Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Фронтальное логопедическое занятие на тему домашние животные. Фронтальное логопедическое занятие в старшей логогруппе «Домашние животные

Цель: Уточнить знания по теме «Домашние животные», расширять и активизировать сло-варь.

Задачи:

Учить образовывать множественное число существитель-ных, притяжательных прилагательных, сложных прилагательных, уменьшительно-ласкательных форм, глагольных форм, согласовывать существительное с числительным. Закрепить использование в речи творительного падежа суще-ствительных. Формировать диалогическую форму речи.

Развивать мелкую моторику, логическое мышление, внимание, память, мышление. Воспитывать умение слушать товарищей.

Оборудование: презентация «Домашние животные»

Ход занятия

1.Организационный момент.



Чтобы пройти на занятие нужно сказать слово наоборот

Высоко - низко, близко-… тепло-… широко-.. скучно- …радость-… темно-… дать-

Построить-… открыть-… войти-… черный-… сухой-… тяжело-… острый-… жестко-… пустой-.. быстро-…

2.Введение в тему занятия.

Логопед показывает на экране изображения домашних живот-ных.

Кто это? Назовите, одним словом.

Назовите домашних животных.

Почему этих животных называют домашними?

Какую пользу они приносят?

Какие части тела домашних животных вы можете назвать и показать?

Чем покрыто тело домашних животных?

3 Упражнения по формированию словаря по теме.


  • Упражнение «Кто где живет?».

Просмотр жилья домашних животных.

Собака живет в конуре (будке).

сарай, хлев, коровник, овчарня, сви-нарник, конюшня, квартира (дом).

  • Веселый счет (одна собака, две собаки, пять собак)
  • Образование притяжательных прилагательных : Чья конура? Собачья; Хвост собаки, чей это хвост? Собачий
  • Упражнение «Кто как голос подает? Закончи предложения.

Корова — мычит. Кошка — .... Собака — .... Лошадь — .... Свинья — ....

  • Упражнение «Подбирай, называй, запоминай» Закончи предложения (подбери и назови как можно больше слов-действий).

Собака (что делает?) нюхает, рычит, грызет, охраняет... Лошадь (что делает?) — .... Свинья (что делает?) — ....

  • Упражнение «Кому какая еда?».

Предложить детям подумать, кто кого и чем накормит.

Физкультминутка (с мячом)



Дидактическая игра «Скажи ласково».

Пальчиковая гимнастика «Бурёнушка».



Дай молока, Бурёнушка, (дети показывают «рога» коровы, сгибают указательный пальчик и мизинец)

Хоть капельку- на донышке.

Ждут меня котятки, Малые ребятки.

Дай им сливок ложечку, (загибают по одному пальчику, начиная с мизинцев, на обеих руках)

Творогу немножечко, (на обеих руках)

Масла, простоквашки, молока для кашки.

Всем даёт здоровье - молоко коровье! (Снова показывают «рога» коровы)

  • Упражнение «Дома и на ферме».
  • Кто ухаживает за домашними животными дома? (Хозяин, хозяйка.)
  • Кого много на ферме? (На ферме много коров, овец и т.д.)
  • Кто ухаживает за домашними животными на ферме? (За живот-ными на ферме ухаживают животноводы: пастухи пасут коров, дояр-ки доят коров, за конями и лошадьми ухаживают конюхи, за свинь-ями — свинарки, за овцами — овчары и т.д.)
  • Образование сложных прилагательных

У коровы длинный хвост. Корова какая? — Длиннохвостая.

У быка острые рога. Бык какой? — ...

У свиньи короткие ноги. Свинья какая? —

У кролика длинные уши. Кролик какой? — ...

У лошади длинная грива. Лошадь какая? — ...

У овцы мягкая шерсть. Овца какая? — ...

Черная грива — ...

Белая грива — ...

Серый хвост - ...

Густая шерсть — ...

Крутые рога — ...

Белый лоб — ...

Длинные ноги — ...

Развитие творческих способностей.

Посмотрите на катрочку. художник что то недорисовал домашним животным. Чего нет у кролика (ушей), чего нет у кошки (усов) и т. д. Подрисуйте, пожалуйста, то чего не хватает этим животным


Отгадывание загадок о домашних животных по презентации.

Итог занятия.

Назовите домашних животных, о которых мы сегодня говорили.

Ольга Тяпугина
Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Домашние животные»

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе .

Тема : «В гости в деревню Простоквашино»

Цели :

Коррекционно-образовательные :

1. Расширять и углублять представления детей о домашних животных и их детёнышах .

2. Закреплять знания о внешних признаках животных , чем питаются, как подают голос, где живут, какую пользу приносят.

3. Совершенствовать грамматический строй речи (образование притяжательных прилагательных) .

4. Активизировать и расширять словарь по лексической теме .

Коррекционно-развивающие :

1. Развивать слуховое и зрительное восприятие.

2. Совершенствовать мыслительные процессы.

Коррекционно-воспитательные :

1. Прививать любовь к домашним животным .

2. Воспитывать умение слушать внимательно, развивать познавательный интерес.

3. Воспитывать коммуникативные навыки.

Оборудование : логопедический кубик для игры «Какой, какие, какая?» , логопедическая ромашка , заготовки рисунков животных , домики животных нарисованные на картоне, электронная презентация.

Ход занятия:

Дети становятся в круг.

Логопед :

Утром ранним кто-то странный

Заглянул в моё окно

На ладони появилось

Ярко-рыжее пятно

Это солнце заглянуло

Будто руку протянуло.

Станем рядышком по кругу

Скажем «Здравствуй» мы друг другу.

Дети здороваются.

Ребята, нам в детский сад пришло звуковое письмо. Интересно от кого. Да это же от кота Матроскина из Простоквашино. Давайте его послушаем.

Письмо : Дорогие ребята! Я приглашаю вас в деревню Простоквашино, где я сейчас живу, за парным молочком. Недалеко от деревни вы встретите много домашних животных , которых наверняка узнаете. До встречи в Простоквашино.

Ребята, а вы хотите в Простоквашино? (да)

Давайте отправимся в путь!

Звучит музыка дети вместе с логопедом идут по группе . Слышится ржание лошади.

Логопед : Ой ребята, что я слышу. Интересно чей это голос?

Дети : Это лошадь.

На экране изображение лошади.

Логопед : Это и правда лошадь. Давайте остановимся и посмотрим.

Лошадь это какое животное дикое или домашнее ?

Какую пользу лошадь приносит людям?

Где живет лошадь?

Как называют детёныша лошади?

Чем покрыто тело лошади?

Чем питается лошадь?

А я знаю скороговорку про лошадь. Послушайте :

От топота копыт пыль по полю летит.

Давай её разучим.

Повторяем.

Звучит музыка дети вместе с логопедом идут по группе . Слышится мычание коровы.

Логопед : ребята, кто же это? (корова)

Какое животное корова , дикое или домашнее ? (домашнее )

Где живет корова? (в коровнике)

Как называют детёныша коровы? (телёнок)

Чем покрыто тело коровы (шерстью)

Чем питается корова? (травой)

Какую пользу приносит корова? (дает молоко)

Что можно приготовить из молока?

Игра «кубик»

Ребята посмотрите какой интересный кубик. Давайте с ним поиграем?

На каждой стороне кубика картинки. я буду давать вам кубик, а вы будете называть части животных которые увидите .

Это борода козла, какая это борода? (козлиная борода)

Это хвост коровы, какой это хвост? (коровий хвост)

Это лапы кошки, какие это лапы? (кошачьи лапы)

Это голова лошади, какая это голова? (лошадиная голова)

Это лапы собаки, какие это лапы? (собачьи лапы)

Это рога барана, какие это рога? (бараньи рога)

Звучит музыка дети вместе с логопедом идут по группе . Слышится голос овцы.

Какое животное овца ? (домашнее )

Где живет овца? (в хлеву)

Как зовут детёныша овцы? (ягнёнок)

Чем питаются овцы? (травой)

Какую пользу овцы приносят человеку? (овцы дают шерсть)

Что можно сделать из шерсти? (теплые вещи)

Физминутка

Какая чудесная полянка, давайте здесь немножко отдохнем.

Вот полянка, а вокруг

Липы выстроились в круг

Широким жестом развести руки в стороны.

Липы кронами шумят,

Ветры в их листве гудят

Руки поднять вверх и покачать ими из стороны в сторону.

Вниз верхушки пригибают

И качают их, качают

Наклонившись вперед, покачать туловищем из стороны в сторону.

Чок – чок, каблучок!

В танце кружится сверчок.

Потопать ногами.

А кузнечик без ошибки

Исполняет вальс на скрипке.

Движения руками, как при игре на скрипке.

Крылья бабочки мелькают –

С муравьем она порхает.

Движения руками, как крыльями.

Под веселый гопачок

Лихо пляшет паучок.

Танцевальные движения, как в гопаке.

Звонко хлопают ладошки!

Похлопать в ладоши.

Ох! Устали ножки!

Нам пора в путь.

Звучит музыка дети вместе с логопедом идут по группе . Слышится голос козы.

Какое это животное , дикое или домашнее ?

Где живу козы? (в хлеву)

Как называют детёныша козы? (козлёнок)

Какую пользу приносят козы человеку? (дают козье молоко)

Чем покрыто тело козы? (шерстью)

Чем питаются козы? (травой)

Ребята посмотрите какой в травке вырос волшебный цветок.

А в серединке цветка сидит кошка Мурка

Кошка какое животное ? (домашнее )

Как зовут детёныша кошки? (котёнок)

Где живет кошка? (в доме человека)

Какую пользу кошка приносит человеку? (ловит мышей)

Игра «Кошка»

На каждом лепестке нашего цветка есть картинка. Как вы думаете, что общего у кошки и этих картинок?

У стола 4 ножки, и у кошки 4 лапы.

Иголка острая, и у кошки когти острые.

Собака домашнее животное , и кошка домашнее животное .

Платок мягкий и кошка тоже мягкая.

Мальчик умывается и кошка тоже умывается.

Шуба тёплая и у кошки шуба тёплая.

Артикуляционная гимнастика

Ребята когда кошечка сердится она выгибает спины. А мы с вами умеем так выгибать язычок. «Киска сердится»

Давайте оближем губки, как будто мы киски и лакали вкусное молочко. «Облизываем губы»

Покажите какой длинный язык у собаки «Тянем язык вниз»

Давай представим что мы скачем на лошадке «Щелкаем языком»

А теперь превратимся в пчелок и будем жужжать около нашего цветочка «Жук жужжит»

Ребята если кошка живет в доме человека, значит мы уже совсем близко. Идем дальше.

Звучит музыка, дети идут по группе .

А вот и деревня. А кто же нас встречает.

Слышно лай собаки.

Кто это? (это лает собака)

Какое животное собака ? (домашнее )

Как зовут детеныша собаки? (щенок)

Где живёт собака? (в будке)

Какую пользу приносит собака? (сторожит дом)

Чем покрыто тело собаки? (шерстью)

Давай посмотрим что же охраняет наша собака.

Ребята посмотрите все животные вышли во двор , а теперь не могут найти свои домики, давайте им поможем.

Логопед подводит детей к нарисованным домикам.

Ребята вам необходимо дорисовать животным недостающие части тела и разместить каждое животное в свой дом .

Дети садятся за столы. Рисуют, наклеивают животных к нужному домику .

Так кого мы можем назвать домашними животными ?

Дети : К домашним животным мы тех отнесём ,

С которыми в тесном контакте живём;

Коровы и лошади, овцы и козы

Мы их укрываем в тепле от мороза.

Их кормим и поим, коль надо стрижём,

Их ласково гладим, всегда бережём.

Они к нам привязаны, очень послушны

Одни нам дают молоко и сметану.

Другие нас возят везде неустанно.

А третьи наш дом охраняют,

Еду от мышей сберегают.

Ребята какие вы молодцы, помогли всем животным , а кот Матроскин и его коровка передали вам парное молоко. Пейте на здоровье.

Конспект занятия логопеда «Домашние животные»

Коррекционно-образовательные задачи:

  • пополнить и системати­зировать знания о домашних животных, их внешнем виде;
  • уточнить, активизировать и актуализировать словарь по теме «Домашние животные» (животное, детеныш, корова, теле­нок, лошадь, жеребенок, кошка, котенок, собака, щенок, коза, коз­ленок, свинья, поросенок, кролик, крольчонок; ухаживать, поить, кормить; домашний, полезный, нужный);
  • совершенствовать грамматический строй речи (употребление существительных Р. п. мн. ч., образование слов-антонимов);
  • автоматизировать произношение и дифференциацию звуков в игровой деятельности.

Коррекционно-развивающие задачи:
развивать связную речь, ре­чевой слух, зрительное внимание и восприятие, память, наглядно-образное мыш­ление, мелкую и общую моторику.

Воспитательные задачи:
воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности, активности, любовь и бе­режное отношение к природе.

Предварительная работа.

  1. Рассматривание фотографий с изоб­ражениями домашних животных.
  2. Подготовка загадок о домашних животных.
  3. Разучивание подвижной игры «Кони».

Интеграция ОО: социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Ход занятия

1. Организационный момент. Развитие мелкой мо­торики, тактильных ощущений

Звучит музыка «Подворья»
- Я предлагаю вам отправится в путешествие.
А к кому мы пойдем, вы определите сами.
- Найдите, кто здесь спрятался.
По очереди опустите руку и возьмите по одному предмету.
В контейнере среди фасоли спрятаны пластиковые фигурки до­машних животных: кошки, коровы, козы, собаки, лошади, свиньи, овцы.

2. Повторение

Кто же это? (животные)
- Как называют этих животных? (домашними животными)
- Сегодня мы в гостях у домашних животных и будем говорить о них.
- А почему их называют домашними?
(Домашние животны­е живут вместе с человеком. Он ухаживает за ними: дает им жилище и корм. А животные приносят пользу человеку).
- Значит, какие они? (полезные, нужные)



3. Слоговой анализ слов

Разделите на слоги название своего животного

4. Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в форме множестве­ного числа в родительном падеже)

Игра «Есть - нет»

А теперь представьте, что у вас не одно такое животное, а много.
- Давайте сыграем в игру «Есть-нет» . Вы говорите, кто у вас есть. Ваш сосед говорит, что у него нет этих животных, но зато есть другие.
Дети выполняют задание и комментируют свои действия:

  1. У меня есть кошки.
  2. А у меня нет кошек, но зато есть свиньи.
  3. А у меня нет свиней, но зато есть козы.
  4. У меня нет коз, но зато есть коровы.
  5. У меня нет коров, но зато есть овцы.
  6. У меня нет овец, но зато есть собаки.
  7. У меня нет собак, но зато есть лошади.

Каких еще домашних животных вы знаете? (кролик, верблюд )

5. Развитие речевого дыхания, голоса. Игра «Громко-тихо»

Из всех домашних животных - кошка - является самым загадочным и таинственным существом:

Хитрая, но в то же время доверчивая.
Хищная, но при этом нежная и ласковая.
Домашняя, но в какой-то мере дикая.
Она предана своему хозяину. И одновременно - свободолюбивое животное.
Её не заставить делать то, что она не хочет.
А если захочет что-либо - сама к вам придёт!

И это удивительное животное предлагает нам выполнить задания, двигаясь по этому маршруту.

- Какая фигура на схеме первая? (красный квадрат)
- Найдите эту фигуру. Отгадайте загадку.


- Кто это? Она большая, пятнистая, рогатая. У нее доб­рые глаза и хвост с кисточкой на конце. Она дает человеку молоко. (Это корова)
- Как называется детеныш коровы? (Теленок)
- Как корова подает голос? (Она мычит - мууууу)
- Сделайте глубокий вдох, задержите немного дыхание, а на плавном длительном выдохе произнесите: муууууу

Давайте поиграем в игру «Громко-тихо». Будем произносить Мууууу….

  • с постепенным усилением силы голоса
  • с ослаблением силы голоса

- Посмотрите на схему, куда нам нужно двигаться дальше? (желтый треугольник)

6. Слого-звуковой анализ слова

Отгадайте, кто спрятался здесь.
(Ребенок загадывает заранее подготовленную загадку)

- Кто это? У нее красивая голова с большими глазами, золотистая грива, стройные ноги и длинный шелковистый хвост. Она перевозит грузы. Любит - овес. (Это лошадь)
- Как называется детеныш у лошади? (Жеребенок)

- Кто это? Она не очень большая, добрая. Любит щипать траву, играть, прыгать. Дает людям мягкую и теплую шерсть, из которой вяжут носки и варежки. (Это овца)
- Как называется детеныш у овцы? (Ягненок)

- Куда нам двигаться дальше? Будьте внимательны! После треугольника коробочки и мяч. (Сначала к коробочкам)
- Найдите их. Нам нужно выполнить задание: сделать схемы к словам.
- Я предлагаю вам самостоятельно выбрать, из какой коробки вы будете выполнять задание. В этой коробке самые трудные слова, в этой полегче, а этой - самые простые.

  1. Мышка, кошка, баран
  2. Кони, лапа, ноги
  3. Бык, кот, нос

Проверка работы, оценка.
- Посмотрите на схему маршрута.

Вместо геометрической фигуры - нарисован мяч.

7. Совершенствование грамматического строя речи

Игра с мячом «Скажи наоборот»

Давайте поиграем в мяч.

Игра называется «Скажи наоборот» . Поймав мяч, вы должны закончить начатое мною предложение.

  1. Конь большой, а кот… …маленький.
  2. У кошки шерсть длинная, а у коровы… …короткая.
  3. Бык сильный, а теленок… …слабый.
  4. Лошадь высокая, а собака… …низкая.
  5. Кошка послушная, а котенок… …озорной.
  6. У свиньи щетина жесткая, а у овцы … …мягкая.
  7. Собака большая, а щенок … … маленький.

- Посмотрите на схему, куда нам нужно отправляться дальше? (человечек в движении)

8. Развитие общей моторики, коорди­нации речи с движением

Давайте отдохнем.

9. Развитие психических процессов, слоговой анализ

Игра «Найди лишнего»

Дети загадывают заранее подготовленные загадки о свинье, козе, собаке.

Кто это? Она не очень большая. Она любит лежать в пыли или луже, хрюкает. У нее маленькие глаза, хвостик крючком, нос пятачком. (Это свинья)
- Как называется детеныш?

Кто это? Она не очень большая. Она бывает белая, серая, черная, пятнистая. Она дает молоко. У нее есть рожки. Она любит прыгать, бодаться. (Это коза)
- Как называется детеныш?

Кто это? Она может быть разного размера - от очень маленькой до очень большой. Она любит гулять и играть. Ее называют другом человека. Она хороший помощник: сторожит дом человека, пограничникам помогает охранять границу, помогает слепым людям ходить по улице, умеет выполнять разные команды. Обожает косточки и мясо. (Это собака)
- Как называется детеныш?

Найдите, какое животное лишнее?
Сова, свинья, коза, собака
Сова - птица
Коза - начинается на другой звук.
Собака - три слога, а в других два.

Если будут затруднятся:
- Посчитайте, сколько слогов в словах
- На какой звук начинаются слова?

10. Развитие мелкой моторики

Картон, пластилин. Подготовлены кусочки пластилина:
большой, средний, маленький, два крошечных. А также готовые глазки и усики.

- Вы хорошо справились с этим заданием. Пока мы с вами работали, посмотрите кто у нас появился? (Кошка)
- Какая кошка? (Грустная)

- Как вы думаете, почему она грустная?
- Давайте слепим ей котят. Ведь у кошек обычно бывает много котят.

Посмотрите, перед вами тоже кусочек ночи и пластилин.
- Возьмите самую большую часть. Давайте скатаем шарик. Помните, как мы это делаем - рисуем на ладошке круг. Получился шарик. Покажите шарики на ладошке.

А теперь давайте сильно сожмем ладошки. Что получилось? (круг)
- Давайте прикрепим его к середине своего листочка.

Аналогично вторую часть.
- А теперь возьмите третью. Катаем шарик. Теперь катаем колбаску, жгутик. Возьмите пальчиками и согните в дугу.
- Как вы думаете, что это может быть? (хвостик)

- Где он может быть? Прикрепите его - там, где вам больше нравится.
- Осталось две маленькие части. Как выдумаете, что это может быть? (ушки)

- Катаем шарик, делаем круг, а теперь немного прищепнем пальчиками уголки. У кошки ведь ушки треугольные. Прикрепите к листу.
- Сделайте последние штрихи: глазки и усы.

11. Развитие связной речи

У вас получились замечательные котята. Кошка очень довольна.
- Расскажите, что делают ваши котята?

Мой котенок слушает шорохи. Пушистый котенок спит. Котенок внимательно прислушивается, не скребется ли где-нибудь мышь. Голодный котенок пьет молочко. Довольный котенок любуется звездами. Мяукает, мурлычет, ловит, умывается, играет.



12. Итог

Чем мы занимались? Что расскажите маме о сегодняшнем путешествии?
- Меня сегодня особенно порадовали…


Конспект совместной деятельности с детьми старшей логопедической группы учителя-логопеда «Откуда хлеб пришел?»

Цель: познакомить детей с процессом выращивания и производства хлеба, посредством активизации и уточнения лексики и практического овладения грамматическими формами.

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные: обогащение и активизация словаря по теме; упражнение в подборе родственных слов к слову хлеб , в образовании относительных прилагательных, составлении предложений, согласовании существительных с числительными.
  2. Коррекционно-обучающие: развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики, а так же мышления, памяти, внимания.
  3. Коррекционно-воспитательные: воспитание умения работать совместно, воспитание уважения к людям, работающим в сельском хозяйстве.

Оборудование:

  • перчатки – «червячки» по количеству детей,
  • предметные и сюжетные картины по теме,
  • хлеб разных сортов,
  • доска с песком,
  • набор игрушечных машин,
  • лейки с водой по количеству детей,
  • семена пшеницы,
  • игрушка — солнышко,
  • проросшая пшеница,
  • игрушечные хлебобулочные изделия,
  • сумочки по количеству детей,
  • карточки с цифрами от 1 до 5.

Недирективные приемы:

  • опосредованное обращение («червячки»);
  • расположение педагога на одном уровне с детьми;
  • проблемные вопросы, ответы на которые дети находят сами, используя знания из «актуальной зоны развития» и с помощью педагога расширяя «зону ближайшего развития;
  • предоставление детям возможности выбора;
  • прямой контакт с материалами (семена пшеницы, песок, вода, молодые ростки пшеницы, готовый хлеб);
  • использование материалов, которым можно найти более чем одно применение (песок, вода);
  • включение взрослого в деятельность наравне с детьми;
  • свободное общение и перемещение;
  • «я — сообщения» (итог деятельности).

Игровые приемы:

  • артикуляционная гимнастика в форме сказки о «червячках»;
  • передвижение по картинкам;
  • игра в «хлеборобов»;
  • игра с мячом;
  • игра в «магазин».

Ход занятия

Логопед с детьми проходят в кабинет, здороваются с гостями и располагаются на ковре. На ковре лежат разноцветные перчатки с пришитыми глазами – «червячки».

1. Артикуляционная гимнастика

Логопед: Кто это сегодня у нас в гостях?
Дети: Червячки! Дети и логопед надевают перчатки на руку.

Логопед: Червячки, а где вы живете?
Дети (от имени червячков): В земле.

Логопед: А что вы там делаете?
Дети: Мы ползаем, рыхлим, делаем землю мягкой, плодородной. В такой земле хорошо растут все растения.

Логопед: А вы знаете, ребята, червячки очень весело проводят время. С утра они качаются на качелях (упражнение «Качели»), затем пьют чай из красивых чашек (упражнение «Чашечка»). После чаепития червячки обязательно чистят зубы (упражнение «Чистим зубы»). А потом весь день катаются на лошадках (упражнение «Лошадки).

Дети выполняют упражнения, дублируя движения языка движениями руки в перчатке.

Дети и логопед: Спасибо вам, червячки! до свидания! Снимают перчатки.

2. Объявление темы занятия

Логопед: Сколько дел мы успели сделать за утро! А вы, ребята, что делали утром?
Дети: Играли, ехали в детский сад, разговаривали с мамой, завтракали.

Логопед: А что сегодня у вас было на завтрак?
Дети: Каша, булочка с маслом, чай с молоком.

Логопед: Скажите, а хлеб вы едите только на завтрак?
Дети: Нет, на обед и на ужин

Логопед: А что вы можете сказать о хлебе?
Дети: Хлеб – это очень вкусный и сытный продукт.

Мы его едим каждый день.
Мы едим хлеб на завтрак, на обед и на ужин.
Хлеб есть в каждом доме.

Логопед: Но перед тем как попасть к нам на стол, хлеб проходит очень долгий путь. Хотите узнать, как выращивают и готовят хлеб?
Дети: Да!

Логопед: Сегодня вы узнаете, откуда хлеб пришел.

3. Лексико-грамматическое упражнение «Подбор родственных слов»

Логопед предлагает детям тарелку с маленькими кусочками хлеба разных сортов . Дети пробуют хлеб.

Логопед: Ребята, вам нравится хлеб? Какой он?
Дети: Вкусный, мягкий, ароматный, пышный, хрустящий, сладкий.

Логопед: Как можно сказать о хлебе ласково?
Дети: Хлебушек.

Логопед: Слово хлебушек – это родственник слова хлеб?
Дети: Да.

Логопед: Какие еще слова-родственники есть у слова хлеб? Картинки вам помогут.

Дети вместе с логопедом проходят за стол, на котором лежат картинки. Каждый ребенок выбирает картинку и подбирает родственное слово: хлебница, хлебозавод, хлебные (крошки), хлебцы. Последняя картинка – тракторист на тракторе .

Логопед: Кто изображен на картинке?
Дети: Тракторист.

Логопед: Слово тракторист родственное к слову хлеб?
Дети: Нет.

Логопед: Как по-другому можно назвать человека, который работает для того, чтобы вырастить хлеб?
Дети: Хлебороб.
Логопед: Верно.

4. Формирование у детей понятия о процессе выращивания хлеба

На ковре по порядку разложены картинки, изображающие вспашку земли, посев семян, дождь над полем, солнце над полем. Дети идут, поднимая и рассматривая по одной картинке.

Логопед: Какой первый шаг нужно сделать хлеборобам, чтобы вырастить хлеб?
Дети: Вспахать поле.

Затем нужно посеять семена пшеницы или ржи.
Нужен дождь и солнце для того, чтобы семена взошли.

Двигаясь за картинками, дети подходят к доске с песком. Рядом расположены игрушечные трактора, разные виды транспорта,

Логопед: А вот и наше поле. Что нужно хлеборобам для того, чтобы выращивать хлеб?
Дети: Трактор, комбайн, семена, машины.

Логопед: Ну что же, хлеборобы, за дело!

Дети выбирают себе нужный транспорт, объясняют свой выбор. Затем дети катают свои трактора по песку «вспахивая поле».

Логопед: Наше поле вспахано. Что же нам делать дальше?
Дети: Посеять семена пшеницы или ржи.

Дети «сеют» семена.

Логопед: Что-то наши семена долго не всходят. Может быть, им чего-то не хватает? Как вы думаете, ребята?
Дети: Нужен дождик и солнечное тепло.

Дети берут лейки с водой и поливают поле, игрушкой-солнышком «согревают» землю.

Логопед: Вот и показались всходы пшеницы. Логопед демонстрирует молодые всходы пшеницы. Дети рассматривают, трогают .

Логопед: Можно из этих всходов приготовить хлеб?
Дети: Нет.

  1. Всходы превращаются в колосья.
  2. Колосья созревают.
  3. Зерно спеет, наливается.

5. Лексико-грамматическое упражнение «Образование относительных прилагательных»

Логопед показывает детям картины – поле, на котором выросла рожь и поле, на котором выросла пшеница.

Логопед бросает ребенку мяч и задает вопрос, ребенок отвечает на вопрос и возвращает мяч.

  • Поле, на котором выросла рожь, какое поле? – ржаное поле;
  • колос пшеницы, какой колос? – пшеничный колос;
  • мука из овса, какая мука? – овсяная мука;
  • хлебцы из кукурузы, какие хлебцы? – кукурузные хлебцы.

Логопед: Колосья созрели, можно уже их есть?
Дети: Нет.

6. Упражнение в составлении предложения

На ковре по порядку разложены картинки, изображающие скашивание колосьев комбайном, перевозку зерна на элеватор, работу мельницы, выпекание хлеба на хлебозаводе, готовые хлебобулочные изделия.

Дети идут в обратном направлении от «поля», поднимают и рассматривают по одной картинке, составляют предложения:

  1. Комбайн скашивает и обмолачивает колосья.
  2. Грузовая машина отвозит зерно на элеватор.
  3. На мельнице зерно перемалывают, превращают в муку.
  4. На хлебозаводе из муки выпекают хлеб.
  5. Готовый хлеб везут в магазины.

7. Дидактическая игра «Магазин». Упражнение в согласовании существительных с числительными

Появляется «продавец»: Уважаемые покупатели! Заходите, пожалуйста, покупайте свежий хлеб, булочки, баранки!

Логопед берет сумочку, в сумочке карточка с цифрой от 1 до 5, и идет в «магазин», дети выбирают сумочки и следуют за педагогом.

Логопед: Вместо денег у нас карточки с цифрами, на них мы с вами будем покупать хлеб и хлебобулочные изделия в магазине.

Логопед подходит к «продавцу» и просит: «Дайте мне, пожалуйста, две буханки хлеба»

Затем, дети по одному подходят к «продавцу» и проговаривают следующие фразы:

  1. «Дайте, пожалуйста, пять бубликов»
  2. «Дайте, пожалуйста, три ватрушки»
  3. «Дайте, пожалуйста, четыре батона»
  4. «Дайте, пожалуйста, один кекс»

«Продавец» дает детям игрушечные хлебобулочные изделия. Дети прощаются и проходят на ковер.

8. Итог

Логопед: У меня такое хорошее настроение сегодня! Мне очень понравилось, как вы делали гимнастику для языка вместе с червячками. Они нам очень помогли, правда?
Дети:

  1. А мне понравилось играть с трактором.
  2. А мне было интересно придумывать родственные слова.
  3. А я хотел еще поиграть в «Магазин».
  4. А мне нравится играть с песком.

Конспект логопедического занятия по теме "Домашние животные"

Цель: актуализация словаря детей по теме “Домашние животные” на логопедическом занятии через использование элементов театрализованной игры.

Коррекционно-образовательные задачи: Закрепление представлений о домашних животных. Уточнение и расширение словаря по теме “Домашние животные”.

Коррекционно-развивающие задачи: Развивать артикуляционную моторику, мимическую мускулатуру, мелкую моторику. Развивать зрительное, речеслуховое, слуховое, тактильное восприятие, творческое воображение. Совершенствование грамматического строя речи.

Коррекционно-воспитательные задачи: прививать любовь к домашним животным.

Оборудование: цветные карандаши, альбомный лист, ножницы, иллюстрации (плакат с изображением домашних животных, картинки с изображением домашних животных),

Ход занятия

1. Организационный момент.

Педагог: Здравствуй, Даша! Ко мне сегодня утром в окошко залетела сорока – белобока и принесла на хвосте письмо от бабушки и дедушки. Давай его прочтем! (Достает письмо и читает: Здравствуйте, друзья. У нас случилась беда – разбежались все животные с нашего двора. Помогите, пожалуйста, их найти. А чтобы найти, нужно отгадать загадки. )

2. Отгадывание загадок. (По мере отгадывания на доску вывешиваются изображения домашних животных. )

Рыльце лепешкой,
С копытцами ножки,
Толстое брюшко,
Хвост, как стружка. (Свинья.)

Он рогат и бородат,
Строго смотрит на ребят.
Если кто-то озорничает –
Забодает, забодает, забодает! (Козел. )

Ходит печка
Вся в колечках. (Овца )

Кто меняет
Молоко на сено? (Корова. )

Скор, как стрела,
Силен, как вол.
В поле – бурлак,
В бою – орел. (Конь. )

К “своим” ласкается,
На “чужих” ругается.
В своем же теремочке
Сидит на замочке. (Собака. )

Пан шагает по дороге.
У него, как ласты ноги.
Шея длинная дугой,
Защипает, если злой! (Гусь. )

Ходит на рыбалку
Не спеша в развалку;
Сама себе удочка,
Сама себе лодочка. (Утка. )

Наша добрая подружка
Даст нам перьев на подушку,
Даст яичек для блинов,
Куличей и пирогов. (Курица. )

Всегда на всех
Надут как мех. (Индюк. )

Глазки изумрудные,
Шубушка пуховая,
Песенки любезные,
Коготки железные. (Кошка. )

Педагог: – Молодец, всех животных вернули обратно во двор. Бабушка и дедушка довольны вашей работой. Давайте вспомним, каких животных мы помогли вернуть? (Свинья, козел, овца, корова, конь, собака, гусь, утка, курица, петух, индюк, кошка.)

А как можно всех этих животных назвать одним словом? (Домашние. )

А почему? (Потому что они живут рядом с человеком, который за ними ухаживает… )

3. Пальчиковая гимнастика: Собака.

У собаки острый носик,
Есть и шейка, есть и хвостик.

Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный – вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.

4. Логопедическое лото “У кого какой малыш?”

Педагог: Во дворе перепутались все детеныши наших животных, поможем вернуть детенышей их мамам и папам? (Да. )

(На фланелеграфе выставлены изображение животных и детенышей в разброс. Нужно собрать их вместе: детенышей со своими мамами.)

Собака – щенок
Овца – ягненок
Корова – теленок
Свинья – поросенок
Лошадь – жеребенок
Курица – цыпленок
Утка – утенок
Коза – козленок
Кошка – котенок
Индюк – индюшонок
Гусь – гусенок

Педагог: Молодцы!

Стихотворение “Моя мама лучше всех”.

Может строго и сурово
На других смотреть Корова.
Лишь Теленком целый день
Любоваться ей не лень.

Мама – Лошадь так красива!
Пышный хвост, густая грива.
Посмотрите как она
Грациозна и стройна!

Постоим еще минутку –
Поглядим на маму – Утку:
Пусть нагреется вода
Возле берега пруда

Пи-пи-пи! – поет Цыпленок.
Голосок на редкость звонок.
Мама рада: – Ко-ко-ко!
Полетит он высоко.

Смотрит мама на ягнят.
Полон ласки мамин взгляд.

Нет козы на свете краше
И добрей чем мама наша!

5. Назови ласково:

Щенок – щеночек
Теленок – теленочек
Поросенок – поросеночек
Жеребенок – жеребеночек
Козленок – козленочек
Ягненок – ягненочек и т. д.

Молодцы ты справилась и с этим заданием. Но у меня для тебя есть еще одно задание, оно называется “Что не так?”. Найди ошибку, скажи правильно.

6. Игра “Кто так говорит?”

Корова – хрю-хрю – мычит
– Лошадь – ме-е – ржет
– Свинья – му-у – хрюкает
– Козел – ку-ка-ре-ку – блеет
– Овца – и-го-го – блеет
– Собака – кле-кле – лает
– Гусь– ко-ко – гогочет
– Утка – мяу-мяу – крякает
– Курица – гав-гав – клокочет
– Петух – кря-кря – кукарекает
– Индюк – хрю-хрю – клокочет
– Кошка – бе-е – мяукает

Педагог: Молодец, ты справилась с заданием.

7. Игра “Кто что ест?”

Необходимо распределить животных по группам питания.

Корова – сено и т. д.

8. Рисование или раскрашивание домашних животных.

А каких домашних животных ты хотела бы иметь у себя дома, нарисуй, пожалуйста!

9. Итог занятия.

Оценивается работа;

С какими животными мы с сегодня познакомились? (Домашними. )

Конспект логопедического занятия для учащихся 4-5 класса

по программе «Особый ребенок»

«Домашние животные».

Цели:

    Коррекционные:

Развить зрительное и слуховое внимание;

Отработать просодические компоненты речи;

Развить фонематический слух;

Закрепить навык пространственной ориентировки;

Автоматизировать в речи поставленные звуки.

    Образовательные:

- Расширить и обогатить словарный запас;

Обучить построению фраз по сюжетной картинке;

Развить словесно – логическое мышление

Обучить употреблению предлогов: у. в. на. по.

Учить согласовывать части речи в числе, роде и падеже;

Обучить практическим навыкам словообразования и словоизменения.

    Воспитательные:

Учить здороваться, входя в кабинет;

Воспитывать усидчивость и тормозные реакции;

Создать эмоциональный настрой;

Воспитывать интерес к занятию.

Оборудование : касса букв. Магнитная доска. Игрушки домашних животных. Сюжетные и предметные картинки. Компьютер.

Ход занятия.

    Организационный момент:

– Здравствуйте ребята, к нам пришли сегодня гости. Давайте поздороваемся.

    Речевая зарядка. (позволяет сконцентрировать внимание детей)

    Кошка серая гуляет (язык влево, вправо)
    Сладко, сладко так зевает (широко отрыт рот)
    Молоко она лакает (язык высунуть, затем убрать)
    Кошка губки облизала (облизать губы)
    Кошка зубки показала (улыбнуться)
    И «СПА-СИ-БО» нам сказала»(сказать «Спасибо»)

    Логоритмика:

Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать.

Все четко, ясно, внятно, чтоб было всем понятно!

Мы будем разговаривать и будем выговаривать

Все четко, ясно, внятно. И будет всем понятно!

    Постановка цели:

Если правильно загадку угадаем
Тему новую урока мы узнаем.

Загадка: Мохнатенькая, усатенькая молочко пьет, песенки поет

Скажем о ней ласково: «Кошечка»

Кого ловит кошка?

Как называется детеныш кошки?

Какой котенок? (маленький, пушистый, забавный, веселый)

У кошечки – хвост, а у котенка? (хвостик)

У кошки лапы, а у котенка – лапки!

У кошки – усы, а у котенка – усики!

Сегодня мы познакомимся с домашними животными.

Посмотрите на экран компьютера.

Кого вы видите на скотном дворе?

Где находится скотный двор?

Как называются животные, которые живут рядом с домом хозяина?

Загадка: Сама пестрая, ест зеленое, дает белое (корова).

Где пасется корова? (Корова пасется на лугу);

- Скажем о ней ласково: «Коровушка»;

Чем корова бодается? (рогами);

Как называются детеныши коровы? (теленок, бычок);

Чем угощает корова хозяина? (молоком);

Как отвечает корове маленький бычок? (му – му – му);

Что на ногах у коровы? (копыта);

5. Динамическая пауза: Наклоны туловища влево. Му – му – му!!!

Наклоны туловища вправо. Ме – ме – ме!

Наклоны вперед: гав-гав-гав,

Круговые движения: И-го-го!

У каких животных есть копыта?

Чьи копыта у лошади? Чьи копыта у свиньи? Чьи копыта у коровы? Чьи копыта у овцы? Чьи копыта у козы?

Загадка: Я копытами стучу. Я скачу, скачу, скачу! Поскачу я по двору, грива вьется на ветру! (лошадь). Посмотрите подсказку на экране.

Как называется детеныш лошади? (жеребенок);

Где пасется лошадь с жеребенком?

Чем лошадь полезна хозяину? (она перевозит груз);

Куда запрягают лошадь? (в сани, телегу);

Загадка: глядишь – ласкается, дразнишь – кусается (собака)

Зачем хозяину собака? Где живет собака?

Как называется детеныш собаки?

Как лает собака? Как ей отвечает щенок?

Чьих зубов боится волк?

7. Игра «Кто лишний ». Назовите какая картинка лишняя и почему?

8. Логоритмика:

Мы живем в одном дворе:

ты – в хлеву, я – в конуре.

Я даю всем молоко.

Лай твой слышен далеко.

Рады людям мы служить.

Выходи! Тебе водить!

9. Игра «Подумай и назови». Назовите название животных, которые начинаются со звука «К»? (кошка, коза, кролик, корова)



10. Упражнение «Выложи слово». А теперь выложим из букв слова: кот, коза, корова;

11. Составь схему предложения:

У собаки в конуре щенки. (└─ ─── ─ ─── ─── .)

На голове у коровы рога. (└─ ─── ─ ─── ─── .)

По полю скачет лошадь. (└─ ─── ─── ─── .)

12. Итог занятия:

Кого мы видели на скотном дворе?

Каких животных можно назвать домашними?

Какие животные дают молоко?

Кто мяукает, ржет, блеет, лает, мычит?

Почему за домашними животными нужно ухаживать?

За кем бы ты хотел ухаживать (поить, кормить, мыть, пасти)?



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения