Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Методика простые аналогии ключ. Тесты для детей

УСТАНОВЛЕНИЕ АССОЦИАТИВНЫХ И СИТУАЦИОННЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОЙ ИЗ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПРОЦЕСА ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ, А ТАКЖЕ СИСТЕМАТИЗИРУЕТ ДЕТСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ И РАЗВИВАЕТ ИХ ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ. ВСЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЕТЯМ ПРЕДЛАГАЮТСЯ С ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА, С ПОДРОБНЫМИ РАЗЪЯСНЕНИЕМИ И ИСПРАВЛЕНИЯМИ ОШИБОК ДЕТЕЙ. ЦЕЛЕСООБРАЗНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АССОЦИАЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗНЫХ ЛЕКСИЧЕСКИХ ТЕМ, СИСТЕМАТИЗИРУЯ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ ДЕТЕЙ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕГО КОРРЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА. ПРЕДЛАГАЮТСЯ РАЗЛИЧНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АСОЦИАЦИЙ И АНАЛОГИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УСТАНОВЛЕНИЕ АССОЦИАТИВНЫХ И СИТУАЦИОННЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОЙ ИЗ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПРОЦЕСА ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ, А ТАКЖЕ СИСТЕМАТИЗИРУЕТ ДЕТСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ И РАЗВИВАЕТ ИХ ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ.

ВСЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЕТЯМ ПРЕДЛАГАЮТСЯ С ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА, С ПОДРОБНЫМИ РАЗЪЯСНЕНИЕМИ И ИСПРАВЛЕНИЯМИ ОШИБОК ДЕТЕЙ. ЦЕЛЕСООБРАЗНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АССОЦИАЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗНЫХ ЛЕКСИЧЕСКИХ ТЕМ, СИСТЕМАТИЗИРУЯ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ ДЕТЕЙ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕГО КОРРЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА.

ВИДЫ ЗАДАНИЙ НА УСТАНОВЛЕНИЕ АССОЦИАТИВНЫХ И СИТУАЦИОННЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ (ИСПОЛЬЗОВАНЫ МАТЕРИАЛЫ ПОЖИЛЕНКО Е.А., ЛАЛАЕВОЙ Р.И., ЛОПАТИНОЙ Л. В., СЕРЕБРЯКОВОЙ Н. В И СОБСТВЕННЫЕ ЗАДАНИЯ):

  1. Назовите ЧЕМ ПОХОЖИ ИЛИ ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ ЭТИ ПРЕДМЕТЫ

персик, вишня, абрикос и слива (имеют внутри косточку)

яблоко, апельсин, лимон и грейпфрут (имеют внутри семечки)

слива и лимон (похожи на овал)

апельсин и солнышко (оранжевые и круглые)

Что общего между капустой, горохом, арбузом и перцем? (Они зеленого цвета.)

Помидором, свеклой, редисом, луковицей? (Они имеют круглую форму.)

Баклажаном, огурцом, кабачком и дыней? (Они имеют овальную форму.)

Что общего между репой, зернами кукурузы, дыней и цветком одуванчика? (Они желтого цвета.)

Деревом и кустом, помидором и ребенком? (Они растут.)

Морковью, елкой, балалайкой и пирамидкой? (Они похожи на треугольник.)

Что общего между мячом и арбузом? В чем их различие?

Что общего между ковром и осенним лесом;

ягодами рябины и бусами;

крылаткой клена и вертолетом;

желудем и грибом;

орехом и яйцом;

зонтиком и грибом?

Слон и морж. (Имеют бивни.)

Пингвин и дельфин. (Они хорошо плавают, питаются рыбой.)

Корова и кит. (Кормят своих детенышей молоком.)

Морской и лесной ежи. (Имеют иголки.)

Сосулька, морковь, карандаш и пирамидка. (У них острый конец.)

Снег и шуба. (Шуба согревает людей, а снег - кусты и озимые.)

Снег, муха, воробей и вертолет. (Они летают.)

Вата, снег и тополиный пух. (Они легкие и имеют белый цвет.)

Платяной шкаф, сервант и книжный шкаф. (В них есть полки и дверцы, они сделаны из дерева, в них можно что-то положить.)

Стол, стул и диван. (Они сделаны из дерева, у них есть ножки.)

Скамейка, табурет и кресло. Бревно, стул и пенек. (На них можно сидеть.)

Книга, шкаф, дверь, коробка и тумбочка. (Их можно открывать и закрывать.)

Книжная полка, книга, карандаш и стол. (Эти предметы сделаны из дерева.)

Чем похожи? Чем отличаются? Лиса и волк, белка и барсук, медведь и заяц, ежик и бельчонок.

Дикие и домашние животные: заяц и кролик, дикий кабан и свинья, лось и корова, олень и лошадь. Насекомые и звери, птицы и звери.

Что общего между гнездом, конурой, домом, ульем, дуплом, норой и скворечником? (Это разные виды жилья живых существ.)

Батареей, солнцем, печкой и костром? (От них исходит тепло.) В чем их отличие?

Чем похожи окно, дверь, диван, пол; стена, шкаф, потолок? (Они имеют прямоугольную форму.)

Что общего между шубой и снегом? (Шуба греет человека, а снег - землю.)

Что общего между крышей дома и головным убором? (Дом покрыт крышей, а голова - головным убором.)

Что общего между листвой деревьев и одеждой? (Деревья сбрасывают листья, а человек снимает одежду.)

Что общего между птицей, мухой и стрекозой? (У них есть крылья, и они летают.)

Черепахой, крокодилом и пеликаном? (Их потомство появляется из яиц.)

Тарелкой и гнездом? (Они имеют округлую форму.)

Веслом и ногой утки? (Помогают плыть.)

Долотом и клювом дятла? (Острые и прочные и могут проделывать отверстия.)

Что общего между чайкой и уткой? (Они плавают и ныряют.)

Гусем и белым медведем? (Они имеют на лапах перепонки, плавают, пух и мех не намокают.)

Черепахой и гусыней? (Откладывают яйца.)

Петухом и будильником? (Будят по утрам людей.)

Крокодилом и курицей? (Их потомство появляется из яиц.)

Кораблем и гусем? (Они плавают.)

Волосы и расческа (расческой причесывают волосы),
ноги и туфли (туфли надевают на ноги),

глаза и очки (очки нужны для того, чтобы лучше видеть).

Чем похожи голова и арбуз? (Они круглые.)

Глаза и небо? (Могут быть голубыми или серыми.)

Пила, грабли, рот? (В перечисленных предметах есть зубы.)

Волосы, ногти, трава, деревья и ребенок. (Растут.)

  1. НАЙДИТЕ ПРЕДМЕТУ ПАРУ , Объедините в пары логически связанные слова и словосочетания (с использованием наглядного материала).

Подберите картинку к слову. (Перед детьми выкладываются картинки: лыжи, лед, снег, горка, очки, духи, солнце, коньки - и произносятся слова ноги, руки, глаза, нос. Ребенок выбирает те картинки, которые связаны с заданным словом.) (Ноги - лыжи, снег - горка, санки, нос - духи и т. д.) Какая связь существует между этими предметами?

Найдите предмету пару - ТЕМА «дОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Найдите картинке пару - ТЕМА «ЗИМА»

ТЕМА «ТРАНСПОРТ»

Объедините в пары две группы слов- ТЕМА «ДОМ.КВАРТИРА»

Например: потолок - люстра, стена - картина, пол - ковер.

  1. Подберите картинку.

Выкладываются картинки: лопата, грабли, подснежник, трава, трактор, листья. Педагог произносит следущие слова: поле, лес, луг, огород, дерево. Ребенок выбирает картинку, соответствующую определенному слову. (Огород - лопата, поле - трактор и т. д.)

  1. Игра «Пара к паре» (подобрать слова по аналогии).

Логопед предлагает слова так, чтобы получились похожие пары слов, а затем просит объяснить, чем похожи эти пары.

Огурец - овощ, ромашка (земля, цветок, клумба).

Помидор - огород, яблоко (забор, сад, груша).

Часы - время, градусник (кровать, температура, окно).

Машина - мотор, лодка (парус, вода, палуба).

Стол - скатерть, пол (мебель, доски, ковер).

Молоток - гвоздь, нож (доска, хлеб, ящик).

Костюм - ткань, дом (забор, кирпичи, лестница).

Стул - дерево, булка (стол, зерно, нож).

Окно - дом, глаз (рот, очки, лицо).

Телефон - ухо, телевизор (радио, антенна, глаз).

Шапка - голова, сапог (щетка, мальчик, нога).

Шерсть - овца, молоко (сыр, корова, кот).

Гвоздь - молоток, шуруп (отвертка, клещи, доска).

Ручка - пенал, тетрадь (книга, парта, портфель).

Кошка - котенок, курица(утка, петух, цыпленок).

Трамвай - троллейбус, стол (книга, кресло, дерево).

Курица - петух, кошка (котенок, кот, молоко).

Машина - шофер, самолет (машинист, летчик, небо).

Чтение - буква, счет (задача, число, вопрос).

  1. Догадайтесь, каким будет четвертое слово.

Гвоздь - молоток, шуруп... Дом - крыша, книга...

Квадрат - куб, круг... Птица - яйцо, растение...

Хорошо - лучше, медленно... Огонь - пожар, вода...

Зерно - амбар, деньги... Электричество - выключатель, вода...

Одежда - голый, обувь... Школа - обучение, больница...

Человек - ребенок, собака... Резина - шина, сталь...

Птица - гнездо, человек... Пальто - пуговица, ботинок...

Утро - ночь, зима...

Слова для справок: отвертка, обложка, шар, семя, медленнее, наводнение, кошелек, кран, босой, лечение, щенок, обод, дом, шнурок, осень.


Методика «Простые аналогии»

Цель: исследование характера логических связей и отношений между понятиями.

Материал: бланк ссерией логических заданий, протокол.

Процедура проведения: ребенку предъявляется бланк, его просят установить связь между словами первой пары, а затем по аналогии подобрать вторую пару слов. Выбранное слово и объяснение заносятся в протокол. Первое задание разбирается вместе с ребенком.

Инструкция: «Посмотри, здесь написаны два слова - сверху «Лошадь“, а снизу - „Жеребенок“. Какая между ними связь? „Жеребенок“ - детеныш лошади. А справа тоже - сверху одно слово - „Корова“,
а снизу 5 слов на выбор. Из этих слов надо выбрать только одно, которое также относится к слову „Корова“, как „Жеребенок“ к „Лошади“, т. е. чтобы оно обозначало детеныша „Коровы». Это будет… „Теленок“. Значит нужно в начале установить, как связаны между собой слова вот здесь слева, а затем установить такую же связь справа».

Форма протокола


задачи

Ответ испытуемого

Объяснение испытуемого

Обработка и интерпретация

Обработка и интерпретация результатов заключается в подсчете количества правильных и ошибочных нахождений аналогий между понятиями; анализируется характер установленных связей между понятиями - конкретные, логические, категориальные связи; фиксируется последовательность и устойчивость выбора существенных признаков для установления аналогий. По типу связей можно судить об уровне развития мышления у данного испытуемого - преобладания наглядных или логических форм.

Если испытуемый делает случайные ошибки 3-4 раза подряд, выбирая слово по конкретной ассоциации, а потом без напоминания решает правильным способом, то можно говорить о неустойчивости процесса мышления и утомляемости.

Кроме того, при обследовании данной методикой обнаруживаются нарушения последовательности суждений, когда испытуемый на время перестает следовать избранному им способу решения задачи. Аналогии
в различных заданиях строятся по разным принципам, и наличие инертности может затруднить выполнение задания - в последующей задаче такие испытуемые пытаются выделить аналогию по принципу предыдущей задачи.

Бланк к методике

ЖЕРЕБЕНОК

ПАСТБИЩЕ, РОГА, МОЛОКО, ТЕЛЕНОК, БЫК

КАРТОФЕЛЬ

СКОРЛУПА

КУРИЦА, ОГОРОД, КАПУСТА, СУП, ШЕЛУХА

МАСЛО, НОЖ, ТАРЕЛКА, МЯСО, ПОСУДА

ЛЕД, КАТОК, ВЕСЛО, ЛЕТО, РЕКА

ВИДЕТЬ, ЛЕЧИТЬ, РОТ, ЩЕТКА, ЖЕВАТЬ

ОВЦА, ЛОВКОСТЬ, РЫБА, УДОЧКА, ЧЕШУЯ

ПЛОВЕЦ, ТОНУТЬ, ГРАНИТ, ВОЗИТЬ, КАМЕНЩИК

ВОДА, ТАРЕЛКА, КРУПА, СОЛЬ, ЛОЖКА

ТОПОР, ПЕРЧАТКА, НОГА, РАБОТА, ПАЛЕЦ

ПОЛКА, ХОЛОД, САНИ, ЗИМА, ШУБА

4. Задание практики № 3 для студентов специальности 030301 «Психология» (3 курс)

Вид практики : летняя педагогическая практика (учебная).

Место проведения практики: организации различного уровня.

Количество учебного времени: 3 недели.

Тема «Комплексное исследование личностных особенностей человека».

Объект: овладение методами и приемами работы практического психолога в организациях различного уровня.

Предмет: личностные особенности человека.

Цель: диагностика и анализ личностных особенностей человека.

Задачи:

    Изучение личности с целью составления и написания психологического портрета личности.

    Проведение комплексного психологического исследования личности 1 человека по предлагаемым базовым методикам, подбор и проведение 2-3 по запросу организации.

    Собеседование с испытуемыми, направленное на ознакомление их с результатами комплексной диагностики.

Выполнение заданий практики осуществляется по следующим этапам.

    Подготовительный этап в ключает в себя:

    ознакомление с организацией, в которой будет осуществляться прохождение практики;

    выбор испытуемого;

    установление доверительных отношений с испытуемым и знакомство с особенностями его деятельности.

    Диагностический этап . Психологическое диагностирование проводится с использованием следующих методик:

1. Мотивационно-потребностной сферы О. Ф. Потемкиной.

2. Исследование уровня притязаний и уровня самооценки по методике Т. В. Дембо, С. Я. Рубенштейна.

3. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева.

4. Опросник мини-мульт (сокращенный вариант миннесотского многомерного личностного перечня MMPI), адаптация Ф. Б. Березина и М. П. Мирошникова.

5. Методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла.

    Этап интерпретации и обобщения данных исследования . Студенты интерпретируют данные, полученные с помощью предлагаемого комплекса диагностических методик, соотносят результаты разных методик, обобщают их и составляют психологический портрет.

    Этап ознакомления испытуемых с данными исследования. Студенты в корректной форме сообщают испытуемому о результатах проведенного исследования.

    Этап написания отчета по психологической практике.

Отчет по практике должен включать в себя:

    дневник с кратким описанием плана выполнения задания практики, который ведется каждый день;

    сведения об исследуемом и организации, в которой проводится исследование;

    протоколы проведения и бланки всех методик;

    интерпретации по каждой методике;

    составление психологического портрета испытуемого;

    заключение по результатам практики в целом. В заключении желательно описать Ваше личное отношение к практике. Изложить трудности, с которыми Вы встречались при выполнении задания, положительные
    и отрицательные моменты в практике, предложения по ее усовершенствованию.

4.2. Психодиагностические методики для 3 курса

Методика диагностики социально-психологических
установок личности в мотивационно-потребностной сфере
О. Ф. Потемкиной

Инструкция: «Внимательно прочитайте вопросы и ответьте на них двумя способами: „ДА“, если Ваш ответ утвердителен, и „НЕТ“, если вы отвечаете отрицательно, а Ваше поведение не соответствует утвердительному ответу на вопрос».


направленных на «альтруизм - эгоизм», «процесс - результат»

    Сам процесс выполняемой работы увлекает Вас больше, чем этап ее завершения?

    Для достижения цели Вы обычно не жалеете сил?

    Вам часто говорят, что Вы больше думаете о других, чем о себе?

    Вы обычно много времени уделяете своей особе?

    Вы обычно долго не решаетесь начать делать то, что Вам не интересно, даже если это необходимо?

    Вы уверены, что настойчивости в Вас больше, чем способностей?

    Вам легче просить за других, чем за себя?

    Вы считаете, что человек сначала должен думать о себе, а потом уже о других?

    Заканчивая интересное дело, Вы часто сожалеете о том, что интересная работа уже завершена, а с ней жаль расставаться?

    Вам больше нравятся деятельные люди, способные достигать результата, чем просто добрые и отзывчивые?

    Вам трудно отказать людям, когда они Вас о чем-либо просят?

    Для себя Вы делаете что-либо с большим удовольствием, чем для других?

    Вы испытываете удовольствие от игры, в которой не нужно думать о выигрыше?

    Вы считаете, что успехов в Вашей жизни больше, чем неудач?

    Вы часто стараетесь оказать людям услугу, если у них случилась беда или неприятности?

    Вы убеждены, что не нужно для кого-либо сильно напрягаться?

    Вы более всего уважаете людей, способных увлечься делом по-настоящему?

    Вы часто завершаете работу вопреки неблагоприятной обстановке, нехватке времени, помехам со стороны?

    Для себя у Вас обычно не хватает ни времени, ни сил?

    Вам трудно заставить себя сделать что-то для других?

    Вы часто начинаете одновременно много дел и не успеваете закончить их до конца?

    Вы считаете, что имеете достаточно сил, чтобы рассчитывать на успех в жизни?

    Вы стремитесь как можно больше сделать для других людей?

    Вы убеждены, что забота о других часто идет в ущерб себе?

    Можете ли Вы увлечься делом настолько, что забываете о времени и о себе?

    Вам часто удается довести начатое дело до конца?

    Вы убеждены, что самая большая ценность в жизни - жить интересами других людей?

    Вы можете назвать себя эгоистом?

    Бывает, что Вы, увлекаясь деталями, углубляясь в них, не можете закончить начатое дело?

    Вы избегаете встреч с людьми, не обладающими деловыми качествами?

    Ваша отличительная черта - бескорыстие?

    Свободное время Вы используете для своих увлечений?

    Вы часто загружаете свой отпуск или выходные дни работой из-за того, что кому-то обещали что-либо сделать?

    Вы осуждаете людей, которые не умеют позаботиться о себе?

    Вам трудно решиться использовать усилия человека в своих интересах?

    Вы часто просите людей сделать что-либо из корыстных побуждений?

    Соглашаясь на какое-либо дело, Вы больше думаете о том, насколько оно Вам интересно?

    Стремление к результату в любом деле - Ваша отличительная черта?

    Ваша отличительная черта - умение помочь другим людям?

    Вы способны сделать максимальные усилия лишь за хорошее вознаграждение?

Методика выявления социально-психологических установок,
направленных на «свободу - власть», «труд - деньги»

    Вы согласны, что самое главное в жизни - быть мастером своего дела?

    Вы более всего дорожите возможностью самостоятельного выбора решения?

    Ваши знакомые считают Вас властным человеком?

    Вы согласны, что люди, которые не умеют заработать деньги,
    не стоят уважения?

    Творческий труд для Вас является главным наслаждением в жизни?

    Основное стремление в Вашей жизни - свобода, а не власть
    и деньги?

    Вы согласны, что иметь власть над людьми - наиболее важная ценность?

    Ваши друзья состоятельные в материальном отношении люди?

    Вы стремитесь, чтобы все вокруг Вас были заняты увлекательным делом?

    Вам всегда удается следовать своим убеждениям вопреки требованиям со стороны?

    Считаете ли Вы, что самое важное качество для власти - это ее сила?

    Вы уверены, что все можно купить за деньги?

    Вы выбираете друзей по деловым качествам?

    Вы стараетесь не связывать себя различными обязательствами перед другими людьми?

    Вы испытываете чувство негодования, если кто-либо не подчиняется Вашим требованиям?

    Деньги куда надежнее, чем власть и свобода?

    Вам бывает невыносимо скучно без любимой работы?

    Вы убеждены, что каждый должен обладать свободой в рамках закона?

    Вам легко заставить людей делать то, что Вы хотите?

    Вы согласны, что лучше иметь высокую зарплату, чем высокий интеллект?

    В жизни Вас радует только отличный результат работы?

    Самое главное стремление в Вашей жизни - быть свободным?

    Вы считаете себя способным руководить большим коллективом?

    Является ли для Вас заработок главным стремлением в жизни?

    Любимое дело для Вас ценнее, чем власть и деньги?

    Вам обычно удается отвоевать свое право на свободу?

    Испытываете ли Вы жажду власти, стремление руководить?

    Вы согласны, что деньги «не пахнут» и неважно, как они заработаны?

    Даже бывая на отдыхе, Вы не можете не работать?

    Вы готовы многим жертвовать, чтобы быть свободным?

    Вы чувствуете себя хозяином в своей семье?

    Вам трудно ограничить себя в денежных средствах?

    Ваши друзья и знакомые ценят Вас как специалиста?

    Люди, ущемляющие Вашу свободу, вызывают у Вас наибольшее негодование?

    Власть может заменить Вам многие другие ценности?

    Вам обычно удается накопить нужную сумму денег?

    Труд - наибольшая ценность для Вас?

    Вы уверенно и непринужденно чувствуете себя среди незнакомых людей?

    Вы согласны ущемить свободу, чтобы обладать властью?

    Наиболее сильное потрясение для Вас - отсутствие денег?

    Документ

    Компетентностный подход как концептуальная основа современного образования: Сборник научных статей / Под ред. С.Л. Коротковой, С.В. Фроловой. – Саратов: ИЦ «Наука», 2010.

Простые аналогии. Выполнение этого задания требует понимания логических связей и отношений между понятиями, а также умения устойчиво сохранять заданный способ рассуждений при решении длинного ряда разнообразных задач. Методика заимствована из психологии труда.

Для проведения опыта нужен бланк или просто отпечатанный на машинке ряд задач (см. табл. 7.5). Задание пригодно для исследования больных с образованием не ниже 8 классов.

Инструкция дается в форме совместного решения первых трех задач. «Вот посмотрите, - говорят больному, - здесь написано два слова: сверху «лошадь», снизу «жеребенок». Какая между ними связь? Жеребенок - детеныш лошади. А здесь, справа тоже сверху одно слово - «корова», а внизу пять слов на выбор. Из них нужно выбрать только одно слово, которое также будет относиться к слову «корова», как жеребенок к лошади, т.е. чтобы оно обозначало детеныша коровы. Это будет... теленок. Значит, нужно раньше установить, как связаны между собой слова, написанные слева, вот здесь (показ) и затем установить такую же связь справа.

Разберем еще пример. Вот здесь слева «яйцо» и «скорлупа». Связь такая: чтобы съесть яйцо, нужно снять скорлупу. А справа «картофель» и внизу пять слов на выбор. Нужно выбрать из пяти нижних слов справа одно такое, которое относится к верхнему, как это нижнее - к этому верхнему (показ слов слева)».

Таблица 7.5

Набор задач

Лед, каток, весло, лето, река

Видеть, лечить, рот, щетка, жевать

Овца, ловкость, рыба, удочки, чешуя

Пловец, тонуть, гранит, возить, каменщик

Вода, тарелка, крупа, соль, ложка

Топор, перчатка, нога, работа, палец

Палка, холод, сани, зима, шуба

Больница

Обучение

Доктор, ученик, учреждение, лечение, больной

Хромой, слепой, художник, рисунок, больной

Вилка, дерево, стул, пища, скатерть

Решето, комар, комната, жужжать, паутина

Люди, птенец, рабочий, зверь, дом

Вагон, город, жилище, строитель, дверь

Пуговица

Портной, магазин, нога, шнурок, шляпа

Сено, волосы, острая, сталь, инструмент

Галоши, кулак, перчатка, палец, кисть

Пить, голод, хлеб, рот, еда

Электричество

Проволока

Лампочка, ток, вода, трубы, кипение

Поезд, лошадь, овес, телега, конюшня

Драгоценный, железный, твердый, сталь, обычный

Молчать, ползать, шуметь, звать, плакать

Воздух, клюв, соловей, яйцо, пение

Растение

Зерно, клюв, соловей, пение, яйцо

Библиотека

Мороз, день, январь, осень, сани

Пень, пила, столяр, кора, листья

Галка, очки, слезы, зрение, нос

Инструкция несколько длинновата, но обязательно нужно добиться того, чтобы больной хорошо ее усвоил.

В норме, при соответствующем образовании исследуемые усваивают порядок решения задач после 2-3 примеров. Если больной, имеющий образование 8 классов, никак не может усвоить задание после 3-4 примеров, это дает основание думать, что его интеллектуальные процессы по крайней мере затруднены.

Чаще всего при выполнении задания наблюдаются случайные ошибки. Вместо того чтобы руководствоваться при выборе слова образцом логической связи слева, больной просто подбирает к верхнему слову справа какое-либо близкое по конкретной ассоциации слово из нижних. Так, в задаче, представленной на табл. 7.6, больной выбирает слово «лечить» просто потому, что зубы часто приходится лечить.

Таблица 7.6

Часто бывает так, что больной решает 3-4 задачи таким бездумным, неправильным способом, а затем без всякого напоминания со стороны экспериментатора возвращается к правильному способу решений. Такая неустойчивость процесса мышления, соскальзывание суждений на путь случайных, облегченных, ненаправленных ассоциаций наблюдается при утомляемости больных, при хрупкости процессов мышления как органического, так и шизофренического генеза.

Существуют, однако, некоторые отличия между особенностями решений больных. При органической слабости больные мгновенно «спохватываются» и исправляют свои ошибки, как только замечают, что экспериментатор недоволен их ответами. Сам экспериментатор может, напомнив инструкцию и настойчиво потребовав от больного внимательной работы и несколько задев при этом его самолюбие, добиться от больного-органика (с травматическим, сосудистым или легким интоксикационным процессом) безошибочного продолжения работы.

Между тем ошибки больного шизофренией обусловлены слабостью побуждений, рыхлостью и ненаправленностью ассоциаций. «Соскальзывания» мысли больных обычно не поддаются коррекции, от них часто не удается добиться безупречных решений даже при повторных решениях тех же задач. Ошибки они допускают не в трудных, а в легких задачах. У больных не выявляется «предпочтения истины», т.е., выяснив с помощью экспериментатора правильное решение задачи, больной считает одинаково правомерным и прежнее, ошибочное, и другое, правильное.

Помимо «хрупкости», неустойчивости и непоследовательности решений, больные шизофренией обнаруживают при выполнении этого задания более выраженную расплывчатость мышления. Обилие слов, которыми им приходится оперировать, вызывает у них множество ассоциаций. Больные начинают связывать между собой слова одних задач со словами других и совершенно теряются в возникшей мешанине связей.

Если больной безупречно выполняет все задание, решив все 30-35 задач быстро и без ошибок, это еще не дает психологу основания утверждать, что мышление больного не нарушено. Методика может не выявить тонких, мало выраженных расстройств.

Методикой можно пользоваться для повторных проб, если разделить этот набор на две или три части.

Сложные аналогии. Методика направлена на выявление того, в какой мере больному доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Кроме того, методика провоцирует проявления резонерства у больных, склонных к нему. Методика предложена Э.А. Коробковой.

Для проведения опытов нужен бланк (см. табл. 7.7).

  • 1. Овца - стадо
  • 2. Малина - ягода
  • 3. Море - океан
  • 4. Свет - темнота
  • 5. Отравление - смерть
  • 6. Враг- неприятель

Таблица 7.7

Пары слов

Методику можно применять при исследовании больных, имеющих не менее 8 классов образования, но чаще всего ввиду очень большой трудности ее применяют при исследовании больных со средним и высшим образованием.

Больному говорят: «Давайте рассмотрим, какая связь между этими парами слов (вверху)», и подробно характеризуют принцип связи каждой пары. Так, ему объясняют, что «свет - темнота» - противоположные понятия, «отравление - смерть» имеют причинно- следственную связь, «море - океан» имеют количественное отличие.

После этого больному предлагают прочесть каждую пару из расположенных внизу, сказать, к какой паре из числа верхних она относится, и показать принцип этой связи. Больше никаких объяснений экспериментатор не дает, а только записывает решения больного (форму протокола см. табл. 7.8), пока он не делает 2-3 попыток самостоятельного решения. В случае, если первые решения свидетельствуют о том, что больной задачу не понял, экспериментатор дает повторные объяснения и вместе с больным решает 2-3 задачи.

Правильное решение задачи должно иметь примерно следующую форму: «физика - наука» соответствует паре «малина - ягода», потому что физика - одна из наук, так же, как малина - это один из видов ягод. Или «испуг - бегство» соответствует «отравление - смерть», потому что и там, и здесь причинно-следственные отношения.

Форма протокола

Таблица 7.8

В протоколе лучше записывать обе соотносимые пары слов (а не номер задачи) во избежание возможных ошибок. Обсуждение следует записывать полностью. Можно в одной графе чередовать реплики и вопросы экспериментатора (заключая их в скобки) и ответы испытуемого.

Если больной правильно, без особого труда решил все задания и логично объяснил все сопоставления, это дает право написать в заключении, что ему доступно понимание абстракций и сложных логических связей (но это еще не означает, что у него нет расстройств мышления).

Если же больной с трудом понимает инструкцию и ошибается при сопоставлении, это еще не дает права делать вывод об интеллектуальном снижении: многие психически здоровые люди с трудом выполняют это задние. Нужно подвергнуть анализу ошибки, вернее, весь ход рассуждений больного.

Чаще всего эта методика оказывается полезной для выявления соскальзываний, внешних паралогичных умозаключений, т.е. той растекаемости мышления, которая наблюдается при шизофрении. Больной, например, начинает пространно рассуждать о том, что «испуг - бегство» соответствует паре «враг -неприятель», потому что во время войны такое бывает. Или отвечает, что «физика - наука» соответствуют понятиям «свет - темнота», так как это понятия, изучаемые физикой.

Следовательно, анализ экспериментальных данных, полученных с помощью этой методики, основывается не столько на ошибках и неправильных решениях, сколько на тех рассуждениях, которыми больные свои доводы обосновывают. Иногда за правильным ответом кроется ложное понимание. Так, «испуг - бегство» больной соотносит с «отравление - смерть». Это верно, но больной объясняет, что и то, и другое похоже потому, что связаны со словом «страх».

Без обсуждения эксперимент не имеет смысла. Особенно трудны соотношения понятий «бережливость - скупость» и «прохлада - мороз». Они редко выполняются без помощи экспериментатора, но дискуссия по ним интересна.

Все ограничения в истолковании данных по этой методике не лишают ее ценности. При исследовании больных с высоким уровнем образования она всегда дает интересный результат как материал для обсуждения.

Психологическая безопасность: учебное пособие Соломин Валерий Павлович

Методика «Простые аналогии»

Методика «Простые аналогии»

Применяется для обследования лиц в возрасте от 10 лет и старше.

Цель: выявление характера логических связей и отношений между понятиями.

Материал: серия логических заданий, отпечатанных на листе бумаги.

Инструкция. Посмотрите, слева написаны два слова – сверху лошадь, снизу – жеребенок. Какая между ними связь? Жеребенок – детеныш лошади. А справа то же: сверху одно слово – корова, а снизу – 5 слов на выбор. Из этих слов надо выбрать только одно, которое также относится к слову корова как жеребенок к лошади, т. е., чтобы оно обозначало детеныша коровы.

Это будет… теленок. Значит нужно вначале установить, как связаны между собой слова слева, а затем установить такую же связь справа.

Тестовый материал

Интерпретация результатов. Обычно испытуемый усваивает порядок решения задач после 2–3 примеров. О неустойчивости, хрупкости процесса мышления, утомляемости можно судить в том случае, если испытуемый делает случайные ошибки 3–4 раза подряд, выбирая слово по конкретной ассоциации, а потом без напоминания решает правильным способом. Подсчитывается количество правильных и ошибочных ответов. Анализируется характер установленных связей между понятиями – конкретные, логические, категориальные. Фиксируется последовательность и устойчивость выбора существенных признаков для установления аналогий. По типу связей можно судить об уровне развития мышления у испытуемого – преобладании наглядных или логических форм.

Из книги Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день автора Козлов Николай Иванович

Простые секреты бесконфликтности Включите душевное зрениеЧеловек всегда видится мне как матрешка: есть он сам, внутри него еще один – внутренний, внутри того – еще глубинный – и т.д.; маленькие человечки в большом человеке. При этом, очевидно, что у каждого человечка есть

Из книги Как относиться к себе и к людям [Другая редакция] автора Козлов Николай Иванович

Простые секреты бесконфликтности Включите душевное зрениеЧеловек всегда видится мне как матрешка: есть он сам, внутри него еще один - внутренний, внутри того - еще глубинный - и т. д.; маленькие человечки в большом человеке. При этом очевидно, что у каждого человечка

Из книги Психологическая безопасность: учебное пособие автора Соломин Валерий Павлович

Методика «Сложные аналогии» Предназначается для обследования подростков и взрослых. Цель: выявление того, насколько испытуемый понимает сложные логические отношения и выделяет абстрактные связи.Описание. Методика состоит из 20 пар слов – логических задач, которые

Из книги Пикап. Самоучитель по соблазнению автора Богачев Филипп Олегович

Методика номер четыре: методика «плюс-минус» - Ты мне руку сломала! - В человеческом организме 215 костей. Это была только одна. Терминатор-2. Эта методика применяется в разговорах, как средство сделать хороший продвинутый комплимент. Главное в этой методике - контраст.

Из книги Проблемы психологии народов автора Вундт Вильгельм

5. Естественноисторические аналогии к истории языка. Тем не менее в одном пункте пути прежнего и нового индивидуализма расходятся. Для индивидуализма прежних времен человеческое развитие было замкнутым в себе царством; от него далека мысль ставить историю созданий духа

Из книги Говорить как Путин? Говорить лучше Путина! автора Апанасик Валерий

Эмоции простые и сложные Эмоции бывают простыми и сложными. Простые чувства – те, что скорее сближают нас с животными, чем отличают от них: страх и гнев, ощущение силы или подчиненности. Все эти эмоции связаны с борьбой за выживание и положением в социальной иерархии.

Из книги Анатомия человеческой деструктивности автора Фромм Эрих Зелигманн

Из книги Как общаться с пользой и получать от этого удовольствие автора Гуммессон Элизабет

Самые простые «да» Как и в предыдущем упражнении, я хочу попросить вас напрячь свою память. Но на этот раз постарайтесь вспомнить ситуации, в которых вы хотели сказать «да». Может быть, вы отказались пойти на вечеринку, потому что у вас не было пары, а на самом деле вы очень

Из книги Мед и яд любви автора Рюриков Юрий Борисович

Простые и высшие запросы. Уже говорилось, что в XX веке постепенно рождается новый, более сложный вид брака - «супружество-содружество». Рождается он с болью, выстрадывается в муках, - часто потому, что для многих из нас ценность своего «я» важнее, чем равновесие двух «я».А

Из книги Болезнь культуры (сборник) [фрагмент] автора Фрейд Зигмунд

Из книги Открой самого себя [Сборник статей] автора Коллектив авторов

Из книги Избранные работы автора Наторп Пауль

Из книги Психология интеллекта автора Пиаже Жан

Аналогии между перцептивной деятельностью и интеллектом Как же в таком случае объяснить неоспоримое родство между этими двумя видами структур, каждая из которых основана на конструктивной деятельности субъекта и образует целостные системы отношений, частично

Из книги Бигуди для извилин. Возьми от мозга все! автора Латыпов Нурали Нурисламович

Аналогии В «Очерках организационной науки» создатель тектологии Александр Богданов рассуждал так:«Природа организует сопротивление многих живых организмов действию холода, покрывая их пушистым мехом, перьями или иными мало проводящими тепло оболочками. Человек тем

Из книги Методика раннего развития Глена Домана. От 0 до 4 лет автора Страубе Е. А.

Из книги Включите свою рабочую память на полную мощь автора Эллоуэй Трейси

Простые игры Некоторые простые игры обладают эффектом ближнего переноса, то есть навыки, полученные в процессе игры, можно использовать в смежных областях. К примеру, одна из простейших игр «Тетрис», состоящая в том, чтобы переворачивать и укладывать рядами фигурки,

Обучение в школе требует от ребёнка усвоения больших объёмов информации, применения имеющихся и приобретённых знаний на практике. Всё это невозможно без логики и внимательности. Эти качества личности можно разрабатывать, предварительно оценив, насколько они развиты и что именно нуждается в коррекции. Одной из самых удобных и объективных способов диагностики является методика «Простые аналогии».

Коротко об авторе методики и предназначении диагностики

Изначально методика разрабатывалась только для взрослых

Автором теста «Простые аналогии» является американский психолог Уильям Гордон. Он предложил составление аналогий как способ развития творческого мышления. Методика была разработана для взрослых людей, но психологи и педагоги решили адаптировать её и для детей. Учёные нескольких стран попытались упростить тест для малышей. В результате методика Гордона претерпела существенные изменения, а вопрос авторства стал неоднозначным. В современных школах этот тест применяется в том виде, в котором он рекомендован в вузовском учебнике по возрастной психологии И.Ю. Кулагиной и В.Н. Калюцкого.

Проведение теста призвано выявить:

  • насколько быстро ребёнок может устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
  • способность испытуемого критически оценивать информацию;
  • уровень развития ассоциативных связей между явлениями;
  • степень врабатываемости в материал;
  • динамику включения показателей произвольного внимания (устойчивости, концентрации, распределения, переключения).

По результатам составления простых аналогий можно выяснить также, каким образом ребёнок выстраивает концептуальные связи между явлениями (с опорой на внешнее сходство или исходя из сути понятий).

Тест представляет собой отпечатанный бланк с 32 пунктами. Каждая позиция состоит из 2 слов, имеющих логическую связь между собой, и одного слова, к которому испытуемому необходимо подобрать ассоциацию из приведённых ниже понятий. Причём эта связь должна быть оправдана аналогией, по которой составлена пара образца. Например:

Дождь - Зонт = Мороз – … ?

  • Палка
  • Холод
  • Шуба

От дождя человек защищается зонтиком, а от мороза - надевая шубу.

Проведение теста «Простые аналогии» среди младших школьников

Учитель должен убедиться, все ли школьники поняли задание правильно

Тестирование может проводиться как индивидуально, так и в группе. Детей следует рассадить по одному, чтобы не возникало повода «заглянуть к соседу». Выполнение задания может быть либо ограничено по времени (2–3 минуты на вопрос), либо нет. Временные рамки устанавливаются, как правило, с учётом развития психических и физиологических особенностей детей.

Инструкция по организации диагностики:

  1. Организатор теста раздаёт бланки ребятам. На доске должны быть заготовлены два сигнальных образца с подобными, но не аналогичными заданиями.
  2. Учитель даёт такой комментарий: «Перед вами лежит бланк с вопросами. Начнём мы с того, что подпишем его (слева или справа - значения не имеет). Теперь посмотрите на доску. Здесь даны два задания, похожие на те, что у вас в бланках. Давайте вместе рассмотрим возможные варианты ответа».
  3. Далее взрослый объясняет: «Вы должны внимательно прочитать образец, выяснить, чем слова похожи, и на основе этого сходства найти нужное слово-ассоциацию. В образце у нас дана аналогия «свинья - поросёнок». Значит, речь идёт о животных и их детёнышах, поэтому для слова «лошадь» ассоциация будет «жеребёнок»».
  4. Затем педагогу нужно оговорить правила оформления теста. Например, напротив правильного, с точки зрения ребёнка, ответа школьнику нужно будет поставить галочку. Лишние значки или рисунки не допускаются.
  5. После этого нужно сказать пару слов о времени, которое выделяется для прохождения теста, и ответить на возможные вопросы малышей.
  6. Если в группе есть медлительный ребёнок, то имеет смысл чаще подходить к нему, чтобы приободрить (но ни в коем случае не помогать и не делать работу за него) или разъяснить тот или иной вопрос.

Организуя тестирование младших школьников, взрослый должен помнить, что испытуемые довольно долго включаются в работу. Поэтому некоторые психологи рекомендуют давать не один, а два примера, по образцу которых и будут выполнять тест малыши.

Файл: Стимульный материал для тестирования

Обработка и интерпретация результатов

Игра в шахматы поможет школьнику развить логику

Результаты подсчитываются простым сложением правильных ответов, за каждый из которых школьник получает 1 балл. Расшифровка получившихся данных выглядит так:

  • 31–32 балла - логическое мышление ребёнка на высоком уровне;
  • 25–30 баллов - качество развито хорошо, но над внимательностью следует поработать;
  • 15–24 балла - логика и внимание требуют регулярных тренировок;
  • 5–14 баллов - занятия по развитию навыков должны быть ежедневными.

Для тренировки внимания обычно используются таблицы Шульте, подробнее о которых можно узнать из статьи « », а также тест Бурдона, его проведение рассматривается в материале «Как правильно провести тест Бурдона (корректурную пробу) для диагностики внимания младших школьников »).

С целью развития логического мышления необходимо:

  • привлекать ребёнка к интеллектуальным играм (шахматам, компьютерным стратегиям);
  • приобщать малыша к чтению книг (особенно тех, которые после повествования содержат задания на проверку прочитанного);
  • стимулировать к выполнению математических действий на том уровне, на котором школьник это может делать.

По результатам тестирования «Простые аналогии» учитель и родители (совместно с психологом) смогут разработать эффективную программу коррекции логики и внимательности школьника. В дальнейшем это предотвратит возможное отставание в учёбе и исключит искажение линии личностного развития, связанное с заниженной самооценкой и отсутствием чёткого целеполагания.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения