Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Слухоречевую реабилитацию детей после кохлеарной имплантации курсы. Коррекционно- педагогическая помощь детям после кохлеарной имплантации

Конспект занятия на этапе развития и закрепления навыков свободной речи с обучающимися второго класса.

Тема «Произнесение коротких фраз, выразительность речи».

Оборудование:

  1. Орфографические словарики.
  2. Индивидуальные карточки со стихотворением О. Дриз «Добрые слова».
  3. Индивидуальные карточки с текстом рассказа Н. Носова «Незнайка и

старичок».

  1. Серия сюжетных картин «В автобусе».

Цели:

  1. Закрепление навыков правильного речевого дыхания.
  2. Снятие напряжённости мышц органов артикуляции.
  3. Воспитание навыков плавной, слитной речи.
  4. Закрепление умения делать паузы после коротких предложений.
  5. Тренировка в произнесении фраз с различной интонацией.
  6. Отработка умений и навыков точно, чётко, правильно усваивать и

передавать информацию.

  1. Тренировка в диалогической речи.
  2. Формирование активной позиции в коллективе и активной роли в

процессе общения.

  1. Воспитание внимания, переключаемости, вежливости.

Ход занятия.

  1. 1. Релаксация «Волшебный сон».
  2. 2. Упражнение на тренировку голоса и дыхания «Часы».

Дети следят за рукой логопеда и чётко произносят: «Тик-так». Рука внизу - голос тихий, рука поднимается - голос становится громче.

  1. 3. Повторение изученных правил речи:
  • Дети коллективно произносят выученный стишок о правилах речи:

Мы спокойны всегда!

Говорим всегда красиво, смело и неторопливо.

Ясно, чётко говорим, потому что не спешим.

Паузы мы соблюдаем, звук ударный выделяем.

  • Повторение и закрепление изученных правил речи:

Сначала подумай, что ты хочешь сказать.

Сделай лёгкий вдох через улыбку.

Сразу начинай говорить.

В каждом слове выделяй ударный гласный звук.

Короткие предложения говори на одном выдохе и делай паузу.

  1. 4. Общение короткими фразами.

Логопед.- Сегодня мы с вами постараемся вспомнить правила поведения. То, как же следует себя вести в общественных местах и что полагается говорить в разных ситуациях.

  • А сейчас послушайте стихотворение «Добрые слова»:

Добрые слова не лень

Повторять мне

Трижды в день.

Только выйду за ворота,

Всем идущим на работу,

Кузнецу, ткачу, врачу

«С добрым утром!» я кричу.

«Добрый день!» кричу я вслед

Всем идущим на обед.

«Добрый вечер!» так встречаю

Всех домой спешащих к чаю.

Скажите, какие добрые слова вам ещё известны? (Дети перечисляют слова приветствия и прощания: здравствуйте, рад Вас видеть! До свидания, до встречи, спокойной ночи, доброй ночи; слова благодарности и похвалы: спасибо, благодарю, молодец, очень приятно; слова, которыми сопровождаются просьбы и обращения: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, если Вас не затруднит).

А сейчас прочитайте стишок вслух, соблюдая правила речи. (Дети читают стихотворение по очереди).

Прочитайте слова - приветствия. («С добрым утром!», «Добрый день!», «Добрый вечер!»).

С какой интонацией они произносятся? (С восклицательной).

А с какой ещё интонацией мы можем произносить слова и фразы? (С утвердительной и с вопросительной).

Давайте поупражняемся в произнесении коротких фраз с разной интонацией.

Солнце светит ярко (.!?) Я выучил домашнее задание (.!?) В лесу много грибов и ягод (.!?)

Ты поздравил бабушку с праздником (.!?) В саду расцвела сирень(.!?) Наташа помогла маме вымыть посуду (.!?)

  • Логопед. - Поработаем с орфографическим словарём. Откройте словарь на букву М. Прочитайте седьмое слово (магазин). - Составьте с ним предложение.

Откройте словарь на букву А. прочитайте первое слово (абажур). Составьте с ним

предложение.

Откройте словарь на странице 212. Прочитайте двадцатое слово снизу (купить).

Составьте с ним предложение.

Откройте словарь на букву Б. Прочитайте слово семнадцатое снизу (бабушка).

Составьте с ним предложение.

Составьте предложение из всех четырёх слов.

  • Беседа по серии сюжетных картин «В автобусе». Детям предлагается отвечать на вопросы полными ответами.

Логопед. - Кого вы видите на картине? (На картине мы видим двух девочек).

Как зовут девочек? (Дети называют девочек).

Где происходит действие? (Действие происходит в автобусе).

Кто вошёл в автобус? (В автобус вошла старушка).

Что она сделала? (Она встала рядом с девочками.).

Что сделала Катя, когда увидела старушку? (Катя уступила место бабушке).

Что при этом сказала Катя? (Катя сказала: «Садитесь, пожалуйста».

Как поступила Катя? (Катя поступила вежливо, уважительно).

Какой её можно назвать? (Катю можно назвать воспитанной, примерной).

  • Физкультминутка (движение с речевым сопровождением).

Шёл по берегу петух.

Поскользнулся, в речку - бух!

Будет знать петух, что впредь

Надо под ноги смотреть!

  • Чтение рассказа Н. Носова про Незнайку.

Сначала рассказ читает логопед, а дети следят по индивидуальным карточкам.

Незнайка и старичок.

Незнайка брёл куда глаза глядят. Вдруг он увидел, что какой-то старичок отбивается зонтиком от собаки. Незнайка бросился на помощь, оттащил собаку, усадил старика на скамейку и сказал: «Отдохните, пожалуйста!»

Тут произошло чудо! Старичок превратился в волшебника и, протягивая Незнайке волшебную палочку, промолвил: Вот ты и совершил три хороших поступка: спас меня от собаки, предложил отдохнуть и сказал «Пожалуйста».

После этого дети читают рассказ по цепочке.

Затем читают по ролям.

Логопед. - Какой первый хороший поступок совершил Незнайка? (Незнайка спас старичка

от собаки).

Какой второй? (Незнайка предложил старичку отдохнуть).

Какой третий? (Незнайка сказал старичку «Пожалуйста».

А какие добрые поступки совершаете вы? (Дети рассказывают о том, как они

помогают взрослым в доме, во дворе, в огороде. О том, как заботятся о младших

братишках и сестрёнках. Как выручают своих товарищей. Как заботятся о

животных и помогают зимой птицам).

Какие добрые слова вы говорите? (Дети перечисляют слова приветствия и

прощания, слова благодарности и похвалы, слова, которыми сопровождаются

просьбы и обращения).

  • Игра «Угадай предмет».

Один ученик задумывает вещь из комнаты или на улице. Дети задают вопросы:

Эта вещь есть в нашей комнате? -Какой она величины? -Какой формы? -Из чего эта вещь сделана? -Как она служит людям?

5. Итог занятия.

Логопед отмечает успехи каждого ребёнка. Кто-то говорил плавно, соблюдал паузы. Кто-то быстро всё запомнил, был очень активным. Кто-то говорил лучше, чем на прошлом занятии и т. д.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ

ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ.

Метод многоканальной кохлеарной имплантации является одним из наиболее эффективных методов реабилитации детей с нарушенным слухом, который позволяет абсолютно глухим детям слышать и понимать речь. Кохлеарноимплантированные дети – это особая категория детей с недостатками слуха, ибо они одномоментно начинают слышать после операции, причём пороги их слуха приближаются к нормальным, но при этом по уровню речевого и слухового развития они соответствуют глухим детям.

При сенсоневральной тугоухости наиболее часто поражены рецепторы улитки (волосковые клетки), в то время как волокна слухового нерва долгое время остаются сохранными. Действие кохлеарного импланта основано на том, что он заменяет волосковые клетки внутреннего уха и передает звуковую и речевую информацию с помощью особых электрических разрядов прямо слуховому нерву . Через месяц после операции проводится включение речевого процессора и его первичная настройка, которая направлена на формирование у человека полноценных слуховых ощущений. Далее проводится слухоречевая реабилитация, эффективность которой зависит от правильной организации комплексной медицинской и психолого-педагогической помощи.

Цель сурдопедагогической помощи детям с кохлеарным имплантатом - научить их воспринимать новые звуковые ощущения, понимать их значение и использовать этот опыт для развития речи. Поэтому основным направлением послеоперационной слухоречевой реабилитации является развитие восприятия звуковых сигналов с помощью импланта, причем желательно в короткие сроки.

Кохлеарный имплант обеспечивает возможность слышать окружающие звуки, но восприятие звуков окружающей среды и понимание речи - это более сложные процессы, которые включают в себя умение различать сигналы, выделять в них важные признаки, узнавать изолированные слова в слитной речи, понимать смысл высказываний, выделять сигналы из шума и др. . Если ребенок был глухим с рождения и до операции не пользовался слуховым аппаратом, то навыки восприятия звуковых сигналов у него не сформированы. Поэтому реабилитационные занятия после кохлеарной имплантации включают различные ступени восприятия акустической информации. При отсутствии адекватного педагогического сопровождения долингвально оглохший ребенок не способен овладеть речью, несмотря на то, что с помощью кохлеарного импланта он будет слышать все звуки речи, в том числе и высокочастотные. У детей с врожденной сенсоневральной тугоухостью послеоперационная реабилитация является самым трудоемким и длительным периодом, который длится пять и более лет. Основная работа с имплантированным ребенком в условиях школы-интерната ложится на плечи специалистов (сурдопедагога, логопеда, психолога и др.), и только комплексная систематическая, целенаправленная работа определит будущий позитивный результат.

Длительность и содержание слухоречевой реабилитации определяется в первую очередь уровнем его слухового и речевого развития на момент имплантации. Наблюдение за такими детьми показывает, что он может быть в значительной степени различным. С одной стороны, есть дети, которые постоянно использовали слуховой аппарат и устную речь как основное средство общения. С другой стороны, дети, которые практически не пользовались слуховым аппаратом, общались исключительно жестовой и дактильной формами речи. Общим же в реабилитационной работе является то, что потенциально все дети после подключения речевого процессора имеют возможность слышать и различать неречевые и отдельные звуки речи, короткие фразы, фонемы .

Длительность и эффективность реабилитации детей с кохлеарными имплантами зависит от многих факторов, ведущим из которых является возраст потери слуха. При обучении детей с тяжёлой потерей слуха используются научно-обоснованные методики (Рау Ф. Ф., Слезиной Н. Ф., Зыкова С. А., Корсунской Б. Д., Носковой Л. П., Кузьмичевой Е.П. и другие). Несмотря на огромное практическое значение и подтвержденную высокую эффективность данных методик, они не могут быть перенесены в процесс педагогической реабилитации детей после кохлеарной имплантации. Основой психолого-педагогической реабилитации наших имплантированных малышей на начальном этапе является программа комплексного развития детей с нарушенным слухом «Я слышу мир!». Как известно, это первая программа реабилитации детей, разработанная сотрудниками ФГУ «СПБ НИИ ЛОР» Пудовым В.И., Зонтовой О.В. Основная задача программы - объединить усилия врачей, сурдопедагогов, родителей в реабилитации имплантированных детей, чтобы ввести их в общество слышащих людей.

На каждого имплантированного ребенка сурдопедагогами нашей школы составляется индивидуальная программа с учётом возраста имплантации, наличия слухового опыта и речи на основе научно-методических пособий, рекомендаций, методик научного сотрудника ФГУ Санкт-Петербургского НИИ ЛОР И.В.Королевой. Слухоречевую реабилитацию детей после кохлеарной имплантации проводят сурдопедагоги, прошедшие подготовку на разных уровнях – это семинары, курсы, взаимопосещения, самообразование. Методистом программы реабилитации детей с ограниченными возможностями по слуху «Я слышу мир» О.В. Зонтовой на базе школы проведены два межрегиональных семинара. Один из них проходил в летнее время на Байкале, где отдых имплантированных детей был совмещен с учёбой. Учились дети, их родители и педагоги.

Целенаправленная, систематическая работа по реабилитации дает положительные результаты: на сегодняшний день семь имплантированных учащихся продолжают обучение в общеобразовательных школах республики, у некоторых из них постоянное логопедическое сопровождение.

Кристина Р. Девочка поступила в дошкольное отделение СКОШИ I-II вида в возрасте 5 лет с прогрессирующим снижением слуха, в основном общение осуществлялось простыми словами и естественными жестами. До кохлеарной имплантации нами была проведена работа по определению дальнейшего маршрута развития девочки, а также ряд индивидуальных занятий по обучению матери развитию слухового восприятия на первоначальном этапе (выработка условно-двигательной реакции на звук, определение характеристик звучания, минимальный словарь для понимания). Данная процедура позволила родителям и сурдопедагогу быть максимально подготовленными к последующей реабилитации. На момент имплантации Кристине было 6,5 лет. На протяжении двух лет интенсивной работы девочка окончила 2 класса в СКОШИ II вида. На конец учебного года наблюдалась инициативная речь с аграмматичными конструкциями; девочка находилась на начальном этапе предикативного уровня понимания речи, уровень осведомлённости - ниже среднего, начало развития синтаксической и грамматической системы языка. Слуховое восприятие в свободном звуковом поле соответствовала I степени тугоухости. Разборчивость речи на материале незнакомых текстов составляла 97 %, внятность речи- 86 %. Средний уровень внятности речи связан с трудностью восприятия и воспроизведения сонорных звуков. При развитии фонетико-фонематического слуха наблюдались сложности с восприятием низкочастотного материала, а именно дифференциации [М, Н, Л]. Для лучшей стимуляции низкочастотного диапазона было рекомендовано ношение слухового аппарата на втором ухе. Сейчас девочка обучается в массовой сельской школе. После первого года обучения в массовой школе наблюдается повышение разборчивости речи на слух, это связано с быстрым накоплением пассивного словаря, адекватной речевой средой и дополнительными занятиями. Девочка быстро идет на контакт, довольно общительная, поэтому во внешкольной деятельности адаптировалась вполне успешно: имеет много друзей и подруг. При этом Кристина по-прежнему испытывает трудности в понимании образных высказываний, переносных значений, часто ошибается в согласовании слов в предложении, ей нередко требуется наглядное представление материла. Для развития логического мышления Кристина играет в шахматы, для развития координации и чувства ритма занимается в хореографическом кружке.

Оксана К. с диагнозом двусторонняя глухота, прооперирована на левое ухо пять лет назад в научно-клиническом центре оториноларингологии города Томска. В силу недостаточной осведомленности родителей процесс реабилитации начался гораздо позже установленных сроков. Безусловно, кохлеарный имплант обеспечивает возможность слышать, при этом восприятие звуков окружающей среды и понимание речи требуют специальных занятий. Интенсивные занятия с сурдопедагогом начались через 2,5 года c момента подключения речевого процессора. Во время целенаправленных занятий велась работа по увеличению словаря, общей осведомленности об окружающем мире, развитием речевого слуха и связной речи. Девочка обучалась в классе слабослышащих детей один год и показала довольно хороший уровень речевого общения, понимания обращенной речи, поэтому родители приняли решение переехать в поселок и обучать ребенка в общеобразовательной школе, где она обучается третий год. Психо-эмоциональное состояние ребенка удовлетворительное, обучение ведется по индивидуальной программе. У Оксаны возникают сложности с написанием диктантов. Во время урока учитель перемещается по классу, и девочке сложно уловить окончания слов и предлоги. Родители ребенка готовы к слухопротезированию второго уха, так как, слуховой аппарат не дает должной эффективности. Говоря об имплантации правого уха, специалисты из г. Томска едины во мнении, что операция в данном случае будет малоэффективна. Причиной тому длительное время с момента первой операции. После двух лет обучения и пребывания в среде слышащих детей, у ребенка заметно возросли познавательные интересы, обогатился словарный запас, улучшилась просодическая сторона устной речи. Девочка дополнительно занимается с учителем класса три раза в неделю, ходит в группу продленного дня при школе, занимается с логопедом и продолжает наблюдаться у сурдопедагога. Оксана в школе очень активна, всегда принимает участие в жизни класса и школы. Девочка чувствует себя вполне комфортно в новом для нее мире звуков.

Кирилл У. - ребенок с врожденной глухотой, оперирован в Санкт-Петербургском НИИ уха, горла, носа и речи в шестилетнем возрасте. На момент имплантации он не имел слухового опыта, речь отсутствовала, общался с помощью естественных жестов, наблюдались сопутствующие расстройства памяти, внимания, нервно-мышечной координации. Результаты первичного тестирования с кохлеарным имплантом следующие: сформирована условно-рефлекторная реакция на низко- и среднечастотные звуки речи на расстоянии не менее 4 м, на высокочастотные - до 0,5 м; речь – гласно- и слогоподобные вокализации. После подключения речевого процессора ежедневные занятия с сурдопедагогом, занятия с психологом дважды в неделю, логопедом, занятия с родителями по заданию педагогов. При втором тестировании через шесть месяцев после первой настройки речевого процессора отмечена положительная динамика слухового и речевого развития (рост пассивного и активного словаря, увеличение количества слов и фраз, воспринимаемых на слух, объем кратковременной слуховой памяти (3-4 слова), речь - слова, короткая фраза), уровень развития устной речи соответствует ОНР 2 уровня. В дальнейшем был определен круг проблем, требующих коррекции: несформированность грамматических представлений; незрелость эмоционально-волевой сферы; несформированность произносительных навыков; несформированность словесно - логического мышления. Коррекция программы реабилитации, составление индивидуального маршрута психолого-педагогического сопровождения, комплексная работа педагогов, специалистов и членов семьи позволили Кириллу перейти в общеобразовательную школу. Обучается в массовой школе пятый год. Сопровождает его логопед. Испытывает трудности по литературному чтению. Являясь вратарем школьной команды, участвует в различных городских соревнованиях по футболу. Не испытывает проблем в общении со сверстниками.

С. Даниил , имевший до потери слуха небольшой слуховой опыт и речь в виде изолированных слов «баба, мама, дай», имплантирован в Томске в 9-летнем возрасте. Потеря слуха вследствие приема антибиотиков. Первоначальный этап реабилитации прошел довольно хорошо. Различает короткие фразы, слова и все фонемы русского языка, за исключением [Ф, Х]. Может на слуховой основе включиться в мини-диалог. Понимание речи окружающих затруднено у Даниила из-за ограниченного словарного запаса и несформированности первоначальных грамматических представлений. Это обусловлено тем, что сенситивный период для развития речи у него упущен.

Т. Бато - глухой от рождения, был прооперирован в Санкт-Петербурге также в 9-летнем возрасте. До операции пользовался слуховым аппаратом, имел опыт слухового восприятия отдельных слов и коротких фраз только со ЗУА стационарного типа, речь фразовая, ограниченная, из двух, трех слов разговорно-бытового характера, понятна для окружающих. С кохлеарным имплантатом стал быстро набирать темпы восприятия и воспроизведения слов, отдельных фонем, фраз. То, что раньше осваивалось со слуховым аппаратом за недели, с кохлеарным имплантатом ему удавалось достичь значительно быстрее.

Имплантированные учащиеся обучаются в массовых школах исключительно благодаря активности родителей, которые берут на себя обязательства по обеспечению ребенка дополнительными занятиями по развитию речи.

Начальные этапы слухоречевой тренировки долингвально оглохшие подростки проходят достаточно быстро. Особую трудность составляет развитие способности различать речевые сигналы - слова, фразы. В основе этого лежат, по-видимому, дефицит слухоречевой памяти, низкая языковая компетенция. В связи с этим направления работы, связанные с тренировкой слуховой памяти, увеличением словарного запаса, развитием лексико-грамматических представлений являются наиболее актуальными.

На примере реабилитации одного нашего подростка, потерявшего слух до овладения речью, можно сделать вывод, что при хорошо сформированной языковой системе и определенного слухового опыта в результате сурдопедагогических занятий и раннего использования слухового аппарата, реабилитация после КИ проходит успешно. Такие дети способны активно самостоятельно развивать речь, используя для этого естественные ситуации. Наши результаты реабилитации четырех подростков в возрасте 13-16 лет свидетельствуют, что на начальном этапе реабилитации, как и на предоперационном этапе, наиболее важной следует считать психологическую работу, направленную на повышение мотивации подростка к пользованию имплантом. Это определяется тем, что решение об операции фактически принимают его родители, а у самого подростка, со сформировавшимися навыками общения жестовой и дактильной формами речи со сверстниками, нет стремления пройти сложный путь реабилитации.

Наука пока не может предотвратить возникновение глухоты, но благодаря её достижениям с помощью кохлеарной имплантации, благодаря высокопрофессиональной работе специалистов можно вернуть глухому ребёнку слух, дать возможность ему научиться понимать речь, говорить.

Наш опыт работы показывает, что процесс психолого-педагогической реабилитации очень важен. Только через систематическую реабилитацию, в которую включены как родители, так и специалисты, лежит для имплантированного ребенка путь в общество. Только успешная реабилитация оправдывает имплантацию и помогает ребенку начать новую, полноценную жизнь.

Литература

    Багрова И.Г. Развитие речевого слуха слабослышащих школьников М.- 1993. - 136 с.

    Королева И.В. Кохлеарная имплантация и слухоречевая реабилитация глухих детей и взрослых (Учебное пособие). – СП-б.: СПб НИИ уха, горла, носа и речи, 2008. -130 с.

    Королева И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых. – СПб.: КАРО, 2012. – 752 с.

    Королева И.В., Росс Я.Ю., Огородникова Е.А. и др. Восприятие музыкальных стимулов пациентами после операции кохлеарной имплантации // Российская оториноларингология, 2006, №5 (24), с. 46-55.

    Королевская Т.К., Стаценко В.Я. Развитие слухоречевого восприятия глухих учащихся 3 класса./М.: Изд-во «Экзамен».- 192 с.

    Королева И.В., Янн. П.А. Дети с нарушениями слуха.- СПб.: КАРО, 2011.-240с.: ил.

    Комплект методических материалов «Занимаемся с Ушариком» ФГУ «СПб НИИ уха, горла, носа и речи».

    Кузьмичева Е.П., Федосова И.Ф.Развитие слухового восприятия

учащихся первого класса. - М.: Просвещение, 1996.

    Программыспециальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида. - М.: Просвещение, 1997.

    Пудов В.И, Кузовков В.Е., Зонтова О.В. Санкт-Петербург, ФГУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт уха, горла, носа и речи» Федерального агентства по высокотехнологичной медицинской помощи»; 2009 г. – 28 с.

    Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф.Методика обучения произношению в школе глухих: Пос. для учителей. - М: Просвещение, 1981.

    Слезина Н.Ф. Формирование произношения у глухих школьников. - М.: Просвещение, 1984.

Вдовина Галина Петровна,

учитель-дефектолог,

награждена нагрудным знаком

«Почетный работник общего образования РФ»

ГКБС(К) ОУ для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья

« Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат для детей с нарушением слуха 1, 2вида»

Как известно, здоровые люди воспринимают окружающий мир с помощью пяти чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания.

Степень выраженности того или иного чувства может довольно сильно отличаться. Например, у одного человека острое обоняние, позволяющее вычленять отдельные компоненты из большого количества ингредиентов, составляющих духи, а другой не слышит запаха испорченной пищи.

Среди пяти чувств для человека важнее всего зрение и слух: именно через них мы получаем максимальную информацию об окружающей обстановке. Если по какой-то причине человек, утрачивает какое-то из них, то у него появляется, особенно на первых порах, острое чувство нехватки информации.

Слух занимает особое место, при помощи которых человек воспринимает окружающий мир. Мы живем в мире звуков: природы, музыки, речи, всевозможных шумов. Посредством слухового восприятия человек улавливает звуки, распознает близость или дальность их источников, направление звуковой волны, а также различает звуки по силе и тону.

Ухо настолько чувствительно, что почти способно слышать беспорядочные удары молекул воздуха о барабанную перепонку. Кроме того, ухо обладает удивительной избирательностью. В комнате, полной разговаривающих людей, оно способно игнорировать большинство шумов и улавливать лишь речь одного человека.

Тренированное ухо способно на чудеса! В смешении звуков симфонического оркестра ухо дирижера может выделять отдельные инструменты.

Но бывают ситуации, когда по той или иной причине человек лишен полноценного восприятия мира уже с момента своего рождения или с раннего детства.

Сегодня в России более 13 миллионов людей страдают нарушениями слуха (глухих и слабослышащих). Из них более 1 миллиона – глухие дети.

По статистике, ежегодно один из тысячи младенцев появляется на свет глухим. Еще двое из этой тысячи теряют слух в течение первого года жизни. Причин много: недоношенность, родовая травма, инфекционные заболевания будущей матери и ребенка и т.д. При этом порядка 50% всех нарушений слуха носят наследственный характер.

В настоящие время в Архангельской области приблизительно 2 тысячи человек с нарушением слуха.

Наука доказала и практика подтвердила, что нарушение слуха у детей необходимо диагностировать в первые месяцы жизни, чтобы провести реабилитационно-восстановительные мероприятия в наиболее чувстви-тельные периоды развития слуха и речи.

В настоящее время единственным способом реабилитации больных с тотальной глухотой является кохлеарная имплантация . В мире насчитывается уже более 20 000 больных, использующих вживленные кохлеарные протезы.

В чём смысл кохлеарной имплантации?

Слово «кохлеарный» происходит от латинского слова «кохлеа» — улитка. Так называется орган слуха, в котором находятся специальные клетки – рецепторы слуха, воспринимающие звуки и передающие их в виде электрических импульсов в слуховой нерв и дальше в мозг, где возникают слуховые ощущения.

У глухого ребенка погибают эти рецепторы в улитке, и, в результате, информация не поступает в мозг. Поэтому ребёнок не слышит. В этом случае ему не помогают обычные слуховые аппараты, которые просто усиливают звук. Но ему может помочь кохлеарная имплантация хирургическая операция, при которой во внутреннее ухо-улитку глухого ребёнка вводится система электродов. Они передают звуки в виде слабых электрических импульсов слуховому нерву, и благодаря этому ребёнок воспринимает окружающие звуки.


Как работает кохлеарный имплант

1 — звуки воспринимаются микрофоном речевого процессора.

2 — речевой процессор анализирует звуки и кодирует их в последовательность электрических импульсов.

3 — эти импульсы передатчик посылает через неповрежденную кожу к импланту.

4 — имплант передает электрические импульсы на электроды в улитке.

5 — слуховой нерв воспринимает их и посылает в слуховые центры мозга.

6 — мозг распознает переданные сигналы как звук.

Всем пациентам после кохлеарной имплантации требуется послеоперационная реабилитация.

Послеоперационная реабилитация детей дошкольного возраста включает следующие компоненты:

1. Настройка речевого процессора кохлеарного импланта.

2. Развитие слухового восприятия и речи.

3. Общее развитие ребенка (невербальный интеллект, моторика, память, внимание и т.д.).

4. Психологическая помощь ребенку и его близким.

Сама по себе кохлеарная имплантация не позволяет глухим детям сразу же после подключения речевого процессора различать звуковые сигналы и пользоваться речью в коммуникативных целях. Поэтому, после проведения первой настройки процессора ребенок нуждается в педагогической помощи по развитию слухового восприятия и развитию речи. В связи с чем, главная цель реабилитации маленьких детей с кохлеарным имплантом — научить ребенка воспринимать, различать, опознавать и распознавать окружающие звуки, понимать их значение и использовать этот опыт для развития речи.

Слухоречевая реабилитация включает в себя :

1. Научить анализировать речь и другие звуки, а в памяти ребёнка должны накопиться образы различных звуков и слов.

2. Овладеть системой родного языка – знать значение слов, правила изменения и соединения слов в предложениях.

3. Научить произносить разные звуки речи и соединять их в слова и предложения.

4. Научить общаться с другими людьми с помощью речи. Это очень важно, потому что многие дети с нарушенным слухом часто не используют слова и фразы в жизни для общения, хотя знают и произносят их на занятии с педагогом.

Периоды слухоречевой реабилитации детей с кохлеарным имплантом:

1 период – Начальный период развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ.

Этот период почти исключительно связан с развитием у ребенка начального интереса к звукам. За этот период должны быть достигнуты параметры настройки процессора, позволяющие ребенку воспринимать все звуки речи, а усилия педагогов и близких должны быть направлены на развитие у ребенка интереса к окружающим звукам.

2 период - Основной период развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ.

За этот период у ребёнка достигается оптимальные и стабильные параметры настройки процессора кохлеарного импланта, а главное формируется способность анализировать окружающие звуки и речь как звуковые сигналы.

Ребёнок научается обнаруживать разные звуки, у него формируется непроизвольное и произвольное слуховое внимание, он слышит различия между звуками, узнает и запоминает разные звуки и слова.

Дальнейшее слухоречевое развитие и занятия с сурдопедагогом и логопедом связаны с развитием у ребёнка речевой системы – накопление пассивного и активного словаря, развитие и формирование грамматической системы языка. В этот период ребёнок начинает понимать часто используемые слова и предложения.

3 период – Языковой период развития восприятия речи и собственной речи.

Главным в этот период является развитие у ребёнка системы родного языка он всё время должен слышать родную речь, пользоваться ею, получать специальные занятия по родному языку.

Особое внимание необходимо уделять развитию у ребенка слухового восприятия грамматической стороны речи.

У ребенка продолжает улучшаться восприятие звуков и речи – он начинает понимать речь в шуме, речь разных людей, речь, не обращенную к нему.

4 период – Период развития связной речи и понимания сложных текстов.

Этот период определяется дальнейшим накоплением словарного запаса, развитием грамматической и общих представлении об окружающем мире.

Он отличается от предыдущего периода тем, что это значительно более высокий уровень овладения родным языком. Показателем его достижения является умение ребёнка понять прочитанный сложный текст, умение пересказать прочитанное, связно рассказать о различных событиях и явлениях, умение обращаться с разными людьми с помощью речи.

В настоящие время у детей с нарушенным слухом есть возможность обучаться в разных учреждениях.

Существует два основных подхода к обучению детей с нарушенным слухом :

Обучение в специальных учреждениях для детей с нарушенным слухом;

Интегрированное обучение вместе со слышащими детьми.

Родители имеют право выбирать тип образовательного учреждения, и ребенок с нарушенным слухом имеет право посещать массовый детский сад или школу.

Ребёнок с нарушенным слухом нуждается в систематических занятиях сурдопедагогом, а в массовом детском саду его нет. Кроме того, специалисты в таких садах обычно не знают, как обращаться с неговорящим ребенком с потерей слуха. Поэтому в этих случаях родители должны много заниматься с ребёнком самостоятельно под руководством сурдопедагога из реабилитационного центра.

В наш детский сад был направлен неорганизованный ребёнок (1год 5 мес) по заключению ПМПК с диагнозом «Двухсторонняя сенсоневральная глухота, состояние после кохлеарной имплантации», то мне пришлось изучить много специальной литературы такой как: Королёва И. В. «Развитие слуха и речи у глухих детей раннего возраста после кохлеарной имплантации», «Дети с нарушением слуха», «Кохлеарная имплантация и дети», О. В. Зонтова « Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия детей с нарушенным слухом» и некоторые источники в интернете.

С первых занятиях начала использовать игры, которые помогают различать и опознавать неречевые звуки, и привлекала внимание к звучащим предметам.

Для этого использовала такие игры «Кто в гости пришел?», «Где звенит?», «Тихо- громко», «Звенит не звенит», «Тук-тук», так же включала в свою работу игры презентации цель которых — узнавать звуки окружающей среды с разной громкостью.

Перед предъявлением звука или слова привлекала слуховое, и зрительное внимание ребенка указывала на своё ухо и говорила «Слушай».

Например, при проведении игры «Тук-тук» повторяла слова и стучала по столу, мама помогала привлечь внимание к моим действиям, повторяла «тук-тук» и показывала на ухо: «Ты слышишь?» я слышу «тук-тук».

Принципиально важным является повторение одних и тех же слов, действий, жестов, что помогает запоминать слова и действия.

Малыши любят открывать и закрывать разные коробочки, вынимать и убирать в них мелкие предметы. На этом основана игра «Шумящие коробочки», во время игры малыш слышит повторяющиеся звуки. Главное в таких играх вызвать интерес к звукам, развивать навык прислушиваться к звучанию разных предметов.

В каждое занятие включаю упражнения на развитие дыхания и мелкую моторику, это так же способствует развитию речи.

В дальнейшем планирую продолжать работу, т. к. реабилитация маленьких детей с КИ продолжается 3-5 лет, и ее конечной целью для большей части детей можно рассматривать подготовку к массовой школе. Это требует совместных усилий специалистов центра кохлеарной имплантации, специалистов на местах и близких ребенка.

Кохлеарная имплантация, безусловно, является высокоэффективным методом реабилитации глухих детей и детей с большими потерями слуха. Эффективность кохлеарной имплантации в целом у детей в существенной мере зависит от организации послеоперационной слухоречевой реабилитации. При отсутствии адекватной слухо-речевой реабилитации ребенок не способен овладеть речью, несмотря на то, что с помощью КИ он будет слышать даже тихие звуки. Известны случаи отказа подростков использовать КИ, так как вследствие неправильной организации занятий по развитию слухоречевых навыков ребенок не научился пользоваться появившимся слухом для развития понимания речи окружающих людей и различения звуков окружающей среды.

При правильной организации слухоречевой реабилитации большинство позднооглохших детей, потерявших слух после овладения речью, через месяц после подключения процессора КИ восстанавливают способность понимать речь на слухо-зрителъной основе в большинстве коммуникативных ситуаций. В течение года их способность воспринимать речь на слух улучшается, многие из них через 3-6 месяцев могут разговаривать по телефону. Такие дети учатся в массовой школе, но нуждаются в дополнительных занятиях по русскому языку.

У детей с врожденной глухотой слухо-речевая реабилитация занимает значительно больше времени. Развитие слуховых механизмов анализа окружающих звуков и речи, как звуковых сигналов, у детей этой группы происходит в течение 6-12 мес. Но слухоречсвая реабилитация в целом, как развитие способности понимать устную речь и говорить занимает у таких детей 3-5 лет и более. При этом уровень развития понимания устной речи и собственной речи у отдельных детей может сильно различаться от практически нормального уровня до ограниченного отдельными бытовыми словами и фразами. Это зависит от многих факторов , один из ведущих из них - возраст имплантации. Чем в более раннем возрасте проведена имплантация, тем лучше результаты.

Успешная послеоперационная реабилитация детей с КИ требует взаимодействия сурдопедагога, аудиолога, логопеда, сурдолога, психоневролога, психолога центра, в котором проводилась операция кохлеарной имплантации, подключение и настройка процессора КИ, и где дети проходят регулярные курсы реабилитации. По существу, имплантированные пациенты сохраняют связь с центром в течение всей жизни, в виду необходимости решения вопросов, определяемых особенностями эксплуатации КИ (настройка процессора, замена поврежденных элементов, замена на более современные модели КИ), проблемами слухо-речевой реабилитации, социальными проблемами.

Однако основная работа ложится на плечи местных специалистов, которые продолжают реабилитационные мероприятия в соответствии с рекомендациями сотрудников Центра кохлеарной имплантации. Важнейшую роль в успешной реабилитации детей с КИ играют их родители и близкие. Их обучение навыкам развития слуха , речи у детей с КИ, психологическая и социальная поддержка являются одним из существенных компонентов всей системы послеоперационной реабилитации.

Литература

1. Базаров В.Г., Кравчук Л.А., Карамзина Л.А. и др. Кохлеарная имплантация //Журн. ушн.,нос. и горл, бол.- 1993.-N 2.- С. 6-15.

2. Богомильский М.Р., Ремизов А.Н. Кохлеарная имплантация. - М.: Медицина, 1986.- 176 с.

3. Королева И.В., Пудов В.И., Жукова О.С. Кохлеарная имплантация - новое направление реабилитации глухих детей //Дефектология.- 2001.- № 1. - С. 17-26.

4. Королева И.В., Пудов В.И., Зонтова О.В. Реабилитация постлингвальных детей и взрослых с кохлеарными имплантами //Дефектология.- 2001. -№ 5. -С. 21-35.

5. Королева И.В. Реабилитация детей с кохлеариыми имплантами. - СПб, 2004.- 44 с.

6. Королева И.В. Психолого-педагогическая реабилитация глухих школьников после кохлеарной имплантации //Специальное (коррекционное) образование Ленинградской области на службе отечественной сурдопедагогики.- С-Пб., 2004, С.63-68.

7. Королева И.В., Жукова О.С., Зонтова О.В. Особенности слухоречевой реабилитации после кохлеарной имплантации у детей младшего возраста //Дефектология.- 2002.-№ 3.-С.25-38.

8. Королева И.В. Прогноз эффективности слухоречевой реабилитации после кохлеарной имплантации у дегей младшего возраста //Дефектология.- 2002.-№4.-С.28-40

9. Кохлеарная имплантация. Учебн. пособ. (составитель-Таварткиладзе Г.А.).- М.,2000.-81 с.

10. Ю.Огородникова Е.А., Королева И.В., Люблинская В.В. и др. Использование компьютерных программ в процессе слухоречевой реабилитации пациентов с кохлеарными //Актуальные вопросы логопатологии. Сб. статей. -2004, СПб. -С.73-77.

11 .Таварткиладзе Г.А. Белянцев И.А. Фроленков Г.И. и др. Показания к кохлеарной имплантации //Метод, рекоменд. N95/209.- М., 1995.- 24 с.

12. Электродное протезирование слуха.-Л.: Наука, 1984.- 215с.

13. Cochlear implants for young children. Eds. McCormic В., Archbold S., Sheppard S. - London.:Whurr Publishers, 1994.- 230 p.

14. Cochlеar implant rehabilitation in children and adults. Ed D.Allum.- London: Whurr Publishers, 1995.-325 p.

15. Pujol C., Amat T. Adolescents and the cochlear implant. In: Cochlear implant rehabilitation in children and adults. Ed D.Allum. 1995. p.216-231.

16. Tavarlkiladze G.A., Mironova E.V., Borovleva R.A. et all. Therapevtic concepts for training cochlear implant patients who have good preoperativc language skills. In: Cochlear implant rehabilitation in children and adults. Ed D.Allum., 1995.- p.232-243.

17. Wilson B.S., Finley C.C., Lawson D.T. et all. Better speech recognition with cochlear implants //Nature. -1991.-N 352.- p.236-238.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Примерный речевой материал для развития слухоречевого восприятия у позднооглохших детей и ранооглохших детей, постоянно использовавших слуховой аппарат

слого-ритмическую структуру.

СТУЛ ЛОДКА МАШИНА

СЕРГЕЙ ЛЕНА АНТОНИНА (имена ребенка и членов семьи)

ПРИВЕТ СПАСИБО ДО СВИДАНИЯ

ПОКА СТОЙ ПОЖАЛУЙСТА

ХЛЕБ ЛОШАДЬ ТЕЛЕФОН

ТОРТ МАЛЬЧИК ТАРЕЛКА

ФЛАГ ДЯДЯ ДЕВОЧКА

СТУЛ РУЧКА АППАРАТ

ДОМ АПЕЛЬСИН КРЕМ БОТИНКИ

ГЛАЗ РИСОВАТЬ НОС ВЕЛОСИПЕД

СТОЛ МАШИНА ЛИСТ ТАРЕЛКА

ГРИБ ПУГОВИЦА ЗУБ БОРОДА

ПИТЬ ГУЛЯТЬ РИСОВАТЬ
Узнавание слов в закрытом списке с опорой на

слого-ритмическую структуру и

семантическую связь между словами.

ПИТЬ ЧАШКА ФАРА КОЛЕСО

ДВЕРЬ ОТКРЫВАТЬ ЗОНТ ЛУЖА

СТУК ПАЛКА ГУДОК ПАРОВОЗ

ПИСК МЫШКА ГРОМ ГРОЗА

СОК СТАКАН СУП ЛОЖКА

СПАТЬ ПОДУШКА НОГИ ТАПОЧКИ

РУКИ ВАРЕЖКИ ПОЛ МЫТЬ

ШКОЛА УЧИТЬСЯ ИГРАТЬ ПИАНИНО

ЖАРИТЬ КАРТОШКА ИГРАТЬ КОМПЬЮТЕР

ЛЕГО СОБИРАТЬ МУЗЫКА ТАНЦЕВАТЬ

УРОК УЧИТЕЛЬНИЦА КАРТЫ ВЫИГРАТЬ

КУШАТЬ КОНФЕТА СОБАКА ЛАЕТ

МАШИНА ЕДЕТ МАМА ЗОВЕТ
Узнавание отдельных звуков речи

А-У А-И У-И А-ШУ-ША-С И-С Ш-С

А-У-Ш А-У-И А-Ш-С А-И-С А-У-И-Ш-С
Узнавание односложных слов в закрытом выборе

НОС ДЫМ ШАР ГОСТЬ ПЛАЧ

СЛОН БАК КЛЮЧ МИР НОЖ

ЗАЛ ТИГР КРОТ ЗВУК ЛЮК

ЛИЦО - КУЛАК БИЛЕТ - ШУМЕТЬ ТРУСЫ - ЛИМОН
А-У-И

БА-БУ-БИ ПА-ПУ-ПИ ЗА-ЗИ-ЗУ МА-МУ-МИ

РА-РУ-РИ СА-СУ-СИ ВА-ВУ-ВИ

ШУМ-САД-ШИЛ КУСТ-ГАЗ -ГРИБ

РУЛЬ - ТАЗ - ЛИСТ ШАР - КОСТЬ - ПИСК

ЧАС - ЗУБ - БИЛ СУП - МАЗЬ - ПИЛ

ВИЛКА - РАМА- РУЧКА КНИГА - КАША - СУМКА

МИСКА - ПАСТА - КРУЖКА КУЗОВ - ТАПКИ – ФИГА
А-О

ГА-ГО ТА-ТО ЧА-ЧО НА-НО ЛА-ЛО СА-СО ХА-ХО

ДОМ-САД КОТ-ГАЗ РОТ-ТАЗ ШАР-КОСТЬ

ЧАС-ПОЛ СТОЛ-МАЗЬ НОС-ЗАЛ

ПОЛКА-РАМА КАША-ЛОЖКА ПАСТА-ПОПА

Длительность и содержание послеоперационной слухоречевой реабилитации зависят от возраста ребенка, возраста потери слуха (врожденная, в период овладения или после овладения речью); интервала времени между потерей слуха и кохлеарной имплантацией, а также индивидуальных особенностей ребенка. В целом, слухоречевая реабилитация у детей с КИ включает следующие компоненты:

1. Точная настройка процессора КИ

2. Развитие восприятия окружающих звуков и речи с помощью КИ

3. Развитие и коррекция устной речи (у маленьких детей, начинают с развития доречевых вокализаций)

4. Развитие языковой способности (у детей, потерявших слух до овладения речью)

5. Развитие коммуникативных навыков (у маленьких детей)

6. Развитие невербального интеллекта (у детей младшего и среднего возраста)

7. Психологическая работа с ребенком и его близкими

С точки зрения организации и результатов слухо-речевой реабилитации все дети с КИ делятся на 2 основные группы:

1. Постлингвальные (позднооглохшие) пациенты (ПЛП) - дети и подростки, потерявшие слух после овладения речью. Эти пациенты имеют наилучшие результаты в относительно короткий срок.

2. Долингвальные пациенты (ДЛП) - дети, потерявшие слух до овладения речью. Эта группа неоднородна и подразделяется на подгруппы:

    дети, имеющие слуховой опыт. К этой группе, прежде всего, относятся дети, потерявшие слух в период овладения речью (1-5 лет, перилингвальный период). У этих детей хорошие результаты реабилитации, причем они тем лучше, чем больше возраст, в котором был потерян слух, и чем меньше интервал времени между потерей слуха и имплантацией. Сюда также относятся дети, имевшие остатки слуха и постоянно использовавшие слуховой аппарат с раннего возраста.

    дети, не имеющие слухового опыта. Результаты зависят от возраста, в котором проведена имплантация:

Имплантация в возрасте до 3-х лет - дает хорошие результаты при правильной организации реабилитации и сохранности интеллекта у ребенка;

Имплантация в возрасте 3-7 лет - результаты от умеренных до хороших в зависимости от возраста имплантации, опыта использования слухового аппарата, уровня языкового и речевого развития на момент имплантации, состояния памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы, организации процесса реабилитации;

Имплантация в возрасте 7-15 лет - результаты от незначительных до хороших в зависимости от многих факторов;

Имплантации в возрасте старше 15 лет - ограниченные возможности слухоречевого и языкового развития, но при правильном понимании возможностей, которые дает КИ данному пользователю и желании интегрироваться в среду слышащих, развиваются коммуникативные навыки, и улучшается качество жизни. Если глухой хорошо владеет "чтением с губ" и использует устную речь для общения, то КИ значительно облегчает восприятие речи.

Дети, имеющие глухих родителей. Результаты слухо-речевой реабилитации в этой подгруппе также зависят от возраста проведения имплантации и других перечисленных выше факторов. Кроме того, в этом случае особую проблему представляет создание речевой среды для ребенка, необходимой для развития у него речи. Важно также понимание родителями того, что КИ способствует интеграции ребенка в среду слышащих и ослаблению связей с неслышащими людьми и их готовность решать возникающие проблемы.

При реабилитации детей с КИ используются методы, которые разработаны для слабослышащих детей, эффективно использующих слуховые аппараты. Полезны также приемы работы, используемые для детей с сенсомоторной алалией. Однако в слухоречевом развитии детей с КИ есть особенности, которые необходимо учитывать, приступая к реабилитации такого ребенка. Необходимо учитывать эти особенности при занятиях и общении с ребенком, создавать оптимальные условия для развития у него слуха и речи.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения