Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Конспект логопедического занятия домашние животные средняя группа. Конспект занятия "домашние животные"

Лексико-грамматическое занятие в старшей логопедической группе по теме «Домашние животные». Использование компьютерной обучающей программы «Игры для тигры» и работы детей на интерактивном столе обеспечивают высокую мотивацию и результативность в усвоении учебного материала.

Программное содержание:

Цель :

  • закрепление в речи детей лексико-грамматических категорий по теме «Домашние животные».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • активизировать словарь по лексической теме «Домашние животные»;
  • систематизировать и закреплять знания детей о домашних животных и их детенышах;
  • формировать грамматический строй речи: учить правильному употреблению в речи притяжательных прилагательных, предложно-падежных конструкций (винительный, родительный, дательный падеж существительных единственного числа без предлога, творительный падеж существительных множественного числа с предлогом «С»), согласованию существительных с числительными, притяжательными прилагательными.

Коррекционно-развивающие:

  • активизировать речевую деятельность детей;
  • развивать зрительное и слуховое внимание, творческое воображение;
  • закреплять умение составлять предложения по плану-схеме;
  • объединять предложения в рассказ.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать любовь к домашним животным;
  • воспитывать умение действовать в команде.

Словарь:

  • существительные: лошадь, корова, овца, свинья, кошка, собака, животные, жеребенок, теленок, ягненок, поросенок, котенок, щенок;
  • прилагательные: лошадиный, коровий, овечий, свиной, кошачий, собачий;
  • глаголы: ржать, мычать, блеять, хрюкать, мяукать, лаять, скакать, искать, возить, косить, кормить, вырастать, возвращать;
  • наречия: вверх, напротив, вниз, направо, налево;
  • числительные: один, два, три, четыре, пять.

Оборудование:

  • интерактивный стол, персональный компьютер, обучающая компьютерная игра «Игры для Тигры», картинный материал с изображениями домашних животных, их частей тела, разрезные картинки (3 части), игрушечный домик, игрушка Шустрик, игрушечный мяч, магнитная доска, стол и стулья для детей, опорные картинки для составления предложений и рассказа.

Ход занятия:

I. Вводная часть.

Дети стоят в кабинете перед магнитной доской.

Л. Жила-была лошадка Зорька. (Выставляет на доску изображение). У нее был сыночек Шустрик. (Выставляется игрушка – жеребенок). Как вы думаете, в какую игру он больше всего любил играть?

Д. В футбол. Потому что на нем футбольная форма: футболка с номером.

II. Основная часть.

1. Игра «Назови гостей».

Л. Наступил день рождения Шустрика. Мама послала пригласительные билеты гостям. Догадайтесь, кого позвала Зорька. (Логопед показывает пригласительные билеты: изображения хвостов домашних животных. Дети называют, чей это хвост, и выставляют изображения животных на магнитную доску).

Д. Овцу – это овечий хвост.

Корову – это коровий хвост.

Свинью – это свиной хвост.

Собаку – это собачий хвост.

Кошку – это кошачий хвост.

Л. Кто все эти гости?

Д. Домашние животные.

Л. Почему вы так думаете?

Д. Они живут рядом с человеком, человек о них заботится, а они приносят ему пользу.

2. Игра «Как животные собирались на день рождения».

Самомассаж подушечек пальцев рук. (Большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, остальные прижимают подушечку снизу, разминая ее. Движения сопровождаются текстом).

Л. Стали животные собираться, наряжаться, обуваться.

Как у нашей кошки желтые сапожки.
Как у нашей свинки новые ботинки.
Вот купил себе щенок тапки на лапки.
А теленок маленький надевает валенки.
А ягненок Вовка – новые кроссовки.

3. Игра «Кто с кем?»

Л. Ребята, а кто это – щенок?

Д. Это детеныш собаки.

Л. А теленок?

Д. Это детеныш коровы.

Л. А кто такой ягненок?

Д. Это детеныш овцы.

Л. Конечно, домашние животные пошли на день рождения к Шустрику не одни, а со своими детенышами. А Шустрик чей детеныш?

Д. Он – детеныш лошади. Он жеребенок.

Дети выставляют картинки с изображениями детенышей рядом с изображениями животных.

Л. С кем пришла собака?

Д. Собака пришла со щенками.

Л. С кем пришла корова?

Д. Корова пришла с телятами.

Л. С кем пришла кошка?

Д. Кошка пришла с котятами.

Л. С кем пришла свинья?

Д. Свинья пришла с поросятами.

Л. С кем пришла овца?

Д. Овца пришла с ягнятами.

Л. С кем познакомились все детеныши?

Д. С жеребятами.

Л. И подарок принесли. (Выставляет подарочную коробочку).

4. Игра «Угощение».

Л. Лошадка стала гостей усаживать и угощать. (Дети садятся за стол. Перед ними картинки с изображением корма). Кости дала кому?

Д. Кости дала собаке.

Л. Сено дала кому?

Д. Сено дала корове, овце.

Л. Молоко дала кому?

Д. Молоко дала кошке.

Л. Овощи дала кому?

Д. Овощи дала свинье.

5. Игра «Прятки».

Л. Наелись животные и стали играть в прятки. Спрятались за домиком. Чья это голова? (На столе игрушечный домик. Логопед показывает из-за него изображения голов животных).

Д. Это коровья, лошадиная, свиная, овечья, кошачья, собачья голова.

6. Игра «Сочиним стихи».

Л. А потом животные стали сочинять стихи.

Голова у собаки собачья, а у кошки…
Уши у свиньи свиные, а у лошади…
Шерсть у овцы овечья, а у кролика…
Глаза у лошади лошадиные, а у козы…

7. Игра «Собери картинки».

Л. Ребята, сморите, все части тел животных перемешались. Не поймешь, где кот был, а где овца. Соберите картинки из частей, расскажите, кто у вас получился.

Дети собирают разрезные картинки, употребляют притяжательные прилагательные. Пока они работают, логопед убирает с магнитной доски изображения ягнят, кошки и лошади.

Л. Как вы собирали картинки?

Д. Я сначала взял кошачью голову, потом кошачье туловище, а затем кошачий хвост.

Я взяла овечью голову, потом овечье туловище, потом овечий хвост.

8. Двигательная пауза «Цок-цок-цок».

Л. Ребята, Зорька захотела покатать вас на тележке. Выходите из-за стола.

«Цок-цок-цок!» — лошадка скачет (дети скачут, как лошадки, по кругу),
«Цок-цок-цок!» — копытом бьет (дети ударяют носком ноги по полу).
«Цок-цок-цок!» — тележку тащит (снова скачут по кругу),
На тележке нас везет (дети приседают на корточки и встают).

Л. А потом животные решили спеть. (Проводится компьютерная игра «Кто сказал «Мяу?» из программы «Игры для Тигры»). Определите, чей голос сейчас звучит.

Д. Кошка мяукает, корова мычит, овца блеет, собака лает, лошадь ржет.

10. Игра «Кто лишний»

Л. Смотрите, пока мы пели, исчезли у овцы детеныши. Кто пропал?

Д. Ягнята.

Л. Они убежали на лужок. (Подходят к интерактивному столу). Кто здесь пасется?

Д. Овцы и ягнята.

Л. На этом лужке – овцы, а на другом – ягнята. Кто попал не на свой лужок? Объедините овец на своем лужке, а ягнят – на своем.

Дети перемещают изображения в соответствующую группу.

Л. Посчитайте овец. Посчитайте ягнят.

11. Игра «Поиски домашних животных» (с использованием интерактивного стола)

Л. Домашние животные искали ягнят в лесу. Там много диких зверей и птиц. Помогите домашним животным вернуться домой.

Дети находят среди изображений животных и птиц изображения домашних животных и отправляют их в корзину.

Логопед выставляет соответствующие картинки на магнитную доску.

Л. Ну вот и все дома!

12. Гимнастика для глаз «Шустрик скачет».

Л. Обрадовался Шустрик, что ягнята нашлись, и распрыгался. Следите за Шустриком глазками.

Логопед перемещает игрушку, дети следят за ней глазами. Головы у детей неподвижны. Глаза перед собой. Рот закрыт. Движения глаз вверх – перед собой – вниз – перед собой, вправо – перед собой, влево – перед собой, по диагонали вверх – вниз, сведение глаз к центру.

13. Составление рассказа «Как Шустрик вырос» по опорным картинкам.

Дети за столами.

Л. В гости пришел дедушка. Он хочет рассказать, что случится, когда Шустрик вырастет. Рассмотрите картинки. Составьте по ним предложения.

Д. У дедушки в деревне был жеребенок Шустрик.

Шустрику дедушка косил сено.

Сеном зимой он кормил Шустрика.

Шустрик вырос и возил на телеге всякие грузы.

Л. А теперь расскажите, как Шустрик вырос, по всем картинкам.

III. Заключительная часть.

Л. Ну вот и прошел день рождения Шустрика. Животные пошли домой, а мы давайте посмотрим, что ему подарили.

Открывают коробку с подарком.

Д. Это футбольный мяч.

Л. Как думаете, рад Шустрик подарку?

Д. Конечно рад, ведь его любимая игра – футбол!

Митина Л.А.,
учитель-логопед

Подготовила: Колпащикова Татьяна Владимировна, учитель-логопед первой квалификационной категории МБДОУ №11 г. Салавата.

a). Коррекционно-образовательные: уточнить и активизировать словарь детей по теме «Домашние животные» , их внешнем виде, образе жизни, повадках. Совершенствование грамматического строя речи (образование сущ. в ед. и мн. ч.; образование сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами; употребление сущ. в форме тв. п. и р. падежах) .

б). Коррекционно-развивающие: развитие диалогической речи, слухового внимания, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

в). Коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к живой природе.

Оборудование: магнитофон, диск с записью голосов домашних животных, предметные картинки с изображениями домашних животных и их детёнышей, конверты с пазлами «Домашние животные» , мяч, корм для животных: бутылка молока, сено, овёс, косточка, морковка, капуста; картина «Скотный двор» .

Предварительная работа: просмотр картинок с домашними животными и их детёнышей. Беседа о том, какую пользу приносят домашние животные. Выполнение на индивидуальных занятиях с логопедом упражнения артикуляционной гимнастики.

Словарная работа:

а). Обогащение словаря: щенок, телёнок, крольчонок, козлёнок, жеребёнок, поросёнок.

б). Активизация словаря: скотный двор, пастух, овёс.

Список используемой литературы.

  1. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. СПб., Детство-пресс, 2007г.
  2. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб, Детство-пресс, 2013г.
  3. Быкова Н.М. Игры и упражнения для развития речи. СПб., Детство-пресс, 2010г.
  4. Игровой дидактический материал для ознакомления детей с окружающим миром. Выпуск 3. «Домашние животные» .

Ожидаемый результат: определение домашних животных и их детёнышей, уметь правильно образовывать существительные во множественном числе, определять «Кто лишний» , образовывать притяжательные прилагательные, знать жилища домашних животных.

Форма работы.

I Организационный момент.

Логопед: Поздоровайтесь с гостями,
Улыбнитесь всем вокруг.
Руку дайте другу слева
И скорей вставайте вкруг.

А теперь соседу справа
Руку тоже дай быстрей.
С утра мы будем заниматься
Всем доброго утра желай.

Дети стоят в кругу.

Логопед: Назовите их.

1-й ребёнок: Собака лает.

2-й ребёнок: Корова мычит.

3-й ребёнок: Лошадь ржёт.

4-й ребёнок: Кошка мяукает.

5-й ребёнок: Коза блеет.

6-й ребёнок: Свинья хрюкает.

Логопед: Я думаю, что вы уже догадались, о ком будем сегодня говорить.

Дети: О домашних животных.

Логопед: Почему их называют домашними животными?

Дети: Потому что они живут рядом с человеком, он их кормит, поит, заботится о них.

Логопед: Да, будем продолжать говорить о домашних животных. А чтобы наш язычок нам в этом помог, сделаем артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика «Домашние животные» .

Логопед: Эта история о том, как однажды язычок познакомился с котёнком.

  1. Рано утром язычок вышел посидеть на крылечко (Лопаточка) .
  2. Разминаясь язычок потянулся к солнышку, затем к травке. (Кончик языка тянут к носу, затем к подбородку) .
  3. Свежий ветер взбодрил язычок (Дуют на широкий кончик языка) .
  4. Вдруг из-под крылечка наш язычок услышал мяуканье (мяукают) , увидел котёнка и ласково его погладил (имитируют кистью руки поглаживание) .
  5. Котёнок испугался и выгнул спину (Горка) . Язычок принёс ему чашку с молоком (Чашечка) .
  6. Котёнок стал жадно лакать молоко, облизнулся (Вкусное варенье) .
  7. Котёнок снова выгнул спину, но от удовольствия (Горка) и замурлыкал (Мурлыкают) .
  8. Потом они вместе катались на качелях (Качели) и играли в футбол (Футбол) .

II. Основная часть.

1. Работа с пазлами.

(У детей на столах пазлы) .

Логопед: Посмотрите, я вижу перед вами лежат какие-то картинки, соберите их и посмотрите, кто там спрятался?

1 ребёнок: У меня корова.

Логопед: Какую пользу приносит корова? (Корова даёт молоко) .

2 ребёнок: У меня собака.

Логопед: Какую пользу приносит собака? (Собака охраняет дом) .

3-й ребёнок: У меня кошка.

Логопед: Какую пользу приносит кошка? (Кошка ловит мышей) .

4-й ребёнок: У меня свинья.

Логопед: Какую пользу приносит свинья? (Свинья даёт мясо) .

5-й ребёнок: У меня коза.

Логопед: Какую пользу приносит коза? (Коза даёт молоко, шерсть) .

6-й ребёнок: У меня лошадь.

Логопед: Какую пользу приносит лошадь? (Лошадь даёт кумыс. А ещё она перевозит разные грузы) .

2. Игра «У кого кто?»

Стук в дверь. Заходит грустный пастух, здоровается.

Логопед: Пастух, а почему ты такой грустный?

Пастух: Я пас животных и их детёнышей. Все были около своих мам, но детёныши перепутались. Помогите найти маму своим детёнышам.

Логопед: Ребята, поможем?

(Картинки взрослых животных на доске, картинки с детёнышами на столе. Дети по очереди подходят, берут картинку с детёнышем и прикрепляют на магнитную доску к взрослому животному) .

3. Подвижная игра «На лугу» .

Пастух: Спасибо, что помогли мне. Я очень счастлив, и хочу с вами поиграть.

Играет с детьми под песню «На лугу пасутся» .

Пастух прощается и уходит.

4. Пальчиковая гимнастика «Домашние животные» .

Логопед: А теперь приготовьте пальчики, мы с ними поиграем.

У коровы есть рога (указательные пальцы приставить ко лбу) .

И копыта на ногах (стучат кулачками по коленкам) .

Травушку она жуёт (кулачки сжимают и разжимают) .

Деткам молочко даёт (ладони трут друг об друга) .

Кто в деревне живёт? (из ладоней сделать крышу) .

Лежебока – рыжий кот (загибают пальцы по очереди) .

Маленький телёнок,
Быстрый жеребёнок,
Верная собачка,
Белая овечка,

Раз, два, три, четыре, пять

(разгибать пальцы обратно) .

5. Игра с мячом «Чья. Чьё. Чьи?» .

Логопед: С пальчиками поиграли, они стали ловкими. И сейчас поиграем с мячиком в игру: «Чья. Чьё. Чьи?» .

Грива лошади (Чья?) (Лошадиная) .
Голова собаки (Чья?) (Собачья) .
Хвост кошки (Чей?) (Кошачий)
Рога козы (Чьи?) (Козьи) .

Молоко коровы (Чьё?) (Коровье) .
Пятачок свиньи (Чей?) (Свинячий) .

6. Игра «Кто лишний» .

Логопед: Ребята, посмотрите, животных каких вы называли пришли к вам в гости. Назовите их.

Логопед держит поднос, на котором стоят животные.

Дети: Корова, свинья, собака, кошка, медведь, коза.

Логопед: А кто здесь лишний?

Дети: Лишний медведь, потому что медведь-это дикое животное, а все остальные домашние животные.

7. Игра «Кого не стало» .

Логопед: А сейчас поиграем в прятки с домашними животными. Назовите их, запомните, закройте глаза.

Логопед: Кого не стало?

Дети: Нет кошки и т.д. 3-4 раза.

8. Игра «Кого чем угостим» .

Логопед: Ребята, кто ухаживает за домашними животными.

Дети: За домашними животными ухаживает человек.

Логопед: А вы знаете, чем нужно кормить домашних животных? Выберите угощение для домашнего животного и поставьте рядом с ним.

1-й ребёнок: Я угощу кота молоком.
2-й ребёнок: Я угощу корову сеном.
3-й ребёнок: Я угощу лошадь овсом.
4-й ребёнок: Я угощу собаку косточкой.

5-й ребёнок: Я угощу кролика морковкой.
6-й ребёнок: Я угощу свинью овощами.

Логопед: Молодцы.

9. Игра «Кто, где живёт» .

(Используется презентация на компьютере «Чей дом?» )

Логопед: Ребята, вы покормили животных, а теперь им пора идти в свой дом. Посмотрите на картинку и назовите, кто, где живёт.

1 ребёнок: Это лошадь. Лошадь живёт в конюшне.
2 ребёнок: Это собака. Собака живёт в конуре.
3 ребёнок: Это корова. Корова живёт в коровнике.
4 ребёнок: Это овца. Овца живёт в овчарне.

5 ребёнок: Это свинья. Свинья живёт в свинарнике.
6 ребёнок: Это кошка. Кошка живёт в доме.

III. Итог занятия. Сюрпризный момент.

Логопед: Молодцы, вы всё верно выполнили. Скажите, что мы делали на занятии? (Дети перечисляют) .

Стук в дверь. Входит пастух.

Пастух: Ребята, я слышал, что вы говорили о домашних животных, какую пользу они приносят людям. Корова какую пользу приносит?

Дети: Молоко.

Пастух: А что делают из молока?

Дети: Кефир, сметану, творог, мороженое, коктейль.

Пастух: Правильно, молодцы, и я принёс вам вкусный, полезный, детский, полезный коктейль.

(Пастух угощает детей) .

Конспект занятия логопеда «Домашние животные»

Коррекционно-образовательные задачи:

  • пополнить и системати­зировать знания о домашних животных, их внешнем виде;
  • уточнить, активизировать и актуализировать словарь по теме «Домашние животные» (животное, детеныш, корова, теле­нок, лошадь, жеребенок, кошка, котенок, собака, щенок, коза, коз­ленок, свинья, поросенок, кролик, крольчонок; ухаживать, поить, кормить; домашний, полезный, нужный);
  • совершенствовать грамматический строй речи (употребление существительных Р. п. мн. ч., образование слов-антонимов);
  • автоматизировать произношение и дифференциацию звуков в игровой деятельности.

Коррекционно-развивающие задачи:
развивать связную речь, ре­чевой слух, зрительное внимание и восприятие, память, наглядно-образное мыш­ление, мелкую и общую моторику.

Воспитательные задачи:
воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности, активности, любовь и бе­режное отношение к природе.

Предварительная работа.

  1. Рассматривание фотографий с изоб­ражениями домашних животных.
  2. Подготовка загадок о домашних животных.
  3. Разучивание подвижной игры «Кони».

Интеграция ОО: социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Ход занятия

1. Организационный момент. Развитие мелкой мо­торики, тактильных ощущений

Звучит музыка «Подворья»
- Я предлагаю вам отправится в путешествие.
А к кому мы пойдем, вы определите сами.
- Найдите, кто здесь спрятался.
По очереди опустите руку и возьмите по одному предмету.
В контейнере среди фасоли спрятаны пластиковые фигурки до­машних животных: кошки, коровы, козы, собаки, лошади, свиньи, овцы.

2. Повторение

Кто же это? (животные)
- Как называют этих животных? (домашними животными)
- Сегодня мы в гостях у домашних животных и будем говорить о них.
- А почему их называют домашними?
(Домашние животны­е живут вместе с человеком. Он ухаживает за ними: дает им жилище и корм. А животные приносят пользу человеку).
- Значит, какие они? (полезные, нужные)



3. Слоговой анализ слов

Разделите на слоги название своего животного

4. Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в форме множестве­ного числа в родительном падеже)

Игра «Есть - нет»

А теперь представьте, что у вас не одно такое животное, а много.
- Давайте сыграем в игру «Есть-нет» . Вы говорите, кто у вас есть. Ваш сосед говорит, что у него нет этих животных, но зато есть другие.
Дети выполняют задание и комментируют свои действия:

  1. У меня есть кошки.
  2. А у меня нет кошек, но зато есть свиньи.
  3. А у меня нет свиней, но зато есть козы.
  4. У меня нет коз, но зато есть коровы.
  5. У меня нет коров, но зато есть овцы.
  6. У меня нет овец, но зато есть собаки.
  7. У меня нет собак, но зато есть лошади.

Каких еще домашних животных вы знаете? (кролик, верблюд )

5. Развитие речевого дыхания, голоса. Игра «Громко-тихо»

Из всех домашних животных - кошка - является самым загадочным и таинственным существом:

Хитрая, но в то же время доверчивая.
Хищная, но при этом нежная и ласковая.
Домашняя, но в какой-то мере дикая.
Она предана своему хозяину. И одновременно - свободолюбивое животное.
Её не заставить делать то, что она не хочет.
А если захочет что-либо - сама к вам придёт!

И это удивительное животное предлагает нам выполнить задания, двигаясь по этому маршруту.

- Какая фигура на схеме первая? (красный квадрат)
- Найдите эту фигуру. Отгадайте загадку.


- Кто это? Она большая, пятнистая, рогатая. У нее доб­рые глаза и хвост с кисточкой на конце. Она дает человеку молоко. (Это корова)
- Как называется детеныш коровы? (Теленок)
- Как корова подает голос? (Она мычит - мууууу)
- Сделайте глубокий вдох, задержите немного дыхание, а на плавном длительном выдохе произнесите: муууууу

Давайте поиграем в игру «Громко-тихо». Будем произносить Мууууу….

  • с постепенным усилением силы голоса
  • с ослаблением силы голоса

- Посмотрите на схему, куда нам нужно двигаться дальше? (желтый треугольник)

6. Слого-звуковой анализ слова

Отгадайте, кто спрятался здесь.
(Ребенок загадывает заранее подготовленную загадку)

- Кто это? У нее красивая голова с большими глазами, золотистая грива, стройные ноги и длинный шелковистый хвост. Она перевозит грузы. Любит - овес. (Это лошадь)
- Как называется детеныш у лошади? (Жеребенок)

- Кто это? Она не очень большая, добрая. Любит щипать траву, играть, прыгать. Дает людям мягкую и теплую шерсть, из которой вяжут носки и варежки. (Это овца)
- Как называется детеныш у овцы? (Ягненок)

- Куда нам двигаться дальше? Будьте внимательны! После треугольника коробочки и мяч. (Сначала к коробочкам)
- Найдите их. Нам нужно выполнить задание: сделать схемы к словам.
- Я предлагаю вам самостоятельно выбрать, из какой коробки вы будете выполнять задание. В этой коробке самые трудные слова, в этой полегче, а этой - самые простые.

  1. Мышка, кошка, баран
  2. Кони, лапа, ноги
  3. Бык, кот, нос

Проверка работы, оценка.
- Посмотрите на схему маршрута.

Вместо геометрической фигуры - нарисован мяч.

7. Совершенствование грамматического строя речи

Игра с мячом «Скажи наоборот»

Давайте поиграем в мяч.

Игра называется «Скажи наоборот» . Поймав мяч, вы должны закончить начатое мною предложение.

  1. Конь большой, а кот… …маленький.
  2. У кошки шерсть длинная, а у коровы… …короткая.
  3. Бык сильный, а теленок… …слабый.
  4. Лошадь высокая, а собака… …низкая.
  5. Кошка послушная, а котенок… …озорной.
  6. У свиньи щетина жесткая, а у овцы … …мягкая.
  7. Собака большая, а щенок … … маленький.

- Посмотрите на схему, куда нам нужно отправляться дальше? (человечек в движении)

8. Развитие общей моторики, коорди­нации речи с движением

Давайте отдохнем.

9. Развитие психических процессов, слоговой анализ

Игра «Найди лишнего»

Дети загадывают заранее подготовленные загадки о свинье, козе, собаке.

Кто это? Она не очень большая. Она любит лежать в пыли или луже, хрюкает. У нее маленькие глаза, хвостик крючком, нос пятачком. (Это свинья)
- Как называется детеныш?

Кто это? Она не очень большая. Она бывает белая, серая, черная, пятнистая. Она дает молоко. У нее есть рожки. Она любит прыгать, бодаться. (Это коза)
- Как называется детеныш?

Кто это? Она может быть разного размера - от очень маленькой до очень большой. Она любит гулять и играть. Ее называют другом человека. Она хороший помощник: сторожит дом человека, пограничникам помогает охранять границу, помогает слепым людям ходить по улице, умеет выполнять разные команды. Обожает косточки и мясо. (Это собака)
- Как называется детеныш?

Найдите, какое животное лишнее?
Сова, свинья, коза, собака
Сова - птица
Коза - начинается на другой звук.
Собака - три слога, а в других два.

Если будут затруднятся:
- Посчитайте, сколько слогов в словах
- На какой звук начинаются слова?

10. Развитие мелкой моторики

Картон, пластилин. Подготовлены кусочки пластилина:
большой, средний, маленький, два крошечных. А также готовые глазки и усики.

- Вы хорошо справились с этим заданием. Пока мы с вами работали, посмотрите кто у нас появился? (Кошка)
- Какая кошка? (Грустная)

- Как вы думаете, почему она грустная?
- Давайте слепим ей котят. Ведь у кошек обычно бывает много котят.

Посмотрите, перед вами тоже кусочек ночи и пластилин.
- Возьмите самую большую часть. Давайте скатаем шарик. Помните, как мы это делаем - рисуем на ладошке круг. Получился шарик. Покажите шарики на ладошке.

А теперь давайте сильно сожмем ладошки. Что получилось? (круг)
- Давайте прикрепим его к середине своего листочка.

Аналогично вторую часть.
- А теперь возьмите третью. Катаем шарик. Теперь катаем колбаску, жгутик. Возьмите пальчиками и согните в дугу.
- Как вы думаете, что это может быть? (хвостик)

- Где он может быть? Прикрепите его - там, где вам больше нравится.
- Осталось две маленькие части. Как выдумаете, что это может быть? (ушки)

- Катаем шарик, делаем круг, а теперь немного прищепнем пальчиками уголки. У кошки ведь ушки треугольные. Прикрепите к листу.
- Сделайте последние штрихи: глазки и усы.

11. Развитие связной речи

У вас получились замечательные котята. Кошка очень довольна.
- Расскажите, что делают ваши котята?

Мой котенок слушает шорохи. Пушистый котенок спит. Котенок внимательно прислушивается, не скребется ли где-нибудь мышь. Голодный котенок пьет молочко. Довольный котенок любуется звездами. Мяукает, мурлычет, ловит, умывается, играет.



12. Итог

Чем мы занимались? Что расскажите маме о сегодняшнем путешествии?
- Меня сегодня особенно порадовали…


Конспект совместной деятельности с детьми старшей логопедической группы учителя-логопеда «Откуда хлеб пришел?»

Цель: познакомить детей с процессом выращивания и производства хлеба, посредством активизации и уточнения лексики и практического овладения грамматическими формами.

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные: обогащение и активизация словаря по теме; упражнение в подборе родственных слов к слову хлеб , в образовании относительных прилагательных, составлении предложений, согласовании существительных с числительными.
  2. Коррекционно-обучающие: развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики, а так же мышления, памяти, внимания.
  3. Коррекционно-воспитательные: воспитание умения работать совместно, воспитание уважения к людям, работающим в сельском хозяйстве.

Оборудование:

  • перчатки – «червячки» по количеству детей,
  • предметные и сюжетные картины по теме,
  • хлеб разных сортов,
  • доска с песком,
  • набор игрушечных машин,
  • лейки с водой по количеству детей,
  • семена пшеницы,
  • игрушка — солнышко,
  • проросшая пшеница,
  • игрушечные хлебобулочные изделия,
  • сумочки по количеству детей,
  • карточки с цифрами от 1 до 5.

Недирективные приемы:

  • опосредованное обращение («червячки»);
  • расположение педагога на одном уровне с детьми;
  • проблемные вопросы, ответы на которые дети находят сами, используя знания из «актуальной зоны развития» и с помощью педагога расширяя «зону ближайшего развития;
  • предоставление детям возможности выбора;
  • прямой контакт с материалами (семена пшеницы, песок, вода, молодые ростки пшеницы, готовый хлеб);
  • использование материалов, которым можно найти более чем одно применение (песок, вода);
  • включение взрослого в деятельность наравне с детьми;
  • свободное общение и перемещение;
  • «я — сообщения» (итог деятельности).

Игровые приемы:

  • артикуляционная гимнастика в форме сказки о «червячках»;
  • передвижение по картинкам;
  • игра в «хлеборобов»;
  • игра с мячом;
  • игра в «магазин».

Ход занятия

Логопед с детьми проходят в кабинет, здороваются с гостями и располагаются на ковре. На ковре лежат разноцветные перчатки с пришитыми глазами – «червячки».

1. Артикуляционная гимнастика

Логопед: Кто это сегодня у нас в гостях?
Дети: Червячки! Дети и логопед надевают перчатки на руку.

Логопед: Червячки, а где вы живете?
Дети (от имени червячков): В земле.

Логопед: А что вы там делаете?
Дети: Мы ползаем, рыхлим, делаем землю мягкой, плодородной. В такой земле хорошо растут все растения.

Логопед: А вы знаете, ребята, червячки очень весело проводят время. С утра они качаются на качелях (упражнение «Качели»), затем пьют чай из красивых чашек (упражнение «Чашечка»). После чаепития червячки обязательно чистят зубы (упражнение «Чистим зубы»). А потом весь день катаются на лошадках (упражнение «Лошадки).

Дети выполняют упражнения, дублируя движения языка движениями руки в перчатке.

Дети и логопед: Спасибо вам, червячки! до свидания! Снимают перчатки.

2. Объявление темы занятия

Логопед: Сколько дел мы успели сделать за утро! А вы, ребята, что делали утром?
Дети: Играли, ехали в детский сад, разговаривали с мамой, завтракали.

Логопед: А что сегодня у вас было на завтрак?
Дети: Каша, булочка с маслом, чай с молоком.

Логопед: Скажите, а хлеб вы едите только на завтрак?
Дети: Нет, на обед и на ужин

Логопед: А что вы можете сказать о хлебе?
Дети: Хлеб – это очень вкусный и сытный продукт.

Мы его едим каждый день.
Мы едим хлеб на завтрак, на обед и на ужин.
Хлеб есть в каждом доме.

Логопед: Но перед тем как попасть к нам на стол, хлеб проходит очень долгий путь. Хотите узнать, как выращивают и готовят хлеб?
Дети: Да!

Логопед: Сегодня вы узнаете, откуда хлеб пришел.

3. Лексико-грамматическое упражнение «Подбор родственных слов»

Логопед предлагает детям тарелку с маленькими кусочками хлеба разных сортов . Дети пробуют хлеб.

Логопед: Ребята, вам нравится хлеб? Какой он?
Дети: Вкусный, мягкий, ароматный, пышный, хрустящий, сладкий.

Логопед: Как можно сказать о хлебе ласково?
Дети: Хлебушек.

Логопед: Слово хлебушек – это родственник слова хлеб?
Дети: Да.

Логопед: Какие еще слова-родственники есть у слова хлеб? Картинки вам помогут.

Дети вместе с логопедом проходят за стол, на котором лежат картинки. Каждый ребенок выбирает картинку и подбирает родственное слово: хлебница, хлебозавод, хлебные (крошки), хлебцы. Последняя картинка – тракторист на тракторе .

Логопед: Кто изображен на картинке?
Дети: Тракторист.

Логопед: Слово тракторист родственное к слову хлеб?
Дети: Нет.

Логопед: Как по-другому можно назвать человека, который работает для того, чтобы вырастить хлеб?
Дети: Хлебороб.
Логопед: Верно.

4. Формирование у детей понятия о процессе выращивания хлеба

На ковре по порядку разложены картинки, изображающие вспашку земли, посев семян, дождь над полем, солнце над полем. Дети идут, поднимая и рассматривая по одной картинке.

Логопед: Какой первый шаг нужно сделать хлеборобам, чтобы вырастить хлеб?
Дети: Вспахать поле.

Затем нужно посеять семена пшеницы или ржи.
Нужен дождь и солнце для того, чтобы семена взошли.

Двигаясь за картинками, дети подходят к доске с песком. Рядом расположены игрушечные трактора, разные виды транспорта,

Логопед: А вот и наше поле. Что нужно хлеборобам для того, чтобы выращивать хлеб?
Дети: Трактор, комбайн, семена, машины.

Логопед: Ну что же, хлеборобы, за дело!

Дети выбирают себе нужный транспорт, объясняют свой выбор. Затем дети катают свои трактора по песку «вспахивая поле».

Логопед: Наше поле вспахано. Что же нам делать дальше?
Дети: Посеять семена пшеницы или ржи.

Дети «сеют» семена.

Логопед: Что-то наши семена долго не всходят. Может быть, им чего-то не хватает? Как вы думаете, ребята?
Дети: Нужен дождик и солнечное тепло.

Дети берут лейки с водой и поливают поле, игрушкой-солнышком «согревают» землю.

Логопед: Вот и показались всходы пшеницы. Логопед демонстрирует молодые всходы пшеницы. Дети рассматривают, трогают .

Логопед: Можно из этих всходов приготовить хлеб?
Дети: Нет.

  1. Всходы превращаются в колосья.
  2. Колосья созревают.
  3. Зерно спеет, наливается.

5. Лексико-грамматическое упражнение «Образование относительных прилагательных»

Логопед показывает детям картины – поле, на котором выросла рожь и поле, на котором выросла пшеница.

Логопед бросает ребенку мяч и задает вопрос, ребенок отвечает на вопрос и возвращает мяч.

  • Поле, на котором выросла рожь, какое поле? – ржаное поле;
  • колос пшеницы, какой колос? – пшеничный колос;
  • мука из овса, какая мука? – овсяная мука;
  • хлебцы из кукурузы, какие хлебцы? – кукурузные хлебцы.

Логопед: Колосья созрели, можно уже их есть?
Дети: Нет.

6. Упражнение в составлении предложения

На ковре по порядку разложены картинки, изображающие скашивание колосьев комбайном, перевозку зерна на элеватор, работу мельницы, выпекание хлеба на хлебозаводе, готовые хлебобулочные изделия.

Дети идут в обратном направлении от «поля», поднимают и рассматривают по одной картинке, составляют предложения:

  1. Комбайн скашивает и обмолачивает колосья.
  2. Грузовая машина отвозит зерно на элеватор.
  3. На мельнице зерно перемалывают, превращают в муку.
  4. На хлебозаводе из муки выпекают хлеб.
  5. Готовый хлеб везут в магазины.

7. Дидактическая игра «Магазин». Упражнение в согласовании существительных с числительными

Появляется «продавец»: Уважаемые покупатели! Заходите, пожалуйста, покупайте свежий хлеб, булочки, баранки!

Логопед берет сумочку, в сумочке карточка с цифрой от 1 до 5, и идет в «магазин», дети выбирают сумочки и следуют за педагогом.

Логопед: Вместо денег у нас карточки с цифрами, на них мы с вами будем покупать хлеб и хлебобулочные изделия в магазине.

Логопед подходит к «продавцу» и просит: «Дайте мне, пожалуйста, две буханки хлеба»

Затем, дети по одному подходят к «продавцу» и проговаривают следующие фразы:

  1. «Дайте, пожалуйста, пять бубликов»
  2. «Дайте, пожалуйста, три ватрушки»
  3. «Дайте, пожалуйста, четыре батона»
  4. «Дайте, пожалуйста, один кекс»

«Продавец» дает детям игрушечные хлебобулочные изделия. Дети прощаются и проходят на ковер.

8. Итог

Логопед: У меня такое хорошее настроение сегодня! Мне очень понравилось, как вы делали гимнастику для языка вместе с червячками. Они нам очень помогли, правда?
Дети:

  1. А мне понравилось играть с трактором.
  2. А мне было интересно придумывать родственные слова.
  3. А я хотел еще поиграть в «Магазин».
  4. А мне нравится играть с песком.

Конспект логопедического занятия по лексической теме
«Домашние животные»

подготовила: Давыдова Елена Юрьевна
учитель - логопед
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Алёнка»
Никифоровского района Тамбовской области р.п. Дмитриевка

Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- уточнять и активизировать словарь детей по теме «Домашние животные»;
- учить употреблять предлог у в речи через упражнения. «У кого кто?», «У кого что?»;
- учить образовывать сущ. мн. ч. от ед. ч. через упражнение. «Один-много»;
- учить образовывать сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами – в упражнении «Назови ласково».
Коррекционно-развивающие:
- корригировать мышление через упражнение. «Собери картинку»;
- укрепление мышц артикуляционного аппарата.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес к окружающему миру
- прививать любовь к домашним животным.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Логопед: - О ком мы сегодня будем говорить на занятии, вы узнаете, отгадав загадки.

Пробираюсь по забору,
На охоту выхожу.
Мышки спрятались по норам,
Я их долго сторожу. (Кошка)

Носик - круглым пятачком,
А задорный хвост - крючком.
Мама - хрюшка, папа - свин.
Он у них любимый сын. (Поросенок)

Человеку верный друг,
Чутко слышу каждый звук.
У меня отличный нюх,
Зоркий глаз и острый слух. (Собака)

Чемпионка в быстром беге,
Я порой вожу телеги.
Дядя конюх мне принес
Воду, сено и овес. (Лошадь)

Голодна – мычит,
Сыта – жует,
Малым ребяткам
Молочка дает. (Корова).

Логопед: - А как назовете всех этих животных одним словом?
(Домашние)
Логопед: - Правильно, домашние. Сегодня на занятии мы будем говорить о домашних животных. А чтобы наш язычок нам в этом помог, сделаем гимнастику для языка.

2. Артикуляционная гимнастика.

Кошка лакает молоко.
Высунуть «широкий» язык изо рта. Подмять кончик языка вверх «чашечкой» и спрятать язык в рот.
Теленок сосет молоко.
Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка подводить под верхнюю губу и со щелканьем отрывать
Фырканье лошади.
Вибрация губ.

3. Упражнение “У кого кто?”

Логопед: Мамы и их детеныши потеряли друг друга. Они очень хотят быть вместе. Давай сделаем так, чтобы они встретились. Дети выполняют задание.
Логопед: Теперь проверим. Кто у кого?

У кошки – котенок.

У лошади – жеребенок.

У собаки – щенок

У свиньи – поросенок.

У коровы – теленок.

4. Упражнение «У кого что?».

Логопед: - Ребята, а у кого из домашних животных есть рога? (У коровы, у барана, у козы)
У кого есть усы? (У кролика, у собаки, у кошки)
У кого мягкие лапки? (У кошки)
У кого есть вымя? (У коровы, у козы)
У кого нос пятачком? (У свиньи)

5. Упражнение «Один-много».

Логопед: - Сейчас поиграем в игру «Один - много».
Кошка – кошки,
Собака - собаки,
корова - коровы,
лошадь - лошади,
овца - овцы,
котенок - котята,
теленок - телята.

6. Упражнение. «Назови ласково».

Логопед: - А сейчас, ребята, давай - те ласково называть животных.
Кошка. Как назовете ее ласково? (кошечка),
собака-собачка,
лошадь-лошадка,
коза-козочка,
овца-овечка.

7. Физкультминутка.

«Котик»
Вот какой коташка, (Идут «кошачим» шагом)
Круглая мордашка, (Гладят лицо)
А на каждой лапке (Изображают когти)
Коготки – царапки.
Все ему игрушки - (Прыжки на месте)
Кубик и катушка. Котик, словно мячик, (Прыгают друг за другом по кругу) По квартире скачет.


8.Упражнение. «Собери картинки».

Логопед: - Соберите картинки и назовите животных, которые у вас получились. (Свинья, кошка, баран, собака, корова, коза)

9. Итог занятия.

Логопед: О каких животных говорили сегодня на занятии?
Каких животных называют домашними? (Дети отвечают).
Приведите примеры домашних животных.

Информационные ресурсы:
http://logoped18.ru/
http://www.idealdomik.ru/yenciklopedija-poleznyh-sovetov/deti-i-roditeli/zagadki-pro-domashnih-zhivotnyh.html
logoped18.ru›logopedist/logopedicheskiy-konspekt…
festival.1september.ru›articles/627480/
michutka.3dn.ru›publ/sjuzhetnye_ kartinki…kartinki



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения