Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Сравнительная таблица по клеткам растений животных грибов. Особенности строения клеток растений, животных и грибов

Имеющими истинное , которое содержит ДНК и отделено от других клеточных структур ядерной мембраной. Оба типа клеток имеют сходные процессы размножения (деления), которые включают митоз и мейоз.

Животные и растительные клетки получают энергию, используемую ими для роста и поддержания нормального функционирования в процессе . Также, характерным для обоих типов клеток является наличие клеточных структур, известных как , которые специализированы для выполнения конкретных функций, необходимых для нормальной работы. Животные и растительные клетки объединяет наличие ядра, эндоплазматического ретикулума, цитоскелета и . Несмотря на схожие характеристики животных и растительных клеток, они также имею множество различий, которые рассмотрены ниже.

Основные различия в клетках животных и растений

Схема строения животной и растительной клеток
  • Размер: клетки животных, как правило, меньше, чем растительные клетки. Размер животных клеток колеблются от 10 до 30 микрометров в длину, а клеток растений - от 10 до 100 микрометров.
  • Форма: клетки животных бывают разных размеров и имеют округлые или неправильные формы. Растительные клетки более схожи по размеру и обычно имеют форму прямоугольника или куба.
  • Хранение энергии: животные клетки хранят энергию в виде сложного углеводного гликогена. Растительные клетки хранят энергию в виде крахмала.
  • Белки: из 20 аминокислот, необходимых для синтеза белков, только 10 производятся естественным образом в клетках животных. Другие так называемые незаменимые аминокислоты получаются из пищи. Растения способны синтезировать все 20 аминокислот.
  • Дифференциация: у животных только стволовые клетки способны превращаться в другие . Большинство типов растительных клеток способны дифференцироваться.
  • Рост: клетки животных увеличиваются в размерах, увеличивая число клеток. Растительные клетки в основном увеличивают размер клеток, становясь более крупными. Они растут, накапливая больше воды в центральной вакуоли.
  • : у клеток животных нет клеточной стенки, но есть клеточная мембрана. Клетки растений имеют клеточную стенку, состоящую из целлюлозы, а также клеточной мембраны.
  • : клетки животных содержат эти цилиндрические структуры, которые организуют сборку микротрубочек во время деления клеток. Клетки растений обычно не содержат центриоли.
  • Реснички: встречаются в клетках животных, но, как правило, отсутствуют в растительных клетках. Реснички - это микротрубочки, которые обеспечивают клеточную локомоцию.
  • Цитокинез: разделение цитоплазмы при , происходит в клетках животных, когда образуется спайная борозда, которая зажимает клеточную мембрану пополам. В цитокинезе растительных клеток образуется клеточная пластинка, разделяющая клетку.
  • Гликсисомы: эти структуры не встречаются в животных клетках, но присутствуют в растительных. Гликсисомы помогают расщеплять липиды на сахара, особенно в прорастающих семенах.
  • : клетки животных обладают лизосомами, которые содержат ферменты, переваривающие клеточные макромолекулы. Растительные клетки редко содержат лизосомы, поскольку вакуоль растения обрабатывает деградацию молекулы.
  • Пластиды: в животных клетках нет пластид. Растительные клетки имеют такие пластиды, как , необходимые для .
  • Плазмодесмы: клетки животных не имеют плазмодесм. Растительные клетки содержат плазмодесмы, которые представляет собой поры между стенками, позволяющие молекулам и коммуникационным сигналам проходить между отдельными клетками растений.
  • : животные клетки могут иметь много маленьких вакуолей. Клетки растений содержат большую центральную вакуоль, которая может составляет до 90% объема клетки.

Прокариотические клетки

Эукариотические клетки животных и растений также отличаются от прокариотических клеток, таких как . Прокариоты обычно являются одноклеточными организмами, тогда как животные и растительные клетки обычно многоклеточные. Эукариоты более сложны и больше, чем прокариоты. К клеткам животных и растений относятся многие органеллы, не обнаруженные в прокариотических клетках. Прокариоты не имеют истинного ядра, поскольку ДНК не содержится в мембране, а свернута в области , называемой нуклеоидом. В то время как животные и растительные клетки размножаются митозом или мейозом, прокариоты чаще всего размножаются с помощью деления или дробления.

Другие эукариотические организмы

Клетки растений и животных не являются единственными типами эукариотических клеток. Протесты (например, эвглена и амеба) и грибы (например, грибы, дрожжи и плесень) - два других примера эукариотических организмов.

Очень долгое время древние ученые ошибочно относили грибы в одну группу с растениями. И делалось это только из-за их внешнего сходства. Ведь грибы, как и растения, не могут передвигаться. И с первого взгляда они вовсе не похожи на животных. Однако как только ученые получили возможность исследовать клетки, они обнаружили, что грибная клетка во многом похожа на клетку животных. Поэтому данные живые организмы перестали причислять к растениям. Однако и к животным их отнести нельзя, так как грибная клетка, кроме сходств, имеет и ряд отличий от животной. В связи с этим грибы выделили в отдельное царство. Таким образом, в природе существует пять царств живых организмов: животные, растения, грибы, бактерии и вирусы.

Основные особенности грибной клетки

Грибы относятся к эукариотам. Это живые организмы, в клетках которых присутствует ядро. Оно необходимо для того, чтобы защищать генетическую информацию, записанную на ДНК. Эукариотами, кроме грибов, являются животные и растения.

Кроме того, в старой клетке гриба может присутствовать вакуоль. Все перечисленные выше органоиды выполняют свои функции. Рассмотрим их в краткой табличке.

В отличие от растений, клетки грибов не содержат пластид. У растений эти органоиды отвечают за фотосинтез (хлоропласты) и окраску лепестков (хромопласты). Также грибы отличаются от растений тем, что в их случае только старая клетка имеет вакуоль. Растительные же клетки обладают этим органоидом на протяжении всего жизненного цикла.

Ядро у грибов

Так как они являются эукариотами, в каждой их клетке содержится ядро. Оно предназначено для защиты генетической информации, записанной на ДНК, а также для координации всех процессов, происходящих в клетке.

Данная структура обладает ядерной мембраной, в которой присутствуют специальные поры, состоящие из специальных белков — нуклеоприонов. Благодаря порам ядро может обмениваться веществами с цитоплазмой.

Та среда, которая находится внутри мембраны, называется кариоплазмой. В ней находится ДНК в виде хромосом.

В отличие от растений и животных, клетки которых обычно содержат одно ядро (исключением могут быть, например, многоядерные клетки мышечной ткани или безъядерные тромбоциты), грибная клетка зачастую имеет не одно, а два и больше ядер.

Заключение — разнообразие грибов

Итак, когда мы уже разобрались, как устроена клетка этих организмов, давайте в двух словах рассмотрим их разновидности.

Многоклеточные грибы, в зависимости от строения, делятся на такие классы: базидиомицеты, аскомицеты, оомицеты, зигомицеты и хитридиомицеты.

Сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов

Сходство в строении клеток эукариот.

Сейчас нельзя с полной уверенностью сказать, когда и как возникла на Земле жизнь. Мы также точно не знаем, как питались первые живые существа на Земле: авготрофно или гетеротрофно. Но в настоящее время на нашей планете мирно сосуществуют представители нескольких царств живых существ. Несмотря на большое различие в строении и образе жизни, очевидно, что между ними сходств больше, чем различий, и все они, вероятно, имеют общих предков, живших в далекой архейской эре. О наличии общих «дедушек» и «бабушек» свидетельствует целый ряд общих признаков у клеток эукариот: простейших, растений, грибов и животных. К этим признакам можно отнести:

Общий план строения клетки: наличие клеточной мембраны, цитоплазмы , ядра, органоидов;
- принципиальное сходство процессов обмена веществ и энергии в клетке;
- кодирование наследственной информации при помощи нуклеиновых кислот;
- единство химического состава клеток;
- сходные процессы деления клеток.

Различия в строении клеток растений и животных.

В процессе эволюции, в связи с неодинаковыми условиями существования клеток представителей различных царств живых существ, возникло множество отличий. Сравним строение и жизнедеятельность клеток растений и животных (табл. 4).

Главное отличие между клетками этих двух царств заключается в способе их питания. Клетки растений, содержащие хлоропласты,являются автотрофами, т. е. сами синтезируют необходимые для жизнедеятельности органические вещества за счет энергии света в процессе фотосинтеза. Клетки животных - гетеротрофы, т. е. источником углерода для синтеза собственных органических веществ для них являются органические вещества, поступающие с пищей. Эти же пищевые вещества, например углеводы, служат для животных источником энергии. Есть и исключения, такие как зеленые жгутиконосцы, которые на свету способны к фотосинтезу, а в темноте питаются готовыми органическими веществами. Для обеспечения фотосинтеза в клетках растений содержатся пластиды, несущие хлорофилл и другие пигменты.

Так как растительная клетка имеет клеточную стенку, защищающую ее содержимое и обеспечивающую постоянную ее форму, то при делении между дочерними клетками образуется перегородка, а животная клетка, не имеющая такой стенки, делится с образованием перетяжки.

Особенности клеток грибов.

Таким образом, выделение грибов в самостоятельное царство, насчитывающее более 100 тыс. видов, абсолютно оправдано. Свое происхождение грибы ведут или от древнейших нитчатых водорослей, утерявших хлорофилл, т. е. от растений, или от каких-то неведомых нам древнейших гетеротрофов, т. е. животных.


1. Чем растительная клетка отличается от животной?
2. Каковы различия в делении растительных и животных клеток?
3. Почему грибы выделены в самостоятельное царство?
4. Что общего и какие различия в строении и жизнедеятельности можно выделить, сравнивая грибы с растениями и животными?
5. На основании каких признаков можно предположить, что все эукариоты имели общих предков?

Каменский А. А., Криксунов Е. В., Пасечник В. В. Биология 10 класс
Отправлено читателями с интернет-сайта

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей

Урок: «Особенности строения клеток растений, животных и грибов».

Цель урока: обеспечить знание учащимися сходства и различий в строении клеток растений, животных и грибов.
Задачи урока:

образовательные

Формирование знаний об отличительных особенностях растительной, животной и грибной клеток, принципиальном единстве их строения; формировании единой картины живой природы;

развивающие:

Развивать у учащихся умения сравнивать, анализировать, делать выводы;

Развивать образное и логическое мышление, речь - словарный запас биологических знаний;

Создать условия для включения учеников в активную познавательную деятельность;

Совершенствовать навыки работы учащихся с микроскопом;

воспитательные

Формирование научного мировоззрения;

Выработка коммуникативных навыков при работе в группе;

Воспитывать интерес к познанию живой природы.

Оборудование:

Таблицы, изображающие строение клеток растений, животных и грибов;

Раздаточный материал для сбора модели клетки;

Раздаточный материал с инструкцией для выполнения лабораторной работы;

Микроскопы;

Готовые микропрепараты клеток растений (элодея), животных (инфузория-туфелька), грибов (мукор).
Тип урока: комбинированный.

Презентация.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемное изложение.

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Ход урока.

I.Организационный момент. (2мин.)

Здравствуйте, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и начнем наш урок. А если вы посмотрели бы друг на друга через микроскоп, что бы вы увидели? (клетки) А только мы состоим из клеток? (нет) А кто ещё? (Бактерии, растения, животные, грибы) Значит все они состоят из клеток? (да) На какие две группы мы разделили эти организмы на прошлом уроке? (прокариоты и эукариоты) Давайте вспомним их особенности, выполнив самостоятельную работу.

    Проверка домашнего задания. (5 минут)

    Для проверки знаний приготовлены задания по вариантам трех уровней: 1,2,3 задания на оценку три, 4 задание на четверку, 5 задание на пятерку.
    (Выполняется самостоятельная работа на 4 мин.)

(Задания на интерактивной доске )
Тема: Сходство и различие в строении прокариотических и эукариотических клеток.

Вариант1.



А. Оформленное ядро.
Б. Цитоплазма.
В. Митохондрии.
Г. Эндоплазматическая сеть.

2)Аппарат Гольджи не встречается в клетках:
А. Бактерий.
Б. Растений.
В. Животных.
Г. Всех перечисленных.

3)К прокариотам относятся:
А. Грибы.
Б. Животные.
В. Бактерии.
Г. Растения.
4)Правильно ли утверждение?
Кольцевая ДНК характерна для бактерий.
5)Вставьте пропущенное слово:
Бактерии не относятся к эукариотам, потому что они не имеют………..

Вариант 2.
Выбрать один правильный ответ:
1)Перечислите черты сходства клеток прокариот и эукариот:
А. Оформленное ядро.
Б. Митохондрии.
В. Эндоплазматическая сеть.
Г. Рибосомы.
2) Лизосомы не встречается в клетках:
А. Бактерий.
Б. Растений.
В. Животных.
Г. Всех перечисленных.
3)К эукариотам не относятся:
А. Грибы.
Б. Животные.
В. Бактерии.
Г. Растения.
4)Правильно ли утверждение?
Впячивания клеточной мембраны внутрь клетки бактерий называются мезосомы.
5)Вставьте пропущенное слово:
Бактерии относятся к прокариотам, потому что они не имеют………..

Взаимопроверка. (1мин.)
Поменяйтесь с одноклассником тетрадями, проверьте работу, поставьте оценку.
Ответы:
В1. В.2

1)Б 1)Г
2)А 2)А
3)В 3)В
4)Да 4)Да
5)Ядра 5)Ядра

III. Объяснение нового материала

1. Постановка проблемной задачи: (1мин.)

Чем же отличаются эукариоты от прокариотов? (наличием ядра)
Какие царства живых организмов относятся к эукариотам? (растения животные и грибы)
А все эукариоты одинаковы по строению? (нет)

А есть сходства? (есть)

Попробуйте сформулировать тему нашего с вами сегодняшнего урока.

Тема: Особенности строения клеток растений, животных и грибов.

Чтобы выявить особенности строения, мы должны с вами поставить перед собой цели. Давайте их сформулируем и в конце урока подведем итоги, удалось нам достичь поставленных целей или нет. (учащиеся формулируют цели)
Учитель подводит итог и формулирует главную цель урока
Цель урока: выяснить сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов и их причины.
(записи в тетради, 1мин.)

2. Актуализация знаний. (3 минуты)

Прежде, чем мы с вами займемся выявлением сходства и различий между клетками различных царств эукариот, давайте вспомним органоиды, которые входят в состав клеток и их функции. Это поможет нам составить полное представление о строении клеток различных царств живых организмов.

Игра (Угадай органоид).

На интерактивной доске представлен ряд органоидов. Учитель задает вопрос. Надо назвать органоид найти его на доске и назвать его функцию.

    Мелкие, овальные тельца, состоящие из двух субъединиц. (Рибосомы, синтез белка).

    Органоиды, внутренние мембраны которых называются кристы. (Митохондрии, синтез АТФ – универсального источника энергии).

    Зелёные пластиды, находящиеся в растительной клетке. (Хлоропласты, фотосинтез).

    Одномембранные органоиды, содержащие пищеварительные ферменты. (Лизосомы, внутриклеточное пищеварение, расщепление белков, жиров, углеводов).

    Центриоли – цилиндры, расположенные перпендикулярно друг к другу. (Клеточный центр, участвует в делении клетки, в формировании веретена деления).

    Система трубочек и полостей, пронизывающих цитоплазму клетки. (ЭПС, синтез и транспорт органических веществ).

3. Сходство в строении клеток эукариот. (2 минуты)

Сейчас нельзя с полной уверенностью сказать, когда и как возникла на Земле жизнь. Мы также точно не знаем, как питались первые живые существа на Земле: авготрофно или гетеротрофно. Но в настоящее время на нашей планете мирно сосуществуют представители нескольких царств живых существ. Несмотря на большое различие в строении и образе жизни, очевидно, что между ними сходств больше, чем различий, и все они, вероятно, имеют общих предков, живших в далекой архейской эре. О наличии общих «дедушек» и «бабушек» свидетельствует целый ряд общих признаков у клеток эукариот: простейших, растений, грибов и животных. К этим признакам можно отнести:

Общий план строения клетки: наличие клеточной мембраны, цитоплазмы , ядра, органоидов;
- принципиальное сходство процессов обмена веществ и энергии в клетке;
- кодирование наследственной информации при помощи нуклеиновых кислот;
- единство химического состава клеток;
- сходные процессы деления клеток.

4. Различия в строении клеток растений и животных. (15 минут)

В процессе эволюции, в связи с неодинаковыми условиями существования клеток представителей различных царств живых существ, возникло множество отличий. Сравним строение и жизнедеятельность клеток растений, животных и грибов.

Чтобы это сделать все вы сегодня будете работниками научно-исследовательского института перед которыми стоит задача выявить особенности строения клеток растений, животных и грибов. Выполнив вместе задание, мы получим ясную картину сходства и различий. Помощником для вас является учебник стр.75-78 и ваши знания о строении клетки.
Выполнение исследовательской работы – моделирование клетки.
(выполняется по группам, для каждой группы своё задание, 5 мин; выступление 3 мин.)
Задание: 1).Пользуясь знаниями, полученными при изучении строения клетки, текстом и рисунками учебника собрать модель клетки растений (1группа), животных (2группа), грибов (3группа). 2). Объяснить одноклассникам у доски по своей модели признаки сходства и различий.
3).Найденные данные вписать в таблицу.
4).Чем объясняются эти сходства и различия?

1группа
Растительная клетка.
Задание:
1.Пользуясь знаниями, полученными при изучении строения клетки, текстом (стр.75-79), рисунками учебника №22 (стр.56) и №23 (стр.57), таблицей №3 (стр.74), таблицей №4 (стр.76) собрать модель клетки растений.
2. Объяснить одноклассникам у доски по своей модели признаки сходства и различий растительной клетки с клетками животных и грибов.


Исследовательская работа – моделирование клетки.

2группа
Животная клетка.
Задание:
1.Пользуясь знаниями, полученными при изучении строения клетки, текстом (стр.75-79), рисунками учебника №22 (стр.56) и №23 (стр.57), таблицей №3 (стр.74), таблицей №4 (стр. 76) собрать модель клетки животных.
2. Объяснить одноклассникам у доски по своей модели признаки сходства и различий животной клетки с клетками растений и грибов.
3.Найденные данные вписать в таблицу на доске и в тетради.
4.Чем объясняются эти сходства и различия?
Исследовательская работа – моделирование клетки.

3группа
Грибная клетка.
Задание:
1.Пользуясь знаниями, полученными при изучении строения клетки, текстом (стр.75-79), рисунками учебника №22 (стр.56) и №23 (стр.57), таблицей №3 (стр.74), рисунком клетки собрать модель клетки грибов
2. Объяснить одноклассникам у доски по своей модели признаки сходства и различий грибной клетки с клетками растений и животных.
3.Найденные данные вписать в таблицу на доске и в тетради.
4.Чем объясняются эти сходства и различия?

На доске таблица. Один представитель от творческой группы заполняет таблицу, пока второй защищает свою модель.
Таблица: Сравнение строения клеток растений, животных и грибов.

Признаки

Клетки растений

Клетки

животных

Клетки

Клеточная стенка

Клетка не меняет своей формы

Клетка может менять свою форму

Клетка не меняет своей формы

Пластиды

Хлоропласты, хромопласты, лейкопласты.

Рибосомы

Аппарат Гольджи

Лизосомы

Митохондрии

Крупные полости, с клеточным соком, с запасом питательных веществ. Тургор клетки.

Мелкие пищеварительные, сократительные,

выделительные.

Полости с клеточным соком, с запасом питательных веществ. Тургор клетки.

Синтез АТФ

В пластидах и митохондриях

В митохондриях

В митохондриях

Запасной углевод

Гликоген

Гликоген

Центриоли

Способ питания

Автотрофы

Гетеротрофы

Гетеротрофы:

Деление

Образуются перетяжки между дочерними клетками

Образуются перегородки между дочерними клетками

7.О чём говорит сходство и различие растительной, животной и грибной клетки?

Выводы: (1мин.)

1.Сходство указывает на принадлежность этих клеток к эукариотами и на единство их происхождения.
2. Различия указывают на то, что они относятся к разным царствам. Их эволюция шла разными путями.

IV. Закрепление знаний. (10 минут)

Существует пословица: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Давайте мы с вами сейчас рассмотрим клетки растений, животных и грибов под микроскопом и выполним лабораторную работу (инструкции у каждого на столе). Не забывайте при работе с микроскопом о правилах Т.Б.

Лабораторная работа

Тема: Наблюдение клеток растений, животных, грибов под микроскопом на готовых микропрепаратах.

рассмотреть клетки растений, животных, грибов под микроскопом на готовых микропрепаратах (вспомнив при этом основные приемы работы с микроскопом), вспомнить основные части, видимые в микроскоп и сравнить строение клеток растительных, грибных и животных организмов.

Оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты растительной (элодея), животной (инфузория-туфелька), грибной (плесневые грибы) клеток

Ход работы.
На уроке:
-рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты растительных, животных и грибных клеток;
-зарисуйте по одной растительной, животной и грибной клетке;
- подпишите их основные части, видимые в микроскоп.

Дома:
-сравните строение растительной и животной клеток;

Почему грибы относят к отдельному царству?
-о чем свидетельствует сходство клеток растений, грибов и животных?
-о чем свидетельствуют различия между клетками представителей различных царств природы?

Обсуждение результатов.

V. Практическое применение полученных знаний. (5 минут)

Ребята, мы многое знаем про клетки, а эти знания нужны в жизни человека? (Да)

Сообщения учащихся о достижениях в изучении клетки, значении их.

    Рефлексия (2минуты)

Продолжите предложения - наш урок подошел к концу и я хочу сказать:

Для меня было открытием то, что ……….

Сегодня мне на уроке удалось (не удалось) …………

Итак, скажите мне пожалуйста, удалось нам сегодня реализовать цель, которую мы поставили в начале урока? (Да)

    Выставление оценок (2 минуты)

    Домашнее задание.

2) Оформить лабораторную работу.

Урок закончен, до свидания.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения