Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Назначение арматуры установленной на питательной линии котла. Запорная арматура котельной

36 37 38 39 ..

Арматура котла и его трубопроводов

*5-6-1. Арматура, устанавливаемая на котле или трубопроводах, должна иметь четкую маркировку, в которой должно быть указано:

А) наименование или товарный знак завода-изготовителя;

Б) условный проход;

В) условное давление или рабочее давление и температура среды;

Г) направление потока среды.

5-6-2. Арматура с условным проходом свыше 20 мм, изготовленная из легированной стали, должна иметь паспорт (сертификат), в котором указываются марки материалов, применяемых для изготовления основных деталей (корпуса, крышки, крепежных деталей), условный проход, условное давление или рабочее давление и температура среды.

5-6-3. На маховиках арматуры должны быть обозначены знаки, указывающие направление вращения при открывании и закрывании арматуры.

*5-6-4. На всех трубопроводах котлов, пароперегревателей и экономайзеров присоединение арматуры должно выполняться на фланцах или с помощью сварки. В котлах паропроизводительностью не более 1 т/ч допускается присоединение арматуры на резьбе при условном проходе не более 25 мм и рабочем давлении насыщенного пара не выше 8 кгс/см2.

5-6-5. Между котлом и присоединенным к нему паропроводом или турбиной должен быть установлен запорный вентиль или задвижка. При наличии пароперегревателя запорная арматура должна быть установлена за пароперегревателем.

При необходимости между запорной арматурой и котлом допускается установка обратного клапана, предотвращающего поступление пара в котел из общего паропровода котельной. На паропроводах передвижных парогенераторов (ППУ) установка обратного клапана обязательна.

У котлов с давлением более 39 кгс/см2 на каждом паропроводе от котла до общего паропровода котельной или до стопорного клапана турбины" должно быть установлено не менее двух запорных органов с устройством между ними дренажа с проходом не менее 20 мм, сообщающегося с атмосферой.

На паропровода моноблоков (котел - турбина) запорную арматуру за котлом можно не устанавливать при условии, если необходимость в ней не обусловливается схемой растопки, остановке или регулировки работы котла.

5-6-6. При наличии в котле промежуточного пароперегревателя на входе и выходе из него пара должно быть установлено по одной запорной задвижке. У моноблоков установка задвижек не обязательна.

Если из турбины пар направляется в промежуточные перегреватели двух или более котлов, то на входе в промежуточный перегреватель каждого котла, кроме запорной задвижки, должен быть установлен регулирующий орган для возможности пропорционального распределения пара по пароперегревателям отдельных котлов.

5-6-7. Запорные органы на паропроводах должны располагаться по возможности ближе к котлу (пароперегревателю).

Для прямоточных котлов, а также для моноблоков и дубль-блоков (два котла - турбина) с барабанными котлами допускается установка запорной арматуры в любом месте паропровода, соединяющего котел с общим паропроводом котельной или со стопорным клапаном турбины.

5-6-8. У каждого котла паропроизводительностью 4 т/ч и более управление главным парозапорным органом должно осуществляться с рабочего места машиниста (кочегара) котла.

5^6-9. На питательном трубопроводе должны быть установлены запорный вентиль или задвижка и обратный клапан, предотвращающий выход воды из котла в питательный трубопровод. На котлах давлением до 39 кгс/см2 запорный орган устанавливается между котлом и обратным клапаном.

У паровых котлов с централизованным питанием на каждом питательном трубопроводе при применении бесфланцевой арматуры должно быть установлено не менее двух запорных вентилей или задвижек, между которыми должно быть дренажное устройство с проходом не менее 20 мм, соединенное с атмосферой.

Если котел имеет неотключаемый Но воде экономайзер, то запорный орган и обратный клапан устанавливают на питательных трубопроводах перед экономайзером. У экономайзера, отключаемого по воде, запорный орган и обратный клапан должны быть установлены также и на выходе воды из экономайзера.

*5-6-10. На питательных линиях каждого парового котла должна быть установлена регулирующая арматура (клапаны, вентили).

При автоматическом регулировании питания котла должен быть дистанционный привод для управления регулирующей питательной арматурой с рабочего места машиниста (кочегара) котла.

5-6-11. При установке нескольких питательных насосов, имеющих общие всасывающий и нагнетательный трубопроводы, у каждого насоса на стороне всасывания и на стороне нагнетания должны быть установлены запорные органы. На напорном патрубке каждого центробежного насоса до запорного органа должен быть установлен обратный клапан.

5-6-12* На питательном трубопроводе между поршневым насосом (у которого нет предохранительного клапана) и запорным органом должен быть установлен предохранительный клапан, исключающий возможность превышения расчетного давления в питательном трубопроводе.

Внутренний диаметр присоединительного трубопровода (патрубка) к предохранительному клапану должен быть не менее 1/3 внут-реннего диаметра питательного трубопровода и не менее 25 мм.

5-6-13. Питательный трубопровод должен иметь воздушники для выпуска воздуха из верхних точек трубопровода и дренажа для спуска воды из нижних точек трубопровода.

*5-6-14. Каждый котел (пароперегреватель, экономайзер) должен иметь трубопроводы для:

А) продувки котла и спуска воды при остановке котла;

Б) удаления воздуха из котла при растопке;

В) удаления конденсата из паропроводов;

Г) отбора проб воды и пара и ввода присадок в котловую воду;

Д) выпуска перегретого пара из барабанных котлов и воды или пара из прямоточных котлов при растопке или остановке.

Для котлов производительностью не более 1 т/ч установка трубопроводов, указанных в пунктах «б» и «г», не обязательна.

5-6-15. Система продувочных и спускных трубопроводов должна обеспечивать возможность удаления воды и осадков из самых нижних частей котла (пароперегревателя, экономайзера).

Условный проход спускных трубопроводов должен быть не менее 50 мм. Для водотрубных котлов, не имеющих нижних барабанов, условный проход спускных трубопроводов, присоединяемых к нижним камерам, должен быть не менее 20 мм.

Для котлов давлением выше 60 кгс/см2 необходимо устанавливать по два запорных органа на каждом спускном трубопроводе. Запорные органы должны быть установлены как можно ближе к барабану или камере. На участке трубопровода между котлом и запорным органом не должно быть разъемных соединений, кроме фланцевых, необходимых для соединения этого трубопровода с котлом или запорным органом.

5-6-16. На котлах давлением 39 кгс/см2 и более должны быть управляемые с рабочего места машиниста котла устройства для сброса воды из верхнего барабана в случае опасного переполнения его выше верхнего допустимого уровня. Это устройство должно исключать возможность спуска воды ниже низшего допускаемого уровня.

5-6-17. Продувочные трубопроводы должны присоединяться в самых нижних точках соответствующих барабанов, камер и корпусов котлов. У котлов с давлением более 8 кгс/см2 на каждой продувочной линии должно быть установлено по два запорных органа либо один запорный и один регулирующий. У котлов с давлением более 100 кгс/см2 на этих трубопроводах, кроме того, допускается установка дроссельных шайб.

Для продувки камер пароперегревателей допускается установка одного запорного органа. Условный проход продувочных трубопроводов и установленной на них арматуры должен быть не менее 20 мм для котлов давлением до 140 кгс/см2 и не менее 10 мм для котлов давлением 140 кгс/см2 и более.

*5-6-18. Каждый котел для периодической продувки должен иметь самостоятельную продувочную линию, соединенную с общей магистралью, направленной в атмосферу или в продувочный бак, работающий без давления.

Допускается применение продувочного бака, работающего под давлением, при условии, что бак будет снабжен не менее чем двумя предохранительными клапанами.

Устройства для непрерывной продувки котла и продувки паровых коллекторов (камер) должны иметь отдельные продувочные линии.

Установка запорной арматуры на общих продувочных или спускных магистралях запрещается.

Допускается установка запорного органа на общей спускной или продувочной линии, объединяющей несколько спускных или продувочных точек одного котла.

Устройство продувочных и спускных линий должно исключать возможность ожога людей.

5-6-19. На спускных и продувочных трубопроводах применение чугунной арматуры, за исключением случаев, указанных в пункте «б» ст. 3-9-1, фасонных частей, а также пробковых кранов, газовых сварных и чугунных труб не допускается.

3-6-20. В местах возможного скопления воздуха в котле и экономайзере должны быть установлены устройства для его удаления. Если можно удалить воздух, скапливающийся в экономайзере, через водоотводящие трубы, то установка устройства для удаления воздуха не обязательна.

На патрубке отбора пара установки устройства для удаления воздуха не допускается.

5-6-21. На всех участках паропровода, которые могут быть отключены запорными органами, должны быть устроены дренажи, обеспечивающие отвод конденсата. На каждом дренажном трубопроводе должен быть установлен запорный орган, а при давлении более 8 кгс/см2-по два запорных органа либо один запорный и/ один регулирующий вентиль. У котлов давлением более 100 кгс/см2 кроме запорных органов допускается установка дроссельных шайб.

5-6-22. У каждого водогрейного котла, подключенного к общей магистрали горячей воды, на подводящем и отводящем трубопроводах должны быть установлены по одному запорному органу (вентиль или задвижка).

5-6-23. Водогрейный котел в верхней части барабана должен иметь устройство для удаления воздуха при заполнении котла (системы) водой.

*5-6-24. На водогрейных котлах с принудительной циркуляцией для предотвращения резкого повышения давления и температуры воды в котле при случайной остановке циркуляционных насосов на трубопроводе или коллекторе отвода горячей воды из котла до запорной арматуры должно быть установлено спускное устройство с внутренним диаметром не менее 50 мм с запорным вентелем (задвижкой) для отвода воды в водосток.

На котлах производительностью 4 Гкал/ч и более установка спускного устройства не обязательна.

АРМАТУРА КОТЛОВ

На всех элементах и трубопроводах котельного агрегата и его вспомогательных устройствах, заполненных рабочим телом и находящихся под давлением, устанавливается соответствующая .

Рис. 59. Водоуказатели
а -с плоским стеклом, б -со слюдяными пластинками и пароводопробный кран (в);
1 -стекло, 2 - металлическая рама, 3 - паропробнын края, 4-указатель уровня воды, 5 - водопробный кран, 6 - спускной кран, 7 - корпус крана, 8 - канал, 9 - пробка крана, с ручкой, 10 - заглушка для прочистки канала; крана

К арматуре относят устройства и приборы для управления работой элементов и частей котельной установки, находящихся под давлением, для включения, регулирования и отключения трубопроводов воды, пара пли предохраняющие от превышения давления, а также контрольные приборы котлоагрегата (водоуказательные стекла для наблюдения за уровнем воды в барабане). Основной арматурой, установленной на котлоагрегате, являются задвижки, вентили и клапаны. По способу соединения с трубопровода арматуру разделяют на фланцевую, муфтовую и вварную. В местах соединения арматуры с фланцами ставят прокладки или уплотнения.
Для контроля уровня воды в паровом котле применяют водоуказательные приборы (рис. 59). Каждый паровой котел должен иметь не менее двух водоуказателей. У котлов паропроизводительностью менее 0,7 т/ч разрешается устанавливать один водоуказатель и два пароводопробных крана (рис. 59, б), один из которых помещают на низшем уровне воды в котле, т. е. на 100 мм выше огневой линии, другой - на высшем.
Чаше всего используют водоуказатель с плоскими стеклами «Клингер», вставленными на прокладке в рамку (рис. 59, а). Плоские стекла имеют сложное устройство, но удобны и безопасны в работе. Они лопаются редко, оставаясь при этом в металлической рамке и не разлетаясь на куски, вследствие чего для этих стекол не нужны ограждения. На внутренней стороне стекла имеются продольные риски, благодаря которым вода в стекле кажется темной, а пар - светлым, т. е. создается отчетливая граница между темной полосой воды и светлой полосой пара над ней. Такие стекла устанавливают на паровых котлах с давлением до 2,4 МПа (24 кгс/см2) включительно.
Для котлов с давлением 3,9 МПа (40 кгс/см2) применяют водоуказатели с гладкими стеклами (рис. 59,б), но на них со стороны воды накладывают слюдяные пластинки (5 шт.) толщиной по 0,3 мм для предохранения стекла от агрессивного воздействия воды и пара.
На паровых котлах с высоко расположенными водоуказательными приборами (более 6 м от пола котельной), когда затруднительно или даже невозможно наблюдение за уровнем воды в водоуказательном стекле, применяют сниженные указатели уровня воды, которые делят на механические и гидравлические.
Механический указатель (рис. 60, а) состоит из стального цилиндрического сосуда 1, соединенного двумя трубками 8 и 9 с водяным и паровым пространствами барабана котла. К нижнему концу сосуда присоединена вертикальная трубка 4, на нижнем конце которой закреплен указатель 6, состоящий из двух плоских стекол, расположенных одно против другого и заключенных в металлическую оправу. Водоуказатель размещается на высоте примерно 1,5 м от пола котельной. В сосуде помещается полый поплавок 2, частично заполненный водой для уравновешивания наружного давления. К поплавку подвешен металлический стержень 7, нижний конец которого находится в пространстве между стеклами указателя. По положению конца этого стержня и судят о высоте уровня воды в барабане котла. Для лучшей видимости уровня воды за указателем помещают лампу с рефлектором, освещающую стекло. Такие указатели уровня воды изготовляют также с дистанционной передачей при помощи электроизмерительного прибора, по показаниям которого судят о высоте уровня воды в котле.
Гидравлические сниженные указатели уровня воды в котле (рис. 60,6), основанные на принципе измерения давления двух водяных столбов, получили наиболее широкое применение в котельных установках среднего давления.
Каждый паровой котел должен быть снабжен двумя независимыми предохранительными клапанам и, которые устраивают так, чтобы давление пара в котле не могло превышать допускаемое рабочее. Предохранительные клапаны выпускают излишний пар при чрезмерном повышении давления, т.е. когда стрелка манометра переходит за красную черту.

Рис. 60. Сниженные указатели уровня воды :
а - поплавковый механический, б - гидравлический;
1 и 10 - стальной и конденсационный сосуды, 2 - поплавок, 3 - трос, 4, 8, 9 - соединительные трубки, 5 - вентиль, 6 - указатель, 7 - стержень, 11 - переливная трубка, 12 - грязевик, 13 - спускные трубки к сниженному указателю, 14 - указательное стекло, 15 - резервуар с тяжелой жидкостью

Рис. 61.Предохранительные клапаны :
а - рычажный грузовой, б - пружинный;
1 - кожух для контрольного предохранительного клапана, 2 - цепочка для продувки контрольного клапана, 3 - груз, 4 - замок, 5 - шток, 6 - корпус, 7 - седло, 8 - тарелка, 9 - рычаг, 10 - нажимной винт, 11 - пружина, 12 -ручка для открывания клапана

Предохранительные клапаны на паровых котлах с давлением пара до 3,9 МПа (40 кгс/см2) могут быть рычажными или пружинными. В передвижных паровых котлах применяют пружинные, а в стационарных - преимущественно рычажные клапаны.
На рис. 61, а показан рычажный предохранительный клапан. Выход пара из клапана закрывается тарелкой 8, которая грузом 3 прижимается к седлу 7, вставленному в корпус 6. Направляющие ребра тарелки не позволяют ей перекашиваться относительно седла. Снизу на клапан давит пар, стремясь вырваться из парового котла, сверху на клапан передается давление от груза 3, закрепленного на конце рычага 9. Масса груза и длина рычага подбираются таким образом, чтобы тарелка поднималась, как только давление в паровом котле превысит допускаемое.
В пружинных предохранительных клапанах (рис. 61,6) давление на тарелку создает пружина 11. Один из предохранительных клапанов на котле называется рабочим, а второй- контрольным.
Рычажный контрольный клапан заключают в футляр и закрывают на замок 4. Для проверки работы клапана к рычагу прикрепляют цепочку 2, которую пропускают через крышку футляра, для выхода пара в корпусе клапана имеется отверстие.
Предохранительные клапаны настраивают на рабочее давление при гидравлическом испытании и проверяют при растопке котла. После того как давление пара в паровом котле поднимется до рабочего, окончательно закрепляют грузы на рычагах или нажимные винты 10 пружинных клапанов.
Промышленностью выпускаются паровые котлы на давление 4,3 МПа (43 кгс/см2), на которых вместо предохранительных клапанов устанавливают импульсные предохранительные устройства.
Импyльcнoe предохранительное устройство ИПУ (рис. 62, а) состоит из главного предохранительного клапана с соединительными импульсными трубками 3 и 9, импульсного клапана 8, электромагнитов 5 и 6 и фильтров 4. Cxeмa работы импульсного предохранительного устройства показана на рис. 62,6. При увеличении давления в барабане котла выше допустимого стрелка электроконтактного манометра ЭКМ, перемещаясь от одного контакта к другому, выключает ток в цепи верхнего электромагнита ЭО. Его сердечник втягивается в катушку, в результате чего открывается импyльcный клапан ИК, пропуская пар по соединительным импульсным трубкам в поршневую камеру главного предохранительного клапана. После заполнения камеры паром на верхнюю плоскость поршня, находящегося в камере, действует сила

При снижении давления пара в котле до номинального стрелка электроконтактного манометра ЭКМ (см. рис. 62,6) переместится в обратном направлении и выключит ток в цепи верхнего электро-магнита ЭО и включит ток в цепь нижнего электромагнита ЭЗ.
До включения нижнего электромагнита импульсный клапан закрывается под действием груза 7, прекращая доступ пара в поршневую камеру главного предохранительного клапана, а последующее включение электромагнита ЭЗ создает на уплотнительных поверхностях затвора удельное давление, необходимое для его плотного закрытия.
После закрытия импульсного клапана 8 (см. рис. 62, а) давление в поршневой камере снизится до атмосферного за счет утечки пара через лабиринтовое уплотнение 1 и дренажную трубку бугеля 16 и главный предохранительный клапан под действием давления пара в котле закроется.
При использовании электромагнитного устройства увеличивается сила прижатия тарелки импульсного клапана к седлу в несколько раз и тем самым предотвращается перетечка пара из котла в поршневую камеру. Например, у котла с давлением 25 МПа (255 кгс/см2) удельное давление на седло клапана без электромагнитного устройства равно примерно 6,7 МПа (67 кгс/см2), а с электромагнитным устройством - 44 МПа (440 кгс/см2).

Парозапорные устройства (вентили и задвижки), предназначенные для отключения котла от потребителя воды или пара, показаны на рис. 63. В зависимости от параметров протекающей среды и размеров вентили могут соединяться с трубопроводами на фланцах, резьбе или с помощью сварки. Вентили имеют плоский или игольчатый клапан. Вентили с плоским клапаном используют в качестве запорных устройств, а с игольчатым ом - для дросселирования.
На рис. 63,а,б,в показаны паро , устанавливаемые непосредственно на паропроводе котла. Внутренняя полость корпуса 1 парового вентиля (рис. 63, а) разделена на две части перегородкой 3, в которой имеется отверстие, закрываемое тарелкой 2. Тарелка перемещается вместе со шпинделем 4, на конце которого она закреплена.
Вентиль ставят так, чтобы пар из котла шел под тарелку, стремясь поднять ее. Тарелка имеет ребра, предотвращающие ее перекашивание и неправильную посадку на седло.
Задвижки клинового тина (ручная и с приводами) показаны на рис. 63, г, д, е. При вращении маховика 5 (при открывании вентиля) диски 11 поднимаются вверх, а при закрывании вентиля с помощью клина они прижимаются к корпусу, перекрывая проходное отверстие.

Рис. 64. Гарнитура котла :
а - дверца с уплотнением и обмурованным металлическим экраном к топочным камерам,
б и в - лазы прямоугольной и круглой формы в обмуровке для осмотра поверхностей нагрева,
г и д - гляделки для топочных камер и конвективных работающих газоходов (г - под разрежением, д - с наддувом),
е и ж - взрывные клапаны для установки на боковых стенах и потолке котельного агрегата,
з - шибер,
и - поворотная заслонка,

1- дверца, 2 - рама, 3 - щеколда, 4 - экран, 5 - стекло, б и 12 - корпуса, 7 - патрубок, 8 - труба для подвода воздуха, 9 - люк, 10 - отводящий короб, 11 - створка клапана, 13 - рычаг, 14 - груз

Чугунные задвижки применяют в котлах с давлением до 1 МПа (10 кгс/см2), а стальные для более высоких давлений и температуры среды до 200°С, а также для труб диаметром более 400 мм.

Гарнитура котельного агрегата . В гарнитуру котельного агрегата входят дверца, лазы, гляделки, взрывные клапаны, шиберы или по.- воротные заслонки.
Чугунную дверцу (рис. 64, а) обычно устанавливают при ручной загрузке топлива в топку котла. Лазы (рис. 64,6, е), закрываемые дверцами, делают в обмуровке с целью осмотра, ремонта и очистки газоходов от золы.
Для наблюдения за процессом горения топлива и конвективных.газоходов в обмуровке котлоагрегата выполняют гляделки (рис. 64, г, д). Взрывные клапаны (рис. 64, е, ж) предохраняют обмуровку от разрушения при случайных хлопках в газоходах котла. С помощью чугунных дымовых шиберов (рис. 64, з) или поворотных заслонок (рис. 64, гг) регулируют тягу и перекрывают боров.

Облегченную обмуровку выполняют из двух или трех слоев различных материалов общей толщиной до 500 мм: внутренний огнеупорный шамотный слой (футеровка), толщиной 113 мм (230 мм при малой степени экранирования); средний изоляционный слой из диатомитового кирпича, толщиной 113; облицовочный слой из совелитовых плит толщиной 65 – 150 мм. Средний изоляционный слой часто выполняют из совелитовых плит толщиной 100 мм, заменяющих диатомитовый кирпич.

Рис. 20.4. Натрубная обмуровка: 1 - слой хромитовой массы; 2 - стальная стека; 3 и 4 - теплоизолирующие плиты; 5 - газоплотная обмазка

Уменьшение толщины и массы обмуровки позволило опирать ее непосредственно на каркас, в результате чего стало возможным выполнять ее любой высоты, устанавливая через 1 – 1,5 м разгрузочные пояса. При этом вся стенка делится на ряд ярусов, каждый из которых отпирается на чугунные или стальные кронштейны, укрепленные на каркасе котла. Для обеспечения возможности свободного расширения между кронштейном и кладкой предусматривают горизонтальные температурные швы, заполненные асбестовым шнуром. Снаружи обмуровку обшивают стальными листами или защищают газонепроницаемой штукатуркой.

Легкую обмуровку накаркасного типа выполняют из щитов, состоящих из двух слоев теплоизолирующих материалов, защищенных со стороны омывающих их газов слоем жароупорного бетона. Металлическую рамку щитов такой обмуровки крепят к каркасу котла. Достоинствами накаркасной конструкции обмуровки являются ее небольшая масса и существенное облегчение монтажных работ. Однако при такой обмуровке затрудняются ее ремонт и обеспечение плотности.

Натрубную обмуровку выполняют в виде отдельных слоев, последовательно наносимых в пластичном состоянии на трубы экранов и других поверхностей нагрева, или в виде плит-панелей с огнеупорными и теплоизоляционными лосями, устанавливаемых на поясах жесткости, закрепленных на трубах. В этом случае панели изготавливают на заводе, а жароупорный слой может быть нанесен в пластинном состоянии на трубы экрана вручную. Для натрубной обмуровки топочной камеры несущими элементами являются трубы экранов, и в результате тепловых удлинений обмуровка перемещается вместе с ними.

Разновидностью натрубной обмуровки являются применяемые в топке пояса зажигания.

Тема 21. Арматура и гарнитура паровых котлов

Назначение, классы арматуры. Гарнитура, применяемая для обслуживания топки и газоходов. Обдувочные аппараты и дробеочистка.

Арматура и гарнитура паровых котлов.

Арматурой называют приборы и предохранительные устройства, обеспечивающие безопасную и безаварийную работу котла, а также устройства, служащие для управления и регулирования котельного агрегата.

Арматура, применяемая для трубопроводов воды и водяного пара, в зависимости от назначения подразделяется на четыре класса:

запорная – служит только для герметичного отключения котельного агрегата или его элементов от сети (задвижки, вентили и краны);

регулирующая – предназначенная для изменения или поддержания заданного давления или расхода среды (регулировочные вентили, дроссельные клапаны, питательные клапаны, приборы для автоматического регулирования);

предохранительная – служит для ограничения давления, расхода и направления движения среды (предохранительные клапаны на питательных линиях, паропроводах, барабанах, обратные клапаны на питательных линиях);

контрольная – указатели уровня воды и пробоспусные краны.

Для обслуживания топки и газоходов в котельном агрегате используется следующая гарнитура (рис. 21.1, 21.2, 21.3): лазы, закрываемые дверцы, гляделки, взрывные клапаны, шиберы, поворотные заслонки, обдувочные аппараты, дробеочистка.

Закрываемые дверцы, лазы в обмуровке предназначены для осмотра и производства ремонтных работ при останове котла.

Для наблюдения за процессом горения топлива в топке и состоянием конвективных газоходов служат гляделки.

Взрывные предохранительные клапаны используются для защиты обмуровки от разрушения при хлопках в топке и газохода котла и устанавливаются в верхних частях топки, последнего газохода агрегата, экономайзере и в своде.

К арматуре относятся устройства и приборы, обеспечивающие безопасное обслуживание, управление работой элементов котельного агрегата и теплоэнергетического оборудования, находящихся под давлением.

Арматура – это регулирующие и запорные устройства для подачи, продувки и спуска воды, включения, регулирования и отключения трубопроводов воды, пара, топлива и предохраняющие от превышения давления.

По назначению арматура делится на запорную (кран, вентиль, задвижка), регулирующую (редукционный клапан), защитную (предохранительный и обратный клапан). По способу соединения с трубопроводами арматуру разделяют на фланцевую и муфтовую , а по

материалу – на латунную , чугунную , комбинированную . В местах соединения с фланцами устанавливаются прокладки или уплотнения. Запорная арматура должна иметь паспорт и маркировку: завод-изготовитель, давление и температура среды, условный диаметр, направление потока.

1. Вентиль состоит из корпуса, внутри которого имеется перегородка с горизонтальным седлом, из клапана, шпинделя маховика, коронки, сальниковой гайки и втулки.

2. Задвижка. На электростанциях и в котельных нашли широкое применение задвижки, которые создают значительно меньшее сопротивление потоку среды, чем вентили. Жидкость или пар к задвижкам подводится с любой стороны. Задвижки могут иметь разные затворы, выдвижные и невыдвижные шпиндели.

3. Запорный кран . В качестве запорного устройства для низкого давления среды применяются пробковые краны. Краны предназначены для быстрого открывания и закрывания прохода в трубопроводе и для регулирования расхода. Пробковые краны по способу уплотнения бывают натяжные и сальниковые; по способу соединения - муфтовые, фланцевые и цапковые; по материалу корпуса и пробки - чугунные, бронзовые и комбинированные.

4. Трехходовой кран устанавливают для продувки, проверки и отключения манометров. Трехходовой кран устанавливается между манометром и сифонной трубкой, которая защищает трубчатую пружину манометра от чрезмерного нагрева при измерении давления пара или горячей воды.

5. Обратный клапан служит для пропуска рабочей среды в одном направлении. Состоит из корпуса, внутри которого имеется перегородка с горизонтальным седлом, клапана, штока, крышки. При повышении давления под клапаном он вместе со штоком перемещается вверх и пропускает рабочую среду.

6. Предохранительный клапан – устройство для автоматического предотвращения повышения давления сверх допустимого путем выпуска рабочей среды в атмосферу.

7. Редукционный клапан применяется для понижения давления пара и поддержания сниженного давления в определенных заданных пределах.



8. Редукционно-охладительная установка (РОУ) предназначена для снижения давления пара до требуемого путем дросселирования – пропуска пара через сужение. В результате термодинамического изоэнтальпийного процесса пар переходит из состояния сухого насыщенного в область перегретого, с понижением давления и температуры. Для возврата его состояния в область насыщенного пара в него вспрыскивают конденсат или питательную воду.

Гарнитурой называют устройства, позволяющие безопасно обслуживать топочную камеру, газоходы котельного агрегата и газовоздушный тракт.

К ней относят: топочные дверцы и лазы в обмуровке; смотровые лючки – гляделки для визуального наблюдения за горением и состоянием поверхностей нагрева, футеровки и торкрета; шиберы и заслонки для регулирования тяги и дутья; лючки для обдувки. К гарнитуре также

относят и взрывной предохранительный клапан, который устанавливают на котлах, работающих без наддува (с разрежением), и в процессе работы он проверяется визуально.

В процессе неправильного розжига и нарушения эксплуатации котельного агрегата возможно создание избыточного давления топочных газов (хлопок), что может привести к разрушению обмуровки котла, газоходов и дымовой трубы. Взрывные предохранительные клапаны служат для предохранения этих элементов от разрушения и обычно устанавливаются на обмуровке топки, газохода, водяного экономайзера и на борове (подземном канале движения топочных дымовых газов) перед дымовой трубой, в местах, исключающих травмы персоналасвязи с этим для того, чтобы в аппарате, где произошел взрыв, не образовалось давление выше пробного, аппарат защищают взрывными предохранительными клапанами мембранного типа.

К числу арматуры котельной установки принято относить устройства и приборы, задачей которых является обеспечение безопасного обслуживания, управление работой элементов котельного агрегата и теплоэнергетического оборудования, находящихся под давлением. Арматура – это регулирующие и запорные устройства для подачи, продувки и спуска воды, включения, регулирования и отключения трубопроводов воды, пара, топлива и предохраняющие от превышения давления. К арматуре также принято относить основные контрольные и измерительные приборы – водоуказательные стекла, манометры, предохранительные клапаны. Количество арматуры, ее обязательные типы регламентированы Правилами Госгортехнадзора.

По назначению делится на запорную (кран, вентиль, задвижка), регулирующую (редукционный клапан), защитную (предохранительный и обратный клапан). По способу соединения с трубопроводами арматуру разделяют на фланцевую и муфтовую , а по материалу – на латунную , чугунную , комбинированную . В местах соединения с фланцами устанавливаются прокладки или уплотнения. Запорная арматура должна иметь паспорт и маркировку: завод-изготовитель, давление и температура среды, условный диаметр, направление потока.

Вентиль состоит из корпуса, внутри которого имеется перегородка с горизонтальным седлом, из клапана, шпинделя маховика, коронки, сальниковой гайки и втулки. Вентиль для воды имеет клапан с мягким уплотнителем (кожа, резина, фибр), а для пара уплотнений нет. Маховик вентиля должен быть окрашен красной краской для пара и голубой, если речь идет о воде. Подача теплоносителя всегда должна производиться под клапан, для чего на корпусе имеется указательная стрелка.

Задвижка – имеет корпус (из стали или чугуна), два вертикальных седла (из бронзы или латуни), два диска, клин, шпиндель маховика, коронку, сальник и втулки. При вращении маховика с гайкой происходит перемещение шпинделя вниз или вверх по отношению гайки крышки с подвешенными на шпинделе дисками. В тот момент, когда отверстие в корпусе окажется полностью перекрытым дисками, хвостовик клина, вставленного между дисками, упрется в дно корпуса задвижки, раздвинет диски и произойдет уплотнение их с бронзовыми кольцами корпуса. Рабочее тело через задвижку может двигаться в любом направлении.

Запорный кран – имеет корпус, внутри которого установлена коническая пробка с отверстием для прохода жидкости (газа), а в верхней части – риска для указания направления движения рабочего тела. Если говорить о сальных кранах, то прижатие пробки производится при помощи крышки сальника, тогда как в натяжных – натяжной гайкой. Запорный кран устанавливают обычно на газопроводе и продувочных линиях.

Трехходовой кран устанавливают для продувки, проверки и отключения манометров. Обратный клапан служит для пропуска рабочей среды в одном направлении. Состоит из корпуса, внутри которого имеется перегородка с горизонтальным седлом, клапана, штока, крышки. При повышении давления под клапаном он вместе со штоком перемещается вверх и пропускает рабочую среду (основное рабочее положение). При падении давления в трубопроводе или сосуде до обратного клапана рабочая среда (вода) давит на клапан, и он садится на седло, перекрывая тем самым проход рабочей среды. Работу обратного клапана можно определить по стуку клапана и штока о крышку.

Предохранительный клапан – устройство для автоматического предотвращения повышения давления сверх допустимого путем выпуска рабочей среды в атмосферу (или в дренаж). Клапаны бывают рычажно-грузовые или пружинные и должны защищать , пароперегреватели, экономайзеры от превышения в них давления более чем на 10 %. Методика их регулирования и начальное давление их открытия должны быть указаны предприятием-изготовителем в инструкции.

Рычажно-грузовой предохранительный клапан , являющийся частью котельной установки, имеет в своем составе корпус с фланцами. Внутри корпуса располагаются перегородка с горизонтальным седлом и запрессованной втулкой, клапана с тарелкой, шпинделя с шарниром, трех направляющих вилок, рычага с шарниром и груза. Пружинный клапан имеет аналогичную конструкцию, но вместо рычага и груза на штоке установлена пружина. Сила от веса груза (или пружины) через рычаг и шпиндель (шток) давит тарелкой сверху, и клапан садится на седло, а снизу под клапан давит пар (или вода). Если сила от давления рабочего тела (пара или воды) начинает превышать силу груза (пружины), то за счет того, что клапан поднимается, пар начинает выпускаться в атмосферу (вода в дренаж). Как только давление снизится до рабочего уровня клапан автоматически закрывается. Пар, выходящий из клапана, выводится трубой на крышу котельной (в атмосферу).

Предохранительные клапаны устанавливаются на на верхнем барабане, в пароперегревателях – на стороне выхода пара, в экономайзерах – по одному на входе и выходе, на – на выходных коллекторах. Предохранительных клапанов должно быть установлено не менее двух, один из которых контрольный (закрыт металлическим кожухом с замком или пломбой). Диаметр прохода предохранительных клапанов должен быть не менее 20 мм.

Редукционный клапан применяется для понижения давления пара и поддержания сниженного давления в определенных заданных пределах. Он состоит из корпуса с тарелкой, свободно скользящей по штанге, на нижнем конце которой укреплен поршень с резиновым уплотнительным кольцом. Над цилиндром поршня находится поперечина, служащая опорой пружины. До и после редукционного клапана должны быть установлены запорные устройства, а за клапаном – предохранительный клапан и манометр.

Редукционно-охладительная установка котла используется для того, чтобы снижать давление пара до требуемого путем дросселирования, предполагающего пропуск пара через сужение. В результате термодинамического изоэнтальпийного процесса пар переходит из состояния сухого насыщенного в область перегретого, с понижением давления и температуры. Для возврата его состояния в область насыщенного пара в него вспрыскивают конденсат или питательную воду.

Гарнитурой котельной установки принято называть устройства, предоставляющие возможность безопасно проводить обслуживание топочной камеры, газоходов котельного агрегата и газовоздушного тракта. К ней относят: топочные дверцы и лазы в обмуровке котла; смотровые лючки – гляделки, предусмотренные для визуального наблюдения за горением и состоянием поверхностей нагрева, футеровки и торкрета; шиберы и заслонки для регулирования тяги и дутья; лючки для обдувки. К гарнитуре также относят и взрывной предохранительный клапан, который устанавливают на котлах, работающих без наддува (с разрежением), и в процессе работы он проверяется визуально.

Если розжиг и будут производиться неправильно, то велик риск создания избыточного давления топочных газов (хлопок), которое может вызвать разрушение обмуровки котла, газоходов и дымовой трубы. Взрывные предохранительные клапаны служат для предохранения этих элементов от разрушения и обычно устанавливаются на обмуровке топки, газохода, водяного экономайзера и на борове (подземном канале движения топочных дымовых газов) перед дымовой трубой, в местах, исключающих травмы персонала.

Взрывной предохранительный клапан имеет исполнение в виде металлической рамки, которую закрывает лист асбеста. Одним из свойств асбеста является способность выдержать высокие температуры, но не выдерживает избыточного давления. При взрыве топочной смеси (хлопок) создается избыточное давление внутри топочной камеры и в газоходах, в результате чего асбест разрывается и выпускает часть топочных газов в атмосферу через специальный канал, а обмуровка котельной установки и оборудования при этом остается не нарушенной. Если асбест нарушен, то пропадает тяга и в этом случае необходимо установить новый лист асбеста и повторить розжиг.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения