Морской транспорт магистрали транспортные узлы. Транспорт: главные магистрали и узлы
Региональная транспортная система региона относится к западноевропейскому типу. По дальности перевозок она HaMHoгo уступает системам США и России. Зато по обеспеченности транспортной ceтью стоит далеко впереди, занимая первое место в мире. Очень высока и гycтота движения, велика роль международных и транзитных перевозок. Сравнительно небольшие расстояния стимулировали развитие автомобильного транспорта, который теперь играет главную роль в перевозках не только пассажиров, но и грузов. Сеть железных доpoг в большинстве стран сокpaщается, и крупные новостройки в 50 70-х гг. были характерны только для некоторых стран Bocточной Европы (Польша, Югославия, Албания).
Конфигурация сухопутной транспортной сети региона очень сложна. Но основной ее каркас образуют магистрали широтного и меридионального направлений, имеющие международное значение.
Пример.
Главные широтные трансъевропейские магистрали,проходят следующим образом:
1) Брест - Париж - Берлин- Варшава - Минск - Москва,
2) Лондон - Париж - Вена-Будапешт - Белград - София - Стамбул.
Начиная с 80-90-x гг. по мeре развития интеграционных связей в рамках ЕС особое внимание уделяется транспортной инфраструктуре. Расширяется сеть автострад, высокоскоростных железных дорог, которые «пронизали» уже всю зарубежную Eвропу.
Пионером в строительстве высокоскоростных железнодорожных магистралей стала Франция.. Затем они были построены также в Германии, Великобритании, Италии, Испании, других странах. А уже после этого нaчалось строительство международных магистралей.
Речные пути также имеют меридиональное (Рейн) или широтное (Дунай) направление. Ocoбенно велико транспортное начение Рейна, по которому перевозится более 200 млн т гpyзов в год. После ввода в эксплуатацию в 1992 г. водного пути Рейн-Майн- Дунай, который соединил обе важнейшие водные артерии зарубежной Европы, eгo значение еще больше возросло.
В местах пересечения сухопутных и внутренних водных путей возникли крупные транспортные узлы. По существу, такими узлами являются и морские порты, обслуживающие прежде вceгo международные перевозки.
Многие мировые порты (Лондон, Гамбург, Антверпен, Роттердам, Гавр) находятся в устьях-эстуариях рек, которые связывают их с глубинными районами. Все они фактически превратились в единые портовопромышленные комплексы. Для них характерно развитие отраслей морского хозяйства и особенно такназываемой «портовой промышлености», работающей на привозном, заморском сырье. Самый крупный из них Роттердам.
Пример. Грузооборот Pоттepдaмского порта превышает 350 млн т в год. Расположенный на одном из рукавов Рейна в 33 км от моря, он выполняет функции главных морских ворот для многих европейских стран. С глубинными районами он связан водными путями по Рейну и Мозелю, железными и шоссейными дopoгами, нефтегазопроводами.
Западная Европа хороший пример тoгo, как даже крупные естественные преграды пере стают быть непреодолимым препятствием для транспортных связей. Многочисленные железные, автомобильные дороги и трубопроводы пересекают Альпы. Паромные переправы связывают берега Балтийского, Ceвернoгo, Средиземного морей. Автодорожные мосты перекинуты через пролив Босфор в Турции, автодорожный и железнодорожный через проливы Большой Бельт и "Эре сунн в Дании. Но одна из подобных новостроек, имеющая особое значение, получила наименование «проект века». Это Евротоннель под
Ла-Маншем - совместная стройка Франции и Великобритании.
Во второй половине 90-x гг. был составлен и начал осуществляться поистине грандиозный проект создания единой транспортной сети Европы. Он предусматривает формирование до 2010 г. девяти транспортных коридоров между Западом и Bocтоком Европы общей протяженностью примерно в 17 тыс.км.
Каждый коридор, по существу, будет представлять собой полuмагuсmраль 1 , включающую и автострады, и железные дороги, а Дунайский коридор - также и водный путь. Два из этих коридоров будут проходить через Москву: Берлин - Варшава-Минск - Москва и Хельсинки-Санкт-Петербург- Москва -Киев - Кишинев - Бухарест.
Транспортные сети отдельных стран имеют либо радиальную (одноцентровую) конфигурацию, как во Франции, где «все дopoги ведут в Париж», либо мнoгоцентровую, как, например, в ФРГ.
Наука и финансы: Teхнопарки, технополисы и банковские центры.
По примеру Силиконовой долины в США в зарубежной Европе также возникло мнoгo научно-исследовательских парков, технополисов, которые уже в значительной степени определяют географию науки ряда стран. Самые крупные из них находятся в окрестностях Кембриджа (Великобритания), Мюнхена (ФРl). На юге Франции, в районе Ниццы, сформировалась так называемая «Дорога высокой технологии».
В зарубежной Европе находится 60 из 200 крупнейших мировых банков. Эталоном страныбанкира давно уже стала Швейцария: в сейфах ее банков лежит половина всех ценных бумаг мира. Особенно выделяется «экономическая столица» страны Цюрих.
1 Полимагистраль - «жгут» параллельных или почти параллельных линий одного или нескольких видов транспорта, осуществляющих сообщение между одни ми и теми же районами и транспортными узлами.
В последнее время в стpaну банкира превратился и Люксембург. Но все же крупнейшим финансовым центром был и остaется Лондон.
Высокий уровень промышленности обусловил развитие транспортной сети США и всех видов транспорта.
Во внутренних перевозках грузов решающая роль принадлежит автомобильному транспорту (90% внутренних перевозок). Автомобильный транспорт обслуживает пассажирские перевозки и перевозки грузов на короткие и средние расстояния.
В дальних перевозках особую роль играет железнодорожный транспорт. Большую роль в транспортной системе играет трубопроводный транспорт. Главные магистральные трубопроводы соединяют штаты Юга (Техаса и Луизианы) с промышленно развитыми штатами Приозерья.
Большая часть внутренних водных перевозок в широтном направлении осуществляется по системе реки Св. Лаврентия и Великим озерам, а меридионального - по Миссисипи («американская Волга»).
Внешние перевозки грузов осуществляет в основном морской транспорт. Крупнейшие морские порты США - Нью-Йорк и Новый Орлеан.
Порты имеются не только на побережье океанов, но и на побережье Великих озер («третье морское побережье»). В перевозке пассажиров в другие страны особая роль принадлежит воздушному транспорту.
Основу транспортной сети США образуют трансконтинентальные магистрали широтного и меридионального направления, на которые накладывается сеть внутренних водных путей.
В местах пересечения транспортных магистралей образовались транспортные узлы.
Самый крупный из них – Чикаго. Крупные транспортные узлы сложились во многих морских портах (Нью-Йорк, Филадельфия, Балтимор, Новый Орлеан, Хьюстон на атлантическом побережье и Лос-Анджелес, Сиэтл, Сан-Франциско на тихоокеанском побережье).
Транспорт в США википедия
Поиск по сайту:
Поиск Лекций
Транспортная система США
Транспортная система США – одна из наиболее развитых в мире, а по протяженности дорог и трубопроводу, по грузо- и пассажирообороту автомобильного и воздушного транспорта страна занимает первое место.
Грузооборот больше задействует железнодорожный и автомобильный транспорт, а пассажирооборот – автомобильный и воздушный.
Карта транспортных дорог США
Длина всех автомобильных дорог США превысила 6,5 млн км., что составляет 20 % от мировой (рис.
4). В США 13 тыс. населенных пунктов с населением около 86 млн чел. полностью зависит от автомобилей, поскольку не имеет никаких других путей сообщения.
Отличительная черта железных дорог США – это низкий уровень электрификации (не более 1 %) и преобладание тепловозной тяги. Это объясняется политикой нефтяных монополий, которые заинтересованы в железнодорожном транспорте как в одном из потребителей нефтепродуктов.
Общая длина внутренних водных путей США составляет 41 тыс.
км. Перевозки грузов по речным путям осуществляются с помощью несамоходных барж, которые образуют составы по 20–30 барж, передвигаемые буксирами-толкачами.
Скелет транспортной системы США образуют трансконтинентальные железнодорожные магистрали как широтного, так и меридионального направления. Широтные магистрали связывают Атлантическое и Тихоокеанское побережье страны, в первую очередь, Нью-Йорк и Вашингтон с Сан-Франциско, Сиэтлом и Лос-Анджелесом.
Железнодорожные магистрали меридионального направления проходят вдоль обоих океанских побережий по долине Миссисипи и в других местах, среди которых наибольшее значение имеют скоростные линии Бостон-Нью-Йорк-Вашингтон, а также Чикаго – Новый Орлеан и Чикаго – Атланта. Главные автомагистрали в какой-то степени повторяют направления железных дорог, хотя многие из них проложены и по самостоятельным маршрутам. Кроме того, в США развита сеть внутренних водных путей.
В широтном направлении это система реки Святого Лаврентия и Великих озер, а в меридиональном направлении – система реки Миссисипи.
Значительную часть внутренних и международных пассажирских перевозок выполняет авиационный транспорт США. Внутреннее авиасообщение является самым эффективным и широко распространенным средством передвижения в стране. Любой, даже самый удаленный, провинциальный город имеет свой аэропорт. В США находятся одни из самых больших аэропортов в мире: Атланта, Чикаго, Лос-Анджелес.
Для трубопроводной сети США характерно диагональное направление.
Она связывает нефтедобывающий район юго-западного Центра с районом потребления нефти на северо-востоке. В местах пересечения сухопутных и водных транспортных путей образовались крупные транспортные узлы: Чикаго, Нью-Йорк, Филадельфия, Лос-Анджелес, Хьюстон. Важную составную части узлов образуют крупные аэропорты.
Из 33 крупнейших международных аэропортов мира здесь находится 17. Важную часть транспортных узлов США образуют портово-промышленные комплексы. По объемам грузов первое место занимают порты Атлантического побережья: Нью-Йорк, Филадельфия, Балтимор, Хэмптон-Роудс.
На побережье Мексиканского залива – Новый Орлеан, Хьюстон и Тампа. На Тихоокеанском побережье выделяются Окленд, Сиэтл, Лос-Анджелес и Лонг-Бич.
Транспортная система Канады
Транспортная система Канады развита хорошо, что обусловлено большой площадью страны, ее приморским положением, особенностью экономико-географического положения, а также экспортным характером экономики.
По грузообороту первое место занимает железнодорожный транспорт, его длина – 67 тыс. км. Длина автодорог – 900 тыс. км. В Канаде хорошо развит воздушный, трубопроводный и водный транспорт. Крупнейшие порты страны – Ванкувер, Сеть-Уль, Монреаль, Квебек, а крупнейший аэропорт – Монреаль.
Фермы в США
Основной тип сельхозпредприятий США – это крупная капиталистическая ферма, которая выращивает основную часть продукции на продажу.
Преобладают семейные фермы, которые составляют около 90 % предприятий, производящих 93 % валовой продукции области.
Как правило, каждая семейная ферма заключает контракт с компанией в системе агробизнеса. Это компания снабжает фермера машинами, удобрениями, семенами, а также осуществляет научно-методическое сопровождение.
Эта же фирма указывает фермеру точные сроки сдачи продукции, ее размеры и качество. Невыполнение фермером задачи по качеству или опоздание по срокам грозит разрывом контракта и полным разорением.
Уборка пшеницы в США
При этом ее уборку производят не сами фермеры, а специальные фирмы, присылающие и технику, и рабочую силу, которые начинают жатву в мае в Техасе, в июне в Оклахоме, в июле в Канзасе, в августе в Небраске и Вайоминге и заканчивают её в сентябре в Северной Дакоте и Монтане.
В период жатвы комбайны работают обычно по 16 часов в сутки.
Фабрики мяса в США
В последнее время в мясном скотоводческом комплексе возникли своеобразные фабрики мяса.
Это огромные откормочные хозяйства, которые содержат до 100 тыс.
голов крупного рогатого скота, но не на пастбищах, а в стойлах (рис. 7). Для этого сооружаются загоны на 200–250 голов каждый, в котором кормление и поение животных осуществляется с помощью автоматики, а дозировка – с применением компьютера.
Такие комплексы обслуживают крупные города, например Лос-Анджелес.
ВОПРОСЫ:
1. Назовите
©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
6. География транспорта: главные магистрали и узлы.
Внешняя торговля. Каркас транспортной сети США образуют трансконтинентальные магистрали широтного и меридионального направлений, протягивающиеся от Атлантического до Тихого океана и от канадской до мексиканской границы. На него как бы накладывается сеть внутренних водных путей. В широтном направлении это прежде всего система реки Св.
Лаврентия и Великих озер, в середине 50-х гг. превращенная в глубоководный путь. В меридиональном направлении это "американская Волга" — Миссисипи. В местах пересечения сухопутных и водных магистралей и воздушных линий образовались крупные транспортные узлы. Пример. Самый крупный транспортный узел США — Чикаго. Здесь сходятся десятки железных и автомобильных дорог, производится перевалка большого количества разнообразных грузов.
Как вы уже знаете, в Чикаго находится самый большой в мире аэропорт О’Хэйр.
Крупные транспортные узлы сложились во многих морских портах, которые расположены на атлантическом и тихоокеанском побережьях страны, а также на "третьем морском побережье" США — Великих озерах. Всего в стране около ста крупных портов. Самые главные из портово-промышленных комплексов находятся на северном участке атлантического побережья, который отличается обилием удобных естественных гаваней, и на побережье Мексиканского залива.
Благодаря очень емкому внутреннему рынку экономика США по сравнению с экономикой зарубежной Европы и Японии отличается меньшей "открытостью".
Тем не менее внешние экономические связи имеют большое значение и для этой страны. По размерам внешнеторгового оборота США занимают первое место в мире. Их товарный экспорт состоит из промышленных изделий и продукции сельского хозяйства.
В целом на экспорт прямо или косвенно идет около 15% промышленной продукции (в том числе 1/4 металлов, 1/5 машин и химических товаров). Экспортность сельского хозяйства значительно выше и составляет по пшенице 1/2, по сое бобам и табаку 1/3 и по кукурузе 1/5.
В импорте США преобладают сырье, машины и оборудование.
По стоимости импорт превышает экспорт, поэтому торговый баланс страны обычно пассивный. География же внешней торговли США в первую очередь определяется их связями с двумя другими членами НАФТА -Канадой и Мексикой, а также с зарубежной Европой и Японией.
США являются крупным экспортером капитала, который направляется преимущественно в страны Запада.
Но прямые инвестиции европейских стран и Японии в США также очень велики. Они уже почти сравнялись с экспортом американского капитала. Поэтому, как говорят, сформировалась "улица с двухсторонним движением".
Общая характеристика транспортной системы США.
На территории США и Канады сформировался североамериканский тип транспортных систем.
На формирование транспортной сети оказали воздействие: обширность территории и особенности ЭГП страны; большой объём выпускаемой продукции, высокий уровень товарности хозяйства; неравномерное размещение производства и населения; высокая транспортная подвижность населения; активность процессов межрайонного и международного разделения труда.
Транспорт США занимает первое место в мире по многим общетранспортным показателям.
Сеть путей сообщения США составляет около 1/3 мировой транспортной сети; на них приходится 40% мощности силовых тяговых средств и 1/4 грузоподъёмности всего подвижного состава. В США сосредоточено 30% мирового внутреннего грузооборота и более 35% пассажирооборота. Сеть путей сообщения всех видов транспорта хорошо развита везде, за исключением Аляски. Магистральная система сочетается с густой сетью подводящих путей (автодорог, трубопроводов).
Особенности транспортной сети:
значительная избыточность перевозочных и перерабатывающих мощностей;
2. резкая пространственная неравномерность загрузки сети, что отражается на развитии транспортных узлов;
отставание в развитии морских портов;
4. отставание сетей городского общественного транспорта;
5. преобладание в сети нефтепроводов труб небольшого диаметра;
6. большая мощность грузо- и пассажиропотоков;
7. большая дальность перевозок;
8. развитие междугородных и международных сообщений;
9. многовидовость;
равновесность структуры;
11. высокий уровень технической оснащенности всех видов транспорта.
Для многих районов характерны перенасыщенность транспортной инфраструктурой, дублирование железных дорог автомагистралями. Это вызывает систематическое сокращение железных дорог; в ряде штатов – автодорог (при качественном улучшении). Стабильны по протяженности внутренние водные пути.
Медленно растут сети нефтепроводов.
Транспорт развивается под воздействием производства. Сам транспорт оказывает большое влияние на его размещение, специализацию и кооперирование. С развитием автомобильного транспорта связаны процессы субурбанизации и очень высокая транспортная подвижность населения.
На долю транспорта приходится около 1/4 общего потребления энергии в стране и более 1/2 всего потребления жидкого топлива.
Структура транспортаСША имеет особенности. В грузообороте ни один из его видов резко не преобладает: 48,4% приходятся на железнодорожный, морской и трубопроводный, 35,3% – на автомобильный, 15,8% – на внутренний водный и 0,5% – на воздушный транспорт.
В пассажирообороте наоборот: 82% обеспечивает автомобильный транспорт, 17,5% – воздушный и всего 0,5% – железнодорожный транспорт.
В структуре ВВП доля транспорта составляла 2,95 % в 2007 г. В транспортной отрасли трудятся почти 4 млн. ч.. Транспортное хозяйство контролируют крупные частные компании. Государство занимается только транспортной инфраструктурой. В 70-х гг. были созданы две частно-государственные железнодорожные компании, в т.
Транспортная система России
Материал из Википедии - свободной энциклопедии
Транспортная система России - совокупность транспортных средств , инфраструктуры и управления , функционирующих на территории Российской Федерации .
1 Характеристика системы 2 Структура системы 3 Управление системой 4 Транспортное законодательство 5 См. также 6 Примечания |
Характеристика системы
Структура российского грузо - и пассажирооборота в 2005 году
Транспортная система России характеризуется развитой транспортной сетью, одной из наиболее обширных в мире и включающей в себя 87 тыс. кмжелезных дорог , более 745 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием, свыше 600 тыс. км воздушных линий, 70 тыс. км магистральных нефте - и продуктопроводов , свыше 140 тыс. км магистральных газопроводов , 115 тыс. км речных судоходных путей и множество морских трасс. В ней занято свыше 3,2 млн человек, что составляет 4,6 % работающего населения.
Огромные пространства и суровый климат предопределили первостепенное значение для России всепогодных видов наземного транспорта -железнодорожный и трубопроводный . На них падает основной объём грузовой работы. Водный транспорт играет в России значительно меньшую роль из-за короткого навигационного периода. Роль автомобильного транспорта в общем грузообороте в связи с крайне незначительными средними расстояниями перевозок (в пределах городов и пригородов , в карьерах открытых разработок полезных ископаемых , на лесовозных дорогах в районах лесозаготовок и т. д.) также невелика, несмотря на то, что им перевозится больше половины грузов . Важной особенностью транспортной системы России является её тесная взаимосвязь с производством .
Подавляющая часть пассажирооборота приходится на четыре вида транспорта: воздушный (30 %), автобусный (29 %), железнодорожный (29 %) и метрополитен (9 %). Тенденцией последних лет является повышение доли воздушного транспорта (рост по сравнению с 2000 годом почти в 3 раза) и снижение доли железнодорожного транспорта.
Современное состояние транспортной системы характеризуется низким техническим уровнем производственной базы большинства предприятий и износом подавляющего большинства транспортных средств, что приводит к снижению безопасности их работы, а также отсутствием инвестиций для преодоления данных проблем (недоступная ссылка).
По данным Росстата, по состоянию на 2011 год в межсезонье 10 % населения страны фактически отрезаны от остальной территории страны (не имеет доступа к сети круглогодично эксплуатируемых автодорог и/или не имеет доступа к железнодорожным станциям и аэродромам) . Средняя подвижность населения России (на 2011 год) - около 6300 км на душу населения в год (в странах Западной Европы - 15-20 тыс. км, в США, Канаде - 25-30 тыс. км в год) . Существенным фактором, обуславливающим территориальную разобщённость страны, является построение её транспортной системы по звездообразному принципу с центром в столице .
Транспортное пространство представляет собой совокупность самостоятельных организаций - перевозчиков и посредников - с преобладанием мелкого капитала, что явилось следствием дезинтеграции экономики в 1990-е годы.
Структура системы
Транспортная система России имеет сложную структуру , она включает несколько подсистем (железнодорожную, автомобильную, морскую, речную, воздушную и трубопроводы), каждая из которых состоит из основных элементов: инфраструктуры, транспортных средств и управления. К транспортной системе относятся транспортные узлы и коридоры , а также промышленный и общественный транспорт . Инфраструктуру обычно рассматривают по отраслям .
Железнодорожный транспорт
Железнодорожный транспорт наиболее развит в России (на него по данным на 2011 год приходилось 85 % внутреннего грузооборота) . По протяжённости железнодорожного полотна (86 тысяч км, половина из которых электрифицирована) Россия находится на втором месте после США . В России железнодорожный транспорт подразделяется на: железнодорожный транспорт общего пользования, железнодорожный транспорт необщего пользования и технологический железнодорожный транспорт. В европейской части страны железнодорожная сеть имеет радиальный вид, железные дороги сходятся к Москве. Первая крупная железнодорожная магистральСанкт-Петербург - Москва вступила в строй в 1851 году . Тогда же началось строительство железных дорог из Санкт-Петербурга в южном направлении.
В азиатской части железнодорожная сеть имеет широтное простирание и небольшую плотность. Важнейшая магистраль - Транссибирская - начала строиться в 1892 году одновременно от Челябинска через Новониколаевск наКрасноярск и Иркутск и от Владивостока на Хабаровск . Движение открыто в 1916 году . В 1913 году была построены ветвь Омск - Тюмень - Екатеринбург . Позже были построены широтные дублёры Транссибирской магистрали: линия Карталы - Астана - Павлодар - Барнаул - Артышта , которая в середине ХХ века была продолжена до Усть-Кута (через Новокузнецк , Абакан , Тайшет , Братск ); линия Семипалатинск - Барнаул - Новосибирск ; Байкало-Амурская магистраль . В 1970-1980-х годах для освоения нефтяных и газовых ресурсов Западной Сибири была построена железная дорога Тюмень - Сургут - Уренгой - Ямбург .
В 1992-1999 годах в России было построено 218 км новых железнодорожных линий и электрифицировано 1962 км железных дорог. В 2000-2008 годах было построено 899 км новых железнодорожных линий и электрифицировано 3083 км железных дорог. Расширяется объём грузов, перевозимых через территорию Финляндии и её порты (чему способствует одинаковая ширина колеи). Для этого строится железная дорога Кочкома -Ледмозеро и далее к железным дорогам Финляндии.
Железные дороги, по состоянию на весну 2012 года, имеются в 78 из 83 субъектов Российской Федерации. Нет железных дорог только в Республике Алтай , Республике Тыве , Камчатской области , Магаданской области , Чукотском АО (на начало 2012 года). С постройкой железной дороги Курагино - Кызыл Тыва станет 79-м субъектом России, имеющим железнодорожный транспорт.
Морской транспорт
Этому виду транспорта принадлежит главная роль в межгосударственном грузообороте. Важность морского транспорта для России определяется её положением на берегах трёх океанов и протяжённостью морской границы 42 тысячи километров. Основные порты: на Чёрном море - Новороссийск , Туапсе ; на Азовском море - Таганрог ; на Балтийском - Санкт-Петербург , Калининград , Балтийск , Выборг ; на Баренцевом - Мурманск ; на Белом -Архангельск ; на Японском - Ванино , Владивосток , Находка , Порт Восточный .
Речной транспорт
Протяженность внутренних водных путей, «Перечень..» которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации, составляет 101,6 тыс. км . Удельный вес внутреннего водного транспорта в общем грузообороте составляет 3,9 %. Роль речного транспорта резко повышается в ряде регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Основным в России является Волго-Камский речной бассейн, на который приходится 40 % грузооборота речного флота. Благодаря Волго-Балтийскому , Беломорско-Балтийскому и Волго-Донскому каналам Волга стала стержнем единой водной системы европейской части России, а Москва - «портом пяти морей».
К другим важным рекам европейской России относятся Северная Двина с притоками, Сухона , Онега , Свирь , Нева .
В Сибири основные реки - Енисей , Лена , Обь и их притоки. Все они используются для судоходства и сплава леса, перевозки продовольствия и промышленных товаров в отдалённые регионы. Значение сибирских речных путей весьма значительно, вследствие неразвитости железных дорог (особенно в меридиональном направлении). Реки связывают южные районы Западной и Восточной Сибири с Заполярьем. По Оби и Иртышу транспортируется нефть из Тюмени. Обь судоходна на протяжении 3600 км, Енисей - 3300 км, Лена - 4000 км (навигация продолжается 4-5 месяцев). Порты нижнего течения Енисей - Дудинка и Игарка - доступны для морских судов, следующихСеверным морским путём . Крупнейшие перевалочные пункты грузов с рек на железные дороги - Красноярск , Братск , Усть-Кут .
Важнейшей речной магистралью Дальнего Востока является Амур . Судоходство осуществляется на всём протяжении реки.
Трубопроводный транспорт
Развитие трубопроводного транспорта в России началось в конце 50-х гг. XX века. Важнейшими транспортируемыми грузами являются сырая нефть , природный и попутный газ . Транспортировка нефтепродуктов , жидких и газообразных химикатов перспективна, но в настоящее время продуктопроводы не получили большого распространения. В России преобладают трубопроводы большого диаметра (1220 и 1420 мм) и большой протяженности вширотном направлении .
Крупные нефтепроводы:
Нефтепровод «Дружба» - крупнейшая экспортная магистраль России (Альметьевск - Самара - Унеча - Мозырь - Брест и далее в страны Восточной и Западной Европы );
Альметьевск - Нижний Новгород - Рязань - Москва ;
Нижний Новгород - Ярославль - Кириши ;
Самара - Лисичанск - Кременчуг - Херсон , Снегирёвка - Одесса ;
Сургут - Тюмень - Уфа - Альметьевск ;
Нижневартовск - Самара ;
Сургут - Полоцк ;
Александровское - Анжеро-Судженск ;
Красноярск - Ангарск ;
Сургут - Омск - Павлодар - Чимкент - Чарджоу .
Крупнейшие газопроводы:
газопровод Саратов - Москва - первый газопровод в России (840 км);
Ставрополь - Москва ;
Краснодарский край - Ростов-на-Дону - Серпухов - Санкт-Петербург ;
Средняя Азия - Урал
Медвежье - Надым - Тюмень - Уфа - Торжок ;
Надым - Пунга - Пермь ;
Уренгой - Сургут - Тобольск - Тюмень - Челябинск .
Северный поток
крупнейшая в мире система газопроводов Уренгой - Помары - Ужгород - страны Восточной и Западной Европы (4451 км),
газопровод, проходящий от Оренбурга через Украину в страны Восточной и Западной Европы.
Крупные продуктопроводы:
Уфа - Брест с ответвлением на Ужгород;
Уфа - Омск - Новосибирск ;
Нижнекамск - Одесса .
Строятся газопроводы Бованенково - Ухта , Сахалин - Хабаровск - Владивосток .
Проектируются газопроводы Южный поток , Алтай , Якутия-Хабаровск-Владивосток и Прикаспийский газопровод , нефтепроводы Балтийская трубопроводная система-II , Мурманский нефтепровод и Заполярье-Пурпе-Самотлор .
Автомобильный транспорт
Общая длина автомобильных дорог с твёрдым покрытием в России составляет 754 тыс. км (2008). В 2008 году автомобильным транспортом было перевезено 6,9 млрд тонн грузов, его грузооборот в том же году составил 216 млрд тонно-километров.
С 2000 по 2008 годы объём перевозки грузов на автомобильном транспорте увеличился на 17 %, грузооборот - на 41 %.
По общей протяженности автомобильных дорог Россия превосходит почти все европейские страны, кроме Франции, и занимает 7-е место во всем мире . По отношению к численности населения плотность автомобильных дорог с твердым покрытием в Российской Федерации составляет около 5,3 км на 1 тыс. жителей, что несколько выше, чем на Украине или в Казахстане (3,3 и 5,0 соответственно), но ниже, чем ряде других стран: так, в Финляндии данный показатель составляет около 10 км, в США - около 13 км, во Франции - 15,1 км на 1 тыс. жителей . Общая протяжённость автодорог - 910 тыс. км, из них 745 тыс. км покрыты асфальтом , 45,4 тыс. км дорог федерального значения . По данным на 2011 год, 92 % протяжённости федеральных трасс страны представляют собой дороги, где движение осуществляется по одной полосе в каждом направлении; 29 % федеральных трасс работают в режиме перегрузки . Плохое состояние автодорог страны влечёт за собой крайне низкую среднюю скорость перемещения коммерческих грузов автотранспортом - около 300 км в сутки (в странах Европы - приближается к 1500 км в сутки) .
Деятельность транспортно-экспедиционных компаний по доставке грузов наземным автотранспортом в настоящее время регулируется Уставом автомобильного транспорта.
В сентябре 2010 года было завершено строительство автомагистрали «Амур» .
Основным государственным источником финансирования дорожного хозяйства России с 2011 года является Федеральный дорожный фонд , запланированный объём отчислений в него в 2011 году составляет 386,7 млрд руб. .
Воздушный транспорт
Воздушный транспорт является самым дорогим, что ограничивает его грузовое применение (скоропортящиеся грузы), бо́льшее значение он имеет для пассажироперевозок. В районах Крайнего Севера важную роль играютвертолеты : перевозят грузы и пассажиров на производственные объекты, оказывают срочную медицинскую помощь и т. д. Основными центрами авиасообщения являются Москва , Санкт-Петербург , курорты Северного Кавказа ,Екатеринбург , Новосибирск , Иркутск , Хабаровск , Владивосток . При этом подавляющая часть пассажирских воздушных перевозок замкнута на московском авиаузле: около 80% (по состоянию на 2011 год) авиаперевозок осуществляется из Москвы или в Москву . Сеть действующих аэропортов в России с 1991 года по 2012 год сократилась более чем в 4 раза . В отличие от большинства развитых государств, в России национальные авиаперевозчики могут использовать (и используют) лётную технику, зарегистрированную не в РФ, а в иностранных офшорных зонах .
Пассажирские и грузовые перевозки (РСФСР, РФ): |
|||||||
Перевезено грузов млн т | |||||||
Перевезено пассажиров млн |
Промышленный транспорт
К промышленному транспорту относится транспорт необщего пользования и технологический транспорт, выполняющий производственно-технологические перевозки грузов на внутренних дорогах промышленных предприятий и организаций, комплексов зданий и сооружений, транспортных служб, и не выходит на дороги общего пользования. В соответствии со СНиП 2.05.07-91 в промышленный транспорт входят:
железнодорожный транспорт с колеей 1520 мм и 750 мм,
технологический автомобильный транспорт, включая моторные тележки шириной до 2,1 м, предназначенные для межцеховых перевозок: аккумуляторные (погрузчики , тягачи с прицепами , электрокары ) и с двигателями внутреннего сгорания (автопогрузчики , автокары и тягачи с прицепами).
гидравлический транспорт ,
канатный подвесной транспорт ,
конвейерный транспорт .
Общественный транспорт
Во внутригородских перевозках пассажиров в России лидируют автобусы . В крупнейших городах также налажено трамвайное и троллейбусное сообщение. Эксплуатационная длина трамвайных и троллейбусных линий 7,6 тыс. км. Самой протяжённой трамвайной сетью в мире располагает Санкт-Петербург (более половины находится в аварийном состоянии). В семи крупнейших городах - Москве , Санкт-Петербурге , Нижнем Новгороде , Самаре ,Екатеринбурге , Новосибирске и Казани - имеется метрополитен . Суммарная эксплуатационная длина путей метрополитена составляет более, чем 475 км.
Транспортные узлы
На территории России можно выделить два типа транспортных узлов .
Узлы международного, федерального уровня, зона их влияния распространяется на крупные экономические районы: Сибирь , Дальний Восток , Урал , Поволжье , Центральная Россия , Юг России , Северо-Запад России . К федеральным узлам относятся Москва , Санкт-Петербург , Калининград , Ростов-на-Дону , Нижний Новгород , Екатеринбург , Новосибирск , Владивосток .
Узлы регионального (межрегионального) значения, зона их влияния распространяется на один, два, три субъекта Российской Федерации (республика , край , область , округ ).
Федеральные и региональные транспортные узлы взаимно дополняют друг друга: грузы с определенной территории первоначально аккумулируются в региональном узле в необходимых для формирования маршрутного направления объёмах, а потом централизованно доставляются в федеральный транспортный узел, что позволяет сократить порожний ход транспорта.
Транспортные коридоры
Путь из Европы в Азию через Россию - кратчайший, поэтому для неё экономически целесообразно развитие транспортных коридоров. В настоящее время по территории России проходят три панъевропейских транспортных коридора : первый «Север-Юг» (Хельсинки - Таллин - Рига - Каунас и Клайпеда - Варшава и Гданьск ), второй «Восток-Запад» (Берлин - Познань - Варшава - Брест - Минск - Смоленск - Москва - Нижний Новгород ) и девятый (Хельсинки - Выборг - Санкт-Петербург - Псков - Москва - Калининград - Киев - Любашёвка - Кишинёв - Бухарест - Димитровград - Александрополис ).
Стратегически важными являются Транссибирская магистраль , паромные линии на Балтике , коридор для доставки грузов с Тихоокеанского побережья США в Китай через российские порты Приморья , воздушное пространство России .
Управление системой
По состоянию на декабрь 2012 года управление системой транспорта в Российской Федерации осуществляет Министерство транспорта Российской Федерации .
Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России) является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного (включая проведение транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации), городского электрического (включая метрополитен) и промышленного транспорта, дорожного хозяйства, эксплуатации и обеспечения безопасности судоходных гидротехнических сооружений, обеспечения транспортной безопасности, а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними и организации дорожного движения в части организационно-правовых мероприятий по управлению движением на автомобильных дорогах .
Транспортное законодательство
Почтовая марка России , 2009 год : 200 лет транспортному ведомству России
Основные акты транспортного законодательства:
Конвенции о международных перевозках
Гражданский кодекс РФ
Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации. Федеральный Закон РФ № 18-ФЗ от 10 января 2003 года
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации. Федеральный Закон РФ № 24-ФЗ от 7 марта 2001 года
Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта. Федеральный закон № 259-ФЗ от 8 ноября 2007 года
Федеральный Закон РФ № 87-ФЗ от 30 июня 2003 года «О транспортно-экспедиционной деятельности»
Федеральный Закон РФ № 17-ФЗ от 10 января 2003 года «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»
Важные элементы нормативной базы деятельности транспорта - различные правила перевозок и тарифы .
См. также
Экономика России
Транспортная система
Министерство транспорта Российской Федерации
Примечания
Пассажирооборот по видам транспорта общего пользования
Транспортная система России: конкурентоспособность в международном измерении
1 2 3 4 5 Светлана Иванова. В целом: Недалеко уехали Архивировано из первоисточника 9 апреля 2012.Проверено 25 мая 2011.
1 2 3 4 Михаил Блинкин. В целом: Идеология эпохи гужевого транспорта . // Ведомости, Приложение «Форум», 25.05.2011. Архивировано из первоисточника 9 апреля 2012. Проверено 25 мая 2011.
1 2 3 4 Основные показатели транспорта // Росстат
В соответствии с ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской федерации»
1 2 Социально-экономические показатели Российской Федерации в 1992-2008 гг. // Росстат
Николаев А. С. Единая транспортная система / А. С. Николаев. - М.: Лицей, 2001.
Лившиц В. Н. Транспорт за 100 лет//Россия в окружающем мире / В. Н. Лившиц. - М.: 2002.
Правительство РФ подписало распоряжение о строительстве нефтепровода «Заполярное-Пурпе» // Интерфакс, 29 апреля 2010
Протяжённость автомобильных дорог. Всего - Сравнение стран | на карте мира
Протяжённость автомобильных дорог. Всего - Сравнение стран и регионов
Транспортная стратегия. Современное состояние
Ассоциация «Аэропорт»
1 2 Отчёт о деятельности генеральной дирекции ассоциации «Аэропорт» // Аэропорт Партнёр : журнал. - Москва, 2007. - № 3-4. - С. 5.
Левицкий Л. Теряем высоту Как авиапрому выживать после крушения «Сухого Суперджета-100»? // Аэропорт Партнёр : журнал. - Москва, 2012. - № 6.
Обеспечить безопасную и эффективную работу воздушного транспорта // Аэропорт Партнёр : журнал. - Москва, 2011. - № 3. - С. 3.
«Правительственный час» в Госдуме // Аэропорт Партнёр : журнал. - Москва, 2012. - № 1. - С. 8.
Людмила Морозова Лететь незачем // Российская Бизнес-газета. Промышленное обозрение : газета. - Москва, 2012. - № 843.
Российский статистический ежегодник. 2011. - Москва: Росстат, 2011. - 795 с. - 2000 экз. - ISBN 978-5-89476-319-4
СНиП 2.05.07-91 Промышленный транспорт
Комаров К. Л., Максимов С. А. Проблемы и задачи формирования системы мультимодальных транспортных узлов (транспортно-логистических центров) в Российской Федерации (на примере Новосибирского мультимодального транспортного узла). - Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2003. - 43 с.
Григорьев М. Н., Долгов А. П., Уваров С. А. Логистика. - М.: ГАРДАРИКИ, 2006.
Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 N 395 (ред. от 29.11.2012) "Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации".
Литература
Якушев П. Я. Транспортная система России М., Транспорт, 1999
Шишкина Л. Н. Транспортная система России / Шишкина Л. Н. - М.: 2003.
Транспортная система Российской Федерации
Основные транспортные коридоры России
Оперативные новости транспортного комплекса
Формирование транспортно-логистической инфраструктуры России
Международные транспортные коридоры как фактор интеграции России в европейскую транспортную систему
Транспортная система как фактор национальной безопасности
Владислав Иноземцев. Транзитной страны из России уже не выйдет . // vedomosti.ru. Архивировано из первоисточника 4 декабря 2012.Проверено 29 ноября 2012.
Источник - «http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Транспортная_система_России&oldid=53670215 »
География - 9 классЗначение транспорта в хозяйстве страны. Виды транспорта и их особенности. Главные транспортные магистрали и узлы. Транспорт и окружающая среда. Перспективы развития транспортной системы России.
Транспорт обеспечивает производственные связи между отраслями хозяйства, обмен продукцией между разными частями страны, ее внешнюю торговлю. Показателем работы транспорта является грузооборот (пассажире-оборот) - произведение перевезенной за год
Массы грузов (количества пассажиров) на расстояние перевозок.
Основные виды транспорта: железнодорож ный, автомобильный, водный (речной и морской), воздушный и трубопроводный. Транс - портный узел - пункт, в котором сходятся несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузами между ними.
Главная роль в перевозках в нашей стране принадлежит железным дорогам. Это объясняется большими размерами страны и такими преимуществами ж.-д. транспорта, как сравнительно невысокая себестоимость перевозок при достаточно высокой средней их скорости. Главной ж.-д. магистралью страны является Сибир екая (от Челябинска до Владивостока), в европейской части страны - Печорская (Салехард-Воркута-Коноша).
На втором месте по грузообороту - трубо - проводный транспорт. По системе трубопроводов ежегодно из восточных районов страны в западные и за рубеж передается огромное количество нефти и газа. Крупнейшие трубопроводы - «Дружба», «Мир», «Уренгой-Помары-Ужгород».
Автомобильный транспорт перевозит больше всех грузов в тоннах, его значение быстро возрастает. У него высокая скорость, он имеет возможность доставки груза непосредственно потребителю. Автомобильный транспорт имеет большое значение в горных и северных районах, где нет железных дорог. Крупнейшие автомагистрали (12 автодорог) расходятся от Москвы к Санкт-Петербургу, Симферополю, Бресту, Челябинску, Риге.
Морской транспорт имеет наибольшие средние расстояния перевозок. Ему принадлежит большая роль в заграничных перевозках. Главные порты России - Санкт-Петербург, Архангельск, Новороссийск, Владивосток, Находка.
Речной транспорт имеет особое значение на севере и в Сибири, где протекают крупные реки, а сухопутный транспорт не развит. В европейской части страны судоходные речные пути (крупнейший из них - Волго-Камский) соединены системой каналов (Беломорско-Балтий-ский, канал им. Москвы, Волго-Донской) в Единую глубоководную систему европейской части страны.
Главное преимущество авиационного транспорта - высокая скорость перевозок, однако из-за их высокой стоимости грузооборот его невелик. Этот вид транспорта используют для перевозок скоропортящихся и срочных грузов. Велика его роль в горных и северных труднодоступных районах. Главная его специализация - перевозка на дальние расстояния пассажиров (20% пассажирооборота страны).
.
Транспортный узел - это пункт, в котором сходятся не менее 2-3 линий одного вида транспорта. Когда в одном населённом пункте сходятся пути сообщения различных видов транспорта, он называется комплексным. Здесь ярко прослеживается взаимосвязь различных видов транспорта. В комплексных транспортных узлах осуществляется перевалка грузов и пересадка пассажиров.
Транспортные узлы бывают государственного, межрайонного, районного и местного значения. Кроме того, транспортные узлы классифицируются по назначению, сочетанию видов транспорта, по выполняемым функциям, по транспортному балансу, по величине грузооборота. Комплексные транспортные узлы могут иметь также сочетания: железнодорожно-водные (железнодорожно-речные, железнодорожно-морские), железнодорожно-автомобильные, водно-автомобильные.
Уровень развития транспортной системы экономических районов неодинаков. Обеспеченность путями сообщения как по общей длине, так и по плотности (километров пути на 1000 км2) отличается в десять и более раз. Наиболее развитой транспортной системой выделяются Центрально-Черноземный, Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Волго-Вятский районы; наименее развитой - Дальневосточный, Восточносибирский, Западно-Сибирский, Северный экономические районы. Отличаются районы и по структуре грузооборота. В районах, где в межрайонном масштабе разрабатываются такие полезные ископаемые, как железная руда, уголь, основные перевозки осуществляются по железным дорогам; там, где добывают нефть, газ, велика доля трубопроводного транспорта; в районах, где разрабатываются лесные ресурсы, значителен удельный вес внутреннего водного транспорта; в районах, специализирующихся на обрабатывающих отраслях, главная роль принадлежит железнодорожному транспорту. Так, например, в Западно-Сибирском районе преобладает железнодорожный транспорт и высок удельный вес трубопроводного транспорта, в Центральном районе подавляющая часть перевозок осуществляется по железной дороге. Районы добывающей промышленности имеют активный транспортный баланс, т. е. вывоз превышает ввоз, так как масса сырья, топлива больше массы готовой продукции, а районы обрабатывающей промышленности соответственно - пассивный, т. е. ввоз превышает вывоз.
Мощности транспортных потоков также имеют существенные различия и зависят от размещения основных источников сырья, топлива, материалов и т.д. Можно выделить три основных магистральных направления транспортной системы страны:
1. Широтное магистральное сибирское направление «восток-запад» и обратно, оно включает железнодорожные, трубопроводные пути и водные с использованием рек Камы и Волги.
2. Меридиональное магистральное центральноевропейское направление «север-юг» с выходом на Украину, Молдову, Кавказ, образованное в основном железнодорожными путями.
3. Меридиональное волго-кавказское магистральное направление «север-юг» по реке Волга, железнодорожным и трубопроводным путям, связывающее Поволжье и Кавказ с Центром, Севером европейской части страны и с Уралом.
По этим главным магистральным направлениям идут основные грузопотоки страны, по этим направлениям особенно тесно взаимодействуют железнодорожный, внутренний водный и автомобильный виды транспорта. Магистральные авиатрассы также в основном совпадают с сухопутными.
Помимо основных магистральных направлений имеется густая транспортная сеть внутрирайонного и местного значений. Сочетаясь между собой, они образуют Единую транспортную систему России. По мере развития производительных сил страны в целом и отдельных ее районов транспортная система нуждается в постоянном совершенствовании как в отношении рационализации размещения, так и в повышении ее качественного уровня: обновлении материально-технической базы, улучшении организационно-управленческой системы, использовании новейших достижении научно-технического прогресса. Развитие транспортной системы Российской Федерации направлено на более полное обеспечение потребностей хозяйства и населения страны транспортными услугами.