Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Неосознаваемые психические процессы. Будущее работы Движение в обратном направлении

Уровни жизни, которые необходимо выучить 1. Самое важное в вашей жизни - это близкие люди. Всегда ставьте их на первое место. Они важнее вашей работы, хобби, компьютера. Цените их, словно они - это вся ваша жизнь. Потому что так оно и есть. 2. Вещи собирают пыль. Время и деньги, которые вы тратите на вещи, однажды погубят вас. Чем меньше вещей вы имеете, тем более вы свободны. Покупайте с умом. 3. Жизненный опыт - это одна из самых важных вещей в жизни. Мы все стремимся быть самостоятельными, мудрыми, уверенными в себе личностями. Однако порой мы забываем о том, что наша мудрость - это опыт, полученный в течение многих лет. Ради такого опыта многие люди проходят через множество препятствий и жизненных трудностей. По этой причине опыт старшего поколения очень для нас важен, так как он несет в себе жизненные уроки - самые ценные знания. 4. Жизнь - это то, что есть сейчас. Мы всегда ждем невероятных вещей, которые будут происходить в будущем, но забываем о том, что жизнь идет прямо сейчас. Научитесь жить настоящим моментом и перестаньте надеяться на иллюзии в будущем. 5. Страх - это иллюзия. Большинство вещей, которых мы боимся, никогда не случатся. Но даже если они происходят, то зачастую оказываются не такими плохими, как мы думали. Для многих из нас страх - это худшее, что может случиться. Реальность не так страшна. 6. Долги того не стоят. Тратьте деньги по своим возможностям. Живите свободно. Долги не позволят вам этого сделать. 7. Ваши дети - это не вы. Вы приводите детей в этот мир и заботитесь о них до тех пор, пока они не могут сделать этого сами. Обучайте их, любите, поддерживайте, но не меняйте. Каждый ребенок уникален и должен прожить свою жизнь. 8. Дружба требует внимания. Оберегайте дружбу, как декоративное растение. 9. Возраст - это число. Когда вам 20, вы думаете, что 50 - это кошмар. Но когда вам 50, вы чувствуете, что вам 30. Наш возраст не должен определять наше отношение к жизни. Не дайте цифрам изменить вас настоящего. 10. Позерство строит стены. Создание образа другого человека с целью впечатлить кого-то сыграет с вами злую шутку. Очень часто люди видят вас настоящего сквозь образ, и их это отталкивает. 11. Физические упражнения - это сила. Занятия физкультурой на постоянной основе должны стать частью вашего образа жизни. Это делает вас сильнее физически, морально и эмоционально. Также это улучшает здоровье и внешний вид. Физкультура - это лекарство от всех болезней. 12. Обида причиняет боль. Отпустите ее. Другого правильного пути просто нет. 13. Страсть улучшает жизнь. Когда вы находите любое занятие, от которого вы без ума, каждый день становится подарком. Если вы еще не нашли свое любимое занятие, поставьте себе цель сделать это. 14. Путешествия дают опыт и расширяют сознание. Путешествия делают вас интереснее, мудрее и лучше. Они учат вас взаимодействовать с людьми, их привычками и культурами. 15. Вы не всегда правы. Мы думаем, что знаем ответ на любой вопрос, но это не так. Всегда есть кто-то умнее вас, а ваши ответы не всегда верны. Помните об этом. 16. Это пройдет. Что бы ни случилось в жизни, это пройдет. Время лечит, а вещи меняются. 17. Вы определяете свое предназначение. Жизнь скучна без цели. Решите, что важно для вас, и постройте свою жизнь вокруг этого. 18. Зачастую риск - это хорошо. Чтобы изменить свою жизнь, приходится рисковать. Принятие обдуманных и рискованных решений помогает вам расти. 19. Перемены всегда к лучшему. Жизнь меняется, и не стоит сопротивляться этому. Не бойтесь изменений, плывите в потоке и воспринимайте жизнь как приключение. 20. Мысли нереальны. Ежедневно в голове пролетают тысячи мыслей. Многие из них - негативные и пугающие. Не верьте им. Это всего лишь мысли, и они не станут реальностью, если вы им не поможете. 21. Вы не можете контролировать других. Мы хотим, чтобы окружающие нас люди вели себя так, как хочется нам. Но реальность такова, что мы не можем изменить других людей. Уважайте уникальность и независимость каждого человека. 22. Ваше тело - это храм. У каждого из нас есть что-то, что мы ненавидим в своем теле. Но наше тело - это единственное, что принадлежит только нам. Относитесь к нему с уважением и заботьтесь о нем: не пейте, не курите, правильно питайтесь и ведите активный образ жизни. 23. Вы справитесь. Не важно, какая ситуация возникла у вас в голове. Реальность такова, что вы можете с этим справиться. Вы гораздо сильнее и мудрее, чем думаете. Вы пройдете сквозь это и переживете. 24. Благодарность делает человека счастливее. Причем не только того, кому адресована благодарность, но и того, кто ее говорит. Не забывайте благодарить людей за все, что они для вас делают. 25. Прислушивайтесь к интуиции. Ваши рассуждения очень важны, но интуиция - это ваша суперсила. Она использует ваш опыт и жизненную модель, чтобы найти ответ на любой вопрос. Иногда она возникает спонтанно, и лучше прислушайтесь к ней. 26. Честность к самому себе - это свобода. Будьте честным с самим собой. Самообман - это ослепление самого себя. 27. Идеалы скучны. Перфекционизм сделает вашу жизнь скучной. Наши отличия, особенности и недостатки - это то, что делает нас уникальными. Помните об этом. 28. Действуйте, чтобы найти цель в жизни. Она не найдет себя сама. Помогите ей в этом и делайте все возможное, чтобы отыскать цель. 29. Маленькие вещи тоже важны. Все мы ждем больших побед и достижений, забывая о том, что они состоят из мелких и иногда даже незаметных шагов. Цените эти шаги. 30. Учитесь. Всегда. Если вы думаете, что знаете хотя бы 1% всего, что есть в нашем мире, то вы еще никогда так не заблуждались. Учитесь каждый день, узнавайте что-то новое о разных вещах. Учеба держит наш мозг в тонусе даже в зрелом возрасте. 31. Беспокойство бессмысленно. Вам стоит беспокоиться только в том случае, если это приведет вас к решению проблемы. Но природа беспокойства такова, что этого никогда не случится. Беспокойство отключает ваш мозг, и вы просто не в состоянии решить сложившуюся ситуацию. Поэтому научитесь справляться с беспокойством и постарайтесь избавиться от него. 32. Исцелите свои раны. Не дайте ранам из своего прошлого сказываться на вашей настоящей жизни. Не притворяйтесь, что они ничего не значат. Найдите поддержку у близких людей. 33. Проще - лучше. Жизнь полна сложностей, путаниц и обязательств, которые делают ее только хуже. Простая жизнь дает пространство для радости и любимых занятий. 34. Делайте свою работу на отлично. Если вы хотите чего-то добиться в жизни, вам придется поработать. Конечно, есть редкие исключения, но не надейтесь на них. Надейтесь на себя. 35. Никогда не поздно. Поздно - это лишь оправдание для того, чтобы не пытаться. Добиться поставленных целей можно в любом возрасте. 36. Действия исцеляют тоску. Любые действия - это лекарство от беспокойств, прокрастинации, тоски и тревоги. Перестаньте думать и сделайте хоть что-нибудь. 37. Отпустите предрассудки. Не будьте привязаны к мнению или убеждениям общества. Будьте открытым для любой возможности или идеи. Вы удивитесь, как много возможностей дает жизнь, если их не отвергать. 38. Слова имеют значение. Думайте, прежде чем говорить. Не используйте слова для того, чтобы обидеть человека. Когда вы сделаете это, назад дороги уже не будет. 39. Живите каждым днем. Когда вам будет 90 лет, сколько дней у вас останется? Живите и цените каждый из них. 40. Любовь - это ответ на любой вопрос. Любовь - это то, почему мы здесь. Это сила, которая движет миром. Делитесь ею и выражайте ее каждый день. Делайте мир лучше.

Основа классификации психических явлений

Психическая деятельность человека, бесспорно, сложна. Но, как говорил украинский философ и поэт восемнадцатого века Григооий Сковорода (1722-1794): «Слава Богу, что он создал мир так, что все истинное просто, а все сложное - ложь». Сложное сложно для понимания, пока мы не разобрались в нем. Преодоление сложности в познании внутреннего мира человека начинается с уяснения структуры множественного разнообразия и связей его психологической реальности - мира психических явлений.

Вся совокупность явлений психологической реальности первично делится наиндивидуально-психологические явления и социально-психологические. Первые присущи отдельному человеку, вторые - человеческим общностям, группам разного масштаба. Эти богатые и сложные подсистемы качественно своеобразны, но взаимосвязаны.

Множество и разнообразие индивидуально-психологических явлений классифицируются по разным основаниям (рис. 2.7).

Сознание и подсознание

По уровню отражения объективной действительности в психике выделяются явления сознания и подсознания.Сознание включает в себя все психические явления, участвующие в осмысленном отношении человека к миру с пониманием его существенных свойств, закономерностей и происходящего в нем. Важный компонент сознания человека -самосознание, осмысленность собственного существования в объективном мире, своих потребностей, себя самого (образ своего «Я»).

В сознании есть поле (область) ясного сознания - то, что осознается постоянно или периодически, включается в размышления, стремление понять, разобраться, доводится до отчетливого понимания, оценок, выводов, целей, замыслов, планов.

Есть и периферическое поле (область) сознания -подсознание. То, что находится и совершается в нем, актуально не осознается какое-то время, но может быть осознано. Между полем ясного сознания и подсознанием нет непреодолимой «китайской стены», а возможны и совершаются взаимопереходы. В область подсознания переходят из поля ясного сознания хорошо освоенные детали размышлений, действий - то, что автоматизируется. Например, грамотный человек пишет, не задумываясь, как надо выписывать буквы, соединять их в слова; рука двигается словно сама, управляемая неизвестно чем. Когда же человек был первоклассником, он под руководством учителя осознанно и старательно выводил в тетради по клеточкам и косым линиям каждую буквочку. Если же предложить рассказать человеку, как он делает это сейчас, он может вспомнить, а, может быть, и нет все рекомендации, которыми он руководствовался в первом классе, или самостоятельно расскажет о движениях своей руки, кисти и пальцев.


Другой пример - интуиция человека, которую называют быстрым (мгновенным) решением, требующим длительной подготовки (Б.М. Теплов). До того как она сформировалась у данного человека, он долго тренировался в учебной обстановке и в жизни на решении соответствующего типа задач. Получая исходные данные, он медленно, шаг за шагом, ясно осознавая, логично вел мысленные рассуждения, пока не приходил к определенному выводу или решению. Постепенно, по мере длительных упражнений (нередко многолетних), промежуточные ясные рассуждения сокращались и ускорялись, переходя в периферическую область сознания - подсознание. Когда они почти все переходят туда, возникает возможность интуитивных выводов, оценок, решений: они возникают сразу.

Существуют и противоположные переходы. В подсознании скапливаются смутные впечатления о виденном, пережитом, сделанном в опыте жизни каждого человека. Они еще не осмыслены, не приведены в порядок, не систематизированы, не обобщены, не доведены до отчетливо понимаемых и сформулированных мысленно выводов и решений. Этот блок подсознательных психических явлений, как кладовая, в которой большой беспорядок, хаос. Человек интеллектуальный, развитый, требовательный к себе и стремящийся добиться успехов в жизни периодически осмысливает свой опыт, «вычерпывает» то, что есть в подсознании, достигает ясного и отчетливого понимания, пользуясь рекомендациями науки и мудрых, опытных, поучительно прошедших по жизни людей. В отличие он него человек беспечный, живущий сегодняшним днем, интеллектуально ограниченный не делает этого. Разруха в сознании порождает у него разруху и в жизни.

Нередко в психике выделяют еще бессознательное - то, что не может быть осознано вообще. Заслуживает, однако, внимания мнение известного ученого, доктора психологических и доктора медицинских наук К.К. Платонова, который отмечал, что такие явления, лишенные субъективного признака психического отражения, относятся не к предмету психологии, а к физиологии*.

* Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. - М., 1981. - С. 16.

В последние годы стали выделятьдуховность (илитрансцендентное *сознание, подсознание) как высший уровень развития сознания. Она характерна осознанием, потребностью, постоянным стремлением и умением личности понимать свое место в мире и обществе, в культуре, человеческой цивилизации, осознавать свое единство с ними, историей и будущим своего народа и всего человечества, стремлением к торжеству справедливости, культуры и цивилизованности в жизни. Сознание окружающего позволяет занять позицию над ситуацией, взять в качестве ориентиров нормы поведения гражданина общества, выйти в мышлении, принятии решений и поведении за пределы непосредственной целесообразности, предписанных норм и возвыситься до подчинения своей жизни, поведения и деятельности соображениям человеческой культуры и цивилизованности. Причем делается это не для показа, не из расчета получить какую-то выгоду, а чтобы уважать самого себя как человека мыслящего, культурного, цивилизованного, справедливого, чистого в своих помыслах и отношениях к жизни, причастного ко всему хорошему, подлинно человеческому и не замаранному тем грязным, что нередко бывает в жизни и окружении. Отсутствие духовности всегда содержит потенцию сужения интересов деятельности, личной меркантильности**. У многих людей этот уровень развития сознания сейчас отсутствует, но он приличествует современному образованному специалисту, интеллигентному и культурному человеку.

* От лат. transcendo - выхожу за пределы. Трансцендентное сознание - расширяющееся, выходящее за пределы непосредственного бытия данного человека, его конкретных личных задач и интересов.

** От франц. и ит. merkantile - торгашеский, корыстный - излишняя расчетливость, своекорыстие.

Психологические факты, закономерности и механизмы

По форме существования основные явления психологической реальности делятся на психологические факты, психологические закономерности и психологические механизмы.

Психологические факты - наблюдаемые (в том числе фиксируемые с помощью психологических методов) психологические феномены - проявления существования и влияний психики и ее элементов. Умение подмечать психологические феномены, объяснять, понять, о чем они свидетельствуют, что за ними скрыто - нужное для профессионала практическое умение.

Психологические закономерности - объективно существующие устойчивые, повторяющиеся причинно-следственные зависимости психологических явлений и их обусловливаний. Подмеченные психологические факты невозможно понять, а тем более, повлиять на них, не разобравшись в связанных с ними закономерностях. Закономерности психики носят вероятностный характер. Поэтому, изучая, оценивая и учитывая их, правильнее рассуждать по типу: «как правило», «чаще всего» данное явление (причина) вызывает другое (следствие).

Психологические механизмы - психологические превращения, посредством которых совершается действие закономерностей и происходят переходы от причины к следствию. Психологические факты и закономерности всегда связаны с действием таких механизмов. Например, знание моральной нормы поведения и следование ей на практике имеет сложные переходы по цепочке: знание - убеждение - умение - привычка - ситуативное решение - воплощение. В «срабатывании» этих переходов важную роль и играют психологические механизмы.

Психические процессы, состояния и образования

По форме существования все психологические явления делятся на психические процессы, психические состояния и психические образования (свойства, стереотипы).

Психические процессы - любые изменения в психике: все, что возникает, развивается, угасает, превращается во что-то другое. Так, у читателя возникают процессы восприятия печатного текста, его понимания и запоминания. Структурно они могут быть достаточно просты (как, например, восприятие запаха) и предельно сложны (к примеру, процесс прижизненного психологического развития человека). Но они всегда динамичны: это постоянное движение, «психологические ручейки», имеющие истоки, «журчащее» настоящее, оставляющее след в будущем. Это «линии», «ниточки» в потоке непрерывной изменчивости психики. Не разобравшись в психических процессах, трудно что-то понять в психике другого человека, а не вызвав нужные процессы, невозможно что-то изменить в ней. Всякое воздействие - психологическое, управленческое, воспитательное и другое - способно как-то повлиять на человека и его поведение, лишь вызвав необходимые для этого психические процессы.

Психические состояния - особенности целостной совокупности психических процессов, протекающих у человека в данный момент или за определенный отрезок времени. Они всегда структурно сложные, вовлекающие в свое общее движение многие психические процессы и влияющие на них. Но в них может преобладать какой-то тип процессов, придающий особую окраску психическому состоянию. На этом основании говорят об эмоциональном состоянии (волнение, переживание, тревога, приподнятое или радостное состояние и др.), познавательном (интерес, внимательность, погруженность в размышления и пр.), волевом (собранность, мобилизованность, решимость и др.) и иных.

Поступки человека, результат воздействия на него, работа мышления обязательно так или иначе, а иногда в решающей степени, зависят от психического состояния. Например, усвоение содержания лекции студентом зависит от того, в каком состоянии он находится: интереса, внимательности, усталости, скуки, раздражительности, сонливости и др. Нельзя добиться нужного результата, не приведя себя или другого человека в благоприятное для этого психическое состояние.

Психические образования (свойства, стереотипы) - сформировавшиеся и закрепившиеся в психике человека (т. е. имеющие тенденцию к повторному функционированию и проявлению, облегченному воспроизведению и протеканию) психические явления. Сформировавшись под влиянием многократно повторяющихся у данного человека психических процессов и состояний, вызванных опять-таки повторяющимися обстоятельствами его жизни, деятельности, учебы и воспитания, они во многом характеризуют индивидуальные особенности и возможности конкретного человека. Навыки, умения, привычки, качества - примеры психических образований. Будучи сформированными, они начинают в свою очередь влиять на особенности возникающих психических процессов и состояний, их динамику.

Мотивационные, познавательные, эмоциональные, волевые и психомоторные явления

У человека немало психологических явлений, отличающихся друг от друга по функционально-качественным особенностям.

Мотивационные явления выполняют в психической деятельности побуждающую функцию, определяют избирательность отношений и активности человека к окружающему, людям, происходящим событиям, проблемам, возможностям, будущему и пр. Важнейшие из них таковы.

Потребности - устойчивые и сильные нужды человека в чем-то: в веществах, условиях, предметах, делах, результатах, состояниях, получении удовольствия и чувстве удовлетворенности и др. Потребности бывают материальные и духовные.

Убеждения - знания, идеи, характерные полной уверенностью человека в их правильности и необходимости поступать в соответствии с ними.

Идеалы - образы желаемого будущего, обладающего для данной личности признаками совершенства и привлекательности.

Цели - долгосрочные и среднесрочные результаты, намеченные личностью для реализации в планах жизни и деятельности.

Интересы - избирательное, эмоционально окрашенное отношение и внимание к определенным предметам, деятельности, результатам, условиям, связанным с возможностями удовлетворения потребностей, достижения жизненных и профессиональных целей.

Установки - сложившиеся на основе опыта устойчивые предрасположения, готовность человека к определенным формам реагирования при контакте с определенными объектами и явлениями окружающего мира.

Склонности - положительное отношение, влечение, тяга к какому-либо занятию.

Мотивы - осознаваемые человеком побудительные силы выборов, решений и действий. Мотив - личное внутреннее обоснование выбора, то, ради чего он делается, для чего это нужно.

Мотивационные явления доминируют в психической деятельности каждого человека и имеют решающее значение в его намерениях, учебе, профессиональной деятельности, поведении, образе жизни.

Познавательные психические процессы, состояния и образования выполняют функцию познания и ориентировки человека в окружающем и самом себе. Они ответственны за то, что и как воспринимается и понимается им, какая субъективная картина мира и общества складывается и функционирует в его сознании.

Ощущения - простейшие познавательные явления, представляющие собой психическое отражение отдельных свойств и качеств предметов и явлений внешнего и внутреннего мира, непосредственно воздействующих на человека в данный момент. В психике они представлены ощущениями, например, светлого, красного, горячего, холодного, мягкого, тяжелого, кислого, пахнущего и пр. Ощущения возникают в результате воздействий объективной реальности на органы чувств человека. Это пять общеизвестных: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус, но есть и другие, которые чаще именуются физиологическим термином, - анализаторы: речевой (ощущения от речевого аппарата - рта, языка, губ, голосового аппарата), мышечный (ощущения от мышц - кинестезические), органический (ощущения от внутренних органов), болевой, температурный, вестибулярный (ощущения равновесия). Соответственно именуются и ощущения.

Ощущения возникают в определенном диапазоне силы внешних воздействий. Существует нижний порог ощущений, когда слабое нарастающее воздействие на определенный орган чувств достигает определенной величины, впервые вызывающей ощущения, и верхний, когда ощущение перерастает в боль (например, нарастание температуры предмета). Свист, например, - ощущение, но свист паровоза - это уже восприятие, так как имеет предметную определенность. В результате действий всех органов чувств мир предстает перед человеком в качественном многообразии. Ощущения обычно кратковременны и быстро переходят в восприятия, ибо любые качества и свойства не существуют сами по себе.

Восприятия - образы предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств человека в данный момент. От ощущений восприятия отличаются свойствами предметности, целостности, структурности, осмысленности. Они, как правило, многомодальны, т. е. образованы ощущениями разного качества. Так, восприятие блюда за обедом сопряжено как минимум с его видом, запахом, вкусом, температурой, мягкостью. Восприятие возникает в процессах обнаружения, сенсорного* изучения (ориентирования, разглядывания, прислушивания, подключения других органов чувств и т.д.), опознания (идентификации, ответа на вопрос «Что это?»). Осмысленность, правильность, содержательная наполненность структуры восприятия зависят от предшествующего опыта данного человека, его знаний о воспринимаемом, движущих им мотивов. Искаженные восприятия - иллюзии.

* От лат. sensus - чувство, ощущение.

Внимание - организация психической деятельности человека в данный отрезок времени, направленная на наилучшее восприятие и познание объектов, явлений, информации, представляющих для него интерес и значение. Оно обладает свойствами направленности, интенсивности, сосредоточенности, широты (объема), распределения, устойчивости. Объем внимания - число объектов, признаков, одномоментно охватываемых вниманием, - характеризуется так называемым «миллеровским магическим числом» - 7 ± 2. С помощью переключения внимания последовательно может быть охвачено и большее число. Устойчивость непрерывного, максимально интенсивного и сосредоточенного внимания составляет примерно 45 минут. Внимание может быть произвольным (намеренно организованным), непроизвольным (привлеченным каким-то воздействием, ощущением, восприятием) и послепроизвольным (навык внимательности). Оно бывает также направленным во вне и внутрь, в себя (погруженность в свои ощущения, мысли). Последнее может быть причиной рассеянности «внешнего» внимания. Способность сохранять нужное внимание при наличии помех - одна из характеристик помехоустойчивости человека.

Память - познавательное качество, механизмы и процессы, обеспечивающие запоминание человеком, сохранение и воспроизведение опыта и значимой информации. Запоминание, сохранение, узнавание, припоминание и воспроизведение - основные процессы памяти. Механизмы памяти: следовый (психофизиологический), ассоциативный*, смысловой и эмоциональный. Мы помним лучше то, что: многократно повторялось; связано с другой информацией (событием) по месту, времени, сходству, контрасту, смыслу (например, мы завязываем узелок «на память», а когда достаем носовой платок, видим узелок и вспоминаем, что не хотели забыть); имеет большое значение, было связано с сильными положительными или отрицательными переживаниями. Чем больше механизмов задействовано при запоминании чего-то, тем лучше оно помнится.

* От лат. associatio - соединение.

По особенностям процессов и механизмов память бывает произвольная и непроизвольная, долговременная и кратковременная, оперативная (быстрое запоминание на короткий срок в операторской деятельности); по характеру хорошо запоминаемой информации - словесная, образная, зрительная, слуховая, двигательная, профессиональная и др.

Представления (представления памяти) - процесс использования сохранившихся в памяти восприятий из личного опыта человека для изучения новых ситуаций, мысленного образного решения задач, мысленного проектирования и проигрывания предстоящих действий. Представления менее ярки и детализированы, чем образы восприятий, на основе которых они возникают. Но в них выделено наиболее существенное, что имеет значение для решаемой познавательной задачи. Как и восприятия, представления могут быть зрительными, слуховыми, вкусовыми, двигательными и др.

Воображение - качество и процесс мысленного конструирования и оперирования образами ситуаций, поведения и действий, не имевших место в опыте данного человека. Последнее и отличает изначально воображение от представлений. Однако образы, создаваемые силой воображения, фантазией, преимущественно создаются из элементов представлений, имеющихся в памяти. Последние мысленно преобразуются, деформируются, обрезаются и произвольно соединяются. Например, образ черта создан полетом фантазии, но в нем произвольно соединены известные всем рога, похожее на человечье лицо, козлиная борода, коровий хвост, шерсть какого-то животного, ноги с копытами. Неуправляемая фантазия может увести далеко от реальности и усложнить жизнь. Творческое воображение - преднамеренная, осмысленная, организованная, обоснованная разработка новых мысленных образов при нестандартном решении научной, культурной или профессиональной проблемы.

Мышление - процесс опосредованного знаниями и опытом, обобщенного отражения в сознании человека наиболее существенных свойств и отношений действительности. Кажущееся непонятным и непознаваемым таинством, человеческое мышление - это оперирование словами с заключенным в них смыслом и наглядными образами (вспомним о механизмах второсигнальной деятельности, описанных в §2.2), подчиняющееся законам познания воспринимаемой реальности и логики. Речь, слова, предложения - процесс мышления, свершение мысли, ее воплощение, форма ее существования и передачи ее продуктов другим людям. Внутренняя речь - речь про себя и для себя. Внешняя, громкая и письменная - в основном для других.

Мышление характеризуется свойствами абстрактности (возможностью размышлять о делах, вещах, которые в данный момент непосредственно не воспринимаются), широты, глубины, аналитичности, синтетичности, системности, логичности, доказательности, ясности, прогностичности, быстроты, находчивости, смелости, творческого характера, оригинальности.

Основные операции мышления: анализ, синтез, сравнение, индукция (мысленный переход от частного к общему), дедукция (мысленный переход от общего к частному, конкретному), обобщение, абстракция, интуиция. Мышление совершается в понятиях, суждениях и умозаключениях. Основные виды мышления: наглядно-действенное, образное и словесно-логическое, практическое и теоретическое, обыденное (житейское), профессиональное и научное, консервативное и творческое, узкое и комплексное, реалистичное и оторванное от жизни.

Высшим уровнем развития мышления является мудрость, отличающаяся реалистичностью, глубиной, широтой, взвешенностью, возможностью учитывать все и вся, интуитивностью и прогностичностью. Она - продукт обширных знаний, большого и правильно осмысленного жизненного и профессионального опыта.

Вэмоциональных психических явлениях совершается и выражается переживание человеком своего отношения к окружающему. Чувства и эмоции - основные разновидности этих явлений. Положительные переживания отношения к какому-то объекту или явлению притягивают его к ним, а отрицательные - отталкивают, вызывают желание отдалиться, устранить их из своей жизни. Чувства и эмоции сильно влияют на жизнь, поступки, отношения, развитие самого человека и достигаемые им результаты. Никакие вопросы нельзя основательно решить человеку и при оказании ему помощи, не решив проблему его чувств и эмоций. Это уместно подчеркнуть, потому что именно эмоциональные явления чаще всего недооцениваются самим человеком, его родителями и руководителями.

Волевые психические явления выполняют функцию мобилизации сил и возможностей человека при встрече с внешними и внутренними трудностями. Они выражаются в волевых состояниях и процессах - волевом усилии, напряжении, мобилизации сил и волевых качествах - целеустремленности, настойчивости, упорстве, активности, организованности, инициативности, устойчивости, смелости, мужестве, самообладании и др.

Психомоторные явления включены в регуляцию движений тела, рук, ног человека и выражаются в «мышечном чувстве» (кинестезических ощущениях), «чувстве тела», двигательной памяти, процессах зрительно-мышечной координации, регулирующих движения мысленных образах их и пр. Они активно участвуют в формировании двигательных навыков, в том числе и профессионального назначения.

Личностные, психологические и психофизиологические явления

В психологии человека почти все так или иначе испытало и в большей или меньшей степени несет на себе печать прижизненно сформированного или измененного. Выше это уже рассмотрено применительно к физиологии высшей нервной деятельности. Ностепень соотношения врожденного и приобретенного в индивидуально-психологических явлениях все же не одинакова. По этому признаку выделяются: личностно-психологические, функционально-психологические и психофизиологические явления.

Личностно-психологические явления возникают, существуют, развиваются и проявляются при безусловно доминирующем влиянии социальных факторов - окружения, условий, общения и деятельности самого человека. Они преобладают в важнейших свойствах человека (направленность, характер, способности, подготовленность) и качествах (духовные потребности, отношение к труду и другим людям, мировоззрение, чувство долга, правопослушность, нравственная воспитанность, требовательность к себе и др.). Их просто бы не было, если бы человек после рождения не жил в обществе, среди людей. Они играют решающую роль в психической деятельности, определяют ее главные особенности и проявления.

Функционально-психологические явления характерны выполнением определенных функций в психической деятельности. К таким явлениям относится большинство познавательных (мышление, речь, память, представления, внимание, восприятия), волевых, эмоциональных явлений, значительная часть способностей, знаний, умений и др. В виде задатков, предпосылок развития они генетически присущи человеку с рождения. Однако в истории прижизненного развития каждого индивида под влиянием других людей, обучения, воспитания они приобретают подлинно человеческие черты, а их функционирование начинает подчиняться преимущественно социально обусловленным закономерностям и механизмам. Все функционально-психологические явления находятся под сильным влиянием личностно-психологических. Исследованием большинства из них занимается особая отрасль психологической науки - дифференциальная психология.

Психофизиологические явления традиционно объединяются в темпераменте человека. Это чувствительность, уравновешенность, тревожность, устойчивость к риску, подвижность, эмоциональность и др.*, а также, с оговорками, и упомянутые выше ощущения. Они тоже имеют социальные, личностные опосредования, но сохраняют сильные зависимости от физиологии, прежде всего, физиологии высшей нервной деятельности.

* См.: Мерлин B.C. Очерк теории темперамента. - М., 1964; Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии: Пер. с польск. - М., 1982.

Системная целостность мира психических явлений

Всякая классификация в известной степени условна и используется для того, чтобы разобраться в сложностях реальности. Прежде всего надо сказать, что выделенные выше группы не существуют изолированно, а дополняют друг друга, позволяя понять многогранность психологических явлений. Так, психические процессы могут быть мотивационными, познавательными и др. Волевые явления могут проявляться в процессах, состояниях и образованиях (качествах). Любое явление может быть представлено на уровне сознания и подсознания или отнесено к одному из явлений последней группы (личностному, социально-психологическому или иному). Поэтому характеризуя какое-то явление психологической реальности, после его исследования следует давать комплексную, например, такую характеристику: «Этот психологический феномен (факт) представляет собой познавательное явление, протекающее в форме процесса, на уровне сознания и обусловленное социально-психологически».

Психологические явления всегда выступают как элементы целостной, системной психической деятельности человека. В любой момент последняя протекает как совокупность мотивационных, познавательных, эмоциональных и других психических процессов, опосредованных свойствами человека и закономерностями, при действии разных механизмов, на фоне определенных психических состояний. Однако в разных ситуациях, у разных людей временно или достаточно длительно могут преобладать какие-то из них. Например, на аудиторных занятиях психическая деятельность студентов может характеризоваться как преимущественно познавательная деятельность. Качественные показатели жизни человека, его деятельности, поступков, отношений - всегда результирующий продукт системной, включающей весь мир психических явлений деятельности.

Психологическая действительность, а вместе с тем и предмет психологической науки включают особую область психологических фактов, закономерностей и механизмов, присущих группам людей, поведению, общению и деятельности человека, находящемуся в них и испытывающих их влияние и именуемых социально-психологическими. Они подобно рассмотрены в гл. 6.

Творческой частью мыслительной программы CoRT является CoRT 4. Она включает в себя формальные приемы творчества, которые будут описаны далее в этой главе.

ТРИ УРОВНЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Нужно иметь четкое представление о трех различных уровнях возможностей. Все беды происходят тогда, когда начинают путать эти уровни. Вот эти три уровня:

1. Возможность.

2. Фантазия.

3. Провокация.

Представьте, что вы стоите на самом верху горящего здания. Давайте рассмотрим три уровня возможностей.

1. Имеется потенциальная возможность, что пожарные уже в пути. Вполне вероятно, что вас могут спасти с помощью пожарной лестницы или даже вертолета.

2. Можно пофантазировать, что с неба вдруг спустится Супермен и спасет вас, или вдруг фея осыпет вас волшебным песком, и вы научитесь летать, как птица.

3. Можно выдвинуть провокационное предположение, что «имеется ПРО возможность того, что здание вдруг растает и вы окажетесь на земле». Суть провокации в том, что вы сами не верите в то, что утверждаете, но говорите это для того, чтобы продвинуться вперед к какой-то реальной идее — а есть ли части здания, которые могут быть разрушены в результате пожара?

СОЗДАНИЕ СВЯЗИ

Этап К должен будет установить конечную цель нашего мышления — то, к чему мы стремимся прийти. Нужно четко определить цель размышлений в данный момент.

Этап УЧ четко определяет, где мы находимся в данный момент. Имеется в виду информация, которой мы владеем, восприятие проблемы и вызываемые ею эмоции.

Так как же соединить точку, где мы находимся сейчас, с той, где хотим оказаться?

Можно назвать этот процесс создания связи «творческим решением задач», «творческим достижением цели», «дизайном» или еще множеством других терминов. Очень часто мы рассматриваем этот процесс как «решение задач». Такой подход весьма ограничен и к тому же опасен.

Я намереваюсь упростить этот процесс, разделив его на четыре основных метода. Эти методы часто дублируют друг друга. Более того, имеется несколько вариантов одного метода. Однако мне кажется, что они являются четырьмя фундаментальными подходами к рассмотрению этой проблемы.

К концу этапа ПРО у нас уже должно быть несколько возможностей. Затем они обрабатываются на этапе ТАК, на котором развиваются, оцениваются, и в конце концов выбирается один реальный путь движения вперед.

Этап ПРО — это генерирующая, продуктивная и творческая стадия мышления.

ЧЕТЫРЕ ОСНОВНЫХ МЕТОДА

1. Метод поиска стандартных или рутинных решений. Мы знаем эти решения, и нужно только запросить свой мозг, чтобы он выбрал из них самое подходящее для определенной ситуации.

2. Переход от самой общей формулировки задачи к конкретному решению. Общие утверждения можно также использовать для того, чтобы двигаться от точки, где мы хотим оказаться, к текущей позиции.

3. Творческий метод. Мы умышленно создаем новые идеи, а затем пытаемся модифицировать их с учетом наших целей.

4. Метод дизайна и объединения. Для достижения желаемой цели мы объединяем различные элементы. Эти элементы можно получить из стандартных источников или в результате творчества.

В некоторых ситуациях наиболее подходящим является один из этих методов. Например, для творчества на чистом листе бумаги, где необходимо предложить абсолютно новые идеи, самым подходящим окажется творческий подход, тогда как метод стандартного решения абсолютно неприемлем. Однако в ситуациях, когда целью мыслительного процесса является получение информации, этот метод окажется лучше творческого. В некоторых случаях можно комбинировать все четыре метода.

Но в любой ситуации мыслитель должен четко представлять себе, к чему он стремится.

1. Пытаетесь ли вы найти любое решение, которое приведет вас к цели? Бывает, что достаточно любого решения — вы просто хотите справиться с проблемой.

2. Ищете ли вы хорошее решение? Под хорошим решением подразумевается решение, соответствующее вашим нуждам. Оно не требует затрат времени, денег и усилий, к тому же оно привлекательно. Таким образом, вы просто можете захотеть пойти дальше первого пришедшего вам в голову адекватного решения и найти более подходящее.

3. Ищете ли вы лучшее решение? На самом деле вы ищете наилучшее решение, но в таком случае нужно согласиться с тем, что существует одно решение, которое можно назвать «наилучшим». На этом этапе у вас имеются подходящие решения, но вы ищете лучшее. Можно выбрать новое или творческое решение. Возможно, вы выберете решение, которое не просто удовлетворяло бы ваши запросы, но и имело какой-то «плюс». Если вы не сможете найти его, то всегда можете вернуться назад и использовать выбранное ранее подходящее решение.

Теперь, чтобы установить связь между точкой, в которой мы находимся, и той, куда мы стремимся, нужно рассмотреть все четыре метода.

1. ПОИСК СТАНДАРТНОГО РЕШЕНИЯ

Это самый распространенный метод. В некоторых случаях рутинное решение проблемы очевидно. В таком случае не требуется больших мыслительных усилий. Если же ответ не столь очевиден, то необходимо немного поразмыслить, чтобы найти стандартное решение.

Вам нужно узнать, как добраться из Лондона в Париж в полдень. Путь поиска информации по этому вопросу является рутинным. Вы просто смотрите расписание воздушных рейсов или звоните своему туристическому агенту. Нужно ли включать в работу мышление? Вы можете поразмыслить над тем, какой из предложенных выше способов проще. Ваша информация или этап УЧ также имеют значение. Если вы слышали о подводном тоннеле, тогда можете спросить об этом своего агента. А вот просмотр расписания не даст вам никакой информации о тоннеле. Рутинный способ, ранее вполне подходящий (полет), теперь оказался неадекватным.

Традиционная система «ячейки», предложенная Аристотелем, точно заполняет модель поиска стандартного решения. Мы пытаемся определить ситуацию. Как только мы это сделали, дальнейшие действия уже разработаны для нас, и нам остается только применить их к соответствующей ячейке. Существует ячейка с названием «корь». Как только врач определяет заболевание как корь и помещает его в соответствующую ячейку, ход лечения уже является рутинным и стандартным. Такое распознавание и определение проблемы требуют мыслительных усилий. Каковы основные черты проблемы? К какой группе ячеек следует обратиться? Какие нужно выдвинуть гипотезы, предположения и догадки, которые помогли бы направить наш поиск в нужное русло?

Когда мы думаем, что определили ситуацию (нашли правильную ячейку), требуется произвести еще множество мыслительных операций. Насколько ячейка соответствует проблеме? Как получить информацию, которая подтверждала бы, что выбор сделан правильно? Какие характеристики проблемы противоречат сделанному выбору? Какие еще могут быть альтернативы в данном случае?

Вся система правосудия основана на таком поиске рутинных ответов. Рутинные решения лежат в основе правовых кодексов в странах, где законы оформлены в виде таковых, и прецедентов, если система правосудия построена на прецеденте. Сегодня имеются интеллектуальные компьютерные системы, обеспечивающие самый обширный поиск имеющихся ответов.

Таким образом, в суде существует два вида спора. Первый заключается в обсуждении того, совершал обвиняемый преступление или нет. Рассматривается вопрос, поместить обвиняемого в ячейку «виновен» или «невиновен». Приводятся доказательства, которые подвергаются сомнению. Делаются попытки обнаружить «истину». Второй тип спора- решить, какой ячейке соответствует проступок. В различных ячейках находятся законы, принципы, предыдущие приговоры и т. д. Какой принцип имеет значение? Имеется ли прецедент по этому вопросу? Какой закон применим к этому случаю? Часто возникают затруднения, если одновременно применимыми оказываются сразу несколько принципов или законов. Тогда судья ищет какой-то более мелкий признак, который можно взять за основу при вынесении приговора. В финале приговор определяется как «принадлежащий именно этой ячейке». В некоторых странах в особо запутанных случаях создаются прецеденты, которые в будущем значительно облегчат работу с подобного рода делами. Возникает новая ячейка.

Психологи любят выделять категории, типы, личностные группы и т. д. Она принадлежит к типу А. Он является типичным представителем типа Б. Разделить всех по типам очень просто. Нужно провести анкетирование, постепенно выделяя из анкеты те вопросы, по ответам на которые проводятся различия между типами. Следующий шаг намного сложнее. Что это значит? Какую практическую пользу это может принести? Опасность возникает тогда, когда мы начинаем давать этим ячейкам названия, такие, например, как «интеллект», «способности к оценке», «новаторство». В этом случае мы начинаем верить общему смыслу этих слов. То есть все, кого мы поместили в ячейку «интеллект», автоматически воспринимаются нами как умные, а все, кто туда не попал, — глупые. Покрывает ли эта ячейка все типы интеллекта или только те, которые тестировались в ходе анкетирования?

Теперь мы подошли к вопросу о пользе ячеек. Предположим, можно доказать, что на определенном возрастном этапе мужчины лучше справляются с математикой, чем женщины. Значит ли это, что если мне нужен хороший математик, то я должен нанять на работу мужчину? Получается абсолютная ерунда, так как возникает ужасная путаница. Значит ли это, что не следует даже утруждать себя преподаванием математики женщинам? Как раз наоборот, оказывается, что разница существует как раз из-за различного подхода к обучению женщин и мужчин. Значит ли это, что если вы очутились в одной из ячеек, то надо постараться выбраться оттуда? Если вы прочно засели в ячейке «чувства», то вам надо попытаться развить и мышление. В этом есть определенные преимущества, если не считать того, что вы можете настолько привыкнуть ощущать себя в этой ячейке, что начнете предпочитать чувства мышлению. Таким образом, эффект окажется противоположным ожидаемому.

Англичане собирают и едят только классические грибы — они ужасно боятся случайно сорвать поганку и отравиться. Французы собирают и употребляют в пищу огромное количество различных грибов, так как научились находить более тонкие различия. У них имеется значительно большее количество ячеек с различными типами грибов. Эксперт, распознающий вина или парфюмерные запахи, разрабатывает для себя большое число различных ячеек, чтобы создать более детальную классификацию запаха или вкуса.

Опасности, которые таят в себе категоризация и стереотипный подход, уже были описаны выше. Если вы верите в утверждение, что все шотландцы жадные, то постоянно пытаетесь найти этому подтверждение. И если приятель, с которым вы обедаете в ресторане, хоть на мгновение замешкается, не решаясь предложить внести свою долю за обед, то вы немедленно вспоминаете о своем стереотипе. Расовые и этнические проблемы возникают как раз из-за этого. И те, и другие быстро обрастают мифами, которые потом с легкостью претворяются в жизнь.

В большинстве случаев поиск стандартного решения является наиболее приемлемым мыслительным методом. Вам нужно завернуть гайку? Так найдите гаечный ключ.

Анализ

Если ситуация достаточно сложна, бывает, что для нее не находится соответствующей ячейки. Иногда для нее ячейка просто не создана. Инфляция — это сложное явление, включающее в себя множество различных факторов. Но современная экономическая теория решила поместить ее в одну ячейку, предложив единственный путь решения этой проблемы — поднять процентные ставки, чтобы сократить поступления денег. Эта ячейка стала стандартной, и ни одно правительство не решается нарушить этот порядок. В результате такого подхода может случиться, что инфляция станет причиной сильнейшего экономического спада в государстве.

Таким образом, методом борьбы с инфляцией является экономический спад как таковой. Но вряд ли какое-либо правительство решится использовать его в качестве экономической стратегии.

Анализ является приемом, позволяющим разложить сложную ситуацию на более мелкие части; впоследствии их легче идентифицировать. Мы разделяем что-то на составляющие, достаточно мелкие для того, чтобы можно было ими оперировать.

Анализируя преступность несовершеннолетних, мы приходим к выводу, что виной всему — безработица. Для этого уже имеется соответствующая ячейка, которая нам хорошо знакома. Поэтому мы пытаемся создать дополнительные рабочие места для молодежи.

Анализируя проблему автомобильных пробок в больших городах, мы приходим к выводу — водители считают, что легче и удобнее ездить именно в большом городе. Тогда мы находим стандартный ответ: нужно сделать так, чтобы ездить по дорогам города стало тяжелее и куда менее удобно. Поэтому мы запрещаем стоянку автомобилей в городе и отбуксировываем на штрафплощадку машины, стоящие в неположенном месте. Можно также запретить движение автомобилей в центре города и ввести большие штрафы за нарушение этого правила, как это было сделано в Сингапуре.

Цель анализа — разложить проблему на составные части, для каждой из которых можно найти стандартный ответ. Что касается сферы человеческих отношений, то здесь запас стандартных ответов весьма ограничен — либо «поощрение» (похвала), либо «наказание» (порицание). Считается, что правильное применение одной из этих стандартных реакций может контролировать человеческое поведение во всем его многообразии.

В целом аналитическое мышление имеет много плюсов, так как именно ему уделяется огромное внимание в школе. Но обычно набор стандартных ответов весьма ограничен и примитивен, так как мы слишком мало внимания уделяем так называемому «цельному образцу». Мы уверовали, что с помощью анализа можно дойти до такого этапа, на котором достаточно лишь простейших реакций на проблему. Это один из главных недостатков сегодняшней системы мышления.

В конфликтах вроде того, что возник в Боснии и Герцеговине, стандартные ответы также ограничены: «Стоит усилить атаку на сербов или нет».

Схожесть

Анализ — один из способов рассмотрения ситуации, при котором она раскладывается на компоненты, для каждого из которых можно найти стандартное решение. Другой способ решения проблемы — установление сходства: «Это подобно тому, что…»

Будущим политикам настоятельно рекомендуют изучать историю. Когда возникает проблема, вы можете сказать себе: «Это вроде той ситуации, в которой оказался Меттерних в такое-то и такое-то время» или «Ситуация похожа на то, с чем столкнулся Стенли Болдуин при отречении от престола Эдварда VIII». Это помогает определить рамки мыслительного процесса и даже подсказывает возможные модели поведения в данной ситуации. К сожалению, времена меняются, и история может оказаться скорее не подмогой, а ловушкой.

В этом случае предпочтение вновь отдается классической ячейке, так как она подскажет линию дальнейшего поведения. Это предпочтение легко объяснимо. Из истории нам известно, что стандартные решения проблемы уже выработаны. Поэтому если мы правильно определим, к какой ячейке принадлежит проблема, и применим стандартное решение, то успех нам гарантирован. Это подобно тому, как врач лечит корь или стрептококковую ангину. Альтернативой стандартному решению, предписываемому определенной ячейке, является «модель» правильного действия. Но нет никакой гарантии, что все ваши смоделированные действия сработают. Поэтому нет ничего удивительного в том, что мы предпочитаем искать стандартные пути решения проблемы.

В сфере межличностных отношений мы постоянно используем принцип схожести. Какой-то человек напоминает нам одного из хорошо знакомых нам людей, поэтому нам кажется, что мы знаем, как себя с ним вести, понимаем его мотивы и чувства и поэтому можем предугадать его поведение.

Трансформация проблемы

Говорят, что математики всегда стараются трансформировать любую задачу в ту, с которой они раньше уже сталкивались, и знают, как ее решать. Это очень разумная тактика. Мы используем ее постоянно, чтобы иметь возможность применить потом метод поиска стандартных решений. Анализ и установление сходства — это способы трансформации проблемы в ту, которую мы умеем решать. Можно также трансформировать проблему, непосредственно переформулировав ей.

В истории с медленными лифтами проблема была трансформирована в ситуацию под названием «нетерпение». Что делать с нетерпением? Нужно чем-то занять людей. Поэтому в холлах мы устанавливаем зеркала, и люди заняты тем, что разглядывают себя и других в зеркале, пока ждут лифт.

Три мыслительные ситуации

Я собираюсь продемонстрировать четыре различных мыслительных метода, применив каждый из них к набору из трех мыслительных ситуаций. Они были отобраны таким образом, чтобы ко всем можно было применить каждый из четырех методов. Нет смысла выбирать какую-то одну творческую проблему и пытаться найти стандартный способ ее решения.

Ситуация А. Стоянка слишком мала, и люди, приезжающие на работу на машине, жалуются, что не могут припарковаться.

Поиск стандартного решения . Если чего-то не хватает, то ограничьте его потребление или используйте метод аукциона. В первом случае нужно ограничить число тех, кто имеет право пользоваться этой стоянкой. Метод аукциона предполагает, что тот, кто приедет первым, как бы зарезервирует себе место. Те, кто раньше встает, получат больше шансов найти место для парковки. Возможно, они даже начнут приезжать на работу пораньше.

Можно попытаться трансформировать проблему, позволив клиентам самим решить ее. Пусть они создадут комитет, который потом выступит с предложениями по поводу использования стоянки.

Ситуация Б. Открылся новый ресторан. Владелец хочет максимально быстро развить свой бизнес. Что он должен делать?

Поиск стандартного решения . Люди быстро определяют качество товара, поэтому предлагайте качественную пищу по разумным ценам, и вы очень быстро приобретете множество клиентов. Если о вашем ресторане начнут говорить, людям захочется сходить туда и попробовать все самим, поэтому стоит нанять агента по рекламе.

Можно трансформировать проблему в задачу, цель которой — обеспечить с самого начала приток денег. Для этого надо включиться в систему общественного питания, можно даже заняться доставкой еды на дом, чтобы обеспечить быстрый рост доходов.

Ситуация В. В самом центре города есть стена, которая так и притягивает любителей настенного творчества. Стена всегда сплошь покрыта граффити. Что делать?

Поиск стандартного решения . Наказывать нарушителей. Поймайте кого-нибудь из них и в качестве наказания заставьте в течение нескольких недель отскребать все вновь появившиеся надписи.

Проблему можно трансформировать из задачи предотвращения надписей в задачу невозможности рисовать на стене. Для этого надо покрыть стену особым материалом, на котором невозможно ничего написать.

2. МЕТОД ОБОБЩЕНИЯ

Ранее в этой книге при описании основных мыслительных процессов я неоднократно подчеркивал важность умения работать на самом обобщенном, широком и размытом уровне. Именно такой подход и будет рассматриваться в этом разделе. Опытные мыслители постоянно используют этот прием. Я пойду еще дальше и скажу, что есть люди, которые делают это интуитивно. Тому имеется две причины: их природные способности мыслить «в общем» и их способности к «планированию».

Мышление в самом общем смысле этого слова предполагает мышление на уровне понятий. Многие люди не любят и не хотят мыслить понятийно. Они считают понятийное мышление чем-то слишком заумным, непонятным и запутанным. Им нужны практические советы, применимые в повседневной жизни. Что я делаю сейчас? Что я делаю в такой-то ситуации? Им нужны стандарты. Они хотят получить рутинные ответы, применяемые в типе мыслительной деятельности под названием «поиск стандартного решения». Американцы особенно недолюбливают понятийное мышление. Им нужно действовать. Будучи нацией первопроходцев, они всегда ценили действие выше мышления. Сегодня же мышление намного важнее действия — поэтому-то они и чувствуют себя не очень уютно, когда их заставляют мыслить понятийно.

Метод поиска рутинных ответов и метод обобщения не являются абсолютно изолированными друг от друга. Ведь чем бы мы ни занимались, в конце концов все равно придем к стандартному решению. Понятия можно использовать при поиске стандартного решения, как это показано в примерах на с. 161-162. Основное различие — в начальных шагах мыслительного процесса.

«Я должен отвинтить этот винт. Мне нужна отвертка».

Это стандартный подход.

«Я должен отвинтить этот винт. Мне нужен какой-то инструмент, который подошел бы к пазу на винте, чтобы его можно было повернуть».

Если у вас под рукой будет отвертка, вы используете ее, но если отвертки вдруг не окажется, вы поразмыслите и используете нож, пилочку для ногтей или даже ребро пластиковой кредитной карточки.

Таким образом, установив цель своих мыслительных операций, мы описываем то, что нам требуется, в самом обобщенном виде.

«Мне нужно знать, как добраться до Парижа».

«Мне нужно знать, что сделать, чтобы крыша не протекала».

«Я хочу знать, как сделать так, чтобы прогуливать работу стало труднее».

Существует два типа ситуаций:

1. Ситуация, при которой мы можем использовать стандартное решение, но предпочитаем сформулировать проблему в более обобщенном виде. Так, вместо того чтобы сказать: «Мне нужно узнать расписание воздушных рейсов из Лондона в Париж», — вы говорите: «Мне нужно добраться из Лондона в Париж». Такой более обобщенный подход включает в себя также возможность добраться до Парижа через тоннель под Ла-Маншем.

2. Ситуация, для решения которой нет стандарта, поэтому мы просто вынуждены искать более обобщенный подход: «Мне нужно знать, как переделать стол, чтобы он стал складным».

Конечно, даже сам выбор обобщенной идеи может направить наше мышление в определенном направлении. В случае с прогулами можно сказать:

«Я хочу знать, как сделать так, чтобы прогулять работу стало труднее».

«Мне нужен способ побудить людей оставаться на своих рабочих местах».

«Мне нужно знать, как сделать так, чтобы прогулы не сказывались на работе всего предприятия».

«Мне нужен способ, который помог бы поддерживать производительность труда на том же уровне, несмотря на прогулы».

«Я хочу знать, как связать работников круговой порукой в отношении прогулов».

Все вышесказанное можно обобщить до следующих утверждений:

«Мне нужен способ сокращения прогулов».

«Мне нужно научить работать, несмотря на прогулы».

«Общая цель мышления тогда может быть сформулирована как „размышления над проблемой прогулов"».

Мы еще вернемся к этому вопросу чуть позже в этой главе, когда будем обсуждать веер концепций.

Определяя «обобщенную» цель, не стоит ограничиваться одним запросом. Вы можете высказать одновременно несколько альтернативных или параллельных запросов. Это и было сделано в случае с прогулами, рассмотренном выше.

Например:

«Нам нужна отвертка».

«Нам нужно как-то повернуть этот винт».

«Нам нужно как-то достать этот винт».

«Нам нужно как-то развинтить гайку и болт».

«Нам нужно как-то разъединить обе части».

Идеи могут сильно отличаться по охвату и обобщенности. На этом этапе мыслительного процесса можно иметь несколько различных степеней обобщенности идей — иногда допустимо даже, чтобы одна более общая идея включала в себя другие более частные и не столь широкие. Идеи будут отсортированы в процессе использования веера концепций.

Движение в обратном направлении

Это довольно мощный, но и непростой мыслительный прием. В некоторых случаях просто естественно «двигаться в обратном направлении». Я хочу попасть из Лондона в Эдинбург. Я знаю, что стоит мне только попасть в Ньюкасл, и оттуда будет очень просто добраться до Эдинбурга. Но как же мне попасть в Ньюкасл? Так, если я доберусь до Йорка, оттуда совсем несложно попасть в Ньюкасл. Но как же добраться до Йорка? Нужно только доехать до Питерборо, а оттуда попасть в Йорк будет просто. Теперь надо как-то добраться до Питерборо. А проще всего туда попасть из Лондона. Итак, маршрут выбран. Проблема решена.

В некоторых случаях можно двигаться методично. Если я попаду в эту точку, то оттуда совсем несложно достичь конечной цели. Но теперь, когда эта точка становится целью, как попасть в нее?

Если бы товары были недоступны, прекратились бы кражи из магазинов. Но как сделать товары недоступными? Поместить их за дверью, которая открывалась бы только по предъявлению кредитной карточки. Или просто выставить образцы товаров, а сами товары выдавать покупателю лишь на кассе. Если бы магазинных воров было просто поймать, они остерегались бы воровать. Но как показать воришкам, что их могут запросто словить? Расставить везде видеокамеры, выдавать вознаграждение всем покупателям, содействующим в поимке воров, публично объявлять имена тех, кого поймали на месте преступления, и т. д. — все это пути предотвращения магазинных краж.

Если было бы невозможно вынести украденный товар из магазина, то не было бы смысла его красть. Как сделать так, чтобы украденные вещи невозможно было вынести из магазина? Можно, например, пропитать все товары специальным запахом, который устранялся бы только на кассе, и поставить на выходе злую собаку, которая обнюхивала бы всех покупателей, покидающих магазин. В некотором смысле метод «движения в обратном направлении» является формой «пересмотра» или «трансформации» проблемы.

Движение в обратном направлении обычно требует одной или нескольких идей в качестве шагов, как было показано в примере с магазинными кражами. В некотором смысле и веер концепций является одной из форм движения в обратном направлении. Можно достичть пункта А из пункта Б. Но как теперь попасть в пункт Б? Из пункта В. Итак, как мы будем добираться до пункта В?

Ситуация А. Проблема нехватки мест на автомобильной стоянке.

Метод обобщения. Нужна более просторная стоянка. Это может означать либо расширение имеющейся стоянки, достройка второго яруса или создание подземной площадки, либо постройку дополнительной стоянки в другом месте, но с автобусным сообщением до места назначения.

Ситуация Б. Новый ресторан, владелец которого хочет максимально быстро развить свой бизнес.

Метод обобщения . Люди должны как можно быстрее узнать о новом ресторане. Создайте вокруг него скандал. Пригласите на ужин двойников знаменитостей. Разрешите женщинам посещать ресторан «топлес».

Ситуация В. Проблема надписей на стене.

Метод обобщения . Сделайте надписи невидимыми. Днем на стену набрасывайте специальный занавес, который закрывал бы надписи, появившиеся ночью.

Веер концепций

Он является частью метода обобщения.

В правой части страницы мы пишем цель своего мышления. Она должна всегда предполагать достижение какого-то результата. Существует проблема, которую нужно решить. Есть результат, который нужно получить. Должно произойти улучшение в определенном направлении. Веер концепций не работает с моделью или открытой, творческой ситуацией. Должна быть четко определена конечная цель.

После чего мы говорим, какие общие концепции (называемые направлениями) приведут нас к конечной цели. Предположим, мы рассматриваем проблему нехватки квалифицированных работников. Общие концепции могут быть следующими:

Увеличить поступление на работу квалифицированного персонала.

Сократить потребность в квалифицированном персонале.

Повысить производительность труда уже имеющихся работников.

Затем мы берем каждую из этих концепций и определяем ее в качестве конечной цели. Как нам достигнуть ее? Как нам двигаться в этом «направлении»?

Итак, как увеличить число квалифицированных работников?

Дополнительно нанять на работу нескольких профессионалов.

Повышать квалификацию имеющихся работников.

Набрать квалифицированных работников с другого предприятия для работы вне штата (внешний источник).

Как сократить потребность в квалифицированном персонале?

Снизить сложность операций.

Ввести автоматизацию.

Сократить количество операций.

Снизить предъявляемые к работе стандарты.

Как повысить производительность труда уже имеющихся работников?

Повысить мотивацию к работе.

Увеличить продолжительность рабочего дня.

Постоянно использовать особые навыки и умения работников.

Полноценно использовать их рабочее время.

После этого мы берем каждую из этих «концепций» и пытаемся отыскать практические пути ее осуществления. Это следует проделать с каждой концепцией. Теперь веер раскрылся, предлагая множество путей решения проблемы. Вместо того чтобы рассматривать каждую концепцию, приведу лишь несколько примеров.

Концепция: повышать квалификацию персонала.

. Идея: обучайте своих собственных работников.

. Идея: поручите работу своим собственным работникам, поставив перед ними задачу самостоятельно повысить квалификацию.

. Идея: вместе с другими работодателями, столкнувшимися с такой же проблемой, создайте институт по повышению квалификации рабочего персонала.

Концепция: автоматизация.

. Идея: для принятия решений используйте экспертные системы. Идея: ввести компьютерное управление техникой.

. Идея: электронное сканирование и создание файлов всей документации.

Концепция: постоянное использование особых умений и навыков работников.

. Идея: предоставьте работникам, обладающим специальными навыками, ассистентов для выполнения работы, не требующей применения этих специальных навыков.

Два основных вопроса, связанных с использованием веера концепций, заключаются в следующем:

1. Как он работает? Этот вопрос отправляет нас к широкому концу веера, где находятся все идеи. Каков реальный механизм работы этого приема? Каким образом автобусы могут помочь решить проблему автомобильных пробок? Очень просто — они увеличат «плотность» передвижения: большее количество людей на транспортное средство.

2. Как этого можно достигнуть? Этот вопрос отправляет нас к суженному концу веера, где расположены определенные концепции. Какие специфические концепции могут помочь претворить эту идею в жизнь? Как можно применить эту концепцию и где? Как снизить количество поездок в час пик? Отрегулировав особым образом часы работы предприятий. Сообщать о том, на какое время приходится час пик, чтобы люди могли избежать его.

Один и тот же вопрос может находиться в различных областях веера концепций. Например, решение «обойтись без» является одновременно широким направлением, или идеей, для решения проблемы недостатка воды и концепцией, служащей идее «снизить потребление». Веер концепций не предполагает анализа, поэтому вы можете повторять одну и ту же концепцию неограниченное число раз.

Обычно требуется несколько моделей веера концепций. Сначала вы создаете свой первый веер, но потом дополняете и совершенствуете его, получая вторую модель. Может быть также и третья. Это довольно мощный прием, но он требует тренировки.

Описывая метод обобщения, я уже говорил, что одновременно можно использовать несколько идей различной степени обобщенности. В веере концепций существуют для этого различные уровни. Первый уровень — самый обобщенный, его еще называют основным «направлением». Затем следуют концепции. Наконец, самый последний уровень — «практическая идея».

Иногда между «направлением» и «практической идеей» могут существовать несколько уровней концепций. Но каждый последующий уровень всегда более специфичен, чем предыдущий.

Теперь мы применим веер концепций к каждой из трех мыслительных ситуаций, а затем перейдем к третьей части метода обобщения.

Ситуация А. Проблема нехватки мест на стоянке.

Веер концепций . Общие направления могут быть следующими:

Расширить стоянку;

Уменьшить габариты машин;

Сократить число клиентов;

Заставить людей довольствоваться сложившейся ситуацией.

Мы можем последовать в любом из этих направлений, но в качестве примера рассмотрим лишь одно — как заставить людей довольствоваться сложившейся ситуацией:

Мы позволяем им самим установить порядок пользования стоянкой;

Мы устанавливаем вознаграждение тем, кто не пользуется стоянкой;

Мы устраиваем жеребьевку;

Мы предоставляем им лучшую стоянку.

Мы позволяем им создать комитет, который разработал бы стратегию пользования стоянкой. Пусть они сами методом голосования выберут один из предложенных комитетом вариантов.

Мы увеличиваем зарплату тем, кто добровольно отказывается от своего права на пользование стоянкой. Мы разрешаем тем, кто не пользуется стоянкой, приходить на работу позже (или уходить с работы раньше).

Каждый месяц с помощью жеребьевки выбираются те, кто будет в этом месяце пользоваться стоянкой. "Это поможет избежать зависти и разговоров о том, что кому-то отдается предпочтение.

Мы организовываем общий фонд машин. Покупаются специальные микроавтобусы для фонда. Мы организуем прямое автобусное сообщение до места новой стоянки.

Ситуация Б. Новый ресторан.

Различные государства различаются организационным устройством и методами осуществления государственной власти, т. е. различаются формы государства. Форма государства, прежде всего, определяется зрелостью общественной и государственной жизни, задачами и целями которые ставит перед собой государство. Серьезное влияние оказывает культура, исторические традиции, религиозные воззрения, национальные особенности, природные условия и другие факторы. Форма государства - это сложное общественное явление, включающее в себя три взаимосвязанных элемента: форма правления, форма территориального устройства и форма государственного режима:

Форма правления - это структура высших органов гос власти, порядок их образования и распределение компетенции.

Монархия - форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Существуют разновидности монархической формы правления. Абсолютная монархия - такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу - царю, королю, императору. Сословно-представительная монархия - такая форма правления, при которой власть монарха ограничена сословно-представительным органом (например, Земский Собор в России). Конституционная монархия - такая форма правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Эти ограничения устанавливаются конституцией (Англия, Дания). Дуалистическая монархия характеризуется двойственным характером: юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Государства, в которых монарх возглавляет и религиозное управление страной, называется теократическим (Саудовская Аравия).

Особенной русской исторической версией монархии являлось самодержавие .

Республика - это форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Существуют разновидности республиканской формы:

Парламентская республика - такая форма правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. В такой республике правительство формирует парламентское большинство (той партией, которой принадлежит большинство голосов в парламенте). Глава государства избирается или парламентом или парламентской коллегией. Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. (Италия)

Президентская республика - это такая форма правления, при которой наряду с парламентаризмом соединяется в руках президента полномочия главы государства и главы правительства. При этой форме у президента большие полномочия, правительство подотчетно президенту, а не парламенту. (США)

Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами. Различаются:

Унитарное государство - это единое целое государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти. Для такой формы характерны единые ля всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство местными органами. (Франция) На всей территории действует одна конституция, одно законодательство, одно гражданство. Составные части не обладают государственным суверенитетом. По степени их зависимости от центра унитарное государство может быть централизованным и децентрализованным. В первом случае главы на местах назначаются из цента, во втором - избираются населением.

Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Федеративное устройство неоднородно. В разных странах оно имеет уникальные черты и особенности, которые определяются историческими, национальными, культурными и бытовыми особенностями. Территория состоит из территорий субъектов федерации. Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральному центру. Субъекты федерации обладают правом принятия собственных конституций, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы. В большинстве федеральных государств существует единое гражданство, в парламенте имеется палата представляющая интересы членов федерации. Федерации строятся по национальному и территориальному признаку. Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов: субъекты федерации не являются государственными образованьями, субъекты лишены права прямого представительства в международных отношениях. Не предусмотрен односторонний выход субъектов. Национальные федерации характеризуются более сложным государственным устройством и особенностями. Субъекты являются национально-государственные образования, которые отличаются национальным составом, культурой, бытом, традициями; строятся на принципе добровольного объединения с правом наций на самоопределение. Субъекты обладают государственным суверенитетом, имеют свои высшие органы государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной). Субъекты могут иметь свое гражданство, границы свои представительства в международных организациях; высшие государственные органы национальной федерации формируются из представителей субъектов федерации.

Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. При таком устройстве члены конфедерации сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах. Отличия: конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, характерных для федерации; нет единой армии, единой системы налогов и единого государственного бюджета; сохраняется гражданство членов, хотя режим перемещения внутри конфедерации упрощен. Конфедерация может договориться о единой денежной системе, единой таможенных правилах и т. д. Как правило, конфедерации недолговечны - они или распадаются или превращаются в федерацию.

Самостоятельную группу признаков формы государства составляет характеристика политико-правового режима в стране. Политико-правовой режим в стране (ППР) - это совокупность приемов, методов, с помощью которых осуществляется государственная власть, но, кроме того, и способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений, объединений и т. д.). Т. е. ППР отражает степень развития права и демократии в стране. Под правом понимается общественные правила поведения, санкционированные государством и закрепленные в виде законов и обеспечивающиеся мерами государственного принуждения.

Форма государственного режима представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государства.

Главная особенность - соотношение государства и личности. Тоталитарный режим характеризуется полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами общественной жизни (экономикой, политикой, идеологией, социальной, культурной жизнью общества). В таких государствах действует примат государства над правом и всеобщая милитаризация общественной жизни. Различаются режимы: олигархический - власть немногих, финансово-олигархический - власть немногих наиболее богатых, авторитарный (автократический, диктаторский) - власть в руках одного человека.

Демократический режим складывается в правовых государствах и гарантирует защищенность прав личности во всех сферах общественной жизни, создает механизмы прямого воздействия населения на характер государственной власти через выборы, реализует реальное разделение властей на три ветви, учитывает интересы большинства и меньшинства. Основной принцип деятельности - плюрализм, государственный режим базируется на законах.

Уровень развития демократии в разных странах может быть различен. Он зависит от степени представительства всех слоев населения в выборных органах власти и возможности народа непосредственно влиять на принятие решений органов государственной власти. Различается непосредственная демократия - прямое участие народа в решении вопросов государственной и общественной жизни (выборы, референдумы, манифестации, забастовки и т. д.) и представительная демократия , - что означает передачу народом части принадлежащей ей власти формируемым им органам (парламенту, президенту, учредительному собранию и т. д.).



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения