Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Как стать ближе к богу. Почему нужно поклоняться Богу? Любит ли нас Иегова

ПРИБЛИЖЕНИЕ К БОГУ

Как соединиться с Богом? Я словно слышу ваши слова: «Ну вот, опять, он снова будет говорить о чтении Библии и молитве!». Вы угадали! Он Сам установил такой способ связи с Собой.

Не бывает хорошей семьи без общения и выражения любви. Не бывает и настоящей христианской жизни без общения с Богом через молитву и соединения с Ним через Его Слово. Пренебрежение общением с Богом удаляет от Него. А вдали от Бога царствует грех. Кроме того, у человека, отдалившегося от Христа, развивается чувство независимости и гордости, что неизбежно ведет к падению и духовной смерти. Поэтому сердечное устремление к Богу в молитве и углубление в вечные истины живого Слова жизненно важны.

Чтение и изучение Библии невозможно ничем заменить. Но нужно стараться, чтобы чтение Библии не стало законом. Это больше, чем обязательное чтение. Это образ жизни. Если по какой-то причине мы пропустили свой библейский час, то не нужно терзаться от чувства вины, но если пропущено три или четыре дня, то есть над чем задуматься.

Во-первых , я должен воспринимать чтение Библии как личную встречу с Богом. Это не самодисциплина и не повышение квалификации. Общение с Богом через Писание - это встреча с Тем, Кто даровал мне Свое Слово. Каждая встреча должна принести что-то непосредственно для меня, важное и насущное в моей жизни.

Во-вторых , я обнаружил, что бывает полезно читать Божье Слово, рассматривая его с той точки зрения, с которой само Слово говорит о себе. Это помогает мне лучше видеть, что Бог желает совершить в моей жизни. Бог назвал Свое Слово зеркалом, семенем, мечом, светильником, хлебом.

В-третьих , я нашел очень полезным делиться с кем-то из друзей Словом, которое открыл мне Бог. Это приносит особенное благословение, тем более, если мой собеседник находится примерно на таком же духовном уровне, что и я.

В-четвертых , я часто меняю свой подход к Писанию. Так, например, одну неделю я читаю два-три псалма и главу Притчей в день. На следующую неделю я изучаю какую-нибудь тему (друзья, деньги, любовь, прощение и т.д.). Это очень освежает, особенно если тема касается моих насущных проблем. Третью неделю я посвящаю описаниям жизни святых Ветхого Завета. А в другое время прочитываю книгу из Нового Завета.

Каким бы ни был ваш подход, старайтесь не допускать, чтобы время чтения Библии стало механическим и безжизненным. Подобно любым отношениям, общение с Богом не приемлет однообразия и рутинности. Оно удается лучше, если движется личной заинтересованностью и конкретной нуждой.

В-пятых , я должен читать Библию со смирением и послушанием, если действительно верю, что Слово соединяет меня с Творцом всей вселенной. Если мой дух не открыт для Божьего действия и не готов к повиновению, то вряд ли можно ожидать пользы от чтения. Есть древнее высказывание: «Либо эта Книга удержит вас от греха, либо грех удержит вас от нее».

Что касается пожеланий о молитве, то прежде всего очень важно молиться искренне и открыто. Искренность открывает наш дух навстречу Божьему Духу. Молитва - замечательный способ посмотреть на жизнь с Божьей точки зрения. В молитву можно включать христианское пение, псалмы.

Когда обстоятельства начинают тревожить меня, я принимаю это как призыв к молитве о сложившемся положении или о людях, с которыми оно связано.

Употребление слов Священного Писания в молитве наполняет ее особым значением. Так мы переносим Божье Слово в свою жизнь, связываем его со своими радостями и переживаниями.

По множеству причин мы не всегда находимся в молитвенном состоянии и не каждый день пламенеем духом. Но не останавливайтесь. Верность - вот ключ успеха в отношениях с Богом! Пребывайте в молитве, не взирая ни на что, - и ваше общение с Богом будет глубоким, а близость с Ним станет вашей наградой.

Многие так и продолжают играть в игру под названием » христианство» так и не понимая истинной сути этого слова.

Так что значить быть » христианином» ? Это ходить в самую модную и большую церковь каждое воскресение, это вести себя добропорядочно в церкви, это одеваться, как того требует религия, это молиться так, как тебя научили и т.д. Так что значить быть «христианином» ?

Быть христианином — это в первую очередь, быть похожим на Христа! Тоисть следовать Его путям и поступать, как поступал Он.

Если посмотреть на наше современное христианство, то оно совсем не идет путями Христа. Оно больше похоже на болото, которое заставляет тебя сидеть на одном месте и никуда не двигаться, которое оставляет грязные следы в твоей жизни. Многие может и не согласятся с этим, но так оно и есть. Мы привыкли все делать на автомате, идти в церковь, молиться, читать Библию, не получая от этого реальной радости. Некоторые же вообще свое «христианство» превратили в ужас, просто чтобы искать Бога и приводить к нему людей, мы смотрим, кто как одет, мы смотрим, чтобы в церкви были строжайшая строгость, туда нельзя идти и ехать, то смотреть не нужно и т.д….

И мы думаем, что Богу это все нравиться и что Он все это желает видеть в нашей жизни. Но это не так.

Меня очень сильно затронуло то, как многие так называемые » верующие» строят свое служение и движение, а Божье отодвигают в сторону, думая, что этим самим они угождают Богу. Мне печально видеть, как много неверующих людей погибают в этом мире, так и не встретившись с Христом, мне печально видеть, как мы называя себя последователями Христа, не спасаем погибающих, а воюем друг с другом, мне печально видеть, как многие церквя, просто чтобы приводить молодежь к Богу, они вечно ее упрекают в чем-то, мне печально видеть, что мы называя себя христианами, совсем не достойны этого звания…

Я просто хочу привести пример из Библии, давайте посмотрим на Иисуса: Почему за Ним следовало множество народа? Почему Он искал погибших грешников и шел спасать их? Почему Его слова всегда совпадали с Его делами? Почему многие фарисеи Его упрекали в том, что Он не должен сообщаться с грешниками, сообщаться с мытарями, сообщаться с теми, кто вообще не достоин внимания? Почему Он все это делал и продолжает делать, а мы наоборот становимся «фарисеями»?

Многие скажут, что это все было предназначено Ему сделать, возможно, но были моменты, когда Он реально показывал свою любовь, когда Он показывал свое стремление помочь кому-то, когда Он утешал, когда Он не давал упасть, но всегда подымал, Он не смотрел на то, во что были одеты те люди, я даже скажу, что у Иисуса на то время не было своей церкви, куда бы приходил народ.

Также если мы посмотрим на Его учеником, вот они были достойны того, чтобы называться христианами.

Так почему мы не делаем того, что делал Христос? Почему мы поступаем, как поступал Он?

Я думаю, что каждый должен задать себе один вопрос: А считаю ли я себя настоящим христианином?

В наше время много подделок, и только настоящие христиане поднимут этот мир из тьмы.

Я считаю, что призвание каждого христианина — это спасать души убиенных грешников, говорить о Христе тем, кто нуждается в Нем, нуждается в Его спасении, освобождении, утешении, любви…. Кто ищет настоящего друга, который бы поддержал.

Давайте перестанем играть в игру » христианство», выбросим тот весь мусор, который не дает нам реально двигаться в поисках Бога, и просто будем следовать Его путям!

Бог ищет истинных поклонников, которые будут поклоняться Ему в духе и истине! Стремись к этому.

Тебе выбирать к чему ты стремишься: к победе или же к поражению, которое будет тебя преследовать всю твою жизнь!

С. Г. Германюк

Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам... Иак. 4, 8

Любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них» (Иоан. 17, 26). Такими словами закончил Свою первосвященническую молитву Сын Божий. Обратите внимание, Иисус Христос дал нам чудное обетование: «Я в них!». Ни больше и ни меньше - но Сам Бог обещал пребывать в сердцах тех, кто возлюбил Его всем своим существом!

Бурный ритм последнего времени удаляет нас от Бога. Для решения незначительных вопросов мы находим время. Уделить же внимание вопиющим нуждам нашей души, изголодавшейся в суете этого мира, очиститься и стряхнуть с себя беспечность перед неумолимо надвигающейся развязкой человеческой истории - мы не хотим. Мы спешим навстречу своей гибели, сами удаляемся от Бога, а виним сложившиеся обстоятельства. Виним кого угодно, только не подлинных виновников - самих себя.

За любовь к моему Господу, за желание никогда не разлучаться с Ним, после тюрьмы меня сослали на берег Охотского моря. В этапе нас очень плохо кормили. Когда раздавали хлеб,

заключенные моментально проглатывали свою порцию и отнимали другу друга. Получив свой паек, я тут же, при всех, вслух помолился: «Господи, благослови этот хлеб, умножь его, чтобы я был сыт». После молитвы, не торопясь, я съел половину кусочка и почувствовал, что вполне сыт. Мне не хотелось доедать оставшийся хлеб и я отдал его заключенным, которые жадными глазами смотрели на меня. Так Господь приближается в наши дни к Своим детям, если они не удаляются от Него.

Мы поем замечательный гимн о Господе:

«Ты мне близок, словно берег морю!

Ты мне дорог, словно детям мать...»

Наш Господь близок, очень близок ко всем, кто призывает Его от чистого сердца, но не к тем, которые сознательно удаляются от Него.

Дорогие друзья! Хочу вам сказать, что даже малая неискренность, которой мы нередко не придаем значения, нечистый взгляд, свидетельствующий о глубоко сокрытой скверне духа, недостойная мысль, которой мы не опасаемся и даем место в сердце своем,- все это может привести к трагедии. Из-за этого многие могут лишиться вечности.

Пророк Иеремия, изливая свою скорбь о двуличных людях, говорит: «...В устах их Ты близок, но далек от сердца их» (12, 2). А псалмопевец Давид предупреждает: «Ибо вот удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя» (Пс. 72, 27).

Неискренность во взгляде, в словах - это фактическая ложь, это - удаление от Бога. И не успокаивайте себя тем, что это случается со многими! Человек, способный сегодня удалиться от Бога посредством маленькой лжи, неточного слова, лицемерного поведения и не сокрушающийся об этом,- завтра, к ужасу своему и ближних, делом отречется от истины Божьей. Он будет прилагать все усилия, чтобы избежать страданий за имя Господа, потому что страх овладеет его лицемерным сердцем, а от Бога он удалился, помочь ему побороть страх некому.

Многие, некогда преуспевающие христиане, незаметно для себя удалились от Бога! Началось все с малых дел, а сегодня мы видим, как они, не смущаясь, поносят братство, Церковь Христову и не видят действия Божьей руки в народе Его! Они не считали грехом неискренность, не исповедали и не раскаялись в малой неправде, как безобидную мелочь прощали ее себе. И вот ныне гибнут на наших глазах и, что страшнее всего, совершенно не сознают этого. Постепенно, годами они удалялись от Бога, а теперь отошли от Него настолько, что не способны даже воспринимать Его обличений. Да, для удаляющихся от Бога нет другого пути, как только гибель.

Сегодня многих христиан тайно от церкви склоняют на всевозможное сотрудничество с внешними. Из страха и нежелания страдать отдельные души сначала соглашаются, как им кажется, на незначительное. И сами себя утешают: «Да разве я буду предавать братьев?! Я только скажу маловажное, лишь бы отстали. Я никогда не расскажу всего...»

Нет, дорогие мои! Все удаляющиеся от Бога таким путем - гибнут, как Иуда. Сообщать гонителям даже обычные, всем известные факты,- это предательство. Это гибель страшная. «Горе им,- предостерегает Апостол Иуда,- потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей» (11 ст.).

Обратите внимание на ступени, ведущие к пропасти: «идут», «предаются», «погибают». Сначала люди только идут, соглашаются, а потом все закружится так, как этого захочет враг душ человеческих. Если бы не пошли, то не втянулись бы в его лукавые сети, из которых возврата нет! Дьяволу важно уговорить, прельстить нас сделать первые робкие шаги. Ева согрешила не тогда, когда вкусила от запрещенного плода, а намного раньше, когда заговорила со змеем! Кто не нашел в себе мужества сказать: «отойди от меня сатана» и согласился для начала изредка посещать кабинеты гонителей, а затем встречаться с ними в парках, на работе или просто на улице,- эти люди встали на путь Каина, а значит - на путь братоубийства.

Я не устрашаю вас. Но поразмыслите сами: возможно, вы еще, действительно, ничего важного не донесли, но вы и не отказались часами выслушивать ложь сатаны! Вы только молча выслушиваете, а другого христианина в это время избивают на улице подвыпившие незнакомые парни, или помещают в психбольницу, или лишают свободы по надуманным причинам и только за то, что он отказался встречаться и разговаривать с гонителями по какому бы то ни было поводу. Вы малодушно беседуете, а вашего друга убивают, потому что он не идет на эти беседы...

«Сблизься же с Ним, и будешь спокоен; чрез это придет к тебе добро» (Иов. 22, 21). Приблизиться же к Богу можно только чистым сердцем! Других путей к счастью нет. Молитесь, чтобы Дух Святой открыл вам состояние вашей души, чтобы вы увидели себя такими, какими вас видит Господь, а не люди. Люди могут считать вас вполне благополучными, а на Божьих весах вы, возможно, окажетесь настолько легковесными и беспечными, что у вас уже не остается времени для исправления своих ошибок, как у Валтасара.

Проверьте свою жизнь в свете Слова Божьего, возненавидьте себя, ибо «любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» (Иоан. 12, 25). Как бы ни было вам тяжело, откройте свое сердце пред Богом; достигайте святости пусть даже ценой скорби. «Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби...» - обещает Бог всем возлюбившим имя Его, всем приближающимся к Нему (Пс. 90, 15).

Кто потерял эту близость, в чьем сердце тревожная пустота, встаньте, прошу вас, во имя Господа, как блудный сын, и направьте свои усталые ноги к Отчему дому. Встаньте, не медля, на тропу сокрушения и очищения, и она приведет вас к родному порогу, где вас давно ожидает Отец Небесный. Приблизьтесь к Богу, сделайте шаг покаяния навстречу Ему, и Он в знак прощения прострет к вам Свои любящие Отцовские руки. Не усугубляйте своего состояния, ложно стыдясь. Стыдно коснеть в грехе, таить его и лицемерить. Сказать же Богу: прости! - это значит подставить лучам благодатного Солнца свою остывшую душу, и оно согреет ее живительным теплом спасения.

«Хотя б крестом пришлось подняться мне,

Нужно одно лишь мне: ближе, Господь, к Тебе!»

Этими словами гимна утверждается единственно верный путь благословенной жизни, конец которой - жизнь вечная. Поспешим же достичь этого вечного счастья!

Вестник истины 1, 1984

Во время Божественного часа СЦО для молодых взрослых, который состоялся 2 марта 2014 г., сестра Линда К. Бертон поделилась девятью способами как стать ближе к Богу.

Основные моменты статьи

  • 1. Молиться искренне и смиренно.
  • 2. Без промедления действовать в ответ на духовные внушения.
  • 3. Изучать Священные Писания ежедневно.
  • 4. Жить по закону поста.
  • 5. Быть достойными и служить в храме.
  • 6. «Не относиться легкомысленно к тому, что свято».
  • 7. Быть готовым с верой двигаться вперед.
  • 8. Позволять Господу решать детали того, что Он решит открыть нам и когда Он это сделает.
  • 9. Внимать предупреждениям Пророков.

«Святой Дух может физически, духовно, эмоционально, ментально и интеллектуально сделать для нас то, что не сможет сделать ни одно из созданных людьми лекарств», -- сказала сестра Линда К. Бертон, Генеральный президент Общества милосердия, во время Божественного часа СЦО, который состоялся 2 марта.

Трансляция была переведена на многие языки для молодых взрослых по всему миру. [Посмотрите трансляцию здесь.]

«Так же, как обучение игре на музыкальном инструменте или иностранному языку, изучение языка Духа – это тоже процесс», -- сказала сестра Бертон.

«Я искренне желаю, чтобы мы смогли усилить наши способности слышать и понимать внушения Духа, а также действовать в соответствии с теми внушениями, что Он нам дает, -- добавила она. -- А чтобы это произошло, нам сначала нужно научиться распознавать Его голос».

Сестра Бертон поделилась девятью способами, чтобы помочь людям в их стараниях приблизиться к Богу и услышать Его голос, обращенный к ним.

Мы можем начать с понимания того, что наш Отец на Небесах хочет общаться с нами.

1. Молиться искренне и смиренно.

«Один из способов молиться искренне – это сформулировать искренние вопросы, идущие из самого сердца и смиренно адресовать их Господу», -- учит сестра Бертон. «Молиться искренне -- значит собираться действовать в соответствии с ответом, который мы получим». -- добавляет она.

2. Без промедления действовать в ответ на духовные внушения.

Сестра Бертон показала видеосюжет о случае, произошедшем в жизни Президента Томаса С. Монсона, где рассказывается о том, что жизненно важно отвечать на внушения Духа незамедлительно. Затем она говорила о том, как важно действовать и проходить через сложные ситуации так, как указывает Дух.

3. Изучать Священные Писания ежедневно.

Цитируя слова старейшины Роберта Д. Хейлза, члена Кворума Двенадцати Апостолов, сестра Бертон сказала: «Когда мы хотим поговорить с Богом, мы молимся. А когда хотим, чтобы Он поговорил с нами, мы читаем Священные Писания; ибо Его слова звучат через голос Его Пророков».

Рассказывая о ситуации, которая произошла с ней в двадцатилетнем возрасте, сестра Бертон поделилась как ей было необходимо получить ответ на искренние молитвы когда она пыталась принять сложное решение. В разговоре с ней отец предложил ей обратиться к Священным Писаниям, чтобы помочь принять решение.

«Я последовала его совету и изучала Священные Писания», -- рассказывает она. Сестра Бертон была благословлена ответом и спокойной уверенностью в сердце.

4. Жить по закону поста.

Через пост приходит дух пророчества и откровения и появляется возможность получить совет от Господа.

5. Быть достойными и служить в храме.

Сестра Бертон процитировала слова Президента Джорджа Альберта Смита: «Каждый из нас имеет право на вдохновение от Господа пропорционально тому, насколько Богоподобна наша жизнь».

«Достоинство кажется невысокой ценой за то, чтобы открыть отверстия небесные, -- добавила она. -- Нам обещано, что если мы соблюдаем свои заветы и достойно принимаем причастие, Дух Его будет всегда пребывать с нами. Но это благословение приходит после того, как мы обещаем и соблюдаем завет, что всегда будем помнить Спасителя».

6. «Не относись легкомысленно к тому, что свято» (У. и З. 6:12).

«Нужно понимать, что откровение от Господа -- это священное доверие», -- учит сестра Бертон.

7. Быть готовым с верой двигаться вперед.

Сестра Бертон рассказала, что когда они с мужем были помолвлены и планировали будущее, они воспользовались советом живущего Пророка.

«Мы начали действовать с верой, -- поделилась она. -- Это было нелегко. Оглядываясь назад, мы сейчас видим, как те небольшие шаги веры привели к вечным благословениям, благословениям, которые мы могли бы и не получить, если бы не вняли голосу Духа через избранного Господом Пророка»

8. Позволять Господу определять детали того, что Он решит открыть нам и когда Он это сделает.

Он рассказала об эпизодах из жизни своих детей, которые искали достойных вечных спутников. «Некоторым из них потребовались годы терпеливого ожидания и движения вперед с верой. -- поделилась сестра Бертон. -- Когда они молились, иногда им казалось, что Небеса закрыты.

Когда расписание Господа не соответствует нашим желаниям, верьте, что Господу необходимо, чтобы мы прошли через какие-то подготовительные события до того, как получим ответы на наши молитвы»

9. Внимать предупреждениям Пророков.

Поделившись некоторыми предупреждениями современных Пророков, сестра Бертон говорила о том, что благословения приходят, если мы обращаем сердце к голосу Духа.

Из всех даров, которые наш Небесный Отец мог бы дать Своим сыновьям и дочерям, когда мы выходим из вод крещения, Он решил дать нам дар Святого Духа.

Человек подчиняется Богу, Который рядом с нами, но подчиняется не рабским подчинением, потому что так отнимается у нас свобода, - Бог же, напротив, делает нас свободными от страстей и греха. Бог относится к нам как Врач, Который лечит нас; Он не ограничивает нашу свободу, а исцеляет нас от страстей и греха. И как врач действует не насилием, но дает нам предписания, так и Бог дает нам заповеди, которые помогают нам стать совершенными.

В своем Послании святой апостол Иаков говорит: «Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам». Бог начинает действовать, как только человек скажет себе: «Хочу быть ближе к Богу!» И тотчас Бог обнаруживает Свою отеческую любовь.

Отцы говорят, что даже само намерение, возникающее у нас, о котором мы думаем, что оно наше, даже тот факт, что мы хотим, мы имеем желание, даже само это хотение наше - тоже от Бога. В конечном счете, все от Бога. А что же остается нам? Наша расположенность приблизиться к Нему.

Часто люди, придя на исповедь, говорят: «Я погряз в страстях; я порабощен ими и не имею силы освободиться от них; я не вижу выхода. Я живу в вечных терзаниях: страсти все время побеждают меня, позорят, уязвляют».

Да, это так. Такова реальность. Страсти вообще не дают человеку поднять головы, и он льет горькие слезы о себе.

Ты говоришь такому человеку:

Но ведь ты хочешь спастись?

Конечно!

Тогда перестань бояться! Бог найдет способ спасти тебя.

В «Патерике» говорится: «Отдай Богу намерение свое, и получишь силу!» Так отдай Богу свое намерение, свою волю, свое желание быть ближе к Нему - и Бог даст тебе силу для этого. Мы не знаем способа нашего спасения. Благий Бог явит его нам, если мы дадим Ему, так сказать, право вмешаться в нашу жизнь, если мы дадим Ему возможность и свободу вмешаться в нашу жизнь. Если мы действительно желаем спасения, Бог найдет способ спасти нас. Быть не может, чтобы Он сказал: «Вот, Я для этого человека ничего не могу сделать!»

Это врач может сказать: «Я сделал все возможное, но, к сожалению, больной умрет. Увы, он не выживет». Врач может оказаться в безвыходном положении, но для Бога не существует ни безвыходных положений, ни невозможных вещей. Бог не совершает ошибок.

Зачем я говорю это? Чтобы подчеркнуть, что мы приглашены в Царство Божие. Бог зовет нас к Себе, и даже одно только наше расположение что-то увидеть, услышать о Боге - уже значимо. Следовательно, если Бог призывает нас, это значит, что как-то так мы открыли свое сердце для Него. Бог не приблизился бы к нам, если бы мы не подлежали спасению, если бы мы отвергали Божий план нашего спасения.

Бог никогда не пренебрежет нами. Когда у нас есть право быть просвещенными Богом - потому что таково наше намерение, воля или что бы там ни было, - Бог даст нам то, что нам надлежит. Бог не лишит нас того, в чем мы нуждаемся, если мы действительно ищем этого.

Так происходит, когда мы идем к Богу. Ведь когда человек поворачивается к Богу, это значит, что до этого Он Сам повернулся к нам, потому что как же мы повернемся к Богу, если Он не просветит нас? Как же мы можем начать искать Бога, если Он до этого не побудит наше сердце искать Его? Так в детстве взрослые водят нашей рукой, когда мы пишем первые буквы, или держат за руку, когда мы делаем первые шаги, а мы думаем, что вот, сами идем; и думаем, подпрыгнув, что вот, сами прыгнули, а на самом деле это мать или отец приподняли нас, точно так и Бог поступает с нами. Если бы родители не поддерживали малыша, он не смог бы ничего сделать. Так же бывает и с нами. Мы думаем, что мы желаем и ищем Бога, а на самом деле за нашими действиями стоит Сам Бог. У нас просто есть намерение, расположение услышать Бога. Мы только это и можем сделать, а остальное совершается вместе с Богом, в соработничестве с Богом.

Где-то в Писании Бог говорит человеку: «Еще до того, как Ты позовешь Меня, Я уже буду там» , - то есть еще до того, как ты откроешь рот, чтобы позвать Бога, Он уже будет рядом. Ты еще будешь договаривать, а Он уже ответит тебе, что Он тут, - чтобы мы видели непосредственное присутствие Бога при каждом нашем молении, при каждом призывании Бога.

Разумеется, если этого не происходит, то неуспех не может быть приписан Богу, а только человеку. За свой неуспех мы ответственны, Бог никогда не бывает повинен в нем, потому что, когда Бог вершит Свои дела, в них не бывает изъяна.

Ты, например, говоришь: «Вот Бог дал мне нечто. Ах, если бы Он дал мне этого немного больше! Вот если бы этого было больше, если бы оно было совершеннее, тогда, думаю, было бы лучше!»

Нет. Дела Бога совершенны и не имеют недостатков, которые есть у наших дел, когда мы делаем все что можем и говорим: «Да, получилось хорошо - по человеческим меркам. Но могло быть и лучше!»

У Него так не бывает. Все дела Божии совершенны. Мы же должны трудиться, имея этот дар - присутствие Бога в нашей жизни, и продолжать возрастать, каждый - там, где он поставлен, своим способом, в своих обстоятельствах, но всегда ища связи с Богом, которая, конечно же, установится, когда человек постигнет великую тайну, как привлечь Бога к себе - или, правильнее сказать, самому прийти к Богу. А это та самая тайна, о которой говорилось во вчерашнем евангельском тексте , - стяжать в сердцах наших смирение мытаря, его скорбь.

Сказано: «Очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные» (Иак. 4: 8).

Разумеется, здесь имеются в виду не наши руки - в чем они повинны, бедные? Они всего лишь члены нашего тела. В чем повинна рука, если она крадет, если бьет? Это дело человеческого ума, расположения. Рука не идет сама по себе, чтобы украсть или ударить другого человека. Апостол говорит, чтобы мы очистили нашу жизнь и дела.

Помните трагедию Шекспира «Макбет»? Я прочитал ее, когда еще был маленьким. Там некая королева совершила убийство, а потом, несчастная, каждую ночь вставала и без конца отмывала руки, говоря: «Они еще не чистые, еще не чистые!» Она была как сомнамбула.

Это произвело на меня сильное впечатление, сцена эта просто врезалась в мою память. Женщина совершила убийство, и ей, несчастной, нужно было бы очистить душу - вот так была выражена глубокая потребность совести в очищении от тяжести греха.

Мы часто говорим: у нас грязные руки. А у кого руки чистые? Кто чист от скверны? Никто. Как же мы очистим свои руки? Добрыми делами, этим противоядием греху. Но иметь чистые руки недостаточно. В «Патерике» рассказывается об одном человеке, который был добр, руки его были чисты, он ни у кого ничего ни разу не отнял, никогда не воровал, не совершал плохих дел. А когда умер, был отлучен от Бога - проще говоря, осужден на мучение в аду. И тогда он спросил:

Бог мой, за что же? Ведь руки мои чисты, ведь я ничего не сделал!

И Бог ответил ему:

Да, действительно: твои руки чисты. Ты ничего не сделал. Твои руки чисты, но они пусты.

Недостаточно того, чтобы они были чисты, если они пусты, если в них нет ничего.

Как же, действительно, человеку очиститься? С помощью противоядия. Многие люди говорят:

Но я же добрый, я никого не трогаю, никому не мешаю…

Все правильно. Но… нет добрых дел. Нужны добрые дела, и такие, какие бы делались ради души нашей с усилием, а не с легкостью. Не те крошки, что сметаются с нашего стола. Если есть бедные, которые едят наши крошки, то это не милостыня; нужен труд - чтобы твоя жертва запечатывала доброе дело. Вот это имеет ценность пред Богом. Лишить себя чего-то, превозмочь себя, выйти из себя, сделать что-нибудь, лишая себя чего-то, - вот это имеет истинную ценность, это очищает нас от грехов.

Поэтому многие отцы Церкви для живущих в миру на первое место ставят не пост, молитву, аскезу и прочее - об этом есть и в аскетических сочинениях, и даже в самом Евангелии. Вы ведь знаете, что Господь на суде не спросит у людей, постились ли они, молились ли, ходили ли на бдения, на беседы, читали ли они душеполезные книги или нет. Он не спросит ни о чем таком. О чем же будет речь?

Беден Я был, и вы помогли Мне. Странствовал, и вы приютили Меня. Наг был, и вы одели Меня. Голоден был, и вы дали Мне есть. В темнице был, и вы посетили Меня. Болен был, и вы позаботились обо Мне .

Иными словами, Божий суд будет судом о любви. Любовь - это не что-то абстрактное и неопределенное. Мы живем в миру, и у нас, конечно, практически нет сил (как тут лучше выразиться - возможностей? удобных случаев? времени?) на то, чтобы совершать те аскетические подвиги и дела, какие совершали святые и какие, естественно, имеют возможность совершать монахи. Мы во все дни находимся в миру. Как же мы можем приблизиться к Богу? Через любовь. Вот что такое аскеза для нас - это дела любви, добрые дела, преодоление себя, преодоление нашего себялюбия, нашей самости. Любовь должна проявляться в нашем поведении и во всех наших делах, которые, естественно, человек не может совершать с легкостью. Отцы придавали огромное значение этим делам.

Следовательно, для человека в очищении от греха «своего сердца, рук своих», то есть дел своих, - противодействие греху. Иными словами, совершать дела, противоположные тем, что терзают тебя, противоположные грехам и страстям, через милостыню, через добрые дела привлекая благодать Божию в свою душу.

В «Патерике» рассказывается об одном монахе, сестра которого была блудницей. Он просил отцов:

Молитесь о моей сестре, чтобы она покончила с грехом!

А она была блудница, но при этом делала вот что: отдавала деньги, полученные таким образом, на милостыню, а себе оставляла самую малость. Отцы ему сказали:

— Не бойся! Если она подает милостыню, Бог ее помилует!

Прошли годы. Ничего не изменилось, она так же жила в грехе, но и милостыню так же подавала. Отцы продолжали утешать брата:

Не бойся, она недалеко от Царства Божия! Если она подает милостыню, Бог ее помилует!

И действительно так все и произошло. Бог посетил ее в некий час, и она все осознала, изменила свой образ жизни и через покаяние вернулась к Богу . Почему? Потому что хотя она и не совершала аскетических подвигов, а, напротив, вся погрязла в грехе, но ее милостыня имела такую силу, что привлекла благодать Божию в ее душу.

Помните Корнилия сотника, который был язычником и о котором Бог говорит, что его молитвы и милостыни привлекли Его?

В тропаре святому Пантелеимону поется весьма красиво: «Пантелеимоне (то есть Всемилостиве), ты, имеющий имя милостивого Бога…» - то есть он милостив, как милостив Бог. Бог милует именно милостивых, потому что, как говорит Христос в Евангелии, как вы поступаете с людьми, так и Бог поступит с вами .



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения