллельно железной дороге.

Бывший клуб имени III Интернационала ул. Люблинская, 48

На жилучастке около коммунального отдела литейно-механического завода и клуба «Строитель» 30 мая 1939 года открылась центральная культплощадка. Ранее там были строительные склады, к которым по одноколейке мимо клуба III Интернационала паровозы привозили вагоны со стройматериалами и углём (территория за домами № 3, 5, 7 по Ставропольской улице), склады переместили на пустыри за улицей Кирова.

На площадке – открытая эстрада, на которой выступали самодеятельные художественные коллективы завода, проводились киносеансы, лекции и доклады.

Невдалеке расположилась библиотека-читальня. Танцевальная площадка размером в 400 м 2 находилась у главного входа. Работал постоянный буфет-ресторан. На устройство центральной культплощадки литейно-механический завод ассигновал 70000 рублей.

Молитвенный дом находился на углу Московской и Молитвенной (после 1930 года улица Шкулёва) улиц, открыт по инициативе местных властей и Николо-Перервинского монастыря ещё до октябрьского переворота 1917 года. Это было прямоугольное оштукатуренное и выкрашенное белой краской здание с зелёным шатровым верхом, три ступеньки вели к входу в помещение со стороны Московской улицы, с «белым» магазином у него был общий двор. Во время Великой Отечественной войны там была открыта детская столовая, после войны – пивная палатка, потом был овощной магазин.

Брашевская дорога- отрезок старинный дороги, ведущий на Коломну по которому на Угрешу (Угрешско Николаевская пустынь) пролегал маршрут царских богомолий

Сквер имени М.П. Судакова.

На этом месте во время строительства цехов, стандартных домов, бараков для Люблинского литейно-механического завода был склад ОКСа.

Со стороны Московско-Курской железной дороги по Деповскому проезду и будущей улице Кирова (с 1966 года имени М.П. Судакова) небольшой паровоз подвозил строительные материалы по специально проложенной железнодорожной ветке к складу ОКСа. Здесь разгружали лесоматериалы для дальнейшей переработки. Были на складе ОКСа также большие ямы, где гасили известь.

После ВОВ, когда в городе Люблино началось интенсивное строительство, склад ОКСа перевели на территорию ЛЛМЗ. Железнодорожные пути разобрали, улицу заасфальтировали.

На месте бывшего склада появился в 1958 году сквер имени М.П. Судакова. На устройстве его каждая Люблинская школа отработала по 4 часа. Помогали также все комсомольские организации Люблинских предприятий.

Улица Ставропольская

До 1904 года на месте этой улицы и около неё был сосновый вековой лес, 70 десятин которого 16 июня 1904 года было уничтожено смерчем.

Некоторое время здесь была пахотная земля, но потом постепенно она стала застраиваться.

Особенно интенсивное жилищное строительство началось с пуском «Можереза».

30 мая 1939 года на территории за домами № 3,5,7 по современной Ставропольской улице открылась центральная культплощадка литейно-механического завода с эстрадой, где выступали артисты и показывали кинофильмы, танцплощадкой, библиотекой-читальней. Рядом находился клуб этого завода.

До 1948 – 1949 года Московскую (Люблинскую) улицу пересекали в трёх местах железнодорожные ветки: у клуба имени

III Интернационала (Ставропольской), у техникума Трудовых резервов (Краснодарской) и около улицы Кирова (Судакова).

По ним небольшими паровозами доставляли на склады необходимые материалы во время строительства цехов МОЖЕРЗа.

В связи с интенсивным жилищным строительством после войны эти железнодорожные ветки разобрали.

В начале улицы в 1949 году построили городскую школу № 2. В ней учился будущий знаменитый артист Олег Даль.

15 мая 1937 года государственная комиссия приняла в эксплуатацию железнодорожную школу № 49 (после 1961 года –

№ 1143, с 1991 года школа переехала в другое здание).

В ней обучались такие известные на всю страну люди: поэт Владимир Фирсов, артистка Светлана Варгузова, профессор МИИГАиКа Николай Лосяков.

На протяжении не одного десятка лет школа № 1143 воспитала многочисленных мастеров спорта, призёров и чемпионов России, Европы и мира (с 1967 года в ней появились классы спортивной направленности – волейбол и плавание).

В 1965 году Люблинский литейно-механический завод построил на Ставропольской улице Дом физкультуры и спорта.

9 мая 1965 года в сквере по Советской (Ставропольской) улице, заложенном на месте бывшего пустыря ещё в 1960 году, был открыт памятник Герою Советского Союза лётчику, капитану А.Ф. Авдееву.

Большой квартал в конце улицы занимает городская психиатрическая больница № 13.

Заканчивается Ставропольская улица Люблинским кладбищем, где похоронены 14 Героев Советского Союза, два полных кавалера ордена Славы, участники Великой Отечественной войны, несколько человек, награждённых орденом Ленина.

На Люблинском кладбище есть небольшое мемориальное захоронение немецких солдат, умерших в плену, поэтому их соотечественники нередкие гости на Люблинском кладбище.

Сквер имени Антона Павловича Чехова

Сквер появился в Люблине не случайно. По воспоминаниям коренных жителей, Антон Павлович Чехов приезжал в Люблино на Сукино болото, а также на Поля орошения, поохотиться.

В Печатникове старожилы до сих пор помнят, что улицу, где он останавливался в доме своих знакомых отдохнуть после охоты, называли улицей Чехова. Ещё в 1959 году именно там собирались разбить сквер, но в связи с тем, что в 1961 году Люблино вошло в черту города Москвы, этого не случилось.

Сквер имени Антона Павловича Чехова находится между Таганрогской и Армавирской улицами. С предложением присвоить скверу имя А.П. Чехова обратились жители района и представители Ростовского землячества, так как Таганрог – город, в котором он родился.

В центре сквера установлен постамент с бюстом великого писателя работы скульптора Салавата Щербакова. По дорожкам сквера расположены деревянные скульптуры, изображающие персонажей из произведений Чехова.

В западной части зоны отдыха – небольшой спортивный комплекс и детская площадка.

Сквер стал любимым местом отдыха люблинских жителей.

Сквер по Люблинской улице

На месте этого сквера до 1928 года была пахотная земля, огороды.

В 1924 году по Вокзальной улице (северная сторона сквера) построили двухэтажное здание амбулатории с аптекой, потом там долгое время была подстанция «Скорой помощи».

В связи со строительством клуба имени III Интернационала, который сдали в эксплуатацию к новому 1929 году, огороды были ликвидированы, а на их месте появился стадион. Трибуны стадиона были расположены с северной стороны и граничили с двором амбулатории.

Зимой 1934 года дорожки стадиона и футбольное поле превратили в каток. С этого года в Люблино стали проводить соревнования по конькобежным видам спорта и хоккею.

Стадион был оборудован тёплыми раздевалками и буфетом. Работал прокат коньков и лыж.

Во время Великой Отечественной войны стадион был обнесён колючей проволокой и на его территории находился аэродром, где базировались аэростаты. Молоденькие девушки-воины управляли ими, командиром их подразделения был мужчина, старший по званию и по возрасту. Когда война подходила к концу, на этом стадионе располагалась стоянка для студебеккеров.

Долгое время после войны это место было пустырём, где горожане пасли коз, но в 1958 – 1959 году произошли перемены. Заасфальтировали дорожки, на клумбах посадили цветы, установили скульптурные украшения, поставили красивые деревянные диваны. В сквере стало очень уютно, у горожан появилось любимое место отдыха.

Зимой на центральной клумбе устанавливали большую ёлку. Некоторые дорожки заливали водой, и ребятня из соседних домов играла там в хоккей, а то и просто с удовольствием каталась под музыку.

На территории сквера находилось здание музыкальной школы. Сейчас здание перестроили, там находится административно-деловой центр ТОО «Искра».

На дорожке, ведущей к станции Люблино, в 2013 году установили памятный знак в виде большого камня. На нём надпись «Камень установлен в честь 65 годовщины победы советского народа над немецко-фашисткими захватчиками в битве на Курской дуге (5 июля – 23 августа 1943 года)».

На центральной аллее есть небольшой мемориал, где установлен бюст В.И. Ленину.

Клуб имени III Интернационала.

«Конёк-горбунок».

В клубе проводились художественные выставки, работал музыкальный лекторий, несомненный интерес зрителей вызывали встречи со знаменитыми соотечественниками.

Северное крыло реставрируют.

Люблинский пруд

Люблинский пруд образован на русле реки Голядянки. В долине этой речки расположен каскад прудов: Верхний, Нижний, Шибаевский, Юрьев – они находятся на территории Кузьминок.

Люблинский пруд сейчас разделён на два дамбой, от которой начинается Краснодонская улица. В толще дамбы сделан водослив, по которому можно перебраться на лодке из одной части пруда в другую.

С другой стороны пруд ограничен дамбой, по которой проходит Люблинская улица. В толще дамбы сделана труба, куда попадает Голедянка и течёт, уже под землёй, в Москву-реку.

В 1936 году со стороны Люблинской (Московской) улицы сделали новую плотину, вода в пруду поднялась на 70 см. Тогда же для полоскания белья установили два новых плота.

До середины ХХ века, когда ещё не было холодильников, предприятия общественного питания, продуктовые магазины, население заготавливали для своих нужд лёд на водоёмах.

В Люблине этим водоёмом был пруд. Самым лучшим льдом считали лёд, вырубленный под берегом, где сейчас находится Управа. Лёд грузили на запряжённые лошадьми телеги, и отправляли на хранение. Склад льда находился на пересечении современных улиц Люблинской и Кубанской (Люблинская улица, дом № 44/8).

В 1959 году пруд чистили, его зеркало при этом увеличилось на половину.

Стадион «Локомотив» ЛЛМЗ

В 1936 году Люблинский литейно-механический завод начал строить недалеко от берега пруда стадион «Локомотив». Строительство растянулось на два года.

В июле 1938 года «Заводская правда» писала о новом стадионе: «Здесь имеются хорошо отделанные спортивные площадки для игры в футбол, волейбол, баскетбол и городки, устроены теннисные корты, специальное место отведено для приёма норм по комплексу «Готов к труду и обороне», расчищены беговые дорожки.

Всего на строительство стадиона заводом ассигновано 450 тысяч рублей».

В Москве в то время не было такого количества хорошо оснащённых стадионов как сейчас. Поэтому стадион в Люблино с хорошо дренированным полем сразу же привлёк внимание спортивной общественности. Поле берегли: цеховые команды ЛЛМЗ тренировались на поляне, превращённой в футбольное поле, которая была рядом.

Летом на стадионе Люблинского литейно-механического завода проходил легкоатлетический массовый кросс профсоюзов.

На поле играли футболисты «Торпедо», «Локомотива», «Спартака».

Игра футбольных команд «Локомотива» и «Спартака» собрала до 5 тысяч зрителей. Со счётом 4:3 победил «Спартак».

Зимой 1940 года проходил розыгрыш кубка ЦК железнодорожных заводов по хоккею. На Люблинском литейно-механическом заводе были организованы не только мужские хоккейные команды, но и женские.

Женская команда Люблинского литейно-механического завода по хоккею оспаривала кубок ВЦСПС.

9 февраля 1941 года первая женская команда ЛЛМЗ победила команду завода «Красный богатырь» со счётом 11:0.

Во время Великой Отечественной войны большое значение в школах уделялось начальной и допризывной подготовке учащихся. Государство считало, что это – важнейшая задача для текущего момента.

Все учебные заведения города Люблино пользовались стадионом для проведения своих занятий и соревнований.

В школе № 49 военрук т. Беляев и комсомольская организация удовлетворительно поставили военную подготовку. Зимой были подготовлены 100 человек лыжников. Многие учащиеся изучили программу по военному делу на «отлично», сдали нормы БГТО.

На Люблинском литейно-механическом заводе спартакиада в 1944 году выявила неплохих спортсменов. Это показало соревнование по лёгкой атлетике на первенство добровольного спортивного общества «Локомотив» заводов.

В этих соревнованиях участвовали 10 физкультурных команд различных городов. 8 первых мест заняли физкультурники Люблинского литейно-механического завода.

По лёгкой атлетике команда ЛЛМЗ заняла первое место.

После Великой Отечественной войны, в 1946 году, несмотря на тяжелейшую материальную обстановку городской совет Осоавиахима на стадионе ЛЛМЗ организовал работу пневматического тира.

В 1951 году строители ОКСа Люблинского литейно-механического завода установили новые трибуны на стадионе «Локомотив», рассчитанные на 3,5 тысяч зрителей.

В 1952 году переоборудовали раздевалки, они могли обслуживать до 650 человек. Каток заново радиофицировали, сделали современное освещение.

В 1956 году клуб спортсменов команд при домоуправлениях создали на стадионе Люблинского литейно-механического завода по инициативе городского комитета физкультуры и ДСО «Локомотив» завода.

Первый городской фестиваль молодёжи прошёл в Люблино в мае 1956 года. Главные мероприятия и соревнования проходили на стадионе «Локомотив».

В 1956 году закончили строительство городского тира. На месте ранее существовавших каркасно-насыпных стен возвели железобетонные.

В 1957 году в Москве проходил VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов.

На люблинском стадионе «Локомотив» 6 августа состоялся матч футбольного первенства VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве. Встретились команды Финляндии и клуба Иль-де-Франс (Франция).

Интерес люблинцев к матчу был очень велик. Стадион заполнили 9 тысяч зрителей. Победила команда Франции со счётом 6:4.

Более 7 тысяч зрителей заполнили трибуны стадиона «Локомотив» в Люблино 8 августа 1957 года, чтобы посмотреть товарищескую встречу по футболу между командами Иль-де-Франс и сборной Люблинского литейно-механического завода. Со счётом 7:1 победили люблинцы.

На люблинском стадионе 28 мая 1960 года проходила международная товарищеская встреча московского «Локомотива» с командой города Норчепилса (Швеция). Финальный свисток возвестил о победе московского «Локомотива» со счётом 3:2.

Площадка для игры в городки находилась там, где сейчас стоит здание школы имени Ф.М. Достоевского.

Сейчас стадион «Локомотив» в Люблино находится на реставрации.

Аэродром в Люблино

В середине 20-х годов ХХ века перед нашей страной встала задача по укреплению обороноспособности и созданию собственной авиационной мощи.

Это стало буквально всенародным делом. Лозунги призывали: «Трудовой народ – строй воздушный флот!», «Пролетарии – на самолёт!», «Даёшь мотор!». Авиационной техникой должны были овладеть хозяева страны – пролетарии.

В Люблино в это время о создании авиаклуба речи не было. После того, как заработал «МОЖЕРЕЗ», возможность его создания появилась.

Для своего аэроклуба МОЖЕРЕЗ приобрёл двухместный самолёт У-2, предназначенный для тренировочных полётов. 89 человек обучались в лётно-планерной школе.

На пустыре между Кузьминским лесом (лес был намного ближе, чем сейчас) и жилищным участком был тренировочный аэродром, и там инструктор Александр Авдеев (будущий Герой Советского Союза) учил летать своих товарищей-заводчан.

Место это было выбрано не случайно: от поля аэродрома шла дорога к южному берегу пруда, имеющему крутой склон. Планеры с разбега взмывали над прудом ввысь. (Запускали планеры методом катапульты, при этом применялись специальные канаты, состоявшие из тонких резиновых нитей. После того, как они выходили из строя, окрестные мальчишки употребляли их для своих нужд).

Инструкторов обучал подольский аэроклуб. В 1937 году на выпускном вечере, проходившем в клубе имени III Интернационала, рабочих-лётчиков приветствовали Полина Осипенко и старейший русский лётчик Борис Россинский.

В 1940 году ребятам из школы № 49 подарили настоящий новый планер, на котором после обучения можно было подняться в воздух.

В настоящее время дорога, по которой разгонялись планеры, сохранилась, она проходит рядом со зданием, где расположилась Налоговая инспекция.

Клуб имени III Интернационала

К концу 20-х годов ХХ века перед руководством Московско-Курской железной дороги встал вопрос о культурно-просветительской работе в таком большом городе как Люблино, население которого, в основном, состояло из работников железной дороги.

Клуб имени III Интернационала в Люблино был одним из клубов, построенных по программе профсоюзов в 1927 – 1930 годах. Так как в то время в моде было строительство общественных зданий в стиле конструктивизма, то клуб построили именно в этом стиле. Денег не пожалели, клуб представлял собой крупный комплекс с большим залом на 1200 мест и малым залом на 400 мест, с развитой клубной частью, оснащённый новейшим оборудованием как для сцены и показа кинофильмов, так и для кружков самодеятельности, музыкальных, спортивных и технических. Здание было обращено главным фасадом к железной дороге, так как за Московской (Люблинской) улицей в то время были одни огороды,

а население проживало в Печатникове и Перерве.

На протяжении многих лет клуб был главным очагом культуры города Люблино. Там проходили показы художественных и документальных фильмов. В 1958 году в клубе имени III Интернационала был просмотр и обсуждение фильма «Разгром» – дипломной работы студентов Государственного института кинематографии.

На прекрасно оборудованной сцене клуба имени III Интернационала с удовольствием играли приглашённые театры: Московский театр комедии, Московский театр эстрады, Московский областной театр, Московский областной театр кукол, Московский современный театр, МХАТ.

Довольно часто пели солисты Большого театра М.Д. Михайлов, Е.А. Степанова, народные артисты РСФСР И. Масленникова и П.Селиванов, с творческим концертом выступал И.С. Козловский.

Наряду с ведущими солистами театра выступали молодые тогда ещё, но талантливые исполнители: Т. Милашкина и Е. Белов, И. Архипова и Ф.Пархоменко. Выступления солистов сопровождали оркестр и хор Большого театра.

Зрители Люблино наслаждались сценами из балетов «Лебединое озеро»,

«Конёк-горбунок».

Большой популярностью среди люблинцев пользовались концерты Государственного эстрадного оркестра под руководством заслуженного деятеля искусств РСФСР Леонида Осиповича Утёсова, выступления ансамбля «Берёзка» под руководством Н. Надеждиной.

Велась огромная просветительная работа с местным населением.

В клубе было 10 кружков: театральный, оперно-хоровой, кружок духовых инструментов, хореографический, кройки и шитья, был симфонический оркестр и детских баянистов, изостудия и др. В пионерском ансамбле песни и пляски занимались 150 детей.

Городская радиостанция находилась в здании клуба и часто транслировала выступления самодеятельных артистов.

Самоотверженная работа коллектива клуба имени III Интернационала приносила плоды. Почти на всех фестивалях, конкурсах, смотрах коллектив клуба занимал достойные места и без наград не оставался.

В клубе проводились художественные выставки, работал музыкальный лекторий, проходили областные соревнования по шахматам и шашкам, несомненный интерес зрителей вызывали встречи со знаменитыми соотечественниками.

В 1939 году первенство по шестиборью среди железнодорожных клубов заняла команда клуба имени III Интернационала.

Когда началась Великая Отечественная война, то местом сбора демобилизованных воинов был клуб имени III Интернационала.

Во время Великой Отечественной войны из коллективов художественной самодеятельности была образована бригада, которая давала концерты в госпиталях раненым солдатам, показывала документальные фильмы.

На сцене клуба выступали люблинцы, приехавшие с фронта на побывку. Они рассказывали о боях, о нуждах солдат и благодарили за оказанную помощь (1.050.025 рублей собрали жители Люблино на строительство танковой колонны «Москва»).

В 1956 году 70 молодых жителей Люблино отъехали на новостройки Урала, проводили их от клуба имени III Интернационала с добрыми пожеланиями.

В 1957 году в клубе III Интернационала получали путёвки люблинцы (430 человек), отъезжающие на освоение целинных земель.

Сейчас в здании клуба имени III Интернационала в южном крыле проходят выставки «РОСИЗО».

Дорогие друзья, я продолжаю свою рубрику «Москвоведение» и приглашаю вас на очередную прогулку. Учитывая прошлый опыт и критику в адрес предыдущего поста, постарался исправиться и действительно интересно рассказать об одном из самых зеленых районов города Москвы. Мы держим с вами путь в обитель Николая Алексеевича Дурасова - в прекрасное Люблино!

Начну с описания герба Люблино и небольшого экскурса в историю района. Первые сведения об этой местности появились еще в начале XVII века, тогда здесь располагалась деревня Юркино. В свое время это владение было пожаловано Михаилом Федоровичем своему подьячему - Григорию Ларионову. В то время усадьба и все ее постройки были деревянными. Затем владение кочевало из рук в руки (в т.ч. и в руки Годуновых), а в начале уже XIX века перешло к отставному бригадиру Н. А. Дурасову, чей фамильный герб частично перешел на герб современного Люблино. Сегодня он обозначает в верхней части - дурасовский герб, в середине паровозное колесо напоминает о проходящей рядом железной дороге, а красные стены говорят о «городском» прошлом этого места. Внизу герба - синяя водица - символ замечательных Люблинских прудов.

Собственно, «дурасовский период» владения Люблино и прославил данную местность, с этого времени сохранилось наибольшее количество памятников (о них пойдет речь ниже). Дальнейшая история Люблино была связана в основном с советским периодом, так как большую часть сегодняшних жилых кварталов до массовой застройки использовали в качестве полей фильтрации. Люблино сегодня - промышленный центр на юго-востоке, зеленые легкие города на севере и сосредоточение памятных мест Великой Отечественной войны во всех уголках этого любопытного района Москвы.


Историки спорят о названии района, не находят концов. Кажется, свое имя (сначала ударение было на втором слоге) Люблино получило в XVIII веке, когда подобные «пасторальные» названия были довольно популярны. Начать рассказ следует, конечно же, с точки отправления - для нас это одноименное метро. Бегло кинем взгляд на карту. Нам с вами предстоит посетить 10 различных объектов. Благодаря ним мы вспомним и о славных временах дореволюционной России, и о советском прошлом района, и, конечно, о совсем недавних событиях, связанных с этим южным местечком нашего мегаполиса.


Собственно, с последнего и начнем. Люблино фигурировало в СМИ в этом году из-за довольно любопытного случая - спиливания креста храма Святой Татианы Римской (1) . Это новая постройка на территории района (на картах двухгодичной давности храм не указан). Кто это сделал (спилил крест) и зачем? - вопросы, на которые до сих пор многие ищут ответы. Так или иначе, за месяц до моего приезда в этот район, крест восстановили на радость местным жителям. Спокойному спальному району не нужна слава антихристов.


Сам храм находится около метро. Тут же рядом разбит ухоженный парк, где есть площадки для детей, многочисленные скамейки, футбольное поле. Напротив - супермаркет, а также обыкновенный рынок, где можно купить всё - от огурцов до батареек.


Чуть вдалеке виднеется современная застройка. Люблино - район для жизни. По пути далее можно встретить множество подобных многоэтажек.


Идем на восток. Мимо футбольной «коробки», мимо закрытой площадки для выгула собак. Зеленая пробивающаяся травка бросается в глаза.


Вдали виднеется крытое помещение, куда мы и отправляемся. На территории Люблино находится уникальный музей - Ломаковская коллекция старинных автомобилей и мотоциклов (2) .


Было бы серьезным упущением не зайти внутрь.


При входе нас встречают забавные экспонаты.


Заплатив всего 200 рублей за вход, мы в теплом помещении можем насладиться советской и зарубежной авто-стариной. Всего «Ломаковка» насчитывает более 130 исторических автомобилей и мотоциклов!


Коллекция собирается с 1959 года (последний экспонат привезен в гараж, по-моему, в прошлом году). Помимо автомобилей вас также будут окружать предметы быта советского времени, собранные бережливыми руками владельца данного музея.


Рули, повисшие над головой, так и просятся в руки!


На входе меня встретил, видимо, один из Ломаковых. Будущий владелец данного гаража охотно рассказал мне о «Чайках», «Победах», «ЗИСах»… В общем, провел для меня настоящую экскурсию.


Это, пожалуй, самый маленький и один из самых быстрых экспонатов.


Здесь под одной крышей собраны настоящие раритеты. Это касается как мотоциклов, так и автомобилей, которые до сих пор остаются на ходу.


Конечно же, культовой личностью для российского автопрома был товарищ Сталин, о чем нам ненавязчиво напоминает его потрет.


Машины Завода имени Сталина вообще занимают в гараже, кажется, больше всего места. Хотя, может, мне так показалось.


Здесь можно встретить и черную «Чайку», и зеленый «Запорожец». Будто возвращаешься на полвека назад!


А в углу притаилась черная «Шкода» - чешский раритет коллекции Ломаковых.


Конечно, нельзя не вспомнить и про «Волгу». Эти машины до сих пор можно встретить на улицах столицы и других городов России. Правда, не ГАЗ-21Р, а скорее ГАЗ-24…


Советским плакатам посвящена отдельная стена музея.


Небольшое пространство уделено и военной технике. Вот, например, ГАЗ 1933 года («полуторка»), который часто использовался во время Великой Отечественной (модифицированный ГАЗ-АА до ГАЗ-ММ). Здесь рядом с ним стоит почти настоящий солдат.


Вообще, экспонатов в музее Ломакова достаточно, так что просто советую вам заглянуть сюда. Музей работает ежедневно.


Очень любопытен, к примеру, «Опель» 28 года рождения. Выглядели машины тогда именно так.


А вот и мина-указатель. Осторожно!


Тот же «Опель», только спереди.


За отдельные деньги можно покататься на одном из чудес советского машиностроения. Но в любом случае, покинуть этот уникальный музей в Люблино вам придется с открытой улыбкой!


Выходим из здания музея. Здесь нас ждут мины и другие экспонаты, просто-напросто не поместившиеся в закрытый гараж.


Впрочем, эти экспонаты, как по мне, самые красивые!


В «Ломаковке» мы были около получаса. Теперь мы держим путь на юго-восток, направление - улица Марьинский парк.


Большие скопления народа, идущие с нами вперед, рассеиваются на середине пути, когда мы достигаем торгово-ярмарочного комплекса «Москва» (3) .


Это уже современная история Люблино. В течение многих лет с районом устойчиво ассоциировался именно этот торговый центр. Не мудрено: он стал первым многофункциональным торгово-ярмарочным комплексом Москвы. В прошлом году «Москва» отпраздновала свое пятнадцатилетие!


Но мы движемся далее по Краснодарской улице. Напротив нас - интересное здание. Это пожарная станция с характерной архитектурой.


Идем по Краснодарской улице до пересечения с улицей Марьинский парк. По пути нам встречается многоуровневая свалка, а также многоуровневый паркинг.


Пока мы идем к нашей очередной достопримечательности, пару слов скажу о названиях здешних улиц. Так получилось, что каждый раз, когда Москва расширялась, определенному району выдавали стандартный «пакет» названий улиц (за отсутствием фантазии). Так в Москве появилось …дцать улиц Строителей, …дцать улиц Ленина, …дцать профсоюзных улиц. Подобные наименования мешали «скорой помощи», пожарным, и т.д. качественно обслуживать население. Возникала постоянная путаница. И тут в дело вступила спасительная топонимика! Для более удобной навигации было решено обозвать улицы в районах Москвы по именованиям крупных городов, мест, и т.д., так или иначе, связанным с той стороной света, где этот район находится. Так на севере Москвы появились улицы Полярная, Северодвинская, Таймырская. На востоке - Байкальская, Хабаровская. На юге островок из Азовской, Ялтинской, Одесской улиц напоминает нам о теплых ветрах с южных морей. Не исключением стало и Люблино. В районе целая россыпь подобных названий. Это и Краснодарская улица, и Ставропольская (две основные артерии). И Мариупольская улица, и Краснодонская. В общем, полным-полно таких вот южных адресов (перечисляйте, кстати, их в комментариях, хочу перебрать все!).


Пока я вам рассказывал об этой занимательной топонимике, мы дошли до светофора (вдалеке виднеются электростанции), а теперь поворачиваем налево, проходим улицу Кожедуба, затем сворачиваем во дворы. Конечно, мой экскурс в недавнее прошлое был не простым лирическим отступлением. Давнее родство со Ставропольем и Краснодарским краем местные власти решили закрепить еще и отдельным памятником. Так он и называется - памятник Кубани (4) . Сей экспонат стоит во дворе одной из местных школ.


Честно признаюсь, что ваш покорный слуга потратил около 25 минут, чтобы разглядеть в окрестностях микрорайона злосчастный монумент. Пришлось заходить на разные детские площадки, ходить по малолюдным дворам.


Впрочем, местные жители вполне располагали к себе, да и весь микрорайон излучал только один позитив!


В конце концов, когда я делал очередной круг, то остановился над небольшим колосьями ржи, сделанными из непонятно чего. Пригляделся… Оказалось, что это и есть памятник Кубани.


На месте жителей житницы России я бы обиделся. Во-первых, куда-то делся каравай с хлебом (изначально памятник состоял не из одних колосьев), во-вторых, здесь даже не написано, что это памятник Кубани…


И это несмотря на то, что его открыли 11 октября 2008 года в самой торжественной обстановке. Так или иначе, в немного расстроенных чувствах я покидаю Марьинский Парк.


Сделать это можно на автобусе «201» или «728», которые ходят тут достаточно часто. Мы должны поехать до конечной остановки. Но пока мы ждем транспорт, еще раз оглянемся назад на новостройки и приветливый 14-ый микрорайон.


А теперь посмотрим вперед. Прямо по курсу у нас объект повышенной важности - знаменитая электрическая подстанция «Чагино» № 510 (5) . Все мы должны помнить события 25 мая 2005 года, когда на несколько часов из-за отключения электричества встала половина Москвы. То ли в этом был виноват Чубайс, то ли еще кто… тем не менее, вертолеты в тот злополучный майский денек летали именно над Люблино.


Сейчас подстанция немного реконструирована, она обеспечивает юг Москвы электричеством, так как входит в «Московское энергетическое кольцо». Тем не менее, блок электростанций и подобных крупных строений напоминает нам о том, что на территории города, а именно в Люблино, находится одна из крупнейших энергетических промзон столицы. Движемся дальше.

Пока мы едем на автобусе, расскажу о люблинских полях фильтрации. Конец XIX века - начало строительства полей орошения на месте Чагинского болота. Здесь по специальным каналам сточные воды, проходя через песок, очищались и сливались в Москву-реку. С тех пор сохранились названия улиц - Верхние поля и Нижние поля. Они проходят по южной границе района. К слову, здесь, в Люблине, впервые во всем мире был опробован метод биологической очистки стоков, что было признано выдающимся достижением на выставке в Брюсселе. Однако какую интересную славу имеют Люблинские поля!


По приезду на конечную остановку «Больница им. Семашко» мы можем разглядеть наш следующий объект - храм апостола Андрея Первозванного в Люблине (6) .


Сам храм был построен не так давно - в 2001 году, хотя смотрится как строение уж точно не двадцать первого века! Теперь мы идем на запад.


Начинается дождь… Проходим мимо больницы имени Семашко при РЖД. Дальше мы будем идти строго по улице Ставропольской к дому номер «1». По пути мы встречаем ухоженный сквер, который напоминает нам о трагических событиях сороковых, роковых…


В центре сквера памятник летчику А.Ф.Авдееву - посмертно Герою Советского Союза (7) .


Он прожил всю свою жизнь в родном Люблине, в молодости работал слесарем на местном заводе, а когда пришло время воевать, стал командиром звена. В небе он сбил 7 самолетов, совершил 189 боевых вылетов, один из которых стал для него последним. В 1942 году Авдеев протаранил вражеский самолет, после чего на землю так и не вернулся…


Люблино свято чтит память тех, кто сражался на той войне. Восточнее находится, например, улица Степана Шутова - еще одного участника Великой Отечественной; юго-западнее - сквер имени танкиста Судакова - героя Советского союза. Однако мы продолжаем наше путешествие. Идем вдоль Ставропольской до упора.


По пути встречается много чего интересного (обратите внимание на табличку в левом нижнем углу!). Вот так, к примеру, раскрашены входные двери в обычные дома на Ставропольской.


Дойдя до перекрестка с улицей Люблинской, мы ждем около двух минут зеленого света, чтобы перейти на другую сторону. Здесь идут какие-то раскопки и строительные работы, а вообще это здание дома культуры «Люблино» (8) .


Это бывший клуб имени III Интернационала. Здесь рабочий народ заседал, образовывался и развлекался. Тут расположено три зрительных зала на 70, 420 и 1200 мест, есть отдельный спортзал. Снаружи - ничем не приметный памятник советского конструктивизма. Оставим его реставраторам.


Пройдя вглубь небольшого зеленого участка, что расположен севернее здания клуба, можно наткнуться на одинокий бюст Ильича. Плачущая голова Ленина под дождем - это незабываемое зрелище.


Теперь же ваш покорный слуга оказывается под тропическим ливнем, но мы не можем просто так бросить экскурсию без главной жемчужины Люблино - усадьбы с прудами! Поэтому держим путь вдоль Люблинской улицы. Слева у нас останется платформа «Люблино», справа же постепенно начинает открываться вид на зеленую зону.


Итак, мы на месте. С западной части входим в парк «Люблино» (9) . Тихо и умиротворенно нас встречает Верхний Люблинский пруд.


Под звуки спокойного дождя вода так и манит своим парным отблеском.


На некоторой возвышенности позади (в самом уголке района) расположилась управа Люблино. О том, что это за здание, нам напоминает реющий на ветру флаг РФ.


Пройдемся по краю водоема, подышим свежим воздухом. Люблинские пруды замыкают систему Кузьминских прудов, они были созданы в начале XIX века на территории усадьбы. В целом, они отлично вписываются в местный ландшафт, так как ранее Люблино представляло собой нечто вроде полуострова на возвышенности. Ведь если посмотреть внимательно на карту, можно понять, что район почти со всех сторон, так или иначе окружен водой. Люблинские пруды - северная граница территориальной единицы и по сей день.


Сворачиваем в глубину парка. Здесь ориентир - огороженное здание (не знаю, как оно используется сейчас. Знаете - пишите в комментариях!).


Теперь мы проходим к географическому центру парка. Здесь начинается наше путешествие к изюминке Люблино - усадьбе Дурасова.


Ансамбль усадьбы «Люблино» - памятник исторического и культурного наследия (10) . На указателе белым по синему написано, что парковая зона вмещает до 5000 человек. Это примерно 3,3% населения территориальной единицы.


Пока мы преодолеваем крутой ландшафт, расскажу об этом месте подробнее. С тех пор, как Люблино (оно же Юркино) было небольшим поселением за территорией Москвы, сюда любили ездить отдыхать многие горожане. После владения этим местом Годуновыми и Прозоровскими (уже при бригадире Дурасове) здесь начинают появляться первые дачи. Расцвет усадьбы приходится на времена Н.А.Дурасова, когда здесь работал крепостной театр, имелся скотный двор, существовал огромный огород. Источники свидетельствуют о том, что на этом месте можно было найти даже ананасные теплицы, а рядом паслись коровы, привезенные специально с австрийских лугов. До нашего времени в хорошем состоянии сохранились дворец Дурасова, здание театра, несколько жилых помещений, оранжерея, конный двор.


Дурасовский дворец - необъятное здание, построенное с точки зрения архитектуры достаточно любопытно. Сам бригадир очень любил святую Анну, поэтому мы можем видеть, что бельведер украшает ее статуя - почти со всех сторон можно хорошо разглядеть высокий монумент. Более того: если посмотреть на план-схему здания с высоты птичьего полета, то можно удивиться еще раз - дворец построен в виде ордена Святой Анны! Он такой же круглый, с некоторыми выступами по сторонам.


К сожалению, внутрь я не попал, но знаю, что там очень красиво. Да и снаружи дворец производит потрясающее впечатление! Архитекторы Р.Р.Казаков и И.В.Еготов (он же реставрировал здания Кремля, создал план Гостиного двора) основали красивый ансамбль.


Само здание внушительно и занимает центральное место в усадьбе. Барельефы о Дионисе и Афродите, массивные колонны с узорчатыми капителями - задумка хозяина дворца, который был не просто любителем пышного палладианизма, но еще и настоящим интеллигентом, ценителем высокого искусства!


Это вид из-под крыши дворца.


Вообще же главное здание напоминает виллу Ротонда, и некоторые источники указывают на то, что богач Дурасов хотел возвести в пригороде Москвы такое же массивное произведение искусства. Ансамбль включает в себя еще некоторые здания, к которым мы сейчас и пройдем. Если будете повторять данный маршрут, обязательно загляните внутрь дворца. Это настоящий праздник великого классицизма!


Статский советник Дурасов любил искусство во всех его проявлениях, и как богатый помещик XIX века он не мог не иметь свой крепостной театр. Театр Дурасова был широко известен по всей России. Посмотреть спектакли сюда съезжалась не только Москва (что уже много!). Отсюда многие актеры перешли на Императорскую сцену. Самой труппой руководил знаменитый тогда актер П.А.Плавильщиков. Эпоха дурасовского театра - расцвет крепостных театров в России.


До нашего времени сохранились здание театральной школы, сам театр, жилое помещение для актеров. К сожалению, после смерти Дурасова заниматься искусством в усадьбе было некому, поэтому вскоре о театре все забыли.


Вот так выглядело окружающее пространство для тех, кто учился в театре.


В советское время эти здания использовались не по прямому назначению. Сегодня же стоит вопрос о том, чтобы возродить здесь театральную школу. По крайней мере, в 2007 году Правительство Москвы не раз заявляло об этом. Если данная инициатива получит продолжение, то я, конечно же, «за»!


Все здания ансамбля находятся в двух метрах друг от друга, поэтому обойти их за пять минут не составит никакого труда.


А вот и сам театр. Как и в предыдущих случаях, архитекторами зданий выступали Казаков и Еготов.


Это непримечательное сооружение - пансион для дворянских детей. К слову, некоторые части «Преступления и наказания», а также «Игрока» были написаны Ф.М.Достоевским именно в этом пансионе, на втором этаже здания! Интересно.


Пройдем мимо оранжереи. Направляемся вдоль по Летней улице за тем, чтобы оставить в покое владения Дурасова и вернуться домой. Наша прогулка в дождливом Люблине подходит к концу.


Экскурсия получилось достаточно длинной, но познавательной.


Если кто-то хочет узнать о Люблине гораздо больше, то советую вам пройти по этой ссылке: http://prolublino.ru/ . Здесь можно найти много интересного об истории района, названиях улиц, усадьбе Дурасова. Всё уместить в одном посте очень непросто, поэтому рекомендую!


Дойдя до конца улицы Летней, мы приходим к мосту над Люблинскими прудами.


Направляемся к станции метро «Волжская», которая находится на территории уже другого района.


На этом, думаю, пора прощаться с чудесным миром Люблино, где переплетение истории XIX века с советским прошлым и новейшей историей создает поистине удивительные узелки, которые так приятно распутывать, прогуливаясь по тихим и мирным улочкам района.


Как всегда, пишите в комментариях свои замечания, пожелания и благодарения! За сим прощаюсь. Это был район «Люблино». Весь маршрут я прошел за 3 часа и 9 минут.


С вами был Николай Несколов. До встречи на перекрестках столицы! ;-)

Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения