Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Поучение святителя Игнатия Брянчанинова о молитвенном правиле. Чин келейного чтения канонов и акафистов

Самое трудное - это научиться быть самим собой! Душа так и прячется за различными масками… Ф.М. Достоевский говорит, что «мы прячем нашу мерзость, с которой вполне миримся внутри себя…»

Как отличить подлинное в своей жизни от ложного? Как узнать, где правда, а где благочестивый муляж? Как понять - это я или одна из моих многочисленных масок? Как раскрыть для себя настоящую живую жизнь, истинную и глубокую красоту? Не внешнюю броскую, сиюминутную, быстрорастворимую красоту мира, а вдохновенную творческую красоту - красоту Бога и человека, красоту Промысла Божия… Для современного человека знаковыми понятиями стали успех, удовольствие, толерантность и многочисленные права человека. Человек сам себя закупоривает в это пространство земных, биологических устремлений. В его жизни отсутствует Тайна… Тайна Бога, Тайна человека, Тайна Любви, Тайна смерти и жизни.

Казалось бы, человек должен все сокровища своего сердца положить у ног Спасителя, распятого за нас. Но мы бежим, ускользаем, суетимся, «испытуем купленных волов», любуемся жизненным полем, закапываем талант: «скрываем серебро Господина своего». Жизнь без Бога - это путеводитель по смерти.

И, слава Богу, что у Господа - огромный, удивительный, многообразный инструментарий, чтобы вырвать человека из земного очарования, чтобы подарить человеку новый взгляд на мир, на истинные ценности, на настоящий ВЕЧНЫЙ СМЫСЛ ЖИЗНИ!

Через какую-то утрату, через боль, через смерть близких и дорогих людей, через крах и кризис, через жизненную катастрофу или, наоборот, через радость и вдохновение, через видение гармонии и целостности мира, через красоту природы и любви человек обретает веру в Творца! «Ты сотворил нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе», - восклицает блаженный Августин. И каждый человек приходит в Церковь со своими мыслями, со своими проблемами, со своей жизнью, со своим биением сердца!

Преподобный Нектарий Оптинский говорил: «Смотрите, какая красота: солнце, небо, звезды, деревья, цветы… А ведь прежде ничего не было! Ничего! И Бог из ничего сотворил такую красоту! Так и человек: когда он искренне придет в сознание, что он - ничто, тогда Бог начнет творить из него великое!»

Два человека стояли в храме совсем рядом - но расстояние между ними было огромное! Духовное расстояние! Безобразие и уродство гордости и красота смирения! Небо и земля! Жизнь и смерть!

Фарисей сам себя возводит на пьедестал! Сам себе подносит цветы и сам себе рукоплещет! Браво! «Боже, благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди: грабители, обидчики, прелюбодеи, наркоманы, алкаши, попрошайки, взяточники, лжецы, актеры, кинорежиссеры! Я-то - настоящий православный христианин! И в храм хожу регулярно, и свечки ставлю, и записки пишу, и пост соблюдаю (который уже, кстати, скоро)… И даже (тсс…!) по секрету скажу вам, - жертвую на храм!»

А мытарю даже нечего было сказать в своё оправдание! Он же - мытарь, грешник, обидчик, в общем, - дрянной человечек! И что он мог выдавить из себя? Только - «Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!»

Два мира, два мировоззрения, две вселенные, отстоящие очень далеко друг от друга!

Преподобный Силуан Афонский, наш великий русский святой, вспоминал о себе: «Когда я был еще в миру, люди меня хвалили, и я думал, что я хорош. Но когда пришел в монастырь, я узнал хороших людей и понял, что не стою одного пальца их, и даже их портянок - вот как можно ошибиться и попасть в гордость и погибнуть!»

А авва Емелиан говорит: «Христианину невозможно истинно веселиться без слёз и истинно радоваться без печали!» Вот этим путем слёз и идет мытарь, ударяющий себя в грудь покаянием! Поэтому он более оправдан, чем надменный фарисей!

«Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится», - говорит Господь (Лк 18:14).

Вчера на всенощной в одной из стихир мы слышали: «Фарисеева убежим высокоглаголания и мытареве научимся высоте глагол смиренных».

Подсчет своих, так называемых, добрых дел на калькуляторе сердца: помолился, попостился, в метро нищему рубль бросил в кепку, улыбнулся, не поскользнулся, и ем только хрен и редьку… Вот этот подсчет и есть для нас - падение, тупик, смерть!

И наоборот: маленький вздох покаяния, не видимая миру слеза плача о себе, о мире, о ближнем - это и есть самое важное, самое глубокое, самое прекрасное и необходимое для нас сокровище сердца!

Наш маленький духовный опыт показывает, что трезвиться, не принимать скверных помыслов, не осуждать других легче, если у нас в душе горит покаянная лампадка! Пока сердце переживает боль покаяния - мы живы, мирны, вдохновенны, целостны и целеустремлены! Поэтому неслучайно Оптинские старцы говорили: «Есть смирение - есть всё! Нет смирения - нет ничего!»

И, как один старец сказал своим ученикам: «Бесконечное самоотречение, покаяние и смирение - это рубашка! Нить её прядется среди слёз! Ткань отбеливается слезами! И шьётся рубашка в слезах! Но защищает эта рубашка лучше, чем сталь и железо, надёжнее, чем кольчуга и щит!»

Смирение - это признание другого, это уважение к другому, это желание понять ближнего, а не отмахнуться от него! Фарисей не видит вокруг никого! Он - самодостаточен в своем бесконечном бахвальстве! А мытарь - через призму слёз видит весь мир (весь космос) и ближнего рядом с собой!

Сегодняшняя притча как нож, как скальпель врезается в наше сердце! И через два тысячелетия она так же актуальна, как и в те времена, когда Христос произносил её! Нам надо обязательно увидеть в себе этого злосчастного фарисея - он притаился в храме нашего сердца! Он так же часто повторяет, как мантру: «я, я, я, я…» Надо выгонять его из сердца! Перевоспитывать!

И путь к устроению мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешному!» - это путь всей нашей жизни! Это динамика уподобления Богу!

Великий святой нашего времени преподобный Паисий Афонский так плакал о себе: «Внешне, как старый человек, я поседел! Внутренне же день ото дня я чернею из-за нерадения, и меня нужно бить палкой!»

Мир считает смирение, кротость, покаяние, плач - слабостью и ущербностью. А гордыню, надменность, превозношение, саморекламу, пиар - нормой и необходимостью в современной жизни.

Церковь делает всё, чтобы из опыта нашего человеческого бытия, человеческого общения не исчезли такие глубинные, важные, необходимые понятия, как надежда, милость, благодарение, хвала, почтение, доверие друг к другу, понимание, уважение, смирение, сочувствие, благородство, вера и любовь! А также такие категории, которые Достоевский называл «проклятыми вопросами»: боль, смерть, Вечность, болезнь, суд, ад, рай…

Это очень важно! Потому что, как говорил Иван Сергеевич Аксаков: «Совлекши с себя образ Божий, человек неминуемо совлечёт с себя и образ человеческий, и возревнует об образе зверином!»

Еще Паскаль однажды удивительно заметил: «Чем разумнее человек, тем более находит он вокруг себя интересных людей». Вокруг нас очень много прекрасных, удивительных, красивых, смиренных людей!

Фарисей - тоже замечательный и интересный человек! У него много очень хороших качеств! Ему, а вместе с ним и каждому из нас, остаётся только одно совсем маленькое делание - научиться почаще воздыхать в глубине души:

«Боже! Милостив буди мне, грешному!»

Композиционным и смысловым центром браслета является серебряная застежка с изображением древнейшего христианского символа – хризмы. Это монограмма имени Спасителя, которая состоит из скрещенных греческих букв Х (хи) и Р (ро), начальных в имени Христа. Слева и справа помещены литеры Альфа и Омега – первая и последняя буквы греческого алфавита. Господь Сам говорит о Себе: «Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (Откр. 1:8).

На обороте застежки помещена молитва «Боже, милостив буди мне грешному». Это молитва мытаря (сборщика податей), который по искренней молитве получил прощение от Господа. Притча о мытаре и фарисее описана в Евангелии от Луки: «Два человека вошли в храм помолиться: один – фарисей, а другой – мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: “Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю”. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: “Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!” Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18: 10-14).

Цепи браслета выпускаются трех видов. Звенья одной из цепей выполнены в виде сдвоенной пальметты «византийский цветок». Этот орнаментальный мотив символически трактуют как изображение сердец, процветших любовью к Богу. Другая цепь состоит из звеньев, узор которых тоже составлен из «сердечек» византийского цветка. Но здесь он более разнообразен – в одних звеньях «сердечки» складываются в форму зернышек, в других – образуют кресты в круге. Еще один вид цепей для браслетов имеет звенья, на которых изображен символический знак раннехристианской рыбы. В лаконичный контур рыбы вписаны буквы греческого акронима ΙΧΘΥΣ («ихтис»). Это монограмма имени Иисуса Христа, состоящая из начальных букв полного именования Господа. В переводе с греческого «ихтис» расшифровывается так: Иисус Христос Божий Сын Спаситель. В раннехристианские времена «ихтис» был краткой формулой исповедания христианской веры. Но не только Сам Христос, все Его последователи в христианском искусстве и литературе часто метафорически изображаются в виде рыб. Дело в том, что большинство апостолов, ближайших учеников Христа и первых проповедников христианства, были рыбаками. Это апостолы Петр и Андрей Первозванный, братья Иоанн и Иаков, сыновья Зеведея, близнецы Иаков и Иуда, сыновья Алфея, апостол Фома. Иисус Христос, призывая их следовать за собой, использует простые, понятные для них метафоры. Он говорит, что они станут не ловцами рыб, а «ловцами человеков» (Мф. 4:19, Мк. 1:17). А Царствие Небесное уподобляет «неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода» (Мф. 13:47).

Над созданием образа трудились художник Герман Пожарский и коллектив сотрудников компании «Акимов».

Молитва Мытаря*:
Боже, милостив буди мне грешному (поклон).
Боже, будь милостив ко мне грешному.
Создавыи мя Гоподи, и помилуй мя (поклон).
Создавший меня Господи, помилуй меня.
Без числа согреших Господи, помилуй и прости мя грешнаго (поклон).
Многочисленно согрешил я, Господи, помилуй и прости меня грешного.
Достойно есть, яко воистину блажити Тя Богородице, присноблаженную и пренепорочную, и Матерь Бога нашего, честнейшую херувим, и славнейшую воистину серафим, без истления Бога Слова рождьшую, сущую Богородицу Тя величаем (поклон всегда земной).**

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу (поклон).


Господи Исусе Христе Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста, и святаго Ангела моего хранителя, и всех ради святых, помилуй и спаси мя грешнаго, яко благ и Человеколюбец, аминь (поклон земной, без крестного знамения)***.

За молитв святых отец наших, Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй нас. Аминь (поклон поясной всегда).

(Молясь утром, перекрестись и говори трижды):
Слава Тебе Боже наш, слава Тебе Всяческих ради.

(Молитва святого Макария): Боже очисти мя грешнаго, яко николиже благо сотворих пред Тобою (поклон). Но избави мя от лукаваго, и да будет во мне воля Твоя (поклон). Да не осужденно отверзу уста моя недостойная, и восхвалю имя Твое святое, Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веком, аминь (поклон).
Боже, очисти меня грешного, так как никогда я не сделал доброго пред Тобою; но избавь меня от зла, и пусть будет во мне воля Твоя, чтобы мне не в осуждение открыть уста мои недостойные и восхвалить имя Твое святое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне, и всегда, и в веки вечные. Аминь.
(Далее, перекрестись и читай):
Царю небесныи, Утешителю, Душе истинныи, иже везде сыи, и вся исполняя, сокровище благих, и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси Блаже душа наша.
Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, везде сущий и весь мир наполняющий, Источник благ и жизни Податель, приди, и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши.
Святыи Боже, Святыи Крепкии, Святыи Безсмертныи, помилуй нас ****(трижды с поклонами).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веком, аминь.
Пресвятая Троице помилуй нас. Господи очисти грехи наша. Владыко прости беззакония наша. Святыи посети, и исцели немощи наш, имене Твоего ради.
Господи помилуй (трижды). Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веком, аминь.
Молитва Господня:
Отче наш, Иже еси на небесех. Да святится имя Твое,да приидет Царствие Твое,да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого.*****

Господи помилуй (12 раз).
(Далее утром читай молитву): От сна восстав, благодарю тя Всесвятая Троице, яко многия ради благости и долготерпения, не прогневася на мя грешнаго, и лениваго раба твоего, и не погубил еси мене со беззаконии моими, но человеколюбствова. И в нечаянии лежаща воздвиже мя, утреневати и славословити державу Твою непобедимую. И ныне Владыко Боже пресвятыи, просвети очи сердца моего. И отверзи ми устне поучатися словесем Твоим, и разумети заповеди Твоя, и творити волю Твою, и пети Тя во исповедании сердечнем. Воспевати же и славити пречестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веком, Аминь.******

Приидите поклонимся Цареви нашему Богу (поклон).
Приидите поклонимся Христу, Цареви и Богу нашему (поклон).
Приидите поклонимся и припадем к Самому Господу Исусу Христу, Цареви и Богу нашему (поклон).

(Затем 50-й псалом (покаянный) – 50-й псалом из Псалтыри*******):
Помилуй мя Боже, по велицей милости Твоей. И по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего и от греха моего очисти мя. Яко беззаконие мое аз знаю и грех мой предо мною есть выну. Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих. Яко да оправдишися в словесех Своих и победиши внегда судити. Себо в беззакониих зачат есмь и во гресех роди мя мати моя. Се бо истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом и очищуся. Омыеши мя и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие: возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отверзи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и духом владычным утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровий Боже, Боже спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел жертвы, дал бых убо; всесожжения не благоволиши. Жертва Богу - дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи Господи, благоволением Твоим Сиона; и да созиждутся стены Иеросалимския. Тогда благоволиши жертву правде, возношение и всесожигаемая. Тогда возложат на олтарь Твой тельца.

(Символ веры********Ограждая себя благоговейно крестным знамением, с глубоким вниманием произносим слова святых отец первого Вселенского Собора):
Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
И во единаго Господа Исуса Христа Сына Божия, Единороднаго, иже от Отца рожденнаго прежде всех век. Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рождена, а не сотворена, единосущна Отцу, Им же вся быша.
Нас ради человек, и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы вочеловечшася.
Распятаго за ны при понтийстем Пилате, страдавша и погребена.
И воскресшаго в третии день по писаниих.
И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
И паки грядушаго со славою судити живым и мертвым, Его же царствию несть конца.
(Затем слова святых отец Второго Вселенского Собора):
И в Духа Святаго, Господа истиннаго и Животворящаго, иже от Отца исходящаго, иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
И во едину святую соборную и апостольскую Церковь.
Исповедую едино Крещение во оставление грехов.
Чаю воскресение мертвым.
И жизни будущаго века. Аминь.
(Затем молитвы Богородице):
Богородице Дево, радуися, обрадованная Марие, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко родила еси Христа Спаса, Избавителя душам нашим (трижды с поклонами).

О! Всепетая Мати, рождьшая всех святых святейшее Слово, нынешнее приношение приемши, от всякия напасти избави всех и грядущия изми муки, вопиющия Ти: Аллилуия (трижды, в конце - земной поклон).

Непобедимая и божественная сила честнаго и животворящаго Креста Господня, не остави мя грешнаго, уповающаго на Тя (поклон).
Пресвятая Владычице моя Богородице, помилуй мя и спаси мя, и помози ми ныне, в жизни сей, и во исход души моея, и в будущем веце (поклон).
Вся небесныя силы, святии ангели и архангели, херувими и серафими, помилуйте мя и помолитеся о мне грешнем ко Господу Богу, и помозите ми ныне, в жизни сей, и во исход души моея, и в будущем веце (поклон).
Ангеле Христов, хранителю мой святыи, помилуй мя и помолися о мне грешнем ко Господу Богу, и помози ми ныне, в жизни сей, и во исход души моея, и в будущем веце (поклон).
Святый великий Иоанне, пророче и Предотече Господень, помилуй мя и помолися о мне грешнем ко Господу Богу, и помози ми ныне, в жизни сей, и во исход души моея, и в будущем веце (поклон).
Святии славнии апостоли, пророцы и мученицы, святителие, преподобнии и праведнии и вси святии, помилуйте мя и помолитеся о мне грешнем ко Господу Богу и помозите ми ныне, в жизни сей, и во исход души моея, и в будущем веце (поклон).
(После сего молись по три раза с поклонами следующие молитвы):
Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй мя грешнаго.
Слава Господи, Кресту Твоему Честному.
Пресвятая Госпоже Богородице, спаси мя, грешнаго раба Твоего.
Ангеле Христов, хранителю мой святый, спаси мя, грешнаго раба Твоего.
Святии архангели и ангели, молите Бога о мне грешнем.
Святыи великии Иоанне, пророче и Предотече, Крестителю Господень, моли Бога о мне грешнем.
Святыи славный пророче Илие, моли Бога о мне грешнем.
Святии праотцы, молите Бога о мне грешнем.
Святии пророцы, молите Бога о мне грешнем.
Святии апостоли, молите Бога о мне грешнем.
Святии славнии апостоли и евангелисти: Матфее, Марко, Луко и Иоанне Богослове, молите Бога о мне грешнем.
Святии славнии верховнии апостоли Петре и Павле, молите Бога о мне грешнем.
Святии велиции трие святителие: Василие Великии, Григорие Богослове и Иоанне Златоусте, молите Бога о мне грешнем.
Святителю Христов Николае, моли Бога о мне грешнем.
Преподобнии и богоноснии отцы наши, пастырие и учителие вселенней, молите Бога о мне грешнем.
Святии вси, молите Бога о мне грешнем.
(После этого помолись святому, имя которого носишь, и святому, празднуемому этого числа, также и другим святым, кому хочешь, и епитимию, какие поклоны имеешь от духовнаго отца. Потом молись о здравии родителей, родственников и близких, по три раза произнося с поклонами):
Милостиве Господи, спаси и помилуй раб Своих (назови имена, поклон)
Избави их от всякия скорби, гнева и нужды (поклон), от всякия болезни душевныя и телесныя (поклон). Прости им всякое согрешение, вольное и невольное (поклон). И душам нашим полезная сотвори (поклон).
(Потом помолись за упокой родителей и близких, за духовных отцов и за кого имеешь усердие, по три раза произнося с поклонами):
Покой, Господи, душа усопших раб Твоих (назови их имена, поклон).
И елика в житии сем яко человецы согрешиша, Ты же, яко Человеколюбец Бог, прости их и помилуй (поклон). Вечныя муки избави (поклон). Небесному царствию причастники учини (поклон). И душам нашим полезная сотвори (поклон).
(Заканчивая молитвы говори):
Господи, или словом, или делом, или помышлением согреших во всей жизни моей, помилуй и прости мя, милости Твоея ради (поклон земной).
Все упование мое к Тебе возлагаю, Мати Божия, сохрани мя во Своем си крове (поклон земной).
Упование ми Бог, и прибежище мое Христос, и покровитель ми есть Дух Святыи (поклон земной).
Достойно есть... (всю молитву и поклон земной).
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу (поклон).
И ныне и присно и во веки веком, аминь (поклон).
Господи помилуй, Господи помилуй, Господи благослови (поклон).
Господи Исусе Христе, Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Твоея Матере и преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй и спаси мя грешнаго, яко Благ и Человеколюбец, аминь.
(И, наклонившись до земли, не крестясь, читай):
Ослаби, остави, отпусти Боже, согрешения моя, вольная и невольная, яже в слове и в деле, и яже в ведении и не в ведении, яже во уме и в помышлении, яже во дни в нощи, вся ми прости, яко Благ и Человеколюбец*********, Аминь.

(Вставши, читай молитву сию с поклонами):
Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи Человеколюбче. Благотоворящим благо сотвори, братиям и всем сродником нашим, иже и уединившимся, даруй им вся, яже ко спасению прошения и живот вечныи (поклон).
В болезнех сущия посети и исцели, в темницах сущия свободи, по водам плавающим Правитель буди и иже в путех шествующим исправи и поспеши (поклон).
Помяни Господи, и плененныя братию нашу, единоверных православныя веры, и избави их всякаго злаго обстояния (поклон).
Помилуй Господи, давших нам милостыню и заповедавших нам, недостойным, молитися о них, прости их и помилуй (поклон).
Помяни Господи, прежде отшедшия отцы и братию нашу и всели их, идеже присещает свет лица Твоего (поклон).
Помяни Господи, и нашу худость и убожество, и просвети наш ум светом разума святаго Евангелия Твоего, и настави нас на стезю заповедей Твоих, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих, аминь (поклон).
(Оканчиваются сии молитвы обычным семипоклонным началом.
По окончании молитв сотвори крестное знамение, а затем целуй свой крест, прежде оградив им себя с молитвою):
Господи Исусе Христе, Сыне Божии, благослови, и освяти, и сохрани мя силою Живоноснаго Креста Твоего.

..................
ОБЪЯСНЕНИЯ:
*Мытарь – сборщик податей; в I веке это слово было почти равнозначно слову «грешник». Как образец истинной молитвы эти слова привел в Своей притче Сам Господь Исус Христос: «[Христос] Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк 18:9-14).

**Перевод: По истине достойно ублажать Тебя, Богородицу, присноблаженную, и пренепорочную, и Матерь Бога нашего. Достопочтимую более Херувимов и славную истинно более Серафимов, без истления родившую Бога Слова, Тебя, истинную Богородицу, мы величаем.

***Эти молитвы называются “началом”, или приходными и исходными поклонами, потому что они совершаются в начале и после всякого молитвенного правила. После этого повтори молитву мытаря с поклонами (Боже милостив..., Создавый мя..., Без числа согреших...) и с благоговением начинай утренние молитвы:

****Эта молитва Трем Лицам Пресвятой Троицы. Под словами Святый Боже разумеется Бог Отец; под словами Святый Крепкий – Бог Сын; под словами Святый Бессмертный – Бог Дух Святой.

*****Отец наш небесный! Да святится имя Твоё; да придет Царство Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день, и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого.
Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас. Аминь.

******Восстав от сна, благодарю Тебя, Всесвятая Троица, потому что по множеству благости и долготерпению не прогневался на меня, грешного и ленивого раба Твоего, и не предал меня смерти за беззакония мои, но оказал любовь к человеку, и поднял меня в беспечности лежащего, чтобы принести Тебе утреннюю молитву и прославлять силу Твою непобедимую. И сейчас, Владыка, Боже Пресвятой, просвети мысли мои, открой уста мои, чтобы поучаться слову Твоему и уразумевать заповеди Твои, и исполнять волю Твою, и прославлять Тебя в благодарном сердце и воспевать и славить великолепное(блистающее красотою) и почитаемое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне, и всегда, и в веки вечные. Аминь.

*******Этот псалом составлен пророком Давыдом, когда он каялся в великом грехе: с целью завладеть красивой женщиной по имени Вирсавия, он отправил ее мужа, Урию, на войну, где Урия был убит. После обличения пророком Нафаном, царь осознал свое злодеяние. Написанный им в это время псалом выражает глубокое сокрушение о содеянном грехе и усердную молитву о помиловании:
.Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти меня от беззакония моего. Наипаче омой меня от беззакония моего и от греха моего очисти меня. Ибо беззаконие мое знаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе Единому я согрешил и лукавое пред Тобою сотворил, так что праведен Ты в приговорах Твоих и победишь, когда будешь судить. Знаю, в беззакониях зачат я, и во грехах родила меня мать моя. Знаю, истину Ты возлюбил и сокровенные тайны премудрости Твоей открыл мне.
.Окропишь меня иссопом (Иссоп-это род ароматической травы горького вкуса, имеющий силу к уничтожению проказы; Метафорическое выражение: окропи же меня иссопом так, чтобы я совершенно очистился от всех нечистот греховных),
.и стану чист; омоешь меня, и стану снега белее. Даруешь мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости сокрушенные. Отврати лицо Твое от грехов моих и от всех беззаконий моих очисти меня.
.Сердце чистым сотвори во мне, Боже - («Сердце» в св. Писании принимает многие значения: иногда означает часть тела, иногда – глубину душевной силы и разума (почто помышления входят в сердца ваша? (Лук.5,22.24,38), иногда означает волю (люди сии устами Мя чтут, сердце же их далече отстоит от Мене (Map.7,6; ср. Ис.29,13); иногда-душевное расположение или любовь, иногда – душу. Здесь «сердце» сказано в значении «душа»).
.и дух правды возроди в утробе моей (Обнови или восстанови, сказано вместо вдуни или вдохни в меня снова дух правый, то есть, даруй мне благодать правоты, которая бы отныне руководила мною против всех наваждений неправоты духа злобы. Под словами же во утробе моей разумеется ЗДЕСЬ самая внутренняя, сокровенная и невидимая глубина души).
.Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость о спасении моем, и духом владычественным утверди мя. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. (эти слова имеют и пророческое значение, потому что когда проповедь евангельская стала распространяться между язычниками, то книга псалмов Давыдовых из числа ветхозаветных книг, стала для них самой назидательной).
Избавь меня от крови, Боже, Боже, спасающий меня, и в радости восхвалит язык мой правду Твою. Господи, уста мои отверзи, и уста мои изрекут хвалу Тебе. Если бы восхотел Ты жертвы, я принес бы ее, но к всесожжению Ты не благоволишь. Жертва Богу - дух сокрушенный, сердце сокрушенное и смиренное не унизит Бог.
Окажи, Господи, благоволение Твое Сиону, воздвигни стены Иерусалимские. Тогда благоволить будешь к жертве правды, возношению и всесожжению; тогда возложат на алтарь Твой тельцов. – (Исторически и буквально Давыд говорит здесь, что когда иудеи освободятся из Вавилона, они принесут тельцов на Иерусалимский жертвенник. В высшем, иносказательном смысле пророчествует о христианской Церкви и жертве Евангельской, стенами называет епископов и учителей Церкви).

********Символ веры – краткое и точное изложение основных истин христианской веры, которое нужно знать всякому православному христианину. В кратких и точных словах Символа веры мы исповедуем, то есть открыто объявляем, во что же мы верим. Возник Символ во время борьбы с ересями, составлен и утвержден на 1-ом (Никейском, в 325 г.) и 2-ом (Константинопольском, в 381 г.) Вселенских соборах.
.Перевод: Богородица Дева, радуйся, обрадованная Мария, Господь с Тобою; прославлена ты среди женщин, и благословен Плод, Тобою рожденный, потому что Ты родила Христа Спасителя, избавителя душ наших.
.Перевод: О, Всепетая Мать, родившая всех святых святейшего Бога-Слово, нынешнее приношение принимающая, от всяких напастей всех избави и помогои избежать будущих мук, восклицающих Тебе: Аллилуия.

*********Перевод: Ослабь, оставь, отпусти, Боже, прегрешения мои, добровольные и непреднамеренные, совершенные словом и делом, сознательно и неосознано, в мыслях и в намерениях, днем и ночью: все мне прости, как Милосердный и Человеколюбивый.

Игумен Тихон (Борисов)

Самое трудное – это научиться быть самим собой! Душа так и прячется за различными масками… Ф.М. Достоевский говорит, что «мы прячем нашу мерзость, с которой вполне миримся внутри себя…»

Как отличить подлинное в своей жизни от ложного? Как узнать, где правда, а где благочестивый муляж? Как понять – это я или одна из моих многочисленных масок? Как раскрыть для себя настоящую живую жизнь, истинную и глубокую красоту? Не внешнюю броскую, сиюминутную, быстрорастворимую красоту мира, а вдохновенную творческую красоту – красоту Бога и человека, красоту Промысла Божия… Для современного человека знаковыми понятиями стали успех, удовольствие, толерантность и многочисленные права человека. Человек сам себя закупоривает в это пространство земных, биологических устремлений. В его жизни отсутствует Тайна… Тайна Бога, Тайна человека, Тайна Любви, Тайна смерти и жизни.

Казалось бы, человек должен все сокровища своего сердца положить у ног Спасителя, распятого за нас. Но мы бежим, ускользаем, суетимся, «испытуем купленных волов», любуемся жизненным полем, закапываем талант: «скрываем серебро Господина своего». Жизнь без Бога – это путеводитель по смерти.

И, слава Богу, что у Господа – огромный, удивительный, многообразный инструментарий, чтобы вырвать человека из земного очарования, чтобы подарить человеку новый взгляд на мир, на истинные ценности, на настоящий ВЕЧНЫЙ СМЫСЛ ЖИЗНИ!

Через какую-то утрату, через боль, через смерть близких и дорогих людей, через крах и кризис, через жизненную катастрофу или, наоборот, через радость и вдохновение, через видение гармонии и целостности мира, через красоту природы и любви человек обретает веру в Творца! «Ты сотворил нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе», – восклицает блаженный Августин. И каждый человек приходит в Церковь со своими мыслями, со своими проблемами, со своей жизнью, со своим биением сердца!

Преподобный Нектарий Оптинский говорил: «Смотрите, какая красота: солнце, небо, звезды, деревья, цветы… А ведь прежде ничего не было! Ничего! И Бог из ничего сотворил такую красоту! Так и человек: когда он искренне придет в сознание, что он – ничто , тогда Бог начнет творить из него великое!»

Два человека стояли в храме совсем рядом – но расстояние между ними было огромное! Духовное расстояние! Безобразие и уродство гордости и красота смирения! Небо и земля! Жизнь и смерть!

Фарисей сам себя возводит на пьедестал! Сам себе подносит цветы и сам себе рукоплещет! Браво! «Боже, благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди: грабители, обидчики, прелюбодеи, наркоманы, алкаши, попрошайки, взяточники, лжецы, актеры, кинорежиссеры! Я-то – настоящий православный христианин! И в храм хожу регулярно, и свечки ставлю, и записки пишу, и пост соблюдаю (который уже, кстати, скоро)… И даже (тсс…!) по секрету скажу вам, – жертвую на храм!»

А мытарю даже нечего было сказать в своё оправдание! Он же – мытарь, грешник, обидчик, в общем, – дрянной человечек! И что он мог выдавить из себя? Только – «Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!»

Два мира, два мировоззрения, две вселенные, отстоящие очень далеко друг от друга!

Преподобный Силуан Афонский, наш великий русский святой, вспоминал о себе: «Когда я был еще в миру, люди меня хвалили, и я думал, что я хорош. Но когда пришел в монастырь, я узнал хороших людей и понял, что не стою одного пальца их, и даже их портянок – вот как можно ошибиться и попасть в гордость и погибнуть!»

А авва Емелиан говорит: «Христианину невозможно истинно веселиться без слёз и истинно радоваться без печали!» Вот этим путем слёз и идет мытарь, ударяющий себя в грудь покаянием! Поэтому он более оправдан, чем надменный фарисей!

«Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится», – говорит Господь (Лк 18:14).

Вчера на всенощной в одной из стихир мы слышали: «Фарисеева убежим высокоглаголания и мытареве научимся высоте глагол смиренных» .

Подсчет своих, так называемых, добрых дел на калькуляторе сердца: помолился, попостился, в метро нищему рубль бросил в кепку, улыбнулся, не поскользнулся, и ем только хрен и редьку… Вот этот подсчет и есть для нас – падение, тупик, смерть!

И наоборот: маленький вздох покаяния, не видимая миру слеза плача о себе, о мире, о ближнем – это и есть самое важное, самое глубокое, самое прекрасное и необходимое для нас сокровище сердца!

Наш маленький духовный опыт показывает, что трезвиться, не принимать скверных помыслов, не осуждать других легче, если у нас в душе горит покаянная лампадка! Пока сердце переживает боль покаяния – мы живы, мирны, вдохновенны, целостны и целеустремлены! Поэтому неслучайно Оптинские старцы говорили: «Есть смирение – есть всё! Нет смирения – нет ничего!»

И, как один старец сказал своим ученикам: «Бесконечное самоотречение, покаяние и смирение – это рубашка! Нить её прядется среди слёз! Ткань отбеливается слезами! И шьётся рубашка в слезах! Но защищает эта рубашка лучше, чем сталь и железо, надёжнее, чем кольчуга и щит!»

Смирение – это признание другого, это уважение к другому, это желание понять ближнего, а не отмахнуться от него! Фарисей не видит вокруг никого! Он – самодостаточен в своем бесконечном бахвальстве! А мытарь – через призму слёз видит весь мир (весь космос) и ближнего рядом с собой!

Сегодняшняя притча как нож, как скальпель врезается в наше сердце! И через два тысячелетия она так же актуальна, как и в те времена, когда Христос произносил её! Нам надо обязательно увидеть в себе этого злосчастного фарисея – он притаился в храме нашего сердца! Он так же часто повторяет, как мантру: «я, я, я, я…» Надо выгонять его из сердца! Перевоспитывать!

И путь к устроению мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешному!» – это путь всей нашей жизни! Это динамика уподобления Богу!

Великий святой нашего времени преподобный Паисий Афонский так плакал о себе: «Внешне, как старый человек, я поседел! Внутренне же день ото дня я чернею из-за нерадения, и меня нужно бить палкой!»

Мир считает смирение, кротость, покаяние, плач – слабостью и ущербностью. А гордыню, надменность, превозношение, саморекламу, пиар – нормой и необходимостью в современной жизни.

Церковь делает всё, чтобы из опыта нашего человеческого бытия, человеческого общения не исчезли такие глубинные, важные, необходимые понятия, как надежда, милость, благодарение, хвала, почтение, доверие друг к другу, понимание, уважение, смирение, сочувствие, благородство, вера и любовь! А также такие категории, которые Достоевский называл «проклятыми вопросами»: боль, смерть, Вечность, болезнь, суд, ад, рай…

Это очень важно! Потому что, как говорил Иван Сергеевич Аксаков: «Совлекши с себя образ Божий, человек неминуемо совлечёт с себя и образ человеческий, и возревнует об образе зверином!»

Еще Паскаль однажды удивительно заметил: «Чем разумнее человек, тем более находит он вокруг себя интересных людей». Вокруг нас очень много прекрасных, удивительных, красивых, смиренных людей!



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения