Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Синдром аспергера в легкой форме. Синдром Аспергера – что это такое

Синдром Аспергера – врождённое состояние, которое сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Активно высказывается мнение, что это не болезнь, а особенность функционирования мозга. С течением времени проявления синдрома Аспергера изменяются, часть его симптомов сглаживается, другая часть – становится более выраженной. К сожалению, большинство исследований проводится с участием ограниченного количества больных и охватывает небольшой промежуток времени. Долгосрочные программы могли бы помочь понять, какие из программ адаптации более эффективны. Увы, сейчас большую часть информации о течении синдрома Аспергера врачи получают из рассказов самих аспи. Тем не менее, некоторые закономерности выделить удалось.

Большинство исследований подтверждают, что люди с синдромом Аспергера, у которых в детстве были более высокие способности к планированию и последующему выполнению сложных заданий, в последующем легче адаптировались к социальной среде и лучше понимали окружающих. Аналогичная ситуация у детей, с которыми с раннего возраста занимались родители или психологи. Все исследования подтверждают, что у большинства больных с синдромом Аспергера наблюдается значительное улучшение в раннем школьном и подростковом возрасте, которое у многих сменяется регрессом после окончания школы. Общий вывод из большинства таких исследований – то, что синдром Аспергера у взрослых менее выражен, чем в детском и подростковом возрасте.

Симптомы

Проявления синдрома Аспергера несколько меняются с течением времени. Если у детей основными проявлениями были проблемы с обучением и социализацией, то у взрослых эта область симптоматики смягчается и на первый план выходят сопутствующие состояния. Синдром Аспергера у взрослых проявляется индивидуальным восприятием реальности, недостаточным выражением эмоций и их низкой интенсивностью, высокой самодостаточностью, нетерпимостью к неопределённости.

У большинства или всех взрослых с синдромом Аспергера имеются следующие сопутствующие нарушения:

  • Изменения эмоционально-мотивационной сферы;
  • Нарушения двигательной и чувствительной сферы;
  • Актуальными остаются нарушения познавательной сферы в области, отвечающей за социальные навыки;
  • Имеются стереотипии, навязчивости;
  • У всех больных имеются особенности поведения и мышления, свойственные синдрому Аспергера.

Кроме того, синдром Аспергера у взрослых проявляется рядом состояний, встречающихся с меньшей частотой:

  • , которые свойственны половине больных;
  • Аффективные нарушения, которые включают и депрессивные изменения, и маниакальные, и их сочетания, в сумме встречаясь у двух третей или более больных;
  • Соматоформные и ипохондрические расстройства свойственны трети больных;
  • встречаются также у трети больных;
  • Различные к взрослому возрасту развиваются у пятой части людей с синдромом Аспергера;
  • (убеждения в наличии изменений отдельных частей тела, их уродливости или болезни) развивается почти у половины больных;
  • На деперсонализацию-дереализацию жалуется примерно треть пациентов;
  • Примерно у шестой части больных возникают преходящие психотические расстройства.

Динамика проявлений синдрома Аспергера

Изменение симптоматики синдрома Аспергера с течение времени происходит согласно периодам взросления личности. По сравнению с здоровыми детьми, у детей и подростков с синдромом Аспергера запаздывают и искажаются социальные навыки. К подростковому возрасту появляются признаки сопутствующих психических нарушений. В детском саду и первых классах школы синдрома Аспергера выражены максимально. Пубертантный период характеризуется возникновением первых стойких социальных контактов. Параллельно появляются различные аффективные, и расстройства, навязчивости, вплоть до психотической симптоматики. Юношеский возраст характеризуется уменьшением аутической симптоматики. Синдром Аспергера у взрослых проявляется в большей мере сопутствующими психопатологическими симптомами при минимальных проявлениях . По словам самих больных, эти проявления не исчезают, а больные обучаются жить с ними так, чтобы аутизм минимально влиял на повседневное общение.

Варианты течения синдрома Аспергера у взрослых

Для рассмотрения симптомов и их динамики у взрослых с синдромом Аспергера удобно разделить их на несколько типов протекания:

Лечение и прогноз

Важными факторами успеха лечения является тёплый семейный климат, всесторонняя поддержка больного, активное участие родственников в социализации пациентов, доверие врачу. Важно раннее развитие коммуникативных способностей, обучение и профессиональная подготовка пациентов. Для компенсации моторного недоразвития назначают лечебную физкультуру.

Симптоматическое лечение Синдром Аспергера

Синдром Аспергера идентифицируется как тип восприятия окружающего мира и как особая форма аутизма, характеризующаяся дефицитом социального взаимодействия и общения. Среди особенностей состояния ограниченные интересы и однотипные действия.

Современная психиатрия классифицирует рассматриваемое состояние, как одно из пяти аутистических нарушений, как и , детское дезинтегративное расстройство, атипичный и классический аутизм.

Согласно статистике среди мужчин патология встречается чаще в 2-3 раза.

Среди школьников диагностирование происходит в 0,36-0,71% ситуаций, но в 30-50% подозрений синдром не диагностируют официально.

Заболевание названо в честь педиатра Ханса Аспергера из Австрии, работающего с детьми, имеющими сходные проявления. Врач называл болезнь аутистической психопатией. Официальное название зарегистрировано в 1981 году.

Детям с таким нарушением свойственны сложности в обучении, поведенческие дисфункции, недостаточно развитые способности к социальному общению, что требует повышенного внимания со стороны детских психиатров, психологов и в первую очередь педагогов

История

Четыре ребенка с признаками рассматриваемого недуга Ханс Аспергер наблюдал в 1944 году, они определенно демонстрировали отсутствие навыков в сфере социальной интеграции. Наряду с такой проблемой они обладали нормальным интеллектом, но в общении отмечалась физическая неуклюжесть, неспособность проявлять эмпатию, отсутствие умений невербальной коммуникации.

Что касается речи, она была слишком формальной или, наоборот, затрудненной. Анализируя их разговор удавалось четко отметить доминирующий всепоглощающий однобокий интерес.

До 1981 года наблюдения Аспергера не были известны, хотя на немецком языке публиковались. Интерес к синдрому возобновила британский врач Лорна Винг, которая опубликовала схожие выводы и назвала комплекс симптомов в честь австрийского первооткрывателя.

В следующем году патологию признали, как отдельную болезнь и включили в диагностическое руководство Всемирной организации здравоохранения (десятое издание МКБ) и в четвертое издание DSM Психиатрической ассоциации Америки.

Причины возникновения патологии

Рассматривая причины возникновения патологии нельзя не упомянуть об аутизме.
Ключевые провоцирующие факторы:

  • генетическая и биологическая предрасположенность;
  • воздействие токсических веществ в первый триместр беременности;
  • аутоиммунная реакция материнского организма способна провоцировать повреждение головного мозга;
  • профилактические прививки и вакцинации способны негативно влиять на иммунную систему;
  • теория гормонального сбоя, до сих пор не подтвержденная научно предполагает повышенный уровень кортизола и тестостерона у малыша;
  • изучается воздействие недоношенности на возникновение болезни и аутического расстройства;
  • в качестве серьезной причины рассматривается губительное воздействие экологии на младенца.

Постнатальные и внутриутробные вирусные инфекции принято считать факторами риска: токсоплазмоз, герпес, краснуха или цитомегаловирусная инфекция.

Синдром Аспергера у взрослых

Сложность диагностирования рассматриваемой патологии у взрослого человека обусловлена адекватной оценкой слабых и сильных сторон в зрелом возрасте.

Но состояние длится на протяжении всей жизни и заболеть им, будучи взрослым, нельзя.

Возникает вывод – нарушение с возрастом стабилизируется и если лечение с детства проводилось грамотно, высока вероятность достижения существенных улучшений.

Тенденция объясняется способностью человека с возрастом вырабатывать социальные навыки, предполагающие элементы невербального общения, поэтому многим свойственна полноценная социальная жизнь – семья, работа, дети, друзья.

Благодаря некоторым особенностям шансы на успешную учебу и карьеру существенно увеличиваются. Имеется в виду особое внимание к конкретным темам, концентрация на деталях и мелочах. Болезнью страдали выдающиеся личности, которые смогли превосходно проявить себя – Альберт Энштейн, Томас Джефферсон, Вольфганг Моцарт, Мария Кюри.

Синдром Аспергера у детей

Что касается проявления патологии у детей, симптомы схожи в аутичными признаками, но следует обязательно воспринимать расстройство самостоятельно, поскольку уровень интеллекта нормальный, но образовательные потребности особые.

Развитию социальных навыков ребенка родители должны уделять максимум внимания.

Ключевая особенность – более развитый интеллект на фоне сверстников в 95% случаев, хотя восприятие окружающего мира и линия поведения у таких детей своеобразные.

Триада нарушений

Основополагающие проявления варьируются, но специалисты выделяют три ключевые группы.

Симптомы в сфере социальной коммуникации:

  • непонимание тона голоса, выражения лица или жестикуляции собеседника;
  • использование сложных фраз и слов наряду с отсутствием их понимания в полной мере;
  • сложности в определении времени завершения и начала разговора, а также в определении темы для беседы;
  • не восприятие сарказма, метафор, анекдотов.

Собеседник должен быть максимально лаконичным и четким в плане изложения мыслей в разговоре с человеком с таким синдромом.

Симптомы сферы социального взаимодействия:

  • поведение, считающееся со стороны некорректным;
  • кажущиеся замкнутость, безразличность и равнодушие;
  • другие люди приводят в замешательство и кажутся непредсказуемыми;
  • не писанные социальные нормы не воспринимаются;
  • дружеские отношения возникают и поддерживаются с трудом.

Проблемы в сфере социального воображения

Воображение людей с рассматриваемым типом восприятия мира богатое в стандартном понимании этого понятия. Некоторые с возрастом становятся музыкантами, художниками или писателями, но в плане социального воображения могут возникать проблемы:

  • творческая деятельность может быть ограниченной, а также повторяющейся или строго последовательной;
  • мысли интерпретируются проблематично, как и действия или чувства окружающих;
  • упускаются едва заметные мимические послания собеседника;
  • представлять предсказывания и альтернативное развитие ситуации достаточно сложно;
  • представлять и понимать точку зрения других людей тоже сложно.

Часто дети отдают предпочтения занятиям, связанным с системностью и логикой.

Отличительные признаки

Симптомы также представлены следующими признаками.

  1. Стремление поддерживать определенный порядок всегда и во всем обусловлено желанием сделать мир менее запутанным и беспорядочным. Пациент может настаивать на собственных распорядках и правилах.
  2. Особая увлеченность выражена сильным, в некоторых случаях одержимым интересом к коллекционированию или другим хобби. Иногда интерес не угасает на протяжении всей жизни, а в некоторых случаях пациент переключает внимание на что-либо иное. Под воздействием стимула навыки и интересы совершенствуются настолько, что человек с рассматриваемой патологией невероятно успешно работает и учится в кругу собственных интересов.
  3. Сенсорные проблемы могут проявляться во вкусе, осязании, обонянии, слухе или зрении, также возможны варианты сложностей во всех видах ощущений одновременно. В зависимости от пациента определяется и степень этих затруднений. Чаще рассматривается два варианта – малочувствительность или сверхчувствительность.

Диагностика

Сложность диагностики рассматриваемого недуга заключается схожести его симптоматики с признаками других патологий.

Выявление расстройства чаще всего происходит в возрасте от 4 до 12 лет, при этом ранняя диагностика напрямую влияет на успешность дальнейшего лечения и социализации

Среди актуальных методов диагностики необходимо отметить следующие:

  • беседа с родителями и общение с ребенком посредством игр;
  • проведение тестов на психомоторику, определение навыков самостоятельного поведения;
  • проведение интеллектуальных тестов;
  • генетические и неврологические исследования.

Значимость дифференциальной диагностики при таком заболевании сложно переоценить. В некоторых случаях удается выявить такие патологии:

  • генерализированное или обессивно-компульсивное тревожное или биполярное расстройство;
  • депрессивное состояние;
  • синдром дефицита внимания и гиперактивности;
  • вызывающе оппозиционное расстройство.

При этом упомянутые расстройства имеют место быть одновременно с рассматриваемым типом восприятия мира, и диагностика пациента будет различной в каждом отдельном случае.

Методические указания для дифференциальной диагностики

Зачастую требуется дифференциация с аутизмом (синдром Каннера).

  1. В первый год жизни ребенка можно заметить первые признаки аутизма, тогда как в ситуации с аспергером симптоматика проявляется лишь спустя 2-3 года после рождения.
  2. Аутический ребенок сначала учится ходить, а затем разговаривать, тогда как при рассматриваемой патологии сперва проявляется бурно развивающаяся речь, а затем навыки хождения.
  3. При аутизме нарушена функция коммуникации, и речевые навыки для общения не используются, во втором же случае наблюдается своеобразное использование речи для коммуникации с окружающими.
  4. Аутичные дети в 40% ситуаций обладают сниженным интеллектом, а в 60% умственная отсталость ярко выражена. При аспергере наблюдаются нормальные и высокие показатели интеллекта.
  5. При аутическом расстройстве следует готовиться к неблагоприятному прогнозу из-за атипичной деменции и дальнейшей шизоидной психопатии. Для рассматриваемого в данной статье синдрома характерен благоприятный прогноз, но в редких случаях с возрастом развивается шизоидная психопатия.
  6. Часто специалисты сравнивают с шизофренией, тогда как признаки аспергера более схожи с психопатией.

Лечение

Требуется тщательная диагностика прежде, чем начать планирование лечения. В данном процессе участвуют невролог, психолог и другие специалисты, компетентные в данном вопросе. Учитывать необходимо не только симптомы, но и возраст пациент, а также индивидуальные особенности его развития. Среди эффективных направлений стоит отметить следующие:

  1. Психотерапия. Задача психиатра – наблюдение и коррекция поведенческих навыков. Вместе с терапевтом он планирует индивидуальную лекарственную и немедикаментозную терапию. Высоким спросом пользуются тренинги, цель которых заключается в поддержании и развитии коммуникативных умений, а также адаптирующие к общественной жизни тесты.
  2. Для профилактических и оздоровительных целей следует ввести в режим дня обязательную лечебную физкультуру, которая будет положительно сказываться на работе всех систем и органов организма. Временно траченные и нарушенные функции можно будет восстановить. Лечебно-физкультурный комплекс составляется врачом для каждого пациента в индивидуальном порядке.
  3. Возможные побочные эффекты являются причиной столь редкого и аккуратного использования медикаментозной терапии. Данный подход актуален для контроля симптоматики при наличии сопутствующих заболеваний. Этот список включает:
    • медикаменты для контроля приступов;
    • психотропные препараты;
    • стимуляторы;
    • ингибиторы обратного захвата серотонина;
    • нейролептики
  4. Облегчению симптоматики способствует также особый подход к питанию и индивидуальное планирование диеты. Негативное воздействие оказывают продукты с глютеном и казеином, мучные изделия и молочная продукция, поэтому их необходимо исключить.
  5. Прогноз

    Актуально говорить о благоприятном и иногда относительно благоприятном прогнозе лечения, который напрямую зависит от того, насколько рано была проведена достоверная диагностика.

    Смертельного исхода в данном случае не предвидится, но статус личности теряется в 20% случаев. Грамотное лечение и профилактика позволяет вести пациенту полноценную жизнь, заводить семью и друзей, подниматься по карьерной лестнице, заниматься любимым делом.

Дата создания: 23.07.2015
Дата обновления: 23.07.2015

"Трудно уложить нечто в линейно-шкальную систему, не имея определённых параметров измерения и сравнения. Точно так же сложно сформировать удобные и однозначные признаки аутизма: аутисты, как и шизоиды, все разные. И сейчас получается, что в корзинку с надписью "аутизм" бросают всё, что ни попадя..."

Материал написан в соавторстве с Нарицыной М.П.

Разговор о таких современных и даже в какой-то степени "модных" диагнозах, как аутизм и синдром Аспергера предлагаю начать, как ни странно, с диагноза более древнего, хотя когда-то тоже довольно распространённого: с шизофрении. А точнее, с того, что даже изобретатель этого термина доктор Блейлер не мог бы сказать точно и однозначно, что это такое. Собственно, сам Блейлер писал: "Тот или иной специалист исключительно по своему собственному усмотрению создал не только названия, но и целые концепции, в зависимости от того, какой из симптомов показался ему наиболее серьёзным". И до недавнего времени шизофрения была диагнозом, которым наделяли в том числе всех неугодных, нестандартных, непонятных, "желающих странного" и т.п. Но, собственно, разговоры о том, чтобы исключить шизофрению из МКБ как болезнь, ведутся давно, так как болезнь обычно имеет источник (возбудитель, причину), течение (в том числе латентный период), синдром малых признаков (когда признаки похожи на всё, что угодно), манифестацию (вчера человек считался здоровым, а сегодня вдруг!), клиническое течение (симптомы начинают складываться в клиническую картину, причём у каждого заболевания развитие симптомов происходит по определённой последовательности) и два варианта развития: с лечением и без лечения.

И шизофрения в эту структуру никак не вписывается. Единственное, что безусловно именно при этом заболевании – наличие некоторого "дефекта" (социальная декомпенсация, потеря/сложность обретения бытовых навыков и т.п.), плюс – при некоторых видах - бред и специфические системные галлюцинации (как иллюстрация – фильм "Игры разума"). Однако выраженный, зашкаливающий шизоид в состоянии декомпенсации тоже может частично удовлетворять этим требованиям – и при том будет совершенно психически здоров. То есть граница между болезнью и здоровьем здесь очень зыбкая, и ее можно при желании двигать в ту или иную сторону.

Но на всё имеется некая мода, даже на диагнозы. И сейчас шизофрению постепенно вытесняют диагнозы современные: аутизм и синдром Аспергера как мягкая форма аутизма.

Сегодня аутистом запросто называют любого человека, который не хочет активно общаться. Например, ребёнка, которого ставят в угол в наказание, а он стоит там с удовольствием, да ещё и не спешит выходить. А то и умышленно хулиганит, чтобы снова очутиться в углу. Редко кто пытается понять природу таких потребностей, особенно в социуме, где "нормальным" считается все время пребывать "с моим здоровым коллективом" (с). Не стремишься пребывать с коллективом – готов диагноз: аутист. А у такого поведения могут быть самые разные причины, часто не имеющие ничего общего с болезнями.

В бытовом понимании встречаются убеждения, будто у аутистов интеллект выше, чем у тех, у кого этого заболевания нет. Однако не наоборот ли тут все происходит? Человек с интеллектом выше среднего, интересующийся такими вещами, которые обыденной личности и в голову не придут, закономерно может испытывать проблемы в общении с окружающими (особенно если окружили они его по своей воле, а не по его желанию). Он просто не может найти общего языка ни с кем из фактически круга своего общения (или не хочет его искать, зная, что эти поиски не будут взаимными). И ему тут же предлагается диагноз: аутист. Или – носитель синдрома Аспергера, если в мягкой форме.

Но аутизм по сути - это синдром социально-нестандартных восприятий и реакций. Человек, страдающий аутизмом, с трудом воспринимает эмоциональную подоплёку межличностных трансакций. Надо сказать, что такое понимание бывает вообще трудно для всех маленький детей: как адекватно воспринимать эмоциональное состояние собеседника, так и самому выражать свои эмоции "на стандартном понятном языке".

По мере взросления обычно человек обучается дифференцировать свои эмоциональные реакции, да и чужие тоже. Он приобретает опыт, в котором прописывается, что смех обычно означает радость, положительные эмоции, а плач – отрицательные. И только после этого можно будет разбираться в том, что такое "смех сквозь слезы", "слезы радости" или "смех обречённого", а также другие довольно сложные, многогранные эмоциональные проявления. А вот у аутистов, и как вариант – у личностей с синдромом Аспергера с этим возникают сложности практически с детства и не проходят к моменту взросления и далее.

Главная проблема аутиста – фактическая сложность эмоциональной и вообще любой невербальной коммуникации. Как правило, у него довольно специфическая мимика и вообще вся система обмена эмоциями не на словах – построена совершенно иначе, если не сказать – сломана. У него совершенно по другим принципам идёт невербальное общение как таковое, по-другому используются жесты, мимика, прочие коммуникации, не подразумевающие слов. Во многом именно поэтому общение с реальным аутистом затруднено в первую очередь для других, а также для него самого.

Все наши эмоциональные реакции идут из бессознательного, и фактически у них две основных задачи: первая – позволять человеку замечать и распознавать эмоциональное состояние других людей (и соответственно выстраивать наиболее эффективное общение с ними), и вторая – окружающим ответно распознавать эмоции конкретного человека и в свою очередь выстраивать наиболее эффективную стратегию общения с ним. Эволюция и социализация за много лет сделали многие эмоциональные реакции унифицированными и таким образом общепринято понятными: по крайней мере, многие способны отличить радостного человека от грустного. Часто приходится слышать, что выражение человеческих эмоций – это способ практически напрямую общаться с бессознательным.

Если кому-то случайно сделать больно – скорее всего, этот человек вскрикнет, да даже если выругается – можно сказать, что его поведение изменится определённым образом, подразумевающим практически однозначное прочтение. И чем сильнее боль, тем менее работают сдерживающие механизмы цензуры, тем больше в этой реакции будет чистого бессознательного. То есть будет дан однозначный сигнал: это действие человеку неприятно, и его желательно срочно прекратить. Умение понимать и выдавать общепринятые реакции в ответ на определённые раздражители обычно называется нейротипичным реагированием (в отличие от реагирования аутистического).

Аутизм, если упрощённо говорить, диагностируется тогда, когда человек не имеет подобной бессознательно-эмпатической способности. Он не разделяет сигналов боли и сигналов радости (ни своих, ни чужих), он не воспринимает и не прочитывает вообще никаких эмоциональных маркеров со стороны и точно так же не способен дать своих: например, ребёнок-аутист легко может дать соседу по песочнице совочком по голове не со злобы, а искренне не понимая, что это больно. И не осознавая, что таким действием наносит тот или иной ущерб.

Для аутиста характерны странные неуместные жесты, диспластичная походка и т.п. Это всё по той же причине: не построенная или поломанная связь и в принципе раскоординация между бессознательными ощущениями и мышечными движениями. По той же причине аутисты с трудом обучаются так называемым моторным навыкам: письмо, езда на велосипеде, даже пользование столовыми приборами.

Всё это, безусловно, выводит ребёнка из социального общения, так что необщительность для аутиста – не причина, а скорее следствие особенностей его психики. Но на этих признаках часто строится и гипердиагностика аутизма: например, мама одного ребёнка рассказывала, что ее сын, когда его выводят на улицу, начинает "беспорядочно размахивать ручками". И на этой основе считала, что её ребёнок страдает аутизмом: забывая о том, что само по себе такое беспорядочное махание и вообще повышение двигательной активности при появлении в поле зрения новых объектов для исследования (целая улица!) вполне закономерно для любого здорового и активного ребёнка. Если ребёнок долго не выходит в незнакомый социум, то по выходу он закономерно испытывает сильные впечатления: и ручками опять же машет, и вздрагивает, и так далее. На основании чего нередко ребёнка обозначают как аутиста и – что существенно, на этом основании сгребают в охапку и изымают из нового социума назад, в знакомую ограниченную обстановку. Чем только усугубляют дезадаптацию в дальнейшем.

Ещё из распространённых признаков аутизма - чрезмерно бурные реакции испуга и плача в ответ на слабые звуковые раздражители и незначительные изменения окружающей среды, но слабые реакции на сильные раздражители. Но понятия "чрезмерно сильные или слабые" требуют определённой стандартизированной шкалы измерений, одинаковой для всех. Иначе как определить силу или слабость реакции или раздражителя? Для одного ребёнка, например, хлопок петарды за окном будет сильным негативным раздражителем (особенно если он напряжён или испуган в принципе), для другого – сильным позитивным (если эти звуки ассоциируются с праздником), для третьего – слабым (если он слышал их много раз и видел, что родители на них совсем не реагируют). Для одного ребёнка, каждый день бывающего на улице по нескольку раз, очередное гуляние будет незначительным изменением среды, для другого, который в силу каких-то причин долго просидел дома – значительным. Или, например, поездка в другой город: ребёнок, который много путешествует, может отнестись к поезду или самолёту совершенно равнодушно, а кто летит/едет впервые – будет крайне возбуждён, иногда до негатива (передозирование впечатлений). В любом случае, говоря о сильных или слабых изменениях или реакциях, следует отсчитывать эту силу или слабость от ребёнка, а не от взрослого, который проводит внешние наблюдения.

Также ещё нередко говорят про "реакцию оживления": якобы здоровый ребёнок должен проявлять эту реакцию при виде взрослого, а те дети, которые оживляются не при появлении взрослого, а при изучении подвешенной к кровати игрушки – есть способ заподозрить расстройство аутистического спектра. Но почему маленьким детям отказывается в собственном выборе объектов исследования? Вполне может быть, что ему не интересен этот взрослый, а интересна игрушка. Особенно если она новая и ещё до конца не изучена.

Известно много случаев, когда родитель(ница) активно содействует постановке ребёнка на психиатрический учёт и/или требует для своего дитяти официального диагноза. Причин тому довольно много: например, родители могут стыдиться своего "бракованного" ребёнка, поведение которого не соответствует общепринятым в данном социуме стандартам, и тащат его в этот стандартный социум хотя бы как "больного" – чтобы общество не изгнало оттуда самих родителей. Но есть и такой момент: кто-то искренне полагает, что ребёнок с диагнозом будет более защищён. К нему не будут предъявлять выраженных претензий и высокий требований: что с него взять, он же больной. Будет ли это полезно самому ребёнку – вопрос часто не рассматривается. Достаточно того, что так считают родители.

С одного из тех форумов, которые принято называть "мамскими":

"Поздравляем аутят с днем аутиста! А как их поздравлять, если они себя аутистами не признают. Сегодня, второго апреля, всемирный день аутистов! Не знаю, как вы, а я своего поздравлять не буду. Он себя таковым не признаёт. Тогда, мамочки, давайте мы хоть друг друга поздравим с нашим "профессиональным" праздником - всемирным днём воспитательниц аутяток!!! УРА!"

Во-первых, прекрасная иллюстрация к тому, что аутизм становится модным диагнозом, и этим словом называют в том числе тех, кто не вписывается в "мейнстрим активного общения". Во-вторых, существуют мамы, которым для избегания предположительного общественного прессинга "ты родила и воспитала некачественного, необщительного ребёнка" проще назвать своё дитя "аутёнком", а самой получить виртуальную медаль "Мать-героиня, стоически воспитывающая ребёнка с такими проблемами".

На самом деле термин "аутята" очень говорящий. Аутёнок – не просто аутист, а аутист-дитя! - это вечный ребёнок, которому всегда нужен опекун-родитель. Таким образом, многие родители могут избавляться от еще одного страха: "Вот ребёнок вырастет, и мама (папа) станет ему не нужна (не нужен)".

А ребёнок, который уже может сам не признавать себя аутистом - это уже довольно большой ребёнок. И это скорее всего как раз довод против наличия у него аутизма.

Поле для гипердиагностики в этой области действительно огромно: в разных источниках можно лицезреть так называемую "аутистическую триаду", на основании которой часто ставится диагноз. Судите сами:

Недостаток социальных взаимодействий;
нарушенная взаимная коммуникация;
ограниченность интересов и повторяющийся репертуар поведения.

А теперь взглянем:
- кто определяет "недостаточность" социальных взаимодействий? Для кого это недостаток, по какой шкале?
- в каком смысле, по каким критериям определяется нарушенность взаимной коммуникации? Если вы что-то говорите человеку, а он вас не понимает – вы аутист?..
- ограниченность интересов – в каких границах это определяется, кто это решает? Например, в детском саду ребёнок читает Энциклопедию юного астронома, тогда как все идут слушать сказку про курочку Рябу. Ему эта курочка уже совершенно неинтересна, однако все должны ее слушать – и он тоже: он не хочет и отказывается раз за разом – делается вывод, что интересы ограничены, взаимодействие нарушено, репертуар повторяется, всё - аутист. И теоретически под эту триаду опять же можно подвести любую психически здоровую, но нестандартную личность.

В принципе любая нестандартность личности как таковая представляет выраженную угрозу для иерархического социума . Как минимум, нестандартной личностью сложно управлять (стандартные драйвера не подходят (с)), такая личность плохо манипулируема (как минимум, на неё сложно давить по принципу "у тебя всё не как у людей", такой человек обычно не испытывает выраженной необходимости делать как все). А если его заставлять (в том числе с точки зрения внутренней цензуры) – это становится поводом для невроза , так как бессознательное все равно будет сопротивляться.

Синдром Аспергера называют "мягкой формой аутизма". Но опять же, какими приборами измерить мягкость или жёсткость в данной ситуации? И вообще трудно уложить нечто в линейно-шкальную систему, не имея определённых параметров измерения и сравнения. Точно так же сложно сформировать удобные и однозначные признаки аутизма: аутисты, как и шизоиды, все разные. И сейчас получается, что в корзинку с надписью "аутизм" бросают всё, что ни попадя. У меня в своё время был один знакомый главный редактор, который говорил так: "Всё, что непонятно лично мне, идёт в нашей газете в рубрику "Психоанализ". Точно так же всё, что бывает непонятно конкретному специалисту, подчас идёт у него в рубрику "Аутизм".

Поэтому диагностика аутизма много сложнее, чем "ребёнок не играет со сверстниками и не имеет много друзей".

Как болезнь аутизм не укладывается ни в какие нозологические нормы (как и шизофрения). И одна из главных проблем аутиста в обществе – это социальная декомпенсация.

Вообще ребёнка-шизоида, ребёнка-"аспергера" и ребёнка-аутиста важно прежде всего понять. Не влезть ему в душу, не заставить его быть как все, а реально суметь увидеть мир и общество его глазами. Но увы, далеко не у каждого взрослого – родителя, педагога, психолога/психотерапевта – есть такие собственные задатки и возможности. Поэтому, простите за возможную грубость формулировки, но в процессе адаптационной терапии крайне важно буквально не подпускать к шизоидам, аспергерам и аутистам тех людей, которые мыслят категориями "ну здесь же и так всё понятно и очевидно". И ещё именно поэтому для всех перечисленных категорий бывает так важна анимал-терапия: дельфины, лошади, собаки, любые социальные животные: они не ставят оценок, они общаются с человеком вне зависимости от степени его адаптации в человеческом социуме и иерархического ранга, на эмоциональном уровне.

Довольно часто аутистов путают с интровертами. Здесь в терминологии тоже есть своя неопределённость: Юнг называл интровертами и экстравертами людей с "направленностью эмоций" внутрь или вовне, а Леонгард говорил о некоторой сосредоточенности или рассредоточенности потребностей в общении и их реализации. В любом случае, говоря об интроверсии, часто путают причину и следствие: того же шизоида, который избегает широкого общения в силу тех или иных трудностей социальной адаптации, называют интровертом.

Кстати, широта общения ещё не говорит о психическом здоровье. Но опять же есть стандарт: люди, мол – социальные животные, поэтому каждый человек должен стремиться к общению с себе подобными, если не стремится или стремится избирательно – то он аутист. Но все нестандартные личности имеют сложности в общении с обыденным большинством. Потому что просто не находят общего языка: плюс ещё то, что в стандартном обществе обычно наличествует и определённая стандартизация интересов по полу, возрасту и социуму. Условно говоря, девочки должны говорить о принцах, мальчики – о машинках, девушки – о Доме-2, юноши - о пиве, мужчины – о футболе, женщины – о косметике, женщины с детьми – о колясках и молочке, и так далее. И упаси боже сойти с этих рельсов. Сразу объявят ненормальным(ой). Потому что – "какие нужно иметь свихнутые мозги", чтобы вообще задумываться о чем-то ином: нестандартном, незнакомом и собеседнику неинтересном.

А ещё обычно идёт восприятие следующего плана: "Нормальный – это как я. Все, кто не похож на меня – ненормальные". И самое грустное, что подобный критерий применяется в том числе и некоторыми врачами и психологами.

К слову – вспомнилось не так давно читанное про печально известный "рубашкогейт", когда учёный вышел в люди, не соблюдя дресскод. Кто-то говорил, что-де он специально хотел женщин обидеть! Кто-то другой вмешался и сказал, что он на эти картинки на его рубашке вообще мог внимания не обратить. Ему, мол, вообще могло быть без разницы, что нарисовано на том, что на нем надето.

Реакция сменилась на иную: "Как это – все равно, что на тебе нарисовано? Да он ненормальный! Всем нормальным людям не все равно!"
То есть куда ни кинь – везде клин.

Но если опять говорить о стандартах – то стандартный мозг обычно занят только тем, что происходит здесь и сейчас. И люди с таким мышлением понимают друг друга только потому, что фактически смотрят в режиме реального времени один и тот же фильм с одного и того же места. И им в голову не придёт, как можно по доброй воле задуматься о чем-нибудь, что происходит не сейчас и не здесь.

Едва ли не самое сложное в работе с проблематикой аутистического спектра – то, что эта проблематика, как было упомянуто выше, практически не поддаётся простой направленной коррекции. Иными словами, человека с подобными проблемами невозможно научить "быть как все". Сделать из него обычную стандартную личность – утопия.

Но с другой стороны, вариант "так и оставить" – тоже мало приемлем в первую очередь для самого человека, который в силу своей социальной декомпенсации подчас как сам имеет множество проблем и сложностей, так и создаёт определённые проблемы своему окружению, вследствие чего получает новую порцию проблем для себя, и так по кругу. Людям с подобными сложностями в общении нужна грамотная адресная помощь, в первую очередь – в вопросах их личной, индивидуальной социальной адаптации. Урегулирование создавшегося конфликта на уровне "человек-среда". Помощь в настройке и отладке личных взаимоотношений с окружающим социумом: а нередко бывает так, что и личность дезадаптирована, и среда агрессивна вплоть до моббинга.

Какие конкретные шаги могут быть сделаны в рамках такой помощи?

Прежде всего – тщательное исследование конкретной личности, специфики ее нестандартности, возможных особенностей, структуры и акцентуаций.
Затем – определение ресурсов и возможностей этой личности, в том числе в вопросах контакта с окружающей средой. Далее – анализ собственно той социальной среды, которая окружает человека, ее структуры, специфики и т.п. (так называемый социально-матричный анализ). И в процессе всего этого – помощь в доведении результатов этих исследований до сознания клиента, иногда через препятствия внутренней цензуры. Но вообще сознание, логика, собственное аналитическое мышление – это одна из наиболее сильных сторон данной группы клиентов, и это важно использовать в терапии. Но даже при том, что я употребляю термин "группа клиентов" – у каждого конкретного клиента всё будет очень индивидуально.

И одна из важных задач адаптационной терапии в подобных случаях – содействие клиенту в том, чтобы он пошёл по жизни самостоятельно. Чтобы сам, если хотите, мог своей жизнью управлять, и не оказался зависимым от психотерапевта. Последний может оказывать какие-то консультационное сопровождение (коучинг) на первых этапах терапии, но с течением времени оно закономерно будет становиться все менее интенсивным, пока не закончится совсем. Но для этого результата крайне значимым становится умение помогающего специалиста видеть всю специфичность и индивидуальность клиента, и умение не все-таки не загонять его в общепринятые стандартные рамки.

Иногда говорят, что нестандартно мыслящим людям нужно всего лишь "научиться общаться". Почему-то многие понимают под этим термином что-то вроде "общаться так, чтобы быть приятным для всех в общении". Чтобы говорить не о том, что интересно самому человеку, а исключительно о том, что занимает его собеседника. Но в моём тезаурусе "научиться общаться" обычно значит несколько другое: научиться прогнозировать реакции собеседника, в том числе реакции стандартные, даже не будучи стандартно мыслящим человеком. А уж что потом делать с этими реакциями – как говорится, возможны варианты, из которых вы сами будете выбирать в зависимости от ваших целей, выгод и задач.

Часто спрашивают, возможна ли в принципе адаптация человека с такой проблематикой в реальном социуме. И всегда хочется ответить цитатой из старого известного фильма: "Нет ничего невозможного для человека с интеллектом!" Вообще, когда я в рамках текущего курса скайп-конференций начал рассказывать об аутизме и синдроме Аспергера, у меня в голове постоянно крутился ещё один парафраз из кино: "Пер аспергера – ад астра". То есть через все преграды и трудности подобного состояния вполне возможно пройти "к звёздам", а точнее – к своим собственным целям, причём без острых конфликтов с окружающей социальной средой.

Заказы «Электронного доктора» , наиболее подходящие к статье:
Я хочу быть оптимистом
Я хочу быть разумным
Я хочу добиться гармонии
Я хочу наладить ситуацию
Я хочу позволить себе быть самостоятельным
Я хочу позволить себе быть счастливым Темы: аутизм и синдром Аспергера , здравый смысл , шизоидность .

© Нарицын Николай Николаевич
врач-психотерапевт, психоаналитик
г. Москва

Впервые упоминание о таком заболевании как синдром Аспергера отмечено в 1944г. Врач-психотерапевт, наблюдающий за детьми с различного рода психическими отклонениями, выделил данный недуг в качестве самостоятельного заболевания и детально описал его проявления.

Считается что синдром Аспергера - это легкая форма , психическое отклонение в развитии ребенка, проявляющееся в его своеобразном отношении к людям, окружающим предметам, восприятии новой информации.

На сегодняшний день многие врачи склонны считать синдром Аспергера не заболеванием, а функциональной особенностью деятельности головного мозга, ведь данное состояние не предполагает отставания в интеллектуальном развитии, как это бывает у детей, страдающих аутизмом. О симптомах синдрома Аспергера у детей расскажем в статье.

Характеристика патологии

Фото мальчика с синдромом Аспергера:

Синдром Аспергера представляет собой состояние, при котором изменяется общее ребенка. Патология имеет врожденный характер , и сопровождает пациента на всем протяжении его жизни.

Ребенок, страдающий данным недугом, не проявляет признаков, характерных для детей-аутистов, имеет довольно высокую способность к социализации в обществе.

Нарушения, возникающие в данном случае, выражены характерной триадой симптомов .

Коммуникация

Взаимодействие

Социальное воображение

Ребенок с синдромом Аспергера нередко путается в выражениях лица, интонации, мимике окружающих людей. Все это порождает проблемы с общением.

Такому ребенку сложно первому начать беседу, выбрать тему для разговора, особенно, если он общается с малознакомыми людьми, ведь он не может правильно определить отношение человека к нему и его поведение.

Характер ребенка с синдромом Аспергера отличается определенными особенностями.

Нередко дети с данным заболеванием обладают развитым воображением, но не могут использовать его в повседневной жизни. Ребенок не способен различить эмоции и ощущения другого человека, не может понять посылы телодвижений и мимики.

Ребенок не склонен к творческим занятиям, но игры, основанные на использовании логики, где есть четкий порядок действий, не вызывают у него каких-либо сложностей.

Причины возникновения

Синдром Аспергера считается врожденной аномалией развития .

Точные причины, способствующие возникновению недуга, на сегодняшний день не изучены . Наиболее вероятной причиной считается генетическая мутация, наследственная предрасположенность.

Кроме того, выделяют и такие неблагоприятные факторы как загрязненная экология, вредное воздействие внешних факторов на организм беременной женщины (курение, употребление алкогольных или наркотических средств) и плода на ранних сроках беременности.

В результате таких воздействий происходит нарушение формирования головного мозга, возникают различного рода аномалии развития данного органа, в результате чего и отмечается нарушение восприятия окружающего мира уже после появления ребенка на свет.

К развитию синдрома Аспергера может привести и головного мозга.

Основные черты заболевания

Дети с синдромом Аспергера обладают целым рядом особенностей , и далеко не все из них можно считать отрицательными.

Положительные качества

Отрицательные качества

  1. Ребенок зачастую обладает развитым интеллектом, у него хорошо развита речевая функция, имеется обширный словарный запас.
  2. Хорошо воспринимает большие объемы информации, но только той, которая ему интересна.
  3. Имеет нестандартное мышление.
  4. Способен к самостоятельному обучению.
  5. Умеет заниматься каким- либо делом в одиночестве, не отвлекаясь на других людей и посторонние раздражители.
  6. Могут сосредоточиться на выполнении работы, не упуская даже незначительных деталей.
  7. Хорошо выполняют рутинную работу, которая требует определенного порядка действий.
  8. Соблюдают установленные и прописанные правила, к которым уже привыкли.
  9. Не воспринимают ложь и не умеют лгать сами.
  10. Такие дети видят в посторонних людях больше позитивных качеств, верят в добро и справедливость.
  1. Сложности в восприятии информации, неинтересной ребенку.
  2. Невозможность распознавать эмоции других людей, их поведение.
  3. Неспособность принимать негласные правила в обществе.
  4. Сложности в обработке слуховой информации, требующей подключения воображения.
  5. Склонность к стрессам.
  6. Проблемы в общении, неумение построить беседу или найти подходящую тему для разговора.
  7. Неадекватное восприятие посторонней критики, неприятие помощи от других людей.
  8. Нарушения сна.
  9. Неумение правильно выражать свои эмоции.

Симптомы и признаки

Для детей с синдромом Аспергера характерны следующие клинические проявления данного состояния:

Есть ли разница меду синдромом Аспергера и аутизмом?

Безусловно, это два разных заболевания, которые отличаются друг от друга .

В частности, у детей с аутизмом наблюдается значительное в интеллектуальном развитии, письма, особое выражение лица, по которому можно легко распознать наличие отклонений.

У детей, страдающих синдромом Аспергера, таких нарушений нет. На первый взгляд ребенок кажется совершенно нормальным , ничем не отличающимся от сверстников. В некоторых случаях имеются определенные нарушения речи, которые, по мнению врачей, являются незначительными, и по мере роста ребенка исчезают.

Тесты для выявления

Для установления наличия синдрома Аспергера и определения степени его тяжести используют специальные тестирования, в виде ответов на вопросы, оценки и восприятии ребенком графической информации, изображенной на предлагаемых ему картинках. В зависимости от возраста пациента врач выбирает один из вариантов тестирования:

Лечение

Для коррекции симптомов заболевания ребенку необходимо соответствующее лечение, которое заключается в формировании у малыша тех навыков , которыми он не обладает.

В частности, это умение общаться с другими людьми, в том числе и с незнакомыми, способность распознавать их эмоции, интонации, особенности поведения, умение правильно воспринимать свои действия и действия окружающих, развитие мелкой моторики и координации движений.

Медикаментозная терапия

Назначать какие-либо медикаментозные препараты для лечения данного недуга опасно, особенно, это касается детей младшего возраста. Однако, при наличии определенных симптомов лекарственная терапия все же необходима. Ребенку назначают препараты следующих групп:

Лечение должно назначаться в строго индивидуальном порядке , своевольный прием сильнодействующих лекарственных препаратов категорически запрещен.

Поведенческая коррекция

Основная задача терапии - научить ребенка навыкам общения, выражению своих эмоций и пониманию чужих . Занятия проводятся в групповом режиме, либо в индивидуальном порядке в присутствии родителей.

На начальном этапе лечения предпочтительнее второй вариант, так как в обществе других людей, пусть даже со схожими проблемами, такой ребенок будет чувствовать себя неуютно. В дальнейшем предусмотрен переход на групповую форму занятий.

Помимо поведенческих навыков, позволяющих ребенку успешно адаптироваться в обществе, ему необходимы лечебные занятия для развития мелкой моторики, координации движений.

Особенности воспитания

Родители детей с особенностями развития должны учитывать их в процессе воспитания и соблюдать определенные правила, которые помогут ребенку лучше чувствовать себя в окружающем его мире:


Синдром Аспергера представляет собой нарушение психического и эмоционального развития ребенка . Заболевание носит врожденный характер, однако причины его возникновения на сегодняшний день точно не установлены.

Ребенок с данным заболеванием имеет ряд особенностей характера, причем многие из них можно назвать положительными . Тем не менее, малышу требуется специализированное лечение, которое поможет ему приобрести отсутствующие умения и навыки.

О синдроме Aспергера у детей расскажет специалист в этом видео:

Убедительно просим не заниматься самолечением. Запишитесь ко врачу!

Аспергера болезнь является обособленной формой аутизма, для которой не характерно отставание в умственном развитии. Патология выражается нарушениями в восприятии окружающего мира, явным ограничением во взаимодействии с социумом. Первые начинают проявляться у детей с шести лет. Своевременно поставленный диагноз — залог адекватной психологической помощи, что способствует улучшению качества жизни человека в будущем.

Суть заболевания

В 1944 году английский ученый, по фамилии которого впоследствии было названо заболевание, начал наблюдать детей разных возрастов. В ходе исследования Ханс Аспергер описывал признаки поведения, отличавшие ребят от своих сверстников. Ученому удалось выявить ряд определенных закономерностей. Например, у детей с аутической психопатией полностью отсутствует интерес к окружающей действительности. Они стараются жить в своем собственном мире. Скупая речь и мимика не позволяют понять, что такие дети думают и чувствуют. Все эти симптомы стали основой для восприятия болезни или синдрома Аспергера как отдельной формы аутизма.

Ученые не смогли точно определить, является патология обособленным неврологическим расстройством или специфическим поведением. Почему? Все дело в том, что Аспергера не сопровождается умственными нарушениями. Позднее психологи разработали уникальный тест для определения уровня интеллекта. Первые его результаты добавили разногласий среди ученых. У 90 детей из 100 наблюдались высокие умственные способности. Они могли строить неоспоримые логические цепочки, решать серьезные математические задачи в уме. С другой стороны, маленькие пациенты были обделены творческим потенциалом, чувством юмора, воображением. В результате возникали трудности при взаимодействии с социумом.

Причины возникновения

Болезнь Аспергера приковывает внимание ученых со всего мира. Однако до сих пор они не могут назвать точные причины, запускающие механизм ее развития. Большинство специалистов придерживается версии о схожей с аутизмом этиологии. Поэтому среди основных причин болезни Аспергера принято выделять следующие:

  • наследственно-генетическую предрасположенность;
  • травмы, полученные в процессе родоразрешения;
  • интоксикацию плода в период внутриутробного развития.

Современные методы компьютерной диагностики и специальное тестирование позволяют более точно определять причины неврологической дисфункции.

Классическая триада симптомов

В психиатрии Аспергера болезнь принято рассматривать через призму триады симптомов:

  • коммуникативные проблемы;
  • дефицит творческой составляющей, эмоций и переживаний;
  • сложности при пространственном восприятии мира.

Какие еще имеет синдром Аспергера симптомы? Фото маленьких пациентов с таким диагнозом дают полное представление о картине патологии. Первые ее симптомы начинают проявляться в раннем возрасте. Например, маленьких детей раздражает любой резкий звук или сильный запах. Многие родители не понимают такую реакцию ребенка, поэтому ее редко соотносят именно с болезнью Аспергера. С возрастом ее заменяет нестандартное понимание окружающего мира. Гладкие и приятные на ощупь предметы кажутся колючими, а вкусное блюдо — отвратительным. Клиническую картину дополняет неуклюжая походка, некоторая физическая неловкость. Специалисты объясняют данный феномен чрезмерной погруженностью в себя.

Признаки синдрома у детей

У маленьких пациентов до шести лет патология практически не проявляется. Напротив, такие дети полноценно развиваются. Они рано начинают говорить и ходить, легко запоминают новые слова. Иногда проявляют удивительные способности к счету или иностранным языкам.

Основная проблема детей с болезнью Аспергера — коммуникативные нарушения. Проявления социальной неприспособленности начинаются после шести лет. Обычно этот период совпадает с временем, когда ребека отдают в школу. Среди основных симптомов патологии у маленьких пациентов можно выделить следующие:

  • нежелание участвовать в активных играх с другими детьми;
  • сильное увлечение спокойным хобби, которое требует усидчивости;
  • неприязнь к веселым мультфильмам вследствие громких звуков и музыки;
  • отсутствие контакта с новыми людьми и детьми.

Ребенок с болезнью Аспергера очень привязан к дому и родителям. Смена привычной обстановки может его напугать. Такие дети чувствуют себя комфортно только в том случае, если предметы обихода всегда лежат на своих местах. При незначительных изменениях в распорядке дня они буквально впадают в истерику. Например, если ребенка из школы всегда забирает мама, но тут приехал папа, может случиться приступ неконтролируемой истерики.

Синдром Аспергера у взрослых

Лечение данного заболевания начинают с появления первых симптомов. Если с ранних лет родители вместе со специалистами не занимались корректировкой коммуникативных навыков, патология может прогрессировать. Во взрослом возрасте пациенты испытывают острую социальную изоляцию. Они с трудом находят общий язык в коллективе, не могут поддерживать приятельские отношения, испытывают проблемы в личной жизни.

Среди людей с синдромом Аспергера никогда не встречаются менеджеры или крупные руководители. Они могут досконально знать предприятие, иметь высокий уровень интеллекта, но отдавать предпочтение обычной рутинной работе. Карьерные успехи их совершенно не волнуют. Более того, нередко такие люди становятся настоящими общественными изгоями ввиду кажущейся невежливости. Они отказываются соблюдать правила этикета, когда не видят в них смысла. Часто делают нетактичные замечания и прерывают разговор, погрузившись в собственные мысли.

Чем опасна болезнь Аспергера?

Дисфункции, выявленные на ранней стадии, позволяют пройти своевременную психологическую коррекцию. Заболевание практически не несет угрозы для жизни человека. Дети постепенно приспосабливаются к окружающей действительности, многие из них делают успехи в науке. Однако положительная динамика наблюдается не у всех пациентов. Одним трудно найти свое предназначение во взрослой жизни, у других развиваются фобии. Поэтому родители должны с ранних лет прививать ребенку навыки коммуникации, чтобы в будущем он смог полноценно существовать в гармонии с окружающим миром.

Методы диагностики

Опытный психолог может подтвердить Аспергера болезнь, основываясь на наблюдении за поведением и изучении анамнеза пациента. Однако определить причину патологии не всегда удается исключительно по внешним характеристикам. Часто клиническая картина болезни схожа с чертами характера обычного интроверта. Поэтому в современной психиатрии для диагностики синдрома используют различные тесты. Они позволяют выявить неврологические нарушения. Тесты для взрослых и детей с болезнью Аспергера отличаются сложностью вопросов. Кроме того, их принято условно делить на группы по назначению:

  • оценка уровня интеллекта;
  • характеристика творческого воображения;
  • определение сенсорной чувствительности.

Современные методики тестирования посредством вопросов и интерпретации изображений помогают выявить Аспергера болезнь еще на ранней стадии. На основании полученных результатов врач назначает соответствующее лечение.

Терапевтические методики

В первую очередь пациентам, страдающим проявлениями синдрома Аспергера, требуются консультации квалифицированного психиатра. Основа лечения — грамотная адаптация детей и взрослых к постоянно изменяющимся условиям жизни. Для борьбы с нервными расстройствами дополнительно назначают седативные препараты. В особо серьезных случаях лечение не обходится без применения антидепрессантов. Полностью изменить отношение больных к социуму нельзя, но можно скорректировать и адаптировать их поведение. Люди с диагнозом «болезнь Аспергера» обладают незаурядным мышлением, поэтому им необходимо все подробно объяснять. Только в этом случае они будут стремиться преодолевать трудности самостоятельно.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения