Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Монастырь таши дрепунг гоманг дацан. В туву прибудут ученые ламы из индийского университета дрепунг гоман дацана Гоман дацан индия

Тибетские монахи монастыря Палден Таши Дрепунг Гоман Дацан (Индия) совершают Третий тур по разным регионам России. Делегация прибыла по официальным приглашениям Фонда развития и укрепление культурных традиций «Дрепуг Гоманг Центр». Монахи строят п есочные мандалы буддийских божеств, проводят посвящения и ритуалы.

С 7 по 15 июля священнослужители побывали и в Чите - столице Забайкальского края, а также посетили священную гору Алханай.

Намо Манджушрие!

ОМ А РА ПА ЦА НА ДХИ


В Читинском дацане «Дамба Брайбунлинг» глава делегации Геше-лхарамба Гьялцанг Ринпоче провёл церемонии строительства мандалы божества мудрости Манджушри, разрешения-передачи на чтение мантр Манджушри и Сарасвати (лунг), пуджи защитникам Учения Махакале и Намсараю, ритуал Одцерченма - устранение препятствий и призывание благополучия, передачу на текст «Чтение имён Манджушри», дженанг - благословение Белой Тары, а в последний день и ритуал разрушения мандалы и раздачу песка прихожанам.

Справка
Гьялцанг Ринпоче в 1996-м году был признан Его Святейшеством Далай-ламой XIV как шестое перерождение Гьялцанга Ринпоче. Является обладателем высшей учёной степени Геше-лхарамбы - доктора буддийской философии, которую получил, обучаясь в монастыре Дрепунг Гоман. Также в состав делегации вошли доктор тибетской медицины, эм-чи-лама достопочтенный Лобсанг Целтрум, Геше Цепак Лобсанг, мастер ритуалов и первый голос Гоман монастыря достопочтенный Наванг Лобсанг, мастер построения песочных мандал достопочтенный Кунсанг, представители постоянного персонала монастыря достопочтенный Тензин Нгодуб и достопочтенный Сонам Гьяцо.


Эти семь уникальных монахов не раз удивили и восхитили прихожан читинского дацана.
Во-первых, конечно же, своим настоящим художественным искусством построения мандалы! Тонкая кропотливая работа никого не оставила равнодушным. Люди с замиранием сердца, боясь дышать, наблюдали за этапами строительства модели Вселенной. Также всех восхитило горловое пение, сила и проникновенность голоса Наванга Лобсанга - унзед-ламы, главного запевалы монастыря Дрепунг Гоман! Слушая его, мурашки бежали по всему телу, а сознание становилось совершенно ясным и чистым, без единой мысли. Вероятно, именно таким всегда и должен быть ум настоящего практика Дхармы. А добрый и мудрый взгляд Глялцанга Ринпоче проникал в самое сердце, но при этом было заметно, что лама никогда не покидает состояния сосредоточения и покоя.

Вкратце, мандала - это символическая модель Вселенной, в центре которой находится дворец божества, в данном случае Бодхисаттвы Манджушри - проявления ума и мудрости всех Будд. Дворец имеет четыре врат, расположенных по сторонам света, украшен стягами, провозглашающими правление Дхармы - Учения Будды! Мандала находится в окружении пятицветного пламени окончания мировой эпохи - кальпы. В стародавние времена для строительства мандал применяли измельчённые натуральные драгоценные и полудрагоценные камни. Сейчас для этих целей используется песок, выкрашенный минеральными красками.

Последним этапом, завершающим все церемонии, стало разрушение мандалы. Это поистине завораживающее зрелище, заставляющее в очередной раз задуматься на философскую тему о том, кто мы в этом мире и что этот мир? Несмотря на то, что это уникальное бесконечно красивое произведение искусства, обитель божества - даже оно будет разрушено, когда придёт срок. Это аллегоричное выражение простой и глубокой мысли о том, что всё, что возникло, обязательно исчезнет. Живой пример непостоянства Сансары. А значит, нет смысла привязываться к чему- или кому-либо, ведь так или иначе - всё пройдёт…

После Читы монахи отправились на остров Ольхон на Байкале, после которого ещё посетят Иркутск, Улан-Удэ, Ростов-на-Дону и завершат свой тур снова в Москве, с которой и началось третье ежегодное путешествие по России.
Читинцы надеются, что в следующем году они снова смогут встретиться с монахами Гоман Дацана на гостеприимной забайкальской земле!

Смотрите подробный фоторепортаж с этих событий:


13 июля. Спасибо переводчику Аюру Цирендоржиеву!


Тибетские монахи дацана Дрепунг Гоман (Индия)


Глава делегации Геше-Лхарамба Гьялцанг Ринпоче делает сержем.

У Ринпоче-ла удивительный взгляд, такой спокойный и запредельный))

Достопочтенный Наванг Лобсанг — мастер ритуалов, первый голос Гоман монастыря!!! Пел горловым пением во время чтения ритуала сержем так, что у прихожан мурашки бежали по коже:) Было очень проникновенно)


Мандала - представляет собою модель Вселенной, в её центре находится дворец божества - в данном случае Манджушри, который является проявлением ума и мудрости всех Будд.


Мандала имеет четыре врат, расположенных по сторонам света.


Красота неописуемая!



Мандалу окружает кольцо пятицветного огня окончания кальпы.


Дворец украшен стягами и знамёнами, провозглашающими правление Дхармы!


Также на этой мандале можно разглядеть и ваджарную ограду (между лепестками лотоса и пятицветным пламенем).


В стародавние времена для строительства мандал применяли измельчённые натуральные драгоценные и полудрагоценные камни. Сейчас для этих целей используется песок, выкрашенный минеральными красками.


Колесо - символ провозглашения Учения Будды.


Превосходный результат нескольких дней кропотливой работы. Строительство мандал - настоящее художественное искусство, которым монахи Гоман-дацана владеют в совершенстве.




Читинский дацан "Дамба Брайбунлинг".



Колесо - Учение Будды, лани (косули), сидящие по обе стороны от колеса - это пример того, как надо слушать это Учение, внимательно и смиренно. История говорит о том, что две таких лани, мужского и женского пола, действительно пришли однажды в то время, когда Будда совершал проповедь, сели рядом с ним и внимательно и не отвлекаясь слушали его до конца учения.

Арсалан - Снежный лев. Традиционное украшение входа в буддийские храмы. Арсаланы - защитники, устрашающие и не пускающие в храм негативные силы.

Курильница:)


Ещё Снежный лев:)


Западные ворота Читинского дацана.


спокойная атмосфера)) На соснах живут голуби:)




Люди внемлили...


Ринпоче-ла подносит торма для устранения препятствий к Посвящению...


И даже цветы, казалось, радовались происходящему:)


Догорает Огненная пуджа, которая была здесь утром...

Гьялцанг Ринпоче подробным образом рассказывает о необходимых визуализациях...


На лице Ринпоче-ла глубокое внутреннее успокоение...


Благословение текстом Белой Тары...


15 июля. Начался ритуал разрушения мандалы Манджушри.


Народ напряжённо стоит плотной стеной и сильно толкается. Фотографии смазаны...




Монахи поют священный текст












Гьялцанг Ринпоче трижды обходит по ходу солнца вокруг мандалы Манджушри.










Ринпоче-ла бросает цветок в мандалу и ваджром разделяет её с четырёх сторон света, начиная с восточной. Потом то же в направлении промежуточных сторон.


Далее монахи сметают песок к центру...


Неповторимая картина! Красота и многодневный кропотливый труд исчезают на глазах...


Так же как и бесконечный процесс созидания и разрушения всего в этой Вселенной. Сама суть непостоянства Сансары.


И вот, на столе оказалась гора разноцветных песчинок...


Аккуратно песок ссыпают в чашу.


На столе не осталось ни песчинки, только цветок в центре стола, где была когда-то мандала.


Сразу после этого часть песка направилась к реке Читинка... Там монахи высыпят его в воду, тем самым очищая пространство Забайкальского края от негативных явлений.




Монахи сопровождают процесс звуками ритуальных музыкальных инструментов.




Поехали! :)


Люди в нетерпении получить песок с мандалы. По приблизительным оценкам собралось около пятисот человек...


Только что закончили расфасовывать песок. Наилучшим образом работает конвейр: один открывает пакетик, другой засыпает, третий защёлкивает:)
Ирина KARMA Карманова
16.07.12.

Все фото: Ирина Карманова
Любое полное или частичное копирование, а также другое использование материалов (фотографий и текста) запрещено без письменного согласия автора.

В этом году отмечается 110-летие со дня рождения великого буддийского монаха кенсура Агван Нимы. Он родился в местности Дабаты Заиграевского района, и всю жизнь служил Учению Будды.

Он был настоятелем Гоман дацана. Недавно были обнаружены уникальные кадры с его участием. Об истории его жизни в сюжете Ч.Дамдиновой.

Это черно-белое видео нашли во Франции. Точная дата съемки не известна. На кадрах кенсур Агван Нима дает лекцию студентам Гоман дацана. За свою жизнь он написал несколько книг, одна из них «Комментарии к трудным местам логики Дхармакирти».

Тенпа Цеван - монах (Непал), студент Гоман дацана в 70-е годы (Индия):

- Он был очень строгим, требовательным учителем. Но вместе с тем сострадательным, помню, когда кто-то часто болел и не мог постоянно заниматься, он советовал служить в монастыре, выполнять работу в хозяйстве, говорил, это продлит вам жизнь, и действительно, те люди прожили очень долго.

Так получилось, что о нем больше знают за границей, чем на родине. Агван-Нима лама помогал в изучении буддийской философии многим, кто приезжал за тысячи километров. У него много выдающихся учеников, ставших Учителями в Америке, Новой Зеландии и Европе. На этом фото рядом с ним юная Розмари, говорит, это был непростой человек, который буквально родился в рубашке.

Розмари Паттон - руководитель буддийского центра во Франции:

- Когда были роды он вышел из чрева в плаценте, мать очень испугалась, подумала что он без головы родился, оказалось это счастливый знак - когда он начал ходить он пошел, сразу к алтарю, к статуе Будды, потом с 5 лет начал осваивать грамоту, его мама учила его.

В 7 лет Агван Цыдыпдоржин уже знал тексты защитников Балдан Лхамо, Гомбо и Чойжал. Его непростые способности заметил Агван Доржиев. Из Шулутского дацана он отправил юного хуварака в тибетский Дрепунг Гоман. За 16 лет обучения, несмотря на все трудности, без какой-либо материальной поддержки, он достиг звания Геше. Все свои годы он неустанно давал лекции, в том числе по поручению Далай ламы 14-го на Западе. В 1978-м его выбрали на должность Хамбо ламы Гоман дацана.

Содном Будатаров - исследователь биографии Кенсур Агван Нимы:

- Монахи жили очень плохо, очень тяжело, в тяжелейших условиях и он в частности благодаря своим ученикам. Он сумел не просто возродить Гоман дацан, но и создать прочную основу для развития. Он был строгим приверженным учителем, его слова: если вы не прочитали две строчки Ламрима, то день прожит зря.

Кенсур Агван Нима скончался в 1990 году в Индии, до последних дней своей жизни он практиковал учение Будды о ясном свете. И только спустя 6 лет после смерти, на родине вышла его автобиография «Переправа через реку Сансары».

Оператор: Бальжинима Дамбаев

Другие публикации рубрики

Все свежие новости

День российской молодежи. Чествование студентов, окончивших ВУЗы и ССУЗы с красным дипломом

Учиться хорошо, учиться с удовольствием вот жизненный принцип студентов окончивших учебные заведения на отлично. 101 выпускник ССУЗов и ВУЗов Бурятии приняли участие в торжественной церемонии чествования и вручения красных дипломов в рамках Дня российской молодежи. Такая церемония в Улан-Удэ проводится во второй раз.

В рамках празднования Дня молодёжи Глава республики провёл встречу с активной молодежью

Глава Бурятии провёл встречу с активными представителями студенчества, КВН-движения, волонтёрами. Алексею Цыденову рассказали об успехах на "Студенческой весне", поделились проблемами и своими пожеланиями.

В Закаменске теплосети не планировалось готовить к зиме

Износ коммуникаций составляет 70%, и чтобы отопительный сезон прошел безаварийно, летом их необходимо вскрывать и ремонтировать. Однако ресурсоснабжающая компания этого не сделала.

Центральный аппарат СКР России будет вести уголовное дело по факту аварийной посадки АН-24 в Нижнеангарске

Такое поручение дал глава Следственного комитета Александр Бастрыкин для наиболее полного, объективного и оперативного расследования авиакатастрофы в Бурятии, сообщили в пресс-службе ведомства.

Выдающийся буддийский ученый Кенсур Ринпоче Геше Агван Нима (1907-1990)
В предлагаемом фильме речь пойдет о жизни, религиозной и педагогической деятельности крупного тибетского буддийского ученого, нашего земляка, бурята по национальности, геше лхарамба Агван Ниме, которые, к сожалению, остаются мало известными для широкого круга этнической Бурятии.
Кенсур Ринпоче, геше лхарамба Агван Нима, родился в 1907 г. в местности Дабаты Заиграевского района Бурятии. В семилетнем возрасте он поступил в послушники в Шулутский (Ацагатский) дацан и принял постриг. С большим упорством осваивал тибетский и монгольский языки, обучался декламации священных текстов, получил обеты гецула (средний монашеский обет). В 1923 г. цаннид-кхенпо Агван Доржиев (1854-1938) отправил десять бурятских послушников из разных районов Бурятии в "Страну снегов" для постижения Дхармы, среди них был и Агван Нима. В Тибете он вошел в монастырскую общину Гоман дацана, престижного буддийского Университета Дрепунг (близ Лхасы), основанного в 1416 г. Чжамьян Чойчжи (1379-1449), одним из ближайших учеников и последователей крупнейшего буддийского мыслителя и основоположника школы гелугпа Цзонкхавы (1357-1419).




















(источник: https://vk.com/wall-4639285_12101) (1907-1990)
В предлагаемом фильме речь пойдет о жизни, религиозной и педагогической деятельности крупного тибетского буддийского ученого, бурята по национальности, геше лхарамба Агван Ниме, которые, к сожалению, остаются мало известными для широкого круга читателей этнической Бурятии.
Кенсур Ринпоче, геше лхарамба Агван Нима, родился в 1907 г. в местности Дабаты Заиграевского района Бурятии. В семилетнем возрасте он поступил в послушники в Шулутский (Ацагатский) дацан и принял постриг. С большим упорством осваивал тибетский и монгольский языки, обучался декламации священных текстов, получил обеты гецула (средний монашеский обет). В 1923 г. цаннид-кхенпо Агван Доржиев (1854-1938) отправил десять бурятских послушников из разных районов Бурятии в "Страну снегов" для постижения Дхармы, среди них был и Агван Нима. В Тибете он вошел в монастырскую общину Гоман дацана, престижного буддийского Университета Дрепунг (близ Лхасы), основанного в 1416 г. Чжамьян Чойчжи (1379-1449), одним из ближайших учеников и последователей крупнейшего буддийского мыслителя и основоположника школы гелугпа Цонкапы (1357-1419).
Агван Нима принял монашество, которое считается главным условием для глубокого и полного постижения теории и практики Дхармы. Он полностью погрузился в изучение широкого круга канонических источников, входящих в свод тибетского буддийского канона - Ганчжур и Данчжур, с целью правильного осознания смысла Учения Будды Шакьямуни, сочетающего в себе методы сутры и тантры.
В своей "Автобиографии" геше лхарамба Агван Нима писал: "Сколько бы не изучал Учение Будды, оно захватывает тебя все глубже и шире и не имеет момента завершения. Вне всяких сомнений, что изучение, размышление и медитация над великими священными текстами есть результат накопления добродетелей в течение множества жизней. Изучать Учение Будды - это великая школа. Изучающие Учение Будды только им и занимаются, у них нет других дел, кроме изучения. Труднее этой школы нет другой ни в одной стране, ни в одном месте и не будет. Изучение Учения Будды завершает цель многих жизней, эта цель не имеет пределов, и поэтому изучение тоже не имеет пределов". (1, с.28).
Агван Нима прошел полный образовательный курс обучения на цаннидском (философском) факультете в Гоман дацане в гелугпинской традиции, духовный авторитет которой был очень высок. Он получил много канонических и устных учений и необходимый набор посвящений. Агван Нима завершил базовое образование и успешно сдал экзамены по всему корпусу учебных дисциплин. Во время обучения на факультете цаннид бурятский монах вел оживленные дискуссии по основным положениям изучаемых текстов со своими коллегами и участвовал в диспутах по сути особенностей обсуждаемой темы. В результате виртуозного владения искусством финального экзаменационного диспута, был удостоен степени геше, доктора в области буддийской философии.
После окончания цаннидского факультета Агван Нима преподавал в Гоман дацане и посвятил себя деятельности буддийского наставника. Встав на путь "благого наставника", он имел большое количество учеников и последователей, обучая их Дхарме, и оказывая им действенную духовную помощь. В своей "Автобиографии" Ринпоче Агван Нима писал: "Когда учитель имеет хороших и опытных учеников, то и сам получает огромную пользу. Это является толчком к изучению книг, углубленному размышлению над темой. Когда изучаешь тексты, имея учеников, то тема усваивается гораздо глубже, чем в случае изучения текстов без учеников" (1, с. 20). Геше оставался в Гоман дацане до 1958 г.
Ввиду большого потока тибетских беженцев в Индию в 1959 г., Гоман дацан по образцу одноименного дацана, расположенного в окрестностях Лхасы., был основан в штате Карнатака (южная Индия). С 1977 г. по 1980 г. геше Агван Нима занимал пост кенпо (главы, настоятеля) Гоман дацана в Индии. Он составлял учебные программы, основанные на глубоком знании буддийской философской литературы и занимался административной работой. Вел занятия по комментированию "Ламрима", руководства для начинающих адептов и их наставников, написанного Цзонкхавой как введение в изучение Дхармы в соответствии с методами гелугпинской образовательной традиции. Текст Цзонхавы создан по модели "Бодхипатхапрадипы", авторство которого принадлежит великому индийскому проповеднику буддизма в Тибете Атише (982-1054).
В настоящее время Гоман дацан в штате Карнатака является одним из самых крупнейших в составе знаменитого буддийского университета Дрепунг, где хувараки (послушники) получают классическое тибетское образование под руководством выдающийся буддийских корифеев. В настоящее время в этом дацане обучается немало студентов, выходцев из разных регионов этнической Бурятии. Некоторые из них входят в десятку лучших студентов, с большим упорством и старанием осваивают тибетский язык и широкий набор текстов, включенных в образовательную программу.
Благодаря своей исключительной учености геше лхарамба Агван Нима занимал весьма высокий статус в буддийском мире и пользовался пиететом со стороны Его Святейшества Далай-ламы XIV Тенцзин Гьятцо (род. в 1935). В 1960 г. по 1967 г. по его просьбе буддийский ученый преподавал тибетский язык и историю тибетского буддизма махаяны в прославленном Университете Варанаси (Бенарес). Одновременно геше Агван Нима плодотворно занимался научной и издательской деятельностью.
Огромный объем работы, проводимой Кенсур Агван Нимой, требовал образованного ассистента и квалифицированного помощника. Состоялось интервью, среди претендентов, оказался и тибетец Чойчже Рабтен, с которым мне посчастливилось познакомиться во время празднования тридцатилетнего юбилея со дня основания Тибетского Монастырского Института в Риконе (Швейцария). Чойчже Рабтен говорит, что он был необыкновенно удивлен, когда его имя огласили в качестве ассистента геше Агван Нимы. Он стал его ближайшим учеником, и сочетал ежедневные занятия Дхармой с работой, которую выполнял по заданию Учителя.
С 1967 г. в течение шести лет геше лхарамба Агван Нима жил в Лейдене (Голландия), куда он прибыл по приглашению известного тибетолога, проф. Д.С. Рюигга. Три года буддийский мастер работал в тесном сотрудничестве с проф. Д.С. Рюиггом, а после его отъезда в Канаду геше Агван Нима занимал его пост. Годы жизни в Голландии оказались исключительно плодотворными для буддийского ученого. Он завершил четырехтомный труд «Введение в науку для начинающих» и составил объяснение трудных мест к текстам, входящих в корпус кодекса дисциплинарных правил Винаи.
Агван Нима писал монографические исследования на классическом тибетском языке, ставшим для него после бурятского вторым родным языком. Его сочинения изданы Институтом в Лейдене и включают пять томов. Труды буддийского авторитета вносят весомый вклад в изучение и исследование сложнейших вопросов буддийской философской и комментаторской литературы.
Слава о геше Агван Ниме, как о тонком знатоке Дхармы, энциклопедически образованном буддийском ученом, быстро распространилась в Западной Европе. Он обладал удивительным учительским даром, полученным от своих почтенных Учителей. По словам Чойчже Рабтена: "У геше было много европейских учеников, они тянулись к нему, приезжали в Голландию и жили ни один год рядом с Учителем, чтобы познать тонкости теории и практики Дхармы. Учитель являлся истинным благим другом для своих учеников. Почитание благого друга, Великого Учителя считалось главной практикой прославленного буддийского корифея геше Агван Нимы. Это была основа, на которой базировались изучение, слушание и медитация над священной Дхармой".
Чойчже Рабтен вспоминает: "Мой Учитель не знал английского языка, поэтому его ученики и последователи с большим старанием осваивали монгольский язык, чтобы из «уст в уши» получать Учение Будды Шакьямуни от своего Учителя".
Выйдя на пенсию, геше Агван Нима переехал из Голландии в Швейцарию. По воспоминаниям Чойчже Рабтена, Учитель чувствовал себя весьма одиноко в Голландии и скучал по тибетцам. В Швейцарии Учитель и ученик жили в местности Турбенталь (Turbenthal), расположенной близ Цюриха. В 1977 г. Агван Нима возвратился в Индию, с тем, чтобы возглавить Гоман дацан в штате Карнатака.
Чойчже Рабтен рассказывает, что в 1980 г., после того, как по разрешению Его Святейшества Далай-ламы геше Агван Нима покинул пост главы Гоман дацана, он вновь возвратился в Швейцарию и прожил там только один год. Двери его дома были всегда открыты для его многочисленных учеников и последователей. Старший брат Его Святейшества Далай-ламы проф. Норбу часто посещал Агван Ниму, который в течение многих лет являлся его личным духовным наставником. Бывая неоднократно в Бурятии, проф. Норбу с чувством искренней признательности вспоминал своего Великого Учителя и годы, проведенные с Кензуром Агван Нимой, от которого он получил фундаментальные знания в области священной Дхармы. Проф. Норбу великолепно владеет монгольским и бурятским языками, родными языками своего Учителя.
Согласно информации Чойчже Рабтена, его Учитель Агван Нима располагал богатой библиотекой рукописей и ксилографов на тибетском и старо-монгольском языках, написанных великими буддийскими авторитетами. На её комплектацию ушла вся жизнь Учителя. Книги из библиотеки прославленного мастера сослужили большую службу не только для тех, кто встал на Путь Дхармы, но и для исследователей, занимающихся изучением богатого творческого наследия тибетских и монгольских ученых.
Много сил и энергии у геше Агван Нимы уходило на занятия творческой работой, он - автор фундаментальных трудов по философии и истории буддизма, комментариев к основополагающим трактатам индийских и тибетских ученых. Он приложил энергичные усилия для разработки описания содержания базовых философских текстов древнеиндийских буддийских авторитетов. Кроме того, он издал в 16-ти томах намтары (жизнеописания) 210 мудрецов Индии, Тибета и Монголии.
Последним сочинением в творческой биографии буддийского ученого является его «Автобиография», озаглавленная «Переправа через реку Сансары». Данная работа переведена на русский язык ламой Б. Очировым с предисловием Ешей Лодой Ринпоче и издана Центральным духовным управлением буддистов РФ в 1996 г.
Труды выдающегося буддийского ученого геше Агван Нимы опубликованы в 6 томах в Индии и служат уникальными учебными, научными и практическими пособиями для изучения и познания глубокой по содержанию буддийской литературы. Полное собрание сочинений (сумбума) Агван Нимы привезено в Бурятию из Индии Хамбо-ламой Дамба Аюшеевым. Ряд текстов и комментариев из полного собрания сочинений мастера включены в обязательную программу обучения в Гоман дацане в Индии.
Разумно поставить вопрос об изучении и комплексном исследовании богатого научного наследия нашего прославленного соотечественника. Но прежде, чем приступить к их исследованию, они должны быть переведены на русский язык, чтобы сделать их достоянием научной общественности. Думаю, этот нелегкий труд могли бы взять на себя бурятские ученые - тибетологи и высокообразованные ламы.
Последние годы жизни геше Агван Нима провел в родном Гоман дацане и руководил группами студентов по освоению учебных текстов, включая большой круг комментаторской литературы. Чойчже Рабтен рассказывал, что он ежегодно посещал своего Учителя в Индии и помогал ему в силу своих возможностей. Кенсур Ринпоче Агван Нима ушел из жизни 24 января 1990 г., в возрасте 83 лет.

Из Индии в Туву собирается делегация Университета Дрепунг Гоман дацана по приглашению Председателя Республики Тыва Шолбана Кара-оола для проведения буддийских ритуалов в кожуунах республики в течение 18 дней. Возглавляет делегацию геше-лхарамба (доктор буддийской философии) университета Тензин Дамчое (Отог ринпоче). Ученые ламы прибудут из Дели 19 августа в Москву, здесь их готовятся встретить сотрудники Полномочного представительства Республики Тыва. Затем они 22-го вылетят через Красноярск в Кызыл.

Монастырь Таши Гоман дацан является одним из семи факультетов монастырского комплекса Палден Дрепунг в южной Индии, который был основан в 1416 году одним из ближайших учеников Дже Цонкапы, Жамьянг Чойже (1379-1449).

Название Таши Гоман в переводе означает «благоденствие» — Таши, «многодверный» — «Гоман». Многодверный — потому, что в нем изучали и понимали смысл сутр, опираясь на множество методов и мудрости. Благоденствие — так как была заложена добрая традиция тщательного изучения трактатов. Также существует версия, что такое название дацан получил благодаря монахам, которые достигли понимания пустотности и могли входить и выходить в храм сквозь стены словно через открытые двери.

В конце 1959 года в местности Багса, что в северо-восточной Индии, был открыт первый монастырский комплекс, куда собрали всех тибетских монахов. На тот момент общину Гомана составляли сто с небольшим лам, которые смогли бежать из Тибета. В то время настоятелем дацана был избран геше Лобсанг, родом из Калмыкии. Из-за тяжелых климатических и физических условий умерло много людей. Позже индийским правительством было выделено новое место для постройки монастыря в штате Карнатака. В 1969 году монастырь переехал на новое место, где располагается и поныне.

Давние исторические отношения связывают народы Тувы, Бурятии, Калмыкии и Монголии с Дрепунг Гоман дацаном, который является для них коренным монастырем и его университет традиционно обучает монахов из этих регионов. Сейчас в Дрепунг Гоман дацане, в котором всего более двух тысяч послушников, учатся около 20 монахов из Тувы, 15 монахов из Калмыкии, около 40 из Бурятии, монгольских же студентов больше всего — приблизительно 120 человек. Для монахов из Тувы и Калмыкии благодаря помощи их земляков построены отдельные общежития. Тувинское общежитие было построено в основном на щедрые пожертвования одной анонимной последовательницы буддизма из Тувы, понимающей важность укрепления монашеской общины в Туве.

Тувинская поездка монахов Дрепунг Гоман Дацана пройдет в рамках их второго тура по российским территориям. В программе по республике их будут сопровождать члены Объединения буддистов Тувы — тувинские ламы. Затем гостей из Индии ждут буддисты Бурятии, Иркутска и Агинского округа. В центральной России визита монахов прославленного Дрепунг Гоман монастыря с нетерпением ждут буддийские общины в Ростове, Санкт-Петербурге и Москве.

Дрепунг - один из великих монастырей Тибета - был основан в 1416 г. Ламой Чжамьяном Чойчже Таши Палдэном (1379-1449), ближайшим учеником Чже Цон-капы. Лама Цонкапа сам указал своим ученикам пос­троить монастыри: Дрепунг, Сэра, Таши-Лхунпо, а в 1409г. Им самим был воздвигнут монастырь Гандэн. Своему ученику Чжамьяну Чойчже Лама Цонкапа передал раковину, обнаруженную в терма на Гогпа-ри, и предрек великую славу будущему Дацану, которая затмит даже знаменитый Гандэн.

На средства, собранные верующими и милостынедателями Непон Ринчен Санпо, Чжамьян Чойчже построил монастырь, в котором поначалу было семь факультетов: Гоман, Лосе-линг, Дэянг, Шагкор, Джилба, Дулва и Нгагпа; затем на рубеже XVIII-XIX вв. установились только три факультета: Гоман, Лоселинг и Дэянг, а также один Тан-траийский факультет - Нгагпа-Дацан. На протяжении веков Дрепунг был самым многолюдным монастырём, в котором число монахов достигало до семи-восьми тысяч человек. Так, перед китайской оккупацией Тибета в 1959 г. в Дрепунг-Дацане обучалось семь тысяч семьсот монахов. Сейчас в монастыре Дрепунг в Тибете после почти сорока лет притеснений со стороны китайских властей, признающих только коммунистическое мировоззрение, осталось всего около пятисот монахов, и то, там периодически проводятся так называемые экзамены, на которых военные под угрозой пыток и тюремного заключения принуждают монахов и монахинь отречься от Его Святейшества Далай-Ламы, олицетворяющего свободный и независимый Тибет.

В истории Дрепунг-Дацана известны многие великие духовные мастера, достигшие высших реализаций: племянник Ламы Цонкапы Джепон Лобсанг Нима, Ронгтон Лобсанг Дагпа, Чже Монлам Пелба, Чжамьян Легпа Чойджор, Гунру Чойкьи Джунгне, Кунчен Чжамьян Жепа. Они являлись глубочайшим знатоками Дхар-мы и внесли огромный вклад в процветание Учения Будды в Тибете.

Факультет Гоман взял своё начало под руководством Ламы Трунг Драгпа Ринчена, он был первым пре­подавателем и первым настоятелем Дацана. После него на троне Гоман-Дацана сменилось семьдесят семь настоятелей-Держателей Учения, среди них было пятеро монголов и два бурята-Геше Келсан Лыгдэн и Кенсур Агван Нима. В настоящее время Хамбо-ламой Дрепунга является досточтимый Тенпа Тензин.

В Гоман-Дацане раньше были приняты толковательные учебники-йигча Ламы Гунру Чойкьи Джунгне, позже использовались йигча Ламы Нгаванга Цзондуя-I Чжамьяна Шадбы. Первые толковательные учебники считаются священными: обучаясь по ним, великое множество Лам стали махасиддхами. Другой Гоман-йигча составлен замечательным учёным Нгавангом Цзондуем. Он родился в год Земли-Мыши (1642 г.) и умер в 1772 г. Его детство и юность прошли в местности Генчжа провинции Амдо. В 13 лет от своего учителя Ешей Джамцо он принял обеты гецула. В возрасте 21 года отправился в Лхасу. Существует легенда, почему Нгаванга Цзондуя прозвали Чжамьяном Шадбой: говорится, что когда Нгаванг Цзондуй.явил-ся в Лхасу, то одно изображение Манджушри, находившееся на стене храма, улыбнулось при виде него. Чжамьян Шадба означает "смеющийся Манджушри". Этот титул закрепился за перерожденцами Нгаванга Цзондуя, и философская школа факультета Гоман, выделяющаяся необычайной глубиной и ясностью, известна как философская школа Чжамьяна Шадбы.

Учителями Нгаванга Цзондуя, под руководством которых он изучал буддийскую философию, были Мингрол Чойкьи Джелбо и Тодкор Дондуп Джамцо, по происхождению монголы. В 26 лет он приобрёл известность среди учёных Лам, блестяще выдержав экзамены в Дацане Цампу. На следующий год он принял полные монашеские обеты от Е.С. Далай-Ламы у Нгаванга Лобсанга Джамцо. В 28 лет Нгаванг Цзон-дуй закончил факультет цаннид, прославившись как непревзойдённый мастер философских диспутов. Затем, по традиции, он поступил в Джуд-Дацан, где оставался до 33-летнего возраста. Он отправился в Джуд-Дацан Сэдже, находившийся в провинции Цанг, и получил передачи тайных учений от Джудчен Гончок Ямпела. Из его сочинений широко известны Думта Ченмо, "История практик по Ямантаке-Тантре". Всего им написано пятнадцать обширных трудов, одно из которых посвящено сокровенным учениям по Тантре и доступно лишь высокореализованным Ламам.

В 1700 г. В возрасте 53 лет Нгаванг Цзондуй воссел на трон Хамбо-ламы Гоман-Дацана. При нём монастырь достиг наивысшего расцвета. В 1709 г. По приглашению владетельного князя обширных земель в провинции Амдо Эрдэни Дженан-Вана он прибыл на родину и построил там Дацан Лавран. Благодаря его доброте в провинции Амдо процветала Дхарма, и появилось множество великих учёных
Лам и мастеров буддийской йоги. Его сердечные ученики Тичен Гендун Пунцог и Тичен Нгаванг Чогдэн были настоятелями Гоман-Дацана. Чжамьян Дэви Дорчже был великим махасиддхой и посвятил всю свою жизнь практике медитации. Танг Сагпа Нгодруп Джамцо был непревзойдённым мастером практики Ямантака-Тантры. Другим высокореализованным Ламой был Чогдон Йо Кхедуп. ОтДжудчен Гончок Ямпела получили передачи практик высшей йога-Тантры три ближайших ученика Нгаванга Цзондуя: Нянгджа Нгаванг Чогд Ярпел-полную передачу практик по Чакрасамвара-Тантре. Кунчен Джамьян Шадба по Гухьясамаджа-Тантре, Танг Сагпа Нгодруп Джамцо по Ямантака-Тантре.

Существует жизнеописание Чжамьяна Шадбы и его последующих реинкарнаций - это: Гончок Джигме Вангпо, Лобсанг Тхуптен Джигме Джамцо, Келсан Тхуп-тен Вангщиг, Лобсанг Тенби Джалцен - написанные Нгавангом Таши. Нынешним перерожденцем Чжамьяна Шадбы является досточтимый Лобсанг Джигме Тхуптен Чойчжи Нима.

В настоящее время Дрепунг-Дацан восстановлен в Южной Индии, в штате Карнатака. В нём находится две тысячи монахов, и число их увеличивается не только за счёт тибетцев, но и бурятских, калмыцких и тувинских студентов. В современном Дрепунге в Индии факультеты Гоман и Лоселинг находятся в одной местности, Нгагпа-Дацан построен в Дели. Воздвигнут общий Цогчен-дуган, где проводятся совместные службы Лоселинга и Гомана. Также во время летних затворничеств монашеские общины обоих факультетов получают общие наставления по Дхарме. В Цог-чен-дугане служат монахи из Гомана и Лоселинга. Экзамены на степень габчжу-Геше проводятся совместно, а также диспуты и праздники. Например, широко известен праздник Дрепунг Шотон, отмечающийся в седьмой месяц по лунному календарю (этот обычай был в прошлом, когда у скотоводов появлялась молочная пища, и, чтобы накопить добродетели, сельские жители угощали монахов кислым молоком-тара-ком, по этому случаю устраивались яркие зрелища -Цам). Дрепунг Шотон прежде в Тибете проходил в Норбулингке - летней резиденции Далай-ламы, а затем продолжался в Дрепунге. Сейчас Дрепунг Шотон объявлен национальным праздником тибетцев, и на нём присутствует Его Святейшество Далай-лама.

Жизнь в изгнании нелегка. Прежде чем попасть в Дрепунг - Дацан в Индии, тибетцы проходят долгий и опасный путь через коварные гималайские хребты, страдая от холода, довольствуясь скудной пищей, опасаясь от преследования вооруженных патрулей, боясь попасть в руки непальских пограничников, которые могут сдать их китайским властям за деньги, и тогда им грозит арест, тюремные одиночки, пытки. Когда они добираются до безопасной Дхармасалы, потом поступают в монастырь, их ждут новые испытания: жаркий климат, плохое питание, разлука с родными на многие-многие годы, напряженные учебные будни. Но зато они на свободе и могут постигать драгоценное Учение во всей полноте, Учение; следуя которому, можно обрести подлинное счастье.

Выдающиеся Ученые Ламы из Бурятии в истории Гоман-Дацана


Монастырь Дрепунг Гоман-Дацан имеет особое значение для бурят, монголов и калмыков. Среди тибетцев этот факультет раньше был даже известен как "монгольский", потому что на нем училось большинство монголов и бурят, пришедших в Тибет из далеких северных краев, и многие из них прославились своей ученостью и мастерством в проведении философских диспутов.

В своей статье "Цонкава и его сочинение Ламрим Чен-по" Г.Ц.Цыбиков отмечал: "На факультете Гоман обучаются почти все пришельцы из Монголии, из сибирских бурят и калмыков". Также в автобиографии Кенсура Агвана Нимы говорится, что "во всех монгольских монастырях правило обучения, и нравы были заимствованы только из Тибета и следовали традициям тех тибетских монастырей и Дацанов, из которых брали начало. Если из Дацана Гоман, то следовали правилам Гомана. Эта традиция широко распространилась в Монголии".

Имена бурятских Лам вошли в историю Дрепунг Гоман-Дацана и стали широко известны нам не так давно. Хочется выразить признательность тибетским учителям: досточтимому Ешей Лодо Ринпоче и уважаемому Шерабу Гьятсо ген ла, оказавшим неоценимую помощь в подготовке материала для статьи.

Одним из самых известных бурятских лам, память о котором бережно сохраняется у тибетцев и чье высокое имя восстановлено на родине, является цан-нид-хамбо Лобсанг Нгаванг-Агван Дорджиев. Ценой немалых усилий Агван Доржиев добрался до далёкого Тибета, поступил в Дрепунг Гоман-Дацан. От До-рчже Чанга Палден Чойпела он принял обеты гелон-га. В изучении буддийской философии Агван Доржиев достиг замечательных результатов, и на традиционных экзаменах, проводившиеся в дни праздника Монлам, в присутствии тысяч монахов их трёх великих монастырей
Тибета - Дрепунга, Сэра и Гандэна -получил степень Геше-Лхарамба. Он выдвинулся в число семи лам, дававших наставления E.С. Далай-ламе XIII. Агван Доржиев стал влиятельным человеком в окружении духовного и светского лидера Страны Снегов и предпринял огромную работу по установлению дипломатических связей между Тибетом и Россией. В Бурятии и Монголии Агван Доржиев сыграл выдающуюся роль распространения чистой Дхар-мы. В С-Петербурге он воздвиг буддийский храм и первым содействовал русским ориенталистам в изучении буддизма.

Лхарамба Тенпа Пхэлкьи был родом из Санаги. Он прибыл в Тибет и поступил в Гоман, успешно учился и стал известен как один из самых глубоких знатоков буддийской философии в трёх великих монастырях: Сэра, Дренунге и Гандэне. Он участвовал в философском диспуте с Перчун Шамба Ринпоче-держателем тайных учений линии Ламы Цонкапы. Он выдержал экзамены на традиционном празднике Монлам и первым получил степень Геше-Лхарамбы.

Геше Нимбу-Ла также родом из Санаги, старший брат ламы Тенпа Пхэлкьи. Он учился в Дрепунге, успешно закончил все пять классов факультета буддийской философии. На экзаменах во время праздника Монлам участвовал в диспуте с Триджангом Ринпоче и первым получил степень Геше-Лхарамбы. В своей автобиографии Кенсур Агван Нима пишет: "Этот почтенный Геше Нимбу-Ла был первым из всех, кто получил звание Лхарамба на большом лхасском Монла-ме 1919 года вместе с нынешним наставником Его Святейшества Далай-ламы XIV Ёнзином Трижан До-рже Чангом". Вернувшись на родину, Геше Нимбу-Ла, вероятно, разделил печальную участь тысяч лам, репрессированных в годы сталинского террора. Сведения о Нимбу-Ла есть в уже упомянутой книге Кен-сура Агвана Нимы, а также в биографии Триджанга Ринпоче приводится текст похвальных стихов в честь Геше Нимбу-Ла.

Геше Шива-Лха окончил Дрепунг Гоман-Дацан и затем был приглашен правителем области Литан в провинции Кхам, где внёс значительный вклад в поддержание состояния Дхармы. Еше Лодой Ринпоче со­общил о нём следующее: "Шива-Лха был родом из села Судэнтэй, что в Aгe. В году 1941 или в 1942 он прибыл в Литан, чтобы преподавать Дхарму. Он был великаном с красным лицом и большими сильными руками. Сразу же по прибытии он обзавёлся сорока-пятьюдесятью учениками. Он давал наставления по Ламриму и философии. В то время в нашей местности наметился некоторый упадок в преподавании и понимании философии. С приездом Шива-Лха положение улучшилось. Шива-Лха покинул этот мир, кажется, в 1952 году".

Лама Келсан Лыгдэн был родом из Тунки, изучил "пять главных наук" в Гоман-Дацане, затем стал первым Геше-Лхарамба Монлама. В 1955 году воссел на трон хамбо-ламы и стал шестьдесят девятым настоятелем Гомана. В 1959 году во время китайской оккупации он оставался на своём посту. Вот что рассказывал о нём досточтимый Еше Лодой Ринпоче: "Ген Лыгдэн в 1959 году сразу же попал в тюрьму. Тогда тюрьмы были переполнены аристократами, высокими ламами, министрами, то есть всеми, кто раньше обладал богатством и властью. Ещё вчера они благоденствовали, пользуясь почетом и уважением, - и вдруг в одночасье потеряли всё, даже пищу не могли найти. Оказавшись в тюрьме, они подверглись изнурительным и жестоким допросам, заболевали, некоторые сходили с ума или умирали от сердечного приступа, многие находились на грани отчаяния. В этот момент Ген Лыгдэн оказал людям неоценимую помощь своим мужеством, умением сохранять душевное равновесие при любых обстоятельствах. В тюрьме Ген Лыгдэн давал наставления по Дхарме, рассказывал весёлые истории и всех заражал живостью и хорошим настроением. Прежде в течение долгих месяцев люди не разговаривали друг с другом, опасаясь доносов: ведь из желания поскорее вырваться на свободу некоторые могли пойти на предательство. Кругом царила атмосфера подозрительности и страха. С приходом Гена Лыгдэна между людьми постепенно сложились добрые, доверительные отношения и вскоре из камеры, где сидел этот лама, можно было услышать весёлый смех. Впоследствии те, кому удалось освободиться из тюрьмы и бежать в Индию, вспоминали, что вместе с Геном Лыгдэном даже в тюрьме было весело. Они шутили, что из-за Гена Лыгдэна тюрьма для них стала домом отдыха: там было весело, давали еду и заставляли совсем немного работать". Лама Келсан Лыгдэн погиб в застенках в 1960 году. Его перерожденец Тензин Чоглам родился в Непале, официально признан Е.С. Далай-ламы XIV. В настоящее время он находится в Гоман-Дацане в Индии.Геше Тхуптен Нима родился в местечке Шэнэ Буу-са, недалеко от Ацагата. На Монламе получил степень Геше-Лхарамба. Позже воссел на трон хамбо-ламы Дрепунг Дулва-Дацана. Он по истине был великим знатоком и блюстителем Винаи. Досточтимый Еше Лодой Ринпоче - ученик Геше Тхуптена Нимы, и здесь мы воспроизводим его воспоминания: "В Тибете моим учителем был ген Дулва Тхуптен Чойчжи Нима. Мы не знали точно, откуда он родом, знали лишь, что он монгольских кровей, и больше ни о чём не смели расспрашивать. Конечно, надо было узнать о нём подробнее. Но мы ходили к нему на занятия и только. У нас раньше был такой обычай: завидев учителя, мы накрывались зеном (монашеской накидкой) и убегали прочь. Поэтому я очень мало знаю о своём Учителе.

Наверное, он много писал, сидя взаперти у себя дома. Вообще надо сказать, что и Агван Нима, и Дулва Кенпо были людьми крутого нрава. Тхуптен Нима был, как все монголы, крепкого телосложения, у него были сильные руки с толстыми пальцами. Мы приходили на уроки гена, он усаживался перед нами и начинался диспут по диалектике. Он задавал несколько вопросов и, если не получал удовлетворительного ответа, тут же пускал в ход свои кулаки. Порой случалось так, что мы не могли правильно отвечать по несколько раз. Тогда он говорил, что у нас плохая карма, и отсылал нас домой, наказав в течение семи дней провести практики очищения и делать простирания. Так он поступал с нами, молодыми послушниками, и также он обходился и со знаменитыми Геше, и те терпели от него наказания. Когда он отправлял нас, учеников, выполнять очистительные практики, никто, конечно, не занимался простираниями. Все усиленно учили тексты, читали книги, бегали друг к
другу, спрашивая о непонятном. У учеников просто не было времени, чтобы очищаться от негативной кармы.

Когда началась китайская оккупация, мы с товарищами, переодевшись в тэрлики - светскую одежду -отправились на гору, поднимавшуюся прямо за монастырём Дрепунг. Мы решили бежать в Индию. Нас было человек двадцать, мы все были учениками Тхуп-тена Нимы. И вот, когда мы поднимались в гору, ген шел нам навстречу. Мы поспешили укрыться от него. Когда он прошел мимо нас, мы продолжили путь. Мы не спросили у него разрешения на побег в Индию, потому что он говорил нам, чтобы мы оставались дома и никуда не уходили. Когда в Лхасе раздались первые выстрелы из ружей и пушек, мы были напуганы и хотели немедленно бежать в Индию. Но ген не согласился с нами. Тогда у всех на устах были разговоры о политике. Одни говорили, что нельзя допустить китайского вторжения в страну и вхождения в состав этого государства. Другие были безразличны к происходящим событиям. Третьи, напротив, считали, что нет ничего плохого в том, что придут китайцы. Но наш Учитель никогда не высказывал своего мнения обо всем этом. По началу, 1959 года, ген жил относительно спокойно, так как он не интересовался политикой, и китайцы его не трогали. Но с началом культурной революции все изменилось. Он был священнослужителем, а культурная революция объявила войну против религии. В то время буддийские монахи и последователи традиции Бон испытывали много страданий. Хунвэйбины надевали на служителей культа маски божеств или демонов, вели их в многолюдные места и устраивали судилища, крича: "Вот, кто настоящие дьяволы! Отныне и навсегда отделаемся от них!" Такая же участь постигла и моего Учителя. Ему на шею привязывали сапоги и водили по улицам, подвергая издевательствам. Через все эти испытания Учитель не смог пройти и вскоре умер. Я не уверен, что он сидел в тюрьме. Но его каждый день вызывали на допрос, изматывающие и бессмысленные. Это-то, что я могу рассказать о своем Учителе". Таков рассказ Еше Лодой Ринпоче о Геше Тхуптене Ниме, о его последних трагических днях.

Кенсур Агван Нима обрёл большую известность как знаток классических буддийских писаний. Он был зем­ляком Тхуптена Нимы и Агвана Доржиева. Он родился в 1907 году в селе Дабатуй (ныне Заиграевский район). В семь лет он стал послушником и принял первые монашеские обеты. В пятнадцать лет по совету Агвана Доржиева отправился в Тибет и поступил в Дрепунг Гоман-Дацан. Его учителями были Геше Хал-ха ЛобсангТаши и Геше Джампел Чойпел. В 22 года от Его Святейшества Далай-ламы XIII принял обеты гелонга. Всю свою жизнь Агван Нима посвятил изучению Дхармы. В 1960 году Кенсур Агван Нима стал преподавателем в институте Варанаси. В 1967 году он был приглашен в Голландию в качестве ассистента профессора Руига. Позже Агван Нима стал семьдесят вторым настоятелем Гоман-Дацана. Агвану Ниме был присвоен титул Кенсура за огромные заслуги в поддержании Дхармы. У него было много учеников, не только монахов, но и мирян в Индии и в Европе. Его ассистент Геше Донам сейчас является преподавателем в Агинском Дацане.

В настоящее время около тридцати пяти человек из Бурятии учатся в Индии Дрепунг-Дацане. 1996 году семеро бурятских послушников приняли от Е.С. Далай-ламы XIV обеты гелонга. С этими молодыми людьми мы связываем свои надежды на возрождение и поддержание чистой Дхармы в Бурятии.


Оригинальное название: Live at Lekshey Ling
Год выпуска: 2006
Страна: Непал
Жанр: документальный фильм
Продолжительность: 66 минут
Перевод: Русские субтитры
Режиссер: Ши Хьян Жонг
Формат:mp4
Размер:438 Мб

Описание: В этом фильме показывается обычная жизнь монахов-студентов монастыря-института высшего буддистского образования Карма Лекшей Линг традиции Карма Кагью (Катманду, Непал), и приводится интервью с Ламой Пунцоком, директором и основателем этого института.

Скачать c turbobit.net Жизнь в Карма Лекшей Линг: Повседневная жизнь буддистского монаха (438 Мб)
Скачать c depositfiles.com Жизнь в Карма Лекшей Линг: Повседневная жизнь буддистского монаха (438 Мб)




Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения