Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Конспект занятия по развитию речи м мь. Звуковая культура речи: звук м и мь

Конспект организованной учебной деятельности

по развитию речи

Воспитатель: Абдыканова Гульнара Сагандыковна

Группа: вторая младшая

Тема: Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко»

Образовательная область: Коммуникация

Цель: Создать условия для развития связаной, звуковой и интонационной культуры речи, фонетического слуха.

Задачи

Воспитательные: воспитывать положительные взаимоотношения со сверстниками, желание помогать друг другу.

Обучающие: формировать умение детей в четком произношении звуков м, мь в словах, фразовой речи, актуализировать словарный запас детей.

Развивающие : развивать интонационную выразительность речи.

Предварительная работа: беседа о животных - кошка, их умение произносить звуки: мяу, фр-р, артикуляционная гимнастика

Методические приемы: показ, художественное слово, беседа, дидактические упражнения.

Материал и оборудование: игрушка котенок, сюжетные картинки, маски, атрибуты к дидактическим играм.

Словарная работа: Мурка

Билингвальный компонент: кошка - мысық

I Вводная часть

Предлагаю обратить внимание на птиц за окном.

сюрпризный момент: кто мяукает за дверью, ребята, а кто к нам пришел?

Рассматриваем котенка.

Билингвальный компонент:кошка - мысық

II Основная часть

Проговариваем чистоговрку

"Ма - ма - ма - на дворе зима.

Мы - мы - мы - мы - дождались зимы.

Ом - ом - ом - слепим снежный ком."

Артикуляционная гимнастика "Киска лакает молоко"

Дети открывают рот, губы в улыбке, и широким кончиком языка кладят небо, делая движения назад - вперед. гимнастика развивает подвижность языка.

Рассказ про кошку Мурку. Чтение стихотворения Г. Сапгира «Кошка» .

«Жила-была Мурка. Как звали кошку? (ответы детей) . Она очень любила молоко. Что любила Мурка? Быстро-быстро она лакала молоко язычком. Покажите как она это делала? (артикуляционная гимнастика язычком) . Но мылась она без мыла. Да-да! Просто чисто-чисто вылизывала свою шкурку язычком».

А сейчас я прочитаю вам стихотворения «Кошка», а вы мне будете помогать. Я буду задавать вопрос, а вы будите отвечать за кошку, как говорит кошка – мяу. Правильно!

Кошка, как тебя зовут?

Мяу (дети)

Стережешь ты мышку тут?

Мяу (дети)

Мяу, хочешь молочка?

Мяу (дети)

А в приятели – щенка?

Д/и «Вставь слово»

На полу скребётся… (мышка) .

Спит в берлоге бурый … (мишка) .

Этот мишка очень… (мил) .

Только лапы он не … (мыл) .

Наша Таня громко плачет.

Уронила в речку (мячик) .

игра "Разбуди кота"

Маски разных животных. ребенок, выполняет роль кота, сидит на стуле, спит. остальные дети образуют круг. Тот, на кого укажет жестом воспитатель, подает голос (издает звукоподражание, соответствующее персонажу)

Задача кота, назвать, кто его разбудил(лягушка, щенок), если персонаж назван правильно, исполнители меняются местами, игра продолжается.

III Итоговая часть

Ребята, нам понравилось занятие? Кто к нам приходил в гости?

Дети, что делали? (Слушали рассказ про кошку, играли в игру «Вставь слово», игра "Разбуди кота")

Конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе

Тема: «Звуковая культура речи: звуки м, мь»

Воспитатель: Балдина Е.Ю.

Задачи:

Упражнять детей в чётком произношении звуков м, мь в словах, фразовой речи;

Формировать умение отчётливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественной интонацией;

Развивать моторику речевого аппарата, слуховое восприятие, речевой слух;

Продолжать учить детей после игры наводить порядок в группе.

1. Дидактическая игра «Заводные игрушки»

К нам в гости пришла кукла Маша. Давайте поздороваемся с ней: «Здравствуй, Маша!».

Это говорящая кукла, - Она умеет говорить: «Ма – ма».

Теперь вы будете говорящими куклами. Любого из вас я могу завести ключиком – вот так. Тот, кого я завела, должен чётко сказать: «Ма – ма».

(усложнение: «Ма-ма! Я тебя люблю!»)

А теперь вы будете изображать животных. Помните, что голоса взрослых животных грубее, а голоса детёнышей тоньше.

Заведу-ка я вот этого беленького котёнка.

Сейчас заведу большого чёрного кота.

А теперь заведу большую пятнистую корову.

Сейчас заведу маленького телёнка.

2. Чтение рассказа без наглядного сопровождения

(отработка звука «м»).

У куклы Маши есть кошка. Она очень любит играть с ней.

(показать игрушку)

Сейчас я вам расскажу про неё.

Жила-была Мурка. Как звали кошку? Она очень любила молоко. Что любила Мурка? Быстро, быстро лакала молоко мурка. Покажите, как она это делала? Покажите, какое было вкусное молоко? (арт. гимнастика). А ещё Мурка любила мыться. Что она любила делать? Но мылась она без мыла. Да-да! Просто чисто-чисто вылизывала свою шёрстку язычком. Как мылась Мурка?

Динамическая пауза

- А ещё наша Мурка любила играть с мячиком.

Поиграйте с мячиками как котята.

(корзина с мячиками)

3.Чтение стихотворения Г.Сапгира «Кошка»

- Сейчас я прочитаю вам интересное стихотворение про кошку. Я буду вам читать его, а вы отвечайте за кошку.

(дети участвуют в диалоге от лица кошки при повторном чтении)

Кошка, как тебя зовут?

Мяу,

Стережёшь ты мышку тут?

Мяу,

Мяу, хочешь молочка?

Мяу,

А в приятели – щенка?

Фр-р.

4. Дидактическая игра «Наведём порядок в комнате».

- Наша кошка очень любила играть с клубком. Вот однажды она так заигралась, что опрокинула все игрушки. Давайте поможем кукле Маше положить все игрушки на место.

Мяч в корзину.

Мыло в мыльницу.

Машину на полку.

Молоко поставим на стол.

Мишку посадим на стул.

Матрёшку на полку.

Мышку в норку.

Молодцы! Кукла Маша благодарит вас за помощь и прощается с вами. А кошку Мурку оставляет вам в подарок.

(До свидания! До встречи! Счастливого пути!).

Ольга Родина

Тема : Звуковая культура речи : звуки м , мь.

Дидактическое упражнение «Вставь словечко»

Цель занятия : Упражнение детей в четком произношении звуков м , мь, в словах, фразовой речи .

Задачи :

1. Способствовать воспитанию интонационной выразительности речи детей .

2. Продолжать учить детей образовывать слова по аналогии

3. Развивать у детей знание об окружающем их мире.

4. Пополнять словарный запас детей.

Методы и приемы :

1. Словесный метод – рассказ педагога.

2. Наглядный метод – показ рассказа педагогом.

3. Игровой – музыкальная игра.

Методика проведения

Часть первая : Дети сидят на стульчиках полукругом. Вдруг раздается стук в дверь. «Ребятки, тише, кто – то к нам стучится, пойду, посмотрю, кто к нам пришел» - говорит детям воспитатель.

Воспитатель в группу вносит фею Эльзу , как сюрпризный момент.

«Здравствуйте дети» - здоровается с ребятами Эльза.

«Здравствуйте» - отвечают дети.

«Я фея Эльза» - продолжается знакомиться с детьми фея.

«Фея Эльза, мы рады с тобой познакомиться! Правда, ребята?» - ведет диалог воспитатель с Эльзой и детьми.

«Малыши, мои хорошие, я тоже рада встрече с Вами. Я пришла к Вам не просто так! Вы сюрпризы любите?» - беседует с детьми Эльза.

«Да, очень!» радуются дети.

«У меня есть волшебная палочка, и она творит чудеса. Хотите увидеть чудо?» - ведет разговор фея Эльза.

«Конечно, хотим!» - отвечает воспитатель с детьми.

«Тогда я взмахну палочкой, а Вы скажите заклинание три раза вместе со мной «Макус, мокус, мокс» .

Дети вместе с феей говорят три раза заклинание, и появляется кукла.

Фея Эльза продолжает беседу с детьми : «Это говорящая кукла. Она умеет говорить : «ма – ма»

«Что говорит кукла» - спрашивает фея детей.

«Мама» - ответы детей хором.

«Ребята, а давайте мы с Вами поиграем в заводных кукол. Я Вас буду заводить ключиком, а Вы будете говорить «мама я люблю тебя» - предлагает фея Эльза. В игру играю 6 – 7 человек.

«Ребятки, а теперь Вас моя палочка превратит в заводных коров и Вы будете говорить «му – му» , только коровы взрослые животные и говорят более грубо» - продолжает игру фея.

«А теперь превратимся в телят, они более ласково, мягко говорят «му – му» - рассуждает с детьми Эльза. Дети превращаются в телят.

«А теперь превратимся в кошек заводных и Вы будете говорить «Мяу» , только более строго как взрослые - продолжает фея.

«А теперь мы превратимся в котят и будет говорить, как котята мяу, только более мягко и ласково» - продолжает игру фея Эльза с детьми.

«Дети, я снова взмахну палочкой и мы с Вами скажем заклинание три раза «Макус, мокус, мокс» . Дети проговаривают заклинание вместе с Эльзой и появляется медвежонок Мишка.

Мишка катает снежный ком, а Эльза у ребят спрашивает : «а что Мишка делает?» .

«Снежный ком катает» - отвечают дети.

Вдруг появляется кошка и начинает, мешать Мишке, катать ком.

«Что кошка делает?» - спрашивает детей Эльза.

Ответы детей : «мешает катать ком Мишке» .

«А кто мешает?» - спрашивает Эльза.

«Кошка» - ответы детей.

«Кошку зовут Мурка, давайте с ней поздороваемся и скажем, чтобы она помогал Мишке, а не мешала» - предлагает Эльза.

«Здравствуй Мурка! Мурка не мешай мишке катать ком, а помоги ему» - вместе с детьми говорит Эльза.

«Мурка послушалась Вас и стала помогать Мишке, и они вдвоем слепили снеговика.

«Ребята, а может мы теперь вместе с Вами, придумаем рассказ о кошке?» - предложила детям Эльза. Дети согласились.

«Жила – была кошка Мурка. Как звали кошку?» - рассказывая, вдруг задала вопрос детям Эльза.

«Она очень любила молоко! Что любила Мурка?» - снова спросила Эльза детей.

«Молоко» - ответы детей.

«Мурка быстро, быстро лакала его язычком. Как она это делала, покажите» - предложила Эльза детям.

«А еще Мурка любила мыться. Что она любила делать?» - спрашивает у детей фея Эльза.

«Мыться» - ответы детей.

«Но мылась она без мыла, просто чистила шкурку язычком.

«Ребята, Вы такие молодцы, все правильно отвечали, а тепрь может поиграем в музыкальную игру?» - предлагает фея Эльза.

Музыкальная игра с детьми под музыку.

«Ребята, а в чем дома и в детском саду лежит мыло» - спрашивает детей Эльза.

«В мыльнице» - ответы детей.

«Давайте повторим слова мыло и мыльница» - предлагает Эльза.

Дети повторяю слова мыло и мыльница.

«А теперь поиграемв игру, только будьте внимательны : мыло в мыльнице, а сахар ….?» - говорит Эльза.

«В сахарнице» - отвечают дети.

И по аналогии конфеты – в конфетнице, хлеб – в хлебнице, салфетки – в салфетнице.

«Дети, Вы такие молодцы, но мне пора возвращаться к себе в волшебную страну» - прощается Эльза, с детьми.

«Ребята, скажем Эльзе до свидания, до новых встреч» - предлагает детям воспитатель.

Дети прощаются с феей Эльзой.

«Ребята, кто к Вам приходил сегодня в гости?» - интересуется у детей воспитатель.

«Фея Эльза» - отвечают дети.

«В кого Вы превращались?»

«В куклу, коров, кошек» - ответы детей.

«Как говорит кукла, когда ее заводишь?» - продолжает рефлексию воспитатель.

«Ма –ма» - ответы детей

«Как говорит кошка?» - спрашивает детей педагог.

«Мяу» - отвечают дети

«Как говорит корова?»

«Му –му» - ответы детей.

«Что дает корова?»

«Молоко» - ответы детей.

«А кто пил молоко в рассказе?»

«Кошка Мурка» -хором отвечают дети.

«Чем мы моем руки?»

«Мылом» - говорят дети. Цель: Формирование звуковой культуры речи. Задачи: Обучающие: Упражнять детей в четком произнесении звука «л - ль» (в слогах, словах);.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи. Звук [ш]» Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи» Звук «ш» Цель: - Формирование.

Конспект НОД во второй младшей группе «Звуковая культура речи. Звуки [б], [б’]» Конспект НОД во второй младшей группе

Конспект НОД в старшей группе
компенсирующей направленности.
Тема: Звуки «м, мь», буква М.

Подготовила учитель-логопед МБДОУ № 41
высшей квалификационной категории

Тема: Звуки «м», «мь». Буква М.

Коррекционно-образовательные задачи:

Закрепить произношение гласных звуков, понятие «согласный звук». - Учить детей правильно произносить и различать звуки «м» и «мь», выделять нужный согласный звук в слогах, словах. - Учить различать твердые и мягкие согласные звуки. - Учить определять первый и последний звук в слове, гласный звук в середине слова. - Познакомить с буквой М. - Закрепить навыки звукового анализа, составления звуковой схемы обратного слога, чтения обратных слогов. - Развивать умения детей делить слова на слоги. - Упражнять в употреблении винительного и творительного падежей имен существительных, образовании относительных прилагательных, согласовании числительных с именами существительными.

Коррекционно-развивающие задачи:

Развивать слуховое и зрительное внимание, логическое мышление, фонематические представления, мелкую моторику, связность высказываний, творческое воображение.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Воспитывать интерес к познавательной деятельности, инициативности, самостоятельности, умении взаимодействовать друг с другом.

Оборудование: игрушки - мышка и мышата, медвежонок, мартышка; предметные картинки с изображением дома, облаков, солнца, коровы и теленка на лугу; символы звуков (фишки), домики для звуков, для определения звука в слове; предметы: молоко, сметана, масло, мед; карточка с изображением буквы М.

Ход занятия

I. Организационный момент. Дети стоят в центре зала.

Реснички опускаются

Глазки закрываются,

Сном волшебным засыпаем

В страну сказок улетаем.

1, 2, 3, 4, 5 —

Смотрим глазками опять.

Логопед: На полянке дом стоит. Кто тут живет, сейчас узнаете, ребята. Послушайте загадку и среди картинок найдите картинку-отгадку.

Эти маленькие крошки

Рады даже хлебной крошке. (Мышки)

Кто в домике живет? (Ответы детей) Логопед выставляет игрушки - маму мышку и мышат.

II. Психогимнастика.

Логопед: Каждое утро мышата вставали рано, выглядывали в окошко и встречали солнышко. А сегодня оно спряталось за облака, и мышата загрустили. Покажите, ребята, как грустили мышата (Действия детей).

Но вскоре солнышко выглянуло из-за облаков, мышата улыбнулись ему, обрадовались. Покажите, как радовались мышата (Действия детей).

III. Артикуляционная гимнастика, развитие голоса.

Малыши улыбались и напевали свои песенки: у - а - и; и - а - о;

Повторите песенки мышат (дети пропевают сочетания звуков);

Какие звуки пропевали мышата? (Ответы детей)

Какие это звуки? (Ответы детей)

Почему они называются гласные? (Ответы детей)

В каком домике живут гласные звуки? (Ответы детей)

IV. Знакомство со звуком «м».

1. Отгадывание загадки.

Ранним утром, исполнив свои песенки, мышата выбежали на луг собрать зернышки (они заготавливали запасы на зиму), и увидели … огромное животное (мышата его никогда не видели). Кто же это, ребята, помогите мышатам, отгадайте загадку.

Голодная мычит, сытая жует,

Всем ребятам молока дает.

Кто это? (Ответы детей)

Правильно, ребята, это корова Марта.

Что ты делаешь, корова, длинные рога,

«М-м-м!» - мычит корова Марта, - «Пасусь я на лугах».

2. Произнесение звука, характеристика, развитие голоса.

Как мычала корова? (Ответ детей хором)

С каким звуком мы сегодня будем знакомиться? (Ответы детей)

Когда мы произносим звук «м», губы смыкаются, воздух не может пройти через рот, губы мешают. Воздух нашел другой путь - через нос. «М» - звук носовой.

Ребята, промычим, как Марта. (Дети: «М-м-м-м-м…»)

Песенка получилась? (Ответы)

Значит «м» какой звук? (Ответы)

Почему «м» согласный звук? (Ответы)

- Если горлышко дрожит, значит звонкий звук звучит.

- » М-м-м» - корова замычала, —

Она телушку Милку искала.

И телушка ей в ответ: «Мь-мь-мь».

Корова мычала строго: м-м-м-м; а телушка отвечала нежно, ласково: мь-мь-мь.

Как Марта мычала? (Отвечают дети) Как Милка отвечала? (Ответы)

Звук «м» - согласный, звонкий, твердый, носовой, обозначаем синей фишкой с колокольчиком, живет в синем домике (фишка помещается в синий домик).

Звук «мь» - согласный, звонкий, мягкий, носовой, обозначаем зеленой фишкой с колокольчиком, живет в зеленом домике (фишка помещается в зеленый домик).

V. Развитие фонематического слуха.

Игра «Кто мычит?»

Мышата сидят в травке и слушают, кто же мычит, Марта или Милка. Давайте, ребята, поможем им: если замычит Марта, поднимаем символ звука «м», если Милка - символ звука «мь».

1. Выделение звука из ряда согласных звуков:

в, м, н, мь, в, м, ф, мь, ш, мь, н, м ….

2. Из рядя слогов: ам, ап, ми, ва, пе, му, мя, мА, фо, ши, мы, ми…

VI. Развитие речевого дыхания, речевой памяти, голоса.

Логопед: Слушаем, запоминаем, чистоговорки четко повторяем.

Ма - ма - ма - на дворе зима,

Ма - ма - ма - холодная зима,

Мы - мы - мы - не боимся мы зимы,

Ме - ме - ме - рады мы зиме.

VII. Гимнастика для пальчиков

1. Игра «Сосчитай» (согласование числительных 1 - 5 с существительными)

Набрали мышата семечек на лугу и прибежали домой, мама их похвалила: «Будет запас еды на зиму». Давайте поможем мышатам сосчитать семечки.

У детей на блюдечках семечки, они считают и озвучивают свои действия.

2. Игра «Мышки моют лапки»

Логопед: Заготовили корм на зиму, теперь она не страшна. Надо мышатам лапки помыть, скоро придут друзья. Поможем им, ребята.

Мышки мылом мыли лапки,

Каждый пальчик по порядку:

Вот намылили большой,

Окропив его водой.

Не забыли про указку,

Смыв с него и грязь, и краску.

Средний мылили усердно,

Очень грязный был наверно.

Безымянный терли пастой —

Сразу кожа стала красной.

А мизинчик быстро мыли

Очень он боялся мыла.

VIII. Определение позиции звуков «м», «мь» в словах.

1. Употребление винительного падежа имен существительных.

К мышатам в гости пришли друзья. Кого мы видим в гостях у мышат?

(Ответы детей)

Какой первый звук мы слышим в слове «мартышка»? (Ответ)

А в слове «мишка»? (Ответ)

Игра «Кто что принес?»

Друзья принесли мышатам игрушки. Логопед помещает их на столе.

Попробуем догадаться, кто что принес?

(Ответы: Мартышка принесла матрешку, машинку.

Мишка принес пирамидку, мяч.)

2. Употребление творительного падежа имен существительных.

Чем угостили мышата своих друзей? На столе расположены предметы (продукты - молоко, масло, сметана, мед). Дети отвечают предложениями.

(Ответы: Мышата угостили друзей молоком.)

3. Образование относительных прилагательных

Мама Мышка приготовила для гостей угощение:

из молока она сварила кашу (какую?) …. (молочную),

из меда испекла торт (какой?) … (медовый),

из масла сделала крем для торта (какой?) …. (масляный)

IX. Развитие фонематического слуха.

1. Игра «Какой слог лишний»

Мартышка предложила друзьям поиграть в игру, и мы поиграем с ними. Логопед произносит ряд слогов, дети выделяют лишний:

Ма -ма - па му -му -ну

Ми - ми - пи мо -мо - но

2. Игра «Какой гласный прячется в слове?»

Мишка предлагает нам поиграть со словами, в которых прячутся гласные звуки. Какие? Послушайте и произнесите. (По индивидуальным картинкам: мак, мост, гусь, кит, кот, хвост, пар).

3. Игра «Какой звук убежал в конец слова?» (с опорой на предметные картинки)

Логопед произносит слово, дети называют последний звук.

4. Игра «Прошагаем слова»

Дети делят слова на слоги, выкладывают слоговые схемы.

Физминутка

Мышата предлагают друзьям подвигаться, и мы, ребята, с ними.

Раз, два - все вставайте,

Три, четыре - приседайте,

Пять, шесть - повернитесь,

Семь, восемь - наклонитесь,

Влево- вправо повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

X. Звуковой анализ обратных и прямых слогов.

(слышен шум за дверью)

Логопед: Ребята, кто-то царапается за дверью, слышите?

Входит в группу кот Мурзик.

Мурзик: Я умммею часто мммыться не водой, а язычком.

И еще мммне часто снится блюдце с теплым мммолочкоммм и сммметанкой, а еще тут пахнет мммышатинкой.

Логопед: Кто это? (Ответ) Хулиган и проказник кот Мурзик. Узнали мы тебя.

Мурзик: Как много ребят, у вас праздник?

Логопед: Ребята, что мы делаем? (Ответы детей) Это ты бродишь по улицам, а ребята учатся и очень хорошо умеют различать звуки. Ты, Мммурзик, знаешь, какой 1-й звук слышим в твоем имени?

Мурзик: Нет, не знаю. Какой?

Логопед: Тебе сейчас ребята скажут (дети отвечают).

Ты к нам пришел в гости?

Мурзик: Мммышки тут - мммое любимммое лакомммство, аммм - аммм, как вкусно.

Логопед (шепотом): Ребята, давайте быстро выполним задания и тогда кот станет добрым, сказочным и не тронет наших мышат.

Звуковой анализ обратных слогов:

Сколько звуков Произнес Мурзик: аааммм (ответ),

Какой слышим 1-й звук - («а» - гласный),

Какой 2-й - («м» - согласный, звонкий, твердый),

Произнесите. Что получилось (аааммм)

Дети преобразовывают слоги: ам - ум - им - ом.

Что мы делали? (Ответы детей)

Звуки мы … (слышим, произносим). Звуки живут в буквах.

XI. Знакомство с буквой М.

Демонстрируется карточка с изображением буквы М.

Логопед: Букву мы видим, читаем.

1. Дети прописывают букву в воздухе, обводят контур буквы на доске., складывают из палочек.

2. Игра «Изобразим букву»

Быстро парами мы встали

На букву М похожи стали. - Дети изображают букву в парах.

3. Игра «Окошечки»

Ребята играют с пособием «Окошечки», соотносят звуки «а, у, и, о, м» и их буквы, читают слоги.

Мурзик хвалит ребят.

Мурзик: Ребята, простите меня, я не буду больше обижать мышек и хочу быть таким же добрым, как и вы.

Дети: Молодец, Мурзик!

Логопед: Чем мы угостим котика, ребята?

(Сметаной. Вот тебе, киска, сметаны миска)

Кот: Вкусная сммметана. Ребята, вы такие мммолодцы, как мммного знаете, умммеете. Я тоже хочу учиться и не буду больше охотиться за мммышками. Теперь я вас угощу.

Мурзик угощает ребят конфетами «Кот в сапогах» и уходит.

Понравилось вам в сказочной стране. С каким звуком мы сегодня познакомились? (Ответы детей)

А теперь нам пора возвращаться из сказки:

Раз, два, три, четыре, пять,

Вокруг себя повернитесь

Из сказки возвратитесь.

Молодцы, ребята. Вы очень старались и хорошо потрудились.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения