Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Болотов история древней церкви 2. Василий васильевич болотов лекции по истории древней церкви

Посмертное издание лекций по истории древней церкви профессора Василия Васильевича Болотова. Желание видеть этот курс в печати давно уже высказывается почитателями Василия Васильевича, и оно имеет основания для себя как в намечаемой у нас настоятельной потребности в изданиях подобного рода, так и в общепризнанномученом авторитете Болотова и известных его слушателям достоинствах его чтений.

Принятый способ издания лекций В. В. Болотова через привлечение к делу неавторизованных записей, вообще значительно осложняя выполнение задачи, особые затруднения вызывает по отношению к введению, для которого нет проверенного самим В. В. Болотовым для литографии в целом виде текста. Оно издается главным образом по курсам 1898-1899 и затем 1887-1888 и 1890-1891 гг. По самому свойству предмета здесь именно чаще всего встречаются собственные имена, цифры, заглавия сочинений; их приходилось проверять и восстанавливать иногда по книгам из библиотеки Василия Васильевича. Необходимые особенно в этом отделе более важные дополнения библиографического характера к чтениям Василия Васильевича отмечаются квадратными скобками или относятся в примечания. Но главной задачей было всюду прежде всего восстановление, насколько возможно, содержания лекций самого Василия Васильевича, на основании иногда крайне неблагодарного материала.

Недочеты, какие будут встречаться в предпринимаемом издании, должны быть относимы на счет состояния источников и их настоящей обработки. Но можно думать, что появление академических чтений Василия Васильевича даже в настоящем несовершенном виде не умалит его ученой славы, а сделает л ишь результаты его ученой деятельности доступными для более широкого круга читателей, нежели какой можно предполагать для его специальных трудов.

А. Бриллиантов

Василий Болотов - Лекции по истории древней церкви I-II - Введение в церковную историю - История Церкви в период до Константина Великого

В. В. Болотов. - 2-е изд. - Минск: Белорусская Православная Церковь, 2011. - 576 с.

ISBN 978-985-511-341-7

Василий Болотов - Лекции по истории древней церкви - Том I - Введение в церковную историю - Содержание

Предисловие

I. Предварительные понятия

  • 1. Понятие об истории
  • 2. Понятие о Церкви
  • 3. Работа историка.
  • 4. Объективность и конфессионализм в церковной истории

II. Вспомогательные науки для церковной истории

Дипломатика. Сфрагистика. Эпиграфика. Нумизматика. Палеогра­фия. Материал для письма; задачи палеографии: чтение рукописей и определение времени и места написания их; значение палеографии. Филология и ее значение. География. Значение собственных имен гео­графических; пособия и первоисточники по исторической географии древнего мира и по церковной географии. Церковная статистика. Оно­матология (просопография). Пособия для определения собственных имен епископов и других лиц. Право. Пособия для уяснения наимено­ваний должностей. Метрология и метрологические наименования. Хронология материальная и формальная. Труды по 1) материальной хронологии; 2) формальной хронологии: а) техническая и б) матема­тическая (астрономическая). Сведения о различных эрах и способах летосчисления.

  • Римское летосчисление
  • Восточное (сирийское) летосчисление
  • Египетское летосчисление
  • Летосчисление от Р.Х.
  • Вопрос о времени рождества и смерти Христа
  • Летосчисление от сотворения мира
  • Летосчисления абиссинское, грузинское и армянское
  • Мусульманское летосчисление
  • Византийское летосчисление по индиктионам

III. Источники церковной истории

  • 1. Монументальные источники
  • 2. Книжные источники общего характера и их фундаментальные издания
  • 3. Специальные источники церковной истории

IV. Разделение церковной истории на периоды

Указатель имен и соборов

Василий Болотов - Лекции по истории древней церкви - Том II - История Церкви в период до Константина Великого - Содержание

Предисловие

История Церкви в период до Константина Великого. Общий характер этого периода

ОТДЕЛ ПЕРВЫЙ. ХРИСТИАНСТВО И МИР ЯЗЫЧЕСКИЙ: БОРЬБА ХРИСТИАНСТВА С ЯЗЫЧЕСТВОМ В ЖИЗНИ И В МЫСЛИ

I. Церковь послеапостольская и Римская империя

  • 1. Мученичество
  • 2. Причины гонений на христиан
  • 3. История гонений

II. Апологии христианства и языческая полемика

III. Борьба христианства с языческой мыслью в форме гносиса

  • 1. Происхождение и общий характер гносиса
  • 2. Схема содержания гностических систем и опыты их классификации
  • 3. Важнейшие гностические системы

IV. Распространение христианства

  • 1. Источники сведений о распространении христианства в древнейшее время
  • 2. Распространение христианства на Востоке
  • 3. Распространение христианства на Западе

ОТДЕЛ ВТОРОЙ. ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ ЦЕРКВИ: ВЫЯСНЕНИЕ ДОГМАТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ И НАЧАЛ ЦЕРКОВНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ОБРЯДА

I. Раскрытие учения о Богочеловеке («богословская» стадия по преимуществу: учение о Святой Троице)

  • 1. Учение о Христе как Боге и теория о Логосе
  • 2. Монархианство
  • 3. Учение о Святой Троице Тертуллиана и Оригена и общая схема построения этого учения в доникейский период
  • 4. Учение о человеческой природе Христа в доникейский период. Учение Иринея, Тертуллиана, Климента Александрийского. Оригена.
  • 5. Динамистическое монархианство Павла Самосатского

II. Опыт системы христианского гносиса Оригена

III. Монтанизм

IV. Споры о дисциплине и расколы в древней Церкви

  • 1. Раскол Каллиста и Ипполита
  • 2. Расколы Новата и Новатиана
  • 3. Спор о крещении еретиков
  • 4. Раскол донатистов
  • 5. Мелитианский раскол.

V. Споры о времени празднования Пасхи

  • A) Первая эпоха: разница между римской и малоазийской практикой
  • Б) Вторая эпоха: разница между Александрией и Сирией. Вопрос о Пасхе на Никейском соборе
  • B) Третья эпоха: разность между Александрией и Римом

VI. Церковный строй в первые три века христианства.

Указатель имен и соборов

В. В. Болотов. 2-е изд. - Минск: Белорусская Право­славная Церковь, 2011. - 768 с.

ISBN 978-985-511-342-4

Василий Болотов - Лекции по истории древней церкви - Том III - История Церкви в период Вселенских соборов - Церковь и государство - Церковный строй - Содержание

Предисловие

История Церкви в период Вселенских соборов. Общий характер этого периода

ОТДЕЛ ПЕРВЫЙ. ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО

I. Обращение в христианство Константина Великого

II. Значение национальных особенностей греков и римлян и традиций римского государства и Христианской Церкви при установлении отношений между Церковью и государством

III. История отношений между Церковью и государством со времени Константина Великого

  • 1. Религиозная политика Константина Великого и его сыновей
  • 2. Языческая реакция при Юлиане Отступнике
  • 3. Религиозная политика императоров после Юлиана

IV. Борьба христианства с язычеством в жизни и мысли

V. Права и привилегии Церкви в христианскомгосударстве

  • 1. Имущественные права
  • 2. Свобода от податей и повинностей (иммунитет).
  • 3. Судебные привилегии
  • 4. Право ходатайства и право убежища
  • 5. Прочие менее важные законы в пользу Церкви

ОТДЕЛ ВТОРОЙ. ЦЕРКОВНЫЙ СТРОЙ

I. Клир и иерархия

  • 1. Условия вступления в клир
  • 2. Увеличение клира и новые церковныедолжности
  • 3. Диаконы и пресвитеры
  • 4. Епископы
    • Приложение
      • Избрание патриарха у сиро-персидских несториан и у коптов
      • Избрание папы в Римско-Католической Церкви

Васильевич

Лекции по истории

Древней Церкви

I. Церковь послеапостольская

и Римская империя

Характерный признак положения первенствующей церкви определяется названием ее «ecclesia pressa» («гонимая, угнетаемая Церковь»). Действительно, этот период до того исключителен, что вопрос об отношении государства к христианской церкви отодвигает все другие вопросы на задний план. Если посмотреть с отдаленной точки на это время, то представилась бы одна картина - борьбы за существование. Важнейшие вопросы внутренней церковной жизни явились бы как подробность в этой картине. Что устоит: дух или цифра, - вот главный вопрос этого периода.

1. Мученичество

Борьба церкви с внешней силой государства нашла выражение в мученичестве. Церковь послеапостольского периода, ecclesia pressa, была церковь мучеников. Мученичество - в высшей степени характеристичное явление; что оно тесно связано с этим временем, видно из того, как трудно передать на других языках греческое понятие «μαρτυς». Древние восточные народы перевели его буквально, следовательно, без комментария. Греческое μαρτυς - значит свидетель. Ему соответствует сирийское sohdo, testis, от глагола sehad, testatus est, арабское sahid шахид (Лук. XXIV, 48), temoin veridique, от глагола шахида, rendre temoignage de, эфиопское самаъыт, послух, от глагола самыъа (= евр.) - услышал, асмыъа - послушествовал = свидетельствовал, армянское vkaj (Лук. XXIV, 48) от глагола vkajel. свидетельствовать, грузинское, кажется, мотцаме, т. е. также свидетель . Новые славянские, не исключая и западных (чешское mucedlnik, польское meczennik), при переводе истолковали это слово, но не совсем верно. Напротив, западные народы, начиная с латинского, оставили греческое слово без перевода; латинское martyr перешло во все романские, до румынского включительно, и германские языки (немецкое Martyrer), впрочем, с толкованием в славянском смысле (Marter = мучение, истязание, пытка), равно как и в мадьярский.

Слово «мученик», которым переводится у славян греческое μαρτυς - свидетель, передает лишь второстепенную черту факта и явилось как отзыв непосредственного человеческого чувства на повествование о тех ужасных страданиях, которые переносили martures. Такой перевод указывает, что в мученичестве эти народы больше всего поражены истязаниями мучеников, а не их свидетельством за веру. Но христианин грек смотрел на явление с другой стороны. Мученики - это борцы (αθληται) веры; их мучение - это «подвиг» с оттенком торжественности, αγων. μαρτυς, следовательно, не пассивный (мученик a participio passivi) страдалец, а герой - деятель. В истории о мучениках нас, отделенных от начала христианства многими веками, поражают прежде всего те истязания, которым они подвергались. Но для современников, знакомых с римской судебной практикой, эти истязания были явлением обычным. Истязанию в известных случаях подвергался всякий человек - преступник, был ли то язычник или христианин. Пред римским трибуналом христиане, обвиняемые в нарушении общественного порядка, являлись как подсудимые, заслуживающие (в случае виновности) наказания и прежде всего подлежащие самому серьезному допросу. Пытки на римском суде являлись обыкновенным законным средством дознания. К тому же и нервы римского человека, привыкшего к возбуждению кровавыми зрелищами в амфитеатрах, так были притуплены, что жизнь человека ценилась мало. Так, например, показание раба, по римским законам, только тогда имело значение на суде, если оно было дано под пыткою, и свидетелей-рабов пытали; в расчет не ставилось, если невинный раб, вся вина которого заключалась в том, что он знал нечто важное для другого свободного человека, выходил с изломанными членами и полуживой. Таким образом, то, в чем мы видим жестокость, тогда было обыкновенною подробностью судопроизводства. При том же христиане обвинялись в уголовном преступлении, «в оскорблении величества», а к подсудимым этого рода судьи имели законное право применять пытки в обилии. Поэтому страдания христиан для того времени были явлением выходящим из ряда тогда лишь, когда пытки были особенно утонченны и зверски или же нравственно возмутительны. Таким образом, выраженное в нашем термине понятие о мученичестве всего менее может уяснить истинный смысл мученичества.

Современное состояние филологической науки таково, что она пока удовлетворительно не может объяснить греческое «μαρτυς». Тем не менее, филологи высказываются в том смысле, что μαρτυς сродно с μαρμαιρω, блещу, сверкаю. Другие ставят в связь μαρτυς с μερμερος, трудный (sorgenvoll); корень в μερμενος - μερ, отсюда же и «μεριμνα», - слово трудно переводимое; на русский язык оно передается неточно словом «забота», как и φροντις . Предполагают, что этот корень фигурирует в санскритском smarati, он помнит - но с таким оттенком, что самое памятование доставляет муку помнящему, т. е. это нечто такое, чего забыть нельзя. Это «помнит» соприкасается с латинским memoro, но не memini, которое происходит от корня mana. Разница между memini и memoro заключается в том, что первое означает приятное ощущение свободной и сильной памяти, а со вторым соединяется понятие терзания. Здесь же находят корень для немецкого smerza, означающего боль. Таким образом, μαρτυς означает того, кто знает что-нибудь и чувствует это во всем существе своем как тягость, и это он исповедует.

Какой смысл нужно соединить с мученичеством, видно а) из библейского словоупотребления в Новом Завете, находящего объяснение в особой исторической задаче христианства первых времен, б) из противоположения понятия «мученик» понятию «исповедник», в) из исторического понятия «свидетель», как оно сложилось на библейской почве в ветхозаветные времена. Аналогию для уяснения этого смысла может до некоторой степени представлять моральная логика суда присяжных в настоящее время.

а) О высоте подвига мучеников в истории христианской церкви свидетельствует уже то, что Сам Иисус Христос благоволит называть Себя «μαρτυς» - «свидетелем верным» (Апок. III, 14, 1, 5; ср. Eus.h.e. V, 2. 3) и мучеников - по славянскому словоупотреблению - Своими «свидетелями» (Апок. II, 13: Αντειπας [пергамский] ο μαρτυς Μου ο πιστος Μου, ος απεκτανθη παρη υμιν ср. Апок. XVII, 6: εκ του αιματος των μαρτυρων Ιησου Деян. XXII, 20 о Стефане). Но Христос называется также и «апостолом исповедания нашего» (Евр. III, 1) и на апостолов возлагает служение быть Его свидетелями , μαρτυρες (Деян. I, 8, ср. XXVI, 16. 22). И апостолы свою миссию называют «την μαρτυριαν Ιησου Χριστου» (Апок. I, 2). Итак, мученичество есть продолжение апостольского служения в мире.

1910 г.

под ред. Бриллиантова А. - Посмертное издание. - СПб. : Тип. М. Меркушева, 1910. - 474 с. ; 25 см. - Приложение к "Христианскому Чтению" за 1908, 1909 и 1910 гг.

Болотов Василий Васильевич (1853-1900) - русский православный историк Церкви. Окончил Осташковское духовное училище и Тверскую Духовную Семинарию, а затем СПб. Духовную Академию (1879). Еще в студенческие годы поражал всех «изумительным знанием Священного Писания и свободным чтением по латинскому, греческому, немецкому и французскому тексту». Знал еврейский, сирийский, арабский и др. древние языки. Магистерская диссертации Болотова «Учение Оригена о Святой Троице» (СПб., 1879) была защищена в 1879 и явилась настоящим событием в русской церковно-исторической науке. Болотов был профессором древней церковной истории в СПб. Духовной Академии. Посмертно изданные его «Лекции по истории древней Церкви» (СПб., 1907-18, т.1-4) стали классическим образцом православного и одновременно строго научного метода исследования. период, а также дальнейшие судьбы христианства разных народов Востока и Запада. Он также интересуется вопросами об отношении междун церковью и государством, отношением церкви к языческому миру, историей богословской мысли, расколом церквей и зарождением папства.

110. Сам В. В. Болотов в своих лекциях (курс 1892/3 г.), равно и в упомянутых выше этюдах, напечатанных после его смерти в виде статьи под заглавием „К истории императора Ираклия“. (Визант. Времен. XIV, 1, 89–91, отд. отт. 22–24), высказывает мнение, что собор в Карине, на котором произошло воссоединение Эзра и других армян с греческою церковью, было в конце 628 или начале 629 года. В указанной статье, как terminus post quem non собора, устанавливается 28 июля 631 г., дата смерти антиохийского монофиситского патриарха Афанасия, ввиду письма от имени этого патриарха к низложенному предшественнику Эзра Христофору, имеющегося в армянском переводе хроники Михаила Великого, где упоминается о „неразумном деянии“ Эзра. При определении же точной даты собора В. В. Болотов следует показанию Ованнеса Мамиконяна, что собор был в 19 году царствования Ираклия (5 окт. 628–4 окт. 629). С доверием отнесся к этому показанию уже М. Brоsset, Histoire de la Siounie par Stéphamios Orbélian, traduite do l’arménien. I. S.-Pétersboürg 1864, 724. - Но письмо с именем Афанасия, по обнародовании соответствующей части хроники Михаила в подлинном сирийском тексте (II, 3, ed. Chabot, 1904), оказалось на деле принадлежащим Маруте, митрополиту Мар-Маттай, и адресованным к преемнику Афанасия - Иоанну; слов об Эзре в начале письма (равно и конца письма) здесь нет, и они появились уже лишь в армянской обработке хроники. Ср. В. Ter-Minassiantz, Die armenische Kirche in ihren Beziehungen zu den syrischen Kirchen bis zum Ende des 13. Jahrhunderts. (Texte und Untersuchungen herausgeg. von О. Gebhardt und A. Harnack. N. F. XI, 4). Leipzig 1904, 177–8. Как о подложном - „gefälscht“ - говорит об этом письме уже О. Braun, Das Buch der Synhados. Stuttgart und Wien 1900, 383 (cp. Ter-Minassiantz, 67). С другой стороны, еще ранее G. Owsepian, Die Entstehungsgeschichte des Monotheletismus nach ihren Quellen geprüft und dargestellt. Leipzig 1897, 51–4, обратил внимание на то, что, по Себеосу (История имп. Иракла, гл. 28), предшественник Эзра Христофор был поставлен на кафедру при Каваде, занимавшем престол в 628 г. от 25 февраля до сентября, и заменен Эзром после двух лет правления, на третьем. Отсюда он выводит, что это низложение не могло быть ранее конца 630 г., а собор, если он был уже в первый год Эзра, не мог состояться ранее начала 631 г. Но в Narratio de rebus Armeniae неизвестного автора, изданном Combefis (1648), время собора определяется, как 23-й год Ираклия, 4-й по смерти Хосроя. Так как 23-й год Ираклия (632 окт. 5–633 окт. 4) „очень хорошо может соответствовать 633 году, а не 632, как думает Ассемани“, и у Стефана Орбеляна замечается, что собор был в 3-м году правления Эзра, то и нужно отнести его к 633 году (54). Эту дату можно встретить уже у А. Ter-Мike1ian, Die armenische Kirchу in ihren Beziehungen zur byzantinischen (vom IV. bis zum XIII. Jahrhundert). Leipzig 1892, 61; но у него она появляется независимо от указанных оснований, вследствие лишь недоразумения. После аргументации Овсепяна, ее теперь и принимают обычно ученые. Ср. G. Krüger в Hauck’s RE3 XIII , 40347. A. Pernice, L’imperatore Eraclio. Firenze 1905, 2254: „L’anno di questo concilio è stato saldamente fissato da Owsepian“. Ю. Кулаковский, История Византии. III. Киев 1915, 131–2. - Нужно, однако, заметить (на это обращает внимание и Кулаковский), что сообщаемый в Narratio 23-й год Ираклия в действительности не совпадает с поставленным рядом с ним 4-м годом по смерти († 628 февр. 29) Хосроя II (631 февр. 28 [+ 1] - 632 февр. 28). Необходимо, очевидно, предположить ошибку или автора или переписчиков, в одной из цифр, κγ" или δ" (в изданном Комбефизом тексте стоит „έν τετάρτω έτει“, но в предшествовавших его оригиналу рукописях могло быть и буквенное обозначение). Согласие дат, между прочим, достигалось бы, если бы предположить замену первоначального. А в последнем случае чрез Δ, и видеть здесь не Хосроя II, а Хосроя III († во второй половине 632 или первой 633 года); но нужно считать, по-видимому, почти несомненным, что здесь имеется в виду именно Хосрой II, а не эфемерный и малоизвестный Хосрой III. Если признать δ" происшедшим из ε", то для собора получится время 632 окт. 5–633 февр. 28; если же исправить κγ" в κβ", то - 631 окт. 5–632 февр. 28. Не следует, однако, при этом упускать из виду, что остается неизвестным, как автор вел счет лет, не отождествлял ли годы в отношении к началу с византийскими (с 1 сентября) или даже армянскими (с 21 июня, - если он был армянин, писавший по-гречески). Во всяком случае, нельзя еще, по-видимому, считать вопрос решенным окончательно в пользу 633 г., и Овсепян без достаточных, оснований совсем отвергает предложенный еще Ассеманием 632 г. (этот год принимает G. Williams в Smith and Wace, Diction, of Christian Biography, I . - 18, 3 с. - Извлеч. из: Христиан, чтение. - 1896. - № 2.

9. Заметки к Краткой эфиопской хронике: С прил.: Новейшая история Абиссинии по Краткой хронике из собр. Азиат, музея Имп. Акад. наук / Изд. и пер. Б.А. Тураева. - СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1910. - 36 с.: табл. - (Памятники эфиопской письменности; 9). - Отт. из: Визант. временник. - 1910. -Т. 17.

10. Заметки о селе Кравотыни. - СПб.: Тип. Меркушева, 1910. - 14 с. - Извлеч. из: Христиан, чтение. - 1910. -Апр.

11. Заметки по поводу текста литургии св. Василия Великого: (Письма архиеп. Финляндскому Антонию) - СПб.: Тип. Меркушева, 1914. - 18с. - Извлеч. из: Христиан, чтение. - 1914. -Март.

12. Из истории Церкви Сиро-Персидской. - СПб.: Тип. Лопухина, 1901. - , 197 с. - Извлеч. из: Христиан, чтение. - 1898.

13. Из церковной истории Египта. - СПб.: Тип. Елеонского, 1884-1893.

Вып. 1: Рассказы Диоскора о Халкидонском Соборе: По Revue egyptologique, publiee sous la direction de H. Brugsch, F. Chabas, Eug. Revillout. - 1880. - C. 187-189; 1883. - p. 17-25 et 27- 33; 1884. - , 132 c. - Извлеч. из: Христиан, чтение. - 1884- 1885.

Вып. 2: Житие блаженного Афу, епископа Пемджеского: По Revue egyptologique, publiee sous la direction de H. Brugsch, F. Chabas, Eug. Revillout. - 1880. - C. 187-189; 1881. - C. 21-25; 1883. -

С. 17-25 и 27-33; 1886.- С. 133-177.- Извлеч. из: Христиан, чтение. - 1886. - № 3-4.

Вып. 3: Архимандрит тавеннисиотов Виктор при дворе константинопольском в 431 г.: По The church quarterly review. - 1891, October. - 1892. - С. 179-254. - Извлеч. из: Христиан, чте- -ние. - 1891-1892.

Вып. 4: День и год мученической кончины святого Евангелиста Марка. - 1893. - С. 257-342. - Извлеч. из: Христиан, чтение. - 1893. - С. 122-174, 405-434.

14. Иностранная богословская литература: (Библиогр. заметки). - [СПб.]: Тип. Елеонского, Ценз. 1882. - 41 с. - Извлеч. из: Христиан, чтение. - 1882. - № 11-12.

15. К вопросу о Fllioque / С предисл. проф. А. Бриллиантова. - СПб.: Тип. Меркушева, 1914. -VI, 138 с. - Извлеч. из: Христиан, чтение.- 1913. - № 4. - С. 431-457; № 5. -С. 573- 596; №6.- С. 726-746; № 7-8. - С. 921-927; № 9. - С. 1046-1059; №11.- С. 1289-1309; № 12. -С. 1391-1414.

16. К вопросу об ареопагитских творениях: (Письмо архиеп. Финляндскому Антонию) - СПб.: Тип. Меркушева, 1914. -С. 555- 580. - Извлеч. из: Христиан, чтение. - 1914. - Май.

17. К истории внешнего состояния Константинопольской Церкви под игом турецким. - СПб.: Тип. Елеонского, Ценз. 1882. - 66 с. - Извлеч. из: Христиан, чтение. - 1882. - № 9-10.

18. К истории императора Ираклия. - [СПб.]: Тип. Имп. Акад. наук. Ценз. 1908. - 57 с. - Библиогр. в примеч. - Отт. из: Визант. временник. - 1907. -Т. 14.

19. Лекции по древней общей церковной истории, читанные в С.-Петербургской Духовной Академии... в 1884/5учеб. году.-СПб.: Печатня Григорьева, Ценз. 1885. - 247 с. -Литогр.

20. Лекции по истории Древней Церкви: Посмертн. изд. / Под ред. [и с предисл.] проф. А. Бриллиантова. - СПб.: Тип. Меркушева, 1907.

1: Введение в церковную историю. - 1907. -VIII, X. 234 с. - Прил. к: Христиан, чтение. - 1907.

2: История Церкви в период Константина Великого. - 1910. - XVIII, 474 с. - Прил. к: Христиан, чтение. - 1908, 1909, 1910.

3: История Церкви в период Вселенских Соборов. 1. Церковь и государство. 2. Церковный строй. - 1913. -XIV, 340 с. - Прил. к: Христиан, чтение. - 1911-1913.

4: История Церкви в период Вселенских Соборов. 3. История богословской мысли. - 1918. - XVI. 600 с. - Прил. к: Христиан, чтение. - 1913-1918.

21. Лекции по общей церковной истории, читанные в 1894/5 акад. г. студентам С.-Петербургской Духовной Академии: 54 и 55 курсы. - [СПб., 1895]. - 432 с. - В норме загл.: Общая церковная история.

22. Лекции по общей церковной истории, читанные студентам 1-го и 2-го кур. С.-Петербургской Духовной Академии в 1888/9 учеб. г. - СПб.: Литогр. Гробовой, Ценз. 1889. - 373, 75 с.

23. Либерии, епископ римский, и Сирмийские Соборы: (Четверть часа магистерского коллоквиума 8 окт. 1890 г., доп. и разъясн.). - СПб.: Тип. Катанского, 1893.

Вып. 1, (гл. 1-10). - 1893. - 118 с. - Извлеч. из: Христиан, чтение. - 1891. - Март - апр. - Нояб. - дек.

24. Михайлов день: Почему Собор святого Архистратига Михаила совершается 8 ноября?: Эортол. этюд. - СПб.: Тип. Катанского, 1892. - 56 с. - Извлеч. из: Христиан, чтение. - 1892. - Нояб.-дек.

Прил.: Следы древних месяцесловов Поместных Церквей: Appendix к этюду «Михайлов день». - 1893. - С. 61-94; 177-210 (паг. 2-я). - Извлеч. из: Христиан, чтение. - 1893. - Янв. - февр.

25. Несколько страниц из церковной истории Эфиопии: 1. К вопросу о соединении абиссин с Православною Церковию; 2. Богословские споры в Эфиопской Церкви. - СПб.: Тип. Елеонского, 1888. - III с. - Библиогр. в примеч. - Извлеч. из: Христиан, чтение. - 1888. - № 1-2, 7-8.

26. Об армянском церковном годе. - [СПб.]: Тип. Имп. Акад. наук. Ценз. 1912. - С. 267-276. - Отд. отт. из: Восток Христиан., 1912.-Т. 1, вып. 3.

27. Общая церковная история: Лекции. - [СПб.]: Типо-лит. Яз-довского, . - 336 с. -Литогр. изд.

То же. - СПб., 1896. - 379, 24 с. ". То же. - СПб.: Лит. Богданова, 1897.

То же. - [СПб.]: Лит. Фомина, . - 375 с. - Загл. на 1-й с.: Распространение христианства.

28. Описание двух эфиопских рукописей, пожертвованных в Библиотеку С.-Петербургской Духовной Академии преосвященным

Анатолием, епископом Балтским (ныне Острогожским). - [СПб.]: Тип. Елеонского, }

Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения