Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Антропогенные социальные опасности общая характеристика виды распространенность. Причины возникновения антропогенных опасностей

Деятельность человека является важным, необходимым звеном, обеспечивающим взаимосвязь технических систем. При этом человек оперируя энергетическими и информационными потоками, решаетзадачи, состоящие из ряда этапов: восприятие информации; ееоценка, анализ и обобщение на основе заранее заданных и сформулированныхкритериев, принятие решения о дальнейших действиях, исполнениепринятого решения. Однако на всех этапах деятельностивозможны ошибочные действия человека.

Анализ данных по техногенным авариям и катастрофам показывает, что значительная доля опасностей возникает в результате ошибочных, неправильно принятых человеком решений, когда он сам становится источником опасности. По статистике около 45 % аварийных ситуаций на АЭС, свыше 60 % аварий на объектах с повышенным риском, 80 % авиакатастроф и катастроф на море, а также 90 % автомобильных аварий происходит из-за неправильных действия людей.

Ошибка определяется как невыполнение поставленной задачи (или выполнение человеком запрещенного действия), которое может мниться причиной тяжелых последствий - травм, гибели людей, повреждения оборудования или имущества либо нарушения нормального хода запланированных операций. Ошибки по вине человека могут происходить в различных сферах и условиях его жизнедеятельности

- на отдыхе, во время путешествия, при занятии спортом: при управлении автотранспортом; неосторожном обращении с огнем, осmрыми предметами, оружием; при купании в водоемах; во время путешествия в горах; на тренировках и соревнованиях по различным видам спорта;

- в быту: при использовании электроприборов, бытового газа, открытого огня, ядохимикатов, инструмента и приспособлений; при обращении с бытовыми отходами, кипящими жидкостями, с предметами, содержащими ртуть; потреблении недоброкачественных продуктов, алкоголя, медикаментов и т. д.;

- в сфере производственной деятельности: при нарушении установленного режима работы и бездействии в момент, когда его участие и процессе деятельности необходимо;

- в чрезвычайных ситуациях естественного и техногенного происхождения, связанные, как правило, с неподготовленностью людей к действиям в ЧС; с неумением их предвидеть, например при обращении с горючими и взрывчатыми веществами или управлении сложными техническими системами; при сходе лавин, селей и т.

- при общении людей между собой: источниками ошибок может быть непорядочность, небрежность, месть, ревность, оскорбления религиозные и национальные конфликты и т. п.;

- при управлении экономикой и государственной деятельности - ошибки часто обусловлены стремлением людей нарушить коны природы: например, строительство ЦБК на оз. Байкал, проекты поворота Северных рек на юг и др.

Свойство человека ошибаться является функцией его психологического состояния, и интенсивность ошибок во многом зависит состояния окружающей среды и действующих на человека нагрузок. Установлено, что зависимость частоты появления ошибок от действующих нагрузок является нелинейной. Так, при очень низком уровне не нагрузок большинство операторов работают неэффективно (задание кажется скучным и не вызывает интереса), и качество работы; соответствует должному. При умеренных нагрузках качество работы оператора оказывается оптимальным, поэтому умеренную нагрузку) можно рассматривать как условия, достаточные для обеспечения внимательной работы человека-оператора. Но при дальнейшем увеличении нагрузок качество работы человека ухудшается, что объясняется, главным образом, такими проявлениями физического стресса, как страх, беспокойство, учащение пульса и частота дыхания, повышение температуры, выброс в кровь адреналина и т. п.

В системе «человек - среда обитания» человек является самой изменчивой составляющей. Его поведение определяется массой индивидуальных факторов. Часто разные операторы аналогичные задания выполняют неодинаковыми действиями.

Основные особенности личности и состояния организма человека, толкающие его к совершению ошибок, можно разделить на врожденные особенности и временные состояния.

К врожденным особенностям относятся физиологические характеристики человека и его наследственности, в том числе орган и чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, вкус), опорно-двигательная (мышечная сила, скорость движения, координация и т. п.) и психомоторная системы (рефлексы, реакции и т. д.), интеллект (уровень знаний, способность ориентироваться).

Временные состояния, такие как физическая и психологическая усталость, приводящие к снижению внимания и мышечной силы. ухудшению состояния здоровья и работоспособности, способствуют возникновению ошибок. В качестве факторов, отвлекающих внимание, могут быть временные функциональные нарушения организма (например,неожиданно появившаяся острая головная боль, головокружение, судорога мышцы и т. п.), временное переключение внимания на какое-то событие или предмет, не связанные с работой; утомление, внезапное внешнее воздействие (шум или яркая вспышка света).

Причины ошибок подразделяют на непосредственные, главные и способствующие.

Непосредственные причины ошибок зависят от психологической структурыдействий оператора (ошибки восприятия - не узнал, не обнаружил;ошибки памяти - забыл, не запомнил, не сумел восстановить;ошибки мышления - не понял, не предусмотрел, не обобщил;ошибки принятия решения, ответной реакции и т. п.) и вида этих действий, т. е. от психологических закономерностей, определяющихоптимальную деятельность - несоответствие психическим возможностямпереработки информации (объем или скорость поступленияинформации, отношение к порогу различения, малая длительностьсигнала и т. д.) от недостатка навыка (стандартные действия при нестандартнойситуации) и структуры внимания (не сосредоточился, не собрался, не переключился, быстро устал).

Главные причины связаны с рабочим местом, организацией труда, подготовкой оператора, состоянием организма, психологической установкой, психическим состоянием организма.

Способствующие причины зависят от особенностей личности (характера, темперамента, коммукативных особенностей), состояния низовья, внешних условий, профессионального отбора, обучения и тренировки.

Причины ошибок можно также классифицировать, используя кибернитическую схему. Это ошибки:

В ориентации (неполучение информации);

В принятии решения (неправильные решения);

В выполнении действий (неправильные действия).

Ошибки в ориентации наиболее распространенные и возникают обычно из-за отсутствия сигнала, слабого сигнала или множества одновременных сигналов.

Ошибки в принятии решения могут возникать и в том случае, когда получена вся необходимая достоверная информация и в достаточном объеме, но процесс анализа, переработки и осмысления ее был неверным, или из-за неадекватной оценки ситуации, неприспособленности к работе из-за недостатка знаний, опыта.

Иногда информация и принятое решение могут быть правильными, но ответное действие ошибочным. Неправильное действие может проявляться и в бездействии оператора в тот момент, когда его действие необходимо (неспособность к действию, нарушение последовательности действий) или в неправильном выборе действий (неадекватное расположение приборов, недостаточность внимания, усталость и т. д.).

Виды ошибок, допускаемых человеком на различных стадиях создания и использования технических систем, можно классифицировать следующим образом:

Ошибки проектирования - обусловлены неудовлетворительным качеством проектирования. Например, управляющие устройства и индикаторы могут быть расположены настолько далеко друг друга, что оператор будет испытывать затруднения при одновременном пользовании ими;

Ошибки изготовления и ремонта - например, неправильной сварки, неправильного выбора материала, изготовления изделия с отклонениями от конструкторской документации;

Ошибки технического обслуживания в процессе эксплуатации вследствие недостаточной подготовленности обслуживающего персонала, неудовлетворительного оснащения необходимой аппаратурой и инструментами;

Ошибки обращения возникают вследствие неудовлетворительного хранения изделий или их транспортировки с отклонениями от рекомендаций изготовителя;

Ошибки в организации рабочего места - теснота рабочего помещения, повышенная температура, шум, недостаточная освещенность и т. п.;

Ошибки в управлении коллективом - недостаточное стимулирование специалистов, их психологическая несовместимость и т. п.

Перечень допускаемых человеком типичных ошибок не может быть точным и неоспоримым, поскольку свойство человека ошибаться является функцией его психофизиологического состояния, а частота появления ошибок во многом определяется состоянием внешней среды и интенсивностью действующих нагрузок.

При оценке роли антропогенных опасностей в их общей совокупности следует понимать, что во многих случаях они играют роль «спускового механизма» - инициатора возникновения многих техногенных, а иногда и естественных опасностей. Так, неправильная оценка водителем дорожной ситуации может привести к потере управления автомобилем, а затем и к взрыву и пожару последнего с непредсказуемыми последствиями. Решение о строительстве ЦБК на оз. Байкал привело в дальнейшем к техногенному загрязнению озера отходами комбината. Принятие решений о проведении подземных испытаний ядерного оружия может при их реализации привести к иным изменениям в земной коре и стать инициатором землетрясений и т. д.

Естественные и антропогенные опасности Опасностью называют различные явления процессы объекты способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека или иным его ценностям а также представляющие угрозу для жизни человека. Антропогенные опасности – возникают в результате воздействия человека на среду обитания своей деятельностью и продуктами деятельности техническими средствами выбросами различных продуктов и т.Чем выше преобразующая деятельность человека тем выше уровень и число антропогенных опасностей – вредных и...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


10. Естественные и антропогенные опасности

Опасностью называют различные явления, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека или иным его ценностям, а также представляющие угрозу для жизни человека.

Естественные опасности , обусловленные климатическими и природными явлениями, возникают при изменении погодных условий и естественной освещенности в биосфере. Для защиты от них (холод, слабая освещённость и т.д. ) человек использует жилище, одежду, системы вентиляции, отопления и кондиционирования, а также системы искусственного освещения. Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности практически решает все проблемы защиты от повседневных естественных опасностей. Защита от естественных опасностей - стихийных явлений, происходящих в биосфере (наводнения, землетрясения и т.д. ) , - более сложная задача, часто не имеющая высокоэффективного решения. Ежегодно стихихийные явления подвергают опасности жизнь около 25 млн. человек. В 1990г. от землетрясений погибло 52 тыс. человек, в 2004г. от цунами – около 300 тыс. человек.

Антропогенные опасности – возникают в результате воздействия человека на среду обитания своей деятельностью и продуктами деятельности (техническими средствами, выбросами различных продуктов и т.д. ) .Чем выше преобразующая деятельность человека, тем выше уровень и число антропогенных опасностей – вредных и травмирующих факторов, отрицательных воздействий на человека и окружающую среду. Под вредным фактором понимают негативное воздействие на человека, которое приводит к ухудшению самочувствия или заболеванию. Под травмирующим фактором понимают негативное воздействие на человека, которое приводит к травме или летальному исходу.

Нарастает роль антропогенных опасностей и в социальной среде:
- ВИЧ-инфицирование
- опасность для человека представляет потребление алкоголя.
- нарастает потребление наркотических средств.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

10605. Антропогенные опасности и защита от них. Психология безопасности жизнедеятельности 41.77 KB
Юриспруденция квалификация степени выпускника бакалавр Тверского филиала МГЭИ и может оказаться полезной в самостоятельном изучении проблематики безопасности жизнедеятельности человека и среды его обитания охраны труда экологической безопасности. Система безопасности труда ее основные задачи. В психологии выделяется несколько отраслей в том числе психология труда инженерная психология психология безопасности. В оптимальных условиях промежуточные и конечные цели труда достигаются при невысоких нервнопсихических...
8876. Антропогенные воздействия на гидросферу и литосферу 191.31 KB
Антропогенные воздействия на гидросферу Загрязнение гидросферы Существование биосферы и человека всегда было основано на использовании воды. Человечество постоянно стремилось к увеличению водопотребления оказывая на гидросферу огромное и многообразное давление. На нынешнем этапе развития техносферы когда в мире еще в большей степени возрастаем воздействие человека на гидросферу это выражается в проявлении такого страшного зла каким является химическое и бактериальное загрязнение вод.
8877. АНТРОПОГЕННЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА БИОТИЧЕСКИЕ СООБЩЕСТВА. ОСОБОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ 111.19 KB
Наибольшее количество промышленных отходов образует угольная промышленность предприятия черной и цветной металлургии тепловые электростанции промышленность строительных материалов. В России к опасным отходам относят около 10 от всей массы твердых отходов. Огромное количество небольших захоронений радиоактивных отходов иногда забытых рассеяно по всему миру. Очевидно что проблема радиоактивных отходов со временем будет еще более острой и актуальной.
17091. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОЗДАНИЕ ОПАСНОСТИ 37.87 KB
В современных условиях общество все чаще сталкивается с источниками опасности формы содержание масштабы и интенсивность которых значительно превосходят все известные ранее угрозы. Это обстоятельство многократно усиливает значимость системы обеспечения безопасности граждан в том числе правовыми средствами ориентированными на упорядочение поведение людей в общении между собой и в обращении с источниками повышенной опасности. В арсенале средств обеспечения безопасности важную роль играют уголовно-правовые нормы.
18698. Категорирование помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности 25.22 KB
Анализ крупных аварий показывает, что при взрывах и пожарах разрушению подвергаются не только здания и сооружения самих производственных предприятий, но и жилых ближайших массивов и производственных предприятий.
633. Характеристика производственных помещений по степени пожарной опасности 9.62 KB
Все помещения и здания подразделяются на 5 категорий. Б помещения где осуществляются технологические процессы с использованием ЛВЖ с температурой вспышки свыше 28С способные образовывать взрывоопасные и пожароопасные смеси. В помещения и здания где обращаются технологические процессы с использованием горючих и трудногорючих жидкостей твердых горючих веществ которые при взаимодействии друг с другом или кислородом воздуха способны только гореть. Г помещения и здания где обращаются технологические процессы с...
1265. 62.81 KB
Обязательства возникающие вследствие причинения вреда именуемые деликатными обязательствами являются одними из наиболее сложных и важных разделов гражданского права. Сложность этих обязательств особенно возникающих из причинения вреда действием источника повышенной опасности обусловлена многими специфическими обстоятельствами и как следствие наличием нерешенных проблем. Для достижения поставленной цели нами поставлены следующие задачи: определить понятие и признаки источника повышенной опасности; охарактеризовать стороны...
404. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАТЕГОРИЙЙ ПОМЕЩЕНИЙ И ЗДАНИЙ ПО ВЗРЫВОПОЖАРНОЙ И ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ 209.89 KB
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к практической работе № 2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАТЕГОРИЙЙ ПОМЕЩЕНИЙ И ЗДАНИЙ ПО ВЗРЫВОПОЖАРНОЙ И ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ РостовнаДону 2002 г.5 Методические указания к практической работе № 2 Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности Ростов н Д: Рост. Содержит основные сведения о теории вопроса методике и порядке определения категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности. ЦЕЛЬ РАБОТЫ Приобретение навыков расчета категорий помещений и зданий по взрывоопасной и пожарной...
400. ОЦЕНКА ОПАСНОСТИ ПОРАЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ТРЁХФАЗНЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СЕТЯХ 135.78 KB
Трёхфазные сети и их основные характеристики Трёхфазные электрические сети представляют собой совокупность трёх источников напряжения переменного тока с частотой 50 Гц для промышленного или бытового применения соединённых по схеме электрической звезды рис. Система напряжений трёхфазной электрической сети Общую точку соединяющую выводы генераторов напряжения трёхфазной электрической сети общую точку электрической звезды называют нейтралью N электрической сети а их другие выводы к которым подключаются проводники линий...
21399. Анализ пожарной опасности сырьевого резервуарного парка установки ЭЛОУ АВТ-6 2.6 MB
При тушении пожаров в резервуарах личный состав пожарных подразделений оказываются в зоне риска получения ожогов от теплового излучения, исходящего от пламени горения, которое может достигать 20-30 метров. Основные причины получения ожогов – три несовершенства: средства тушения, планы пожаротушения, квалификации участников тушения. Поэтому мероприятия по тушению пожара, правильный выбор и использование пожарной техники, составление планов пожаротушения имеют большое значение.

Повседневная жизнедеятельность человека тесно и неразрывно связана с широкой эксплуатацией и интенсивным использованием новой техники и технологии, разнообразных технических средств, АСУ, автоматизированных и механизированных производственных процессов, которые, с одной стороны, превращают его из непосредственного исполнителя в оператора сложной системы "человек -- машина" (СЧМ), с другой -- являются потенциальными или реальными источниками вредных факторов и опасностей. Современный уровень знаний об их природе позволяет с технической точки зрения построить достаточно эффективные системы защиты работающих oт различных негативных техногенных воздействий в условиях функционирования СЧМ.

Однако жизнь показывает, что значительная доля опасностей при этом реализуется под воздействием и при непосредственном участии самого человека, обусловленных его поведением, существующими психофизиологическими особенностям и возможностями человеческого организма. Так, 45% аварий на атомных станциях, 60% авиакатастроф, 80% катастроф на море и 90% автокатастроф происходят исключительно по вине обслуживающего персонала в силу разных причин психологической характера. Специальными исследованиями установлено, что оператор, даже находящийся в оптимальных условиях работы и рабочей обстановки, совершает 1-2 ошибки на каждые 100 операций.

В связи с этим человек с позиций безопасности жизнедеятельности должен рассматриваться как потенциально опасный фактор, воздействие которого на окружающие объекты может вывести их за пределы устойчивости, создать серьезные аварийные ситуации с возникновением случаев травматизма и гибели людей. Жизненный опыт и многочисленные данные свидетельствуют, что в основе аварийности и травматизма лежат не только инженерно-конструкторские дефекты, но и организационно-психологические причины, в том числе: низкий уровень профессиональной подготовки инженерно-технических работников (ИТР) по вопросам безопасности, недостаточное воспитание безопасного поведения, слабая установка специалиста на соблюдение безопасности, допуск к опасным видам работ лиц с повышенным риском травматизации, пребывание людей в состоянии утомления или других психических состояниях, снижающих надежность (безопасность) их деятельности.

Указанные положения предопределяют важность изучения и учета вопросов психологии безопасности при организации и осуществлении различных видов трудовой деятельности человека. Объектом исследования современной психологии безопасности при этом служат психологические аспекты антропогенной деятельности, а предметом -- психические процессы, состояние и свойства человека, влияющие на условия его безопасности.

Таким образом, психология безопасности изучает психологические, т. е. зависящие от человека причины несчастных случаев, и разрабатывает методы и средства защиты от них. Следовательно, ее можно рассматривать как основополагающий аспект антропогенных опасностей, затрагивающий проблему роли человека, Или, иначе, человеческого фактора как основного участника несчастных случаев и аварий.

При освещении данной проблемы практический интерес представляет изучение особенностей психических процессов и психических состояний человека, психологических причин возникновения несчастных случаев, методов и путей повышения психологической надежности безопасности антропогенной деятельности.

Психические процессы и состояния. Основу психической деятельности человека составляют психические процессы, являющиеся объективным отражением действительности и позволяющие формировать знания, приобретать практические навыки и жизненный опыт.

Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы (ощущения, восприятия, память и др.).

Психическое состояние человека -- это устойчивая структурная организация всех компонентов психики, которая влияет на активное взаимодействие человека с внешней средой в каждый текущий момент конкретной ситуации.

Психические состояния отличаются разнообразием и временным характером, определяют особенности психической деятельности в тот или иной момент времени и могут оказывать положительное или негативное воздействие на течение всех психических процессов.

Реакция организма на внешние воздействия в процессе жизнедеятельности постоянно меняется, так как человек, преодолевая возникающие трудности и опасности, стремится приспособиться к изменяющимся условиям окружающей среды. При этом возникает состояние психической напряженности, которое принято называть стрессом.

Стресс в условиях трудовой деятельности в зависимости от его уровня порождает различные, а порой и противоположные результаты в поведении человека. Стресс проявляется во всеобщем адаптационном синдроме как полезная и необходимая реакция организма на внезапное и существенное увеличение его общей и внешней нагрузки. Он характеризуется развитием целого ряда физиологических сдвигов в организме, которые способствуют повышению его энергетических возможностей и успешности выполнения сложных и опасных действий.

В связи с этим стресс является не только защитной реакцией организма, но и механизмом, активно содействующим успеху в деятельности человека при наличии трудностей, помех и опасностей.

Однако между уровнем стресса и активацией нервной системы человека, с одной стороны, и продуктивностью ответных действий, с другой -- нет прямой зависимости. Как показывают исследования, продуктивность поведения повышается до определенного уровня активации нервной системы, а затем начинает снижаться. При превышении уровня стресса в организме развивается процесс гипермобилизации, которая влечет за собой нарушение механизма саморегуляции, и результаты деятельности ухудшаются вплоть до полного срыва. Стресс, превышающий критический уровень, называется дистрессом.

В условиях дистресса в первую очередь страдает ориентация человека, неверно оцениваются им сигналы и показатели работающего технического средства, нарушается контроль за ходом производственного процесса и складывающейся обстановкой. Вместе с тем и в условиях часто возникающего стресса, когда мобилизуются все ресурсы организма и достигается максимальный положительный эффект, человек теряет свое здоровье за счет продолжительного психического и физического перенапряжения. По мнению некоторых специалистов, оптимальная загрузка рабочих и их готовность к труду обеспечивается при 40-60%, а в особых случаях кратковременно при 80% от максимальной нагрузки. Оставшиеся 20% от максимальной нагрузки следует рассматривать как резерв, допустимый к использованию лишь в исключительных случаях (при возникновении угрозы для жизни).

В условиях современного технически насыщенного производства рабочим приходится сталкиваться с различными факторами (стрессорами), действующими отрицательно на функции ц* интенсивность выполнения производственных заданий;

  • * давление фактора времени (штурмовщина);
  • * изолированность и недостаточные межличностные контакты людей при выполнении технологических операций;* однообразие и монотонность работы (на конвейере, у приборных пультов);
  • * низкая двигательная активность при постоянном состоянии готовности к выполнению необходимых действий;
  • * комплекс внешних воздействий производственной среды (шум, вибрации, высокие или низкие температуры и т. д.).

Реальное воздействие этих негативных факторов приводит к гипермобилизации организма с развитием чрезмерных форм психического состояния, называемых дистрессом, или запредельными формами.

В настоящее время выделяют два типа запредельного психического напряжения -- тормозной и возбудимый.

Тормозной тип характеризуется скованностью и замедленностью движений специалиста. Снижается скорость ответных реакций, замедляется мыслительный процесс, ухудшается воспоминание, снижается память, повышается рассеянность. Проявляются другие отрицательные признаки, которые не свойственны данному человеку в спокойном состоянии.

Возбудимый тип проявляется возникновением гиперактивности, многословием, дрожанием рук, голоса. Может отмечаться также резкость, раздражительность, грубость, вспыльчивость и обидчивость.

Дистресс лежит нередко в основе ошибочных действий и неправильного поведения людей в сложной нештатной обстановке.

Наиболее существенным признаком психического состояния, с точки зрения влияния его на эффективность и безопасность деятельности человека, является уровень напряжения психической активности с выделением умеренного и повышенного напряжения.

Умеренное напряжение -- нормальное рабочее состояние, необходимое условие для успешного выполнения действий. Оно сопровождается умеренным изменением физиологических реакций организма, проявляется в хорошем самочувствии, стабильном и уверенном выполнении действий. Умеренное напряжение соответствует выполнению функций в оптимальном режиме. Обстановка является комфортной, привычной, действия выполняются в строго определенном порядке, мышление носит алгоритмический характер. В оптимальных условиях конечные цели деятельности достигаются при невысоких нервно-психических затратах. Для умеренного напряжения характерны: сохранение работоспособности, отсутствие нарушений и ошибочных действий, отказов, срывов и других аномалий при высокой надежности и оптимальной эффективности деятельности в ходе выполнения поставленных задач.

Повышение напряжения сопровождает деятельность, протекающую в экстремальных условиях. Экстремальные условия -- это условия, требующие от человека максимального напряжения физиологических и психических функций, резко выходящих за пределы физиологической нормы.

Отклонение от оптимальных условий деятельности требуют повышенного волевого усилия, т. е. психического напряжения.

Неблагоприятные факторы, повышающие напряжение, подразделяют на следующие группы:

  • * физиологический дискомфорт, т. е. несоответствие условий обитания нормативным требованиям;
  • * биологический страх;
  • * дефицит времени на выполнение поставленной задачи;
  • * повышенная трудность задачи;
  • * повышенная значимость ошибочных действий;
  • * наличие релевантных помех;
  • * неуспех вследствие объективных обстоятельств;
  • * дефицит информации для принятия решения;
  • * перегрузка информацией;
  • * конфликтные условия, при которых выполнение одного из них требует осуществления действий, противоречащих выполнению другого условия.

Напряжения классифицируются в соответствии с теми психическими функциями, которые вовлечены в профессиональную деятельность, выполняемую в неблагоприятных условиях.

  • > Интеллектуальное напряжение -- напряжение, вызванное частым обращением к специальным знаниям проблемного характера.
  • > Сенсорное напряжение -- напряжение, вызванное неоптимальными условиями деятельности систем, воспринимающих информацию. Приводит к затруднениям в восприятии необходимой информации.
  • > Монотония -- напряжение, вызванное однообразием выполняемых действий, невозможностью переключения внимания при повышенных требованиях концентрации и устойчивости внимания.
  • > Политония -- напряжение, вызванное необходимостью частого переключения внимания и в неожиданных направлениях.
  • > Физическое -- напряжение организма, вызванное повышенной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат человека.
  • > Эмоциональное -- напряжение, вызванное конфликтными условиями, неожиданностью происходящих событий.
  • > Напряжение ожидания -- напряжение, вызванное необходимостью поддержания готовности рабочих функций в условиях отсутствия деятельности.
  • > Мотивационное -- напряжение, связанное с выбором доминированного мотива и критериев для принятия решения.
  • > Утомление -- напряжение, связанное с временным снижением работоспособности, вызванным длительной работой.

Особые психические состояния. В процессе осуществления трудовой деятельности у человека формируются определенные достаточно стабильные или кратковременные психические состояния, характерные для конкретного индивидуума. В соответствии с принятыми подходами психические состояния в зависимости от продолжительности их действия подразделяются на следующие группы:

  • 1. Относительно устойчивые и длительные по времени состояния, характеризующиеся состоянием удовлетворенности, заинтересованности трудом или, напротив, безразличием к работе, недостаточной ответственностью к выполнению своих профессиональных обязанностей.
  • 2. Временные, ситуативные, достаточно быстро проходящие состояния, вызванные сбоями в технологическом процессе, а

также возникающими негативными моментами во взаимоотношениях работающих.

3. Состояния, возникающие периодически в ходе деятельности человека, такие как ослабление предрасположения к работе, пониженная готовность к ней, утомление, сонливость, апатия и другие проявления.

При организации и осуществлении контроля за психическим состоянием специалистов необходимо также учитывать возможность появления у них особых психических состояний, которые не являются постоянным свойством личности, но, возникая спонтанно или под влиянием различных внешних факторов, существенно изменяют работоспособность человека и снижают безопасность его труда.

В данном плане выделяются так называемые пароксизмальные расстройства сознания: психогенные изменения настроения, состояния, возникающие при приеме психически активных средств (стимуляторов, транквилизаторов, алкогольных напитков), группа расстройств различного происхождения (органические заболевания головного мозга, эпилепсия, обмороки), характеризующихся кратковременной (от секунд до нескольких минут) потерей сознания.

Психогенные изменения, сопровождающиеся снижением настроения и апатией (от нескольких часов до одного-двух месяцев), развиваются под влиянием психических воздействий и наблюдаются при гибели родных и близких людей, после сложных конфликтных ситуаций, при возникновении серьезных жизненных трудностей профессионального, материального, бытового или личного характера. При этом появляются безразличие, вялость, общая скованность, заторможенность, затруднение переключения внимания, замедление темпа мышления. Снижение настроения сопровождается ухудшением самоконтроля и может быть причиной несчастных случаев или производственного травматизма. Необходимо отметить, что прием легких стимуляторов (чай, кофе) помогает в устранении сонливости и может способствовать в определенной степени повышению работоспособности организма на короткий период.Употребление транквилизаторов (препаратов, смягчающих психоэмоциональные стрессовые состояния) представляет особую и весьма сложную проблему. Оказывая выраженное успокоение и предупреждая развитие неврозов, эти препараты, с одной стороны, могут снизить психическую активность, замедлить реакции, вызвать апатию и сонливость, с другой -- постепенно привести к развитию психотропной зависимости (привыкания) с появлением постоянной потребности и необходимости повседневного их применения.

К числу существенных факторов, повышающих индивидуальную подверженность опасности и совершению ошибок, относится употребление спиртных напитков. Употребление даже небольшого количества алкоголя увеличивает вероятность несчастных случаев в связи с его влиянием на деятельность нервной системы и на поведение человека: нарушается управление движениями; снижается быстрота и точность реакции на внешнее воздействие; нарушается широта и критичность мышления, в результате чего человек делает поспешные выводы или принимает необдуманные решения. Независимо от степени опьянения либо даже незначительное употребление алкоголя повышает подверженность опасности.

С позиций безопасности трудовой деятельности особое значение имеет посталкогольная астения (похмелье). Развиваясь в дни после употребления алкоголя, она не только снижает физические возможности и работоспособность организма, но и ведет к заторможенности психических процессов и снижению осторожности в поведении человека.

Периодические перерывы в операторской деятельности могут быть причиной трагических последствий, особенно для водителей воздушных средств, автотранспорта, верхолазов, монтажников, строителей, работающих на высоте. Современные методы психофизиологических исследований позволяют выявлять лиц со скрытой наклонностью к пароксизмальным состояниям.

Под влиянием обиды, оскорбления, производственных и профессиональных неудач могут развиваться аффективные состояния (аффект -- взрыв эмоций).

В состоянии аффекта у человека развивается психогенное (эмоциональное) сужение объема сознания. При этом наблюдаются резкие движения, агрессивные и разрушительные действия. Лица, предрасположенные к аффективным состояниям, относятся к категории повышенного риска травматизма и не должны допускаться к ответственным работам. На ситуацию, воспринимаемую в качестве обидной, возможно развитие у человека таких психических реакций, как конфликт, поведение срыва, тревога, страх, испуг, паника и массовая паника. Не останавливаясь на характеристике особенностей указанных реакций, следует отметить важность и необходимость создания в трудовых коллективах благоприятного морально-психологического климата, исключающего их появление у работающих, а следовательно, способствующего снижению опасности возникновения по вине специалистов несчастных случаев и травматизма при осуществлении ими своей трудовой деятельности.

Психологические причины возникновения опасностей. Любая деятельность человека -- это процесс, в котором тесно переплелись факторы внешней среды и особенности человеческого организма. Поэтому при анализе опасных ситуаций необходимо рассматривать систему "человек -- среда обитания" в целом. При обстоятельствах, одинаковых для всех работающих, определяющим значением в формировании линии поведения каждого человека в отдельности имеют его индивидуальные качества, которые отражают совокупность социально-психологических и физиологических свойств. Они включают тип нервной системы, темперамент, характер, особенности мышления, образование, опыт, воспитание, специфику свойств личности, социальных обстоятельств и производственных условий труда, которые формируют и определяют психологические причины сознательного нарушения человеком правил безопасного поведения.

В настоящее время в их число входит достаточно разнообразный перечень причин, в том числе:

  • * лень -- потребность к сохранению энергетических ресурссов. Принцип поведения -- "меньше как можно всяких действий";
  • * экономия времени -- стремление увеличить производительность труда или получить личную выгоду за счет пропуска отдельных операций, увеличения темпа работы, нарушения технологии, т. е. совершение действий, которые могут не влиять на качество труда, но необходимы с точки зрения обеспечения безопасности;
  • * адаптация (привыкание) к опасности или ее недооценка, что приводит к травме. Причина -- личная или социальная безнаказанность за совершение неправильных действий, слабый внешний или собственный контроль за своими поступками;
  • * самоутверждение в глазах коллег, "желание нравиться" ("ложный героизм");
  • * стремление "не высовываться", "не быть белой вороной". Это происходит там, где нарушение норм безопасности не осуждается в коллективе;
  • * ориентация на идеалы. Идеалами могут быть не только примерные люди, но и нарушители правил безопасного поведения ("герои");
  • * сознательное игнорирование правила безопасного поведения с целью самоутверждения в собственных глазах. Причины -- неуверенность в себе, упреки со стороны коллектива;
  • * переоценка собственного опыта. Человек, зная о потенциальной опасности, нарушает правила безопасного поведения, считая, что его опыт позволит принять меры по предотвращению несчастного случая;
  • * привычка работать или выполнять действия с нарушениями;
  • * стрессовые состояния, эмоциональный шок, когда человеком движут чувства, а не разум;
  • * склонность к риску, вкус к риску как личностная характеристика.

Причины нарушения правил безопасности по своей сути направлены на достижение одной цели -- найти наиболее легкие пути для удовлетворения своих личных потребностей.

Рассматривая субъективные причины нерационального поведения человека, можно выделить также и объективные факторы среды его обитания, создающие опасные действия и предопределяющие возникновение опасных ситуаций. К ним относятся прежде всего: отсутствие со стороны властей (администрации) надлежащего контроля за соблюдением норм поведения (правил безопасности); недостатки (технические и организационные) средств защиты, позволяющие проникнуть человеку в опасную зону; конструктивные недостатки блокировочных устройств, исключающие возможность нейтрализовать влияние опасных и вредных факторов в случае их возникновения в среде обитания человека; несовершенная технология выполняемых работ, допускающая проведение операций с нарушением правил безопасности; неудовлетворительное воспитание и образование населения в вопросах безопасности жизнедеятельности.

Кроме того, существенное значение в данном аспекте имеют: отсутствие средств индивидуальной и коллективной защиты, на наличие которых исполнитель имел право рассчитывать при выполнении задания; недостаточная надежность средств защиты инструмента, оборудования, внезапные отказы в работе; ошибки в проектировании зданий, сооружений, оборудования. Эти ошибки могут быть причиной внезапного возникновения опасных ситуаций; личностные факторы -- недостаточные знания правил безопасного поведения при выполнении действий, ошибки инструктажа, плохое обучение навыкам страховочных действий, плохая дисциплина труда, опьянение, утомление и т. д.

Знание психологических причин возникновения опасностей представляется исключительно важным при определении и разработке мероприятий по их предупреждению на основе целенаправленного улучшения индивидуальных социально-психологических и физиологических качеств и свойств личности, оптимизации производственной среды работающих.

Методы повышения психологической надежности безопасности жизнедеятельности. Особое место в психологии безопасности занимают методы предупреждения опасности, выбор которых зависит от характера допускаемых специалистом нарушений при выполнении трудовой деятельности. В действиях человека психологи выделяют три функциональные части -^ мотивационную, ориентировочную и исполнительную с соответствующими для каждой из них проявлениями нарушений способных привести к возникновению опасных ситуаций.

Для нарушений мотивационной части действий характерным является нежелание выполнять те или иные конкретные операции или приемы. Нарушение может быть относительно постоянным (человек недооценивает опасность, склонен к риску, отрицательно относится к трудовым и (или) техническим регламентациям, безопасный труд не стимулируется и т. п.) и временным (человек в состоянии депрессии, алкогольного опьянения).

Нарушение ориентировочной части проявляется в незнании правил эксплуатации технических систем и норм безопасности труда и способов их выполнения.

В нарушениях исполнительной части наблюдается невыполнение правил (инструкций, предписаний, норм и т. д.) вследствие несоответствия психических и физических возможностей человека требованиям работы. Такое несоответствие, как и в случае с нарушением мотивационной части действий, может быть постоянным (недостаточная координация, плохая концентрация внимания, несоответствие роста габаритам обслуживаемого оборудования и т. д.) и временным (переутомление, понижение трудоспособности, ухудшение состояния здоровья, стресс, алкогольное опьянение).

Исходя из понимания вышеуказанных групп причин возникновения опасных ситуаций, следует определять содержание и практическое осуществление целенаправленных профилактических мероприятий применительно к конкретной функциональной части действия человека: мотивационная часть -- формирование безопасного поведения, контроль за соблюдением правил и стимулирование безопасности; ориентировочная -- обучение, отработка навыков; исполнительная -- профотбор и контроль психофизического состояния организма.

Создание психологического настроя на безопасность. Безопасная деятельность является следствием правильного отношения людей к вопросам безопасности, их готовности к выполнению каких-либо действий без несчастных случаев. Серьезное восприятие человеком проблем безопасности во время работы, отдыха зависит от соответствующего отношения родителей, воспитателей, руководителей производства, администрации. Если руководство проявляет заботу о здоровье людей и их безопасности, то в обществе создается положительный настрой на безопасность жизнедеятельности, чем бы человек ни занимался. Любой несчастный случай, независимо от его тяжести, должен привлекать внимание руководителей, прессы, населения. Политика безопасной жизнедеятельности должна быть направлена на поиск и реализацию возможностей всех членов общества на предупреждение несчастных случаев в различных сферах человеческой деятельности. Особое значение имеет строгий контроль за соблюдением человеком правил безопасного поведения.

Стимуляция безопасности жизнедеятельности. Существуют различные виды положительной и отрицательной стимуляции безопасности.

К положительным видам стимуляции относятся:

  • * социальное поощрение (награждения, благодарность, благоприятные отзывы в прессе, льготы);
  • * материальные вознаграждения (премии, повышение заработной платы, снижение налогов);
  • * организация конкурсов и соревнований под девизом: "За чистый воздух (среду обитания)"; "Работать без травм и аварий" и т. д.;
  • * учет травматизма, уровня безопасности в регионах при установлении льгот, дотаций, инвестиций.

К отрицательным видам стимулирования относятся:

  • * вызов виновных в администрацию, в правоохранительные и инспекционные органы для объяснения;
  • * лишение премий, штрафные санкции, увеличение налогов;
  • * применение системы предупреждения;
  • * выговоры, увольнения, банкротство и переприватизация предприятия.

Обучение безопасности жизнедеятельности. Обучение работающих с позиций безопасности жизнедеятельности направлено на предупреждение появления у них ошибок двух типов: психомоторных и ошибок в принятии решений. Ошибки психомоторные возникают у человека на уровне двигательных операций и проявляются в тех или иных неловких двигательных актах. Для безопасного выполнения моторных действий в процессе работы необходимо научиться полно и правильно оценивать возникающую информационно-производственную ситуацию и приобрести необходимые двигательные навыки применительно к отдельным этапам деятельности.

Существенную роль при этом имеет обучение персонала в условиях моделирования реальной практической деятельности с возможно более полным учетом особенностей и характера присущих для нее информационных воздействий. Особое значение в данном направлении приобретают тренировки соответствующих групп лиц с целью выработки навыков поведения в нештатных, непредвиденных ситуациях и поиск оптимальных стратегий поведения в ходе их разрешения. В процессе обучения исключительно важно, повышая уровень профессиональных навыков и снижая тем самым уровень объективного риска, добиваться стабилизации уровня субъективного риска, особенно при работе в сложных производственных условиях. В этом случае речь идет о снижении излишней уверенности в своих возможностях, которая может в определенных условиях быть причиной ошибочных действий, травм и других негативных последствий.

Одновременно необходимо обеспечить формирование у оператора психологической готовности -- психологического состояния, характеризующегося его уверенностью в своей психологической надежности (здоровье, знаниях, навыках), осознанном наличии потенциальных ресурсов и умением рационально распределять их в процессе деятельности.

Большое значение в формировании этого состояния имеет подготовка операторов на тренажерах в усложненных условиях деятельности за счет введения в ее структуру дополнительных психологических факторов сложности: дефицита времени, неопределенности информационной среды, дополнительных задач и других ситуационных моментов.

Важным аспектом в процессе обучения безопасности Жизнедеятельности является выработка у персонала и отдельных лиц умения правильно принимать решения и избегать при этом опасных ошибок.

Существует следующая последовательность в обучении принимать правильные решения:

  • * приобретать знания, т. е. научиться узнавать, идентифицировать отдельные явления;
  • * научиться понимать, объяснять, излагать данное явление, событие;
  • * научиться применять, т. е. использовать свои знания и понимание;
  • * научиться анализировать, т. е. уметь разложить любое сложное явление на его простые составляющие;
  • * научиться синтезировать, т. е. научиться по простым составляющим воспроизводить сложное явление или конечное событие;
  • * научиться оценивать, т. е. критически осмысливать данное явление.

При обучении необходимо последовательно переходить от одного уровня к другому до выработки у человека способности критически и объективно оценивать сложившуюся конкретную ситуацию и принимать правильное адекватное решение.

Правила как средства безопасности и отработки навыков безопасного поведения. Правила эффективного обеспечения безопасности следует оценивать как узаконенные нормы, указывающие, как можно и как нельзя действовать в тех или иных ситуациях, чтобы избежать несчастных случаев. Полезный эффект правил достигается как за счет предупреждения о наличии тех или иных вредных или опасных факторов, так и за счет запрещения определенных действий, способов поведения, которые могут повлечь за собой несчастные случаи.

Исходя из этого, правила и запрещения, с одной стороны, ограничивают свободу выбора действий, а с другой -- способствуют отработке нужных практических навыков поведения и защищают человека от опасности. Не следует частные ограничения расценивать как факторы, уменьшающие личную свободу человека. Наоборот, только грамотный, владеющий знаниями и навыками человек, ориентируясь на правила безопасности, может достичь конечного результата более эффективно, быстрее, не подвергая себя и окружающих какой-либо опасности. Однако чрезмерное увеличение количества инструкций и требований правил безопасности может создавать трудности психологического характера и помешать выполнению первостепенных и жизненно важных их положений. Поэтому вместо повышения защищенности в подобной ситуации может произойти увеличение вероятности несчастного случая. В связи с этим при оценке объема действующих инструкций и изложенных в них рекомендаций необходимо учитывать возможности долговременной памяти оператора (рабочего). Назрела необходимость поиска путей специальной организации информации, содержащейся в инструкциях, в более удобные для восприятия формы. В данном плане психология безопасности рекомендует выделять из правил наиболее важные их пункты, чтобы обращать на них большее внимание и тем самым обеспечивать сравнительно легкое их запоминание.

Профессиональный отбор, контроль и оптимизация психофизического состояния. К действенным средствам обеспечения психологической надежности работающих, и прежде всего операторов СЧМ, относится профессиональный (психологический) отбор, осуществляемый как перед приемом их на работу, так и в процессе ее выполнения. Профессиональный отбор включает проведение медицинского осмотра и специальных тестовых исследований. Эти мероприятия позволяют, с одной стороны, поддерживать на необходимом уровне эффективность деятельности, а с другой -- сохранять нервно-психическую устойчивость к воздействиям факторов производственной среды.

Профессиональный отбор, направленный на выявление скрытой психопатологии, оценку функциональных возможностей нервно-психической сферы и ее устойчивости к действию факторов профессиональной деятельности, а также профессионально-значимых качеств личности, является важным гарантом надежности человека -- оператора СЧМ. Потребность в точных и разносторонних сведениях о человеке, его свойствах и возможностях (социальных, психологических, профессиональных) диктуется прежде всего интересами безопасности. Содержательная суть мероприятий по психологическому отбору определяется в каждом конкретном случае особенностями предстоящей или выполняемой трудовой деятельности. В связи с этим предварительные и периодические медицинские осмотры обязательны для лиц, работа которых проводится на высоте, для водителей транспортных средств (они должны правильно различать цвета, не иметь выраженной близорукости и дальнозоркости), для электротехнического персонала, обслуживающего электроустановки, а также выполняющего монтажные и наладочные работы, испытания и измерения в них (они не должны иметь увечий, ограниченной подвижности и некоторых заболеваний) и т. д.

Специальное тестирование перед приемом на работу проводится с будущими операторами сложных систем управления, ошибочные действия которых могут быть связаны с неправильным и неполным восприятием информации, ее неправильной обработкой. В этом случае с помощью специальных методов проводятся изучение и оценка зрительной памяти человека (воспроизведение содержания просмотренной им информации), скорости и избирательной способности зрительного восприятия (поиск среди определенной знаковой информации того или иного символа или сочетания символов с контролем времени и качества выполнения данного тестового задания). Нередко причиной возникновения серьезных аварий является несвоевременность принимаемых решений, связанная с замедленной реакцией оператора при оценке складывающейся ситуации. В данном случае проводится специальный контроль психофизических возможностей организма операторов, в частности авиадиспетчеров, работа которых по мониторингу движения авиатехнических средств требует высокой подвижности нервных процессов.

В настоящее время весьма актуальным представляется решение вопроса по организации психотерапевтической помощи специалистам, могущим переживать явления психической дезадаптации, которая особенно высока при длительном пребывании и работе людей в замкнутой среде обитания (гермообъемы, подводные лодки, космические корабли), в изоляции, а также в отраслях производственной деятельности, связанных с техническими и профессиональными сложностями (конвейерное производство, производство с непрерывным технологическим циклом, современное радиоэлектронное производство и т. д.).

Для преодоления нежелательных последствий монотонии, психических и физических перегрузок, конфликтной напряженности, психологической несовместимости и других проявлений психической и социальной дезадаптации как факторов риска снижения надежности человека, повышения аварийности и заболеваемости необходимо использовать имеющиеся средства и методы для оптимизации состояния человека и условий его профессиональной деятельности с учетом особенностей конкретного производства. В этом случае психотерапевтические мероприятия помимо оздоровительных (собственно медицинских) задач будут способствовать успешному решению эргономических вопросов -- улучшению условий производственной деятельности, а также экономических проблем -- повышению производительности труда, качества выпускаемой продукции.

Среди психотерапевтических мероприятий, получивших широкое распространение в условиях современного производства, важное место занимают кабинеты психологической разгрузки (КПР). Популярность КПР обусловлена тем обстоятельством, что они максимально приближают традиционные методы психотерапевтической помощи непосредственно к месту трудовой деятельности человека. Кроме того, КПР позволяют осуществлять комплексное воздействие таких классических психотерапевтических средств и методов, как аутогенная тренировка (AT), гипноз, групповая и рациональная Психотерапия и другие способы воздействия на психическое состояние и работоспособность больших профессиональных групп. В отличие от других лечебных мероприятий психотерапевтический эффект от средств и методов КПР может быть пролонгирован (продлен) на достаточно длительное время он может воспроизводиться практически ежедневно, оставаясь как бы составным элементом рабочей смены, компенсируя при этом неблагоприятные воздействия факторов производственной среды и самого производственного процесса на организм человека.

Психологический контраст между неблагоприятными условиями производства и функциональным комфортом, создаваемым в КПР за счет средств функциональной музыки, эстетически совершенного интерьера, наличия различных игровых автоматов и элементов "живой природы" (аквариум, цветы, имитация шума прибоя, пения птиц и т. д.), фото- и видеотек, позволяет быстро снять накопившееся утомление, тревогу, раздражение и другие проявления психической дезадаптации.

Специалисты КПР могут обучать персонал предприятия навыкам активной саморегуляции (AT, специальной дыхательной гимнастики, нервно-мышечной релаксации и т. д.). Эти методики позволяют работникам за счет произвольного расслабления повысить надежность выполнения ими рабочих операций и принятия своевременных решений, особенно в стрессовых ситуациях.

Как показывает опыт, КПР решает на производстве две основные задачи: обеспечение патронажа за лицами с определенной недостаточностью состояния здоровья и поддержание функционального состояния работающего персонала на уровне, необходимом для успешного выполнения стоящих производственных заданий.

Наряду с КПР в условиях современного производства применяются и другие средства психотерапевтической помощи, которые могут быть реализованы непосредственно на рабочем месте (функциональная музыка, производственная гимнастика и др.). Комплексное использование этих средств дает возможность как бы продлить психотерапевтический эффект мероприятий КПР. Положительный эффект функциональной музыки связывают с тем, что она способствует формированию и поддержанию необходимого ритма деятельности, особенно при выполнении однообразных, монотонных операций. В состав музыкальных программ рекомендуется включать произведения преимущественно легких музыкальных жанров: песни (с незначительной смысловой нагрузкой), марши, танцевальные мелодии с четко выраженным ритмом. Темповые характеристики музыкальных произведений должны учитывать скоростные характеристики производственного процесса, однако больший психофизиологический эффект достигается при варьировании ритмического рисунка музыкальной передачи.

Производственная гимнастика призвана активизировать состояние организма или путем перераспределения мышечных усилий снять излишнее физическое и психическое напряжение. Особое преимущество среди прочих имеют те виды производственной гимнастики, которые наряду с незначительной затратой усилий, легкостью усвоения, небольшой амплитудой движения дают ощутимый положительный эффект (упражнения для снятия познотонического утомления отдельных групп мышц, дыхательная гимнастика и т. д.).

В свете современного уровня развития эргономики и психотерапии представляется возможным в перспективе перейти от использования частных средств и методов психотерапевтической помощи к комплексному подходу, включающему систему мер психопрофилактики, оптимизации условий производственной среды на базе динамически осуществляемой диагностики текущего состояния и работоспособности персонала. Подобный подход уже имеет практическую реализацию при обеспечении безопасности космических полетов, и ему несомненно принадлежит будущее во многих сферах производства и отраслях экономики.

Рассматривая проблемы антропогенных опасностей, необходимо отметить, что в настоящее время в орудия труда вкладывается значительно больше средств, чем в его процесс (оптимизацию условий работы и состояние работающего, обучение персонала). Результатом этого явилось учащение аварий и катастроф беспрецедентных по своим масштабам. Тщательный анализ показывает, что, как правило, они не являются следствием одной, даже решающей, ошибки персонала. Недостаточная надежность работающих обычно обусловлена целой серией предваряющих аварию ошибок на этапах проектирования, конструирования оборудования, организации трудового процесса, управления и других просчетов.

Единственным способом преодоления создавшейся ситуации является реализация единой экономической и социальной программы обеспечения безопасности и повышения надежности деятельности на производстве и других сферах хозяйственного комплекса страны. Основным принципом ее формирования должна стать комплексность решения проблем на всех этапах проектирования деятельности. Такая программа должна предусматривать расширение участия эргономистов, психологов, врачей в создании и функционировании современного производства, включение этих групп специалистов в штат предприятий и организаций.

Особое значение должно быть придано созданию специализированных психологических служб для так называемых опасных профессий и производств, в частности в атомной энергетике, химическом производстве, на шахтах, транспорте и т. д. В функции таких служб должны входить обеспечение отбора, подготовки специалистов, оптимизации условий труда, психического состояния и работоспособности персонала на базе комплекса динамически применяемых средств диагностики, профилактики и психотерапии.

Одной из особенностей научно-технического прогресса является появление новой массовой профессии -- профессии операторов, в которой ведущее значение приобретают мышление, способность работать в условиях действия преимущественно информационных стрессоров. В связи с этим требует существенной перестройки система профессионального обучения специалистов. Основное внимание должно быть обращено на развитие оперативного мышления и предвосхищающих реакций. При подготовке необходимо учитывать, что если в обычной профессиональной деятельности стойкий стереотип, навык способствуют высокому качеству выполнения операций, то в аварийной ситуации он тормозит переключение внимания, препятствует появлению нового решения. В соответствии с этим обучение надежным действиям в нештатных, экстремальных ситуациях должно быть основано на формировании умения к нестандартным действиям, нетривиальным решениям в ходе имитационного моделирования наполненных психологическим содержанием проблемных ситуаций.

Человек является единственным резервом при отказах и сбоях автоматизированных систем. Именно поэтому необходимо преодолеть существующий разрыв между уровнем знаний, накопленных в настоящее время в области психологии, эргономики и медицины, и степенью реализации их на практике; между огромным объемом средств, вкладываемых в технику, и ничтожными суммами, затрачиваемыми на активизацию человеческого фактора.

чрезвычайный антропогенный социальный опасность

Антропогенные опасности - это опасности, связанные с неправильными или несанкционированными действиями людей (групп лиц). Негативные воздействия отдельного человека на приро­ду и себе подобных ограничены его низкими энергетичес­кими возможностями. Однако влияние человека на окру­жающий мир многократно возрастает, когда человек взаимодействует с техническими системами или современ­ными технологиями. В этом случае опасности следует на­зывать антропогенно-техногенными. Яркими примерами таких опасностей являются катастрофы на ЧАЭС, Саяно-Шушенской ГЭС.

Серьезную угрозу возникновения антропогенно-техно­генных опасностей представляет также внезапное или пред­намеренное (из-за применения алкоголя, наркотиков или других токсикантов) нарушение трудоспособности и здоро­вья работающих и, прежде всего, операторов технических систем. В последние годы эти угрозы значительно возросли. В России, по данным официальной статистики на 2010 г., число наркоманов оценивается в 550 тыс. чел., состоящих на диспансерном учете. Но это только те люди, которые официально зарегистрированы и находятся под наблюде­нием в наркологических диспансерах. А по экспертным оценкам - более 2,5 млн. россиян.

Серьезную опасность для человека представляет потреб­ление алкоголя. По данным ВОЗ, в 2003 г. среднегодовое по­требление алкоголя россиянами составило 10,3 л 100% без­водного спирта на человека в год. Между тем, если этот показатель превышает 8 л, начинается угасание этноса.

Отметим, что апогеем антропогенно-техногенных опас­ностей являются опасности, возникающие в результате со­знательных действий человека (терроризм, военные кон­фликты, сознательное нарушение правил поведения и т.п.). Происхождение таких опасностей во многом носит целевой характер и всегда связано с планируемой деятельностью от­дельных личностей или группировок, а уровень опасностей, как правило, является крайне высоким. Эта группа опасно­стей в учебном пособии не анализируется из-за отличий в их происхождении и из-за смены акцентов на противопо­ложные в системе «источник опасности - объект защиты». В обыденной жизни влияние источника опасности всегда нужно уменьшать, а в рассматриваемом случае - всегда усиливать (оружие, бомбы и т.п.); объекты защиты в обыч­ной жизни всегда оберегают, а в рассматриваемом случае - уничтожают.

2.4. Техногенные опасности

Техногенные опасности - самый распространенный вид опасностей в современном мире. При анализе их целесооб­разно классифицировать:

    по времени действия на постоянно (периодически) и спонтанно (чрезвычайно) действующие;

    по размерам сфер влияния на местные или локальные (человек, группа людей), региональные и глобальные.

Постоянные локально действующие опасности. По­стоянные локально действующие опасности, как правило, возникают от избыточных материальных или энергетичес­ких потоков (выбросы веществ, шумы, вибрации, ЭМП и т.п. на рабочих местах в зоне эксплуатации средств транс­порта и связи, других объектов экономики). Их влияние ха­рактеризуется длительным, а иногда и сочетанным действи­ем указанных выше факторов. Рассмотрим их подробнее.

Вредные вещества. К вредным относятся вещества и со­единения (далее - вещества), которые могут вызывать за­болевания как в процессе контакта с организмом человека, так и в отдаленные сроки жизни настоящих и последующих поколений. Опасность вещества - это возможность возник­новения неблагоприятных для здоровья эффектов в реаль­ных условиях производства или иного применения химиче­ских соединений.

Химические вредные вещества (органические, неоргани­ческие, элементоорганические) в зависимости от их практи­ческого использования подразделяются на:

    промышленные яды, используемые в производстве, на­ пример органические растворители (дихлорэтан), топливо (пропан, бутан), красители (анилин);

    ядохимикаты, используемые в сельском хозяйстве, на­ пример пестициды;

    бытовые химикаты, используемые в виде средств санитарии, личной гигиены;

    биологические растительные и животные яды, которые содержатся в растениях и грибах, у животных и насекомых (змей, пчел, скорпионов);

    отравляющие вещества (ОВ), например зарин, иприт, фосген.

Ядовитые свойства могут проявить практически все ве­щества, но в больших дозах. К ядам принято относить лишь те, которые свое вредное действие проявляют в обычных ус­ловиях и в относительно небольших количествах.

Токсическое действие вредных веществ характеризуется показателями токсикометрии, в соответствии с которыми вещества подразделяют на чрезвычайно токсичные, высо­котоксичные, умеренно токсичные и малотоксичные. Эф­фект токсического действия различных веществ зависит от количества попавшего в организм вещества, его физических свойств, длительности поступления, химизма взаимодейст­вия с биологическими средами (например, кровью). Кроме того, эффект зависит от пола, возраста, индивидуальной чувствительности, путей поступления и выведения, распре­деления в организме, а также от метеорологических усло­вии и других сопутствующих факторов окружающей среды. Общая токсикологическая классификация вредных ве­ществ приведена в табл. 2.4.

Токсический эффект при действии различных доз и кон­центраций ядов может проявиться функциональными и структурными изменениями или гибелью организма.

Природно-техногенные опасности: кислотные осадки - дожди, росы, снега, туманы; пыльные бури, оползни, сели, тектонические явления, эрозия почв и уменьшение их плодородия, процессы опустынивание. Природно-социальные опасности - эпидемии инфекционных болезней, заболевания венерическими болезнями и вирусными инфекциями человека. Социально-техногенные опасности - профессиональный травматизм и заболеваемость. Психические отклонения и заболевания.

Антропогенные опасности, или комбинированные - это опасности в основе которых пусковым механизмом является деятельность людей, общества. Такие опасности можно называть антропогенными, или социогенными. их можно разделить на две группы.

Первая - это природно-техногенные, когда из-за техногенной, производственной деятельности проявляются очень опасные природные явления в виде глобальных, региональных экологических проблем.

Вторая - природно-социальные, когда социальное неравенство провоцирует эпидемии инфекционных болезней, изменения психического состояния человека.

Техногенная деятельность человека, общества породила социальные опасности в виде профессиональных заболеваний и травматизма (из-за низкого уровня охраны труда, отсталых технологий), психические расстройства, заболевания, часто приобретают массовый характер (через стрессовые перегрузки).

Особое беспокойство вызывает вмешательство в сознание и подсознание человека с помощью средств массовой информации и технических средств - психотронная оружие (зомбирование, внушение).

Антропогенные катастрофы - это негативные природно-техногенные изменения природной среды, окружающей среды - биосферы, вызванные действием факторов качественного и количественного характера, порожденных хозяйственной деятельностью человека. Результаты таких катастроф влияют на людей, животный и растительный мир, окружающую среду в целом.

Катастрофа (гр. - Гибель, разрушение) - результат действия определенных факторов, сил, через которые объект разрушается так, что его восстановление невозможно.

Современная ускоренная деградация природной среды - результат развития урбанизации, резкого расширения масштабов хозяйственной деятельности человечества, его потребительского отношения к природе.

В результате увеличилось количество чрезвычайных ситуаций (ЧС) экологического характера - землетрясений, наводнений, ураганов, оползней во многих регионах планеты.

Например, в декабре 1967 произошло землетрясение в 8 баллов в районе водохранилища на плато Декан (Индия) - погибло 180 человек.

Произошли землетрясения от 5 до 7 баллов в США на озере Мид, в Африке на водохранилище на реке Замбези, в Китае - водохранилище Гуаньчжоу, в Таджикистане Нурекской водохранилище на реке Вахш. Приведенные, искусственные землетрясения на нефтяных месторождениях в США (г.. Рейнджел, 4-5 баллов), на угольных шахтах Луганска (Украина) в 1995-1996 гг. Мощностью 3-5 баллов, на Стрелковом месторождении природного газа в Крыму зарегистрировано 10 толчков в 4 баллов.

Чрезвычайные положения экологического характера - это интенсивная деградация почв из-за его загрязнения тяжелыми металлами (никель, кадмий, свинец, ртуть, хром) и агрохимикатами, загрязнение всех окружающих вредными химическими веществами, шумом, электромагнитными, радиоактивными излучениями, температурными инверсиями над промышленными городами. Все это предусмотрели Законы Украинм "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера" и "О зоне чрезвычайной экологической ситуации".

Загрязнения, засорения и истощения всех ресурсов не только снижают качество жизни людей, но и угрожают жизни. Из-за активной антропогенной деятельности проявляются негативные экологические изменения или состояния, которые можно разделить на пять групп.

Условно благоприятное состояние - возникает в ландшафтах, которые незначительно изменены деятельностью человека, не влияет на их структуру, функции.

Вторая группа - удовлетворительное экологическое состояние, которое характеризуется изменениями в окружающей среде, активно не влияют на существование его компонентов, не ухудшают состояние здоровья людей, животных, растений

Третья группа - напряженное экологическое состояние, для которого характерны активные негативные изменения в отдельных экосистемах.

Критич экологическое состояние (четвертая группа) возникает при загрязнении почв, воздуха, вод, для которых уровень параметрического загрязнения (физические, физико-химические факторы) и химического - вредными веществами превышает их предельно допустимые значения (почти вся территория на востоке Украины, ее крупные промышленные города). Для таких территорий характерно разрушение экосистем, исчезновение условий для дальнейшего существования живых компонентов - людей, животных, растений.

Пятая группа - катастрофический экологическое состояние, при котором существование в неизменном, то есть нормальном состоянии людей, животных, растений (возникают вредные, летальные мутации) невозможно.

На территории Украины в состоянии экологической катастрофы находится Чернобыльская зона. Здесь нормальная деятельность людей будет невозможной в течение десятков тысяч лет, из-за загрязнения радиоактивными веществами.

За время своего существования человечество безвозвратно уничтожило около 300 млрд т кислорода, заменив его вредными соединениями, из которых в процессе фотосинтеза кислород уже не может образоваться. В атмосферу ежегодно поступает 800 млн т пыли, 200 млн т соединений серы и 100-150 млн т оксидов азота. Это способствует возникновению кислотных осадков, которые вредно влияют на все живые организмы, способствуя разрушению металлических, минерально-карбонатных объектов с мрамора, известняка, туфа, ускоряя их коррозию, разрушение.

Преодоление этих негативных последствий требует больших материальных, моральных затрат. Ориентировочная экономическая оценка региональных негативных антропогенных изменений в Украине приведена в таблице 6.

Таблица 6

Проявления природно-антропогенных опасностей и их оценка

Вид проявления

Уровень возможного повреждения

Удельная стоимость защиты

Общие расходы, гр.

Подтопление:

Городские пункты

100 тыс. Га

(500-1800) гр / га

Сельские пункты

(50-60) тыс.га

(1000-3000) гр / га

600 тыс. Га

(500-4000) гр / га

3000 объектов

(1-3) млн гр / км

3500 проявлений

Зависит от ценности объекта

Радиоактивное загрязнение

14 атомных блоков

(1-2) млрд гр.

Более 30 млрд гр.

Просадки, провалы в местах горной выработки

Более 30 тыс. Кв. км

(1-5) млн гр. / Кв. км

(30-150) млрд декабря

Итак, специально неграмотное, необоснованное вмешательство людей в естественные процессы провоцируют чрезвычайные ситуации. Примерами этого являются современные глобальные экологические проблемы: разрушение озонового слоя, парниковый эффект, кислотные осадки - дожди, туманы, снег, пыльные бури, увеличение площадей пустынь, деградация почв, оползни, сели, землетрясения, цунами, ураганы.

В результате антропогенной деятельности температура атмосферы с начала XX столетия уже выросла примерно на 2-3 градуса по Цельсию. К 2050 году увеличится еще на три, а по сравнению с началом XX века еще на 6 градусов. Такое повышение температуры может привести к полному исчезновению ледовых полей в Северном океане. Уже сейчас, за последние 50 лет уровень Мирового океана повысился на 10 см, а в ХХ1 в. он будет расти на 3-5 см в год, если этот процесс не будет остановлен. Для этого подписан ряд международных договоров об уменьшении выбросов в атмосферу газов, способствующих этому эффекту.

Происходит всепланетное загрязнения и истощения почв, которые являются литосферных образованием и основой жизни для всех организмов. Почва должна все свойства, характерные живой и неживой природе и состоит из генетически связанных структур. Почва - верхний плодородный слой литосферы.

Современная площадь земель на планете, пригодных для ведения сельскохозяйственных работ составляет не более 7 млрд га, из которых уже использовано наиболее плодородных 4500000000 га (33% суши), а это почти предел. За всю историю человечества приведены в полную непригодность для ведения сельского хозяйства 1,5-2,0 млрд га ранее плодородных почв.

По данным ООН ежегодно до 57500000 кв. км пустынь мира (47% площади суши) добавляется по 7 млн га бывших сельхозугодий планеты. А это означает потерю продуктов питания, достаточных для питания 21 млн людей в течение года. Одной из причин разрушения почв является чрезмерное использование агрохимикатов. Они уменьшают количество гумуса, ухудшают качество почв, обусловливают все виды эрозии (лат. Еродере -руйнуваты). Ветровая - возникают пыльные бури. Водная - из-за уменьшения концентрации гумуса вода легко размывает почву, вымывая его с каждого гектара до 70 т, заиливая водоема. Химическая - за счет агрохимикатов уменьшается качество и содержание гумуса, а следовательно и плодородие. Этот вид эрозии усиливает природные виды эрозии (ветровая и водная), способствует загрязнению природной среды.

Идет страшная, катастрофически быстрое разрушение среды обитания человека в наиболее уязвимом для его существования месте - педосфера - почвенном покрова планеты. Это в стране, где В.И. Вернадский создал учение о биосфере и ноосфере, а В.В. Докучаев дал человечеству новую науку - почвоведение. "Все начинает земля..." - пророчествовал около 2000 лет назад древнеримский философ Тит Лукреций Кар.

Следует знать и о случаях небрежного, преступного обращения с радиоактивными веществами отдельными лицами, о ядерном терроризме. Так, на территории Киева с 1962 г.. Было свалку радиоактивных отходов рядом с музеем архитектуры под открытым небом. В 1979 г.. На Краматорском камнедробильном заводе ампула с радиоактивным изотопом (цезий-137) попала в щебенку, которую использовали для изготовления домовой панели, радиоактивный фон которой составлял 200 Р / ч, из-за чего погибли 4 человека.

В 1991 г.. Такую же ампулу было найдено на территории одного из киевских санаториев, в 1993 г.. Задержаны люди, которые сами возили уран по Москве. В морском порту Одессы задержали группу из 6 человек, которые пытались вывезти 2 кг радиоактивного вещества. В 1995г., После вывода военной летной части Бердянского гарнизона, было найдено две ампулы с радиоактивным изотопом цезия-137 на территории военного городка. Кстати они были найдены случайно населением с помощью бытовых дозиметров.

В середине 1996 слушалось дело в Киевском областном суде о краже из четвертого блока Чернобыльской АЭС урана, активность которого составляла 2700 Р в час. Итак, опасность может составить и так называемый ядерный терроризм и поэтому наличие у населения дозиметров может предотвратить это явление.

Как правило антропогенные катастрофы - результат политики гигантизма, о чем предупреждали ученые еще в начале XX века, в частности у! Вернадский. Любая система, которая состоит из большого, критического количества взаимодействующих элементов - интерактивная система становится неуправляемой.

Существует теория самоорганизующейся критичности, согласно которой составляющие элементы системы эволюционируют, самозминюються до критического состояния под действием внутренних (например механические напряжения, старение материала, генетические изменения), внешних причин (коррозия, действие излучений).

Такими системами являются не только сложные механизмы, их комплексы, а и все народное хозяйство, его отдельные отрасли. Если принять за 100% некоторый критический уровень антропогенной нагрузки, после которого происходят необратимые изменения, то около 80% такого уровня достигли Луганская, Запорожская, Ивано-Франковская области и Крымская автономная республика.

Общество, цивилизация при современном состоянии технологий, возможностях биосферы, достигли критической точки через перенаселенность планеты при низкой комфортности заселенных территорий. Поэтому в 1992г. Появилась аналитическая работа братьев Герберта и Джона Медоуза "За пределами", которая анализирует современное состояние планеты и выдвигает для безотлагательного решения три проблемы. Первая - сократить население планеты до 1 млрд людей, выделив на 2020 год квоту для каждого государства. Для России - 50 млн, для Украины - 10-15 млн Вторая - государствам третьего мира запретить развитие промышленности по западному типу, а ориентировать их на "зеленую революцию". Третья - всем государствам сократить материально-вещественные потребности, повысив духовные. Но возможно это за короткое время и не приведет ли это к резкому ухудшению общего состояния антропогенной системы, может проявиться непредсказуемыми последствиями.

Вопрос

1. Что такое антропогенные опасности, их структура?

2. Как классифицируют чрезвычайные положения экологического характера?

3. Что такое эрозия, ее виды и опасности?

4. Каковы перспективы улучшения безопасности в Украине?



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения