Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что такое благодать святого духа. Святой Праведный Иоанн Кронштадтский

Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы Жития святых Книга отзывов Исповедь Архив Карта сайта Молитвы Слово батюшки Новомученики Контакты

еп.Инокентий Иркутский

Благодать Божия – благодать Духа Святого

Как ни много дано для нравственной нашей жизни Спасителем нашим, Иисусом Христом, однако дело нашего спасения требует участия еще новой божественной помощи, которой бы совершалось самое усвоение верующими спасительных заслуг Иисуса Христа. Эта помощь и подается в благодати Божией, немощное врачующей и оскудевающее восполняющей.

Под благодатью в широком смысле можно понимать всякую милость Божию, даруемую Богом человеку без всякой заслуги с его стороны, и в особенности все то, что относится к устроению нашего спасения чрез Иисуса Христа; но в частнейшем смысле под благодатью разумеется та спасительная Божия сила, которая совершается по действию Святого Духа, подается преимущественно в святых таинствах церковных и проявляется в многообразных дарах Духа Святого и чудесах, совершаемых облагодатсвованными людьми и различными святыми.

Действие благодати Божией есть действие в высшей степени духовно-таинственное, а потому, как общее учение о благодати, так и в частности о ее участии в нравственной жизни, есть один из важнейших и труднейших вопросов догматических, раскрываемых посему в догматике с особенною обстоятельностью.

Моралист же может сказать о благодати то, что она действует в обращении людей ко спасению и в совершении спасения, или иначе во всех важнейших моментах нравственной жизни и на всех ступенях нравственного усовершенствования.

При действии благодати Божией свобода воли человеческой не нарушается; равно как и свободою действий человеческих не стесняется действие благодати, всегда живой и действенной. "Благодать, несмотря на то, что она благодать, спасает желающих, а не тех, которые отвергаются ее и противятся ей", говорит святой Иоанн Златоуст.

Хотя Иисус Христос совершил все необходимое для спасения всех людей, однако многие не пользуются им, так как сами по себе они никак не могут выйти из своего поврежденного состояния. Между тем, кроме собственной поврежденной природы бывают еще посторонние нравственно-неблагоприятные влияния. Это еще более заграждает грешнику путь ко спасению.

"Душа человеческая, оставленная самой себе, столь слаба, что коль скоро дух злобы нападает на нее, или же чувственные пожелания потребуют себе удовлетворения, то она редко может противляться им; но порабощается ими, и поели того никак не может восстановить себя в первобытное состояние", говорит святой Антоний Великий. Из сего очевидно, что для того, чтобы человек начал жить христианской жизнью, необходимо особенное возбуждающее или призывающее действие благодати Божией.

Возбуждение совершается, во-первых, через Слово Божие, которое "глаголаша святии Божии человецы", просвещаемые Духом Божиим, и которое потому есть дух, жизнь и "сила Божия во спасение всякому верующему" (Рим.1,16).

Внимание со стороны человека к призыванию благодати составляет первый шаг ко спасению; за ним следует особенная восприемлемость к Слову Божию и учению благовестников оного; а далее подаются особенные отверстия сердца и ума к уразумению глубины содержания и силы духа его.

Облеченный и окружаемый всеми дарами благодати, христианин для развития и укрепления в себе начала новой жизни должен, во-первых, хранить и питать дух ревности о жизни в Боге; во-вторых, упражнять все силы свои в религиозно-нравственной деятельности и, в-третьих, вести борьбу с искушениями к злу, так как в этих подвигах совершается преуспеяние в истинно-христианской жизни, а без соблюдения их возможно уклонение от истинного пути жизни и даже совершенная погибель.

Хранение и питание духа ревности о жизни по воли Божией есть единственная для нас спасительная сила. "Где он, там заботы, усердие, готовность на дела, угодные Богу. Где его нет, там все прекращается и падает: нет жизни духа, он хладеет, замирает", говорит один из наших богословов еп. Феофан Затворник.

Когда божественная благодать воздействует на человека в сердце его, тогда дух его проникает туда своим сознанием, а за ним и все силы души и тела. Отсюда самособранность есть заключение сознания в сердце; напряженное собрание туда сил души и тела есть существенное к сему средство. Таким образом, самособранность не то же, что самоуглубление при размышлении, так как здесь все происходит в голове, а там в исходище всех движений, в сердце. Это пребывание в глубине души, и потому человек самособранный называется внутренним. "Царствие Божие внутрь вас есть", говорит Сам Иисус Христос.

Кто, идя по пути христианства, будет надеяться только на свои силы, тот не сделает даже шагу на нем; и если бы Иисус Христос, великий Благодетель наш, не давал нам помощи к тому, то никакой человек не мог бы пройти сим путем. И самые даже Апостолы, когда не имели этой помощи, не могли, боялись и страшились идти за Иисусом Христом; но когда получили помощь от Иисуса Христа, тогда пошли они за Ним с радостью и весельем, и никакие трудности и страдания, и даже самая смерть, не устрашала их. Но какая это помощь, которую дает Иисус Христос идущим за Ним? – Помощь эта есть помощь Духа Святого, Которого дарует нам Иисус Христос, и Который всегда при нас, и всегда окружает нас и привлекает к Себе; и всякий, кто хочет, может получать Его и исполняться Им.

Дух Святой, как Бог, третье Лицо Святой Троицы, так же всемогущ, как Отец и Сын. Он животворит, одушевляет и дает силы тварям. Он дает животным жизнь, человекам ум, а христианам жизнь духовную, высшую: то есть Дух Святой вразумляет человека и помогает ему идти в Царствие небесное.

Дух Святой дается не по заслугам, но даром и по милосердию Божию посылается на спасение людей; и Дух Святой помогает так: Дух Святой, вселясь в человека, дает ему веру и свет. Без Него никто не может иметь истинной живой веры.

Без просвещения Духа Святого и самый мудрец и ученый человек в делах Божиих и Его строительстве есть совершенный слепец. Напротив того, Дух Святой и самому неученому и простому человеку может открыть внутренне и прямо показать дела Божии, и может дать ему восчувствовать сладость небесного Царствия. Человек, имеющий в себе Духа Святого, чувствует в душе своей необыкновенный свет, дотоле ему совсем неизвестный.

Дух Святой, вселясь в человека, производит в сердце его истинную любовь. Истинная любовь в сердце есть как бы жар чистый или теплота, согревающая его; она есть корень, производящий в нем все добрые дела. Для человека, одушевленного истинною любовью, нет ничего трудного, страшного и невозможного; для него никакие законы и заповеди не трудны, и все удобоисполнимы.

Вера и любовь, даруемые человеку Духом Святым, суть такие величайшие и сильнейшие средства, что имеющий их может легко, удобно, с радостью и утешением идти по пути, которым прошел Иисус Христос.

Сверх того, Дух Святой дает человеку силу противиться прелести мира, так что он хотя и пользуется, как временный посетитель, не прилепляя к ним своего сердца. Но человек, не имеющий в себе Духа Святого, при всей учености и благоразумии своем, более или менее, всегда раб и поклонник мира.

Дух Святой дарует человеку премудрость. Это мы можем видеть особенно на святых Апостолах, которые до получения Духа Святого были люди самые простые и неученые; но потом кто мог противиться их премудрости и силе слова их? Дух Святой дарует и премудрость в делах и поступках: так, например, человек, имеющий в себе Духа Святого, всегда найдет средства и время ко спасению своему, и среди мирского шума и при всех занятиях своих, он умеет входить в самого себя, – тогда как обыкновенному человеку кажется это невозможным даже в самом храме Божием.

Дух Святой дарует истинную радость и веселье сердца и неколеблемый мир. Человек, не имеющий в себе Духа Святого, никогда не может радоваться истинной радостью и веселиться чистым весельем, и не может иметь душевного, усладительного мира. Правда, он иногда радуется и веселится; но что это за радость? минутная и нечистая; а веселье его – всегда пустое, бедное, после которого скука еще более одолевает его. И также правда, что таковой человек бывает иногда покоен; но этот покой не есть духовный мир, но сон или дремота души. И горе будет тому, кто нерадит и не хочет воспрянуть от такового сна!

Дух Святой дает истинное смирение. Человек и самый разумный, если он не имеет в себе Духа Святого, не может надлежащим образом знать самого себя; ибо, как сказано выше, он без помощи Божией не может видеть своего внутреннего состояния души. Если он делает добро другим и поступает честно, то он думает о себе, что он человек праведный и даже совершенный в сравнении с другими, и потому он думает, что он ни в чем уже не нуждается. Ах, как часто люди погибают от ложной уверенности в своей честности и правде, – то есть от того погибают, что они, надеясь на свою праведность, совсем не думают о духе христианства и помощи Духа Святого, тогда как им крайне необходима помощь Его.

И, так как Дух Святой дается только просящему и ищущему, а такие люди не только не просят и не ищут Его, но даже и не считают это нужным: то Он им не дается, – и следовательно, они остаются в заблуждении и погибают. Но Дух Святой, вселившись в сердце человека, показывает ему всю внутреннюю его бедность и слабость, и растление души и сердца его, и удаление от Бога; и, при всех его добродетелях и правде, показывает ему все грехи его, леность и нерадение о спасении и благе людей, его своекорыстие в самых, по-видимому, безкорыстных его добродетелях, его самолюбие – там, где он и не подозревал его.

Кратко сказать, Дух Святой показывает все в настоящем виде. И тогда человек начинает смиряться истинным смирением, начинает терять надежду на собственные свои силы и добродетели, считает себя худшим из людей. А смиряясь пред Иисусом Христом, Который есть един Свят во славу Бога Отца, начинает истинно раскаиваться, и с того времени решается не грешить более и жить осторожнее: а ежели он в самом деле имеет какие-нибудь добродетели, то он видит ясно, что он сделал и делает их не иначе, как помощью Божиею, и потому начинает надеяться на одного только Бога.

Дух Святой научает истинной молитве. Никто, пока не получит Духа Святого, не может молиться такою молитвою, которая истинно приятна Богу. Потому что, ежели кто, не имея в себе Духа Святого начинает молиться, то душа его рассеивается в разные стороны, от одной вещи к другой, и он никак не может удержать свои мысли на одном; и при том, он не знает должным образом ни самого себя, ни своих нужд, ни того, как просить и чего просить от Бога, – да и не знает, кто такой Бог.

Но человек, в котором обитает Дух Святой, и знает Бога, и видит, что Он есть Отец его, и знает как приступить к Нему, и как просить, и чего просить от Него. Мысли его в молитве, стройны, чисты и устремлены к одному предмету – Богу; и молитвою своею он точно может сделать все, – даже переставить горы с места на место.

Вот краткое сказание о том, что дарует Дух Святой тому, кто имеет Его в себе! И вы видите, что без помощи и содействия Духа Святого невозможно не только войти в Царствие небесное, но даже сделать шагу на пути к нему. И потому необходимо надобно искать и просить Духа Святого и иметь Его в себе, подобно тому, как имели Его святые Апостолы.

Дух Святой есть дар Божий; надобно сказать, что Духа Святого может получить только истинно верующий, то есть исповедующий Святую Православную Кафолическую веру: исповедующий право, без всякой прибавки или убавки, или перемены, но так, как предали нам святые Апостолы и изложили и утвердили Святые Отцы на Вселенских Соборах. Всякое сомнение и мудрование о вере есть непокорность; а непокорный не может быть храмом или домом Духа Святого.

Дух Святой, как совершеннейшая чистота, никак не может быть в человеке, оскверненном грехами. Да и как Он может быть в сердце нашем, когда оно наполнено и загромождено разными заботами, желаниями и страстями?

А потому: если мы хотим, чтобы Дух Святой, Которого мы получаем при крещении нашем, не отдалялся от нас, или ежели мы хотим получить Его опять: то должны быть чисты сердцами нашими и должны беречь тела наши от блудодеяния; потому что сердце и тело наше должны быть храмом Духа Святого. И ежели кто чист сердцем и не осквернен телом, то Дух Святой войдет в него и овладеет его сердцем и душою, если только таковой человек не будет надеяться на свои добрые дела и хвалиться ими, т. е. считать себя как бы вправе получить дары Духа Святого, или получить как должную награду.

Но ежели ты, по несчастью, осквернил и растлил твое сердце и тело: то старайся очистить себя покаянием, т. е. перестань грешить, и в сокрушении сердца – раскаивайся в том, что ты до сих пор оскорблял Бога, любвеобильного Отца твоего; кайся и начинай жить с большей осмотрительностью: тогда и ты можешь получить Духа Святого.

Одно из надежнейших средств к получению Духа Святого есть смирение. Хотя бы ты был человек честный, добрый, справедливый и милостивый, словом, хотя бы ты исполнял все заповеди Божии, но при всем том всегда считай себя неключимым рабом, и не более как орудием Божиим, чрез которое Он действует. И притом, если внимательнее рассмотреть наши добрые дела и даже самые великие добродетели: то много ли из них окажется таких, которые будут стоить названия христианских добродетелей?

Истинную цену золоту дает искусство, а истинную цену добродетелям дает любовь, – но любовь христианская, чистая, безкорыстная, – любовь, которую дарует только Дух Святой. Все, что сделано не по христианской любви, т. е. не Духом Святым, не есть истинная добродетель. И потому человек, не имеющий в себе Духа Святого, при всех своих добродетелях, неимущ и беден.

Духа Святого можно получить внимательным слушанием гласа Божия. Глас Божий, говорящий ясно, внятно и вразумительно можно слышать везде и во всем, только для этого надобно иметь "уши слышати". Бог, как человеколюбивейший Отец твой, от самого рождения твоего и поныне, каждодневно говорит тебе, призывает тебя к Себе, предостерегает, наставляет, учит и вразумляет.

Глас Божий, говорящий тебе, чтобы ты всем сердцем любил Бога, только благодеющего тебе, и благодарил Его по силе твоей, и чтобы ты, пользуясь благами мира сего, не забывал радовать и меньших братий Иисуса Христа, т. е. нищих, и не забывал бы истинных благ и радостей небесных и Того, Кто есть Источник всяких благ и радостей. Кто из нас не слыхал и не слышит гласа Божия, говорящего нам через разные приключения с нами? – Да, все мы слышим, и слышим ясно и внятно; но немногие из нас понимают и делают по гласу Божию.

Мы, обыкновенно в печалях и горестях наших, вместо того, чтобы углубляться в себя, ищем рассеяния в суетных занятиях или забавах; и вместо того, чтобы таковые Божии посещения принимать как великое врачевство и пользовать ими душу свою, мы ищем избавиться от них, и даже иногда ропщем и выходим из себя. Или, по крайней мере, вместо того, чтобы искать утешения в Боге, Источнике всякого утешения, мы ищем в мире и его наслаждениях.

А будучи в благополучии и благоденствии, вместо того, чтобы более и более любить Бога, как Благодетеля нашего, мы забываем Его, и вместо того, чтобы блага, которые Господь нам дарует, употреблять на пользу общую и для пособия нуждающихся братий наших, употребляем их на свои прихоти и на удовлетворение своих совершенно излишних желаний. Ежели законопреступно и страшно быть невнимательным и не слушать гласа царя земного, то кольми паче грешно и страшно не внимать и не слушать гласа Царя небесного! Таким небрежением и невниманием можно дойти до того, что Бог, после многочисленных и непрестанных гласов и призываний Своих, наконец отвергает нас от Себя, как упорных детей, и попустит нам делать все, что мы вздумаем: а от этого может быть то, что ум наш мало помалу может помрачиться до того, что и самые ужасные и мерзкие грехи нам покажутся не более как неизбежными слабостями человеческой натуры. И потому, сколько полезно и спасительно быть внимательным ко гласу Божию, столько же гибельно и ужасно не слушать его и отвращаться от него.

Духа Святого можно получить молитвою. Это средство есть самое простое и надежное, которое всякий и всегда может употреблять. Известно, что молитва бывает наружная и внутренняя: то есть, кто молится и кланяется телом, дома или в церкви, тот молится наружно; а кто душой и сердцем своим обращается к Богу и старается всегда иметь Его в уме своем, тот молится внутренне. Которая из сих молитв лучше, действительнее и приятнее Богу – всякий из вас знает. Вы знаете также и то, что молиться Богу можно всегда и везде, на всяком месте, и даже тогда, когда грех одолевает нас; можно молиться и в работе, и без работы, в праздники и будни, и стоя, и сидя, и лежа; вы это знаете. Но здесь надобно сказать только то, что хотя внутренняя молитва есть самое сильное средство к получению благодати Божией, но не надобно оставлять и наружной молитвы, и особенно молитвы общественной.

Много надобно употреблять труда и старания для того, чтобы уметь молиться святою молитвою; не вдруг и не скоро можно дойти до того, чтобы быть в состоянии возносить мысли и сердце свое к Богу: потому что не только с нами, обыкновенными людьми, но даже со многими и из тех, которые всю жизнь свою посвятили на молитву, случается, что хочешь обратить свои мысли к Богу, а они разбиваются в разные стороны и на разные дела: хочешь в мыслях своих иметь Бога – а тебе приходит совсем другое, и иногда даже ужасное.

Истинная молитва имеет в себе сладостное утешение сердца, так что многие святые отцы по целым дням и суткам стояли на молитве, и в сладостном восторге своем не замечали времени и продолжения их молитвы. И для них молитва была не труд, а наслаждение. Но не легко достигнуть такого состояния, особенно тому, кто с детства давал полную волю страстям своим и теснил свою совесть. Впрочем, что же на свете, или какая наука и искусство, или утешение достаются нам легко, скоро и без труда?

И потому молясь, несмотря на то, что ты в молитве, кроме трудов, не видишь никакого утешения или наслаждения, – молись, и молись прилежно и с возможным усердием; приучай себя к молитве и беседованию с Богом; рассеивающиеся мысли твои, по возможности, старайся собрать и удерживать, – и мало помалу и ты почувствуешь, что тебе становится легче и легче, и ты иногда будешь чувствовать сладостные утешения. И ежели ты будешь об этом заботиться искренно, то Дух Святой, видя твое старание и искренность желания твоего, скоро покажет тебе, и потом, войдя в тебя, будет учить тебя молиться молитвою истинною. Всего легче молиться в случающихся с нами несчастиях и горестях; и потому не упускай таковых случаев и пользуйся ими: изливай печаль твою пред Богом в молитве.

Иисус Христос велит нам молиться непрестанно. Многие говорят: как можно молиться непрестанно, живя в мире? Если мы займемся одною молитвою, то когда же мы будем исправлять свои должности и заниматься своими делами? Конечно, иметь непрестанной молитвы мы не можем наружно, то есть всегда стоять на молитве: потому что мы должны исправлять и другие обязанности и трудиться. Но кто чувствует свою внутреннюю бедность, тот не перестанет молиться и среди своих занятий; кто усердно желает войти в Царствие небесное, тот найдет случай и время молиться и внутренне, и наружно: он и при самых тяжких и безпрерывных работах найдет время сказать слово Богу и поклониться Ему. Не находит времени молиться только тот, кто не хочет молиться.

Еще сказано, что грешников Бог не послушает, то есть грешники не получат от Бога того, чего они просят. И правда: но каких грешников не послушает Бог? Таких, которые молят Бога простить им грехи их, а сами ничего не хотят простить другим и ни за что. Конечно, таких грешников Бог не послушает, и не исполнит их мольбы. А потому ты, когда молишься Богу об оставлении долгов твоих, то и сам оставь долги другим, и имей намерение отстать от твоих грехов. Когда молишь Бога, чтобы Он был к тебе милостив, будь в то же время и сам милостив к другим, и тогда Бог тебя послушает.

Некоторые думают, что молиться можно только по книге. Конечно, хорошо, если ты умеешь молиться и славить Бога в псалмах и песнях духовных; но если ты не грамотный, то вольно для тебя знать важнейшие молитвы, особенно же молитву Господню (то есть Отче наш): потому что в этой молитве, данной нам Самим Иисусом Христом, изложены все наши нужды.

Но когда обстоятельства не дозволяют тебе молиться долее, то говори обыкновенные молитвы, как-то: Господи помилуй! или Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!

Некто из святых отцов сказал: ежели ты хочешь, чтобы молитва твоя долетала к Богу, то дай ей два крыла, то есть пост и милостыню. Что же есть пост? Пост может быть различен, для человека воспитанного в неге, пост может быть такой, для воспитанного в простом и грубом состоянии – другой: потому что для одного ничего не значит употреблять самую грубую пищу и быть здоровому, или пробыть без пищи несколько дней, а для другого большая перемена в пище может быть очень ощутительна и даже вредна. И потому для всякого вообще пост наипаче есть воздержание и строгая умеренность в употреблении пищи.

Что есть милостыня? Под именем милостыни должно разуметь все дела милости и милосердия, как-то: накормить голодного, напоить жаждущего, одеть нагого, посетить больного и заключенного в темнице, и помочь им; и также дать место бездомному, призреть сироту, и прочее. Но чтобы милостыня твоя была истинная, то все это ты должен делать без хвастовства, не желая похвалы от людей за благодеяния твои, или благодарности от бедных. Но поступай так, как говорит Сам Иисус Христос, то есть: чтобы левая рука твоя не знала того, что делает правая; и тогда Отец небесный, видящий тайное, воздаст тебе явно.

Получить Духа Святого можно чтением и слушанием Священного Писания, как истинного Слова Божия. Священное Писание есть такое сокровище для человека, из которого он может почерпать и свет, и жизнь: свет, который может просветить и умудрить всякого человека, и жизнь, которая может оживить, утешить и усладить всякого человека.

Священное Писание есть одно из величайших благодеяний Божиих к человеку, и такое благодяние, которым может воспользоваться всякий, кто только хочет. Но надобно сказать, что Священное Писание есть Божественная премудрость, и премудрость чудная, такая, что его может понимать и постигать самый простой и неученый человек, и оттого многие люди из простых, читая или слушая Священное Писание, сделались благочестивыми и получили Духа Святого; но были и такие, даже из ученых, которые, читая Священное Писание, заблудились и погибли: а это оттого, что одни читали его в простоте сердца и без мудрования и умствования и искали в нем не учености, а благодати, силы и духа, а другие, напротив того, считая себя мудрыми и всезнающими людьми, искали в нем не силы и духа слова Божия, но премудрости мирской, и вместо того, чтобы с покорностью принять все, что угодно было Провидению открыть нам, они пытались проникнуть и узнать сокровенное; и оттого они впадали или в безверие, или в расколы. Нет! скорее можно все море влить в малую чашу, нежели человеку постигнуть всю премудрость Божию!

И потому, когда ты читаешь или слушаешь Священное Писание, отложи всякое свое мудрование, покорись слову и воле Того, Кто говорит тебе через Священное Писание, и проси Иисуса Христа, чтобы Он Сам вразумил тебя, осветил ум твой, и чтобы дал тебе охоту читать Священное Писание и исполнять то, что в нем сказано.

Есть на свете много книг, называемых полезными и душеспасительными; но только те из них стоят сего названия, которые основаны на Священном Писании и которые согласны с учением Православной нашей Церкви: и потому можно и должно читать таковые книги, но в выборе их надобно быть осторожному, чтобы иногда, под видом душеспасительной книги, не попалась такая, которая может погубить душу.

Всем нравственно больным людям, как пораженным одной и той же болезнью греха, Спаситель указывает одно и то же средство к исцелению от болезни, именно – крещение водой по вере в Него, во имя совершающих спасение трех Лиц Божества (Мф.28,19); и всем нравственно слабым людям, как страдающим от одной и той же причины, именно – от слабости воли для энергичной борьбы со злом, Спаситель указывает одно и то же средство к воспитанию нравственной энергии воли – таинство Тела и Крови Своей (Иоан.6,51-55).

В крещении сообщается человеку спасительная сила Христовой смерти (Рим.6,3), то есть все грехи человека, принявшего крещение по заповеди Спасителя, принимаются на Себя Спасителем мира, и потому человек совершенно очищается от всех грехов своих и, в силу этого, облекается во Христа, то есть становится членом Его царства (Гал.3,27).

Конечно, божественная сила Спасителя ни в каком случае не может быть связана какими-нибудь чувственными условиями, и Сам Спаситель для очищения грехов человека вовсе не нуждается в том, чтобы верующий в Него человек непременно принял троекратное погружение в воду. Но, что не нужно Спасителю, как Богу, в том, по самой природе своей, естественно нуждается человек, потому что для человека мысль и жизнь – не одно и то же, и простое признание веры вовсе не составляет для него обязательного правила жизни.

Следовательно, крещение со стороны человека удостоверяет его обещание Богу доброй совести (1Петр.3,21), со стороны же Спасителя оно дарует грешному человеку искупление его грехов и таким образом открывает ему действительный путь к достижению им своего вечного спасения. Но так как идти по этому пути для немощного человека слишком трудно и даже совсем невозможно, то Спаситель не оставляет его Своею божественною силою и дает ему возможность сделать свою человеческую жизнь истинной ветвью жизни божественной. Эту возможность Спаситель дает человеку в таинстве Тела и Крови Своей. Под видом хлеба и вина человек принимает собственное живое Тело и Кровь Иисуса Христа (Мф.26,26-28), а потому, претворяя в себя это Тело и Кровь, он становится истинным членом собственного Тела Христова (Рим.12,5), а в силу этого реального соединения с Пречистым и Животоворящим Телом Христовым он делается живым храмом и органом проявления той самой богочеловеческой жизни силы, которой живет и действует в мире Спаситель Христос (Ефес.2,21-22).

Иисус Христос сказал: "ядущий Мое Тело и пиющий Мою Кровь, во Мне пребывает, и Я в нем, имеет в себе жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день": то есть, кто достойно причащается Святых Таин, тот таинственно соединяется с Иисусом Христом; – то есть, кто с истинным покаянием, с чистою душей и со страхом Божиим и верою принимает Тело и Кровь Христову, тот в то же время принимает Святого Духа, Который войдя в человека, приготовляет в нем место для принятия Самого Иисуса Христа и Бога Отца, и следовательно, он становится храмом и обиталищем живого Бога. Но кто причащается Тела и Крови Христовой недостойно, то есть нечистою душей, с сердцем исполненным злобы, мщения и ненависти: тот не только не получит Святого Духа, но становится подобным Иуде предателю, и как бы вторично распинает Иисуса Христа.

Первых веков христиане, чувствуя важность и душевную пользу Святых Таин, каждое воскресение и каждый праздник причащались Святого Тела и Крови Христовой; и оттого-то в них и было, как говорится в книги Деяний, "одно сердце и одна душа". Но, Боже мой, какая разница между ними и нами! Сколько из нас таких, которые не приобщались по нескольку лет сряду! Сколько таких, которые совсем не думают об этом!

Итак, Бога ради, имейте желание приобщаться Святых Таин, и, по крайней мере хотя однажды в год, но непременно всякий из вас должен исполнять это. Тело и Кровь Христова для достойных есть истинное врачевство от всех недугов и болезней. А кто из нас совершенно здоров? и кто не захочет получить исцеление и облегчение?

Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа есть пища на пути в Царствие небесное. Но можно ли в дальний и трудный путь идти без пищи? Тело и Кровь Иисуса Христа есть видимая святыня, преданная и оставленная нам Самим Иисусом Христом для освящения нашего. Но кто не захочет быть участником такой Святыни и освятиться?

Итак, не обленитесь приступать к чаше жизни, безсмертия, любви и святыни; но приступайте со страхом Божиим и верою. А кто не хочет и нерадит об этом, тот не любит Иисуса Христа, и тот не получит Духа Святого, и следовательно, он не войдет в Царствие небесное.

Когда начинаешь молиться молитвою к Духу Святому, знай и помни, что Дух Святой вошел в мир по заслугам Господа Иисуса Христа, и действует в мире, наипаче в Церкви Своей, и совершает наше спасение. Святой Дух все таинства совершает, освящает, просвещает, укрепляет, возбуждает к молитве, производит умиление в душах, источает слезы покаяния, благодарения, славословия, обращает души, спасает, животворит, возводя от смерти духовной к жизни, дарует мир, свободу духа, благодать сыноположения, вопия в сердцах верных из глубины души: Авва Отче! Вот почему мы начинаем молитвы свои молитвою к Духу Святому: Слава Тебе, Всесвятый Душе, Источниче жизни нашея, равнодетельный Отцу и Слову!

ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ: Предисловие
ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ: Начало
ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ: Храм

Протоиерей Александр Торик: ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ для начинающих церковную жизнь

Ответ: Благодать Святого Духа – «спасительная сила Божия, Божественная энергия, необходимая человеку для совершенствования в духовно-нравственной жизни». /Бр.«Всенощное бдение. Литургия» изд. Московской Патриархии. Москва. 1991 г. стр. 54/

Благодать Святого Духа /сокращ. Благодать/– это реально существующая Божественная энергия / энергия – деятельная сила – греческ. /, дарованная Господом Иисусом Христом Своей Церкви почти две тысячи лет назад и доныне пребывающая в сохранившей чистоту Вероучения Святой, Соборной, Апостольской, Православной Церкви.

Когда Господь наш Иисус Христос вышел на проповедь Евангелия…

С ДЕТСТВА душа моя любила размышлять, как вознесся Господь на небо на облаках и как Божия Матерь и святые апостолы видели сие вознесение. Но когда я потерял благодать Божию (в годы юности), то душа моя одичала, и пленилась грехами, и уже редко вспоминала о вознесении Господнем. Но потом познала душа моя грехи свои, и опечалился я зело о том, что Господа оскорбил и потерял дерзновение к Богу и Божией Матери, и омерзел мне грех, и решил я пойти в монастырь — просить у Бога прощения, и положил в душе — умолить Бога, дабы Милостивый Господь простил мне грехи мои.

По окончании военной службы поступил я в монастырь, и вскоре напали на меня помыслы и гнали снова в мир, жениться, но я решительно сказал в душе: «умру здесь за грехи мои». И стал я крепко молиться, чтобы простил мне Господь множество грехов моих.

В одно время напал на меня дух отчаяния; мне казалось, что Бог отринул меня в конец, и уже нет мне спасения, но ясно видится в душе вечная погибель. И ощутил я в душе,…

еп.Инокентий Иркутский

Благодать Божия благодать Духа Святого

Как ни много дано для нравственной нашей жизни Спасителем нашим, Иисусом Христом, однако дело нашего спасения требует участия еще новой божественной помощи, которой бы совершалось самое усвоение верующими спасительных заслуг Иисуса Христа. Эта помощь и подается в благодати Божией, немощное врачующей и оскудевающее восполняющей.

Под благодатью в широком смысле можно понимать всякую милость Божию, даруемую Богом человеку без всякой заслуги с его стороны, и в особенности все то, что относится к устроению нашего спасения чрез Иисуса Христа; но в частнейшем смысле под благодатью разумеется та спасительная Божия сила, которая совершается по действию Святого Духа, подается преимущественно в святых таинствах церковных и проявляется в многообразных дарах Духа Святого и чудесах, совершаемых облагодатсвованными людьми и различными святыми.

Действие благодати Божией есть действие в высшей степени…

Исполняя заповеди и очищаясь от страстей, мы можем приблизиться к Утешителю. У каждого свой путь к Господу.

Как дается благодать Святого Духа. http://www.hram-troicy.prihod.ru/articles/view/id/1155271

Святитель Василий Великий
» … Посему, кто очистился от срамоты, какую произвел в себе грехом, возвратился к естетственной красоте, чрез очищение как бы возвратил древний вид царскому образу, тот единственно может приблизиться к Утешителю.»

» … Тот, кто хочет принять более изобильную благодать Святого Духа, должен подготовить себя к ее восприятию, исполняя заповеди и очищаясь от страстей.
Благодать Духа Святого дается верующим по мере их чистоты и веры.
Поэтому богоносный Максим говорит: «Божественный апостол разные действия Святого Духа называет разными дарами, одним и тем же Духом совершаемыми» .
Такое явление Духа подается по мере всущей в каждом веры, в причастии известного дара;
именно каждый из верующих, соответственно вере…

Благодать Святого Духа

Вопрос: Что такое Благодать Святого Духа?

Ответ: Благодать Святого Духа — «спасительная сила Божия, Божественная энергия, необходимая человеку для совершенствования в духовно-нравственной жизни». (Брошюра «Всенощное бдение. Литургия» изд. Московской Патриархии. Москва. 1991 г. стр. 54).

Благодать Святого Духа (сокращ. благодать) — это реально существующая Божественная энергия (энергия — деятельная сила греческ.), дарованная Господом Иисусом Христом Своей Церкви почти две тысячи лет назад и доныне пребывающая в сохранившей чистоту Вероучения Святой, Соборной, Апостольской,Православной Церкви.

О Благодати Святого Духа следует рассказать подробней, так как это ключевой вопрос в понимании внутренней жизни Церкви, её предназначения.

Когда Господь наш Иисус Христос вышел на проповедь Евангелия Царствия Божия, он даровал нам Новую Заповедь — Заповедь Любви. «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга!» (Иоан….

Иное смирение у того, кто познал Господа Духом Святым.

Ныне мало старцев, которые знают любовь Господа к нам и знают борьбу с врагами, и что побеждать их должно Христовым смирением. Господь так любит человека, что дает ему дары Святого Духа, но пока душа научится хранить благодать, то много намучается. В первый год, по получении Святого Духа, я думал: грехи мне Господь простил: благодать свидетельствует об этом; чего мне еще более надо? Но не так надо думать. Хотя грехи прощены, но всю жизнь надо о них помнить и скорбеть, чтобы сохранить сокрушение. Я так не делал, и перестал сокрушаться, и много я потерпел от бесов. И я недоумевал, что со мною делается: душа моя знает Господа и Его любовь; как же мне приходят плохие помыслы? Но Господь меня пожалел, и Сам научил меня, как надо смиряться: «Держи ум твой во аде, и не отчаивайся». И этим побеждаются враги; а когда я умом выхожу из огня, то помыслы снова приобретают силу.

Кто, подобно мне, потерял благодать, тот пусть…

Воцерковление для начинающих

Посвящается эта работа моему первому наставнику в церковном служении Протоиерею Василию Владышевскому с любовью и благодарностью.

ПРЕДИСЛОВИЕ

В настоящее время перед большим количеством людей, умом понявших или сердцем почувствовавших, что Бог есть, осознающих, пусть неясно, свою принадлежность к православной Церкви и желающих приобщиться к Ней, встаёт проблема ВОЦЕРКОВЛЕНИЯ, то есть вхождения в Церковь в качестве полноценного и полноправного Её члена.

Эта проблема для многих очень серьёзна, так как, входя в храм, неподготовленный человек сталкивается с совершенно для него новым, непонятным и несколько даже пугающим миром.

Одежды священников, иконы, лампады, песнопения и молитвы на малопонятном языке — всё это создаёт у новопришедшего ощущение собственной чужеродности в храме, приводит к размышлениям о том, а нужно ли всё это для общения с Богом?

Многие говорят: «Главное, чтобы Бог был в душе, а в церковь ходить…

БЛАГОДАТЬ СВЯТОГО ДУХА!

Христианские стихи (Пророческие),
для Пятидесятников, и Христиан,
Ревнующих о Пророческих Дарах Духа Святого!Аминь.
***

….Благодать Святого Духа —
Да наполнит те уста,
Кто имеет Свет Молитвы,
Ревность Господа Христа!
В День Святой, Пятидесятый —
Бог тебя, Благословит,
И подаст Завет Осанны,
Силой Свыше — Осенит!
Будешь Славить Иисуса,
Со Знамением Даров,
Ибо в Ангельских языках —
Слышишь Глас, живой Христов! ….

….- Воззови! И Я — услышу!
..- Возревнуй! — И Я приду!
Помазанием одену,
И отру твою слезу…
Благодатию Покрою,
Будешь Голубем Хвалы,
Ведь в Подножии Голгофы —
Ты нашёл «Алмаз Любви!»…
Сокрушайся и смиряйся,
Возревнуй о Небесах,
Будешь названный Иаков,
Что сияет в «Огоньках!»,
Будешь ты как Авель Веры,
Что «Овечкою» ходил,
О Молитве — Ревновал,
Чтобы Бог — Благословил!
Всё…

Часто в трудах Исидора Пелусиота и Кирилла Александрийского говорится о щедром одаривании людей благодатью Святого Духа. Святой Исидор отмечает, что дары, который Святой Дух посылает людям, необходимы для «подготовки разума принимающих их». Кирилл пишет, что Святой Дух, как Бог, распределяет различные духовные дары между достойными верующими «по мере каждого»,«беспристрастно» и «не разделяя своей сущности». Святые Исидор и Кирилл говорят о разделении людей на душевных, плотских и духовных в соответствие с тем, насколько восприимчивыми они являются коткровениям Святого Духа. Здесь обнаруживается сильное влияние богословия апостола Павла, которому подверглись оба святых отца в V веке в Александрии и в близлежащих областях. Стоит упомянуть и учение Григория Богослова, оказавшее влияние на Исидора и Кирилла в отношении такой классификации. Различие состоит в том, что несмотря на то, что оба автора говорят о ниспослании людям даров от Третьего Лица Святой Троицы, Исидор…

Иное смирение у того, кто познал Господа Духом Святым. Преподобный Силуан Афонский

Ныне мало старцев, которые знают любовь Господа к нам и знают борьбу с врагами, и что побеждать их должно Христовым смирением. Господь так любит человека, что дает ему дары Святого Духа, но пока душа научится хранить благодать, то много намучается. В первый год, по получении Святого Духа, я думал: грехи мне Господь простил: благодать свидетельствует об этом; чего мне еще более надо? Но не так надо думать.

Хотя грехи прощены, но всю жизнь надо о них помнить и скорбеть, чтобы сохранить сокрушение. Я так не делал, и перестал сокрушаться, и много я потерпел от бесов. И я недоумевал, что со мною делается: душа моя знает Господа и Его любовь; как же мне приходят плохие помыслы? Но Господь меня пожалел, и Сам научил меня, как надо смиряться: «Держи ум твой во аде, и не отчаивайся». И этим побеждаются враги; а когда я умом выхожу из огня, то помыслы снова приобретают силу.

Кто, подобно мне,…

Теперь подумаем о положении Святого Духа. Он — «другой Утешитель». Это утверждение говорит о равенстве обещанного Духа с Господом в статусе, правах, миссии. Он является представителем Христа, во всём походящим на Него. И, если можно допустить грубое сравнение, они подобны двум сторонам равнобедренного треугольника, подобны, но также имеют различия.

«Святой Дух еще не проявился в полной мере, потому что Христос еще не был прославлен. Обильное излитие Духа произошло лишь после вознесения Христа. До этого момента ученики не могли выполнять повеление о проповеди Евангелия миру. Сейчас Дух был дан им для особой цели. Прежде чем ученики приступили к выполнению своих обязанностей в Церкви, Христос вложил в них Свой Дух. Он вручал им самый священный дар, давая понять, что без Святого Духа эта работа не может совершаться.

Святой Дух — это биение духовной жизни в человеке. Принятие Духа — это принятие жизни Христа. Человек становится Его подобием» (Желание веков, с….

Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Божия, и общение Духа Святого да пребудут со всеми вами. Аминь.

Евангелие от Луки 1, 26-38.

«В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя;…

Самая известная молитва заканчивается такими словами: «Во имя Отца, Сына и Святого Духа», при этом мало кто имеет полное представление обо всех трех описанных участниках. На самом деле это важные личности в христианстве, которые являются неразделимой частью Господа.

Святой Дух – мистика или реальность?

Существуют разные варианты описания и представления Святого духа, но на самом деле это третья ипостась единого Бога. Многие священнослужители описывают его, как действующую силу Господа и он может послать ее в любое место для исполнения собственной воли. Многие объяснения, касающиеся того, как выглядит Святой Дух, сходятся к тому, что это нечто невидимое, но имеющее видимые проявления. Стоит отметить, что в Библии его представляют руками или пальцами Всевышнего, да и имя его нигде не описывается, поэтому можно прийти к выводу, что он не является личностью.

Еще один важный момент, который интересует многих – символ Святого Духа в христианстве. В большинстве случаев его представляют голубем, который в мире символизирует мир, правду и невинность. Исключением является икона «Сошествие святого Духа», где он представлен языками пламени, расположенными над головами Богородицы и Апостолов. Согласно правилам православных соборов на стенах запрещено представлять Святого Духа в виде голубя за исключением иконы Богоявления. Эту птицу еще используют, чтобы описать дары Святого Духа, о которых будет сказано ниже.

Святой Дух в православии

Долгое время богословы вели беседы, касающиеся природы Бога, пытаясь прийти к решению о том, является ли он единой личностью или же целесообразно остановиться на триединстве. Важность Святого Духа связана с тем, что через него Господь может действовать в мире людей. Многие верующие уверены, что он несколько раз за историю человечества нисходил на некоторых людей, которые получали .

Еще одна важная тема – плоды Святого Духа, под которыми подразумевается действие благодати, ведущей к спасению и совершенству. Они являются важной частью духовной жизни каждого христианина. Приобретенный дар Святого Духа должен приносить плоды, помогая человеку справляться с разными страстями. К ним относят любовь, воздержание, веру, милосердие и так далее.


Признаки отсутствия Святого Духа

Верующие люди никогда не будут преувеличивать собственные достоинства, гордиться, стараться быть выше, обманывать и совершать других действие, которые считаются греховными. Это указывает на то, что в них присутствует Святой Дух. Те, кто грешен, лишены помощи Господа и шанса на свое спасение. Присутствие Святого Духа можно определить по нескольким признакам.

  1. Человек легко определяет свои слабые стороны, которые требуют корректировки.
  2. Иисус Христос принимается, как Спаситель.
  3. Существует желание изучать Божье слово и жажда общения с Господом.
  4. Желание прославлять Бога в своих словах, песнях, действиях и так далее.
  5. Происходит изменение характера и плохие качества, заменяются хорошими, что делает человека лучше.
  6. Верующий понимает, что он не может дальше жить для себя, поэтому он начинает создавать Божье Царство вокруг себя.
  7. Стремление общаться с другими людьми, например, в церкви. Это нужно для общей молитвы, поддержки, оказываемой друг другу, совместного прославления Господа и так далее.

Семь даров Святого Духа – православие

Особые действия божественной благодати, которые происходят в душе верующего человека и дают силы на совершений действий ради ближнего своего и Высших сил, принято называть дарами Святого Духа. Их много, но основными являются семь:

  1. Дар страха Божия . Многие люди видят в такой формулировке некое противоречие, поскольку вместе используются такие два слова, как дар и страх. Объясняется это тем, что человек имеет склонность чувствовать себя самодостаточным и совершенным, а это отдаляет его от Господа. Только осознавая величие Бога, можно увидеть реальность мира, избегая совершения серьезных ошибок, поэтому страх является источником блага.
  2. Дар благочестия . Господь прощает грехи и постоянно спасает людей, проявляя милосердие. Дары Святого Духа в православии реализуются посредством молитвы, совершения литургии и так далее. Благочестие также подразумевает милосердие, то есть оказание помощи нуждающимся. Проявляя снисходительность к окружающим, человек поступает, как и Бог по отношению к людям.
  3. Дар ведения . Расшифровывается он, как познание истин, основанных на вере и любви. Стоит заметить, что здесь подразумевается интеллект, сердце и воля. Дары Духа Святого показывают, что нужно познавать мир через Бога и тогда никакие искушения не собьют с праведного пути.
  4. Дар мужества . Очень важен он для спасения и противостояния разным искушениям, которые встречаются на пути в течение жизни.
  5. Дар совета . Человек ежедневно сталкивается с разными ситуациями, где нужно делать выбор и иногда для принятия правильного решения пригодится духовный совет. Святой Дух помогает оставаться в гармонии с Божественным планом спасения.
  6. Дар разума . Он необходим для того, чтобы познать Бога, который открывается в Священном Писании и в Литургии. Первый вариант является источником вдохновения для перехода к божественному знанию, а во второй подразумевает принятие Тела и Крови Господа. Все это помогает человеку .
  7. Дар премудрости . Дойдя до этой последней ступени, человек будет находиться в единстве с Богом.

Хула на Святого Духа

Многие религиозные термины для большого количества людей являются незнакомыми, так есть те, кто не знает, что хула является осознанным отвержением благодати Господа при ее очевидном действии на человека, то есть это богохульство. Иисус Христос говорил о том, что она подразумевает отрицание и оскорбление. Утверждал он еще то, что хула на Святого Духа не простится никогда, поскольку в него Господь вкладывает Божество Свое.

Как стяжать благодать Святого Духа?

Фраза была введена в использование Серафимом Саровским во время беседы, касающейся сути веры. Стяжать Святого Духа – это приобретать благодать. Чтобы этот термин был понят всеми верующими, Саровский истолковал его максимально подробно: у каждого человека есть три источника желаний: духовная, собственная и бесовская. Третья заставляет человека совершать поступки из гордыни и корысти, а вторая предоставляет выбор между хорошим и плохим. Первая воля от Господа и она подталкивает верующего делать добрые дела, накапливая вечные богатства.

Как общаться с Святым Духом?

К святым и трем ипостасям Бога можно обращаться несколькими способами, например, посредством молитв, при чтении Слова Божьего или Святого Писания. Допускает церковь общение в обычном диалоге. Призывание Святого Духа можно осуществлять при помощи нескольких советов.

  1. Необходимо уединиться, взяв и прочитав несколько листиков Библии. Важно расслабиться и освободиться от всех мыслей.
  2. Общение начинается с обычного разговора, поэтому нужно представиться.
  3. Человек должен понимать и ощущать, что Святой Дух живет внутри него.
  4. Во время общения можно задавать разные вопросы, просить об обучении и так далее. Прислушивайтесь к шепоту и внутреннему голосу.
  5. Чем чаще верующих проводит подобные сеансы, тем сильнее он ощущает голос Господа.

Православные молитвы Святому Духу

На сегодняшний день известно много молитвенных текстов, которые помогают людям в трудные минуты. Актуальной является тема – можно ли молиться Святому Духу, и с какими просьбами можно к нему обращаться. Разрешается использовать, как специальные тексты, так и говорить все своими словами. Большое значение имеет искренняя вера и отсутствие дурных помыслов. Молиться можно в церкви и в домашних условиях.

Молитва призывания Святого Духа

Самый распространенный молитвенный текст, который можно произносить в любое время, когда чувствуется, что нужна помощь Высших сил. Он помогает прожить день в духовной чистоте и спокойствии. Молитва о принятии Святого Духа направлена к Богу, и она помогает получить семь даров, о которых описано выше. Текст является короткий, но при этом в нем сконцентрирована огромная сила, помогающая найти утешение и обрести спокойствие.


Молитва Святому Духу на исполнение желания

Сложно встретить человека, не мечтающего о лучшей жизни и надежда, что когда это все станет реальностью, всегда остается в сердце. Если желания имеют только благие намерения, то сила Святого Духа может помочь воплотить их в реальность. Важно использовать представленный текст только, если потребность в реализации своего желания огромна. Обращаться к Святому Духу нужно на рассвете, повторяя текст молитвы три раза.


Молитва о помощи Святому Духу

Сложные времена периодически наступают в жизни многих людей и чтобы справиться с возникшими проблемами, можно обратиться к Высшим силам. Есть специальная молитва Святому Духу, которая поможет приобрести уверенность в своих силах, разобраться в сложившейся ситуации и стать . Произносить ее можно в любом месте и в любое время, когда возникло желание. Текст лучше выучить наизусть и повторять его три раза.


С праздником, дорогие братья и сёстры!

Мы с вами уже на исходе замечательного периода святой Пятидесятницы, который в каком-то смысле корреспондирует времени Великого поста. Есть семинедельный пост и есть семинедельная Пятидесятница. Неслучайно даже богослужения в это время совершаются по особым книгам: во время поста и подготовительных недель по Триоди постной, а во время святой Пятидесятницы и следующей недели до Петрова поста – по Триоди цветной, – и эти книги одни из самых замечательных и древних в нашем церковном обиходе. Они часто значительно глубже и интереснее того, что мы читаем в Минеях, где на каждый день расписаны богослужения, посвящённые тем или иным святым и церковным событиям.

Троица всегда является и каким-то завершением, и началом. Это всегда какая-то тайна, всегда что-то мистическое, глубокое, требующее вдохновенного взгляда на то, что же церковная традиция нам предлагает здесь вспоминать, в какую Тайну углубляться.

С одной стороны, мы с вами хорошо знаем, что Пятидесятница – это день рождения Церкви. Дух Святой сходит на собрание учеников Христовых, на первоначальное церковное собрание, потому что Новый Завет не мог открыться и вступить в действие только в силу того, что Христос совершил спасение. Нужно было ещё что-то, что изменило бы до конца само сердце людей, верующих во Христа. Христос на Кресте и в Воскресении, конечно, заключает с Богом-Отцом Новый Завет, но он ещё не может действовать в людях, которые не получили дара Духа и не обрели мудрости, соответствующей этому дару. В Ветхом Завете тоже было прикосновение к Духу, тоже были откровения Духа и тоже была своя мудрость, которую мы неплохо знаем благодаря Священному писанию Ветхого завета. Однако мы видим, какой огромный шаг вперёд был сделан со вступлением Нового Завета в действие.

В день Святой Пятидесятницы в тропаре праздника мы с вами только что пели:


Ты соделал премудрыми рыбарей,
ниспослав им Духа Святого,
и через них уловил все народы.
О человеколюбивый, слава Тебе!

Ниспослание Духа означало явление новой силы – люди по-новому узнали Бога как Духа. По-новому, хотя и были прежде так или иначе, особенно через пророков, приобщены к тому же Духу. Но люди не знали того откровения Духа, которое дано нам в Новом Завете.

Однако этого мало. Если сила Духа явилась, то человек становится мудрым, он обретает новый смысл жизни.

Благословен Ты, Христе Боже наш,
Ты соделал премудрыми (!) рыбарей,
ниспослав им Духа Святого,
и через них уловил вселенную.

Чтобы «уловить вселенную», чтобы исполнить великое поручение Христа сделать Его учениками все народы (Мф 28:19), надо иметь эту мудрость. А обрести её автоматически нельзя. Не достаточно только пожелать её или даже выразить это пожелание в молитве. Многие молились об обретении Духа и его даров, а некоторые даже были готовы заплатить за это изрядную сумму, однако это только гневило Бога. И дело не только в том, платно или бесплатно этот дар даётся людям, а в том, с каким сердцем и для чего они просят себе Духа. Вот если они хотят обрести мудрость, чтобы «уловить вселенную», даже если они простые рыбаки, или крестьяне, или люди городского класса, простые мещане, – то это радует Бога, и Бог в ответ радует нас этим даром мудрости в Духе Святом. Все остальные наши побуждения суетны. Когда мы просто хотим себе здоровья, достатка, покоя – это не основание для получения Духа, и мудрость такой человек не обретёт.

Сегодня здесь было крещение, и мы крестили только детей – это очень редко у нас бывает: обычно мы крестим детей вместе со взрослыми, как бы прибавляя их к взрослым людям. А вот сегодня крестили троих девятилетних детей и ещё одного миропомазывали. И это было благодатное, хорошее крещение. Оно, конечно, должно было совершаться как-то иначе, не так, как в случае со взрослыми людьми, потому что детям трудно понять то, о чём говорится в молитвах. Часто они ничего не понимают – даже девятилетние, я уж не говорю о тех, кто младше по возрасту, – им очень сложно войти в то, что происходит. Но когда уже начинают совершаться таинства – покаяние, крещение, миропомазание, и они готовы по-новому идти на литургию, причащаться, благодарить, – тут всегда что-то происходит, и дети, немножко отвлекающиеся, немножко скучающие (потому что ничего не понимают), включаются, они как бы готовы к тому, чтобы исполнять сказанное, хотя и не понимают, что сказано. Их сердце открывается, у них появляется какое-то новое доверие, появляется новый настрой, лица, как всегда в таких случаях, меняются (правда, мы можем вспомнить нечто подобное даже в случае с младенцами, а уж что говорить про таких больших детей).

Но исполнить волю Божью они ещё не могут. Идти и просвещать все народы, делать их учениками Христовыми они ещё не могут. Ну куда пойдет девятилетний ребенок, интересно? В школу он пойти может, но что в школе делают? В нормальном случае учатся. Это не всегда получается, но всё-таки иногда получается.

Итак, люди уже как-то приобщаются благодати – это видно, это можно засвидетельствовать, и это радостно, и все, кто сегодня присутствовал на крещении, я думаю, это подтвердят. Но исполнить волю Божью они пока не могут. Почему? Потому что у них нет этой мудрости, которую нужно принять, получив Духа. Они пока ещё «накапливают», и их надо продолжать учить до тех пор, пока они не смогут научиться, катехизируясь и входя в полноту церковной жизни – в братстве, в общине, так, как положено по апостольскому преданию нашей православной церкви.

И вот когда происходило это замечательное крещение, я думал: как быть? Церковь всегда колебалась: крестить детей или не крестить. Потому что обрести веру и учиться они могут и некрещёными – они, конечно, должны быть оглашаемыми, должны быть приобщены к благодати, но нужно ли для этого крещение? Этот вопрос остался для меня вопросом, несмотря на то, что можно было в очередной раз засвидетельствовать, что крещение детей было благодатным. Вот в храмах часто крестят так, что засвидетельствовать этого нельзя, то есть можно засвидетельствовать прямо обратное, что это не крещение, а надругательство над таинством. И таких случаев полно, мы знаем множество формально крещёных. Они никакие не крещёные, не нужно обманываться на этот счёт. Но в данном случае точно можно было сказать, что крещение произошло и что благодать коснулась всех этих детей, хотя они все по-разному были подготовлены и совершенно разного характера (вы знаете какая непростая современная ситуация среди детей этого возраста в духовном, душевном и физическом отношении). Единственный ответ, который я нашёл, и даже сказал об этом в проповеди, – что есть великое поручение Христа, но исполнить его им нужно будет позже. Для этого-то им будут нужны и благодать, и премудрость.

Но что дети! У нас часто со взрослыми та же беда: благодать люди как-то получают, а мудрости в них немного. Что тут делать? С детьми понятно: они как ходили в школу, как их родители учили, так это и будет продолжаться до их более или менее взрослого состояния, до возможности их оглашения и так далее. А как быть со взрослыми? Ответ худо-бедно понятен, если они не оглашены. Хотя мы знаем, как много людей откажется идти на оглашение. Скажут: «я крещёный, я причащаюсь, чего вы от меня хотите, вообще отстаньте вы все со своим Евангелием». Мы знаем, как иногда реагируют даже на обычных членов нашего братства, скажем, члены их семей, которые часто считают себя верующими, но при этом категорически против того, чтобы их близкие вообще куда-то ходили, что-то читали, тем более где-то учились, потому что это отрывает их от дома, а нужно дома сидеть. Сидеть дома! По сути дела это два христианства. По сути дела это две церкви – одна Христова, а другая – не знаю, чья... Как бы «домашняя» – но и дома в таких случаях радости немного, и благодати, мягко скажем, немного, да и на работе так же. Как быть?

Мы празднуем праздник Святой Троицы и должны очень хорошо знать, что нам передаёт церковная традиция в этот день. Она даёт строгое задание нам самим и всем нашим ближним: обрести Дух и сохранить его, обретя Премудрость – Премудрость Божью, а не только человеческую. Человеческая премудрость в таких случаях «не пользует нимало». С человеческой премудростью можно защищаться, стать доктором наук, хоть академиком, или быть хорошим бизнесменом, или что-то ещё в этом роде, быть каким-то очень активным деятелем, в том числе культуры, искусства и так далее, без всякой благодати. Можно! В наше время для этого благодать не нужна, она даже «вредна». А вот исполнить волю Божью, исполнить слово Христово без божественной Премудрости – той, которая открылась нам на Пятидесятницу, а не только той, которая была известна в Ветхом Завете или в языческом мире, – невозможно. Путать эти вещи нельзя.

Неслучайно Христос даёт нам новое откровение, Он образует Свою Церковь из людей, которые обрели и Дух, и Смысл, обрели и Дух, и божественную Премудрость через Его Любовь и через веру во Христа. И эта Церковь – всегда малое стадо, это не миллиарды и во многих случаях даже не миллионы. Таких людей немного. Мы с вами это очень хорошо видим, изучая историю XX века: на кого сошёл Дух, кому открылась тайна божественной Премудрости через Христа, а кому нет. Иногда люди, не получившие Духа и Премудрости, могли страдать, потому что их тоже могли, как принадлежащих церковной организации, репрессировать. Бог – Судья, мы не о вечной их участи говорим, мы говорим о том, как они жили на земле.

Одни получают благодать, другие – нет. Одни воплощают её в этой Премудрости, в новой жизни, в центре которой стоит только Христос и ничто и никто иной, а другие – нет. Кому-то важнее остаётся его здоровье, или дача, или материальное благополучие, или общественное мнение, ну и много чего ещё: дети, семья, внуки, артистическая слава – что хотите. Если что-то подобное стоит в центре, то очень сомнительно, что люди, даже когда-то получив благодать, её сохранят. Очень вероятно, что они потеряют её и останутся пустыми, их сердце охладеет и померкнет, и Бог знает, возможно ли такому сердцу снова обрести благодать. Одни думают, что нельзя, другие святые думают, что можно. Наверное, надо стараться, а уж будь что будет.

Терять Дух нельзя. Терять Премудрость Божью нельзя. Надо всегда духовно возрастать и укрепляться, надо идти вперёд и вверх каждый день своей христианской жизни, не разменивая её на мелочи, оставаясь светом миру и солью земли. В этом весь смысл праздника Троицы. Это не «праздник русской березки», это что-то совсем другое. Мы с вами должны это не только знать и помнить, мы должны об этом спокойно, мирно и достойно, но уверенно свидетельствовать. Святая Троица открывается тогда, когда человек готов к принятию своим сердцем и разумом этой Премудрости. Тайна Святой Троицы есть Тайна Христовой Любви. Это не только Тайна Самого Христа, это Тайна Божья. И мы с вами христиане постольку, поскольку приобщены именно к этой Тайне Христовой Любви и к этой Тайне Святой Троицы. Когда мы готовы жить в Духе Святом, готовы жить во Христе, готовы жить в Боге нашем, Небесном Отце, тогда приближается к нам вплотную и Царство Божье, тогда обретаются те силы, которых так не хватает многим нашим современникам.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

По Вознесении Господнем апостолы единодушно пребывали вместе в молитве. И на десятый день, в день Пятидесятницы Дух Святый видимым образом, в виде огненных языков сошел на них, и Его особое действие проявилось в особом даре, когда апостолы стали с особой силой и благодатью на разных языках благовествовать Слово Божие.

Люди «от всего языка », собравшиеся в этот день в Иерусалиме, вдруг стали понимать речь апостолов, хотя основная их часть была из Галилеи. Таким событием было отмечено рождение Церкви Божией, — община апостолов, учеников Христовых, исполнилась благодатью Святого Духа (см.: Деян. 2, 1-6).

Вся история Церкви — это история действия Святого Духа. Преподобные, святые отцы, учителя Церкви всю свою жизнь полагали на то, чтобы стяжать дары Святого Духа, Божественную благодать, сохранить ее и спасти от ядовитых примесей, лжеучений, греховной скверны. На это они полагали всю свою жизнь, как и апостолы. Как и все мы, собравшиеся сегодня в храме Божием, на это призваны.

Божественные апостолы начали говорить разными языками, и некоторые люди не правильно это поняли или лукаво старались это высмеять, говоря: «Они напились сладкого вина» (см.: Деян. 2, 13). Это отношение нам тоже знакомо; часто люди, в том числе любимые нами, долгие годы связанные с нами совместной жизнью или работой, и даже благими делами, вдруг начинают насмехаться над христианами, когда мы начинаем говорить на незнакомом для них языке Божественной любви.

Дух Святой действует в христианах, а люди, лишенные такой благодати, не могут ни понять, ни терпеть этого, а пытаются высмеивать, часто от своего непонимания. Но Дух Божественной благодати действует и на них, просто нам надо проявить апостольскую ревность и труд для того, чтобы нести эту Божественную благодать по всему миру.

Дух Святой объединяет, исцеляет от ослепления людей и наделяет их истинной силой и здоровьем души. Он все оздоровляет вокруг Себя; а диавольский дух напротив - все разрушает, разоряет, оскверняет и отравляет. Мы видим, как страдает сейчас малая церковь, семья. Почему? От недостатка благодати Святого Духа в первую очередь. Благодать Святого Духа покидает наши сердца по нашему нерадению, и приходит диавол и внушает разные страшные отвратительные мысли и грехи: подозрения, злобу, зависть, коварство и алчность; дух блуда и сребролюбия охватывает нас все больше и больше.

Мы пытаемся соединить в себе и благодать Божественного Духа, и служение этому миру, но это невозможно, точно так же как невозможно смешать чистую родниковую воду и отработанное машинное масло или мазут, ничего из этого не получается; источник Божественной благодати оскверняется и уже не течет «вода живая» из нашего чрева, как говорил Христос: «У верующих в Меня из чрева потекут реки воды живой » (Ин. 7, 38). Сегодня мы это слышали в Евангелии.

Реки Божественной благодати… Мы часто своей греховной жизнью цементируем эти реки, засыпаем их камнями, как делали богоборцы в советское время со святыми источниками, засыпаем землей греха, тлена, и эти источники угасают в нас.

В день Святой Троицы, также как на Рождество и на Пасху, в церкви заметно присутствие особо большого количества людей; и многие из них, совершенно очевидно, являются людьми не очень церковными. В день Святой Троицы Божественный Дух, еще живущий в этих людях, подымает их от греховного сна и заставляет прийти, иногда буквально приползти в церковь. Как раненые воины в пустыне, эти люди, израненные своими грехами, в пустыне греха ползут к источнику Божественной благодати, чтобы очистить и свой источник от грязи, тлена, греха и диавольской отравы.

Это очень отрадно, Господь еще раз нам являет чудо: сходит и на нас всех вместе с апостолами Божественный Животворящий Святой Дух, и мы, объединившись вместе и несмотря на наши грехи «единем сердцем и единеми усты воспеваем Безначального Отца и Собезначального Сына и Соприсносущнаго и Пресвятаго Духа, Троицу Единосущную, Животворящую и Нераздельную».



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения