Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Когда русь приняла крещение. В каком году было Крещение Руси

Обращение Руси к христианству и становление крепкого и могущественного государства неотделимы друг от друга. Обе эти исторические тенденции связаны с личностью и деятельностью великого князя Владимира. Именно благодаря ему более тысячелетия назад состоялось Крещение Руси.

Русь обладала такими природными условиями, которые способствовали ее объединению. С незапамятных времен многочисленные реки, пересекавшие ее территорию, содействовали народному и государственному единству славянских племен. Эти условия жизни отражались и на характере населения, делая его осторожным, осмотрительным, готовым ко взаимопомощи. Чужеземцы, посещавшие Русь, отмечали нравственность славян, их доброту, отсутствие лукавства, гостеприимство. Некоторые из путешественников хвалили обхождение восточных славян с пленными, которым оставляли жизнь. Славяне стойко воевали, защищая свою территорию, способны были на большие жертвы, но никогда не были агрессивны по отношению к соседям. Среди верований в то время торжествовало язычество. Божества, которым славяне поклонялись, олицетворяли силы природы – Перун, Велес, Сварог, Стрибог, Хорс, Ярило, Макошь. Почитали и невидимых божеств, или, правильнее сказать, «духов». Еще больше, чем культ видимой природы, у восточных славян был развит культ предков. Давно умерший начальник рода обоготворялся и считался покровителем своего потомства. Звался он родом или щуром (пращуром). Древний славянин верил, что души умерших продолжают бродить по земле, населяя поля, леса, воды (лешие, водяные, русалки). Он стремился к общению с природой, участию в ее переменах. Так образовался годичный круг языческих праздников. Параллельно шли праздники об умерших – тризны (застольные поминки).

В общем, славяне не имели ни малейшего представления о главной фигуре христианства – едином Боге-Творце. И то, что всем славянам суждено было принять Святое Крещение, есть забота Промысла Божия, иже всем человеком хощет спастися и в разум истины приити (1 Тим. 2:4). Русь была готова к переменам, и они пришли в эпоху правления князя Владимира, который за свой выдающийся вклад в просвещение нашей Родины заслужил наименование равноапостольного.

Князь Владимир родился в 963 г. Отцом его был князь Святослав Игоревич – внук Рюрика. Матерью – Малуша Малковна, дочь влиятельного славянина из города Любеча, которая была ключницей княгини Ольги. Сын воспитывался при дворе. Когда мальчику исполнилось семь лет, отец, князь Святослав, послал его княжить в Новгород. Княгиня Ольга, бабушка Владимира, в последние годы своего княжения уже была христианкой. Ее влияние на воспитание внука бесспорно. Впоследствии Бог чудесами прославил мощи Ольги, и она была причислена к лику святых. Юноша рос, креп, мужал. Вскоре он проявил себя как полководец. Захватил Полоцк, затем Киев и стал единовластным князем на Руси, одолев своего брата Ярополка.

Поначалу Владимир ничего не менял в жизни страны. Ему прежде надо было освоиться с новым положением в Киеве, наладить взаимоотношения с другими городами и со славянскими племенами. История свидетельствует, что Владимир в начале своего княжения покровительствовал идолопоклонству и имел шесть жен. Но первые годы его правления он был занят расширением и укреплением своего могущества как в военной сфере, так и в международных связях и торговле. Победы и военные успехи, несомненно, подняли престиж молодого князя. Язычество его уже не удовлетворяло. Да и соседи вокруг придерживались единобожия. Участившиеся посещения «торговых гостей» привели к тому, что князь Владимир стал глубоко интересоваться вопросами веры. Помимо греков-христиан за морем, на Волге жили хазары иудейского вероисповедания, другие соседи, булгары, которые поклонялись Аллаху. На западе жили тоже христиане, но ориентирующиеся на Рим и служащие в церквах на латинском языке. Желая поближе познакомиться с разными религиями, князь отправил послов в Византию, Рим, к хазарам и булгарам на Волге. После долгих раздумий иудаизм и ислам были Владимиром отвергнуты. Требования этих религий были несовместимы со сложившимся укладом русской жизни. Их участь разделило и католическое вероучение. «Наши отцы не принимали этого», – заявил князь послам из западных стран. Решающую роль в выборе веры сыграл восторженный рассказ русских послов о великолепном, ярком архиерейском богослужении, на котором им довелось присутствовать. «Мы не знали, на земле мы или на небе», – говорили они. Было решено, что князь попросит руки константинопольской царевны Анны, чтобы на равных породниться с базилевсами. Анна же потребовала, чтобы князь принял христианство. Однако императоры поначалу не хотели выдавать сестру за киевского князя. Пришлось князю пойти походом на Корсунь. Он обещал, что крестится, женится на Анне и только после этого отдаст Корсунь грекам. Так и произошло. Князь Владимир и дружина крестились в Корсуни. При Крещении князь Владимир был наречен Василием. После этого он женился на царевне Анне и увез ее в Киев. Самая могущественная в мире православная держава стала союзницей Руси. Теперь новую веру надлежало ввести на родине.

Первое, что сделал князь, вернувшись в Киев, – отпустил своих языческих жен. Старшая, Рогнеда, уже была христианкой и постриглась в монастырь, приняв имя Анастасии. Князь дал свободу женам, не стал убивать их, как делали его предшественники. Он крестил и своих детей. В Киеве зазвучали проповеди христианской веры, которые вели греческие священники и дружинники, уже принявшие христианство. И великий день настал. Сначала княжеские люди низвергли и сожгли языческих идолов. После этого князь объявил:

«Если кто, богатый или бедный, нищий или раб, не окажется завтра на реке, тот будет против меня».

«Повесть временных лет» гласит:

«И утром вышел Владимир со священниками на Днепр. И собралось людей без числа: вошли в воду и стояли, одни по шею, другие по грудь, дети же у берега, другие же держали детей; уже крестившиеся ходили около них, а священники, стоя, творили молитвы. И надо было видеть радость на небесах и на земле о спасении стольких душ».

Так описывает летопись это великое событие, которое состоялось в 988 г. Князь Владимир Святославич, в Крещении Василий, стал первым православным властителем России. Годы его правления были эпохой благополучия и процветания. Он мудро и настойчиво проводил политику объединения всех в единое Русское государство, был добр и справедлив. Народ прозвал его Владимир Красное Солнышко и складывал про него былины.

Русь прошла с тех пор тяжелейшие испытания, но сохранила святую веру.

Официальная дата крещения Руси – 988 год. Однако некоторые исследователи не согласны ни с принятой датировкой, ни с традиционной оценкой этого судьбоносного для России события.

Христианство до крещения

На сегодняшний день помимо основной версии принятия христианства на Руси – от Владимира – существует ряд других: от апостола Андрея Первозванного; от Кирилла и Мефодия; от Аскольда и Дира; от константинопольского патриарха Фотия; от княгини Ольги. Некоторые из версий так и останутся гипотезами, но другие имеют право на жизнь. В прошлом русская церковно-историческая литература историю христианства на Руси вела с I века, связывая ее с миссионерской деятельностью апостола Андрея Первозванного. Эту версию озвучивал Иван Грозный в беседе с папским легатом Антонио Поссевино: «Мы получили веру при начале христианской церкви, когда Андрей, брат ап. Петра, приходил в эти страны, чтобы пройти в Рим». Событие, произошедшее в Киеве в 988 году, называли, как «обращение князя Владимира», или как «окончательное устройство Православной Церкви в России при святом Владимире». О путешествии апостола Андрея Первозванного по пути «из варяг в греки», во время которого проповедник посетил Приднепровье и Ладогу, мы знаем из «Повести временных лет». Однако, уже Николай Кармазин в своей «Истории государства Российского» замечал: «впрочем, люди знающие сомневаются в истине сего Андреева путешествия». Историк Русской Церкви Евгений Голубинский отметил нелогичность такого путешествия: «Идти из Корсуня (Херсонеса Таврического) в Рим через киевские и новгородские земли, все равно, что добираться из Москвы в Петербург через Одессу». Опираясь на труды византийских хронистов и ранних Отцов Церкви, с уверенностью можно сказать лишь о том, что Андрей Первозванный достиг земель современных Крыма и Абхазии. Миссионерскую деятельность апостола Андрея трудно назвать «Крещением Руси», это только первые попытки приобщить народы Северного Причерноморья к зарождающейся религии. Большего внимания заслуживает намерение исследователей отнести дату принятия христианства на Руси ко второй половине IX века. Для этого есть основания. Некоторых историков настораживает тот факт, что официальное крещение Руси, состоявшееся в 988 году, обходят стороной византийские хроники того времени. Церковный историк Владислав Петрушко писал: «Поразительно, но греческие авторы вообще не упоминают даже о таком эпохальном событии, как крещение Руси при св. Владимире. Впрочем, у греков были свои причины: епархия "Росия" формально была открыта столетием раньше». 867 годом зафиксировано «окружное послание» константинопольского патриарха Фотия, где упоминаются, «поработившие соседние народы русы», которые «подняли руку на ромейскую империю. Но теперь и они переменили эллинскую и безбожную веру, в которой прежде сего содержались, на чистое христианское учение». «И в них возгорелась такая жажда веры и ревность, – продолжает Фотий – что они приняли пастыря и с великим тщанием исполняют христианские обряды». Историки склонны сопоставлять послание Фотия с походом русов на Царьград в 860 году (по летописной датировке – в 866 году). Византийский император Константин Багрянородный, живший после Фотия, также сообщает о крещении русов, но в патриаршество не Фотия, а Игнатия, который возглавлял византийскую церковь дважды – в 847–858 и в 867–877 гг. Возможно, на это противоречие можно было бы не обращать внимания, если бы не один документ. Речь идет о договоре киевского князя Олега с греками заключенном в 911 году –памятнике, достоверность которого сегодня не вызывает сомнений. В этом договоре слова «русины» и «христиане» недвусмысленно противопоставлены друг другу. Красноречивы заключительные слова летописца о походе Олега на Царьград: «И приде Олег к Киеву, неся злато, и паволоки, и вина, и всякое узорочье. И прозвавшая Олега - вещий, бяху бо людие погани и невеигласи». Вполне очевидно, что в устах летописца «люди погани и невеигласи» – язычники. Подлинность свидетельств о принятии русами христианства в IX веке в целом историками не оспаривается. Однако, как сказал один из крупнейших специалистов по истории Древней Руси, Игорь Фроянов, «самое большее, что можно извлечь из данных свидетельств, - это предположение о единичных поездках миссионеров в пределы погруженной в язычество Скифии».

Первые христиане

После политических и торговых договоров Олега с Константинополем русско-византийские связи стали крепнуть. В славянские земли активно потянулись византийские купцы, частыми гостями в Причерноморье и на берегах Днепра стали миссионеры. Хотя крещение русичей и не носило массовый характер, вполне вероятно, что к середине X века в Киеве уже существовала христианская община. О проникновении христианства в Киевскую Русь свидетельствует упоминание соборной церкви Ильи пророка в Киеве в русско-византийском договоре 944 года. В числе принявших крещение была киевская княгиня Ольга. Это событие стало знаковым, так как Ольга стала первым в истории Древнерусского государства правителем, порвавшим с язычеством. «Для следующего поколения пример энергичной, умной княгини разбивал лед холодности и предубеждения против христианства, которое теперь уже не казалось таким чуждым, необычным и неподходящим для Руси», – писал историк Владимир Пархоменко. Дата и обстоятельства крещения Ольги до конца неясны. Автор «Повести временных лет» связывает это событие с поездкой княгини в Константинополь. Повествование летописца местами насыщено баснословными подробностями, но сам факт крещения не вызывает у историков сомнения, так как подтвержден многими византийскими источниками. Опираясь на эти документы, крещение Ольги датируют 957 годом. Принятие Ольгой (в крещении Елена) христианства носило скорее частный характер и никак не отразилось ни на ее приближенных, ни на сыне Святославе. «Како аз хочю ин закон прияти един? А дружина моа сему смеятися начнуть», - отвечал Святослав матери на ее призывы креститься. В договоре 971 года князя Святослава с византийским императором Цимисхием мы по-прежнему видим Русь, которая клянется Перуном и Волосом. Новая вера в первую очередь затронула торговый люд, часто посещавший Константинополь, так как принятие христианства обеспечивало ему в Византии гораздо более выгодные условия. Помимо купечества к христианству охотно приобщались и русские дружинники, находившиеся на службе у византийского императора. Именно о таких «русах-христианах», которые по возвращении домой пополняли христианскую общину, упоминает Константин Багрянородный.

Выбор веры

Между тем Древняя Русь все ближе подходила к моменту, когда единая вера должна была подчинить княжеской власти разрозненные племена. Историк Борис Греков отмечал попытки Владимира Святославича с помощью пантеона различных языческих богов создать религию, «которая могла бы крепче объединить все его государство». Отживающее язычество оказалось плохим объединяющим началом и не смогло предотвратить распад огромного племенного союза во главе с Киевом. Видимо тогда Владимир и обратил свой взор на монотеистические религии.Выбор Владимиром религии часто связывают с легендарной историей, носящей название «испытание вер». Киевский князь, выслушав проповеди представителей римского католичества, булгарского магометанства, хазарского иудаизма и греческого православия отправил своих послов в эти страны для близкого знакомства с богослужебными обрядами. Летописец сообщает, что посланники, вернувшиеся из Константинополя со словами «Не ведали, где мы есть - на небе или на земле» произвели наиболее сильно впечатления на Владимира. Это и предопределило выбор веры по греческому обряду. Многие историки хоть и относятся к рассказу об «испытании вер» скептически, наделяя его книжным, поучительным характером, все же признают, что в основе могли лежать реальные события. Известный специалист по Древней Руси Владимир Мавродин считает, что в этом рассказе можно усмотреть «обрывки воспоминаний о реальных исторических событиях, ярко отражающих Русь на перепутье». В частности, о подлинности таких событий может свидетельствовать сообщение арабского писателя XIII века Мухаммеда аль-Ауфи «о посольстве Буламира (Владимира) в Хорезм с целью «испытания» мусульманства и о посольстве на Русь мусульманского имама для обращения русских в магометанскую веру». Так или иначе, решение о крещении Руси не было основано исключительно на мнении посольства. Принятие единой религии для Владимира определялось в первую очередь политическими мотивами, сложной обстановкой не только внутри государства, но и на его окраинах. В то время южные границы Руси беспрестанно подвергались нападению кочевников, которые жгли нивы, разоряли села и осаждали года. В этих условиях Владимир рассчитывал на дружеские и союзнические отношения с Византией, которые могли состояться только после принятия Древнерусским государством христианства. Историк Михаил Покровский важную роль в крещении Руси приписывал верхнему слою древнерусского общества – князьям и боярам, которые «гнушались старыми, славянскими религиозными обрядами и славянскими колдунами, «волхвами», а стали выписывать себе вместе с греческими шелковыми материями и золотыми украшениями и греческие обряды, и греческих "волхвов"- священников». Специалист по древнерусской истории Сергей Бахрушин расставляет несколько иные акценты, отмечая, что в X веке на Руси образуется слой феодальной знати, которая «торопилась освятить свои притязания на господствующее положение». На сегодняшний день достоверно неизвестно, где принял крещение Владимир. Традиционная версия, по которой киевский князь крестился в Херсонесе, отвергается, в частности, академиком Алексеем Шахматовым, который считает, что известия о корсунском походе князя Владимира - «позднейшая вставка, разорвавшая первоначальный летописный текст». Нет точных данных и о крещении жителей Киева: часть исследователей считает, что массовое крещение состоялось в Днепре, другие называет Почайну. По мнению современных историков 988 год можно считать лишь условной датой крещения всего Древнерусского государства. Российский религиовед Николай Гордиенко связывает это событие исключительно с «обращением в христианство киевлян», которое стало лишь одним из начальных моментов растянувшегося на долгие годы, зачастую болезненного процесса приобщения к новой вере жителей всего Древнерусского государства.

Кем был на самом деле великий князь Владимир? Его мать была еврейка Малка, дочь раввина, который также носил имя Малк. Родилась она в русском городе Любич, который на то время находился в вассальной зависимости от хазарского каганата. Женщина работала ключицей у русского князя Святослава Игоревича, и в один из дней еврейка напоила государя и забеременела от него. Её сын, Владимир, не мог быть наследником княжеского трона, так как у Святослава был старший сын Ярополк от законной жены. Но Владимир убил Ярополка и узурпировал власть на Киевской Руси. Так и пришло княжество Владимира, а в последствии и крещение Киевской Руси.

Уничтожение населения Руси

Если читать крещение Руси кратко, то вы никогда не узнаете о том, что при крещении Киевской Руси Владимир, дабы искоренить язычество из государства, уничтожил одну треть населения. Крещение привело русский народ в извечное рабство, которое продолжается до сих пор. Даже воздвижение церквей и монастырей для молодых русичей было решено для того, чтобы язычество всячески изгонялось и не плодилось, а те, кто отказывался принять новую веру, понесли тяжкую кару.

Что принес Владимир на Русь

Княжество Владимира окрашено в темно-алый цвет, ведь все годы его правления залиты кровью русского народа. Мало того, что он искоренял язычество путем уничтожения последних его носителей, но и сжигал множество письменных источников праславянской культуры. Владимир восходил своими корнями к роду Иафета, от которого, по легенде, и пошли все русские. Между прочим, в истории замалчивается ещё один факт: пьянство на Киевскую Русь принесли именно православные священники, которые причащали людей вином, и всеми силами боролись с медом и пивом, которые никак не влияли на генетику и не могли привить пьянства. Такими были последствия крещения Руси.

Русь до появления христианства

До появления князя Владимира в стране, Киевская Русь процветала. Соседские народы часто захаживали к русскому князю в гости, чтобы уговорить его принять именно их веру. Послы были от всех уголков: немецкие католики, евреи, греки, камские болгары и другие. Каждый нахваливал именно свою веру, но не каждая пришлась Владимиру по душе. У болгар русский князь увидел бедные храмы и унылые молитвы, у немецкой религии было слишком много обрядов, и те без какого либо величия или хотя бы красоты. Ну а после послы Руси приехали в Царьград, и их поразило внешнее величие, богатство и роскошь. Боярская комиссия немедля поспешила обратно в Киев, и прямо так и молвили: «После сладкого горького не хочется, поэтому и мы после того, как познали греяческую веру, никакой иной не примем». Князь послушал бояр. Пожал плечами да и согласился. Так было принято решение покрестить Русь. После этого князь Владимир вместо пропагандистской компании решил уничтожить исконно русскую религию и силой внедрить христианство в душу русского народа.

Неофициальная версия крещения Киевской Руси

Официальная версия, на самом деле, даже звучит не очень правдоподобно. В каком году было крещение Руси? По официальной версии в 988 году, но начиналась внедряться христианская вера на Русь ещё за много лет до этого события. Для начала стоит вспомнить, что отец Владимира, великий князь Святослав, всем сердцем презирал христианство, так как отлично понимал её сущность. Так же однозначно звучат его же слова: «Христианства вера – есть уродство». Если рассуждать логически, то не мог родной сын Святослава вот так просто взять и привить всему русскому народу христианскую веру. Такого на Руси ещё никогда не бывало. Как происходило крещение Руси на самом деле? Ведь не могут же стать основаниями для искоренения многотысячной религии те примитивные версии, которые описаны в официальной версии. И сам народ не потерпел бы такого надругательства над своей верой, и мог бы просто взбунтоваться и повесить князя Владимира. Чтобы понять истинную суть крещения Руси, следует начать с самого происхождения Владимира и евреев на Руси вообще.

Откуда появились первые евреи в Киевской Руси

Появление первых евреев на Руси относят к очень далекой эпохе, когда ещё не было князя Владимира. Пришли они к нам из Хазарского царства. В 730 году евреи заполнили все Хазарское царство, а в караимских племенах власть захватил еврейский царь, или же как его ещё называли «каган». Каган был первым, кто принял иудаистскую веру после чего та стала господствующей в стране. Так и возникло данное еврейское царство, которое было очень сильным, ведь даже Киев какое-то время выплачивал ему дань, хоть и недолго.

В 965 году киевский князь Святослав захватил хазарскую крепость Саркел, что на Азовском море, а через четыре года пала и сама столица царства – Итиль. После завоевания хазарского царства князь присоединил её земли к Руси, после чего евреи воспользовались шансом и за пару лет полностью наводнили Киевскую Русь. Любители наживы, их манила к себе торговая мощь Киева, а также проложенный водный путь от греков до Варяжского моря.

Благодаря одному из любимых еврейских методов – внедрение в высшие чины власти через совращение властителей еврейскими женщинами – позволило евреям повлиять на ход русской истории. Например, ничего не подозревавшая княгиня Ольга, жена Святослава, приняла к себе на работу ключницу Малушу (ласкательное от имени Малка), после чего еврейская девица воспользовалась моментом, подпоила князя и соблазнила. Узнав, что Малка беременна от Святослава, княгиня Ольга в порыве гнева прогнала женщину в село Будутино, которые вблизи Пскова, где и родился будущий князь Владимир.

Будущий князь Владимир и его путь к власти

К своему плоду мимолетной страсти не очень приятно относился и сам князь Святослав Игоревич, ведь он любил княгиню Ольгу, и родился Владимир лишь по его пьяни и неосторожности. Когда Святослав уезжал из Руси в Болгарию, то в Киеве оставил княжить своего старшего сына Ярополка, Олегу же поручил землю Древлянскую, а вот Владимиру не дал никакого поручения. Новгородцы давно стремились стать самостоятельными и отделиться от Киева, и по доброму совету Добрыни (брата Малки – матери Владимира), просили дать им в князя Владимира. Святослав не любил полукровку, и поэтому ссылая младшего сына в Новгород сказал: «Берите его. По вас и князь». Вместе с Добрыней (подлинное имя Дабран, а Добрыня – это по-русски), Владимир правил Новгородом, пока не возмужал.

Во время пребывания в Новгороде, иудеи обучали своего князя, как именно ему нужно отомстить своим ненавистным родственникам по линии отца. Ему вбивали в голову, что после получения княжеского престола в Киеве, он должен уничтожить арийскую веру изнутри, насильно привив рабскую христианскую религию.

Собрав дружину, Владимир отправился в Киев и безжалостно убивает своего брата Ярополка, который просто для него гой (скот по-иудейски). Узурпировав власть на Руси, Владимир насилует беременную вдову своего брата, и берет в жены другую, Рогнеду. Посев окончательно на трон, он целенаправленно почитает арийских Богов, призывает поставить новых, раннее неизвестных русскому народу идолов, приносит им в жертвы молодых невинных мальчиков и так продолжалось на протяжении десяти лет. Именно эти действия и «взорвали» арийскую веру изнутри, напрочь искоренив из людей все старые ценности своих добрых Богов.

Только после того, как народу самому стало противно поклоняться таким богам, Владимир стал внедрять христианство на Русь. Особо мощного сопротивления у людей это не вызвало, но без жертв все-таки не обошлось. Приняв чужую веру, которая проповедовала нищенство и внутреннее рабство, даже отказавшись от собственного календаря народ Киевской Руси вступил на стезю вечного рабства, которое продолжается и сей день. Дата крещения Руси – 988 год, это также дата, когда русские сами того не понимая, согласились на кандалы, которые ковались для них на протяжении сотни лет.

С детства интересуюсь историей. При этом, и тогда, и сейчас мне интересна тема Крещения Руси . Поэтому могу кратко рассказать, как это было (если верить источникам).

Как происходило крещение Руси

Первое, о чем хочу сразу сказать: точная дата , когда Киевская Русь приняла новую религию, достоверно неизвестна :

  • в учебниках и некоторой другой литературе принято считать, что это произошло в 988 году ;
  • другие источники пишут о 990 годе ;
  • третьи – о 991-м .

Крестителем Руси считается Владимир Святославич . Причиной введения на Руси новой религии считают политические мотивы . До крещения славяне жили разобщенно и не хотели объединяться под знаменем одного государства. Единая религия помогла бы объединить народ . Сам же Владимир крестился в Константинополе . После этого, когда он возвратился к своему народу, то, в первую очередь, обратил в новую веру киевских людей . Он приказал им войти в Днепр , а затем произнес молитву. По крайне мере, так говорит "Повесть временных лет ".


Подоплекой к Крещению стало еще и то, что Византия всеми силами старалась обратить в христианскую веру как можно больше языческих племен . Необходимость в этом существовала из-за воинственности соответствующих народов.

До момента, когда христианская религия появилась в стране, поклонялись языческим богам . И даже длительное время после этого многие по-прежнему верили в старых идолов. Хотя это достаточно жестко пресекалось .

Более того, в народе до сих пор (несмотря на прошедшую тысячу лет) присутствуют отголоски язычества. Например, многие применяют слово бес , хотя данное существо свойственно именно язычеству, тогда как в христианстве его попросту не существует. Другой пример – празднование Масленицы . Для справки: подобное явление называется синкретизм.

Последствия принятия христианства на Руси

Принятие христианства сильно повлияло на состояние страны. Во-первых, это помогло объединить множество раздробленных племен . Во-вторых, начала развиваться культура . В частности, например, появилась кириллическая письменность .


Но главное: обращение в христианство помогло улучшить экономику . И, в первую очередь, сильно укрепило торговые связи с Византией .

Крещение Владимира. Фреска В.М. Васнецова, Владимирский собор в Киеве

Крещение Руси

Крещение Руси

Крещение Руси - процесс принятия и распространения христианства в Великом Княжестве Русском, .

Ключевое событие - массовое крещение в 988 году жителей Киева, а впоследствии и других городов государства князем Владимиром I Святославичем, в результате чего христианство стало ведущей религией на Руси.

Утверждение христианства на Руси - длительный сложный процесс, которыый растянулся во времени на много веков, пройдя несколько важных стадий: спонтанного проникновения христианских идей и ценностей в языческую среду, борьбы христианства и других мировых религий за сферы влияния, провозглашения христианства государственной религией Киевской Руси, противостояния языческого общества новой идеологии.

Первой правительницей Руси, официально принявшей христианство, стала вдова князя Игоря, княгиня Ольга. Во время ее пребывания в 957 г. в Константинополе было приложено немало усилий, чтобы добыть высший государственный титул "дочери" императора, для чего Ольга частно (скорее всего - в Киеве, в 955 г.) принимает крещение. В своейм свите Ольга имела пресвитера Григория, о чем подробно повествует Константин Багрянородный. По возвращении из Константинополя княгиня начинает проводить линию на ограничение влияния язычества в государстве, разрушив "требища бесовские" и построив деревянную церковь святой Софии. Однако меры Ольги не дали желаемых результатов.

Во-первых, не получив политических преимуществ от Византии, она повернула свой взгляд на Запад, пригласив священнослужителей из немецкого королевства. По свидетельству немецких хронистов, послы княгини Ольги в 959 г. "просили посвятить для сего народа епископа и священников". В ответ было прислано на Русь посольство во главе с епископом Адальбертом. Однако уже в 962 г. он вернулся ни с чем.

Во-вторых, попытки сохранить собственную самобытность между Западом и Востоком приводили к тому, что в киево-русском обществе периодически происходила реставрация язычества. Деятельность Ольги не находила поддержки и понимания в ее ближайшем окружении. Даже сын Святослав, несмотря на уговоры матери, отказывается от принятия христианства, но его сыновья Ярополк и Олег, вероятно, уже были христианами.

Продолжить дело своей бабушки - крестить Киевскую Русь и провозгласить христианство государственной религией - смог лишь князь Владимир Великий. Придя к власти с помощью варяжской дружины и языческой элиты, Владимир ради их интересов ввел языческий пантеон богов. На месте старого капища, где стоял идол Перуна, появляются шесть разноплеменных богов - Перун, Даждьбог, Хорс, Стрибог, Симаргла, Мокош. Но чуть позже Владимир, убедившись, что для укрепления государства и его престижа нужна новая вера, решил принять христианство и окрестить весь свой народ.

Крещение состоялось во времена ослабления внутриполитического положения в Византийской империи. Во второй половине 80-х гг Х в. начинается крайне опасное антиправительственное восстание на Востоке империи, возглавляемое Вардой Фокой и поддержанное населением Таврии. Затруднительное положение, в котором оказался император Византии, заставило его обратиться к Киеву с просьбой о военной помощи. Условия, по которым Киев соглашался помочь Византии, продиктовал Владимир. За ними киевский князь обязывался помочь императору подавить восстание, а за это тот должен отдать за Владимира свою сестру Анну и способствовать крещению населения Киевского государства. При этом Владимир сначала получил отказ, и только захват византийской колонии Херсонес (Корсунь) заставил Византию заключить эту сделку.

Войско Владимира разгромило мятежников в Византии, а летом 988 г. великий князь Владимир Святославович был крещен в церкви св. Иакова в Херсонесе и женился на Анне. В конце лета он со своей новой женой вернулся в Киев и приказал всем принять новую веру. Крещение киевлян, по летописи, происходило на р. Почайне, притоке Днепра.

По преданию, Владимир в первый после крещения день приказал сбрасывать идолов, рубить и жечь. Статую Перуна привязали к хвосту коня и тащили к Днепру - двенадцать человек били его железом. Бросили фигуру в реку и князь приказал: "Как где пристанет, отбивайте его от берега, только когда перейдет пороги - тогда оставьте его". И Перун поплыл Днепром и задержался далеко за порогами, в месте, которое называлось позднее Перунова галька. На местах, где стояли идолы богов, построили христианские церкви или божницы, как их порой называли.

После официального крещения киевлян в 988 г. христианство становится государственной религией Киевской Руси. Христианизация Руси шла постепенно по водным путям, сначала его приняли большие поселения, позднее провинция. Не везде этот процесс происходил без сопротивления, как в Киеве. Главное сопротивление оказали служители языческого культа - "волхвы", влияние которых на южных землях Руси было незначительным. Зато на севере в Новгороде, Суздале, Белоозерье они подстрекали население к открытым выступлениям против христианских священников. Еще долго сосуществовали между собой некоторые элементы языческой веры, преимущественно обрядов, с христианством (т.н. двоеверие).

Для нормирования церковной жизни в своем государстве Владимир издал Устав, назначив десятину на содержание церкви, и определил права духовенства. Таким образом Владимир пытался дать структурное оформление новой религии, вроде византийского. Во главе церкви стоял киевский митрополит. В крупных городах находились епископы, которые решали все церковные дела своих епархий. Митрополиты и епископы владели землями, селами и городами. Церковь имела собственные войско, суд и законодательство. Первым митрополитом, о котором существует упоминание в письменных источниках, был грек Теотемпт.

С принятием христианства на Руси распространилась письменность. Владимир закладывал школы, строил церкви сначала в Киеве, а впоследствии и в других городах.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения