Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Тип избирательной системы в рф. Пропорциональная и мажоритарная избирательные системы

В юридической литературе распространены два подхода к пониманию избирательной системы: широкий и узкий.

В широком смысле избирательная система понимается как совокупность общественных отношений, складывающихся по поводу формирования органов государственной власти и местного самоуправления посредством реализации избирательных прав граждан. При таком подходе избирательная система включает в себя принципы и условия участия граждан в выборах, порядок их назначения, подготовки и проведения, круг субъектов избирательного процесса, правила установления итогов голосования и определения результатов выборов. Избирательная система в широком смысле, по существу, отождествляется с избирательной кампанией, представляющей собой деятельность по подготовке выборов, осуществляемую в период со дня официального опубликования решения о назначении выборов до дня представления организующей выборы комиссией отчета о расходовании выделенных на их проведение бюджетных средств. По этой причине использование понятия избирательной системы в широком смысле вряд ли оправданно.

Узкое понимание избирательной системы связывается, как правило, с методами (приемами) установления итогов голосования и определения победителя на выборах и рассматривается в качестве своеобразной юридической формулы, при помощи которой определяются результаты избирательной кампании на заключительной стадии выборов. Так, в соответствии со ст. 23 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под избирательной системой при проведении муниципальных выборов понимаются условия признания кандидата (кандидатов) избранным (избранными), списков кандидатов — допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов. Вместе с тем не следует забывать, что правила подведения итогов голосования зависят, кроме способов определения результата, от ряда избирательных действий, которые оказывают непосредственное влияние на принятие решения об избрании того или иного кандидата. Исходя из этого в юридическом смысле узкое понимание избирательной системы предпочтительнее увязывать с совокупностью норм, закрепляющих правила:

  • образования избирательных округов;
  • выдвижения кандидатов (списков кандидатов);
  • определения роли политических партий (избирательных объединений) в выборах;
  • утверждения формы избирательного бюллетеня;
  • определения результатов выборов и установления победителей, включая распределение депутатских мандатов между политическими партиями (избирательными объединениями);
  • проведения в случае необходимости повторного голосования (второго тура выборов);
  • замещения вакантных мандатов.

Виды избирательных систем

В своей совокупности они дают наиболее полное представление об образующих избирательную систему элементах, различное сочетание и содержательное наполнение которых обусловливают выделение различных видов избирательных систем .

В истории развития законодательства о выборах сформировалось много подходов к конструированию избирательных систем. При этом выбор того или иного вида избирательной системы — один из ключевых вопросов политической жизни страны, на решение которого существенным образом влияет состояние демократического развития и соотношение политических сил. Не случайно именно к такому выводу пришел и Конституционный Суд РФ. В определении от 20 ноября 1995 г. об отказе в принятии к рассмотрению запроса группы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и запроса Верховного Суда РФ о проверке конституционности ряда положений Федерального закона от 21 июня 1995 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» Суд подчеркнул, что выбор того или иного варианта избирательной системы и его закрепление в избирательном законе зависит от конкретных социально-политических условий и является вопросом политической целесообразности. В российских условиях этот выбор осуществляет Федеральное Собрание РФ в соответствии с правилами законодательной процедуры. Данное обстоятельство, однако, вовсе не означает, что вопрос об избирательной системе является сугубо политическим и лишен юридического смысла. Правовое значение избирательной системы состоит в надлежащем законодательном закреплении всей совокупности правил, регулирующих отношения, связанные с определением результатов выборов, и образующих юридическое оформление избирательной системы, включая закрепление различных ее видов.

Действующее законодательство о выборах предусматривает возможность использования следующий типов избирательных систем : мажоритарной, пропорциональной и смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системы.

Мажоритарная избирательная система

Суть заключается в разделении территории, на которой проводятся выборы, на избирательные округа, в которых избиратели голосуют персонально за тех или иных кандидатов. Для избрания кандидату (кандидатам, если выборы проводятся по многомандатным избирательным округам) необходимо набрать большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании. С юридической точки зрения мажоритарную избирательную систему отличает универсальность применения, позволяющая использовать ее для выборов как коллегиальных органов, так и отдельных должностных лиц. Правом выдвижения кандидатов при этой избирательной системе наделяются как граждане в порядке самовыдвижения, гак и политические партии (избирательные объединения). При образовании вакантных мандатов, обусловленном в числе прочего досрочным прекращением полномочий депутатов (выборных должностных лиц), обязательным является проведение новых (дополнительных, досрочных или повторных) выборов.

Мажоритарная избирательная система имеет разновидности . В зависимости от образуемых избирательных округов различаются мажоритарные избирательные системы, предполагающие голосование по единому избирательному округу, одномандатным и многомандатным избирательным округам. Мажоритарная система на базе единого избирательного округа используется только на выборах должностных лиц. При избрании депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований применяются либо одномандатные, либо многомандатные избирательные округа. Причем максимальное число мандатов, приходящихся на один многомандатный избирательный округ, не может превышать пяти. Вместе с тем данное ограничение не применяется на выборах в органы местного самоуправления сельского поселения, а также иного муниципального образования, границы многомандатного избирательного округа которого совпадают с границами избирательного участка.

Выделяются мажоритарные системы относительного, абсолютного и квалифицированного большинства. Система относительного большинства исходит из того, что для избрания требуется набрать наибольшее число голосов избирателей по отношению к другим кандидатам. Она может применяться на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований, а также на выборах глав муниципальных образований.

При системе абсолютного большинства для избрания кандидата необходимо, чтобы он набрал более половины голосов от числа избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни одному из кандидатов не удается набрать такое количество голосов, проводится повторное голосование по двум кандидатам, за которых в первом туре выборов было подано наибольшее число голосов избирателей. Для победы во втором туре при использовании такой системы достаточно набрать относительное большинство голосов. Система абсолютного большинства применяется на выборах Президента РФ, а также, если это предусмотрено законом субъекта Федерации, на выборах глав муниципальных образований. В принципе нельзя исключать ее использование и на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований, однако действующему избирательному законодательству такие случаи неизвестны.

Система квалифицированного большинства встречается достаточно редко. Она основывается на том, что для победы на выборах необходимо не просто набрать то или иное большинство голосов, а большинство, зафиксированное в законе (не менее 1/3, 2/3, 3/4), от числа проголосовавших избирателей. В настоящее время она практически не применяется, хотя прежде случаи ее использования имели место в некоторых субъектах Федерации. Так, ныне отмененный Закон Приморского края от 28 сентября 1999 г. «О выборах губернатора Приморского края» предусматривал, что избранным по результатам голосования признается кандидат, набравший наибольшее количество голосов при условии, что оно составляет не менее 35% от числа избирателей, принявших участие в голосовании.

Пропорциональная избирательная система

Для характерны следующие черты. Ее применение ограничено выборами депутатов законодательных (представительных) органов; она не применяется на выборах должностных лиц. Правом выдвижения кандидатов обладают исключительно политические партии (избирательные объединения). Избиратели при такой системе голосуют не персонально за кандидатов, а за выдвинутые избирательными объединениями списки кандидатов (партийные списки), а к распределению депутатских мандатов допускаются списки кандидатов, преодолевшие заградительный барьер, т. е. набравшие установленное в законе минимально необходимое число голосов, которое не может превышать 1% от числа избирателей, принявших участие в голосовании. Образовавшиеся вакансии замешаются следующими в порядке очередности кандидатами из списков кандидатов (партийных списков), допущенных к распределению мандатов, вследствие чего проведение дополнительных выборов не предусматривается.

Российскому законодательству известны две разновидности пропорциональной избирательной системы, обусловленные использованием закрытых (жестких) или открытых (мягких) списков кандидатов. При голосовании по закрытым спискам избиратель вправе отдать свой голос только за тот или иной список кандидатов в целом. Открытые списки позволяют избирателю проголосовать не только за определенный список кандидатов, но и за одного или нескольких кандидатов внутри этого списка. В нашей стране явное предпочтение отдается закрытым спискам. Голосование пооткрытым спискам предусмотрено только в нескольких субъектах Федерации (Республика Калмыкия, Тверская область, Ямало-Ненецкий автономный округ).

Пропорциональная избирательная система применяется на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ. В субъектах Федерации в чистом виде она встречается редко (Дагестан, Ингушетия, Амурская область, Свердловская область, г. Санкт- Петербург). Что касается муниципальных выборов, то для них пропорциональная избирательная система в целом нехарактерна. Редкое исключение в этом отношении представляет г. С пасс к-Дальний Приморского края, уставом которого предусмотрено избрание всех депутатов городского округа по партийным спискам.

Смешанная избирательная система

Смешанная (мажоритарно-пропорциональная) избирательная система является комбинацией мажоритарной и пропорциональной систем с законодательно установленным числом депутатских мандатов, распределяемых по каждой из них. Ее применение позволяет соединить достоинства и сгладить недостатки мажоритарной и пропорциональной систем. При этом политические партии (избирательные объединения) получают возможность выдвигать в качестве кандидатов одних и тех же лиц как в составе партийного списка, гак и по одномандатным (многомандатным) избирательным округам. Закон лишь требует, чтобы в случае одновременного выдвижения по одномандатному (многомандатному) избирательному округу и в составе списка кандидатов информация об этом обязательно указывалась в бюллетене, изготавливаемом для голосования по соответствующему одномандатному (многомандатному) округу

Смешанная система используется в настоящее время на выборах законодательных (представительных) органов государственной власти практически всех субъектов Федерации. Обусловлено это тем, что Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 35) требует, чтобы не менее половины депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Федерации либо в одной из его палат подлежало распределению между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов.

При проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований смешанная мажоритарно-пропорциональная система применяется гораздо реже. По всей вероятности, это связано с тем, что федеральное законодательство не требует обязательного использования элементов пропорциональной системы применительно к муниципальному уровню формирования представительных органов власти.

(electoral system) Любой набор правил, согласно которым голоса граждан определяют состав органов исполнительной и/или законодательной власти. Избирательные системы классифицируют по-разному. Пожалуй, наиболее приемлемо разделение на три категории: систему, основанную на принципе простого большинства голосов, мажоритарную систему и пропорциональную систему (plurality, majoritarian and proportional systems). Национальные выборы, использующие принцип простого большинства, проводятся только в Великобритании и в некоторых бывших английских колониях (включая США и Индию). Мажоритарные системы применяются во Франции и Австралии на выборах законодательных органов, а также примерно в половине стран с прямыми выборами высших руководителей исполнительного органа власти. В демократическом мире существует множество вариантов пропорциональных систем. Все они существенно отличаются друг от друга, и общепризнанного критерия, по которому один был бы лучше другого, нет. Каждое "семейство" систем обладает отличительными чертами. На выборах, требующих простого большинства, голосуют обычно за две ведущие партии (см .: Закон Дюверже), за исключением тех регионов, где есть свои локальные партии. Мажоритарные системы больше подходят для президентских выборов, где речь идет только об одном человеке, который должен иметь поддержку абсолютного или относительного большинства, по крайней мере в борьбе с последним оставшимся в списке соперником. В таком случае система альтернативного голосования (alternative vote) хотя и далеко не самая лучшая, приемлема. Вместе с тем мажоритарная система на выборах законодательных органов может привести к самым серьезным искажениям. Количество партий, избранных по пропорциональной системе, отчасти зависит от размера округов, в которых выставляются их кандидаты (чем больше мест выделяется каждому округу, тем больше партий будет представлено в избираемом органе), отчасти – от характера основных противоречий в обществе (cleavages).

Пассивное избирательное право - это право избираться в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления. Оно является различным, т.е. определяется возрастом или сроком проживания гражданина на соответствующей территории России. Там возраст кандидата не может быть менее 21 года при выборах депутатом Государственной Думы, законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, главы местного самоуправления. Глава исполнительного органа субъекта РФ должен быть не моложе 30 лет. Кандидат в президенты должен иметь возраст не моложе 35 лет и проживать в России на менее 10 лет.

Избирательную систему характеризует также механизм выдвижения кандидатов на государственные посты; принципы, на основе которых проводятся выборы: всеобщность избирательных прав, равный вес голосов, свободный выбор; тайное голосование и другие. В целом избирательная система включает в себя порядок, процесс и основные принципы выдвижения кандидатов на государственные посты, организационно-содержательное и материальное обеспечение выборов, работу с избирателями и другие мероприятия.

Неполное определение ↓

Представительство и выборы

Важнейшая часть политического процесса в демократической стране - выборы. Выборы выгодны с экономической точки зрения. Если их нет, то альтернатива одна - содержание огромного репрессивного аппарата.

Воля народа должна изъявляться путем периодичных нефальсифицированных выборов. Свободные и честные выборы - обязательное условие и элемент демократии . Если общество признает результаты выборов, то это демократичное общество.

Выборы - это процедура, с помощью которой граждане выдвигают нужных им людей для осуществления своих интересов.

Функции выборов:

1. Передача власти мирным путем через волеизъявление граждан ;

2. Участие граждан в управлении страной (путем формирования представительных органов власти);

3. Контроль населения за властью (перед выборами власть часто меняет политику, чтобы стать ближе к народу.Трудно править без легитимности );

4. Обществополучает реальную возможность выбрать и сменить тот или иной политический курс (выборы - это политический рынок. Нам претенденты предлагают свои качества, программы, опыт, в обмен наших голосов они получат властные полномочия).

Избирательная система - это совокупность установленных законом правил, принципов, норм, приемов, с помощью которых определяются результаты голосования и распределяются депутатские мандаты .

Избирательное право - совокупность норм, которые определяют процедуру выборов.

В мире существует 3 основных вида избирательных систем:

1. Мажоритарная (система (принцип) большинства) . Она применяется по отношению к отдельным кандидатам на государственные должности, а также к политическим партиям, которые желают избраться в состав представительного органа. При мажоритарной системе избранным на государственную должность считается субъект, который набрал большинство голосов избирателей. В условиях мажоритарной системы победителем может быть только один субъект. В Беларуси используется именно мажоритарная система, но она применяется только в отношении отдельных кандидатов, но не политических партий. Существует несколько разновидностей мажоритарной системы:

a. Система абсолютного большинства : избранным считается лицо, которое получило более половины голосов избирателей (50% +1) от явившихся избирателей. Избирательные округа являются одномандатными. Второй тур проводится через 2 недели; Они способствуют формированию стабильных партийных блоков.

b. Система относительного большинства: избранным считается лицо, которое получило большее число голосов, чем любой из его конкурентов (40% и 30% и 20%); избирательные округа являются одномандатными. Используется в Великобритании и ее бывших колониях, в США. Эта система более результативна, экономна, дает результат уже в первом туре. Если кандидаты набрали одинаковое количество голосов, то используется жребий, смотрят на возраст кандидата. Эта система формирует двухпартийность.


c. Система квалифицированного большинства : в данном случае для избрания необходимо набрать еще большее число голосов, чем при системе абсолютного большинства, например 2/3 голосов или иной процент. До внесения изменений в Конституцию Казахстана, она гласила, что избранным считается кандидат в Президенты, который набрал более 60% голосов.

В Беларуси на выборах Президента и на выборах в Парламент используется мажоритарная система абсолютного большинства. Однако на выборы в местные советы депутатов несколько лет тому назад введена мажоритарная система относительного большинства.

Мажоритарная избирательная система предусмотрена законодательством большинства стран мира (США, Великобритания, Франция).

Достоинством является:

Ø учет мнения большинства;

Ø формирование стабильного Правительства;

Ø такая система персонифицирует выборы, избиратели голосуют не только за партию, но за личность;

Ø позволяет участвовать на выборах независимым кандидатам;

Ø стимулирует укрупнение партий;

Ø легче контролировать процесс.

Мажоритарная система имеет свои недостатки:

Ø не полностью выражает политическую волю населения;

Ø проигравшие не получают мест вообще;

Ø нарушается принцип всеобщности;

Ø не обеспечивает соотношение между количеством голосов, которые получит партия в стране в целом и числом ее представителей в Парламенте.

2. Пропорциональная избирательная система. Она применяется только в отношении политических партий. Избранными в данном случае могут быть несколько политических партий, число мест которых в представительном органе (Парламенте) будет зависеть (являться пропорциональным) от количества поданных за них голосов избирателей. Мандаты распределяются между партиями в соответствии с числом поданных за них голосов.

(избирательная квота: сколько стоит одно место)

Чем больше избирательный порог , тем меньше будет партий в Парламенте. Порогом можно регулировать их количество.

Достоинства:

Ø учитывает различные интересы избирателей;

Ø отражает реальную расстановку сил;

Ø повышает политическую культуру избирателей;

Ø стимулирует интерес населения к деятельности партий.

Пропорциональная избирательная система сегодня введена примерно в 60 странах мира, включая Россию, Израиль, Данию, Туркменистан.

Недостатки:

Ø при множестве партий может наступить несогласованность;

Ø способствует росту числа партий, которые, как правило, нестабильны (его можно регулировать через избирательный порог);

Ø возрастает роль мелких партий;

Ø партии начинают перерождаться;

Ø не оцениваются личные качества кандидатов.

Политический результат - появление и развитие мелких партий. Эта система стимулирует многопартийность

· Закрытый партийных список. У избирателей есть право голосовать только за партию. Избиратели не могут его менять;

· Открытый список. Избиратели могут изменить преференцию (нумерацию) кандидатов;

· Полужесткий список. Первое место всегда отдается лидеру партии, а остальные места назначаются народом (Нидерланды, Дания, Австрия);

· Панаширование . Блокирование кандидатов от разных партий (Швейцария, Люксембург). У избирателей несколько голосов (например, 5).

Смешанная избирательная система. Для того чтобы избежать некоторых недостатков мажоритарной и пропорциональной систем некоторые государства применяют смешанную избирательную систему: часть мест в представляемом органе заполняется в рамках мажоритарной системы, а другая часть в рамках пропорциональной системы, например в Грузии.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения