Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения. б) корреляционный анализ

МЕТОДИКА РАСЧЕТА ТЕСТОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

Бовтрукевич Мария Викторовна,

студент 3 курса г. Минск

Киреенко Анна Владимировна

студент 3 курса , кафедра информационных технологий, БГУ, г. Минск

Сиротина Ирина Казимировна

научный руководитель, ст. преподаватель, БГУ, г. Минск

На сегодняшний день вопрос тестового контроля очень актуален. Широкое применение он получил при проведении вступительной компании в вузы, при проверке знаний учащихся школ, лицеев, средних специальных и высших учебных заведений, при приеме на работу.Поскольку тестыпомогают определить человеку его способности, задатки, склонности, а также уровень знаний, умений и навыков, то они занялизначимую позицию в сфере образования.

Тест - это инструмент, состоящий из квалиметрически выверенной системы тестовых заданий, стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии и анализа результатов для измерения качеств и свойств личности, учебных достижений, изменение которых возможно в процессе систематического обучения .

Педагогическим тестом называется система заданий специфической формы, определенного содержания, равномерно возрастающей трудности - система, создаваемая с целью объективно оценить структуру и измерить уровень подготовленности учащихся (студентов). .

Главная проблема тестовогоконтролязнаний- сам процесссозданиятестов, ихунификацияианализ.Чтобы довеститестдополнойготовностикприменениюнеобходимонесколько лет собирать статистические данные.Довольночастовстречаетсязначительныйсубъективизмвформированиисодержаниясамих тестов, в отборе и формулировке тестовых вопросов. Многое такжезависитот конкретной тестовой системы, от того, сколько времени отводится наконтроль знаний, от структуры включенных в тестовое задание вопросов и т. д.Для объективной оценки уровня знаний необходимо грамотное составление теста: недостаточно придумать вопросы и варианты ответов, так как в этом случае может возникнуть немало противоречий, ошибок, неопределенностей, задания могут оказаться слишком простымиили же наоборот, слишком сложными. Всвязи с чемтестовые задания проходят процесс специальной оценки, который мы и рассмотрим в нашей работе.

Целью нашей работы является систематизация методов, позволяющих рассчитывать тестовые характеристики. Проведя анализ научной литературы по теме исследования , мы отобрали самые распространенные тестовые характеристики, собрали их воедино, подробно расписали их применение, составили общие правила для создания качественного теста, привели примеры. Мы надеемся, что данная работа усовершенствует такую форму проверки знаний, как тестовый контроль, что в свою очередь улучшит качество образования.

В теории и практике тестовых измерений последователи выделяют разнообразные тестовые характеристики: надежность, валидность, дискриминативность, социокультутраняя адаптированность, достоверность, однозначность, стандартизированность, точность, сложность, нормирование и др. В данной работе в силу спецификации нашего исследования мы рассмотрели следующие из них: надежность, валидность, дискриминативность.

Дискриминативность задач определяется, как способность отделять испытуемых с высоким общим баллом по тесту от тех, кто получил низкий балл, или испытуемых с высокой продуктивностью учебной деятельности от испытуемых с низкой продуктивностью. .

Для вычисления дискриминативности мы будем использовать метод крайних групп: при расчете дискриминативности тестового задания учитываются результаты наиболее и наименее успешных студентов. Доля членов крайних групп может изменяться в широких пределах в зависимости от величины выборки. Чем больше выборка, тем меньшей долей испытуемых можно ограничиться при выделении групп с высоким и низким результатами. Нижняя граница «отсечения групп»составляет 10 % от общего числа испытуемых в выборке, верхняя -33 %. В нашей работемы будем использовать 27 % группу, так как при таком процентном соотношении достигается максимальная точность определения дискриминативности.

Индекс дискриминации D определяетсякак разность между долей лиц, правильно решивших задачу, из «высокопродуктивной»и «низкопродуктивной»групп и находится поформуле:

где: Nn max - количество студентов в группе лучших, верно выполнивших задание; Nn min - количество студентов в группе худших, верно выполнивших задание; N max - общее количество испытуемых в группе лучших; N min - общее количество испытуемых в группе худших.

В. К. Гайда и В. П. Захаров предлагают вычислять коэффициент дискриминации, рассчитывая меру соответствия между успешностью решения одной задачи и всего теста. Этот показатель будет являться коэффициентом дискриминации, для его расчета используют формулу:

, (2)

где: x - среднее арифметическое значение всех индивидуальных оценок по тесту;

x n - среднее арифметическое значение оценок по тесту у тех испытуемых, которые правильно решили задачу;

δ x - среднеквадратическое отклонение индивидуальных оценок по тесту для выборки;

n - число испытуемых, правильно решивших задачу;

N d - общее число испытуемых.

Коэффициент дискриминации может принимать значения от -1 до +1. Высокое положительное значение дискриминативности тестового задания свидетельствует об эффективности деления испытуемых, высокое отрицательное значение свидетельствует о непригодности данной задачи для теста, о ее несоответствии суммарному результату. Результат D ≥0,3 считается удовлетворительным. Если значение коэффициента близко к 0, то задачи должны рассматриваться как некорректно сформулированные.

Валидность означает пригодность тестовых результатов для той цели, ради чего проводилось тестирование . Валидность -это характеристика способности теста служить поставленной цели измерения . Валидность определяет, насколько тест отражает то, что он должен оценивать .

Различают следующие ее виды: с одержательная валидность - характеристика репрезентативности содержания теста по отношению к запланированным для проверки знаниям и умениям ;к онструктная (концептуальная) валидность - характеристика адекватного измерения теоретического конструкта,т. е. действительно ли тест на умственное развитие определяет коэффициент умственного развития; к ритериальная валидность-определяет способность теста служить индикатором строго определенных особенностей, форм поведения;т екущая валидность - характеристика теста, отражающая его способность различать испытуемых на основании того признака, который является объектом выявления в данной методике;п рогностическая валидность предоставляет информацию о том, насколько точно можно судить о качестве, выявленном в ходе тестирования, по прошествии определенного времени после измерения .

Для оценки валидности теста обычно используют корреляцию между показателями теста и некоторым внешним критерием. Для педагогических тестов в качестве критерия обычно берутся оценки экспертов, выставленные ими при традиционной проверке знаний студентов без использования тестов. Процесс валидизации осложняется необходимостью установления меры согласованности оценок экспертов, которых обычно бывает не менее трех человек.

Валидностьпо количественным способам определенияпреимущественно выясняетсяс помощью качественных оценок, как правило, с привлечением экспертов :офакторном анализе говорят, когда для определения валидности используется факторный анализ с целью определения факторных нагрузок и факторного состава теста; консенсусная валидность - для получения второго ряда оценок используют данные внешних экспертов; эмпирическа я валидность - для получения второго ряда оценок используют результаты, полученные путем применения методики известной ранее или из других источников.

В данной работе мы рассмотрим пример расчета валидности с учетом результатов тестирования и экспертных оценок:

, (3)

где: - среднееарифметическоеэкспертных оценок,

Стандартное отклонение этих оценок:

(3.2)

Аналогично - среднееарифметическоетестовых баллов студентов, а
- стандартное отклонение этих баллов, вычисляются также по формулам (3.1), (3.2).

Надежностью называется характеристика теста, отражающая точность тестовых измерений, а также устойчивость тестовых результатов к действию случайных факторов .

Различают два вида надежности: надежность как устойчивость; надежность как внутреннюю согласованность.

Надежность как устойчивость. Устойчивость результатов теста - возможность получения одинаковых результатов у испытуемых в различных случаях. Надежность как устойчивостьизмеряется с помощью повторного проведения теста на той же выборке испытуемых, обычно через две недели после первого тестирования. Надежность теста тем выше, чем более согласованы результаты одного и того же человека при повторной проверке знаний посредством того же теста или эквивалентной его формы (параллельного теста). Для нахождения данной характеристики предлагают в , использовать формулу Пирсона:

, (4)

где X i - тестовый балл i-го испытуемого при первом измерении;

Y i - тестовый балл того же испытуемого при повторном измерении;

N -количество испытуемых.

Внутренняя согласованность определяется связью каждого конкретного элемента теста с общим результатом, тем, насколько каждый элемент входит в противоречие с остальными, насколько каждый отдельный вопрос измеряет признак, на который направлен весь тест. Для проверки внутренней согласованности рассматриваются следующие методы: метод расщепления или метод автономных частей; метод эквивалентных бланков; метод Альфа Кронбаха. В методе расщепления применяются формулы: Спирмана-Брауна; Рюлона; Кьюдера-Ричардсона; Стенли. Если значения коэффициента r попадают в интервал 0,80-0,89, то говорят, что тест обладает хорошей надежностью, а если этот коэффициент не меньше 0,90, то надежность можно назвать очень высокой. При применении метода расщепления тестовую матрицу разбивают на две половины, состоящие из заданий с четными и нечетными номерами.

Формула Спирмена -Брауна выглядит так:

Перед применением этой формулы, надо применить формулу (3). Обратите внимание на то, что в данном случаи X i - тестовый балл i -го испытуемого за задания с четным номером; Y i

Формула Рюлона выглядит так:

Дисперсия разностей между результатами каждого испытуемого по обеим половинам тестаS 2 d находится по формуле:

где:X i - тестовый балл i-го испытуемого за задания с четным номером;

Y i - тестовый балл того же испытуемого за задания с нечетным номером.

Дисперсия суммарных баллов результатаS 2 z находится по формуле:

, (6.2)

где: Z i - суммарный балл за весть тест i -го студента.

Формула Кьюдера-Ричардсонавыглядит так:

, (7)

где: p j - доля правильных ответов на j -ое задание, т.е. кол-во правильных ответов, деленное на кол-во студентов;

q j - доля неправильных ответов на j -ое задание, т. е. кол-во неправильных ответов, деленное на кол-во студентов (q j = 1 -p j );

S 2 z - дисперсия суммарных баллов результата, которая вычисляется по формуле (5.2).

При подсчете надежности по формуле Стенли студентов необходимо разделить на две группы. В первую группу войдут 27% «сильных» студентов (те, кто набрал наибольшее количество баллов), а в слабую 27% «слабых» студентов (те, кто набрал наименьшее количество баллов).

Формула Стенли:

, (8)

где W L - количество неправильных ответов на данный вопрос в слабой группе;

W H - количество неправильных ответов на данный вопрос в сильной группе;

n - количество вопросов в тесте;

k - количество испытуемых в сильной (слабой) группе, т. е. 27 % от общего числа испытуемых.

Коэффициент Альфа Кронбаха показывает внутреннюю согласованность характеристик, описывающих один объект, и находится по формуле:

, (9)

где: S 2 Y - дисперсия суммарных баллов результата, которая вычисляется по формуле (3.2);

S 2 Yi - дисперсия элемента i .

Методику расчета тестовых характеристик покажем на конкретном примере . Мы получили результаты тестирования студентов, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Результаты первого тестирования

Ст удент

i

Экспертная оценка

Номер задания

1 0

Спустя две недели тест провели повторно и получили результат, представленный в таблице 2.

Таблица 2

Результаты второго тестирования

i

Экспертная оценка

Номер задания

1 0

Используя данные таблиц, перейдем к расчету всех вышеперечисленных характеристик.

Дискриминативность

1.Рассчитываем количество студентов в крайних группах, сразу округляя до целых:.

2. Рассмотрим группу лучших и группу худших, в каждой из которых будет по 3 человека. Получим таблицу 3.

Таблица 3

Сводная таблица тестирования с экспертными оценками

i

Экспертная оценка, Ei

Номер задания

Общий балл за тест

1 0

Таким образом в группу лучших входят студенты под номером 1, 10, 4; в группу худших: 3, 5, 2 (если встречаются студенты с одинаковым баллом за тест, учитываем экспертные оценки).

3. Составимтаблицу4, состоящую только из студентов группы лучших и студентов группы худших, сразу рассчитывая количество студентов в каждой группе, правильно выполнивших задание.

Таблица 4

Сводная таблица тестирования с экспертными оценками
для крайних групп

i

Экспертная оценка, Ei

Номер задания

1 0

Группа лучших

Группа худших

4. Рассчитываем индекс дискриминативности для каждого задания по формуле (1):

, , , , , , , , , .

Длаем вывод, что задания 6 и 7 недискриминативны.

Валидность

В таблице 6найдены E i (экспертная оценка),Z i (общий балл за тест), n - известно, в нашем случае равно 10.

1. Находим и по формуле (3.1):

2. Находим и по формуле (3.2):

,.

3.Валидность рассчитывается по формуле (3). Для удобства отдельно посчитаем:

Получим: .

Надежность как устойчивость

1. Для начала построим таблицу 5.

Таблица 5

Нахождения надежности по формуле Пирсона

Номер ученика i

Балл при первом тестировании X i

Балл при повторном тестировании Y i

X i Y i

(X i ) 2

(Y i ) 2

2. Применим формулу (4):

Надежность как внутренняя согласованность. Данную характеристику мы будем считать методом расщепления по формуле Рюлона (6).

1. Для начала найдем дисперсию разностей между результатами каждого испытуемого по обеим половинам теста. Заполним таблицу 6.

Таблица 6

Расчет дисперсии разностей результатов

i

Балл за задания с четным номером X i

Балл за задания с нечетным номером Y i

X i -Y i

2. Применим формулу (6.1): .

3. Найдем дисперсию суммарных баллов результата, предварительно построив таблицу 7.

Таблица 7

Расчет дисперсии суммарных баллов

I

Балл за все задания Z i

4. Применяя формулу (6.2), а затем и формулу (6), получим:

, .

Интерпретация результатов

1. Надежность как устойчивость: поскольку значение коэффициента приблизительно равно 0,923, то тест имеет высокую степень надежности. Значит, с этой точки зрения он составлен очень хорошо.

2. Надежность как внутренняя согласованность: значение коэффициента корреляции приблизительно равно 0,198. Это говорит о низкой надежности, поэтому лучше провести повторное тестирование с целью определения, какие тестовые задания необходимо заменить.

3. Дискриминативность: недискриминативны задания 6 и 7, так как неудовлетворительным считается коэффициент дискриминации менее 0,3. Это значит, что эти задания непригодны для теста и их необходимо заменить.

4. Валидность: степень корреляции между результатами теста и внешним критерием (экспертными оценками) достаточно высока и составляет 0,962823. Данный результат говорит о высокой валидности рассмотренного теста.

Обращаем ваше внимание на особые случаи .

  • Иногда при нахождении коэффициента надежности происходит деление на нуль. Это может произойти, если все студенты имеют одинаковое количество правильных и неправильных ответов. Такое редко бывает на практике, скорее всего, произошла утечка ответов. В данном случае следует тест провести повторно.
  • При нахождении надежности как устойчивости, так же возможен случай, который дает в ответе неопределенность, т. е. происходит деление нуля на нуль. Такое может произойти, когда студент дал одинаковое количество правильных и неправильных ответов на первом и повторном тестировании. Это означает, что тест составлен очень удачно или же наоборот, очень неудачно. Советуем вам проверить другие тестовые характеристиками и, исходя из них, сделать заключение.
  • При расчете валидности также возможен случай, когда происходит деление на 0. Это может произойти в том случае, если все студенты имеют одинаковое количество правильных и неправильных ответов или, если все экспертные оценки одинаковы. Такой случай редко может произойти на практике, скорее всего, произошла утечка ответов, и данный результат искажен.

Если мы хотим составить тестовые задания, обладающие удовлетворительной дискриминативностью, то необходимо избегать следующего: 1) излишней сложности, запутанности формулировок; 2) неоднозначности условий; 3) очевидности решения; 4) зависимости результата от памяти или от других индивидуальных особенностей испытуемого, а не от уровня развития тех умений и навыков, для оценки которых разрабатывается тест; 5) абсурдности, нереальности вариантов ответов; 6) появления двух и более правильных ответов, не оговоренных в условии.

Существуют следующие способы повышения валидности теста: 1) подбор оптимальной трудности заданий для обеспечения нормального закона распределения баллов по тесту; 2) экспертиза качества содержания теста;
3) расчет оптимального времени выполнения теста; 4) подбор заданий с высокой дискриминативностью.

Предварительное исследование источников ненадежности позволяет по возможности устранить их влияние при конструировании теста. К числу таких источников обычно относят: 1. Субъективизм при оценке результатов выполнения заданий теста. Наиболее эффективный метод преодоления отмеченного недостатка - использование закрытых заданий, которые благодаря возможности объективной оценки результатов выполнения при прочих равных ведут к повышению надежности теста. 2. Угадывание. Как показывают специальные исследования, угадывание существенно снижает надежность теста, особенно в тех случаях, когда тестируется группа слабых учеников, которые обычно прибегают к догадке при выполнении наиболее трудных заданий теста. 3. Отсутствие логической корректности формулировок заданий теста. Как правило, некорректные задания пропускают сильные ученики, что в целом негативно отражается на надежности теста. 4. Неоправданный выбор весовых коэффициентов. При правильном положении вещей выбор весовых коэффициентов в процессе подсчета индивидуальных баллов обучаемых должен базироваться на соответствующей теории. 5. Длина теста. Надежность растет по мере увеличения длины теста. Для удовлетворительной, но не хорошей надежности обычно достаточно 30 заданий теста. 6. Отсутствие стандартной инструкции к тесту. Инструкции к тесту должны быть предельно стандартизованы и точны. Любые неоднозначности, двусмысленности и отступления от требований стандартизации в инструкции ведут к снижению надежности теста. 7. Иные источники ненадежности связаны с испытуемыми, а не с заданиями теста. Например, испытуемый может плохо себя почувствовать во время работы над тестом либо ошибиться в инструкции. На результаты выполнения теста могут повлиять усталость и скука, температура в помещении, шум за окном и т. п.

В заключение отметим, что в рамках нашего проекта с целью оптимизации процесса эмпирической обработки тестовых характеристикстудентами специальности «Информатика» Фалеем Александром и Березюком Сергеем разработани реализован онлайн сервис .Обработка пользовательских данных разделена на три этапа: прием информации от клиента и формирование массивов исходных данных, обработка значений с помощью расчетных формул и алгоритмов, компоновка и вывод результатов пользователю. Целевой аудиторией данного сервиса преимущественно могут стать учителя школ и преподаватели вузов.Адрес проекта: www.qualitester.com .

Список литературы:

1. Аванесов В. С. Композиция тестовых заданий/ В. С. Аванесов. - М.: Адепт, 1998. - 217 с.

2. Аванесов В. С. Применение заданий в тестовой форме в новых образовательных технологиях / В.С. Аванесов // Школьные технологии. - 2007. - № 3. - С. 146-163.

3. Аванесов В. С. Форма тестовых заданий: учеб. пособие / В. С. Аванесов. М.: Центр тестирования, 2005. - 120 с.

4. Гуцанович С. А., Радьков А. М. Тестирование в обучении математике: диагностико-дидактические основы / С. А. Гуцанович, А. М. Радьков. - Мозырь: Издательский Дом «Белый Ветер», 2001. - 168 с.

5.Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. - Москва: «Интеллект-Центр», 2002. - 296 с.

6.Челышкова,М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. - Москва: «Логос», 2002. - 432 с.

Тестирование - это исследовательский метод, который позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности, а также их соответствие определенным нормам путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий. Такие задания принято называть тестами. Тест - это стандартизированное задание или особым образом связанные между собой задания, которые позволяют исследователю диагностировать меру выраженности исследуемого свойства у испытуемого, его психологические характеристики, а также отношение к тем или иным объектам. В результате тестирования обычно получают некоторую количественную характеристику, показывающую меру выраженности исследуемой особенности у личности. Она должна быть соотносима с установленными для данной категории испытуемых нормами. Значит, с помощью тестирования можно определить имеющийся уровень развития некоторого свойства в объекте исследования и сравнить его с эталоном или с развитием этого качества у испытуемого в более ранний период.

Тесты обычно содержат вопросы и задания, требующие очень краткого, иногда альтернативного ответа («да» или «нет», «больше» или «меньше» и т.д.), выбора одного из приводимых ответов или ответов по балльной системе. Тестовые задания обычно отличаются диагностичностью, их выполнение и обработка не отнимают много времени. В то же время, как показала мировая практика, очень важно видеть, что реально могут выявить тесты, для того чтобы не подменить предмет диагностирования. Так, многие тесты, претендующие на выявление уровня развития, реально выявляют лишь уровень подготовленности, информированности или умелости испытуемых.

При подготовке тестовых заданий следует соблюдать ряд условий. Во-первых, нужно определить и ориентироваться на некоторую норму, что позволит объективно сравнивать между собой результаты и достижения различных испытуемых. Это означает также, что исследователь должен принять некоторую научную концепцию изучаемого явления, ориентироваться на нее и с этих позиций обосновывать создание и интерпретировать результаты выполнения заданий. Например, тесты-задания на выявление уровня сформированности знаний, умений и навыков по тем или иным учебным предметам составляются и применяются на основе некоторых представлений о критериях оценки знаний, умений и навыков учащихся и соответствующих норм отметок или могут быть рассчитаны лишь на сравнение испытуемых между собой по успешности. выполнения ими заданий. Во-вторых, испытуемые должны находиться в одинаковых условиях выполнения задания (независимо от времени и места), что позволяет исследователю объективно оценить и сравнить полученные результаты.

Норма каждого теста определяется составителем-разработчиком путем нахождения среднего показателя, соответствующего результатам большой совокупности людей, принадлежащих некоторой культуре (выборка стандартизации). Этот показатель принимается за средний показатель развития выявляемого тестом свойства, статистически характерного для среднего человека. Это может быть, например, возрастной нормой интеллектуального развития или какой либо личностной характеристикой. Такой показатель определяется опытным путем и принимается за точку отсчета. Результаты каждого испытуемого сравниваются с нормой и соответствующим способом оцениваются: каждый тест сопровождается способом обработки данных и интерпретации результатов. Например, в тесте на определение акцентуации характера (К. Леон-гардт) испытуемый по каждому из типов акцентуации может набрать максимум 24 балла; признаком сильной выраженности (акцентуации) считается показатель, превышающий 12 баллов (исследователь может сам, на основании накопленного опыта, дополнительно уточнить характеристику меры выраженности свойства при показателях до 24 баллов).

Тесты, ориентированные на определение среднестатистических норм и принятие их в качестве критериев оценки и интеграции, позволяют осуществлять нормативно-ориентированное тестирование (НОРТ). Такие нормативные оценочные действия часто используются в педагогической практике. Например, существуют критерии оценки знаний, умений и навыков и нормы отметок по тем или иным учебным предметам, применяются учебные задания тестового характера по разным предметам с установленными нормами выставления отметок. НОРТ можно осуществить с применением многих тестов (тест Равена, тест Кэттелла, методика диагностики уровня субъективного контроля и др.).

Бывает много случаев, когда важно учитывать изменения в показателях одного и того же испытуемого на определенном промежутке времени, например до начала обучения и после завершения обучения некоторому учебному материалу. Это позволяет фиксировать возможности испытуемого, а периодическая диагностика и сравнение его показателей с предыдущими позволяет выявлять темп и направление развития изучаемого свойства. В таких случаях интерпретация результатов тестирования осуществляется с позиции выбранных критериев, показывающих особенности продвижения испытуемого в усвоении содержания учебного материала и развитии определенных психических качеств. Многие интеллектуальные тесты, тесты достижений и др. позволяют использовать их в указанном выше смысле. Норма теста в подобных случаях индивидуальная.

Возможен и случай, когда определение нормы теста осуществляется по содержательному признаку, на основе анализа логико-психологической структуры материала заданий, когда успешность выполнения теста интерпретируется в терминах - качественных характеристиках исследуемого свойства. Такие качественные характеристики выступают как критерии оценки достижений испытуемого, а само тестирование становится критериально-ориентированным. Критериально-ориентированное тестирование (КОРТ) позволяет достаточно успешно сочетать тестирование, интерпретацию результата и коррекцию хода обучения (формирования). Напомним еще раз, что результаты выполнения заданий в КОРТ соотносятся с качественными характеристиками содержания задания (теста), а не с некоторым среднестатистическим уровнем успешности его выполнения, как в НОРТ.

Примером может служить использование «Методики АРП» и соответствующего ей блока методик, предложенного одним из авторов данного пособия. Выполнение данного блока позволяет определить уровень развития мышления испытуемого - школьника, которое может быть эмпирическим, аналитическим, планирующим и рефлектирующим. Поскольку сформированность того или иного уровня развития мышления является предпосылкой возможного становления в будущем следующего уровня развития, поэтому имеется возможность: 1) принятия этих уровней в качестве критериев оценки исследуемого свойства; 2) принятия следующего за установленным уровня в качестве направления последующего развития мышления и определение ближайшей зоны развития мышления ученика; 3) составление адекватного набора упражнений по одному или ряду учебных предметов, выполнение которых должно привести к достижению школьником соответствующего уровня развития мышления1.

Существуют определенные правила проведения тестирования и интерпретации полученных результатов. Эти правила достаточно четко проработаны, и основные из них имеют следующий смысл: 1)

информирование испытуемого о целях проведения тестирования; 2)

ознакомление испытуемого с инструкцией по выполнению тестовых заданий и достижение уверенности исследователя в том, что инструкция понята правильно; 3)

обеспечение ситуации спокойного и самостоятельного выполнения заданий испытуемыми; сохранение нейтрального отношения к тестируемым, уход от подсказок и помощи; 4)

соблюдение исследователем методических указаний по обработке полученных данных и интерпретации результатов, которыми сопровождается каждый тест или соответствующее задание; 5)

предупреждение распространения полученной в результате тестирования психодиагностической информации, обеспечение ее конфиденциальности; 6)

ознакомление испытуемого с результатами тестирования, сообщение ему или ответственному лицу соответствующей информации с учетом принципа «Не навреди!»; в этом случае возникает необходимость решения серии этических и нравственных задач; 7)

накопление исследователем сведений, получаемых другими исследовательскими методами и методиками, их соотнесение друг с другом и определение согласованности между ними; обогащение своего опыта работы с тестом и знаний об особенностях его применения.

Как уже было отмечено, каждый тест сопровождается конкретной инструкцией и методическими указаниями по обработке и интерпретации получаемых данных.

Выделяют также несколько типов тестов, каждому из которых сопутствуют соответствующие процедуры тестирования.

Тесты способностей позволяют выявить и измерить уровень развития тех или иных психических функций, познавательных процессов.

Такие тесты чаще всего связаны с диагностикой познавательной сферы личности, особенностей мышления и обычно называются также интеллектуальными. К ним относятся, например, тест Равена, тест Амтхауэра, соответствующие субтесты теста Век-слера и т.д., а также тесты-задания на обобщение, классификацию и множество других тестов исследовательского характера.

Тесты достижений ориентированы на выявление уровня сфор-мированности конкретных знаний, умений и навыков и как меры

1 См.: Атаханов Р.А. Математическое мышление и методики определения уровня его развития // Науч. ред. В.В.Давыдова. - Рига, 2000.

успешности выполнения, и как меры готовности к выполнению некоторой деятельности. В качестве примеров могут служить все случаи тестовых экзаменационных испытаний. На практике обычно применяются «батареи» тестов достижений.

Личностные тесты предназначены для выявления свойств личности испытуемых. Они многочисленны и разнообразны: существуют опросники состояний и эмоционального склада личности (например, тесты тревожности), опросники мотивации деятельности и предпочтений, определения черт характера личности и отношений.

Имеется группа тестов, называемых проективными, которые позволяют выявить установки, неосознаваемые потребности и побуждения, тревоги и состояние страха. Испытуемому предлагаются различные стимульные материалы типа сюжетно неопределенных картинок, незавершенных предложений, сюжетные рисунки с конфликтными ситуациями и др. с просьбой интерпретировать их. Механизм выполнения таких заданий проявляется в том, что испытуемый некоторым образом упорядочивает элементы стимульного материала и придает им субъективный смысл, отражающий его личный опыт и переживания. Иначе говоря, проективные тесты построены на признании существования механизма «проектирования» человеком своего внутреннего мира на внешний, когда он невольно приписывает другим людям те свои влечения, потребности и желания, которые в обычном состоянии подавлены. Значит, проективные тесты позволяют с достаточной мерой объективности диагностировать бессознательные переживания человека. Такими тестами являются тематический апперцептивный тест, тест «чернильных пятен» Роршаха, широко применяемый фрустрационный тест Розенцвейга и др. Используются также графические проективные методики, где исследователь ставит испытуемого в ситуацию проектирования своего состояния, особенностей личности и отношений на реальность путем изображения дома, дерева, семьи, человека, несуществующего животного и его интерпретации. Например, тест «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур» выявляет индивидуально-типологические различия путем анализа рисунка человека, составленного из десяти фигур (треугольников, квадратов и кругов, причем их сочетание может быть любым): испытуемый может оказаться принадлежащим к типу «руководителей», «тревожно-мнительных личностей» и т. д.

Применение тестов всегда связано с измерением проявления того или иного психологического свойства и оценкой уровня его развития или сформированности. Поэтому важное значение имеет качество теста. Качество теста характеризуется критериями его точности, т. е. надежностью и валидностью.

Надежность теста определяется тем, насколько получаемые показатели являются стабильными и насколько они не зависят от случайных факторов. Разумеется, речь идет о сравнении показаний одних и тех же испытуемых. Это значит, что надежному тесту должна быть свойственна согласованность показателей тестирования, полученных при повторном тестировании, и можно быть уверенным в том, что тест выявляет одно и то же свойство. Применяются разные способы проверки надежности тестов. Один способ - это только что упомянутое повторное тестирование: если результаты первого и через определенное время проводимого повторного тестирования покажут наличие достаточного уровня корреляции, то это будет свидетельствовать о надежности теста. Второй способ связан с применением другой эквивалентной формы теста и наличием высокой корреляции между ними (некоторые тесты предлагаются пользователям в двух формах; например, тест-опросник Айзенка EPI - по определению темперамента - имеет равнозначные формы А и Б). Возможно и применение третьего способа оценки надежности, когда тест допускает его расщепление на две части и одна и та же группа испытуемых обследуется с применением обеих частей теста. Надежность теста показывает, насколько результаты тестирования могут быть устойчивы, насколько точно измеряются психологические параметры и насколько высокой может быть мера доверия исследователя к полученным результатам.

Валидность теста отвечает на вопрос о том, что именно выявляет тест, насколько он пригоден для выявления того, для чего он предназначен. Например, тесты способностей нередко выявляют несколько иное: натренированность, наличие соответствующего опыта или, наоборот, его отсутствие. В таком случае тест не отвечает требованиям валидности.

В психодиагностике выделяют разные виды валидности. В простейшем случае валидность теста обычно определяется путем сопоставления полученных в результате тестирования показателей с экспертными оценками о наличии данного свойства у исследуемых (текущая валидность или валидность «по одновременности»), а также путем анализа данных, полученных в результате наблюдения за обследуемыми в различных ситуациях их жизни и деятельности, и их достижений в соответствующей области. Вопрос о валидности теста может быть решен еще и сравнением его данных с показателями, полученными с помощью методики, связанной с данной методикой, валидность которой считается установленной.

Прежде чем психодиагностические методики могут быть использованы для практических целей, они должны пройти проверку по ряду формальных критериев, доказывающих их высокое качество и эффективность. К числу основных критериев оценки психодиагностических методик относятся надежность и валидность. Большой вклад в разработку этих понятий внесли зарубежные психологи (А. Анастази, Е. Гизелли, Дж. Гилфорд, Л. Кронбах, Р. Торндайк, Е. Хаген и др.). Ими были разработаны формально-логический и математико-статистический аппарат (прежде всего корреляционный метод и фактический анализ) обоснования степени соответствия методик отмеченным критериям.

В традиционной тестологии термин «надёжность» означает относительное постоянство, устойчивость, согласованность результатов теста при первичном и повторном его применении на одних и тех же испытуемых.

Надёжность методики - это критерий, который говорит о точности психологических измерений, то есть позволяет судить о том, насколько внушают доверие полученные результаты.

Это согласованность результатов тестирования испытуемых в разные моменты времени, при первичном и вторичном тестировании и с использованием разных по эквивалентности, по содержанию заданий. Надежность характеризует тесты свойств, но не состояний. Свойства:

    1. Воспроизводимость рез-тов исследования.
    2. Точность измерения.
    3. Устойчивость результатов.

Степень надёжности методик зависит от многих причин. Среди негативных факторов наиболее часто называются следующие:

    1. нестабильность диагностируемого свойства;
    2. несовершенство диагностических методик (небрежно составлена инструкция, задания по своему характеру разнородны, нечётко сформулированы указания по предъявлению методики испытуемым и т.д.);
    3. меняющаяся ситуация обследования (разное время дня, когда проводятся эксперименты, разная освещённость помещения, наличие или отсутствие посторонних шумов и т.д.);
    4. различия в манере поведения экспериментатора (от опыта к опыту по-разному предъявляет инструкции, по-разному стимулирует выполнение заданий и т.д.);
    5. колебания в функциональном состоянии испытуемого (в одном эксперименте отмечается хорошее самочувствие, в другом - утомление и т.д.);
    6. элементы субъективности в способах оценки и интерпретации результатов (когда ведётся протоколирование ответов испытуемых, оценивают ответы по степени полноты, оригинальности и т.д.).

Одним из важнейших средств повышения надежности методики является единообразие процедуры обследования, его строгая регламентация: одинаковая обстановка, однотипный характер инструкций, одинаковые для всех временные ограничения, способы и особенности контакта с испытуемыми и так далее.

На характеристику надёжности методик большое влияние оказывает исследуемая выборка. Она может, как снижать, так и завышать этот показатель, например, надежность, может быть искусственно завышена, если в выборке небольшой разброс результатов, т.е. если результаты по своим значениям близки друг к другу. Поэтому в руководстве обычно делается описание выборки, на котором определялась надёжность методики.

В настоящее время надежность все чаще определяется на наиболее однородных выборках, т.е. на выборках, схожих по полу, возрасту, уровню образования, профессиональной подготовке и т.п.

Разновидностей надёжности методик так же много, как и условий, влияющих на результаты диагностических испытаний. Так как все виды надёжности отражают степень согласованности двух независимо полученных рядов показателей, то математико-статистический приём, с помощью которого устанавливается надёжность методики, - это корреляции (по Пирсону или Спирмену). Надёжность тем выше, чем больше полученный коэффициент корреляции приближается к единице, и наоборот.

К.М. Гуревич предложил толковать надёжность как:

    1. надёжность самого измерительного инструмента (коэффициент надежности);
    2. стабильность изучаемого признака (коэффициент стабильности);
    3. константность, т.е. относительную независимость результатов от Личности экспериментатора (коэффициент константности).

Показатель, характеризующий измерительный инструмент, предлагается называть коэффициентом надёжности; показатель, характеризующий стабильность измеряемого свойства, - коэффициентом стабильности; а показатель оценки влияния Личности экспериментатора - коэффициентом константности. Именно в таком порядке рекомендуется осуществлять проверку методики: целесообразно сначала проверить инструмент измерения. Если полученные данные удовлетворительны, то можно переходить к установлению меры стабильности измеряемого свойства, а уже после этого при необходимости заняться критерием константности. (Надёжность: ретестовая, параллельных форм, частей тела, по внутренней согласованности, факторно-дисперсионая).

Определение надежности измерительного инструмента. От того как составлена методика, насколько правильно подобраны задания, насколько она однородна зависит точность, объективность измерения.

Для проверки надежности измерительного инструмента, говорящего о его однородности (гомогенности) используют метод расщепления. Задания делят на четные и нечетные (необходимо выполнение всех заданий), а затем результаты коррелируются между собой. Если методика однородна, то большой разницы в успешности по этим половинам не будет, коэффициент будет высоким. Можно сравнивать по частям, но лучше по четным и нечетным, т.к. этот способ не зависит от тренировки, утомления и т.д.

Методика надежна, если коэффициент не ниже 0,75 - 0,85, лучше 0,90 и выше.

Определение стабильности изучаемого признака. Также необходимо установить насколько устойчив, стабилен признак, который исследователь намерен измерять. Признак со временем может меняться, но колебания его не должны иметь непредсказуемый характер.

Для проверки используется прием, который называется тест-ретест. Он заключается в повторном обследовании испытуемых с помощью этой же методики. О стабильности судят по коэффициенту корреляции между результатами первого и второго обследования. Он будет свидетельствовать о сохранении или не сохранении каждым испытуемым своего порядкового номера в выборке.

На степень устойчивости влияет разнообразие фактора. Необходимо соблюдать единообразие процедуры обследования.

При определении стабильности признака большое значение имеет промежуток времени между 1 и 2 обследованиями. Чем короче этот промежуток, тем больше шансов, что этот признак сохраняет уровень первого испытания. Целесообразно проводить повторное тестирование через короткий срок после тестирования. Экспериментатор сам устанавливает этот срок, но чаще в психологической литературе указывают на интервал от нескольких месяцев (но не более полугода). Вопрос о стабильности измеряемого свойства решается не всегда единообразно. Решение зависит от сущности диагностируемого признака.

Если измеряемое свойство уже сформировано, то коэффициент должен быть не ниже 0,80.

Определение константности , т.е. относительная независимость результатов от Личности экспериментатора. Так как методика разрабатывается для дальнейшего использования ее другими психодиагностами, необходимо определить в какой мере ее результаты поддаются влиянию личности экспериментатора. Коэффициент константности определяется путем корреляции результатов двух опытов, проводимых на одной и той же выборке, но разными экспериментаторами. Коэффициент корреляции не должен быть ниже 0,80.

Вопрос о валидности решается после того, как установлена надежность, так как ненадежная методика не может быть валидной.

Валидность теста - понятие, указывающее нам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает (А. Анастази). Валидность по своей сути - это комплексная характеристика, включающая, с одной стороны, сведения о том, пригодна ли методика для измерения того, для чего она была создана, а с другой стороны, какова её действенность, эффективность, практическая полезность.

По этой причине не существует какого-то единого универсального подхода к определению валидности. В зависимости от того, какую сторону валидности хочет рассмотреть исследователь, используются и разные способы доказательства. Другими словами, понятие валидности включает в себя разные ее виды, имеющие свой особый смысл. Проверка валидности методики называется валидизацией.

Валидность - соответствие конкретного исследования принятым стандартам (безупречному эксперименту).

Валидность в первом ее понимании имеет отношение к самой методике, т.е. это валидность измерительного инструмента. Такая про-верка называется теоретической валидизацией. Валидность во втором ее понимании уже относится не столько к методике, сколько к цели ее использования. Это прагматическая валидизация.

При теоретической валидизации исследователя интересует само свойство, измеряемое методикой.

Так как для определения теоретической валидизации тяжело найти какой-нибудь независимый критерий, лежащий вне методики, и поэтому раньше принимались на веру голословные утверждения о валидности этой методики. Так как теоретическая валидизация направлена на доказательство того, что методика измеряет именно свойство, которое она должна измерить. Для теоретической валидизации кардинальной проблемой является отношение между психологическими явлениями и их показателями, по средствам которой эти психологические явления пытаются познать. Она показывает, что замысел автора и результаты методики совпадают.

Не столь сложно осуществить теоретическую валидизацию новой методики, если для измерения данного свойства уже имеется методика с известной, доказанной валидностью. Наличие корреляции между новой и аналогичной старой методиками указывает на то, что разработанная методика измеряет то же психологическое качество, что и эталонная.

Для проверки теоретической валидности важно, с одной стороны, установить степень связи с родственной методикой (конвергентная валидность), а с другой - отсутствие этой связи с методиками, имеющими другое теоретической основание (дискриминантная валидность).

Важную роль для понимания того, что методика измеряет, играет сопоставление ее показателей с практическими формами Деятельности. Важно чтобы методика была проработана в теоретическом плане.

Прагматическая валидизация

Проверяется практическая эффективность, значимость, полезность методики, так как методикой можно пользоваться только тогда, когда доказано, что измеряемое свойство проявляется в определенных видах Деятельности.

Для проверки прагматической валидности используется независимый внешний критерий - показатель проявления изучаемого свойства в повседневной жизни. В качестве такого критерия могут выступать успеваемость (для тестов способностей к обучению, тестов достижений, тестов интеллекта), производственные достижения (для методик профессиональной направленности), эффективность реальной Деятельности - рисования, моделирования и так далее (для тестов специальных способностей), субъективные оценки (для тестов Личности).

Американские исследователи Тиффин и Маккормик выделили 4-е типа внешнего критерия:

    1. Критерий исполнения (количество выполняемой работы, успеваемость, время, темп роста квалификации).
    2. Субъективные критерии (включают различные виды ответов, которые отражают отношение человека к чему-либо, его мнения, взгляды).
    3. Физиологический критерий (используется при изучении влияния внешней среды, влияющей на организм и психику).
    4. Критерий случайности (например, когда цель касается проблемы отбора для работы таких лиц, которые менее подвержены несчастным случаям).

Внешний критерий должен обладать 3 основными требованиями:

    1. Должен быть релевантным, то есть должна быть уверенность, что в критерии задействованы именно те особенности индивидуальной психики, которые измеряет диагностическая методика. Внешний критерий и диагностическая модель должны находиться во внутреннем смысловом соответствии.
    2. Должен быть свободным от помех (контаминации). Следует отбирать для исследования такие группы людей, которые находятся в более или менее одинаковых условиях.
    3. Должен быть надежен. Постоянство и устойчивость исследуемой функции.

Оценка валидности методики может носить количественный и качественный характер.

Для вычисления количественного показателя (коэффициента валидности) сопоставляются результаты, полученные при применении диагностических методик, с данными тех же лиц, полученные по внешнему критерию. Используются разные виды линейной корреляции (по Спирмену, по Пирсену).

Качественное описание сущности измеряемого свойства. Здесь не используют статистическую обработку.

Существуют несколько видов валидности , обусловленных особенностями диагностической методики, а также временным статусом внешнего критерия:

    1. Валидность «по содержанию» (используется в тестах достижения): 3 - 4 вопроса из большой темы могут показать истинные знания ученика. Для этого результаты диагностики сравнивают с экспертными оценками учителя.
    2. Валидность «по одновременности» или текущая валидность - собираются данные, относящиеся к настоящему времени: успеваемость, производительность и т.п. С ними коррелируют результаты успешности по тесту.
    3. «Предсказывающая» валидность («прогностическая»). Определяется по надежному внешнему критерию, но информация по нему собирается некоторое время спустя после испытания. Точность прогноза находится в обратной зависимости от времени, заданного для такого прогнозирования.
    4. «Ретроспективная» валидность. Определяется на основе критерия, отражающего события или состояние качества в прошлом. Может быть использована для быстрого получения сведений о предсказательных возможностях методики.

Gennadii_M 17 марта 2016 в 14:52

Тестирование. Фундаментальная теория

  • Тестирование IT-систем
  • Tutorial

Недавно был на собеседовании на Middle QA на проект, который явно превышает мои возможности. Уделил много времени тому, чего не знал вообще и мало времени повторению простой теории, а зря.

Ниже основы основ для повторения перед собеседованием для Trainee and Junior: определение тестирования, качество , верификация / валидация , цели, этапы, тест план, пункты тест плана, тест дизайн, техники тест дизайна, traceability matrix , test case, чек-лист, дефект, error/deffect/failure , баг репорт, severity vs priority, уровни тестирования, виды / типы, подходы к интеграционному тестированию , принципы тестирования, статическое и динамическое тестирование, исследовательское / ad-hoc тестирование, требования, жизненный цикл бага, стадии разработки ПО, decision table, qa/qc/test engineer, диаграмма связей.

Все замечания, корректировки и дополнения очень приветствуются.

Тестирование программного обеспечения - проверка соответствия между реальным и ожидаемым поведением программы, осуществляемая на конечном наборе тестов, выбранном определенным образом. В более широком смысле, тестирование - это одна из техник контроля качества, включающая в себя активности по планированию работ (Test Management), проектированию тестов (Test Design), выполнению тестирования (Test Execution) и анализу полученных результатов (Test Analysis).

Качество программного обеспечения (Software Quality) - это совокупность характеристик программного обеспечения, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

Верификация (verification) - это процесс оценки системы или её компонентов с целью определения удовлетворяют ли результаты текущего этапа разработки условиям, сформированным в начале этого этапа. Т.е. выполняются ли наши цели, сроки, задачи по разработке проекта, определенные в начале текущей фазы.
Валидация (validation) - это определение соответствия разрабатываемого ПО ожиданиям и потребностям пользователя, требованиям к системе .
Также можно встретить иную интерпритацию:
Процесс оценки соответствия продукта явным требованиям (спецификациям) и есть верификация (verification), в то же время оценка соответствия продукта ожиданиям и требованиям пользователей - есть валидация (validation). Также часто можно встретить следующее определение этих понятий:
Validation - ’is this the right specification?’.
Verification - ’is the system correct to specification?’.

Цели тестирования
Повысить вероятность того, что приложение, предназначенное для тестирования, будет работать правильно при любых обстоятельствах.
Повысить вероятность того, что приложение, предназначенное для тестирования, будет соответствовать всем описанным требованиям.
Предоставление актуальной информации о состоянии продукта на данный момент.

Этапы тестирования:
1. Анализ продукта
2. Работа с требованиями
3. Разработка стратегии тестирования
и планирование процедур контроля качества
4. Создание тестовой документации
5. Тестирование прототипа
6. Основное тестирование
7. Стабилизация
8. Эксплуатация

Тест план (Test Plan) - это документ, описывающий весь объем работ по тестированию, начиная с описания объекта, стратегии, расписания, критериев начала и окончания тестирования, до необходимого в процессе работы оборудования, специальных знаний, а также оценки рисков с вариантами их разрешения.
Отвечает на вопросы:
Что надо тестировать?
Что будете тестировать?
Как будете тестировать?
Когда будете тестировать?
Критерии начала тестирования.
Критерии окончания тестирования.

Основные пункты тест плана
В стандарте IEEE 829 перечислены пункты, из которых должен (пусть - может) состоять тест-план:
a) Test plan identifier;
b) Introduction;
c) Test items;
d) Features to be tested;
e) Features not to be tested;
f) Approach;
g) Item pass/fail criteria;
h) Suspension criteria and resumption requirements;
i) Test deliverables;
j) Testing tasks;
k) Environmental needs;
l) Responsibilities;
m) Staffing and training needs;
n) Schedule;
o) Risks and contingencies;
p) Approvals.

Тест дизайн – это этап процесса тестирования ПО, на котором проектируются и создаются тестовые сценарии (тест кейсы), в соответствии с определёнными ранее критериями качества и целями тестирования.
Роли, ответственные за тест дизайн:
Тест аналитик - определяет «ЧТО тестировать?»
Тест дизайнер - определяет «КАК тестировать?»

Техники тест дизайна

Эквивалентное Разделение (Equivalence Partitioning - EP) . Как пример, у вас есть диапазон допустимых значений от 1 до 10, вы должны выбрать одно верное значение внутри интервала, скажем, 5, и одно неверное значение вне интервала - 0.

Анализ Граничных Значений (Boundary Value Analysis - BVA). Если взять пример выше, в качестве значений для позитивного тестирования выберем минимальную и максимальную границы (1 и 10), и значения больше и меньше границ (0 и 11). Анализ Граничный значений может быть применен к полям, записям, файлам, или к любого рода сущностям имеющим ограничения.

Причина / Следствие (Cause/Effect - CE). Это, как правило, ввод комбинаций условий (причин), для получения ответа от системы (Следствие). Например, вы проверяете возможность добавлять клиента, используя определенную экранную форму. Для этого вам необходимо будет ввести несколько полей, таких как «Имя», «Адрес», «Номер Телефона» а затем, нажать кнопку «Добавить» - это «Причина». После нажатия кнопки «Добавить», система добавляет клиента в базу данных и показывает его номер на экране - это «Следствие».

Предугадывание ошибки (Error Guessing - EG). Это когда тестировщик использует свои знания системы и способность к интерпретации спецификации на предмет того, чтобы «предугадать» при каких входных условиях система может выдать ошибку. Например, спецификация говорит: «пользователь должен ввести код». Тестировщик будет думать: «Что, если я не введу код?», «Что, если я введу неправильный код? », и так далее. Это и есть предугадывание ошибки.

Исчерпывающее тестирование (Exhaustive Testing - ET) - это крайний случай. В пределах этой техники вы должны проверить все возможные комбинации входных значений, и в принципе, это должно найти все проблемы. На практике применение этого метода не представляется возможным, из-за огромного количества входных значений.

Попарное тестирование (Pairwise Testing) - это техника формирования наборов тестовых данных. Сформулировать суть можно, например, вот так: формирование таких наборов данных, в которых каждое тестируемое значение каждого из проверяемых параметров хотя бы единожды сочетается с каждым тестируемым значением всех остальных проверяемых параметров.

Допустим, какое-то значений (налог) для человека рассчитывается на основании его пола, возраста и наличия детей - получаем три входных параметра, для каждого из которых для тестов выбираем каким-то образом значения. Например: пол - мужской или женский; возраст - до 25, от 25 до 60, более 60; наличие детей - да или нет. Для проверки правильности расчётов можно, конечно, перебрать все комбинации значений всех параметров:

пол возраст дети
1 мужчина до 25 детей нет
2 женщина до 25 детей нет
3 мужчина 25-60 детей нет
4 женщина 25-60 детей нет
5 мужчина старше 60 детей нет
6 женщина старше 60 детей нет
7 мужчина до 25 дети есть
8 женщина до 25 дети есть
9 мужчина 25-60 дети есть
10 женщина 25-60 дети есть
11 мужчина старше 60 дети есть
12 женщина старше 60 дети есть

А можно решить, что нам не нужны сочетания значений всех параметров со всеми, а мы хотим только убедиться, что мы проверим все уникальные пары значений параметров. Т.е., например, с точки зрения параметров пола и возраста мы хотим убедиться, что мы точно проверим мужчину до 25, мужчину между 25 и 60, мужчину после 60, а также женщину до 25, женщину между 25 и 60, ну и женщину после 60. И точно так же для всех остальных пар параметров. И таким образом, мы можем получить гораздо меньше наборов значений (в них есть все пары значений, правда некоторые дважды):

пол возраст дети
1 мужчина до 25 детей нет
2 женщина до 25 дети есть
3 мужчина 25-60 дети есть
4 женщина 25-60 детей нет
5 мужчина старше 60 детей нет
6 женщина старше 60 дети есть

Такой подход примерно и составляет суть техники pairwise testing - мы не проверяем все сочетания всех значений, но проверяем все пары значений.

Traceability matrix - Матрица соответствия требований - это двумерная таблица, содержащая соответсвие функциональных требований (functional requirements) продукта и подготовленных тестовых сценариев (test cases). В заголовках колонок таблицы расположены требования, а в заголовках строк - тестовые сценарии. На пересечении - отметка, означающая, что требование текущей колонки покрыто тестовым сценарием текущей строки.
Матрица соответсвия требований используется QA-инженерами для валидации покрытия продукта тестами. МСТ является неотъемлемой частью тест-плана.

Тестовый сценарий (Test Case) - это артефакт, описывающий совокупность шагов, конкретных условий и параметров, необходимых для проверки реализации тестируемой функции или её части.
Пример:
Action Expected Result Test Result
(passed/failed/blocked)
Open page «login» Login page is opened Passed

Каждый тест кейс должен иметь 3 части:
PreConditions Список действий, которые приводят систему к состоянию пригодному для проведения основной проверки. Либо список условий, выполнение которых говорит о том, что система находится в пригодном для проведения основного теста состояния.
Test Case Description Список действий, переводящих систему из одного состояния в другое, для получения результата, на основании которого можно сделать вывод о удовлетворении реализации, поставленным требованиям
PostConditions Список действий, переводящих систему в первоначальное состояние (состояние до проведения теста - initial state)
Виды Тестовых Сценариев:
Тест кейсы разделяются по ожидаемому результату на позитивные и негативные:
Позитивный тест кейс использует только корректные данные и проверяет, что приложение правильно выполнило вызываемую функцию.
Негативный тест кейс оперирует как корректными так и некорректными данными (минимум 1 некорректный параметр) и ставит целью проверку исключительных ситуаций (срабатывание валидаторов), а также проверяет, что вызываемая приложением функция не выполняется при срабатывании валидатора.

Чек-лист (check list) - это документ, описывающий что должно быть протестировано. При этом чек-лист может быть абсолютно разного уровня детализации. На сколько детальным будет чек-лист зависит от требований к отчетности, уровня знания продукта сотрудниками и сложности продукта.
Как правило, чек-лист содержит только действия (шаги), без ожидаемого результата. Чек-лист менее формализован чем тестовый сценарий. Его уместно использовать тогда, когда тестовые сценарии будут избыточны. Также чек-лист ассоциируются с гибкими подходами в тестировании.

Дефект (он же баг) – это несоответствие фактического результата выполнения программы ожидаемому результату. Дефекты обнаруживаются на этапе тестирования программного обеспечения (ПО), когда тестировщик проводит сравнение полученных результатов работы программы (компонента или дизайна) с ожидаемым результатом, описанным в спецификации требований.

Error - ошибка пользователя, то есть он пытается использовать программу иным способом.
Пример - вводит буквы в поля, где требуется вводить цифры (возраст, количество товара и т.п.).
В качественной программе предусмотрены такие ситуации и выдаются сообщение об ошибке (error message), с красным крестиком которые.
Bug (defect) - ошибка программиста (или дизайнера или ещё кого, кто принимает участие в разработке), то есть когда в программе, что-то идёт не так как планировалось и программа выходит из-под контроля. Например, когда никак не контроллируется ввод пользователя, в результате неверные данные вызывают краши или иные «радости» в работе программы. Либо внутри программа построена так, что изначально не соответствует тому, что от неё ожидается.
Failure - сбой (причём не обязательно аппаратный) в работе компонента, всей программы или системы. То есть, существуют такие дефекты, которые приводят к сбоям (A defect caused the failure) и существуют такие, которые не приводят. UI-дефекты например. Но аппаратный сбой, никак не связанный с software, тоже является failure.

Баг Репорт (Bug Report) - это документ, описывающий ситуацию или последовательность действий приведшую к некорректной работе объекта тестирования, с указанием причин и ожидаемого результата.
Шапка
Короткое описание (Summary) Короткое описание проблемы, явно указывающее на причину и тип ошибочной ситуации.
Проект (Project) Название тестируемого проекта
Компонент приложения (Component) Название части или функции тестируемого продукта
Номер версии (Version) Версия на которой была найдена ошибка
Серьезность (Severity) Наиболее распространена пятиуровневая система градации серьезности дефекта:
S1 Блокирующий (Blocker)
S2 Критический (Critical)
S3 Значительный (Major)
S4 Незначительный (Minor)
S5 Тривиальный (Trivial)
Приоритет (Priority) Приоритет дефекта:
P1 Высокий (High)
P2 Средний (Medium)
P3 Низкий (Low)
Статус (Status) Статус бага. Зависит от используемой процедуры и жизненного цикла бага (bug workflow and life cycle)

Автор (Author) Создатель баг репорта
Назначен на (Assigned To) Имя сотрудника, назначенного на решение проблемы
Окружение
ОС / Сервис Пак и т.д. / Браузера + версия /… Информация об окружении, на котором был найден баг: операционная система, сервис пак, для WEB тестирования - имя и версия браузера и т.д.

Описание
Шаги воспроизведения (Steps to Reproduce) Шаги, по которым можно легко воспроизвести ситуацию, приведшую к ошибке.
Фактический Результат (Result) Результат, полученный после прохождения шагов к воспроизведению
Ожидаемый результат (Expected Result) Ожидаемый правильный результат
Дополнения
Прикрепленный файл (Attachment) Файл с логами, скриншот или любой другой документ, который может помочь прояснить причину ошибки или указать на способ решения проблемы

Severity vs Priority
Серьезность (Severity) - это атрибут, характеризующий влияние дефекта на работоспособность приложения.
Приоритет (Priority) - это атрибут, указывающий на очередность выполнения задачи или устранения дефекта. Можно сказать, что это инструмент менеджера по планированию работ. Чем выше приоритет, тем быстрее нужно исправить дефект.
Severity выставляется тестировщиком
Priority – менеджером, тимлидом или заказчиком

Градация Серьезности дефекта (Severity)

S1 Блокирующая (Blocker)
Блокирующая ошибка, приводящая приложение в нерабочее состояние, в результате которого дальнейшая работа с тестируемой системой или ее ключевыми функциями становится невозможна. Решение проблемы необходимо для дальнейшего функционирования системы.

S2 Критическая (Critical)
Критическая ошибка, неправильно работающая ключевая бизнес логика, дыра в системе безопасности, проблема, приведшая к временному падению сервера или приводящая в нерабочее состояние некоторую часть системы, без возможности решения проблемы, используя другие входные точки. Решение проблемы необходимо для дальнейшей работы с ключевыми функциями тестируемой системой.

S3 Значительная (Major)
Значительная ошибка, часть основной бизнес логики работает некорректно. Ошибка не критична или есть возможность для работы с тестируемой функцией, используя другие входные точки.

S4 Незначительная (Minor)
Незначительная ошибка, не нарушающая бизнес логику тестируемой части приложения, очевидная проблема пользовательского интерфейса.

S5 Тривиальная (Trivial)
Тривиальная ошибка, не касающаяся бизнес логики приложения, плохо воспроизводимая проблема, малозаметная посредствам пользовательского интерфейса, проблема сторонних библиотек или сервисов, проблема, не оказывающая никакого влияния на общее качество продукта.

Градация Приоритета дефекта (Priority)
P1 Высокий (High)
Ошибка должна быть исправлена как можно быстрее, т.к. ее наличие является критической для проекта.
P2 Средний (Medium)
Ошибка должна быть исправлена, ее наличие не является критичной, но требует обязательного решения.
P3 Низкий (Low)
Ошибка должна быть исправлена, ее наличие не является критичной, и не требует срочного решения.

Уровни Тестирования

1. Модульное тестирование (Unit Testing)
Компонентное (модульное) тестирование проверяет функциональность и ищет дефекты в частях приложения, которые доступны и могут быть протестированы по-отдельности (модули программ, объекты, классы, функции и т.д.).

2. Интеграционное тестирование (Integration Testing)
Проверяется взаимодействие между компонентами системы после проведения компонентного тестирования.

3. Системное тестирование (System Testing)
Основной задачей системного тестирования является проверка как функциональных, так и не функциональных требований в системе в целом. При этом выявляются дефекты, такие как неверное использование ресурсов системы, непредусмотренные комбинации данных пользовательского уровня, несовместимость с окружением, непредусмотренные сценарии использования, отсутствующая или неверная функциональность, неудобство использования и т.д.

4. Операционное тестирование (Release Testing).
Даже если система удовлетворяет всем требованиям, важно убедиться в том, что она удовлетворяет нуждам пользователя и выполняет свою роль в среде своей эксплуатации, как это было определено в бизнес моделе системы. Следует учесть, что и бизнес модель может содержать ошибки. Поэтому так важно провести операционное тестирование как финальный шаг валидации. Кроме этого, тестирование в среде эксплуатации позволяет выявить и нефункциональные проблемы, такие как: конфликт с другими системами, смежными в области бизнеса или в программных и электронных окружениях; недостаточная производительность системы в среде эксплуатации и др. Очевидно, что нахождение подобных вещей на стадии внедрения - критичная и дорогостоящая проблема. Поэтому так важно проведение не только верификации, но и валидации, с самых ранних этапов разработки ПО.

5. Приемочное тестирование (Acceptance Testing)
Формальный процесс тестирования, который проверяет соответствие системы требованиям и проводится с целью:
определения удовлетворяет ли система приемочным критериям;
вынесения решения заказчиком или другим уполномоченным лицом принимается приложение или нет.

Виды / типы тестирования

Функциональные виды тестирования

Функциональное тестирование (Functional testing)
Тестирование пользовательского интерфейса (GUI Testing)
Тестирование безопасности (Security and Access Control Testing)
Тестирование взаимодействия (Interoperability Testing)

Нефункциональные виды тестирования

Все виды тестирования производительности:
o нагрузочное тестирование (Performance and Load Testing)
o стрессовое тестирование (Stress Testing)
o тестирование стабильности или надежности (Stability / Reliability Testing)
o объемное тестирование (Volume Testing)
Тестирование установки (Installation testing)
Тестирование удобства пользования (Usability Testing)
Тестирование на отказ и восстановление (Failover and Recovery Testing)
Конфигурационное тестирование (Configuration Testing)

Связанные с изменениями виды тестирования

Дымовое тестирование (Smoke Testing)
Регрессионное тестирование (Regression Testing)
Повторное тестирование (Re-testing)
Тестирование сборки (Build Verification Test)
Санитарное тестирование или проверка согласованности/исправности (Sanity Testing)

Функциональное тестирование рассматривает заранее указанное поведение и основывается на анализе спецификаций функциональности компонента или системы в целом.

Тестирование пользовательского интерфейса (GUI Testing) - функциональная проверка интерфейса на соответствие требованиям - размер, шрифт, цвет, consistent behavior.

Тестирование безопасности - это стратегия тестирования, используемая для проверки безопасности системы, а также для анализа рисков, связанных с обеспечением целостного подхода к защите приложения, атак хакеров, вирусов, несанкционированного доступа к конфиденциальным данным.

Тестирование взаимодействия (Interoperability Testing) – это функциональное тестирование, проверяющее способность приложения взаимодействовать с одним и более компонентами или системами и включающее в себя тестирование совместимости (compatibility testing) и интеграционное тестирование

Нагрузочное тестирование - это автоматизированное тестирование, имитирующее работу определенного количества бизнес пользователей на каком-либо общем (разделяемом ими) ресурсе.

Стрессовое тестирование (Stress Testing) позволяет проверить насколько приложение и система в целом работоспособны в условиях стресса и также оценить способность системы к регенерации, т.е. к возвращению к нормальному состоянию после прекращения воздействия стресса. Стрессом в данном контексте может быть повышение интенсивности выполнения операций до очень высоких значений или аварийное изменение конфигурации сервера. Также одной из задач при стрессовом тестировании может быть оценка деградации производительности, таким образом цели стрессового тестирования могут пересекаться с целями тестирования производительности.

Объемное тестирование (Volume Testing). Задачей объемного тестирования является получение оценки производительности при увеличении объемов данных в базе данных приложения

Тестирование стабильности или надежности (Stability / Reliability Testing). Задачей тестирования стабильности (надежности) является проверка работоспособности приложения при длительном (многочасовом) тестировании со средним уровнем нагрузки.

Тестирование установки направленно на проверку успешной инсталляции и настройки, а также обновления или удаления программного обеспечения.

Тестирование удобства пользования - это метод тестирования, направленный на установление степени удобства использования, обучаемости, понятности и привлекательности для пользователей разрабатываемого продукта в контексте заданных условий. Сюда также входит:
User eXperience (UX) - ощущение, испытываемое пользователем во время использования цифрового продукта, в то время как User interface - это инструмент, позволяющий осуществлять интеракцию «пользователь - веб-ресурс».

Тестирование на отказ и восстановление (Failover and Recovery Testing) проверяет тестируемый продукт с точки зрения способности противостоять и успешно восстанавливаться после возможных сбоев, возникших в связи с ошибками программного обеспечения, отказами оборудования или проблемами связи (например, отказ сети). Целью данного вида тестирования является проверка систем восстановления (или дублирующих основной функционал систем), которые, в случае возникновения сбоев, обеспечат сохранность и целостность данных тестируемого продукта.

Конфигурационное тестирование (Configuration Testing) - специальный вид тестирования, направленный на проверку работы программного обеспечения при различных конфигурациях системы (заявленных платформах, поддерживаемых драйверах, при различных конфигурациях компьютеров и т.д.)

Дымовое (Smoke) тестирование рассматривается как короткий цикл тестов, выполняемый для подтверждения того, что после сборки кода (нового или исправленного) устанавливаемое приложение, стартует и выполняет основные функции.

Регрессионное тестирование - это вид тестирования направленный на проверку изменений, сделанных в приложении или окружающей среде (починка дефекта, слияние кода, миграция на другую операционную систему, базу данных, веб сервер или сервер приложения), для подтверждения того факта, что существующая ранее функциональность работает как и прежде. Регрессионными могут быть как функциональные, так и нефункциональные тесты.

Повторное тестирование - тестирование, во время которого исполняются тестовые сценарии, выявившие ошибки во время последнего запуска, для подтверждения успешности исправления этих ошибок.
В чем разница между regression testing и re-testing?
Re-testing - проверяется исправление багов
Regression testing - проверяется то, что исправление багов, а также любые изменения в коде приложения, не повлияли на другие модули ПО и не вызвало новых багов.

Тестирование сборки или Build Verification Test - тестирование направленное на определение соответствия, выпущенной версии, критериям качества для начала тестирования. По своим целям является аналогом Дымового Тестирования, направленного на приемку новой версии в дальнейшее тестирование или эксплуатацию. Вглубь оно может проникать дальше, в зависимости от требований к качеству выпущенной версии.

Санитарное тестирование - это узконаправленное тестирование достаточное для доказательства того, что конкретная функция работает согласно заявленным в спецификации требованиям. Является подмножеством регрессионного тестирования. Используется для определения работоспособности определенной части приложения после изменений произведенных в ней или окружающей среде. Обычно выполняется вручную.

Подходы к интеграционному тестированию:
Снизу вверх (Bottom Up Integration)
Все низкоуровневые модули, процедуры или функции собираются воедино и затем тестируются. После чего собирается следующий уровень модулей для проведения интеграционного тестирования. Данный подход считается полезным, если все или практически все модули, разрабатываемого уровня, готовы. Также данный подход помогает определить по результатам тестирования уровень готовности приложения.
Сверху вниз (Top Down Integration)
Вначале тестируются все высокоуровневые модули, и постепенно один за другим добавляются низкоуровневые. Все модули более низкого уровня симулируются заглушками с аналогичной функциональностью, затем по мере готовности они заменяются реальными активными компонентами. Таким образом мы проводим тестирование сверху вниз.
Большой взрыв («Big Bang» Integration)
Все или практически все разработанные модули собираются вместе в виде законченной системы или ее основной части, и затем проводится интеграционное тестирование. Такой подход очень хорош для сохранения времени. Однако если тест кейсы и их результаты записаны не верно, то сам процесс интеграции сильно осложнится, что станет преградой для команды тестирования при достижении основной цели интеграционного тестирования.

Принципы тестирования

Принцип 1 – Тестирование демонстрирует наличие дефектов (Testing shows presence of defects)
Тестирование может показать, что дефекты присутствуют, но не может доказать, что их нет. Тестирование снижает вероятность наличия дефектов, находящихся в программном обеспечении, но, даже если дефекты не были обнаружены, это не доказывает его корректности.

Принцип 2 – Исчерпывающее тестирование недостижимо (Exhaustive testing is impossible)
Полное тестирование с использованием всех комбинаций вводов и предусловий физически невыполнимо, за исключением тривиальных случаев. Вместо исчерпывающего тестирования должны использоваться анализ рисков и расстановка приоритетов, чтобы более точно сфокусировать усилия по тестированию.

Принцип 3 – Раннее тестирование (Early testing)
Чтобы найти дефекты как можно раньше, активности по тестированию должны быть начаты как можно раньше в жизненном цикле разработки программного обеспечения или системы, и должны быть сфокусированы на определенных целях.

Принцип 4 – Скопление дефектов (Defects clustering)
Усилия тестирования должны быть сосредоточены пропорционально ожидаемой, а позже реальной плотности дефектов по модулям. Как правило, большая часть дефектов, обнаруженных при тестировании или повлекших за собой основное количество сбоев системы, содержится в небольшом количестве модулей.

Принцип 5 – Парадокс пестицида (Pesticide paradox)
Если одни и те же тесты будут прогоняться много раз, в конечном счете этот набор тестовых сценариев больше не будет находить новых дефектов. Чтобы преодолеть этот “парадокс пестицида”, тестовые сценарии должны регулярно рецензироваться и корректироваться, новые тесты должны быть разносторонними, чтобы охватить все компоненты программного обеспечения,
или системы, и найти как можно больше дефектов.

Принцип 6 – Тестирование зависит от контекста (Testing is concept depending)
Тестирование выполняется по-разному в зависимости от контекста. Например, программное обеспечение, в котором критически важна безопасность, тестируется иначе, чем сайт электронной коммерции.
Принцип 7 – Заблуждение об отсутствии ошибок (Absence-of-errors fallacy)
Обнаружение и исправление дефектов не помогут, если созданная система не подходит пользователю и не удовлетворяет его ожиданиям и потребностям.

Cтатическое и динамическое тестирование
Статическое тестирование отличается от динамического тем, что производится без запуска программного кода продукта. Тестирование осуществляется путем анализа программного кода (code review) или скомпилированного кода. Анализ может производиться как вручную, так и с помощью специальных инструментальных средств. Целью анализа является раннее выявление ошибок и потенциальных проблем в продукте. Также к статическому тестированию относится тестирования спецификации и прочей документации.

Исследовательское / ad-hoc тестирование
Простейшее определение исследовательского тестирования - это разработка и выполнения тестов в одно и то же время. Что является противоположностью сценарного подхода (с его предопределенными процедурами тестирования, неважно ручными или автоматизированными). Исследовательские тесты, в отличие от сценарных тестов, не определены заранее и не выполняются в точном соответствии с планом.

Разница между ad hoc и exploratory testing в том, что теоретически, ad hoc может провести кто угодно, а для проведения exploratory необходимо мастерство и владение определенными техниками. Обратите внимание, что определенные техники это не только техники тестирования.

Требования – это спецификация (описание) того, что должно быть реализовано.
Требования описывают то, что необходимо реализовать, без детализации технической стороны решения. Что, а не как.

Требования к требованиям:
Корректность
Недвусмысленность
Полнота набора требований
Непротиворечивость набора требований
Проверяемость (тестопригодность)
Трассируемость
Понимаемость

Жизненный цикл бага

Стадии разработки ПО - это этапы, которые проходят команды разработчиков ПО, прежде чем программа станет доступной для широко круга пользователей. Разработка ПО начинается с первоначального этапа разработки (стадия «пре-альфа») и продолжается стадиями, на которых продукт дорабатывается и модернизируется. Финальным этапом этого процесса становится выпуск на рынок окончательной версии программного обеспечения («общедоступного релиза»).

Программный продукт проходит следующие стадии:
анализ требований к проекту;
проектирование;
реализация;
тестирование продукта;
внедрение и поддержка.

Каждой стадии разработки ПО присваивается определенный порядковый номер. Также каждый этап имеет свое собственное название, которое характеризует готовность продукта на этой стадии.

Жизненный цикл разработки ПО:
Пре-альфа
Альфа
Бета
Релиз-кандидат
Релиз
Пост-релиз

Таблица принятия решений (decision table) – великолепный инструмент для упорядочения сложных бизнес требований, которые должны быть реализованы в продукте. В таблицах решений представлен набор условий, одновременное выполнение которых должно привести к определенному действию.

*Надежность и валидность теста - это характеристики соответствия исследования формальным критериям, определяющим качество и пригодность к применению на практике.

Что такое надежность

В ходе проверки надежности теста проводится оценка постоянства полученных результатов при повторном проведении испытания. Расхождения данных должны отсутствовать или же быть незначительными. В противном случае невозможно относиться к результатам теста с доверием.

Надежность теста - это критерий, который свидетельствует о Существенными считаются следующие свойства тестов:

  • воспроизводимость результатов, полученных по итогам исследования;
  • степень точности или соответствующих приборов;
  • устойчивость результатов на протяжении определенного периода времени.

В трактовке надежности можно выделить следующие основные составляющие:

  • надежность измерительного инструмента (а именно грамотности и объективности тестового задания), которая может быть оценена путем расчета соответствующего коэффициента;
  • стабильность изучаемого признака на протяжении длительного периода времени, а также предсказуемость и плавность его колебаний;
  • объективность результата (то есть его независимость от личных предпочтений исследователя).

Факторы надежности

На степень надежности может повлиять целый ряд негативных факторов, наиболее существенными из которых являются следующие:

  • несовершенство методики (неверная или неточная инструкция, нечеткая формулировка заданий);
  • временная нестабильность или постоянные колебания значений показателя, который подвергается исследованию;
  • несоответствие обстановки, в которой проводятся первоначальные и повторные исследования;
  • меняющееся поведение исследователя, а также нестабильность состояния испытуемого;
  • субъективный подход при оценке результатов теста.

Способы оценки надежности теста

При определении надежности теста могут быть использованы следующие методики.

Метод повторного тестирования является одним из самых распространенных. Он позволяет установить степень корреляции между результатами исследований, а также временем, в которое они были проведены. Данная методика отличается простотой и эффективностью. Тем не менее у испытуемых, как правило, повторные исследования вызывают раздражение и негативные реакции.

  • конструктивная валидность теста - это критерий, применяемый при оценке теста, имеющего иерархическую структуру (используется в процессе исследования сложных психологических явлений);
  • валидность по критерию подразумевает сопоставление результатов тестирования с уровнем развития у испытуемого той или иной психологической характеристики;
  • валидность по содержанию определяет соответствие методики изучаемому явлению, а также круг параметров, которые она охватывает;
  • прогностическая валидность - это который позволяет оценить перспективное развитие параметра.

Типы критериев валидности

Валидность теста - это один из показателей, который позволяет оценить адекватность и пригодность методики для изучения того или иного явления. Можно выделить четыре основных критерия, которые могут повлиять на нее:

  • критерий исполнителя (речь идет о квалификации и опыте исследователя);
  • субъективные критерии (отношение испытуемого к тому или иному явлению, что отражается на конечном результате теста);
  • физиологические критерии (состояние здоровья, усталость и прочие характеристики, которые могут оказать существенное влияние на конечный результат тестирования);
  • критерий случайностей (имеет место в определении вероятности наступления того или иного события).

Критерий валидности представляет собой независимый источник данных о том или ином явлении (психологическом свойстве), исследование которого проводится посредством тестирования. До тех пор, пока не будет проведена проверка полученных результатов на соответствие критерию, о валидности судить нельзя.

Основные требования к критериям

Внешние критерии, которые влияют на показатель валидности теста, должны отвечать следующим основным требованиям:

  • соответствие именно той сфере, в которой проводится исследование, релевантность, а также смысловая связь с диагностической моделью;
  • отсутствие каких-либо помех или резких разрывов в выборке (суть состоит в том, что все участники эксперимента должны соответствовать заранее установленным параметрам и находиться в схожих условиях);
  • исследуемый параметр должен быть надежным, постоянным и не подвергаться резким перепадам.

Способы установления валидности

Проверка валидности тестов может осуществляться несколькими способами.

Оценка очевидной валидности подразумевает проверку соответствия теста его предназначению.

Оценка конструктивной валидности проводится в том случае, когда для изучения определенного сложного показателя проводится ряд экспериментов. Она включает в себя:

  • конвергентную валидизацию - проверку взаимосвязи оценок, полученных с использованием различных комплексных методик;
  • дивергентную валидизацию, которая состоит в том, чтобы методика не подразумевала оценки посторонних показателей, не касающихся основного исследования.

Оценка прогностической валидности подразумевает установление возможности предвидения перспективного колебания изучаемого показателя.

Выводы

Валидность и надежность тестов - это взаимодополняемые показатели, которые дают наиболее полную оценку справедливости и значимости результатов исследований. Зачастую они определяются одновременно.

Надежность показывает, насколько результатам теста можно доверять. Имеется в виду их постоянство при каждом повторном проведении аналогичного испытания с одними и теми же участниками. Низкая степень надежности может говорить о намеренном искажении или безответственном подходе.

Понятие валидности теста связано с качественной стороной эксперимента. Речь идет о том, соответствует ли выбранный инструмент оценке того или иного психологического явления. Здесь могут быть применены как качественные показатели (теоретическая оценка), так и количественные (расчет соответствующих коэффициентов).



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения