Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Какая форма лица у цыган. Звезды с цыганскими корнями: артистизм у них в крови! Из алкогольных напитков цыгане больше предпочитают крепкие

11 февраля 2017, 20:57

Чарли Чаплин


Поговаривают, что великий английский актер Чарли Чаплин был цыганом и родился в кибитке. Новые детали его биографии были обнародованы в посвященной ему передаче, которая вышла в эфир радио «Би-би-си».

В начале 70-х годов Чарли Чаплин, в последние годы живший в швейцарском городе Монтре, получил письмо из Англии. Его автор Джек Хилл представился как кузен Чаплина. Прочитав в автобиографии артиста, что тот родился в Лондоне, его предполагаемый дальний родственник решил поправить его.

«Привет, Чарли!, - писал Джек. - Если ты хочешь знать, то ты родился в кибитке, также как и я. Это была хорошая кибитка, она принадлежала цыганской королеве, которая была моей тетушкой. Родился ты в Блэк пэтч в Сметуике. Там же родился и я, двумя с половиной годами позже. Твоя мама потом уехала вместе с цирком твоего папы, а потом поселилась в Лондоне, но где - я не знаю». Джек Хилл не запросил ни копейки денег с получателя письма, подчеркнув, что раскрывает эти подробности «из теплых родственных чувств». По словам сына Чарли Чаплина Майкла, его отец держал это послание запертым в письменном столе.

Сын актера Майкл Чаплин поделился с представителями прессы «Мой отец всегда получал множество посланий, но большинство уничтожалось даже до вскрытия конверта. То. что он сохранил это письмо, означает лишь одно - все изложенное - правда!»

Хотя сам Чарли Чаплин в своей биографии писал только про бабушку:

«Бабушка была наполовину цыганкой – это была наша страшная семейная тайна. … Ее девичья фамилия была Смит. Я помню ее веселой старушкой – она осыпала меня ласками и, разговаривая со мной, всегда сюсюкала».

Златан Ибрагимович

Известно, что шведский футболист родился в семье югославских эмигрантов. Но у отца были цыганские корни, которые, понятное дело, достались и Златану. Товарищи по команде за это называли его "lo Zingaro" (цыган).

Между тем, с его этническим происхождением связаны и довольно неприятные воспоминания. Особенно это проявилось в Италии, где Ибра играл за "Ювентус", "Интер" и "Милан". В интервью различным изданиям он признавался, что фанаты противников его клубов относились к нему, как к мусору. К сожалению, это происходило именно на расовой почве. Выяснилось, что многие индивидуумы в Милане не хотели видеть в своем городе цыган.

Настоящий скандал произошел в январе 2012 года во время миланского дерби ("Милан" – "Интер"). Во время той встречи фанаты "Интера" растянули на стадионе "Сан-Сиро" баннер с обложкой автобиографии Златана, которая вышла незадолго до этого и называлась "I am Zlatan Ibrahimovic" ("Я Златан Ибрагимович"). Однако вместо правильного названия, радикальные фанаты написали "I am Gipsy" ("Я цыган").

Элвис Пресли

Элвис Пресли, король рок-н-ролла, популяризировавший это направление в США и создавший множество знаменитых хитов. Он был лауреатом трех премий "Грэмми" и стал одним из первых музыкантов, включенных в Зал славы рок-н-ролла в 1986 году.

О том, что сам король рок-н-ролла является цыганом стало известно из публикации в журнале по истории американской эмиграции. Согласно этим данным, он происходил из семьи немецких цыган, которые эмигрировали в США в начале XVIII века.

Отмечается, что исследователи задумались над происхождением знаменитого певца из-за девичьей фамилии его матери – Смит. Дело в том, что именно такую фамилию любили брать себе выходцы из британских цыган.

В то же время, у отца музыканта настоящая фамилия – Преслер. Он также происходил из семьи цыган, которые обосновались в начале XVIII на территории современной Германии.

Тем не менее, у этой гипотезы цыганского происхождения Пресли нашлось множество скептиков. В частности, писатель Дэвид Альтер отметил в свое время, что даже наличие цыганских предков 300 лет назад, не говорит о принадлежности Элвиса к этому народу.

Хоакин Кортес (уух,держите меня семеро....)))

Танцор фламенко, хореограф, актёр. С конца 2006 года - посол цыган в Европейском союзе. Известен также тем, что выступает против запрета слова Gypsy для обозначения цыган; вместо этой меры он предлагает работать над улучшением имиджа самого термина. Создатель Цыганского фонда в Испании.

Александр Бердников

Известными цыганами и земля русская полнится. Пусть известны они, в основном, только в России. Одной из таких звезд является Александр Бердников, участник группы "Корни" и победитель телепроекта "Фабрика Звезд". Он родился в Ашхабаде в цыганской семье. Когда Александру было пять лет, он переехал с семьей в Минск.

24 июля 2008 года он женился на ростовчанке Ольге Мажарцевой – тоже цыганке. Сама свадьба была организована в простых русских традициях, но с цыганским колоритом: на празднества пришло очень много гостей. Танцевали все: и маленькие дети, и пожилые люди.

По словам самого Бердникова, традиции в его семье ничем не отличаются от обычаев в русских семьях, так как, он с женой живет в России. Они христиане, венчались в православной церкви. За это время у них родились уже двое детей: сын и дочь. Бердников отметил, что цыгане любят, когда в доме живет много народу: должно быть всегда весело и шумно.

Интересно, что, когда у него спрашивают о том, не стала ли причиной выбора спутницы жизни ее цыганская родословная, он отвечает, что в современном мире такие вещи не важны. По его словам, ранее у цыган было негласное правило о запрете браков с представителями других народов. Однако сейчас, как отмечает Бердников, все изменилось. В качестве доказательства он приводит тот факт, что мама у него – русская, а брат женился на русской женщине.

Оксана Фандера

По линии отца Оксана Фандера имеет украинские и цыганские корни , по линии матери - еврейские. Про себя она говорит: «Готовлю как украинка, люблю свободу как цыганка, а мировую скорбь чувствую как еврейка»

Анна Нетребко

В роду отца Анны Нетребко – потомственные казаки, а у мамы цыганские корни. Как тут не запеть?

«Мои предки – цыгане. Энергии иногда столько, что я не знаю, что с ней делать», - говорит о себе Анна Нетребко.

Ольга Дроздова

По отцу ее корни исходят из русского дворянского рода, мама же родилась в зажиточной семье цыгана, отец ее был кузнецом. Ольга обожает переезды, уверяя, что любовь к кочевому образу жизни унаследовала именно от мамы-цыганки. У Ольги неплохо получается гадать на картах, правда мать всегда запрещала это делать. "Никогда, слышишь, дочка, никогда не бери в руки карты. И не смей даже к ним прикасаться!" – предупреждала ее мама. А она "баловалась" гаданием в институте: "Мои гадания были больше похожи на психологические прогнозы. Вообще удивляюсь, почему в театральных вузах не преподают психологию. Очень было бы полезно".

Екатерина Климова

из интервью:

- Екатерина, правда, что в вас течёт цыганская кровь?
- Да, моя прабабушка по отцу была таборной цыганкой. А цыганская кровь знаете, какая сильная! Через много поколений передается. Я обожаю ездить на гастроли - кочевой образ жизни у меня в крови. Люблю украшения и яркие наряды, чем вычурнее, тем лучше. Терпеть не могу строгие костюмы, рубашки и скучные цвета в одежде. У вольных народов такой девиз: «Украшения должны быть драгоценными, и их должно быть много, а меха - только натуральные». И я их очень хорошо понимаю. (Смеётся.) Если золото, то белое или жёлтое. Если камни, то сапфир, бриллиант и изумруд. Причём я не разделяю мнения некоторых дам о том, что бриллианты нужно держать в сейфе и носить только по праздникам. Драгоценные камни и вместе с простыми джинсами смотрятся умопомрачительно.

Галина Вишневская

У известной оперной певицы Галины Вишневской была бабушка-цыганка. Мать – наполовину цыганка, наполовину полька – играла на гитаре и пела цыганские романсы. Наверное, от нее Галине передались невероятная красота, непримиримый характер и страсть к пению.

«Моя мать - наполовину цыганка, наполовину полька: мать ее была цыганкой, но я никогда не знала деда и бабушку с материнской стороны - они умерли еще до моего рождения… Мать была очень красива - среднего роста, черноглазая блондинка, с длинными, стройными ногами. Помню ее поразительно красивые руки… Наверное, от нее - в крови - передалась мне страсть к пению: она играла на гитаре, пела цыганские романсы, а я, конечно, за нею повторяла «Очи черные», «Бирюзовые колечки» или городские романсы… Тут же я плясала цыганочку, трясла-поводила плечами и кричала: «Чавелла!»

Николай Носков

Отец Николая Носкова имел цыганские корни,но в отличии от большинства известных людей, к своим цыганским корням Николай Иванович как-то заметно равнодушен))

из интервью:

Я читал, что Ваш отец отчасти или полностью цыган.

Николай Носков:
Был. Но он не полностью, кровей много там.

Но Вы чувствуете в себе немножко желание «ой на нэ на нэ»?

Николай Носков:
Нет. Я вообще не люблю цыганскую музыку (смеется).

Не просыпается, ничего не бурлит?

Николай Носков:
Нет. У меня в характере ничего такого нет. Если бы это чистая кровь перешла, то я понимаю…

Николай Сличенко

Пожалуй, самый известный советский цыган. Единственный цыган, удостоенный звания Народного артиста СССР (1981 год). Николай Сличенко родился в 1934 годупод Белгородом, в семье оседлых цыган-сэрвов. После войны семья поселилась в цыганском колхозе в Воронежской области, но Николай, услышавший о существовании цыганского театра «Ромэн» в Москве, мечтал о московской сцене. И в 1951 году его, шестнадцатилетнего, приняли в первый в мире цыганский театр, правда, всего лишь артистом вспомогательного состава. Но уже через год, в неполные 18 лет, Сличенко доверили главную роль в спектакле «Четыре жениха» по пьесе И. Хрусталева. Именно после этой постановки актера начали вводить в спектакли текущего репертуара.

8 апреля по всему миру празднуется Международный день цыган. сайт вспомнил самых ярких представителей этой национальности, которые блистают в российском шоу-бизнесе. Кто из звезд обязан своей мощной харизмой и творческими успехами цыганским корням, узнаете из нашего материала.

Кого ни спроси, любой, кажется, знает, что отличает цыган. В первую очередь, на ум приходит взращенная с детства любовь к свободе, ярко выраженный темперамент, невероятная харизма и мощное природное обаяние. Неудивительно, что многие знаменитости любят козырнуть наличием цыганских корней.

Даже любимец публики Чарли Чаплин был из цыган. В своей автобиографии актер писал: «Бабушка была наполовину цыганкой – это была наша страшная семейная тайна». В начале 20 века подобное происхождение лучше было скрывать: тогда отношение к этническому меньшинству было не столь позитивным, как сейчас.

В нашем материале мы тоже попытались разобраться, что же отличает цыган от «не цыган», и вспомнили тех знаменитостей, которые не скрывают своих корней. Некоторые могут быть «неочевидными цыганами», то есть «романо рат» (выражение дословно означает «цыганская кровь»). Таким термином сами цыгане называют тех людей, которые являются носителями их генов, но сами себя к цыганам не относят. Считается, что цыганская кровь сильна, и у «романо рат» проявляется в тяге к творчеству, а также темпераментности и постоянном духовном поиске.

Среди «романо рат» - оперная дива Анна Нетребко, актрисы театра и кино Оксана Фандера, Екатерина Климова, Ольга Дроздова. Удивительно, не правда ли? У «короля» российской эстрады Филиппа Киркорова тоже есть цыганские корни по материнской линии.

Конечно, говоря о цыганах, сначала вспоминаются более очевидные представители этого древнего народа. Например, солист группы «ПМ» Жан Милимеров. Или участник другого мужского коллектива «Корни» Александр Бердников. Оба никогда не скрывали своего происхождения, более того, всегда с охотой рассказывают о своих корнях и гордятся ими. Бердников и вовсе запустил недавно собственный проект «Цыганский барон».

«Мы с друзьями создали группу, которая ориентирована на аудиторию, еще не знакомую с цыганской культурой. Пока проект находится в начальной стадии, и мы все дни напролет проводим в студии звукозаписи..

Поклонницам группы «Корни» волноваться пока не стоит: Бердников не собирается забрасывать работу в коллективе. Национальные ценности он будет нести в массы параллельно с проектом Игоря Матвиенко.

Цыгане - удивительный колоритный народ. Его представителей можно встретить в любой стране мира. На протяжении многих веков народность считалась загадкой для науки. Их происхождение и сегодня вызывает споры в ученом мире. А сами цыгане вряд ли задумываются над этим вопросом. Ведь одна из древних легенд гласит, что бог полюбил эту народность за веселый нрав и талант, поэтому подарил для жизни весь мир.

Согласно самой популярно гипотезе цыгане являются выходцами из Индии. Их предки якобы жили на северо-западе страны и в поисках лучшей жизни устремились в неизведанные края. Но по другой версии их исход из родных мест связывается с расселением мусульман. Основными занятиями цыган во все времена были песни и пляски, а также ювелирное и кузнечное ремесло.

Считается, что окончательно цыганская народность, в таком виде как мы ее знаем в современном мире, сложилась в первом веке нашей эры. Изначально племена кочевали в Азии на окраине Византийской империи, после чего постепенно распространились по всей Европе, Северной Африке. А в девятнадцатом веке зафиксирован факт их появления в Северной Америке и Австралии.

Существует множество других версий о происхождении цыган. Их корни ученые ищут в Египте, Персии и странах Африки. Но прошли уже тысячелетия с тех пор, как цыгане покинули свою древнюю родину, поэтому вряд ли кто-либо сможет достоверно сказать, откуда произошел их род.

Цыгане – это комплексное название народа, состоящего из нескольких народностей. Можно утверждать, что цыгане в каждой из стран разные. В этом плане они ни чем не отличаются, к примеру, от «славян» или «скандинавов». Общим является у всех цыган только язык, который относится к индоевропейской группе. Но, тем не менее, существует множество различных диалектов и наречий, в зависимости от места проживания.

Сегодня кочевые племена цыган являются редкостью. С 18 века эта народность стала предпочитать оседлый образ жизни и в современном мире массовых переселений цыган не наблюдается.

Сегодня больше всего цыган проживает в США – около миллиона человек. На втором месте по количеству оседлых представителей данной народности находится Бразилия, где проживает приблизительно 600 тысяч человек. В европейских странах насчитывается согласно проводимым переписям около 10 миллионов цыган.

Цыган во все века окутывала таинственная атмосфера. Эта народность уникальна уже тем, что, не имея собственного государства, ее представители сумели сохранить собственную самобытность. Вокруг них во все времена ходило много слухов, связанных с их мистическими природными способностями, направленными на привлечения богатства и благополучия. Цыганам предписывались уникальные способности предсказывать будущее. Цыганское колдовство очень популярно и в современном высокотехнологичном мире.

Отличительной природной чертой цыган является доброжелательный характер, поэтому при кочевом образе жизни они легко сходились с людьми других национальностей. Таким образом, в течение веков накапливались разнообразные знания и опыт, которые передавались от поколения к поколению. Поэтому цыгане смогли сохранить древние знания о магии, которая всегда была частью культуры древнего народа. В магической практике древнего народа существует много старинных примет и поверий.

Наиболее известными в сфере богатства и благосостояния являются следующие:

  • Если отдыхая на природе, вы заметили, что к вам подполз красный муравей. Значит, в скором времени можно ждать улучшения благосостояния;
  • Следует загадать желание, связанное с деньгами, глядя на небо: если первая птица появится с правой стороны – будет прибыль, с левой - убытки;
  • Чтобы получить деньги следует в полнолуние, глядя на луну, перевернуть в собственном кармане серебряную монету;
  • Женщина с волосами на груди всегда достигнет в жизни финансового благополучия;
  • Несколько рыжих волос в бороде мужчины свидетельствует о его финансовом благополучии.

Помимо различных примет и поверий, цыганская магия включает в себя огромное количество ритуалов и обрядов, направленных на привлечение в жизнь:

  • Финансового благополучия;
  • Любви;
  • Удачи.

Как правило, обряды и ритуалы отличаются простотой, и их сила связана с гипнозом, который у многих цыган является врожденным даром. Именно поэтому многие представители цыганской народности оказывают магические услуги. Примечательно, что природным ясновидением и гипнотическим даром обладают исключительно цыганки.

Поскольку в состав цыганской магии входят множество проклятий, то многие эзотерики относят ее к темной. В ритуалах часто применяется не только гипнотическое воздействие, но и элементы вуду. Усиливается действенность обрядов привязкой к лунным циклам.

Очень часто профессиональные цыганки-колдуньи могут проклясть по заказу человека даже на расстоянии. Это делается посредством какого-либо заговоренного предмета, который впоследствии передается жертве. Сглазить цыганка может не только глядя в глаза, но и произнося проклятья в спину уходящему человеку.

Противостоять цыганскому проклятию можно только не веря в него, в этом случае можно защититься даже от самого сильного сглаза собственным энергетическим полем. Кроме того следует знать, что сильную порчу может навести только профессиональная колдунья, поэтому вряд ли следует бояться цыганок попрошаек, которые работают в местах большого скопления людей. Но лучше все-таки не заговаривать с цыганками на улице, ведь представители древней нации практически все от природы великолепные психологи. Поэтому они безошибочно умеют выбирать тех, кто в наибольшей степени подвержен гипнотическому влиянию. Если вы не остановились и заметили, что цыганка что-то начала шептать вам вслед рекомендуется достать маленькое зеркальце и повернуть его к лицу цыганки. Также можно просто уйти, сжав плотно руки в кулаки.

Цыгане могут предсказывать судьбу человека. В основном для этого им достаточно взглянуть на руку человека. Знания в сфере хиромантии накапливались на протяжении веков и передавались из поколения в поколения. Поэтому глядя на маленькие черточки, имеющиеся на ладони человека, опытная гадалка сразу может увидеть предрасположенность к болезням, состояние здоровья, интеллектуальные способности, черты характера. Но для того чтобы предсказать судьбу необходимо длительное время для изучения и анализа рисунка, поэтому если в течение нескольких минут вам предсказывают судьбу – значит перед вами обычная шарлатанка. Следует знать, что профессиональные колдуньи и гадалки не предлагают свои услуги на улицах с требованием позолотить ручку.

Также часто используются для гаданий карты Таро, которые раскладываются специальным образом. Такое гадание является только одним из вариантов судьбы человека. Поэтому такой способ цыганского предсказания можно считать полезной подсказкой, но ни как не руководством к дальнейшим действиям.


Цыгане несомненно имеют право на то, чтобы обратить на себя внимание с чисто антропологической точки зрения, не говоря уже об этнографических и исторических особенностях их быта и истории. Это раса, сохраняющая свои типические черты и свои обычаи при самых разнообразных условиях, начиная от Испании и доходя до Индии. В Москве цыгане составляют одну из этнографических особенностей, укоренившихся с давних времен и возбуждающую внимание всякого как серьезного, так и поверхностного постороннего путешественника. Быть в Москве и не послушать цыган нельзя для всякого наблюдателя, желающего ознакомиться с особенностями Москвы. Кроме того, Московские цыгане, вследствие бытовых причин Москвы, внесли в строй своей жизни некоторые характерные особенности, которые могут иметь значение при сравнительном изучении вопроса о цыганах вообще, заинтересовавшего значительно в последнее время и археологов, вследствие той роли, которую стали приписывать цыганам по отношению к бронзовому периоду Европы.

Антропологический отдел Общества Любителей Естествознания возбудил несколько лет тому назад вопрос об изучении Московских цыган, но долгое отсутствие средств для систематической разработки антропологических вопросов тормозило и это изучение, как и многое другое в деятельности отдела. Впрочем, благодаря И. И. Вилькинсу и В. Н. Бензенгру, собраны были некоторые предварительные сведения, весьма интересные. С учреждением особого Комитета антропологической выставки, с его значительно развившимися учеными и материальными средствами, быстро подвинулся вперед и вопрос о цыганах, так что в настоящее время работы по изучению их идут последовательно и систематично: делается серия бюстов, снимается систематическая серия портретов, изучается их наречие и их антропологические особенности. Деятельное содействие В. К. Попандопуло, обладающего значительной медицинской практикой между Московскими инородцами, в том числе цыганами, значительно облегчило и подвинуло систематическое изучение цыган. Затруднения не устранены только по отношению получения цыганских черепов. Поездки наших сочленов в южные губернии России и нахождение наших корреспондентов и сотрудников в Бессарабской области также позволили надеяться на пополнение наших собраний материалом, необходимым для удовлетворительной обстановки пособий по изучению цыган. Согласно обычаю, начинающему установляться в нашем Комитете, представлять по мере обработки вопроса предварительные доклады, как по сделанному уже прежде, так и по указанию фактов особенно желательных с точки зрения антропологической выставки, я имею честь представить Комитету в настоящем докладе некоторые предварительные материалы, могущие, по моему мнению, облегчить содействие Комитету тех из наших сочленов, кои захотели бы помочь ему.

Прежде всего я остановлюсь на тех данных о московских цыганах, кои мне удалось получить. Всего интереснее в этом отношении замечания протоиерея Руднева (близко знакомого с бытом Московских цыган, состоящих его прихожанами), сообщенные И. И. Вилькинсом.

«Рано, по крайней мере, задолго до 1812 года, - говорит г. Руднев, - появляются в приходе Св. Великомученика Георгия, что в Грузинах, равно как и в приходах Василе Кесарийском, Ермолаевском и частью Спиридоновском, новые прихожане - цыгане, народ, вероятно, прежде кочевавший, неутративший и теперь своего характера, своего языка, своих привычек. Цыганам даны были некоторые привилегии, с бурмистрами во главе, производившими между ними суд и расправу, которых они сами выбирали из среды своей. Теперь они совершенно уравнены с русскими. Цыгане находятся еще около Калужских и Серпуховских ворот, поблизости этого места к поприщу их деятельности - конной площади, но здесь их много меньше.

Собственных домов у них мало, каких-нибудь 5–6, и теми завелись они в последнее время. Все они исповедания православного и исполняют постановления церкви не хуже русских. Пьяных между ними сравнительно меньше, чем между русскими, может быть потому, что между ними нет мастеровых и фабричных, особенно преданных пьянству; о ворах также почти не слышно. Народ крикливый, но трусливый. Людей грамотных между ними очень мало; детей своих ни дома не учат, ни в школы не отдают. Лет 27 тому назад, когда открыт был Пресненский детский приют, попечительница оного А. И. Васильева просила меня привлечь туда для обучения грамоте, закону Божию и рукоделию детей цыганских. Как ни старался я, но только одна вдова цыганка согласилась отдать в приют дочь свою, но и той впрок не пошло. Прочие упорно отказывались, несмотря на обещания пособия бедным из них. Интересы умственные и служебные совершенно чужды цыганам, и потому в умственном отношении они тупы. Нет между ними ремесленников, все мелкие купцы и мещане. Главное занятие их - лошадиная торговля, пришедшая теперь в упадок, может быть от уменьшения конных заводов; потому большая часть из них не столько торговцы солидные, сколько мелкие комиссионеры или факторы по части лошадиной торговли; доверяться им в этом деле опасно; обмануть лошадью они и грехом не считают, хотя бы пришлось бедного мужика по миру пустить. Один мой прихожанин в великий четверг купил лошадь у цыгана, который уверял покупателя в доброте лошади тем, что он в этот день причащался: «спросите хоть батюшку», говорил он, и в следующую ночь лошадь оказалась с сильным пороком. Цыган взял ее обратно, но с уступкой в цене. Это у них дело обыкновенное.

Несмотря, однакоже, на всю невыгоду их ремесла, цыгане вследствие умственной неразвитости, никак не хотят пролагать себе другого какого-нибудь пути. В неторговые дни они большей частью толкутся около своих домов, около трактиров, сидят на ступеньках и тумбах, иногда дрессируют лошадей или ищут покупателей. Вечером некоторые из них поют песни и пляшут в рощах, в ресторанах и в домах, опоражнивая карманы молодых, а нередко и пожилых, по-видимому, почтенных, купцов и дворян. Для этого у них есть певческие своеобразные хоры, в которые входят и мужчины, и женщины с девицами, умеющие и неумеющие петь, ради умения плясать и ловко вести дело. Впрочем, это не обогащает их: что получают, то и проживают, не заботясь о будущем. Пьют и едят лучше русских из простого народа. Потому зажиточных между ними очень мало, а богатых и вовсе нет. Бедным своим помогают; женщины их почти не занимаются рукоделием, разве только тем, без чего никак обойтись нельзя; часто ходят в трактир чай пить, хотя и дома имеют чай. Молодые женщины и девицы поют, пляшут, увлекают молодых и немолодых богатых людей, получая (некоторые) от них содержание, а иногда делаясь их женами. Приходя в старость, иные пускаются в ворожбу, но это ремесло почти исчезает; одни полевые цыганки занимаются им. Женщина у них пользуется большой свободой, и семейная жизнь, хотя и неопрятная, едва ли не лучше, чем у русских из подобного им звания. Браки у них бывают в собственном их кругу; исключения редки. Жених за невестой ничего не берет. Это немало содействует их устойчивости в своей национальности. Впрочем, по словам цыган, их теперь меньше, чем прежде было».

В Библиотеке для чтения 1837 г. т. XX под заглавием «Цыгане в России», помещено письмо одного миссионера Общества для распространения христианской веры, который путешествовал по Европе с целью обращения цыган. Вот что пишет он из Москвы от Сентября 23, 1835. «Одной из главных причин моей поездки в Москву было желание узнать ближе часть ее населения, особенно для меня занимательную. Собранные о тамошних цыганах известия возбудили во мне сильное любопытство, и скоро после моего приезда я стал искать случая удовлетворить его. Цыгане, или как они сами себя называют Романы, живут в Москве до нескольких тысяч, пропитываясь разными родами обмана. Люди привыкшие почитать это племя за кочевых варваров, неспособных принять никакого образования или понять удобства спокойной оседлой жизни, удивятся, когда узнают, что многие из этого дикого племени живут в Москве в пышных и больших хоромах, выезжают в прекрасных экипажах и не уступают русским ни в телесной красоте, ни в умственных способностях. Главной причиной этого странного феномена в Москве суть цыганки. Они с незапамятных времен отличались музыкальной способностью и, наконец, так усовершенствовали искусством свои природные дарования, что даже в стране, где вообще искусство пения стоит на высшей степени, нежели в других странах Европы и Азии, цыганский хор признается за лучший в своем роде. В России всем известно, что знаменитая Каталани была так удивлена, услышавши голос одной цыганской певицы (Танюши), что сняла со своих плеч драгоценную шаль, которую подарил ей папа, обняла цыганку и убедила ее принять этот знак своего восхищения. Каталани сказала, что эту шаль сама получила в качестве первой певицы, но что теперь нашла ту, которой по праву принадлежит подарок его святейшества. Цыганки получают очень высокую плату за свое пение, и потому могут жить роскошно и мужей своих содержать в роскоши. Многие из них замужем за весьма порядочными людьми и составляют украшение своего пола и общества, в которое они вступили. Однако не должно думать, что все московские цыганки принадлежат к почтенному разряду даровитых женщин; напротив того, между ними есть много низких и развратных; такие поют в питейных домах и на публичных гульбищах, а мужья их промышляют барышничеством и тому подобными средствами. Главное их местопребывание - Марьина роща, лежащая в двух верстах от Москвы. Туда я поехал в сопровождении наемного лакея. Лишь только я появился, цыгане высыпали из своих палаток, из харчевни и обступили меня. Я приветствовал их на языке английских цыган, стоя в коляске. Вдруг раздался крик удивления и радости; со всех сторон посыпались приветствия на музыкальном размере Романского языка. С первого раза они приняли меня за одного из своих собратий, кои, говорили они, блуждают по Турции, Китаю и другим странам, и думали, что я приехал к ним через большую «пауни» воду, чтобы с ними повидаться. Видом они совершенно сходны со своими соплеменниками в Англии. Они смуглы, большей частью красивы, имеют блестящие глаза, исполненные дикой понятливости; волосы их черны, как смоль и несколько жестки. Я делал им много вопросов, особенно касательно их веры и земли, из коей они происходят. Они сказали мне, что Божество у них называется Девель, и что они страшатся черного духа, которого зовут Бенгель, что предки их вышли из романской земли, но что они не знают, где эта земля находится. Они спели мне много песен, русских и романских. Русские песни были по большей части новые театральные арии, а их национальные песни носили явные признаки высокой древности и не походили на русские ни стихосложением, ни общим характером; они казались не принадлежащими ни Европе, ни новейшим временам. Я часто посещал Марьину рощу и говорил с цыганами об их порочной жизни, о пришествии и страдании Иисуса Христа. Прощаясь с ними, я сказал, что они могут надеяться в скором времени получить слово спасения, переведенное на их собственный язык; это приняли они не без явной радости. Они слушали меня с большим вниманием и во все время моего пребывания с ними не обнаружили в поведении и разговорах своих ничего предосудительного для благопристойности».

По отношению цыган особенно интересна Бессарабская область. К сожалению, любопытные статьи о цыганах этой области помещены в местных изданиях, недоступных мне, и потому я должен буду ограничиться здесь только указанием тех фактов, кои приведены капитаном Защуком в его «Бессарабской области», помещенной в «Материалах для географии и статистики России», 1862.

По данным Кеппена (1852) в Бессарабской области показано 18 738 человек обоего пола цыган. В 1858 году было одних крепостных 11 491 человек, из коих 5615 поселенных и 5876 дворовых. В войсковом сословии новороссийских казаков цыгане поселены в хуторах Каире (506 мужчин и 488 женщин) и Фараоновке (729 мужчин и 583 женщин). Молодые цыгане очень способны к казачьей службе, но возвращаясь домой на льготу, превращаются в ленивых и беспечных цыган. Большинство бессарабских цыган, показываемых в отчетах под названием поселенных, кочуют и стоят на самой низкой степени развития, ничем не отличаясь от диких народов. От земледелия они убегают с боязливым отвращением; скитальчество под окнами оседлых домохозяев, воровство и мелочный обман - единственные средства их существования. Только небольшая часть из них занимается кое-какими ремеслами и, за исключением проживающих в г. Кишеневе, у остальных цыган всякая добытая копейка расходуется преимущественно на пьянство. Цыгане в Бесарабии православного исповедания. В отношении образа жизни разделяются на три класса: первый, так называемый Ватрас от слова Ватра - очаг), живет в услужении или промышляет музыкой, к которой цыгане очень способны. Второй - Лингуры (от молдавского слова Лингур - ложка) живет частью оседло в землянках, а больше перекочевывает по лесным местам, где занимаются выделкой деревянной посуды. Третий - Урсары (от урса - медведь) кочуют в своих кибитках, переходя из деревни в деревню, занимаются кузнечным ремеслом или коноводством, а иногда промышляют обманом и воровством. Цыган в Бессарабии называют Лаеши, что значит злой, ленивый и бесчестный. Одежда у цыган не есть предмет необходимости: все взрослые мужчины и женщины ходят обыкновенно в лохмотьях, а мальчики и девочки лет до 14, особенно в летнее время, совершенно нагими. В Кишеневском, Оргеевском и Ясском уездах есть несколько деревень, в которых живут оседло вольные цыгане. Эти цыгане находились прежде в ведомстве особого управления, существовавшего под именем конторы казенных цыган. Потом предположено было причислить их к Дунайскому казачьему войску, но как они еще до этого распоряжения обзавелись хозяйством на местах нынешнего своего жительства, то велено оставить их там, с зачислением в общую массу бессарабских цыган. Они живут отдельно от прочих поселенцев Бесарабии, резко отличаются от них образом жизни и представляют собой редкий пример прочной оседлости этого бродячего в России племени.

Самое лучшее и более населенное (83 семейства) из цыганских поселений есть вотчина Миклеушены, расположенная в 35 верстах от Кишинева; оно принадлежало монастырю св. Киприана. Это селение находится на левой стороне дороги, ведущей из Кишенева к реке Пруту, на горе у опушки леса. Издали оно кажется несколькими навозными кучами, беспорядочно разбросанными одна возле другой, и только на довольно близком расстоянии замечаются следы кое-какого устройства. Вокруг бродят собаки, козы и бегают целые десятки курчавых полунагих детей. По приближению к селению каждого незнакомого окружают с шумом собаки и дети и провожают до самых шалашей, или бурдеев по местному названию. Лай собак и пронзительные крики детей заставляют жителей цыган выглянуть из своих нор, и мало-помалу в отверстие бурдеев показываются смуглые лица цыган разного пола и возраста. Несмотря на десятки лет, прошедшие со времени основания этими цыганами своих постоянных жилищ и на беспрестанные сношения с молдаванами, они еще и теперь придерживаются своих кочевых привычек и не отстают от обычаев, унаследованных ими от прежних времен и от племен, с коими имели более сообщения. Так, например, у них мужчины среднего возраста и старики носят волосы на голове по-малороссийски чупруной, т. е. подбривают их вокруг головы вершка на два, а остальные на маковке ровно обрезают в кружок. Подбородки и щеки бреют, оставляя длинные усы. Молодые не стригут волос, и они спускаются с головы беспорядочными спутанными космами.

Замужние женщины, в числе которых встречаются замечательно красивые с пламенными черными глазами, носят на голове большие драдедамовые или бумажные платки ярких цветов, повязывая их вокруг головы наподобие чалмы, и оставляя один конец сзади в виде хвоста, точно так, как это делают женщины простого звания в западных губерниях России. Волосы более или менее приглаженные, выходя из-под повязки, ложатся по лбу и вискам до нижней конечности ушей, а за ушами прячутся под платком, или, входя в хвост повязки, опускаются с ним на спину незаплетенной косой. Старухи безобразно обматывают всю голову под шею такими же платками, или же по-молдавански полотенцами, и таким образом составляют вокруг лица овальную раму, из-под которой беспорядочно вырываются пряди седых волос и сыпятся в разных направлениях по лбу и щекам. Девицы заплетают волосы в две косы и обвязывают их вокруг головы или спускают на плечи. Обыкновенное одеяние женщин составляет рубаха, сшитая по-молдавански, без складок и воротника, с высоким лифом и небольшим разрезом на груди, никогда не застегивающимся, а вместо юбки - полосатый шерстяной передник, плотно охватывающий нижнюю половину тела, словом - малороссийская запаска. Эти передники называются катрынцами, поддерживаются на пояснице широкими шерстяными поясами, постоянно красного или зеленого цвета.

Цыгане строят свои бурдеи очень просто: роют квадратную яму, глубиной в аршин, а длиной и шириной в полторы или две сажени, смотря по численности семейства и его богатству. По краям этой ямы вколачивают в землю несколько бревен, длиной в два аршина. Возле них кладут одно на другое бревна такой величины, чтобы концы их легли на противоположных углах каждой стороны ямы, и сбивают их со стоячими бревнами деревянными гвоздями. На лицевой стороне оставляют пространство, в которое с трудом можно пройти боком, для дверей, состоящих обыкновенно из двух едва сплоченных досок, привязанных бичевой к крайнему стоящему бревну, или из куска шерстяного одеяла. Эта бревенчатая ограда забрасывается грязью и составляет стены бурдея. На стены кладут бревна, перекрещивают их поперечниками, накидывают сверху валежником и покрывают землей. Потом внутренность вымазывают серой глиной, делают с левой стороны очаг, дым которого выходит через выдолбленное наподобие улья дерево, или же через круглую плетенку из древесных прутьев. Теперь бурдей готов. Окон в этих шалашах нет, а свет в них проходит чрез щели, оставляемые в стенах и потолке. Зимой же, когда щели для теплоты засыпаются землей, бурдей освещается только огнем очага. Некоторые хозяева строят такие же точно бурдеи для летнего пребывания, но без очагов, а иные просто разбивают шатер возле зимнего бурдея и там проводят лето. Внутри жилого бурдея теснота невообразимая: тут, кроме домашней посуды, земледельческих орудий и разного домашнего хлама, помещается и коза с козлятами, и теленок, а иногда и поросята. Около многих бурдеев сделаны загоны для рогатого скота: это небольшие пространства земли, обнесенные сухим хворостом, раскиданным кругом или четырехугольником. Спросите оседлого цыгана, почему он не строит жилища удобнее, наподобие, например, молдаванской касы. «Зачем? - ответит он Вам, махнув рукой, - лишь бы был хлеб, да что-нибудь до хлеба, а каса - пустое дело».

Замечательно, что в Молдавии и Бессарабской области были крепостные цыгане. По присоединении Бесарабии к России большая часть крепостных цыган принадлежала роду князей Кантакузиных.

В дополнение к этому рассказу капитана Защука о бессарабских цыганах можно привести заметку доктора Обеденаре о румынских цыганах, помещенную в Bulletin de la Societe d’Anthropologie de Paris 1875 г.

В Румынии около 230 000 цыган. Прежде они были рабами, теперь свободны. Они теперь склонны к следующим ремеслам: кузнецы, коновалы, повара, отыскиватели золота (aurari), показыватели медведей (ursari); некоторые делают ложки из олова, другие делают вещи из дерева, становятся поденщиками, кирпичниками. Им в 1864 году раздали земли, но немногие из них стали земледельцами; большей частью отдают внаймы свою землю. Как поденщики они занимаются земледелием, но сами неспособны вести хозяйство; они живут в палатках и кочуют, полунагие люди, свиньи, дети и собаки все вместе. Разводят ослов и мулов. Ленивы до чрезвычайности, постоянно в долгу на счет будущего труда, и умирают неоплатными должниками. С ними еще можно иметь дело, если их ублажать водкой, маленькими подарками или страхом наказаний, но если вести дело как со свободными людьми, то они, как негры, надуют. Если их нанимают, то кормят подрядчики, а то, если дадут деньги на пищу, они растратят в один день их и затем станут голодать и нищенствовать. Каждый табор имеет начальника (по цыганский vataf, по-румынски primar). Привыкший к рабству цыган не может жить без хозяина, который должен господствовать над ним, направлять его. Свободный перестает работать; для возможности работать ему нужна палка и начальник. Начальник от имени табора заключает условие и знак начальства - длинный кнут с украшением. Чем более кнут начальника возбуждает страх, тем продолжительнее его власть. Если vataf слаб, против него бунтует весь табор и разом восстает против его власти, в особенности после праздника, сопровождавшегося попойками и если время идет к грозе. Старого свергают, нового возводят.

Цыгане не лишены ума и имеют способности к некоторым промыслам. Они никогда не бывают пастухами. В военной службе некоторые цыгане даже делались хорошими сержантами. Одного даже хотели произвести в под-лейтенанты, но он случайно подавился пирожным, желая проглотить несколько их раз за разом. В Румынии есть цыган, сын повара вельможи, изучивший медицину и получивший диплом доктора. Цыганский акцент у него, однако, остался, который состоит в том, что все согласные произносятся в сопровождении вдыхания и слоги растягиваются непомерно.

Цыгане, живущие в деревнях и городах, менее черны и менее губасты, чем лесные. Они занимаются выделкой вещей из дерева. Они несколько уже смешаны с кавказской расой: во времена их закрепощения эта помесь шла в большом размере.

Турецкие цыгане называются Турцити и Споитори. Некоторые из прежних рабов чинят кастрюли, обрабатывают медь, выливают подсвечники, их называют Caldarari. Они или живут в деревнях, или же кочуют. Но, кроме них существует другая категория цыган турцити, турецкие цыгане или споитори, лудящие посуду, а иногда и исправляющие ее. Сами себя называют Calamgi. Их всего до 5 тысяч и они появились в Румынии только в начале этого века. Довольно значительное число их находится в общине Добрени в 25 километрах от Бухареста. У них нет настоящих домов, но хижины, вырытые в земле, называются бурдеи, такие, какие еще встречаются около понтийских болот; это троглодиты своего рода. В своих деревушках споитори живут только зимой, в теплое же время они кочуют и отправляют свое ремесло. Жена, дети, снаряды, багаж, провизия, палатка - всё укладывается в телегу, запряженную буйволами. К телеге часто позади бывают привязаны еще 1–2 буйвола с потомством. Цыган раскидывает свою палатку у заставы города и с котомкой на спине идет предлагать свои услуги. Turciti не обрабатывают железа и не воруют. Женщины вычищают посуду прежде лужения. Они кладут песок в нее; и сверху кусок буры; затем запускают туда ноги, как бы в ножную ванну. Захвативши крепко руками какую-нибудь перекладину, они начинают вращать свое тело около вертикальной оси, то направо, то налево, сближая при этом ноги. Сила трения увеличивается всем весом тела.

Язык turciti есть цыганский, смешанный с турецким. Они считаются принадлежащими к мусульманской религии, но в сущности у них нет никакой; у них нет ни храмов, ни священников, ни молитвенников, никакого религиозного обучения. Так как они не знают ни читать, ни писать, то для них и не нужны священные книги; впрочем, хотя без религии, но они очень нравственны. Они на слово занимают деньги для покупки олова перед временем кочевки и точно отдают долг. Опрятность и порядок господствуют у них, а цыгане христиане - воры и обманщики. Прежде они обрезывали годовалых детей, теперь же этот обычай выходит из моды. Есть основание полагать, что praeputium у них длиннее, чем у Кавказской расы, ибо у доктора Обеденаре из 12 обрезанных им детей, по разным медицинским целям, оказалось на половину цыган и притом только из среды одного небольшого заселения их в 800 душ. Praeputium были любопытны по своей длине.

Turciti сближаются только между собой. Девочки выходят замуж в 12–13 лет, мальчики - в 17–18. После свадьбы новобрачную возят по деревне при звуке музыки. Она скорее скрючивается, чем сидит, на первобытной тележке, состоящей из оси, двух колес и перекладинки, прикрепленной к оси. Двое мужчин тащат эту тележку, а новобрачная имеет спереди головы, в виде вуали, свежий epiploon ягненка. Хотя цыгане эти и мусульмане, но они не берут несколько женщин за раз. Мужчины бреют волосы на голове, оставляя, как китайцы, волос столько, сколько нужно, чтобы сделать косу. Никто не смеет трогать рукой волосы молодой девушки, даже отец, ибо у них существует убеждение, что после этого девушка потеряет все волосы. Музыка их состоит из piffero (по-цыгански surla ) и из мавританского тамбурина, на коих они разыгрывают только турецкие арии. Чтобы собаки были злы, они дают молодым щенкам по ложке женского молока. Главную пищу цыган зимой составляют молоко и масло от буйволов.

По Кеппену численность цыган распределяется так по губерниям. Всего больше их в Бессарабии - 18 738 душ обоего пола. В Таврической губернии их 7726; в Воронежской и Херсонской - по 2500. В губерниях: Курской, Московской и Харьковской - около 1200. В Киевской - 880, Смоленской - 808, Полтавской - 775; в губерниях Витебской и Калужской несколько более 600. В Орловской, Рязанской и Самарской - более 500. В земле Войска Донского, Екатеринославской губернии, Могилевской, Подольской, Черниговской и Ярославской - более 400. В Вятской, Нижегородской, Новгородской, Псковской, Саратовской, Тульской, Петербургской - более 200. В Виленской, Владимирской, Вологодской, Волынской, Казанской, Ковенской, Олонецкой, Симбирской, Тамбовской и Тверской - более 100. В Оренбургской и Гродненской - более 80, в Курляндской - 60, Ставропольской - 42, Лифляндской - 6.

По результатам однодневной переписи 1871 года исчислено цыган в Москве: мужчин - 90, женщин - 127, детей - 13.

Появление цыган в Европе и исследование о языке цыган. Вопрос о времени поселения цыган в Европе занимал неоднократно в последние годы антропологические общества и был предметом исследования специалистов. Относительно происхождения цыган существовали два мнения: одни считали их выходцами из нижнего Египта, другие производили их из Индии. Вот что говорит Ланьо о появлении цыган во Франции. Изгнанные из Индии Тимуром (Тамерланом) около 1398, а может быть около 1408 или 1409 г., они появились во Франции в 1419. В 1427 г., 27 августа 100–120 человек цыган пришли в Париж, и их поместили в Сен-Дени. Они описываются так: все имели уши прободенные и в каждом ухе кольцо или два серебряных кольца. Мужчины были очень черны, волосы имели курчавые, женщины из них самые некрасивые и самые черные.

Разбросанные маленькими группами от Персии до Испании цыгане, по-видимому, сохранили везде свой язык. Их изгоняли из Франции в 1560, в 1666 и др. г., и они скрывались в горах Пиринейских, где они и теперь больше всего сохранились. Цыгане одинаково устойчивы против жара и холода и почти никогда не болеют.

На границе Кантона Битч живет племя Huidns или Zigeuners, обозначаемое также именами Hungar, Hongres, Honcks, так как их считают некоторые за колонию Венгров. Признаки, коими отличаются эти цыгане: голова объемиста, лоб низок, лицо широкое; нос сжатый у основания, горбоносый, недлинный; волосы черные и обильные; брови и ресницы очень темного цвета; кожа коричневая, тело пропорциональное, хотя худое; ноги и руки малых размеров. Цыгане в Европе носят названия: Bohemiens, Egyptiens, Gypsies, Gitanos, Tsiguanos, Zigari. Сами себя называют Romanichol, Romaneich, Roumnachal, (кочевники долин) Sintes, (от берегов Sind или Indus).

Батальяр высказывает следующие соображения о языке цыган: Грелльман, сравнивая Индустани с цыганским, нашел связь между ними. Но Индустани язык смешанный и недавний. По легенде основание его положено в Dehli в 1002 г., но общее употребление этого языка, составленного из hindi и персидского (а след., также и арабского), началось в конце XV в. и начале XVI. Индустани делится на три диалекта: 1) urdu или hindoustani собственно, 2) hindi современное, называемое также nayari и 3) davini, употребляемого на юге или в Деккане. Поэтому употребление индустани для каких-либо выводов по отношению цыган неудачно, как уже показали Краус и Циппель, изучившие цыган и их язык в прусской Ливонии и Ермланде; эти ученые приходят к тому результату, что цыганский язык гораздо оригинальнее, однороднее, правильнее и богаче флексиями, чем индустани. Ими уже замечено, что сравнение цыганского языка с санскритом гораздо серьезнее, а также высказано было во-первых, что скорее индустани происходит от цыганского или от языков Индии, стоящих с ним в связи, чем наоборот; во-вторых, что цыгане отделились от общего ствола прежде, чем сформировался индустани; в-третьих, что только глубокое изучение языков Индии, в особенности языков северо-запада ее, может бросить свет на миграцию цыган и на эпоху, когда она совершилась.

Потт говорит: язык цыган происходит от народных наречий северо-западной Индии и, несмотря на свою порчу, стоит в связи с санскритом (а не индустани), составляющем наречие, родственное цыганам. По Асколи Sindhi и авганский язык представляют наибольшее сходство с цыганским: цыгане не суть ли Синды (Sindhiens), жившие долго между Авганами. Миклошич издал три мемуара (1872–1873) и исследовал эпоху миграций; указал на сродство цыган с индустани по языку. Но еще прежде, в 1763 г., случай указал сходство между языком цыган и Малабарцев, учившихся в Лейдене. По всей вероятности, хотя это были и сыновья браминов, но они говорили не по-санскритски, а языком dakni. Бакмейстер, библиотекарь Академии Наук в Петербурге, составил словарь в 2 т., 1782–1789, и дал 286 слов на двухстах языках Европы и Азии. Цыганские слова в этом словаре собраны Палласом от цыганки, жившей в Галле, и им еще в 1777 г. указано сходство с индустани, что подтверждено и Бакмейстером.

Батальяр развивает свои воззрения на происхождение и родство цыган с другими племенами, указывает на тождество цыган и некоторых колоний Djatt, переселенных из Индии в западную Азию арабскими завоевателями VII–IX века, а несколько тысяч выведенных из Сирии на территорию Византийской империи в 855 г. самими византийцами. Батальяр утверждает, что это сходство им уже указано в 1849 г. Он говорит во-первых, что и теперь эта мысль только правдоподобна, но не достоверна, несмотря на некоторые новые доказательства, во-вторых, что это идентифицирование может быть только частным и приложимо к весьма небольшой части цыганского племени: а) невероятно, чтобы только по меньшей мере 500 000 цыган, ныне живущих на Ю.-З. Европы, произошли от нескольких тысяч Djatt, переселенных в 855 году; b) невозможно, чтобы Djatt, разводители буйволов и других промыслов, несвойственных цыганам, произвели расу, отличающуюся тремя главными занятиями: обработкой металлов, музыкой и гаданием, и в обработке металлов употребляющую с большой ловкостью первобытные способы, идущие от глубокой древности. Кроме того, при гипотезе Goeje совершенно невозможно объяснить название цыган, как невозможно и объяснить прибытие цыган только впоследствии, во времена исторические. Действительно, у цыган сирийских можно допустить элементы djatt, но только у них одних. Батальяр полагает, что в Малой Азии, на Кавказе и на средиземноморских восточных островах цыгане живут с незапамятных времен. Батальяр находит их там под именем Сигинов со времен Геродота, а со времен Гомера под именем Синти, имя какое и теперь придают себе сами цыгане, и которое они сохраняют с наибольшей таинственностью. Это же доказывал и Наже еще в 1803 г. Но ни тот, ни другой не могли доказать это этнографическими и историческими данными. Это мнение до сих пор принималось с недоверием учеными, тем более, что цыган изучали только лингвисты, кои даже проповедывали мысль, что «история всей расы цыган в их наречии», и кои с 1778 г. придерживались воззрения Грелльмана о недавнем переселении в Европу цыган.

Батальяр видит подтверждение и основание своих воззрений в общем названии «Tsiganes» во всех странах Европы (России, Германии, Италии и Португалии). Геродот (V, 9), рассказавший о «Сигинах», расселенных в большой пустынной территории, доходившей до страны Венетов на Адриатике, говорит: «Лигуры, живущие около Массалии, называют «Сигиннами» купцов, но Киприоты называют так копья или дротики». Если другое название, чем Сигины, но значащее тоже копье или дротик или нечто сходное, мы найдем прилагаемым еще и теперь к цыганам в странах, где употребляется греческий язык, то не будет ли это материальным доказательством тождества древних Сигинов с цыганами, а равно и объяснением слова цыган, говорит Батальяр?

Черепа цыганские. Относительно изучения цыган в краниологическом отношении мы имеем исследование Коперницкого, удостоенное премии Парижского Антропологического Общества. Но уже прежде его Блюменбах дал описание цыганского черепа. Вейсбах описал тоже цыганские черепа, о которых указания мы встречаем и в сочинении Велькера. Краниологическое исследование черепа цыган из различных местностей важно в том отношении, что оно дает ответы на очень существенные вопросы, каковы: Придунайские и Египетские цыгане, Московские и Испанские представляют ли один тип или несколько? Произошли ли они от одних родичей или нет?

По Коперницкому мужские цыганские черепа имеют средний объем, ортоцефальны или субдолихоцефальны. Явственно выраженная долихоцефалия и брахицефалия встречается редко. Вертикальная норма имеет овальное очертание. Профиль черепа представляет лоб в большинстве случаев низкий и никогда не бывает высоким. Лобная кость составляет значительную долю бокового очертания и, следовательно, имеет значительную длину. Лицо длинное и более или менее прогнатическое в своей нижней части. Носовые кости обыкновенно длинны. Верхняя челюсть более или менее прогнатична в своей альвеолярной части. Зубы обыкновенно крепки, здоровы и более или менее косвенны. Нижняя челюсть средней величины, и горизонтальная ветвь ее обыкновенно длинна и часто косвенная. Угол челюсти обыкновенно значителен, а в исключительных случаях бывает прямой. Подбородок выдающийся, заостренный. Лобная часть более или менее сферическая в своей кривизне. Надбровные дуги хорошо очерчены. Лицо обыкновенно более или менее удлиненное и узкое. Очертание лица иногда бывает треугольным, иногда четырехугольным. Глазницы очень широки и высоки, четырехугольны и не особенно удалены одна от другой. Основание носа несколько углублено; спинка носа никогда не бывает сплюснутой. Затылочное очертание удлинено в вертикальном направлении. Линии прикрепления мускулов и сосцевидные отростки хорошо развиты. Затылочное отверстие удлиненное.

Средний объем черепов 1,385. Широтный указатель их 78. Высотный указатель 75. Череп вообще узок у лба, но мало-помалу расширяется к вискам, и наибольшая ширина его находится над слуховым отверстием и несколько сзади его. Отсюда он медленно суживается кзаду и образует довольно развитый затылок. Основание черепа довольно значительно (103 мм).

Черепа женщин представляют большие видоизменения, чем мужские. Объем черепа у них меньше, ширина больше, основание черепа короче, лицо менее удлинено и глазницы сравнительно объемистее.

В виду предполагаемой связи цыган по происхождению с Индусами Коперницкий сравнивал цыганские черепа с черепами индусов, находящимися в Парижских краниологических собраниях. Результат этого сравнения можно сформулировать в следующих положениях: 1) как индусский, так и цыганский черепа отличаются малым своим объемом и малой вместимостью. 2) Оба черепа представляют замечательное сужение в лобной и височной части. 3) Наклонение лобной кости у черепов обоих племен больше, чем у большинства черепов иных рас. 4) Относительное положение наибольшей ширины черепа одинаково почти у обоих племен. 5) Одинаково также положение затылочного отверстия. 6) Лицо индуса несколько менее прогнатично (на 3°), чем у цыган, но лицевой угол цыган приближает их к большинству ортогнатических рас Европы. 7) Индусский череп долихоцефалический, тогда как цыганский ортоцефальный, представляющий только некоторую наклонность к долихоцефалии. 8) Большинство индусских черепов ассиметричны, чего не замечается у цыган. 9) Высота индусских черепов больше их ширины, тогда как цыганский череп имеет высотный указатель средний 0,75, а предельные 0,71–0,79, следовательно, вовсе не отличается развитием в высоту. 10) Теменная дуга длиннее у индусов, а основание черепа короче. 11) Относительное положение слуховых отверстий лежит более кзаду у индусов, чем у цыган.

Что особенно желательно для изучения Московских цыган. Закончив краткий очерк вопросов, придающих особый интерес изучению цыган, нам остается сказать несколько слов и о том, на что должно быть обращено особое внимание исследователей по отношению к московским цыганам.

1. На первом месте, по нашему мнению, следует поставить вопрос о помесях цыган с русскими, как представляющий особый интерес. Известно, что браки между русскими и цыганками нередки, но существуют ли обратные, т. е. мужчин цыган на русских женщинах? Какие особенности представляют дети от таких браков? Замечается ли в них цыганская лень к учению и какие их умственные способности? Каков физический тип таких детей. Нельзя ли для антропологического собрания получить портреты отца, матери и детей в разные возрасты из таких смешанных семей? В чем особенно выразилось в детях влияния отца русского и матери цыганки? Медикам, имеющим близкий доступ в такие семейства, подобные наблюдения не представят особенной трудности.

2. Какие видоизменения в физиологических и анатомических особенностях произошли от оседлого образа жизни московских цыган сравнительно с кочующими их соплеменниками? Так ли они выносливы к холоду и жару, так ли мало болеют, как и последние? Не ускорились ли у них регулы? Замечается ли у них особенная длина praeputium? Не стали ли черты лица их правильнее, нежнее?

3. Не осталось ли каких-либо суеверий, тайных обрядов, напоминающих об их прежней кочевой жизни? При сравнении языка Московских Цыган с наречиями других местностей, значительно исследованных, какие замечаются отличия? Какие слова преимущественно утрачены и какие введены вновь из других языков, особенно русского?

4. Сведения о быте московских цыган крайне поверхностны и недостаточны. Желательно бы иметь более подробную характеристику его.

5. Официальное число цыган в Москве, по-видимому, меньше действительного; нельзя ли собрать более точные данные?

Само собой разумеется, что измерения живых, собрания черепов, и тому подобные общие антропологические требования, имеют существенное значение и при собирании материалов для нашей выставки по отношению цыган.



Цыгане считаются вольным и загадочным народом, которому характерно неоднозначное отношение общества. Это обусловлено их образом жизни, традициями и обычаями. Одни не любят народность за мошенничество и обман, другие «души в ней не чают» и приглашают ее представителей на различные мероприятия и праздники, чтобы насладиться песнями и танцами. К признакам, как выглядят цыгане, относятся яркая внешность и одежда, которые выделяют их из толпы.

Характерные признаки цыган

Цыгане - многочисленный этнос индийского происхождения. Распространенное самоназвание - рома, ром (или ромалы в звательном падеже). Однако используются и иные этнонимы: финские и эстонские народы именуют цыган «черными» (кале), французы - богемцами, англичане - египтянами. Также их называют синти, мануш и так далее.

С древности народность кочует по городам и странам, не имея собственного государства.

8 апреля 1971 года на Первом Всемирном Цыганском конгрессе они провозглашены единой нетерриториальной нацией. С тех пор эта дата значится как международный день цыган. По традиции вечером они зажигают свечу и проносят по улице.

Территории, где живет народ, включает страны Европы, Северной Африки, Северную и Южную Америку, Австралию. По данным википедии, численность европейских цыган составляет 8-12 миллионов. В России на 2010 год количество представителей народности равно 220 тысячам. Во многих странах цыган мало, и они рассеяны по всей территории. Такие немногочисленные группы встречаются у хорватов или в Китае.

Однако точно сказать, сколько цыган проживает на конкретной территории, затруднительно. Это обусловлено их характерной чертой - отсутствием «правовой видимости». Цыгане и их дети живут табором, часто не зарегистрированы, не имеют документов, паспорта, числятся «без вести пропавшими».

Народность относится к индо-средиземноморской расе большой европеоидной расы. Они говорят на цыганском языке индоарийской группы индоевропейской семьи, какой распадается на ряд диалектов.

Вероисповедание цыган включает христианскую религию, ислам. Представители народности православной веры очень почитают Бога и соблюдают церковные праздники и обычаи. Значимыми событиями для христиан выступают Пасха и Рождество.

Самоназвание цыган, исповедующих ислам - Оглы.

В зависимости от территориальной принадлежности, выделяют 6 ветвей народности.

К западным цыганам относятся:


Восточные цыгане:


Помимо названных, встречаются узкие группы: британские, скандинавские кале, романичелы и так далее. В Венгрии сформировался этнос, известный как ловари. В состав большой ветви рома входят также различные группы, например, котляры, представленные на фото.

В европейский странах присутствуют этносы, близкие к цыганам по образу жизни: ирландские трэвэлерс, центральноевропейские ениши. Однако у них иное происхождение.

По-настоящему антропологически похожи на цыган индусы. Первые выделяются высоким ростом, для венгерских представителей характерны средние показатели.

Лицо и форма головы

Для цыган свойственны долихоцефалия (длинноголовость), прямой и слегка покатый лоб.

На фотографии изображен знаменитый боксер Иоганн Вильгельм Тролльман «Рукели».

Цыгана легко отличить по смуглому цвету лица, напоминающему оттенок шоколада или старого пергамента.

Глаза

Преимущественно цвет глаз у представителя народа темный, карий, возможен зеленый.

Последний особенно почитаем цыганами, поскольку характеризуется магической силой. А вот голубоглазых людей они избегают из-за «дурного взгляда», способного наслать неприятности.

На фото изображена актриса, танцовщица, певица Соледад Миранда, трагически погибшая в 27 лет.

Цыгане отличаются выразительным, пронзительным и быстрым взглядом, который вводит человека в состояние, сходное с гипнозом, помогает видеть прошлое и будущее.

Нос

Формы органа обоняния у цыган разнообразны. Преимущественно встречается нос крупного размера. При этом он бывает длинным, тонким. Форма возможна прямая или орлиная с горбинкой.

На фото представлен футболист Златан Ибрагимович.

Волосы

Для цыган признаком счастья выступают волосы - чем длиннее, тем лучше. Раньше их часто остригали изгнанным и изолированным. Поэтому женщины и мужчины стараются не носить слишком короткие прически.

Характерны темные и вьющиеся волосы, притягивающим счастье считается рыжий цвет. Также у цыган присутствуют каштановые, золотисто-русые оттенки.

На фото представлены танцовщица, модель, артистка Аделина Плахотная и певец, участник группы «Корни» Александр Бердников.

Аделина Плахотная

Александр Бердников

Во Франции встречаются Житаны - голубоглазые представители народности со светлыми волосами.

Цыгане-блондинки представлены на фото.

Внешность цыганки

Образ представительницы слабого пола у цыган отличается яркостью, обязательно присутствует выразительный макияж, пышные цветные юбки, красивые украшения из золота: кольца, броши, цепочки.

При этом современные западноевропейские стандарты красоты для них чужды - они не демонстрируют длинных обнаженных ног.

Считается, что область ниже пояса чиста только у молодых девочек до рождения детей. После она становится «скверной» и прикасаться к этому участку нельзя. Две пышные юбки до пят прикрывают «грязную» область, при этом одной недостаточно.

На фото представлены цыганки в традиционных костюмах.

Лицо

Взгляд красавицы-цыганки завораживает, в ее «алмазные» глаза можно смотреть бесконечно. Их цвет преимущественно карий или зеленый.

Волосы пышные, длинные, густые, черного, темно-каштанового, рыжего, русого оттенков. Часто вьются. Кожа обычно смуглая, но возможен и светлый окрас.

Одной из самых красивых женщин-цыганок признана актриса, модель, танцовщица Рита Хейворт.

Фигура

Хорошо рассмотреть фигуру цыганки позволяют традиционные цыганские пляски.

Такие танцы помогают отцам присмотреть девушек, кто подойдет в невесты для их сыновей.

Для цыганок характерно гибкое, изящное тело. Молодые девушки стройны, хрупки, нежны.

На фото представлена актриса и певица Диана Савельева.

Поскольку для цыган свойственны многодетные семьи, фигуры женщины к зрелости округляются, полнеют. Однако на природные изящество и грацию многочисленные роды не влияют.

Цыганские имена и фамилии

Полное имя у народности включает в себя 3-5 частей:

  • официальное;
  • светское;
  • отчество;
  • фамилию;
  • прозвище ветви семьи.

Официальное имя - это зарегистрированное в документах или полученное при крещении.

Светское широко используется при общении в повседневной жизни с цыганами или другими национальностями. Сюда относят:

  • Прозвище - своеобразная характеристика человека или происходящих с ним событий («Водяной», «Ворона»).
  • Крестильное - если оно отличается от официального;
  • Имя на цыганском или другом экзотическом языке (Тагари).

Светские имена могут совпадать с официальными или быть их сокращениями: Дмитрий - Мито. При этом человека так называют не только в детстве и юности, но и на протяжении всей жизни.

Отчество применяется, когда нужно представиться официально (при взаимодействии с госструктурами, при торжественном поздравлении и так далее).

Особенность системы имен присутствует у котляров. Они могут иметь отчество по отцу, матери или по обоим родителям.

Цыган устраивает светское имя, которое употребляют даже вдвоем с фамилией.

Фамилии применяются также, как у других европейцев. При многочисленной семье к фамилии добавляют специальное прозвище. В России оно обычно происходит от светского имени знаменитых предков.

В цыганском обществе хорошими именами считаются те, которые связаны с верой, Богом, драгоценностями, солнцем. Это Богдан (данный Богом), Злата, Вера, Драго (драгоценный), Рубина, Алмаз и так далее. Также приветствуются «цветочные» имена для женщин: Лилия, Жасмин, Роза и прочие.

Чтобы обозначить в человеке черту характера называют: Веселина (веселая), Светлана (светлая), Шанита (спокойная), Шуко (красивый) и так далее.

Происхождение

В мире

Корни цыганской народности берут начало в Индии. Об этом свидетельствует их генетический анализ. Гаплогруппа H (Y-ДНК) присутствует у цыган (60%) и коренных индийских жителей (27%). Также она встречается у таджикских, сирийских народностей, калашей, курдов из Туркмении.

Родом цыгане с северо-запада Индии и появились около 1,5 тысяч лет назад. Влияние на их язык оказали персы и греки. Родиной цыган определяют Раджастан, Кашмир и Гуджарат.

Спустя 6 веков произошла иммиграция народности в Европу, скорее всего, по причине их притеснения мусульманами. При этом отмечается смешение крови с другими национальностями. Основная часть представителей народности занимает территорию Европы, но больше всего насчитывается румынских и венгерских цыган. Их численность находится в пределах 2,5-8 миллионов человек. В Болгарии доля народности составляет 4,7% населения (370 тысяч человек). Достаточное количество представителей среди сербов.

На фото изображены цыгане в Румынии и Венгрии.

Цыгане в Румынии

Цыгане в Венгрии

Описание истории во время тирании немецких фашистов во главе с Адольфом Гитлером включает массовое уничтожение цыган, наряду с евреями.

Издавна отношение других национальностей к цыганской народности неоднозначно. До XV века европейцы были настроены к ним доброжелательно, но затем ситуация изменилась на обратную. Почему это произошло, объясняется поведением цыган: оказалось, что они воруют, обманывают, попрошайничают, чем заслужили репутацию мошенников и бродяг.

После этого началось вытеснение народности с территорий, гнобление, издевательства над ними и даже убийства. Однако через 3 века ситуация стабилизировалась, к цыганам относятся терпимее.

В народности происходит деление на оседлые касты, полуоседлые и кочевые. Последние жили в таборе, главным в котором выступал вайда - вождь. Он разрешал внутренние конфликты, представлял людей перед властями страны, где в тот момент кочевали.

Оседлые или полуоседлые приживались повсеместно, подстраиваясь под религиозные обычаи и принимая веру народа, где располагались.

В России

Пути, откуда взялись цыгане на русской земле - это балканские страны (в XV веке), Германия, Польша (в XVI-XVII веках). Появились они в XVII веке на территории современной Украины.

Увеличение численности цыган произошло при расширении границ России. При присоединении части Польши возникли польские ромы, Бессарабии - молдавские, Крыма - крымские.

До революции 1917 года мужчины занимались торговлей конями, женщины - гаданием и магией. Кочевники увлекались попрошайничеством, предсказаниями и колдовством, иногда кузнечным делом. Осевшие в Петербурге цыгане в 30 года XIX века пополняли состав хоров, многие из которых освобождены правительством от крепостного права. Популярность народа и его культуры в то время была чрезвычайно высока. Знатные люди женились на цыганских девушках.

После революции выходит указ, чтобы народ организовал образ жизни, подходящий для трудовой деятельности. Так цыгане влились в советскую семью, народности вместе сражались с врагом в годы Великой Отечественной войны.

Единственным цыганом, которому присвоили звание «Герой Советского Союза», стал Тимофей Прокофьев, морской пехотинцев. Благодаря цыгану, немцы не разгромили Николаевский десант. Он вел пулеметный огонь до последнего и даже после смертельного ранения в голову, собрав силы, выпустил очередь по подошедшим фашистам.

В 1956 году снова вышел указ, после которого основная доля кочевников приняла оседлый образ жизни. Современные цыгане наделены правами: выбирать сферу труда, получать среднее и высшее образование. Однако только единицы ими пользуются.

Происхождение цыган известно ученым, но повсеместно ходят слухи, кто они такие и откуда появились. Есть версии, что это молдаване или румыны. А то и вовсе цыгане выступают потомками затонувшей Атлантиды. Молдавский и румынский народ относится к другим этническим группам. А версия о принадлежность к Атлантиде обусловлена мистическими способностями этноса.

Народность правильно пишется во множественном числе «цыгане», несмотря на то что поэма Александра Пушкина называется «Цыганы» - это устаревшая форма.

Особенности характера и жизни цыган: обычаи и законы

В 1971 году после Всемирного цыганского конгресса приняты национальные гимн и флаг, представленный на картинке.

В качестве герба народ использует символы: колоду карт, подкову, колесо.

Для цыгании характерен вольный образ жизни. Ее представители и по сей день занимаются исконными делами: поют, красиво танцуют, гуляют, играют на гитаре, дрессируют медведей и других животных, любят гадать. При этом в общине складываются преимущественно дружные и теплые отношения.

Развеселых балагуров приглашают по заказу на праздники: день рождения, свадьбы, юбилеи.

Цыган часто представляют мошенниками, попрошайками. Их можно встретить на вокзалах, в трамваях, троллейбусах, электричках, сидящих на обочинах дорог с малыми детьми, где просят милостыню.

Они пристают к прохожим с предложением погадать, являются отличными психологами, способными втереться в доверие. Если человек разговаривает и отвечает, они внушением выпрашивают у него подаяние. При этом пострадавший добровольно отдает все деньги из кошелька.

Представляет интерес этническая группа морских цыган - баджо, кочующая по Индийскому океану. Живут они в хижинах над водой, занимаются рыбной ловлей. На сушу выходят исключительно для торговли, ремонта лодки, восполнить запас пресной воды или в случае похорон.

Однако современные молодые морские цыгане часто не желают жить по правилам предков. Они переселяются на сушу, учатся и работают в нормальных условиях, что у предыдущих поколений было не принято.

О жизни цыган, правилах и традициях делают кино: «Возвращение Будулая», «Табор уходит в небо», «Цыган» и так далее. Многие актеры с мировым именем имеют цыганские корни.

Например, народная артистка России Екатерина Жемчужная, представленная на фото.

Известный актер и комик Чарли Чаплин являлся цыганом.

О принадлежности к народности многих знаменитых людей ведутся споры. Приведены данные, что известный певец Элвис Пресли родом из семьи немецких цыган, эмигрировавших в США.

Особенность жизни народности заключается в том, что ее представители зачастую или сказочно богатые, или нищие. В первом случае их дома напоминают дворцы с роскошной и дорогой обстановкой.

Во втором случае цыгане живут в крайней нищете при отсутствии элементарных бытовых условий. Часто выступают нелегалами.

Едят цыгане простую пищу, в блюдах национальной кухни прослеживаются венгерские, болгарские, румынские тенденции. Они любят курицу, баранину, говядину, супы из свеклы, квашеной капусты, готовят тумалы (тамалы) - рубленое мясо, завернутое в кукурузную лепешку, харбу - изделие из крови, печени и сала. Национальный напиток - черный чай с травами и ягодами.

Жизнь цыган наполнена обычаями и правилами, многие из которых подлежат обязательному исполнению.


У других национальностей присутствуют поверья, связанные с цыганами. Если приснился табор, сонник гласит о желании беспорядочной половой жизни с частой сменой партнеров. Сон, когда цыгане едут верхом с места на место, сигнализирует о ностальгии по прошлому. Гадалка видится к вручению судьбы не тому человеку. В целом, к чему снятся цыгане, означает поспешность решений, действий. Если ехал что-то покупать у них, это предвещает потерю денег.

Свадьба

Обряд отвечает за переход молодых парня и девушки к новому иерархическому статусу. Это причина, почему цыгане рано женятся. Если девушка 19 лет не замужем, она считается старой девой. Во сколько лет женятся молодые, часто решают родители. Девушка признается потенциальной невестой после 14 лет. Только при поздних браках учитываются чувства и выбор влюбленных.

Свадьбе предшествует обручение, которое совершают родители. При ранних браках решение о женитьбе не зависит от воли детей.

Возможен выкуп невесты, но в этом случае от нее ожидается отработка затраченных средств.

Девушка выходит замуж девственницей. Доказательство в виде окровавленной простыни предоставляется после брачной ночи. Если цыганская девушка не девственница - это считается у нации позором.

Браки между представителями народности разных государств маловероятны. Это равносильно свадьбе с не цыганом, что не поощряется цыганским законом. Повторные браки не одобряются.

Похороны

Обряд, как проходят похороны, обусловлен поверьем, что человеку в потустороннем мире требуются вещи, что и в жизни. К погребению цыгане готовятся заранее, дети копят деньги, чтобы достойно проводить родителей. Роскошной считается могильная плита внушительных размеров, где умерший изображен в полный рост.

Когда хоронят человека, родственникам или друзьям через гроб передают 3 предмета: икону (мужскую или женскую), ковер и постель. Внутрь кладут вещи первой необходимости и спиртное. На 40 дней завешивают зеркала, траур соблюдают год.

Цыганские проклятия

Ритуалы признаны несущими магическую силу и считаются среди других национальностей причиной, чем опасны цыгане. Однако далеко не всем из них свойственны мистические способности. Настоящий маг не станет попусту проводить сложные ритуалы. Поэтому проклятья от рассерженных гадалок обычно пустой звук.

Цыгане могут проклясть при нанесении обиды роду. Обычно за него плата не взимается.

Признаками наличия у человека проклятия считаются:

  • потеря или набор веса, ухудшение самочувствия, внешнего вида (стареет);
  • развитие заболеваний, которые не поддаются лечению;
  • апатия;
  • ночные кошмары;
  • верующий человек не носит крестик, отказывается от посещения церкви из-за страха;
  • скандалы в семье;
  • уход из дома домашних животных.

Для снятия порчи целесообразно использовать воду - умываться утром в реке на протяжении 12 дней, произнося специальный заговор. Также для избавления от порчи применяют кладбищенские обряды и прочие.

Цыганский закон

Представляет собой неписаный свод правил для исполнения в цыганском обществе и вне его. В настоящее время свой закон существует в каждой стране и даже внутри нее у разных видов народности.

За соблюдением следят пожилые члены сообщества, конфликты и нарушения разбирает цыганский суд, в состав которого входят авторитетные люди.

Самый страшный приговор - изгнание преступника.

Главный постулат закона - соблюдение правил и ограничений нецыганского общества при отношениях с ним.

Запрещены убийства, изнасилования, нанесение тяжелого физического ущерба.

Также озвучены правила поведения внутри цыганского общества: одежда, праздники, бытовой расклад, обзор профессий и так далее.

Распространенные стереотипы

Стереотипы о цыганах пошли от многочисленных рассказов о их жизни, историй пострадавших от мошенничества и собственных наблюдений людей, поскольку цыгане присутствуют практически в каждой стране мира.

  • Не имеют родины. Цыгане - люди без определенного гражданства, в котором им часто отказывают даже при условии рождения в данной стране. Признание народности нетерриториальной сделало их юридически «невидимыми».
  • Не любят учиться. Представители народности отдают детей в школу, чтобы научить элементарным знаниям: читать, писать, считать. Зачастую после этого ребенок бросает занятия, помогая родителям в торговле.
  • Почетным у цыган считается много пить и при этом не пьянеть.
  • Цыгане хорошие психологи, обладающие гипнозом. По этой причине их следует сторониться, гадание у них принесет больше вреда, чем пользы. Главная цель цыганки - получить доход. Способностью предсказаний обладают редкие личности, остальные создают вокруг себя магический образ: колдовские шары, карты таро и прочую атрибутику.
  • У цыган высока статистика домашнего насилия. Жена несет тяжелое бремя, подчиняясь мужу-тирану, при этом вынуждена терпеть, поскольку традиция предполагает брак на всю жизнь.
  • В семье цыган должен быть хоть один сын. Если этого долго не случается, мальчика берут из приюта, невзирая на его национальность. Это стало одной из причин, объясняющей утверждение, что цыгане воровали детей. Часто люди, увидев в таборе светлого, голубоглазого и совершенно непохожего на других ребенка, заявляли, что его украли.
  • Если у семьи двухэтажный дом, женщина не может подняться на второй этаж, если муж находится на первом


Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения