Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Легендарное место рождения пророка зороастра. Жизнь Зороастра и его религиозная реформа

Зороастр – греческое искажение древнеиранского имени «Заратустра», которое носил в Иране в VII в. до Р. Х. основатель великой мировой религии, называемой по своему пророку зороастризмом .

Другие названия зороастризма: маздеизм (так как главное божество этой религии – , Ормузд) или парсизм. Учение Зороастра является дуализмом : всеблагое, светлое божество Ахурамазда ведёт в нём вечную борьбу со злым духом Ангра-Майнью (Ахриманом).

Последователей веры Зороастра называют ещё магами (по сословному имени жрецов), гебрами («неверными» – для мусульман), огнепоклонниками (потому что главным символом этой религии является огонь).

До проповеди Заратустры древние иранцы (распадавшиеся тогда на племена мидян, бактрийцев, персов, систанцев, согдов и др.) чтили множество богов и духов природы. Эта их вера была близка к ведической религии древних индусов, вместе с которым иранцы составляли две главные ветви древнеарийской нации.

Полулегендарный Заратустра, по преданию, реформировал старое арийское многобожие иранцев в дуалистическом духе, подчинив всех древних светлых богов их верховному владыке – Ахурамазде, а мрачных демонов соединив вокруг величавого, могучего князя тьмы и зла, Ахримана.

Пророк Заратустра (Зороастр) - основатель зороастризма

Вопрос о том, когда проповедовал мудрый вероучитель Зороастр, еще не разъяснен с достоверностью. Есть мнение, что он жил в середине VI века до нашей эры, то есть был современником Кира Старшего и Будды . Главным поводом к этому послужило предположение, что царь Густасп (Висташпа), называемый в священной книге зороастрийцев, Авесте , распространителем благого закона – это Гистасп (Hystaspes), отец великого царя Дария I . Это предположение существовало еще в древности, но оно ошибочно. Зороастр принадлежит доисторическому, мифическому времени староиранских царей, окончившемуся с основанием мидийского и персидского царств. Из клинописи нам известно, что около 500 г. до Р. Х. «святой закон» Зороастра уже господствовал на всём пространстве персидского царства. Поэтому надо полагать, что основатель этого закона жил по крайней мере двумя столетиями ранее. Авеста не упоминает ни об одном из больших городов Мидии и Персии, ни о Пасаргадах, ни об Экбатанах, ни о Персеполе. Все иранские земли, кроме Бактрии, Согдианы и Маргианы она называет страною злых духов, а мидийский город Рагу местом «дурного, безмерного сомнения». Все это показывает, что она была написана раньше построения Экбатан, раньше основания мидийско-персидского царства. Из этих и других подобных фактов следует, что ещё около 800 года до Р. X. учение Зороастра не только уже существовало, но и владычествовало в Восточном Иране, и было уже так сильно, что проникло оттуда на запад, к близкородственным восточным иранцам мидянам и персам.

Согласно легендам, Заратустра был маг (жрец), из северо-западной Мидии (теперь – Азербайджан). На 30-м году жизни, испытав наитие свыше, он выступил как горячий проповедник не только нравственно-религиозной, но и общественно-экономической реформы, выступая за повсеместный переход от кочевого к оседлому, земледельческому быту. Как об индийских мудрецах, о Зороастре рассказывается, что он удалился размышлять о вере в уединении. Предание говорит, что Зороастр провел на горах в размышлениях десять лет, а потом ходил по стране, проповедуя и воздвигая повсюду алтари для служения огню.

Через 12 лет учение Зороастра принял вышеупомянутый Виштаспа (Гистасп, Густасп) один из царей далекой Бактрии (на противоположном от Азербайджана, северо-восточном краю Ирана). Не без насилия Виштаспа провел религиозную реформу в своем владении. Говорят, что в память этого великого события Зороастр посадил у Каспийского моря священный кипарис, вырезав на коре этого дерева надпись о принятии его учения Виштаспой. Последователи Зороастра до самых времен ислама чтили этот священный кипарис, много пилигримов ходило поклоняться ему

Поэтическо-философское вероучение Зороастра сблизило божества с человечеством, придав этим олицетворениям сил природы нравственные качества. Зороастр внес определенность в понятия об отношениях между божествами, подчинив их двум верховным богам. Главного бога добрых божеств он назвал Ахурамаздой («ахура» – значит «владыка»; «мазда» – или «много ведающий», мудрый, или «много дающий», благой). Главным богом злых божеств поставил он Ангра-Майнью («зложелателя»). Впоследствии имя Ахурамазды получило форму Ормузд , а имя Ангра-Майнью – форму Ахриман . Прежние боги природы не были устранены реформой Зороастра , но были поставлены в подчиненное отношение: добрые – к Ахурамазде, злые – к Ангра-Майнью, и обратились добрых или злых духов.

Главный бог зороастрийцев, Ахурамазда (Ормузд), борется с демоном зла Ахриманом

Не были устранены Зороастром и древние обряды жертвоприношений и молитв. Но главное место в преобразованном культе заняли законы об очищениях и заповеди о способах наиуспешнейшей борьбы против сил зла. Центром народного культа осталось служение тем богам природы, которым поклонялись арии, когда пасли стада и возделывали нивы в долинах Амударьи и её притоков, ещё до своего переселения в Иран. Народ по-прежнему приносил на озарённых солнцем высотах гор жертвы и молитвы богу солнца Митре, возливал ему укрепляющий силу, дающий бессмертие сок хаомы (у индусов – сома ), для выжимания которого постоянно были в каждом доме стебли этого священного растения, ступка и чаша. Народ по-прежнему чтил огонь, чьё красное пламя заботливо подпитывалось в алтарях чистым, сухим, благовонным деревом; по-прежнему благоговейно чтил землю «терпеливую» и «покорную», и воду, текущую со священных гор в великое озеро, плодотворящую поля и пастбища. И после реформы Зороастра оставались богами в сознании народа и светлый Веретрагна (Бехрам), разгоняющий в сумерки вечера враждебные силы, и вооруженный булавою Шраоша (Серош) – спутник-охранитель начинающегося дня, прогоняющий привидения ночи.

Зороастр оставил народу его старые божества, представления о которых коренились в физических особенностях иранской страны с её синим, безоблачным, дивно сияющим небом, и в национальных преданиях, как индийские брахманы оставили своему народу Индру . Но наибольшую важность в своем вероучении Зороастр дал деятельной, нравственно чистой жизни. Вернейшие средства устранять влияние неприязненных сил состоят, согласно его учению, в том, чтобы сообщать земле плодородие заботливою обработкой, истреблять вредных животных, делать все необходимое для ослабления вредных действий зимы, пустыни, бурь, и при этом быть праведным и честным, охранять свою душу от греха, приближать ее молитвой и очищениями к богам света. Учение Зороастра было, в сущности, не провозглашением новой религии, а естественным развитием народных понятий, влагавшим в них духовный смысл, направлявшим их к нравственным целям.

Судьбы учения Зороастра в Персии

Из Бактрии зороастризм распространился по всему Ирану. Величайший персидский царь династии Ахеменидов, Дарий I Гистасп (522 – 486 до Р. Х.) являлся ревностным зороастрийцем. Несмотря на чувствительный удар, нанесенный ей завоеванием Александра Македонского и владычеством его эллинистических преемников, религия Зороастра вновь стала национальным и государственным исповеданием Ирана в годы царствования парфянской династии Аршакидов (250 до Р. Х. – 224 по Р. Х.). Затем она пережила период ещё большего подъема и блеска под властью основателей Новоперсидской монархии – прославленного царского рода Сасанидов (224 – 650), вплоть до мусульманского завоевания VII века. Зороастризм, таким образом, преобладал в Иране около полутора тысяч лет.

Главный зороастрийский бог Ахурамазда вручает знаки царской власти основателю династии Сасанидов, Ардаширу I. Рельеф III века по Р. Х. в Нахш-е-Рустаме

Он далеко не сразу был вытеснен из Персии и после её покорения магометанами. Даже ещё и в X веке каждое село Персии имело храм огня. Однако вследствие жестоких мусульманских гонений зороастризм был мало-помалу уничтожен или вытеснен на чужбину, в Индию, где его последователи обосновались по преимуществу вокруг Бомбея.

Боги, ангелы и бесы зороастризма

Зороастр отрицал непротивление злу, пассивность и нирвану и требовал деятельной борьбы со злом во имя добра, чтобы в конце веков светлый бог Ормузд победил темного Ахримана.

Добрый бог Ахурамазда и злой Ангра-Майнью будут долго вести жестокую борьбу друг с другом. В конце мира из семени пророка Заратустры чудесно родится обетованный новый пророк, праведник-избавитель, мессия Саошьянт (Сосиош), восторжествует Добро, а Зло будет уничтожено. Все мертвые воскреснут. Мессия Саошьянт прогонит Ахримана и подвластных ему злых дэвов . Ахурамазда сразит Ахримана. Старый грешный мир сгорит в потоке раскаленного металла, и начнется новая блаженная жизнь.

Ахриман сильно напоминает христианского Сатану, но его роль в религии Зороастра гораздо важнее. Она и является не монотеизмом и дуализмом именно потому, что злое начало здесь почти равносильно доброму.

Зороастрийского бога Ахуразмазду окружает сонм ангелов («язатов»), среди которых выделяются шесть архангелов («амешаспенты »). Вокруг бога зла Ахримана тоже имеется сонм бесов («дэвов») с шестью архидьяволами.

Из бесов в религии Зороастра самый ужасный Аэшма-дэва (Асмодей), а среди ангелов-язатов есть несколько более славных, в которых народ видит даже не столько ангелов, сколько низших богов и богинь. Это божество огня (Атар), гении воды (в том числе Анахита, небесный водный поток, источник плодородия, чей образ близок к греческой Афродите), божество солнца (Хоршид) и впоследствии слившееся с ним божество света и истины (Митра , близкий к Аполлону), божества луны и звезд (Тир или Сириус – главный) и др.

Кроме того у пресветлого престола Ахурамазды витают души праведников («фраваши », «ферверы»), а в нечистой свите Ахримана состоят «друджи» (от слова «ложь») – мелкие черти и чертовки, трупные упыри, ведьмы-пери и т.п. Души грешников, согласно учению Зороастра, терзаются в преисподней до страшного суда и до появления мессии-избавителя.

Нечистая ночная сила боится собаки и пения петуха-световозвестителя, так что убивать собаку грех, а разводить кур – душеспасительное дело. Собаку и петух Зороастр считает главными священными животными Ахурамазды.

Зороастризм о чистоте

Великое праведное дело – земледелие. Ещё одним священным животным Ахурамазды является бык, созданный специально для пахоты.

Моча коровы, освященная надлежащим образом и разведенная в воде, часто служит для обрядового зороастрийского очищения.

Зороастром предписывается строгая чистота – телесная и душевная. Ложь и обман, оскверняют человека. К вместилищам внешней скверны относится мертвечина. Зороастрийцы считают, что похороны осквернили бы святую землю. Поэтому последователи этой веры оставляют трупы усопших на съедение хищным птицам (обыкновенно часа через два все мясо на мертвеце бывает съедено стаей коршунов).

В зороастрийском богослужении широко используется животворное, благодатное питьё из сока растения «хаомы» (у индусов «сома»). Зороастр говорил, что одна капля хаомы губит бесов.

Образец зороастрийского религиозного искусства

Книга Авеста – краткое содержание

Вероучение Зороастра изложено в его «Библии», которая называется «Авестой » («текст») или «Зенд-Авестой» («текст с толкованием»). Книга Авеста написана на древнеиранском языке, а Зенд-Авеста – на среднеперсидском (пехлевийском) языке. Древняя редакция Авесты, записанная ближайшими учениками Зороастра и употреблявшаяся при Ахеменидах, была утеряна после македонского завоевания. Не дошла до нас и редакция парфянских времен. Нынешний текст книги Авесты создан в начале эпохи Сасанидов (III – IV вв. по Р. Х.). Но и сасанидский канон мы имеем не полностью, а лишь примерно пятую его часть, связанную по преимуществу с богослужением. О содержание утерянных отделов Авесты можно составить представление лишь из средневековых пехлевийских сокращённых переводов.

Полная зороастрийская книга Авеста была богата повествованиями и научными сведениями. Сохранившаяся Авеста распадается на пять частей:

1) «Ясна» («богослужение») – чин божественной литургии для освящения сока хаомы. Древнейшую часть содержания Ясны составляют псалмы Зороастра («Гаты»).

2) «Висперед» («Все главы») ­– литийные моления, вставляемые то в ту, то в другую ектению Ясны по годовым праздникам.

3) «Вендидад» («Видэвдад» – «закон отречения от дэвов») – часть Авесты, которая содержит в себе прежде всего законы Зороастра о чистоте и правила очищений от скверны

4) «Яшты» («Поклонения») – содержит славословия Ахурамазде, Амешаспентам и язатам, преимущественно тем, которым посвящен тот или иной день месяца. У персов-зороастрийцев не существовало недель, а было 30 разных дней в месяце, из которых четыре (1-й, 8-й, 15-й, 23-й) посвящались Ахурамазде, а остальные – главным язатам. Кроме славословий, в Яштах сообщаются и старинные сказания. 19-й яшт представляет собой своеобразное краткое изложение древнеиранского эпоса с перечнем его героев

5) «Малая Авеста» («Хорде Авеста») – сборник повседневных молитв.

Обзор и пересказ утерянных сейчас частей Авесты есть в энциклопедических зороастрийских сводах IX столетия по Р. Х. на пехлеви: «Денкард» и «Бундехеш».

Первый перевод Авесты на европейские языки сделал француз Анкетиль Дюперрон (1771), который поступил простым солдатом на службу в Индию, чтобы сблизится там с парсами и изучить их язык и священную книгу.

Фаравахар - один из главных зороастрийских символов

Литература о Зороастре

Д. Менан. «Парсы. История зороастрийской общины Индии». Париж, 1898

А. Джексон. «Зороастр, пророк древнего Ирана». Нью-Йорк, 1899 (часть книги переведена на русский язык А. Погодиным в 1903)

Л. Х. Миллз. «Зороастр и греки». Оксфорд, 1903-1904

Л. Х. Миллз. «Зороастр, Ахемениды и Израиль», 1905-1906

В. Миллер. «Зороастр и его учение». («Мир Божий», май 1892.)

А. Погодин. «Религия Зороастра». Спб., 1903

В ознесенный Владыка Заратустра является наивысшим посвященным священного огня на планете и главным специалистом в управлении энергиями фохата. Он руководит жрецами священного огня и священством Мелхиседека.

Все члены Великого Белого Братства служат в Ордене Мелхиседека, также как все служат священному огню, но лишь те, кто достиг определенного уровня посвящений может называться Жрецом Ордена Мелхиседека. Другие члены служат в ордене, но не имеют титула жреца. Заратустра имеет множество учеников, служащих под его началом, и когда лучший из них достигнет определенного уровня, то будет готов занять должность Заратустры, а учитель пойдет дальше в космическом служении.

Зороастризм - это одна из древнейших мировых религий. Заратустра, ее основатель, был пророком, общавшимся с Богом лицом к лицу. Заратустра жил в обществе, не имеющем письменности, в котором люди не делали записей происходящего. Его учения передавались в устной традиции, и многое из того, что позднее было записано о его жизни и учениях, было потеряно или уничтожено. То, что ученым удалось собрать о нем, основано на трех источниках - (1) из истории предположительного времени жизни Заратустры и времени, которое предшествовало его жизни, (2) изучение тогдашних традиций и (3) изучение семнадцати священных гимнов под названием "Гаты". Ученые пришли к выводу, что Заратустра является автором этих гимнов. "Гаты" записаны в "Авесте", священных писаниях Зороастризма.

Считается, что Заратустра родился в центральной части сегодняшнего Ирана, но это не точно. Еще сложнее установить дату рождения Заратустры. Ученые полагают, что он родился примерно между 1700 и 600 гг. до н.э. Общепринятым считается мнение о том, что он жил примерно около 1000 лет до н.э. или ранее. В Гатах написано, что Заратустра вышел из рода Спитама, семьи арийских витязей. Греческое имя Заратустры - Зороастр, означает "Золотая Звезда" или "Золотой Свет". Жрецы, к которым относился Заратустра, занимались тем, что писали религиозные мантры.

По преданию в возрасте двадцати лет Заратустра ушел от отца, матери и жены и стал странствовать в поисках Истины. Спустя десять лет он увидел первое из своих видений. "На берегу он узрел сияющее Существо, которое открылось ему как Воху-Мана, то есть "Благой/Добрый Разум". И это Существо привело Зороастра к Ахура Мазде и пяти другим излучающим свет существам, в присутствии которых пророк "не увидел собственной тени на земле из-за их яркого сияния".

Ахура Мазда означает "Мудрый Господь". Заратустра признал в Ахуре Мазде единого истинного Бога, творца вселенной. Вскоре после своего первого видения Заратустра стал глашатаем Ахуры Мазды и начал провозглашать его послание. Заратустра ввел религиозную реформу, которая повлекла очень серьезные последствия. Его главной целью явилось изгнание зла, и он проповедовал против "даэвас" или "демонов" старой религии.

Сначала Заратустра не добился большого успеха в распространении своего послания. Его преследовали священнослужители и поборники даэвас. По преданию, его пытались убить множество раз. Заратустре потребовалось десять лет, чтобы обратить в свою веру первого неофита - своего двоюродного брата. Затем Бог привел его во дворец царя Виштаспы и царицы Хутаосы.

Виштаспа был простым, честным монархом, однако его окружали Карпаны - класс своекорыстных, стремящихся к управлению жрецов. Они созвали совет, чтобы опровергнуть откровения нового пророка, и, сговорившись, бросили Заратустру в темницу. Как повествуют предания, Заратустра завоевал себе свободу, вызвав чудесное исцеление черного коня - любимца царя. Виштаспа разрешил Заратустре учить новой вере свою супругу, Царицу Хутаосу. Красавица-Хутаоса стала одной из величайших почитателей Заратустры и помогла ему обратить Виштаспы в новую веру.

После прошествия двух долгих лет монарх, наконец, обратился. Но прежде чем полностью принять новую веру, он захотел получить последний знак. Он попросил, чтобы ему показали, что он будет делать в небесном мире. В ответ Ахура Мазда послал во дворец Виштаспы и Хутаосы трех Архангелов . Они явились в образе сияющих рыцарей, в полном облачении, на конях. Согласно одному тексту, они явились в таком великолепии, что "их сияние в этом высоком дворце казалось… Небесами совершенного света из-за их великой мощи и триумфа;… посмотрев [на них], славный царь Виштаспа затрепетал, затрепетали все его придворные, все начальники смутились".

Излучая ослепительный свет и издавая звуки грома, они провозгласили, что пришли от имени Ахуры Мазды, для того, чтобы царь смог получить полное послание Заратустры. Они обещали Виштаспе жизнь длиною в 150 лет, а также то, что у него и Хутаосы родится бессмертный сын. Однако Архангелы предупредили, что если Виштаспа не примет решение об обращении в эту веру, его смерть не за горами. Царь принял веру, а за ним - и все его высокородные подданные. Писания отмечают, что Архангелы осенили Виштаспу.

В диктовке, данной 1 января 1981 года, Вознесенный Владыка Заратустра рассказывает о царе Виштаспе и царице Хутаосе. "Я ЕСМЬ пришедший, чтобы высвободить священный огонь Солнца, пылающего за солнцем, чтобы возвысить вас и утвердить в вас первоначальные учения Ахуры Мазды - Саната Кумары - учение, много лет назад данное на земле древней Персии мне, царю и царице, принявшим обращение Архангелов, священного огня и святых ангелов посредством схождения Света. Так, благодаря принятию этими жизнепотоками моего пророчества, произошло приумножение хлеба Жизни из сердца Саната Кумары, чьим посланником я был, чьим посланником остаюсь…

Учения о сонмах Господних и пришествие великого аватара Света, учение об измене и последующей войне сонмов Господа с нечестивыми было понято и распространено. Закон кармы, закон реинкарнации и даже видение о последних днях, когда будут побеждены Зло и Воплотивший Зло, - все это распространилось благодаря обращению царя и царицы и тому, что эта вера достигла всех подданных страны. Итак, используя мой пост [пророка], Архангелы послали испытания этим двум избранным. И пройдя эти тесты, царь и царица получили благословения и стали еще одними эмиссарами Саната Кумары. И потому я - пророк - удерживал вместе с ними баланс на Земле и являлся проявлением Троицы Света и потока по фигуре восемь.

Осознайте элементы, необходимые для распространения веры на Земле. Архангелы послали своего Посланника, наделив его даром пророчества, коим является Слово Саната Кумары к каждому народу и в каждую эпоху. И пророк приходит с видением, помазанием и священным огнем. Но пока пророк не найдет плодородное поле огненных и восприимчивых сердец, власть Слова не перейдет к людям".

По преданию, в возрасте семидесяти семи лет Заратустра погиб насильственной смертью от руки жреца древнеиранской религии. Некоторые источники утверждают что его убила молния - пламя с небес". Многое из того, что случилось после смерти Заратустры, окутано тайной. Ученые пишут, что преемники Заратустры снова ввели в его систему старых богов, развенчанных им.

Зороастризм являлся главной силой Персии вплоть до времени прихода к власти мидян в седьмом веке до н.э. Но в 331 г. до н.э. Александр Македонский завоевал Персию, убил жрецов, сжег царский дворец и уничтожил все записи о зороастрийской традиции.

Примерно в 225 г. н.э. зороастризм возродился в Персии и оставался государственной религией вплоть до 651 г., пока Персия не была завоевана мусульманами. Несмотря на то, что зороастризм официально никто не запрещал, арабские завоеватели приветствовали обращение в ислам, действуя через общественное давление, экономические стимулы или силовые методы. Многие зороастрийцы поменяли свои убеждения, многие были брошены в тюрьму. Преданные зороастрийцы, жившие в Персии, за право исповедовать свою религию были обложены налогом. В последующие века преследование зороастрийцев обострилось. В 1976 году в мире насчитывалось только 129.000 верующих зороастрийцев. Тем не менее большая часть учений, которым учил Заратустра продолжает жить в Иудаизме, Христианстве и Исламе.

Ныне Заратустра является Вознесенным Владыкой, чье сознание содержит в своей огненной аурической эманации, являющейся всепоглощающей любовью, пронизывающий свет, проникающий в сердцевину того, что нереально. Мы называем его Буддой, так как он обладает расширенным трехлепестковым пламенем и Христоразумом, соответствующим буддхическому уровню достижения.

Стоять в присутствии Заратустры, подобно нахождению в присутствии самого физического солнца. Его овладение духовным и физическим огнем одно из наивысших, если не самое высокое среди всех адептов, совершивших вознесение с этой планеты. Если вы желаете хранить пламя Заратустры, то визуализируйте его хранящим божественную искру - пламя в вашем сердце. Заратустра величайший из всех "хранителей" огня. И помните, что когда вы вовлечены в битву Света и Тьмы и делаете призывы к Заратустре о связывании сил антихриста, не существует большого уничтожителя темных сил, чем сам Заратустра. Он является Вознесенным Владыкой с буддхическим достижением, чьи аурические эманации являются всепоглощающей любовью.

Священнообитель Заратустры имеет форму тайной обители сердца - того места, где на алтаре горит трехлепестковое пламя. Ваш высший жрец, ваше святое Я Христа удаляется в эту тайную обитель, дабы хранить это пламя. Заратустра и другие Вознесенные Владыки посещают вас и обучают ваши души в тайной обители. Заратустра сказал, что нас могут пригласить в его священнообитель, когда мы достигнем необходимого уровня развития сердца. Он не открыл месторасположение его обители.

1 июля 1992 года Заратустра сказал: "Я жду часа, когда смогу приветствовать вас там, возлюбленные, хотя я и не сказал вам о местонахождении этой священнообители. И не скажу. Ибо, когда вы обретете сонастрой со своим собственным сердцем, возлюбленные, и будете пребывать в нем как ученик Бога, тогда вы не сможете пройти мимо моей священнообители - копии тайной обители сердца. А сейчас я скажу вам только то, что эта священнообитель находится глубоко в горах, но в каких, вы должны открыть сами".

Заратустра родился в семье Спитама - это имя древнего священнического рода часто появляется в Гатах. Имя отца Заратустры Порушаспа, имя его матери Дугдова. Имя братьев его: старших - Ратуштар и Рангуштар, младших - Нотарига и Ниветиш. Имя жены Заратустры - Хвови. При рождении младенец Заратустра не заплакал, как все новорожденные, а засмеялся. Его смех убил более 2000 демонов. По обычаю, младенца омыли коровьей мочой и завернули в овечью шкуру. Когда Заратустра был ребёнком, совершалось много чудес, что вызывало зависть у темных сил. Много раз они посягали на жизнь Заратустры, но безуспешно. Заратустра был защищен Божественной силой.

Он был женат трижды. Один раз на вдове, два других раза на девственницах. Вдова родила Заратустре двух сыновей. Их звали Урватат-нара и Хвара-читра. Возмужав, они избрали для себя разные занятия: первый стал скотоводом и земледельцем, второй - воином. От других жен у Заратустры было четверо детей: сын Исад-вастра, который стал впоследствии верховным жрецом зороастрийской религии и три дочери: Френи, Трити и самая младшая, Поручиста.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Индуизм
  • Авеста

Смотреть что такое "Заратустра" в других словарях:

    ЗАРАТУСТРА - (греч. Зороастр) (между 10 и сер. 6 в. до Р. X.) – пророк и реформатор древнеиран. религии, получившей название зороастризм. В своей основе учение Заратустры близко монистическому религиозному верованию с единым верховным божеством Ахурамаздой… … Философская энциклопедия

    Заратустра - (Заратуштра, греческое Зороастр) полулегендарный реформатор иранской религии. Подлинные источники иранской религии Авеста в ее древнейшей части (гаты) рисуют нам З. как историческую личность, наделенную всеми человеческими страстями. В этих… … Литературная энциклопедия

    ЗАРАТУСТРА - основатель древнейшей языческой религии огнепоклонников в Индии, теперь почти уже исчезнувшей; иначе Зороастр. Огнепоклонников осталось всего нисколько десятков тысяч. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.… … Словарь иностранных слов русского языка

    заратустра - сущ., кол во синонимов: 1 заратуштра (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Заратустра - (Зенд.) Великий законодатель и основоположник религии, называемой по разному Маздаизмом, Магизмом, Парсаизмом, Огнепоклонничеством и Зороастризмом. Время жизни последнего Зороастра (ибо это имя родовое) неизвестно и, возможно, по этой самой… … Религиозные термины

исполнится тридцать лет, он явится с бесчисленной армией, вооруженной победоносным оружием, и со множеством знамен. И как только планета Юпитер займет свое высшее положение на небосводе, а Венера низойдет вниз, этот царевич станет властелином».

Так о каком же царевиче идет речь в пророчестве?

В одном из апокрифических евангелий, в «Евангелии Детства», есть такие строки:

«Когда Иисус, Господь наш, родился в Вифлееме, в Иудее, во времена царя Ирода, пришли с востока маги в Иерусалим, как это было предсказано Зардуштом».

Таким образом, рождение Иисуса было предсказано пророком почти за две тысячи лет до нашей эры.

Следует заметить, что волхвами, или магами, в то время называли персидских (зороастрийских) жрецов.

Считается, что, поднося новорожденному Иисусу золото, ладан и смирну, волхвы почитали его как царя, первосвященника и жертву. Но и те же самые дары символизируют три касты зороастрийского общества и три вида хварны (печати Божией, избранности, миссии). В зороастризме выделяется хварна правителя, хварна священника и хварна воина. Символом царской харизмы является золото, жреческой — ладан, воинской — смирна, поскольку воины жертвуют собой во имя мира.

Ссылаясь на древние источники, многие исследователи полагают, что Иисус проходил обучение в Персии и Индии. В евангелических текстах просто опускается этот период его жизни, повествуя о рождении, а затем сразу говорится о возвращении в родные пенаты в возрасте тридцати лет, как и говорил Заратустра.

Итак, в тридцать лет явился Иисус, чтобы проповедовать. Армия из предсказаний Заратустры — это бесчисленное множество последователей христианского учения, а победоносное оружие — Слово Божие, которое Спаситель донес до людей. Буквально дословно говорится в Авесте о грядущем учении Спасителя, об обещанном воскресении из мертвых:

Сильное Кавиев Хварно...

Которое пристало

Спасителю благому

И тем, кто с ним идет,

В жизнь превращая создание

Без умирания, без увядания

И без истления,

Вечноживущую, вечнорастущую

И самовластную.

Из мертвых восстанет

И явится вживе

Бессмертный спаситель

И мир претворит.

И именно земную родословную Иисуса Христа многие исследователи возводят к династии Кавиев.

Вообще-то разные авестийские тексты дают разные версии предсказаний грядущего, по-своему уточняют и дополняют сделанное когда-то изустно пророчество. Основные же вехи, общие для различных толкований, таковы.

С момента получения Заратустрой откровения от Ахура Мазды мир просуществует еще три тысячи лет. Они разбиты на три тысячелетние эпохи. Первая — Эпоха Заратустры, а две другие — Эпохи двух Спасителей, которые должны прийти в мир.

Первый Спаситель родится. Имя ему будет Хушедар — «Растящий Истину». Его встреча с Ахура Маздой (имеется в виду его душа-фраваши) продлится пятьдесят лет. Потом он пойдет в телесный мир, к людям. Он объяснит им сокровенный смысл ритуалов и обрядов, очистит веру их от манихейства. Через четыреста лет после прихода первого Спасителя на землю обрушатся несчастья. Хлынет проливной дождь, который будет длиться многие годы без конца.

Зороастрийцы предупредят людей, что следует подготовиться к бедствию и запастись едой впрок. Люди так и сделают, но дождь не польет. Не будет его и на следующий год, и еще через год. Три раза будут предрекать беду зороастрийцы, и трижды их показания не осуществятся. Люди объявят их лгунами и перестанут им верить.

Тогда-то и хлынет дождь. Он будет лить беспрерывно, прекратившись только трижды летом и трижды зимой в первый год, дважды летом и дважды зимой на втором году и один раз летом и один раз зимой — на третьем году. А на четвертом, в месяце Хордад, в день Дай при дне Мирх, повалит снег. Зима будет долгой и мучительной, и к ее концу люди и звери будут так истощены, что едва смогут держаться на ногах. И тогда святой Артвахишта повелит людям не трогать животных, не убивать их, а заботиться о них, как о собственных детях. Они послушаются приказа и отныне будут убивать и поедать животных лишь только тогда, когда смерть вплотную подступит к ним, чтобы не разрушил их тела дэв тления.

Когда же Эра Хушедара завершится, в мир придёт новый Спаситель, Хушедар-Маха — «Растящий Почитание». После его прихода солнце простоит в зените неподвижно двадцать дней и двадцать ночей. А сам Хушедар-Маха встретится с Ахура Маздой, и встреча продлится тридцать лет. Придя в мир, он принесет людям авестийские тексты, и люди станут поступать согласно законам веры.

Так многие века люди ждали пришествия второго Спасителя. Особенно сильно эти ожидания были на рубеже XVI— XVII веков, так как в одном из авестийских источников («Бах-ман-яшт») сказано, что Хушедар родится в 1600 году.

Так до сих пор и неизвестно, что же значит эта дата и по какому летоисчислению она приводится. Традиционному авестийскому она противоречит, а христианское еще не было принято в ту пору, когда писались эти яшты. Возможно, имелось в виду, что такое количество лет пройдет от пророчества Заратустры до рождения Спасителя.

Несмотря на то, что Авеста еще не была известна в Европе, весть о том, что в указанный срок должен прийти Мессия, распространилась очень быстро. Только дату почему-то начали отсчитывать от Рождества Христова, по общепринятому в Европе летоисчислению. Но в указанный срок Спаситель не явился, и вера во «второе пришествие» стала угасать. А вот, например, в другом источнике — «Ривайате» — есть указание на то, что Хушедар придет через тысячу пятьсот лет после Заратустры.

Общее же во всех источниках одно: указано, что первый Спаситель явится не менее чем через тысячу лет или более после Заратустры. Тысячелетняя эпоха его правления последует за Эрой Заратустры. А второй Спаситель грядет в последнее тысячелетие из отпущенных Ахура Маздой после прихода в мир Заратустры трех тысяч лет. Но нигде, кроме «Ривайата», нет указаний на точную дату. Да и там она привязана к Эпохе Заратустры. А ведь тысяча лет;— достаточно большой временной разброс.

Скорее всего, в прорицании Заратустры под первым Спасителем имеется в виду Иисус Христос. Именно его появление подходит хронологически под «древнейшую» версию времени жизни пророка.

В Авесте сказано еще и о третьем Спасителе, который явится в мир: «Когда Эра Заратустры, Эра Хушедара и тысячелетняя Эра Хушедар-Маха подойдут к концу, в священном озере Кансу, в котором Заратустра оставил свое семя, выкупается прекрасная, богоизбранная девушка. Ее имя будет Виспатаурвари. Именно ей суждено стать матерью третьего Спасителя — Саошьянта — «Воплотившего Истину» — который одновременно будет являться сыном пророка Заратустры».

И с его приходом в мир Ахура Мазда начнет свой Фраш-кард — последнюю, окончательную битву со Злом, в которой оно будет полностью истреблено. Ангро Майнью и его дэвы будут побеждены и уничтожены, а праведники воскреснут. Все благие творения Ахура Мазды обретут вечную жизнь.

Уже закончилось второе тысячелетие от Рождества Христова. Это Эпоха Хушедар-Маха, второго Мессии. Но он еще не являлся в мир...

Итак, наши предки были свидетелями исполнения пророчеств Заратустры. Но и нашим современникам выпало самим пережить то, что было предсказано пророком несколько тысяч лет тому назад.

Вот как описывал грядущее Ахура Мазда, давая откровения Заратустре: «После приспешников Айшмы явится новый дэв — дэв Шедаспих Килизиякх из страны, где некогда правил Сайрима, сын Траэтаоны.

Алое оружие у его приспешников будет, алые дэвовские знамена, алые шлемы. Перед их нашествием Солнце, Луна и небесные светила явят предостерегающие знаки. Луна окрасится в разные цвета, начнутся землетрясения, ветры сделаются яростными, как никогда...

Заратустра, так же известный под именем Зордиаштр, Золдиаштр и Зороастр (tho:r dhi:ashtr) известен как первый пророк периода Ассиро-Вавилонского царствования, основатель и предтеча первой монотеистической религии мира известной ныне как зороастризм или огнепоклонничество.

Годы его жизни достоверно неизвестны (ориентировочно между VI –V вв. до нашей эры на территории нынешнего Ирана в предместьях Тегерана), однако известно, что он дожил до весьма преклонных лет, был трижды женат и совершенно не отрицал плотскую сторону жизни человека вообще и своей в частности. Считается, что Заратустре открылась истина которую в последствие записали в виде Авесты, еще при жизни Заратустры, но без его на то благословения. Поскольку он считал, что все необходимо подкреплять только хорошими делами. Так общеизвестная триада зороастризма выражалась следующим образом: «благая мысль – благое слово – благое дело». По разным версиям считается, что первым, кто принял его мировоззрение, был царь Виштаспа, после которого учение начало распространяться по всему Ирану и Турану, достигло территорий нынешнего Азербайджана (на всех перечисленных территориях до сих пор сохранились действующие или законсервированные храмы огнепоклонников).

Особенностью религии, которую провозглашал Заратустра, в отличие от культов, существовавших на территории Ассирии и Вавилона, была настолько большая абстрактность образов, что ее можно признать даже некоей философской концепцией, разделения и единства злых и добрых сил, которые функционируют и неизменно присутствуют во всем и всех. Необходимо культивировать в себе добрые силы и противится или даже игнорировать злые силы. Это было достаточно большим скачком в языческом сознание, поскольку жертвы приносились и злым духам и добрым в равном сочетание, не делая разделений между ними, а злым духам даже с большим усердием.

По легенде, при рождении Заратустры он не заплакал, а рассмеялся, и от этого смеха разбежались в разные стороны 2000 злых духов. В другой легенде, когда он проходил по рынку один торговец кричал и поносил самого Заратустру, под конец бросил в него гнилым персиком, крича, что если бы то, что ты говоришь, было бы правдой, то я бы ослеп. И он мгновенно ослеп. На что Заратустра, не оборачиваясь, сказал ему, что если бы ты немедленно не одумаешься, то так и останешься слепым, как и твоя душа. Говорят, что торговец, задумался над его словами и так же мгновенно прозрел. Такие легенды не характерны для языческого сознания, когда за проступком идет кара, не имеющая обратного хода. Злых духов можно задобрить жертвоприношениями или отпугивающими обрядами, но никак не смехом. К тому же пантеон богов был необычайно широк. Практически, ни одно действие в быту не могло пройти незамеченным от того или иного божества, и, соответственно, кары или воздаяния за определенное действие. Этим кстати определяется огромное количество суеверий, которые поджидали человека на каждом шагу. В настоящее время их стало меньше, однако, происхождение их именно такое.

На это Заратустра дал свой ответ, что есть один Бог Ахура Мазда и множество богов, которых, судя по их названиям (Целостность, Бессмертие, Добрая мысль, Лучшее царство и т.д.) идентифицировать и персонифицировать было гораздо сложнее. Злые же Боги, по сути, являются лишь проявлениями злых духов. И только Ахура Мазда (Мудрый господин) является одним и самым важным из них. По своей сути это равноценно переходу от язычества к монотеизму, несмотря на языческие корни и обрядовую сторону огнепоклонников.

Считается, что зороастризм оказал огромное влияние на становление таких мировых религий как Иудаизм, Ислам, раннее христианство в виде его ересей, таких как Манихейство и прочих. Более того, в Исламе большинство религиозных праздников напрямую не связанных с деятельностью пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и да приветствует) имеют те же названия что и в зороастризме. Например, Ураза Байрам – празднование нового года. В христианстве, обряды причащения практически полностью повторяют обряды очищения огнем у зороастрийцев.

Так что, хотя на сегодняшний день встречается не так уж много огнепоклонников, многое из того, что говорил Заратустра, живет и по нынешний день. Хочется нам того или нет.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения