Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Кредитный риск в греческом кризисе. Как Греция вышла из экономического кризиса? Развитие политического кризиса в Греции

Греция является членом еврозоны с 2001 г. К началу 2000-х гг. страна имела относительно сбалансированный бюджет (дефицит порядка 5%) и средний размер внешнего долга (около 50 млрд евро или менее 25% ВВП).

Росту госдолга препятствовали высокие ставки по его обслуживанию, в связи с чем правительство с осторожностью привлекало внешние займы. С вхождением в еврозону Греция получила возможность брать более дешевые кредиты в евро, был зафиксирован рост иностранных инвестиций.

На фоне относительной финансовой стабилизации были увеличены зарплаты госслужащим и социальные выплаты.

Темпы роста ВВП Греции достигали 5-6%, безработица составляла порядка 8-10%. При этом начиная с середины 2000-х гг. в Греции ухудшилась собираемость налогов, также Еврокомиссия выявила факты фальсификации официальной финансовой статистики страны.

В результате экономической политики произошла разбалансировка бюджета. Греция как член еврозоны лишилась возможности покрывать дефицит бюджета за счет эмиссии (в еврозоне этим занимается Европейский центральный банк, ЕЦБ), и правительство страны было вынуждено прибегнуть к внешним займам (основными кредиторами стали Франция и Германия).

Первые признаки финансово-экономического кризиса появились в 2009 г., когда дефицит бюджета достиг почти 13% ВВП, а государственный долг превысил 300 млрд евро (115% ВВП). В результате экономика Греция оказалась на грани дефолта, так как не могла платить по ранее взятым кредитам. Опасаясь дефолта, инвесторы стали продавать греческие гособлигации, что существенно осложнило рефинансирование госдолга. По итогам 2009 г. ВВП Греции сократился на 3,3%.

Референдум и его последствия

27 июня 2015 года на экстренном заседании Еврогруппы международные кредиторы объявили, что истекающий 30 июня срок действия программы финансовой помощи Греции не будет продлен без согласования плана реформ в этой стране, и Афины не получат отсрочки по выплатам Международному валютному фонду (МВФ) в размере €1,6 млрд. В тот же день премьер-министр Греции Алексис Ципрас объявил о проведении экстренного всенародного референдума в начале июля по вопросу о предоставлении кредита.

30 июня Греция не выплатила в установленный срок свой долг перед МВФ, став первым развитым государством, которое допустило дефолт по своим обязательствам перед этой структурой.

5 июля в Греции прошел референдум, на котором граждане страны решали, принять ли правительству или отклонить проект соглашения, представленный Еврокомиссией, Европейским центральным банком (ЕЦБ) и МВФ на заседании Еврогруппы 25 июня. По итогам плебисцита 61,31% голосовавших высказались против условий соглашения с кредиторами.

6 июля министр финансов Греции Янис Варуфакис ушел в отставку, объяснив это тем, что некоторые члены зоны евро сочли его присутствие на встречах министров финансов нежелательным. На его место был назначен Эвклидис Цокалотос , ранее занимавший пост первого заместителя главы МИД по международным экономическим связям.

7 июля состоялся саммит еврозоны, который обязал Грецию в течение 24 часа предоставить свои предложения по выходу из кризиса, реформам и официальный запрос на новую программу помощи. Саммит также определил 12 июля как крайний срок переговоров по Греции, за которым может последовать выход страны из зоны евро.

8 июля Еврогруппа получила официальный запрос от Греции на третью программу помощи в рамках Европейского стабилизационного механизма (ЕСМ).

9 июля правительство Греции представило международным кредиторам план более радикальных реформ , направленных на оздоровление государственных финансов. В обмен Афины надеются на усуступки кредиторов и финансирование на сумму в 53,5 млрд евро на покрытие обязательств по госдолгу до конца июня 2018 года.

Греческие предложения включают повышение налога на судоходные компании и отмену льгот по налогу на добавленную стоимость (НДС) для греческих островов, на сохранении которых ранее настаивали Афины. Также правительство Ципраса намерено увеличить НДС для ресторанов, провести пенсионную реформу, составить график приватизации государственного имущества.

Ленты новостных агентств за последнее время пестрят сообщениями о долговом кризисе в Греции, масштабы и последствия которого предстоит еще оценить аналитикам. Сегодня, наблюдая общий упадок финансового состояния всей еврозоны, трудно иногда понять с чего же все началось, что послужило катализатором пробуксовки европейских интеграционных процессов.
Каковы же причины кризиса в процветающей Греции – стране наших грез и ностальгических воздыханий?
Прежде всего, говоря о причинах кризиса в Греции, стоит четко осознавать суть единой европейской валюты. Введение евро представляет собой уникальный эксперимент в мировой экономической истории: никогда ранее страны, входящие в валютный союз, не проводили единую денежно-кредитную политику и при этом не имели общей бюджетной системы. Бюджетно-долговой кризис в Греции стал первым серьезным испытанием для единой европейской валюты. Появление евро создало априори единую «кровеносную систему» всех стран европейского сообщества. Стабильные крепкие экономики таких стран сообщества, как Германия, Франция, Бенилюкс, согласно замыслу интеграции, вольно- невольно соединили свои жизненно важные органы с более слабыми партнерами, вступившими в еврозону. Одним из таких партнеров была Греция. И причины кризиса в этой стране, как ни странно, кроются в активном участии вышеуказанных стран.
Огромное желание Греции некогда вскочить в зону евро, пренебрегая осознанием того, что экономика страны традиционно зиждется на оливках, мехах и туризме, уже предопределило базис будущих причин кризиса. Вступление в единую общеевропейскую семью, как говорится, открыло для греков широкие кредитные возможности международных финансовых займов. Кредиты, так легко предоставляемые международными банковскими корпорациями, буквально за какой-то десяток лет превратили Элладу в колосса на глиняных ногах. Страна начала «жиреть». Кризис в Греции был обеспечен, он был лишь вопросом времени. Вопрос лишь в том: почему? Банальный ответ: да потому, что страна не просто брала деньги в долг, она их бездумно «проедала». Бюджет накачивался и раздувался чужими
незаработанными деньгами. Выросли зарплаты в бюджетной сфере.
В этой связи огромный толчок в развитии получил частный сектор. Нацию обуял наркотический дурман красивой жизни. А то, что страна уже попала в кабалу к банкам, никто на это не обращал внимания.
В 2008 – 2009 гг. на фоне мирового финансового кризиса начался резкий рост государственного долга Греции. Только в 2009 году страна одолжила около 80 млрд. евро, или 30 процентов ВВП. Бюджетный дефицит по итогам 2009 года составил рекордные для еврозоны 13,6 процента ВВП.
Но мы же знаем, что вечно в долг жить нельзя. Долг Греции превысил 350 млрд. евро при населении 11 млн. человек, при этом продолжает неуклонно расти за счет процентов.
Вот на этом этапе начинает выходить на первый план и политическая составляющая причин кризиса в Греции, поскольку экономика – это квинтэссенция политики. Причины кризиса резко отрицательно повлияли на всю стабильность системы евро, что произошло не без участия закулисных игр в высокой политической сфере.
Всему виной международный консорциум банков, прежде всего французских и немецких. Неужели финансовые бонзы, люди, несомненно, прагматичные, не осознавали того, что творилось в Греции на протяжении многих лет, и того, что в конечном итоге привело к ужасающему и всепоглощающему кризису в Греции?! Не видели или не хотели видеть?
Кризисы не бывают спонтанными – это известно любому человеку, мало-мальски интересующемуся экономикой.
Общая политическая и стратегическая обстановка в мире заставляет осознать, что за столь безрассудной «любовью» банковского сектора к грекам стоял мировой гегемон – США, а точнее, его финансовая элита, контролирующая посредством ЕЦБ (Европейский центробанк) настроения и предпочтения даже казалось бы чужих, европейских банков.
Детальная стратегия мирового закулисья, о существовании которого также никто уже не сомневается, сводилась к тому, чтобы запустить маховик общеевропейской нестабильности. Каким образом? Вынудить банки Германии, Франции и др. партнеров накачать «финансового наркомана» – Грецию – кредитами, затягивая тем самым петлю на их собственной шее. Одним словом, чтобы больной (Греция) стал злокачественным наростом на теле здорового. Им это удалось, так как они четко разработали и претворили в жизнь экономические конструкции, по которым живет весь мир, а именно – современная экономика, которая в ее либеральном понимании является экономикой долга – кредитной, как принято ее называть.
Поэтому Грецию привели к такому состоянию, о котором можно с уверенностью заявить: «Ваш долг никто не будет покупать, пока вы не отдадите активы».
Может возникнуть вопрос, зачем это нужно мировому закулисью в лице США. Зачем им нужны греческие активы? Затем, чтобы дестабилизировав обстановку в зоне евро – конкурента зоны доллара, заставить финансовые потоки хлынуть в доллар, тем самым удерживая его на плаву. Кризис в Греции и ЕС в целом направлен именно на удержание американской валюты от краха. Опять же зачем? Да потому что США сами испытывают огромные (не меньше греческих) проблемы с экономикой и, боясь повторить кризис в Греции, пошли на эти крайние меры. Председатель Федеральной резервной системы (ФРС) США Бен Бернанке высказался по этому вопросу так: «Риски, что события в Европе будут развиваться неблагоприятным образом и ухудшат перспективы развития экономики США, существуют. Мы поддерживаем регулярный контакт с европейскими властями, продолжаем внимательно следить за развитием ситуации и предпримем все возможные шаги, чтобы защитить финансовую систему и экономику США. Пройдет еще много времени, прежде чем можно будет сказать, что рынок труда в США функционирует нормально».
В этой ситуации парадоксально то, что Германия и Франция, прекрасно осознавая причины кризиса в Греции, продолжают предоставлять ей свою финансовую помощь, причем в ущерб себе. Казалось бы, какой смысл?! Пересмотрите свою политику. Так как многие эксперты и аналитики уже подтвердили тот факт, что кризис в Греции, означающий сегодня крах этого государства, причем полный, вполне может стать возможностью исключения страны из состава ЕС. Почему флагманы еврозоны не идут на данные, пусть и крайние, меры. Ведь если объективные причины кризиса в Греции заставят вывести ее из ЕС, фактически ничего страшного для единой Европы не произойдет.
Ответ кроется в политической плоскости. Германия и Франция больше страшатся кризиса американского, т.е. контролируемого обрушения доллара. Так как обвал доллара, а это значит, что и США, будет означать коллапс международного рынка, на который завязаны и американские, и немецкие, и французские интересы. Убивая кризисом в Греции свои собственные экономики, эти страны удерживают на плаву доллар. Убивая себя, они поддерживаете Штаты. Почему? Может быть, потому, что так повелось с 1949 года, когда ФРГ был подписан с США договор, согласного которому до 2099 года каждый новый канцлер ФРГ должен в обязательном порядке подписать с США так называемый канцлеракт, в соответствии с которым США осуществляют полный контроль над немецкими средствами массовой информации – радио и телевидением, печатными изданиями (газеты, журналы, издательства), кинопродукцией, театром, музыкой, школьными воспитательными программами, учебными планами и т.д. Правительство ФРГ обязано выполнять все указания и рекомендации США в этих областях и хранить в США весь государственный золотой запас ФРГ – в хранилищах ФРС.
Важно знать, что долговой кризис в Греции спровоцирован мировым закулисьем еще и потому, что Греция отказывалась идти в русле требований Евросоюза по сворачиванию разработки своих новых нефтегазовых месторождений в районе континентального шельфа.
Открытие в конце 2010 года огромного месторождения природного газа на средиземноморском шельфе Израиля стимулировало соседние страны более пристально взглянуть на свои собственные воды. Результаты показали, что все восточное Средиземноморье плавает в огромном, еще не использованном резервуаре нефти и газа. У этого открытия есть огромные политические, геополитические, а также экономические последствия. Оно может также потенциально иметь и военные последствия. Предварительная разведка подтвердила такие же внушительные запасы газа и нефти в водах Греции, Турции, Кипра и Сирии.
В декабре 2010 г., когда казалось, что греческий кризис мог бы разрешиться без огромных «спасительных» финансовых вливаний или приватизации, Министерство энергетики Греции сформировало специальную группу экспертов, чтобы исследовать перспективы добычи нефти и газа в греческих водах. После успешного меньшего нефтяного открытия в 2009-м году греческая компания «Energean Oil & Gas» начала вкладывать инвестиции в бурение в оффшорных водах. Были проведены основные геологические изыскания. По предварительной оценке, на текущий момент запасы нефти в греческих водах превышают
22 млрд. баррелей – в Ионическом море и приблизительно 4 млрд. баррелей – в северном Эгейском море, что оценивается на сумму около девяти трлн. долларов. Даже часть (302 млрд. евро за 25 лет) вырученных от нефте- и газодобычи средств позволила бы Греции выйти из финансовой зависимости от международных банков. Вместо этого греческое правительство вынудили согласиться на транши помощи ЕС и Международного валютного фонда, которые еще больше способствовали спаду экономической активности в стране.
Примечательно, что Международный валютный фонд и правительства ЕС требуют от Греции распродажи своих нефтяных активов (порты и акционерные общества, среди которых, конечно, есть и греческие государственные нефтяные компании) взамен списания государственного долга. В самом лучшем случае эти активы принесли бы стране, возможно, 50 млрд. евро.
Еще одна существенная проблема (кроме того момента, что Международный валютный фонд требует от Греции распродажи ее государственных нефтяных активов) заключается в том, что она не объявила о своих правах на более глубокую, исключительную экономическую зону, как большинство других стран, которые производят разведочное бурение в поисках нефти. Исключительная экономическая зона (EEZ) дает государству специальные права на полезные ископаемые в заявленных водах в соответствии с третьей Конвенцией ООН о морском праве. До сих пор в этом не было необходимости, так как страна получала сверхдешевые зарубежные кредиты и довольствовалась этим. Но вот когда грянул гром, греки активизировались и вспомнили, что где-то там, вокруг их шельфа, есть нефть и газ. Тогда почему бы не начать самостоятельную экономическую политику и одним махом не разрешить свои проблемы?! Ведь это их природные ресурсы – что хотим с ними то и делаем. Вот тут-то и всполошились марионеточные правительства ЕС, направляемые из Вашингтона, и напомнили Греции, что нефть и газ не ее национальный ресурс, а ресурс ЕС, так как она состоит в союзе.
Турция недавно заявила, что, если Греция продолжит свое бурение в Эгейском море, она сочтет это военными действиями.
В июле 2011 г. Вашингтон присоединился к греческому энергетическому хороводу. Оказалось, что администрация Обамы отнюдь не безразлична к новым греческим нефтегазовым открытиям.
США предложили Греции и Турции отложить все разногласия по поводу Кипра и многочисленные другие исторические проблемы и согласиться объединить свои нефтяные и газовые запасы в Эгейском море, а также намекнули греческому правительству о том, что стоит забыть о сотрудничестве с Москвой по разработке проектов газопроводов Южный Поток и Бургас-Александрополис.
Заинтересованность Вашингтона в объединении Греции с Турцией по данному вопросу заключается в формуле раздела грядущих нефтегазовых доходов. Вашингтон предлагает, чтобы 20 процентов доходов получила Греция, 20 процентов – Турция, а американская компания «Noble Energy Company» (Хьюстон, Техас), успешно ведущая бурение в израильских и греческих оффшорных водах, лоббистами которой выступает клан Клинтона, получила бы львиную долю в размере 60 процентов.
Кроме того, Израиль планирует построить подводный газопровод от израильского месторождения «Levantine» через воды Кипра к материковой Греции, откуда газ можно будет продавать на рынке ЕС. Правительства Кипра и Израиля взаимно договорились об определении границ своих соответствующих экономических зон, оставив Турцию в стороне. Турция открыто давила на Кипр, чтобы он подписал соглашение с «Noble Energy Company», что привело к российскому заявлению: «Россия не будет терпеть турецкие угрозы Кипру», все более усложняющие турецко-российские отношения.
Становится очевидным, что предполагаемое средиземноморское нефтегазовое золотое дно перерастает в быстро расширяющуюся конфликтную зону глобального значения, вовлекающую стратегические американские, русские, европейские, израильские, турецкие, сирийские и ливанские интересы.
В этой связи важно понимать, что кризис в Греции не закончится никогда, проблемы будут актуальны еще долгие годы. Евросоюз будет пытаться исправить причины кризиса в Греции вне зависимости от результатов принимаемых греческим руководством мер по стабилизации национальной экономики. ЕС разработал так называемый пакет мер по преодолению греческого кризиса, который навязывается Греции вопреки ее национальным интересам и явно неадекватно оценивается населением страны, так как предусматривает жесточайшее сокращение бюджетных расходов. В этой связи по столице Греции прокатилась волна протестов. Свыше 100 тыс. протестующих (в основном молодежь) жгли магазины, кафе и машины, забрасывали стражей правопорядка бутылками с зажигательной смесью и вступали с ними в уличные бои.
По этой причине правительство Папандреу планировало вынести этот пакет на референдум, дабы не взваливать на себя ответственность за принятое решение по его реализации. Подобные действия правительства были восприняты в штыки Германией, Францией и МВФ, крупнейшими кредиторами Греции, которые считают, что план Евросоюза является «единственно возможным путем для Греции», тем более присутствует понимание того, что если провести референдум, то результат будет однозначным – против подобного пакета. Казалось бы, что плохого в том, чтобы граждане получили возможность легитимировать непопулярные меры по оздоровлению экономики собственными голосами? Суть в том, что греческая экономика давно уже не дело одних только греков. Больше того, и греческая политика уже не дело одних греков. Отрицательный результат референдума будет равнозначен выходу Греции из зоны евро, а европейские политики отчетливо это понимают. Но Греции всячески дали понять, что от предложений Евросоюза отказываться нельзя. Эту позицию выразил и президент Франции Саркози, когда заявил: «Дать слово народу – это всегда оправдано с точки зрения закона, но солидарность всех стран зоны евро так никогда и не заработает, если каждый не согласится на требуемые от него усилия». Альтернатива может стоить дорого не только Греции и даже не только всему ЕС. Узнав о возможном проведении референдума, немецкие банки-кредиторы Греции уже заявляли, что якобы не будут проводить списание 130 млрд. евро долгов до выяснения ситуации, а подобное развитие событий может привести к скорому дефолту в стране. Более того, стоит добавить, что у них присутствует страх относительно эффекта «заразительного примера»: вслед за Грецией могут объявить дефолт и затянувшие пояса Испания и Португалия. Это означает крах всех интеграционных процессов – развенчание идеи фикс.
Под давлением международных финансовых структур и глав правительств ЕС Папандреу пришлось отказаться от идеи проведения референдума по антикризисному пакету мер, приняв предложение о создании переходного кабинета министров во главе с Лукасом Пападимосом, бывшим главой греческого ЦБ и зампредом Европейского центробанка. А это означает, что международные банкиры взяли под свой контроль развитие ситуации в Греции и не отступят, пока не заберут в свои руки нефтяные активы этого государства. Кроме того, пока активы не перейдут к международным консорциумам, контролируемым мировым закулисьем, Греция останется очагом социальной напряженности.
Задача коалиционного переходного правительства – подписание и выполнение кредитного соглашения с ЕС, а это означает дальнейшее 130-миллиардное финансирование Греции и списание 100-миллиардного суверенного долга страны в обмен на многолетнее продолжение политики «затягивания поясов».
Таким образом, кризис в Греции является лишь ступенькой к тщательно спланированному общеевропейскому падению. Причины кризиса в Греции зиждутся на том простом факте, что США создают массовую нестабильность во всем мире для замедления перестройки мировой экономической системы, которая была ими же и создана. Кризис в Греции и ЕС лишь одно из направлений движения, которое лишний раз подтверждает, что ситуация в экономике страны сложнее, чем кажется, и списание долга всех проблем не решит. Эксперты не раз обращали внимание на тот факт, что не видят точек для роста в слабой греческой экономике. Однако, страна, благодаря членству в ЕС, смогла обеспечить уровень ВВП на душу населения лишь на четверть ниже, чем в благополучной Германии. Часть экспертов считает, что наиболее приемлемое и адекватное решение в такой ситуации – это выход Греции из еврозоны.
Но подобное решение Греции ударит по престижу самой еврозоны. Для еврочиновников это означает расписаться в неспособности решать общие проблемы. Более того, вслед за Грецией могут последовать другие страны – Португалия, Испания, Италия, усомнившиеся в том, что ЕС способен помочь своим членам, оказавшимся в трудной ситуации.
Кризис в Греции напомнил о том, насколько опасна политика наращивания государственного долга. Даже если пакет антикризисных мер греческого правительства возымеет действие, то политическим лидерам не стоит забывать о том, что одним из залогов не только финансовой, но и социальной стабильности является бюджетный консерватизм. Сегодня уже нет сомнений в том, что кризис в Греции превратился в кризис евро, который может трансформироваться в общеевропейский политический кризис, ставящий на повестку дня вопрос о самом существовании Евросоюза.

Несмотря на общую валюту и другие элементы экономической интеграции, развитие стран Еврозоны идет достаточно неравномерно. Успешные экономики Франции и Германии соседствуют с Грецией и Испанией, которых периодически поглощают локальные кризисы.

Греческая экономика имела возможность активного развития после вступления в зону евро. Однако такой шанс был использован ею не полностью. За счет участия в общеевропейских экономических программах Греция получила доступ к займам, чем недальновидно воспользовалось правительство страны. Государственный долг возрастал, но полученные средства расходовались нерационально, например, на поддержание значительного штата госслужащих.

Государственный сектор в Греции занимает заметное место в экономике - производит до половины валового внутреннего продукта. Однако он же и замедляет развитие экономики в отдельных областях - частные производители из-за ограничений зачастую не могут полноценно конкурировать с государством. За счет кредитов рос как штат государственных служащих, так и их зарплаты. Однако это не сопровождалось реальным повышением доходов государства и производительности труда. Отягчающий эффект дала коррупция, с которой государство не смогло эффективно бороться.

Для повышения своей популярности правительство пошло в том числе на повышение социальных выплат, например пенсий. Это также способствовало росту дефицита бюджета. В то же время, возрастали проблемы с уплатой налогов, что значительно снижало пополняемость бюджета.

Все эти негативные тенденции наложились на общемировой экономический стад, что вызвало, в частности, уменьшение количества туристов и убытки в столь значимом для страны секторе. Государственный долг превысил годовой ВВП страны, а дефицит бюджета возрос до 10%. Греческий кризис стал угрозой даже для евро, в результате чего вынуждены были вмешаться другие страны Евросоюза. Было составлено несколько программ, согласно которым греческая экономика должна выйти из затяжного спада.

Затянувшийся кризис в Греции сказался на экономическом положении ее европейских партнеров и всей еврозоны в целом. Причины экономических неурядиц Греции кроются в структурных изъянах экономики и безответственном проведении социальной политики. Страны Европы прилагают совместные усилия для разрешения системного кризиса, чтобы не допустить выхода Греции из зоны евро.

Кризис в Греции имеет долговые корни. Длительное время страна пользовалась кредитами для осуществления непродуманных социальных программ, в результате чего необоснованно росла заработная плата в государственном секторе, а также социальные пособия. В результате такой политики правительства Греция оказалась в долговой яме, не имея возможности рассчитаться по обязательствам перед кредиторами.

Следуя рекомендациям международных финансовых кругов, Греция все же ввела экономию во всех сферах социальной жизни. Однако меры эти были запоздалыми и привели лишь к обострению ситуации в обществе. Результатом стали массовые беспорядки, забастовки на производстве, всевозможные акции протеста.

Эксперты Европейского Союза разрабатывают план мероприятий по выходу Греции из кризиса. В число мер включено снятие внутренних рыночных ограничений, упрощение регистрации компаний, снижение доли привилегированных профессий. Планируется также открыть госсектор для конкуренции с частными производителями. Однако в одиночку Греция уже не в состоянии справиться с проблемами в экономике.

До тех пор, пока Греция остается в еврозоне, Европейский Союз будет ее поддерживать, заявил в одном из выступлений Жозе Мануил Баррозу, председатель Европейской комиссии. Условием для этого является выполнение обязательств, вырабатываемых объединенной Европой и Международным Валютным Фондом. Инструментом для финансовой помощи должны стать специальные структурные фонды.

Министр финансов Германии Вольфганг Шойбле пообещал, что правительство его страны рассмотрит дополнительные меры по стимулированию экономики Греции. Чтобы такая помощь была оказана, необходимы гарантии того, что финансовая поддержка будет сочетаться с радикальными изменениями в структуре экономики и с проведением в стране намеченных реформ. Эксперты полагают, что Германии, имеющий наиболее сильную экономику среди стран еврозоны, предстоит сыграть ключевую роль в преодолении кризисных явлений, затронувших Грецию.

Видео по теме

Вот уже несколько лет в Греции наблюдается нестабильность экономики и, как следствие, политические и социальные неурядицы. Высокий совокупный долг страны грозит дальнейшим спадом производства и возможным выходом Греции из еврозоны. Причины кризисных явлений лежат в грубых ошибках, допущенных правительством. Вероятно, только неотложные комплексные меры, предлагаемые Европейским Союзом, могут спасти экономику государства от глобального экономического краха.

Предпосылки кризиса в Греции наметились еще в 2009 году. Экономика к тому времени уже находилась в плачевном состоянии, а настоящий кризис разразился в 2010 году и продолжается до сих пор. Особенность нынешней ситуации в этой европейской стране в том, что текущий кризис является долговым. Размер государственного внешнего долга Греции превышает €350 млрд. Долгое время страна фактически жила в кредит, не задумываясь о последствиях. При этом сложился существенный перекос в социальной политике: неимоверно высокая заработная плата с надбавками и внушительными премиями, а также огромные пособия по безработице. Иными словами, страна долго жила не по средствам.

Страна оказалась на грани дефолта. Когда наступило время возвращать долги, правительство Греции только развело руками. Эксперты определили, что самостоятельно выбраться из долговой ямы страна не в состоянии. Партнеры Греции по Европейскому Союзу после расчетов и раздумий решили списать часть долга и выделили государству новый кредит, чтобы у страны появилась возможность провести необходимые корректировки экономического курса.

Правительство Греции с большим опозданием ввело тотальную экономию. Резко снизились зарплаты, начались массовые увольнения и одновременное уменьшение социальных пособий безработным. Такие непопулярные меры привели к росту недовольства граждан экономической политикой правительства Греции. По стране прошла волна уличных беспорядков, акций протеста и забастовок.

Неурядицы в Греции уже отрицательно сказались как на курсе единой европейской валюты относительно доллара, так и на российской , очень чувствительной к колебаниям курса евро.

В качестве мер, способных привести к изменению экономической ситуации в стране, эксперты называют отказ от закрытых профессий с их привилегиями, облегчение процесса регистрации компаний, снятие ограничений на внутренних рынках. Необходимо также открыть государственный сектор для конкуренции с частным бизнесом и принять меры по повышению конкурентоспособности Греции на международных рынках.

Совет 4: Как Греция планирует бороться с кризисом с помощью островов

Несмотря на солидную финансовую помощь со стороны партнеров по Евросоюзу, экономическая ситуация в Греции все еще остается очень тяжелой. В условиях жесточайшей нехватки денег правительство страны рассматривает альтернативные варианты пополнения государственного бюджета.

Ситуация в Греции настолько тяжела, что многие эксперты заявляют о высокой вероятности скорого выхода страны из зоны евро. Даже оказанная другими странами Евросоюза не смогла вытянуть Грецию из пучины кризиса. Особенно неприятным для страны стало то, что для получения новых траншей выделенного ей 174-миллиардного кредита Греции нужно усиленными темпами сокращать государственные расходы. Так, для получения очередных 4,2 миллиарда евро стране необходимо представить план по сокращению расходов на 11,5 миллиардов. Выполнить эти условия пока не удалось, поэтому кредиторы не спешат предоставлять Греции очередной транш помощи.

В сложившейся ситуации стране приходится рассматривать самые разные варианты спасения. В частности, власти Греции готовы продать или сдать в аренду некоторые принадлежащие ей необитаемые острова. По словам -министра Греции Антониса Самараса, острова не будут дешево продаваться. Кроме того, их продажа не должна угрожать национальной безопасности.

Слова премьер-министра Греции свидетельствуют о том, что ситуация в Греции действительно катастрофична, и власти хватаются за любую возможность вытянуть страну из кризиса. Продажа принадлежащей стране территории является действительно крайней мерой, к тому же очень непопулярной. Ни один здравомыслящий политик, пекущийся о своем будущем, никогда не пойдет на это. То, что Антонис Самарас предложил данный вариант, говорит о глубине падения греческой экономики.

Греции принадлежит порядка 6000 островов, очень многие из них необитаемы. Все предыдущие попытки привлечь инвесторов для их освоения не увенчались успехом. Новое предложение греческого правительства, по мнению экспертов, в первую очередь может заинтересовать российских и китайских бизнесменов. Кроме того, какие-то острова могут приобрести и голливудские знаменитости. Удастся ли правительству Греции осуществить задуманное, покажет время.

Видео по теме

Отечественные и зарубежные СМИ в последнее время уделяют огромное внимание греческому кризису. В большинстве материалов звучат слова о «спасении» и «помощи» Греции и содержатся обвинения этой небольшой православной страны в «безответственной политике» якобы поставившей Европу (и даже мир) на грань катастрофы. Авторский коллектив сайт попытался отделить правду от вымысла и по пунктам разобрать обвинения против Греции и ситуацию в этой стране.

1. Кризис имеет не только материальные причины. Это несомненно так. Вовсе не случайно, что под ударом оказалась единственная страна в Конституции которой закреплено господствующее положение Православной Церкви и подавляющее число населения которой исповедует Православие. Греция давно была «костью в горле» европейских чиновников, многие из которых с высоких трибун открыто требовали ограничения влияния Православия в Греции, отделения школы от Церкви, обеспечения ущемляемых прав этнических, религиозных и сексуальных меньшинств.

Уже много лет европейские и греческие СМИ проводят целенаправленную кампанию по дискредитации Элладской Церкви, обвиняя ее в уклонении от налогов и моральном разложении клира. Дошло до того, что крупные греческие и европейские политики прямо называют Православную Церковь чуть ли не главной виновницей европейского кризиса и требуют отделения Церкви от государства.

Использовано в антицерковной кампании было дело игумена монастыря Ефрема а также другие менее известные случаи обвинения в финансовом злоупотреблении православных монастырей. Монашество стало одной из главных мишеней массированной антиправославной пропаганды.

2. Элладская Церковь не платит налоги. Миф об этом последовательно распространяется греческими и европейскими либералами, желающими направить народный гнев против «нахлебников церковников». Священный Синод Элладской Православной Церкви в опровержение этих домыслов 22 февраля 2012 года даже выпустил специальное обращение, в котором подробно перечислил выплачиваемые Церковью налоговые выплаты (их общий размер за 2011 год превысил 12 миллионов евро).

Экономический кризис стал суровым испытанием для православного духовенства.Шестьдесят лет назад Элладская Церковь передала государству значительную часть своей собственности, в том числе землю. Согласно Договору, в обмен на церковное имущество государство обязалось выплачивать зарплаты священникам из бюджета.

Проводя политику жесткой экономии, правительство не только сокращает зарплаты священнослужителей, но и количество самих клириков. В соответствии с новым законодательством вместо десяти вышедших на пенсию или умерших, только один новый священник может рассчитывать на зарплату от государства. Прямым следствием этого является острая нехватка приходских священников в отдаленных районах страны.

Греческие приходы и монастыри оказывают не только духовную, но и огромную материальную помощь людям, пострадавшими от кризиса. Открыты сотни бесплатных столовых, тысячи семей получают денежные пособия и бесплатные продукты.

3. «Греция ничего не производит».

Уровень производства Греции за последние годы действительно упал. Но именно вступление этой страны в Европейский Союз создало и продолжает создавать серьёзные преграды развитию производственных возможностей Эллады. До вступления в ЕЭС греки экспортировали сельскохозяйственные продукты, а теперь импортируют. Раньше Греция имела несколько заводов по производству сахара и несколько крупных трикотажных фабрик. Теперь не имеет ни одной. Раньше в стране были развиты судоверфи, а теперь они практически исчезли. Директивы ЕС привели к сужению рыбной ловли, виноградарства и многих других форм сельского хозяйства.

Вступив в единую Европу, греки отказались от самообеспечения страны и начали вписываться в общеевропейское разделение труда. Они строили постиндустриальную экономику с доминирующей сферой услуг, за что их хвалили европейские чиновники и ставили на третье место в ЕС по темпам экономического роста после Ирландии и Люксембурга.

В результате подобной политики доля сферы услуг в ВВП страны выросла с 62 (1996 год) до 75 (2009 год) процентов, а доля промышленности значительно сократилась. Однако тогда на это внимания никто не обращал, поскольку кредиты обеспечивали достаточно высокий уровень доходов основной массы населения.

Принимая Грецию в ЕС, ей поставили условие изменить отношения собственности и управления в ней, а также приватизировать стратегические предприятия, контролируемые греческим государством.

В 1992 г. в Греции приняли закон о приватизации, которой подлежало около 700 предприятий. К 2000-му было приватизировано 27 крупных предприятий, среди них и 5 главных банков страны. Доля государства в Нацбанке снизилась тогда до 50%, а к 2010 г. - до 33%. Вслед за банками продали телекоммуникационную компанию, заводы стройматериалов и пищевую промышленность. Даже производство знаменитого коньяка Metaxa досталось британской Grand Metropolitan. Государство ушло из прибыльных морских перевозок, и начало распродавать морские порты.

4. «Греция бедная страна»

На самом деле Греция располагает богатыми недрами, крупными промышленными единицами, развитым судоходством, огромным потенциалом для развития сельскохозяйственного производства и туризма. В стране есть всё, чтобы саму себя накормить и обеспечить. Греция обладает значительными разведанными запасами полезных ископаемых, которые до сих пор не разрабатывались под давлением ЕС и из-за непатриотичной политики местных правительств.

5. «Причина греческого кризиса - огромное число (миллион) госслужащих».

На самом деле Греция занимает 14-ю строчку среди европейских стран по количеству государственных служащих по отношению к общему числу трудящихся страны, имея показатель 11,4%. То есть, у неё показатель намного ниже показателя, занимающей первую строчку Швеции (30%), а также Дании (29%), она намного отстаёт от Франции (21,2%) и Великобритании (17,8%). В настоящее время в стране ощущается недостаток персонала в больницах и других сферах и отраслях. Не хватает священников (которые в Греции также являются госслужащими).

6. «Греция задыхается от наплыва иммигрантов».

В русле общей политики ЕС греческие правители приняли ряд либеральных законов, которыми воспользовались направившиеся в страну массовые десанты из африканских и азиатских стран (в большинстве своём мусульмане). В Греции на порядок возросла преступность, выросла теневая экономика и коррупция. Иммигранты нанесли колоссальный удар по малому бизнесу, так как в отличие от греческих предпринимателей никаких налогов не платят. Сотни миллионов евро ежегодно вывозятся из страны.

7. «Экономикой Греции фактически управляют её кредиторы».

Это действительно так. Европа открыто ставит Греции ультиматумы. За короткий промежуток времени Эллада потеряла чуть ли не весь свой суверенитет и оказалась под жестким надзором «тройки» - Европейского Центробанка, Еврокомиссии и МВФ. Они не допустили проведения референдума, на котором греки могли бы сами определить своё отношение к мерам государственной экономии, поставившим сотни тысяч людей на грань обнищания.

В настоящее время европейские власти и СМИ шантажируют греческих избирателей, угрожая, что если на грядущих в июне выборах они проголосуют не «как надо» (то есть не поддержат соглашателей), Элладу ждёт «страшное и беспросветное будущее».

Запад требует от Греции не только экономических, но и политических уступок: сократить армию, отделить Церковь от государства, обеспечить права иммигрантов-иноверцев.

Идёт открытое вмешательство во внутренние дела Греции. Например видный чиновник ЕС недавно «посоветовал» греческому правительству снять с выборов националистическую партию «Золотая Заря». А представители германских правящих кругов неоднократно рекомендовали Греции «задуматься о продаже нескольких принадлежащих ей островов». Участник германской правящей коалиции Шеффлер даже опубликовал в журнале Bild статью "Греки-банкроты, продавайте острова! И Акрополь тоже!".

8. «Европа “спасает” Грецию».

Этот навязываемый СМИ тезис более чем спорный. По словам журналиста Михаила Леонтьева европейцы «закапывают Грецию в землю… В момент начала долгового кризиса, когда страны ЕС решили, что Грецию пора спасать, отношение греческого долга к ВВП составляло 112%, и это считалось чудовищной цифрой. Сейчас в процессе «спасения» это соотношение уже составляет 150%, а дальнейшее «спасение» будет неизбежно еще увеличивать этот процент. А меры по сокращению бюджета, которые Брюссель заставляет Афины принять в качестве платы за помощь, уничтожают дальнейший экономический рост в этой стране в принципе, и вообще даже всякие возможности этого роста. Таким образом, источники погашения долга уничтожаются одновременно с его увеличением» .

Фактически пакет помощи Греции не решает, а консервирует финансовые проблемы Греции. Долг остается все равно слишком большим (120% ВВП к 2020 году) — его невозможно вернуть и практически нереально обслуживать. Греция попадает в финансовую яму и ловушку, когда она вынуждена будет работать только на обслуживание этого долга, фактически без надежды улучшить жизнь своих граждан.

9. «Европа помогает не Греции, а самой себе».

Предложенной финансовой поддержки недостаточно для Греции, но зато достаточно Европе для того, чтобы греческий долг перестал быть головной болью для евробанков.

10. «Кредиторы несут бóльшую ответственность за греческую ситуацию, чем сама Греция».

К сегодняшнему кризису Греция пришла именно в результате строгого выполнения рекомендаций Евросоюза. В течении многих лет ей фактически навязывали всё новые и новые кредиты.

Греческая проблема как и все остальные «пузыри» и «дыры» в мировой экономике, была в первую очередь создана не должником, а кредитором.

Греческий долг по отношению к ВВП до того, как ей начали оказывать помощь, был меньше аналогичного американского.

В 2009 г. неплатежеспособность Греции уже не была ни для кого секретом, но «добрые дяди» из ЕС навязали ей еще 90 миллиардов еврокредитов. Ведь каждый займ становился источником заработка и сулил огромные финансовые выгоды. Греки тратили не по средствам, но те, кто их кредитовал, получали проценты и зарабатывали на этом.

11. «Европа использует кризис в Греции себе во благо».

По выражению одного греческого политика европейские финансисты «играют в покер человеческими жизнями». И игра эта, надо признать, очень выгодна с финансовой точки зрения.

Больше всех заработала на греческом кризисе Германия. Эта страна может практически без процентов занять деньги, а потом под определенный процент одалживать их Греции. По мнению, лидера греческой партии ПАСОК Эвангелоса Венизелоса Германия, спекулируя подобным образом, за последние два года смогла заработать около 400млн евро.

12. «Греки - это нахлебники, которые целым народом живут за счёт дотаций Евросоюза».

Это один из основных мифов навязываемых СМИ. На деле парадокс европомощи состоит в том, что ни одного евро из "структурных фондов" ЕС нельзя потратить на повышение пенсий или социальных пособий. Зато их можно использовать на никому не нужные и неокупаемые объекты инфраструктуры (например гигантские аэродромы в малых городах или огромные спортивные сооружения). Естественно такие дотации выгодны не народу, а европейским и греческим чиновникам и финансистам.

Таким образом утверждение, что трудолюбивые немцы платят зарплаты грекам - не более чем миф. Ни евроцента из дотаций ЕС не пошло на социальную сферу. Это были инвестиции в инфраструктуру, выгодные в первую очередь самим европейцам.

13. «Грекам списали половину долга».

На самом деле долги никто не простил. 27 октября 2011 года были достигнуты последние договоренности с Евросоюзом о, якобы, списании 50% греческих долгов. Но касались эти списания не всего долга, а только 50% от долга частным инвесторам. Той же Германии, которая занимает на рынках деньги под 1,5% и дает Греции в долг под 3,5 % Греция должна по-прежнему. Пресловутые частные инвесторы это прежде всего греческие банки, которые оказались из-за списания на грани коллапса, и греческие же пенсионные фонды, которые потеряют 50% своих активов. Вот такое «списание долгов».

14. «Кризис в Европе возник из-за Греции».

На самом деле кризис будет как с Грецией, так и без Греции (о чём прямо заявил в интервью Financial Times Deutschland бывший министр финансов Германии, а ныне член исполкома Европейского Центробанка Йорг Асмуссен).

Франция, Италия, Португалия имеют ещё больший внешний долг и экономические трудности. Стоит напомнить нашим читателям о существовании европейской долговой нормы, согласно которой долги страны не должны превышать 60% ее ВВП. В ЕС нет члена, который бы соответствовал этой норме, включая обвиняющую Грецию во всех смертных грехах Германию.

Сегодня немецкие СМИ захлёбываются от ненависти к грекам, называя их бездельниками и лентяями. Между тем сами немцы (наряду с французами) являются мировыми лидерами по таким показателям как краткость рабочей недели, продолжительность отпусков и праздников. Средняя зарплата в Греции -- 750 евро, в Германии - 2,5 тыс. евро.

Греков, ежегодно радушно принимающих сотни тысяч европейских туристов, теперь называют «свиньями, проевшими кредиты», «профессионалами отдыха», «карнавальной нацией». Хотя ВВП на душу населения в Греции 42-й в мире и всего лишь на 9% меньше, чем средний ВВП по Евросоюзу. Значительно больше, чем в Венгрии, Чехии, Эстонии или Литве, о кризисе в которых что-то совсем не слышно. Что это как не «двойные стандарты»?

13. «Современный кризис — это первый серьезный кризис новой эпохи потребления».

Об объективных причинах общемирового кризиса хорошо сказано в воззвании к народу Элладской Православной Церкви:

«Наш экономический кризис связан с дисбалансом между производством и потреблением. Между медленными темпами производства, которых нам удается добиться, и высоким уровнем жизни, к которому мы привыкли. Когда потребляемое значительно превосходит производимое, экономический баланс неизбежно смещается в сторону расходов…

Диспропорция между потреблением и производством является не только экономической категорией, но, прежде всего, показателем духовного надлома. Признаком нравственного кризиса, который затронул как власть, так и народ. Власть, которая не смогла вести себя ответственно перед народом, не могла или не хотела говорить с ним языком правды, пропагандировала ложные идеалы, способствовала коррупции, единственной целью которой было само обладание властью. Она фактически действовала против подлинных интересов народа и нашей Страны.

И с другой стороны мы, народ, действовавшие безответственно. Мы обожествили богатство, искали сытой и спокойной жизни, не брезговали обманом и легкой наживой…

Суть духовного кризиса заключается в отсутствии смысла жизни и замыкании человека в одномерном настоящем, на его эгоцентричном самолюбивом инстинкте. Это настоящее без будущего, без идеалов и мечты. Настоящее, обреченное на скуку и монотонность. Это превращение жизни во временной промежуток между двумя событиями: рождением и смертью, лишь с одной неизвестной - сколько времени пройдет между ними» .

15. «Среди греков преобладают анти-западные настроения».

Это правда. В 1999 массовые протесты греков помешали правительству предоставлять военные базы Греции для использования в ходе натовской агрессии против Югославии. Греки с восторгом встречали русский миротворческий контингент, направляющийся в Косово.

На прошедших выборах более 70% греческого народа высказалось против политики правительства, которое выкручивает грекам руки аргументом, что нет другого выхода из сложившейся ситуации, кроме как грабительский заем у Европы. Таким образом назначенные на июнь повторные выборы решают судьбу не только Греции, но и всего Европейского Союза.

Министры финансов стран еврозоны (Еврогруппа) согласовали в ночь на пятницу условия выхода Греции из запущенной в 2010 году программы финансовой помощи. В Брюсселе заявили об успешном завершении восьмилетней эпопеи вокруг греческого долгового кризиса, некогда ставившего под вопрос само существование еврозоны.

Всего за восемь лет Афины в рамках трех программ помощи получили более 240 миллиардов евро по низким ставкам, заявил на пресс-конференции в ночь на пятницу глава Еврогруппы Марио Сентено.

Одной из задач финансовой поддержки было возвращение Греции к самостоятельному финансированию своих нужд на рынках капитала без кредитов МВФ или стабилизационных фондов еврозоны.

"Сегодня институты подтвердили выполнение Грецией всех 88 (условий) в рамках четвертой и последней оценки (исполнения условий кредиторов для одобрения очередного транша). Это показывает, что Греция успешно завершила программу Европейского механизма стабильности (ESM)", - сказал Марио Сентено.

Председатель Еврогруппы уточнил, что новой программы финансовой помощи для Греции после ее выхода из нынешней не будет. Последний транш кредита ESM для Греции составит 15 миллиардов евро.

В общей сложности греческая "подушка безопасности" составит 24 миллиарда евро, и ее хватит почти на два года. "Греция будет покидать программу со значительным буфером ликвидности в 24,1 миллиарда евро, покрывающим потребности в суверенном финансировании примерно на 22 месяца после завершения программы в августе 2018 года", - говорится в заявлении Еврогруппы.

Однако это не дает гарантий от повторения кризиса, полагает генеральный директор Института региональных проблем, кандидат политических наук Дмитрий Журавлев.

"Кризис как таковой преодолен, но причины кризиса остались. Условно говоря, экономический смысл Евросоюза сводится к тому, что производство находится в Германии, а все остальные - покупатели. Возникает вопрос: где брать деньги покупателям? Им говорят: "закрывайте заводы, открывайте магазины". Но это проблема - как, ничего не производя, иметь что-то, за что можно покупать товары", - сказал Дмитрий Журавлев в эфире радио Sputnik.

По его словам, потенциально под ударом остаются многие страны ЕС - в первую очередь в Южной Европе.

"Греческий кризис сегодня преодолен, но сам принцип остался. Там есть курорты, которые не отнять и которые немецкими не станут, но исключительно за счет курортов сидеть на немецких товарах невозможно. Поэтому этот кризис, может быть, не в столь жесткой форме, будет возвращаться, проблема платежного баланса останется. Сегодня это Греция, завтра это может быть Португалия, потом это может быть Испания. Каждый раз кризис будет преодолеваться, но проблема не будет решаться. Потому что решить ее можно, только перейдя к равноценному обмену, а это лишает ЕС в нынешнем виде всякого смысла, в первую очередь, для Германии и Франции", - сказал Дмитрий Журавлев.

У радио Sputnik отличные паблики



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения