Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Николай андреевич малько. Николай малько, который изъяснялся на восьми языках, а сны видел на русском Творческая и общественная деятельность

Николай Андреевич Малько

Николай Андреевич Малько (22 апреля (4 мая) 1883 - 23 июня 1961) - русский дирижёр. В 1918-1921 гг. руководил Витебской народной консерваторией .

Биография

Н. А. Малько родился в посёлке Браилов (Винницкая область). В 1909 году окончил Петербургскую консерваторию по классу композиции Н. А. Римского-Корсакова и дирижирования Н. Н. Черепнина. В 1908-1918 гг. дирижёр Мариинского театра.
В 1918-1921 гг. Н. А. Малько возглавлял Витебскую народную консерваторию (первый руководитель) и симфонический оркестр. В 1922-1924 гг. профессор консерваторий в Москве, Харькове и Киеве, затем главный дирижёр филармонии и профессор консерватории в Ленинграде (1925-1928).

С 1929 года жил за рубежом, работал приглашённым дирижёром и преподавал в Вене, Праге, Копенгагене, Лондоне и других городах. С 1957 года возглавлял им созданный симфонический оркестр в Сиднее (Австралия), носящий его имя. В 1959 году гастролировал в СССР в рамках всемирного гастрольного тура. Среди учеников Н. А. Малько - Е. Мравинский, Б. Хайкин, Л. Гинзбург, Н. Рабинович и другие.

Творческая и общественная деятельность

Н. А. Малько кроме дирижёрской и преподавательской деятельности, выступал как общественный деятель и публицист, пропагандируя русскую и советскую музыку.
С началом Великой Отечественной войны принял активное участие в кампании по сбору средств в помощь СССР.

  • Воспоминания о Римском-Корсакове. // Советская музыка, 1958, № 8;
  • Основы техники дирижирования. - М.-Л., 1965. (перевод с английского).
  • Воспоминания. Статьи. Письма. - Л., 1972.

Память

С 1963 года столице Дании Копенгагене один раз в 4 года проводится Международный конкурс дирижёров имени Н. А. Малько

См. также

  • Витебский государственный музыкальный колледж имени И. И. Соллертинского

Источники

  • Энцыклапедыя літаратуры і мастацтва Беларусі: У 5-і т. Т. 3. Карчма - Найгрыш / Рэдкал.: І. П. Шамякін (гал. рэд.) і інш. - Мн.: БелСЭ, 1986. - 9500 экз.

22.4,1883, с. Браилово, Подольской губ. - 23.6.1961, Сидней, Австралия) - дирижер, музыкальный деятель, педагог. Родители М. были большими любителями музыки: отец, уездный врач, играл на скрипке, мать - на фортепиано: в доме регулярно устраивались вечера квартетной музыки, на которых исполнялись не только камерные сочинения, но и переложения симфонических. Первые музыкальные уроки дала Коле мать, в дальнейшем обучение продолжилось на музыкальных курсах К.Лангрена в Одессе, где М. одновременно окончил гимназию. Затем он поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета (окончил в 1906) ив Петербургскую консерваторию. Занимался у Н.Римского-Корсакова, А.Лядова и А.Глазунова, в фортепианном классе Н.Лаврова и по дирижированию - у Н.Черепнина.

Уже в годы учебы в консерватории М. начал активно работать в публицистике. С 1906 он регулярно печатал статьи и заметки в петербургских газетах «Речь», «Голос правды». Его интересовали самые разные вопросы общественной жизни, исторические, культурные сюжеты.

Правда, со следующего года он сосредоточился на событиях музыкальной жизни и вел музыкальный отдел в газете «Речь» (псевд. «Ля-ми»).

В 1906 начались и его концертные выступления: сперва в качестве пианиста-аккомпаниатора, ас 1907-и дирижера. Выступления М. со студенческим оркестром вызвали одобрительные отзывы: «Сдержанный, но отчетливый и властный взмах, благородство и скромность общей осанки - вот внешность Малько-дирижера. Темперамент, чувство меры и интеллигентность - его художественные качества. И при всем этом - самое ценное для артиста: явные задатки собственной личности» - писал А.Оссовский. Неудивительно, что в 1908 молодой музыкант получил приглашение провести несколько симфонических программ в летних концертах в Сестрорецке и Павловске, а с осени - стать вторым дирижером балета в Мариинском театре. Он сменил стареющего Р.Дриго.

9.5.1909 М. закончил курс консерваторского обучения. В конце жизни он написал несколько очерков, посвященных учителям и коллегам Римскому-Корсакову, Лядову, Глазунову. «В России каждый крупный музыкант учит, - отмечал М., - и это считается нравственным долгом - надо передавать традицию».

По окончании консерватории дирекция императорских театров направила молодого дирижера в Германию к известному ученику Р.Вагнера - Феликсу Мотлю, возглавлявшему тогда Мюнхенский оперный театр. Зарубежная командировка повысила статус М.: с осени 1909 ему начали поручать и оперные спектакли. В следующем году он уже дирижировал, наравне с Э.Направником, вагнеровской оперой «Золото Рейна», а по новому контракту стал оперным дирижером. Параллельно М. начал выступать как симфонический дирижер, постепенно нарабатывая и расширяя репертуар, завоевывая признание слушателей-музыкантов. Большую роль сыграли в этом его «летние сезоны» в Москве - в Сокольниках, ав 1913-14-в Сестрорецке. Известный критик Л.Сабанеев отмечал в своих рецензиях на московские концерты удачное исполнение Вагнера, «современных новаторов» - А.Скрябина и К.Дебюсси, а также русских авторов.

Показательно, что приглашение в Москву исходило от такого крупного музыканта как С.Кусевицкий, в Сестрорецке М. заменял признанного В.Сука.

Осенью 1914 М. стал главным дирижером симфонических концертов Русского музыкального общества, а с уходом Э.Направника в начале 1915- основным дирижером Мариинского театра. Он активно пропагандировал новую музыку: все написанное И.Стравинским, многие сочинения С.Прокофьева (два фортепианных концерта играл с ним автор), «Сказку», Симфониетту, Вторую симфонию Н.Мясковского; попрежнему много места занимала классика.М. становился известным, в рецензиях на концерты отмечались его интеллигентность и музыкальный вкус, отличная дирижерская техника и общая культура. Но возникали и конфликты, связанные с его требовательностью к оркестрантам и артистам оперы.М.

не терпел расхлябанности или приблизительности в исполнении, свое мнение выражал прямо и резко.

Февральская революция вызвала «расслоение» в театре. После Октября труппа раскололась: революционную часть возглавили В.Мейерхольд, певец И.Ершов и М. Их противники устроили 8.1.1918 забастовку, сорвав спектакль. Вмешался комиссар Государственных театров А.Луначарский, организаторы забастовки были уволены. Но остальная часть труппы не простила этого М., и на выборах дирижера он оказался забаллотированным. До осени он еще работал в Петрограде, дирижировал концертами Госоркестра: пропагандировал классическую музыку среди рабочих и солдат. В зале Дома Красной армии он организовал цикл симфонической музыки русских и зарубежных композиторов, в котором вступительные лекции читал Луначарский. Летом М. работал в Павловске, где концерты проходили в здании вокзала. Осенью 1918 уехал в Витебск.

Три года, проведенные в Витебске, были наполнены напряженным артистическим трудом. В полной мере проявились также и организаторские способности энергичного М. Отношение его к революции долгое время оставалось связанным с иллюзиями либеральной интеллигенции: просвещение и культура - в самые широкие народные массы, - так понимал он «задачи дня». Позже М. вспоминал: «Первые годы после революции все масштабы были нарушены и перепутаны, и вот в Витебске, где в течение девяти веков все шло тихо и спокойно, по-провинциальному, вдруг закипела жизнь. В городе, где не было ни одной музыкальной школы, были основаны консерватория и пять музыкальных школ. В городе, где за девять веков был, кажется, один раз организован концерт оркестра, появился симфонический оркестр, который сыграл за первый сезон 22 концерта, а всего за два с половиной года около 240 концертов». М. стал директором организованной в Витебске Народной консерватории. Все же рамки провинциального города были ему тесны.

В 1921 М. перебрался в Москву; занял пост ректора и руководителя инструментальных классов во вновь созданном Государственном институте Музыкальной драмы (1922); был также назначен главным дирижером симфонического оркестра Московской филармонии, вошел в правление Московского симфонического общества. Однако и институт, и оркестр вскоре распались. Некоторое время М. работал в Московской консерватории - руководил оркестровым классом, ставил вместе с Мейерхольдом в театре ГИТИСа оперу Даргомыжского «Каменный гость».

Затем уехал в Харьков, куда его пригласили в качестве дирижера оперы и симфонического оркестра. Однако и в Харькове М. пробыл недолго, недовольный состоянием тамошней оперы. Более продуктивной была его работа в Киеве, где, кроме дирижирования, он вел класс в Музыкальном институте им. Лысенко (реорганизованная консерватория). Здесь он оставался до осени 1925, постоянно гастролируя в разных городах - Ростове-на-Дону, Витебске, Одессе, Риге и др.

Осенью 1925 М. возвратился в Ленинград. Будучи главным дирижером, ас 1927 и директором Ленинградской филармонии, он развернул широкую пропаганду музыки.М. дирижировал концертами в Домах культуры, цехах заводов, выступал сам с пояснительными лекциями и привлекал к этому Луначарского, Асафьева, Широчайший репертуар выступлений М. включал в себя классику и романтическую музыку XIX в. В историю филармонии вошел организованный им фестиваль к 100-летию со дня смерти Бетховена, в котором приняли участие выдающиеся немецкие дирижеры Отто Клемперер и Ганс Кнаппертсбуш, солисты И.Сигети и А.Шнабель. В интерпретации современной симфонической музыки М. не знал соперников.

Под его управлением были сыграны сочинения Шенберга, Мийо, Онеггера, Шрекера, Хиндемита - все, что поддерживала Ассоциация современной музыки. Особенно ревностно он играл русских современников - Скрябина, Стравинского, Мясковского, Прокофьева, был первым исполнителем Первой и Второй симфоний Шостаковича.

В эти же годы складывался педагогический курс М. Преподавая в Ленинградской консерватории (1925-28), он, в сущности, создавал теорию программы обучения, заботился о всесторонней образованности и профессиональной подготовке дирижера. Вводил в учебные планы практические дисциплины: знакомство с инструментами - их штрихами, выразительностью звука, обязательный аккомпанемент в классах вокала, духовых, знакомство с историей театра. Среди его учеников - крупнейшие фигуры советской дирижерской школы: Б. Хайкин, Л.

Гинзбург, Е.Мравинский, А.МеликПашаев, Н.Рабинович, Н.Мусин.

В конце 20-х М. начал выезжать на гастроли в Европу. В концертах в Вене (1928) он исполнил Пятую симфонию Мясковского. Успех был велик.

Многочисленные рецензии принесли ему известность. В следующем году он совершил поездку в Чехословакию и Англию, летом - в Южную Америку (Буэнос-Айрес). С этой поездки началась «зарубежная» жизнь дирижера - на родину он приехал лишь на гастроли, после 30-летнего перерыва, в 1959. Непосредственной причиной невозвращения стал очередной конфликт в консерватории и филармонии: желание М. получить длительный отпуск с целью организации своих гастролей не встретило понимания администрации, и он был уволен. В то время как М. приглашали крупные оркестры Европы и Америки, на родине он оказался без работы, что побудило его выехать за границу.

Работая в Европе, в США, а позже в Австралии, М. активно пропагандировал музыку русских и советских композиторов. Пятые симфонии Мясковского и Шостаковича неизменно входили в его программы: в письмах к Мясковскому, Шерману он просил о присылке новинок - партитур, клавиров; в них звучит неподдельная заинтересованность и увлеченность новой русской музыкой.М. мог вполне искренне писать о себе: «По-настоящему, не на словах, распространяющий советскую музыку и укрепляющий культурные связи с заграницей...» Первое время М.

«делился» между Веной и Прагой, нос 1930 работал в Копенгагене как дирижер симфонического оркестра радиоцентра; датчане считают его создателем этого оркестра. Часто бывал в Лондоне, совершал турне по Германии (до 1933), Чехословакии: много лет был связан с оркестром Пражской филармонии и Пражской Национальной оперой.

Годы 2-й мировой войны М. провел в США, куда переехал в 1940: сначала в Бостон, потом в Чикаго. Подобно С.Рахманинову он возглавил в Чикаго кампанию по сбору средств помощи Советскому Союзу. Только после войны он вновь начал совершать ежегодные турне по Европе, оставаясь, впрочем, постоянным дирижером в Чикаго. Правда М. возобновил контракт (с осени 1946) с Копенгагеном, работал в Лондоне: в 1947 ставил на Би-Би-Си оперу Глинки «Иван Сусанин», в 1949 совершил большое турне с Лондонским симфоническим оркестром. С Копенгагеном связи сохранялись до конца жизни дирижера. Здесь была издана его большая книга («Дирижер и его палочка». Копенгаген, 1950), обобщившая его педагогические искания.

Неполное определение ↓

«Сегодня вы меня заставили плакать». С такими словами после концерта обратился к дирижеру НИКОЛАЮ МАЛЬКО концертмейстер оркестра. Сказал – и поцеловал руку. Это было в мае 1958 года после исполнения «Патетической» симфонии П. И. Чайковского.

В то время Николай Малько (1883–1961) работал главным дирижером симфонического оркестра в Сиднее. Долгие годы дирижер не обращался к последним симфониям гения русской музыки. Как он сам признавался: «Боялся их эмоционального материала, боялся – «слишком» или «недостаточно» . Острота переживания этой музыки была связана с тем, что Малько не был на родной земле уже тридцать лет. Притяжение же ее испытывал постоянно и с невероятной силой. Жил по советскому паспорту до 1946 года, пока не получил американского гражданства.

По воспоминаниям сына, дирижер «изъяснялся на восьми языках, сны же видел всегда на русском» . Переписка с российскими корреспондентами не прекращалась до конца жизни. Первые и последние гастроли в СССР состоялись в 1959 году. Прошел даже слух, что Малько намерен остаться. Множество бывших учеников класса Малько приехали в столицу, чтобы увидеться с Учителем. Среди них Е. Мравинский, И. Мусин, А. Мелик-Пашаев, Л. Гинзбург, Н. Рабинович. Не решившись на склоне лет на радикальную перемену в жизни, Николай Малько вернулся в Австралию. Как потом вспоминала жена музыканта, эта поездка «разбила его сердце и ускорила смерть» .

Выпускник композиторского и дирижерского факультетов Санкт-Петербургской консерватории и историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета Николай Малько прекрасно владел не только профессией музыканта, но и словом. Начиная с ранних публикаций в газетах «Речь» и «Голос правды» и до поздних статей в американской прессе не оставлял общественно острых тем, вопросов искусства, истории и культуры. На русском языке опубликованы сборник «Н. А. Малько. Воспоминания. Статьи. Письма» и объемистый труд «Основы техники дирижирования».

Николай Малько – наследник великой русской музыкальной традиции. Он воспринял лучшие черты отечественного музыкального искусства от своих наставников – Н. Римского-Корсакова, А. Лядова, А. Глазунова, Н. Черепнина. Западноевропейскую «прививку» получил в годы стажировки у Феликса Мотля в Мюнхене (1909–1911). Уже в десятые годы рецензенты отмечают в исполнении Малько «музыкальный вкус, отличную дирижерскую технику и общую музыкальную культуру» . Десятилетия спустя его сын вспоминает: «У него был очень скромный жест, он верил в то, что дирижер не должен стоять между музыкой и слушателем, что его задача – найти ту самую прямую линию между оркестром и публикой. И если слушатели не замечают, что делает дирижер, то это хорошо» .

В 1929 году Николай Малько не возвращается с очередных гастролей, решив строить свою концертную карьеру за рубежом. Он оставляет должности директора и главного дирижера Ленинградской филармонии и профессора Ленинградской консерватории. Позади оркестровый класс Московской консерватории (1922–1923), преподавание в им же созданной народной консерватории в Витебске (1918–1921), пост главного дирижера Мариинского театра (1915–1918). Впереди активнейшая гастрольная жизнь на всех континентах, с лучшими оркестрами мира, освоение и исполнение огромного репертуара мировой симфонической литературы, большую часть которого составляет русская музыка. Это весь Стравинский, большая часть Прокофьева и Шостаковича, значительные сочинения Танеева и Мясковского, Чайковского и Рахманинова.

Среди небольшого количества записей оркестров под управлением Николая Малько, которые хранит глобальная сеть, следует отметить исполнение Симфонии № 7 С. Прокофьева и Концертной сюиты для скрипки с оркестром С. Танеева (солист Давид Ойстрах). Вместе с предельной точностью игры оркестра и солиста мы ощущаем тонкую одухотворенность интерпретации, культуру звука, чувство меры в подвижной архитектонике звучания.

Дмитрий ДЯТЛОВ

Пианист, музыковед. Доктор искусствоведения, профессор СГИК.

скачать

Реферат на тему:

Малько, Николай Андреевич



Никола́й Андре́евич Малько́ (22 апреля (4 мая) 1883, Браилов - 23 июня 1961, Сидней) - русский советский дирижёр, с 1929 живший и работавший за рубежом.

Биография

Малько учился на филологическом факультете Петербургского университета, затем в Петербургской консерватории по классам композиции у Николая Римского-Корсакова, Анатолия Лядова, Александра Глазунова, дирижирования - у Николая Черепнина, совершенствовался в Мюнхене у Феликса Мотля. Дебютировал в 1909 году в качестве ассистента дирижёра балета в Мариинском театре, незадолго до революции получил место главного дирижёра.

В начале советской эпохи Малько, положительно относившийся к новому режиму, стал одной из ведущих фигур музыкального общества. В 1918-1925 преподавал в Московской консерватории, в 1925-1929 - в Ленинградской. Руководил различными оркестрами (в том числе Ленинградским филармоническим), осуществил ряд премьер, среди которых - Пятая симфония Мясковского (1920), Первая Шостаковича (1925).

В 1929 покинул СССР, работая в качестве приглашённого дирижёра в Вене, Праге, Копенгагене, Лондоне и других городах. В 1940 поселился в Чикаго, где руководил различными коллективами «второго эшелона» и преподавал в колледже Миллс в Калифорнии. С 1957 руководил симфоническим оркестром Сиднея, в 1959 гастролировал с ним в СССР.

Игру оркестра под управлением Малько отличали живость интерпретации и безупречная техническая точность. Дирижёр сделал ряд записей с Копенгагенским королевским и Лондонским филармоническим оркестрами, написал книгу об искусстве дирижирования «Дирижёр и его палочка» (The Conductor and his Baton ), изданную в Копенгагене.

  • Лео Гинсбург
  • Николай Рабинович
  • Борис Хайкин
  • Александр Мелик-Пашаев
  • Е. Микеладзе
  • Евгений Мравинский
  • Илья Мусин
  • Исаак Шерман
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 12.07.11 04:32:54
Похожие рефераты: Малько (Краснодарский край) , Николай II , Николай 1 , Николай VI , Чиа Николай , Николай V , Николай III .

Категории: Персоналии по алфавиту , Родившиеся 4 мая , Музыканты по алфавиту , Дирижёры СССР , Дирижёры России ,

Русский по происхождению, уроженец города Браилова в Подольской губернии, Николай Малько начал свой путь дирижером балетной труппы Мариинского театра в Петербурге, а закончил его на посту музыкального директора Сиднейской филармонии. Но хотя он и прожил значительную часть своей жизни за границей, Малько всегда оставался русским музыкантом, представителем той дирижерской школы, к которой относятся многие мастера исполнительского искусства первой половины XX века - С. Кусевицкий, А. Пазовский, В. Сук, А. Орлов, Э. Купер и другие.

В Мариинский театр Малько пришел в 1909 году из Петербургской консерватории, где его педагогами были Н. Римский-Корсаков, А. Лядов, А. Глазунов, Н. Черепнин. Незаурядная одаренность и хорошая подготовка позволили ему вскоре занять видное место в ряду русских дирижеров. После революции Малько некоторое время работал в Витебске (1919), затем выступал и преподавал в Москве, Харькове, Киеве, а в середине двадцатых годов стал главным дирижером филармонии и профессором консерватории в Ленинграде. Среди его учеников были многие музыканты, которые и сегодня входят в число ведущих дирижеров нашей страны: Е. Мравинский, Б. Хайкин, Л. Гинзбург, Н. Рабинович и другие. Тогда же в концертах под управлением Малько прозвучали впервые многие новинки советской музыки, и среди них - Первая симфония Д. Шостаковича.

Начиная с 1928 года Малько жил за границей на протяжении многих довоенных лет центром его деятельности был Копенгаген, где он дирижировал преподавал и откуда совершал многочисленные концертные турне по разным странам. (Ныне в столице Дании в память Малько проводится международный конкурс дирижеров, который носит его имя). Русская музыка по-прежнему занимала в программах дирижера центральное место. Малько завоевал репутацию опытного и серьезного мастера, в совершенстве владеющего дирижерской техникой, глубокого знатока различных музыкальных стилей.

С 1940 года Малько жил главным образом в США, а в 1956 году был приглашен в далекую Австралию, где работал до конца дней, сыграв немалую роль в становлении оркестрового исполнительства в этой стране. В 1958 году Малько совершил кругосветное гастрольное путешествие, во время которого дал несколько концертов в Советском Союзе.

Н. Малько принадлежит ряд литературно-музыкальных работ по вопросам дирижерского искусства, в том числе книга «Основы техники дирижирования», переведенная на русский язык.

Л. Григорьев, Я. Платек



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения