Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Группы встреч собираются для. Группы встреч (как разновидность групповой психотерапии)

Основоположником Г. в., радикального крыла группового движения, ориентированного на оказание психологического содействия росту личности, является Роджерс (Rogers С. R.; первые эксперименты - в 1947 г.). Вкладом его в групповое движение стала концепция "основной встречи", тесно связанная с работами в области клиент-центрированной психотерапии.

Члены группы в процессе общения свободно выражают свои чувства и принимают чувства других, сфокусированы на поиске аутентичности и открытости во взаимоотношениях с окружающими. Лидер пытается создать атмосферу безопасности и доверия, помогает ее поддержанию с целью поощрения свободы выражения интимных мыслей и чувств членами группы, избегает проведения запланированных процедур; он ориентирует на безусловное позитивное принятие другой личности для преодоления сопротивления участников раскрытию личностных установок и включения в групповой процесс всех членов группы. Роджерс характеризует суть группы так: "Относительно неструктурированная, обеспечивающая климат максимальной свободы для выражения личности, исследования чувств и межличностной коммуникации. Акцентируются интеракции между членами группы в атмосфере, которая поощряет каждого отказаться от своей защищенности и фасадов и таким образом дает ему возможность относиться к другим членам группы прямо и открыто... Индивидуумы приходят к познанию себя и каждого другого более полному, чем это возможно в обычных социальных или рабочих отношениях; климат открытости, принятия, риска и честности порождает доверие, которое позволяет личности осознать и изменить установки к самозащите, проверить и принять обновленные и конструктивные формы поведения и впоследствии в ситуациях повседневной жизни относиться к другим более адекватно и эффективно".

Другая разновидность Г. в. связана с концепцией "открытой встречи", предложенной Шутцем (Schutz W. С.). Центральным здесь является понятие о единстве тела и сознания; любое психологическое воздействие, игнорирующее телесные ощущения, будет неполным. Им выдвинута программа активных телесных упражнений наряду с методиками вербальной конфронтации для осознания индивидуумом длительно подавляемых эмоций. Шутцу принадлежит следующее определение термина встреча ("encounter"): "Встреча есть способ установления отношений между людьми, основанный на открытости и честности, осознании самого себя и своего физического "Я", ответственности, внимании к чувствам, ориентации на принцип здесь-и-теперь".

Существует целый спектр Г. в., в том числе такие их разновидности, в которых преобладают невербальные процедуры, например танцы, массаж. В любом случае соматическим ощущениям уделяется особое внимание. Наряду с группами, функционирующими регулярно, существуют группы марафона, которые собираются один раз, но на длительный период с небольшими перерывами на отдых или сон.

Как правило, Г. в. расцениваются как отличные от традиционных психотерапевтических групп и по методам, и по целям. Например, в то время как психотерапия имеет целью коррекцию поведения больного неврозом или психозом, "встреча" рассматривается как способ ускорения психологического развития и самореализации нормально функционирующей личности.

Однако границы между психотерапией и Г. в. не так ясны и четки, как это может показаться на первый взгляд. Многие психотерапевтические группы используют опыт Г. в. К психотерапевту обращаются не только психически больные, но и здоровые люди, имеющие различного рода психологические затруднения. В то время как обычные виды групповой психотерапии направлены на помощь пациенту в адаптации к обществу, Г. в. рассматривают каждую личность как имеющую право и возможность искать удовольствия и требовать удовлетворения желаний, т. е. в большей степени "актуализироваться", чем адаптироваться к властным и жестким требованиям общества. Цели конкретного участника идентифицируются в самом начале группового процесса. Г. в. организованы по принципу "здесь и теперь", который предполагает осуществление участниками сиюминутного выбора и их ответственность за последствия своего выбора.

Членов группы обычно просят соблюдать несколько универсальных базовых правил: организовывать открытое и честное общение, уделять особое внимание телесным ощущениям, больше обращать внимания на чувства, а не на мысли и не апеллировать, насколько это возможно, к своему прошлому опыту и рассудочным описаниям. В жизни группы наблюдаются определенные феномены, имеющие тенденцию проявляться в такой последовательности: участники осматриваются; нежелание раскрыться или высказаться; описание прошлых чувств; выражение негативных эмоций; выражение и исследование личностно значимого материала; выражение спонтанных чувств между участниками группы; развитие в группе психотерапевтической способности; принятие себя и начало изменений; разрушение "фасадов"; налаживание обратной связи между участниками; конфронтация; взаимопомощь вне групповых сессий, основная встреча или истинное общение ("basic encounter"); выражение положительных чувств и близости; поведенческие изменения в группе.

Ведущий (посредник, фасилитатор) выступает не в традиционной роли учителя-наставника, пытающегося передать знания посредством чтения лекций или проведения семинара, а в качестве модели самораскрывающейся личности, способной к конфронтации. В этом отличие от традиционной психотерапии, где руководитель остается, по сути, анонимным, как бы "белым экраном". Здесь же ведущий группы пытается помочь членам группы "сотворить" значимый эмоциональный опыт, используя целый комплекс различных приемов и упражнений, стремясь, однако, к спонтанности.

Большинство приемов и упражнений, демонстрируемых ведущим, способствует эмоциональной оценке участниками собственной жизни или даже эмоциональному катарсису, за которым следует интеграция и понимание уже на более высоком уровне. Выбор конкретного упражнения зависит и от уровня работоспособности группы, и от стадии группового процесса.

Для установления доверительных межличностных контактов, уменьшения напряженности используются упражнения в парах или мини-группах. Это может быть зрительный контакт без слов, исследование рук или лица партнера. Используются упражнения, когда участник должен прорваться в круг, после чего следует "доверяющее падение" (падение на подставленные руки). Хотя в начале групповой работы приемы невербальной коммуникации нередко вызывают у участников страх, они тем не менее помогают "растопить лед" в отношениях между людьми, перешагнуть через обычные социальные условности. Для создания атмосферы сочувствия и поддержки используются упражнения с прикосновением. Однако преждевременный физический контакт может, наоборот, оказаться препятствием для настоящей психологической близости.

Конфликты могут прорабатываться как вербально, так и физически, с использованием борьбы и других подобных состязаний. В этом случае заранее оговариваются правила безопасности. Когда участники сопротивляются групповому процессу, ведущий может стимулировать фантазии, например, на тему "Как отреагируют члены группы, если узнают о вас нечто глубоко личное".

По многим параметрам Г. в. могут рассматриваться как прогрессивное явление в психотерапии, раздвинувшее ее рамки и включившее в нее людей, стремящихся расширить сферу осознания самих себя и улучшить свои межличностные контакты. Вследствие специфики контингента участников психотерапевтический эффект не является основной целью, хотя он обычно значительный. Достаточно широко признается ценность данного опыта для психогигиены, решения проблем профилактики психических расстройств, подготовки различных категорий медицинских работников.

Исследования, посвященные эффективности Г. в., показывают, что опыт участия в них усиливает чувствительность к разным оттенкам межличностных отношений, повышает самооценку, увеличивает самопринятие. Уменьшается отчужденность, возникают положительные изменения в представлении участника о самом себе.

ГРУППЫ ВСТРЕЧ

специальные малые группы, применяемые в практике социально-психологического тренинга с аналогичным названием; цель этого тренинга - обнаружение и использование резервов саморазвития личности, заложенных в ней самой, через специальные приемы, помогающие личности осознать свои возможности, избавиться от психологических барьеров и комплексов.

ГРУППА ВСТРЕЧ

англ. encounter group) -особый вид групповой психологической работы, фокусирующейся не столько на групповом процессе как таковом и на процессе развития навыков общения, сколько на поиске аутентичности (подлинности) и открытости в межличностных взаимоотношениях. Основные параметры межличностных взаимодействий в Г. в.: концентрация на чувствах и переживаниях, осознание самого себя, чувство ответственности, самораскрытие, фокусировка на происходящем "здесь и теперь".

Г. в. возникла на основе групповой психотерапии и концепций основной и открытой встречи, разработанных в 1960-е гг. К. Роджерсом и У. Шутцем. Концепция основной встречи базируется на вере в возможность конструктивного личностного роста в атмосфере безоценочного позитивного принятия, эмпатии и конгруэнтности. Концепция открытой встречи основывается на идее интеграции переживаний и телесных ощущений, эмоционально блокированных фрагментов личного опыта и завершении незавершенных энергетических циклов. Хотя Г. в. возникла как метод психотерапии, она используется г. о. в целях стимулирования процессов личностного роста. Количество участников Г. в. варьирует от нескольких человек до нескольких сот человек. Вариантами Г. в. являются т. н. группы "Диабазис", группы "марафона", группы Анонимных Алкоголиков и группы "обнажения".

В Г. в. ведущий (фасилитатор) проявляет эмпатию (сочувствие) по отношению к переживаниям членов группы, не использует оценочных суждений, практикует самораскрытие, что способствует постепенному возникновению атмосферы доверия, а тем самым свободе исследования, осознанию и выражению участниками личностно значимых фрагментов своего личного опыта (мыслей, чувств). Отсутствуют, как правило, запланированные процедуры, использующиеся в др. (центрированных на лидере) методах для того, чтобы структурировать процессы групповой динамики, преодолеть сопротивление участников раскрытию личностных установок и включить в групповой процесс всех участников. Полноценное самораскрытие членов группы возможно только после того, как группа пройдет через основные этапы группового процесса: знакомство участников; ощущение фрустрации из-за отсутствия структуры; первые попытки самораскрытия и сопротивление этому; описание прошлых, более безопасных событий и чувств; открытое выражение негативных переживаний; выражение любых переживаний, возникающих "здесь и теперь"; попытки исследования личностно значимых тем и проявления самопринятия; основная встреча.

Акцент в работе Г. в. делается на самоисследовании участников, поиске ими аутентичности, на искренности и открытости в выражении чувств и переживаний, благодаря чему постепенно складывается атмосфера принятия и самопринятия в общении, которая воспринимается участниками как теплая, поддерживающая и личностно безопасная. Все это помогает участникам углубляться в собственный опыт, исследовать как позитивные, так и негативные его стороны, осознавать и принимать их.

Опыт внеролевого общения ведет к нарушению конвенциональных коммуникативных стереотипов, к более непредвзятому, непосредственному восприятию, более глубокому пониманию членами группы самих себя. Перенос навыков и ценностей общения, полученных в ходе тренинговых занятий, в сферу каждодневных коммуникаций - один из внутренних ресурсов человека, его психологической культуры, эффекты которой проявляются в обращении человека к новым сторонам личности его партнеров по общению, к новым способам и средствам самовыражения и рефлексии.

В качестве типичных эффектов Г. в. можно указать след.: расширяется сфера осознания человеком самого себя; появляется тенденция уделять своим отношениям с др. людьми столько же внимания, сколько содержанию общения; возникает стремление принимать нестандартные, творческие идеи партнеров по общению, а не реагировать на эти идеи как на угрозу; более вероятными оказываются конструктивные решения межличностных проблем; повышается самооценка; усиливаются чувства эмпатии и близости по отношению к др. людям и миру в целом; изменения наблюдаются как в профессиональной сфере, так и в сфере отношений с близкими людьми.

Основной постулат, на котором базируется Г. в., состоит в том, что само качество общения зависит от внутриличностных отношений человека, т. е. от его отношений к самому себе. Г. в. часто используется как средство решения различных коммуникативных проблем, связанных с преодолением межкультурных (расовых, этнических, политических, межпоколенных, профессиональных) конфликтов. Помимо прочего, ставится задача способствовать самоактуализации человека, созданию условий для преодоления им отстраненности и отчужденности от самого себя. См. также Человеко-центрированный подход в психотерапии. (А. Б. Орлов.)

Основные понятия теории групп встреч

Определение группы встреч Шутцем выделяет такие признаки этого понятия, как открытость и честность, осознание самого себя и своего физического "Я ", ответственность, внимание к чувствам и принцип "здесь и теперь ".

Самораскрытие

Открытость и честность достигаются через реализацию такой групповой ценности, как самораскрытие. Группы встреч поощряют участников к раскрытию самих себя другим и таким образом дают им возможность установить близкие отношения между собой. Участники поощряются внимательно относиться к своим чувствам и быть открытыми опыту в любой момент времени. Раскрытие личности по принципу "здесь и теперь " отличается от раскрытия участниками прошлого опыта, не связанного с групповым процессом. Например, в рассказе о том, что один из членов группы напоминает вам вашего старшего брата, который вызывал у вас чувства страха и боязни, было бы не совсем подходящим простое описание взаимоотношений с вашим братом без их соотнесения с ситуацией в группе по принципу "здесь и теперь ".

В том, что для установления более близких отношений с другими нам нужен групповой опыт, заключена некоторая ирония. Но в обществе сокрытие своих истинных чувств, глубоких сомнений и желаний является более приемлемым, поскольку самораскрытие делает нас уязвимыми и слабыми. Люди, готовые раскрыть другим свой внутренний мир, могут быть оценены либо как требующие жалости и сочувствия, либо как эксгибиционисты, чьи стандарты поведения не соответствуют общепринятым нормам. Сидней Джурард (Jourard, 1964) подчеркивал, что раскрытие своего "Я " другому человеку есть признак сильной и здоровой личности. Пытаясь скрыть самих себя от других людей, мы тем самым предпринимаем активные усилия для построения ложного внешнего "Я ". Хотя в такой социальной среде, как школа или работа, играть роли становится необходимым, те люди, которые переоценивают значимость ролевого поведения, могут почувствовать себя одинокими, отдаленными от других и отстраненными и отчужденными от самих себя. Одной из причин поощрения консультантом или психотерапевтом процесса самораскрытия является возможность полностью открыть свою душу симпатизирующему слушателю, что может оказать терапевтическое воздействие независимо от реакции или обратной связи слушателя.

Иногда сокрытие реальных мыслей и чувств от других приносит определенную пользу и удовлетворение Мы можем избежать рассказа о любых неприятных фактах своего прошлого, но это лишит нас близости в отношениях с другими людьми. Таким образом, избегая самораскрытия, мы создаем у других впечатление о своем благополучии и успехе, но ценой этому становится невозможность построения значимых отношений с окружающими. Существуют также основания для предположения о том, что подавление или вытеснение значимого внутреннего опыта приводит ко многим психосоматическим расстройствам, таким, например, как язва, гипертония, астма и мигрень. Моурер (Mowrer, 1964) установил, что многие психологические симптомы такие, как тики, чрезмерное употребление воды или пищи, различные страхи, усиливающаяся головная боль или боль в области живота, могут представлять собой попытки избежать тех неприятных ощущений, которые вызываются рассказом о своих неблаговидных поступках. Согласно Моуреру, одиночество, чувство вины и депрессия всегда сопровождают сокрытие правды о самом себе, и сила католической исповеди заключается в облегчении процесса самораскрытия (Mowrer, 1970). "Грешник " может освободиться от чувства вины за реальное или воображаемое преступление при помощи самораскрытия. Моурер прямо перенес прием исповеди на занятия своих групп встреч. В его "интегрирующих группах " участники поощряются к открытию своих поступков, что приводит к повышению ответственности при решении проблем.

Различными путями группы встреч как бы дают разрешение на раскрытие самих себя не перед профессионалами священниками, врачами, советниками и терапевтами, к которым мы обращаемся в стрессовых ситуациях, а перед партнерами по группе (Egan, 1970). Надо сказать, что беспорядочное самораскрытие в группе также неприемлемо. Хотя многие участники впервые узнают именно в группе о том, что они обычно более отчуждены от своих друзей и знакомых, чем это требуется условиями социальной среды, "любительское " самораскрытие может ошеломить других и представить человека неразборчивым в своих знакомствах. Лафт (Luft, 1970) предположил, что самораскрытие становится приемлемым, когда оно является функцией имеющихся взаимоотношений; когда взаимоотношения между людьми строятся на основе взаимного принятия; когда тема самораскрытия связана с тем, что происходит между людьми; когда оно происходит постепенно, а не лавинообразно и когда человек способен почувствовать. какое влияние самораскрытие производит на слушателя.

Возможно, что экзистенциальное понятие аутентичности наиболее близко понятию об открытых и честных отношениях, необходимых для успешного проведения групп встреч. Аутентичность можно представить как умение быть в согласии с реальным течением жизненных событий. Согласно Мадди (Maddi, 1967, р. 315), отчужденная личность не имеет четкого ощущения своей самоидентичности и считает себя не кем иным, как "актером, играющим социальные роли, и существом, имеющим биологические потребности ". Таким образом, индивидуум может удовлетворить биологические потребности и создать приемлемый и приятный образ "Я " без осознания своих более глубоких психологических потребностей. Аутентичная личность выражает себя спонтанно, не прибегая к защитным механизмам, открыто высказывая свои мысли и выражая чувства в группе. Говоря кратко, эти люди "подлинны " (Carkhuff & Berenson, 1977).

Конечно, рискнуть стать "подлинной " и аутентичной личностью можно только в безопасном для личности окружении, вызывающем доверие. Согласно Роджерсу (Rogers, 1970), раскрытие чувств, возникающих в отношении других членов группы, возможно только после того, как группа приобретет определенный опыт и пройдет через основные этапы группового процесса: ощущение фрустрации из-за отсутствия структуры; сопротивление раскрытию личности и выражению эмоций; описание прошлых, следовательно, более безопасных жизненных событий и чувств; открытое выражение негативных чувств для проверки групповой сплоченности и первые попытки исследования личностно значимых тем. Для того чтобы члены группы смогли начать анализировать прежде неосознаваемые и почти незнакомые им чувства, они должны быть уверены в их безусловном положительном принятии со стороны остальных членов группы. Осознание самого себя

Вторым признаком определения понятия группы встреч Шутцем является осознание самого себя. Выражая личностно значимые мысли и чувства и получая обратную связь, члены группы имеют возможность исследовать себя как бы со стороны. Осознание самого себя начинается, как только человек узнает свои сильные и слабые стороны. Члены группы лучше осознают те паттерны поведения, которые имеют саморазрушающий характер, а также то, как они воздействуют на окружающих и как окружающие воздействуют на них самих. Участник может, например, начать анализировать свои неудачные взаимоотношения с людьми противоположного пола. Рост осознания себя сопровождается тем, что члены группы становятся более приятными для самих себя и более склонными к изменениям в личных установках и поведении, приближающим к идеалу "Я ".

Одним из способов, при помощи которого группы встреч поощряют в участниках рост осознания себя, является конфронтация, заставляющая членов группы подвергать рефлексии, внимательно анализировать и ставить под сомнение свое поведение. Обычно конфронтация выявляет противоречие между тем, как члены группы воспринимают сами себя и как их воспринимают другие члены группы. В идеале конфронтация используется не просто для того, чтобы выразить свой протест и возражения собеседнику или вызвать у него враждебные чувства по отношению к окружающим. Нет смысла вступать с кемто в конфронтацию, если вы хотите только заинтересовать этого человека самим собой (Egan, 1975). Конфронтация между членами группы должна выражать участие и заинтересованность друг в друге для того, чтобы помочь членам группы исследовать собственное поведение. По мере развития группового общения конфронтация стимулирует изучение самого себя и способствует изменениям своего поведения.

Для того чтобы быть эффективной, конфронтация должна затрагивать желания и "болевые точки " того человека, с кем эта конфронтация возникает. Конфронтация по некоторым проблемам, например сексуальности, должна быть очень деликатной. Однако есть группы встреч, в которых конфронтация намеренно проводится грубо и с большой резкостью.

Одним из примеров подобных групп встреч на Западном побережье являются сайнанонгруппы. Общие принципы этого группового опыта были разработаны в 1958 г. Чарлзом Дедериком, бывшим алкоголиком, который заинтересовался возможностью создания работающей методики для лечения пациентов, испытывавших пристрастие к наркотикам. Дедерик организовал общество взаимопомощи в г. СантаМонике, штат Калифорния. члены которого должны были жить в Сайнаноне и принимать участие в одной, посильной для себя, программе лечения. Правила проживания были довольно жесткими и включали в себя выполнение домашней работы, посещение небольших групп, в которых не было лидера, полный отказ от употребления всех наркотических веществ, включая алкоголь. Хотя состав этих групп, названных сайнанонгруппами, менялся по мере прихода новых членов и ухода старых, каждый из членов группы находился в центре внимания на протяжении довольно длительного времени. Суть обучения в этих группах заключалась в сильной конфронтации с данным членом группы, чтобы при помощи оправдания, рационализации и игры излечить его от пристрастия к наркотикам. Прошедшие через эту процедуру пациенты обладали преимуществом перед профессионалами, поскольку они имели тот же прошлый опыт, что и другие члены группы, и могли откровенно рассказать о своих прошлых ощущениях и переживаниях.

Постороннему наблюдателю может показаться, что при общении в форме конфронтации члены сайнанонгруппы подвергаются необоснованным и оскорбительным упрекам. Однако для опытного участника использование подобных безжалостных процедур представляет собой единственный способ преодоления эмоциональных блокировок и изменения своего жизненного стиля, который имеет саморазрушающий характер. Наркоманы постепенно осознают, что члены сайнанонгруппы не сочувствуют им в их зависимости от наркотиков, так как признают за ними потенциальные возможности для усвоения положительных, альтернативных способов действия по преодолению тревожных и стрессовых ситуаций, в корне отличающихся от употребления алкоголя или наркотиков. Можно также отметить, что сайнанонгруппы ориентированы не только на контингент наркоманов (Casriel, 1963), метод вербальной и физической конфронтации используется и в других видах групп встреч. Важным аспектом осознания самого себя, который Шутц включил в свое определение группы встреч, является осознание своего физического "Я ". Многие руководители групп встреч достигают определенного соотношения между словесными и физическими упражнениями. Осознание своего физического "Я " и использование физических параметров в терапии основываются на предположении о том, что первичные чувства и переживания индивидуума кодируются и выражаются языком тела задолго до того, как формируются вербальные умения и способы выражения чувств. Те ощущения, которые сопровождают чувства напряженности или разрядки, счастья или гнева, довольно примитивны и носят базальный характер. Члены группы, которые чувствуют, что оказались "в западне ", могут лучше понять себя, выражая свой внутренний конфликт в виде физических действий (буквально отталкивая тех людей, которые их держат), чем при словесном описании, объяснении, поиске рациональных оснований своего эмоционального состояния "нахождения в западне ". Я не утверждаю, что словесное описание эмоционального катарсиса является бесполезным, но считаю, что физические упражнения и методики могут быть более продуктивны для катарсиса. Упор на осознание своего физического "Я " связан с разочарованием Шутца в традиционной "разговорной " терапии как основе для прочных изменений личности.

Ответственность

Третьим признаком определения понятия группы встреч Шутцем является ответственность. Виды групповой терапии, разрабатывающие практику воздействия на принципах гуманистической психологии, в целом основываются на уважении к клиентам, на оценке их как способных к изменению и активному участию в самом процессе осуществления этих изменений. Предполагается, что члены группы должны отвечать за свое поведение в группе и в реальной жизни. Шутц описывает основной закон группы встреч, заключающийся в том, что участники должны отвечать за поведение, которое они демонстрируют или от которого они отказываются в группе. Он настаивает на том, что группа будет не защищать своих членов, а будет поощрять их к реализации собственных резервов и способностей к принятию решений. С точки зрения Шутца, ограничительное поведение, порождающее симптомы, есть само по себе доказательство отсутствия ответственности за свою жизнь.

Большинство лидеров групп встреч занимают менее радикальную позицию по проблема ответственности. Все соглашаются с тем, что любая терапевтическая система должна помочь клиентам расширить возможности выбора паттернов поведения, которые могут оказаться полезными в их реальной жизни. По мере того как руководители ведут членов групп по пути развития чувства ответственности, они отказываются "охранять " их от тревоги, поскольку та является необходимым условием для расширения самосознания. Однако руководители могут установить некоторые ограничения на те паттерны поведения, которые отвергаются группой, например, могут быть запрещены физические действия.

Подчеркивая необходимость ответственности клиента, нельзя полностью отрицать ответственность руководителя группы за терапевтический процесс. Хельмут Кайзер (Kaiser, 1955), воспитанный в русле психоаналитической терапии и находившийся в авангарде движения за экзистенциальную терапию, заметил, что, как только клиент начинает расцениваться как "курабельный ", терапевт принимает ответственность за развитие у него чувства ответственности. Иными словами, как только терапевт решает, что данный человек может участвовать в групповом процессе, он (терапевт) сам начинает нести ответственность за результат терапии. Руководители групп, которые отказываются принимать на себя ответственность за происходящее в группе и подчеркивают наличие у клиента сопротивления групповому процессу, тем самым отрицают свою роль в групповом взаимодействии. Руководитель группы обычно является наиболее привлекательным человеком, с которым хотел бы взаимодействовать конкретный член группы.

Эта ситуация наглядно показана в басне о трех мальчиках. Первый из них получил имя Терапевт, второй Сознание, а третий Клиент (Peterson, 1977) Когда ребята идут по улице. Терапевт толкает Созна ние, Сознание падает на Клиента, а Клиент падает на землю. Клиент обвиняет Терапевта, что он упал по его вине, а тот отрицает свою вину и обвиняет во всем Сознание. Мораль этой басни такова, что без ответственный терапевт это тот терапевт, который провозглашает, что любой негативный результат проистекает из неспособности клиента к личностному росту.

Внимание к чувствам

В свое определение понятия группы встреч Шутц также включил и такой признак этого понятия, как внимание к чувствам. Основной целью программы всех групп встреч является достижение более высокого уровня осознания членами группы своего аффективного потенциала. Возникающие у участников групп сильные чувства подробно описаны в таких работах, как "Please Touch " Джейн Говард (Howard, 1970) и "Turning On " Разы Густайтис (Gustaitis, 1969). Согласно Уоркентину (Warkentin, 1969), наиболее существенным недостатком многих видов терапии является отсутствие эмоциональности и неадекватное вовлечение участника в групповой процесс. Поэтому многие руководители групп встреч используют экспрессивные и ориентированные на осознание методики гештальттерапии и психодрамы для усиления значимости и интенсивности аффективных переживаний.

Прежде чем начать действовать ответственно, люди должны научиться постоянно и всегда осознавать собственные чувства. Путем акцентирования чувств и ощущений группы встреч пытаются найти противовес тому, что многие считают чрезмерно сознательной, интеллектуализированной космологией западного технократизма. Провозглашая необходимость осознания и принятия чувственных переживаний и внутренних ощущений будь то радость, печаль, страх, голод или сексуальность, группы встреч таким образом восстанавливают ценность эмоциональной выразительности как наиболее тонкой формы человеческих отношений. Эта цель достигается посредством снижения интеллектуальной защищенности, которая является причиной ограниченности чувственных переживаний, их недостаточного осознания. Группы встреч помогают расширить сферу осознания человеком самого себя и учат его распознавать и принимать личностный опыт других людей. Члены групп встреч часто покидают группы с сильным чувством сострадания, близости и теплого участия по отношению к другим членам группы и окружающему миру.

"Здесь и теперь " Последним признаком определения понятия группы встреч Шутцем является принцип "здесь и теперь ". Фокусировка внимания на настоящем стала законом в Тгруппах и группах тренинга сензитивности. Принцип "здесь и теперь ", контрастирует с используемыми другими группами методами и процедурами, направляющими внимание участников в основном на те события, которые произошли с ними вне групповой ситуации. Модель основной встречи Роджерса несколько отличается от модели группы встреч, ориентирующей членов группы на анализ сиюминутных чувственных переживаний. Хотя Роджерс предпочитает, чтобы члены групп выражали свои реакции по принципу "здесь и теперь ", он также разрешает им использовать опыт прошлых событий (Rogers, 1970).

Сравнение психотерапевтических групп с группами роста личности

Характеризуя признаки определения понятия группы встреч, необходимо особо остановиться на различии между психотерапией и личностным ростом. Как правило, группы встреч расцениваются как отличные от традиционных психотерапевтических групп и в методах и в целях. Например, в то время как терапия всегда направлена на исправление симптоматично го для невротика или психотика поведения, встр" рассматривается как способ ускорения психол "" ческого развития и самореализации нормально ф ционирующей личности. Струпп (Strupp, 1973) утверждал, что группы встреч фундаментально прот! положны традиционной терапии по своим ценностям. расценивал акцент групп встреч на немедленный аф4 тивный опыт за счет уменьшения внимания к до

Однако границы между терапией и группами не так ясны и четки, как это может показаться первый взгляд. Многие психотерапевтические rpyi используют опыт групп встреч. К психотерапии обращаются не только психически больные, но и здоровые люди, имеющие различного рода психологические затруднения. Например, отсутствие чувства радости является достаточным симптомом для обращения к психотерапевту. Поскольку подобные симптомы обязательно вызывают различные ограничения в поведении, не столь важно, как именно эти ограничения будут концептуализированы (как попытка справиться с интрапсихическими импульсами или как малоадаптивные реакции на стимулы окружающей среды). Трудно разграничить групповой опыт, позволяющий преодолеть симптомы, и групповой опыт, приводящий к раскрытию потенциала радостного и творческого отношения к жизни (Mintz, 1971).

Однако до сих пор существует множество различий между группами встреч и традиционными психотерапевтическими группами (Goldberg, 1970). Например, традиционная психотерапия довольно длительна, а группы встреч и большинство групповых форм психологического воздействия имеют тенденцию к сокращению времени проведения курса обучения, вплоть до одного дня или уикэнда. В группах встреч цели конкретного участника идентифицируются в самом начале группового процесса. Традиционная групповая психотерапия предпочитает работать с материалом прошлого опыта и приводит к осознанию клиентом конституциональных ограничений и ограничений самих жизненных ситуаций. Группы встреч организованы по принципу "здесь и теперь ", который предполагает осуществление участниками сиюминутного выбора и их ответственность за последствия своего выбора.

В то время как обычные виды групповой терапии направлены на помощь клиенту в адаптации к обществу, группы встреч рассматривают каждую личность как имеющую право и возможность искать удовольствия и требовать удовлетворения желаний, то есть "актуализироваться " в большей степени, чем адаптироваться к властным и жестким требованиям общества. Понятие "самоактуализация " было разработано Абрахамом Маслоу (Maslow, 1968), который верил, что здоровые люди, удовлетворив основные потребности в безопасности, принадлежности комулибо, любви, уважении и самооценке, получают возможность развивать свои способности и реализовывать потенции. Кинофильм, в котором старая женщина учит молодого самоубийцу, как можно жить полной жизнью, прекрасно иллюстрирует значимость личностной актуализации и ее взаимосвязи с социальными реалиями.

Лидеры групп встреч выступают в качестве моделей самораскрывающихся личностей, способных к конфронтации. Это отличается от традиционной терапии, где руководитель остается, по сути, анонимным человеком, как бы "белым экраном ". Модель раскрывающегося терапевта, вероятно, впервые была дана в исследовании Карла Роджерса, в котором он показал, что наиболее успешен откровенный и настроенный эмпатически терапевт (Rogers, 1967). Роджерс утверждает, что мягкий, заботливый терапевт может создать атмосферу безусловного принятия, которая помогает клиенту реализовать свои потенции. Тенденция руководителя получить полную свободу, то есть быть самим собой в группе, принимает крайнее выражение в группах экзистенциальной терапии, так как руководитель в этих группах рассматривается как "наиболее опытный пациент " (Warkentin, 1969). Такие руководители могут подчеркивать свое переживание групповой ситуации с целью содействия и приближения аутентичного восприятия самих себя членами группы.

Наконец, традиционные терапевтические подходы ориентированы на интеллект, предпочитая иметь дело с сознанием, а не с телом. Группы встреч уделяют особое внимание физическим характеристикам, соматическим ощущениям. (Это ирония судьбы, что психиатрический тренинг, который начинал с исследования физиологии человеческого организма, постепенно становится антисоматическим и антиэротическим.)

по мотивам книги К.Э. Рудестама "Групповая психотерапия "

ГРУППЫ ВСТРЕЧ

Основоположником Г. в., радикального крыла группового движения, ориентированного на оказание психологического содействия росту личности, является Роджерс (Rogers С. R.; первые эксперименты - в 1947 г.). Вкладом его в групповое движение стала концепция «основной встречи», тесно связанная с работами в области клиент-центрированной психотерапии.
Члены группы в процессе общения свободно выражают свои чувства и принимают чувства других, сфокусированы на поиске аутентичности и открытости во взаимоотношениях с окружающими. Лидер пытается создать атмосферу безопасности и доверия, помогает ее поддержанию с целью поощрения свободы выражения интимных мыслей и чувств членами группы, избегает проведения запланированных процедур; он ориентирует на безусловное позитивное принятие другой личности для преодоления сопротивления участников раскрытию личностных установок и включения в групповой процесс всех членов группы. Роджерс характеризует суть группы так: «Относительно неструктурированная, обеспечивающая климат максимальной свободы для выражения личности, исследования чувств и межличностной коммуникации. Акцентируются интеракции между членами группы в атмосфере, которая поощряет каждого отказаться от своей защищенности и фасадов и таким образом дает ему возможность относиться к другим членам группы прямо и открыто... Индивидуумы приходят к познанию себя и каждого другого более полному, чем это возможно в обычных социальных или рабочих отношениях; климат открытости, принятия, риска и честности порождает доверие, которое позволяет личности осознать и изменить установки к самозащите, проверить и принять обновленные и конструктивные формы поведения и впоследствии в ситуациях повседневной жизни относиться к другим более адекватно и эффективно».
Другая разновидность Г. в. связана с концепцией «открытой встречи», предложенной Шутцем (Schutz W. С.). Центральным здесь является понятие о единстве тела и сознания; любое психологическое воздействие, игнорирующее телесные ощущения, будет неполным. Им выдвинута программа активных телесных упражнений наряду с методиками вербальной конфронтации для осознания индивидуумом длительно подавляемых эмоций. Шутцу принадлежит следующее определение термина встреча («encounter»): «Встреча есть способ установления отношений между людьми, основанный на открытости и честности, осознании самого себя и своего физического "Я", ответственности, внимании к чувствам, ориентации на принцип здесь-и-теперь».
Существует целый спектр Г. в., в том числе такие их разновидности, в которых преобладают невербальные процедуры, например танцы, массаж. В любом случае соматическим ощущениям уделяется особое внимание. Наряду с группами, функционирующими регулярно, существуют группы марафона, которые собираются один раз, но на длительный период с небольшими перерывами на отдых или сон.
Как правило, Г. в. расцениваются как отличные от традиционных психотерапевтических групп и по методам, и по целям. Например, в то время как психотерапия имеет целью коррекцию поведения больного неврозом или психозом, «встреча» рассматривается как способ ускорения психологического развития и самореализации нормально функционирующей личности.
Однако границы между психотерапией и Г. в. не так ясны и четки, как это может показаться на первый взгляд. Многие психотерапевтические группы используют опыт Г. в. К психотерапевту обращаются не только психически больные, но и здоровые люди, имеющие различного рода психологические затруднения. В то время как обычные виды групповой психотерапии направлены на помощь пациенту в адаптации к обществу, Г. в. рассматривают каждую личность как имеющую право и возможность искать удовольствия и требовать удовлетворения желаний, т. е. в большей степени «актуализироваться», чем адаптироваться к властным и жестким требованиям общества. Цели конкретного участника идентифицируются в самом начале группового процесса. Г. в. организованы по принципу «здесь и теперь», который предполагает осуществление участниками сиюминутного выбора и их ответственность за последствия своего выбора.
Членов группы обычно просят соблюдать несколько универсальных базовых правил: организовывать открытое и честное общение, уделять особое внимание телесным ощущениям, больше обращать внимания на чувства, а не на мысли и не апеллировать, насколько это возможно, к своему прошлому опыту и рассудочным описаниям. В жизни группы наблюдаются определенные феномены, имеющие тенденцию проявляться в такой последовательности: участники осматриваются; нежелание раскрыться или высказаться; описание прошлых чувств; выражение негативных эмоций; выражение и исследование личностно значимого материала; выражение спонтанных чувств между участниками группы; развитие в группе психотерапевтической способности; принятие себя и начало изменений; разрушение «фасадов»; налаживание обратной связи между участниками; конфронтация; взаимопомощь вне групповых сессий, основная встреча или истинное общение («basic encounter»); выражение положительных чувств и близости; поведенческие изменения в группе.
Ведущий (посредник, фасилитатор) выступает не в традиционной роли учителя-наставника, пытающегося передать знания посредством чтения лекций или проведения семинара, а в качестве модели самораскрывающейся личности, способной к конфронтации. В этом отличие от традиционной психотерапии, где руководитель остается, по сути, анонимным, как бы «белым экраном». Здесь же ведущий группы пытается помочь членам группы «сотворить» значимый эмоциональный опыт, используя целый комплекс различных приемов и упражнений, стремясь, однако, к спонтанности.
Большинство приемов и упражнений, демонстрируемых ведущим, способствует эмоциональной оценке участниками собственной жизни или даже эмоциональному катарсису, за которым следует интеграция и понимание уже на более высоком уровне. Выбор конкретного упражнения зависит и от уровня работоспособности группы, и от стадии группового процесса.
Для установления доверительных межличностных контактов, уменьшения напряженности используются упражнения в парах или мини-группах. Это может быть зрительный контакт без слов, исследование рук или лица партнера. Используются упражнения, когда участник должен прорваться в круг, после чего следует «доверяющее падение» (падение на подставленные руки). Хотя в начале групповой работы приемы невербальной коммуникации нередко вызывают у участников страх, они тем не менее помогают «растопить лед» в отношениях между людьми, перешагнуть через обычные социальные условности. Для создания атмосферы сочувствия и поддержки используются упражнения с прикосновением. Однако преждевременный физический контакт может, наоборот, оказаться препятствием для настоящей психологической близости.
Конфликты могут прорабатываться как вербально, так и физически, с использованием борьбы и других подобных состязаний. В этом случае заранее оговариваются правила безопасности. Когда участники сопротивляются групповому процессу, ведущий может стимулировать фантазии, например, на тему «Как отреагируют члены группы, если узнают о вас нечто глубоко личное».
По многим параметрам Г. в. могут рассматриваться как прогрессивное явление в психотерапии, раздвинувшее ее рамки и включившее в нее людей, стремящихся расширить сферу осознания самих себя и улучшить свои межличностные контакты. Вследствие специфики контингента участников психотерапевтический эффект не является основной целью, хотя он обычно значительный. Достаточно широко признается ценность данного опыта для психогигиены, решения проблем профилактики психических расстройств, подготовки различных категорий медицинских работников.
Исследования, посвященные эффективности Г. в., показывают, что опыт участия в них усиливает чувствительность к разным оттенкам межличностных отношений, повышает самооценку, увеличивает самопринятие. Уменьшается отчужденность, возникают положительные изменения в представлении участника о самом себе.


Психотерапевтическая энциклопедия. - С.-Пб.: Питер . Б. Д. Карвасарский . 2000 .

Смотреть что такое "ГРУППЫ ВСТРЕЧ" в других словарях:

    Более 5 млн американцев принимали участие в группах личностного роста или изменений, членов групп самопомощи и повышения сознания насчитывается вдвое больше, а десятки тысяч проходят групп. психотерапию. Цели самые различные от коррекции… … Психологическая энциклопедия

    Близкая к групповой психотерапии техника, предлагаемая широкой публике, представителям ряда специальностей, например бизнесменам или полицейским, или группам лиц со сходными проблемами, например наркоманам. Группы встреч более или менее сходны с… … Энциклопедия Кольера

    ГРУППА ВСТРЕЧ - Малая группа, которая сосредоточивается на интенсином межличностном взаимодействии. Такая группа обычно имеет своей целью снятие психологических барьеров и защит, достижение открытости, честности и готовности справляться с трудностями,… … Толковый словарь по психологии

    группа встреч - специальные группы малые, применяемые в практике тренинга социально психологического с соответственным названием. Цель тренинга встреч состоит в обнаружении и использовании скрытых резервов саморазвития личности через специальные приемы,… … Большая психологическая энциклопедия

    Группа встреч - разновидность групп роста личности, ориентированная на развитие способности участников к построению близких, подлинных межличностных отношений, обозначаемых термином встреча. Введение этого термина связывают с именем Я. Морено. Теория и практика … Психологический лексикон

    "Группа двадцати" (G20): состав, цели и хроника встреч - Группа двадцати (G20) неформальный форум крупнейших экономик мира. В совокупности страны Группы двадцати представляют 90% мирового ВВП и 80% мировой торговли. Решение об организации международного форума Группа двадцати было принято на встрече… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Т г., или тренинговая группа, возникла летом 1946 г. в результате обязанного счастливому случаю события на семинаре по внутригрупповым отношениям. Исследовательский коллектив возглавлял Курт Левин. По окончании семинара, на «разборе полетов»,… … Психологическая энциклопедия

    Организация психокоррекционной группы - Количество участников группы. При планировании числа участников группового процесса необходимо ориентироваться на обеспечение участников достаточным числом интеракций на сеансе. Когда группа мала, она перестает быть группой, и участники… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    История встреч сборной России и сборной Канады на ЧМ по хоккею - Всего на чемпионатах мира сборные России и Канады провели 10 матчей. Четырежды выигрывали россияне, шесть раз канадцы. В 1992 году в Чехословакии на чемпионате мира в групповом турнире сборная России выиграла у канадцев со счетом 6:4. В 1993 году … Энциклопедия ньюсмейкеров

Дать теоретическое определение ГВ затруднительно ввиду разнообразия опыта, к-й приобретается в группах, относимых к этой категории. Первое употребление термина «встреча» в психотерапевтическом контексте приписывается Якобу Морено.

Современное определение дано Вильямом Шютцем: встреча – это способ установления отношений м\у людьми, основанный на открытости, честности, уверенности в себе, чувстве ответственности перед самим собой, самоконтроле, внимании к чувствам и сосредоточенности на «здесь и теперь». ГВ в США: на Восточном побережье группы, ориентирующиеся на решение конкретных задач, исследующие такие вопросы, как коммуникация, разрешение проблем, лидерство. На Западном побережье ГВ в большей степени ориентированы на создание чувства общности и развитие у участников способности к установлению близких межличностных отношений. Большая часть центров находится на Западе. Лидеры движения ГВ Карл Роджерс и Вильям Шютц. Вклад Роджерса – концепция «основной встречи», она предусматривает веру в возможность индивидуального развития, происходящего тогда, когда члены группы выражают собственные чувства и принимают к сведению чувства других. В отличие от Т-г, в ГВ внимание участников фокусируется не на понимании сути группового процесса и не на развитии навыков межличностного взаимодействия, а на достижении высокого уровня аутентичности и открытости во взаимоотношениях с другими. При этом руководитель старается создать и поддерживать атмосферу безопасности и доверительности, чтобы побудить участников к обмену самыми сокровенными мыслями и чувствами.

Перемены в ГВ в Институте Эсален – центр изучения потенциальных возможностей ч-ка. Центровая фигура – Билл Шютц: трехмерная теория межличностного поведения. Пытался соотнести теорию психоанализа с групповой динамикой. Изучал психодинамическую теорию и основы биоэнергетики + руководил группами НЛП. Сложил все в единую систему. Шютц ввел понятие единства души и тела, к-е стало центральным в концепции открытой встречи. Он исходил из признания того, что эмоциональные конфликты отражаются на физическом состоянии в виде напряжения отдельных мышечных групп и что никакое психотерапевтическое воздействие не будет полным, если оно будет игнорировать телесные ощущения. Как правило, Шютц начинал работу над эмоциональными блоками с изучения того, какие проблемы возникают у ч-ка при принятии определенных поз или совершении движений. Для того чтобы дать выход долго подавляемым эмоциям, участники выполняли особые физические упражнения и пользовались специальными приемами вербальной конфронтации. В настоящее время две основные тенденции: соматические, или телесно-ориентированные подходы (сенсорное пробуждение, биоэнергетические воздействия, структурная реинтеграция), другая больше ориентирована на осознание личностью себя и своих отношений с другими (ГВ, гештальт-группы, психодрама, - предшественники ГВ).

ГВ – это ответвление от Т-групп. Наиболее известными подходами являются концепция «основной встречи» (Роджерс), основывается на разработанной им теории центрированной на клиенте психотерапии. Этот подход направлен в первую очередь на достижение аутентичности в отношениях с другими. В подходе Шютца основное внимание уделяется интеграции души и тела.

Основные понятия (связанные с существующими представлениями о психокоррекционной встрече): 1)Самораскрытие- руководители призывают участников к самораскрытию как к способу достижения близких взаимоотношений. Побуждают к раскрытию своих чувств и мыслей, особенно тех, к-е касаются других участников или событий, происходящих в группе в данный момент времени – в противовес воспоминаниям. Адаптация к жизни в обществе часто требует сокрытия подлинных чувств, потребностей и сомнений. Самораскрытие делает людей уязвимыми и внешне слабыми. Но Сидней Джурард считал, что полное самораскрытие перед другими, на самом деле признак сильной и здоровой личности. Пытаясь скрыть свое подлинное Я мы создаем фальшивый образ себя. Можно остаться с ощущением одиночества, отделенности от других и отчужденности от себя. Подавление важных внутренних переживаний может приводить к психосоматическим расстройствам. Симптомы Ψ проблем – такие как уход в себя, переедание или злоупотребление спиртным и т.д. – м.объясняться стремлением укрыться от боли, с которой сопряжено признание неприглядных сторон своей личности. Разными путями ГВ приводят участников к мысли о возможности раскрытия перед партнерами по группе. Люфт считал самораскрытие уместным, когда оно является результатом развития взаимоотношений. Когда признания соответствуют текущему моменту, когда эти признания делаются постепенно. Отчужденная личность нечетко ощущает собственное Я, и склонна считать себя не более чем исполнителем социальной роли и вместилищем биологических потребностей. Аутентичная же личность выражает себя спонтанно, естественно и открыто делится с группой своими мыслями – это «подлинная» личность. На рис быть подлинным и аутентичным можно пойти только в обстановке, внушающей доверие. Актуальные чувства в отношениях м\у членами группы обычно не раскрываются до тех пор, пока они не пройдут через последовательные этапы группового процесса: фрустрацию из-за отсутствия структуры, сопротивление раскрытию и выражению эмоций, описание прошлых, ничем в данный момент не угрожающих ситуаций и чувств, выражение отрицательных эмоций с целью проверить, насколько группа заслуживает доверия, и, наконец, обращение к личностно значимым темам.

2) Самосознание – выражая свои мысли и чувства и получая на них обратную связь, члены группы обретают возможность взглянуть на себя со стороны. Их самосознание растет по мере того, как они начинают узнавать свои сильные и слабые стороны. Осознание себя ведет к углублению ощущения своего Я, к развитию способности меняться в желаемом направлении. Один из способов предусматривает конфронтацию. Она побуждает индивида к рефлексии, высвечивает противоречия м\у тем, как члены группы воспринимают сами себя, и тем, как их воспринимают окружающие. При правильном применении конфронтация побуждает людей к изучению особенностей своей личности, а не принуждает к немедленному изменению поведения. Чтобы сделать К-ю эффективной, надо четко представлять нужды объекта конфронтации и степень его ранимости. Однако есть ГВ, в которых к-я намеренно проводится грубо и безапелляционно. Один из таких примеров – сайнанон – группы (лечение наркомании). Неподготовленному постороннему может показаться. Что применяемая в них техника конфронтации – это ничем не оправданные нападки и унижения. Однако уже адаптировавшиеся к ним участники видят в безжалостном перекрестном допросе самый эффективный способ преодоления эмоциональных блоков и изменения саморазрушительного образа жизни (наркомании). Еще один аспект самосознания – осознание собственного тела. Руководители групп стремятся к достижению равновесия м\у использованием словесных и физических упражнений. Осознание своего физического Я и работы с ним в психотерапевтических целях основаны на посылке, что эмоции начинают находить выражение в позах, мимике и жестах задолго до того, как приобретается умение выражать их словами.

3).Ответственность: члены группы должны отвечать за свое поведение. Штюц настаивает на том, что группа должна не по-отечески защищать участников, а побуждать их к реализации собственных ресурсов и развитию способности принимать решения. Аномальное и ограничительное поведение само по себе является свидетельством его отказа брать на себя ответственность за свою жизнь. Подчеркивая ответственность клиентов за результат терапевтического процесса, нельзя полностью отрицать и ответственность руководителя за его ход, за развитие чувства ответственности и у самого клиента.

4). Внимание к чувствам:центральное место среди задач любой ГВ занимает обогащение представлений участников об эмоциональном потенциале ч-ка. Способствуя осознанию и приятию глубинных чувств и переживания – будь то радость, печаль, страх, гнев или сексуальные желания, - ГВ утверждают выражение чувств в качестве наиболее адекватной формы подлинных человеческих взаимоотношений. Путь к реализации такого идеала – снижение интеллектуальной Ψ защиты, препятствующей эмоциональному инсайту.

5). «Здесь и теперь». То же, что и в Т-группах.

Основные процедуры: руководители стремятся чтобы лены ГВ пережили значимый эмоциональный опыт, создают атмосферу доверия и близости. Они выявляют области конфликтов, противоречий или уязвимости и концентрируют на них внимание членов группы чтобы побудить их к дальнейшему исследованию собственных чувств. Некоторые основные правила: общаться открыто и честно; обращать внимание на свои соматические ощущения; концентрироваться на чувствах, придерживаться «здесь и теперь». Большинство упражнений помогают эмоционально познать самих себя, а иногда даже способствуют катарсису, вслед за чем участники получают возможность понять произошедшее с ними на сознательном уровне. Виды упражнений зависят от состава группы и стадии развития группового процесса. Установление контакта: на ранних этапах существования группы - усилия на установление доверительных отношений. Члены группы стремятся к «включению» - хотят ощущать свою принадлежность к группе и иметь удовлетворительные отношения с другими членами. При первой встрече можно предложить представиться под псевдонимами, к-е говорили бы о них больше, чем их настоящие имена. Можно попросить разбиться на пары или небольшие группы и обменяться первыми впечатлениями. Некоторые упражнения предусматривают поддержание молчаливого визуального контакта, другие – ощупывание рук и лица партнера. Часто началу работы в группе предшествуют физические упражнения.

Создание доверительной обстановки: ощущение изолированности от группы характерно для тех, кто и в реальной жизни не доверяет другим. Для выработки взаимного доверия существует множество специальных приемов. Н\р «прорвись в круг»: члены группы взявшись за руки образуют замкнутый круг. Участнику испытывающему чувство изоляции предлагается прорваться внутрь круга. Прорывающийся должен понять, что ему необходимо приложить определенные усилия для того, чтобы стать полноправным членом группы. Такой опыт бывает более значим, чем разговоры. Можно предложить участнику также вырваться из круга. Другой прием «доверительное падение»: разбиваются на пары, один из частников начинает из положения стоя с закрытыми глазами отклоняться назад, уповая, что когда от станет падать, его поддержит партнер. Тот пригибается, чтобы подхватить падающего только у самого пола. Падающий должен обратить внимание на свои чувства перед падением и во время падения.

Изучение конфликтов: конфликты в группе нередко возникают когда участники делятся своими чувствами и переживаниями. Некоторые виды конфликтов связаны с лидерством или доминированием. На определенной стадии на первый план выходят соревнование и явное соперничество. При вербальном исследовании руководитель может призвать членов группы к их обсуждению. Возможно изучение на уровне физического взаимодействия. Соперничество и враждебность могут найти выход в рукопашной. В этом случае необходимы меры предосторожности. Элизабет Минц применяет технику «рукопожатия» (м.б. полезно для тревожно настроенных членов, к-е подавляют свои сильные эмоции по отношению к какому-либо персонажу из их прошлого). Предлагается закрыть глаза и положить ладони на сцепленные руки руководителя. Затем р-ль играет роль того персонажа, для чего имитирует его речь при обращении к клиенту. Клиенту предлагается говорить р-лю что придет в голову и одновременно жать на его руки, чтобы выразить свои чувства. Такая комбинация физических и вербальных ср-в приводит к нарастанию сдерживаемых чувств, к-е в конце прорываются. После того как ч-к извлек впечатления детства из глубины и освободился от низ, можно завязать разговор о пережитом, чтобы помочь усвоить полученный опыт на сознательном уровне. Присутствие при этом других членов создает атмосферу поддержки, способствует разрядке.

Сочувствие и поддержка: важны особенно на заключительных стадиях группового процесса, когда все большее значение приобретает аффективная сфера. Руководитель призывает членов группы проявлять сдержанность в их стремлении защищать друг друга в случаях, когда исследование новых переживания и впечатлений приобретает рискованный хар-р. Потребность ободрить партнера может отражать беспокойство самого помогающего, чем действительную необходимость оказания поддержки. С целью оказать поддержку руководитель может предложить физические упражнения. Н\р группа собирается вокруг участника, стоящего с закрытыми глазами в центре, и толкает его туда – сюда. Выбранный участник при этом должен расслабиться и рассчитывать только на поддержку других, чтобы не упасть.

Разнообразие ГВ. Формы работы в Гв м.б. самыми разными. Некоторые группы встречаются регулярно, а есть «марафонские» группы, где встречи бывают редкими, но долгими – весь день или круглые сутки с небольшими перерывами для отдыха и сна. Марафон – это экстремальный вариант групповой работы. Такие группы придерживаются основных принципов работы ГВ, но в них с большей легкостью создается атмосфера открытости и взаимного доверия. + каждый член может получить толику внимания. Неизбежная при недостатке сна и постоянном эмоциональном напряжении усталость, ослабляет Ψ защиту и повышает склонность к риску.

Критика: Курт Бэк: способность группового процесса провоцировать сильные эмоциональные переживания не всегда благо. Когда самовыражение оказывается самоцелью, без внимания остаются символы и абстракции. Возникающие в процессе занятий сильные эмоции не всегда свидетельствуют о настоящей близости и не особенно значимы. Каждый ч-к использует других в качестве инструмента или объекта для получения опыта и отношения в группе не являются ни личными, ни подлинными.

Поскольку в ГВ поощряется особый интимный стиль общения, нередко участники испытывают трудности при возвращении в обычную соц среду. ГВ побуждают людей выбирать ценностные ориентации, к-е не всегда соответствуют условиям повседневной жизни. Следствием этого м.б. разочарование от того, что новые убеждения разделяются далеко не всеми. Наиболее сложная ситуация возникает тогда, когда группу посещал один из супругов: вернувшись, он обнаруживает, что другой ничуть не изменился и все богатство новых впечатлений вернувшегося его не волнует. Необходимо научиться сдерживать свои ожидания относительно возможности пребывать вне группы в таком же состоянии подъема. Из-за того, что в реальной соц среде бывает трудно придерживаться присущих группам ценностей, нек-е участники становятся зависимыми от групп (переходят из группы в группу, в поисках более сильных и значимых переживаний). Т.к. ГВ поощряют практически любые изменения личности, независимо от их направленности, вероятность получения психической травмы в них больше, чем в других группах. + нет системы этических принципов. Важнейший фактор, от которого зависит результат – д-сть руководителя. Очень мало (или вообще ничего) делается для предварительного отбора участников. Критериями отбора служат умение ч-ка контролировать рискованную ситуацию и возможность для него получить пользу от участия в работе ГВ. Но люди очень сильно различаются по своей способности справляться с сильными переживаниями. Существует опасность того, что какой-нибудь невежа или психопат из числа членов группы (а то и сам руководитель) причинит особо уязвимому участнику непоправимый ущерб. Нек-е люди, освобождаясь от привычных защитный мех-мов не создают других адекватных способов поведения. Группу особого риска составляют индивиды, имеющие неустойчивую психику, но при этом еще и большую потребность в развитии и изменении своей личности. Такие люди с трудом устанавливают межличностные отношения и поэтому не могут извлекать пользу из получаемого в группе опыта.

Плюсы: участие в ГВ способствует повышению чувствительности к нюансам межличностных отношений, развитию способности контролировать свои чувства, повышению самооценки, а также самопринятию. Уменьшает отчужденность, помогает в решении личных проблем. Способность получаемого в группах опыта вызывать долговременные изменения в поведении требует тщательной проверки. Но сторонники метода считают, что даже преходящие изменения имеют ценность.

Отличие от психотерапии: Исходно ГВ считались отличными от традиционных психотерапевтических групп не только по используемым методам и ср-вам, но и по целям. н\р: если психотерапия всегда ориентирована на изменение поведения людей, ГВ способствуют развитию личности. Струп считает, что присущая ГВ нацеленность на непосредственный аффективный опыт идет вразрез с установкой на достижение долговременных целей. Однако границы м\у психотерапией и д-сть ГВ не такие четкие. Во многих психотерапевтических группах практикуются методы, к-е характерны для ГВ. + психотерапия – процесс длительный и непрерывный, а ГВ свойственна краткосрочность. В традиционной групповой психотерапии акцент на выяснении предыстории ч-ка и на распознавании ограничений, к-е присущи личности. В ГВ с их ориентацией на здесь и теперь основное внимание уделяется выбору, к-й каждый участник делает в каждый текущий момент, и на ответственности участника за последствия своего выбора. Если традиционная психотерапия пытается помочь пациентам адаптироваться к обществу, то в группах встреч за каждым ч-м признается право стремиться к радостной и наполненной жизни, к собственной актуализации, личность не обязана адаптироваться к требованиям общества. Руководитель ГВ сам выступает в качестве модели личности, способной к самораскрытию и конфронтации. Традиционные психо-е подходы интеллектуально ориентированы, а в ГВ важность тела и соматических ощущений. Психокоррекционных встречи нацелены на развитие нормальной личности, на достаточно быстрое получение результата. Самораскрытие требуется не только от участников, но и от руководителя. Но в целом различия м\у развитием личности и психотерапией не столь уж четкие.

Существует множество разнообразных активных приемов, с помощью которых руководители ГВ могут побуждать участников к налаживанию контактов друг с другом, создавать атмосферу взаимного доверия, исследовать конфликты членов группы и сопротивление и оказывать поддержку участникам. В рамках Гв можно выделить несколько разновидностей, включая «марафонские» встречи и даже встречи, проводимые в обнаженном виде. Больше всего разногласий по вопросу, является ли самовыражение достойной целью само по себе. Движение ГВ получило чрезвычайно большую популярность, но критики отмечают, что оно лишено руководящих теоретических принципов, что в группах не предусматривается предварительный отбор участников и что адекватных данных об отдаленных последствиях занятий в ГВ пока еще недостаточно. Очевидно, что эти последствия решающим образом зависят от личности руководителя группы и что участники с неустойчивой психикой и неадекватные в отношениях с другими могут получить психическую травму.

  • § 2.2. Криминологические аспекты предупреждения сексуальной преступности в отношении несовершеннолетних в США
  • Группа встреч (англ. encounter group) - особый вид групповой психологической работы, фокусирующейся не столько на групповом процессе как таковом и на процессе развития навыков общения, сколько на поиске аутентичности (подлинности) и открытости в межличностных взаимоотношениях. Основные параметры межличностных взаимодействий в Г. в.: концентрация на чувствах и переживаниях, осознание самого себя, чувство ответственности, самораскрытие, фокусировка на происходящем «здесь и теперь».

    Группа встреч возникла на основе групповой психотерапии и концепций основной и открытой встречи, разработанных в 1960-е гг. К. Роджерсом и У. Шутцем. Концепция основной встречи базируется на вере в возможность конструктивного личностного роста в атмосфере безоценочного позитивного принятия, эмпатии и конгруэнтности. Концепция открытой встречи основывается на идее интеграции переживаний и телесных ощущений, эмоционально блокированных фрагментов личного опыта и завершении незавершенных энергетических циклов. Хотя Г. в. возникла как метод психотерапии, она используется г. о. в целях стимулирования процессов личностного роста. Количество участников Г. в. варьирует от нескольких человек до нескольких сот человек. Вариантами Г. в. являются т.н. группы «Диабазис», группы «марафона», группы Анонимных Алкоголиков и группы «обнажения».

    В Группе встреч ведущий (фасилитатор) проявляет эмпатию (сочувствие) по отношению к переживаниям членов группы, не использует оценочных суждений, практикует самораскрытие, что способствует постепенному возникновению атмосферы доверия, а тем самым свободе исследования, осознанию и выражению участниками личностно значимых фрагментов своего личного опыта (мыслей, чувств). Отсутствуют, как правило, запланированные процедуры, использующиеся в др. (центрированных на лидере) методах для того, чтобы структурировать процессы групповой динамики, преодолеть сопротивление участников раскрытию личностных установок и включить в групповой процесс всех участников. Полноценное самораскрытие членов группы возможно только после того, как группа пройдет через основные этапы группового процесса: знакомство участников; ощущение фрустрации из-за отсутствия структуры; первые попытки самораскрытия и сопротивление этому; описание прошлых, более безопасных событий и чувств; открытое выражение негативных переживаний; выражение любых переживаний, возникающих «здесь и теперь»; попытки исследования личностно значимых тем и проявления самопринятия; основная встреча.

    Акцент в работе Г. в. делается на самоисследовании участников, поиске ими аутентичности, на искренности и открытости в выражении чувств и переживаний, благодаря чему постепенно складывается атмосфера принятия и самопринятия в общении, которая воспринимается участниками как теплая, поддерживающая и личностно безопасная. Все это помогает участникам углубляться в собственный опыт, исследовать как позитивные, так и негативные его стороны, осознавать и принимать их.

    Опыт внеролевого общения ведет к нарушению конвенциональных коммуникативных стереотипов, к более непредвзятому, непосредственному восприятию, более глубокому пониманию членами группы самих себя. Перенос навыков и ценностей общения, полученных в ходе тренинговых занятий, в сферу каждодневных коммуникаций - один из внутренних ресурсов человека, его психологической культуры, эффекты которой проявляются в обращений человека к новым сторонам личности его партнеров по общению, к новым способам и средствам самовыражения и рефлексии.

    В качестве типичных эффектов Группа встреч можно указать след.:

    • расширяется сфера осознания человеком самого себя;
    • появляется тенденция уделять своим отношениям с др. людьми столько же внимания , сколько содержанию общения;
    • возникает стремление принимать нестандартные, творческие идеи партнеров по общению, а не реагировать на эти идеи как на угрозу;
    • более вероятными оказываются конструктивные решения межличностных проблем;
    • повышается самооценка;
    • усиливаются чувства эмпатии и близости по отношению к др. людям и миру в целом;
    • изменения наблюдаются как в профессиональной сфере, так и в сфере отношений с близкими людьми.

    Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

    Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

    нет значения и толкования слова

    Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

    нет значения и толкования слова

    Оксфордский толковый словарь по психологии

    Группа встреч - малая группа, которая сосредоточивается на интенсином межличностном взаимодействии. Такая группа обычно имеет своей целью снятие психологических барьеров и защит, достижение открытости, честности и готовности справляться с трудностями, возникающими при эмоцио нальном выражении. Членов группы призывают действовать по принципу "здесь и сейчас" и избегать интеллектуализации и обращения к истории жизни.

    Группы встреч и их использование в психотерапии начались с движения человеческого потенциала.

    предметная область термина



    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Как правильно делать укол собаке
    Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
    Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения