Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

История развития портретного жанра. Обзор развития жанра портрета, начиная со средневековья по И.С

Вы когда-нибудь задавались вопросом «Откуда берет свое начало живопись?». Конечно, наскальные рисунки - вот первые доказательства потребности человека в искусстве. Однако есть и другие версии. Например, существует легенда, что живопись произошла от девушки, которая на стене изобразила тень любимого мужчины. В этой красивой сказке можно уловить глубокий смысл: началу живописи послужила потребность человека в портрете.

Таким образом, портрет чуть ли ни самый древний жанр в искусстве. Но вернемся к истории и фактам.

Древние портреты

Первая попытка изображения портрета насчитывает уже, по мнению ученых, ни много ни мало 27 тысяч лет. Обнаруженный во Франции, в пещере Вильоннер «Портрет» сделан мелом, но совершенно четко видны очертания лица: глаза, нос, рот.

«Портрет», возраст которого 27 тысяч лет

Большой интерес представляют также портреты античной живописи. Так, на острове Крит среди фресок Кносского дворца при раскопках найдена целая коллекция женских портретов. Самый знаменитый из низ -«Парижанка». Молодая женщина, изображенная в профиль (в традициях искусства того времени), скорее всего была одна из жриц, придворных дам или богинь.

«Парижанка», фреска из Кносского дворца, XVI век до н.э.

Средневековье

Можно смело утверждать, что именно в средневековье происходит упадок портретного жанра. В эту эпоху все было подчинено церкви. Ограниченные строгими религиозными канонами, художники редко обращались к портрету, а если и приходилось, то ни о каком реалистичном изображении речи идти не могло.

Однако уже в X-XII веках портретный жанр начинает развиваться. Уже можно заметить реалистичные черты в лицах святых, ясность и определенность во взгляде и т.д. Ярким примером такого реалистичного портрета служит работа Джотто на стенах капеллы Скровеньи в Падуе.


Джотто, портрет Энрике Скровеньи, 1304-1306

Примерно в то же время начинают развиваться автопортреты, портреты в станковой живописи.

Эпоха Возрождения

Возрождение – расцвет портретного жанра. Человек – центр Вселенной, способный изменить этот мир. Эта новая идеология и дала толчок древнейшему жанру, освободив ее от церковных оков. Появились портреты в анфас, возникла техника масляной живописи. Изменилась сама структура портрета: теперь художник помещал своего героя не в условный фон, как это было в Средневековье, а в реалистичный интерьер или пейзаж.

Боттичелли, Рафаэль, Тициан, Леонардо да Винчи – величайшие мастера Высокого Возрождения – создали новые средства художественной выразительности, при помощи которых портреты стали более психологическими. Так, самый знаменитый мужской портрет того времени – работа Рафаэля «Бальдассаре Кастильоне».

Рафаэль Санти, «Бальдассаре Кастильоне», 1515г

Появились разновидности портрета. Так, стали различать парадный и интимный портрет. Парадные портреты заказывали у художников царские семьи, знать, церковные служители. Дамы для позирования наряжались в свои лучшие наряды, украшения, фоном для таких портретов служили величественные здания, с арками, колоннами и т.д. Очевидно, что цель парадного портрета была в прославлении, наделении людей лучшими чертами.

Одним из самых популярных мастеров парадного портрета был П.П. Рубенс. Его современники мечтали заказать у него портрет. Работы Рубенса виртуозны, красочны и неповторимы.

Рубенс Петер Пауль, «Портрет герцога Лерма», 1603

Интимные портреты не были так «холодны», как парадные. Они были особенно популярны XVII веке. Их главная особенность – отражение эмоций, чувств, духовного состояния людей. Крупным мастером таких портретов был Рембрандт. Его модели – обыкновенные люди, не имеющие ни богатства, ни знатных покровителей. Художник стремился передать истинные качества человека – его внутреннюю сущность.

Рембрандт Харменс ван Рейн, «Портрет старика в красном», 1654г

Портреты XIX века

Эпоха романтизма диктует свои правила искусству. Портреты перестают быть пышными, какими являлись в XVIII веке, становятся более строгими и холодными. Стоит отметить появление реалистичных ноток в живописи в целом. Жак Луи Давид, Франсуа Жерар, Франсиско Гойя и многие другие вносят в искусство критические линии.

Тенденции романтизма можно найти в творчестве ярчайшего выразителя французской живописи Эжана Делакруа. Так, в портрете Паганини художник передал главное – страсть человека к музыке. Нет точностей в изображении лица, фигуры, однако от этого только сильнее ощущается сила музыки, захватившая все тело и душу музыканта.


Эжен Делакруа, «Портрет Паганини», 1832г

Импрессионисты по-своему подошли к портретной живописи. Они отказались от правдоподобия, тем самым сконцентрировавшись на непостоянстве человека и окружающей среды.

Эдуард Мане, «Женщина перед зеркалом», 1877г

Современная портретная живопись

Кризис человеческой личности в XX веке не мог не отразиться на искусстве. В этот период портретная живопись переживает очередной упадок. Поиски новых идей, появление новых течений, тенденций – все это приводит к возникновению новых портретов, лишенных былой специфики. В работах Пикассо, Модильяни, Грос и многих других мастеров этого времени ощущается противоречие идейно-художественных тенденций.


Хуан Грис, «Портрет Пикассо», 1912г

Несмотря на то, что продолжаются поиски новых реалистичных средств, в целом интерес к портрету падает. Оживление в портретной живописи происходит в 1970-х годах прошлого столетия, когда такие художники, как Энди Уорхол, Алекс Катц, Чак Клоуз делают человеческое лицо главным в своих произведениях.

Энди Уорхол, «Мэрилин Монро»

Как же художник пишет портрет? В первую очередь, современный живописец пытается уловить в человеке то, что увидеть обычным взглядом сложнее всего – его человечность. Здесь мастер использует все: жесты, полуповороты тела, акценты поз, штрихи одежды, а главное – художник сохраняет незавершенность портрета, давая зрителю возможность самому осмыслить его творчество.

Так, в портрете «Девочка с кроликом», Сергей Минасян передал атмосферу спокойствия и умиротворения, наполненную душевной теплотой и искренностью.


Сергей Минасян, «Девочка с кроликом», 2009г

Быть объектами восхищения достойны многие портреты. Древнейший жанр по сей день продолжается развиваться, открывая перед нами все новые и новые этапы в искусстве портрета.

Цели урока:

  • Познакомить с изображением человека разных эпох
  • Познакомить с историей возникновения портрета
  • Подвести учащихся к пониманию того, что жанр портрета – это не только передача индивидуального сходства, но и создание духовного и исторического образа человека
  • Активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения

Задачи урока:

1. Предметные

Используя метапредметную связь истории и МХК, ИЗО продолжить изучение раздела живописи: портрет; закрепить знания о жанре портрета.

Развивать умение понимать язык искусства, его содержание (знаково-cимволические универсальные учебные действия).

познавательные:

Умение ориентироваться во множественных источниках информации;

Устанавливать причинно-следственные связи;

Продолжить формирование универсальных учебных действий - самостоятельно строить рассказ на основе различных источников информации, обобщать и структурировать отдельные факты;

регулятивные:

Преобразовывать практическую задачу в познавательную;

коммуникативные:

Развивать коммуникативные навыки речевого взаимодействия в аудитории класса; умение общаться, слышать и чувствовать других людей; работать совместно, добиваясь общей цели;

личностные:

Формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации; приобщать учащихся к духовно-нравственным ценностям.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Тип урока: урок смешанного типа

Основные понятия : культура, искусство, шедевр, портрет.

Материал и оборудование для учителя: доска, проектор, музыкальный ряд.

Материал и оборудование для учащихся: листы бумаги А4, карандаш, краски.

План урока

1. Вводная часть. Формулирование темы урока.

2. Ход урока.

– Определение жанра портрет, история его развития в мире и России.

– Закрепление знаний о разновидностях портрета.

3. Практическая работа.

– Средства художественной выразительности.

– Цветовое решение портрета (закрепление) – мастер-класс.

4. Подведение итогов урока.

Ход урока

Древнейшая известная попытка изобразить человеческое лицо насчитывает 27 тыс. лет. Оно обнаружено в пещере Вильонер близ города Ангулем (департамент Шаранта). “Портрет” сделан мелом на естественных выпуклостях стены, напоминающих по форме лицо. Прочерчены горизонтальные линии глаз и рта и вертикальная полоса, обозначающая нос.

Зарождение портрета относится к глубокой древности. Первые значительные образцы портретов встречаются в древневосточной, главным образом древнеегипетской, скульптуре. Здесь назначение портрета было во многом обусловлено культовыми, религиозно-магическими задачами. Необходимость “дублирования” модели (портрет как двойник её в загробной жизни) приводила к проецированию на имперсональный канонический тип изображения (воплощающий нечто неизменное) индивидуально-неповторимых черт определённого человека.

В Древней Греции в эпоху классики создаются обобщённые, идеализированные скульптурные портреты поэтов, философов, общественных деятелей. С конца 5 в. до н. э. древнегреческий портрет всё более индивидуализируется (творчество Деметрия из Алопеки, Лисиппа), тяготея в период эллинизма (конец 4-1 вв. до н. э.) к драматизации образа. Высокого расцвета античной скульптуры портрет достигает в искусстве Древнего Рима. Развитие древнеримского портрета связало с усилением интереса к конкретному человеку, с расширением круга портретируемых. В основе художественной структуры многих древнеримского портрета - чёткая, подчас скрупулёзная передача неповторимых черт модели при соблюдении определённого единства индивидуального и типического начал. В период империи отдельные мастера обращались к идеализирующему, нередко мифологизированному портрету. В своих лучших образцах древнеримский портрет отмечен жизненной достоверностью, психологической выразительностью характеристик. В эпоху эллинизма и в Древнем Риме, наряду с портретными бюстами и статуями, широкое распространение получили портрет на монетах, камеях и т.п., отчасти живописные портреты.

Ранние сохранившиеся образцы станковой портретной живописи представляют фаюмские портреты (Египет, 1-4 вв.) (Рис. 1, 2). Во многом связанные с традициями древневосточного портрета, с религиозно-магическими представлениями фаюмские портреты вместе с тем создавались под воздействием античного искусства, непосредственно с натуры, несли в себе ярко выраженное сходство с конкретным человеком, а в поздних образцах - специфическую духовность.

Фаюмские портреты - погребальные портреты, созданные с применением техники энкаустики в Римском Египте в I-III веках н.э. Свое название они получили по месту первой крупной находки в оазисе Фаюм в Египте в 1887 году британской экспедицией во главе с Флиндерсом Питри.

После того, как портреты привезли в Европу, их - в качестве заморских диковин, показывали на ярмарках и выставляли в модных тогда кунсткамерах. И посчитали экзотикой.

Ученые же называют фаюмские портреты элементом местной погребальной традиции, трансформированной за несколько веков под влиянием греков и римлян. Портрет заменял древним египтянам традиционную погребальную маску на мумии.

Рисунок 1

Рисунок 2

Ранние фаюмские портреты выполнены в технике энкаустики - от греческого слова “выжигать”, очень распространенной в то время. Это - восковая живопись расплавленными красками. Ее отличает объемность – пастозность - мазка. Это позволяет сделать именно энкаустика - техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск. Живопись выполняется красками в расплавленном виде - отсюда и название.

Неизвестные мастера хорошо знали лицо: направление мазков обычно следует его формам - на нос, щеки, подбородок и в контуры глаз краски накладываются плотным слоем, а периферия - контуры лица и волос, очерчивалась более жидкими красками.

Исполненные таким способом портреты отличаются выпуклостью и свежестью цвета. Они оказались удивительно долговечны.

Важная особенность фаюмских портретов - использование тончайшего сусального золота. На некоторых портретах позолочен весь фон, на других золотом выполнены лишь венки или головные повязки, на некоторых портретах особо отделаны позолотой драгоценности и детали одежды.

Основа портретов - древесина различных пород: платан, липа, смоква, тис, а также завезенные из Южной Европы кедр, сосна, ель, кипарис, дуб. Но есть и портреты – видимо, тех, кто победней, выполненные на загрунтованном клеем полотне.

Фаюмский портрет стал самостоятельной категорией в живописи. Всего в мире насчитывается около 900 фаюмских портретов. И во много раз больше – подделок и хороших копий.

Перелом в портретном искусстве, которое снова вышло на видные позиции, наступил в эпоху Ренессанса. Он был связано с изменением идеологии эпохи. Ренессансный человек был полон гуманистического реализма, то есть он ослабил путы религии и уверовал в силу личности, стал считать себя мерой всех вещей - и поэтому он вышел на первый план в искусстве.

Ренессансный антропоцентризм особенно ярко проступает в портретном творчестве мастеров Высокого Возрождения. Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Тинторетто ещё в большей мере углубляют содержание портретных образов, наделяют их силой интеллекта, чувством личной свободы и духовной гармонией, существенно обновляют средства художественной выразительности (воздушная перспектива Леонардо да Винчи, колористические открытия Тициана ). Самый известный портрет в мире - “Мона Лиза ” кисти да Винчи был написан именно в эту эпоху (Рис 3).

Рисунок 3

Почему этот портрет Леонардо да Винчи до сих пор поражает людей? Почему загадку этой картины пытается разгадать каждый, кто смотрит на портрет, но она так и остается не разгаданной?

Известный искусствовед А.М. Эфрос писал, что “Джаконда” - это менее всего портрет супруги Франческо дель Джаконда, а изображение какого то получеловеческого, полуземного существа, не то улыбающегося, не то хмурого. А еще Эфрос отметил, что Леонардо да Винчи ничего не делал спроста. У каждого его шифра есть ключ, и что вот уже пять столетий ни кто этот ключ не найдет. Некоторые авторы объясняют такое впечатление от лица Моны Лизы знаменитым леонардовским приемом светотени, введенным в живопись Леонардо (“сфумато” - с итальянского, мягкий, не ясный, растворяющийся, исчезающий).

Исследователь М.А. Гуковский писал о “Джаконде”, что она сама вглядывается в зрителя, а не только зритель в нее, и что зритель чувствует себя не ловко и тревожно под этим взглядом и в то же время не в состоянии отвести глаз от этого замечательного портрета.

В лице “Джаконды” не только необычайное выражение, но это выражение все время меняется. Следовательно, в лице “Джаконды” - движение. Но ведь всякое движение происходит во времени, а живописная картина – статична, она запечатлела какое то мгновение.

Из немецких живописцев этого периода особенно знаменит портретист А. Дюрер. Без портретов сложно себе представить творчество Альбрехта Дюрера. Картины его в этом жанре многочисленны и весьма интересны. Альбрехт уже в ранней работе, выполненной около 1499 года (портрет Освальда Креля) предстает сложившимся мастером. Он отлично передает внутреннюю энергию модели, своеобразие характера. Уникальность Альбрехта Дюрера состоит и в том, что автопортрет занимает ведущее место в ранний период его портретного творчества. Еще в 1484 году он создал рисунок серебряным штифтом.

Рисунок 4

Здесь Альбрехт изображен 13-летним ребенком (Рис. 4). Уже в то время рукой Дюрера руководила тяга к самопознанию, которая получила дальнейшее развитие в первых трех его живописных автопортретах. Речь идет о работах 1493, 1498 и 1500 годов. В последней работе Альбрехт изображен строго в фас. Обрамленное небольшой бородкой и длинными волосами его правильное лицо напоминает нам изображения Христа-Пантократора (Рис. 5).

В исполненном углем “Портрете матери” (1514) в асимметричном старческом лице с исхудавшими чертами, в глазах запечатлены следы жизненных невзгод и разрушений (Рис 6). Напряженно вьющиеся экспрессивные линии обостряют яркую выразительность образа. Эскизность, местами густой и черный, местами легкий штрих придают рисунку динамичность.

Рисунок 6

В России сложилась своя школа портрета, отличающаяся жанровым разнообразием. К концу XVIII века русский портрет по своему высокому уровню качества сравнялся с современными ему мировыми образцами. Его представителями являются Фёдор Рокотов, Дмитрий Левицкий, Владимир Боровиковский.

Левицкий и Рокотов проделывают путь от парадного и полупарадного портрета к камерному. К концу века русской портретной школе свойственна деликатность, подчеркнутая вдумчивость, сдержанная внимательность, некая добропорядочность и благовоспитанность без потери элегантности.

Рисунок 7

Рисунок 8

Рисунок 9

Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Её глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Её глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потёмки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Её прекрасные глаза.
Николай Заболоцкий

Портретная живопись и рисунок рассказывают о человеке, его красоте, характере и стремлениях. Художник-портретист имеет дело с характером человека, его сложной индивидуальностью. Чтобы разобраться в человеке, понять его сущность по внешнему виду-нужен большой жизненный и профессиональный опыт.От художника требуется глубокое знание изображаемого человека.Кроме индивидуальных черт изображаемого человека важно ещё передать те черты которые накладывает на него его профессиональная среда.

Портрет (фр. portrait - изображение) - жанр изобразительного искусства с изображением одного человека или группы людей. Кроме внешнего, индивидуального сходства, художники стремятся в портрете передать характер человека, его духовный мир.

Существуют многие разновидности портрета. К жанру портрета относятся: поясной портрет, бюст (в скульптуре),портрет в рост, групповой портрет, портрет в интерьере, портрет на фоне пейзажа. По характеру изображения выделяются две основные группы: парадные и камерные портреты. Как правило, парадный портрет предполагает изображение человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим). В камерном портрете используется поясное, погрудное, поплечное изображение. В парадном портрете фигура обычно дается на архитектурном или пейзажном фоне, а в камерном - чаще на нейтральном фоне.


По числу изображений на одном холсте помимо обычного, индивидуального, выделяют двойной и групповой портреты. Парными называют портреты, написанные на разных холстах, если они согласованы между собой по композиции, формату и колориту. Чаще всего это портреты супругов. Нередко портреты образуют целые ансамбли - портретные галереи.

Портрет, в котором человек представлен в виде какого-либо аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа называют костюмированным. В наименования таких портретов обычно включаются слова "в виде" или "в образе" (например, Екатерина II в виде Минервы).

Портреты различают и по размеру, например миниатюрный. Можно выделить еще автопортрет - изображение художником самого себя. Портрет передает не только индивидуальные черты портретируемого или, как говорят художники, модели, но и отражает эпоху, в которую жил изображаемый человек.


Искусство портрета насчитывает несколько тысячелетий. Уже в Древнем Египте скульпторы создавали довольно точное подобие внешнего облика человека. Статуе придавали портретное сходство для того, чтобы после смерти человека его душа могла в нее вселиться, легко отыскать своего владельца. Этим же целям служили и живописные файюмские портреты, выполненные в технике энкаустики (восковой живописи) в I- IV вв. Идеализированные портреты поэтов, философов, общественных деятелей были распространены в скульптуре Древней Греции. Правдивостью и точной психологической характеристикой отличались древнеримские скульптурные портретные бюсты. Они отражали характер и индивидуальность конкретного человека.

Изображение лица человека в скульптуре или живописи во все времена привлекало художников. Особенно расцвел жанр портрета в эпоху Возрождения, когда главной ценностью была признана гуманистическая, действенная человеческая личность (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Тинторетто). Мастера Возрождения углубляют содержание портретных образов, наделяют их интеллектом, душевной гармонией, а иногда и внутренним драматизмом.

В XVII в. в европейской живописи на первый план выдвигается камерный, интимный портрет в противоположность портрету парадному, официальному, возвеличивающему. Выдающиеся мастера этой эпохи - Рембрандт, Ван-Рейн, Ф. Гальс, Ван-Дейк, Д. Веласкес - создали галерею замечательных образов простых, ничем не знаменитых людей, открыли в них величайшие богатства доброты и человечности.

В России портретный жанр активно начал развиваться с начала XVIII в. Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский создали серию великолепных портретов знатных людей. Особенно прелестны и очаровательны, пронизаны лиризмом и духовностью были женские образы, написанные этими художниками. В первой половине XIX в. главным героем портретного искусства становится мечтательная и одновременно склонная к героическому порыву романтическая личность (на картинах О. Кипренского, К. Брюллова).

Становление реализма в искусстве передвижников отразилось и на искусстве портрета. Художники В. Перов, И. Крамской, И. Репин создали целую портретную галерею выдающихся современников. Индивидуальные и типичные черты портретируемых, их духовные особенности художники передают с помощью характерных выражений лиц, поз, жестов. Человек изображался во всей своей психологической сложности, оценивалась еще и его роль в обществе. В XX в. портрет сочетает самые противоречивые тенденции - яркие реалистические индивидуальные характеристики и абстрактные экспрессивные деформации моделей (П. Пикассо, А. Модильяни, А. Бурдель во Франции, В. Серов, М. Врубель, С. Коненков, М. Нестеров, П. Корин в России).

Портреты доносят до нас не только образы людей разных эпох, отражают часть истории, но и говорят о том, каким видел мир художник, как он относился к портретируемому.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Презентацию на тему "Жанр портрета в культуре разных времён" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: МХК. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 13 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Жанр портрета в культуре разных времён.

ученицы 8 класса «Б» Черкашиной Анастасии.

п. Тульский 2014 год.

Слайд 2

Портрет - (франц. portrait) - изображение или описание человека или группы людей; в изобразительном искусстве один из жанров, в котором воссоздается облик какой-либо человеческой индивидуальности. Вместе с внешним сходством портрет запечатлевает духовный мир изображаемого человека (модели), создает типичный образ представителя народа, класса, эпохи.

Слайд 3

Человек - главный герой этого жанра.

Камерный портрет портрет, использующий поясное, подгрудное или поплечное изображение человека.

И. Никитин Петр I

Самодержавною рукой Он смело сеял просвещение, Не презирал страны родной: Он знал её предназначенье… A. C. Пушкин «Стансы»

В. Крюков. Портрет императора Петра I.

Ф. Рокотов

Портрет неизвестной в розовом платье.

Парадный портрет

К. Васильев Портрет Маршала Советского Союза Г.К. Жукова.

Во вражьей тьме Россия спит, Но Свет идёт и пробудит - Копьё Георгия летит...

Зевес быкам дал роги, Копыта лошадям, Проворны зайцам ноги, Зубасты зевы львам, Способность плавать рыбам, Парение орлам, Бесстрашный дух мужчинам; Но что ж он дал женам? Чем все то заменить? Красой их наделяет: Огонь и меч и щит Красавица сражает. Г. Р. Державин «К женщинам»

Ю. Сергеев «Возмездие»

Слайд 4

Первые портреты - посмертные маски.

Гай Юлий Цезарь 44 до н. э. Рим.

Посмертная маска королевы Шотландии Марии Стюарт. XVI век.

В. Шекспир. XVII век Англия.

Наполеон XIX век. Франция.

А.С.Пушкин. XIX век. Россия.

В. И. Ленин XX век. СССР

Посмертная маска И.В. Сталина XX век. СССР

Посмертная золотая маска фараона Тутанхамона XIV век до н. э. Египет.

Для людей древности сохранение своего облика представлялось средством попадания в мир вечной жизни, и они находили свои способы, похоже, изображать лица.

Золотая «маска Агамемнона» крито-микенская культура XVI в. до н. э.

Слайд 5

В Древнем Египте лицам придавали спокойствие и величие, убирали все случайное, и отрешенные от сиюминутности глаза смотрели сквозь время.

Древние Греки тоже преуспели в создании идеального (совершенного) лица.

фараон Рамсес II XIII век до н. э.

Нефертити XIV век до н. э.

Групповой портрет. Фреска из египетской пирамиды

Эхнатон и Нефертити XIV век до н. э.

Кефисодот. Спартанка. IV век до н. э.

Пракситель. Венера из Арля IV век до н. э.

Кресилай. Портрет Перикла. V век до н. э.

Слайд 6

В Древнем Риме, наоборот, внимание художников сосредотачивалось на особенностях лица - каждая складка, морщина или шрам выявляли жизненный путь человека, его натуру. Здесь не заботились о внешней красоте, но в каждом портрете подчеркивали силу духа, суровую уверенность и волю к действию.

Голова старика в покрывале (староримское направление).

Портрет неизвестной римлянки. 80-90-е г. н. э.

Клавдий. I век н. э.

Император Траян II век н. э.

Император Адриан II век н. э.

Гай Марий I век до н. э.

Слайд 7

Сандро Боттичелли Портрет Джулиано де Медичи. XV век.

Рафаэль Санти. Автопортрет 1506 г.

Леонардо да Винчи. Портрет Изабеллы де Эсте. 1499 г.

С эпохой Возрождения приходит новый интерес к реальному человеку, к самобытности его личности.

Слайд 8

П. Рубенс Портрет маркизы Бригитты Спинолы Дориа 1606 г.

Антонис ван Дейк Автопортрет 1621 г.

Рогир ван дер Вейден. Портрет дамы. 1460 г.

Ханс Мемлинг. Мужской портрет 1470-1480

Рембрандт. Портрет старика в красном. 1654 г.

Ян Вермеер. Девушка с жемчужной сережкой. 1667 г.

Маттиас Стом. Юноша, читающий при свече. 1640 г.

Художники севера Европы научились изображать конкретных людей с особенным вниманием к своеобразию их индивидуальности.

Слайд 9

Ватто. Капризница, 1718 г.

Латур. Жан-Жак Руссо, 1753 г.

Фрагонар. Дени Дидро 1769 г.

Джордж Ромни. Портрет миссис Хэрриет Гриер 1781 г.

Томас Гейнсборо. Портрет дамы в голубом. 1770 г.

XVIII век - век Разума, всеразрушающего скепсиса и иронии, век философов, социологов, экономистов.

Слайд 10

Винсент Ван Гог. Девушка в белом. 1890 г.

Пабло Пикассо. Голова женщины в голубой шляпе. 1939 г.

Эжен Делакруа. Портрет Фредерика Шопена. 1838 г.

Матисс Анри. Портрет девушки. 1910г.

Сальвадор Дали. Автопортрет. 1921 г.

Моне Клод. Портрет Виктора Жакмона, держащего зонт. 1865 г.

Эдвард Мунк. Художник Якоб Братланд. 1892 г.

Эдгар Дега. Римская нищенка. 1857 г.

XIX - XX века привнёс в искусство портрета изменчивость художественных вкусов, относительные понятия красоты.

Слайд 11

Русская портретная живопись начала свою блестящую историю с начала XVIII столетия.

И.Я.Вишняков. Портрет Сарры Фермор. 1749 г.

И.Н. Никитин. Портрет царевны Натальи Алексеевны. 1716 г.

Ф.Рокотов. Портрет Екатерины II. 1763 г.

В. Л. Боровиковский. Портрет Павла I в белом далматике. 1799-1800 г.

Д.Г. Левицкий. Портрет Г.К.Левицкого 1779 г.

В. А. Тропинин. Портрет сына. 1818 г.

О.А.Кипренский Автопортрет с кистями за ухом. Около 1808 г.

И.Н.Крамской Портрет Л.Н.Толстого 1873 г.

В.Г. Перов. Портрет писателя Федора Михайловича Достоевского. 1872 г.

И. Е. Репин: Автопортрет. 1887 г.

Слайд 12

Русское изобразительное искусство в XX -XXI веке, как никогда раньше, зависело от общественно-политической ситуации в стране.

В. А. Серов. Портрет княгини Ольги Орловой. 1911 г.

Б. Д. Григорьев Портрет Мейерхольда 1916 г.

И. Бродский. Ленин на фоне Кремля.1924 г.

Казимир Малевич Портрет девушки с гребнем в волосах 1932-33 г.

М. В. Нестеров Портрет скульптора В. И. Мухиной 1940 г.

Мухина В. И. "Партизанка". 1942

Зураб Церетели. «Дворник» (Портрет Юрия Лужкова) 2002 г.

К. Васильев. Портрет Маршала Советского Союза Г.К. Жукова. 1975 г.

С. Н. Рерих. Портрет Н. К. Рериха. 1937.

А. Плотнов. Ю. А. Гагарин. 1976 г.

Слайд 13

Если видишь, что с картины Смотрит кто-нибудь из нас, - Или принц в плаще старинном, Или в робе верхолаз, Летчик или балерина, Или Колька, твой сосед, - Обязательно картина Называется портрет!

Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта

  1. Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
  2. Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  3. Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  4. Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  5. Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  6. Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  7. Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  8. Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.

Жанр портрета в культуре разных времен и народов остается одним из любимых в ярком мире изобразительного искусства. В портрете художник проявляет интерес к свойствам человеческого характера, умение эмоционально настроиться на волну своего персонажа. В лучших образцах портретного жанра можно разглядеть внутренний облик человека, трепетные мгновения его душевной жизни.

Жанровое своеобразие

В культуре разных времен жанр портрета - один из главных в графике, живописи и скульптуре. Каждая эпоха диктовала художнику определенные принципы в изображении людей сообразно тому, какой была цель создания художественного произведения. Были картины, изображавшие характеры или обобщенные типы, портреты-символы и рисунки-настроения.

Египетские ритуальные изображения

Портретный жанр возник в глубокой древности как попытка запечатлеть личность в глубине и разнообразии ее проявлений. В Египте бюст или статуя, изображавшая конкретного человека, имели магическое ритуальное значение - так отправляли в загробный мир душу усопшего. Портреты египетской знати, дошедшие до наших времен, интересны тем, что отображают неповторимую внешность и характер.

Во времена античности

В Древней Греции жанр портрета отражал значимые идеалы, владевшие умами людей. Красота, соразмерность, ориентир на эталонность присутствуют в скульптуре, мозаике, чеканке и фресках греков.

Древний Рим, подхвативший эстафетную палочку традиций античного искусства, добавил достоверности в передаче человеческой натуры. Портреты суровых императоров, волевых полководцев, проницательных философов и остроумных поэтов в бюстах и рельефных изображениях и сегодня поражают предельным правдоподобием. Одной из причин такой достоверности стало то, что искусство портрета в Риме тесно связано с изготовлением посмертных восковых масок. Их снимали с умерших и хранили в пределах домашнего алтаря.

Лучшим образцом портретной живописи являются удивительно реалистичные фаюмские погребальные портреты, выполненные в технике энкаустики (восковой живописи).

Портретный жанр в скульптуре развивался параллельно его эволюции в живописи.

Средневековые портреты

Во времена Средневековья изобразительное искусство в Европе переживало упадок, поскольку господствовало религиозное мировоззрение, согласно которому интеллектуальное и душевное существование человека было подчинено высшим силам и растворено в ощущении себя частицей божьего мира. Главной фигурой духовной жизни был бог, а изображать лик господа, согласно библейскому предостережению, было запрещено.

На Востоке с портретным жанром дела обстояли лучше. Китайский и японский средневековые портреты, несмотря на строгие каноны, воссоздают индивидуализированные образы представителей придворной знати. Жанр портретной миниатюры достиг совершенства в работах мастеров Средней Азии, Индии, Афганистана.

Говоря о жанре портрета в культуре разных времен и народов, нельзя не упомянуть о произведениях перуанских индейцев мочика. Изображения людей в них достоверно передают анатомические особенности строения человеческого тела и неповторимые специфические черты людей разных возрастов и социальных групп.

Гении Возрождения

В эпоху Ренессанса портретный жанр переживает новый взлет. Царствуют ценности гуманизма - вера в красоту человеческой личности, человек, как и в античные времена, считается мерой всех вещей. Центром расцвета живописи стала Италия. Из-под кисти гениев Возрождения - Рафаэля, Леонардо да Винчи, Тициана, Тинторетто, Джорджоне - рождаются портреты, герои которых сознают собственную духовную свободу и переживают глубоко драматичную внутреннюю жизнь. Зарождаются традиции аллегорического портрета. Позднее Европейское Возрождение в лице Эль Греко, Пантормо, Бронзино дарит истории портреты, в которых душевное напряжение персонажей достигает огромного накала.

Портрет барокко

В 17 веке в ряде стран произошли изменения титанического масштаба, они коснулись науки и идеологии, социальной жизни людей и, разумеется, отразились в искусстве. Портретный жанр в живописи развивается в сторону воплощения насыщенного поиска смысла жизни и самопознания человека. На первые позиции выдвинулись голландские и фламандские художники, образовались две соответствующие школы. Техника живописи стремительно совершенствовалась, приобретали популярность групповые портреты, в основе композиции которых была динамика.

Европейский портрет 18 века переживает кризис: заказчики-аристократы не заинтересованы в изображении душевных бурь, они хотят быть на картине идеализированными. В портретах появляется либо напыщенная театральность, либо чрезмерная чувствительность. Лишь во времена позднего Просвещения в работах Фрагонара, Ватто, Шардена в изображение человека возвращается аналитизм, искренность и простота.

В поединке с фотографией

Хотя жанр портрета в разные эпохи переживал взлеты и падения, 19 век стал в его развитии своеобразным прорывом. Расширяется географический охват, совершенствуются и оттачиваются приемы, появляется обилие художественных стилей. Распространение фотографии становится своеобразным вызовом мастерам живописи. Новым словом в портретистике становятся открытия импрессионистов, стремившихся в портрете отразить динамику и текучесть каждого мгновения жизни.

Век двадцатый, отмеченный дыханием модернизма в искусстве, увел портрет в сторону условности и намеренного отказа от реализма. Тем не менее поиски в рамках реалистического наследия продолжились в творчестве американских, итальянских, польских, финских, русских художников.

В разное время жанр портрета в культуре того или иного народа живет по законам поиска новых форм и одновременно продолжает сохранять традицию. Так происходит и в 21 веке. Современное портретное искусство пользуется многообразной палитрой самых неожиданных средств и приемов.

Жанр портрета в искусстве России

В отличие от стран Востока и Западной Европы, портретное искусство на Руси появилось лишь в 17 веке с возникновением парсуны - портрета, написанного в стиле иконы. По-настоящему портретный жанр стал развиваться в России лишь в 18 веке. Первыми русскими портретистами историки живописи считают Ивана Никитина, Ивана Аргунова, Алексея Антропова. На вторую половину столетия, которое принято назвать «веком портрета», пришлось творчество Дмитрия Левицкого, Федора Рокотова, Владимира Боровиковского, которые могли составить конкуренцию любому прославленному художнику Европы.

Традиция психологизма, заложенная во времена романтизма, достигла невероятного расцвета в работах мастеров второй половины 19-го и начала 20 века. Портреты кисти Ильи Репина и Ивана Крамского, Василия Перова и Валентина Серова - это признанные шедевры жанра. В исканиях художников наметились попытки уловить и воплотить ассоциативный знаковый подтекст в изобразительном «отпечатке» человеческой личности.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения