Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Синдром отмены.

Когда в 2004 году отменили прямые выборы губернаторов субъектов, многие сочли это решение противоречащим Конституции. Тем не менее, процедура представления на эту должность лиц самим президентом действовала вплоть до 2012 года. Губернаторов назначало законодательное собрание субъекта, но кандидатуру утверждал президент. Так что выбор ограничивался лишь избранием самого представительного органа - заксобрания. В 2009 году механизм изменился, но лишь частично: партия, имеющая большинство голосов в регионе, могла президенту предложить своих кандидатов. При этом губернатор, не оправдавший доверия руководителя страны, мог быть отозван в отставку.

С 1 июня 2012 года в России снова действует закон о прямых выборах губернаторов. Главы субъектов с этого времени выбираются на 5 лет и не могут занимать эту должность более двух сроков подряд. Кандидаты могут выдвигаться от различных партий, а также самостоятельно. В последнем случае им придется собирать подписи жителей субъекта в свою поддержку.

На пути к выборам кандидаты проходят через своего рода «фильтры». Во-первых, им для участия в избирательном процессе необходимо собрать подписи местных представителей законодательной и исполнительной власти (т.е. депутатов, глав населенных пунктов). Набравшие менее 5% подписей до выборов не допускаются. И, во-вторых, все кандидаты взаимодействуют с президентом во время избирательной кампании. Т.е. глава государства может консультировать будущих губернаторов.

Федеральный закон также предусматривает, что сами избиратели могут отозвать выбранного губернатора. Основанием для этого может служить нарушение им закона или «неоднократное грубое без уважительных причин неисполнение им своих обязанностей, установленное судом».

Источники:

  • Федеральный закон "О внесении изменений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов российской федерации"

В конце апреля 2012 года Государственной Думой был принят закон о выборах губернаторов, который вступил в действие 1 июня. Таким образом, после почти трехлетнего перерыва, в котором главы регионов назначались на должность указами президента, губернаторы вновь будут избираться и принимать участие в выборных процедурах. Правда, в законе предусмотрен ряд мер, существенно ограничивающих круг избираемых лиц.

Согласно новому закону, кандидатуру губернатора могут выдвигать только политические , от каждой из которых может быть делегировано не более трех человек. Для самовыдвиженцев возможность должна быть оговорена в региональном законодательстве о выборах.

Чтобы быть зарегистрированными в этом качестве, кандидат должен получить поддержку от 5 до 10% депутатов региональных парламентов и органов муниципальной власти. Точное число необходимых голосов в каждом регионе определяют самостоятельно. Для тех кандидатов, кто выдвинул себя сам, устанавливается дополнительное требование – собрать в свою поддержку от 0.5 до 2% голосов местного . Норматив также должен быть регламентирован в региональном законе.

Еще одним нововведением является, так называемый, «президентский фильтр», который реализован в виде обязательного собеседования кандидата с главой государства. При этом президент сам будет определять, в какой форме и в порядке эти консультации будут проходить.

Закон допускает проведение второго тура выборов. Он будет возможен в том случае, когда ни один из кандидатов не наберет более 50% плюс один голос от общего числа проголосовавших граждан.

К борьбе за место губернатора не будут допускаться те граждане, которые имели за совершение тяжких и особо тяжких правовых нарушений. Те , которые покинули свой пост по решению президента с формулировкой «в связи с утратой », также не смогут принять участие в выборах, если они будут проходить менее, чем через 2 года после их отставки. Когда бывший губернатор покинул свой пост по собственному желанию, перед участием в выборах он должен заручиться разрешением президента.

Выбираться губернаторы будут на пятилетний срок. Закон предусматривает ограничение в два срока для тех, кто

Россияне рискуют снова потерять вернувшуюся было при Дмитрии Медведеве возможность выбирать губернаторов. Депутаты Госдумы в первом чтении приняли закон, позволяющий регионам самостоятельно решать, будут они проводить выборы или нет. Закон поддерживает президент РФ Владимир Путин. У него уже есть опыт отмены губернаторских выборов.

В 2004 году прямые выборы губернаторов были отменены. Тогдашний (и нынешний) президент Владимир Путин строил вертикаль власти, и неуправляемые руководители ему были не нужны. Формально отмену выборов приурочили к теракту в Беслане, где 1 сентября 2004 года боевики захватили школу.

«В целях обеспечения единства государственной власти и последовательного развития федерализма необходимо совместное участие федерации и ее субъектов в формировании исполнительных органов власти в территориях России, - заявил спустя две недели после теракта Владимир Путин. - И в этой связи полагаю, что высшие должностные лица субъектов Российской Федерации должны избираться законодательными собраниями территорий по представлению главы государства».

После этого заявления судьба выборов была предрешена: президент фактически получил право назначать своих людей на должности руководителей регионов. Не изменился порядок и тогда, когда партиям, обладающим большинством в региональных парламентах, дали возможность представлять главе государства свои кандидатуры на пост губернатора. Дело в том, что большинство во всех законодательных собраниях принадлежало и принадлежит «Единой России», лидером которой является Путин (сейчас, правда, уже неформальным).

Постепенное движение в сторону возврата выборов началось в 2011 году. Летом президент Дмитрий Медведев, который двумя годами ранее безапелляционно заявлял о невозможности введения прямого голосования, сообщил , что тема губернаторских выборов «не закрыта». По словам Медведева, его точка зрения по этому вопросу «находится в движении».

15 декабря в ходе «прямой линии» Владимир Путин тоже в поддержку возвращения губернаторских выборов, но с серьезными ограничениями. По мнению Путина, система должна работать следующим образом: все партии, имеющие представительство в региональном парламенте, предлагают свои кандидатуры губернаторов президенту, тот выбирает достойных, и уже они участвуют в обычных выборах. Таким образом, отличие от действовавшего на тот момент порядка состояло в том, что, во-первых, кандидатов разрешалось выдвигать всем партиям (а не только той, что имеет большинство), и во-вторых, голосовать должны были жители региона, а не депутаты.

Спустя неделю после выступления Владимира Путина с посланием к Федеральному собранию обратился Дмитрий Медведев. Незадолго до этого в Москве состоялся самый массовый митинг за последнее десятилетие: 10 декабря на Болотную площадь вышли десятки тысяч граждан, недовольных фальсификациями на выборах в Госдуму. Вполне естественно, что послание Медведева рассматривалось как ответ на протестную активность - президент анонсировал масштабную политическую реформу, подразумевавшую в том числе и возвращение губернаторских выборов. В Кремле, впрочем, связь между Болотной и предложенными изменениями законодательства отрицали.

Фото: Владимир Астапкович / РИА Новости

Реформа Медведева (за исключением изменения порядка выборов в Госдуму) была реализована. Регистрацию партий упростили, сбор подписей для участия в выборах отменили, а количество подписей, необходимых для выдвижения в президенты, уменьшили. Вернули и выборы губернаторов.

В ходе рассмотрения закона о губернаторских выборах все фракции Госдумы сходились в одном: это правильный шаг. «Данный законопроект будет способствовать повышению ответственности избранного высшего должностного лица субъекта Российской Федерации перед гражданами, обеспечению прозрачности деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов России, а также имеет цель реализовать конституционные процедуры, направленные на повышение доверия граждан к избираемым им органам государственной власти», - говорил в свойственной ему манере глава думского комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин.

«Мы восстанавливаем выборы - это хорошо: народ просит, и время просит, так сказать», - вторил ему Михаил Дегтярев из ЛДПР. «Видимо, пришло время, мы готовы выдвигать своих кандидатов и бороться за то, чтобы тот или иной кандидат возглавил субъект. Конечно, это важное дело», - соглашался глава фракции «Единой России» Андрей Воробьев. Лидер «Справедливой России» Сергей Миронов также высказывался за возвращение выборов: «Так и должно быть, и мы много лет об этом говорили». Руководитель КПРФ Геннадий Зюганов об этом вообще с незапамятных времен - коммунисты «всегда выступали за прямые выборы губернаторов и Совета Федерации».

Все приведенные цитаты (кроме последней) взяты из стенограммы заседания Госдумы, на котором закон о выборах губернаторов рассматривался в первом чтении. Ко второму чтению в него добавили муниципальный фильтр и «консультации» с президентом. Вполне естественно, что оппозиция забеспокоилась, а допустят ли вообще ее представителей до выборов. В итоге все поправки были приняты силами депутатов от «Единой России». В окончательном - третьем - чтении за закон проголосовали 236 единоросов и один представитель от «Справедливой России». КПРФ и большинство справоросов вообще отказались голосовать, не согласившись с введением фильтров. Представитель ЛДПР Сергей Иванов объяснил отказ своей партии участвовать в голосовании так: «ЛДПР давно заявляла, что мы категорически против выборов губернатора... Мы в этом плане по крайней мере честны и в этой части как раз можем поддержать данный законопроект, потому что никаких выборов губернаторов все равно не будет».

Несмотря на недовольство думской оппозиции финальным вариантом закона о выборах, ее представители активно участвовали в избирательных кампаниях, проходивших той осенью. В октябре 2012 года губернаторов выбирали в Рязанской, Брянской, Белгородской, Вологодской и Амурской областях. По итогам выборов все действующие руководители регионов, выдвинутые «Единой Россией», сохранили свои посты. Но по крайней мере в Рязанской и Брянской областях кампании оказались для единоросов не слишком простыми - коммунисты проиграли им в весьма достойной борьбе.

Однако спустя два месяца после осенних баталий выяснилось, что выборы губернаторов нужны не всем. 13 декабря на заседании в Кремле председатель парламента Северной Осетии Алексей Мачнев (до недавнего времени сотрудник полпредства в ЮФО, то есть администрации президента) предложил дать регионам право отменять у себя выборы. «Видя, как проходят выборы в ряде наших субъектов, мы не можем не замечать то, что в этом процессе происходит накал общественно-политической ситуации, что в худшую сторону меняется социально-экономическое положение», - заявил он.

По его словам, в тех регионах, которые откажутся от выборов, процедура назначения должна быть такой: партии, которые представлены в Госдуме и региональном парламенте, предлагают президенту свои кандидатуры на пост губернатора. Тот выбирает подходящих и вносит их на рассмотрение депутатов заксобрания, а они уже выбирают губернатора. Фактически Мачнев предложил ту же систему, что была представлена Путиным во время «прямой линии». Нужно сказать, что инициативу Мачнева Путин поддержал. «Там, где люди чувствуют какие-то угрозы для себя, угрозы дестабилизации, межэтнических конфликтов, там нужно предоставить право более гибко решать вопросы подобного рода», - сказал он. Речь, очевидно, шла о Кавказе.

ТАСС-ДОСЬЕ. 10 сентября 2017 г. в России состоится единый день голосования - законодательно установленная дата выборов разных уровней.

В 16 субъектах Федерации пройдут прямые выборы руководителей регионов, в шести - депутатов региональных законодательных органов. Кроме того, в Адыгее главу региона изберут депутаты республиканского парламента. По всей России в общей сложности состоится порядка 5,8 тыс. выборов различных уровней, включая 230 местных референдумов. В этот же день пройдут довыборы депутатов Госдумы по двум избирательным округам.

В настоящее время прямой порядок выборов применяется в 75 российских регионах. Глав остальных десяти субъектов Федерации - республик Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия, Крым, Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской Республик, а также Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого и Ненецкого автономных округов - избирают местные парламенты.

Порядок избрания глав регионов

Выборы высших должностных лиц субъектов РФ проводятся в соответствии с федеральными законами "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", "О политических партиях", "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", а также уставами (конституциями) регионов и местными законами о выборах.

Глава региона избирается гражданами РФ, проживающими на территории данного субъекта, или депутатами местного парламента на срок не более пяти лет и не может занимать должность более двух сроков подряд. При этом первым считается срок, на который губернатор был избран после вступления в силу закона о возврате прямых выборов 1 июня 2012 г. Срок полномочий главы субъекта РФ определяется уставом региона и исчисляется со дня вступления в должность.

Глава субъекта, осуществлявший свои полномочия не менее одного года, может добровольно уйти в отставку, чтобы с согласия главы государства участвовать в губернаторских выборах на новый срок. Выборы проводятся в единый день голосования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Требования к кандидатам

Кандидатом в губернаторы может стать гражданин России, достигший 30 лет, обладающий пассивным избирательным правом и не имеющий гражданства другого государства. Баллотироваться на пост главы региона могут претенденты, выдвинутые политическими партиями, а также самовыдвиженцы (если это предусмотрено законодательством региона).

Для регистрации кандидатам необходимо собрать подписи от 5% до 10% муниципальных депутатов и глав муниципальных образований (так называемый муниципальный фильтр, установленный региональным законодательством). При этом каждый депутат может поставить подпись только за одного кандидата. Самовыдвиженцам также необходимо собрать в свою поддержку от 0,5% до 2% подписей избирателей.

Кандидат на должность главы региона в ходе избирательной кампании представляет трех претендентов на пост члена Совета Федерации. Если он будет избран руководителем субъекта Федерации, один из предложенных им кандидатов займет место сенатора в верхней палате российского парламента от исполнительной власти региона.

Определение результатов выборов

Избранным на должность руководителя субъекта РФ считается кандидат, получивший в свою поддержку более 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Порог явки не предусмотрен.

В случае когда главу региона избирают депутаты местного законодательного органа власти, избранным считается претендент, за которого отдало голоса большинство членов регионального парламента.

Единый день голосования

До 2004 года выборы в России проводились стихийно: в разное время по всей стране. Практически каждые выходные проходило голосование местного или регионального уровня, что значительно затрудняло работу избирательных комитетов.

В октябре 2012 года президент РФ Владимир Путин установил единым днем выборов второе воскресенье сентября. Исключение - проведение федеральных выборов в этот год.

В этом случае единым днем голосования объявляется день выборов главы государства или депутатов. Время выбрано не случайно: избранные в этот период чиновники должны успеть включиться процесс формирования бюджета и определить его на грядущий год. Первые выборы по новому закону прошли 8 сентября 2013 года.

Где и когда пройдут выборы губернаторов в 2017 году

В этом году выборы пройдут сразу в 16 регионах России. У десяти губернаторов истекает срок полномочий, а в республиках Удмуртия и Марий Эл, в Кировской, Томской, Новгородской и Калининградской областях выборы пройдут досрочно. В трех областях из этой шестерки предыдущие губернаторы арестованы и обвинены в уголовных преступлениях. Из всех претендентов, идущих на прямые выборы, 11 – «новички», получившие должности менее года назад.

Всенародное голосование состоится в Белгородской, Калининградской, Кировской, Новгородской, Рязанской, Саратовской, Свердловской, Томской, Ярославской областях, а также в республиках Бурятия, Карелия, Мордовия, Марий Эл, в Пермском крае и в городе федерального значения Севастополе.

Адыгея - единственный регион, где выборы будут «непрямыми». Ранее президент РФ Владимир Путин предложил трех кандидатов на должность руководителя республики. Губернатора определит парламент.

Как проголосовать в единый день голосования

В России право голоса на политических выборах имеют все граждане, достигшие 18-ти лет. Запрещено голосовать россиянам, которых суд признал недееспособными, а также осужденным, отбывающим наказание в местах лишения свободы.

Отдать голос за кандидата россияне смогут на специально оборудованных избирательных участках . Граждане уже сегодня могут узнать адрес своего избирательного участка или найти себя в списке избирателей при помощи онлайн-системы поиска на официальном сайте Центризбиркома.

Выборы губернатора в Севастополе

10 сентября 2017 года - значимый день для жителей Севастополя. В городе пройдут первые прямые выборы губернатора. Ранее горожане не могли влиять на выбор городского главы - его назначали из Киева.

В Севастополе примерно 306 тысяч избирателей. Для них организуют 180 избирательных участков. По официальным данным, в Севастополе живут около 20 тысяч инвалидов, из них 9 тысяч имеют первую и вторую группы инвалидности. Они смогут проголосовать, не покидая свои дома.

Примерно 300 волонтеров помогут тем, кому понадобится помощь на избирательных участках: инвалидам, слабовидящим, тем, кто не может сам разобраться в процедуре голосования.

Как в России стать кандидатом в губернаторы на прямых выборах

Кандидатов на пост губернатора могут выдвигать политические партии. Они могут быть, как членами партии, так и не состоять в них. Самовыдвиженец также может предложить свою кандидатуру.

Побороться за губернаторское кресло имеет право гражданин РФ старше 30 лет. Одно из условий - отсутствие не погашенной или не снятой судимости.

Кроме того, потенциальный кандидат обязан получить согласие на свое выдвижение от муниципальных депутатов в субъекте страны, где он намерен работать. Ему нужна поддержка от 5 до 10 % депутатов представительных органов муниципальных образований.

Элла Памфилова, председатель Центральной избирательной комиссии РФ:

Преимущество прямых выборов заключается в том, что в этом случае в высшей степени осуществляется принцип народовластия. Будущий губернатор в высшей степени зависит от мнения тех людей, которые живут в этом регионе, он должен считаться с этим мнением, должна быть обратная связь. Губернаторы, планирующие избираться на следующий срок, должны работать так, чтобы вызывать у людей доверие. Прямые выборы с точки зрения демократических принципов выглядят предпочтительнее. Это прямое народовластие. Оценка президентом деятельности губернатора на основе мнения избирателей более объективна, чем на основе мнения политологов, чиновников,- они руководствуются разными интересами. Главная задача теперь - проводить выборы так, чтобы они адекватно отражали результаты.

Игорь Минтусов, член правления Российской ассоциации политических консультантов, вице-президент Европейской ассоциации политических консультантов:


Я бы процитировал премьер-министра Дмитрия Медведева, который в 2009 году, будучи президентом, сказал, что свобода лучше, чем несвобода. Я бы так же бесхитростно высказался о том, что прямые выборы лучше, чем назначения. Почему? А потому... Прямая демократия лучше, чем просто демократия, а просто демократия лучше, чем ее отсутствие. Если президент хочет назначать губернатора, на что формально он может иметь право, то нужно менять законодательство. Но когда де-факто губернаторов выбирает президент, а де-юре - народ в ходе прямых выборов, это плохо. Если народ выбирает губернатора, то он и несет за него ответственность, если президент - то и ответственность лежит на нем. К слову, я хорошо помню, когда прямые выборы губернаторов были заменены на назначения: один из аргументов (смехотворных) заключался в том, что не всегда народ выбирает правильно - кого-то из выбранных посадили, кто-то был алкоголиком и так далее. Но если посмотреть статистику из тех губернаторов, которые попали под суд за коррупцию и другие должностные преступления, больше будет все-таки тех, кого назначали президенты. Народ делает меньше «ошибок», чем отдельно взятый человек.

Евгений Ройзман, мэр Екатеринбурга:


Фото: Владислав Лоншаков, Коммерсантъ

Не изменилось ничего, и это четко показывает пример Свердловской области. У нас вчера не было выборов губернатора. У нас состоялось переназначение назначенца, но это было обставлено для жителей как выборы. Случилось то, что случилось, иллюзий не было ни у кого: нагнали бюджетников, провели лотереи, что, с моей точки зрения, является прямым подкупом избирателей, и назначенец был выбран. Все закончилось, но только не жизнь, а что будет происходить дальше - посмотрим, надо дальше жить и работать.

Виктор Кресс, зампред комитета Совета федерации по науке, образованию и культуре, с 1991 по 2012 год глава администрации-губернатор Томской области:


За двадцать с половиной лет работы губернатором я дважды был назначен и трижды избран, и в прямых выборах могу выделить два положительных аспекта. Во-первых, можно более легитимно и открыто отстаивать интересы региона в федеральном центре, особенно перед чиновниками третьего и четвертого уровня, с которыми постоянно приходится работать,- руководителями департаментов, заместителями министров. Во-вторых, появляется больше ответственности перед жителями региона, в котором ты работаешь. Если люди за тебя голосуют, значит, возлагают на тебя надежду. Мы готовим программу, излагаем ее, нас выбирают. Если программа выполнена, то изберут на следующий срок, если нет - то не выберут. Оценка качества работы в этом плане лучше. А минусов как таковых я не наблюдаю. Многие, конечно, могут голосовать наобум. Но те, кто интересуется политической жизнью, изберут кандидата с полной ответственностью. А те, кто руководствуется только эмоциями, конечно, не смогут, скорее всего, принять правильное решение.

Владимир Рыжков, председатель движения «Выбор России»:


Изменилась только формальная, юридическая сторона дела. Когда губернаторы назначались президентом, это было прямым нарушением Конституции, в которой указано, что субъекты федерации сами формируют свои органы власти. Возврат к прямым выборам был юридически правилен, но с политической составляющей изменений не произошло. Губернаторы как назначались, так и продолжают назначаться. За прошедшие пять лет не было ни одного случая, чтобы кандидат, одобренный Владимиром Путиным, не победил. Это такой российский феномен стопроцентного результата, главным механизмом которого является муниципальный фильтр. Он придуман таким образом, что нежелательный кандидат никогда не сможет собрать требуемое количество голосов в свою поддержку. С этим столкнулся Навальный в 2013 году на выборах мэра Москвы, который наверняка бы не прошел регистрацию, если бы не подаренные «Единой Россией» почти половина подписей, на эти вилы напоролся Евгений Ройзман сейчас на выборах губернатора Свердловской области. Как работает муниципальный фильтр: сначала Кремль выбирает того, кто должен победить, потом президент встречается с ним под телекамеры и говорит про выдвижение на выборы, затем через муниципальный фильтр блокируется сильный соперник и пропускаются соперники заведомо слабые, но обеспечивающие легитимность выборов. И все происходит под контролем Кремля, который добивается избрания нужного ему человека.

Дмитрий Орешкин, политолог и политический географ:


Изменилась экономическая и функциональная зависимость глав регионов от центра. Все деньги - в федеральном центре, у губернаторов резко сузилась зона ответственности, они стали менее самостоятельными. Назначенцами и наместниками они как были, так и остались. Живо только воспоминание о таком понятии, как региональный тяжеловес. Шаймиев, Лужков, Россель ушли в прошлое, и единственный, кто сейчас может вести самостоятельную политику, это Рамзан Кадыров. Все остальные управленцы - это «никто, и звать их никак», но, конечно, их изберут, потому что они часть вертикали и верхушка контролирует процесс. Вся эта модель может развалиться только тогда, когда из стенки вынут гвоздь, на котором висит эта вертикаль. Раньше или позже это произойдет, но меня пугает, что отсутствует институциональная основа, все замкнуто на одного человека. Обеднение легальной, законной институционально базы отношений между региональными начальниками и центром, похоже, будет долгим, но весь ужас в том, что когда исчезает человек, который все это скрепляет, создается вакуум, который может принести большие беды стране.

Константин Титов, в 1991–2007 годах губернатор Самарской области:


С теми законами, которые сейчас действуют в Российской Федерации, на практике мало что изменилось. Кандидатуры назначаются, у «Единой России» в раках сильное оружие - муниципальный фильтр. Подобные вещи мало что меняют в выборах. Но тем не менее хоть какая-то доля конкуренции появилась. Выборы - это всегда хорошо, а если еще есть конкуренция - то это просто здорово. Если партия поддерживает кандидата, то должна понимать: ей нужно доверие народа. Сейчас идут разговоры об отмене муниципального фильтра, и, мне кажется, это уже пора сделать. Повысилась конкуренция, повысилась ответственность перед президентом и народом. После возвращения выборов можно сказать, что мы движемся вперед к демократическому формированию власти. Да и явка на выборах зависит от высокой конкуренции.

Борис Макаренко, председатель правления Центра политических технологий:


Я рад, что в целом ряде регионов возвращены прямые выборы губернаторов. Надеюсь, их больше никогда не отменят. Но моя радость по этому поводу «умеренная». Уровень конкуренции на губернаторских выборах остается крайне низким, президент фактически назначает своих фаворитов. Давайте вспомним многочисленные случаи, когда действующие губернаторы досрочно уходили в отставку, после чего выигрывали выборы и возвращались в свои кресла. Муниципальный фильтр создает необходимые условия для того, чтобы главы регионов сами подбирали себе оппонентов. Исключением можно считать московские выборы 2013 года, когда между кандидатами развернулась реальная политическая конкуренция. Но это, повторюсь, исключение. Кроме того, есть ряд регионов, в которых действует старое правило - главы назначаются.

Борис Надеждин, президент Института региональных проектов:


Теперь для действующих губернаторов, участвующих в выборах, главным становится мнение людей об их работе, а не мнение кремлевского начальства.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения