Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Животные в России получат ID. В россии решили маркировать домашних животных Единая система идентификации животных

Досье на проект

В соответствии со статьей 2.5 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 24, ст. 857; Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 2; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 29; N 30, ст. 3805; 2009, N 1, ст. 17, ст. 21; 2010, N 50, ст. 6614; 2011, N 1, ст. 6; N 30, ст. 4590; 2015, N 29, ст. 4339, ст. 4359, ст. 4369; 2016, N 27, ст. 4160) и подпунктом 5.2.9 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 450 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 25, ст. 2983; N 32, ст. 3791; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; 2009, N 1, ст. 150; N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 9, ст. 1119, ст. 1121; N 27, ст. 3364; N 33, ст. 4088; 2010, N 4, ст. 394; N 5, ст. 538; N 23, ст. 2833; N 26, ст. 3350; N 31, ст. 4251, ст. 4262; N 32, ст. 4330; N 40, ст. 5068; 2011; N 7, ст. 983; N 12, ст. 1652; N 14, ст. 1935; N 18, ст. 2649; N 22, ст. 3179; N 36, ст. 5154; 2012, N 28, ст. 3900; N 32, ст. 4561; N 37, ст. 5001; 2013, N 10, ст. 1038; N 29, ст. 3969; N 33, ст. 4386; N 45, ст. 5822; 2014, N 4, ст. 382; N 10, ст. 1035; N 12, ст. 1297; N 28, ст. 4068; 2015, N 2, ст. 491; N 11, ст. 1611; N 26, ст. 3900; N 38, ст. 5297; N 47, ст. 6603; 2016, N 2, ст. 325; 2016, N 28, ст. 4741), приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Ветеринарные правила осуществления идентификации и учета животных.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2018 г. в части осуществления виды которых указаны в пунктах 1-5 Перечня видов животных, подлежащих идентификации и учету, утвержденного приказом Минсельхоза России от 22 апреля 2016 г. N 161, зарегистрированным Минюстом России 20 мая 2016 г., регистрационный N 42199 (далее - Перечень), и с 1 января 2019 г. в части осуществления идентификации и учета животных, виды которых указаны в пунктах 6-11 Перечня.

Министр А.Н. Ткачев

Утверждены
приказом Минсельхоза России
от "__" ________ 2016 г. N ____

Ветеринарные правила
осуществления идентификации и учета животных

I. Общие положения

1. Ветеринарные правила осуществления идентификации и учета животных (далее - Правила) устанавливают порядок осуществления индивидуальной или групповой идентификации и учета животных, за исключением диких животных, находящихся в состоянии естественной свободы, в том числе животных, относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации (далее - животные), перечень сведений, необходимых для осуществления идентификации и учета животных, а также порядок предоставления таких сведений.

2. Идентификации и учету подлежат животные, относящиеся к биологическим видам, внесенным в "Перечень видов животных, подлежащих идентификации и учету", утвержденный приказом Минсельхоза России от 22 апреля 2016 г. N 161 (зарегистрирован Минюстом России 20 мая 2016 г., регистрационный N 42199) за исключением диких животных, находящихся в состоянии естественной свободы, в том числе животных, относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации (далее - животные).

3. Животные подлежат индивидуальной или групповой идентификации и учету в целях предотвращения распространения заразных болезней животных, а также в целях выявления источников и путей распространения возбудителей заразных болезней животных. Перечень видов животных, подлежащих идентификации и учету, утвержден приказом Минсельхоза России от 22 апреля 2016 г. N 161 (зарегистрирован Минюстом России 20 мая 2016 г., регистрационный N 42199).

4. Федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора, ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации (далее - федеральные органы исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности), органы исполнительной власти субъектов

Российской Федерации в области ветеринарии, (далее вместе - компетентные органы государственной власти) организуют идентификацию и учет животных в пределах своей компетенции и в соответствии с настоящими Правилами.

II. Идентификатор животного (группы животных)

5. Идентификация животного (группы животных) осуществляется путем присвоения животному (группе животных) уникального буквенно-цифрового идентификационного номера (далее - уникальный номер), который сохраняется в ФГИС в области ветеринарии.

6. Уникальный номер не должен повторяться и представляет собой буквенно-цифровую последовательность, включающую арабские цифры от 0 до 9 и латинские буквы (заглавные и строчные), которая имеет следующий формат:

а) первые два разряда заполняются заглавными буквами - RU, показывающими, что животные подвергнуты учету в Российской Федерации;

б) третий разряд заполняется цифрой:

- (1) в случае, если животное подвергнуто индивидуальной идентификации и не подвергнуто групповой идентификации;

- (2) в случае, если животное подвергнуто групповой идентификации и не подвергнуто индивидуальной идентификации;

- (3) в случае если животное подвергнуто и групповой и индивидуальной идентификации;

в) четвертый разряд заполняется заглавной буквой:

F - в случае, если животное выращивается с целью получения продукции, предназначенной в пищу людям, или продукции; предназначенной для медицинских целей,

В - в случае, если животное содержат с племенной целью;

Р - в случае, если животное содержат как домашнего любимца;

S - в случае, если животное содержат как служебное;

А - в случаях, если животное содержат в качестве спортивного; циркового, для зрелищных целей, либо как предмет коллекционирования;

R - в случае, если животное содержат для научных целей иных нежели племенная работа;

О - в случаях, если животное содержат с иной целью;

г) пятый, шестой и седьмой разряды заполняются последовательностью из цифр и строчных букв, указывающих на биологический вид животного (таблица соответствий приведена в Приложении 1 к настоящему Приказу);

д) восьмой-пятнадцатый разряды заполняются последовательностью цифр и заглавных и строчных букв, представляющей собой индивидуальный или групповой номер животного.

7. Уникальный номер предназначен для однозначного отождествления животного (группы животных) в течение всей его жизни (в течение всего времени существования группы животных).

8. Эмиссию уникальных номеров животных осуществляется во ФГИС в области ветеринарии посредством реализации её соответствующей автоматической функции в режиме реального времени в момент учета животного (группы животных).

Идентификация животных

9. Основанием для идентификации животного является его рождение или ввоз на территорию Российской Федерации.

10. Основанием для идентификации группы животных является формирование этой группы животных.

11. Идентификация животного (группы животных) представляет собой присвоение животному (группе животных) уникального номера.

12. Идентификация животного (группы животных) проводится в сроки, установленные настоящими правилами.

13. Повторная идентификация животного не допускается.

14 Идентификация группы животных, состоящих из животных, входивших в другие группы, допускается.

15. Идентификация животного (группы животных) производится в процессе первичного учета данного животного (группы животных), в процессе которого ФГИС предоставляет лицу, осуществляющему идентификацию животного (группы животных), уникальный номер данного животного (группы животных).

Учет животных

16. Учет животных осуществляется в целях последующей возможности установления соответствия животного (группы животных) информации о нем (о них), содержащейся во ФГИС.

17. Первичный учет животного (группы животных) представляет собой внесение сведений о родившемся или ввезенном в Российскую Федерацию животном (группе животных) (далее - первичный учет животного) во ФГИС, в ходе которого ФГИС генерирует уникальный номер животного и предоставляет его лицу, осуществляющему идентификацию животного (группы животных).

18. Учет животного (группы животных) представляет собой внесение сведений о животном (группе животных), подвергнутых ранее первичному учету, во ФГИС.

19. При первичном учете и при учете животного (группы животных) по желанию владельца (если иное не предусмотрено настоящими правилами) животного производится выдача документа об учете животного (группы животных), который представляет собой свидетельство о первичном учете животного (группы животных) или паспорта животного, а также внесение соответствующих отметок в паспорт животного, при его наличии.

20. При первичном учете животного в состав вносимых во ФГИС сведений в качестве обязательной информации входят:

Уникальный номер животного,

Уникальный номер средства маркирования (если использовалось),

Биологический вид животного,

Дата рождения,

Масть (окрас),

Данные о владельце,

Данные идентификации группы животных (если данное животное идентифицировано в составе группы животных),

Данные о родителях животного (если известны),

Данные генетической идентификации (если проводилась) или месте хранения пробы генетического материала (если отбирался и хранится).

При первичном учете также может вноситься иная информация о животном по желанию собственника (владельца) животного.

21. При первичном учете группы животных в состав вносимых во ФГИС сведений в качестве обязательной информации входят:

Уникальный номер группы животных,

Описание средства маркирования (если использовалось),

Уникальные номер средства маркирования (если использовались),

Фотография тавро (если использовалось),

Описание татуировки (если использовалась),

Биологический вид животных,

Порода (если имеется и известна),

Диапазон дат рождения или возрастная группа,

Дата ввоза в Российскую Федерацию (для ввезенных животных),

Данные о владельце,

Данные о родительской группе (группах) животных (если известны),

Данные о ранее подвергнутых учету группах животных, в которые входили животные, составляющие группу, подвергаемую первичному учету,

Данные об индивидуальном учете животных, входящих в состав группы (если индивидуальный учет проводился)

При первичном учете также может вноситься иная информация.

22. При учете животного (группы животных) в состав вносимых во ФГИС сведений в качестве обязательной информации входят:

a) данные о повторном маркировании (если проводилось),

b) данные об установлении диагноза на заразную болезнь,

c) данные об установлении диагноза на генетическую болезнь,

d) данные о вакцинации,

e) данные о парентеральном и алиментарном применении лекарственных средств для животных,

f) данные об изменении масти,

g) данные об изменении цели содержания,

h) данные об изменении типа содержания,

i) данные об изменении места содержания,

j) данные об изменении владельца,

k) данные о продуктивности,

l) данные о потомстве,

m) данные о вывозе за пределы Российской Федерации,

n) данные о ввозе в Российскую Федерацию,

o) данные об убое животного,

p) данные о гибели животного.

Упомянутые в пунктах b, c, d, e, i, j, m, n, o, p данные в случае их наличия во ФГИС внесению в целях осуществления учета не подлежат и автоматически импортируются программными средствами ФГИС из других модулей ФГИС.

При учете также может вноситься иная информация по желанию собственника (владельца) животного.

Хранение данных об учете и идентификации животных (групп животных)

23. Информация об идентификации и учете животных содержится и обрабатывается во ФГИС.

24. Вносимые при учете животных (групп животных) данные фиксируются в базе данных ФГИС. При этом во ФГИС сохраняются данные о лицах, осуществлявших маркирование (если проводилось), первичный учет и учет, считывание из ФГИС информации о данном животном (группе животных).

25. Структура базы данных ФГИС должна позволять сохранять в ней сведения об уникальном номере, уникальном номере средства маркирования, о типе и характеристиках средства маркирования, о предках, потомках и продуктивности животного, о его виде, породе, поле, масти, внешнем виде, дате рождения (ввоза), месте рождения, о перемещениях животного, его болезнях, пороках развития, генетических дефектах, о результатах диагностических исследований, ветеринарных обработках, применяемых животному ветеринарных препаратах, о собственниках животного, данные о последовательность его ДНК и иную информацию.

26. Идентификатором записи в базе данных является уникальный номер животного (группы животных).

27. Интерфейс управления ФГИС должен позволять производить с его помощью ввод данных учета животных (групп животных), просмотр данных, формирования свидетельства о постановке животного (группы животных) на учет, паспорта животного, выписку по конкретному животному (группе животных), настраиваемых отчетов.

IV. Порядок осуществления маркирования, идентификации и учета животных
Маркирование животного (группы животных)

28. Маркирование представляет собой прикрепление к телу животного, нанесение на тело животного, закрепление на теле животного или введение в тело животного средства маркирования.

29. Допускается использование визуальных (бирка, татуировка, тавро, кольцо, ошейник), электронных (респондер, транспондер), смешанных (сочетание визуального и электронного и иных средств маркирования позволяющих идентифицировать животное (группу животных) средств маркирования.

30. Повторное использование средств маркирования не допускается.

31. Промышленно изготавливаемым средствам маркирования, таким как бирки, со встроенным чипом, респондеры, транспондеры, присваиваются уникальные номера средства маркирования (УНСМ).

32. Информация, наносимая на выпускаемые промышленным способом бирки, используемые в качестве средства маркирования, должна иметь читаемую часть, предназначенную непосредственно для чтения человеком.

Читаемая часть бирки включает уникальный номер средства маркирования и может включать (если иное не предусмотрено настоящими правилами) иную информацию.

Информация, наносимая на выпускаемые промышленным способом бирки, используемые в качестве средства маркирования, может включать машинно-читаемую часть (информация и символы), используемую для считывания с помощью различных приспособлений (технических средств).

Машиночитаемая часть бирки должна включать уникальный номер средства маркирования и может включать иную информацию.

Используемые для идентификации животных бирки должны иметь контроль первого применения, т.е. должны быть сконструированы таким способом, чтобы, будучи закрепленными единожды на теле животного, а затем снятыми, они должны быть не пригодны для повторного закрепления на теле животного.

33. Информация, записываемая в респондеры и транспондеры, включает постоянно хранимую информацию, записываемую в ПЗУ (постоянное запоминающее устройство) таким образом, чтобы после изготовления устройства ее не возможно было переписать или удалить без разрушения устройства.

Информация, записываемая в респондеры и транспондеры, может, в зависимости от конструкции устройства, иметь обновляемую часть, записываемую в устройство таким образом, чтобы ее можно было дополнять, но не возможно было удалять без разрушения устройства.

Уникальный номер средства маркирования записывается в ПЗУ устройства.

34. Татуировка как средство маркирования, если она используется в сочетании с биркой, респондером или транспондером, может содержать любую информацию, в том числе уникальный номер или его часть.

Татуировка, используемая как единственное средство маркирования, может представлять собой цифро-буквенную последовательность и (или) штрих-код и должна содержать уникальный номер животного в читаемом или машиночитаемом виде.

35. Тавро как средство маркирования, если оно используется в сочетании с биркой, респондером или транспондером, может содержать любую информацию.

Тавро, используемое как единственное средство маркирования животного или группы животных, может представлять собой изображение, знак, вензель и т.п., аналогов которого не зарегистрировано в базе данных ФГИС.

Тавро, используемое как единственное средство маркирования, подлежит фотодокументированию, его цифровая фотография вносится в базу данных ФГИС в момент учета животного (группы животных), или после нанесения тавро, если оно осуществляется позднее, чем первичный учет животного.

36. Уникальные номера средства маркирования сохраняются во ФГИС и однозначно связаны в ней с уникальным номером животного.

37. Изображение тавро, используемого как единственное средство маркирования, сохраняются во ФГИС и однозначно связаны в ней с уникальным номером животного (группы животных).

38. Эмиссию уникальных номеров средств маркирования осуществляет федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора.

39. Эмиссию уникальных номеров средств маркирования федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора осуществляет по заявкам производителей средств маркирования.

40. Необходимость проведения маркирования, сроки его осуществления и используемые технологии маркирования в зависимости от цели содержания животного и его вида указаны ниже в настоящих правилах.

Крупный рогатый скот

Группы КРС, состоящие из животных, подвергнутых индивидуальному маркированию, индивидуальной идентификации и индивидуальному учету, могут подвергаться групповому маркированию, а также могут подвергаться групповой идентификации и групповому учету.

42. Молодняк КРС, рожденный в Российской Федерации подлежит индивидуальному маркированию в возрасте не позднее 14 дней после рождения.

43. КРС (включая молодняк), ввезенный на территорию Российской Федерации, подлежит индивидуальному маркированию немедленно после прибытия по назначению, либо ранее - до прибытия животных по месту назначения - на протяжении карантинирования после ввоза, если оно производилось в месте ином, нежели место назначения.

44. Для индивидуального маркирования КРС должны использоваться две одинаковые ушные бирки с одним и тем же уникальным номером средства маркирования, размещаемые на правом и левом ухе, посередине уха с его внутренней части.

45. В случае утери одной из бирок вторая подлежит восстановлению с тем же или иным уникальным номером средства маркирования в срок, не превышающий 2 месяцев.

46. Кроме ушных бирок для маркирования могут быть использованы респондеры, транспондеры и тавро.

47. В случае утери обеих бирок животное, для идентификации которого кроме бирок, не был использован респондер или транспондер, а также в случае отсутствия другого способа идентификации и учета животного, позволяющего идентифицировать указанное животное, повторной идентификации и учету не подлежат и направляются на убой. Решение по использованию мяса и иных продуктов убоя от указанного животного осуществляется по результатам предубойного осмотра и ветеринарно-санитарной экспертизы.

48. В случае утери обеих бирок животное, для идентификации которого кроме бирок был использован респондер или транспондер, подлежит повторному маркированию, для осуществления которого на ушах животного закрепляются две новые бирки с тем же или иным уникальным номером средства маркирования в срок не превышающий 2 месяцев.

49. По желанию собственника (владельца) животного на подвергнутый учету КРС оформляется паспорт животного или выписку из ФГИС, удостоверенную уполномоченным органом, которые в виде бумажного документа хранятся у владельца животного (ых), а в электронном виде - во ФГИС.

Паспорт на КРС передается предыдущим владельцем новому владельцу животного немедленно после перехода к последнему права собственности на животное.

Паспорт на КРС передается владельцем животного в учреждение государственной ветеринарной службы субъекта Российской Федерации по месту последнего содержания животного в случае его гибели или убоя.

Мелкий рогатый скот

50. МРС подлежит индивидуальному маркированию, индивидуальной идентификации и индивидуальному учету.

Постоянные группы МРС (гурты, отары, а также животные, содержащиеся безвыгульно в животноводческих предприятиях) могут подвергаться групповому маркированию, а также могут подвергаться групповой идентификации и групповому учету.

51. Молодняк МРС, рожденный в Российской Федерации, подлежит индивидуальному маркированию в возрасте не позднее 14 дней после рождения.

52. МРС (включая молодняк), ввезенный на территорию Российской Федерации, подлежит индивидуальному или в случае, предусмотренном пунктом 53, групповому маркированию в течение 35 дней после ввоза в Российскую Федерацию.

53. Для индивидуального маркирования МРС должна использоваться ушная бирка, размещаемая на правом ухе, посередине уха с его внутренней части.

На правом ухе не допускается размещение иных бирок.

54. Номер средства маркирования, наносимый на бирку, должен быть читаем с расстояния не менее 1 метра.

55. Кроме ушных бирок для маркирования могут быть использованы респондеры, транспондеры и татуировка

Татуировка наносится с внутренней стороны правого уха и должна содержать уникальный номер животного (группы животных).

56. В случае утери бирки животное, для идентификации которого кроме бирки не был использован респондер, транспондер или татуировка, повторной идентификации и учету не подлежат и направляются на убой.

57. В случае утери бирки животное, для идентификации которого кроме бирки был использован респондер, транспондер или татуировка, подлежит повторному маркированию, для осуществления которого на ушах животного закрепляются две новые бирки с тем же или иным уникальным номером средства маркирования в срок не превышающий 2 месяцев.

58. На подвергнутый учету МРС по желанию владельца животных оформляется паспорт животного, который в виде бумажного документа хранится у владельца животных, а в электронном виде - во ФГИС.

Паспорт на МРС передается предыдущим владельцем новому владельцу животного немедленно после перехода к последнему права собственности на животное.

Лошади

59. Лошади подлежит индивидуальным маркированию, идентификации и учету.

60. Жеребята, рожденные в Российской Федерации, подлежит индивидуальному маркированию, идентификации и учету в возрасте не позднее 2 месяцев после рождения.

61. Лошади (включая молодняк), ввезенный на территорию Российской Федерации, подлежит индивидуальному маркированию, идентификации и учету в течение 2 месяцев после ввоза.

62. Для индивидуального маркирования лошадей используются бирки (бирка прикрепляется в середине правого уха, с внутренней стороны) с респондерами или транспондерами, таврение (тавро наносят на левое бедро), вживление респондера или транспондера в середину шеи за гривой, внутримышечно, нанесение татуировки на внутреннюю поверхность губ.

63. В случае утери бирки, выхода из строя респондера или транспондера производится ее (его) замена на новое средство маркирования с тем же или иным уникальным номером средства маркирования и повторное маркирование животного в срок, не превышающий 2 месяцев.

64. На подвергнутую учету лошадь оформляется паспорт животного, который в виде бумажного документа хранится у владельца животных, а в электронном виде - во ФГИС.

Паспорт на лошадь передается предыдущим владельцем новому владельцу животного немедленно после перехода к последнему права собственности на животное.

Верблюды

65. Верблюды подлежат индивидуальным маркированию, идентификации и учету.

Группы верблюдов, состоящие из животных, подвергнутых индивидуальным маркированию, идентификации и учету, могут подвергаться групповому маркированию, а также могут подвергаться групповым идентификации и учету.

66. Молодняк верблюдов, рожденный в Российской Федерации, подлежит индивидуальному маркированию, идентификации и учету в возрасте не позднее 2 месяцев после рождения.

67. Верблюды (включая молодняк), ввезенный на территорию Российской Федерации, подлежит индивидуальному маркированию, идентификации и учету не позднее 2 месяцев после ввоза в Российскую Федерацию.

68. Для индивидуального маркирования КРС должны использоваться две одинаковые ушные бирки с одним и тем же уникальным номером средства маркирования, размещаемые на правом и левом ухе, посередине уха с его внутренней части.

На правом ухе не допускается размещение иных бирок.

На левом ухе, кроме бирки, используемой для идентификации, может располагаться другая бирка, закрепляемая для иных целей.

Номер средства маркирования, наносимый на бирку, должен быть читаем с расстояния не менее 1 метра.

69. В случае утери одной из бирок вторая подлежит восстановлению с тем же или иным уникальным номером средства маркирования в срок не превышающий 2 месяцев.

70. Кроме ушных бирок для маркирования могут быть использованы респондеры, транспондеры и тавро.

71. В случае утери обеих бирок животное, для идентификации которого кроме бирок не был использован респондер или транспондер, повторной идентификации и учету не подлежат и направляются на убой.

72. В случае утери обеих бирок животное, для идентификации которого кроме бирок был использован респондер или транспондер, подлежит повторному маркированию, для осуществления которого на ушах животного закрепляются две новые бирки с тем же или иным уникальным номером средства маркирования в срок не превышающий 2 месяцев.

73. На подвергнутого учету верблюда оформляется паспорт животного, который в виде бумажного документа хранится у владельца животного, а в электронном виде - в ФГИС.

Паспорт на верблюда передается предыдущим владельцем новому владельцу животного немедленно после перехода к последнему права собственности на животное.

Олени

74. Олени, исключая постоянные группы животных, подлежит индивидуальным маркированию, идентификации и учету.

Постоянные группы оленей (животные, содержащиеся безвыгульно) могут подвергаться индивидуальным маркированию, идентификации и учету и(или) групповым маркированию, идентификации и учету.

75. Молодняк оленей, рожденный в Российской Федерации, подлежит индивидуальному маркированию, идентификации и учету в возрасте не позднее 2 месяцев после рождения.

76. Олени (включая молодняк), ввезенные на территорию Российской Федерации, подлежит индивидуальному или в случае, предусмотренном пунктом 53, групповому маркированию, идентификации и учету в течение 2 месяцев после ввоза в Российскую Федерацию.

77. Для индивидуального маркирования оленей должна использоваться ушная бирка, размещаемая на правом ухе, посередине уха с его внутренней части.

На правом ухе не допускается размещение иных бирок.

На левом ухе может располагаться другая бирка, закрепляемая для иных целей.

78. Номер средства маркирования, наносимый на бирку, должен быть читаем с расстояния не менее 1 метра.

79. Кроме ушных бирок для маркирования могут быть использованы респондеры, транспондеры, которые прикрепляются к ушной бирке или вживляются в середину шеи внутримышечно и тавро, которое размещается на левом бедре.

80. В случае утери бирки выхода из строя респондера или транспондера производится ее (его) восстановление с тем же или иным уникальным номером средства маркирования и повторное маркирование животного в срок, не превышающий 2 месяцев.

81. На подвергнутого учету оленя по желанию владельца животного оформляется паспорт животного, который в виде бумажного документа хранится у владельца животных, а в электронном виде - в ФГИС.

Паспорт на оленя передается предыдущим владельцем новому владельцу животного немедленно после перехода к последнему права собственности на животное.

Свиньи

82. Свиньи, исключая постоянные группы животных, подлежит индивидуальным маркированию, идентификации и учету.

Постоянные группы свиней, содержащиеся безвыгульно в свиноводческих предприятиях, исключая постоянные группы животных, содержащиеся безвыгульно в крупных (свыше 5 тысяч голов) свиноводческих предприятиях (далее - Предприятия), подвергаются групповым или индивидуальным маркированию, идентификации и учету.

Постоянные группы свиней, содержащиеся безвыгульно на Предприятиях, подвергаются индивидуальному или групповому маркированию или не подвергаются таковым и подлежат групповым или индивидуальным идентификации и учету.

Не подвергнутые маркированию свиньи не могут перемещаться в другие животноводческие предприятия (исключая другие площадки, бригады, бойню того же животноводческого предприятия) и не могут передаваться другому владельцу (исключая отправку на убой в составе группы).

Группы свиней, подвергнутых групповому маркированию, идентификации и учету и не подвергнутых индивидуальному маркированию, идентификации и учету не могут реализоваться населению, в ЛПХ и КФХ.

83. Молодняк свиней, рожденный в Российской Федерации, подлежит маркированию в возрасте не позднее 1 месяца после рождения, или перед реализацией населению, в ЛПХ и КФХ, или перед расформированием группы животных.

84. Свиньи (включая молодняк), ввезенные на территорию Российской Федерации, подлежит индивидуальному или в случаях, предусмотренном пунктом 85, групповому маркированию в течение 1 месяца после ввоза в Российскую Федерацию.

85. Для индивидуального и группового маркирования свиней должна использоваться ушная бирка, размещаемая на правом ухе, посередине уха с его внутренней части.

На правом ухе не допускается размещение иных бирок.

На левом ухе может располагаться другая бирка, закрепляемая для иных целей.

86. Номер средства маркирования, наносимый на бирку, должен быть читаем с расстояния не менее 1 метра.

87. Кроме ушных бирок для маркирования могут быть использованы респондеры и/или транспондеры и/или татуировки, либо иные способы маркирования, позволяющие однозначно идентифицировать животное и не противоречащие настоящим Правилам

88. В случае утери бирки животное, подвергнутое индивидуальному маркированию, для идентификации которого кроме бирки не был использован респондер, транспондер, или татуировка, повторному маркированию, идентификации и учету не подлежит и направляется на убой, в случае отсутствия другого способа идентификации и убоя животного.

89. В случае утери бирки животное, подвергнутое индивидуальному маркированию, для идентификации которого кроме бирки был использован респондер или транспондер, подлежит повторному маркированию, для осуществления которого на ухе животного закрепляется новая бирка с тем же или иным уникальным номером средства маркирования в срок не превышающий 1 месяца.

90. В случае утери бирки животным, подвергнутым групповому маркированию, допускается его повторное маркирование, до момента расформирования группы или ее передачи новому владельцу, или ее перемещения на убой или в новое место содержания.

91. На подвергнутую индивидуальному маркированию, идентификации и учету племенную свинью по желанию владельца животных оформляется паспорт животного, который в виде бумажного документа хранится у владельца животных, а в электронном виде - в ФГИС.

Паспорт на племенную свинью передается предыдущим владельцем новому владельцу животного немедленно после перехода к последнему права собственности на животное.

Птица

92. Птица, исключая племенную, не подлежит маркированию и подлежит групповым идентификации и учету.

По желанию владельца допускается групповое и(или) индивидуальное маркирование птицы, индивидуальная идентификация и индивидуальный учет.

93. Племенная птица, исключая птицу исходных линий, подлежит групповому маркированию, идентификации и учету.

По желанию владельца допускается индивидуальное маркирование племенной птицы, ее индивидуальная идентификация и индивидуальный учет.

94. Племенная птица исходных линий подлежит индивидуальным маркированию, идентификации и учету.

95. Молодняк птицы, выведенной в Российской Федерации, подлежит маркированию, идентификации и учету не позднее трехдневного возраста.

96. Птица (включая молодняк), ввезенная в Российскую Федерацию, подлежит маркированию, идентификации и учету в срок не более 7 дней после ввоза.

97. Маркирование птицы производится в срок не более, чем 7 дней после ее идентификации и учета.

98. Маркирование птицы осуществляется путем кольцевания.

Кроме кольцевания по желанию владельца допускается вживление респондеров и транспондеров.

Кольцо должно содержать визуальную информацию об уникальном номере средства маркирования (и)или информацию об уникальном номере. Респондер или траспондер, должен содержать уникальный номер средства мечения (УНСМ) или уникальный номер.

Пушные звери (лисицы, соболи, норки, хорьки, песцы, другие животные семейства Mustelidae, нутрии, енотовидные собаки) и кролики

99. Пушные звери и кролики, исключая племенных, не подлежит маркированию и подлежит групповой идентификации и учету.

По желанию владельца допускается групповое и(или) индивидуальное маркирование животных, индивидуальная идентификация и индивидуальный учет.

100. Племенные пушные звери и кролики подлежит групповому маркированию, идентификации и учету.

По желанию владельца допускается индивидуальное маркирование племенных животных, их индивидуальная идентификация и индивидуальный учет.

101. Молодняк пушных зверей и кроликов, рожденный в Российской Федерации, подлежит маркированию, идентификации и учету не позднее трехмесячного возраста.

102. Пушные звери и кролики (включая млодняк), ввезенные в Российскую Федерацию, подлежит маркированию, идентификации и учету в срок не более 1 месяца после ввоза.

103. Маркирование птицы производится в срок не более, чем 7 дней после ее идентификации и учета.

104. Маркирование пушных зверей и кроликов осуществляется путем вживление респондеров и транспондеров.

Респондер или траспондер, должен содержать уникальный номер животного или группы животных.

Допускается маркирование кроликов путем нанесения татуировки, содержащей уникальный номер животного (группы животных) на внутреннюю поверхность правого уха.

Пчелы

105. Пчелосемьи подлежат групповой идентификации и учету, при проведении которых группой животных считают данную пчелосемью. На каждую пасеку оформляется ветеринарно-санитарный паспорт (приложение N 2 к настоящим Правилам);

Ульи подлежат групповому маркированию, при проведении которого группой животных считают пчелосемью, обитающую в данном улье.

106. Для маркирования ульев осуществляется нанесение индентификационного номера на внешнюю стенку улья.

При этом идентификационный номер улья считается идентификационным номером средства маркирования.

Идентификационный номер должен быть читаемым с расстояния не менее 5 метров.

Наряду с нанесением идентификационного номера средства маркирования, на улей по желанию владельца может наноситься идентификационный номер группы животных, каковой считают пчелосемью, обитающую в данном улье.

В случае использования улья со зрелищными целями допускается нанесение идентификационного номера в любом месте улья.

107. Маркирование осуществляется в срок не более 2 недель после заселения улья.

108. Идентификация и учет пчелосемей, образовавшихся на территории Российской Федерации, проводится в срок не более 3 недель после образования пчелосемьи (роения).

109. Идентификация и учет пчелосемей, ввезенных на территорию Российской Федерации, проводится в срок не более 3 недель после ввоза.

Собаки и кошки

110. Собаки и кошки подлежат индивидуальным маркированию, идентификации и учету.

111. Щенята и котята, рожденные в Российской Федерации, подлежат обязательной маркированию, идентификации и учету не позднее 3-х месячного возраста.

112. Собаки и кошки (включая щенят и котят), ввезенные в Российскую Федерацию для постоянного содержания, подлежат обязательной маркированию, идентификации и учету не позднее 3 месяцев после ввоза.

113. Собаки и кошки (включая щенят и котят), ввезенные в Российскую Федерацию с целью их последующего вывоза с территории Российской Федерации через промежуток времени более 3 месяцев, не подлежат маркированию, если они были промаркированы в стране происхождения и подлежат маркированию, если они не были подвергнуты маркированию в стране происхождения.

114. Собаки и кошки (включая щенят и котят), ввезенные в Российскую Федерацию с целью их последующего вывоза с территории Российской Федерации через промежуток времени более 3 месяцев, подлежат идентификации и учету, осуществляемому в срок не позднее 3 месяцев после их ввоза.

115. Собаки и кошки (включая щенят и котят), ввезенные в Российскую Федерацию с целью их последующего вывоза с территории Российской Федерации через промежуток времени не более 3 месяцев, не подлежат маркированию, идентификации и учету.

116. В качестве средств маркирования допускается использование вживляемых респондеров и транспондеров, закрепление визуальных средств маркирования на постоянно носимых животным ошейниках, татуировки.

117. Татуировку допускается наносить с внутренней стороны губ и щек, на внутреннюю поверхность левой или правой задней лапы, в области живота и с внутренней стороны уха.

118. На подвергнутое маркированию, идентификации и учету животное оформляется паспорт животного по форме согласно приложениям N 2 и 3 Единых ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований, предъявляемых к товарам, подлежащие ветеринарному контролю (надзору), утвержденных Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 317 (далее - Решение N 317). Допускается также оформление паспортов по форме и в порядке, согласованных федеральным органом государственной власти с компетентным органом иной страны.

119. Оформленный паспорт животного в виде бумажного документа хранится у владельца животных, а в электронном виде - в ФГИС.

120. Паспорт на животное передается предыдущим владельцем новому владельцу животного немедленно после перехода к последнему права собственности на животное.

Рыба и иные животные-гидробионты

Объекту аквакультуры присваивается идентификационный номер, который расценивается как идентификационный номер средства маркирования.

Биологическому виду гидробионтов, содержащемуся в данном объекте аквакультуры, присваивается уникальный номер группы животных.

По желанию владельца может производиться групповое или индивидуальное маркирование гидробионтов.

По желанию владельца могут производиться индивидуальные идентификация и учет племенных и особо-ценных гидробионтов.

122. При присвоении идентификационного номера объекту аквакультуры в ФГИС, кроме указанных выше сведений, заносятся его координаты.

Объект аквакультуры подлежит идентификации до начала его использования.

123. Идентификация и учет биологического вида гидробионтов, содержащихся в данном объекте аквакультуры, производится не позднее, чем в месячный срок после посадки (зарыбления).

124. Для индивидуального маркирования гидробионтов используются вживляемые или прикрепляемые к телу животного респондеры и транспондеры, а также кольца.

125. Респондеры, транспондеры и кольца должны содержать уникальный номер животного (группы животных).

126. Гидробионты не подлежат повторному маркированию.

Приложение N 1

идентификации и учета животных,
утвержденным приказом
Минсельхоза России
от "___"_______2016 г. N____

NN п/п Вид животного Разряды, указывающие на биологический вид животного в целях идентификации
1 2 3
1 Лошади 1aa
2 Ослы 1ab
3 Мулы 1ac
4 Лошаки 1ad
5 Крупный рогатый скот 2aa
6 Зебу 2ab
7 Буйволы 2ac
8 Яки 2ad
9 Олени 3aa
10 Верблюды 4aa
11 Свиньи 5aa
12 Мелкий рогатый скот (овцы) 6aa
13 Мелкий рогатый скот (козы) 6ab
14 Собаки 7aa
15 Кошки 7ab
16 Домашняя птица (куры) 8aa
17 Домашняя птица (утки) 8ab
18 Домашняя птица (гуси) 8ac
19 Домашняя птица (индейки) 8ad
20 Домашняя птица (цесарки) 8ae
21 Домашняя птица (перепела) 8af
22 Домашняя птица (страусы) 8ag
23 Пушные звери (лисицы) 9aa
24 Пушные звери (соболя) 9ab
25 Пушные звери (норки) 9ac
26 Пушные звери (хорьки) 9ad
27 Пушные звери (песцы) 9ae
28 Пушные звери (енотовидные собаки) 9af
29 Пушные звери (нутрии) 9ag
30 Кролики 9ah
31 Пчелы (пчелосемьи) 10a
32 Рыбы 11a
33 Иные водные животные 11b

Приложение N 2

к Ветеринарным правилам осуществления

идентификации и учета животных,

утвержденным приказом

Минсельхоза России

от "___"_______2016 г. N____

Ветеринарно-санитарный паспорт пасеки

1. Общие положения

1.1. Ветеринарно-санитарный паспорт пасеки (далее - Паспорт) заполняется на пасеку независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности.

1.2. Паспорт подписывается Руководителем государственного ветеринарного учреждения и руководителем хозяйства или владельцем пасеки и заверяется печатью государственного ветеринарного учреждения.

1.3. Паспорт является учетным документом, имеет порядковый номер, регистрируется в государственном ветеринарном учреждении в специальном журнале, в котором указываются:

N паспорта;

Ф.И.О. владельца пасеки (у юридического лица дополнительно указывается название организации), адрес;

Даты осмотра;

Количество пчелосемей;

Ветеринарно-санитарная оценка состояния пасеки;

Эпизоотическое состояние пасеки;

Лечебно-профилактические мероприятия;

Особые отметки (дата аннулирования паспорта и др.);

Информационная памятка.

1.4. Паспорт заполняется чернилами кратко, четко и разборчиво представителем государственного ветеринарного учреждения (или лицами, аккредитованными государственной ветеринарной службой на проведение таких работ) после личного обследования пасеки, либо оформляется в печатном виде.

1.5. Обследование пасеки проводят не реже одного раза в год (весной или осенью). Подпись лиц, заполняющих соответствующие разделы, обязательна.

1.6. Паспорт предъявляется при продаже воскосырья и служит документом для выдачи в установленном порядке ветеринарных сопроводительных документов при вывозе (продаже) пчёл и продуктов пчеловодства, а также при вывозе пчел на кочевку.

1.7. Паспорт хранится у владельца пасеки.

1.8. Паспорт подлежит обмену на новый после заполнения граф раздела 4 и при его предъявлении в государственное ветеринарное учреждение.

1.9. Владельцы пасек обязаны не реже одного раза в год представлять ветеринарно-санитарные паспорта пасек в государственное ветеринарное учреждение по месту нахождения пасек для внесения результатов обследования пасеки.

Ветеринарно-санитарный паспорт пасеки N ________

Выдан_______________________________________________________________

________________________________________________________________

(наименование хозяйства, Ф.И.О. владельца)

в том, что принадлежащая ему пасека в количестве __________ пчелосемей

расположена _______ ___________________________________________________________

(наименование местности, адрес)

____________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _____________________________

Ветеринарное обслуживание возлагается на

__________________________________________________________________

(Ф.И.О. государственного ветеринарного специалиста)

Дата выдачи "_______" ______________________ 20____ г.

Руководитель государственного ветеринарного учреждения административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации ________________________________________

____________________________________________________________________ ____________________________

(Ф.И.О., подпись)

Руководитель хозяйства или владелец пасеки __________________________________________________________________

(Ф.И.О., подпись)

__________________________________________________________________

2. Ветеринарно-санитарное состояние пасеки

В произвольной форме описываются:

2.1. Интервалы размещения ульев, наличие окраски, нумерации, предлетковых площадок, подставок и т.д.

2.2. Ветеринарно-санитарное состояние территории пасеки и пасечных помещений, запасных ульев, соторамок, кормушек, холстиков, утеплительных подушек и др.

2.3. Наличие дезинфекционной техники, дезинфицирующих средств, объектов санитарно-гигиенического назначения (в частности, умывальника, мыла, спецодежды, туалетного помещения для пчеловода).

2.4. Сила пчелиных семей, состояние пчелиных маток и расплода, количество и качество кормовых запасов.

2.5. При наличии на пасеках документации, подтверждающей получение пчелиных маток в течение текущего или прошедшего года, указывается порода пчел.

2.6. Должность и подпись.

3. Эпизоотическая обстановка на пасеке

3.1. Предварительный или окончательный диагноз, устанавливаемый ветеринарным специалистом на пасеке или в ветеринарной лаборатории.

3.2. Дата возникновения болезни и возможный источник заражения.

3.3. Дата наложения и снятия карантина (ограничения) и решением какого государственного органа наложен (снят).

3.4. Должность и подпись.

Ф.И.О.

4. Лабораторные исследования

4.1. Объект исследования патологического материала (пчелы, расплод, мёд, перга, воск, вощина, медоносы и т.д.) и результат исследований или диагноз (в случае установления).

4.2. Название лабораторного ветеринарного учреждения, номер экспертизы и рекомендации по лечебным мероприятиям (с учетом чувствительности штаммов возбудителя к антибиотикам и сульфаниламидным препаратам).

4.3. Должность и подпись.

Ф.И.О.

5. Лечебно-профилактические мероприятия

5.1. Лечебные и профилактические обработки, а также дезинфекционные, дезинсекционные, дератизационные и дезакаризационные мероприятия проводятся владельцем пасеки по рекомендации и под контролем государственной ветеринарной службы.

5.2. Должность и подпись.

Ф.И.О.

6. Особые отметки

NN п/п
1 2

Обзор документа

Разработаны ветеринарные правила идентификации и учета животных. Речь идет о домашних животных и скоте.

В отношении лошадей, крупного рогатого скота, оленей, верблюдов и свиней идентификацию и учет планируется ввести с 1 января 2018 г., в отношении мелкого рогатого скота, домашней птицы, собак и кошек, пушных зверей, пчел и рыб - с 1 января 2019 г.

Каждому животному (их группе) планируется присваивать уникальный номер, который будет сохранен во ФГИС в области ветеринарии.

Почти все животные будут подлежать индивидуальным маркированию, идентификации и учету. Исключение - птицы и пушные звери (кроме племенных), пчелы, рыбы. Они будут подлежать групповым идентификации и учету.

Прописывается порядок учета животных и их маркирования.

Сегодня никто не может дать точный ответ на вопрос о том, сколько в российских домашних хозяйствах и крупных агрохолдингах живет животных. Из-за отсутствия единой системы невозможно узнать, где содержится скот, чем он болеет и куда перемещается. Milknews подготовил большой обзор инициативы-долгостроя Минсельхоза - проект федерального закона “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения ветеринарной безопасности”, который должен обеспечить полноценный контроль за количеством животных в России.

Большое поголовье - большие трудности

В сфере учета поголовья животных и контроля за их перемещением Россия сегодня отстает от многих стран, включая даже страны ЕАЭС. Беларусь и Казахстан за последние несколько лет урегулировали нормативную базу и успешно воплотили проекты по идентификации в жизнь, однако сложность применения подобного опыта в России связана с разницей в масштабах. В России содержится более 80% всего совокупного поголовья КРС, свиней и птицы Евразийского экономического союза.

По данным Минсельхоза, сейчас в России более полумиллиона владельцев сельхозживотных. Министерство само утверждает, что учет скота в КФХ и ЛПХ ведется преимущественно косвенными методами и точностью результатов не отличается. Это, в том числе, стало повсеместной проблемой в ходе последней Всероссийской сельскохозяйственной переписи, когда погрешность можно было измерять в районах.

Какой будет идентификация в России?

Работа над созданием единой национальной системы по идентификации скота началась в 2008 году, когда Минсельхоз учредил рабочую группу для создания законопроекта. Проект “Об утверждении Правил осуществления идентификации и учета животных” должен был начать действовать с 1 января 2018 года, но не прошел процедуру ОРВ в Минэкономразвития и с тех пор находился в “пассивной” стадии. Работа над проектом была возобновлена только после указания президента о защите территорий РФ от африканской чумы свиней в 2015 году.

В теории идентификация скота должна стать одним из обязательных инструментов для достижения полной прослеживаемости. Идея заключается в том, что после внедрения идентификации скота и “Меркурия” владельцы неучтенных животных потеряют не только юридическую, но и техническую возможность осуществлять с ними экономические действия: нельзя оформить сертификат на сырье, если его источник отсутствует. Это должно значительно усложнить работу нелегальных участников рынка, одновременно обезопасив потребителя и легальный бизнес.

В данный момент в правительстве рассчитывают, что система маркировки и учета животных должна начать полноценную работу до конца 2021 года. Ее сделали одним из пунктов национального проекта “Международная кооперация и экспорт”, который относится к федеральному проекту по экспорту продукции АПК.

Поправки в закон “О ветеринарии”, которые предусматривают систему для учета животных, были подготовлены Минсельхозом летом 2018 года. Изменениями вводятся понятия маркирования и учета животных, которые будут использоваться для обеспечения прослеживаемости “от поля до прилавка”.

Сама маркировка предполагает несколько типов средств идентификации: пластмассовые бирки, подкожные микрочипы, болюсы, татуировки, тавро, кольца или ошейники. Для разных типов животных будут применяться либо визуальные, либо смешанные (визуальные и электронные) средства идентификации. Так, например, КРС, лошади, олени, овцы и козы будут проходить индивидуальную маркировку, а товарные свиньи - групповую.

Предполагается, что законопроект позволит специалистам ветслужб оперативно выявлять источники, негативно влияющие на эпизоотическую ситуацию и устранять их, что в свою очередь позволит сократить расходы владельцев, связанные с лечением и гибелью животных. Кроме того, идентификация скота - одно из главных требований, предъявляемых третьими странами при выходе на экспорт.

Глава Россельхознадзора Сергей Данкверт неоднократно критиковал Минэкономразвития из-за того, что министерство несколько лет не согласовывало систему идентификации скота.

"Нам непонятна позиция Минэкономразвития. Ведь в комплексе система идентификации позволит усилить контроль: если мы в готовой продукции, к примеру, найдем антибиотики, то сможем проследить путь их попадания до конкретного животного. Вы сегодня против того, чтобы антибиотики находили? Трудно бороться с попаданием антибактериальных средств в продукцию, если нет идентификации животных. В Казахстане она есть, в Белоруссии - есть, а у нас нет", - заявил глава ведомства в ответ на письмо АКОРТ в МЭР.

Инструменты для идентификации есть, а системы - нет

По словам старшего научного сотрудника лаборатории экономики и организации животноводства ФГБНУ ФНЦ “ВИЖ им. Л.К.Эрнста” Алексея Тихомирова, пока что в стране нет единой системы идентификации, но на данный момент есть несколько инструментов, которые должны ее обеспечивать.

“Один из них - закон о племенном животноводстве, в соответствии с которым должен проводиться обязательный учет животных на племзаводах и племрепродукторах, где каждому животному должен быть присвоен свой идентификационный номер.
На практике же племенной учет не везде ведется на должном уровне, это приводит к ситуациям, когда при продаже скота и его переходе из одного предприятия в другое теряются бирки, получается путанница, и концов уже не найти” - рассказал Тихомиров.

По его словам, идентификация могла бы решать большое количество проблем, связанных с контролем и обеспечением безопасности не только в племенном, но и товарном секторе.

“Для товарного поголовья также проводят учет скота, однако сейчас это не позволяет оперативно выяснить, от какой коровы происходит сырье. Во-первых, идентификация является одним из ключевых моментов в организации прослеживаемости, во-вторых, она дает понять, от каких животных получено сырье, в-третьих, позволяет контролировать распространение болезней. Например, больных маститом коров необходимо доить отдельно от здоровых, за этим процессом важно четко следить. Недобросовестные производители доят маститных коров вместе со здоровыми, а больной скот, который лечат антибиотиками, должен быть на карантине. Соответственно, так может произойти попадание остатков лекарственных средств в сырье, и без идентификации скота сложно выявить, от какой коровы антибиотики попали в молоко” - пояснил эксперт.

Еще одна из проблем - заболевания. С идентификацией можно пошагово отследить инфекционный процесс, понять, от какого животного пошло распространение болезни.

“Сейчас благодаря “Меркурию” мы можем узнать, с какой фермы молоко попало на перерабатывающее предприятие, но не можем выяснить, от каких животных это сырье было получено. Необходимость идентификации сегодня активно обсуждается, об этом и говорил Сергей Данкверт на последнем съезде Союзмолоко. Однако на данный момент нет четкого представления о том, как будет выглядеть система и как на практике будет реализована техническая часть этой инициативы” - заключил Тихомиров.

Сколько придется выложить фермеру?

Изначально предполагалось, что данные о животных будут храниться в системе бесплатно, но за маркировку придется платить самим хозяйствам. В документе приведены среднерыночные цены на оптовую закупку средств маркировки. Так, пластмассовая бирка стоит 14-20 рублей, микрочип и болюс - до 200 рублей, татуировка или тавро - до 500 рублей. Кроме этой суммы хозяйствам также придется заплатить за услугу по установке или нанесению средства идентификации, что также стоит от 50 до 500 рублей за единицу скота.

Министерство ранее оценивало, что маркировка одного только КРС в хозяйствах всех категорий потребует затрат, превышающих 3 млрд рублей. По данным официальной статистики, приведенной в пояснительной записке, поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах сельхозпроизводителей в прошлом году составило 18,7 млн голов.

На нулевых чтениях законопроекта в Госдуме 11 февраля Минсельхоз утверждал, что регистрация животных всё же будет безвозмездной, ее будут проводить уполномоченные лица госветслужб и аттестованные специалисты.

Глава департамента ветеринарии Мария Новикова заявила, что сотрудники территориального отдела ветеринарной службы будут вносить животных в единую государственную базу, которая уже создана и функционирует. “Правила идентификации будут вариативными. По каждому виду животных ряд вариантов маркирования от бирок за 20 рублей до чипов за полторы тысячи”, - добавила Новикова.

Представителей Госдумы, в свою очередь, больше беспокоит не учет сельскохозяйственного скота, а домашних животных. В начале февраля Председатель думского комитета по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов рассказал, что в Госдуме активно обсуждают тематику регистрации животных и ведут переговоры с Минсельхозом, чтобы добиться бесплатной регистрации. По его словам, система должна быть единой на территории всей страны, чтобы обеспечивать контроль перемещений животных между регионами.

Кто будет этим заниматься?

Новый законопроект также должен изменить порядок учета животных, поскольку в данный момент его регулируют правила 1975 года. Предполагается, что после принятия документа учет будет вестись путем предоставления данных о маркировке в ФГИС “Ветис”.

В марте прошлого года Россельхознадзор предложил внедрять идентификацию поэтапно - сначала крупный рогатый скот, лошади и олени, затем свиньи, потом мелкий рогатый скот и так далее вплоть до домашних животных. Также предлагалось ввести разные сроки внедрения идентификации хозяйствами в зависимости от их величины, а также утвердить возрастной ценз для животных разных видов.

Сама система будет состоять из процесса маркировки, идентификации скота и его учета. С маркировкой все понятно - это нанесение знака на тело животного. Идентификация - введение сведений о животном с указанием средств маркировки и кода. А учет - передача этих сведений в базу данных.

Пока что вопрос о том, какой орган будет выполнять все эти функции, остается открытым. Логично предположить, что им станет Россельхознадзор, поскольку именно он является эмитентом идентификационных номеров, однако окончательное решение еще не принято.

Ведомство, в свою очередь, активно заявляет о необходимости идентификации скота, и, в перспективе, создании единой системы прослеживаемости.

"Если мы не введем идентификацию животных, то не докажем, что личное подсобное хозяйство, которое производит за год тысячу свиней, это, на самом деле, огромная ферма, которую необходимо регистрировать по всем правилам и платить налоги, - глава Россельхознадзора Сергей Данкверт. - Я уже не говорю о том, что из мяса, произведенного в этих ЛПХ, делают товар сомнительного качества, тот же шашлык в непонятных придорожных заведениях".

Именно поэтому, по словам Данкверта, нужна единая система прослеживаемости агропродукции без разделения на полномочия Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

"Роспотребнадзор не дает потребителям информацию, откуда пришло сырье для продукта, который они едят. Роспотребнадзору условно важно, чтобы не выпили паленую настойку боярышника и сразу не "отдали концы", а если отдали, тогда и будут разбираться", - подытожил глава ведомства.

Что происходит в регионах?

Тем временем, регионы готовятся к нововведениям самостоятельно, пользуясь услугами компаний-операторов, которые маркируют скот и агрегируют собственные базы данных, чтобы затем передавать их в государственную информационную систему.

В Национальном союзе производителей говядины на запрос Milknews ответили, что генеральный директор союза Роман Костюк совместно с Национальной Мясной Ассоциацией в 2018 году провели встречу на эту тему с замруководителя Россельхознадзора Николаем Власовым.

“В первую очередь был согласован вопрос о внедрении через комитет ТК226 (в котором активно работают НСПГ и НМА) разработанных Россельхознадзором стандартов по требованиям к системам передачи данных. Также были согласованы рабочие вопросы построения шлюзов между отраслевыми платформами мясного скотоводства i1fermer, Хромософт с базой данных Россельхознадзора для встраивания отраслевых программ в общую систему идентификации. В том числе были согласованы вопросы поддержки Томской области как пилотного региона и использовании данного соглашения для регионов последующих за Томской областью (в частности рассматривались Республика Башкирия и Республика Калмыкия)” - ответили в НСПГ.

Таким образом, компании, имеющие собственное ПО для идентификации животных и связанные с ним средства маркировки, сотрудничают с Минсельхозом и Россельхознадзором. В пресс-службе национальной автоматизированной системы регистрации, учета и идентификации животных “REGAGRO” рассказали Milknews, что хозяйственные субъекты и ЛПХ не всегда заинтересованы в идентификации своего скота, это обязанность ветеринарных служб.

“По существующему законодательству владелец животного не может зарегистрировать свой скот в системе, потому что сам принцип ФГИС подразумевает, что уполномоченное лицо должно сначала внести хозсубъект в систему, а уже затем - его скот. После этого ветеринар маркирует животное эмиссионным номером, который ему выдает управление ветеринарии. Затем ветеринар вносит в систему все необходимые данные о животном - например, статус вакцинации, тем самым завершая регистрацию. Мы еще не дошли до того, чтобы владелец сам покупал чип, ставил его и самостоятельно регистрировал - в таком случае, настанет анархия”, - пояснили Milknews в пресс-службе.

“Федеральная система ФГИС “Ветис” не предусматривает регистрацию ЛПХ, поэтому мы выступили буфером для накопления информации об этих владельцах. До этого их не регистрировал вообще никто, а как только появилась система, мы получили возможность регистрировать не только юрлица, но и физические, и передавать эти данные в систему по мере готовности” - заявил представитель компании Юрий Школьник.

Законопроект об этом направлен на рассмотрение в Правительственную комиссию по проведению административной реформы, сообщили "РГ" в Минсельхозе. Предполагается, что маркировка будет обязательной, но это пока на стадии обсуждения. "В какой форме это будет реализовано, пока говорить рано",- уточнили в ведомстве.

Маркирование - это нанесение, закрепление или введение в тело животного визуальных и других средств идентификации. Маркировка присваивает животному индивидуальный учетный номер, по которому можно проверить любое сельскохозяйственное или домашнее животное, а также групповой объект. Например, стаю гусей, кур, уток, улей с пчелиной семьей или рыбный садок.

Введение маркировки необходимо для ветеринарной и продовольственной безопасности, отмечают эксперты. "Действующее законодательство не позволяет прослеживать подконтрольные государственной ветеринарной службе товары, из-за чего невозможно оперативно выявлять источник распространения заболеваний, в том числе общих для человека и животных. Необходима единая информационная система в области ветеринарии, и это предусмотрено в законопроекте", - уточнили в Минсельхозе.

Кроме того, маркировка важна для собак и кошек на случай пропажи. Процедура маркирования распространена во многих странах, она безболезненная для животных, а чип, содержащий данные об имени и адресе владельца, поможет вернуть животное домой. Кроме того, чипы содержат информацию о вакцинации животных, которая важна при их перевозке в другую страну.

После принятия закона будут разработаны ветеринарные правила маркирования и учета животных. По ним установят порядок и сроки процедуры, случаи группового маркирования и средства идентификации.

Пока предполагается, что маркировка затронет кошек и собак, мелкий и крупный рогатый скот, пушных зверей, пчел, рыб и "иных водных животных", а также домашнюю птицу, свиней, верблюдов, оленей, лошадей, ослов и мулов.

Пока неизвестно, за чей счет будет проводиться маркировка. В Минсельхозе сообщили, что внесение данных в систему и постановка животных на учет будут для их владельцев бесплатными. Но, по самой процедуре маркирования вопрос пока остается открытым. По экспертным оценкам, оптовая стоимость пластмассовых бирок составляет от 12 до 18 рублей за единицу, а стоимость услуги по установлению чипа или одной бирки - от 50 до 70 рублей.

По словам экспертов, Россия - единственная страна в ЕврАзЭС, которая до сих пор не начала маркирование и регистрацию животных на национальном уровне. При этом страна ставит амбициозные цели по расширению экспорта мясной продукции. Оператором системы маркировки, по оценкам экспертов, мог бы выступить Россельхознадзор.

Домашних животных в России предлагают маркировать, чтобы владельцам было легче отыскать питомца, если тот потеряется. Соответствующий законопроект до конца этого года внесет в .

Согласно документу, будет создана система официального учета и идентификации домашних животных. Ставить опознавательный знак будут на кошек, собак, мелкий и крупный рогатый скот, пушных зверей, пчел, рыб и «иных водных животных», а также на домашнюю птицу, свиней, верблюдов, оленей, лошадей, ослов, мулов и лошаков.

Еще в начале нынешнего года Минсельхоз выступил с предложением маркировать питомцев разными способами: татуировка, бирка, чип. Маркирование — это нанесение, закрепление или введение в тело животного визуальных средств идентификации. Также существует и смешанный тип опознавания, который представляет собой сочетание визуального и электронного средств. Так, например, процедура чипирования является наиболее дорогой из вышеперечисленных.

Выбор конкретного способа маркировки остается за владельцем питомца. Ставить на учет будут бесплатно.

«Также мы требуем, чтобы процедура была бесплатной. Чтобы бабушка в деревне, которая держит 15 котов, принесла их, и все они прошли бесплатную регистрацию.

А как она их будет маркировать, это другой вопрос», — рассказал газете «Известия» глава комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды .

Учет животных будут осуществлять уполномоченные лица органов и учреждений, входящих в систему Государственной ветеринарной службы, и аттестованные специалисты. Информация о маркированных домашних животных будет также поступать в Федеральную государственную информационную систему в области ветеринарии.

Маркировка необходима не только для того, чтобы потерявшегося питомца могли быстро найти и вернуть хозяину. Как отметил Бурматов, многие законы, касающиеся питомцев, просто не могут работать без обязательной идентификации. Это касается закона о муниципальных приютах и уже внесенных в Госдуму поправок в КоАП о наказании граждан за оставление животных на улице.

Парламентарий направил в Минсельхоз запрос с вопросом о том, на какой стадии находится разработка законопроекта.

«Новая версия закона будет внесена в течение полутора месяцев, то есть до конца этого года», — сообщил он со ссылкой на официальный ответ ведомства.

Депутат напомнил, что сроки принятия закона регулярно переносятся с 2015 года, и выразил надежду, что в этот раз министерство доведет законопроект до нижней палаты парламента. В 2015 году в рамках закона «О ветеринарии» были приняты нормы, устанавливающие обязательный учет и идентификацию домашних животных, однако подзаконные акты до сих пор не приняты. В связи с этим на практике система идентификации домашних животных не работает.

Причиной промедления может быть отсутствие коммерческой составляющей. Как подчеркнул парламентарий, все пункты закона, которые касаются коммерческой сферы — то есть сельхозживотных — уже работают: например, продать без маркировки свинину сегодня невозможно.

В свою очередь, в Минсельхозе сообщили, что законопроект уже направлен в правительственную комиссию, после чего будет внесен в Госдуму.

Некоторые регионы решили не дожидаться принятия закона на федеральном уровне и начали сами чипировать домашних животных.

В Башкирии это стали делать в 2017 году после того, как в республике была зафиксирована вспышка ящура. По состоянию на ноябрь этого года в регионе идентифицировано уже более 95% сельскохозяйственных животных. После того как на животное наносят маркировку, ему присваивают уникальный номер из 11 букв и цифр, который регистрируют в единой электронной базе данных.

Власти отмечают, что подобная мера поможет не только находить потерявшийся скот, но и предотвратит незаконный ввоз животных, а также минимизирует распространение бешенства и других заболеваний среди бродячих животных. Кроме того, в республике власти нередко сталкиваются с необходимостью найти хозяина животного, которое стало виновником автомобильной аварии. Дело в том, что в регионе одно из самых больших в стране конских поголовий. Ежегодно в ДТП с лошадьми погибают люди.

22 ноября в Госсобрании Башкирии парламентарии предложили распространить положительный опыт региона по идентификации сельскохозяйственных животных на территорию всей России.

С аналогичной инициативой выступили власти Мурманской области — на прошлой деле парламент региона направил обращение в с просьбой ускорить принятие федерального закона.

Власти Петербурга выступили в поддержку инициативы вице-премьера Аркадия Дворковича, который отдал поручение правительству создать к 2018 году единую систему идентификации домашних и сельскохозяйственных животных.

Считаю, что это положительное решение. Идентификация животных должна быть обязательной. За уклонение от этой процедуры будет предусмотрена административная ответственность. Идентификация существует и сейчас, но она не является обязательной - она добровольная, в том числе и для городских животных, что в Петербурге наиболее актуально. У нас ежегодно больше ста тысяч домашних собак приводят на вакцинацию против бешенства. Животные, которые приходят на эту процедуру, уже имеют чип или чипируются перед вакцинацией, - рассказал Лайфу начальник управления ветеринарии Петербурга Юрий Андреев.

По его словам, уже существует общая база данных, где можно найти животное по номеру чипа.

Было уже много случаев, когда потерявшиеся собаки возвращались к владельцу через информацию по этой базе. Но это лишь один из моментов. Бывает достаточно много ситуаций, когда необходимо предъявить претензию к владельцу животного, и через идентификацию можно выйти на нарушителя. В том числе и в том случае, если владелец отказывается от собаки и выгоняет её на улицу. Никаких сложностей, кроме организации и работы с владельцами животных, которые пока не всегда соглашаются на такую процедуру, нет. Но если будет введена ответственность, то возможности отказаться у них не будет, - отметил начальник управления ветеринарии Петербурга. Ранее в прессе сообщалось, что вице-премьер Аркадий Дворкович отдал поручение правительству создать к 2018 году единую систему идентификации домашних и сельскохозяйственных животных. В обязательный для идентификации перечень войдут собаки и кошки, пчёлы и рыбы, лошади и крупный рогатый скот, олени, верблюды, свиньи, кролики, пушные звери и домашняя птица. "Дорожная карта" внедрения идентификации должна быть разработана до 15 февраля 2017 года.

Как пишет газета "Известия", предполагается, что животные на территории России получат уникальные 15-значные идентификационные номера (УИН), а их владельцам придётся снабжать их чипами, татуировкой или тавром с УИН. Кроме того, в специально создаваемой федеральной государственной информационной системе будет храниться информация о жизнедеятельности животного (предках, потомках и продуктивности животного, о его виде, породе, поле, масти, внешнем виде, дате рождения (ввоза), месте рождения, о перемещениях животного и т.д.).

Согласно проекту приказа Минсельхоза, маркировать можно будет как одно животное, так и группу (например, в случае с пчёлами). Первичную регистрацию необходимо будет провести в первые три месяца после рождения животного или его ввоза в Россию. Окончательно систему планируется ввести к началу 2019 года.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения