Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Как фотографировать птиц, которые "со свистом" проносятся мимо вас? Как фотографировать птиц в дикой природе.

Вы любите птиц? Замечательно! Вы хотите сфотографировать птиц, которые каждый день прилетают в ваш сад, и за которыми вы наблюдаете из окошка, неторопливо попивая чай? Хорошая идея! Но не думайте, что фотографирование птиц в их естественной среде обитания - это так просто!

Сегодня мы решили дать вам несколько советов о том, как фотографировать птиц.

Для того, чтобы фотографировать диких птиц, вам обязательно потребуется длиннофокусный объектив. Лучше всего, если это будет объектив с фокусным расстоянием 300-400 миллиметров. Это нужно для того, чтобы снимать птицу, что называется, в полный кадр. То есть так, чтобы птица занимала бы бОльшую часть площади кадра, а не только несколько ее процентов. Ведь вам наверняка известно, что чем больше вы будете обрезать снимок при кадрировании, тем хуже будет его качество. Вот и снимайте так, чтобы не обрезать ничего лишнего! И еще заметим одну деталь. Длиннофокусным объективом лучше всего снимать со штатива. Это поможет вам избежать нежелательной вибрации фотокамеры.

Прежде чем отправиться на фотоохоту на птиц вам нужно тщательнейшим образом изучить все свое оборудование. Вы должны четко знать назначение каждой кнопки, каждого рычага управления на вашей фотокамере. Дело в том, что при такой работе, как фотографирование птиц, важна каждая секунда! Стоит вам хотя бы чуть-чуть замешкаться - и объект вашей съемки уже улетел. Так что научитесь реагировать молниеносно, и так же молниеносно настраивать всю свою аппаратуру.

Во время фотографирования птиц постарайтесь расположиться как можно ближе к объекту съемки. Даже если объектив у вас длиннофокусный. Все равно, чем ближе от птицы вы будете находиться, тем лучше будет ваш кадр. Ведь птицы, которых мы фотографируем, достаточно малы. Это не индюки и не страусы. И, к тому же, часто не очень заметны на фоне деревьев. Вот поэтому такие маленькие и незаметные объекты при съемке издалека могут легко слиться с фоном и стать совершенно незаметными.

Птицы - существа очень чуткие, зачастую они мгновенно реагируют на появление человека и улетают. Вот поэтому фотографу нужно стараться оставаться незамеченным ими. Именно по этой причине рекомендуем вам фотографировать птиц из какого-нибудь укрытия. Если вы находитесь в собственном саду - то из сарая, например, или из какого-либо другого строения. Удобно это делать и из окна дома (окошко, естественно, нужно открыть). Если вы пошли на фотоохоту в лес - то легко можете укрыться за кустами, за толстым деревом… Опытные фотоохотники даже строят специальные шалаши.

Если вы фотографируете птиц в собственном саду, хорошо будет, если вы их будете подкармливать. Развесьте вокруг своего дома кормушки! Особенно это актуально зимой, когда птицам не хватает пищи. Кормушка с вкусной едой - прекрасный стимул птицам для посещения вашего сада!

Расположение кормушек в саду - тоже довольно важное дело. Ведь ваша задача не только подкормить птиц в голодное для них время, но и создать хороший фон для съемки этих непоседливых миниатюрных фотомоделей! Если кормушка, допустим, будет висеть на фоне дерева - то, как мы уже говорили сегодня, птица просто сольется с листвой и вам трудно будет отделить ее от фона. Вот поэтому вешайте кормушки так, чтобы позади них был удобный для вас фон, на котором птицы будут хорошо выглядеть, и их будет прекрасно видно. Таким фоном, например, может быть забор, стена дома или какая-либо другая интересная, красивая и фактурная поверхность.

Подумайте о том, куда птицы будут присаживаться для того, чтобы позировать вам. Для этих целей можно развесить по саду всевозможные реечки и палочки, расставить интересные предметы и как-то приманить к ним птиц. Замечательные снимки могут у вас получиться, если вам удастся «уговорить» птичек присесть именно там, где вам нужно!

Организуйте вашу «фотостудию» для работы с птицами так, чтобы различные предметы не заслоняли от вас объект съемки. А так же замаскируйте ненужные предметы на фоне. Это можно легко сделать при помощи различных щитов, листов фанеры или другого подручного материала, который нетрудно найти в саду любого хозяина.

Особое внимание обращайте на фокусирование. Нерезкие снимки птиц смотрятся очень плохо. Старайтесь снимать птиц так, чтобы на фотографии отчетливо читалось каждое перышко.

Хоть мы и говорили сегодня о том, что при съемке птиц фотограф должен иметь быструю реакцию, тем не менее, торопиться в этом деле не нужно. Не будьте слишком нетерпеливыми! Не торопитесь сразу нажимать на спусковую кнопку, как только вы увидели птицу! Хорошенько подумайте, прежде чем сделать снимок. Если птица не видит вас - у вас есть достаточное количество времени для того, чтобы подумать и о композиции кадра, и об экспозиции, и о многом другом. Преждевременный щелчок затвора вашей фотокамеры может спугнуть птицу, и она улетит. И все ваши старания, в этом случае, окажутся напрасными.

18087 Совершенствуем знания 0

Съемка животных и птиц – отдельный и очень специфический жанр. Он не похож ни на один другой, так как правила и принципы тут крайне своеобразны. Девиз фотографа, снимающего «дичь» - «Лови момент!». Девиз того, кто снимает домашних питомцев – «Знай правила!».

Давайте разберемся - проще или сложнее снимать домашних питомцев, чем диких животных? И какие при этом есть особеннности?

Сначала поговорим о братьях наших меньших, живущих в дикой природе. Ведь наиболее интересны фотографии в естественной среде обитания, где животные и птицы смотрятся естественно и гармонично с окружающим миром, который служит прекрасным фоном.

Оборудование. Кажется, что достаточно потратить 1-2 тысячи долларов на оборудование и через годик можно будет устраивать персональную выставку. Увы, это далеко не так. А уж в фотоанималистике и подавно. Во-первых, такой маленькой суммой обойтись не удастся, а во-вторых, фотосъемка животных требует не столько наличия профессиональной съемочной аппаратуры и навыков ее эксплуатации, сколько глубокого знания объектов съемки. Но, несмотря на очевидные сложности этого направления, фотоанималистика неуклонно совершенствуется.

Итак, Вам понадобится:

Оптика . Одна из отличительных черт съемки животных заключается в сильном влиянии, которое оказывает объект на работу фотографа. Выбор методики почти полностью зависит от поведения животного и особенностей местности. Многие существа весьма осторожны и не подпускают к себе человека на близкое расстояние, и тогда фотограф вынужден пользоваться телеобъективом. Некоторых животных можно сфотографировать только из укрытия, поэтому возникает необходимость устраивать засады, а порой пользоваться и дистанционным управлением. Хорошим вариантом могут стать телеобъективы с фокусными расстояниями 70-200 и даже 400 миллиметров. Для достижения ещё большей «дальнобойности» можно использовать телеконвертер с коэффициентом увеличения 1.4, 1.7 или 2, но поскольку его использование приводит к снижению светосилы оптической системы, телеконвертер лучше применять в комбинации со светосильной оптикой. Животных практически не снимают на открытой диафрагме, но фотографу-анималисту часто приходится работать в сумерках и под пологом леса, а поскольку яркость "картинки" в видоискателе камеры и точность фокусировки напрямую зависит от светосилы используемого объектива становится очевидной важность этой характеристики.

Выбор объектива часто зависит от особенностей поведения животного, которого вы собираетесь снимать. Большинство млекопитающих и птиц редко подпускают к себе человека на близкое расстояние, и тут полезен длиннофокусный объектив, увеличивающий изображение, а общие планы и местообитания животных удобнее всего снимать широкоугольными объективами. Мелких зверей в природе все же больше, чем крупных, поэтому фотографы часто прибегают к крупноплановым съемкам специальным макрообъективом. Эти три объектива - длиннофокусный, широкоугольный и макрообъектив - должны составлять основу снаряжения фотографа-анималиста. Стоимость такой аппаратуры значительна.

Камера . Для фотоохоты подойдет практически любая цифровая фотокамера со сменной оптикой и крупным сенсором (APS-C формата или FF)или же суперзум, но за качественный конечный результат последнего нельзя ручаться на сто процентов.

Штатив или монопод . При съемке длиннофокусными объективами велика вероятность смазывания изображения при съемке с рук. Чтобы избежать этого неприятного эффекта имеет смысл воспользоваться штативом или моноподом.

Теперь о приспособлениях : всего, что может пригодиться, с собой не возьмешь, поэтому, собираясь на съемку, берите без колебаний только то, что пригодится наверняка. Особенно важно быть налегке при съемке "с подхода", иначе вас ждет неудача. От большого количества приспособлений мало проку, если оно мешает двигаться быстро или бесшумно.

Теперь непосредственно разберемся с особенносями самой фотосъемки . Здесь необходимо помнить несколько простых правил. При этом речь не пойдет о съемке львов или медведей в саванне или таежных лесах - это удел опытнейших и профессиональных фотографов.

Есть два основных способа съемки диких животных , если не считать самых мелких существ, - с подхода и из укрытии. При съемке с подхода многое зависит от случая, здесь нужны опыт и терпение, зато требуется меньше аппаратуры и затрачивается меньше сил на приготовления, чем во время съемки из укрытий. Результаты съемке с подхода сложно предсказать, и они чаще оканчиваются неудачей, но для большинства новичков именно этот способ представляется не таким страшным делом по сравнению с тяготами переноски, строительством и ожиданием в укрытии.

Приемы съемке с подхода фотографа очень похожи на охотничьи, где многое заимствуется у самих животных. Надо учитывать трудности, возникающие подчас именно в тот момент, когда, казалось бы, все готово и можно приступить к съемке: внезапное ухудшение освещения, неудачное направление солнечных лучей, наличие препятствий между объективом и предметом съемки и т. п.

Для успешной фотосъемки вы должны знать образ жизни животных, которых собираетесь фотографировать, привычки, знать, когда они размножаются, чем питаются, в какой период к ним легче приблизиться, - словом, общую схему их поведения в течение года и в течение дня. Если все это вам неизвестно, придется заполнять пробел. Работая в официальном, хорошо организованном заповеднике, можно найти на месте специальную литературу, здесь вам помогут егерь, лесник или профессиональные гиды. Сказанное выше относится и к любым другим видам съемки животных, но при съемке с подхода - это единственный способ найти объект.

Некоторые животные проявляют особую активность ночью, на рассвете и на закате. От этого зависит выбор не только времени суток, но также аппаратуры. Если ваш объект живет в стаде или стае, вам вряд ли удастся выследить его, просто прогуливаясь по территории, где он обитает. И это лишь частица тех сведений, которые отделяют неудачу от удачи. Роль счастливого случая велика во всех видах фотоохоты, но знание повадок животных во многом повышает вероятность успеха, особенно при съемке с подхода.

Одна из главных забот фотоохотника - остаться незамеченным. В зависимости от того, какое животное вы пытаетесь сфотографировать, обратите особое внимание на шумы, движения или запахи. Как правило, обострение определенного органа чувств у животного или птицы обусловлено его образом жизни. Знание привычек и повадок животного подскажет, что для него главное: слух, зрение или чутье. Хищникам, например, необходимо хорошее зрение, чтобы выследить свою добычу. Животные, обитающие в местах, где видимость ограничена, скажем, в густом лесу, больше полагаются не на зрение, а на слух и обоняние.

Зрение почти у всех птиц очень острое. А главное, у них большая разрешающая способность в отношении деталей; у обычного ястреба плотность клеток сетчатки в восемь раз выше, чем у человека. Большинство птиц различают цвета, правда, ночные птицы (совы) почти лишены этого качества, зато они хорошо видят в сумерки. Кроме того, у большинства птиц глаза расположены по обеим сторонам головы, что обеспечивает широкий угол зрения. Утки, например, имеют угол зрения 360°. Многие птицы почти не обращают внимания на неподвижные предметы. Основным элементом в способе их восприятия является движение, поэтому во время скрадывания очень важно научиться "замирать". Слух у большинства птиц тоньше человеческого, а в жизни ночных птиц он имеет очень большое значение. Но в полете воздушный поток и шум крыльев, вероятно, снижают чувствительность органов слуха. Есть предположения, что птицы воспринимают звук очень низкой частоты, который распространяется на значительные расстояния. Обоняние, как правило, не играет у птиц заметной роли, возможно, потому, что в полете на любой высоте слабые запахи нельзя уловить.

Зрение у большинства животных, ведущих хотя бы отчасти ночной образ жизни, не играет важной роли, они склонны полагаться на другие органы чувств. К тому же у них нет цветового зрения, если не считать высших приматов и некоторых грызунов. Есть, правда, исключения, особенно среди кошачьих, которые настигают добычу за счет быстрого бега. Встречаются они и среди оленей, которые спасаются, благодаря той же скорости. Слух почти всегда развит хорошо, а животные с большими и подвижными ушами (копытные, зайцеобразные) обладают высокой направленной чувствительностью. Обоняние все млекопитающие имеют настолько тонкое, что человек не идет с ними ни в какое сравнение. Как правило, млекопитающие пользуются чутьем чаще, чем слухом или зрением.

Из вышесказанного возникает вопрос об экипировке .

Для начала оденьтесь так, чтобы не бросаться в глаза. Если вы по-настоящему увлеченный человек, можно с помощью маскировки постараться подойти к объекту съемки так, чтобы находиться совсем рядом с ним. Это возможно при условии точных знаний о поведении и повадках данного животного. В большинстве случаев вы вряд ли захотите или сможете готовиться чересчур основательно. Тем не менее, избегайте в своей экипировке всего яркого и броского. Одежда должна быть невзрачной, при передвижении через кустарник она не должна шуршать и цепляться за ветви. Скройте металлические части очков. При светлой коже лицо будет очень заметно даже на большом расстоянии. В холодную погоду его можно закрыть шерстяным шлемом, в иных случаях рекомендуется нанести несколько мазков темного грима или грязи (вспоминает кадры из боевиков!).

Запах, редко мешающий при съемке птиц, может вызвать трудности, когда имеешь дело с млекопитающими. Одной из основных составляющих человеческого запаха является масляная кислота, и собаки, например, почти в миллион раз чувствительней к ней, чем люди. Одежда немного ослабляет запах, однако очень важно делать как можно меньше движений и находиться против ветра по отношению к животным, которых выслеживаешь. Не пользуйтесь сильно пахнущими веществами: дезодорантами, лосьонами, репеллентами.

Одно из основных условий фотоохоты - плавная, бесшумная походка .

Обычно при ходьбе делают много резких, ненужных движений: идут вразвалку, покачиваясь из стороны в сторону, размахивают руками, шаркают ногами. При съемке с подхода всего этого следует избегать и двигаться более сдержанно, как бы скользить. Понаблюдайте, как домашняя кошка подбирается к птице, - она плавно крадется, а голова и туловище неподвижны. Она словно скользит вперед, и если не следить за ней нарочно, то ее движений можно вообще не заметить. Учитесь правильному шагу - ставьте пятку на землю, а затем как бы перекатывайте остальную часть стопы, опираясь на ее внешнюю сторону. Такой шаг может показаться неудобным, зато он плавный и бесшумный. Внимательно следите за тем, куда ставите ногу, не наступайте на сухие листья и ветки. Не беда, если на первых порах вам придется часто смотреть под ноги и упускать хорошие возможности для съемки, - со временем вы научитесь пользоваться периферийным зрением. Если уж вы наступили на сухую ветку - замрите. Этот звук насторожит всех животных, оказавшихся поблизости, правда, большинство из них обычно не срываются с места сразу, а стоят неподвижно, настороже, в ожидании других признаков опасности. На всякий случай подождите несколько минут. За это время животные убедятся, что тревога была ложной, и успокоятся.

Дополнительные трудности во время скрадывания создает фотоаппарат: он вызывает шум, необычно выглядит и имеет блестящие, отражающие солнечный свет части. С шумом бороться почти невозможно. "Мягкий" бокс, или звуконепроницаемый контейнер затрудняет пользование аппаратом, а при скрадывании снимать нужно быстро. А вот скрыть черной изолентой хромированные части, несомненно, стоит. Вдвойне важно находиться в тени, чтобы солнечные лучи не попали на поверхность объектива или другие части фотоаппарата.

Чтобы сделать хороший кадр стоит некоторое время понаблюдать за объектом съёмки . Изучив повадки птицы или животного, которых вы хотите сфотографировать, вам будет легче прогнозировать его перемещение и поведение.

Например, белочки имеют обыкновение время от времени привставать на задних лапках, чтобы прислушаться и осмотреться вокруг, довольно забавно складывая передние лапки на груди - это прекрасный момент для съёмки. Можно сфотографировать как белка, разгрызая орешек, обеими лапками подносит его ко рту, как карабкается по стволу дерева или выглядывает из-за него. В некоторых парках белки настолько привыкли к постоянному общению с людьми, что совершенно их не боятся, и можно попробовать снять их не только в режиме репортажа, но и постановочно, попросив ассистировать в этом мероприятии кого-нибудь из родственников или знакомых.

У синиц и многих других птичек есть привычка прилетать к кормушке с одного и того же места. Например, выбрав какую-то удобно расположенную ветку, они садятся сначала на неё, выжидают удобного момента, чтобы подлететь к кормушке, хватают еду и улетают, затем снова и снова повторяют свой маршрут. Таким образом, закрепив камеру на штативе и наведя резкость на эту самою ветку, вам останется лишь вовремя нажимать на кнопку спуска, подлавливая самые удачные моменты и ракурсы. Можно использовать при этом пульт дистанционного управления фотокамерой.

Оказавшись в парке и внимательно наблюдая за происходящим, вы можете заметить множество других интересных сюжетов для съемки. Ими могут стать играющие друг с другом собаки, красивый иней на деревьях, прогуливающиеся со своими домашними любимцами прохожие. Главное - будьте всегда начеку, чтобы, заметив интересный сюжет или ситуацию, успеть на неё отреагировать и сделать кадр, не упустив кульминационный момент.

Избегайте дрожания камеры.
Не забывайте про то, что при съёмке с рук длиннофокусной оптикой для получения резких кадров выдержка должна быть не длиннее, чем дробь «1/фокусное расстояние», выраженная в секундах, а на "кропнутых" камерах - в разы короче, пропорциональные кроп-фактору вашей фотокамеры.

Конечно, оптический стабилизатор изображения даёт возможность поставить на несколько ступеней более длинную выдержку. Но слишком длинные выдержки всё равно нежелательно использовать, поскольку фотография может получиться нерезкой не из-за дрожания рук фотографа, а из-за движения самого объекта съёмки. И против этого вида нерезкости даже самый совершенный оптический стабилизатор бессилен.

Сделать камеру более стабильной в момент съёмки можно и другими способами: например, прислонившись к дереву, забору или другой прочной и неподвижной опоре, например, оперевшись об колено. Можно залечь с камерой, подложив под объектив кофр.

Возьмите под контроль параметры съёмки .
Наводка на резкость по ближайшему объекту, а именно этот метод используется большинством камер в «зелёном» полностью автоматическом режиме, - далеко не самый лучший вариант для съемки птиц и животных. При использовании длиннофокусной оптики особенно при открытой диафрагме ГРИП очень невелика. Поэтому, чтобы резкой оказалась именно пернатая пташка, а не ветки перед ней, именно мордочка белки, а не только её нос, фокусироваться на них нужно исключительно точно - по центральной точке. Совместите в кадре сюжетно важную деталь (обычно, это глаз), на которую нужно навести резкость, с точкой фокусировки, наполовину нажмите спусковую кнопку и, услышав подтверждающий успешность фокусировки звуковой сигнал, сформируйте кадр и плавным нажатием кнопки спустите затвор.

Приступая к съёмке, настройте свою камеру таким образом, чтобы она записывала снимки в максимально возможном разрешении и максимально возможном качестве, но лучше в «сыром» формате RAW. Выставьте соответствующую условиям освещения светочувствительность ISO, настройку баланса белого (при съемке в RAW эта настройка не имеет смысла и выставляется в авто) и метод определения экспозиции.

Снимайте в ручном режиме экспонирования (M) или в режиме приоритета диафрагмы (А), чтобы осмысленно управлять значениями выдержки и диафрагмы, добиваясь нужной резкости и глубины резкости.

Старайтесь не использовать высокие значения ISO, чтобы избежать появления на фотографии шумов. Но и не забывайте о возможности повысить ISO, если при максимально открытой диафрагме выдержка оказывается недостаточно короткой для получения резкого снимка.

И помните, что часто у вас всего один шанс сделать снимок. Услышав звук камеры при спуске затвора - дикие животные и птицы вряд ли вам предоставят возможность более тщательно подготовится и сделать дубль.

Съемка домашних животных – это обособленный жанр. Он не похож на съемку дикой природы. С одной стороны, конечно, снимать домашних питомцев проще. И по лесам их искать не надо, и около решетки зоопарка сидеть не приходится, и даже можно с «моделью» договориться, дав пару-тройку команд или кусочек лакомства. С другой стороны, не всякая модель идет на контакт.

Съемку домашних любимцев можно разделить на три основных типа:

В завершении, в качестве напутствия, хочется сказать: хотите делать удачные снимки животных и птиц - совершенствуйте и технику съемки, и вашу фототехнику.

Надеюсь, материалы данного урока были интересны и будут вам полезны. Всего Вам фотографического!

В статье использованы материалы книг "Фотографирование диких животных и природы", Майкл Фримен; Canon Lens Work II и "Птицы перед микрофоном и фотоаппаратом", А.С. Мальчевский, Э.Н. Голованова, Ю.Б. Пукинский.

У фотографов птицы пользуются особой популярностью. Кроме того, что многие пернатые очень красивы, они живут практически повсюду. А что уж говорить о разнообразии видов и форм… При этом фотографировать птиц не так-то просто: с одной стороны, это настоящий спорт, а с другой - сложная наука, ведь фотоохотник, специализирующийся на фотосъемке диких птиц, должен быть еще и специалистом орнитологом.

СУЩЕСТВУЕТ УБЕЖДЕНИЕ,
что для съемки птиц необходимо обзавестись хорошим дорогостоящим телеобъективом. Без сомнения, такой объектив - вещь действительно очень полезная. Но, к сожалению, любой телевик с большим фокусным расстоянием имеет очень небольшую глубину резко изображаемого пространства, тем самым ограничивая творческие возможности фотографа. Хочется сфотографировать птицу красиво и за каким-нибудь интересным занятием или в компании других птиц или животных. Можно снять птицу на фоне ландшафта, в котором она обитает и частью которого является. Другая проблема заключается в том, что «дотянуться» до осторожных пернатых не всегда удается даже с самым сильным телеобъективом. По этой причине многие поколения фотоохотников караулят своих моделей, сидя в укрытиях по несколько часов или даже дней. Некоторые идут на хитрость - вместо длиннофокусных телеобъективов используют мощные телескопы, несмотря на то что технически качественные и художественно интересные снимки получить с помощью телескопов еще труднее.

ЗА РУБЕЖОМ
эту проблему решают иначе - большая часть фотографий «дикой природы» делается в специальных природных парках. Звери и птицы в таких парках почти ручные, и фотографировать легко и приятно. Многие талантливые фотографы живут и работают в таких парках много лет и знают в них каждый уголок. Конечно же, их снимки имеют неоспоримое преимущество по сравнению со снимками заезжих фотографов. У нас в России большинство заповедников закрыто для свободного посещения, в открытых же увидеть диких животных порой даже труднее, чем в соседних охотничьих хозяйствах. Тем не менее, уникальные для фотоохотника ситуации иногда случаются и у нас.

НАПРИМЕР,
на одной из кавказских турбаз я видел выводок лис - милые зверьки выпрашивали подачки у туристов. Одной такой лисе какой-то умник даже умудрился повязать на шею бант. По утрам к этой же турбазе спускались дикие быки - они знали, что их непременно угостят хлебом и солью. К тамошней помойке периодически наведывались горные индейки - улары. Клушицы, альпийские галки и другие горные птицы тоже были завсегдатаями этого гостеприимного места. Браконьеры там не появлялись, поскольку турбаза никогда не пустовала и все животные были на виду у десятков людей.

УДИВИТЕЛЬНУЮ СИТУАЦИЮ
мне пришлось наблюдать и в Краснодарском крае. Там на одной из сельских птицефабрик отсутствовал цех по утилизации. Дохлых кур ежедневно вывозили за территорию, на радость природным «утилизаторам» - огромным орланам белохвостам. Зимой там одновременно собиралось до сорока орланов. Самые наглые из них садились прямо на тракторную тележку, сопровождая аппетитную «похоронную процессию». Между тем, орлан белохвост - одна из самых красивых и самых редких птиц, к тому же он исключительно осторожен.
Думаю, что очень многие европейские фотографы могли только мечтать о подобном «фотосафари». К сожалению, такие ситуации нечасты. Поэтому в отличие от своих зарубежных коллег, российским фотографам приходится искать диких животных самостоятельно и затем, в течение нескольких дней, недель или даже месяцев приучать и готовить их к съемке. Много ли в мире найдется фотографов имеющих возможность все это проделывать за свой собственный счет? Видимо, именно по этой причине в нашей стране так мало фотографов специализирующихся на тематике дикой природы, а отечественные издания и телеэкраны заполняют сюжеты о природе чужих «заморских» стран.

ФОТОГРАФУ,
специализирующемуся на съемке диких животных, очень важно учитывать особенности их восприятия. К примеру, большинство млекопитающих видит мир черно-белым. И им абсолютно безразлично в какого цвета куртку - зеленую или красную - одет фотограф. Зато у большинства из них хорошо развито обоняние и изумительно тонкий слух. Но если фотограф будет в течение долгого времени сидеть тихо и совершенно неподвижно, он имеет шансы остаться незамеченным.

КАКТО НА КАВКАЗЕ,
я шел по лесной тропинке. Вдруг впереди, чуть выше по склону, я услышал какой-то шорох. Я пошел не останавливаясь и вскоре наткнулся на нору, которая, судя по размерам, принадлежала какомуто не очень крупному животному. От норы тянулась едва заметная тропка. Я достал фотокамеру, и прислонившись спиной к стволу дерева, встал рядом с тропой. Через несколько минут я услышал осторожный шорох листьев и увидел шакала. Ничего не подозревая, зверь прошел буквально в двух шагах от моих ног и только подойдя к норе, учуял мои следы. Было видно, что шакал растерялся и не знал, как ему лучше поступить. Несколько минут он ходил вокруг своей норы, чесался, смущенно зевал и оглядывался по сторонам. При этом он не раз смотрел в мою сторону, мы даже встречались с ним глазами, но я стоял неподвижно и шакал меня так и не обнаружил. Лезть в нору он все же не решился и направился назад в лес. Когда он вторично поравнялся со мной, я не удержался и нажал на кнопку фотокамеры. На хлопок зеркала шакал среагировал как на выстрел - подпрыгнул высоко вверх, сделал сальтомортале, упал как подстреленный, но тут же вскочил и мгновенно растворился в зарослях. Будь у меня тогда вместо зеркалки бесшумный компакт, я смог бы, наверное, сделать немало интересных снимков.

В ОТЛИЧИЕ ОТ ЗВЕРЕЙ,
птицы наоборот, не только обладают цветным зрением, но и способны различать невидимые для нас части спектра. Некоторые красители, которые мы традиционно воспринимаем как отличную маскировку, с точки зрения птиц могут в буквальном смысле светиться. Отсюда становится понятным недоумение охотников, когда купленный ими дорогостоящий камуфляж не приносит желаемых результатов. В восприятии птиц образ человека ассоциируется с вертикальной фигурой и специфическими движениями. Поэтому если у вас нет возможности принципиально изменить образ (замаскировавшись, например, под копну соломы), то при работе с птицами лучше использовать ту одежду, в которой вам комфортно. В последнее время в продаже появились оригинальные маскировочные костюмы, сплетенные из свисающих волокон с образным названием - «Леший». Следует, однако, заметить, что наряженного в подобный костюм фотоохотника звери и птицы воспримут как обычного человека. Чего не скажешь о вездесущих грибниках и охотниках, которых встреча с таким «Лешим» наверняка очень развлечет.

ОДНАЖДЫ
при фотографировании сизоворонки я спрятался в большой крапивный мешок. Фотокамера была установлена у гнезда - от нее к мешку я протянул тонкую леску, дергая за которую, собирался получать снимки. Мешок отлично вписался в отвалившиеся от соседнего обрыва земляные глыбы, а через редкую ткань мешковины я мог наблюдать за всем, что происходило вокруг. Но увы, раньше, чем прилетела сизоворонка, в лесу появился дед-грибник. Увидев мой мешок, он замедлил шаг, повертел головой в разные стороны, но все же пошел своей дорогой. Я перевел дух, но не тут-то было - сквозь мешковину я увидел, что мой дед возвращается. Воровато оглядевшись по сторонам, он подкрался к мешку и, открыв от любопытства беззубый рот, заглянул внутрь. В крепких выражениях я сообщил ему все, что накипело. После того, как дед ушел «на полусогнутых» я, было, вознамерился продолжить фотосессию, но вскоре опять услышал голоса - в мою сторону направлялись две женщины с лукошками. Птицу я тогда так и не снял.
Вообще, в пригородных лесах от грибников нет покоя ни птицам, ни фотографам. Замаскировавшись под пенек, я частенько наблюдал, как разные грибники по очереди по много раз обследовали одни и те же места.

ЧТОБЫ ФОТОГРАФИРОВАТЬ
дроздов, слетавшихся к луже на водопой, я улегся в зарослях кустарника. Сверху накрылся куском брезента, засыпал себя сухими листьями и замер. Через некоторое время я услышал сзади осторожные шаги и сразу же понял, что это идет очередной грибник. Дальнейший ход событий был вполне предсказуем - грибник увидит засыпанный листьями кусок брезента, изпод которого выглядывают человеческие ноги.
С перекошенным от ужаса лицом он поднимет полог (можно лишь догадываться о том, что он там ожидает увидеть…). Поэтому, когда шаги грибника замерли, я не стал дожидаться и сам откинул брезент. Прямо передо мной стоял насмерть перепуганный вальдшнеп. Немая сцена продолжалась несколько секунд, после чего вальдшнеп как ошпаренный шарахнулся в сторону.
Было очень обидно - ведь стоило мне чутьчуть повременить, и я мог бы получить очень редкие кадры. Ох уж, эти грибники!

ПТИЦЫ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫ
и обладают отличной памятью. Многие из них способны зрительно оценивать количественные показатели (другими словами, умеют считать!). Это нужно учитывать при фотографировании из укрытий. Если птицы видят, что на их участок пришло два человека, а ушел лишь один (тогда как другой внезапно исчез), они будут вести себя исключительно осторожно. Из-за этого приходится забираться в заранее построенное укрытие либо в сопровождении сразу нескольких человек (есть шанс, что птицы могут сбиться со счета), либо в полной темноте, либо под прикрытием какоголибо большого отвлекающего объекта, например, трактора или автомашины. Учтите, что в точно таком же порядке из укрытия нужно будет и вылезать.

ЛЮБЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
на своем участке птицы замечают моментально и тут же настораживаются. Один из моих давних учителей Э.Н. Голованова в подобных случаях применяла следующую хитрость - из металлических решеток (наподобие тех, что используются как полки в холодильниках), она складывала укрытие, которое по бокам оплеталось травой. Полученная корзина выставлялась в нужном месте, после чего поставивший ее человек демонстративно уходил. Внезапно появившееся сооружение, конечно же, настораживало птиц, но сквозь редкое плетение растений они ясно видели, что корзина пуста. Спустя некоторое время этот объект воспринимался птицами, уже как неотъемлемая часть ландшафта. После этого внутрь корзины помещалась настоящая съемочная палатка. С точки зрения птиц, на их участке ничего принципиально нового не появилось и установку палатки они воспринимали уже спокойно.

ПУТЕШЕСТВУЯ ПО УСТЮРТУ,
мы встретили в одном из оазисов колонию больших кроншнепов. Птицы вели себя на удивление осторожно - отказывались садиться на гнезда даже тогда, когда мы наблюдали за ними из машины, стоящей в двухстах метрах. В конце концов, с помощью подзорной трубы мы засекли место, где должно было находиться одно из гнезд. Времени у нас не было, и мы использовали следующий прием - из упаковочного картона изготовили небольшое укрытие, которое снаружи оплели наспех сделанной крупноячеистой сеткой. В нее мы вплели траву так, что укрытие стало похожим на куст или на небольшую копну сена.
На машине мы подвезли «копну» поближе к кроншнепам. После этого машина уехала, а я, спрятавшись в укрытии, взял нужные ориентиры и, шагая на корточках, отправился к кроншнепам. Птицы заметили меня, когда до них было еще около километра. Один из кроншнепов взлетел и как бы стороной облетел территорию. Пока он совершал свой маневр, я остановился, но едва кроншнеп повернул обратно, я вновь начал движение. На этот раз кроншнеп опустился неподалеку. Как бы невзначай он обошел меня по кругу, но не обнаружил ничего подозрительного. Едва он взлетел, как я снова начал движение. В конце концов кроншнеп сел в двух метрах от меня (я не удержался и начал его фотографировать). Он еще раз обошел мое укрытие по кругу. На этот момент я замер, и он опять ничего не заметил. Тогда кроншнеп решил схитрить - он сделал вид, что садится в гнездо, распушал перья и стал делать характерные движения, как бы переворачивая воображаемые яйца. Расчет птицы был прост - если в копне действительно скрывается хищник, то в этой ситуации он себя обязательно проявит. Однако я не двинулся с места.
Наконец, кроншнепам все это надоело, и они перестали обращать на меня внимание. В своей передвижной копне я получил возможность беспрепятственно перемещаться по колонии и фотографировать птиц с самых близких расстояний.
Видимо, кроншнепы «рассуждали» так: движущаяся копна имеет явно природное происхождение и какой-либо прямой угрозы она в себе не несет. В копне не прячется хищник. Конечно то, что копна движется - это весьма странно, но мало ли в мире странного, до чего им, кроншнепам, нет никакого дела.

ИМЕЮЩИЕ БОЛЬШОЙ ОПЫТ
общения с птицами могут попробовать приучать их к фотосъемке, используя так называемый метод «фотопастьбы». В этом случае фотограф должен вести себя абсолютно открыто и всячески демонстрировать птицам отсутствие интереса к ним самим и к их потомству. При этом нужно очень точно определять критическую дистанцию вспугивания птицы и в течение достаточно длительного времени (от двух до нескольких дней или даже недель) по мере привыкания птиц сокращать эту дистанцию. Обычно трудности возникают лишь на первых этапах, а через некоторое время поведение птиц резко меняется и они начинают подпускать фотографа на близкое расстояние и даже позволяют использовать студийное оборудование. Другими словами, фотограф может самостоятельно создавать те самые условия, которые сегодня активно используются во многих зарубежных национальных парках. При кажущейся трудоемкости этот путь может быть очень эффективным. Во всяком случае, трудно сказать, что лучше - затратить на съемку осторожной птицы полторы недели и в результате получить возможность снимать интересные жанровые сцены или же годами бегать за этой же птицей с мощным телеобъективом, успевая запечатлеть то хвост, то смаз крыла…
Однако природа есть природа, и фотографу, выбравшему такой способ, следует помнить, что жители лесов и полей могут быть непредсказуемы и опасны. Особенно это относится к крупным млекопитающим, но и птицы, потеряв страх перед человеком, могут совершать на него нападения.

ИЗВЕСТЕН СЛУЧАЙ,
когда самец лебедя шипуна сбил фотографа с резиновой лодки и, вероятно, утопил бы его, не подоспей помощь вовремя. Самец журавля красавки при попытке приблизиться к гнезду однажды нанес мне очень сильный удар в грудь сразу обеими ногами. При этом своими острыми когтями он не только разорвал одежду, но и нанес достаточно глубокие ранения.

ОЧЕНЬ ОПАСНЫМИ
могут становиться некоторые крупные совы - когти у них сродни медвежьим, но гораздо острее. Причем налетают совы обычно сзади и совершенно бесшумно.
Както раз я попытался залезть в гнездо ворона. Самец, вздыбив от злости перья на голове, опустился неподалеку. Я тут же сделал вид, что очень его испугался и ворон это заметил. Началась игра - я дразнил ворона своими попытками приблизиться к гнезду и, когда он подлетал, то я делал вид, что очень его боюсь. Почувствовав себя победителем, ворон осмелел и на следующий день садился уже в двух метрах от меня. В последующие дни эти вороны встречали меня уже за сотни метров от гнезда. При этом сам ворон и его самка старались подлетать ко мне сзади и, опустившись на землю, некоторое время шли за мной пешком. Я двигался плавно и мог снимать птиц с пятишести метров.
Взявшись фотографировать исключительно осторожных черных аистов, я в течение трех дней делал вид, что собираю ягоды. При этом я то периодически приближался к птицам на критическую дистанцию, то снова от них удалялся. Встречаясь взглядом с аистами, я всячески демонстрировал им свое равнодушие, отворачивался и продолжал «собирать ягоды». На третий день, самка аиста довольно свободно подпускала меня к себе на расстояние пятишести метров и оставалась стоять на гнезде, когда я совершенно открыто залезал на соседнее дерево и оказывался от нее на расстоянии не более трех метров. Самец из этой пары вел себя несколько более осторожно.
В качестве более доступной и бюджетной альтернативы телеобъективам можно использовать съемку птиц с помощью скрытых и дистанционно управляемых камер. В принципе, для дистанционного фотографирования диких животных пригодны любые фотокамеры с любыми объективами, в том числе и длиннофокусными. Однако наиболее удобными являются все же компакты. Они относительно дешевы и имеют небольшие размеры. При этом многие современные компакт-камеры оснащены отличными объективами, что позволяет получать снимки неплохого качества.
Неоспоримым преимуществом дистанционных камер является возможность их быстрой установки, казалось бы, в самых недоступных местах - на поверхности земли, под землей (например, в норе), в кроне высокого дерева, на стене крутого обрыва, на поверхности воды, под водой и даже в воздухе (укрепив ее, например, на воздушном змее). Замаскировать скрытую камеру несравненно проще, чем спрятать человека. При этом такая камера в течение многих часов или даже суток, может дожидаться нужного мгновения.

ФОТОГРАФИРУЯ ОРЛОВ
я спрятал компакт в гнездо воробья, устроенное на соседней ветке. Воробьи любят селиться в гнездах крупных хищников - воробей для орла, что муха для ворона - и поймать его трудно и корысти в нем мало. Зато если к хитрым воробьям надумает лезть кошка, то ей придется иметь дело не с воробьями, а с орлом. В другой раз я спрятал камеру в чучело стрепета (получился эдакий «стрепет-фотокорреспондент» с фотоаппаратом на пузе). Чучело было выставлено на стрепетином токовище и прежде, чем разгневанный хозяин тока оторвал чужаку голову, мне удалось сделать несколько кадров.

В ГОРОДСКОМ ПАРКЕ
Кисловодска я нашел дупло крупных и очень красивых птиц - зеленых дятлов. Фотографировать этих птиц обычным способом в парке было невозможно - днем там находились тысячи отдыхающих, каждый из которых считал своим долгом справиться - чего это здесь фотографируют? Узнав, что снимают птицу, люди обычно приходят в восторг, дают массу «полезных» советов, а заодно рассказывают занятные истории из собственной жизни. В подобных условиях продолжать фотографировать птиц - дело безнадежное. Поэтому я пришел в парк еще затемно, быстро укрепил на дереве скрытую фотокамеру и, уже не привлекая внимания людей, мирно «дремал» на лавочке, не забывая при этом косить глаз в сторону заветного дерева и нажимать на пульт всякий раз, когда дятел оказывался в поле зрения объектива. Вечером тем же способом я забрал фотокамеру с уже отснятым материалом.
Однако главное достоинство компактных аппаратов заключается в возможности следить за тем, что в данный момент происходит в поле зрения объектива. Оптическое изображение компакт камеры преобразуется в цифровое и выводится на дисплей. При желании картинку можно легко транслировать на любой удаленный телевизионный монитор. Причем делать это можно как по проводам, так и с помощью специальных беспроводных устройств.
В простейшем случае, для этой цели можно приспособить аппаратуру, применяемую в охранной сигнализации. Посылая импульсные радиосигналы можно менять ориентацию камеры и регулировать фокусное расстояние объектива. И, наконец, исключительно важным свойством цифровых компактов является абсолютная бесшумность их работы. Звуковые сигналы, сопровождающие процесс съемки, в них можно отключить, тогда как что-либо поделать с громко хлопающим зеркалом бывает достаточно трудно. При этом многие осторожные животные реагируют на звук опускающегося зеркала как на выстрел. В подобных случаях использование зеркальных камер становится крайне нежелательным.

СКРЫТУЮ КАМЕРУ
можно настроить и на автономную работу. Для этого объектив скрытой камеры наводится на то место, где по расчетам должно появиться фотографируемое животное. При такой съемке, спуск затвора происходит в результате замыкания электрической цепи от специально устанавливаемого сторожка. Конструкции таких сторожков могут быть самыми разными - от простейших контактных устройств до сложных электронных датчиков, реагирующих на движение или на пересечение птицей пучка инфракрасных лучей. Фотограф в это время может заниматься другими делами. Обычно автономно работающие камеры или, как их часто называют - фотокапканы, устанавливают у заранее выложенной приманки, на тропах, у гнезд и т.п.

ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ
однообразия сюжетов, можно использовать различные виды сторожков. Например, установив приманку у сторожка нажимного действия можно получить фотографию сидящей или кормящейся птицы, а натянув над приманкой растяжку из тончайших нитей, можно запечатлеть птицу в момент ее приземления. Установив сторожок на звериной тропе можно получить фотографию идущей лисицы, а включив «защиту от красных глаз», можно заставить ту же лису за миг до срабатывания затвора посмотреть в объектив. Фактически, при использовании фотокапканов животные фотографируют себя сами. Поэтому если такой «автопортрет» будет недостаточно хорош, всегда есть возможность свалить всю вину на птицу. Дескать, чего же вы хотите, ворона она и есть ворона, какой из нее фотограф?

В РЯДЕ СЛУЧАЕВ
рядом с установленным фотокапканом полезно оставлять записку или какой-либо предупреждающий знак. За многолетнюю практику лично у меня ни разу не было случаев хищения камер и лишь однажды, установленную на самой обочине полевой дороги скрытую камеру сбила проезжавшая ночью машина.

Как фотографировать птиц

Возможно, наиболее захватывающей и интересной из всех вариантов фотосъемки живой природы является фотографирование птиц. В этом мире птицы признаны самыми пугливыми существами, что конечно же нельзя сказать о . Зачастую приходится проявлять незаурядное терпение, чтобы «поймать» необходимый кадр. В этом виде съемки, фотографу есть где разгуляться - размеры, окраска, многообразие форм, а также поведение птиц - снимай да радуйся.
Сам процесс фотосъемки птиц доставляет удовольствие. Это не просто процесс получения определенных фотографий птиц. Это нечто большее. Прежде всего, Вы получаете удовольствие, наблюдая за «нашими меньшими братьями». Вы имеете возможность слиться с живой природой в одно целое. А если при этом Вам удалось выполнить отличные фотоснимки, то это удовольствие может сравниться только с ликованием заядлых охотников. Один довольно известный персонаж Эдуарда Успенского говорил: «Это и охота, и убивать никого не надо!»

как фотографировать птиц

Так как птицы являются довольно пугливыми существами, то фотографирование их в условиях дикой природы будет достаточно сложным, нежели покажется сразу.
Универсальных советов по фотосъемке птиц практически не существует. Мир пернатых достаточно разнообразен. Поэтому в подобной фотосъемке используется различное количество приемов и хитростей. Описать их в рамках одной статьи нереально. Вообще столько информации, что можно состряпать целую книгу, дав ей при этом название «Некоторые советы при фотографировании птиц».
Если Вы хотите достичь определенных успехов в фотографировании птичек, начните с самых простых приемов. Они и будут базой для ваших фотоопытов. Руководствуясь такими приемами, Вы максимально точно можете вырабатывать результативную тактику, а также стратегию, которая способна давать отличный результат в каждом отдельном случае. Итак, переходя от вводной части, приступим к непосредственному фотографированию птиц.

как фотографировать птиц

Какой фотоаппарат следует выбрать для фотосъемки пернатых?
Фотографирование птиц очень требовательно к оборудованию. Это касается, как правило, особенно мелких и пугливых пернатых. Если у Вас зеркальная фотокамера, то воспользуйтесь длиннофокусным объективом, который имеет эквивалентное фокусное расстояние 350-500мм. Также Вы можете использовать компактный фотоаппарат с кратностью зума свыше 15Х. Однако и компактными фотокамерами, имеющими зум от 3Х до 5Х, зачастую удается выполнить великолепные фотоснимки птиц. Секрет состоит в том, что фотосъемку следует проводить из специального укрытия или же непосредственно в городских условиях. При этом Вам необходимо будет запастись терпением. Птицы в городе не так пугливы, как их «собратья», живущие вдали от города. Учиться фотографировать пернатых можно в укромных уголках городских скверов, а еще лучше – в достаточно хорошем зоопарке.

как фотографировать птиц

В том случае, если Ваша фотокамера не имеет длиннофокусного объектива, но матрица имеет достаточно большое количество мегапикселей, Вы можете выполнить кадрирование непосредственно после фотосъемки, обрезав при этом все ненужное. Если Вы не располагаете временем на кадрирование после фотосъемки, то на этом этапе Вас может выручить цифровой зум.
При фотосъемке птиц достаточно удобным является использование режима приоритета выдержки. При фотографировании мелких и довольно подвижных птиц используйте очень короткую выдержку. К примеру, не длиннее, чем 1/600сек. Большие пернатые, которые находятся на земле, не столь подвижны, как маленькие. Поэтому Вы смело можете удлинять выдержку до 1/125сек. Следует отметить, что в режиме фотоаппарата - приоритет выдержки, диафрагма способна открываться и уменьшать глубину резкости.

как фотографировать птиц

В том случае, если Вам приходится снимать фотоаппаратом с длиннофокусным объективом, не надо забывать, что использование длинной выдержки может приводить к смазыванию изображения. Это может происходить из-за случайного перемещения фотокамеры в период срабатывания затвора. Запомните, чтобы достичь максимально удачного результата, выдержка не должна быть больше, чем фокусное расстояние фотообъектива. Следует также обязательно включить стабилизатор изображения. Хочется заметить, что для нормальной экспозиции кадра даже в солнечную погоду может не хватать света. В этом случае советуем Вам увеличить ISO, хотя возможно при этом появление шумов.

как фотографировать птиц

Если Ваша фотокамера обеспечена режимом точечного замера экспозиции, то при подобной фотосъемке рекомендуем использовать именно его, так как в этом случае объект фотографирования гораздо важнее самого фона. Если же Ваш фотоаппарат не наделен точечным замером экспозиции, то следует применять центрально взвешенный замер экспозиции. Это приведет к наилучшим результатам.
В том случае, если Ваша фотокамера способна поддерживать автофокус по центральной точке, то необходимо включить такой режим. Этот прием позволит сократить время, которое требуется для установки резкости, а также определения экспозиции. При этом точки экспозамера и фокусировки будут находиться всегда в центральной части кадра.

как фотографировать птиц

Как же следует фокусироваться? Ответ довольно прост. Так же, как и в . Фокусироваться желательно по глазам птиц. Хотя, если птицы достаточно подвижны, то это практически невозможно, а эта задача останется невыполнимой. В этом случае используйте фиксацию экспозиции, а фокусироваться придется по ногам или голове птицы, так как их плоскости зачастую совпадают.
Если Вам необходимо сфотографировать пернатых в зоопарке, то перед фотосъемкой следует внимательно понаблюдать некоторое время за своими «моделями». Присмотритесь, как и куда перемещаются птицы по вольеру. Только после этого следует подумать и определить, в каком же ракурсе они будут выглядеть наиболее эффектно. Не забывайте также при этом оценивать фон. Решетки, заборы, а также различная утварь вряд ли сможет украсить Ваш фотоснимок.
Фотографирование птиц в дикой природе.
Чтобы сфотографировать птиц в условиях дикой природы потребуется огромное терпение и обязательно творческий подход. Для подобной фотосъемки необходимо приобрести еще одну карту памяти для Вашей фотокамеры, ведь Вам придется сделать множество фотоснимков. Перед началом фотосъемки внимательно понаблюдайте за пернатыми, изучите особенности их поведения и повадки.
Выберите оптимальную точку для фотографирования. После этого следует занять ее и замереть на некоторое время. Учитывая это, Вы не сможете спугнуть свою «модель». После определенных приготовлений сделайте несколько фотографий.

как фотографировать птиц

Обязательно дайте птицам время постепенного привыкания к Вашему присутствию. Когда Вы почувствуете, что они практически не обращают на Вас никакого внимания, приступите к фотосъемке. Только так Вы сможете получить уникальные и неповторимые кадры птиц в дикой природе!

Фотографировать птиц могут не только обладатели профессиональных и дорогих фотокамер, если у вас есть неплохая зеркалка начального уровня или хороший системный фотоаппарат, вы можете рассчитывать на красивые снимки. Более того, камеры с матрицами APS-C (кроп фактор 1,5) подходят для съемки дикой природы даже лучше чем фотокамеры с полнокадровыми матрицами, так как объектив со скромным фокусным расстоянием 300-мм, будет фотографировать с приближением эквивалентным 450 мм и более, что позволяет делать превосходные фотографии пернатых друзей.

Для того что б получить возможность фотосъемки птиц, вам придется привлечь этих капризных моделей. Конечно, вы можете целыми днями бродить по парку в поисках птиц, но лучше приманить их к себе. Для этого установите кормушку и сосуд с водой, в безопасном и удобном и для вас, и для птиц месте. Вы можете кормить их круглый год, но в конце осени, зимой и ранней весной они наиболее голодные.

Корм для пернатых моделей следует выбирать разнообразный и полезный, кроме стандартных зерен, которые можно купить в зоомагазине, в кормушку можно положить арахис, кунжут, семена подсолнечника, изюм и тертый сыр.

Организовывая кормушку для птичек, которых в дальнейшем вы собираетесь снимать, вы сами выбираете подходящее для съемки место. Поэтому повесьте кормушку там, где вам кажется, фон для кадров будет удачным. Повесив кормушку на ветке, разбросайте немного зерен на земле, что бы привлечь внимание птичек. Очень вероятно, что они не сразу найдут ваши угощения, особенно в очень холодную погоду, но будьте терпеливы.

Некоторые виды очень привычны к присутствию людей, и вы сможете спокойно сидеть неподалеку от них и фотографировать. Но есть и такие, которые могут вас бояться, и просто не подойдут к еде, если заметят человека неподалеку.

Вам лучше всего спрятаться, чтобы птицы были более расслабленными и спокойными. Так, они смогут резво общаться друг с другом и вести себя естественно и без опаски, что приведет к более интересным кадрам.

Вы можете спрятаться за кустами в парке, или, если фотографируете у себя в саду, можете смастерить себе небольшое укрытие из листа фанеры, или отходов древесины. Если есть возможность, вы можете фотографировать из окна. Главное помните, что у птичек очень хорошее не только зрение, но и слух, поэтому старайтесь вести себя как можно тише, не создавая лишних скрипов и шороха.

Обрамление ваших зимних фотографий дикой природы

Подумайте о том, каким должен быть фон на ваших снимках, учтите, он должен дополнять фотографию, а не отвлекать от основного сюжета. Размытый фон нейтрального цвета будет лучшим вариантом, для фотографии птицы.

Если трудно найти подходящее место в саду, или в парке, которое обеспечило бы хороший фон, то по возможности, вы можете решить эту проблему своими силами. Как вариант, вы можете взять окрашенный лист фанеры, однотонную светлую ткань, или еще что-то, что могло бы подойти. Прикрепите искусственный фон на забор, или на стену дома, и уже в зависимости от выбранного места устанавливайте кормушку.

Расположите фон, достаточно далеко от объекта, так, что бы он находился вне фокуса, тем самым создавая естественный эффект.

Освещение не менее важно, причем, освещение может быть и достаточно ярким, благодаря солнечным лучам, так и тусклым, в туманную, или снежную погоду. Яркий солнечный свет будет наиболее привлекательным на рассвете, или на закате, поэтому следите за положением солнца, так как от этого зависит удачность вашего будущего снимка.

Ваше положение для съемки является важным аспектом, особенно в пасмурный день. Постарайтесь найти наиболее удачный ракурс, так, что бы птичка была хорошо освещена, Плохая погода - падающий снег или туман, могут добавить вашей фотографии большей оригинальности и привлекательности.

Как видите, съемка дикой природы возможна и зимой, кроме того, фотографируя птиц зимой, вы учитесь, узнаете новые возможности своей камеры и получаете огромное удовольствие от общения с природой и от фотографий. Просто начните, и у вас все получится.
Ниже приведены три простых способа, снимать дикую природу зимой в саду, или в парке

Кормите птиц


Начните подкармливать птичек на одном и том же месте, установив там кормушку и сосуд с теплой водой, регулярно проверяя наличие воды и еды. Выберите хорошо освещенное место, с нейтральным фоном.
Не тревожьте птиц


Не пугайте птиц своим присутствием, для этого организуйте для себя укрытие, в котором вам с одной стороны было удобно снимать, а с другой – птицы не слышали бы и не видели вас. Так, пернатые модели будут чувствовать себя более уверенно и расслабленно. Снимать лучше с помощью телескопического объектива, установленного на штатив, так что бы камера была более устойчивой.
Следите за происходящим


Мелкие птички, как правило, более подвижные, поэтому есть большая вероятность смазанности снимков. Что бы этого избежать установите скорость затвора на значение, не менее чем 1/500 сек., так же, можно использовать серийную съемку, что бы потом выбрать лучшую фотографию.

Съемка птиц в полете

Невероятно красивыми будут фотографии птиц в полете. Для таких фотографий вам потребуется карта памяти большой емкости и немного терпения. Что касается условий съемки, то на улице должна быть ясная солнечная погода. Для резких фотографий вам придется поставить высокое значение ISO и выдержку около 1/2000 сек.. При съемке птиц в действии есть вероятность сделать смазанный кадр, поэтому настройки должны способствовать максимально четких снимков.

Автоматическая фокусировка не надежная для быстрой и оперативной съемки мелких птиц, поэтому лучше установить ручную фокусировку. Сначала сфокусируйтесь на птице, а затем фотографируйте. Если птица ест в кормушке и постоянно двигается, у вас может получится неплохой снимок. Так же можно использовать серийную съемку.
Если у вас есть возможность, попробуйте сфотографировать птиц на расстоянии, используя дистанционный спуск затвора, так вы сможете наблюдать за пернатыми на жердочке, а затем сделать несколько последовательных кадров.

Ухаживать за птицами

Обеспечьте пернатых друзей свежим, качественным и вкусным кормом и не забывайте наведываться к кормушке, что бы проверить свежесть продуктов. Кушая плохой или не свежий корм птички могут заболеть. Поставьте возле кормушки и поилку с теплой водой, что бы она не замерзала, и периодически меняйте водичку.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения