Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Мозги левое и правое полушария простым языком. Как развить левое полушарие мозга? За что отвечают левое и правое полушарие нашего мозга

Человек – универсальное существо. Он, в отличие от животного, может чувствовать, сопереживать, радоваться, огорчаться, мечтать. Ни одно из существ на планете не способно на такие эмоции. Так почему людям дарована возможность испытывать такие необычные чувства? Чем человек отличается от примата? Мозг – вот главная особенность организма. Именно он контролирует эмоции, мечты, действия, однако и тут не всё так просто. Функции левого и правого полушарий контролируют разные действия. За что отвечает левое полушарие мозга? Почему бытует мнение, что люди, у которых развито именно левое полушарие головного мозга, отличаются аналитическим мышлением, развитой логикой?

Правое полушарие головного мозга развито сильнее у представительниц слабого пола. Именно такое мнение бытовало у многих врачей и психотерапевтов. На самом деле всё немного не так. Ведь сколько существует женщин, которые имеют чисто аналитический склад ума, и сколько существуют представителей сильного пола с прекрасно развитой интуицией. Получается, нельзя проводить разделение действий, руководствуясь гендерным признаком. Дальше – больше. Учёные определили, что люди используют всего лишь 3 – 5 % своего мозга, хотя могут развить два полушария мозга. Это значит, что у человечества появится шанс читать мысли на расстоянии, чувствовать настроения других лиц, выполнять сложнейшие вычисления без помощи машин. Есть возможность перейти на совершенно иной уровень жизни, избавиться от присутствия техники, научиться понимать друг друга.

Учёные Средневековья полагали, что мозг человека подобен всполохам огня. Восточные мудрецы той же эпохи сравнивали разум с цветком лотоса. Естественно, это только аллегории. На самом деле мозг напоминает плод грецкого ореха. Но это звучало как-то некрасиво, поэтому до наших дней дошло множество изображений жизненно важного органа в виде необычных вещей. Учёные древности не задумывались о связи между разумом и действиями. Всё сводилось к религии: если так происходит, значит, так велел Бог. Первым, кто попытался детально изучить строение главного органа, найти взаимосвязь между левым и правым полушарием, был Леонардо да Винчи. Гениальный живописец, изобретатель, мистик. Впрочем, перечисление заслуг может занять несколько страниц. Он первый, кто мог детально изобразить мозг, все его части. Второй, не менее гениальный творец эпохи Возрождения, – Микеланджело – создал картину «Сотворение Адама». Долгое время она имела лишь художественную ценность. И лишь в XIX веке люди увидели скрытый код: – изображение творца на облаке точно повторяет разрез мозга. Там же детально изображены его мелкие части, удачно замаскированные под различные детали.

Вскоре обнаружилось много картин, скрывающих тайные коды и знаки. Но, что интересно, человечество смогло рассмотреть их спустя сотни лет. Что же мешало заметить интересные подсказки, почему люди порой не видят очевидного? Ответ кроется в голове. Строение главного органа действительно напоминает орех: извилинки, две доли полушарий, перемычка, соединяющая их. Всё так же и в голове: большие полушария, мозжечок, ствол мозга. Это три основных «отдела, отвечающие за людскую жизнь. Большие части, покрытые оболочкой, соединяются между собой мозолистым телом – своеобразным мостом. Зона коры больших полушарий ответственна за все мысли, действия, совершаемые человеком. Строение больших полушарий головного мозга включает в себя разные области, ответственные за выработку гормонов, рост органов, зрение, слух, – одним словом, без главного органа люди были бы подобны простому камню.

Большие части делятся на лобную, затылочную, височную и теменную доли. Каждая из областей по-своему уникальна и несёт ответственность за следующие действия. Итак, функции больших полушарий головного мозга:

  • лобные участки поддерживают вестибулярный аппарат. Благодаря их правильной работе, люди стоят, ходят, выполняют действия. Фактически это центр управления, мозговой «главпункт». Любые нарушения, повреждения, травмы тотчас ведут к нарушению работы: человек меняется, появляются отклонения в развитии, странности поведения. Правая часть ответственна за мысли, мечтания, эмоции, левая – за речь, дикцию, движения;
  • височные части отвечают за память, это своеобразный «жёсткий диск». Травмы, приходящиеся на виски, могут отправить потерпевшего в длительную амнезию. Левая часть отвечает за конкретику: названия, цифры, имена, даты. Правая часть хранит воспоминая, образы, мечты. Если случается травма, сбой, болезнь именно в этой области, то потерпевший перестаёт понимать речь. Поражение левой области полностью заблокирует распознавание, смысл говора. Травма противоположной височной части нарушит эмоциональное восприятие речи, полутона, подтекст;
  • теменная часть ответственна за все ранки, порезы, ссадины, точнее, за боль, причинённую ими. Правый теменной отдел поможет ориентироваться в пространстве, определяет близость, дальность нахождения вещей. Его противоположный «коллега» отвечает за чтение, память. Дислексия – заболевание, ограничивающее способность учиться. Возникает из-за нарушения в левой теменной доле головы;
  • за что отвечают затылочные части? Благодаря их правильной работе, глаза воспринимают, обрабатывают, передают образы. Развитая левая часть подмечает детали, мелкие части. Правая доля передаёт богатство красок, колорит;
  • задача коры больших полушарий головного мозга сводится к контролю за поведением индивидуума, к способности мыслить, созерцать.

Большие полушария головного мозга могут быть развиты одинаково, однако такое наблюдается редко: в основном доминирует одна из частей. Данное мнение бытовало раньше. Теперь люди изменились: всё больше рождается детей индиго, способности мозга человека развиваются. Возвращаясь к самому началу, можно найти ответ на вопрос, почему люди раньше не замечали скрытых кодов картин и произведений. Чтобы расшифровать гениальные головоломки, следует задействовать обе доли больших полушарий, иметь развитую интуицию и отличное аналитическое мышление.

Распределение обязанностей

За что отвечает левое полушарие мозга и почему оно доминирует над своим собратом? Функции левого полушария головного мозга таковы:

  1. Понимание речи, способность говорить.
  2. Логика.
  3. Запоминание событий, дат, имён, действий.
  4. Действия правой стороны тела.
  5. Способность мыслить по цепочке, выстраивать логические ряды.
  6. Аналитические способности также подвластны левому полушарию.

Именно благодаря этой части человечество совершило технологическую революцию. Все научные открытия сделали люди с доминирующей левой стороной. За что отвечает левое главное полушарие головного мозга и можно ли на него списать неправильные действия, убийства, насилия? Для начала стоит понять, что все действия диктует мозг. Если человек совершает насилие, он отдаёт себе отчёт в действиях, однако вопрос в другом: как он их воспринимает?

Учёные провели ряд исследований с маньяками, убийцами, людьми-изуверами. Результат поразил: большинство подопытных считало, что они совершали правильные деяния, кроме того, они тщательно готовились к будущим преступлениям. То есть их левая доля мозга спланировала все действия, по полочкам разложив порядок преступлений, очерёдность действий. Маньяки скрупулёзно выискивали своих жертв, мозг методически определял нужные детали, выделяя обречённых из толпы. Казалось бы, всё просто: заболевания провоцируют сбои в работе головы – отсюда и преступления. Однако исследования томографии показали, что у многих преступников развиты оба полушария большого мозга, отсутствуют опухоли, травмы. Где же та «кнопка», отвечающая за весь негатив? Ответ пока не найден.

Другой интересный факт: многие одарённые учёные, математики, физики, химики отчаянно невезучи в амурных делах. Романтические свидания под луной, походы в кафе они игнорируют, им гораздо интереснее посидеть над нерешенной задачей или вывести очередной закон. Почему? За романтику, любовь, эмоции отвечает правое полушарие, а люди, конкретно избравшие научную стезю, развивают противоположную часть мозга, постоянно подавляя правую. Как же быть «ботаникам», как развить правое полушарие? Работа полушарий головного мозга в идеале должна быть одинаковой, однако для этого необходимо постараться.

Функции левого и правого полушарий очень разнятся. У эмоциональных людей лучше развито правое полушарие, однако это не означает, что они не могут решать алгебраические примеры. Просто такие люди наделены музыкальным даром, могут сопереживать, развитая интуиция позволяет им избегать непростых ситуаций. Художественный дар, литературные способности – всё это про гуманитариев. Они развивают свои возможности, иногда подавляя функции левого мозга. Повторяется ситуация с «влюблённым ботаном» с точностью до наоборот. Полушария большого мозга могут работать в тандеме. Яркий пример тому – люди индиго, одарённые личности. Тот же Леонардо да Винчи был гениальным живописцем, «технарём», медиком, пророком, предугадавшим изобретение многих технических устройств. Интересно, какое полушарие мозга у него было развито сильнее? Хотя именно благодаря равноценной работе правого и левого полушарий мозга получилась знаменитая «Мона Лиза», в глазах которой учёные прочитали цифровой код. Расшифровать его пытаются лучшие умы, однако пока безрезультатно.

Большинство сталкивалось с маленькой проблемой: невозможностью вспомнить элементарную вещь, название города, имена бывших одноклассников. Пожилые люди часто сетуют на угасание памяти, однако и более молодые люди порой забывают названия улиц, событий, дат. Это может говорить об изменении в структуре мозга, возможно, требуются упражнения для мозга. Кроссворды, викторины, аналитические игры типа «Монополия» прекрасно освежают левую часть. Но, что интересно: чем сильнее угасает левая сторона мозга с аналитической памятью, тем сильнее и ярче становятся воспоминания, прошлые мгновения жизни. Развитие правого полушария мозга начинается с новой силой. Это заметно на примере людей в возрасте: они становятся более эмоциональными, их очень легко обидеть. Эффект дежавю, когда люди видят некоторые моменты не один раз, является своеобразным сигналом из правого полушария головного мозга. Одни учёные считают это сбоем, нарушением, а вот парапсихологи говорят о расширении функций правой доли.

Стать суперчеловеком

Развитие полушарий имеет огромное значение. Люди смогут перейти запретную грань, освоить неизведанные территории, заглянуть в глубины космоса. Сейчас рождается новое поколение, способное выполнить такую задачу. Мышление у них развивается вместе с интуицией. Они способны решать труднейшие задачи, вместе с тем могут быть эмпатами.

А как быть с теми, кто живёт сейчас? Ведь нет предела совершенству, синхронизация полушарий мозга доступна любому. Как развить левое полушарие мозга? Достаточно каждый день проводить умственную гимнастику, тренировать зрительную память. Те же сканворды, числобусы, судоку подойдут для начальных занятий: они хорошо влияют на память, «оживляют» нейроны коры мозга. Наибольший эффект приносит решение математических задач. Два-три упражнения из учебника 6 класса помогут освежить память, знания и положительно скажутся на работе главного органа. Полезно чтение. Именно самостоятельное прочтение книги, по исследованиям учёных, помогает восстанавливаться людям, перенесшим травмы головы.

Развить правое полушарие мозга помогут уроки рисования, прослушивание разнообразных стилей музыки. При этом следует заучить исполнителей, год выпуска композиции, интересные факты о произведении. Тренировку следует проводить ежедневно. Десять минут каждодневных занятий обернутся ошеломляющим эффектом через пару месяцев. Аудиокниги рекомендованы людям, перенесшим стрессы, страдающим депрессиями. Наполненный красками голос диктора будет рисовать воображаемые картины, тем самым стимулируя правую часть головы. Несколько часов в неделю – и воображение будет создавать целые киноленты.

Для развития двух частей головы подойдут совмещённые упражнения: создание кроссворда с личными иллюстрациями, выполнение цветного оригами, вязание. Да, именно последнее занятие положительно сказывается на работе всего тела: развивается моторика рук, идёт подсчёт рисунка, петель, а воображение рисует будущий шедевр. Три в одном, даже четыре, ведь итогом станет прекрасная вещь.

Двумя полушариями мозга могут оперировать не только гении. Развить в себе экстрасенсорные способности может любой. Ежедневные упражнения гарантируют развитие аналитического склада ума, необходимо лишь работать над собой.

Мозг является самой важной и сложной частью центральной нервной системы. С его помощью совершаются все процессы, связанные с мышлением и оценкой информации, полученной из внешней среды. В мозге имеются два полушария – левое и правое, каждое из которых отвечает за определенные процессы. Работа обоих полушарий должна быть гармоничной и координирований, чтобы человек мог адекватно осуществлять все виды жизнедеятельности.

Принципы работы обоих полушарий все еще находятся в стадии изучения, но пока в мире господствует теория межполушарной асимметрии. Суть теории в том, что левое полушарие отвечает за логику, а правое – за творчество. И хотя многие эксперименты доказали, что каждое полушарие в той или иной мере отвечает за оба аспекта мышления, теория все еще продолжает существовать, являясь на данный момент ведущей.

Какие функции левого полушария головного мозга?

Левое полушарие мозга доминирует в таких областях:

  • Координация движений правой части тела;
  • Контроль речи, чтения, письма, распознавание и понимание математической символики, а также запоминание имен, дат;
  • Логический анализ полученных извне фактов;
  • Только буквальное понимание понятий;
  • Этапность в обработке любой полученной информации;
  • Все математические манипуляции;
  • Ориентация во времени и ощущение собственного тела;
  • Понятие о собственном «Я» и выделении его из окружающей среды;
  • Преобладание интровертности в характере;
  • Логическое, символическое и последовательное мышление.

Проверить, какое полушарие больше развито, можно, проанализировав насколько ярко вышеописанные качества реализуются в повседневной жизни. Также помогут с определением такие методики:

  • Если при сплетении пальцев рук сверху находится большой палец правой руки, то доминирует левое полушарие и наоборот;
  • При хлопках в ладоши рука, которая находится сверху координируется противоположным полушарием;
  • При скрещивании рук на плечах о доминировании левого полушария свидетельствует правая рука, лежащая сверху.

У новорожденных детей преобладает работа правого полушария мозга. После того, как активно начинает развиваться речь и другие навыки, включается левое полушарие. Из-за системы образования и общественного уклада у подавляющего большинства детей в итоге начинает доминировать левое полушарие, затмевая правое.

Экспериментально доказано, что у левшей отмечается доминирование правого полушария. Однако родители, чтобы их ребенок не отличался от других, пытаются переучивать его. Делать подобное крайне нежелательно, так как последствия могут быть неприятными, проявляясь в различных нарушениях работы мозга.

Чем опасно повреждение левого полушария мозга?

При каких-либо повреждениях левого полушария мозга отмечают нарушения, исчезновения или деформации его функции. Возможно появление таких патологических состояний:

  • Нарушение способности обобщать полученные данные;
  • Нарушение умения выстраивать логические цепочки;
  • Различные поражения речевого аппарата (непонимание речи, утрата способности говорить и другие);
  • Поражение письменного анализатора (непонимание написанного при восприятии устной речи или невозможность писать при нормальной речи);
  • Комбинированные поражения речи и письма;
  • Нарушение ориентации во времени;
  • Нарушение способности построить в правильной последовательности задачи, которые требуется выполнить для достижения какой-либо цели;
  • Невозможность делать выводы из имеющихся фактов.

Зачастую восстановить утраченные способности полностью невозможно. В некоторых ситуациях не удается добиться даже минимального улучшения в той или иной сфере поражения. Особое значение в этой ситуации имеют левши, чей центр речи, как и некоторые другие находятся в правом полушарии.

Тот фактор, что центр речи находится в лобных долях левого полушария, был доказан в середине 19 века. После чего практически сразу выяснилось, что преобладание в письме левой руки тесно связано с центром речи в правом полушарии. В 1861 году сформулировали понятие «моторная афазия», которое подразумевает понимание речи, но отсутствие возможности говорить. Данное состояние появилось после разрушения определенных зон в левом полушарии. В 1874 году открыли «сенсорную афазию», которая характеризуется умением говорить, но невозможностью понимать речь. Феноменальность данных нарушений в том, что у левшей данные зоны располагаются чаще всего в правом полушарии.

Упражнения для развития головного мозга

Во время развития детей родители должны отслеживать гармоничность обоих полушарий. В конечном итоге практически у всех, за исключением левшей, будет доминировать левое полушарие. Поэтому упражнения для развития левого полушария не являются актуальными. Кроме того, достаточное развитие логики и последовательности ребенок получит в учебных учреждениях. Однако для левшей будет полезно выполнять некоторые упражнения, предназначенные именно для левого полушария.

Основные упражнения:

  • Ежедневное решение нескольких задач, желательно математического профиля с логической составляющей;
  • Разгадывание кроссвордов (для детей также есть специальные ребусы, загадки и прочее);
  • Выполнять как можно больше движений правой половиной тела (только для левшей).

Гораздо более важными являются упражнения, направленные на улучшение взаимосвязей между правым и левым полушариями мозга. К методикам развития относятся:

  • Очень простое упражнение заключается в одновременном поглаживании себя правой рукой по животу и постукивании себя левой рукой по голове. Сначала следует выполнять его медленно, внимательно отслеживая движения каждой руки, а затем постепенно ускоряться.
  • Следующее упражнение также требует работы руками. Поставив их перед собой, человек должен одной рисовать в воздухе квадрат, а второй, например, звезду. При этом, как только он заметит прогресс, то есть выполнять упражнение станет легче, следует поменять руки.
  • Более сложное упражнение на координацию заключается в удержании одной рукой кончика носа, второй при этом держатся за противоположное ухо. Методика тренировки заключается в том, что руки нужно как можно быстрее менять.
  • В зависимости от того, правша человек или левша, следует пытаться делать привычные дела противоположной рукой, например, чистить зубы или принимать пищу.
  • Занятия танцами, в частности, танго помогает развивать оба полушария одновременно.
  • Также полезное упражнение заключается в одновременном рисовании одного и того же рисунка обеими руками. Причем изображения должны получиться зеркальными.

Для нормальной жизнедеятельности важно гармоничное развитие обоих полушарий мозга, каждое из которых будет активироваться в определенной, подходящей ситуации. Излишнее доминирование левого полушария перекрывает пути к творчеству и креативу. Чрезмерная активность правого – делает человека несобранным, слишком рассеянным.

Зеркально отражаются, но это не так. Если вопрос изучить более внимательно, можно заметить их асимметрию. При измерении размеров мозга оказывается, что левое полушарие всегда немного больше, чем правое. Но это не единственная разница. Правое полушарие содержит длинные соединяющие отдаленные участки мозга, а левое имеет короткие волокна, образующие связи на ограниченном участке.

Медицинские наблюдения

Исследуя мозг пациента, который страдал потерей речи, Поль Брока, французский врач, в 1861 году обратил внимание на то, что в левом полушарии поврежден участок лобной доли, которая ответственна за порождение речи.

И только совсем недавно ученые смогли определить, за что же еще отвечает каждое полушарие в отдельности. Дело в том, что при нормальном функционировании наш мозг работает как единая слаженная система, и информация моментально передается от полушария к полушарию по широкому пучку нервных волокон, соединяющих их. Эти волокна называются

При эпилепсии этот связующий мост может вызвать проблемы и повредить мозг. Стремясь предотвратить подобный исход, нейрохирурги в некоторых случаях рассекают мозолистое тело.

Такие пациенты живут обычной жизнью, а ученые могут тщательно исследовать работу полушарий по отдельности. И вот что было определено.

Способно выражать себя речью, выполнять сложные расчеты и логические операции. Правое полушарие реагирует только на простую легкую речь.

Зато великолепно осознает пространство и структуру, поэтому оно лучше левого создает геометрические рисунки и рисунки с перспективой. Левым полушарием контролируется правая сторона тела, а правым - левая.

При повреждении правого полушария у человека происходят нарушения в узнавании лиц или восприятии информации, глубины и пространства. Дополнительные сведения относительного специализации правого полушария ученые получили, наблюдая за больными, у которых нарушена речь, но способность к пению сохраняется. Из этого следует, что правое полушарие отвечает за музыкальные способности.

Отличия полушарий

Асимметрия бывает психической, сенсорной и моторной межполушарной.

При изучении психофизиологических функций было выяснено, что контроль за словесным информационным каналом в речи осуществляет левое полушарие, а за несловесным каналом, т.е. голосом и интонацией, следит правое. в левом полушарии производится аналитически, последовательно, по принципу индукции. Правое полушарие обрабатывает поступившую информацию одновременно, синтезируя ее, по принципу дедукции.

Левое полушарие представляет чаще всего положительные эмоции и подавляет проявление слабых эмоций. Правое полушарие более «эмоционально» и представляет в основном отрицательные эмоции , контролируя проявления сильных.

В сенсорной сфере правое и левое полушарие отличаются способностью к зрительному восприятию. Правое полушарие мозга воспринимает целостно зрительный образ и легче справляется с задачей различения предметов и визуализации. Левое полушарие подходит к оценке зрительного образа расчленено, аналитически. Сознание и связаны преимущественно с ним.

Моторная асимметрия полушарий выражается в право-лево-рукости, которая управляется моторной корой мозга противоположного полушария.

Развитие правого полушария

Чтобы развить интуицию, надо научиться активизировать правое полушарие. Как же достичь этого? Самым простым и естественным путем является занятие теми видами деятельности, при которых «включается» правая часть мозга. Это все виды творчества: рисование, пение, танцы, а также прослушивание музыки, восприятие запахов, оперирование символами, образами.

Правое полушарие мозга отвечает за креатив, творчество. Вот почему так важно развивать правое полушарие, если вы хотите достичь в жизни больших профессиональных высот. О том, как развить правое полушарие мозга, читайте в статье ниже.

У каждого полушария своя функция

Если посмотреть с анатомической точки зрения, то у левого и правого полушария человеческого мозга есть свои функции. Они следующие:

Правое полушарие отвечает за:

1) Воображение, творческую функцию, фантазии, чувство прекрасного.

2) Музыкальные способности.

3) Вербальную информацию (восприятие слов, умение строить предложения и красиво изъясняться).

4) Восприятие образов и символов.

5) Ориентацию в пространстве.

6) Интуицию.

7) Параллельную обработку информации, понимание метафор.

8) Контроль за движениями левой части тела.

Левое полушарие отвечает за:

1) Анализ и математическую логику.

2) Языковые способности.

3) Обучение письму.

4) Умение выстраивать причинно-следственные цепочки.

5) Контроль за движениями правой части тела.

Как было установлено учеными, развитость того или иного полушария головного мозга не дается человеку с рождения. Она достигается многочисленными тренировками, «прокачкой».


Разница между «М» и «Ж»

Несмотря на то, что у человека, по сути, должно быть хорошо развиты оба полушария мозга, на практике такое встречается очень редко. Если связывать развитие полушарий мозга с гендером (полом), то на вопрос, какое полушарие мозга развито у мужчин, можно ответить: левое. Какое полушарие мозга развито у женщин? Правое.

Также учение установили, что мужчины используют правое полушарие для визуально-пространственной ориентации и левое - при решении аналитических задач, а женщины постоянно думают при решении абстрактных задач сразу двумя полушариями.

В целом же итог таков: мужчины обгоняют женщин по логике и аналитике, зато дамы явно более успешно справляются с задачами на креативное мышление.


Как тренировать правое полушарие мозга

Поскольку правое полушарие более «творческое», а в современном ритме жизни важно принимать не просто правильные, но и нестандартные решения, именно правое полушарие нуждается у многих людей в более сильной «прокачке». Попробуйте делать следующие упражнения.

1) Слушайте красивую музыку, посещайте художественные выставки, начните рисовать сами. Любое занятие, связанное с искусством, будет способствовать развитию правого полушария.

2) Начните вести дневник, пишите коротки рассказы или же просто эссе-зарисовки из собственной жизни.

3) Медитируйте, контролируя дыхание. Научитесь погружаться в себя и «видеть» красивые образы и необычные ситуации.


Развитие обоих полушарий

Психофизиологи знают, как развивать оба полушария мозга. Вот что они советуют делать.

1) Научиться хорошо владеть левой рукой и постоянно делать ей то же, что и правой: завязывать шнурки, чистить зубы, писать текст и т.д.

2) Используйте как можно чаще «зеркальное рисование». Это простое упражнение выполняется так: испытуемый берет два листа бумаги и две ручки в каждую из рук. Теперь нужно синхронно рисовать на бумаге любые фигуры - зигзаги, каракули, круги, квадраты, треугольники, цветы, листья… Да что угодно! Главное - делать это одновременно обеими руками. Упражнение развивает сразу оба полушария мозга.

Видео по теме статьи

Синхронизация работы полушарий головного мозга

Ниже перечисленные упражнения будут полезны людям всех возрастов.

Будет хорошо, если взрослые, которые захотят попробовать эти упражнения, привлекут детей как основных участников и на фоне, якобы, обучения детей, смогут научиться сами. Разные поколения, общаемся активнее!
Вот все привыкли к тому, что нужно развивать память, внимание, интеллект, тело своё совершенствовать. Но почему-то при этом мало кто обращает внимание на сам мозг, от которого развитие всего этого в большинстве случаев и зависит. Даже тело развиваться и совершенствоваться не будет, если перед этим мозг хорошенько не настроится и не обдумает, как подступиться к работе над телом.
Всем хорошо известно, что мозг состоит из двух частей: левой и правой. Занимаются они разными делами. И при этом у кого-то функционирует лучше левая часть, у кого-то правая, а у самых счастливых обе. Выигрывают, естественно, последние, использующие своё богатство максимально.

Левое полушарие мыслит логически. Правое помогает создавать новое, генерировать идеи, как это сейчас модно говорить. Однако можно быть математиком с хорошо развитым левым полушарием и при этом ничего нового не выдумать. А можно быть творцом и сыпать идеи налево и направо и ни одну из них не реализовать из-за непоследовательности и нелогичности своих действий. Такие люди тоже встречаются. И не хватает им только одного: работы над совершенствованием своего мозга, приведения его в гармоничное состояние.
А тем временем психофизиологи уже давно разработали систему упражнений для этого. Хорошо в этом отношении музыкантам, например, пианистам. Их с раннего детства уже делали гармоничными.

Ведь самый главный инструмент для развития мозга – это руки. Действуя двумя руками, человек развивает оба полушария.

Итак, перейдём к упражнениям. Многие из них нам хорошо известны с детства.

1. “Ухо-нос”. Левой рукой берёмся за кончик носа, а правой – за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук “с точностью до наоборот”. Я пробовала, в детстве получалось лучше.

2. “Зеркальное рисование”. Положите на стол чистый лист бумаги, возьмите по карандашу. Рисуйте одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы должны почувствовать расслабление глаз и рук, потому что при одновременной работе обоих полушарий улучшается эффективность работы всего мозга.

3. “Колечко”. Поочерёдно и очень быстро перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец. Сначала можно каждой рукой отдельно, потом одновременно двумя руками.
Теперь вспомним уроки физкультуры. Недаром нас заставляли делать упражнения, в которых нужно было левой рукой доставать до правой ноги и наоборот. Они ведь тоже развивают наши полушария, и помогают им работать согласованно.

Следующая тренировка помогает снимать эмоциональное напряжение, улучшает работоспособность, развивает внимание, мышление и межполушарные связи. Выполнять упражнение трудно и при этом интересно.

“Скорая помощь”

Объясняю порядок действий. Перед вами лежит листок с буквами алфавита, почти всеми. Под каждой буквой написаны буквы Л, П или В. Верхняя буква проговаривается, а нижняя обозначает движение руками. Л – левая рука поднимается в левую сторону, П – правая рука поднимается в правую сторону, В – обе руки поднимаются вверх. Всё очень просто, если бы не было так сложно всё это делать одновременно. Упражнение выполняется в последовательности от первой буквы к последней, затем от последней буквы к первой. На листке записано следующее.

А Б В Г Д
Л П П В Л

Е Ж З И К
В Л П В Л

Л М Н О П
Л П Л Л П

Р С Т У Ф
В П Л П В

Х Ц Ч Ш Я
Л В В П Л

Вот так можно развивать свой драгоценный мозг на благо себе. Тренируйтесь на здоровье и с удовольствием! А главное, почувствуйте разницу между собой прежним и собой натренированным!

Скоординируйте работу полушарий мозга

Эта простая практика позволяет оживить уставшее от монотонной работы одно полушарие и подключить к нему неработающее. Для этого вам потребуется бумага формата А4, на которой вы горизонтально, по линейке, маркером рисуете две линии крест-накрест, как положенная на бок буква Х. Повесьте этот листок на уровне глаз, так чтобы вам удобно было на него смотреть. Потом можно не снимать, пусть висит и напоминает о необходимости позаботиться о себе.
Смотря на этот листок, спокойно и глубоко дыша, вы делаете всего два простых упражнения, известных еще с уроков физкультуры:

– касаетесь левым локтем правого колена, потом правым локтем левого колена, желательно, чтобы при этом спина была прямая. Таких перекрестных движений надо сделать по шесть, всего 12. Можно делать и считать.

– касаетесь левым локтем левого колена, потом правым локтем правого колена, желательно, чтобы при этом спина была прямая. Таких параллельных движений надо сделать также по шесть.

– Снова 12 перекрестных движений;

– Еще 12 параллельных движений;

– И последние 12 перекрестных движений.

Все это займет у вас не более 1,5 минут, а эффект вы сразу почувствуете в заметно посвежевшей голове.
Вообще-то упражнение применяется для коррекции лево- и правополушарных детей. Оно взято из прикладной кинезиологии – современной науке о теле и основано на наблюдении за грудными детьми. Если младенец не прошел стадию ползания, у него могут быть проблемы в совместной работе полушарий, а значит, он не будет использовать свой потенциал, работая только половиной мозга. Мы будем применять эти знания в профилактических целях для восстановления согласованной работы мозга.

Тренировка сознания.

Здесь представлена особая программа, которая разрабатывалась на протяжении многих лет на семинарах. В этом принимали участие как спортсмены, так и люди, связавшие свою жизнь с медитацией.
Упражнения получили название

На первый взгляд, они окажутся не из приятных. С их помощью вы осознаете, как легко можно оказаться в трудной жизненной ситуации и как трудно найти выход из этого и заново возродиться.

Тренировка сознания – это в первую очередь, комплекс , а также подвижность во всех смыслах.

Американский терапевт Джин Хаустон установила, что во время тренировки сознания значительно повышается показатель интеллекта. Очевидно, упражнения ведут к тому, что в мозге образуются новые нервные клетки. Большое количество этих клеток ведет к повышению возможностей интеллекта.

Такие упражнения идеальны для выполнения требований любой сложности и согласованной работы обоих полушарий мозга. Они также повышают нашу концентрацию. Программа способствует развитию координации между мозгом и телом (согласованной работе мозга и частями тела). Задействовав левое полушарие, нам не приходит в голову привлечь правое, что было бы полезно при многих ситуациях. Упражнения помогают координировать работу частей тела.

Этот вид гимнастики в дальнейшем может доставлять удовольствие и является более действенным, чем кажется на первый взгляд. А для начала начните с простых упражнений, тяжелые могут причинять боль.

Поглаживание живота и постукивание по макушке

Первая часть упражнений включает поглаживание живота правой рукой по часовой стрелке. После этого постучите левой ладошкой по макушке, с целью легкими шлепками повысить умственные способности. Обратите внимание на то, чтобы движения были прямыми сверху вниз и наоборот.
Решающим будет третий шаг: комбинация обоих движений. При этом обратите внимание, чтобы по ошибке не перепутать движения: правой рукой вращайте по животу, а левой двигайте сверху вниз.
После того как вы привыкли к этим движениям, можете поменять руки. Такие упражнения хорошо развивают координацию.


Если народ сравнить с телом, то государство - тонкая плёнка вокруг него, состоящая из правителей, чиновников и прочих... Флаг, герб В эти дни мы говорили очень редко и коротко. Но каждый разговор странным образом укреплял меня. - Почему мы не берем ружья? - Мы ПЯТЬ ВЫЗОВОВ Принять вызов – это первый поступок мужчины, а превратить любую невзгоду в процветание – это второй вызов для мужчины. Наука ничего не придумывает. Она открывает существующее и описывает. На языке древних Вед слово «учение» (учьяте) означает - сказано, обозначено. Когда 🌱ЗДРАВА: КАК СДЕЛАТЬ САМОМУ ФЕРМЕНТИРОВАННЫЕ ТРАВЯНЫЕ ЧАИ🍃Из многих широко распространенных трав можно приготавливать совершенно восхитительные оздоровительные чаи. Надо только знать БОГ ВАРУНА - Бог, управляющий Стихией движения Звездного Неба и наблюдающий за священными путями, которые соединяют Врата Междумирья в разных "Символ Рода" Т.М. пишет:🌱ЗДРАВА: КАК СДЕЛАТЬ САМОМУ ФЕРМЕНТИРОВАННЫЕ ТРАВЯНЫЕ ЧАИ🍃Из многих широко распространенных трав можно приготавливать совершенно восхитительные оздоровительные чаи. «Есть целый мир в душе твоей» (Ф.Тютчев). Этот собственный мир ты можешь сотворить, обогатить и заселить только сам. Мир, где

За что "отвечают" левое и правое полушарие нашего мозга.

Человеческий мозг остается самым малоизученным органом. Несмотря на то, что исследования в этой области длятся уже более ста лет, тайна функционирования мозга является загадкой. Самый сложный биологический механизм, который когда-либо создавала природа - это человеческий мозг. Этот кусок серого вещества остается огромным белым пятном на карте человеческих знаний.

Большая часть массы мозга, а именно 70%, приходится на большие полушария. Мозолистое тело, соединяющее левое и правое полушарие, состоит из нейронов, которые обеспечивают обмен информацией между полушариями.

Два полушария нашего мозга делят между собой определенные функции. Левое полушарие отвечает за логическое и абстрактное мышление, правое за моторику. Два полушария могут дополнять друг друга. В случае повреждения одного из полушарий его функции переходят к другой половине.

Мозг - сложная и взаимосвязанная система, самая крупная и функционально важная часть ЦНС. Его функции включают обработку сенсорной информации, поступающую от органов чувств, планирование, принятие решений, координацию, управление движениями, положительные и отрицательные эмоции, внимание, память. Высшая функция, выполняемая мозгом - мышление.

Существуют школы отдающие предпочтение одному полушарию, а не другому. Так школы, развивающие левое полушарие концентрируют свое внимание на логическом мышлении, анализе и точности. В то время как школа правостороннего полушария фокусируется на эстетике, чувствах и творчестве.

Правое полушарие в основном "обслуживает" левую сторону тела: принимает большую часть информации от левого глаза, уха, левой руки, ноги и т.д. и передает команды соответственно левой руке, ноге.

Левое полушарие обслуживает правую сторону.

Обычно какое-то из полушарий у человека является доминирующим, что отражается на индивидуальных свойствах личности. Например, левополушарных людей больше тянет в науку. Правополушарные больше стремятся заниматься искусством или сферами деятельности, требующими индивидуальных образных решений. Подавляющее большинство великих творцов - композиторов, писателей, поэтов, музыкантов, художников и т.п. - "правополушарные" люди. Но бывают индивидуалы, работающие с обоими полушариями.

Сферы специализации левого и правого полушарий головного мозга

Левое полушарие

Основной сферой специализации левого полушария является логическое мышление, и до недавнего времени врачи считали это полушарие доминирующим. Однако фактически оно доминирует только при выполнении следующих функций.

Левое полушарие мозга отвечает за языковые способности . Оно контролирует речь, способности к чтению и письму, запоминает факты, имена, даты и их написание.

Аналитическое мышление:
Левое полушарие отвечает за логику и анализ. Именно оно анализирует все факты. Числа и математические символы также распознаются левым полушарием.

Буквальное понимание слов:
Левое полушарие способно понимать только буквальный смысл слов.

Последовательная обработка информации :

Информация обрабатывается левым полушарием последовательно по этапам.

Математические способности: Числа и символы также распознаются левым полушарием. Логический аналитический подходы, которые необходимы для решения математических, проблем, тоже являются продуктом работы левого полушария.

Контроль за движениями правой половины тела . Когда вы поднимаете правую руку, это означает, что команда ее поднять поступила из левого полушария.

Правое полушарие

Основной сферой специализации правого полушария является интуиция . Как правило, его не считают доминирующим. Оно отвечает за выполнение следующих функций.

Обработка невербальной информации :
Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах.

Пространственная ориентация: Правое полушарие отвечает за восприятие месторасположения и пространственную ориентацию в целом. Именно благодаря правому полушарию можно ориентироваться на местности и составлять мозаичные картинки-головоломки.

Музыкальность: Музыкальные способности, а также способность воспринимать музыку зависят от правого полушария, хотя, впрочем, за музыкальное образование отвечает левое полушарие.

Метафоры: С помощью правого полушария мы понимаем метафоры и результаты работы чужого воображения. Благодаря ему мы можем понимать не только буквальный смысл того, что слышим или читаем. К примеру, если кто-то скажет: "Он висит у меня на хвосте", то как раз правое полушарие поймет, что именно хотел сказать этот человек.

Воображение : Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории. Кстати говоря, вопрос "А что, если..." также задает правое полушарие.

Художественные способности : Правое полушарие отвечает за способности к изобразительному искусству.

Эмоции: Хотя эмоции и не являются продуктом функционирования правого полушария, оно связано с ними более тесно, чем левое.

Секс: За секс отвечает правое полушарие, если вы, конечно, не слишком озабочены самой техникой этого процесса.

Мистика : За мистику и религиозность отвечает правое полушарие.

Мечты: Правое полушарие отвечает также и за мечты.

Параллельная обработка информации :

Правое полушарие может одновременно обрабатывать много разнообразной информации. Оно способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа. Правое полушарие также распознает лица, и благодаря ему мы можем воспринимать совокупность черт как единое целое.

Контролирует движения левой половины тела : Когда вы поднимаете левую руку, это означает, что команда поднять ее поступила из правого полушария.

Как можно проверить, какое из полушарий у вас больше развито?

Сожмите ладони перед собой, теперь сплетите пальцы рук и заметьте, большой палец какой руки оказался сверху.
- похлопайте в ладоши, отметьте какая рука сверху.
- скрестите руки на груди, отметьте какое предплечье сверху.
- определите ведущий глаз.

Как можно развить способности полушарий.

Существует несколько простых способов развития полушарий. Самый простой из них - увеличение объема работы, на которой ориентировано полушарие. Например, для развития логики Вам необходимо решать математические задачи, отгадывать кроссворды, а для развития воображения посещать кхудожественную галерею и т.п.

Следующий способ - максимально задействовать сторону тела, контролируемую полушарием - для развития правого полушария необходимо работать левой частью тела, а для проработки левого полушарий - с правой. Например, вы можете рисовать, прыгать на одной ноге, жонглировать одной рукой.

Развить полушарие поможет упражнение, на осознание правого и левого полушария мозга.

1. Подготовка к упражнению.

Сядьте прямо, закройте глаза. Дыхание должно быть спокойным и равномерным.

Зрительно представьте себе Ваш мозг, состоящий из двух полушарий и разделенный на две половины с помощью мозолистого тела. (См. рис выше) Сконцентрируйтесь на своем мозге.

Пробуем (в своем воображении) установить связь со своим мозгом, попеременно заглядывая левым глазом в левое полушарие мозга, а правым - в правое. Затем, обоими глазами смотрим внутрь, на середину мозга с мозолистым телом.

2. Выполнение упражнения.

Медленно вдыхаем, наполняемся воздухом и задерживаем дыхание ненадолго. Во время выдоха направляем поток нашего сознания, как прожектор, на левое полушарие и "смотрим" на эту часть мозга. Затем снова делаем вдох, задерживаем дыхание и на выдохе направляем прожектор на правое полушарие головного мозга.

Представляем себе: слева - четкое логическое мышление; справа - мечта, интуиция, вдохновение.

Слева: вдох, пауза, выдох связан с проекцией числа.
Справа: вдох, пауза, выдох связан с проекцией буквы.
Т.е. слева: число «1» число «2» число «3» и т.д.
Справа: буква «А» буква «Б» буква «В» и т.д.

Эту комбинацию чисел и букв продолжаем до тех пор, пока она вызывает приятные ощущения. Буквы и числа можно поменять местами, или заменить их чем-то другим - например, лето - зима, белый - черный.

"Ухо-нос".

Левой рукой беремся за кончик носа, а правой - за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши и поменяйте положение рук так, чтобы уже правая держалась за кончик носа, а левая - за противоположное, т.е. правое ухо.

"Колечко".

Поочередно и очень быстро перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец. Сначала можно каждой рукой отдельно, потом одновременно двумя руками.

"Зеркальное рисование".

Положите на стол чистый лист бумаги, возьмите по карандашу. Рисуйте одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы должны почувствовать расслабление глаз и рук, потому что при одновременной работе обоих полушарий улучшается эффективность работы всего мозга.

Тренировка мозга с помощью образов

Левое полушарие мозга занимается логическим мышлением, а правое занимается зрительным мышлением и чувствами.
Часть 1:

Садия погрузитесь в состояние внутреннего покоя, прозрачности, состояние когда тебя ни что не беспокоит.

Представляйте (воображайте) по очереди:

В левом полушарии мозга

Средневековый крёстный ход группы монахов

Цветущие деревья

Покрытую снегом вершину

Восход Солнца

Жаркий летний день

Красный цвет

Театральную сцену

Медленно текущую реку

Ощущение при прикосновении к нежному шёлку

Ощущение наждачной бумаги

Ощущение, что пальцы скользят по кусочку льда

Звук удара большого мяча

Звук работающего кузнеца

Звук - мяукает кошка

Вкус лимона

В правом полушарии

Вихрь на побережье

Галактику

Покрытую снегом вершину

Осенний день

Густой туман

Песчаную пустыню

Прикосновение к куску гофрированной стали

Ощущение гладкого, прохладного стекла

Рука находится в тёплой воде

Шум автомобильного мотора

Звук колокола

Звук - лает собака

Вкус плитки шоколада

Сделайте несколько глубоких вздохов. Медленно встанте. Немного походите по комнате, внушая, что становитесь бодрее, сознание активнее. И сразу выполняйте часть 2.

Часть 2:

Посмотрите левым глазом наверх, как будто осматриваете левое полушарие мозга.

Посмотри правым глазом наверх, как будто осматриваете правое полушарие мозга.

Старайтесь вертикально вращать глаза. Как будто они вращаются точно посередине головы.

Обведите глазами 2 круга, в левой части своей головы.

Обведите глазами 2 круга, в правой.

Обведите глазами много кругов, входящих друг в друга. Круги наклонены под разными углами. Круги заполняют всю голову.

Отдохни немного, ничего не делай.

Обведите глазами круг: он расположен горизонтально, на высоте глаз. Следующий круг немного меньше. Так обводите много кругов, пока они не превратятся в точку.

Остановите глаза на этой точке. И держите их там как можно дольше. Но не напрягайтесь и не задерживайте дыхание.

Когда глаза сдвинутся с этой точки, заново обводи ими много кругов, которые сойдутся в точку.

Сделайте несколько глубоких вздохов. Медленно встанте. Немного походите по комнате, внушая, что становитесь бодрее, сознание ваше становится активнее.

И сразу выполняйте часть 3.

Часть 3:

Вообразите правое полушарие своего мозга.

Сосредоточтесь на правом полушарии,

На нём - как сверхчувствительном органе,

На извилинах и неровностях на поверхности,

На нерве, который соединяет 2 полушария,

На миллионах клеток мозга.

Постарайтесь почувствовать 2 полушария мозга.

Думайте о том, что в мозге происходят электрические и химические процессы.

Назовите цвета, а не то что написано.

Правое полушарие мозга - распознает цвета, левое - читает. В этом упражнении происходит балансировка полушарий и тренировка их взаимодействия. Для безопасности (от глюков у юзеров) - тест начинается и заканчивается "правильными" комбинациями слово-цвет.

Уже давно не секрет, что левое полушарие мозга отвечает за склонность к математическому типу мышления. Но ведь не может половина мозга выполнять всего лишь одну функцию и определять любимый предмет в школе, дальнейшую специализацию и профессиональное направление. Если все остальное припадает на правую половину мозга, она кажется какой-то слишком загруженной.

Чем уникален головной мозг?

На протяжении столетия ученые пытаются добиться ответа на эти вопросы :

  1. От чего зависит уровень интеллекта?
  2. По каким критериям можно определить гения? И вообще, возможно ли это?
  3. С чем могут быть связаны врожденные и генетические психические расстройства?
  4. Можно ли при помощи электрического воздействия на мозговую ткань формировать новые воспоминания?

После того как вскрытие стало распространенной практикой, задача медиков и научных сотрудников упростилась. Ведь в их распоряжение попало огромное количество материала, но именно здесь исследования и застопорились. Оказалось, что современные методы исследований не могут позволить выявить хоть какую-нибудь достоверную закономерность между исследуемыми материалами.

Выдвигалось множество теорий, но все они разрушались о суровую реальность статистических данных. До сегодняшнего дня не существует универсальных показателей головного мозга, по которым можно было бы установить будущий потенциал человека.

Как работает нервная система?

Но было бы преступлением сказать, что в этом направлении человечество совсем уж не продвинулось. Далеких от медицины людей может заинтересовать, каким образом вообще ученые смогли определить, за что именно отвечает каждый отдел головного мозга? Неужели они проводили чудовищные эксперименты, удаляя или повреждая отдельные участки? Нет, особенность функционирования нашего мозга заключается в том, что:

  • В определенной точке происходит формирования нервного импульса.
  • Этот сигнал является электрическим зарядом. Слишком слабым раздражителем, чтобы навредить, и достаточно сильным, чтобы передать информацию.
  • Нервная ткань возбуждается в точке нахождения импульса, а раз уж он передается соседним клеткам - переходит и участок возбуждения.
  • Современный уровень технического прогресса помогает фиксировать электрическую активность мозга за счет электроэнцефалограммы.

Так что достаточно подключить испытуемого к оборудованию и поставить перед ним несколько простых задач:

  1. Что-то прочесть или написать.
  2. Заговорить с кем-то из окружающих.
  3. Попытаться решить математическую задачу.
  4. Нарисовать портрет или любой другой рисунок.
  5. Пошутить.

Оказалось, что каждый раз возбуждение возникает в разных отделах. Не существует одной универсальной зоны, которая отвечала бы за все перечисленные действия. Исследования проводились не ради самих исследований, данные имеют важнейшее практическое значение. Ведь благодаря ним мы можем предположить, какие именно функции нарушатся при тех или иных повреждениях головного мозга.

За что отвечает левое полушарие мозга?

В левом полушарии расположены центры, отвечающие за :

  1. Возможность чтения и письма.
  2. Восприятие речи в ее буквальном смысле.
  3. Анализ данных, в том числе математических.
  4. Восприятие математических знаков и символов.
  5. Последовательное логическое мышление.

Если у человека полностью отсутствуют функции, осуществление которых возложено на левое полушарие, назвать такого индивида полноценным членом общества сложно. Но посмотрите на список, он весь состоит из каких-то формальностей. Как будто бы речь идет о роботе.

Да, умение читать, писать и говорить это базовые навыки, которые необходимы каждому человеку. Без логики и последовательности тоже сложно прожить. Но где же эмоции, переживания, образность речи? Очевидно, за это отвечает другой отдел.

Левое и правое полушарие мозга

Левое полушарие

Правое полушарие

Контроль над всей правой половиной тела.

Контроль над всей левой половиной тела.

Склонность к формальности и стереотипности в своих действиях.

Полет фантазии и абстрактность мышления, способность «ломать рамки».

Логика и циничный расчет.

Чувства, эмоции и воображение.

Способность разбить проблему или ситуацию на отдельные этапы и пытаться решить их в определенной последовательности.

Всесторонний охват любой проблемы. Попытка разрешить ее сразу же, как нечто целостное и комплексное.

Никому не будет достаточно для нормальной, полноценной жизни вариантов только из одного столбца. Каждый человек представляет собой сложный синтез различных качеств:

  • Часть из них мы получили в наследство.
  • Другая часть сформировалась в процессе жизни под действием внешних факторов.
  • Остальные мы выработали самостоятельно, при помощи силы воли.

Как сформировать собственную личность?

Эмоциональность и логичность две хорошие черты, но яркое преобладание одной из них может испортить жизнь человеку и всем кто его окружает. Что плохого в любителе чистых эмоций? Регулярные истерики. В склонном к анализу и логике? Постоянное занудство и эмоциональная холодность.

Если замечаете, что у вас четко выражен один тип мышления, в то время как другой почти не проявляется - попытайтесь отвлечься. Ознакомьтесь с противоположной стороной жизни, которой вы до сих пор не касались. Такие контакты поспособствуют стимуляции и развитию не доминантной половины головного мозга.

Так за что же отвечает левое полушарие головного мозга :

  1. Будет с легкостью решать любые математические задачи.
  2. У него начнет проявляться любовь к цифрам, запоминанию дат и номеров еще с ранних лет.
  3. В детстве покажет себя как сдержанный ребенок, возможно немного замкнутый.
  4. Эмоциональные проявления могут быть не так ярко выражены, как у окружающих.
  5. Иногда не будет понимать метафоры и иносказания. Табличка «сарказм» пригодится.
  6. Всегда сможет составить план решения проблемы.

Классический право- или левосторонний вариант мышления практически не встречается, всегда есть вкрапления и дополнения. Нужно знать, что левое полушарие мозга отвечает за формальную логику . Но эта информация не так уж ценна, ведь, несмотря на доминирование одной половины мозга, вторая все еще играет огромную роль в формировании вашей личности.

Видео о левом полушарии

На этом видео Аркадий расскажет об основных функциях и назначении левого и правого полушария мозга человека, как устроен этот орган:

Правое и левое полушарии мозга обеспечивают единую работу организма, однако контролируют противоположные стороны тела человека, каждое полушарие выполняет свои определённые функции и имеет свою специализацию. Работа правого и левого полушария ассиметрична, но взаимосвязана. За что "отвечают" левое и правое полушарие нашего мозга. Левая половина мозга отвечает за логические операции, счет, установление последовательности, а правое полушарие воспринимает образы, общее содержание основываясь на интуиции, воображении, творчестве правое полушарие обрабатывает факты, детали, поступающие из левого полушария, собирая их в единый образ и целостную картину. Левое полушарие стремиться к анализу, логической последовательности, деталям, причинно- следственным связям. Правое полушарие осуществляет ориентировку в пространстве, восприятие целостной картины, фиксирует образ и эмоции человеческих лиц.

Можно легко протестировать, какое из полушарий мозга у Вас активно в данный момент. Посмотрите на эту картинку.

Если девушка на картинке вращается по часовой стрелке, то в данный момент у вас больше активно левое полушарие мозга (логика, анализ). Если же она поворачивается против часовой стрелки, то у вас активно правое полушарие (эмоции и интуиция). Оказывается, что некоторым усилием мысли, можно заставить девушку вращаться в любую сторону. особый интерес представляет изображение с двойным вращением

Как еще можно проверить, какое из полушарий у вас больше развито?

Сожмите ладони перед собой, теперь сплетите пальцы рук и заметьте, большой палец какой руки оказался сверху.

Похлопайте в ладоши, отметьте какая рука сверху.

Скрестите руки на груди, отметьте какое предплечье сверху.

Определите ведущий глаз.

Как можно развить способности полушарий.

Существует несколько простых способов развития полушарий. Самый простой из них - увеличение объема работы, на которой ориентировано полушарие. Например, для развития логики Вам необходимо решать математические задачи, отгадывать кроссворды, а для развития воображения посещать художественную галерею и т.п. Следующий способ – максимально задействовать сторону тела, контролируемую полушарием – для развития правого полушария необходимо работать левой частью тела, а для проработки левого полушарий - с правой. Например, вы можете рисовать, прыгать на одной ноге, жонглировать одной рукой. Развить полушарие помогут упражнения, на осознание правого и левого полушария мозга.

Ухо-нос

Левой рукой берёмся за кончик носа, а правой - за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук "с точностью до наоборот".

Зеркальное рисование

Положите на стол чистый лист бумаги, возьмите по карандашу. Рисуйте одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы должны почувствовать расслабление глаз и рук, потому что при одновременной работе обоих полушарий улучшается эффективность работы всего мозга.

Колечко

Поочерёдно и очень быстро перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец. Сначала можно каждой рукой отдельно, потом одновременно двумя руками.

4. Перед вами лежит листок с буквами алфавита, почти всеми. Под каждой буквой написаны буквы Л, П или В. Верхняя буква проговаривается, а нижняя обозначает движение руками. Л - левая рука поднимается в левую сторону, П - правая рука поднимается в правую сторону, В - обе руки поднимаются вверх. Всё очень просто, если бы не было так сложно всё это делать одновременно. Упражнение выполняется в последовательности от первой буквы к последней, затем от последней буквы к первой. На листке записано следующее.

А Б В Г Д

Л П П В Л

Е Ж З И К

В Л П В Л

Л М Н О П

Л П Л Л П

Р С Т У Ф

В П Л П В

Х Ц Ч Ш Я

Л В В П Л

Все вышеописанные упражнения, направленные на развитие правого полушария можно применить и с детьми.

Упражнения на визуализацию .

Когда у вас найдется свободная минутка, посадите ребенка рядом с собой и предложите немного пофантазировать.

Давай закроем глазки и представим белый лист бумаги, на котором большими буквами написано твое имя. Представь, что буквы стали синими... А теперь - красными, а теперь - зелеными. Пусть будут зелеными, но лист бумаги вдруг стал розовым, а теперь - желтым.

А теперь прислушайся: кто-то зовет тебя по имени. Угадай, чей это голос, но никому не говори, сиди тихонько. Представь, что твое имя кто-то напевает, а вокруг играет музыка. Давай послушаем!

А сейчас мы потрогаем твое имя. Какое оно на ощупь? Мягкое? Шероховатое? Теплое? Пушистое? У всех имена разные.

Теперь мы будем пробовать твое имя на вкус. Оно сладкое? А может быть, с кислинкой? Холодное, как мороженое, или теплое?

Мы узнали, что наше имя может иметь цвет, вкус, запах и даже быть каким-то на ощупь.

А теперь откроем глазки. Но игра еще не окончена.

Попросите ребенка рассказать о своем имени, о том, что он видел, слышал и чувствовал. Немного помогите ему, напомните задание и обязательно поощряйте: "Как интересно!", "Ну надо же!", "Никогда бы не подумал, что у тебя такое замечательное имя!".

Рассказ окончен. Берем карандаши и просим нарисовать имя. Ребенок может рисовать все, что захочет, главное, чтобы рисунок отражал образ имени. Пусть ребенок украсит рисунок, использует как можно больше цветов. Но не затягивайте это занятие. Важно закончить рисовать в строго определенное время. Тут уж вы сами думайте, сколько отвести на рисование - медлительному малышу нужно минут двадцать, а торопыга нарисует все и за пять минут.

Рисунок готов. Пусть малыш объяснит, что значат те или иные детали, что он пытался нарисовать. Если ему сложно это сделать - помогите: "Что это нарисовано? А это? А почему ты нарисовал именно это?"

Теперь игра окончена, можно отдохнуть.

Вы, наверное, догадались, в чем ее суть. Мы провели ребенка по всем ощущениям: зрение, вкус, обоняние, заставили включиться в деятельность и воображение, и речь. Таким образом, все зоны мозга должны были принять участие в игре.

Теперь можете придумывать и другие игры, построенные на таком же принципе. Например: "Имя-цветок " - рисуем цветок, который мы могли бы назвать своим именем; "Я взрослый " - пробуем представить и нарисовать себя взрослым (как буду одет, как говорю, что делаю, как хожу и так далее); "Воображаемый подарок " - пусть малыш дарит воображаемые подарки своим друзьям, а вам рассказывает, как они выглядят, пахнут, какие на ощупь.

Вы застряли в пробке, долго едете в поезде, скучаете дома или в очереди к врачу - поиграйте в предложенные игры. Малыш в восторге и не канючит: "Мне скучно, ну когда же наконец...", а родительское сердце ликует - ребенок-то развивается!

Предлагаем вам еще одно упражнение на визуализацию, которое называется "Стирание из памяти стрессовой информации ".

Предложите ребенку сесть, расслабиться и закрыть глаза. Пусть он представит перед собой чистый альбомный лист, карандаши, ластик. Теперь предложите малышу мысленно нарисовать на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Далее попросите, опять же мысленно, взять ластик и начать последовательно стирать ситуацию. Стирать нужно до тех пор, пока с листа не исчезнет картинка. После этого следует открыть глаза и произвести проверку: закрыть глаза и представить тот же лист бумаги – если картинка не исчезла, нужно снова мысленно взять ластик и стирать картинку до полного исчезновения. Упражнение рекомендуется периодически повторять.

Кстати, когда вы что-то делаете обеими руками одновременно, например, играете на музыкальном инструменте или даже набираете текст на клавиатуре, работают оба полушария. Так что это тоже своеобразная тренировка. Еще полезно совершать привычные действия не ведущей рукой, а другой. Т.е. правши могут пожить жизнью левшей, а левши соответственно наоборот стать правшами. Например, если вы обычно чистите зубы, держа щетку в левой руке, то периодически перекладывайте ее в правую. Если пишете правой рукой, переложите ручку в левую. Это не только полезно, но и весело. А результаты таких тренировок не заставят себя долго ждать.

5. Глядя на картинку, надо произнести вслух как можно быстрее цвета, которыми написаны слова.

Вот так можно привести в гармонию работу полушарий мозга.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения