Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что такое родовое понятие в русском языке. Отношение рода и вида между понятиями

На сегодняшний день существует много позиций понимания родовых связей между людьми. Модель, которая будет приведена ниже, призвана не заменить, а дополнить видение посетителей форума по данному вопросу.

Давайте обозначим основные используемые понятия в теме.

Род — группа людей, объединенных общими наследственными признаками и относящих свое происхождение к одному предку.

Родоначальник (эол, хайк, праотец, прародитель, пращур, зачинатель) — предок, от которого ведёт своё начало род.

Архитип — первоначальная модель рода, основывающаяся на личности родоначальника.

Патриарх (Матриарх) — наделенный властью внутри своего рода человек.

Родовая программа — это проецируемый родом на человека набор предрасположенностей, естественных реакций и внутренних задач для данного человека, которые обусловлены его статусом в иерархии рода.

Родовые каналы — каналы, связывающие родичей со структурами в роду и между собой.

Что такое род?

Принято считать, что род состоит из родственников. А родственниками для человека являются все люди, с которыми он связан кровными узами. Для нас это мама, папа, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, тети, дяди и так далее.

Давайте по-иному взглянем на род, и будем понимать под этим словом прямых родственников, объединенных общими наследственными признаками и относящих свое происхождение к одному предку. А называть таких людей станем: Родичами.

Принципы наследования.

У человека есть две линии наследования: личностная (преемственность качеств, привязанностей, кармы, проклятий, благословений и прочих характеристик от воплощения к воплощению) и родовая (все то же самое, только в рамках того рода, в котором он на данный момент воплощен).

У каждого рода своя история, следовательно, и качества, которые он может воспитать в человеке, отличаются. Человек может быть связан сразу с несколькими родами. От какого рода какое наследие возьмет человек зависит от множества разных факторов, но в первую очередь от самого человека.

Актуальным становится еще одно понятие, которое мы введем применительно к родовым связям — это прямая линия наследования . Под этим термином подразумевается цепочка, соединяющая всех предков одного конкретного человека, передавших ему больше всего качеств. По ней переходят основные особенности рода, его предрасположенности и прочие атрибуты.

Структура рода.

Нам нужно рассмотреть род, как образование, в котором есть своя иерархия и строение, выявить основные закономерности и понять, как он устроен.

Давайте выделим основные составляющие рода: ядро, Сила рода, родовая программа, родовые каналы и сам человек.

Ядро — это главное структурное образование рода. В нем содержится вся информация о роде, его особенностях и наследственных признаках, которые передаются родичам. Ядро формируется согласно личности родоначальника и развивается по принципам, заложенным в архитипе, а также при участии всех родичей.

Силу, которая исходит из Ядра и питает родичей, мы назовем Силой рода. Чем больше и сложнее ядро, тем активнее оно может питать родичей. Сила рода — это энергия, которая пронизывает весь род и струится по всем его каналам. По аналогии с кровью у человека, она питает каждую «клеточку», в зависимости от ее значимости для самого рода. Более полезные родичи, или люди, стоящие высоко в иерархии рода, получают больше этой силы, рядовые члены — меньше.

Сила рода растет пропорционально количеству родичей и «качеству» их вложений в его формирование и поддержку (яркие личности, крепкие хозяева, добившиеся признания люди и так далее). Сильный род может претендовать на более теплое «место под солнцем» в общей системе мира и увереннее противостоять внешним воздействиям.

Информация, идущая от Ядра к ныне живущему потомку рода, называется Родовой программой. Она проецирует на человека набор предрасположенностей, естественных реакций и внутренних задач, которые обусловлены его положением и статусом в иерархии рода. В ней отражены основные направления развития человека в рамках рода, особенности взаимодействия внутри семьи и с другими людьми, ближайшие цели и задачи (также в рамках рода) и многое другое. Родовая программа проявляется у человека в виде подсознательных желаний и внутренних стремлений.

Можно сказать, что это ожидания рода в отношении конкретного родича. Для разных родичей родовая программа может различаться. На пересечении разных родовых программ часто возникают конфликты.

Сила рода поступает к родичам из ядра по Каналам рода. Самая ближайшая аналогия - это пуповина, кровеносный сосуд. Они служат для сообщения родичей с разными структурами рода и между собой. Подобных каналов в роду много, поэтому мы разделим их на две группы:
родовые каналы — по ним проходит прямая линия наследования человека. Также к родовым каналам отнесем связи с ближайшими родственниками;
все же остальные будем называть структурными каналами рода .

Взаимосвязи и взаимодействие внутри рода и между ними.

Для полного понимания нам остается связать эти части воедино и посмотреть, как они работают в единой системе. С данной позиции род можно рассмотреть как самостоятельный организм, который взаимодействует с людьми.

Основной функцией рода всегда было стимулировать родича на появление потомков и создание им условий для благоприятного роста. Второй, но не менее важной, задачей можно считать выживание.

Ядро контролирует количество родичей, исходя из особенностей архитипа. Без новых членов род зачахнет, если сильно разрастется, то не сможет питать всех в достаточной мере. Можно сказать, что оно занимается внутренней селекцией внутри рода и поддерживает систему в равновесии. Во внешней сфере ядро реагирует на опасности для рода с позиции выживания.

Через каналы рода распространяется влияние конкретного рода на родичей и тех людей, с которыми они состоят в семье. Это происходит опять же согласно субъективной позиции архитипа. Например: если он сформировался на основе личности воинственной и авторитарной, то и влияние будет распространяться подобными методами. Такой род не потерпит излишнего вмешательства со стороны другого, а сам будет «жать до конца».

Стоит напомнить, что в одной семье (мама, папа, дети) пересекаются сферы влияния как минимум двух родов. Нередко так бывает, что рода конфликтуют. Чаще всего это проявляется в «необоснованной» нелюбви свекровей, тещей и других, более старших родственников, одного из супружеской пары.

С детьми дело обстоит порой куда сложнее. Бывает так, что ребенок не нужен ни одному из родов. Тогда ребенок не получает достаточной подпитки, а его личность формируется самостоятельно. Более того, он часто получает «пинки» от родов, потому как в их модели является иждивенцем. Какими такие дети вырастают можно себе представить. Бывает и так, что конкретное дитя оба рода хотят приписать к себе. Тогда начинается соперничество, а иногда и полномасштабная война...

Внешняя политика рода формируется не только из реакций, заложенных в архитипе, но и на основе отношения живущих родственников. Не редки случаи, когда личное отношение одного или нескольких родичей может спровоцировать весь род на агрессию или, наоборот, поддержку конкретного человека.

Как появляется новый род?

Можно выделить два основных фактора, которые на него влияют: желание рода и личность отдельного родича, которому предстоит стать родоначальником. Перечислю некоторые из причин возникновения новых родов из наиболее частых вариантов развития событий:

1). Сам род является инициатором зарождения нового образования:

Изначальный род стремиться распространить свое влияние через дочерние структуры. Это характерно для сильных династий;

Род вынужден сформировать самостоятельную структуру, чтобы сохранить свое наследие, при условии, что нет поражений, не допускающих таких действий.

2). Инициатором зарождения нового рода выступает кто-то из родичей или другие внешние силы:

Один или несколько родичей территориально отделяется от основной группы, например, переезжает жить в другую страну;

Один из родичей имеет сильное желание основать новый Род. При условии, что есть необходимые навыки и ресурсы, нужные для этого;

Внешние силы создают условия, когда человек переходит в другую структуру, аналогичную роду, или основывает свой отдельный род. В данном случае они же обеспечивают человека ресурсами для перехода, даже если род не в состоянии этого сделать;

И другие причины.

Теперь рассмотрим сам процесс в его естественном варианте.

Род подключает дополнительный родовой канал к родичу и запускает процесс формирования нового ядра. Оно растет и усложняется на протяжении всей жизни человека. Пока родоначальник жив, вся строящаяся структура принадлежит к базовому роду. После его смерти связи разрываются, и новая ветвь обретает полную автономию.

Дополнительно род укрепляет новое ядро другими родичами, с которыми он был связан. Чаще всего, это находящиеся с будущим родоначальником в прямом родстве или уже умершие люди. «Качество» подключаемых родичей остается на усмотрение рода. Это делается не просто так. Согласитесь, что дерево легче вырастить из ветки, чем из отдельного листка.

Если отделение происходит под патронажем или с подачи высших сил, то они тоже участвуют в формировании ветви. Также это может сделать и маг, если он отделяет человека от старого рода.

Так происходит в здоровом крепком роду.

Если же он был поврежден или ослаблен, то самостоятельного отделения не случается, а чаще всего, даже и не начинается. В таком случае человеку приходится обращаться к внешним силам (богам, магам и прочим), чтобы те сделали желаемое возможным. В нашей практике было большое количество прямо парадоксальных случаев, связанных с прениями родича и рода в целом. Вплоть до того, что сам родич хочет выйти, род хочет его отпустить, но не может аппаратно. Вот и выходит, что человек подвергается постоянному давлению и негативным воздействиям со стороны рода. Защищаясь, он наносит еще большие повреждения структурам, чем усугубляет и свое положение...

Какое влияние оказал род, как структура социальной организации, на взаимодействие с другими силами?

Давайте подробнее рассмотрим этот вопрос и для этого вернемся в прошлое. Во времена, когда родовые структуры как элементы социальной организации людей только появлялись, в эпоху родовых общин. Эти группы людей имели ряд особенностей, которые способствовали установлению родственных связей и объединению их в одну структуру:

Все родичи верили, что ведут свое существование от одного предка, чаще всего от тотемита — тотемного животного или другого объекта преклонения данной общины. Что, соответственно, делало всех членов общины в их понимании братьями и сестрами. Их родственные узы скреплялись как общими биологическими предками, так и специально проводимыми ритуалами. Особенно актуально это было для новых членов. Например, женщин, которых привели из другой общины. Только после церемоний, такие люди переставали считаться чужаками.

Опять же в зависимости от тотемита (животного-родоначальника и покровителя рода) в молодых родичах из поколения в поколение культивировались характерные качества и способности. Например, поклоняющиеся оленю ценили скорость, у детей рыси развивалась ловкость и хитрость, медведя — физическая силу и прямолинейность. Ярко выраженные «особенности» тотема использовались также в качестве идеологии общины.

Жизнью общины руководил самый старый (мудрый), добытчиков на охоту водил самый опытный или ловкий и выносливый, во время войны мужчин возглавлял самый сильный и воинственный. Иерархическая система была смазанной либо вообще не привязывалась к конкретным личностям. Одно оставалось незыблемыми — превосходство и власть божественного предка. Все родичи, вне зависимости от статуса в общине, были его детьми. Ему возносились молитвы и жертвы, с его «молчаливого согласия» провозглашались браки, под его «надзором» приводились в жизнь важные решения.

Во главе рода в те времена стояло тотемное животное, которое было архетипом для живущих в общине людей. Тотемит креп вместе со своим родом, вера и поклонение которого питали его силой. Иногда он мог наделять своих «родичей» возможностями, выходящими за рамки человеческих. Следы этих взаимоотношений можно найти в некоторых шаманских практиках и у малых народностей, сохранивших свою изначальную культуру.

Время шло, рода умножались, делились и дробились. Внимание живущих смещалось на деяния отдельных людей, в основном сильных воинов или мудрых вождей. Их слава приписывалась к достоинствам рода сначала наравне с тотемитами, а потом и вовсе вытеснила память о них. Родство все чаще сверяли по общим предкам, которые ставились во главе рода. Место родоначальников заняли сильные личности из родов.

Часто имело место присваивание родоначальнику, по старой памяти, божественных корней либо другого «родства» с действующими пантеонами.

Тотемиты же потеряли свое влияние и со временем вовсе вышли из структур рода, заняв нишу индивидуального покровительства людям. Они снова стали тотемами (тотемными животными).

Личности в роду.

Основой рода в его современном виде является родоначальник — человек, который по тем или иным причинам положил начало новому роду. Он задает основное направление развития, способы принятия решений внутри рода и за его пределами, специфику взаимоотношений в роду. На основе личности родоначальника формируется архетип.

Ни что не стоит на месте, все движется и развивается. Как в свое время тотемит уступил правление человеку-родоначальнику, так и последний постепенно освобождает место для новой формы управления в роду. Назовем таких людей матриархами и патриархами.

По сути — это переходящая правящая должность и для каждой ветки она отдельная. Матриарх либо патриарх, в зависимости от направленности рода, осуществляет власть на местах (корректирует родовую программу, распределяет ресурсы, оказывает влияние и т.д.). Также на его отношение ориентируется и сам род. Например, если м/патриарх не доволен живущим родичем, то со стороны рода на него могут накладываться ограничения в получении Силы или другие меры. Эту должность могут занимать как ныне воплощенные (живущие) члены рода, так и недавно умершие.

Давайте подведем итог.

Мы с вами рассмотрели модель понимания рода, а где-то и взаимодействия с ним, узнали, из чего он состоит и как устроен. В статье были описаны основные процессы в роду и тенденции его развития. Нужно отметить, что все выше написанное относится к роду, не несущему на себе поражений или другого негатива. Можно сказать, что мы увидели, как устроен здоровый организм.

«Болезни» рода и трудности, с которыми человек может столкнуться в таком роду, а также проблемы на пересечении интересов человека и рода или нескольких родов заслуживают подробного рассмотрения в отдельной статье.

Род – логическая характеристика класса предметов, в объем которого входят другие классы предметов, являющиеся видами данного рода. Так, класс треугольников является родом в отношении к классам остроугольных треугольников, прямоугольных треугольников и тупоугольных треугольников.

Видом, соответственно, называется каждый класс предметов, который входит в объем более широкого родового класса.

Выделяется высший род (summum genus) и низший вид (infima species). Высший род – это такой род, который уже не может служить видом для другого рода. Соответственно, низший вид – это такой вид, в который входят не меньшие по объему виды, а отдельные индивиды (individuum (лат.) – неделимое, особь). Кроме того, используется понятие ближайший род. Класс, который непосредственно делится на виды, называется по отношению к этим видам ближайшим родом (genus proximum). Например, ближайшим родом для понятий “сосна”, “ель”, “кедр”, “пихта” является понятие “хвойное дерево”. (Отношения рода и вида основываются на принципе гилиморфизма Аристотеля. Суть данного принципа состоит в том, что каждая конкретная вещь обладает формой и материей. При этом материя понимается как некоторый субстрат, а форма – как способ связи элементов этого субстрата. То, что в одном отношении является формой – в другом может быть материей и наоборот.)

Родовое понятие – понятие, которое выражает существенные признаки класса предметов, являющегося родом каких-либо видов. Родовое понятие является подчиняющим понятием, в состав которого входят меньшие по объему видовые понятия.

Видовое понятие – понятие, которое выражает существенные признаки класса предметов, являющегося видом какого-либо рода. Видовое понятие является подчиненным понятием, входящим в состав другого, более общего понятия, которое называется родовым. Так, понятие “европеец” является видовым по отношению к понятию “человек”, которое в данном случае берется как родовое понятие. Всем предметам, отображенным в видовом понятии, присущи все признаки родового понятия, но вместе с тем им присущи и свои видовые признаки. Одно и то же понятие (за исключением высшего родового и низшего видового понятий) может быть как видовым, так и родовым одновременно в зависимости от того, по отношению к какому понятию оно рассматривается. Так, понятие “европеец” является видовым по отношению к понятию “человек” и одновременно родовым – по отношению к понятию “грек”.

2. 5. Виды (классы) понятий

Все понятия могут быть разделены на отдельные виды.

1. Единичные и общие

Единичными (индивидуальными) понятиями называются такие, которые относятся к одному какому-нибудь определенному предмету, событию, отдельному явлению. Объем таких понятий имеет только один элемент. Например, “Петербург”, “Отечественная война 1812 года”.

Общими называются понятия, объем которых включает более одного элемента, например, “четное число” (в объеме бесконечно много элементов), “петербургские вузы” (в объеме несколько элементов).

2. Собирательные и разделительные

Собирательные понятия – это такие понятия, в которых отображены признаки совокупности, собрания, группы однородных предметов, представляющих единое целое, например, “полк”, “собрание”, “человечество”. То, что утверждается в собирательном понятии, относится ко всем предметам, обозначаемым данным понятием, но не может быть приложимо к отдельным предметам, входящим в это целое. Например, в сообщении о том, что “собрание учеников десятого класса проходило очень шумно” понятие “собрание учеников десятого класса” употребляется в собирательном смысле. Это сообщение нельзя распространить на каждого ученика. Возможно, что некоторые ученики не шумели. Собирательные понятия тем отличаются от общих понятий, что ими нельзя характеризовать отдельный предмет, а только их совокупность.

Разделительное понятие – это такое понятие, которое характеризует каждый отдельный член какого-либо класса, но не может быть приложимо к классу в целом. Например, “Студенты второго курса сдали экзамен по философии”. Хотя здесь говорится обо всех студентах, но экзамен сдавал каждый.

3. Конкретные и абстрактные

Если элемент объема – предмет (материальный или идеальный), явление, ситуация, то понятие конкретное. Если же элементом является свойство или отношение – понятие абстрактное. Например, понятия: “дружба”, “параллельность”, “работоспособность” являются абстрактными, так как в них мыслятся отношения или свойства. Понятия же “идеализм”, “вечный двигатель”, “революция” – конкретные, потому что в них мыслятся предметы, события пусть даже не существующие.

4. Положительные и отрицательные

Положительным называется такое понятие, которое отображает наличие в предмете того или иного качества (например, “красивый”, “высокий”, “здоровый”).

Отрицательным называется такое понятие, которое отображает отсутствие в предмете того или иного качества (например, “некрасивый”, “невысокий”, “нездоровый”). Следует отметить, что с логической точки зрения понятие “неумный” является отрицательным, а понятие “глупый” – положительным, ибо в нем указывается на наличие, а не отсутствие признака, хотя этот признак может быть плохим с чьей-то точки зрения.

5. Относительные и безотносительные

Относительными называются такие понятия, в содержании которых имеется признак, прямо указывающий на отношение к какому-то другому предмету. Например, “сосед” – понятие относительное, потому что сосед это – человек, проживающий рядом с каким-нибудь другим человеком, или предмет, занимающий ближайшее к какому-то другому предмету место. Во всех относительных понятиях обобщаются предметы, рассматриваемые не сами по себе, а как вступившие в какие-то отношения, как выполняющие некоторые функции.

В содержание безотносительных понятий включены только признаки-свойства, которые присущи или не присущи предмету самому по себе и существенны для него самого по себе. Рассматривая некоторый предмет, безотносительно к чему бы то ни было, мы можем обнаружить у него, например, свойства живого существа с позвоночником, с постоянной температурой тела и молочными железами. На основании этих свойств мы можем считать предмет элементом объемов понятий: “животное”, “позвоночное животное”, “теплокровное животное”, “млекопитающее животное”, каждое из которых является безотносительным.

Любое понятие можно охарактеризовать сразу по всем указанным рубрикам. Например, понятие “рабочий класс” – общее, собирательное, конкретное, положительное, безотносительное. Оно – общее, потому что рабочий класс бывает разный, например, рабочий класс Англии. Оно – собирательное, поскольку элементом объема является, например, рабочий класс Англии XIX в. , который есть множество наемных рабочих. Это понятие – конкретное, так как в нем мыслится не свойство и не отношение, а предмет. Оно – положительное и безотносительное, потому что в его содержании нет отрицательного признака, и признаки его содержания не указывают на отношение к чему-либо.

Понятие рода и вида.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Понятие рода и вида.
Рубрика (тематическая категория) Логика
Операции обобщения и ограничения тесно связаны с важными для логики понятиями рода и вида . Понятие А является родом по отношению к понятию В, в случае если А должна быть получено в результате обобщения В. Понятие В является видом понятия А, в случае если В должна быть получено в результате ограничения А.

Совершать операции обобщения и ограничения понятий можно только с теми понятиями, которые связаны родо-видовыми отношениями.

Нельзя совершать данные операции с понятиями, которые представляют между собой связь части и целого.

К примеру: факультет – университет; звезда – созвездие и т.д.

2.6. Упражнения

1. Укажите, какие группы слов выражают понятия, а какие – нет.

Студент, светает, человек смеется; человек, который смеется, действие или бездействие; деяние есть действие или бездействие.

2. Определите, какие операции произведены с понятиями и правильно ли они произведены:

парламентская республика → республика → форма правления;

общество → классовое общество → интеллигенция;

юридический факультет – факультет → университет;

море → Балтийское море → Финский залив;

Полярная звезда → созвездие Малой Медведицы → созвездие.

3. Обобщите и ограничьте понятия:

кража, ВУЗ, планет, школа, Уголовный кодекс, воспитание, судья.

4. Укажите ближайший род для следующих понятий:

автократия, клевета͵ студент, преступление, коллектив, понятие.

5. Укажите ближайший вид для следующих понятий:

деяние, коллектив, преступление, дивизия, коллектив МГУ, демократия.

3.Виды понятий

Все понятия можно разделить по следующим признакам:

I. По характеру признаков.

II. По числу элементов объёма понятий.

III. По характеру элементов объёма.

3.1.По характеру признаков.

а) Положительные и отрицательные.

Положительным принято называть понятие, в основном содержании которого встречаются только положительные признаки.

Отрицательным принято называть понятие, в основном содержании которого встречается хотя бы один отрицательный признак.

Понятие "преступление" является положительным, так как в его содержание входят только положительные признаки: "предусмотренность уголовным законом", "быть деянием" и "быть общественно "опасным"; понятие "человек" – положительное, так как признаки: "обладать разумом, речью, способностью к орудийной, целœесообразной деятельности" - ϶ᴛᴏ положительные признаки.

Понятие "автократия" – отрицательное, так как будучи разновидностью монархии, при этой форме правления отсутствуют подлинно представительные учреждения, ᴛ.ᴇ. наличествует отрицательный признак.

б) Относительные и абсолютные.

Абсолютным принято называть понятие, в основном содержании которого встречаются только признаки – свойства. К примеру, квадрат - ϶ᴛᴏ прямоугольный равносторонний четырехугольник.

Относительным принято называть понятие, в основном содержании которого встречается хотя бы один признак – отношение.

К примеру: должник – кредитор, истец – ответчик, мать – ребенок и т.п.

3.2. По числу элементов объёма.

а) пустые

б) единичные

Пустым принято называть понятие, объём которого представляет собой пустое множество, ᴛ.ᴇ. не содержит в себе ни одного предмета.

Это – вечный двигатель, круглый квадрат, русалка и др.

Единичным принято называть понятие, в объём которого входит ровно один элемент. Это – "Луна", "первый космонавт", "нынешний президент России".

Общим принято называть понятие, в объём которого входит более одного элемента. Это – "спутник Земли", "президент", "космонавт" и т.д.

3.3. По характеру элементов объёма

а) Собирательные и разделительные.

Собирательным принято называть понятие, элементы объёма которого сами составляют множества однородных объектов.

К примеру, понятие "толпа" является собирательным, поскольку элементами объёма являются отдельные толпы, которые, в свою очередь, состоят из однородных предметов – людей.

Понятие "библиотека" – собирательное, поскольку элементы объёма этого понятия состоят из однородных предметов – книᴦ.

Разделительным принято называть понятие, элементы объёма которых не представляют из себямножеств однородных объектов.

К примеру, человек, студент, стул, логика, преступление и т.п.

б) Абстрактные и конкретные.

Абстрактными называются понятия, элементами объёма которых являются свойства или отношения.

Примеры: "Справедливость", "белизна", "преступность", "отцовство" – всœе это абстрактные понятия.

Конкретными называются понятия, элементами объёма которых являются сами предметы.

Примеры: "Стул", "стол", "тень", "преступление", "музыка" – всœе это конкретные понятия.

Понятие рода и вида. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Понятие рода и вида." 2017, 2018.

Определение через род и видовое отличие, правила определения.

Поняие -ф.м., отраж. предметы в их существ. признаках, опред. связь существ. признаков предмета, абстрагирующая его от массива др. предметов, необлад. такими признаками. (S).

Одна из основных форм науч. познания

Лог. опер. над понятиями наз. действие над этой формой мышления, в некоторой степени измен. её, с целью достижения какой-либо цели, результата.

Определение - лог. опирация, раскрывающая содержание понятия.

Дифиниция - суждение. раскрывающее содержание понятия.

Дифенируемое (опред.) понятие- то, кот. определяем.

Дифенирующие - понят., кот. опред. соредж. определяемого понятия, в нём содержится краткая, «сжатая» информация об определяемом понятие.

В лог. рассужд. частно возникает такая необходимость. Эта опирация позваляет раскрыть главное в предмете, отл. его отдругих предметов, идентифицировать. В этом её огромная ценность. Бывают реальные - опред. (право…) иноменальные- тоже самое, но наобарот.

По способу выявления содержания понятия опред. дел. на:

явные - рыскрыв. сущ. признаки предмета, и

неявные - опред. через отношения придмета к своей противоположности,контекстуальное, остенсивное и др виды опред..

Наиболее распространены: явное опред. через род и видовое отл. - сост. из двух понятий- опред-мого и опред-щего, операц. включ. в себя два приёма: подвидение опред-мого понят под родовое понят. с более широким V и указание видового отл., признака, отл. данный предмет от других видов рода (чек-ценная бумага (род), обязывающая банк уплат. по перидьяв. чека указ. сумму (видовое отл.)). Признак не всегда один. Это опред. наз. классическим. По больше от себя определений!!!

Генетическое определение - разновидоность последнего, указывает на происождение предмета, способ его образования (мураейник- постройка муравьёв).

Опред. должно быть ист. по содерж. им правильным по строению.

Правила определения :

1. Опред. должно быть соразмарным, т.е. V опред-мого понят. был равен V опред-щего понят., они должны быть равнообьёмны, ни один V не должен привышать другой. (рецедивист- преступник, с множеством ходок, если просто прест, то это наруш, соразмерности, ошибка слишком широкого определения)

2. Опред. не должно заключ. в себе круга. Т.е. мы не должны прибегать к опред. через. понят., определяемое понят., кот нам нужно пределить (Вращение опред. как движение вокруг оси, ось.- прямая, вокруг кот. происходит вращ.). Разнавидность- тофталогия , определение через определяемое (идеалист- чел. с идеалистич. убеждениями).

3. Опред. должно быть ясным. Т.е. должно указывать на известные признаки, не нужд. в опред., ен содерж. двусмысленности. Ошибка определение X через Y (Индеменденты- противник левелеров)



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения