Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Духовная жизнь ссср в 20 годы таблица. Духовная жизнь в России с начала XX в

После окончания Гражданской войны, большевикам удалось полностью подчинить тотальному государственному контролю все сферы жизни советского общества, включая его духовное развитие.

С началом становления административно-командной системы, отдельные отрасли науки и искусства регулировались специально созданными комитетами.

Основной задачей большевиков было полное искоренение с духовной жизни общества буржуазной идеологии и внедрение социалистических и пролетарских мотивов, которые заключались в утверждении марксизма в сознании народа.

Искусство, по сути, стало инструментом, который использовали большевики в процессе строения пролетарской диктатуры и воплощения мировой социалистической революции. В культурной жизни прочно укрепился соцреализм направление в искусстве, активно пропагандирующее превосходство социалистического режима

В полное подчинение партийного руководства вошли и СМИ понятие свободы слова было полностью истреблено. Антирелигиозная борьба. В середине 20-х годов большевики развернули масштабную программу по борьбе с религией в СССР.

Атеистические идеи в догматику коммунистов были внесены Лениным, который считал религиозные верования основой буржуазного общества и главным средством манипуляции пролетариатом.

Если до 1919 года в государстве проводилась только атеистическая пропаганда, то с 1921г. большевики начали проводить первые репрессии духовенства и верующих различных конфессий, которые в своем большинстве были приверженцами монархии.

С этого периода коммунистическими активистами начинаются массово разрушаться религиозные культовые сооружения, которые несли в себе многовековое культурное наследие русского народа. Уцелевшие церкви часто использовались в качестве складов, мастерских и даже библиотек.

Интересным является тот факт, что на официальном уровне антирелигиозная политика была рекомендационной, а не принудительной религиозные проповедники, монашество и духовенство осуждалось за антигосударственные действия.

Внедряя атеистическое мировоззрение в сознание народных масс, большевики создавали нового бога Сталина и новое вероисповедование коммунизм, что значительно облегчило становление тоталитаризма в государстве.

Русское зарубежье

В период Гражданской войны численность населения, которое покинуло Россию, достигало 2.5 млн. человек. Большинство эмигрантов составляли культурные, научные деятели и дворянство, которые оказалось под преследованиями новой власти.

Несмотря на то, что эти люди были вынуждены покинуть родину, они продолжали активно вести свою деятельность за пределами государства. В Европе было открыто множество русских изданий огромным тиражом выходили произведения И. Бунина, Г. Иванова, В. Ходасевича.

Среди эмигрантов оказались и выдающиеся русские философы Л. Карсавин и Н. Трубецкой, вместе с иностранными экономистами они пытались проанализировать причины социально - экономического кризиса, который привел к падению русской династии, что стало основой гениального труда «Исход к Востоку», который обрел большую популярность в Европе и США.

Вступая в XX век, Россия менялась. Менялся и мир. Индустриальная эпоха диктовала свои условия и нормы жизни. Под их натиском рушились традиционные ценности и представления людей. Российская культура переживала удивительный расцвет. Он охватил все виды творческой деятельности, породил выдающиеся художественные произведения и научные открытия, новые направления творческого поиска, открыл блестящие имена, ставшие гордостью не только русской, но и мировой культуры, науки и техники. Начало XXв. называют Серебряным веком русской культуры. Серебряный век - это историческое время с 90-х гг.

XIX века до 1922г..

Однако так и не было преодолено одно из основных противоречий российской жизни - недоступность высоких достижений культуры широким массам и оторванность от них.

Духовная жизнь в 20-е гг.

В 1919г. правительство РСФСР приняло декрет « О ликвидации неграмотности среди населения России», согласно которому все граждане в возрасте от 8 до 50 лет были обязаны научиться читать и писать на родном или русском языке. Однако условия Гражданской войны и разрухи помешали решению поставленной задачи. В середине 1920-хгг. лишь около половины населения СССР в возрасте старше 9 лет владели грамотой.

Деятели художественной культуры Серебряного века, встретили пролетарскую революцию по-разному. Одни из них считали, что отечественные культурные традиции будут либо растоптаны, либо поставлены под контроль новой власти. Ценя превыше всего свободу творчества, они избрали удел эмигрантов. К середине 20-х гг. за границей оказались писатели, поэты, композиторы, певцы, музыканты, художники: И.А.Бунин, А.И.Куприн, А.К.Глазунов, С.С.Прокофьев, С.В.Рахманинов, Ф.И.Шаляпин, И.Е.Репин, В.В.Кандинский, М.З.Шагал и др.

Другие выдающиеся деятели культуры не избрали участь эмигрантов. Такие как, А.А.Ахматова, М.А.Волошин, М.М.Пришвин, М.А.Булгаков, ушли в глубокую духовную оппозицию, продолжили традиции русского инакомыслия.

Многим казалось, что революция, как очистительная гроза, омолодит страну, разбудит созидающие силы. Они шли навстречу новой жизни, считая себя продолжателями революционных традиций русской культуры.

Октябрьская революция уже впервые годы была воспета в стихах В.В.Маяковского и А.А.Блока, изображена в картинах К.С.Петрова-Водкина и Б.М.Кустодиева, а также в первом советском спектакле «Мистерия-буфф» по пьесе Маяковского в постановке В.Э.Мейерхольда и с оформлением К.С.Малевича.

С окончанием Гражданской войны большевики начали активно контролировать духовную жизнь в стране. В августе 1921г. некоторые учёные и деятели культуры, некоей Петроградской боевой организации, были расстреляны, в том числе учёный-химик М.М.Тихвинский и поэт Н.С.Гумилёв.

В конце августа 1922г. советское правительство выслало из страны 160 учёных и деятелей культуры, которые не разделяли идеологических установок большевизма, но и не были активными борцами с ней.

В 1922г. был учреждён Главлит, который вёл контроль над всей печатной продукцией. Через год к нему присоединился Главрепертком, он контролировал репертуар театров и других зрелищных мероприятий.Их задача заключалась в том, чтобы не просочились неугодные властям материалы в общественную жизнь.

Большевики ставили перед собой цель воспитать «нового человека», достойного жить в коммунистическом обществе. Для большевиков опасным конкурентом в духовной жизни страны являлась религия. В апреле - мае 1922г. в Москве и в июле в Петрограде были организованы судебные процессы, ряд крупных церковных иерархов приговорили к смертной казни по обвинению в контрреволюционной деятельности. Патриарх Тихон был арестован и переведён в тюрьму. В 1925г., после смерти патриарха Тихона, власти не допустили выборов нового патриарха, а митрополит Пётр, который принял патриаршие обязанности, был выслан на Соловки.

Большевикам нужны были новые художественные формы воздействия на чувства, агитации за коммунистическое будущее. Расцвело искусство плаката, мастера этого жанра - В.Н.Дени («Банда»), Д.С.Моор («Ты записался добровольцем?», «Помогите!»). «Окна сатиры РОСТА» (Российского телеграфного агентства) - новая форма агитационного искусства. Острые сатирические плакаты с краткими стихотворными текстами освещали злободневные события, иллюстрировали телеграммы, которые передавались агентством в газеты.

Духовная жизнь советского общества в первые годы советской власти отличалась относительной свободой, но по мере укрепления позиций Сталина началось партийное наступление на культуру.

Задание 1

Из работы Н.И.Бухарина и Е.А.Преображенского «Азбука коммунизма»

Обучение должно быть обязательным... Обучение должно быть бесплатным... Обучение... должно быть равным для всех... Обучение должно охватывать всю молодёжь от 8 до 17 лет.

Школа должна быть единой. Это значит... что должно быть уничтожено деление школ на мужские и женские и осуществлено совместное обучение детей обоего пола... Единая школа означает единую лестницу, по которой может и должен пройти каждый учащийся социалистической республики, начав с самого низшего порога - с детского сада - и закончив высшею ступенью...

Школа социалистической республики должна быть трудовой. Это значит, что обучение и воспитание должно быть соединено с трудом и должно опираться на труд...

Оканчивающему единую трудовую школу ученику коммунистическое общество говорит: «Профессором можешь и не быть, а производителем ценностей быть обязан».

Задание 2

Проанализируйте документы и запишите ответы на вопросы.

Из работы Н.И. Бухарина и Е.А. Преображенского «Азбука коммунизма»

В буржуазном обществе ребёнок рассматривается... в значительной степени как собственность своих родителей. Когда родители говорят: «Моя дочь, мой сын», это означает теперь не только наличие родственных отношений, но и право родителей на воспитание собственных детей. Это право с социалистической точки зрения совершенно ни на чём не основано... Ребёнок... принадлежит тому обществу, в котором и благодаря которому он родился, а не только лишь «обществу» своих родителей. Обществу же и принадлежит первейшее и основное право воспитания детей. И с этой точки зрения претензии родителей путём домашнего воспитания запечатлеть в психологии своих детей свою ограниченность необходимо не только отклонять, но и высмеивать самым беспощадным образом... Будущее принадлежит общественному воспитанию.

Из статьи педагога-марксиста В. Н. Шульгина Мы не призваны воспитывать русского ребёнка, ребёнка русского государства, а гражданина мира, интернационалиста, ребёнка, который полностью понимает интересы рабочего класса и способен драться за мировую революцию... Мы воспитываем нашего ребёнка не для защиты родины, а для всемирных идеалов.

1. Каковы были основные цели воспитания, провозглашённые пролетарским государством?

2. Почему большевики с недоверием относились к семейному воспитанию ребёнка?

1. Воспитание ребенка обществом, прививание ему идеалов социализма.

2. Чтобы сделать его таким как все, чтобы думал он также, как думает партия, а не его родители.

Задание 3

Проанализируйте материалы параграфа. Вставьте пропущенные в тексте фамилии писателей и поэтов: И.А. Бунина, 3.Н. Гиппиус, М. Горького, А.И. Куприна, В.В. Маяковского, Д.С. Мережковского, И. Северянина, М.И. Цветаевой.

Из книги П. Н. Милюкова «Очерки по истории русской культуры»

Естественно, что писатели, вполне сложившиеся, связанные с прежней социальной средой и не желавшие мириться с новым положением, первые отошли и, по большей части, эмигрировали за границу. Здесь прежде всего следует назвать А. Бунина, последнего певца дворянской усадьбы, А. И. Куприна, несравненного живописца исчезнувшего быта... Отошли сразу или постепенно эмигрировали и корифеи следующего, романтического периода, старшие символисты, потревоженные в своих созерцаниях и рифмотворчестве грубой действительностью: З. Н. Гиппиус, Д. С. Мережковский, И. Северянин, М. И. Цветаева. Особое положение относительно большевиков занял М. Горький, оказавший им до революции немало услуг материального характера, он как-то «притих». Зато вдвойне шумел В. В. Маяковский со своей ратью футуристов... Как же ему было не слиться с революцией. Ведь до революции он был самым левым из левых, самым рьяным разрушителем литературных традиций.

Задание 4

С помощью текста параграфа выберите ответы на вопросы.

1. В чём состояла главная идея сменовеховства:

а) в распространении большевистской идеологии в зарубежных странах;

б) в объединении всех антисоветских сил в эмиграции;

в) в примирении с советской властью во имя воссоздания великого Российского государства?

2. Какое имя выпадает из общего логического ряда:

а) М. Горький; б) А.И. Куприн; в) С.В. Рахманинов; г) С.С. Прокофьев; д) А.Н. Толстой; е) М.И. Цветаева?

Задание 5

Задание 6

Используя текст учебника и самостоятельно найденные материалы, напишите небольшое эссе на тему «Большевики и Русская православная церковь».

Большевики видели в церкви конкурента, который массово мог влиять на умы людей. Теперь же для построение нового общества необходимо было воспитать «нового человека», который станет поддерживать идеи социализма и примет участие в построении нового общества и продвижении мировой революции. Вся дальнейшая деятельность партии была направлена на уничтожения инакомыслия и разрушение старых порядков. Сначала был принят Декрет об отделении церкви от государства, затем проведены суда над служителями церкви. Храмы и монастыри начали закрываться, имущество церкви конфисковывалось в пользу революции. Священники и их семьи были лишены избирательного права, а их дети не могли получить специальное или высшее образование.

Большевики были настроены решительно, вплоть до полного физического уничтожения церковнослужителей и искоренения веры умов людей.

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ СССР В 20-Е ГОДЫ. 1.Борьба с неграмотностью.2. Власть и интеллигенция.3.Партийный контроль.4.»Сменовеховство».5.Большевики и церковь. Главные задачи культурной революции: ставилась задача преодолеть культурное неравенство, сделать доступным для трудящихся сокровища культуры.ликвидация неграмотности: в 1919 году СНК принял декрет "О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР", по которому все население от 8 до 50 лет обязано было обучаться грамоте на родном или русском языке. В 1923 году было учреждено добровольное общество "Долой неграмотность" под председательством М.И.Калинина. «Долой неграмотность!» В 1923 году было учреждено добровольное общество "Долой неграмотность" под председательством М.И.Калинина. Выли открыты тысячи пунктов для ликвидации неграмотности ликбезы. Народное образование. 30 сентября 1918 года ВЦИК утвердил «Положение о единой трудовой школе РСФСР». В основу положен принцип бесплатного обучения. Декретом СНК от 2 августа 1918 г. преимущественное право поступления в вузы получили рабочие и крестьяне Следующая важная веха - принятие в 1930 году постановления ЦК ВКП/б "О всеобщем обязательном начальном обучении". К концу 30-х годов массовая неграмотность в нашей стране в основном была преодолена Власть и интеллигенция: вопрос об отношении к революции. С.В.Рахманинов, К.А.Коровин, А.Н.Толстой, М.И.Цветаева, Е.И.Замятин, Ф.И.Шаляпин, А.П.Павлова, И.А.Бунин, А.И.Куприн и другие. 500 крупных ученых, возглавивших кафедры и целые научные направления: П.А.Сорокин, К.Н.Давыдов, В.К.Агафонов, С.Н.Виноградский и др За границей оказались: Понижение духовно-интеллектуального уровня «ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ ВСЕГДА БЫЛА РЕВОЛЮЦИОННА. ДЕКРЕТЫ БОЛЬШЕВИКОВ - ЭТО СИМВОЛЫ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ. БРОШЕННЫЕ ЛОЗУНГИ, ТРЕБУЮЩИЕ РАЗРАБОТКИ. ЗЕМЛЯ БОЖИЯ... РАЗВЕ ЭТО НЕ СИМВОЛ ПЕРЕДОВОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ? ПРАВДА, БОЛЬШЕВИКИ НЕ ПРОИЗНОСЯТ СЛОВА "БОЖЬЯ", ОНИ БОЛЬШЕ ЧЕРТЫХАЮТСЯ, НО ВЕДЬ ИЗ ПЕСНИ СЛОВА НЕ ВЫКИНЕШЬ. ОЗЛОБЛЕНИЕ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ ПРОТИВ БОЛЬШЕВИКОВ НА ПОВЕРХНОСТИ. ОНО, КАЖЕТСЯ, УЖЕ ПРОХОДИТ. ЧЕЛОВЕК ДУМАЕТ ИНАЧЕ, ЧЕМ ВЫСКАЗЫВАЕТСЯ. НАСТУПАЕТ ПРИМИРЕННОСТЬ, ПРИМИРЕННОСТЬ МУЗЫКАЛЬНАЯ...» Может ли интеллигенция работать с большевиками? - Может и обязана. (А.А.Блок) Остались на Родине В.И.Вернадский К.Э.Циолковский Н.Е.Жуковский И.П.Павлов Н.И.Вавилов В.М.Бехтерев К.А.Тимирязев Н.Д.Зелинский Остались на Родине М. ВолошинА. АхматоваН. ГумилевВ. МаяковскийМ. БулгаковВ. Мейерхольди др. «Сменовеховство» идейно-политическое и общественное движение, возникшее в начале 1920-х гг. в среде русской зарубежной либерально настроенной интеллигенции. Получило свое название от сборника "Смена вех", вышедшего в Праге в июле 1921 году.Сменовеховцы ставили перед собой задачу - пересмотреть позицию интеллигенции по отношению к послереволюционной России.Суть этого пересмотра состояла в отказе от вооруженной борьбы с новой властью, признании необходимости сотрудничества с нею во имя благополучия Отечества. «Сменовеховство» (результаты) А.Н.ТолстойС.С.ПрокофьевМ.ГорькийМ.ЦветаеваА.И.Куприн Движение устраивало лидеров большевиков, т. к. позволяло расколоть эмиграцию и добиться признания новой власти. Возвратились на Родину: Отношение большевиков: Классовой подход к культуре Партия и государство установили полный контроль над духовной жизнью общества.1921 г. – процесс над Петроградской боевой организацией (известные ученые и деятели культуры).1922г. – выдворение из страны 160 крупных ученых и философов.1922г. – учреждение Главлита, а затем Главреперткома (цензура). Из Постановления Политбюро ЦК РКП(б)"О политике партии в области художественной литературы"18 июня 1925 г. Таким образом, как не прекращается у нас классовая борьба вообще, так точно она не прекращается и на литературном фронте. В классовом обществе нет и не может быть нейтрального искусства.Партия должна подчеркнуть необходимость создания художественной литературы, рассчитанной на действительно массового читателя, рабочего и крестьянского; нужно смелее и решительнее порвать с предрассудками барства в литературе Большевики и церковь. 11 (24) декабря 1917 г. появляется декрет о передаче всех церковных школ в Комиссариат просвещения.18 (31) декабря аннулируется в глазах государства действенность церковного брака и вводится гражданский.21 января 1918 г. - опубликован декрет о полном отделении церкви от государства и о конфискации всех церковных имуществ”. Декрет предусматривал конкретные меры, обеспечивающие религиозным организациям осуществление своих функций. Гарантировалось свободное исполнение обрядов, не нарушающих общественного порядка и не сопровождающихся посягательствами на права граждан, религиозным обществам предоставлялось право на бесплатное пользование зданиями и предметами для проведения богослужений. На Церковь обрушивались все новые и новые запреты Повсеместное закрытие храмов;Конфискация имущества церкви для революционных нужд;Аресты священнослужителей;Лишение их избирательных прав;Дети из семей духовенства лишались возможности получить специальное или высшее образование. http://www.pugoviza.ru/cgi-bin/yabb2/YaBB.pl?num=1220371796 http://alkir.narod.ru/rh-book/l-kap9/l-09-03-3.html http://www.uralligaculture.ru/index.php?main=library&id=100007 http://www.xumuk.ru/bse/993.html http://literra.ru/2006/10/ http://mp3slovo.com/list2_13_5.html http://russianway.rhga.ru/catalogue-books/index.php?SECTION_ID=326&ELEMENT_ID=23253 http://dugward.ru/library/blok/blok_mojet_li.html Источники: А.А.Данилов, История России XX – начало XXI века М., «Просвещение», 2008г.Интернет- ресурсы.

17. 02.2017
Духовная жизнь

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ
в 1920-1930-е гг.
1918 год -
Преодолеть недостатки
развития культуры
НАРОДНЫЙ
периода царской России:
КОМИССАРИРИАТ
сословные ограничения;
ПРОСВЕЩЕНИЯ
низкий уровень
образования и пр.
(НАРКОМПРОС)
политизировать
культуру;
поставить ее на службу
советскому государству
и большевистской
партии;
воспитать «нового
А.В.Луначарский
человека» –
первый нарком просвещения
(1917-1929 гг.)
«КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ»

Главные задачи культурной революции:

преодолеть культурное неравенство,
сделать доступным для трудящихся
сокровища культуры;
ликвидация неграмотности: в 1919 году
СНК принял декрет «О ликвидации
неграмотности
среди
населения
РСФСР», по которому все население от
8 до 50 лет обязано было обучаться
грамоте на родном или русском языке;
в
1923
году
было
учреждено
добровольное
общество
«Долой
неграмотность» под председательством
М.И.Калинина.

1. Борьба с неграмотностью
Прочтите
документ
(стр. 159)
и ответьте
на вопросы
к документу.
Отправной точкой уровня грамотности по всей
стране на начало века принимаются данные на
1897 год, признанные отечественными и
зарубежными учёными: всего - 21,1 %, в том
числе 29,3 % мужчин и 13,1 % женщин.
По Сибири грамотность составляла
соответственно 12 % (за вычетом детей до 9
лет - 16 %), по Средней Азии - 5 и 6 %
соответственно из всего населения.
И хотя в последующие годы, до 1914 г. уровень
грамотности возрастал (по различным оценкам
до 30-45 % в индустриально-развитых
губерниях), но «после войн и вообще усиленных
Курсы ликбеза
наборов процент грамотности падает».
Курсы ликбеза
Ленин одной из главных задач построения социализма
в стране считал борьбу с неграмотностью.

«Долой неграмотность!»

В 1923 году было учреждено добровольное общество «Долой
неграмотность» под председательством М.И.Калинина.
Были открыты
тысячи пунктов
для ликвидации
неграмотности
насиления

1. Борьба с неграмотностью
Всего в 1917-1927 годах
было обучено грамоте
до 10 млн. взрослых,
в том числе в РСФСР
5,5 млн.
Советские агитационные
плакаты 1920-х гг.


В 1918 году было
утверждено «Положение
о единой трудовой школе
РСФСР» - школа
провозглашалась
бесплатной, она
управлялась на основе
самоуправления,
поощрялось
педагогическое
новаторство, уважение
к личности ребенка.
Урок в школе,
кон. 1920-х – нач. 1930-х гг.
Но ряд экспериментов
имел отрицательную
сторону - отменялись
уроки, парты, домашние
задания, отметки,
экзамены.

Народное образование

30 сентября 1918 года Следующая
важная
ВЦИК
утвердил веха - принятие в 1930
«Положение о единой году постановления ЦК
трудовой
школе ВКП/б «О всеобщем
РСФСР». В основу обязательном
положен
принцип начальном обучении».
бесплатного обучения.
К концу 30-х годов
Декретом СНК от 2 массовая
августа
1918
г. неграмотность в нашей
преимущественное
стране в основном
право поступления в была преодолена
вузы получили рабочие
и крестьяне

2. Строительство советской школы
При поступлении в ВУЗы
преимуществами
пользовались рабочие
и крестьяне, направляемые
на учебу по партийным
и комсомольским путевкам.
Для того чтобы рабочие
и крестьяне могли учиться
в ВУЗах, при них
создавались рабочие
факультеты.
Государство обеспечивало
выпускников рабфаков
стипендиями
и общежитиями. Рабфак идёт (вузовцы)
(Б.Иогансон. 1928 год)

2. Строительство советской школы
Рабфаковцы
К 1927 году сеть высших учебных заведений и техникумов РСФСР
насчитывала 90 вузов (в 1914 году – 72 вуза) и 672 техникума
(в 1914 году – 297 технических училищ).

2. Строительство советской школы
Н.К.Крупская –
А.В.Луначарский –
А.С.Макаренко –
с 1929 года заместитель
наркома просвещения
первый нарком просвещения
(1917-1929 гг.)
советский педагог
и писатель
Большой вклад в организацию народного образования и просвещения,
в развитие педагогики внесли Н.К. Крупская, А.В.Луначарский,
талантливые педагоги А.С. Макаренко, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий.

3. Реформа русского языка
Декабрь 1917 года –
реформа русской орфографии:
из русского алфавита были исключены
устаревшие буквы Ѣ (ять), Ѳ (фита), І («и
десятеричное»), твёрдый знак (Ъ) на
конце слов и частей сложных слов, но
сохранялся в качестве разделительного
знака (подъём, адъютант);
в родительном и
винительном падежах прилагательных
и причастий окончания -аго, -яго
заменялось на -ого, его (например, новаго → нового, лучшаго
→ лучшего, ранняго → раннего), в
именительном и винительном падежах
множественного числа женского и
среднего родов -ыя, -ія - на -ые, ие (новыя (книги, изданія) → новые)
и т.п.
Титульный лист романа «Война и мир» со старой орфографией.
Издание т-ва И.Д.Сытина к 100-летию Бородинской битвы, Москва, 1912 год.

4. Власть и интеллигенция
ПОДДЕРЖКА
РЕВОЛЮЦИИ
ЭМИГРАЦИЯ
М.Горький,
И.Бунин,
А.Куприн,
Ф.Шаляпин,
С.Прокофьев,
С.Рахманинов,
И.Репин,
М.Шагал,
В.Кандинский
и др.
Большевик
(Б.Кустодиев. 1920 год)
ОППОЗИЦИЯ
А.Ахматова,
М.Булгаков,
М.Волошин,
М.Пришвин
и др.
В.Маяковский,
А.Блок,
Б.Кустодиев
К.Петров-Водкин
и др.

Остались на Родине

В.М.Бехтерев
Н.И.Вавилов
В.И.Вернадский
Н.Е.Жуковский
Н.Д.Зелинский
К.А.Тимирязев
И.П.Павлов
К.Э.Циолковский

М. Волошин
А. Ахматова
Н. Гумилев
В. Маяковский
М. Булгаков
В. Мейерхольд

4. Власть и интеллигенция
... Так идут державным шагом -
Позади - голодный пес,
Впереди - с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз -
Впереди - Исус Христос.

4. Власть и интеллигенция
В истории русской культуры революция пришлась на расцвет
«серебряного века». Многие мастера культуры ценя свободу творчества
оказались за границей.
«Смена вех» - сборник
публицистических
статей
философскоВернулись
в Россию
политологического
содержания,
(в 1920-1930-е
гг.):
опубликованный в Праге в 1921 году
А.Толстой,
С.Прокофьев,
видными
представителями
либерального
направления
в
М.Цветаева,
М.Горький
общественнойА.Куприн
мысли русской
эмиграции.
Участники «Смены вех» предприняли попытку осмыслить роль российской
интеллигенции в новых политико-экономических условиях. Общей идеей
год
сборника стала мысль о возможности принятия большевистской1909
революции
и
примирения с её результатами ради сохранения единства и мощи российского
государства. Первым идеологом сменовеховства был профессор Н. В. Устрялов.

4. Власть и интеллигенция
Большевики стремились привлечь к сотрудничеству знаменитых ученых. От их
деятельности зависела обороноспособность страны. Этим людям создавались
условия для нормальной жизни и исследований. Многие ученые считали, что
надо работать на благо Родины, хотя и не принимали идеологию большевиков.
И.П.Павлов
Н.Д.Зелинский
И.В.Мичурин
В.И.Вернадский
В 20-е гг. продолжилась научная деятельность И. Павлова, Н. Жуковского,
К.Циолковского, Н.Зелинского, И. Мичурина, В. Вернадского и др.

4. Власть и интеллигенция
После Кронштадтского мятежа большевики усилили контроль над духовной
сферой жизни общества. В августе 1921 г. была «разоблачена» Петроградская
боевая организация.
По обвинению
в принадлежности
к ней были
расстреляны
Н.Гумилев,
М.Тихвинский
и другие деятели
науки и культуры.
Обложка тома 177 "дела" Н. С. Гумилева.
1921 год

4. Власть и интеллигенция
«Философский пароход» - кампания правительства РСФСР по высылке
неугодных власти людей за границу в сентябре и ноябре 1922 года.
П. А. Сорокин
Н. А. Бердяев
C. Н. Булгаков
И. А. Ильин
В 1922 г. из страны выдворили 160 ученых.
«Мы этих людей выслали
Среди высланных русские философы и мыслители: потому, что расстрелять их не
И. Ю. Баккал, Н. А. Бердяев, В. Ф. Булгаков, C. Н. Булгаков,было
В. В. Зворыкин,
И. А. Ильин,
повода, а терпеть
было
Л. П. Карсавин, А. А. Кизеветтер, Н. А. Котляревский, Д.В. Кузьмин-Караваев, И. И. Лапшин,
невозможно»
Н. О. Лосский, В. А. Мякотин, М. М. Новиков, М. А. Осоргин, П. А. Сорокин, С. Е. Трубецкой,
Л.Д.Троцкий
А. И. Угримов, С. Л. Франк, Н. Н. Цветков, В. И. Ясинский и др.

4. Власть и интеллигенция
В эмиграции работали ученые
с мировыми именами:
микробиолог С.Н.Виноградский,
геолог Н.И.Андрусов,
почвовед В.К.Агафонов,
химики В.Н.Ипатьев
и А.Е.Чичибабин,
авиаконструктор И.И.Сикорский,
один из создателей
телевидения В.К.Зворыкин,
историк Н.П.Кондаков и др.
И.И.Сикорский - русский и американский авиаконструктор,
учёный, изобретатель, философ. Создатель первых в мире:
четырёхмоторного самолёта «Русский витязь» (1913 год),
пассажирского самолёта «Илья Муромец» (1914 год),
трансатлантического гидроплана, серийного вертолёта
одновинтовой схемы.

4. Власть и интеллигенция
В 1922 году был учрежден
Главлит, осуществлявший
цензуру за всей печатной
продукцией.
В 1923 году создается
Главрепетком с теми же
функциями.
Но до 1925 года в культуре
сохранялась относительная
духовная свобода.
Партийные вожди, борясь друг
с другом, не могли
договориться об единой линии.
С возвышением Сталина
ситуация изменилась,
началась идеологизация
художественного творчества.

5. Государство и церковь
В конце октября 1917 года
в России было восстановлено
патриаршество.
Деятельность патриарха Тихона:
осудил расстрел царской
семьи;
осуждал гонения на церковь;
боролся против конфискации
церковных ценностей
(1922 год);
пытался наладить диалог и
сотрудничество государства
и церкви.
Патриарх Тихон
(1917-1925 гг.)

5. Государство и церковь
Причины борьбы
с церковью и религией:
атеистические воззрения
партийных лидеров;
стремление убрать
конкурента из духовной
сферы.
Фрагмент Декрета о свободе совести,
церковных и религиозных обществах.
1918 год
В начале 1918 года
церковь была отделена
от государства,
а школа от церкви.

5. Государство и церковь
Карикатуры на церковь

5. Государство и церковь
1922 год – изъятие церковных
ценностей.
«Мы не можем одобрить изъятия из храмов,
хотя бы и через добровольное
пожертвование, священных предметов,
употребление коих не для богослужебных
целей воспрещается канонами Вселенской
Церкви и карается Ею как святотатство -
миряне отлучением от Неё,
священнослужители - извержением из
сана»
Из Воззвания патриарха Тихона.
Плакат помощи голодающим регионам РСФСР «Голод-паук душит
крестьянство России».
Чёрным отмечены наиболее голодающие регионы (Нижний Урал,
Поволжье, Крым, юг Украины). Аллегорические потоки, исходящие от
различных культовых учреждений (православных, католических и
мусульманских), поражают тело «голода-паука»

Изъятие церковных ценностей
Вскрытие мощей Александра
Невского и изъятие драгоценной раки.
Май 1922 года.

5. Государство и церковь
Имущество церкви
реквизировалось в фонд борьбы
с голодом. Это привело к
выступлениям верующих.
В ответ власть перешла в
наступление. Весной 1922 года
в Москве и Петрограде прошли
судебные процессы над
церковными деятелями.
Несколько человек были
казнены, а патриарх Тихон
арестован. В 1925 году после
смерти Тихона выборы
патриарха были запрещены (до
1943 года).
Симонов монастырь. Разорение храма.
1923 год.

Литературные течения
XX века в России
символизм
акмеизм
имажинизм
футуризм

Символисты (французское symbolisme от греческого
symbolon - знак, символ).
З. Н. Гиппиус,
В. Я. Брюсов,
К. Д. Бальмонт,
Ф. К. Сологуб,
А. А. Блок,
С..Соловьёв,
К.Бальмонт,
В.Иванов,
И.Ф.Анненский
А.Блок
А.Белый
К.Бальмонт
Символизм
построенные
на
основе
интерпретации понятия символа как первооснования
связи бытия, мышления, личности и культуры.

Акмеисты (от греческого akme` - остриё, высшая
степень чего-либо, цветущая сила).
Н. С. Гумилёв
А. А. Ахматова
О. Э. Мандельштам
Г. В. Иванов
В. И. Нарбут
А.Ахматова
О.Мандельштам
Акмеизм
основывался
на
провозглашение
материальности, предметности тематики и образов,
точности слова.

Футуристы (от латинского futurum - будущее).
В. Хлебников
В. В. Маяковский
Д. Д. Бурлюк
И. Северянин
Давид
Бурлюк
Велимир
Хлебников
Футуризм основывался на скорости, движение,
энергии, которые
пытались передать достаточно
простыми приёмами.

Имажинисты (от французского image - образ)
С. А. Есенин
С. Есенин
А. Б. Мариенгоф
В. Г. Шершеневич
Анатолий
Мариенгоф
Имажинизм характеризует
анархические мотивы.
творческий
эпатаж,

Классовой подход к культуре

Партия и государство установили полный
контроль над духовной жизнью общества.
1921 г. – процесс над Петроградской боевой
организацией (известные ученые и деятели
культуры).
1922г. – выдворение из страны 160 крупных
ученых и философов.
1922г.

учреждение
Главлита
(главном управлении по делам литературы и издат
ельств), а затем Главреперткома (орган
одобряющий цензуру).

Из Постановления Политбюро ЦК РКП(б) «О политике партии в области художественной литературы» - 18 июня 1925 г.

Таким образом, как не прекращается у нас
классовая борьба вообще, так точно она не
прекращается и на литературном фронте. В
классовом обществе нет и не может быть
нейтрального искусства.
Партия должна подчеркнуть необходимость
создания
художественной
литературы,
рассчитанной на действительно массового
читателя, рабочего и крестьянского; нужно
смелее
и
решительнее
порвать
с
предрассудками барства в литературе

6. Новое искусство
ПРОЛЕТКУ́ЛЬТ - массовая
культурно-просветительская
и литературно-художественная
организация пролетарской
самодеятельности при Наркомате
просвещения, существовавшая
с 1917 по 1932 год.
Идеологи Пролеткульта исходили из
определения «классовой культуры»,
сформулированного Плехановым.
По их мнению, любое произведение
искусства отражает интересы и
мировоззрение только одного класса
и поэтому непригодно для другого.
Следовательно, пролетариату
требуется создать «свою»
собственную культуру с нуля.

6. Новое искусство
Первый рабочий театр
Пролеткульта в 1924-32 гг.
располагался в
кинотеатре «Колизей»
на Чистопрудном
бульваре (ныне здание
театра «Современник»).
Ставил перед собой
агитационные задачи,
способствовал развитию
и утверждению на сцене
советской драматургии.
В театре работали:
Г.В. Александров,
Э.П. Гарин, И.А. Пырьев,
М.М. Штраух;
С.М. Эйзенштейн и др.
Театр рабочей молодежи (ТРАМ).
1930 год.

6. Новое искусство
С.М.Эйзенштейн.
«Броненосец «Потёмкин» - немой художественный фильм,
снятый режиссёром Сергеем Эйзенштейном на киностудии «Мосфильм»
в 1925 году (к 20-летию революции 1905 года). Неоднократно в разные годы
признавался лучшим или одним из лучших фильмов всех времён и народов
по итогам опросов критиков, кинорежиссёров и публики.

6. Новое искусство
В 1921 г. вышел
первый номер
первого советского
толстого журнала
«Красная новь».
Редактором с 1921 – 1927 гг.
был А.К.Воронский.

6. Новое искусство
«Тихий Дон» - роман-эпопея
Михаила Шолохова в четырёх
томах, написана с 1925 по 1940 год.
Одно из наиболее значительных
произведений русской
литературы XX века, рисующее
широкую панораму жизни донского
казачества во время Первой
мировой войны, революционных
событий 1917 года и гражданской
войны в России.
За этот роман в1965 году
Шолохову была присуждена
Нобелевская премия по
литературе с формулировкой «За
художественную силу и цельность
эпоса о донском казачестве в
переломное для России время».
Журнал «Роман-газета», 1928 год.
(одна из первых публикаций романа
и портрет автора)

6. Новое искусство
И.М.Бабель.
Д.А.Фурманов.

6. Новое искусство
Ленин
И я,
и теперь
как весну человечества,
живее всех живых.
рожденную
Наше знанье
- и в бою,
в трудах
пою
сила
мое отечество,
и оружие.
республику мою!
Из поэмыИз поэмы «Хорошо»
(1927 год).
«Владимир Ильич Ленин»
(1924 год).
В.В.Маяковский.

6. Новое искусство
«Окна сатиры РОСТА» -
серия плакатов, созданная
в 1919-1921 годы
советскими поэтами
и художниками, работавшими
в системе Российского
телеграфного
агентства (РОСТА).
«Окна РОСТА» -
специфическая форма
массового агитационного
искусства, возникшая
в период Гражданской
войны и интервенции
1918-1920 гг.
Большую роль в создании «Окон
РОСТА» сыграл В.Маяковский.

6. Новое искусство
Д.Моор.
Агитационные плакаты.
В.Дени.
Агитационные плакаты.

6. Новое искусство
В.Э.Мейерхольд
Е.Б.Вахтангов
А.Я.Таиров
В театре кроме системы К.С.Станиславского ищут новые формы
художественного выражения (революционная романтика, гротеск,
сатира, биомеханика и пр.)

7. Коммунальный быт
Коммунальная квартира –
квартира, где проживает
несколько семей,
не являющихся
родственниками.
Появились после революции
1917 года в ходе
«уплотнений», когда
большевики принудительно
отбирали жильё у богатых
горожан и подселяли к ним в
квартиру новых людей,
активных сторонников
советской власти
(коммунисты, военные,
сотрудникиЧК) .
Больше всего коммунальных
квартир появилось
в Ленинграде (Петербурге).

8. Сатира
М.А.Булгаков
Повесть написана в 1925 году, впервые
опубликована в 1968 году одновременно
в журнале «Грани» (Франкфурт) и
журнале Алека Флегона «Студент»
(Лондон).
В СССР в 1960-е распространялась в
самиздате. Впервые официально была
опубликована в СССР в 1987 году в 6-м
номере журнала Знамя.
С тех пор неоднократно переиздавалась.

8. Сатира
И.Ильф и Е.Петров

8. Сатира
В.В.Маяковский.
На заднем плане «Окна РОСТА»

ИТОГИ:
+
значительно поднят уровень
грамотности населения
культура стала массовой и
общедоступной
в 20-е годы ещё сохранялась
относительная свобода
творчества, нет жесткой
цензуры
Плакат. 1920 год.
Автор: А. Радаков.

ИТОГИ
окончание «серебряного века»
множественность путей развития
культуры начинает постепенно
ликвидироваться советской властью
по мере формирования диктатуры
Сталина началось партийное
наступление на культуру,
ограничение свободы творчества,
развитие «социалистического
реализма»
деятельность интеллигенции
постепенно будет поставлена под
партийный контроль (особенно это
проявиться в 30-е гг.)
Плакат. 1930 год.
Авторы: И.Лебедев, Н.Красильников.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения