Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Тал Бен-Шахар «Научиться быть счастливым» - рецензия - Психология эффективной жизни - онлайн-журнал. Общие впечатления от книги





Почему мы решили издать эту...

Читать полностью

В 2002 году на курс профессора Бен-Шахара записались 8 студентов Гарвардского университета. В 2003-м - 380. В 2004-м - 855.
Профессор и его студенты занимались исследованием простого вопроса: "каким образом мы можем помочь себе и другим - будь то отдельные индивидуумы, коллективы или общество в целом - стать счастливее". И применяли найденные ими принципы на практике.
Почему семинар на столь заезженную тему, книг по которой пруд пруди на любом лотке, собрал больше студентов, чем любой другой гарвардский курс?
Вы поймете это, когда прочитаете эту книгу и узнаете:
- что такое счастье, почему "счастлив ли ты" - вредный вопрос и что нужно спрашивать вместо этого,
- каковы необходимые составляющие счастливой жизни,
- и как их, собственно, настроить, чтобы отказаться от трех распространенных моделей поведения - гедонизма, нигилизма и крысиных бегов - и научиться наконец быть счастливее. В строго научном смысле этого слова.

Почему мы решили издать эту книгу
Это одна из немногих книг на сверхактуальную и сверхизбитую тему, действительно заслуживающих доверия.

Для кого эта книга
Абсолютно для всех. Даже для тех, кто уверен, что вряд ли лично он способен стать хоть немного счастливее.

От автора
Каким образом я определю, счастлив я или нет? В какой точке для меня начинается счастье?
Существует ли некий универсальный стандарт счастья, а если да, то каким образом можно его определить? Неужели все зависит от того, насколько велико мое счастье в сравнении со счастьем других, а если да, то как можно измерить счастье других людей? На эти вопросы нет сколько-нибудь надежного ответа, а если бы даже он и существовал, то я из-за этого не был бы более счастлив. Мы всегда можем стать счастливее, чем мы есть; ни один человек на свете никогда не испытывает совершенного и постоянного блаженства, когда ему не к чему больше стремиться. Поэтому, вместо того чтобы спрашивать, счастлив я или нет, полезнее задать другой вопрос: "Как мне стать счастливее?"

Скрыть

"Счастье – это смысл и цель жизни, единственное устремление и конечная цель человеческого существования" - так говорил Аристотель. Гарвардский профессор Тал Бен-Шахар с великим философом не согласен. Нельзя превращать счастье в вашу ультимативную цель, потому что что счастье – это не конечное состояние. Это что-то, над чем мы должны постоянно работать в течение всей своей жизни. А как именно это делать станет понятней после прочтения книги "Быть счастливее ".

Тал Бен-Шахар - преподаватель, спикер, соучредитель компании Potentialife, автор нескольких книг о позитивной психологии и лидерстве.

Сложность изложения

Целевая аудитория

Те, кто не уверен в обретении личного счастья и хочет научиться смотреть на жизнь исходя из его парадигмы.

Автор рассказывает о счастье, в поисках которого нужно избегать ловушки перфекционизма. В книге описываются важные составляющие счастливой жизни, каким образом можно отказаться от гедонизма, нигилизма и крысиных бегов, а также предлагаются полезные практические упражнения и вопросы.

Читаем вместе

Наука о счастье возникла задолго до постмодернистской эпохи: Платон, Аристотель, Конфуций рассказывали в учениях, как быть счастливыми. Эту проблему не смогли обойти ни одна религия и ни одна философская система, а в современном мире книжные магазины переполнены популярной психологической литературой о счастье.

Социум учит нас ставить правильные цели на пути к успеху и достигать их, но, если делать это слепо, можно впасть в депрессию. Нам кажется, что счастье - это конкретный предел, но при этом никто из нас никогда не испытывал настолько совершенного блаженства, чтобы сказать, что большего и не надо. Постижение счастья является бесконечным процессом, вопрос заключается лишь в том, как именно становиться счастливее из года в год.

Бен-Шахар выделяет четыре основных архетипа поведения людей в процессе создания счастья:

  1. Крысиные бега - это наши мысли о будущем успехе, ради которого мы жертвуем настоящим удовольствием. Если мы проживаем в этой парадигме, мы подменяем ощущение счастья чувством облегчения, когда перестаем страдать и хоть ненадолго забываемся и сбрасываем заботы с плеч. Но это всего лишь иллюзия.
  2. Гедонизм - это желание быть счастливым сейчас, не думая о последствиях. Нам не хочется работать, и любое прилагаемое усилие усиливает страдание, но не приносит счастья.
  3. Нигилизм - это разочарование в настоящем и отсутствие ожиданий от будущего. Люди хотят жить прошлым, в выученной беспомощности, когда они привязываются к прежним неудачам и из-за бессилия начинают жить в отчаянии.
  4. Архетип счастья - это синтез, нахождение баланса между сегодняшним и завтрашним днем. Счастье является потребностью в смысле жизни и наслаждении ею, оно же и цель, и средство. Его состояние зависит от возможности получать удовольствие прямо сейчас и быть спокойным, что совершаемые действия ведут нас к желаемым достижениям в будущем.

Жизнь становится содержательной, когда в ней присутствуют наполненные личностным смыслом цели. Эмоции ориентируют нас на движение, и нам нравится не сам объект желаний, а чувства, испытываемые по поводу обладания им.

Мы часто склонны ставить знак равенства между счастьем и деньгами. Но они не могут быть эквивалентом счастья, поскольку обеспечивают только наше выживание. Слишком низка корреляция между счастьем и финансовым благополучием, и при перешагивании черты богатства практически никто не становится счастливее. Это приводит к духовному банкротству общества.

Необходимо верить только в значимую для нас цель, которая идет изнутри, и важно понять, что для нас действительно первостепенно. После осознания цели нужно выразить ее словами, тем самым подтвердив уверенно принятое решение. За решением идет действие, обладающее неимоверной силой, - именно тогда Вселенная спешит нам навстречу и поддерживает нас.

В счастье раскрываются три стороны: учение, труд и личная жизнь. Обучение может проходить как утопление или любовная игра: в первом случае участник не получает удовольствия и начинает крысиные бега, во втором он испытывает наслаждение, представляя обучение как привилегию. Здесь важно погрузиться в состояние потока и понять смысл производимых действий, тогда будет ощущаться необычайный духовный подъем. Что касается системы образования, здесь нужно ориентироваться на индивидуальный подход, чтобы учеба приносила детям радость.

Неудовлетворенность работой делает нас несчастными, но мы зачастую боимся утратить финансовую стабильность. Выбор, конечно же, за нами: делать то, что любим, либо искать любимое в том, что делаем. В любой работе можно сосредоточиться на ее приятных аспектах либо искать иное место, более ценное с точки зрения всеобщего эквивалента. Очень непросто найти жизненное призвание, потому что чаще всего мы делаем что-то хорошо получающееся, но не то, что реально нравится.

Счастливые люди отличаются от других тем, что строят гармоничные отношения с другими, ставя на первое место любовь. Она, конечно же, основа, но не достаточное условие для счастья. Чтобы любить кого-то по-настоящему, нужно помочь ему выразить его внутреннее «я», оказать поддержку, но не развивать жертвенность в отношениях. И важнее уже не поиск половинки, а именно постоянное поддерживание и развитие отношений с избранником.

  1. Эгоизм и альтруизм. Когда мы помогаем другим и живем ради их счастья - мы занимаемся разными вещами. Самопожертвование не дарит наслаждения и не приводит к счастью.
  2. Отдушины. В нашей жизни присутствует слишком много «надо», поэтому должны быть такие дела, которые мотивируют и поддерживают нас, улучшают качество. Это полезно для жизненных изменений без резких перемен.
  3. Обманчивость среднего арифметического говорит о том, что мы якобы уже рождены со средним уровнем счастья, заложенным в нас генетически. Но потенциал все-таки определяется диапазоном наших возможностей, и только их качественное использование делает нашу жизнь ярче и счастливее.
  4. Разрешение на счастье. Многие из нас думают, что мы недостойны счастья, и от этого неверия боятся потерять все, что дарит нам удовольствие. Нельзя чувствовать вину за счастье или ограничивать его в размерах. Самоценностью называется достойное обладанием тем, что мы хотим, открытость счастью.
  5. Медленная спешка. Нам следует упрощать себе жизнь, ценить время, расставлять верные приоритеты. Счастье и успех идут в тесной взаимосвязи, важно выбрать то, что мы реально хотим делать.
  6. Знание, заключенное в нас. Оно было всегда внутри каждого человека, мы просто не осознавали его и пренебрегали им. Поэтому стоит прекратить поиск внешних ответов, сосредоточившись на внутреннем «я».

Революция счастья возможна при условии практического человеческого понимания того, что счастье является всеобщим эквивалентом

Лучшая цитата

«Чем больше дней нашей жизни заполнено подобными событиями, тем счастливее мы становимся. И это все, что у нас есть».

Чему учит книга

Жизнь становится проще в плане принятия решений и выбора, если смотреть на нее с позиции счастья. Это называется «жить из парадигмы счастья».

Счастье не зависит от внешних условий - его источником являются только внутренние человеческие ресурсы. Если делиться счастьем, оно будет только прибывать.

Не стоит жить страхами и ожиданиями успеха, ведь мы живем в настоящем и должны получать удовольствие именно из него. Вечное ожидание никогда не принесет блаженства.

Чем больше мы наполняем жизнь прекрасными и интересными событиями, тем счастливее мы становимся. Здесь важно лишь одно - действовать.

От редакции

Все мы знаем людей, которые живут в состоянии выученной беспомощности. Они чувствуют себя хронически обиженными жизнью, но при этом едва ли делают что-то для изменения ситуации. Как перестать быть жертвой обстоятельств и научиться видеть в жизни хорошее, объясняет психолог Владимир Куц : .

Мы чувствуем себя счастливыми, когда исполняются наши желания. Скорее всего, вы слышали о карте желаний - большом коллаже вашего счастливого будущего. Психолог, НЛП-практик Елена Горожанкина рассматривает эту очень интересную технику визуализации с позиции психологии: .

Текущая страница: 1 (всего у книги 15 страниц) [доступный отрывок для чтения: 4 страниц]

Шрифт:

100% +

Тал Бен-Шахар
Быть счастливее

Предисловие

Все мы живем для одной лишь цели – быть счастливыми; наши жизни такие разные, но такие похожие.

Анна Франк


Я начал вести семинар по позитивной психологии в Гарварде в 2002 году. На него записались восемь студентов; очень скоро двое перестали посещать занятия. Каждую неделю на семинаре мы искали ответ на вопрос, который я считаю вопросом вопросов: каким образом мы можем помочь себе и другим – будь то отдельные индивидуумы, коллективы или общество в целом – стать счастливее? Мы читали статьи в научных журналах, проверяли разнообразные идеи и гипотезы, рассказывали истории из собственной жизни, огорчались и радовались, и к концу года у нас возникло более ясное понимание того, чему может нас научить психология в стремлении к более счастливой и полноценной жизни.

На следующий год наш семинар стал популярен. Мой наставник Филип Стоун, который первым познакомил меня с этой областью знаний и к тому же был первым из профессоров, кто стал преподавать позитивную психологию в Гарварде, посоветовал предложить лекционный курс по этой теме. На него записались триста восемьдесят студентов. Когда в конце года мы подводили итоги, свыше 20 процентов слушателей отметили, что «изучение этого курса помогает людям улучшить качество жизни». И, когда я предложил его еще раз, на него записались уже восемьсот пятьдесят пять студентов: курс стал самым посещаемым во всем университете.

Такой успех едва не вскружил мне голову, но Уильям Джемс – тот самый, который более ста лет назад заложил основы американской психологии, – не дал мне сбиться с пути. Он вовремя напомнил о том, что нужно всегда оставаться реалистом и пытаться «оценить стоимость правды в звонкой монете эмпирики». Наличная ценность, в которой так нуждались мои студенты, измерялась не в твердой валюте, не в объемах успеха и почестей, а в том, что я позднее стал называть «всеобщим эквивалентом», поскольку это и есть та конечная цель, к которой устремлены все остальные цели, – то есть счастье.

И это были не просто отвлеченные лекции «о хорошей жизни». Студенты не только читали статьи и штудировали научные данные по этому вопросу – я еще просил их применять пройденный материал на практике. Они писали эссе, в которых пытались побороть страхи и размышляли над сильными сторонами своего характера, ставили перед собой амбициозные цели на ближайшую неделю и на ближайшее десятилетие. Я призывал их рискнуть и попробовать найти свою зону роста (золотую середину между зоной комфорта и зоной паники).

Лично я не всегда был способен найти эту золотую середину. Будучи от природы застенчивым интровертом, я чувствовал себя более-менее комфортно, когда проводил семинар с шестью студентами. Однако в следующем году, когда мне пришлось читать лекции почти четыремстам студентам, это, конечно же, потребовало от меня изрядного напряжения. А когда на третьем году моя аудитория более чем удвоилась, я не вылезал из панической зоны, особенно с тех пор, как в лекционном зале стали появляться родители студентов, их бабушки и дедушки, а потом и журналисты.

С того дня, как газеты Harvard Crimson и Boston Globe растрезвонили о популярности, которой пользуется мой лекционный курс, на меня обрушилась лавина вопросов, и так продолжается до сих пор. Люди на себе ощущают реальные результаты этой науки и не могут понять, почему так происходит.

Чем можно объяснить бешеный спрос на позитивную психологию в Гарварде и в других университетских городках колледжа? Откуда взялся этот растущий интерес к науке о счастье, который стремительно распространяется не только в начальных и средних школах, но и среди взрослого населения? Не потому ли, что в наши дни люди сильнее подвержены депрессии? О чем это свидетельствует – о новых перспективах образования в XXI веке или о пороках западного образа жизни?

В действительности наука о счастье существует не только в западном полушарии, и зародилась она задолго до эпохи постмодернизма. Люди всегда и везде искали ключ к счастью. Еще Платон в своей Академии узаконил преподавание особой науки о хорошей жизни, а его лучший ученик Аристотель основал конкурирующую организацию – лицей – для пропаганды собственного подхода к проблемам личностного развития. За сто с лишним лет до Аристотеля на другом континенте Конфуций переходил из деревни в деревню, чтобы донести до людей свои наставления о том, как стать счастливым. Ни одна из великих религий, ни одна из универсальных философских систем не обошла стороной проблему счастья, и не важно, говорим мы о нашем мире или о загробном. А с недавних пор полки книжных магазинов буквально ломятся от книг популярных психологов, которые к тому же оккупировали огромное количество конференц-залов по всему миру – от Индии до Индианы, от Иерусалима до Мекки.

Но при всем том, что обывательский и научный интерес к «счастливой жизни» не знает границ ни во времени, ни в пространстве, наша эпоха характеризуется некоторыми аспектами, неизвестными прежним поколениям. Эти аспекты помогают понять, почему спрос на позитивную психологию в нашем обществе столь высок. В Соединенных Штатах на сегодняшний день1
Книга написана в 2007 году. Прим. ред.

Количество депрессий в десять раз выше, чем это было в 1960-х годах, а средний возраст наступления депрессии – четырнадцать с половиной лет, тогда как в 1960 году он составлял двадцать девять с половиной лет. По результатам опроса, недавно проводившегося в американских колледжах, оказалось, что почти 45 процентов студентов «настолько подавлены, что им стоит большого труда справляться со своими повседневными обязанностями и даже просто жить». Да и другие страны практически не отстают в этом от Соединенных Штатов. В 1957 году 52 процента жителей Великобритании заявляли, что они очень счастливы, тогда как в 2005 году таковых нашлось только 36 процентов, и это несмотря на то, что на протяжении второй половины столетия британцы утроили свое материальное благосостояние. Наряду с быстрым ростом китайской экономики стремительно растет число взрослых и детей, которые страдают от нервозности и депрессии. Как заявляют в китайском министерстве здравоохранения, «состояние душевного здоровья детей и молодежи в стране действительно внушает опасения».

Одновременно с повышением уровня материального благосостояния растет и уровень подверженности депрессии. Несмотря на то что в большинстве западных стран, да и во многих странах на Востоке, наше поколение живет богаче, нежели их отцы и деды, счастливее от этого мы не становимся. Ведущий ученый в области позитивной психологии Михай Чиксентмихайи2
Чиксентмихайи, Михай – профессор психологии, бывший декан факультета Чикагского университета, автор нескольких бестселлеров и более чем 120 статей для журналов и книг, лауреат премии «Мыслитель года» (2000), один из наиболее широко цитируемых психологов современности. Самым крупным достижением Чиксентмихайи является теория «потока», о которой много говорится в этой книге. Здесь и далее прим. перев.

Задается элементарным вопросом, на который не так-то просто найти ответ: «Если мы такие богатые, то почему мы такие несчастные?»

До тех пор пока люди свято верили, что полноценная жизнь немыслима без удовлетворения основных материальных потребностей, каким-то образом оправдать свое недовольство жизнью было не так уж трудно. Однако ныне, когда минимальные потребности большинства людей в пище, одежде и жилье уже удовлетворены, у нас больше не осталось общепринятых аргументов нашего недовольства жизнью. Все больше и больше людей пытаются разрешить этот парадокс – ведь складывается впечатление, что свою неудовлетворенность жизнью мы купили за свои же деньги, – и многие из этих людей обращаются за помощью к позитивной психологии.

Почему мы выбираем позитивную психологию?

Позитивная психология, которую чаще всего определяют как «науку об оптимальном функционировании человека»3
Это определение взято из «Манифеста позитивной психологии», который был впервые опубликован в 1999 году. Вот как это определение звучит полностью: «Позитивная психология – это наука об оптимальном функционировании человека. Она нацелена на изучение и пропаганду тех факторов, которые способствуют благополучию отдельных индивидов и сообществ. Позитивная психология как особое направление в науке представляет собой новый подход со стороны ученых-психологов, в рамках которого предлагается сосредоточить максимум внимания на истоках психического здоровья и таким образом преодолеть прежний подход, в котором основной акцент делался на болезни и расстройства».

Была официально провозглашена самостоятельной отраслью научных исследований в 1998 году. Ее отец – президент американской Психологической ассоциации Мартин Селигман4
Селигман, Мартин – известный американский психолог и писатель, профессор Пенсильванского университета, вице-чемпион США по бриджу. Занимает 13-е место в мировом рейтинге цитирования психологов на протяжении всего XX столетия. Наибольшую известность ему принесла теория «выученной беспомощности», которую он сформулировал еще в 1964 году и которая позднее сделалась краеугольным камнем позитивной психологии. В нашем издательстве вышла книга профессора Селигмана «В поисках счастья» (М., Манн, Иванов и Фербер).

Вплоть до 1998 года наука о счастье, то есть о том, как улучшить качество нашей жизни, в значительной степени была узурпирована популярной психологией.

Но большинство книг о самосовершенствовании слишком много обещают и слишком мало дают, потому что написанное в них не подвергается строгой научной проверке. И наоборот, идеи, которые появляются в научных журналах и которые прошли большой путь от концепции до публикации, как правило, намного более содержательны. Авторы этих трудов обычно не столь претенциозны и не дают такого огромного количества обещаний – да и читателей у них поменьше, – но зато они чаще всего выполняют обещанное.

И тем не менее, поскольку позитивная психология перебрасывает мост между башней из слоновой кости, где живут профессора и академики, и миром простых людей, то даже самые трезвые научные рекомендации позитивных психологов – в виде книг, лекций или статей, выложенных в Интернете, – зачастую воспринимаются как исходящие от какого-нибудь гуру популярной психологии. Эти сведения просты и доступны – ну совсем как популярная психология, – однако их простота и доступность носят совершенно иной характер.

Леонардо да Винчи остроумно заметил, что «простота – это верх изощренности». Пытаясь извлечь квинтэссенцию счастливой жизни, позитивные психологи – бок о бок с философами и специалистами в других отраслях социальных наук – затратили массу времени и усилий, чтобы достичь этой простоты по ту сторону сложности. Их идеи, о которых я частично рассказываю в этой книге, помогут вам жить счастливой, полноценной жизнью. Я по себе знаю, что это возможно, – ведь эти идеи в свое время помогли и мне.

Как пользоваться этой книгой

Эта книга предназначена для того, чтобы помочь понять саму природу счастья, больше того, чтобы помочь стать счастливее. Но если вы будете просто читать ее (или, если уж на то пошло, любую другую книгу), то вряд ли добьетесь успеха. Я не верю в существование обходных путей, которые позволяли бы в один миг полностью все изменить, и если вы хотите, чтобы эта книга оказала реальное влияние на вашу жизнь, вам необходимо относиться к ней как к учебнику. Работая с ней, вам придется не только много размышлять, но и активно действовать.

Одного лишь бездумного скольжения глазами по тексту здесь явно недостаточно; необходимо обдумывать каждую фразу. С этой целью в книге предусмотрены специальные врезки с пометкой «Минута на размышление». Это сделано для того, чтобы дать вам возможность – и напомнить о необходимости – на несколько минут остановиться, поразмыслить над тем, что вы сейчас прочитали, и беспристрастно заглянуть в себя. Если же не делать перерывы, не брать минуту на размышление, то бо́льшая часть материала, изложенного в этой книге, скорее всего, останется для вас чистейшей абстракцией и очень быстро выветрится из головы.

Помимо «минут на размышление» в конце каждой главы есть и более длинные упражнения, направленные на то, чтобы заставить вас размышлять и действовать и таким образом помочь вам воспринять материал на более глубоком уровне. Вероятно, какие-то из этих упражнений придутся вам больше по душе, чем все остальные (например, может оказаться, что вести дневник для вас легче и удобнее, чем просто думать). Начинайте с тех упражнений, при выполнении которых вы будете себя чувствовать как рыба в воде, и только после того, как они начнут приносить вам реальную пользу, постепенно расширяйте свой диапазон, подключая остальные упражнения. Если же какое-то упражнение в этой книге не улучшает вашего самочувствия, не делайте его, а переходите к следующему. Основу всех этих упражнений составляют, на мой взгляд, лучшие методы коррекции, которые только могут предложить нам психологи, – и чем больше времени вы будете посвящать им, тем проще вам будет извлечь для себя пользу из этой книги.

Книга состоит из трех частей. В первой части, в главах с первой по пятую, я рассуждаю о том, что же такое счастье и каковы необходимые составляющие счастливой жизни; во второй части, с шестой по восьмую главу, я рассматриваю вопрос о том, как воплотить эти идеи в жизнь – в учебе, в работе и в личной жизни; заключительный раздел состоит из семи медитаций, в которых я попробовал сформулировать кое-какие мысли о природе счастья и его месте в нашей жизни.

Первая глава начинается с рассказа о тех событиях и переживаниях, из-за которых я и отправился на поиски лучшей жизни. В следующей главе я, вопреки привычным представлениям, заявляю о том, что счастье не возникает ни из простого удовлетворения наших насущных потребностей, ни из бесконечной задержки удовлетворения. В этой связи рассматривается отношение к счастью гедониста, который живет лишь ради минутного наслаждения, и участника крысиных бегов, который откладывает все радости жизни на потом во имя достижения некоей будущей цели. В действительности для большинства людей не годится ни один из этих подходов, потому что в обоих случаях не принимается в расчет наша основополагающая потребность в том, чтобы любое дело, которым мы занимаемся, приносило нам ощутимую пользу и сейчас, и в будущем.

В третьей главе на конкретных примерах я демонстрирую, почему для счастья нам необходимо обрести смысл и вместе с тем получить наслаждение – ощущать, что мы живем не напрасно, и в то же время испытывать положительные эмоции.

В четвертой главе я доказываю, что в качестве всеобщего эквивалента, которым измеряется качество нашей жизни, нужно избрать не деньги и престиж, а счастье. Я размышляю над тем, как соотносятся между собой материальное благополучие и счастье, и задаю вопрос, почему, несмотря на беспрецедентный уровень материального достатка, такое огромное число людей подвержены опасности духовного банкротства.

В пятой главе делается попытка увязать идеи, представленные в этой книге, с уже имеющейся литературой по психологии существования.

В шестой главе я начинаю применять теорию на практике и задаю вопрос, почему почти все ученики ненавидят школу. Затем я пытаюсь разобраться, что могут сделать родители и учителя, чтобы помочь ученикам быть одновременно счастливыми и успешными. На ваше рассмотрение представлены два радикально различных подхода к самому процессу обучения: обучение по типу утопления и по типу любовной игры.

В седьмой главе подвергается сомнению общепринятое, но абсолютно ни на чем не основанное предположение насчет неизбежности компромисса между внутренним чувством удовлетворения и внешним успехом в работе. Я расскажу вам о методике, позволяющей заранее определить, какая работа могла бы служить для нас источником смысла и наслаждения и позволяла бы нам проявить свои сильные стороны.

В восьмой главе рассматривается одна из важнейших составляющих счастья – личная жизнь. Я расскажу о том, что в действительности значит любить и быть любимым безусловно, почему этот вид любви столь необходим для счастья в личной жизни и каким образом безусловная любовь усиливает то наслаждение, которое мы получаем в других сферах жизни, и придает нашему существованию дополнительный смысл.

В первой медитации, которая открывает заключительную часть книги, я рассуждаю о том, как соотносятся между собой счастье, эгоизм и альтруизм. Во второй медитации впервые вводится в обиход понятие «отдушины» – любого занятия, способного служить для нас источником смысла и наслаждения, что оказывает самое непосредственное воздействие на суммарный уровень нашего душевного благосостояния. В третьей медитации я позволяю себе усомниться в бытующем представлении о том, что присущий нам уровень счастья якобы предопределен строением наших генов или событиями раннего детства и его нельзя изменить. В четвертой медитации мы будем искать способы преодоления некоторых психологических барьеров – тех внутренних ограничений, которые мы зачастую сами на себя налагаем и которые мешают нам жить полноценной жизнью. В пятой медитации мы попробуем провести мысленный эксперимент, который даст нам основание для дальнейших размышлений и ответов на стоящий перед нами «вопрос вопросов». В шестой медитации речь идет о том, каким образом наши попытки втиснуть все большее и большее количество дел во все меньшие и меньшие промежутки времени лишают нас какой бы то ни было возможности жить более счастливой жизнью.

И наконец, заключительная медитация посвящена революции счастья. Я верю, что, если достаточное число людей сумеют познать истинную природу счастья и начнут воспринимать его как всеобщий эквивалент, мы станем свидетелями небывалого расцвета не только счастья, но и добродетели в масштабах всего общества.

Выражения признательности

В процессе написания этой книги мне очень помогали мои друзья, учителя и ученики. Когда я в первый раз попросил Ким Купер помочь мне с черновой рукописью этой книги, я ожидал, что она ограничится несколькими малосущественными рекомендациями, после чего я сразу же смогу отослать книгу издателям. Но получилось совсем не так. Впоследствии мы провели сотни часов, совместно работая над этой книгой, – мы спорили, обсуждали все до мелочей, рассказывали друг другу истории из собственной жизни, смеялись, превратив написание этой книги в бескорыстный труд, исполненный счастья.

Я хочу выразить особую благодарность Шону Эйчору, Уоррену Беннису, Джохану Берману, Алете Камилле Бертельсен, Натаниэлу Брандену, Сандре Ча, Айджин Чу, Лимур Дефни, Марго и Уди Эйранам, Лиэт и Шаи Фейнбергам, Дейву Фишу, Шейн Фитц-Кой, Джессике Глейзер, Адаму Гранту, Ричарду Хэкману, Нэт Харрисон, Энн Хванг, Охаду Камину, Джою Каплану, Эллен Ленджер, Марен Лау, Пэт Ли, Брайану Литтлу, Джошуа Марголису, Дэну Меркелу, Бонни Мэсленд, Саше Матту, Джейми Миллеру, Михни Молдовеану, Демиану Московицу, Ронену Накашу, Джефу Перротти, Джозефине Пичаник, Сэмюэлу Рэскоффу, Шеннону Рунгвелски, Эмир и Ронниту Рубиным, Филипу Стоуну, Моше Тэлмону и Павлу Васильеву. Массу новых идей – и море счастья – подарили мне профессора и студенты, посещавшие мой курс позитивной психологии.

Мне очень помогли коллеги и друзья из Tanker Pacific 5
Tanker Pacific Management Group – крупнейшая частная флотилия танкеров в мире со штаб-квартирой в Сингапуре.

– многие мысли в этой книге вызрели в ходе наших совместных семинаров и в неспешных беседах за рюмочкой вина. Я особенно благодарен Идану Оферу6
Офер, Идан – израильский миллиардер, основатель и многолетний глава Tanker Pacific Management Group . Владелец нескольких крупных компаний в Израиле. В настоящее время проживает в Лондоне и является председателем международного холдинга, занимающегося полупроводниками, химикатами и морскими перевозками, энергоносителями и высокими технологиями. Идан Офер известен и своими нетрадиционными политическими взглядами. Так, он считает, что израильско-палестинский конфликт можно потушить, выплатив палестинцам щедрые компенсации и создав на территории Палестинской автономии крупную промышленную зону.

Хью Хангу, Сэму Нортону, Индиго Сингху, Тадику Тонги и Патрисии Лим.

Я благодарен своему агенту Рейфу Сегалайну за его терпение, поддержку и умение подбодрить меня в трудную минуту. Джон Эйхерн – мой редактор в издательстве McGraw-Hill – верил в мою книгу с первого дня, и именно с его легкой руки сам процесс публикации был для меня столь приятен.

Бог благословил меня большой и дружной семьей – это мой круг счастья. Огромная благодарность им всем – Бен-Шахарам, Бен-Поратам, Бен-Урам, Гроберам, Колодным, Марксам, Мельникам, Мозесам и Роузам – за те бесчисленные часы, которые мы провели и будем проводить в разговорах и в наслаждении жизнью. А еще спасибо бабушке и дедушке за то, что они пережили худшее и сумели стать наглядной иллюстрацией лучшего.

Многие мысли в этой книге родились из разговоров с моим братом и сестрой – Зеевом и Атерет, двумя блестящими и проницательными психологами. Тами – моя жена и подруга жизни – терпеливо выслушивала мои идеи, когда они были еще сырыми, а затем читала и обсуждала со мной все, что я написал. Пока мы с женой разговаривали о книге, наши дети Дэвид и Ширил терпеливо сидели на моих коленях (и время от времени оборачивались и улыбались мне, словно желая напомнить мне о том, в чем состоит истинное счастье). А мои родители заложили во мне те основы, благодаря которым я сумел написать о счастье и, что еще важнее, обрести его в собственной жизни.

Часть I
Что такое счастье?

Глава 1
Проблема счастья

Возможность скрывается среди трудностей и проблем.

Альберт Эйнштейн


Мне было шестнадцать лет, когда я выиграл израильский национальный чемпионат по сквошу. Именно благодаря этому происшествию тема счастья стала центральной в моей жизни.

Я всегда был уверен в том, что, если выиграю чемпионский титул, это сделает меня счастливым и заполнит пустоту, которую я так часто ощущал. На протяжении всех пяти лет, пока я готовился к этому турниру, я чувствовал, что в моей жизни не хватает чего-то очень важного, – и сколько бы километров я ни пробегал, какие бы тяжести ни поднимал и какие бы зажигательные речи вновь и вновь ни прокручивал у себя в голове, – ничто не могло мне этого заменить. Но я считал, что это всего лишь вопрос времени и раньше или позже «отсутствующее нечто» само проложит себе путь в мою жизнь.

И действительно, когда я выиграл национальный чемпионат Израиля, то был на седьмом небе от счастья – в сто раз счастливее, чем мог вообразить. После финального матча мы с друзьями и родными отправились в ресторан, чтобы отпраздновать это событие.

Мы праздновали целую ночь, а потом я ушел к себе в комнату. Я сидел на кровати и хотел в последний раз перед сном ощутить пережитое в этот день чувство высшего счастья. Но вдруг блаженство куда-то испарилось и возвратилось все то же безысходное чувство пустоты. Я был удивлен и испуган, ведь если я не был счастлив теперь, когда казалось, что мне удалось достичь всего, чего желала моя душа, мог ли я надеяться на счастье, которое будет длиться вечно?

Я попытался убедить себя, что это был временный упадок, но проходили дни, недели и месяцы, а я не чувствовал себя более счастливым. В действительности я ощущал еще большую опустошенность, поскольку начал понимать, что простая подмена цели – скажем, победа на мировом чемпионате – сама по себе не принесла бы мне счастья.

Минута на размышление

Вспомните два-три случая из своей жизни, когда вопреки вашим надеждам достижение той или иной важной вехи не дало вам ничего в эмоциональном плане.

И тогда я осознал необходимость поменять свои представления о счастье – глубже понять саму его природу или даже посмотреть на него совершенно иными глазами. Я был буквально одержим поисками ответа на один-единственный вопрос: как обрести прочное счастье, которое бы продлилось до конца моих дней? Я поступил в колледж, чтобы изучать философию и психологию. Я научился читать и анализировать любой текст буквально под лупой. Я прочитал то, что Платон писал о «благе», а Эмерсон – о «неподкупности вашей собственной души». И все это оказалось для меня чем-то вроде новых линз, через которые и моя собственная жизнь, и жизнь тех людей, которые меня окружали, смотрелась намного яснее.

Я не был одинок в своем несчастье, поскольку видел, что многие из моих однокурсников унылы и подавленны. Вся их жизнь проходила в погоне за высокими отметками, спортивными достижениями и престижной работой, но, сколь бы страстно они ни стремились к своим целям – даже если им удавалось их достичь, – это не приносило им ощущения стабильного хорошего самочувствия. По окончании колледжа их конкретные цели во многом менялись (например, вместо успехов в учении они начинали мечтать о продвижении по службе), но общая схема жизни оставалась той же самой.

Создавалось впечатление, будто все эти люди воспринимают свои душевные проблемы как неизбежную цену успеха. Неужели был прав Торо7
Торо, Генри Дэвид (1817–1862) – американский писатель и борец за гражданские права. Активно участвовал в борьбе за освобождение негров, а однажды даже был посажен в тюрьму на один день за протест против войны с Мексикой и активное участие в аболиционистском движении. Большую часть жизни одиноко прожил в хижине в лесу, занимаясь физической работой, написанием сочинений (самое знаменитое из них «Уолден, или Жизнь в лесу», 1854) и созерцанием природы. В 1960 году его имя было вписано в Галерею славы великих американцев.

Однажды заметивший, что большинство людей ведут жизнь «в тихом отчаянии»? Я упорно отказывался принять этот зловещий постулат как неизбежный факт жизни и стал искать ответы на следующие вопросы: каким образом можно добиться успеха, оставаясь в то же время счастливым человеком? как примирить между собой амбиции и счастье? неужели нельзя раз и навсегда выкинуть из головы пресловутую сентенцию «Терпи, казак, – атаманом будешь»?

Пытаясь ответить на эти вопросы, я понял, что прежде всего мне необходимо выяснить, что же такое счастье. Со словом «счастье» часто используются такие слова, как «наслаждение», «блаженство», «экстаз» и «удовлетворенность», но ни одно из них не способно в точности выразить, что я имею в виду, когда думаю о счастье. Эти эмоции мимолетны и хотя сами по себе приятны и значимы, они не являются ни мерилом счастья, ни его оплотом.

В итоге мне стало ясно, какие слова и дефиниции не подходят для определения счастья, но гораздо труднее оказалось подобрать слова, которые были бы способны адекватно обозначить его природу. Английское слово happiness (счастье) происходит от исландского слова happ, которое означает «удача», «шанс», «счастливый случай»; тот же самый корень и у английских слов haphazard (случай, случайность, случайное происшествие) и happenstance (случайное происшествие, случайность)8
По поводу происхождения русского слова «счастье» общепринятой точки зрения не существует. Наибольшее распространение получила точка зрения М. Фасмера и И. А. Бодуэна де Куртенэ, согласно которой праславянское Sъčęstьĵe происходит от древнеиндийского su (хороший) + čęstь (часть), то есть «хороший удел».

Я не хотел сводить переживание счастья к удаче или глупой случайности, поэтому стремился определить и понять, что же это такое.

Минута на размышление

Как бы вы определили, что такое счастье? Что это слово означает для вас?

У меня нет исчерпывающего ответа на тот единственный вопрос, который я поставил перед собой в шестнадцать лет, и подозреваю, что не будет никогда. Я так и не нашел никакой секретной формулы, никаких «пяти простых путей к счастью». Моя цель при написании этой книги заключалась лишь в том, чтобы лучше осознать те принципы, которые лежат в основе счастливой и полноценной жизни.

Разумеется, эти общие принципы – отнюдь не панацея, к тому же они годятся не для всех людей и не во всех ситуациях. Изложенные здесь идеи неприменимы, если у человека глубокая депрессия или острое тревожное расстройство, а также в отношении большинства внешних препятствий, которые нарушают благополучное течение жизни: войны, условий крайней бедности или политических репрессий, недавней потери близкого человека. При определенных обстоятельствах лучшее, что мы можем сделать, – это пережить отрицательные эмоции и позволить событиям идти своим чередом.

Страдания в жизни неизбежны, и существует масса внешних и внутренних барьеров, которые невозможно преодолеть одним махом. И тем не менее люди в большинстве ситуаций могут стать счастливее, если научатся лучше понимать саму природу счастья и, что еще важнее, применять на практике определенные идеи.

Предисловие

Все мы живем для одной лишь цели - быть счастливыми; наши жизни такие разные, но такие похожие.

Анна Франк

Я начал вести семинар по позитивной психологии в Гарварде в 2002 году. На него записались восемь студентов; двое очень скоро перестали посещать занятия. Каждую неделю на семинаре мы искали ответ на вопрос, который я считаю вопросом вопросов: каким образом мы можем помочь себе и другим - будь то отдельные индивидуумы, коллективы или общество в целом - стать счастливее? Мы читали статьи в научных журналах, проверяли разнообразные идеи и гипотезы, рассказывали истории из собственной жизни, огорчались и радовались, и к концу года у нас возникло более ясное понимание того, чему может нас научить психология в стремлении к более счастливой и полноценной жизни.

На следующий год наш семинар стал популярен. Мой наставник Филип Стоун, который первым познакомил меня с этой областью знаний и к тому же был первым из профессоров, кто стал преподавать позитивную психологию в Гарварде, посоветовал предложить лекционный курс по этой теме. На него записались триста восемьдесят студентов. Когда в конце года мы подводили итоги, свыше 20 % слушателей отметили, что «изучение этого курса помогает людям улучшить качество жизни». И когда я предложил его еще раз, на него записались 855 студентов, так что курс стал самым посещаемым во всем университете.

Такой успех едва не вскружил мне голову, но Уильям Джемс - тот самый, который более ста лет назад заложил основы американской психологии, - не дал мне сбиться с пути. Он вовремя напомнил о том, что нужно всегда оставаться реалистом и попытаться «оценить стоимость правды в звонкой монете эмпирики». Наличная ценность, в которой так нуждались мои студенты, измерялась не в твердой валюте, не в размерах успеха и почестей, а в том, что я позднее стал называть «всеобщим эквивалентом», поскольку это и есть та конечная цель, к которой устремлены все остальные цели, - то есть счастье.

И это были не просто отвлеченные лекции «о хорошей жизни». Студенты не только читали статьи и штудировали научные данные по этому вопросу, я еще просил их применять пройденный материал на практике. Они писали эссе, в которых пытались побороть страхи и размышляли над сильными сторонами своего характера, ставили перед собой амбициозные цели на ближайшую неделю и на ближайшее десятилетие. Я призывал их рискнуть и попробовать найти свою зону роста (золотую середину между зоной комфорта и зоной паники).

Лично я не всегда был способен найти эту золотую середину. Будучи от природы застенчивым интровертом, я чувствовал себя довольно комфортно в первый раз, когда проводил семинар с шестью студентами. Однако в следующем году, когда мне пришлось читать лекции почти четыремстам студентам, это, конечно же, потребовало от меня изрядного напряжения. А когда на третьем году моя аудитория более чем удвоилась, я не вылезал из панической зоны, особенно с тех пор, как в лекционном зале стали появляться родители студентов, их бабушки и дедушки, а потом и журналисты.

С того дня, как газеты «Harvard Crimson», а затем и «Boston Globe» растрезвонили о том, какой популярностью пользуется мой лекционный курс, на меня обрушилась лавина вопросов, и так продолжается до сих пор. Уже некоторое время люди ощущают новаторство и реальные результаты этой науки и не могут понять, почему так происходит. Чем можно объяснить бешеный спрос на позитивную психологию в Гарварде и в других университетских городках колледжа? Откуда взялся этот растущий интерес к науке о счастье, который стремительно распространяется не только в начальных и средних школах, но и среди взрослого населения? Не потому ли, что в наши дни люди сильнее подвержены депрессии? О чем это свидетельствует - о новых перспективах образования в XXI веке или о пороках западного образа жизни?

В действительности наука о счастье существует не только в западном полушарии, и зародилась она задолго до эпохи постмодернизма. Люди всегда и везде искали ключ к счастью. Еще Платон в своей Академии узаконил преподавание особой науки о хорошей жизни, а его лучший ученик, Аристотель, основал конкурирующую организацию - Лицей - для пропаганды собственного подхода к проблемам личностного развития. За сто с лишним лет до Аристотеля на другом континенте Конфуций переходил из деревни в деревню, чтобы донести до людей свои наставления о том, как стать счастливым. Ни одна из великих религий, ни одна из универсальных философских систем не обошла стороной проблему счастья, будь то в нашем мире или в загробном. А с недавних. пор полки книжных магазинов буквально ломятся от книг популярных психологов, которые к тому же оккупировали огромное количество конференц-залов по всему миру - от Индии до Индианы, от Иерусалима до Мекки.

Но при всем том, что обывательский и научный интерес к «счастливой жизни» не знает границ ни во времени, ни в пространстве, наша эпоха характеризуется некоторыми аспектами, не известными прежним поколениям. Эти аспекты помогают понять, почему спрос на позитивную психологию в нашем обществе столь высок. В Соединенных Штатах на сегодняшний день количество депрессий в десять раз выше, чем это было в 1960-х годах, а средний возраст наступления депрессии - четырнадцать с половиной лет, тогда как в 1960 году он составлял двадцать девять с половиной лет. Опрос, недавно проводившийся в американских колледжах, свидетельствует о том, что почти 45 % студентов «настолько подавлены, что им стоит большого труда справляться со своими повседневными обязанностями и даже просто жить». Да и другие страны практически не отстают в этом от Соединенных Штатов. В 1957 году 52 % жителей Великобритании заявляли, что они очень счастливы, тогда как в 2005 году таковых нашлось только 36 % - несмотря на то что на протяжении второй половины столетия британцы утроили свое материальное благосостояние. Наряду с быстрым ростом китайской экономики стремительно растет число взрослых и детей, которые страдают от нервозности и депрессии. Как заявляют в китайском министерстве здравоохранения, «состояние душевного здоровья детей и молодежи в стране действительно внушает опасения».

Одновременно с повышением уровня материального благосостояния растет и уровень подверженности депрессии. Несмотря на то что в большинстве западных стран, да и во многих странах на Востоке, наше поколение живет богаче, нежели их отцы и деды, счастливее от этого мы не становимся. Ведущий ученый в области позитивной психологии Михай Чиксентмихайи задается элементарным вопросом, на который не так-то просто найти ответ: «Если мы такие богатые, то почему мы такие несчастные?»

Тал Бен-Шахар утверждает, что мы можем научиться быть более счастливыми точно так, как мы можем научиться водить машину или говорить на иностранном языке.

Многие из нас, оглядываясь сейчас на школьные или студенческие годы, предпочли бы изучению скорости электронов или истории Древней Месопотамии что-то более полезное – например, как стать более счастливыми. Фактически есть учебное заведение, где такой курс действительно изучается.

Преподаватель и писатель Тал Бен-Шахар ведет в Гарвардском университете курсы Позитивной психологии и Психологии Лидерства, ставшие одними из самых популярных в истории Университета. Тал Бен-Шахар утверждает, что мы можем научиться быть более счастливыми точно так, как мы можем научиться водить машину или говорить на иностранном языке.

10 советов, как быть счастливым от доктора Тал Бен-Шахара

1. Осознайте все то, что делает вас счастливыми

Существует хорошая и простая техника, как это сделать.

Возьмите листок бумаги и завершите следующее предложение: «Чтобы привнести в мою жизнь 5% счастья…»

Думайте скорее о новом опыте, а не о вещах. Миллион долларов вряд ли сделает вас счастливыми.

Но может это будут: возможность провести больше времени со своей семьёй, кругосветное путешествие, финансовая стабильность.

Доктор Тал Бен-Шахар предполагает, что мы можем начинать с достаточно скромных пожеланий.

2. Сочетайте удовольствие и смысл

У Аристотеля была великолепная концепция, называемая «золотая середина».

Он верил, что мы должны стремиться к середине между двумя крайностями.

Это кажется довольно разумным, однако когда дело доходит до каждодневных жизненных выборов, мы часто забываем следовать его мудрому совету.

Рассмотрим это на примере еды. Мы часто стремимся употреблять продукты, которые, с одной стороны, доставляют нам быстрое удовольствие, но с другой – впоследствие заставляют испытать чувство вины (например, для некоторых это могут быть конфеты или пирожные).

Или мы обращаемся к другой крайности, решаем сесть на строгую диету и есть только низкокалорийную, маложирную и невкусную еду.

Что предлагает Бен-Шахар?

Не нужно выбирать одну или другую крайность. Мы можем найти то, что, в конце концов, является для нас одновременно вкусным и здоровым.

Он говорит:

«УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОСТОЯННОЙ ПОТРЕБНОСТИ В СЧАСТЬЕ ПРЕДПОЛАГАЕТ, ЧТО МЫ НАСЛАЖДАЕМСЯ ВСЕМ ПУТЁМ В ТОМ НАПРАВЛЕНИИ, КОТОРОЕ МЫ РАССМАТРИВАЕМ КАК ЗНАЧИМОЕ. СЧАСТЬЕ, ПОЭТОМУ, НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЧЕМ-ТО, ЧТО НАХОДИТСЯ НА ВЕРШИНЕ ГОРЫ ИЛИ БЕСЦЕЛЬНЫМИ БЛУЖДАНИЯМИ ВОКРУГ ГОРЫ: СЧАСТЬЕ – ЭТО ОПЫТ ВОСХОЖДЕНИЯ К ВЕРШИНЕ».

3. Не превращайте счастье в вашу ультимативную цель

Вы не будете счастливыми, если вы сделаете или получите что-то, потому что счастье – это не конечное состояние. Это что-то, над чем мы должны постоянно работать в течение всей своей жизни.

Бен-Шахар убеждён, что мы можем становиться счастливее каждый день, вместо того, чтобы отдавать наше счастье в руки других людей или искать его во внешних событиях и материальных вещах.

4. Создавайте традиции

Существует ли ритуал счастья? Профессор Гарвардского Университета убеждён, что да.

Для него таким ритуалом стало ведение «Журнала благодарностей», в который он каждый день перед сном записывает по пять вещей, за которые он чувствует благодарность.

Ваш ритуал счастья может не требовать ведения журнала.

Может быть, вам нравится осуществлять прогулку после обеда или молиться в течение 15 минут в день.

5. Представьте себя в возрасте 110 лет

Оглянитесь на свою жизнь: какой совет вы дали бы самому себе более молодому? Какие важные уроки вы вынесли? Какие тривиальные, негативные, поверхностные вещи не стоят вашего времени и усилий?

Если вам удаётся посмотреть на своё настоящее под этим углом зрения, многое становится на свои места.

6. Упрощайте свою жизнь

Распределяйте свою занятость так, чтобы высвободить время для целей и достижений, которые делают вас более счастливыми.

Спросите себя, что вы можете не делать, чему можете сказать «нет»?

Освободите своё сознание от эмоционального мусора. Упростите свои рутинные дела. Перестаньте жить с чувством того, что вам не хватает времени.

Такое состояние делает невозможным получение удовольствия или полное погружение в те занятия, которые делают вас счастливыми.

7. Помните о тесной связи телесного и сознания

Вы обращали внимание, когда вы чувствуете себя бодрым и полным сил? Большинство людей не обращало. Они воспринимают своё здоровье как нечто естественное.

Однако когда что-то в нашем теле вдруг нарушает своё нормальное функционирование, невозможно игнорировать настойчивые мысли о болезненном состоянии. Мы думаем об этом. Говорим об этом.

Мы чувствуем, что это влияет на наше настроение, отношение к жизни, наше взаимодействие с людьми.

Так что если вы хотите сохранять своё сознание позитивным, позаботьтесь о своём теле.

Высыпайтесь, обратите внимание на своё питание, регулярно делайте физические упражнения.

8. Принимайте собственные эмоции

Принимайте не только положительные эмоции, такие как удовольствие и энтузиазм, но и такие эмоции, как злость, ярость, беспокойство, печаль.

Не пытайтесь отрицать их или бежать от них. Ожидание постоянного счастья нереалистично и абсолютно невозможно.

Бен-Шахар также убеждён, что такое ожидание приведёт только к большему расстройству и ощущению отсутствия счастья.

9. Начинайте со своего отношения

Если не рассматривать крайние случаи, наше счастье в основном определяется тем, на чём мы концентрируем наше внимание и как мы решаем относиться к внешним событиям .

Если мы концентрируемся на чём-то, что злит, раздражает или пугает на с, мы словно «подпитываем» эти эмоции и подсознательно ищем другие пусковые механизмы, которые делают нас даже более озлобленными или испуганными.

Быстрейший путь разрушить этот негативный круг – направить свои мысли в другое русло и «научить» своё сознание извлекать положительные уроки из любых ситуаций.

10. Превратите счастье в свою универсальную валюту

Именно счастье, а не деньги, связи или социальный статус должно стать той ценностью, которой можно измерить нашу жизнь.

Если мы ощущаем свои дни как бессмысленные и пустые, то стоит задать себе вопрос – на что мы разменяли своё счастье?

Ответ на этот вопрос – ключ к нашей удовлетворённости от жизни и саморазвитию.

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения