Картина верещагиной кошка с котятами. Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе на тему: «Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»»
Конспект открытого занятия по развитию речи
во второй младшей группе «Задоринка».
«Кошка с котятами» (рассматривание картины).
(занятие подготовила воспитатель Дубасова М.С.)
Цель: Развитие связной речи, уточнение словаря по теме «Домашние животные и их детеныши»
Задачи:
Образовательная:
закрепить и уточнить представление детей о кошке и котятах (кошка большая,
котята маленькие);
учить называть части тела животного (голова, хвост, лапы, острые ушки);
учить отвечать на вопросы по картине предложениями из двух слов -- трех слов; произносить звукоподражания;
закреплять умение называть животных и их действия;
Воспитательная:
воспитывать доброжелательное отношение к домашним животным;
воспитывать умение слушать своего товарища и не перебивать.
Развивающая:
развивать внимание, память, мышление, общую моторику, тактильные ощущения
Словарная работа: котёнок, котята, клубок, лакает.
Материалы и оборудование : сюжетная картина « Кошка с котятами», мягкие игрушки кошка и котёнок.
Ход занятия:
Организационный момент :
За дверью помощник мяукает и царапает дверь.
Воспитатель : Кто мяукнул у дверей?
Открывайте поскорей!
Очень холодно зимой.
Мурка просится домой.
II. Описание игрушки. (Внести игрушку кошку с котенком к детям.)
–Дети, кто к нам пришел? (кошка с котенком) Поздоровайтесь!
– Давайте же посмотрим, какая кошка? (белая, пушистая, мягкая), а котенок? (маленький, серенький, пушистый)
– Кошка любит, когда ее гладят по спинке и начинает мурлыкать мурр – мурр!
Котенок тоже любит ласку, он согрелся у нас и мяукает.
Как мяукает котенок? (хоровые и индивидуальные ответы детей).
– Кошка с котенком любят молоко, они его лакают из блюдца.
Что любит кошка с котенком? (лакать молоко).
Пусть кошка Мурка и котенок отдохнут, погреются, а мы с вами посмотрим на другую кошечку с котятами.
2. Основная часть. Беседа по сюжетной картине.
Педагог помещает на доску картину и организует беседу по ней.
Кого вы видите на картине?
- Кошку с котятами.
Давайте расскажем о них.
Воспитатель. Жила-была кошка со своими котятами. Кошка большая, а котята маленькие.
Какая кошка? (Большая.) А котята? (Маленькие.)
Кошка одна, а котят сколько? (Много.)
Живут они в доме у человека, он их кормит молоком, рыбой, мясом. Котята очень любят играть: катают шарики, клубки, бегают друг за другом и мяукают.
Как котята мяукают? (хоровые и индивидуальные ответы детей).
А кошка лежит, следит, чтобы котята далеко не разбежались и мурлычет.
Как мурлычет кошка? (хоровые и индивидуальные ответы детей).
– Что делает кошка? (лежит на коврике, смотрит на котят, наблюдает за ними).
Покажите на картине кошку. (Дети показывают.)
– Кошка красивая. Какого цвета шерстка у нее? Хвост? Животик? А лапки как будто в белых носочках.
Покажите где у кошки глазки, усы, хвостик, лапки. (Дети выполняют задание.)
Покажите на картине котят. (Дети показывают.)
Что они делают? (Играют, мяукают.)
– Какого цвета этот котенок? (рыжий)
– Что делает рыжий котенок? (лакает молоко из блюдца)
А этот котенок какого цвета? (серый с белыми пятнами)
– Что он делает? (играет с клубком)
– А какого цвета этот котенок? (черный с белыми полосками)
– Что он делает? (спит)
Мы с вами гладили кошечку и котенка. Какая у них шерстка? (мягкая, пушистая).
Физкультминутка: По мотивам песенки «Серенькая кошечка».
3 часть: Обобщающий рассказ педагога по картине «Кошка с котятами».
В доме у дедушки с бабушкой жила кошка с котятами. Она лежит на коврике и внимательно следит за своими котятами. Кошка большая и очень красивая. У нее серая шерстка с черными полосками, груди и животик у нее белые и лапки, как будто в белых носочках. У кошки большие зеленые глаза, острые ушки и длинные усы.
Ее детки - котята играют рядом. Черный котенок с белыми полосками устал, зажмурил глазки, положил голова на лапки и уснул.
Рыжий котенок проголодался, он подошел к блюдцу и лакает молоко. Он такой смешной. У него рыжая спинка, хвостик, а ушки и лапки белые.
Серый котенок с белыми пятнами – непоседа. Опрокинул у бабушки корзинку с клубками цветных ниток и играет с ними. Он встал на задние лапки, а передние положил на клубочек.
Котята очень милые, у них острые ушки на макушке, маленький хвостик, на лапках царапки (маленькие коготки) и мягкая пушистая шерстка.
Кошка любит своих котят и охраняет их. Видно, как внимательно она смотрит, нет ли опасности?
Воспитатель: Понравился вам рассказ? (ответы детей). Наша кошка Мурка и котенок отогрелись, налакались молочка, и теперь вы можете подойти погладить и поиграть с Муркой и котенком.
Тема: «Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»
(конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи) во второй младшей группе)
Форма проведения: фронтальная
Место проведения: группа детского сада
Задачи | Интеграция образовательных областей | Предварительная работа | Методы и приёмы | Оборудование |
Связная речь
Словарь и грамматика
Звуковая культура речи
|
Виды детской деятельности:
|
| Словесный метод:
Наглядный метод:
Практический:
|
|
Ход ННОД:
1. Организационный момент (мотивация)
Ребята, сейчас я Вам загадаю загадку, а Вы попробуйте отгадать
Я умею чисто мыться
Не водой, а язычком.
Мяу! Как мне часто снится
Блюдце с теплым молочком!
Дети: Кошка
2. Основная часть
Беседа по картине
Воспитатель: Кошку зовут – Мурка.
Кошка, какая? (Большая, пушистая, мягкая, красивая).
Воспитатель: Кошка Мурка принесла вам на занятие картину. И она хочет посмотреть, как вы умеете по ней отвечать на вопросы и составлять рассказ:
Воспитатель : Мурка, посиди и послушай, дети расскажут о тебе и о твоих детках.
(Дети садятся на свои места, воспитатель обращает внимание на картину)
- Кто нарисован на картине? (Кошка с котятами).
- Что делает Кошка?
- Какого цвета лапки у кошки?
- Что у кошки на голове? (уши)
- На мордочке? (глаза, нос, рот, усы)
- Кто ещё нарисован на картине? (котята) Какого цвета котята?
- Что делает серый котёнок? (играет с клубочком ниток)
- Что делает рыжий котёнок? (лакает молоко из миски)
- Что делает коричневый котёнок ? (спит возле мамы)
Физкультминутка
(Физкультминутка проводится 2 раза).
Воспитатель: Перед тем как составить рассказ. Давайте вспомним
Кто изображён на картине? (Кошка с котятами) .
Что делает кошка? (Кошка наблюдает за котятами).
Что делают котята? (Котята играют, едят, спят).
Рассказ воспитателя:
«На этой картине изображена кошка с котятами. Кошка большая, пушистая. Она лежит на коврике и наблюдает за своими котятами. У кошки Мурки есть маленькие пушистые котята – серый, рыжий, коричневый. Серый котёнок – играет с клубком ниток, рыжий котёнок – лакает молоко из миски, коричневый котёнок – спит около мамы кошки. Кошке с котятами хорошо и радостно вместе».
(Воспитатель предлагает первым рассказать о кошке с котятами наиболее активным детям, это поможет другим ещё раз послушать рассказ – образец)
* Игра «Дикие и домашние животные».
На столе разложены картинки дикие и домашние животные. Необходимо выбрать только домашних животных.
3. Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, кто к нам пришёл сегодня в гости? (Кошка Мурка).
О ком мы составляли рассказ? (Составляли рассказ о кошке с котятами).
(В конце занятия кошка Мурка благодарит детей за интересные рассказы и дарит на память эмблемы с изображением котят).
Одним из приоритетных направлений работы нашего детского сада является развитие связной речи. Используются разнообразные способы, методы и приемы по развитию связной речи. Одна из эффективных форм работы – это составление рассказа по сюжетной картине. К подбору картины нужно подходить ответственно. Содержание должно быть доступно для детей, сюжет понятен, близок и интересен. Вопросы педагога – продуманны, последовательны, помогающие шире использовать имеющийся словарный запас. Конспект такой образовательной деятельности предлагаем в помощь воспитателям.
Составление рассказа по картине
«Кошка с котятами»
(старшая группа)
Программные задачи: Учить детей составлять небольшой сюжетный рассказ по картине: рассказывать о событиях предшествовавших изображенным на картине, придумывать концовку. Учить отмечать и называть различия и сходство между кошкой и котятами на основе сравнения их внешнего вида; подбирать точные слова для характеристики действий. Учить самостоятельно образовывать клички животных.
Материал: Картина «Кошка с котятами».
Ход занятия:
Воспитатель: загадывает загадку
Я умею чисто мыться
Не водой, а язычком,
Мяу, как мне часто снится
Блюдце с теплым молоком.
Дети: Это кошка.
Воспитатель: Почему вы думаете, что это кошка? По каким выражениям вы догадались, что это кошка?
Дети: Она умывается язычком и любит пить молоко.
Воспитатель: выставляет картину «Кошка с котятами». Посмотрите на картину. Кто здесь изображен?
Дети: На картине изображена кошка с котятами.
Воспитатель: Посмотрите на кошку, расскажите какая она.
Дети: Кошка большая. У нее густая, пушистая шерсть. На спине рыжие и черные пятна.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какие глаза у кошки, как она смотрит на котят.
Дети: Глаза у кошки добрые, она ласково смотрит на котят.
Воспитатель: Кошка пушистая разноцветная приносит в дом покой и удачу. Глаза у кошки умные, добрые. Она лежит на коврике и греется. Ребята, посмотрите на коврик, расскажите какой он.
Дети: Коврик полосатый, мягкий и теплый.
Воспитатель: Коврик деревенский полосатый. Он мягкий и теплый. Кошке на нем тепло и уютно. У кошки есть котята. Посмотрите на котят. Что можно о них сказать? Какие они?
Дети: Они все маленькие и пушистые.
Воспитатель: Чем котята отличаются друг от друга, что у них разное?
Дети: Один котенок рыжий, другой – черный, третий – серый.
Воспитатель: Котята отличаются друг от друга по цвету. У них разная окраска шерсти. Кошка разноцветная, и каждый котенок взял от мамы по чуть-чуть разного цвета. Посмотрите, что делает каждый котенок? Одно и тоже или нет?
Дети: Серый котенок лакает молоко, рыжий котенок играет с клубочком, а черный спит.
Воспитатель: Ребята, все котята очень разные. А давайте дадим такие клички кошке и котятам, чтобы по ним можно было догадаться, какой это котенок.
Дети: дают клички кошке и котятам, объясняют их.
Воспитатель: Котенок Рыжик играет. Как еще можно сказать, что он делает?
Дети: Рыжик катает клубок.
Воспитатель: Котенок Черныш спит. Как еще можно сказать, что он делает?
Дети: Черныш лежит закрыв глаза.
Воспитатель: Котенок Дымок ест. Как еще можно сказать, что он делает?
Дети: Дымок лакает молоко.
Воспитатель: Ребята, а сейчас вы все превратитесь в котят, а я буду ваша мама-кошка.
Физкультминутка.
Ночь прошла и мы проснулись
Улыбнулись, потянулись.
Лапки друг о дружку трем
И в ладоши громко бьем
А теперь поднимем ножки
Как у нашей мамы-кошки
Левую и правую, мы котята бравые.
Вправо, влево повернулись,
Снова дружно потянулись.
Постучим об пол немножко
Набирайтесь силы ножки
Сил набрались наши ножки
Побежали по дорожке.
Воспитатель: Молодцы, а сейчас вы снова превратитесь в ребят. Ребята, а как вы думаете, как нитки могли попасть котенку в лапы? Кто мог оставить корзинку с нитками?
Дети: Бабушка оставила.
Воспитатель: Бабушка собралась идти в магазин и поставила корзинку с нитками на лавку. А когда вернулась, то увидела, что рыжий котенок запутал все нитки. И об этом бабушка рассказала мне по телефону. Послушайте, я вам расскажу, что мне сказала бабушка:
Бабушка собралась идти в магазин и поставила корзинку с нитками на лавку. На коврике лежала большая пушистая кошка. У кошки три котенка. Все котята очень разные. Один котенок рыжий, другой серый, а третий черный. Черный котенок, свернувшись клубком, спал около мамы. Серый котенок лакал молоко из блюдца. А рыжий котенок самый озорной прыгнул на лавку и опрокинул корзинку с нитками. Клубки покатились по полу, рыжий котенок стал играть с ними и все нитки запутал. Кошка-мама ласково смотрела на своих котят и тихонько мурлыкала.
Воспитатель: Вот, что здесь случилось, пока бабушки не было дома. А кто сейчас хочет побывать бабушкой и рассказать про кошку и котят. Сначала расскажите, кто оставил корзинку с нитками, а потом что делали котята, когда не было бабушки, что делала кошка.
Воспитатель предлагает 2- 3 детям рассказать о кошке и котятах.
Воспитатель: Ребята, вы сегодня так хорошо рассказывали о кошке с котятами. Мне очень понравилось. А скоро у нас в саду будет проходить выставка «Кто сказал мяу?» и мы можем по вашим рассказам нарисовать рисунок.
Воспитатель:
Конспект образовательно – воспитательной деятельности по развитию речи в средней группе на тему: «Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»».
Образовательная область: Развитие речи
Цель: учить детей составлять описательный рассказ по картине «кошка с котятами».
Задачи:
Образовательные:
Формировать умение внимательно рассматривать картину;
Формировать умение активно участвовать в беседе;
Формировать умение составлять описательный рассказ по картине;
Упражнять в подборе определений к качествам кошки и котят (тёплая, пушистая, мягкая);
Активизировать в речи слова, обозначающие действия животного;
Расширять словарный запас существительных, глаголов, прилагательных.
Развивающие:
Развивать умение согласовывать слова в предложении;
Развивать умение согласовывать речь с движением;
Развивать психические функции: воображение, внимание, память;
Развивать умение определять местоположение предмета (слева, справа, рядом, около).
Воспитательные:
Формировать доброе отношение к животным, желание заботиться о них;
Воспитывать уважениек другим детям на занятии, не перебивать друг друга, умение слушать сверстника.
Возрастные особенности детей: 4 года
Предварительная работа .
Рассматривание иллюстраций с изображением домашних животных;
чтение стихотворений и рассказов о животных;
игра «загадки»;
словесные игры: «Какой, какая, какое? », «Назови ласково», «Угадай-ка»;
А какая бывает кошка (мягкая, пушистая, игривая, добрая, умная, нежная, заботливая и т. д.)
А как можно ласково назвать кошку? (кошечка, котенок, мурысенька и т. д.)
Материал:
Картина «Кошка с котятами»;
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Дети: дети здороваются
Воспитатель: Отгадайте загадку:
У порога плачет, коготки прячет,
Тихо в комнату войдёт,
Замурлычет, запоёт.
Дети: Кошка.
Воспитатель: Где живет кошка?
Дети: Дома.
Воспитатель: Кошка -это какое животное домашнее или дикое?
Дети: Кошка – это домашнее животное.
Воспитатель: Кошка – это удивительное животное. Ия хочу вам показать одну интересную картину.
Давайте ее внимательно рассмотрим.
Воспитатель Кто нарисован на картине?
Дети Кошка с котятами
Воспитатель: Что делает кошка?
Дети Сидит и смотрит на котят
Кошка какая? (большая, пушистая, красивая)
У кошки шерсть на спинке, ушах, хвосте полосатая, а на лапках белая.
Дети: Скажите где у кошки еще белая шерсть (белая еще на грудке и на животе).
Воспитатель заканчивает рассказ: У кошки зеленые глаза, острые ушки. Она лежит и смотрит на котят.
Воспитатель: Ребята, а сколько котят на картине? (три котенка)
Котята какие? (маленькие, пушистые, смешные)
Давайте внимательно рассмотрим котят. Я расскажу про одного котенка, а вы про остальных: полосатый котенок лежит около мамы. Он пригрелся и крепко спит.
Нелли расскажет про рыжего котенка.
Ульяна расскажет про серого котенка.
Где же папа-кот? (папа кот ушел на работу)
А как бы вы хотели назвать эту картину?
Художник дал картине название «Кошка с котятами».
Воспитатель: Давайте представим что мы находимся на картине, что мы рядом с кошкой и котятами. Что вы слышите?
Дети: котята сопят, мурлыкают, рычат.
Воспитатель: Погладьте кошку и котят, что вы чувствуете?
Дети: Мягкие, пушистые, теплые.
Воспитатель : А давайте, мы с вами, превратимся в котят! (Дети одевают маски котят)
Физкультурная минутка.
Вот окошко распахнулось (руки в стороны)
Вышли котята на карниз (имитирует грациозную походку кошки)
Посмотрели котята наверх, посмотрели котята вниз
Вот налево повернулись (повернуть голову налево),
Проводили взглядом мух (повернуть голову вправо)
Потянулись, улыбнулись и уселись на карниз (присесть)
Воспитатель: Ребята, а с чем любят играть котята?
Дети: с клубочком.
2.Словесная игра: «Что умеет делать кошка?»Ребята, я предлагаю вам встать в круг. Я буду бросать клубок, и задавать вопрос: "Что умеет делать кошка?". Тот, кто его поймает, даёт ответ, например:"Царапаться".Так мы будем играть до тех пор, пока не вспомним всё то, что умеет делать кошка. Правило: не повторять ответы других детей.
Воспитатель Пришло время вернуться к нашей картине.
Пока мы с вами играли, котята все спрятались за клубочки. Нужно угадать кто там спрятался и тогда клубочек откроется. Кто спрятался под розовым клубочком.
Давайте откроем клубочек.
Да, правильно это Рыжик.
А кто хочет про него рассказать? Какой он?
Иди, Нина, а я тебе помогу.
У Рыжика, рыжая шерстка, она мягкая, пушистая, та и хочется ее погладить.
Нина, а скажи нам, пожалуйста, а каким цветом у Рыжика глазки?
Зеленые
А еще у него глаза веселые, озорные.
Нина, а как ты думаешь, что делает Рыжик?
Он играет с мячиком.
Ребята, а как вы думаете, а кто спрятался за синим клубочком?
Серый котенок.
Алина, что он делает?
Он играет с клубочком.
Давайте откроем клубочек.
Вот мы с вами нашли еще одного котенка маме кошке.
А кто же спрятался за синим клубочком?
Это полосатый котенок.
Давайте откроем клубочек.
Правильно это он, спит рядом с мамой.
Олеся, иди расскажи нам про полосатого котенка.
Воспитатель: А теперь Владик попробует составить рассказ по картине.
Составление рассказа по картине с помощью вопросов воспитателя.
«Картина называется «кошка с котятами». На ней изображена…(кошка с котятами). Кошка большая… (пушистая красивая). Рядом с ней… (три котенка). Они… (маленькие, смешные). Одного котенка зовут…(Васька). Он…(играет с клубочками). Другого котенка зовут… (Пушок, он лакает молоко). Третьего котенка зовут… (Соней). Соня уже наелась и … (легла рядом с мамой). Папа-кот ушел… (на охоту). Мне понравилась картина, потому что котята получились… (смешные)».
Воспитатель выслушивает рассказы детей, поощряя их попытки к рассказыванию.
Рефлексия деятельности.
Опрос детей: Почему понравилась эта картина?
Воспитатель хвалит детей за работу на занятии и за составление рассказов.
Вы друзья мои старались
Все прилежно занимались
Всех хочу благодарить
И раскраску подарить
Дети по желанию раскрашивают Кошек.
ТЕМА: Рассказывание по картине «Кошка с котятами» (для детей 4-5 лет)
Программное содержание:
продолжать учить детей рассматривать картину. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания, называть особенности внешнего вида животного, помочь понять содержание картины. Воспитывать умение слушать рассказ воспитателя, составленный по картине, составлять рассказ по образцу самостоятельно или с помощью воспитателя. Воспитывать интерес к домашним животным.
Материал:
картина «Кошка с котятами», парные картинки к игре «Мама и детки», мольберт, указка, лист бумаги с изображением кошки с клубками, мяч.
Для каждого ребёнка лист бумаги с нарисованным котёнком, цветные карандаши.
Предшествующая работа:
беседы на тему: «Домашние животные», дидактические игры, заучивание потешек про кошку, рассматривание альбома «Наши питомцы».
Методические приёмы:
рассказ, беседа, художественное слово, дидактические игры «Что делает кошка», «Парные картинки», рассматривание картины, физкультминутки.
Ход
Воспитатель обращает внимание детей на гостей, здороваются, подводит детей к столам, где разложены парные картинки с домашними животными.
В гости к нам пришли зверята:
Кошки, лошадки, поросята.
Своих деток потеряли, долго плакали, искали.
Помогите поскорей мамам отыскать детей.
Давайте поможем мамам, (дети выполняют задание, проверяют).
У лошади (жеребёнок)
У коровы (телёнок)
У собаки (щенок)
У свиньи (поросёнок)
У кошки (котёнок)
У козы....(козлёнок).
Молодцы! А я для вас приготовила сюрприз. Садитесь на стульчики, (показываю картину, дети рассматривают).
Воспитатель:
Кого вы видите на картине?
Давайте рассмотрим сначала кошку.
Кошка какая? (большая, пушистая, красивая).
Чем покрыто тело кошки? (шерстью).
А какая шерсть? (длинная, мягкая, пушистая).
Что есть у кошки?(туловище, голова, лапы, хвост).
Что у кошки на голове? (уши, глаза, нос, рот, усы).
Что делает кошка? (лежит).
исуемВоспитатель:
Рядом с кошкой находятся котята. Какие они? (маленькие, пушистые).
Какие у них мордочки?(весёлые, смешные).
Чем покрыто тело? Что делают котята?
Теперь я расскажу вам рассказ про кошку с котятами. Слушайте его внимательно, а потом попробуйте сами рассказать.
Воспитатель:
Это кошка с котятами. Кошка большая, пушистая. Всё тело кошки покрыто шерстью. Она мягкая, густая, длинная. У кошки есть туловище, голова, лапы, хвост. На голове у кошки уши, глаза, рот, нос, усы, чтобы чувствовать добычу. Рядом с кошкой котята. Они маленькие, пушистые. Котята, как все дети любят играть. Им весело рядом с мамой.
А теперь давайте послушаем ваш рассказ. (2-3 ребёнка).
Физкультминутка.
Вот идёт чёрный кот, притаился, мышку ждёт. Мышка норку обойдёт и к коту не попадёт.
Есть у кошки глазки, есть у кошки ушки, Есть у кошки лапки- мягкие подушки. Киска, киска не сердись, не царапай деток Брысь!
Ребята, а у меня есть для вас ещё одна игра «Что умеет делать
кошка?»
Я буду бросать вам мяч, а вы отвечайте и кидайте мне мяч назад.
Кошка умеет....(ловить мышей).
Кошка умеет...(умываться). И т.д.
Молодцы! У меня есть ещё картинки. Кто на них изображён? (котята). Вы говорили, что они любят играть с клубочками. Давайте мы им нар
много разноцветных клубочков, как у мамы кошки (показ иллюстрации), пусть играют. Но для этого нам надо размять пальчики. Повторяйте за мной.
Пальчиковая гимнастика.
Киска, кисонька, кисуля (попеременное поглаживание ладошек)
Позвала котёнка Юля.(сгибание и разгибание пальцев рук).
Выполнение работы детьми.
Воспитатель:
Ребята, я предлагаю взять вам эти рисунки домой и рассказать родителям о рассмотренной картине «Кошка с котятами».
Евтеева Ирина Евгеньевна,
воспитатель первой квалификационной категории
МАДОУ ЦРР - детского сада №13 «Солнышко»
г. Зарайск, Московской области.