Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Псалтырь 30 псалом читать. Чтение Псалмов в различных жизненных ситуациях

Пс. 21 В этом псалме Давид предстает жертвой, обращающей к Господу плач о беспричинной жестокости своих врагов. Однако в заключительной части псалма псалмопевец восхваляет и благодарит Господа за неотступную заботу о нем. Слова этого псалма многократно цитируются в НЗ (Мф. 27,35.39.43.46; Ин. 19,23.24.28; Евр. 2,12). Пс. 21, как и близко перекликающийся с ним Пс. 68, прообразует страдания великого сына Давидова по плоти, принявшего смерть от рук нечестивцев.

21:2 для чего Ты оставил меня? Праведное страдание исторгает из уст псалмопевца горестное "для чего?". Этот возглас повторил Христос, Который Сам был безгрешен, однако познал чувство полной богооставленности, гораздо более безысходной, чем та, которую ощущал Давид. Христос в полной мере понес страдание за грехи Давида и всего народа Божиего.

21:4-6 Возопив о собственной богооставленности, псалмопевец затем исповедует свою веру в Бога отцов.

21:4 Но Ты, Святый, живешь среди славословий Израиля. Царское достоинство Господа является таковым вне всякой зависимости от воли и желания людей. Святое Святых - это то средоточие, к которому обращались хвалы Израиля своему Господу.

21:5 На Тебя уповали отцы наши... Ты избавлял их. Давид мог иметь в виду избавление Авраама от пяти царей (Быт., гл. 14), спасение Иосифа из египетской темницы (Быт., гл. 41) или, пожалуй, в первую очередь, исход израильтян во главе с Моисеем из Египта (Исх., гл. 1-15).

21:7-9 Вслед за исповеданием веры в Бога отцов, псалмопевец возобновляет сетования на унижения и поношения, которые ему приходится сносить.

21:9 он уповал на Господа; пусть избавит его. Этот стих пророчески воссоздает картину распятия Иисуса Христа (см. Мф. 27,41-44).

21:10 Ты извел меня из чрева. Псалмопевец говорит о своей вере в то, что вся его жизнь, от самого ее начала, безраздельно находилась и находится во власти Господа.

21:12 помощника нет. Страдающий псалмопевец брошен всеми. Помощи он может ждать только от Бога.

21:13 Множество тельцов... тучные Васанские. Васанские быки славились своими размерами и силой (Ам. 4,1).

21:14 как лев. См. ком. к Пс. 9,30.

21:15 кости мои... сердце мое. Псалмопевец рисует картину полного внутреннего смятения, причиненного внешними врагами. Этот и последующие стихи пророчески прообразуют крестные муки Иисуса Христа.

21:17 псы. Это еще одно иносказательное обозначение врагов, подчеркивающее их коварство и жестокость.

пронзили. В древнееврейском тексте это место трудное для перевода. Буквальное его прочтение: "как львы". Однако предпочтительнее, как это и сделано в русском переводе, следовать прочтению Септуагинты.

21:18 они смотрят и делают из меня зрелище. Псалмопевец брошен в своем страдании, а враги, видя его истерзанное тело, радуются. Это же испытал и распятый на кресте Иисус Христос.

21:19 делят ризы мои между собою. Враги под крестом делили между собой одежды Иисуса, словно он был уже мертв (см. Мф. 27,35; Мк. 15,24; Лк. 23,34).

21:22 спаси меня. Уверенность в том, что Господь услышит его, звучит и в других псалмах-плачах (3,4; 27,6; ср. 26,13; 33,5.7; 37,16; 117,5.21).

21:23 Буду возвещать имя Твое братьям моим. Такие обеты часто встречаются в псалмах-плачах (12,6; 26,6; 34,18; 53,8; 68,31.32; ср. 50,16.17; 115,9.10). Псалмопевец обещает принести благодарственную жертву храму, когда Господь услышит его молитву и пошлет избавление (Лев. 7,16; 22,23; Втор. 12,6.7). Саму жертву, возможно, следует понимать фигурально, а не буквально (напр., Пс. 50,18; 68,31.32; ср. 34,18). В Евр. 2,12 эти слова вложены в уста Христа - торжествующего сына Давидова.

21:25 не скрыл от него лица Своего. В этом и заключается смысл перехода от жалобы к прославлению - враги презрели псалмопевца, но Господь не отвернулся от него.

21:26 в собрании великом. Т.е. во время общего богослужения.

воздам обеты мои. См. ст. 23 и ком.

21:26-32 Обет восхваления переходит в славословие, пророчески предвосхищающее хвалы Христу.

21:27 Да едят бедные и насыщаются. По-видимому, речь идет о духовном насыщении, подателем которого является Господь.

21:28 Этот стих является пророчеством о Христе.

21:30 все тучные земли. Не только бедные (ст. 27), но и богатые станут поклоняться Господу. Последние слова этого стиха могут быть прочитаны как "победитель сам возвратит себя к жизни".

21:32 что сотворил Господь. Псалмопевец провидит спасение, сотворенное Иисусом Христом.

В надписании сего псалма, составляющем первый стих его, кроме обычных слов: В конец, псалом Давиду – прибавлено еще слово изступления . По свидетельству отцев Церкви, сего прибавления нет в еврейской Библии , а имеется оно только в некоторых списках перевода LXX толковников и внесено или самими переводчиками, или кем-либо из переписчиков. Можно думать, что оно заимствовано из 23-го стиха сего псалма, где составитель его говорит: Аз же Рех во изступлении моем . В изданиях Псалтири на русском языке это слово (изступления ) переведено с еврейского словами «во время смятения», а с греческого: «при исступлении». Исступление (греч., лат. ecstasis) значит «ужас, смятение». Давид написал сей псалом, когда был в ужасе, в смятенном состоянии по причине восстания против него сына его Авессалома, а с ним вместе и всего израильского народа, о чем повествуется в 15-й главе 2-й книги Царств. Находясь в таком ужасном состоянии и укрываясь бегством от нападения врагов, Давид выражает надежду на Бога и просит у Него помощи и заступления. Различные изречения сего псалма могут быть применимы в равной мере и вообще к Церкви Божией, претерпевающей гонения и нападения со стороны врагов, и к каждому христианину в отдельности, у которого всегда есть враги, видимые и невидимые. А потому псалом сей весьма прилично введен в состав церковного богослужения и слышится нами во дни Великого поста наряду с другими молитвословиями великого повечерия, возбуждающими в сердцах христиан чувства сокрушения о грехах и надежду на милосердие Божие.

На Тя, Господи, уповах, да не постыжуся во век: правдою Твоею избави мя и изми мя.

Находясь в тесных обстоятельствах, застигнутый неожиданно своими домашними врагами, Давид выражает надежду на Бога, в особенности же на правду Его, по которой, как справедливо верил он, Господь праведников защищал, спасал и избавлял от бед, а грешников наказывал; и вместе с тем говорит, что такая надежда его навсегда пребудет непостыдна – да не постыжуся во век , – что все молитвы и прошения его ко Господу будут удовлетворены и исполнены, что Господь избавит его от напастей и исхитит его из руки врагов его.

Приклони ко мне ухо Твое, ускори изъяти мя: буди ми в Бога Защитителя и в дом прибежища, еже спасти мя.

Выражение буди ми в Бога Защитителя в переводе с еврейского читается так: «Будь мне каменною твердынею». Так как Давид, узнав своевременно о заговоре против него Авессалома и о том, что этот сын его с войском идет из Хеврона на Иерусалим, чтобы овладеть царским престолом, поспешно со своими приближенными оставил свою столицу и чрез поток Кедрон и гору Елеонскую направился на восток, в места пустынные, где не было ни городов, ни домов или других каких-либо построек, куда бы можно было пристать хотя для временного отдыха, то, продолжая свое молитвенное обращение к Богу, просит, чтобы Господь приклонил с высоты Небесной слух Свой к его молению и ускорил бы Своею помощью. Так как ему угрожала близкая и скорая опасность, то просит поспешить на избавление от этой опасности: ускори изъяти мя . Будь мне, говорит, Господи, вместо твердейшей крепости, вместо укрепленного дома, в котором я мог бы безопасно укрыться, чтобы спастись от вражеских нападений.

Яко держава моя и прибежище мое еси Ты: и имене Твоего ради наставиши мя и препитаеши мя.

Держава – значит «сила, крепость, владычество». В Псалтири русской (по пер. с евр.) это место читается так: «ибо Ты каменная гора моя и ограда моя». Вторая же половина сего стиха вполне соответствует обстоятельствам поспешного бегства Давида из Иерусалима, как они описываются в книге Царств (). Уходя поспешно из Иерусалима чрез гору Елеонскую, Давид не знал, в какую сторону ему идти, чтобы безопаснее укрыться от врагов, притом же, по причине поспешности, он не запасся необходимым для путешествия пищевым продовольствием. И в этих затруднительных обстоятельствах он, предавая себя в волю Божию, говорит, на Тебя, Господи, вся надежда моя: ибо Ты каменная гора моя и ограда моя, в славу пресвятого имени Твоего Ты направишь путь мой к безопасному месту и найдешь способы для моего пропитания. И он не обманулся в уповании на Бога, надежда его оказалась непостыдной: Промысл Божий устроил так, что некто Сива, слуга Мемфивосфея, встретил его на пути с двумястами хлебов, с таким же количеством фиников и смокв и с двумя мехами вина и предложил все это для продовольствия Давида и бывшего с ним народа ().

Изведеши мя от сети сея, юже скрыша ми: яко Ты еси Защититель мой, Господи. В руце Твои предложу дух мой: избавил мя еси, Господи, Боже истины.

Сетью называет здесь Давид тот тайный заговор, который составил против него Авессалом со своими приверженцами, а также – тот совет Ахитофела, который дан был последним Авессалому для наиудобнейшего и скорейшего поражения Давида. Совет этот был сетью для уловления Давида, но он разрушен был чрез некоего Хусия, друга Давидова (). Предложу дух мой значит то же, что «предаю душу мою», или «жизнь мою». В таком смысле, как известно нам из Святого Евангелия, эти слова произнесены были Господом Иисусом Христом, умирающим на кресте (). Словами: избавил мя ecu, Господи, Боже истины псалмопевец выражает соединенную с надеждою уверенность, что Господь, многократно спасавший его и от руки Голиафа, и от козней Саула, и в разных других опасностях, избавит его и на этот раз от угрожающей ему беды (и избавил). Таким образом, все эти изречения могут быть выражены так: ни на кого более я не надеюсь, как на Тебя, Господи Боже мой. Ты один и единственный Защитник мой. Ты не только наставишь меня на безопасный путь и препитаешь в сем пути, но и избавишь от тех наветов, которые, как скрытые сети, расставили мне враги. А потому Тебе единому, Твоей всемогущей силе и Твоему промышлению о мне вручаю жизнь мою, и уверен, что Ты, истинный, спасешь меня, как и прежде спасал и избавлял от всяких зол и напастей.

Возненавидел еси хранящыя суеты вотще: аз же на Господа уповах.

Суеты , от слова «суета», значит: суетность, пустота, тщетность. Хранящий суеты вотще – значит: люди, преданные суетным, бесполезным предметам, любящие суетное и надеющиеся на суетные вещи, которые никакой помощи и никакой вообще пользы принести не могут, каковы, например, идолопоклонники, надеющиеся на своих идолов, а также все те, которые наблюдают сны, счастливые и несчастливые встречи, или птичьи полеты, или гадания, волшебства и ворожбы, как, например, делал Саул, который обращался к волшебнице для определения будущей судьбы своей ( и след.). Под именем хранящих суеты разумеются здесь также и те, которые для достижения своих целей употребляют человеческую хитрость или такие усилия, которые, будучи предприняты без Бога или даже вопреки воле Божией, никакого значения не имеют. О них псалмопевец и говорит: Тебе, Господи, ненавистны те люди, которые не взирают на силу Твою, а уповают на суетные вещи, которые никакой пользы доставить не могут; что же касается до меня, то я нисколько не обращаю на них внимания, но надеюсь на единого Господа Бога.

Возрадуюся и возвеселюся о милости Твоей, яко призрел еси на смирение мое, спасл еси от нужд душу мою, и неси мене затворил в руках вражиих, поставил еси на пространне нозе мои.

Смирение иногда означает отсутствие, неимение гордости, изгоняемой из сердца самим человеком; иногда же под словом смирение разумеется злострадание, униженное или бедственное, угнетенное состояние, в которое человек поставляется обстоятельствами или другими людьми по допущению Божию. Здесь, в выражении: яко призрел ecи на смирение , – это слово имеет и то, и другое значение, особенно же последнее, т.е. «злострадание» (), которому подвергся Давид вследствие заговора от Авессалома. В изречении: неси мене затворил – слово неси составлено из отрицательной частицы не и вспомогательного глагола еси (не еси – неси ), и самое изречение может быть иначе выражено так: не затворил еси мене . Выражение поставил ecи на пространне нозе мои означает то, что Давид, помощью Божией освободившись от утеснения врагов, получил покой и простор для своей деятельности, что он и приписывает всецело милости и помощи Божией, и по сему случаю спешит выразить свои радостные чувства: хотя и многие скорби претерпел я, говорит он, подвергшись уничижению и изгнанию от врагов, но уповая на Тебя, Господи, я сподобился от Тебя великой милости, за которую мне остается только радоваться и веселиться, потому что Ты призрел на мое уничижение во время гонений, сохранил жизнь мою и избавил ее от всех бедствий и мучений, не попустил мне впасть в руки врагов моих, хотя я и много раз был в такой опасности, освободил от стесненных обстоятельств и дал мне возможность спокойной жизни и свободной деятельности.

Помилуй мя, Господи, яко скорблю: смятеся яростию око мое, душа моя и утроба моя. Яко исчезе в болезни живот мой, и лета моя в воздыханиих: изнеможе нищетою крепость моя, и кости моя смятошася.

Только что выразив радостные чувства по поводу полученной от Бога милости, как уже опять начинает вспоминать прежние свои скорби, умоляя Господа о помиловании. В слове яростию выражен гнев Божий за грехи, от которого пострадали и глаза (око мое ) Давида от слез, и душа его (душевные силы: разум, воля и совесть), и утроба его (память как вместилище не вещественной, а духовной пищи – понятий и разных сведений). Приближаясь к старости и воспоминая о гонениях, бедствиях, о многих войнах с соседними народами, о борьбе с внутренними врагами и о претерпенных от всего этого многоразличных скорбях, он говорит: вся жизнь моя истощилась, протекла в скорбях и печали – исчезе в болезни живот мой , – и годы мои в стенаниях – лета мои в воздыханиих . К сим душевным скорбям и страданиям присоединились и телесные немощи и страдания, которые выразил Давид словами: изнеможе нищетою крепость моя, и кости моя смятошася . Здесь нужно иметь в виду, что Давид, во время гонения от Саула, а также во время восстания Авессалома, принужден был бегством спасаться часто без съестных припасов, иногда бежал он чрез места пустые и безводные почти пеш и бос, а потому неудивительно, что ему приходилось претерпевать и голод, и жажду (), и разные другие нужды, и чрез то терять силы и здоровье. А потому он и говорит: ослабела от нищеты и страданий сила моя и измождены кости мои.

От всех враг моих бых поношение, и соседом моим зело, и страх знаемым моим: видящий мя вон бежаша от Мене . Забвен бых яко мертв от сердца: бых яко сосуд погублен.

В этих словах псалмопевец продолжает изображать бедственное свое состояние, в каком находился в смутные времена при Сауле и Авессаломе. В те дни, говорит он, много было врагов у меня, и для всех них я служил посмешищем: как кто хотел и как мог, – все поносили и злословили меня. Соседние евреям народы, которые прежде завидовали счастью и воинским успехам моим, теперь, узнав о моем изгнании и бегстве, нашли случай безжалостно (зело ) смеяться надо мной. Даже самые близкие знакомые и друзья мои, и те боятся встретиться со мной, чтобы не навлечь на себя, со стороны врагов моих, подозрения в близости и содружестве со мной и чрез то не подвергнуть себя опасности потерять честь и даже лишиться жизни. Завидя меня и опасаясь встречи со мной, вон бежаша от Мене . Многими из таковых я совсем забыт был и изгнан из сердца (забвен бых яко мертв от сердца ), лишился места в их сердце, как умерший, о котором забывают, и стал для них подобен разбитому сосуду: бых яко сосуд погублен .

Яко слышах гаждение многих живущих окрест: внегда собратися им вкупе на мя, прияти душу мою совещаша.

Гаждение значит – злоречие, порицание, хула. Окрест значит – кругом, со всех сторон. Вкупе – вместе. В те дни (время гонения Саула и восстания Авессалома), продолжает Давид, посмеяния и хульные ругательства сыпались на меня со всех сторон. Я сам слышал злоречие и ругательства от многих. Здесь, конечно, припоминает поступок того Семея, который не только злословил Давида прямо в лицо, но даже дерзнул бросать в него камнями и грязью (). Хотя библейская история рассказывает один этот случай публичного порицания Давида, но самому ему, без сомнения, известны были и многие другие подобные случаи, почему он и говорит: слышах гаждение многих . Кроме того, было немало случаев, когда враги его собирались вместе для совещания о том чтобы лишить жизни Давида, убить его (). О чем он и говорит: внегда собратися им вкупе на мя, прияти душу мою совещаша. Прияти душу и значит: отнять жизнь.

Аз же на Тя, Господи, уповах, рех: Ты еси мой. В руку Твоею жребии мои: избави мя из руки враг моих и от гонящих мя.

Изречения эти имеют самую тесную связь с предыдущими, в которых говорится о совещаниях врагов Давида на жизнь его. Пусть, говорит он, злобные враги мои совещаются о том, как лишить меня жизни, а я на Тебя, Господи, уповаю: Ты един всесильный мой! Без Твоей воли никто не может отнять у меня жизнь. Я знаю, что в Твоих руках, в Твоей власти участь моя (жребии мои ). Ты Один умертвляешь и оживляешь, низводишь во ад и возвышаешь, делаешь нищим и обогащаешь, унижаешь и возвышаешь (); умереть ли мне, или продолжится моя жизнь, все это зависит единственно от Твоей всеблагой воли и всемогущей власти, а не от произвола людей или какого-нибудь случая. Я верю, что Тебе не угодно, чтобы моя последовала от неразумной прихоти или увлечения моего сына и его сообщников, а потому прошу и молюсь Тебе, Господи: избавь меня из рук врагов моих и от гонящих меня .

Просвети лице Твое на раба Твоего: спаси мя милостию Твоею. Господи, да не постыжуся, яко призвах Тя: да постыдятся нечестивии, и снидут во ад.

В Ветхом Завете заповедано было чрез Моисея пророка, чтобы священники передавали благословение Господне, а с ним вместе и милость Божию людям, чрез возложение на них имени Божия, с произнесением слов: «Да благословит тя Господь и сохранит тя: да просветит Господь лице Свое на тя и помилует тя...» (; ). Поэтому и изречение псалмопевца: просвети лице Твое на раба Твоего – выражает моление его о том, чтобы Господь благословил его и явил милость Свою к нему; на что указывает и следующее затем изречение: спаси мя милостию Твоею . Давид, как и другие псалмопевцы, нередко обращается в псалмах своих к милости Господней, которая постоянно предносится пред очами его (), на нее он постоянно уповает (), от нее ожидает себе спасения от окружающих бедствий () и помилования от грехов, смущающих его чистую совесть (), вообще нравственного и физического оживления (). Он даже и называет Бога милостью, как бы олицетворяет Его в виде милости: «Боже мой, Милость моя!» (). Призвав на помощь себе милость Божию, Давид выражает уверенность, что он не постыдится чрез это призвание: да не постыжуся, яко призвах Тя , – что помощь Божия, на которую он надеется, скоро придет к нему. Но да постыдятся , говорит, нечестивые и да снидут во ад . Под нечестивыми разумеет псалмопевец злых советников Авессаломовых, особенно же Ахитофела, который подал злодейский совет об умерщвлении Давида. Последние слова Давида имеют значение не зложелательства или клятвы, а пророчества: они предсказывают злосчастную судьбу Ахитофела. Этот поистине нечестивый человек не имел ни веры в Бога как всесильного Мироправителя, ни любви к закону Его, ни чувства почтения к царю как помазаннику Божию, а потому, как имеющий власть и влияние при дворе царя, он употребил во зло эти преимущества и вместо того, чтобы отговорить и удержать от противозаконного увлечения сына царева, он, напротив, поддерживал это неразумное и беззаконное увлечение и стал первым советником Авессалому на разные злодеяния; а когда, по устроению воли Божией, его злому совету предпочтен был совет другого (Хусия), он, не стерпев стыда и унижения от сильной злобы и гордости, пришел в отчаяние, уединился в доме своем и чрез повешение лишил себя жизни (). Не менее печальная участь постигла и самого Авессалома (). Таким образом, эти нечестивые были постыжены перед Богом и людьми и сами себе открыли дорогу во ад .

Немы да будут устны льстивыя, глаголющыя на праведнаго беззаконие, гордынею и уничижением.

Выражением устны льстивыя указывает псалмопевец опять на того же Ахитофела, о котором шла речь в предыдущем стихе. Этот беззаконный и гордый человек состоял в числе людей близких к царю и льстивыми словами и речами долгое время притворялся верным другом Давида, но как скоро представился случай, он тотчас же изменою ему доказал свое вероломство и лицемерие. А потому словами: немы да будут устны льстивыя и проч. – пророк ясно показывает, что льстивые уста клеветников достойно и праведно наказаны будут вечным молчанием (во аде немы ); потому что они изрыгали ложь и хулу против неповинного Давида, не сделавшего никакой обиды, никакого зла ни Ахитофелу, ни Авессалому, ни сообщникам их, которые глаголали на праведного беззаконие гордынею и уничижением , т.е. составили против законного царя Давида беззаконный совет, с величайшею гордостью и презрением. Таково свойство гордости, что она делает людей настолько дерзкими, что они готовы бывают говорить и делать всякую несправедливость.

Коль многое множество благости Твоея, Господи, юже скрыл еси боящымся Тебе, соделал еси уповающым на Тя пред сыны человеческими: скрыеши их в тайне лица Твоего от мятежа человеческа, покрыеши их в крове от пререкания язык.

Получив избавление от опасности вражеских нападений во время восстания Авессалома и восчувствовав новое проявление к нему милости Божией, Давид спешит излить свои благодарные чувства к Богу за многократно испытанную им благость Божию, и как бы не находя слов для выражения этих чувств, он приходит в восторг от удивления таковой благостью и восклицает: о Господи, какое множество у Тебя благ духовных, благодатных, которые сокрываешь и хранишь Ты у Себя для людей, боящихся Тебя, и которые приготовил, чтобы даровать их уповающим на Тебя пред сынами человеческими . По мнению св. отцов, в этих словах заключается пророчество о тех неизреченных благах, которые уготованы в воздаяние любящим Бога в будущей жизни (). Слова: соделал еси уповающим на Тя пред сыны человеческими показывают, что благость Божия, которою наслаждаются люди, уповающие на Бога в настоящей жизни, бывает явна и для самих нечестивых. Господь Бог Щедр и Милостив для всех: солнце Его сияет одинаково всем – и добрым, и злым; «дождит (Он) на праведных и неправедных» (), щедроты Свои изливает даже на неразумные твари; но духовными благами Его, дарами благодати Святого Духа пользуются одни верные и боящиеся Бога. И хотя сынове человечестии, т.е. люди плотские, и понятия не имеют о благах духовных и принять их не могут по неверию и по испорченности своей духовной природы, однако они не могут не видеть благотворного действия благодатных даров, не без удивления смотря на терпение и кротость, на веселое и спокойное состояние благочестивых. Словами: скрыеши их в тайне лица Твоего от мятежа человеческа – пророк дает понять, что благочестивые, боящиеся Бога и уповающие на милость Его, таинственно наслаждаются духовными благами, и духовная жизнь их, незримо для людей плотских, проходит под покровом благодати Божией. Суетная, мятежная жизнь человеческая как бы не касается их, они, находясь «в крове Бога Небеснаго» (), сокрыты от мятежа человеческого, и потому «не приидет (к ним) зло, и рана не приближится телеси их» (). Живя под покровом Божиим, они избавлены от всякого зла, причиняемого не только делами со стороны мятежных сынов человеческих, но и словами, происходящими от враждебных, злоречивых языков, – от пререкания язык .

Благословен Господь, яко удиви милость Свою во граде ограждения.

Град ограждения значит: укрепленный город. Выразив в предыдущих стихах удивление от чрезмерного множества благости Божией, сокрытой у Бога вообще для боящихся Его и уповающих на милость Его, псалмопевец переносит здесь это удивление лично на себя, называя себя укрепленным градом, в котором Господь проявляет особенную милость Свою, и, воздавая благодарность Господу Богу, говорит: благословен Господь , соделавший дивную милость Свою во мне, как бы в укрепленном граде, так что никакой враг не может причинить мне вреда.

Аз же Рех во изступлении моем: отвержен есмь от лица очию Твоею: сего ради услышал еси глас молитвы моея, внегда воззвах к Тебе.

В изступлении значит: в смятении, в недоумении. По связи с предыдущим, речь пророка имеет здесь такой смысл: во время восстания против меня врагов моих Господь проявил ко мне особенную Свою милость, дивно избавил меня от всех козней и нападений тех врагов; я же, убоявшись так неожиданно пришедших на меня напастей, увидел в них гнев Господень за мои грехи и оттого пришел в такой ужас и смятение, что едва не потерял надежду на Бога: в ужасе, в изступлении от страха я не только думал, но и готов был сказать, и говорил: отринул меня, Ты, Господи, от лица Своего, не угодно Тебе, чтобы я царствовал, и Ты отвратил очи Свои и милость Свою от меня, но, в смирении своем, я не отчаивался в благости Твоей, Господи, и тотчас же с прежним упованием на милосердие Твое воззвал к Тебе, и Ты услышал глас молитвы моей и не замедлил Своею помощью.

Возлюбите Господа, вси преподобнии Его, яко истины взыскает Господь и воздает излише творящым гордыню. Мужайтеся, и да крепится сердце ваше, вси уповающии на Господа.

Преподобнии значит: праведные, святые (объяснение см. ). Выражение: яко истины взыскает Господь по переводу с еврейского читается так: «Господь хранит верных», или так: «хранит верность». Но гораздо точнее и ближе к нашему славянскому чтению перевод с греческого (еп. Порфирия): «ибо истины требует Господь». Выражение: воздает излише творящым гордыню также различно читается в обоих переводах: с еврейского – «и поступающим надменно (гордо) воздает с избытком», а с греческого – «и воздает тем, которые слишком действуют надменно». Слово излише , поставленное между словами воздает и творящым , в первом переводе относится к слову воздает (с избытком воздает), а во втором (греч.) к слову творящым гордыню (слишком действуют надменно, чрезмерно горды). Но все эти, по-видимому, разные чтения не составляют противоречия и ясно выражают одни и те же мысли псалмопевца, который, повторив прежде сказанное, что Господь Бог, защищающий и спасающий всех верных Своих, требует от них истины, а нечестивых, которые забывают Бога и слишком надменно относятся к ближним своим, предает тягчайшим наказаниям; еще раз увещевает праведных возлюбить Господа: Возлюбите Господа, вси преподобнии Его , старайтесь свое поведение сообразовать с требованием Господней истины, жить по истине, ибо истины требует Господь. Мужайтеся , т.е. будьте тверды и не ослабевайте в терпении и уповании на Господа. Сердце ваше, проникнутое верою и любовью к Богу, пусть укрепляется и все более и более успокаивается в этих святых чувствах.

Псалом 30

Содержание псалма отвечает положению Давида во время гонений от Саула. Давид говорит о своей невинности (2, 6, 19), унижении и преследовании со стороны врагов (5-11), об унижении со стороны народа (12, 14). Давид скрывается в укрепленном городе (22), но несмотря на пребывание в последнем, он ненавидит "почитателей суетных идолов" (7). Последние два выражения указывают на факт спасения Давида в Секелаге филистимском (см. XV Пс).

Дополнение в русской Библии "во время смятения" - взято на основании 23 ст. То же дополнение находится в Вульгате, у 70-ти и в слав. Библии.

Так как Ты, Господи, Бог истины, то я надеюсь на Тебя одного и молю освободить меня от всех опасностей и сетей, которыми меня окружили враги (2-5). Я свою жизнь вверяю Тебе, ненавижу идолов и за оказанные мне милости буду воспевать Тебя (6-9). Настоящие мои бедствия тяжелы; мои силы истощились, меня все избегают, кругом слышу злоречие и попытки лишить меня жизни (10-14). Я жду защиты от Тебя одного: не дай врагам восторжествовать надо мною (15-19). Благословен Господь за ту милость, которою Он награждает преданных Ему и которую Он излил на меня в моем смятении. Да мужаются и укрепляются все, надеющиеся на Господа (20-25)!

1 Начальнику хора. Псалом Давида. [Во время смятения].
2 На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек; по правде Твоей избавь меня;

2. "По правде Твоей избавь меня" - потому что Ты, Господи, любишь правду, избавь меня от врагов. Здесь исповедание Давидом своей полной невинности пред Богом, на чем основана его уверенность и просьба о защите.

3 приклони ко мне ухо Твое, поспеши избавить меня. Будь мне каменною твердынею, домом прибежища, чтобы спасти меня,
4 ибо Ты каменная гора моя и ограда моя; ради имени Твоего води меня и управляй мною.

4. "Ради имени Твоего води меня и управляй мною" . Имя Божие - Бог истины. Давид пред Ним чист. Чтобы имя Божие не подвергалось осуждению и осмеянию со стороны врагов, Давид молит "водить его", т. е. спасти от бедствий, так как гибель в последних могла быть истолкована врагами в смысле указания на бессилие Бога спасти преданных Ему (6 ст.). - "В Твою руку предаю дух мой" - Тебе вверяю свою жизнь.

5 Выведи меня из сети, которую тайно поставили мне, ибо Ты крепость моя.
6 В Твою руку предаю дух мой; Ты избавлял меня, Господи, Боже истины.
7 Ненавижу почитателей суетных идолов, но на Господа уповаю.

7. Давид спасался в Секелаге, под защитой царя Анхуса и язычников. Но эта защита, не лишая Давида благодарного чувства к своим покровителям, не могла привязать его к ним по религиозным побуждениям: они почитают идолов, ложных богов и тем оскорбляют единого истинного Бога - Иегову. Эти-то верования Давид и ненавидит, и они-то не могут сблизить его с язычниками и вселить в него любовь и уважение к ним.

8 Буду радоваться и веселиться о милости Твоей, потому что Ты призрел на бедствие мое, узнал горесть души моей
9 и не предал меня в руки врага; поставил ноги мои на пространном месте.

9. "Поставил ноги мои на пространном месте" - вывел меня из стесненного положения на относительно свободное и безопасное место, именно в Секелаг.

10 Помилуй меня, Господи, ибо тесно мне; иссохло от горести око мое, душа моя и утроба моя.
11 Истощилась в печали жизнь моя и лета мои в стенаниях; изнемогла от грехов моих сила моя, и кости мои иссохли.

11. Давид молит Бога и в последующее время гонений, по оставлении им Секелага, спасти его от врагов. - "Изнемогла от грехов моих сила моя" - неточный перевод с еврейского, нужно бы сказать от "бедствий", или как в Вульгате "in paupertate", и у 70-ти - en ptwceia.

12 От всех врагов моих я сделался поношением даже у соседей моих и страшилищем для знакомых моих; видящие меня на улице бегут от меня.

12. Давида избегали знающие его. Это понятно: его преследовал Саул, как своего личного врага, и близкие отношения к Давиду, и сношения с ним кого-либо из евреев могли бы вызвать подозрения со стороны Саула в покровительстве ему и тем навлечь гнев царя.

13 Я забыт в сердцах, как мертвый; я - как сосуд разбитый,

13. "Я забыт в сердцах, как мертвый" - обо мне, как о мертвом, никто не вспоминает с сердечным, деятельным сочувствием.

14 ибо слышу злоречие многих; отвсюду ужас, когда они сговариваются против меня, умышляют исторгнуть душу мою.

14. "Исторгнуть душу" - лишить жизни.

15 А я на Тебя, Господи, уповаю; я говорю: Ты - мой Бог.
16 В Твоей руке дни мои; избавь меня от руки врагов моих и от гонителей моих.
17 Яви светлое лице Твое рабу Твоему; спаси меня милостью Твоею.
18 Господи! да не постыжусь, что я к Тебе взываю; нечестивые же да посрамятся, да умолкнут в аде.

18. "Да не постыжусь, что я к Тебе взываю" - синонимично ст. 4.

19 Да онемеют уста лживые, которые против праведника говорят злое с гордостью и презреньем.
20 Как много у Тебя благ, которые Ты хранишь для боящихся Тебя и которые приготовил уповающим на Тебя пред сынами человеческими!
21 Ты укрываешь их под покровом лица Твоего от мятежей людских, скрываешь их под сенью от пререкания языков.
22 Благословен Господь, что явил мне дивную милость Свою в укрепленном городе!
23 В смятении моем я думал: "отвержен я от очей Твоих"; но Ты услышал голос молитвы моей, когда я воззвал к Тебе.

23. "В смятении моем" - в тяжелом, смятенном состоянии, когда Давид нигде не видел и не находил защиты от людей.

24 Любите Господа, все праведные Его; Господь хранит верных и поступающим надменно воздает с избытком.

24. Помощь, полученная Давидом от Господа, наполняет его чувством благодарения к Нему. В этом факте он видит и утешительное указание для всех праведных, что Господь сохранит их, а поступающих "надменно" , руководящихся в своих действиях не указаниями Бога, но своими личными соображениями, карает "с избытком" , обильно, т. е. тяжко, как тяжек самый проступок неповиновения и отвержения руководства Бога.

25 Мужайтесь, и да укрепляется сердце ваше, все надеющиеся на Господа!

ПСАЛТЫРЬ, Псалом 30 Начальнику хора. Псалом Давида. Во время смятения.

На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек; по правде Твоей избавь меня; приклони ко мне ухо Твое, поспеши избавить меня. Будь мне каменною твердынею, домом прибежища, чтобы спасти меня, ибо Ты каменная гора моя и ограда моя; ради имени Твоего води меня и управляй мною. Выведи меня из сети, которую тайно поставили мне, ибо Ты крепость моя. В Твою руку предаю дух мой; Ты избавлял меня, Господи, Боже истины. Ненавижу почитателей суетных идолов, но на Господа уповаю. Буду радоваться и веселиться о милости Твоей, потому что Ты призрел на бедствие мое, узнал горесть души моей и не предал меня в руки врага; поставил ноги мои на пространном месте. Помилуй меня, Господи, ибо тесно мне; иссохло от горести око мое, душа моя и утроба моя. Истощилась в печали жизнь моя и лета мои в стенаниях; изнемогла от грехов моих сила моя, и кости мои иссохли. От всех врагов моих я сделался поношением даже у соседей моих и страшилищем для знакомых моих; видящие меня на улице бегут от меня. Я забыт в сердцах, как мертвый; я - как сосуд разбитый, ибо слышу злоречие многих; отвсюду ужас, когда они сговариваются против меня, умышляют исторгнуть душу мою. А я на Тебя, Господи, уповаю; я говорю: Ты - мой Бог. В Твоей руке дни мои; избавь меня от руки врагов моих и от гонителей моих. Яви светлое лице Твое рабу Твоему; спаси меня милостью Твоею. Господи! да не постыжусь, что я к Тебе взываю; нечестивые же да посрамятся, да умолкнут в аде. Да онемеют уста лживые, которые против праведника говорят злое с гордостью и презреньем. Как много у Тебя благ, которые Ты хранишь для боящихся Тебя и которые приготовил уповающим на Тебя пред сынами человеческими! Ты укрываешь их под покровом лица Твоего от мятежей людских, скрываешь их под сенью от пререкания языков. Благословен Господь, что явил мне дивную милость Свою в укрепленном городе! В смятении моем я думал: "отвержен я от очей Твоих"; но Ты услышал голос молитвы моей, когда я воззвал к Тебе. Любите Господа, все праведные Его; Господь хранит верных и поступающим надменно воздает с избытком. Мужайтесь, и да укрепляется сердце ваше, все надеющиеся на Господа!

ПСАЛТИРЬ, Псалом 30.

На тя, Господи, уповах, да не постыжуся во век; правдою твоею избави мя и изми мя. Приклони ко мне ухо твое, ускори изяти мя; буди ми в Бога защитителя и в дом прибежища, eже спасти мя. Яко держава моя и прибежище мое eси ты; и имене твоего ради наставиши мя и препитаеши мя. Изведеши мя от сети сея, юже скрыша ми; яко ты eси защититель мой, Господи. В руце твои предложу дух мой; избавил мя eси, Господи Боже истины. Возненавидел eси хранящыя суeты вотще; аз же на Господа уповах. Возрадуюся и возвеселюся о милости твоей, яко призрел eси на смиренiе мое, спасл eси от нужд душу мою и неси мене затворил в руках вражiих, поставил eси на пространне нозе мои. Помилуй мя, Господи, яко скорблю; смятеся яростiю oко мое, душа моя и утроба моя. Яко исчезе в болезни живот мой, и лета моя в воздыханiих; изнеможе нищетою крепость моя, и кости моя смятошася. От всех враг моих бых поношенiе, и соседом моим зело, и страх знаeмым моим; видящiи мя вон бежаша от менe. Забвен бых яко мертв от сердца; бых яко сосуд погублен. Яко слышах укоренiе многих живущих окрест; внегда собратися им вкупе на мя, прiяти душу мою совещаша. Аз же на тя, Господи, уповах, рех; ты eси Бог мой. В руку твоeю жрeбiи мои; избави мя из руки враг моих и от гонящих мя. Просвети лице твое на раба твоего; спаси мя милостiю твоею. Господи, да не постыжуся, яко призвах тя; да постыдятся нечестивiи, и снидут во ад. Немы да будут устны льстивыя, глаголющыя на праведнаго беззаконiе, гордынею и уничиженiем. Коль многое множество благости твоея, Господи, юже скрыл eси боящымся тебe, соделал eси уповающым на тя, пред сыны человеческими; скрыеши их в тайне лица твоего от мятежа человеческа, покрыеши их в крове от пререканiя язык. Благословен Господь, яко удиви милость свою во граде огражденiя. Аз же рех во изступленiи моем; отвержен eсмь от лица oчiю твоeю; сего ради услышал eси глас молитвы моея, внегда воззвах к тебе. Возлюбите Господа, вси преподобнiи eго; яко истины взыскает Господь и воздает излише творящым гордыню. Мужайтеся, и да крепится сердце ваше, вси уповающiи на Господа.

Пс. 30 В этом псалме Давид снова взывает к Господу с просьбой оградить его от ложных обвинений, выдвигаемых против него врагами (см. вводные замечания к Пс. 7). О каких именно обвинениях в адрес псалмопевца идет речь - не вполне ясно.

30:2 по правде Твоей. Псалмопевец взывает к Божией справедливости, поскольку его несчастья вызваны неправедностью его врагов. Божия справедливость предполагает, что все, кто связан с Ним узами завета, будут удостоены Его заступничества.

30:6 В Твою руку предаю дух мой. Веря, что Господь непременно спасет его, псалмопевец уже не боится своих врагов. Эти слова повторил на кресте Спаситель (Лк. 23,46), поскольку они в полной мере отвечают переживаниям гонимого на этой земле Христа (Пс. 21; 68).

30:7 суетных идолов. Псалмопевец считает языческих идолов не более чем плодом воображения их почитателей. Сам он верует только в Господа, "Бога истины" (ст. 6).

30:11 изнемогла от грехов моих сила моя. Вариант, предлагаемый Септуагинтой, - "от несчастий" - больше соответствует контексту данной фразы, ибо переживаемые Давидом несчастья в псалме объясняются не его грехами, а действием посторонних сил.

30:16 В Твоей руке дни мои. Псалмопевец знает, что история в целом и его жизнь в частности находятся во власти Господа; это знание утешает его в несчастье.

30:17 Яви светлое лице Твое. Ср. благословение священникам в Чис. 6,25. Лицезрение Бога - метафора Его милосердного присутствия, обещающего псалмопевцу спасение.

спаси меня милостью Твоею. Т.е. не по делам просящего, а исключительно по милосердию Самого Господа.

30:20 для боящихся Тебя. Т.е. для тех, кто, чтя завет, испытывает благоговейный страх перед Богом.

30:22 в укрепленном городе. Это - непростое для понимания место. Существует предположение, что его древнееврейский текст несколько искажен и что первоначально оно читалось как "в трудное время", что, несомненно, больше соответствует контексту. Однако не исключено, что псалмопевец вспоминает здесь о каком-то более раннем случае Божественного избавления.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения