Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Морфологический анализ предложения. Начальная школа: морфологический разбор слов

План разбора глагола

I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II Начальная форма (инфинитив). Морфологические признаки:
A Постоянные морфологические признаки:
1 вид (совершенный, несовершенный);
2 возвратность (невозвратный, возвратный);
3 переходность (переходный, непереходный);
4 спряжение ;
Б Непостоянные морфологические признаки:
1 наклонение ;
2 время (в изъявительном наклонении);
3 число ;
4 лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении);
5 род (у глаголов в форме прошедшего времени изъявительного и сослагательного наклонения единственного числа).
III Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении).

Образцы разбора глаголов

Любишь кататься - люби и саночки возить (пословица).

Любишь

  1. что делаешь?
  2. Н. ф. - любить . Морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) невозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.

    2) настоящего времени;
    3) единственного числа;
    4) 2-го лица.

Кататься

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?
  2. Н. ф. - кататься . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме инфинитива (неизменяемая форма).
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Люби

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делай?
  2. Н. ф. - любить . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) невозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) повелительного наклонения;
    2) единственного числа;
    3) 2-го лица.
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Началась пахота (Пришвин).

Началась

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что сделала?
  2. Н. ф. - начаться . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) совершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) изъявительного наклонения;
    2) прошедшего времени;
    3) единственного числа;
    4) женского рода.
  3. В предложении является сказуемым.

План разбора глагола

I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II Начальная форма (инфинитив). Морфологические признаки:
A Постоянные морфологические признаки:
1 вид (совершенный, несовершенный);
2 возвратность (невозвратный, возвратный);
3 переходность (переходный, непереходный);
4 спряжение ;
Б Непостоянные морфологические признаки:
1 наклонение ;
2 время (в изъявительном наклонении);
3 число ;
4 лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении);
5 род (у глаголов в форме прошедшего времени изъявительного и сослагательного наклонения единственного числа).
III Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении).

Образцы разбора глаголов

Любишь кататься - люби и саночки возить (пословица).

Любишь

  1. что делаешь?
  2. Н. ф. - любить . Морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) невозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.

    2) настоящего времени;
    3) единственного числа;
    4) 2-го лица.

Кататься

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?
  2. Н. ф. - кататься . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме инфинитива (неизменяемая форма).
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Люби

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делай?
  2. Н. ф. - любить . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) невозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) повелительного наклонения;
    2) единственного числа;
    3) 2-го лица.
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Началась пахота (Пришвин).

Началась

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что сделала?
  2. Н. ф. - начаться . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) совершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) изъявительного наклонения;
    2) прошедшего времени;
    3) единственного числа;
    4) женского рода.
  3. В предложении является сказуемым.

Зимой приятно позволить себе немного помечтать о лете. Вот бы оно поскорее пришло! Люблю полежать на солнышке, поплескаться в воде, побродить по лесу, вдыхая смолистый воздух. Он чист и свеж утром, пока не высохнет роса, сияющая на траве. По-моему, лето лучше зимы. (42 слова)

Задание 1. Выполни морфологический разбор слов предложении.

Зимой приятно позволить себе немного помечтать о лете.

Ответ:

1) Наречие,

3) приятно (когда?) зимой

2. Приятно

1) Наречие,
2) постоянные признаки: определительное (образа действия), знаменательное;
3) приятно (часть составного именного сказуемого, связка нулевая)

3. Позволить

1) Глагол, н.ф. - позволить;
2) постоянные признаки: СВ, переходный, невозвратный, 2 спр.; непостоянные признаки: неопределённая форма глагола;
3) приятно (что сделать?) позволить

1) Местоимение, н.ф. - себя;
2) постоянные признаки: соотносится с существительным, возвратное; непостоянные признаки: Д.п.;
3) позволить (кому?) себе

5. Немного

1) Наречие,
2) постоянные признаки: определительное (меры и степени), знаменательное;
3) помечтать (сколько?) немного

1) Предлог,
2) постоянные признаки: объекта, непроизводный, простой;
3) входит в предложно-падежное сочетание (о) лете, сам по себе членом предложения не является

7. (о) лете

1) Существительное, н.ф. - лето;

3) помечтать (о чём?) (о) лете

Задание 2. Выполни морфологический разбор слов предложении.

Вот бы оно поскорее пришло!

Ответ:

1) Частица,
2) постоянные признаки: смысловая (усилительная)

1) Частица,
2) постоянные признаки: формообразующая;
3) входит в состав сказуемого, сама по себе членом предложения не является

1) Местоимение, н.ф. - оно;
2) постоянные признаки: соотносится с существительным, личное, 3 л., ед.ч., ср.р.; непостоянные признаки: И.п.;
3) (Что?) оно

4. Поскорее

1) Наречие,
2) постоянные признаки: обстоятельственное (времени), знаменательное;
3) пришло бы (когда?) поскорее

5. Пришло бы

1) Глагол, н.ф. - прийти;
2) постоянные признаки: СВ, непереходный, невозвратный, 1 спр.; непостоянные признаки: условное наклонение, ед.ч., ср.р.
3) оно (что сделало бы?) пришло бы

Задание 3. Выполни морфологический разбор слов предложении.

Люблю полежать на солнышке, поплескаться в воде, побродить по лесу, вдыхая смолистый воздух.

Ответ:

1) Глагол, н.ф. - любить;
2) постоянные признаки: НСВ, переходный, невозвратный, 2 спр.; непостоянные признаки: изъявительное наклонение, настоящее время, 1л., ед.ч.;
3) (Я) (что делаю?) люблю полежать (люблю - часть составного глагольного сказуемого)

2. Полежать

1) Глагол, н.ф. - полежать;

3) (Я) (что делаю?) люблю полежать (полежать - часть составного глагольного сказуемого)

1) Предлог,

3) входит в предложно-падежное сочетание (на) солнышке, сам по себе членом предложения не является

4. Солнышке

1) Существительное, н.ф. - солнышко;
2) постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, ср.р., 2 скл.; непостоянные признаки: ед.ч., П.п.;
3) люблю полежать (где?) (на) солнышке

5. Поплескаться

1) Глагол, н.ф. - поплескаться;
2) постоянные признаки: СВ, непереходный, возвратный, 1 спр.; непостоянные признаки: неопределённая форма глагола;
3) (Я) (что делаю?)люблю поплескаться (поплескаться - часть составного глагольногосказуемого)

1) Предлог,
2) постоянные признаки: места, непроизводный, простой;
3) входит в предложно-падежное сочетание (в) воде, сам по себе членом предложения не является

1) Существительное, н.ф. - вода;
2) постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, ж.р., 1 скл.; непостоянные признаки: ед.ч., П.п.;
3) люблю поплескаться (где?) (в) воде

8. Побродить

1) Глагол, н.ф. - побродить;
2) постоянные признаки: СВ, непереходный, невозвратный, 2 спр.; непостоянные признаки: неопределённая форма глагола;
3) (Я) (что делаю?) люблю побродить (побродить - часть составного глагольного сказуемого)

1) Предлог,
2) постоянные признаки: места, непроизводный, простой;
3) входит в предложно-падежное сочетание (по) лесу, сам по себе членом предложения не является

1) Существительное, н.ф. - лес;
2) постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, м.р., 2 скл.; непостоянные признаки: ед.ч., Д.п.;
3) люблю побродить (где?) (по) лесу

11. Вдыхая

Вариант 1 (интерпретация деепричастия как части речи):

1) Деепричастие,
2) постоянные признаки: НВС;
3) люблю побродить (как?)вдыхая смолистый воздух

Вариант 2 (интерпретация деепричастия как формы глагола):

1) Глагол, н.ф. - вдыхать;
2) постоянные признаки: НСВ., переходный, невозвратный, 1 спр.; непостоянные признаки: форма деепричастия;
3) люблю побродить (как?) вдыхая смолистый воздух (вдыхая - часть обособленного обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом)

12. Смолистый

1) Прилагательное, н.ф. - смолистый,
2) постоянные признаки: относительное; непостоянные признаки: ед.ч., м.р., В.п.;
3) люблю побродить (как?) вдыхая смолистый воздух (смолистый- часть обособленного обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом)

13. Воздух

1) Существительное, н.ф. - воздух;
2) постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, м.р., 2 скл.; непостоянные признаки: ед.ч., В.п.
3) люблю побродить (как?)вдыхая смолистый воздух (воздух - часть обособленного обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом)

Задание 4. Выполни морфологический разбор слов предложении.

Он чист и свеж утром, пока не высохнет роса, сияющая на траве.

Ответ:

1) Местоимение, н.ф. - он;
2) постоянные признаки: соотносится с существительным, личное, 3 л., ед.ч., м.р.; непостоянные признаки: И.п.;
3) (Что?) он

1) Прилагательное, н.ф. - чистый;

3) он (каков?) чист

1) Союз,
2) постоянные признаки: сочинительный (соединительный), непроизводный, простой;
3) членом предложения не является

1) Прилагательное, н.ф. - свежий;
2) постоянные признаки: качественное, краткая форма; непостоянные признаки: ед.ч., м.р.;
3) он (каков?) свеж

1) Наречие,
2) постоянные признаки: обстоятельственное (времени), знаменательное;
3) чист и свеж (когда?) утром

1) Союз,
2) постоянные признаки: подчинительный (временной), непроизводный, простой;
3) членом предложения не является

7. Не
1) Частица,
2) постоянные признаки: смысловая (отрицательная);
3) членом предложения не является

8. Высохнет

1) Глагол, н.ф. - высохнуть;
2) постоянные признаки: СВ, непереходный, невозвратный, 1 спр.; непостоянные признаки: изъявительное наклонение, будущее время, 3 л., ед.ч.;
3) роса (что сделает?) высохнет

1) Существительное, н.ф. - роса,
2) постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, ж.р., 1 скл.; непостоянные признаки: ед.ч., И.п.;
3) (что?) роса

10. Сияющая

Вариант 1 (интерпретация причастия как формы глагола):

1) Глагол, н.ф. - сиять;
2) постоянные признаки: НСВ, непереходный, невозвратный, 1 спр.; непостоянные признаки: причастие действительное, настоящего времени, ед.ч., ж.р., И.п.;
3) люблю побродить (как?) вдыхая смолистый воздух (вдыхая - часть обособленного обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом)

Вариант 2 (интерпретация причастия как части речи).

Морфология – это один из разделов языкознания, который изучает такой языковый объект, как слово, его значимые части и свойства. Все употребляемые слова относятся к определённым частям речи. Развёрнутый грамматический анализ конкретного слова с позиции отнесения к определённой части речи даёт морфологический разбор. В целях получения быстрого результата можно сделать морфологический разбор слова онлайн. Но основные правила этого процесса должны знать ученики начиная с 4 класса.

Как производится морфологический разбор

Отвечая на вопрос, что такое морфологический разбор слова, необходимо отметить, что слово разбирается как в контексте фразы, так и в его первоначальной форме. Поэтому важным навыком является умение правильно определять синтаксическое значение слова в рассматриваемом предложении, его первоначальную форму, изменяемые и неизменяемые признаки.

Образцы разбора основных самостоятельных частей речи в контексте предложения

Самостоятельные части речи имеют определённое лексическое значение и выступают членами предложения – главными или второстепенными. Например, существительные, прилагательные или причастия. Планы морфологического разбора отличаются в некоторой степени для разных частей речи , а также изменяются по сложности в зависимости от программы обучения и класса, в котором даётся подобное задание.

По общему правилу указывается часть речи с определением её грамматического значения, первоначальная форма, неизменяемые и изменяемые признаки, какова роль в рассматриваемом предложении. Далее предлагаются варианты, как сделать морфологический разбор учениками 5 класса и старше основных частей речи.

Существительное

Начало морфологического разбора существительного, как и любых других слов, следует производить с определения части речи.

  1. Указать часть речи.
  2. Поставить к существительному вопрос.
  3. Найти начальную форму.
  4. Выяснить, является ли слово собственным или нарицательным , можно ли считать его одушевлённым или нет, к какому склонению и роду относится.
  5. Определить падеж и число в данном предложении.
  6. Какой член предложения.

Для наглядности разобрано существительное «котята» предложения «Котята весело играют».

  1. Котята – существительное, которое обозначает живое существо;
  2. Поставленный вопрос – кто;
  3. Первоначальная форма – котёнок;
  4. Нарицательное, одушевлённое, второе склонение, мужской род;
  5. Падеж – именительный, число – множественное;
  6. Подлежащее.

Глагол

Первые три пункта повторяются. Далее следует определить спряжение глагола и такие изменяемые признаки, как число и время. Род указывается в том случае, если глагол употреблён в единственном числе . Для глаголов будущего или настоящего времени определяется лицо.

Образец морфологического разбора на примере слова «рисовали» предложения «Ученики рисовали карандашами».

  • Рисовали – глагол, обозначающий действие;
  • Поставленный вопрос – что делали;
  • Первоначальная форма – рисовать;
  • 1 спряжение;
  • Множественное число прошедшего времени;
  • Сказуемое.

Прилагательное

Первые три пункта для прилагательного повторяются так же как и для существительного или глагола. Далее оцениваются и указываются падеж , число и род.

Образец морфологического разбора на примере слова «маленькая» предложения «Маленькая девочка играет в песочнице».

  • Маленькая – прилагательное, обозначающее признак;
  • Поставленный вопрос – какая;
  • Начальная форма – маленький;
  • Падеж именительный,
  • Число единственное;
  • Род женский;
  • Является определением.

Причастие

При морфологическом разборе причастия, кроме части речи, следует указать глагол, от которого оно образовано. Кроме того, для причастия характерны такие признаки , как залог и возвратность.

Образец морфологического разбора на примере слова «бурлящий» предложения «Путь преградила бурлящая река».

  • Бурлящая – причастие, от глагола «бурлить»;
  • Начальная форма – бурлящий;
  • Поставленный вопрос – какая;
  • Действительный залог, несовершенный вид;
  • Применено в настоящем времени;
  • Является невозвратным;
  • Единственное число, падеж именительный;
  • Род женский;
  • Является определением.

Наречие

Схема морфологического разбора наречия несколько проще и содержит меньше пунктов, чем существительного или прилагательного, поскольку наречие – неизменяемое слово , которое не имеет начальной формы.

Образец морфологического разбора на примере слова «медленно» предложения «По небу медленно плыли облака».

  • Медленно – наречие, обозначающее признак действия;
  • Поставленный вопрос – как;
  • Обстоятельство.

Кроме самостоятельных частей речи, существуют служебные и междометия. Они не выступают членами предложения, не обладают каким-либо определённым лексическим значением .

Например, предлоги или союзы применяются для установления отношений между членами предложения или словосочетаниями. Служебные части речи также могут подлежать морфологическому разбору по определённой схеме. Схемы разбора в классе, установленные учителем для конкретной части речи, могут отличаться от предложенных выше по степени сложности.

Как сделать морфологический разбор слова? Для начала нужно определиться, какая это часть речи и разобраться в конкретных моментах,связанных с данным действием. В этой статье разберем, как делать морфологический разбор.

Большинство не знает, как делать разбор слова. Однако морфологический разбор производить достаточно просто.

Должны быть указаны следующие моменты:

  • к какой части речи относится конкретное слово;
  • начальная форма;
  • постоянные и непостоянные признаки;
  • какова синтаксическая роль в предложении, за исключением служебных.

Это общие моменты , которые указывают при разборе любого слова, вне зависимости от части речи. Теперь рассмотрим подробнее каждую часть речи. Запомните важный момент: сначала необходимо охарактеризовать его в целом, а уже затем смотреть на контекст предложения и от него продолжать. Также учитывайте, что в некоторых частях речи нужно быть внимательным, так как для некоторых слов помимо общих признаков нужно описать дополнительные характеристики.

Имя существительное

Самой популярной и часто используемой частью речи является существительное. Разбор надо сделать по следующей инструкции:

  • первоначальная форма;
  • нарицательное или собственное;
  • одушевленное или нет;
  • число, единственное или множественное;
  • склонение;
  • женский или мужской род;
  • падеж и роль в предложении.

Например : «Человек ест пиццу» . Пиццу — имя существительное, начальная форма — пицца, неодушевленное, в единственном числе, второе склонение, женский род, винительный падеж, играет роль дополнения в предложении.

Глагол

Морфологический разбор глагола делать необходимо следующим образом:

  1. начальная форма;
  2. переходный либо непереходный;
  3. возвратный или невозвратный;
  4. наклонение;
  5. время — прошедшее, настоящее или будущее;
  6. род и лицо;
  7. число;
  8. какую роль играет в предложении.

Рассмотрим пример : «Говорили все в лицо, не особо боясь последствий» . Говорили является переходным, в совершенном виде и прошедшем времени, наклонение изъявительное, множественное число, роль в предложении — сказуемое.

Причастие

Рассмотрим, как произвести разбор примера, относящегося к причастию:

  • изначальная форма;
  • является страдательным или действительным;
  • время и вид причастия;
  • возвратное оно или нет;
  • для страдательного причастия — краткое или полное;
  • в полном причастии указывается падеж;
  • причастие в единственном числе потребует определения рода;
  • число и роль слова в предложении.

Пример : «Осматриваю видавшую виды местность» . Здесь видавшую — причастие, первоначальная форма — видавший, действительное, прошедшее время, женский род, совершенный вид, невозвратный, в единственном числе, роль в предложении согласованное определение.

Деепричастие

Иногда эту часть речи считают особым видом глагола . Разбор такого слова:

  1. какая часть слова;
  2. изначальная форма;
  3. изменяемо оно или нет;
  4. вид разбираемого слова;
  5. роль в предложении.

Разберем : «Уезжая из Москвы, ты уже скучаешь по ней» .Уезжая — деепричастие от первоначальной формы глагола уезжать, несовершенный вид, неизменяемое, в предложении выступает как обстоятельство образа действия.

Наречие

Теперь попытаемся понять, как разбирается слово из остальных категорий. Начнем мы с наречия.

Если вам нужно разобрать слово, относящееся к наречию, то схема будет следующей :

  • изначальная форма;
  • местоимение или знаменательное;
  • разряд наречия;
  • при наличии степень сравнения;
  • роль в предложении.

Пример : «Тучи сгустились очень низко, все потемнело» . Низко — наречие, в начальной форме, знаменательное, обстоятельное и качественное, степень сравнения — отрицательная, синтаксическая роль в качестве обстоятельства образа действия.

Пример : «Полное ведро воды накапало с потолка». Полное — прилагательное, его начальная форма — полный, качественное, полное и среднего рода, в винительном падеже, единственном числе, степень сравнения положительная, синтаксическая роль определение.

Числительное

Выявляем начальную форму. Затем определяем простое или составное число, оно является количественным или порядковым, у первых надо определить разряд, падеж, число, синтаксическую роль в предложении.

Например : «Прошло два месяца» . Два — числительное, в начальной форме, простое, количественное, целое, именительный падеж, выступает как составная часть подлежащего.

Заключение

Морфологический разбор слова на первый взгляд представляется достаточно сложным. Неподготовленный человек может запутаться в том, какое это слово, его роли в предложении, его форме и так далее. Но благодаря нашей статье вы немного прояснили данные моменты. Теперь вы разбираетесь, какую роль играет слово в предложении, пошаговую инструкцию по разбору, улавливать контекст предложения, определяющего роль слова в каждом конкретном случае. Изучайте русский язык, разбирайте предложения и вы сможете узнать много нового, в том числе касающееся морфологического разбора различных частей речи!

Видео

Из видео вы узнаете, как сделать морфологический разбор имени существительного.

Не получили ответ на свой вопрос? Предложите авторам тему.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения