Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Значение либеральных реформ 60 70. Реформы местного самоуправления

История России с начала XVIII до конца XIX века Боханов Александр Николаевич

§ 4. Либеральные реформы 60-70- х годов

К крестьянской реформе Россия подошла с крайне отсталым и запущенным местным (земским, как тогда говорили) хозяйством. Медицинская помощь в деревне практически отсутствовала. Эпидемии уносили тысячи жизней. Крестьяне не знали элементарных правил гигиены. Народное образование никак не могло выйти из зачаточного состояния. Отдельные помещики, содержавшие для своих крестьян школы, закрыли их сразу же после отмены крепостного права. О проселочных дорогах никто не заботился. Между тем государственная казна была истощена, и правительство не могло своими силами поднять местное хозяйство. Поэтому было решено пойти навстречу либеральной общественности, которая ходатайствовала о введении местного самоуправления.

1 января 1864 г. был утвержден закон о земском самоуправлении. Оно учреждалось для руководства хозяйственными делами: строительством и содержанием местных дорог, школ, больниц, богаделен, для организации продовольственной помощи населению в неурожайные годы, для агрономической помощи и сбора статистических сведений.

Распорядительными органами земства были губернские и уездные земские собрания, а исполнительными - уездные и губернские земские управы. Для выполнения своих задач земства получили право облагать население особым сбором.

Выборы земских органов проводились раз в три года. В каждом уезде для выборов гласных уездного земского собрания создавалось три избирательных съезда. В первом съезде участвовали землевладельцы, независимо от сословия, имевшие не менее 200–800 дес. земли (земельный ценз по разным уездам был неодинаков). Второй съезд включал в себя городских собственников с определенным имущественным цензом. На третий, крестьянский, съезд съезжались выборные от волостных сходов. Каждый из съездов избирал определенное число гласных. Уездные земские собрания избирали гласных губернского земства.

Как правило, в земских собраниях преобладали дворяне. Несмотря на конфликты с либеральными помещиками, самодержавие считало поместное дворянство своей основной опорой. Поэтому земство не было введено в Сибири и в Архангельской губернии, где не было помещиков. Не ввели земство и в Области Войска Донского, в Астраханской и Оренбургской губерниях, где существовало казачье самоуправление.

Земства сыграли большую положительную роль в улучшении жизни русской деревни, в развитии просвещения. Вскоре после их создания Россия покрылась сетью земских школ и больниц.

С появлением земства стало меняться соотношение сил в русской провинции. Прежде все дела в уездах вершили правительственные чиновники вкупе с помещиками. Теперь же, когда развернулась сеть школ, больниц и статистических бюро, появился «третий элемент», как стали называть земских врачей, учителей, агрономов, статистиков. Многие представители сельской интеллигенции показали высокие образцы служения народу. Им доверяли крестьяне, к их советам прислушивались управы. Правительственные чиновники с тревогой следили за ростом влияния «третьего элемента».

По закону земства были чисто хозяйственными организациями. Но вскоре они стали играть важную политическую роль. В те годы на земскую службу обычно шли самые просвещенные и гуманные помещики. Они становились гласными земских собраний, членами и председателями управ. Они стояли у истоков земского либерального движения. А представители «третьего элемента» испытывали тяготение к левым, демократическим, течениям общественной мысли.

На аналогичных основаниях в 1870 г. была проведена реформа городского самоуправления. Попечительству городских дум и управ подлежали вопросы благоустройства, а также заведование школьным, медицинским и благотворительным делом. Выборы в городскую думу проводились по трем избирательным съездам (мелких, средних и крупных налогоплательщиков). Рабочие, не платившие налогов, не участвовали в выборах. Городской голова и управа избирались думой. Городской голова возглавлял и думу и управу, координируя их деятельность. Городские думы проводили большую работу по благоустройству и развитию городов, но в общественном движении были не столь заметны, как земства. Это объяснялось долго сохранявшейся политической инертностью купечества и предпринимательского класса.

Одновременно с земской реформой, в 1864 г., была проведена судебная реформа. Россия получила новый суд: бессословный, гласный, состязательный, независимый от администрации. Судебные заседания стали открытыми для публики.

Центральным звеном нового судебного устройства был окружной суд с присяжными заседателями. Обвинение в суде поддерживал прокурор. Ему возражал защитник. Присяжные заседатели, 12 человек, назначались по жребию из представителей всех сословий. Выслушав судебные прения, присяжные выносили вердикт («виновен», «невиновен» или «виновен, но заслуживает снисхождения»). На основании вердикта суд выносил приговор. Русское общеуголовное законодательство в те времена не знало такой меры наказания, как смертная казнь. Только специальные судебные органы (военные суды, Особое присутствие Сената) могли приговорить к смерти.

Разбором мелких дел занимался мировой суд, состоявший из одного человека. Мировой судья избирался земскими собраниями или городскими думами на три года. Правительство не могло своей властью отстранить его от должности (как и судей окружного суда). Принцип несменяемости судей обеспечивал их независимость от администрации. Судебная реформа была одним из самых последовательных и радикальных преобразований 60-70-х годов.

И все же судебная реформа 1864 г. осталась незавершенной. Для разбора конфликтов в крестьянской среде был сохранен сословный волостной суд. Это отчасти объяснялось тем, что крестьянские правовые понятия сильно отличались от общегражданских. Мировой судья со «Сводом законов» часто был бы бессилен рассудить крестьян. Волостной суд, состоявший из крестьян, судил на основании существующих в данной местности обычаев. Но он был слишком подвержен воздействию со стороны зажиточных верхов деревни и всякого рода начальства. Волостной суд и мировой посредник имели право присуждать к телесным наказаниям. Это позорное явление существовало в России до 1904 г.

В 1861 г. военным министром был назначен генерал Дмитрий Алексеевич Милютин (1816–1912). Учитывая уроки Крымской войны, он провел ряд важных реформ. Они имели целью создание крупных обученных резервов при ограниченной армии мирного времени. На завершающем этапе этих реформ, в 1874 г., был принят закон, отменивший рекрутчину и распространивший обязанность служить в армии на мужчин всех сословий, достигших 20 лет и годных по состоянию здоровья. В пехоте срок службы был установлен в 6 лет, на флоте - в 7 лет. Для окончивших высшие учебные заведения срок службы сокращался до шести месяцев. Эти льготы стали дополнительным стимулом для распространения образования. Отмена рекрутчины, наряду с отменой крепостного права, значительно увеличила популярность Александра II среди крестьянства.

Реформы 60-70-х годов - крупное явление в истории России. Новые, современные органы самоуправления и суда способствовали росту производительных сил страны, развитию гражданского самосознания населения, распространению просвещения, улучшению качества жизни. Россия подключалась к общеевропейскому процессу создания передовых, цивилизованных форм государственности, основанных на самодеятельности населения и его волеизъявлении. Но это были только первые шаги. В местном управлении были сильны пережитки крепостничества, оставались нетронутыми многие дворянские привилегии. Реформы 60-70-х годов не коснулись верхних этажей власти. Сохранялись самодержавие и полицейский строй, унаследованные от прошлых эпох.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги История России от древнейших времен до начала XX века автора Фроянов Игорь Яковлевич

Внутренняя политика царизма в 60-70-х годов XIX в. Буржуазные реформы Крестьянская реформа 1861 г. привела к изменениям в экономической структуре общества, что вызвало необходимость трансформации политической системы. Новые буржуазные реформы, вырванные у правительства в

Из книги История России от древнейших времен до начала XX века автора Фроянов Игорь Яковлевич

Военные реформы 60-70-х годов Необходимость повышения боеспособности русской армии, ставшая очевидной уже в ходе Крымской войны н явно заявившая о себе во время европейских событий 60-70-х годов, когда продемонстрировала свою боеспособность прусская армия (объединение

Из книги История Кореи: с древности до начала XXI в. автора Курбанов Сергей Олегович

§ 1. Японо-китайская война и реформы годов кабо и ылъми Японо-китайская война, как уже говорилось, была объективно вызвана достижением относительного паритета в экономическом присутствии двух стран на Корейском полуострове при политическом доминировании Китая.

Из книги Отечественная история (до 1917 г.) автора Дворниченко Андрей Юрьевич

§ 2. Внутренняя политика Александра II в 1860-1870-е гг. Либеральные реформы Крестьянская реформа 1861 г. привела к изменениям в экономической структуре общества, что вызвало необходимость трансформации политической системы. Реформы в России были не причиной, а следствием

Из книги История Грузии (с древнейших времен до наших дней) автора Вачнадзе Мераб

§2. Реформы 60–70-х годов XIX века Крестьянская реформа 1861 года подорвала социально-экономическую основу феодально-крепостнической России и дала мощный толчок развитию капитализма. Очень скоро стало очевидным, что необходимо проведение и других реформ. В 60–70-х годах XIX века

автора Ясин Евгений Григорьевич

4. 4. Либеральные реформы Александра II Царь и народное представительство Другие эпизоды развития российской демократической традиции, если говорить не об отдельных мыслителях и несостоявшихся проектах, но о движении и волеизъявлении достаточно широких слоев населения,

Из книги Приживется ли демократия в России автора Ясин Евгений Григорьевич

6. 2. Либеральные реформы в экономике И действительно, с самого начала новый президент заявил, что курс экономических реформ будет продолжен, более того, получит новый энергичный импульс. Экономическому развитию благоприятствовал и тот факт, что – впервые с 1992 года –

Из книги Отечественная история: Шпаргалка автора Автор неизвестен

44. ЛИБЕРАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ 1860–1870 гг Административная реформа была начата 1 января 1864 г. подписанием Александром II Положения о губернских и уездных земских учреждениях. В соответствии с ним земства представляли собой всесословные выборные учреждения. Выборы в них

Из книги Юго-Восточная Азия в XIII – XVI веках автора Берзин Эдуард Оскарович

Глава 8 ВЬЕТНАМ С 70 х ГОДОВ XIV в. ДО НАЧАЛА XV в. РЕФОРМЫ ХО КУИ ЛИ В 1369 г. Чан Зу Тонг умер, не оставив наследника. Внутри королевской семьи завязалась борьба за власть. Наиболее законным претендентом был принц Чан Нге Тонг, сын короля Чан Минь Тонга от младшей жены Минь Ты и

Из книги Политические портреты. Леонид Брежнев, Юрий Андропов автора Медведев Рой Александрович

Реформы и контрреформы 1964–1965 годов Смещение Н. С. Хрущева с поста руководителя партии и государства и выдвижение на эти посты Л. И. Брежнева и А. Н. Косыгина не сопровождалось вначале никакими серьезными кадровыми перестановками, если не считать нескольких

Из книги История Индии. XX век. автора Юрлов Феликс Николаевич

Глава 27 РЕФОРМЫ 1990-х ГОДОВ Власть политической династии Неру–Ганди прерванаЧерез четыре месяца после прихода правительства Чандрашекхара к власти Конгресс отозвал свою поддержку в его пользу. Правительство было вынуждено подать в отставку, но продолжало

Из книги Дворянство, власть и общество в провинциальной России XVIII века автора Коллектив авторов

Административные реформы Екатерины II начала 1760-х годов Екатерина II начала борьбу с коррупцией с первых же дней своего царствования. 18 июля 1762 года был издан указ о борьбе со взяточничеством в государственном аппарате. Взяточничество чиновников подверглось суровому

автора Коллектив авторов

Глава IX ПАДЕНИЕ КРЕПОСТНОГО ПРАВА. БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ 60-70-х ГОДОВ Конец 50-х - начало 60-х годов XIX в. стали переломным этапом в истории России, в том числе и Украины. В эти годы сложилась первая революционная ситуация, со всей очевидностью показавшая невозможность

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том четвертый автора Коллектив авторов

6. БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ 60 - 70-х ГОДОВ После отмены крепостного права были проведены реформы в области управления, суда, просвещения, военного дела и финансов. Цель их состояла в том, чтобы, сохраняя самодержавную власть царя и господство класса дворян-помещиков,

Из книги Сербия на Балканах. XX век автора Никифоров Константин Владимирович

Реформы 60-х годов В 1964–1965 годах в Югославии начали проводиться самые радикальные реформы в экономике за время всего самоуправленческого эксперимента. В литературе их обычно объединяют под общим названием «общественно-экономическая реформа 1965 г.» Необходимо отметить,

Из книги Загогулина в портфеле президента автора Лагодский Сергей Александрович

2.2. Реформы 90-х годов: от кооперации до приватизации В конце 80-х годов в советском обществе доминировала атмосфера недовольства экономическим положением страны. Рост производства, его эффективность, повышение жизненного уровня населения приостановились. Приоритетной

Александр II являлся всероссийским императором, польским царем и Великим князем Финляндским в период с 1855 по 1881 год. Происходил он из династии Романовых.

Запомнился Александр II как выдающийся новатор, проводящий либеральные реформы 60-70 годов 19 века. О том, улучшили они или ухудшили социально-экономическую и политическую обстановку в нашей стране, историки спорят до сих пор. Но роль императора сложно переоценить. Не зря в российской историографии он известен как Александр Освободитель. Такое почетное звание правитель получил за Погиб Александр II в результате террористического акта, ответственность за который взяли на себя активисты движения "Народная воля".

Судебная реформа

В 1864 году был издан важнейший документ, который во многом изменил систему юстиции в России. Это был Судебный устав. Именно в нем либеральные реформы 60-70-х годов XIX века проявились очень ярко. Этот устав стал основой единой системы судов, деятельность которых отныне должна была основываться на принципе равенства всех слоев населения перед законом. Теперь заседания, на которых рассматривались как гражданские, так и уголовные дела, стали публичными, а их результат должен был публиковаться в печатных изданиях. Стороны тяжбы пользоваться услугами адвоката, имеющего высшее и не состоящего на государственной службе.

Несмотря на существенные нововведения, направленные на укрепление капиталистического строя, все же либеральные реформы 60-70 годов 19 века сохраняли пережитки крепостного права. Для крестьян создавались специализированные которые в качестве наказания могли назначать и побои. Если рассматривались политические процессы, то административные репрессии были неминуемы, даже если приговор был оправдательным.

Земская реформа

Александр Второй осознавал необходимость внесения изменений в систему местного управления. Либеральные реформы 60-70-х годов повлекли создание выборных земских органов. Они должны были заниматься вопросами, связанными с налогообложением, с медицинской помощью, начальным образованием, финансированием и т. д. Выборы в уездные и земские управы проходили в два этапа и обеспечивали большинство мест в них дворянам. Крестьянам отводилась незначительная роль в решении местных вопросов. Такое положение сохранялось вплоть до конца 19-го века. Незначительное изменение пропорций достигалось вхождением в управы кулаков и купцов, выходцев из крестьянской среды.

Избирались земства на четыре года. Они занимались вопросами местного самоуправления. В любых случаях, затрагивавших интересы крестьян, решение принималось в пользу помещиков.

Военная реформа

Коснулись изменения и армии. Либеральные реформы 60-70 годов 19 века были продиктованы необходимостью срочной модернизации военных механизмов. Руководил преобразованиями Д. А. Милютин. Реформа проходила в несколько этапов. Сначала вся страна была разделена на военные округи. Для этого был издан ряд документов. Центральным стал нормативный акт о всеобщей воинской повинности, подписанный императором в 1862 году. Он заменял рекрутский набор в армию всеобщей мобилизацией, независимо от сословий. Основной целью реформы стало сокращение численности солдат в мирное время и возможность оперативного их сбора в случае неожиданного начала боевых действий.

В результате преобразований были достигнуты такие результаты:

  1. Создана обширная сеть военных и юнкерских училищ, в которых занимались представители всех сословий.
  2. Численность армии сократилась на 40%.
  3. Был основан главный штаб и военные округи.
  4. В армии была отменена традиция за малейшую провинность.
  5. Глобальное перевооружение.

Крестьянская реформа

В период правления Александра Второго уже практически себя изжило. Проводила Российская империя либеральные реформы 60-70 гг. XIX века с основной целью создать более развитое и цивилизованное государство. Нельзя было не затрагивать важнейшую жизни. Крестьянские волнения становились все сильнее, особенно обострились они после изнурительной Крымской войны. Государство обратилось к этому слою населения за поддержкой в ходе боевых действий. Крестьяне были уверены, что наградой за это станет их освобождение от помещичьего самоуправства, но их надежды не оправдались. Все чаще вспыхивали бунты. Если в 1855 году их было 56, то в 1856-м их количество превысило уже 700.
Александр Второй распорядился о создании специализированного комитета по крестьянскому делу, в который вошло 11 человек. Летом 1858 года был представлен проект реформы. Он предполагал организацию комитетов на местах, в которые входили бы самые авторитетные представители дворянской знати. Им предоставлялось право вносить поправки в проект.

Основным принципом, на котором основывались либеральные реформы 60-70 годов 19 века в сфере крепостного права, стало признание личной независимости всех подданных Российской империи. Тем не менее, помещики оставались полноправными хозяевами и владельцами земельных угодий, на которых работали крестьяне. Но последние получали возможность со временем выкупить участок, на котором трудились, вместе с хозяйственными постройками и жилым помещением. Проект вызвал волну возмущения как со стороны помещиков, так и со стороны крестьян. Последние были против безземельного освобождения, утверждая, что "одним воздухом сыт не будешь".

Опасаясь обострения ситуации, связанной с крестьянскими бунтами, правительство идет на существенные уступки. Новый проект реформы носил более радикальный характер. Крестьянам давалась личная свобода и участок земли в постоянное владение с последующим правом выкупа. Для этого была разработана программа льготного кредитования.

19.02.1861 года император подписал манифест, который законодательно закрепил нововведения. После этого были приняты и нормативные акты, которые детально урегулировали вопросы, возникающие в ходе воплощения реформы в жизнь. После того как крепостное право было отменено, удалось достичь следующих результатов:

  1. Крестьяне получили личную независимость, а также возможность распоряжаться всем своим имуществом по собственному желанию.
  2. Помещики оставались полноправными владельцами своей земли, но были обязаны отдавать бывшим крепостным определенные наделы.
  3. За использование арендуемых участков крестьяне должны были платить оброк, от которого нельзя было отказаться на протяжении девяти лет.
  4. Размеры барщины и надела записывались в специальные грамоты, которые проверялись посредническими органами.
  5. Крестьяне со временем могли выкупить свой земельный участок по согласованию с арендодателем.

Реформа образования

Изменилась и система обучения. Были созданы реальные училища, в которых, в отличие от стандартных гимназий, упор делался на математику и естественные науки. В 1868 году в Москве начали функционировать единственные на то время высшие курсы для женщин, что стало большим прорывом в отношении равноправия полов.

Иные реформы

Помимо всего вышеперечисленного, изменения коснулись и множества других сфер жизнедеятельности. Так, существенно расширились права евреев. Им было разрешено свободно перемещаться по всей территории России. Право переезжать и работать по специальности получили представители интеллигенции, врачи, юристы и ремесленники.

Подробно изучает либеральные реформы 60-70-х годов XIX века 8-й класс средней школы.

Реформа 1861 года сделала крестьян свободными, разрешив важнейшую проблему российской действительности, но, в то же время, она сохранила множество следов старой системы, которые могли стать помехой на пути экономического развития страны. Изменение правового положения столь большой группы населения не могло не затронуть всех сторон жизни России. Поэтому освобождение крестьян должно было быть дополнено рядом других реформ. Прежде всего это коснулось местного управления, к участию в котором правительство попыталось привлечь общественность. В результате осуществления земской (1864 г.) и городской (1870 г.) реформ были созданы выборные органы самоуправления. Имея сравнительно широкие полномочия в сфере экономического развития, просвещения, здравоохранения и культуры, земства, в то же время, не обладали какими-либо правами в политической жизни. Государство также стремилось не допустить координации деятельности земств, опасаясь возможной самоорганизации их в общественное движение. И все же, при всех ограничениях, налагаемых на работу земств, они сыграли весьма заметную роль в развитии российской провинции. Не менее решительные изменения произошли благодаря судебной реформе (1864 г.). Она, пожалуй, более всего выбивалась из традиционных рамок российской политической системы. Всесословность, независимость суда от администрации, гласность, устность и состязательность судопроизводства, участие присяжных заседателей - все эти принципы решительно рвали с традиционными устоями старой судебной системы. Поэтому, несмотря на ряд последующих ограничительных актов правительства, судебная система стала первым и, пожалуй, единственным в России полностью независимым от государства институтом. В направлении либерализации общественной жизни развивались и другие шаги, предпринятые государством: смягчение цензурных правил (1865 г.), предоставление автономии университетам (1863г.) и даже военная реформа (1874 г.), в результате которой были не только введены всеобщая воинская повинность и сокращение сроков службы, но и предприняты попытки гуманизации армии. Таким образом, реформы 60 - 70-х гг. XIX в. внесли огромные изменения в жизнь страны. Они позволили России выйти из затяжного и глубокого кризиса, заметно ускорили ее развитие, как в социально-экономическом, так и в политическом отношениях. В то же время, она явилась лишь первым шагом на достаточно длительном пути, ведущем к новой модели государственности в России. Хотя абсолютизм явно исчерпывал свои возможности и ему все чаще приходилось идти на уступки общественности, делал он эти движения весьма неохотно, как правило, под давлением снизу. Поэтому успех реформ 60 - 70-х гг. не получил должного завершения в виде постоянного движения к полной демократизации общества. Будучи консервативным вариантом ответа на вызов времени, реакцией "сверху", реформы не удовлетворяли общественность и вызывали все новые попытки давления на власть с целью осуществления новых либеральных преобразований. Отказ же правительства пойти на эти изменения приводил к усилению радикализма в общественном движении, что, в свою очередь, создавало условия для нового нарастания кризиса. На противоречия, не разрешенные реформами 60 - 70-х гг., накладывались новые, порожденные пореформенной действительностью и, тем самым, усиливали конфликтность в Российском государстве. Революции удалось избежать, но не удалось предотвратить ее в будущем.

Земская реформа 1864 г. К крестьянской реформе Россия подошла с крайне отсталым и запущенным местным (земским, как тогда говорили) хозяйством. Мед. помощь в деревне практически отсутствовала. Эпидемии уносили тысячи жизней. Крестьяне не знали элементарных правил гигиены. Народное образование никак не могло выйти из зачаточного состояния. Отдельные помещики, содержавшие для своих крестьян школы, закрыли их сразу же после отмены крепостного права. О проселочных дорогах никто не заботился. Между тем государственная казна была истощена, и правительство не могло своими силами поднять местное хозяйство. Поэтому было решено пойти навстречу либеральной общественности, которая ходатайствовала о введении местного самоуправления.

1 января 1864 г. был утвержден закон о земском самоуправлении, Оно учреждалось для руководства хоз. делами: строительством и содержанием местных дорог, школ, больниц, богаделен, для организации продовольственной помощи населению в неурожайные годы, для агрономической помощи и сбора статистических сведений.

Распоряд-ми органами земства были губернские и уездные земские собрания, а исполнительными - уездные и губернские земские управы. Для выполнения своих задач земства получили право облагать население особым сбором.

Выборы земских органов проводились раз в три года. В каждом уезде для выборов гласных уездного земского собрания созд. три избир. съезда. В первом съезде участвовали землевладельцы, независимо от сословия, имевшие не менее 200-800 дес. земли (земельный ценз по разным уездам был неодинаков). Второй съезд включал в себя городских собственников с определенным имущественным цензом. На третий, крестьянский, съезд съезжались выборные от волостных сходов. Каждый из съездов избирал определенное число гласных. Уездные земские собрания избирали гласных губернского земства.

Как правило, в земских собраниях преобладали дворяне. Несмотря на конфликты с либер. помещиками, самодержавие считало поместное дворянство своей основной опорой. Поэтому земство не было введено в Сибири и в Архангельской губернии, где не было помещиков. Не ввели земство и в Области Войска Донского, в Астраханской и Оренбургской губерниях, где существовало казачье самоуправление.

Земства сыграли большую положительную роль в улучшении жизни русской деревни, в развитии просвещения. Вскоре после их создания Россия покрылась сетью земских школ и больниц.

С появлением земства стало меняться соотношение сил в русской провинции. Прежде все дела в уездах вершили правительственные чиновники вкупе с помещиками. Теперь же, когда развернулась сеть школ, больниц и статистических бюро, появился “третий элемент”, как стали называть земских врачей, учителей, агрономов, статистиков. Многие представители сельской интеллигенции показали высокие образцы служения народу. Им доверяли крестьяне, к их советам прислушивались управы. Правительственные чиновники с тревогой следили за ростом влияния “третьего элемента”.

Городская реформа 1870 г. В 1870 г. по типу Земской была проведена городская ре-форма7"0на заменила прежние сословные думы, созданные в соответствии с “Жалованной грамотой городам” 1785 г., всесословными выборными городскими учреждениями - городскими думами и городскими управами.

Правом выбора в городскую думу пользовались лица, достигшие 25 лет и платившие городские налоги. Все избиратели, в соответствии с величиной уплачиваемых в пользу города сборов, делились на три курии . Первую курию составляла небольшая группа наиболее крупных владельцев недвижимой собственности, промышленных и торговых предприятий, которые платили в городскую казну 1/3 всех налогов. Во вторую курию входили более мелкие налогоплательщики, вносившие еще 1/3 городских сборов. Третья курия состояла из всех остальных налогоплательщиков. При этом каждая курия избирала равное число гласных в городскую думу, что обеспечивало преобладание в ней представителей крупной финансовой и торгово-промышленной буржуазии.

Городское общественное самоуправление ведало решением хоз. вопросов: благоустройством города, развитием местной торговли и пром-ти, здравоохранения и народного образования, содержанием полиции, тюрем и т.д.

Деят-ть городского самоуправления контролировалась государством. Избранный городской думой городской голова утверждался губернатором или министром внутренних дел. Эти же чиновники могли наложить запрет на любое решение думы. Для контроля, за деятельностью городского самоуправления в каждой губернии создавался специальный орган - губернское по городским делам присутствие. Тем не менее, при всей своей ограниченности, городская реформа была шагом вперед по сравнению с дореформенной организацией городского управления времен Ек II. Она, как и земская реформа способствовала приобщению широких, слоев населения к решению вопросов управления что служило предпосылкой для формирования в России гражданского общ-ва и правового государства.

Судебная реформа 1864 г. Наиболее последовательным преобразованием А II была судебная реформа, проведенная на основе новых судебных уставов, принятых в ноябре 1864г. В соответствии с ней новый суд строился на принципах буржуазного права: формальном равенстве всех сословий перед законом; гласности суда; независимости судей; состязательности обвинения и защиты; выборности некоторых судебных органов.

По новым судебным уставам были созданы две системы судов - мировые и общие.

Мировые суды рассматривали мелкие уголовные и гражданские дела. Они создавались в городах и уездах. Мировые судьи осуществляли правосудие единолично. Они выбирались уездными земскими собраниями, а в столицах - городскими думами. Для судей устанавливался высокий образовательный и имущественный ценз - не ниже среднего образования и владения недвижимостью на сумму не менее 15 тысяч рублей или 400 десятинами земли. При этом судьи получали довольно высокую заработную плату - от 2200 до 9000 рублей в год,

Система общих судов включала окружные суды и судебные палаты

Окружной суд назначался императором по представлению министра юстиции и рассматривал сложные уголовные и гражданские дела, Рассмотрение уголовных дел происходило с участием 12-ти присяжных заседателей. Присяжным мог быть подданный России в возрасте от 25 до 70 лет с безупречной личной характеристикой, проживавший в данной местности не менее двух лет. Устанавливался также довольно значительный имущественный ценз - владение недвижимым имуществом на сумму не менее 2 тысяч рублей. Списки присяжных утв. губернатором.

Апелляционной инстанцией для окружного суда была судебная палата. Причем, апелляция по поводу приговора, вынесенного судом присяжных, не допускалась.

Судебная палата рассматривала дела о должностных преступлениях, совершенных лицами, имевшими чин выше титулярного советника (т.е. с VIII класса табели о рангах). Такие дела приравнивались к гос. преступлениям и слушались с участием сословных представителей. Высшей судебной инстанцией являлся Сенат.

Реформа устанавливала гласность судебных процессов, которые стали проводиться открыто, на них допускалась публика, газеты печатали отчеты о судах, представлявших общественный интерес. Принцип состязательности сторон обеспечивался присутствием на судебном разбирательстве прокурора - представителя обвинения и адвоката, защищавшего интересы обвиняемого. В русском обществе возник необычайный интерес к адвокатской деятельности.

И хотя новая судебная система еще сохраняла ряд феодальных пережитков (существование особого волостного суда для крестьян, суды для духовенства, военных и высших чиновников), тем не менее, она была самой передовой.

Одной из наиболее важных была реформа местного самоуправления, известная как земская реформа . 1 января 1864 года было издано «Положение о губернскихи уездных земских учреждениях» , в соответствии с которым формировались бессословные выборные органы местного управления – земства, избираемые всеми сословиями на три года. Земства состояли из распорядительных органов (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ).

Земства имели право нанимать земских врачей, учителей, землеустроителей и прочих служащих. Для содержания земских служащих существовали определенные налоги с населения. В ведение земств входили самые разнообразные местные службы: строительство и эксплуатация дорог, почтовое ведомство, народное образование, здравоохранение, социальная защита населения. Все земские учреждения находились под контролем местной и центральной власти - губернатора и министра внутренних дел. Узость социальной базы городского самоуправления и жесткий контроль за ним со стороны губернского присутствия делали реформу ограниченной. Но в целом для России создание системы местного самоуправления в виде земств сыграло положительную роль в решении многообразных проблем на местном уровне.

Вслед за земской реформой в стране была проведена и городская реформа . В соответствии с «Городовым положением» (1870) в 509 городах устанавливалась система городского выборного самоуправления. Взамен существовавших ранее сословных городских управлений в городах стала выбираться на четыре года городская дума, возглавляемая городской управой. Городской голова одновременно являлся председателем городской думы и городской управы. Избирательным правом обладали не все граждане, а только те, которые соответствовали достаточно высокому имущественному цензу: богатые домовладельцы, купцы, промышленники, банкиры, чиновники. В компетенцию городской думы и управы входили хозяйственные вопросы: благоустройство, охрана порядка, местная торговля, здравоохранение, образование, санитарная и противопожарная охрана населения.

Начиная с 1864 года в стране проводилась судебная реформа , по которой утверждался бессословный, гласный суд с участием присяжных заседателей, адвокатура и состязательность сторон. Была создана единая система судебных учреждений, исходя из формально равенства перед законом всех социальных групп населения. И в пределах губернии, составлявшей судебный округ, создавался окружной суд. Судебная палата объединяла несколько судебных округов. Как правило, решения окружного суда и судебных палат при участии присяжных заседателей считались окончательными и могли быть обжалованы только в том случае, если нарушался порядок судопроизводства. Высшей кассационной инстанцией являлся Сенат, который принимал апелляции на судебные решения. Для разбора незначительных правонарушений и гражданских исков до 500 руб. в уездах и городах существовал мировой суд. Мировые судьи выбирались на уездных земских собраниях.


В 1860-е годы проходила и реформа образования . В городах были созданы начальные народные училища, наряду с классическими гимназиями стали функционировать реальные училища, в которых больше внимания уделялось изучению математики, естественных наук, получению практических навыков в технике. В 1863 году был воссоздан университетский устав 1803 года, урезанный в годы правления Николая I, по которому вновь закреплялась частичная автономия университетов, выборность ректоров и деканов. В 1869 году в России были созданы первые женские учебные заведения - Высшие женские курсы с университетскими программами. В этом отношении Россия шла впереди многих европейских стран.

В 1860-1870-х годах в России была проведена военная реформа , необходимость которой была обусловлена прежде всего поражением в Крымской войне. Сначала был сокращен срок военной службы до 12 лет. В 1874 году был отменен рекрутский набор и установлена всеобщая воинская повинность, которая распространялась на все мужское население, достигшее 20-летнего возраста, без сословных различий. Призыву на действительную службу не подлежал единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а также младший сын, если старший находится на военной службе или уже отслужил свой срок. Новобранцев из крестьян обучали не только военному делу, но и грамоте, что восполняло недостаток школьного образования в деревне.

Давая оценку реформам Александра II, следует отметить, что далеко не все, что задумывалось в начале 1860-х годов, удалось воплотить в жизнь. Многие реформы получились ограниченными, непоследовательными или остались незавершенными. И все же их следует назвать поистине «Великими реформами», которые имели огромное значение для последующего развития всех сторон жизни России.

Утром 1 марта 1881г. за несколько часов до своей гибели Александр II назначил заседание Государственного совета для обсуждения проекта, получившего название «конституции» М.Т. Лорис-Меликова. Но смерть императора помешала реализовать эти планы, переход к политике контрреформ был исторически предрешен. Россия оказалась перед выбором – либо продолжение буржуазно-либеральных реформ вплоть до перестройки всей системы общественных отношений, либо, компенсируя издержки политики укрепления сословных и имперских основ государственности, взять курс на глубокие экономические преобразования.

План изучения темы

1. Причины проведения реформ 60–70-х гг. XIX в.
2. Реформы местного самоуправления.
а) Земская реформа
б) Городская реформа
3. Судебная реформа.
4. Реформы системы образования.
а) Школьная реформа.
б) Университетская реформа
5. Военная реформа.

Реформы Александра II (1855 – 1881 гг.) Крестьянская (1861 г.) Земская (1864 г.) Городская (1870 г.) Судебная (1864 г.) Военная (1874 г.) В области просвещения (1863-1

Реформы Александра II
(1855 – 1881 гг.)
Крестьянская (1861 г.)
Земская (1864 г.)
Городская (1870 г.)
Судебная (1864 г.)
Военная (1874 г.)
В области
просвещения (1863-1864 гг.)

*Историки XIX – начала XX в. оценили эти реформы как великие (К.Д. Кавелин, В.О. Ключевский, Г.А. Джаншиев). *Советские историки считали их незавер

*Историки XIX – начала XX в.
оценили эти реформы как великие
(К.Д. Кавелин, В.О. Ключевский, Г.А. Джаншиев).
*Советские историки считали их
незавершенными и
половинчатыми
(М.Н.Покровский, Н.М. Дружинина, В.П.
Волобуев).

Название
Крестьянская
(1861 г.)
Земская (1864 г.)
Городская (1870
г.)
Судебная (1864
г.)
Военная (1874 г.)
В области
просвещения
(1863-1864 гг.)
Содержание
реформы
Их значение
Их
недостатки

Крестьянская реформа: Манифест и Положения 19 февраля 1861г.

Итоги
крестьянской
реформы
Носила незавершенный
характер,
порождала социальные
антагонизмы
(противоречия)
Открывала путь
к развитию
буржуазных отношений
в России
«Воля»
без земли
6

Реформы
Их значение
Крестьянск Переломный момент,
ая (1861 г.) грань между
феодализмом и
капитализмом. Создала
условия для
утверждения
капиталистического
уклада в качестве
господствующего.
Их недостатки
Сохранила
крепостнические
пережитки;
крестьяне не
получили землю в
полную
собственность,
должны были
платить выкуп,
потеряли часть
земли (отрезки).

Реформа местного самоуправления

1864 году было введено «Положение
о земских учреждениях». В уездах
и губерниях создавались органы
местного самоуправления -
земства.

Земская реформа (1864г.). “Положение о губернских и уездных земских учреждениях”

Содержание реформы
Создание губернских и уездных
земств –
выборных органов местного самоуправления
в сельской местности
Функции земств
Содержание местных школ, больниц;
строительство дорог местного значения;
организация сельскохозяйственной статистики и т.д.
9

10. Словарь

Земства – выборные
органы местного
самоуправления
решавшие хозяйственные
вопросы на местах.

11. Земская реформа (1864г.). “Положение о губернских и уездных земских учреждениях”

Структура земских учреждений
Земская управа
Земское собрание
исполнительный орган
избиралась
на 3 года
распорядительный орган
в составе гласных
(гласные – выборные члены
земских собраний и городских дум)
избирались
населением
на цензовой основе
по сословному
признаку,
11
собирались ежегодно

12. Земская реформа

В земстве, в том числе в его постоянных органах
(управах) совместно работали представители всех сословий.
Но ведущую роль все же играли дворяне, смотревшие на
«мужичьих» гласных сверху вниз. А крестьяне зачастую
относились к участию в работе земства как к повинности и
избирали в гласные недоимщиков.
Земское собрание в
провинции. Гравюра по
рисунку К. А. Трутовского.

13.

Курии - разряды, на
которые делились избиратели
по имущественному и
социальному признаками в
дореволюционной России при
выборах.

14. Земская реформа

1 гласный (депутат) по землевладельческой и крестьянской
куриям избирался от каждых 3 тыс. крестьянских наделов.
По городской курии – от владельцев имущества,
равного по стоимости тому же количеству земли.
?
Скольким голосам крестьян равнялся голос землевладельца,
имеющего 800 дес., если душевой надел составлял 4 дес.?
В этом случае 1 голос помещика = 200 голосам крестьян.
Почему при создании земских органов не было обеспечено
равное избирательное право для крестьян,
горожан и землевладельцев?
Потому что в этом случае образованное меньшинство
«потонуло» бы в неграмотной темной крестьянской массе.

15. Земская реформа

Земские собрания собирались 1 раз в год:
уездные – на 10 дней, губернские – на 20 дней.
Сословный состав земских собраний
Дворяне
Купцы
Крестьяне
Прочие
Уездное земство
41,7
10,4
38,4
9,5
Губернское земство
74,2
10,9
10,6
4,3
?
Почему среди губернских гласных доля крестьян
была заметно ниже, чем среди уездных?
Крестьяне были не готовы заниматься далекими
от их повседневных нужд губернскими делами.
Да и добираться в губернский город было далеко и дорого.

16. Земская реформа

Земское собрание в провинции. Гравюра по рисунку К. А. Трутовского.
Земства получили право приглашать на
работу специалистов по отдельным отраслям
хозяйства – учителей, врачей, агрономов –
земские служащие
Земства вводились на уровне уездов и
губерний
Земства решают не только местные
хозяйственные дела, но и активно
включаются в политическую борьбу

17.

Ваши комментарии.
Земства.
Московский дворянин Киреев
писал о земствах:
«Мы, дворяне – гласные; купцы,
мещане, духовенство –
согласные, крестьяне безгласные».
Объясните, что хотел сказать
автор?

18. Избирательная система в России

Принципы
избирательной
системы
Всеобщее
Равное
Прямое
Только мужчины
Курии,
имущественный
ценз
Многоступенчатые

19. Земская реформа

Земское собрание в провинции.
Гравюра по рисунку К.А. Трутовского.
1865 г.
?
На какие группы делятся
гласные земства на рисунке
К. Трутовского?
Земства занимались
исключительно
хозяйственными
вопросами:
устройством дорог,
борьбой с пожарами,
агрономической
помощью крестьянам,
созданием
продовольственных
запасов на случай
неурожая,
содержанием
школ и больниц.
Для этого собирались
земские налоги.

20.

Бездорожье в Тверской губернии.
Земский врач.
Худ. И.И. Творожников.
Благодаря
земским врачам
сельские жители
впервые получили
квалифицированную
медицинскую помощь.
Земский врач был
универсалом:
терапевтом, хирургом,
стоматологом,
акушером.
Иногда операции
приходилось делать
в крестьянской избе.

21. Земская реформа

Особую роль среди земских
служащих играли учителя.
?
В чем, по-вашему,
состояла эта роль?
Земский учитель не только
обучал детей арифметике
и грамоте, но зачастую был
Приезд учительницы в деревню.
и единственным грамотным
Худ. А. Степанов.
человеком в деревне.
Благодаря этому учитель становился для крестьян
носителем знания и новых идей.
Именно среди земских учителей было особенно много
либерально и демократически настроенных людей.

22. Земская реформа

Занятие в земской школе
Пензенской губернии. 1890-е гг.
?
Что, судя по фотографии,
отличало земскую школу
от государственной или
приходской?
В 1865–1880 гг.
в России было 12 тыс.
сельских земских школ, а
в 1913 г. – 28 тыс.
Земские учителя обучили
грамоте свыше 2 млн.
крестьянских детей, в т.ч.
девочек.
Правда, начальное
обучение так и не стало
обязательным.
Программы обучения
вырабатывало
Министерство
просвещения.

23. Земская реформа (1864г.). “Положение о губернских и уездных земских учреждениях”

способствовали развитию
Значение
просвещения,
здравоохранения,
местного благоустройства;
становились центрами
либерального общественного движения
вводилась первоначально в 35 губерниях
(к 1914г. действовали в 43 из 78 губерний)
Ограниченность
не были соданы волостные земства
действовали под контролем администрации
(губернаторов и министерства внутренних дел)
23

24.

Реформы
Земская
(1864 г.)
Их значение
Вокруг земств
сгруппировалась
наиболее энергичная,
демократическая
интеллигенция.
Деятельность была
направлена на
улучшение положения
народных масс.
Их недостатки
Сословность
выборов;
ограничен круг
вопросов,
решаемых
земствами.

25. Городская реформа

Городская реформа начала готовиться в 1862 г., но из-за покушения
на Александра II ее осуществление задержалось.
Городовое положение было принято в 1870 г.
Высшим органом городского самоуправления
оставалась Городская дума.
Выборы проводились по трем куриям.
Курии формировались на основе имущественного ценза.
Составлялся список избирателей по убыванию размера платимых
ими городских налогов.
Каждая курия платила 1/3 налогов.
Первая курия была самой богатой и малочисленной,
третья – самой бедной и многочисленной.
Как вы считаете: городские выборы проводились
на всесословной или бессословной основе?
?

26. Городская реформа

Городское самоуправление:
Городская
дума
(распорядительный
орган)
Избиратели
1-й курии
избирает
Городской голова
Городская
управа
(исполнительный
орган)
Избиратели
2-й курии
Избиратели
3-й курии

27. Городская реформа

Самарский
городской голова
П.В. Алабин.
Главой городского самоуправления являлся
выборный городской голова.
В крупных городах городским головой
выбирали обычно дворянина
или богатого гильдейского купца.
Подобно земствам, городские думы и управы
ведали исключительно местным
благоустройством:
мощением и освещением улиц, содержанием
больниц, богаделен, сиротских домов и
городских училищ,
попечением о торговле
и промышленности,
устройством водоснабжения
и городского транспорта.

28. Городская реформа 1870г. – “Городовое положение”

Суть
Создание в городах органов,
аналогичных земствам
по функциям и структуре
Городской голова
руководил
Городская управа
избиралась
Городская дума в составе гласных
избирались населением на цензовой бессословной основе
28

29.

Реформы
Городская
(1870 г.)
Их значение
Способствовала
приобщению широких
слоев населения к
управлению, что
служило предпосылкой
для формирования в
России гражданского
общество и правового
государства.
Их недостатки
Деятельность
городского
самоуправления
контролировалась
государством.

30. Судебная реформа

31. Судебная реформа - 1864

Принципы судопроизводства
Земское собрание в провинции. Гравюра по рисунку К. А. Трутовского.
Бессословность
– решение суда
не зависит от
сословной
принадлежности
обвиняемого
Выборность –
мирового судьи
и присяжных
Гласность – на
заседаниях суда
могла
присутствовать
публика, пресса
могла сообщать о
ходе судебного
процесса
Состязательность –
участие в судебном
процессе прокурора
(обвинение) и
адвоката (защита)
Независимость –
на судей не могла
оказывать влияние
администрация

32. Судебная реформа 1864г.

Основа реформы
Судебные Уставы
введение суда присяжных
32

33. Судебная реформа 1864г.

Основа реформы
Судья
назначается
Министерством
юстиции
(принцип
несменяемости судей)
Судебные Уставы
введение суда
присяжных
Выносит приговор
в соответствии
с законом
на основе вердикта присяжных
33

34. Судебная реформа 1864г.

Присяжные заседатели
выбираются
из представителей всех сословий(!)
на основе имущественного ценза
12 человек
Выносят
вердикт (решение)
о виновности, её степени
или невиновности подсудимого
34

35. Судебная реформа

Судьи получали высокое
жалование.
Решение о виновности
обвиняемого выносили
присяжные заседатели
после заслушивания
свидетелей и прений
прокурора и адвоката.
Присяжным заседателем
мог стать российский
подданный от 25 до 70 лет
(цензы - имущественный и
оседлости).
Решение суда могло быть
обжаловано.

36. Судебная реформа 1864г.

Дополнительные элементы
проведения
судебной реформы
Были созданы:
особые суды для военнослужащих
особые суды для священнослужителей
мировые суды
для рассмотрения мелких гражданских и уголовных правонарушений
36

37. Судебная реформа 1864г.

Структура судебной власти в России
Сенат
высший судебный и кассационный
(кассация – обжалование,
опротестование приговора суда низшей инстанции)
орган
Судебные палаты
Окружные суды
Адвокат
Прокурор
12 присяжных заседателей (ценз)
Мировые суды
суды для рассмотрения
наиболее важных дел
и аппеляций
(жалоба, обращение о пересмотре дела)
на решения окружных судов
Судебные органы первой инстанции.
Рассматривает сложные уголовные
и гражданские дела
мелкие уголовные и гражданские дела
37

38. Судебная реформа

Мелкие правонарушения и гражданские тяжбы
(сумма иска до 500 руб.)
разбирал мировой суд.
Мировой судья
решал дела единолично,
мог приговаривать к штрафу (до 300 руб.),
аресту на срок до 3-х месяцев или тюремному
заключению на срок до 1 года.
Такой суд был прост, скор и дешев.
Мировой судья.
Современный рисунок.

39. Судебная реформа

Мирового судью избирали
земства или городские думы из
числа лиц старше 25 лет, с
образованием не ниже среднего,
и судейским опытом от трех
лет.
Мировой судья должен был
владеть недвижимостью
на 15 тыс. руб.
Уездный съезд мировых судей
Челябинского уезда.
Обжаловать решения
мирового судьи можно было на
уездном съезде
мировых судей.

40. Судебная реформа

Современный рисунок.
Участие общественности:
В процессе участвовали
12 непрофессиональных
судей – присяжных
заседателей.
Присяжные заседатели
выносили вердикт:
«виновен»;
«виновен,
но заслуживает
снисхождения»;
«невиновен».
Исходя из вердикта, судья
выносил приговор.

41. Судебная реформа

Присяжные заседатели.
Рисунок начала ХХ в.
?
Что можно сказать
о составе коллегии
присяжных, судя
по этому рисунку?
Присяжные заседатели
избирались губернскими
земскими собраниями
и городскими думами
на основе
имущественного ценза,
без учета сословной
принадлежности.

42. Судебная реформа

Состязательность:
В уголовном процессе обвинение
поддерживал прокурор, а защиту
обвиняемого осуществлял адвокат
(присяжный поверенный).
В суде присяжных, где вердикт зависел
не от профессиональных юристов,
роль адвоката была огромной.
Крупнейшие русские адвокаты:
К.К. Арсеньев, Н.П. Карабчевский,
А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, В.Д. Спасович.
Федор Никифорович
Плевако
(1842–1908)
выступает в суде.

43. Судебная реформа

Гласность:
В судебные заседания стала допускаться
публика.
Судебные отчеты публиковались
в прессе. В газетах появились специальные
судебные репортеры.
Портрет юриста
Владимира Даниловича
Спасовича.
Худ. И.Е. Репин.
1891.
Адвокат В.Д. Спасович:
«Мы до известной степени рыцари слова
живого, свободного, более свободного
ныне, чем в печати, которого не угомонят
самые рьяные свирепые председатели,
потому что пока председатель обдумает
вас остановить, слово уже ускакало
за три версты и его не вернуть».

44. Судебная реформа 1864г.

Значение
судебной реформы
Создана самая передовая
в тогдашнем мире судебная
система.
Большой шаг
в развитии принципа
«разделения властей»
и демократии
Сохранение элементов
бюрократического произвола:
наказания
в административном порядке
и т.п.
сохраняла ряд пережитков прошлого:
особые суды.
44

45. Военная реформа 60-х - 70-х гг. XIX века

Непосредствен
ный толчок –
поражение
России
в Крымской
войне 18531856гг.
45

46. Направления военной реформы

Направления
Военные
учебные
заведения
Всеобщая
воинская
повинность
Перевооружение
армии и
флота
Результат - массовая армия современного типа

47. Военная реформа

Милютин Д.А.,
военный
министр,
инициатор
реформы.

48. Военная реформа

Дмитрий Алексеевич
Милютин
(1816–1912),
военный министр
в 1861–1881 гг.
Первым шагом военной реформы стала
отмена в 1855 г.
военных поселений.
В 1861 г. по инициативе нового военного
министра Д.А. Милютина
срок службы был сокращен
с 25 лет до 16 лет.
В 1863 г. в армии были отменены
телесные наказания.
В 1867 г. был введен
новый военно-судебный устав,
основанный на общих принципах судебной
реформы (гласность, состязательность).

49. Военная реформа

В 1863 г. осуществлена реформа
военного образования:
кадетские корпуса преобразованы
в военные гимназии.
Военные гимназии давали широкое общее
образование (русский и иностранные
языки, математика, физика,
естествознание, история).
Учебная нагрузка возросла вдвое,
зато физическая и общевоинская
подготовка была сокращена.
Дмитрий Алексеевич
Милютин
(1816–1912),
военный министр
в 1861–1881 гг.

50. 1) Создание военных гимназий и училищ для дворян, юнкерских училищ для всех сословий, открытие Военно-юридической академии (1867 г.) и Морской

1) Создание военных гимназий и
училищ для дворян,
юнкерских училищ для всех сословий,
открытие Военно-юридической
академии (1867 г.) и
Морской академии (1877 г.)

51. По новым уставам ставилась задача учить войска лишь тому, что необходимо на войне (стрельба, рассыпной строй, саперное дело), сокращено врем

По новым уставам ставилась
задача учить войска лишь тому, что
необходимо на войне (стрельба,
рассыпной строй, саперное дело),
сокращено время на строевую
подготовку, запрещались телесные
наказания.

52. Военная реформа

?
Какая мера должна была стать главной
в ходе военной реформы?
Отмена рекрутчины.
?
Унтер-офицер
русской армии.
Худ. В.Д. Поленов.
Фрагмент.
Каковы были недостатки
рекрутской системы?
Невозможность быстро увеличить армию
в военное время, необходимость содержать
многочисленную армию в мирное время.
Рекрутчина годилась для крепостных,
но не для свободных людей.

53. Военная реформа

?
Вахмистр
драгунского полка.
1886 г.
Чем можно было заменить
рекрутскую систему?
Всеобщей воинской повинностью.
Введение всеобщей воинской повинности
в России с ее огромной территорией
требовало развития дорожной сети.
Только в 1870 г. была создана комиссия
для обсуждения этого вопроса,
а 1 января 1874 г.
был опубликован Манифест
о замене рекрутской повинности
всеобщей воинской повинностью.

54. Военная реформа

Призыву подлежали все мужчины
в возрасте 21 года.
Срок службы составлял 6 лет в армии
и 7 лет на флоте.
Освобождались от призыва единственные
кормильцы и единственные сыновья.
?
«Отстал».
Худ.
П.О. Ковалевский.
Русский солдат
1870-х гг. в полной
походной выкладке.
Какой принцип был положен
в основу военной реформы:
всесословность или бессословность?
Формально реформа была бессословной,
но фактически сословность
во многом сохранилась.

55. Военная реформа

?
В чем проявлялись
остатки сословности
в российской армии
после 1874 г.?
В том, что офицерский
корпус оставался
в основном дворянским,
рядовой состав –
крестьянским.
Портрет поручика
лейб-гвардии
Гусарского полка
графа Г. Бобринского.
Худ. К.Е. Маковский.
Барабанщик
лейб-гвардии
Павловского полка.
Худ. А. Детайль.

56. Военная реформа

При проведении военной реформы
были установлены льготы для
новобранцев, имевших среднее
или высшее образование.
Окончившие гимназию служили 2 года,
окончившие университет – 6 месяцев.
Помимо сокращенного срок службы
они имели право жить не в казарме,
а на частных квартирах.
Вольноопределяющийся
6-го Клястицкого
гусарского полка

57. Гладкоствольное оружие заменялось нарезным, чугунные орудия заменялись на стальные, принята на вооружение русской армии винтовка Х. Берда

Гладкоствольное оружие заменялось
нарезным,
чугунные орудия заменялись на
стальные,
принята на вооружение русской армии
винтовка Х. Бердана (берданка),
началось строительство парового флота.

58. Военная реформа

?
Как вы думаете, в каких социальных группах военная
реформа вызвала недовольство и каковы были его мотивы?
Консервативное дворянство было недовольно тем,
что выходцы из других сословий получили возможность
становиться офицерами.
Некоторых дворян возмущало то, что их могли призвать
солдатами наряду с крестьянами.
Особенно недовольно было купечество,
ранее не подлежавшее рекрутской повинности.
Купцы даже предлагали взять на себя содержание инвалидов, если
им позволят откупаться от призыва.

59. Военные реформы 60-х - 70-х гг. XIX века

Важнейший элемент реформы –
замена системы рекрутских наборов
всеобщей воинской повинностью
Обязательная военная служба
для мужчин всех сословий с 20 лет
(6лет – в армии, 7 лет – на флоте)
с последующим пребыванием в запасе
Предусматривались льготы для лиц,
имеющих высшее и среднее образование
(права вольноопределяющихся),
освобождались священнослужители
и некоторые другие категории населения
Значение
создание массовых боеспособных вооруженных сил;
повышение обороноспособности страны
59

60.

Военная реформа 1874 г.
Значение реформы:
создание массовой армии современного
типа,
поднят авторитет воинской службы,
удар по сословному строю.
Недостатки реформы:
просчеты в системе организации и
вооружения войска.

61. Реформы образования

61

62. Реформы образования

Школьная реформа
1864г.
Формирование новой структуры начального и среднего образования
Народные училища
Уездные
3 года
обучения
Приходские
с 1884г.
церковно-приходские
школы
Прогимназии
Городские
4 года
обучения
6 лет
обучения
3 года
обучения
Начальное образование
62

63. Школьная реформа (Среднее образование)

Для детей дворян и купечества были предназначены
классические и реальные гимназии.
«Устав гимназий и прогимназий» 19 ноября 1864 г.
Прогимназия.
Срок обучения
4 года
Классическая гимназия
7-классная,
срок обучения 7 лет
Реальная гимназия
7-классная
Срок обучения 7 лет
Готовили
к поступлению
в гимназию.
Располагались
в уездных
городах.
В программе
классических гимназий
преобладали древние
и иностранные языки,
древняя история,
античная литература.
В программе
реальных гимназий
преобладали
математика, физика
и другие
технические предметы

64. Школьная реформа

В 1872 г. срок обучения в классических гимназиях был
увеличен до 8 лет (7-й класс стал двухгодичным),
а с 1875 г. они официально стали 8-классными.
Реальные гимназии сохранили 7-летний срок обучения
и в 1872 г. были преобразованы в реальные училища.
Если выпускники классических гимназий поступали
в университеты без экзаменов, то реалистам приходилось
сдавать экзамены по древним языкам.
Без экзаменов они поступали лишь в технические ВУЗы.
?
Чем были вызваны подобные ограничения
для выпускников реальных училищ?
В классических гимназиях чаще учились дети дворян,
в реальных – дети купцов и разночинцев.

65. Университетская реформа

Андрей Васильевич
Головнин
(1821-1886),
министр просвещения
в 1861–1866 гг.
Университетская реформа стала
первой после отмены крепостного
права, что было вызвано
студенческими волнениями.
Новый университетский устав
взамен николаевского устава 1835 г.
был принят 18 июня 1863 г.
Инициатором нового устава стал
министр просвещения А.В. Головнин.
Университеты получили автономию.
Создавались советы университетов
и факультетов, которые избирали
ректора и деканов,
присуждали ученые звания,
распределяли средства
по кафедрам и факультетам.

66. Университетская реформа

Андрей Васильевич
Головнин
(1821-1886),
министр просвещения
в 1861–1866 гг.
Университеты имели собственную
цензуру, получали иностранную
литературу без таможенного досмотра.
В университетах действовали
собственные суд и охрана,
полиция не имела доступа
на территорию университетов.
Головнин предлагал создать студенческие
организации и привлечь их к участию в
университетском самоуправлении, но
Государственный совет отклонил это
предложение.
?
Почему это предложение было
исключено из устава университетов?

67. Реформа в области народного образования

Изменения в системе образования
Университетский устав
Школьный устав
1863 г.
1864 г.
Автономия
Создан совет университета,
Решавший все внутренние
вопросы
Избрание ректора и
преподавателей
Сняты ограничения
для студентов
(их проступки
рассматривал
студенческий суд)
Гимназии
Классические
Готовили к
поступлению в
университете
Реальные
Готовили к
поступлению в
высшие
технические
учебные
заведения

68. Женское образование

Курсистка.
Худ. Н.А. Ярошенко.
В 60–70-х гг. в России появилось
женское высшее образование.
В университеты женщин не брали,
но в 1869 г. были открыты первые
Высшие женские курсы.
Наибольшую известность приобрели курсы,
открытые В.И. Герье в Москве (1872 г.)
и К.Н. Бестужевым-Рюминым
в Петербурге (1878 г.)
На курсах Герье был только
словесно-исторический факультет.
На бестужевских курсах – математическое
и словесно-историческое отделения.
На математическом учились
2/3 слушательниц.

69.

Реформы в области просвещения
(1863-1864 гг.)
Значение реформ:
расширение и совершенствование
образования всех уровней.
Недостатки реформ:
недоступность среднего и высшего
образования для всех слоев населения.

70.

Реформы
Их значение
Их недостатки
Судебная Самая передовая в тогдашнем Сохраняла ряд
пережитков: особые
(1864 г.) мире судебная система.
суды.
Просчеты в системе
Военная Создание массовой армии
организации и
(1874 г.) современного типа, поднят
авторитет воинской службы, вооружения войска.
удар по сословному строю.
Расширение и
Недоступность
В
среднего и высшего
области совершенствование
образования для
просвещ образования всех уровней.
всех слоев
ения
населения.
(18631864 гг.)

71. Итоги и значение реформ

Привели
к значительному ускорению развития страны
приблизили Россию
к уровню ведущих держав мира
Носили неполный и незавершенный характер.
В 80-е годы сменились контрреформами Александра III
71

72. Значение реформ

Продвижение страны по пути капиталистического развития, по пути
Земское
собрание
в провинции.
по рисунку
К. А.демократии
Трутовского.
превращения
феодальной
монархииГравюра
в буржуазную
и развитие
Реформы были шагом от
помещичьего государства к
правовому
Реформы демонстрировали то,
что положительные сдвиги в
обществе могут быть достигнуты
не революциями, а
преобразованиями сверху,
мирным путем

73. Подводим итоги

?
В чем состоит историческое значение реформ 60–70-х гг.?
Благодаря реформам 60–70-х гг. многие вопросы повседневной
жизни были переданы из ведения бюрократии
в ведение общества в лице земств и городских дум;
установлено равенство российских подданных перед законом;
значительно повысился уровень грамотности населения;
университеты получили большую степень свободы
научной и учебной деятельности;
смягчилась цензура для центральной прессы и книгоиздания;
армия стала строиться на основе бессословной всеобщей воинской
повинности, что отвечало принципу равенства перед законом и
позволяло создать подготовленные резервы.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения