Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Внутренние процессы земли. Зависимость рельефа от внешних геологических процессов

Внутренние (эндогенные) процессы проявляются при взаимодействии внутренних сил Земли на твердую оболочку. Они обусловлены той энергией, которая накапливается в недрах Земли: радиоактивное тепло, выделяющееся в результате распада радиоактивных элементов, энергия гравитационного уплотнения и сжатия вещества Земли и, возможно, ротационная энергия, свя­занная с вращением Земли вокруг оси.

К эндогенным процессам относятся тектонические движения земной коры, магматизм, метаморфизм и землетрясения.

Тектоническими движениями называют перемещения вещества земной коры под влиянием процессов, происходящих в недрах Земли (в мантии, глубоких и верхних частях земной коры). Они в течение длительного времени создают основные формы земной поверхности - горы и впадины. Выделяют два типа тектоничес­ких движений: складко- и разрывообразовательные, в том числе и колебательные. Колебательные движения - наиболее распро­страненная форма тектонических движений. Это медленные веко­вые поднятия и опускания, которые постоянно испытывает зем­ная кора.

Вековые колебательные движения имеют большое значение в жизни человечества. Постепенное повышение уровня суши изме­няет топографические, гидрологические, геохимические усло­вия почвообразования, приводит к усилению процессов эрозии, выщелачивания, появлению новых форм рельефа. Опускание суши ведет к накоплению механических, химических, биогенных осад­ков, заболачиванию местности.

Движения земной коры (как медленные, так и относительно быстрые) играют определенную роль в формировании современ­ного рельефа земной поверхности и приводят к разделению по­верхности на две качественно различные области - геосинклина­ли и платформы.

Геосинклинали, платформы, складчатые зоны, океанические впадины и рифы относят к основным структурным элементам земной коры. Наиболее распространенные типы гор обычно при­урочены к геосинклиналям, а главные типы равнин связаны чаще всего с платформами.

Вековые колебательные движения коры Земли называются эпейрогеническими и горообразованием, или орогенезом. При эпейрогенезе поднимаются или опускаются некоторые территории суши и морского дна, расширяются границы морей, и это явление называется трансгрессией. При поднятии суши море отступает, что называется регрессией. Такое поднятие или опускание суши измеряется несколькими миллиметрами в год (реже сантиметров), но эти процессы охватывают значительные территории. Напри­мер, в данный период установлено поднятие территории в Эсто­нии, Латвии, Литве, Белоруссии, а так­же на Скандинавском полуострове и в других регионах. Опу­скание суши наблюдается возле Сухуми, на северном побережье Черного моря, в понижениях р. Кубани. На Украине заметно неко­торое поднятие и на территории Полесья.

Горообразование, как и эпейрогенез, характеризуется медлен­ным перемещением отдельных участков земной коры . Однако существует и различие, заключающееся в том, что при горообра­зовательных движениях коры Земли нарушается залегание на­слоений пластов разных пород. Пласты при этом или выгибаются или разрываются, меняя свое положение. При таком нарушении пластов изменяется рельеф больших или меньших по площа­ди территорий, образуются даже складчатые горы, например

Карпаты, Альпы, Гималаи. При выгибании пластов образуются складки, при разрывах и перемещениях - скиды, горсты и гра­бены.

Вулканизмом в широком понимании называются все те явле­ния, которые образуются при поднятии магмы в коре Земли или при извержении лавы на земную поверхность. Вулканизм бывает надземным и подземным.

Вулкан имеет канал, кратер, конус. При извержении он вы­брасывает на поверхность газы, твердые продукты и жидкую массу - лаву. Если лава выливается через кратер (отверстие) вулкана, то в результате охлаждения образуются породы, кото­рые называются излившимися, или эффузивными. Это - липарит, трахит, андезит, диабаз, базальт. Если магма не вылилась на по­верхность и выкристаллизовалась на некоторой глубине, образо­вавшиеся породы называются глубинными, или интрузивными. К ним принадлежат гранит, сиенит, диарит, габбро и другие.

Как излившиеся, так и глубинные породы называются первич­ными кристаллическими породами .

В зависимости от формы на поверхности Земли различают не­сколько типов вулканов: везувийские, гавайские, вулканы типа Маор и др. Кроме того, все вулканы в зависимости от их дейст­вия разделяют на действующие и недействующие.

Причиной вулканизма считают горообразовательные процес­сы, в результате которых уменьшается давление пород коры Зем­ли на расплавленную магму в ее недрах при разрывах наиболее тонкой земной коры.

Землетрясения - это движения земной коры, которые вызыва­ются толчками разной силы под действием внутренних сил. Они происходят при нарушении равновесия в земной коре, вследствие чего в массе коры возникает некоторое напряжение, проявляю­щееся в механических толчках, разрывах и трении. Эти толчки передаются по пластам пород на поверхность Земли. Действие землетрясений имеет некоторую связь не только с вулканизмом, но и с горообразованием и тектоническими процессами.

Вопросы к учащимся:

Рассказ учителя.

Рельеф суши

Равнины

Низменности — до 200 м

Возвышенности — 200-500 м

Плоскогорья — более 500 м

Горы

Низкие — 500-1000 м

Средние — 1000 — 2000 м

Высокие — 2000 — 5000 м

Высочайшие — более 5000 м

Рельеф океанов

2. Образование равнин и гор

Рис. 2. Образование равнин

Рис. 4. Уральские горы


Рис.7. Молодые горы

Рис. 8. Кавказ. Домбай.

Вопросы к учащимся:

Рис. 11. Коралловый атолл — результат деятельности морских организмов

Полновластным хозяином открытых пространств является ветер. Встречая на своем пути препятствия, он образует величественные холмы – дюны и барханы. В пустыне Сахара высота некоторых из них достигает 200 – 300 метров. В горных массивах, расположенных в пустыне, почти никогда не бывает рыхлого материала, заполняющего углубления и трещины. Вот почему возникают эоловые формы рельефа, напоминающие башни, столбы и причудливые замки.



Рис. 16. Песчаные дюны.

Рис. 17. Бархан

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

К внешним процессам формирующим рельеф Земли, относятся:

ВНУТРЕННИЕ СИЛЫ ЗЕМЛИ

Движение литосферных плит приводит к образованию складчатых областей, прогибов, растяжений в земной коре. Тектонические движения приводят к расколам земной коры, появлению разрывных нарушений её пластов и образованию складок. По линиям разломов поднимаются и опускаются участки поверхности. Вулканизм создаёт свои особые формы рельефа. Землетрясения могут катастрофически изменить уже созданный рельеф.

ВНЕШНИЕ СИЛЫ ЗЕМЛИ

Деятельность внешних сил в целом ведет к разрушению горных пород, слагающих земную поверхность, и сносу продуктов разрушения с высоких мест на более низкие. Этот процесс называется денудацией. Снесённый материал накапливается в низких местах - долинах, котловинах, впадинах. Этот процесс называется аккумуляцией — прим. от geoglobus.ru. Разрушение горных пород вблизи поверхности Земли под действием разных факторов - выветривание подготавливает материал для перемещения.

Особенно велика роль воды, попавшей в трещины, почти всегда имеющиеся в горных породах. Замерзая, она расширяет, раздвигает края трещины; оттаивая, вытекает из неё, унося с собой разрушенные частицы.

Ветер, перенося песок с места на место, не только расширяет трещины, но и шлифует их, обтачивает поверхности скал, создавая причудливые фигуры. Там, где ветер стихает, в ветровой «тени», например за скалой или за кустарником, песок накапливается. Создаётся новая форма рельефа, которая со временем даст начало бархану - песчаному холму. Такие образования называют эоловыми формами рельефа, по имени древнегреческого бога Эола, повелителя ветров.

Свою лепту в изменение рельефа вносят морские волны и приливы. Они разрушают берега, уносят разрушенный материал и перемещают его на разные расстояния вдоль берега, формируя прибрежные валы и пляжи, постоянно меняют береговую линию.

На поверхности горных ледников и в их толще перемещаются обломки пород, песок, пыль с окрестных скал и склонов долин. При таянии ледника весь этот материал ложится на земную поверхность — прим. от geoglobus.ru. Сама ледяная масса способна оказывать сильное формирующее действие на рельеф. Под её воздействием образуются ледниковые долины корытообразной формы - троги, остроконечные пики - карлинги, огромные насыпные валы - морены.

В последние столетия человек настолько активно влияет на окружающую природную среду, что сам становится мощной внешней силой. Вредные выбросы в атмосферу промышленных предприятий приводят к возникновению кислотных дождей.

Тема урока : Внешние процессы, формирующие рельеф и

связанные с ними стихийные явления

Задачи урока : сформировать знания об изменении форм рельефа в результате эрозии,

выветривания и других внешних рельефообразующих процессах, их роли

в формировании облика поверхности нашей страны. Подвести учащихся

к выводу о постоянном изменении, развитии рельефа под действием не

только внутренних и внешних процессов, но и деятельности человека.

1. Повторение изученного материала .

1. В результате чего меняется поверхность Земли?

2. Какие процессы называют эндогенными?

2.Какие части страны испытали в неоген-четвертичное время наиболее интенсивные поднятия?

3.Совпадают ли они с районами распространения землетрясений?

4. Назовите главные действующие вулканы на территории страны.

5. В каких частях Краснодарского края чаще проявляются внутренние процессы?

2. Изучение нового материала.

Деятельность любого внешнего фактора складывается из процесса разрушения и сноса пород (денудация) и отложения материалов в понижениях (аккумуляция). Этому предшествует выветривание. Выделяют два основных вида выв-я: физическое и химическое, в результате которого образуются рыхлые отложения, удобные для перемещения водой, льдом, ветром и т.д.

По ходу объяснения учителем нового материала заполняется таблица

Внешние процессы

основные виды

Районы распростр-ния

Деятельность древнего ледника

Троги, бараньи лбы,курчавые скалы.

Моренные холмы и гряды.

Вводно-ледниковые равнины

Карелия, Кольский п-в.

Валдайская возв., Смоленско-Московская возв.

Мещерская низм.

Деятельность текучих вод

Эрозионные формы: овраги, балки, речные долины

сели

Среднерусская, Приволжская и др

практически повсеместно

ВосточноеЗакавказье,Прибайкалье, Ср. Азия

Работа ветра

Эоловые формы: барханы,

дюны

пустыни и полупустыни Прикаспийской низм.

южное побережье Балтийского моря

Подземные воды

Карст (пещеры, шахты, воронки и др.)

Кавказ, Среднерусская возв.и др.

Морской прибой

абразионные

побережья морей и озер

Процессы, вызванные деятельностью силы тяжести

обвалы и осыпи

оползни

Преобладают в горах, нередки на крутых склонах речных долин и оврагов.

Среднее течении р.Волги, побережье Черного моря

Деятельность человека

распашка земель, добыча п.и., строительство, вырубка лесов

в местах проживания человека и добыче природных ресурсов.

Примеры отдельных видов внешних процессов — стр.44-45 Ермошкина "Уроки географии"

3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

к внешним процессам формирующим рельеф земли относятся:

Назовите основные виды экзогенных процессов.

2. Какие из них больше всего развиты в Краснодарском крае?

3. Какие противоэрозионные мероприятия вы знаете?

4.ЗАДАНИЕ НА ДОМ: подготовиться к обобщающему уроку по теме "Геологическое строение,

рельеф и полезные ископаемые России" стр. 19-44 .

  1. Рельеф земли

    Урок

    — на какой тектон.структуре расположены сле.формы рельефа: Восточно-Европейская равнина, Среденесиб.плоск., Амазонская низм.,Великие равнины, Анды, Гималаи,

  2. Постановлением Администрации Алтайского края №551 от 14. 12. 10 г утверждена ведомственная целевая программа

    Программа

    Основная образовательная программа общего образования разработана педагогическим коллективом МОУ СОШ № 102 г. Барнаула, с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения,

  3. Рабочая программа педагога кровяковой Светланы Викторовны, Iкатегория Ф. И. О.,категория география, 6класс Предмет, класс и т п. Рассмотрено на заседании

    Рабочая программа

    1.Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдению над погодой, фенологическими явлениями; измерению высоты Солнца над горизонтом, ориентированию по Солнцу.

  4. Кучерявенко Любовь Николаевна. Санкт-Петербург 2008 урок

    Урок

    Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 389 «Центр экологического образования» Кировского района Санкт-Петербурга.

  5. Литосфера и рельеф земли

    Урок

    Физическая карта полушарий, карта строения земной коры, коллекции горных пород и минералов, контуры современных материков, позволяющие моделировать их движение; схемы, картины и др.

Другие похожие документы..

ОСНОВЫ ГЕОЛОГИИ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЗЕМЛЕ.

Геология — наука о Земле. Она изучает состав, строение и за-кономерности развития Земли. Современная геология — комплексная наука, объединяющая несколько взаимосвязанных между собой дис-циплин (ветвей геологии). Все составляющие современную геоло-гию дисциплины имеют свои объекты и методы познания Земли.

В настоящее время уровень развития этой дисциплины такой, что ее подразделяют на ряд самостоятельных научных отраслей.

Рельеф Земли

Геохимия — изучает химический состав земной коры, законы распределения и перемещения химических элементов и их изото-пов.

2. Минералогия — рассматривает природные химические соеди-нения — минералы, изучает физико-химические свойства и процес-сы, связанные с их образованием в земной коре.

3. Петрография — описывает состав и строение горных пород — закономерных скоплений минералов, слагающих земную кору, формы их залегания, происхождение и размещение.

4. Динамическая геология — рассматривает процессы происхо-дящие в недрах планеты и на ее поверхности (землетрясения, вул-канизм, деятельность ветра, моря, рек, ледников и т.д.)

5. Историческая геология — производит восстановление про-шлого, что очень важно для поисков различных полезных ископае-мых.

6. Геофизика — наука, использующая различные физические ме-тоды исследования глубоких недр Земли.

7. Гидрогеология — изучает подземные воды, содержащиеся в недрах нашей планеты.

8. Инженерная геология – наука, изучающая грунты, геологиче-ские и инженерно-геологичские процессы, влияющие на условия строительства и эксплуатации сооружений и мелиоративных сис-тем.

Наиболее полно в настоящее время изучены поверхностные слои Земли. Один из основных методов исследования верхней поверхности земной коры — метод полевых геологических съемок. Суть ме-тода — тщательные полевые исследования современных геологиче-ских процессов, естественных выходов горных пород уклонах реч-ных долин, оврагов и т.д. Изучаются состав горных пород, характер их залегания, ископаемые остатки организмов и др. Изучая земную кору, необходимо учитывать какой была раньше и каким изменени-ям подверглась. С этой целью ученые предложили сравнителъно-литологический метод, основанный на представлении о необрати-мом и направленном процессе развития Земли, на представлении об эволюции условий осадконакопления в истории Земли.

Более глубокие слои земной коры и Земли в целом изучают в основном косвенными методами — геофизическими .

К геофизическим методам относятся: сейсмический, гравимет-рический, магнитометрические и другие.

Сейсмический метод позволяет по изменению скорости прохождения сейсмических волн, возникающих при землетрясениях изучать состав и свойства глубоких слоев Земли.

Гравиметрический метод основан на изучении распределения на поверхности Земли силы тяжести. При теоретических расчетах сила тяжести Земли принимается однородной.

Магнитометрический метод основан на изучении изменений магнитного поля Земли в различных ее участках в зависимости от состава и строения земной коры.

Рельеф Земли

Вопросы к учащимся:

— Кто помнит из курса 6 класса, что такое рельеф? (Рельеф — совокупность неровностей земной поверхности). Учащиеся записывают данное определение в словарик, который находится с обратной стороны тетради.

— Вспомните, какие формы рельефа вы знаете и заполните схему на доске. На доске учитель вывешивает схему из перевернутых карточек с терминами:

Рис.1. Блок-схема “Рельеф Земли”

Ученики заполняют схему в тетради.

Рассказ учителя.

Рельеф — совокупность всех неровностей земной поверхности

Поверхность Земли, разумеется, не является абсолютно ровной. Перепады высот на ней от Гималаев до Марианской впадины достигают двух десятков километров. Рельеф нашей планеты продолжает формироваться и сейчас: сталкиваются литосферные плиты, сминаясь в складки гор, извергаются вулканы, реки и дожди размывают горные породы. Если бы мы оказались на Земле через несколько сотен миллионов лет, мы бы уже не узнали карту нашей родной планеты, а все равнины и горные системы за это время изменились бы до неузнаваемости. Все процессы, формирующие рельеф Земли, можно разделить на две большие группы: внутренние и внешние. Иначе внутренние можно назвать эндогенными. К ним относятся опускания и поднятия коры, вулканизм, землетрясения, движение плит.Внешние называются экзогенными — это деятельность текучих вод, ветров, волн, ледников, а также животных и растений. На поверхность планеты также все большее влияние оказывает сам человек. Человеческий фактор можно выделить в еще одну группу, назвав его антропогенными силами.

Рельеф суши

Равнины

Низменности — до 200 м

Возвышенности — 200-500 м

Плоскогорья — более 500 м

Горы

Низкие — 500-1000 м

Средние — 1000 — 2000 м

Высокие — 2000 — 5000 м

Высочайшие — более 5000 м

Рельеф океанов

Котловины — впадины в ложе океанов

Срединно-океанические хребты — разломы, образующие единую горную систему на дне всех океанов с общей длиной более 60 тысяч км. В средней части этих разломов находятся глубокие ущелья, доходящие до самой мантии. На их дне идёт постоянный процесс спрединга — излияния мантии с образованием новой земной коры.

Глубоководные желоба — это длинные узкие понижения дна океанов, имеющие глубину более 6 км. Самый глубокий в мире — Марианский жёлоб, глубиной 11 км 22 м.

Островные дуги — вытянутые группы островов, поднимающиеся со дна океана над поверхностью воды. (Например Курильские и Японские острова) Могут соседствовать с глубоководным жёлобом и формируются в результате того, что океаническая кора рядом с жёлобом начинает подниматься над уровнем моря из-за происходящих в нём процессов субдукции — погружения одной литосферной плиты в этом месте под другую.

2. Образование равнин и гор

Учитель строит объяснение по данной схеме. По ходу рассказа учителя учащиеся переносят схему в свои тетради.

Рис. 2. Образование равнин

Образование равнин. Океаническая земная кора (мягкая и тонкая) легко сминается в складки, и на ее месте могут образоваться горы. Тогда породы, слагающие ее, поднимаются на высоту нескольких километров над уровнем моря. Происходит это в результате интенсивного сжатия. Мощность земной коры возрастает до 50 км.

Едва родившись, горы начинают медленно, но неуклонно разрушаться под действием внешних сил – ветра, водных потоков, ледников, да и просто перепадов температур. В предгорных и межгорных прогибах накапливается большое количество обломочных пород, причем внизу оказываются более мелкие, а вверху – все более грубые.

Старые (глыбовые, возрожденные) горы. Океаническая земная кора сминалась в складки, они разрушались до состояния равнин, затем альпийская эпоха складчатости возродила горный рельеф на месте разрушенных горных сооружений. Эти невысокие горы имеют небольшую высоту и вид глыб. Далее учащиеся, работая с тектонической и физической картами, приводят примеры древних гор (Уральские, Аппалачи, Скандинавские, Драконовы, Большой водораздельный хребет и т.д.)

Рис. 3. Образование старых (глыбовых, возрожденных) гор

Рис. 4. Уральские горы

Средние (складчато-глыбовые) горы образовывались также, как и древние, но разрушение не довело их до состояния равнин. Их глыбообразование началось на месте полуразрушенных гор. Так образовались средние глыбово-складчатые горы. Далее учащиеся, работая с тектонической и физической картами, приводят примеры средних гор (Кордильеры, Верхоянский хребет).

Рис. 5. Средние (глыбово-складчатые и складчато-глыбовые обновленные) горы.


Рис. 6. Северный Сантьяго. Кордильеры

Молодые горы образуются и в настоящее время. Являясь молодыми горами, они не несут признаков разрушения. В основном, это горы высокие, имеют вид складок. Часто их вершины острые, покрытые снежными шапками. Яркими примерами молодых гор являются Альпы, Гималаи, Анды, Кавказ и т.д.

Рис.7. Молодые горы

Рис. 8. Кавказ. Домбай.

3. Внутренние и внешние силы Земли

Вопросы к учащимся:

— Скажите, почему океаническая земная кора превращается в горы? (действуют внутренние силы Земли)

— Почему горы превращаются в равнины? (действуют внешние силы Земли).

— Итак, какие силы Земли влияют на облик рельефа нашей планеты? (внутренние и внешние).

С давних пор гранит являлся олицетворением стойкости и прочности. С гранитом в равной степени можно сравнить и волевого, несгибаемого человека, и нерушимую, верную дружбу. Однако даже гранит рассыплется в мелкий щебень, крошку и песок, если он длительно будет испытывать перепады температур, влияние ветра, деятельность живых организмов и человека.

Перепады температур. С первыми лучами Солнца высоко в горах начинает таять снег и лед. Вода проникает во все трещины и углубления горных пород. Ночью температура падает на несколько градусов ниже нуля, и вода превращается в лед. При этом она увеличивается в объеме на 9% и раздвигает трещины, расширяя и углубляя их. Так продолжается день за днем, год за годом, пока какая-нибудь трещина не отделит от основного массива кусок горной породы и тот не скатится по склону. Горные породы также подвергаются то нагреванию, то охлаждению. У входящих в них минералов разная теплопроводность. Расширяясь и сжимаясь, они разрывают прочные связи между собой. Когда же эти связи полностью разрушаются, порода превращается в песок.

Рис. 10. Разрушение горных пород в горах под воздействием перепадов температур.

Активное воздействие растительных и животных организмов на горные породы становится причиной биогенного выветривания. Корни растений совершают механическое разрушение, а кислоты, выделяющиеся в процессе их жизнедеятельности, — химическое. В результате многолетней деятельности живых организмов возникают коралловые рифы и особый вид островов – атоллы, образованные известковыми скелетами морских животных.

11. Коралловый атолл — результат деятельности морских организмов

Реки и Мировой океан также накладывают отпечаток на рельеф Земли: река образует русло и речную долину, воды океана формируют береговую линию. Поверхностные воды оставляют шрамы оврагов на поверхности холмов и равнин. Льды при своем движении бороздят прилегающие территории.

Рис.12. Брайс-каньон в США, образованный в результате деятельности текучих вод

Рис. 13. Дорога в Абхазии к озеру Рица, проложенная по дну ущелья горной реки

Рис. 14. Песчано-галечный пляж в Крыму, образованный в результате деятельности волн

Полновластным хозяином открытых пространств является ветер. Встречая на своем пути препятствия, он образует величественные холмы – дюны и барханы.

Как формируется рельеф

В пустыне Сахара высота некоторых из них достигает 200 – 300 метров. В горных массивах, расположенных в пустыне, почти никогда не бывает рыхлого материала, заполняющего углубления и трещины. Вот почему возникают эоловые формы рельефа, напоминающие башни, столбы и причудливые замки.

Рис. 15. Останцы в пустыне напоминают сказочные замки



Рис. 16. Песчаные дюны.

Рис. 17. Бархан

Хозяйственная деятельность человека тоже вызывает изменения рельефа. Человек добывает полезные ископаемые, в результате чего образуются карьеры, строит здания, каналы, делает насыпи и засыпает овраги. Это все прямое воздействие, но оно может быть и косвенным, представляющим собой создание благоприятных условий для рельефообразующих процессов (распашка склонов вызывает бурный рост оврагов).

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Рельеф Земли

Рельефом называют совокупность неровностей поверхности Земли, которые отличаются по высоте над уровнем моря, происхождению, другим характеристикам. Наличием таких неровностей обусловлен уникальный облик различных регионов нашей планеты. Формирование рельефа происходит под влиянием как внутренних (тектонических), так и внешних сил. Тектонические процессы провоцируют появление крупных неровностей поверхности, таких как горы, плоскогорья, т.д., а внешние силы, наоборот, разрушают их и создают более малые формы рельефа, например, долины рек, барханы, овраги, т.д.

Формы рельефа

Все существующие формы рельефа условно делят на выпуклые (горные системы, вулканы, холмы, др.) и вогнутые (речные долины, балки, впадины, овраги, др.), а также горизонтальные и наклонные поверхности.

Их размеры варьируют в широких пределах: от нескольких десятков сантиметров до сотен и тысяч километров.
В зависимости от величины ученые выделяют планетарные, макроформы, мезо- и микроформы рельефа земной поверхности. Планетарные формы включают выступы материков и впадины океанов. В этом отношении материки и океаны выступают антиподами. К примеру, Антарктика расположена напротив Северного Ледовитого океана, Австралия – против Атлантического, Северная Америка – напротив Индийского.

Глубины океанических впадин существенно отличаются. Средняя глубина равна 3,8 км, а максимальная в Мариинской впадине – 11, 022 км. Зная, что высота наивысшей точки суши (горы Джомолунгмы) составляет 8,848 км, можно легко определить, что амплитуда высот на Земле достигает примерно 20 км.

Глубина большей части океана составляет от 3 до 6 км, а высота суши обычно менее 1 км. Глубоководные впадины и высокие горы составляют не более 1% поверхности Земли.

Также сильно отличается средняя высота материков над уровнем моря: Евразии — 635 м, Северной Америки – 600 м, Южной Америки – 580 м, Африки – 640 м, Австралии – 350 м, Антарктиды – 2300 м. Таким образом, средняя высота суши равна 875 м.

Рельеф океанического дна включает материковую отмель (шельф), материковый склон, ложе океана. Главными составляющими рельефа суши являются равнины и горы, формирующие макрорельеф земной поверхности.

Похожие материалы:

Литосфера

Внутреннее строение Земли

Формы рельефа материков
Рельеф дна океана

Еще из уроков по географии я узнала много интересного о непрерывном формировании рельефа и о силах, способных изменить облик нашей планеты. Удивительно, но сейчас внешние процессы оказывают почти такое же воздействие на рельеф Земли, как и внутренние.

Внешние процессы, влияющие на рельеф

Прежде всего, хочу сказать, что рельеф - это профиль нашей планеты, объединяющий в себе все неровности поверхности. Его изучением занимается наука геоморфология. Именно она и подразделяет процессы, формирующие рельеф на внутренние (экзогенные) и внешние (эндогенные).

Внешние силы стремятся выровнять рельеф Земли. Все выступы разрушить, а обломки пород перенести в места впадин.

К внешним процессам относятся:


Выветривание происходит двумя способами. Оно может разрушать породу, а может наоборот накапливать ее в определенном месте. Тогда вода становится закрепляющим материалом. Благодаря этим процессам меняются горные породы, расположенные непосредственно на поверхности.

Внутренние процессы, влияющие на рельеф

Они основаны на силе давления и мощи огромных температур внутри планеты. К этим процессам можно отнести:

  • перемещение литосферных плит;
  • сейсмическую активность (землетрясения и извержения вулканов);
  • магматизм (изменения вязкости материалов под воздействием внутреннего тепла Земли);
  • метафоризм (изменения, происходящие в горных породах за счет тепла внутри планеты).

В результате этих процессов возникают такие элементы рельефа, как горные хребты, новые гряды вулканов, разнообразные уступы и глубокие впадины.


В настоящее время внешний облик нашей планеты - это результат совместной деятельности не только внутренних, но и во многом внешних процессов. Все эти силы влекут за собой серьезные изменения в характере рельефа.

К внешним процессам, которые изменяют рельеф земной поверхности, относятся выветривание, геологическая деятельность текучих вод, ледников, ветра. Энергия для всех перечисленных процессов обеспечивается, с одной стороны, Солнцем, с другой гравитационными силами.

Выветривание совокупность процессов разрушения горных пород. Горные породы могут разрушаться из –за перепадов температур, вследствие того, что различные минералы, из которых состоят горные породы, имеют различные коэффициенты теплового расширения. Со временем в некогда монолитной породе появляются трещины. В них может проникать вода, которая при отрицательных температурах замерзает. В этом случае расширяющийся лёд разрывает горные породы, они разрушаются, а вместе с тем разрушаются и формы рельефа, которые они образуют. Такие процессы называются физическим выветриванием. Наиболее интенсивно они протекают в районах с большими годовыми и суточными амплитудами температуры.

Над разрушением горных пород работают и другие силы химические. Просачиваясь в трещины вода постепенно растворяет горные породы. Растворяющая способность воды увеличивается при содержании в ней различных газов. Наиболее интенсивному химическому выветриванию подвержены известняки, гипс, каменная соль. В тех местах, где водорастворимые породы находятся близко к поверхности, наблюдаются многочисленные провалы, шахты, воронки, котловины.

Горные породы могут разрушаться и в результате жизнедеятельности живых организмов (растения- камнеломки). Это биологическое выветривание.

Вся вода, текущая с материков в океаны под действием силы тяжести, производит огромную работу по смыву и сносу разрыхленных горных пород. Вода медленно, но верно разрушает своё ложе те породы, по которым она протекает. Постоянные водостоки реки образуют речные долины, тянущиеся от истока до устья. С временными водостоками связано появление оврагов.

Около миллиона лет назад на Земле в связи с похолоданием климата началась ледниковая эпоха. Сплошной ледяной панцирь покрывал северные части Евразии и северной Америки. Толщина ледника достигала 1-2 км. Движение такой огромной массы люда не могло пройти бесследно для рельефа земной поверхности. Ледник как бы выпахивал и выскребал землю. Продукты разрушения горных пород вмерзали в ледник, переносились на огромные расстояния, а затем, при таянии ледника, «проецировались» на земную поверхность. В пределах границ оледенений распространены фьорды длинные узкие заливы, озёрные котловины с причудливо изрезанной береговой линией, огромные валуны, а также невысокие холмы и гряды, возникающие из отложений ледника морены. Ледниковые формы рельефа в наибольшей степени распространены в Евразии и Северной Америке.

Геологическая деятельность ветра наиболее отчётливо выражена на открытых пространствах, которые совсем или частично лишены растительности. В таких условиях ветер переносит большое количество песка и пыли. Там, где ветер ослабевает, песок падает на землю и образуется груда. Часто даже небольшой кустик может стать преградой для ветра и причиной образования песчаных насыпей. Так образуются сначала маленькие, а затем большие песчаные холмы.

Много мелких обломков и песка ветер сдувает с оголённых горных вершин. Они снова и снова ударяются о скалы и способствуют их разрушению. В результате на открытых пространствах можно наблюдать причудливые причуды выдувания останцы. Формы рельефа, связанные с деятельностью ветра, распространены на всех материках, кроме Антарктиды.

Остались вопросы? Хотите знать больше о силах, изменяющих поверхность Земли?
Чтобы получить помощь репетитора – .
Первый урок – бесплатно!

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Факторы внешнего и внутреннего воздействия


1. Понятия факторов воздействия

Прежде чем начать обсуждение понятий факторов внешнего и внутреннего воздействия выясним, что понимается под внешним и, соответственно, внутренним. Советский энциклопедический словарь утверждает, что «Внешнее и внутреннее это – философские категории. Внешнее выражает свойства объекта как целого и характеризует его взаимодействие с окружающей средой, внутреннее – выражает структуру, сущность объекта». Таким образом, можно считать, что в динамике внешнее характеризует процессы взаимодействие объекта со средой, а внутреннее – характеризует процессы внутри самого объекта.

Как известно, любой материальный объект вселенной, в которой мы существуем, после его синтеза (т.е. создания или возникновения) находится во взаимодействии с окружающей его средой. Это взаимодействие продолжается в течение всего жизненного цикла и оканчивается вместе с распадом объекта. Здесь необходимо отметить, что термин «жизненный цикл» является вполне техническим и применяется в технике для обозначения периода существования любого технического изделия или системы.

Агенты, через которые объект взаимодействует со средой, совпадают с формами существования материи. В известной нам вселенной это различного вида поля и потоки частиц вещества. Все виды воздействия одного объекта на другой как раз и сводятся к этим двум разновидностям.

В зависимости от своих (т. е. присущих именно ему) особенностей, объект воздействует на окружающую его среду. Особенности объекта, о которых мы говорим, в основном определяются его организацией, т.е. материалами из которых состоит объект, его структурой, взаимодействием его составных частей, видами преобразования энергии в его пределах, способом выведения за пределы объекта продуктов его жизнедеятельности либо просто потерями вещества и энергии при взаимодействии объекта с внешней средой. Известно, что воздействие объекта на окружающую его среду неизбежно, в большей или меньшей степени, изменяет ее, а, следовательно, и характер и степень ее воздействия на объект, т.е. этот процесс является, как говорят, самосогласованным. В технике для обозначения подобных процессов применяется термин «обратная связь».

Люди так устроены, что любое явление окружающего мира пытаются упростить, чаще всего за счет разбиения сложного на более простое, т. е. на составляющие элементы. Так процесс взаимодействия со средой разбивается на отдельно рассматриваемые процессы воздействия среды на объект и объекта на среду. Далее в процессе воздействия среды на объект выделяются его (процесса) отдельные стороны или факторы. Процесс разбиения на этом не заканчивается, но об этом мы поговорим далее.

Из вышеизложенного понятно как возникают понятия «Факторов внешнего воздействия» или, как их иногда называют, «Внешних воздействующих факторов». (Нужно заметить, что эти понятия абсолютно идентичны). Таким образом, под факторами внешнего воздействия понимают выделенную из совокупности сторону, процесс, механизм и т. п. воздействия среды на рассматриваемый объект.

Но функционирование объекта не ограничивается только его взаимодействием с внешней средой, очень часто более важными представляются взаимодействия его составных частей с точки зрения их влияния на функционирование объекта и изменение параметров во времени. Здесь мы приходим к возникновению понятия «Факторов внутреннего воздействия». К ним следует относить изменения во времени свойств материалов слагающих объект, видов его организации и т. п.

2. Классификация факторов воздействия

Известно, что качество изделий, а под термином «изделие» будем понимать технические системы самого различного назначения, закладывается на стадии разработки, обеспечивается в процессе производства и поддерживается на стадии эксплуатации. Разрабатывая изделия, необходимо учитывать условия их эксплуатации, хранения и транспортирования, характеризующиеся воздействием внешних и внутренних факторов.

К внешним факторам в технике относят действие окружающей среды и особенности эксплуатации, связанные с местом установки изделия и (или) условиями его транспортирования. Указанные внешние воздействия могут вызвать ограничение или потерю работоспособности изделия или его составных частей в процессе эксплуатации.

Внутренними факторами для объектов техники являются процессы старения и изнашивания. Процессы старения происходят непрерывно, причем они совершаются как во время работы, так и во время хранения и транспортирования изделий. Изнашивание проявляется в основном в процессе эксплуатации и зависит от воздействия внешних факторов, от режимов эксплуатации и работы изделий. Вероятность влияния внутренних факторов возрастает по мере увеличения длительности эксплуатации и при нарушении режимов работы, которые могут характеризоваться: частотой включений и переключений, вызывающей в изделиях переходные процессы; перенапряжениями; толчками и т. д. Частые включения и переключения некоторых изделий могут также влиять на механическое изнашивание их конструктивных элементов. В изделиях, предназначенных для циклических режимов работы, существенное влияние на тепловые режимы оказывают соотношения продолжительности работы и перерывов. Действие внутренних факторов во многих случаях зависит от схем и конструкций изделий.

По времени и характеру воздействия, режимы эксплуатации и работы изделий могут быть:

непрерывными,

периодическими (циклическими),

апериодическими (одноразовыми),

повторно – прерывными,

случайными.

В классификациях факторы обычно группируют по какому-то признаку, поэтому выделяют факторы механические, климатические и т. д.

Соответствующий ГОСТ делит все внешние воздействующие факторы (ВВФ) на следующие классы: механические, климатические, биологические, радиационные, электромагнитные, специальных сред и термические.

В свою очередь каждый класс подразделяется на группы, а каждая группа на виды, которым, кстати, соответствуют определенные виды испытаний. Например, класс климатических воздействий делится на группы:

атмосферное давление,

температура среды.

влажность воздуха или других газов и т. д.

Группы в свою очередь подразделяются на следующие виды:

атмосферное повышенное или пониженное давление,

изменение атмосферного давления или его перепад,

повышенная и, соответственно, пониженная температура среды

изменение температуры среды и т. д.

Таким образом, классификации факторов вешнего воздействия чаще всего строятся по схеме

Правда иногда от этой схемы бывают отступления – вводится еще одна градация или уровень – подгруппа. Пример такого исключения имеет место в приведенной классификации применительно к механическим ФВВ.

Некоторые виды, группы и классы воздействий определяются назначением изделий и их взаимодействием со средами, создаваемыми человеком в процессе его деятельности. К таким классам относятся классы ВВФ:

специальных сред,

радиационные,

электромагнитные,

термические.

Освоение космоса привело к необходимости выделения еще одного класса (не предусмотренного стандартами), в который вошли все виды так называемых космических воздействий.

Одна из возможных классификаций ФВВ приведена на рисунке 1.

Как видим из классификации, к механическим факторам относят две их группы: факторы статического воздействия и факторы динамического воздействия. К факторам статического воздействия относятся такие их виды как:

растяжение,

кручение,

вдавливание.

Очевидно, что здесь классификация ФВВ повторяет виды деформации материалов.

К механическим факторам динамического воздействия относятся такие их виды как воздействие:

ускорения – линейного или углового, что вызывает перегрузки либо состояние полной или частичной невесомости,

вибрационное,

акустического шума,

Среди климатических факторов обычно выделяют воздействия:

солнечного излучения (в приповерхностных слоях атмосферы);

влаги содержащейся в воздухе или любой другой смеси газов (под влагой не обязательно понимать только пары воды – это могут быть и пары любой другой жидкости так, например, в атмосфере Юпитера роль воды, по-видимому, играет метан, во внутренней атмосфере КА эту роль может выполнять жидкое рабочее тело какой-то из его систем попавшее внутрь аппарата в результате протекания магистралей);

выпадающих осадков, к которым обычно относят – дождь, изморозь, снег, лед и т. п.

атмосферы (газовый состав, наличие примесей в виде жидких и твердых аэрозолей, частиц пыли, песка.),

давления аэростатического либо гидростатического (нормального, повышенного, пониженного), его изменений или перепадов.

К климатическим факторам можно отнести и такой, в общем-то, механический по своей природе, фактор, как воздействие движения среды, т. е. ветер, волновое движение жидкости и т. п.

В биологических факторах обычно выделяют воздействие на технические системы:

плесневых грибов и других микроорганизмов,

насекомых,

грызунов.

Иногда в виде биологического фактора воздействия внешней среды могут выступать и пресмыкающиеся или животные, но вероятность такой ситуации гораздо ниже, чем для грызунов.

Представляется целесообразным включение в этот класс ФВВ и воздействие человека, которое по своей разрушительности и масштабам может превзойти воздействие других биологических факторов.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения