Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Итальянская арка. Триумфальная арка константина в риме

Провинция Пикардия, близко расположенная к Парижу, славится роскошными замками. По великолепию они не уступают Версалю или дворцам, расположенным вдоль берегов Луары. Одной из таких жемчужин архитектуры является замок Шантийи, притаившийся в лесах долины реки Нонетт в 49 км от столицы Франции, Парижа. Одного взгляда достаточно, чтобы от восхищения захватило дыхание. Необычное сочетание в архитектуре готического стиля и барокко создает впечатление застывшей сказки.

Замок Шантийи, Франция – описание.

Дорога, идущая сквозь лес, приводит к замку, возвышающемуся посреди пруда и окруженному великолепными садами. Комплекс Шантийи состоит из дворца, включающего в себя несколько зданий, а также ансамбль из трех ландшафтных парков: французского, английского и англо-китайского. Неподалеку от замка Шантийи расположены Большие Конюшни с музеем Лошади и современным ипподромом.

Замок Шантийи – история.

Свое название замок Шантийи получил в X столетии, во времена завоевания Галлии римскими легионами. Оно произошло от имени человека, первым построившим для себя дом в этих густых лесах. Позже на его месте был возведен замок, служивший защитой хозяевам. Внутреннее убранство сооружений того времени не отличалось роскошью, упор делался на надежность.


В 1528 г. хозяином замка стал де Монморанси, командующий французской армии, и замок Шантийи расцвел. Владелец решил превратить крепость в великолепный дворец, для чего пригласил известного архитектора Ж. Бюллана. Нынешнему поколению в наследство досталась лишь часть уцелевших строений, именуемая «Капитенри».

Вскоре владельцами замка Шантийи во Франции стали родственники французского королевского рода – Бурбоны-Конде. Герцог Конде продолжил перестройку зданий и улучшение парковой зоны, мечтая сделать поместье местом для проведения роскошных балов и званых приемов. К работе приступил архитектор Ленотр, создавший французский парк с каскадом фонтанов. Позже был создан англо-китайский парк с богато обустроенными «хижинами» для гостей, фруктовыми деревьями и каналами.


Парк Шантийи.

Весь парковый комплекс отреставрирован, и сегодня посетители могут прогуляться по дорожкам английского сада, полюбоваться на лебедей, плавающих в озере, посетить храм Венеры или беседку Любви с сохранившейся статуей Эроса. В англо-китайском парке остались мостики через каналы и три «хижины». Как и несколько сотен лет назад, сегодня можно совершить прогулку по лабиринту, немного отличающемуся от прежнего.


Все владельцы поместья были обеспеченными людьми, прекрасно разбирались в живописи, музыке и литературе. Они всячески старались приумножить уже существующие коллекции. Собранию картин, предметов быта из фарфора и драгоценных металлов, уникальных книг и скульптур мог бы позавидовать Лувр. Но французская революция не пощадила ни парки, ни дворцы, входящие в ансамбль. Великолепные коллекции были разграблены, парковые зоны разорены.

По счастливому стечению обстоятельств, ярость толпы удалось усмирить, и погромы были пресечены. Замок Шантийи стали восстанавливать. Окончание XIX столетия было ознаменовано реконструкцией Большого замка и возвращением в родные пенаты практически всех украденных экспонатов. Последний из рода Конде передал поместье герцогу Омальскому, который продолжил реставрацию комплекса, а на склоне лет завещал все имущество Институту Франции.


Коллекция замка Шантийи, Франция.

Чтобы полностью ознакомиться со всеми достопримечательностями и экспонатами, входящими в экспозицию, потребуется намного больше времени, чем запланировано для экскурсии. На обозрение выставлено более 1000 полотен, принадлежащих кисти знаменитых живописцев. В библиотеке принца Орлеанского выставлено в два яруса 13000 уникальных старинных книг и рукописей. Вся коллекция насчитывает 30000 экземпляров, некоторым из них более 400 лет.

Во дворце выделена огромная комната, в которой на бордовых стенах размещены полотна Рафаэля, Пуссена и других великих художников. Согласно последней воле завещателя, картины нельзя менять местами или выставлять в других музеях.

Изящное оформление внутреннего убранства всех дворцовых комнат поражает разнообразием:

  • люстры, сделанные из бесчисленного количества деталей;
  • позолоченная мебель;
  • различные резные декоративные фигурки;
  • стены, украшенные гобеленами;
  • расписные потолки;
  • газовые фонари;
  • мраморная лестница и т.д.



Все это приводит посетителей замка Шантийи во Франции в трепетный восторг. Поэтому нет ничего удивительного в том, что для туристов это место так притягательно. Сюда лучше приезжать в начале лета, в это время здесь можно встретить знаменитых актеров и музыкантов, деятелей шоу бизнеса и особ королевской крови. Они приезжают на скачки, проводимые на ипподроме. Здесь каждый год можно полюбоваться грандиозным шоу фейерверков. Кстати, именно в замке Шантийи во Франции были сняты фильмы «Видок» и «Ватель».

«В период с 1632 по 1700 гг. великим Ленотром были созданы наиболее знаменитые французские парки, такие как: Во-ле-Виконт, Марли, Сен-Клу, Версаль, Шантийи. Идеи французского абсолютизма нашли отражение в формировании классического садово-паркового стиля XVII века - французский регулярный сад с его характерными элементами: партерами, боскетами, бордюрами, берсо, шпалерами, павильонами, эрмитажами, фонтанами, скульптурами, топиарами, кадочными деревьями. Стиль известен своей геометрической планировкой. Тем неожиданнее всего в 49 км от Парижа увидеть превосходный ландшафтный парк с великолепным замком, который произвел на меня гораздо большее впечатление чем Версаль и Во-ле Виконт.
Шантийи (1663-1684), подобно другим паркам того времени, подвергся влиянию новой моды, и часть парка была весьма осторожно переделана. Осторожно, потому что поместье Шантийи было резиденцией принцев Конде, и там хранилось все, что оставалось от их предков: произведения искусства и культуры. И сегодня в замке находится вторая по значимости после Лувра коллекция живописи Франции. По замыслу Ленотра и приемам, использованным при создании сада, он был близок к пейзажному, за исключением главного партера, лестниц и амфитеатра (вертюгаден), которые располагались непосредственно перед замком, и где проходили все праздники. Добавления в XVIII веке к произведению Ленотра были сделаны чрезвычайно осторожно, и в результате получилась картина исключительной ценности и цельности. Вся пейзажная реконструкция не имела и намека на ту фантастичность, капризность или нагромождения, какими отличались другие переделанные по последней моде сады.

Конечно, не все дошло до наших дней, но, к счастью, остался путеводитель по садам Шантийи «PROMENADES OUITINERAIRE DE JARDINS DE CHANTILLY», изданный в 1791 году. Из него можно узнать многое: что исчезло и что необходимо знать, чтобы представит себе роскошь и художественную ценность подобных имений. Описание начинается с цветочного партера, расположенного возле террасы окаймленной балюстрадами с 28 большими беломраморными вазами, ручки которых, сделанные из позолоченного свинца, имели вид бараньих голов. Пьедесталы, на которых стояли вазы, украшены масками, выбрасывающими воду. Вдоль террасы проходил небольшой ров, наполненный водой из ручья, который служил для водоснабжения Шантийи.

Особый интерес представлял театр под открытым небом. В Версале был водный театр, но там эффект получался из комбинации зеленых перспектив и струй, а в Шантийи создавалось сочетание из настоящего театра и садовых каскадов. Эта выдумка показывает богатство замыслов той эпохи, вместе с тем объясняет возможность появления в садах театральных декораций и даже сцен. Как он выглядел этот театр под открытым небом? Цитирую: «...На другой стороне галереи находится квадратный «Павильон Аполлона», украшенный двумя вазами снаружи, а внутри восьмью однотонными панно, представляющими драматических писателей и сцены их произведений. На двери в глубине павильона был написан Аполлон Бельведерский. Дверь, распахиваясь, открывает доступ в вестибюль театра, где две лестницы ведут непосредственно в театр. Зрительный зал очень богато украшен серебром по голубому фону. Над ложами возвышаются колонны в виде стволов пальм, образуя аркады и поддерживая завесы, а сверху виден плафон, украшенный амурами и гирляндами. Роскошь и изящество этого зала не является единственной его прелестью. При помощи скрытого механизма можно открыть фон сцены, и тогда снаружи видна ниша со статуей Дианы, которая помещена на
каскаде из многочисленных струй воды, падающих в бассейн. Эта перспектива дополняется восьмью гладкими каскадами, которые по желанию начинают бить на сцене, как в саду. Эти настоящие каскады, великолепно дополненные соответствующими декорациями и фоновой перспективой, производят во время представлений при освещении более 500 свечами самое необыкновенное, блестящее впечатление и кажутся настоящим волшебством».
Водный партер с фонтаном «Сноп» — одно из лучших созданий Ленотра — состоит из широкого залива канала, где помещены статуи четырех сезонов и вазы. По обе стороны
залива расположены участки партера, разделенные на клумбы и украшенные пятью бассейнами и фонтанами. По обе стороны партера помещено по аллее и по ряду ваз. Около левой аллеи расположен остров Амура. Остров по виду отвечает своему назначению. К нему ведет деревянный мост. На одном конце аллеи помещена статуя Венеры Стыдливой, на другой - Венера Каллипиги, в середине устроен зал из зелени в окружении восьми термов из мрамора. В середине зала - статуя бескрылого амура, держащего не лук, а сердце. На пьедестале написаны стихи Грувеля: «Обнаженный, как истина, безоружный, как невинность, бескрылый, как постоянство, - Амур Золотого века подносит красоте только сердце. Такого бога любви не найти, но его везде ищут». Цепочные партеры, рощи платанов и фонтаны дополняют украшения этого места. Рядом находится
павильон Венеры - маленький, продолговатый холмик, декорированный трельяжами. Фасад его состоит из четырех ионических колонн, а на фронтоне его изображены голубки, факел, стрелы, корзины с цветами, словом, все атрибуты той, кому посвящен этот храм. В павильоне бьют фонтаны в виде грибов, и вода их падает в мраморные фигурные бассейны. Зеркала отражают эти фонтаны. В середине каждого из окон помещена ваза из переливающегося алибастра с ручками в виде амуров. Из этих ваз бьют высокие струи, падающие затем в них обратно.
Следующий фрагмент - Английский парк. В нем искусство изменяет природу только для украшения и сходства с лучшими образцами, созданными природой. Сад повсюду открывает радостные и приятные виды, при прогулке по этому саду можно забыть соседнюю роскошь.

Пространство, занятое этим участком, до 1780 г. было болотистым лугом, превращенным как бы волшебством в дивный пейзаж. Рощи громадных деревьев, газоны, цветы были внезапно заменены камышами и журчащей водой. Канал проточной воды, начинающийся и заканчивающийся гладкими каскадами, образованный мелкими ручьями, журчащими между деревьями, изгибается и дает быстрый поток несколькими каскадами. Недалеко от дерновой скамьи открывается исключительно живописный вид. Через просеку виден мост над ручьем, сделанный из обломков скал, а за ними вдали — каскад, который находится в начале большого канала. Далее путешествующий по саду попадает в пещеру, представляющую громадный скалистый свод, нависший над ручьем. Перейдя по мостику через ручей попадаем на « Английский лужок» — газон, окруженный группами редких растений и клумбами с различными цветами. Ручей, протекающий в обрамлении зелени, завершает эту картину.

В этой же части парка расположены семь построек, называемые хижинами, размещенные в беспорядке и покрытые соломой. В середине видна широкая газонная площадка, прорезанная тропинками. С одной стороны растет старинный вяз, с другой находятся колодец и ряд огородов. Одна из хижин - водная мельница, другая — хлев, третья - молочня. Следующий домик очень скромен по виду, так что кажется обиталищем бедного, а внутри поражает пышностью, так как он полон всякой посуды, предназначенной для пребывания Конде в хижинах. Еже дальше находится скромная постройка, предназначенная для столовой и устроенная в виде охотничьей хижины. Посетителю кажется, что он перенесен в лес. Обрубки деревьев служат для сидения, цветы растут прямо в земле, несколько отверстий, как бы случайно сделанные между ветвей, которыми украшена хижина, дают свет.
Во время ужина зал освещает гирлянда фонарей, которые кажутся подвешенными к ветвям. Еще одна хижина служит бильярдной, а другая — библиотекой. Также в Шантийи находились зверинец, голубятня с двумя фонтанами, павлиний двор, где был устроен фонтан в виде четырех павлинов, бросавших струи воды на ворону, сидящую на раковине. На фазаньем дворе фонтан состоял из скалы с двумя фазанам, из ртов которых струи падали в бассейн.
В те времена было модно отмечать все праздники в садах. Для этого строились всевозможные храмы, китайские беседки. Праздники имели грандиозный размах.
Путешествие по парку закончилось, но в памяти навсегда останутся незабываемые впечатления удивительного по своей красоте пейзажного парка».

Добраться до этого великолепного места совсем не сложно: 25 минут на поезде от Gare du Nord (Северного вокзала), до остановки Chantilly-Gouvieux. Сориентироваться на месте тоже довольно просто.







Вход на территорию замка Шантийи: мостик через ров, касса в маленьком домике и ворота (ворот на снимке не видно, но верьте мне - они там есть!).




Казалось бы - 4 марта! А уже лужайка ровно подстриженная зелененькая. Хотя что и говорить - климат-то другой.






Мне пришелся по вкусу этот милый "домик"



Смотришь на него и кажется, что вот-вот из-за шторки выглянет милая дама в напудренном парике:



И вновь - мостик через ров. =) Красота красотой, но о мерах безопасности предпочитали не забывать.





Двор Капитенри (Capitainerie): Здание справа - ансамбль Капитенри, все что осталось от замка, который Анн де Монморанси поручил построить Жану Бюллану рядом с уже имевшимся замком. Теперь здесь располагается ресторан .


Капитенри или Кухни де Ветэль. К сожалению. в наличии только такой снимок.


Панорамка

Маленькая панорамка снятая от памятника Анн де Монморанси


Вид на мост перед входом в Почетный Двор:
1. Ворота Почетного двора


2. Вид на мост со стороны "домика" и Капитенри:


Вход в Почетный Двор. В нишах - скульптуры, наверху - картуш с гербом, везде много декора. И тем не менее красота-красотой, а решетки настоящие.

Направо и налево от ворот идут две небольших галереи



Почетный Двор. Вход в Приемную Замка:



Вид на Часовню, она расположена слева от входа в Приемную.


Мне нравится эта архитектура. Продуманные и гармоничные решения. Не скучная и без излишеств.

Почетный двор, вид от Часовни:



Статуя коннетабля Анн де Монморанси :


Фигурки охотничьих собак, забавные такие:

Великолепная страна Франция ежегодно открывает свои объятья для сотен и тысяч туристов со всех уголков мира. Красота ее просторов и достопримечательностей завораживает и привлекает. Одной из таких достопримечательностей является Замок Шантийи. Его называют редкой жемчужиной, обрамленной в зелень роскошного парка. И это не просто так. Величественный замок с невероятной историей так и манит своей загадочностью. Парк, который окружает замок, удивляет своим масштабом. Приезжайте и посмотрите на всю эту неземную красоту собственными глазами. Потрясающие достопримечательности Франции ждут вас.

Усадьба Шантийи (французский Château de Chantilly) - это одна из наиболее значительных резиденций во Франции, которая дошла до наших дней с эпохи старого порядка. Она находится в сорока девяти километрах от Парижа в коммуне Шантийи, в долине реки Нонетт, которая является протокой реки Уазы. Сам замок Шантийи возведен на огромной скале, что со всех сторон окружена водой. К воротам замка ведет один мост, который перекинут через большой ров.

История замка

Название этого замка идет корнями в древнеримское имя Cantilius - именно такое имя носил человек, который первым построил виллу в этих местах во времена завоевания Галлии римлянами.

Замок Шантийи был превращен в, удивительной красоты, дворец. Он является символом перехода от бесконечных и жестоких войн к роскошным балам и праздникам.

История данного поместья ведет свое начало от 1484 года, когда усадьба Шантийи стала достоянием рода Монморанси. Этот замок был конфискован Людовиком XIII у этой семьи. Однако через несколько лет Людовик XIII вернул замок обратно. Великий Конде (он же Людовик II) превратил этот замок в местопровождение шумных балов и праздников.

Именно в этом замке была поставлена пьеса Мольера «Тартюф», здесь проводились балы, устраивались фейерверки.

Замок был разрушен и разграблен во времена Великой французской революции, кроме дворцового ансамбля Капитенри (французский Capitainerie).

Архитектура

Самый большой вклад в становление архитектуры замка внес коннетабль Анн де Монморанси. Его конная статуя возвышается перед дворцом.

Замок Шантийи включает в себя несколько построек, которые окружены огромным парком. Самую большую историческую ценность являет собой, так называемый Малый замок, он сохранился до наших времен с шестнадцатого века. Его создателем был архитектор Жан Бюллан. Также составной частью архитектуры замка является Новый замок (или Шато д’Ангьен). Он представляет собой неоренессанское здание 1876-80 годов. Архитектор Оноре Домье занимался проектированием Нового замка, стиль же его называется бозар.

Дворец внешне представляет собой крепость, въезд оформлен в стиле Ренессанса. Защищен тяжелыми колючими решетками и пиками.

Внутри замка величественно возвышаются мраморные лестницы, удивительные расписные плафоны, множество витражей и скульптур, удивительной красоты люстры, роскошная посуда, прекрасная живопись на стенах: Ван Дейк, Рафаэль, Филиппино Липпи, Пьеро ди Козимо, сорок миниатюр Жана Фуке, Пуссен, Делакруа, Теодор Руссо, Энгр.

Наши дни

В наши дни в замке находится музей Конде. Коллекция картин музея Конде - это первый музей старинных картин (до 1850 года). Второй по величине во Франции после собрания картин в Лувре. Вы найдете тут более 800 шедевров французской, итальянской, фламандской, английской живописи и т.д. В данной коллекции представлены личные вещи семьи Конде, редкостное собрание фарфора, множество гравюр, картины Клуэ, Боттичелли, Пуссена и других древних мастеров. Данную коллекцию завещал герцог Омальский Французскому институту.

В превосходном состоянии сохранилась грандиозная библиотека принца Орлеанского в замке Шантийи. Она насчитывает богатые коллекции книг и письменных документов (более 13000 самых редких рукописей и книг), собранных на протяжении веков лордами Шантильи, членами семьи Монморанси и Бурбон-Конде. Эта коллекция дополняется современными примерами искусства. Например, здесь имеется псалтырь королевы Дании Ингеборг, которая была женой Филиппа-Августа, Гуттенбергова Библия, знаменитый "Часослов" герцога Беррийского.

Парк

Снаружи раскинулся великолепный французский сад-парк в 115 га, спроектированный Ленотром для Великого Конде в конце семнадцатого века и напоминающий Версаль. Это уникальное свидетельство истории садов на Западе. Вся площадь парка разделена на три исторических участков (сада): французские сады Андре Ленотра, англо-китайский сад и английский сад.

Вся эта красота открыта для посетителей. Вы можете осмотреть эту достопримечательность, включив ее в свой спланированный отпуск во Франции.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения