Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Основание царского лицея. Открыт императорский царскосельский лицей

А.А. То н. Царское Село. Лицей. 1822

В конце XVIII – начале XIX веков дворянские дети учились либо дома у иностранных гувернеров и воспитателей, либо в частных пансионатах, принадлежащих иностранцам. В Петербурге даже существовал пансион Ордена иезуитов.
На государственную службу приходили люди родовитые, но малообразованные, часто невежественные. Как писал Карамзин – пыльный генеалогический свиток давал право быть невеждой и занимать важнейшие места в государстве.
В начале царствования Александра I вся Россия желала перемен. В 1802 году учреждено Министерство народного просвещения. Началась реформа образования.

По воле императора Александра I были открыты учебные заведения для представителей разных сословий: приходские и уездные училища, гимназии. Вся Россия была разделена на 6 учебных округов, и в каждом из них образованием руководил университет. Кроме Московского и немецкоязычного Дерптского университетов были открыты университеты в Петербурге, Казани, Харькове и в Вильне, где преподавание велось на польском языке.
По университетскому уставу ректора, деканов и профессоров выбирал профессорский совет. Университеты получили право на свободное преподавание. Они были открыты для всех: и для студентов, и для вольных слушателей (возраст и сословие не имели значения).

Реформа образования столкнулась с рядом трудностей: недостатком финансов; отсутствием собственных научных кадров; высокой платой за обучение (2300 рублей в год платили студенты, 2000 рублей в год платили за пансионат); и с отсутствием желающих получить университетское образование. В самом большом университете, Московском в 1811 году училось 215 студентов. Дворяне традиционно предпочитали военное образование для своих сыновей. Желающие получить научное образование отправлялись в Германию или Англию. Терялись родной язык и историческая память.

Все эти преграды правительству необходимо было преодолеть. Для этого приняли «Общие правила народного просвещения», по которым люди без свидетельства об окончании учебного заведения не могли поступить на службу в качестве чиновника.

В этих условиях передовыми представителям общества выдвигается идея организации учебного заведения нового типа для поднятия крайне низкого образовательного уровня чиновничества и улучшения работы государственного аппарата. Инициатива создания Лицея - привилегированного образовательного учреждения принадлежала министру народного просвещения А. К. Разумовскому и товарищу (заместителю) министра юстиции М. М. Сперанскому.

Название учебного заведения происходит от древнегреческого Ликея. Ликей - так называлась философская школа на окраине Афин, у храма Аполлона Ликейского. Здесь юноши обучались философии, искусствам, гимнастике. Часто занятия проводились в форме бесед во время прогулок по тенистым садам.
В обществе развернулась дискуссия вокруг Лицея. Его не только поддерживали, но и пытались всячески противодействовать его организации. Сторонники Ордена иезуитов и противники организации Лицея предлагали сократить без пощады «ерунду наук», сократить учебный план за счет истории, химии, астрономии, эстетики, физики, нравственных дисциплин. Но при поддержке императора Лицей все-таки был организован.

Он создавался как высшее учебное заведение для высокоодаренных детей всех сословий. Предполагалось, что Лицей будет доступен всем желающим, но царское правительство оставалось осторожным в своих нововведениях, и пункты о приеме детей всех сословий и равенстве учащихся были изъяты из устава. Однако обучение осталось бесплатным.

В правилах о приеме было записано: прежде чем попасть в списки избранных, дети должны быть представлены лично министру народного просвещения А. К. Разумовскому, и, кроме того, пройти ряд экзаменов.

В объявлении к 55-му номеру "Санкт-Петербургских ведомостей", который вышел в июле 1811 года, было написано: "Вступающие в лицей должны иметь некоторое грамматическое познание российского и французского либо немецкого языков, знание арифметики, по крайней мере, до тройного правила, понятие об общих свойствах тела".

Обучение в Лицее, рассчитанное на 6 лет, состояло из двух курсов по 3 года в каждом.
Первый курс назывался начальным, гимназическим и включал в себя следующие предметы:
грамматическое изучение языков (российского, латинского, французского и немецкого),
науки нравственные (закон Божий, философия и основы логики),
науки математические и физические (арифметика, геометрия, тригонометрия, алгебра и физика),
науки исторические (история российская, история иностранная, география и хронология),
первоначальные основания изящных письмян (избранные места из лучших писателей и правила риторики),
изящные искусства и гимнастические упражнения.

Лицеисты с большим интересом занимались рисованием, музыкой, пением и гимнастическими упражнениями. Уроки танцев и фехтования давали иностранцы, специально приглашенные в лицей.

Обучение юношей верховой езде началось с 1816 года. Занятия проводились три раза в неделю посменно, без посторонних зрителей и непременно при гувернере. Лошади были полковые и находились под присмотром берейтора.

Занятия по плаванию начались с лета 1817 года и проводились специально назначенными двумя-тремя матросами. Местом для упражнений была большая купальня в царском саду. После плавания проводился медицинский контроль.

Проверка знаний всегда проводилась в торжественной обстановке. Были испытания трехмесячные, полугодовые, годовые и трехгодичные.

По окончании начального курса в лицее устраивали публичный экзамен. О нем заранее объявлялось в газете: «Императорский царскосельский лицей имеет честь уведомить, что 4 и 8 числа января месяца от 10 часов утра до 3 пополудни имеет быть в оном публичное испытание воспитанников первого приема, по случаю перевода их из младшего в старший возраст».

На переводном экзамене Александр Пушкин в присутствии самого Державина прочитал свои знаменитые стихи «Воспоминания в Царском Селе». Стихи вызвали общий восторг. Державин со слезами на глазах бросился целовать мальчика. Смущенный Пушкин убежал, а великий старик сказал, что «скоро явится свету второй Державин: это Пушкин, который еще в лицее перещеголял всех писателей».

Репин Илья Ефимович. Александр Пушкин на акте в лицее, 8 января 1815 года. 1911

Второй курс охватывал основные науки трех университетских факультетов: нравственно-политического, физико-математического и словесного. В течение всего курса воспитанникам давали представление о гражданской архитектуре.
Лицеисты, избравшие военную карьеру, дополнительно изучали оружие, тактику, стратегию и историю войн, военную топографию и черчение планов, обзор военного искусства и прочее.

В отличие от большинства учебных заведений того времени, в Царскосельском Лицее был запрет телесных наказаний воспитанников, закрепленный в лицейском уставе. В наказание оставляли за обедом без третьего блюда, или заставляли за утренними и вечерними молитвами стоять на коленях.

Кроме того, были еще наказания, которые делились на четыре степени:
1 - Отделение провинившегося за особый «черный» стол в классе.
2 – Имя провинившегося писалось на «черную» доску
3 – Провинившегося оставляли на хлебе и воде не долее двух дней.
4 - Заключение в карцер. Уединенное заключение, в течение которого провинившегося посещает директор, который делает ему увещания. Это наказание не должно продолжаться более трех дней.

Но, самым страшным наказанием для лицеистов было лишиться дружеского расположения и любви учителя. Чуть более суровый взгляд, чуть более холодное отношение наставника действовали гораздо сильней и заставляли нашалившего воспитанника исправляться значительно скорее, чем карцер и «черные списки».

За отличные успехи и примерное поведение существовали в Лицее меры поощрения:
1 - имя отличника изображали на белой доске золотыми буквами и выставляли в классе.
2 - отличившемуся ученику давали книгу с надписью директора и профессора той науки, в коей он показывал отличные успехи.
3 - При испытаниях отличившимся определяли золотые и серебряные медали.
Занятия в Лицее начинались 1 августа и проходили до 1 июля, но и июль, единственный месяц «вакаций» (каникул), лицеисты должны были проводить в Царском Селе. Таким образом, все шесть лет обучения (2060 «лицейских дней») воспитанники были оторваны от родных и дома, составляя единую лицейскую семью.
Шесть дней в неделю делались учебными. Обычно уроки были сдвоенными: один и тот же преподаватель занимался с воспитанниками два часа подряд. При этом занятия были правильно организованы, учеба чередовалась с отдыхом и прогулками, так что у воспитанников не возникало ощущения перегруженности.

6.00 подъем, утренняя молитва. Чай с крупитчатой булкой
7.00– 9.00 – занятия
9.00- 10.00 - прогулка в любую погоду
10.00- 12.00 – занятия
12.00 -13.00 –прогулка в любую погоду.
13.00 - обед.
14.00 -15.00 – занятия чистописанием или рисованием.
15.00- 17.00 – занятия
17.00 – чай с булкой, прогулка в любую погоду.
18.00 - уроки к следующему дню
20.30 – ужин, личное время
22.00 - молитва, сон

Вот как об этом писал 26 апреля 1812 года другу Павлу Фуссу Алексей Илличевский: «Что же касается до нашего Лицея, уверяю тебя, нельзя быть лучше: учимся только 7 часов, и то с переменами, которые по часу продолжаются; на местах никогда не сидим; кто хочет учится, кто хочет гуляет; уроки, сказать правду, не весьма велики; а нынче ж начинается лето, и мы с утра до вечера в саду, который лучше всех летних петербургских. Ведя себя скромно, учась прилежно, нечего бояться. Притом родители нас посещают довольно часто, а чем реже свидание, тем оно приятнее».

В мае 1817 года «Санкт-Петербургские ведомости» пригласили публику и родителей на первые выпускные экзамены Царскосельского Лицея. 15 экзаменов были распределены на 17 дней.
Каждый день испытания проводились с 8 до 12 часов утра и с 4 до 8 вечера.

15 мая – латинский язык.
16 – закон божий; на обоих экзаменах присутствует министр и другие важные лица.
17 – российская словесность.
18 – немецкая словесность.
19 – французская словесность.
21 – иностранная география и статистика.
22 – всеобщая история «с особенным вниманием к трем последним векам». Среди гостей на экзамене присутствуют Карамзин и Вяземский.
23 – политэкономия и финансы.
24 – естественное, частное и публичное право.
25 – уголовное и гражданское право.
26 – отечественная география и статистика.
28 – чистая математика.
29 – прикладная математика.
30 – фортификация и артиллерия. Среди гостей на экзамене снова присутствуют Карамзин и Вяземский.
31 – физика.

Прочитаем свидетельство выпускника Александра Пушкина:
«В течение шестилетнего курса обучался в сем заведении и оказал успехи: в законе божьем и священной истории, в логике и нравственной философии, в праве естественном, частном и публичном, в российском гражданском и уголовном праве хорошие;
в латинской словесности, в государственной экономии и финансах весьма хорошие;
в российской и французской словесности, также в фехтовании превосходные.
Сверх того, занимался историей, географией, статистикой, математикой и немецким языком».

Ура! Экзамены позади! Впереди ждала долгожданная Свобода!

Промчались годы заточенья;
Недолго, мирные друзья,
Нам видеть кров уединенья
И царскосельские поля.

Разлука ждет нас у порога,
Зовет нас дальний света шум,
И каждый смотрит на дорогу
С волненьем гордых, юных дум.

Наступили дни прощания. 9 июня состоялась скромная церемония выпуска первых лицеистов в присутствии Александра I. Директор Энгельгардт прочитал коротенький отчет за весь шестилетний курс, Куницын провозгласил утверждение о выпуске. После этого каждого воспитанника представили императору с объяснением чинов и наград. Александр I поблагодарил директора и весь штат педагогов, тепло напутствовал воспитанников.

Потом хор лицеистов исполнил прощальную песню Антона Дельвига, музыку к которой написал Теппер де Фергюсон, преподаватель музыки и хорового пения. Эту песню, ставшую лицейским гимном, будут исполнять в дальнейшем на всех лицейских встречах.

Шесть лет промчались, как мечтание,
В объятьях сладкой тишины,
И уж отечества призванье
Гремит нам: Шествуйте сыны!

Тебе, наш Царь, благодаренье,
Ты сам нас юных съединил,
И в сем святом уединеньи
На службу музам посвятил.

Прими ж теперь не тех веселых
Беспечной радости друзей,
Но в сердце чистых, в правде смелых,
Достойных благости Твоей.

Простимся, братья! Руку в руку!
Обнимемся в последний раз!
Судьба на вечную разлуку,
Быть может, съединила нас!

Друг на друге остановите
Вы взор с прощальною слезой!
Храните, о, друзья, храните
Ту ж дружбу, с тою же душой,
То ж к правде пылкое стремленье,
Ту ж юную ко славе кровь,
В несчастье гордое терпенье,
А в счастье всем равно любовь.

Глаза воспитанников и наставников наполнились слезами. В тот же день, после обеда, начали разъезжаться: прощаньям не было конца.

Директор Егор Антонович Энгельгардт напутствовал своих воспитанников такими словами:

«Идите вперед, друзья, на новом вашем поприще!.. Храните правду, жертвуйте всем за нее; не смерть страшна, а страшно бесчестие; не богатство, не чины, не ленты честят человека, а доброе имя, храните его, храните чистую совесть, вот честь ваша. Идите, друзья, поминайте нас...»

Тогда же выпускники дали клятву: « …и последний лицеист один будет праздновать день открытия лицея 19 октября».

Одна из самых известных традиций в Лицее – традиция после выпускных экзаменов разбивать лицейский колокол, который в течение шести лет собирал учеников на занятия.

Каждый выпускник брал себе на память осколок, чтобы на всю жизнь сохранить частичку любви, тепла, заботы, которыми они были окружены в стенах Лицея, ставшего для многих вторым домом.
Для самого первого выпуска из осколков колокола Энгельгардт распорядился изготовить памятные кольца.

Чугунное кольцо в виде переплетенных в дружеском рукопожатии рук стало для Пушкина и его лицейских товарищей бесценной реликвией и священным талисманом.

Эти кольца директор надел выпускникам лицея - и они стали «чугунниками».

Для награждения отличившихся лицеистов по эскизам Е.А. Энгельгардта были отлиты золотые и серебряные медали.

Изображение на них стало впоследствии гербом Лицея.

Два венка, дубовый и лавровый, олицетворяли Силу и Славу, сова символизировала Мудрость, а лира, атрибут Аполлона, указывала на любовь к Поэзии.

Над всем этим гордо был начертан лицейский девиз: «Для Общей Пользы».

Большую золотую медаль получил Владимир Вольховский, вторую золотую медаль - Александр Горчаков.
Серебряные медали получили Вильгельм Кюхельбекер, Дмитрий Маслов, Николай Корсаков, Семен Есаков и Сергей Ломоносов. С правом на серебряную медаль окончили курс Модест Корф и Петр Саврасов.

9 выпускников лицея получили звание титулярного советника - чиновника IX класса, 7 выпускников зачислили прапорщиками в гвардию. Прежде чем стать офицерами, им предстоит еще пройти пятимесячный фрунтовой курс.

Гражданский чин титулярного советника соответствует военному рангу гвардейского прапорщика. В первую очередь IX класс получили золотые и серебряные медалисты и имеющие право на серебряную медаль.

Ученики послабее получили чин коллежского секретаря – чиновника X класса, или первый офицерский чин прапорщика, но не в гвардию, а в армию. Совсем не плохое начало карьеры для нигде не служивших юношей, потому что низший класс в «табели о рангах» - XIV.

Вот строки из письма Федора Матюшкина к другу Созоновичу:

«Вчера, любезный Сережа, был у нас выпуск:

Государь на оном присутствовал, посторонних никого не было:

все сделалось так нечаянно, вдруг;

я выпущен с чином коллежского секретаря;

ты конечно поздравишь меня с счастливым началом службы.

Еще ничего не сделавши – быть X класса.

Конечно это много, но мы судим по сравнению: некоторые выпущены титулярными советниками, но об этом ни слова”.

Александр Горчаков, Сергей Ломоносов, Николай Корсаков, Вильгельм Кюхельбекер, Павел Юдин, Павел Гревенец и Александр Пушкин пойдут служить по дипломатической части в Коллегию иностранных дел.

В Департаменте народного просвещения ждут Федора Стевена, Сергея Комовского и Аркадия Мартынова.
В Министерство Финансов определились Алексей Илличевский, Антон Дельвиг и Константин Костенецкий.

Модест Корф и Михаил Яковлев найдут применение в Министерстве юстиции, а Дмитрий Маслов будет работать в государственной канцелярии.

Гвардейскими прапорщиками станут Владимир Вольховский, Семен Есаков, Петр Саврасов, Иван Пущин, Александр, Корнилов, Александр Бакунин и Иван Малиновский;

армейскими прапорщиками – Константин Данзас, Николай Ржевский, Павел Мясоедов, Александр Тырков и Сильверий Броглио;

на флоте будет служить Федор Матюшкин.

Царь Александр Павлович распорядился выделить из казны по 10 тысяч рублей на экипировку тех лицеистов, которые победнее, и выплачивать каждому стипендию не менее 700 рублей ассигнациями, пока тот не станет работать.

31 октября 1811 года в Царском Селе открылся самый известный в истории России лицей. По легенде, умирающий Пушкин сожалел, что рядом с ним нет его лицейских преподавателей. Читаем 7 легенд о порядках Лицея и приключениях лицеистов.

Царскосельский лицей был закрытым вузом со строгим распорядком дня, и во время учебного года выезжать из него было запрещено. Все воспитанники находились на полном пансионе.
Но лицеисты, конечно, не раз пробовали удрать в "самоволку", оставив дома своих воспитателей. Так, однажды Пушкин и Кюхельбекер решили уехать в Петербург, но никак не могли отделаться от настойчивого гувернера по фамилии Трико, который следовал за ними. Подъехав к заставе, Пушкин должен был назваться, и он доложил: «Александр Однако!» Заставный записал фамилию и пропустил его. За ним следовал Кюхельбекер. На вопрос, как его фамилия, молодой человек сообщил: «Григорий Двако!» Заставный засомневался, но записал фамилию и пропустил юношу. Но когда несчастный гувернер на тот же вопрос чистосердечно ответил: «Трико!», заставный вышел из себя и закричал: «Один за другим– Одна-ко, Два-ко, Три-ко! Шалишь, брат, ступай в караулку!» Неудачливый Трико просидел целые сутки под арестом, а Пушкин с другом наслаждались Петербургом одни.

Клички и розыгрыши

Несмотря на то, что в Лицее училась "золотая молодежь", дети очень уважаемых людей, они не всегда называли друг друга, как это было принято у дворян, по фамилии. Целая коллекция подпольных кличек, легких для расшифровки и не очень, была у лицеистов. Пушкина, например, называли "французом" за его любовь к французской поэзии и языку (как известно, Пушкин до самой смерти так ни разу и не был за границей). А еще - "Обезьяна с тигром", "Сверчок"... Иван Ивановича Пущина прозвали “Жано”, а у Вильгельма Кюхельбекера было несколько кличек, причем не самых приятных – “Кюхля”, “Глиста”... К слову, на Кюхельбекера сохранилось больше всего эпиграмм, и некоторые из них печатались даже в "Лицейском мудреце". Однажды Пушкин написал там: "Писатель! За свои грехи/ Ты с виду всех трезвее:/ Вильгельм, прочти свои стихи, /Чтоб мне заснуть скорее". Обиженный Кюхельбекер побежал топиться в пруду. Его успели спасти. Вскоре в "Лицейском мудреце" нарисовали карикатуру: Кюхельбекер топится, а его длинный нос торчит из пруда.

Клюквенная дуэль

Все из-за тех же неудачных стихов дело однажды дошло до дуэли. Кюхельбекер часто навещал Жуковского, лицейского преподавателя и поэта, донимая его своими стихами. Однажды Жуковский был зван на какой-то товарищеский ужин и не пришел. Потом его спросили, почему он не был, поэт ответил: "Я еще накануне расстроил себе желудок, к тому же пришел Кюхельбекер, и я остался дома..." Пушкин, услышав это, написал эпиграмму:
За ужином объелся я,
Да Яков запер дверь оплошно -
Так было мне, мои друзья,
И кюхельбекерно, и тошно...

Кюхельбекер за такое оскорбление, разумеется, потребовал дуэли! Дуэль состоялась. Оба выстрелили. Но пистолеты были заряжены... клюквой.

Пирующий Галич

Друг всех студентов, неутомимый собеседник, преподаватель психологии Галич - одна из ярких учительских фигур Лицея. Его лекции проходили в форме бесед, горячих споров, в достаточно непринужденной обстановке. Изучать труды античных классиков для него было "трепать лавры стариков". Корф называл его "предобрым и презабавным чудаком", а лицеисты просто обожали. Галич был педагогом, встречавшимся со учениками не только в аудиториях, он участвовал в их пирушках и застольях, провоцировал философские диспуты и соревновался с ними в ораторском искусстве. Этого педагога не раз поминает Пушкин в своих стихах, чаще всего шуточных:
Апостол неги и прохлад,
Мой добрый Галич, vale!
Ты Эпикуров младший брат,
Душа твоя в бокале.
Или: О Галич, верный друг бокала
И жирных утренних пиров,
Тебя зову, мудрец ленивый,
В приют поэзии счастливый,
Под отдаленный неги кров.

Лицейская выручка

Несмотря на то, что сам Пушкин к моменту выпуска в 1817 году был по успеваемости двадцать шестым из двадцати девяти учеников, "в российской и французской словесности, также в фехтовании" он показал превосходные успехи. Среди юных лицейских поэтов он был одним из лучших, и существует множество легенд о том, как остроумно он мог подчеркнуть это. Например, однажды лицеист Неведомский, очень слабый в поэзии, должен был написать стихи о восходе солнца для преподавателя риторики Н.Ф. Кошанского. Бедный ученик смог выдавить из себя лишь первую строчку семистопного стихотворения: "От запада встает великолепный царь природы" - и, отчаявшись, обратился к Пушкину за помощью. Вот как юный Пушкин продолжил этот стих и "помог" своему сокурснику:
"От запада встает великолепный царь природы.
Не знают - спать иль нет? - смущенные народы.
Неведомский - поэт, неведомый никем,
Печатает стихи неведомо зачем".

Запрет на очки и почетное место

Очки в начале девятнадцатого века вошли в такую моду, что их носили даже те, у кого было стопроцентное зрение. У остальных же взгляд через увеличительные стекла вызывал страх, т.к. считали, что через них можно рассматривать изъяны, не видные обычным глазом. Московский главнокомандующий граф Гудович, завидев человека в очках, посылал к нему слугу со словами, что здесь нечего разглядывать и очки можно снять. Взгляд сквозь очки на даму или на старшего по чину считался дерзостью, и потому лицеистам уж тем более было не положено носить их. Страдал от этого Дельвиг, у которого действительно было плохое зрение и который, выйдя из Лицея и приобретя очки, по легенде, воскликнул, что не все женщины, оказывается, писаные красавицы!
В классах и в столовой лицеистов рассаживали по поведению и успехам. «Блажен муж, иже/ Сидит к кафедре ближе» – так говорилось об этом в лицейских песнях.

Державное благословение

В этой легенде нет шутки, она, наоборот, исполнена серьезного величия и торжества духа. Но несколько минут Пушкинского публичного экзамена стали притчей во языцех и неустанно рассказываются. Речь идет об экзамене, на котором Пушкин читал свои стихи "Воспоминание в Царском Селе", а пожилой Державин, присутствовавший в комиссии, подвинувшись к нему и склонив свое ухо, внимательно слушал. Трогательно описывает это друг поэта И.И. Пущин, или, по-лицейски, Жано:
“…Державин державным своим благословением увенчал юного нашего поэта. Мы все, друзья-товарищи его, гордились этим торжеством. Пушкин тогда читал свои “Воспоминания в Царском Селе”. В этих великолепных стихах затронуто все живое для русского сердца. Читал Пушкин с необыкновенным одушевлением. Слушая знакомые стихи, мороз по коже пробегал у меня. Когда же патриарх наших певцов, в восторге, со слезами на глазах, бросился целовать поэта и осенил его курчавую голову, – под каким – то неведомым влиянием, благоговейно молчали. Хотели сами обнять нашего певца, – его уже не было, он убежал”.

Сегодня мы с вами отправимся на типичную экскурсию для петербургских школьников - в Царскосельский лицей. Находится он в городе Пушкин, добраться туда можно как электричкой, так и автобусами и маршрутками от м. Московская.

Все вы знаете самого знаменитого ученика этого лицея. Открытие памятника Пушкину в Лицейском саду состоялось 15 октября 1900 года. Средства на его создание собирались по подписке, организованной среди жителей Царского Села.

Лицей был открыт в 1811 году. Целью этого учебного заведения было «образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной». Пушкин был принят в первом наборе нового учебного заведения, всего в наборе было 30 человек.
Разместился лицей в Великокняжеском флигеле Екатерининского дворца в Пушкине. Справа, голубой - это дворец, а желтое здание, соединенное аркой с дворцом - лицей.

Парадные ворота во дворец.

Еще пара фотографий дворца, и к нему мы больше не вернемся сегодня, так как основной целью экскурсии все-таки является Лицей.

Лицей находился в здании флигеля до 1843 года, позже был переведен в Петербург. В 1949 году в здании открылся мемориальный музей Лицей. Сейчас экспозиция, непосредственно представляющая лицейские времена, занимает третий и четвертый этаж. Полная реставрация была завершена в 1974 году. Музей воссоздает обстановку, в которой жили и учились лицеисты первого выпуска.

Вначале поднимемся на третий этаж. Сразу же попадаем в переднюю. Позже это же помещение именовалось шинельной.

Из нее попадаем в Большой зал. В этом зале проходили все важнейшие события Лицея, и торжественное открытие тоже.

В Лицей принимали мальчиков 11-12 лет, из дворянских семей, по рекомендации. Обучение длилось шесть лет и приравнивалось к университетскому.
Из тридцати учеников наиболее известны нам

  • поэт и журналист Антон Дельвиг,
  • дипломат, канцлер Александр Горчаков,
  • поэт и декабрист Вильгельм Кюхельбекер,
  • декабрист Иван Пущин,
  • поэт Александр Пушкин.

На столе в Большом зале находится высочайше дарованная грамота, содержащая Устав Лицея, полученная в день открытия.

Из Большого зала есть переход по галерее во дворец. В этом переходе (он двухэтажный) на уровне тертьего этажа находится библиотека. Некоторые книги выписывались для нужд конкретного воспитанника. В библиотеке имелись книги на русском, французском, английском языках. Как известно, Александр Пушкин ко времени поступления в Лицей французский знал очень хорошо и имел прозвище "француз". Сейчас в шкафах более семисот подлинных книг лицейской библиотеки.

Из окна библиотеки-галереи видна дорога, по которой русские войска уходили на Отечественную войну, и вслед им с сожалением смотрели юные лицеисты.

Вот тут видно дверь, ведущую во дворец.

За большим залом следует газетная, эта и соседняя комнаты предназначались для занятий после уроков. Тут представлены маски для фехтования лицейских времен. У молодого Пушкина по фехтованию была единица. Это значит, что он был отличным фехтовальщиком, единица соответствует нашей пятерке.

Не смогла пройти мимо стульев.

Из газетной открывается вид на парк, в котором гуляли лицеисты. Мальчики находились в лицее постоянно, даже каникулы они проводили здесь.

Следущий зал - учебный класс. Шесть столов, каждый на пятерых мальчиков. Рассаживались ученики в соответствии с успехами, лучшие - впереди.

Получалось, что на каждом уроке ученик сидел на новом месте, поэтому нельзя установить, где именно сидел Пушкин.

Кафедра преподавателя.

И школьная доска.

Занимались воспитанники в общей сложности семь часов в день. Часы занятий чередовались с отдыхом и прогулками. Прогулки совершались в любую погоду в Царскосельском саду.
Можно взглянуть на расписание:

Рядом с учебным классом расположен физический кабинет. Сейчас там собраны приборы Пушкинской эпохи. Век был гуманитарный, и точные науки еще не обрели своей популярности.

Коллекция минералов.

Тут же на столе табель лицеистов. 1 была равна нашей пятерке, 0 - отсутствие знаний. Оценки от 2 до 7 означали постепенное понижение результата.

Следующий класс - рисовальный. Рисование было обязательным умением для образованного человека того времени. В Лицее сохранилось около 30 рисунков лицеистов, среди них два рисунка Александра Пушкина. Как видно, к рисованию подходили достаточно серьезно.

И последний зал на этаже - зал для занятий музыкой, певческий класс. Лицеисты с удовольствием занимались музыкой и пением, стихи Пушкина были положены на музыку еще в лицейские годы его товарищами. Сегодня в классе на старинном фортепьяно лежит издание «Прощальной песни» 1835 года.

Покидаем учебный этаж и поднимаемся на жилой.

Широкий коридор, по бокам комнаты учеников. Перегородки между комнатами не доходят до потолка. Это сделано как для лучшей вентиляции, так и потому, что все лицеисты одна большая семья. Каждая комната на одного воспитанника, над дверьми прикреплены таблички с именами (сейчас не над всеми). Комнаты совсем маленькие и скромные. Отопления, кстати, напрямую в комнатах не было, обогревались через небольшие отверстия, по которым воздух поднимался с третьего этажа. Температура зимой была около 13 градусов.

ПО МАТЕРИАЛАМ СТАТЬИ:

ЗМЕЕВ В. А.

ИМПЕРАТОРСКИЙ ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ ЛИЦЕЙ

В системе высшего образования императорской России особое место занимал Императорский лицей. Это высшее учебное заведение было открыто 19 октября 1811 году недалеко от столицы в Царском Селе с целью подготовки дворянских детей для государственной службы. Инициатива создания лицея принадлежала министру народного просвещения А. К. Разумовскому и товарищу (заместителю) министра юстиции М. М. Сперанскому.

Утвержденное императором Александром I постановление о Лицее (от 12 августа 1810 г.) уравнивало его в правах и преимуществах с российскими университетами. На учебу принимались физически здоровые мальчики в возрасте 10–12 лет после предварительных испытаний в начальных знаниях по русскому, французскому и немецкому языкам, арифметике, физике, географии и истории.

Обучение было рассчитано на 6 лет и состояло из двух курсов по 3 года в каждом.

Первый курс назывался начальным и включал в себя следующие предметы: грамматическое изучение языков (российского, латинского, французского и немецкого), науки нравственные (закон Божий, философия и основы логики), науки математические и физические (арифметика, геометрия, тригонометрия, алгебра и физика), науки исторические (история российская, история иностранная, география и хронология), первоначальные основания изящных письмен (избранные места из лучших писателей и правила риторики), изящные искусства и гимнастические упражнения (рисование, чистописание, танцы, фехтование, верховая езда, плавание).

Второй курс (окончательный) охватывал разделы: науки нравственные, физические, математические, исторические, словесность, изящные искусства и гимнастические упражнения. В течение всего курса воспитанникам давали представление о гражданской архитектуре.

Принципиальное значение имело комплектование Лицея, куда принимались лучшие представители дворянского происхождения. В августе 1811 г. из 38 претендентов были отобраны 30 юношей, составивших первый курс. Первый список учащихся утвердил император.

Внутреннее управление в Лицее осуществлял директор, которого утверждал император. Первым директором был статский советник В. Ф. Малиновский, выпускник Московского университета. Директор был обязан постоянно проживать в здании Лицея и находиться в курсе всех дел. На нем лежала персональная ответственность за каждого воспитанника.

Следует отметить, что Царскосельский лицей находился под патронажем императора России. Кроме того, граф А. К. Разумовский официально именовался главой Лицея со званием его главнокомандующего. Он знал по фамилии и имени каждого лицеиста, бывал на занятиях и участвовал в приеме экзаменов.

Учебно-воспитательный процесс в Царскосельском лицее организовывали директор, семь профессоров, два адъюнкта, один священник – преподаватель закона Божьего, шесть учителей изящных искусств и гимнастических упражнений, три надзирателя и три гувернера.

Особое внимание уделялось подбору профессоров, которые заведовали кафедрами. Среди первых профессоров были известные отечественные и зарубежные педагоги.

Русский язык и словесность преподавал выпускник Московского университета, доктор философии и свободных наук, профессор Н. Ф. Кошанский. Дополнительной обязанностью Николая Федоровича было обучение лицеистов латинскому языку. Выпускники Лицея свободно читали в подлинниках произведения Цицерона, Вергилия и других мировых классиков. Приглашенный из Швейцарии профессор Д. И. де Будри вел занятия по французскому языку и словесности. Уроки по этому предмету проводили ежедневно, кроме того, лицеистам рекомендовалось в свободное время читать литературу Франции в подлинниках. Директор Лицея требовал, чтобы воспитанники обращались к преподавателям и общались между собой по-французски.

Немецкому языку и словесности лицеистов обучал профессор Ф.-Л. Де Гауеншильд, уроженец Трансильвании. Его отличали методическое мастерство, дисциплинированность и требовательность к обучаемым. Заслуженный профессор И. К. Кайданов с 1811 по 1841 год преподавал в Царскосельском лицее исторические науки. Он был автором нескольких учебников и пособий для лицеистов.

Профессором нравственных наук был А. П. Куницын, выпускник Петербургского педагогического института. Он читал логику, психологию, нравственность, различные отрасли права, политическую экономию и финансы. Профессор Куницын был в числе лучших преподавателей своего времени.

Я. И. Карцев основал в Царскосельском лицее кафедру физико-математических наук, устроил физический и минералогический кабинеты. Согласно учебной программе, математика в Лицее подразделялась на чистую и прикладную, а физика – на теоретическую и техническую. Кроме того, профессор Я. И. Карцев читал лицеистам курсы по некоторым разделам военных наук (артиллерии, фортификации, морскому делу и другим).

Основным специалистом по военным наукам был профессор А. М. Пушкин, который читал лекции по полевой фортификации и другим предметам. После его смерти в 1821 году на должность профессора по военным наукам предложили капитана А. В. Устинова. Лицеисты, избравшие военную карьеру, дополнительно изучали оружие, тактику, стратегию и историю войн, военную топографию и черчение планов, обзор военного искусства и прочее.

Профессорско-преподавательский состав был свободен в выборе методов своей работы. Однако при этом строго соблюдался главный принцип обучения – лицеисты не должны были находиться в праздном состоянии. Преподавателям запрещалось диктовать новый материал учебных предметов. Они должны были вести занятия так, чтобы никто из воспитанников не отставал в учебе. На менее подготовленных учеников педагоги обращали особое внимание, а также занимались с ними дополнительно. Все уроки, особенно в первые месяцы обучения, сопровождались отчетами учащихся в устной или письменной форме. Профессора, адъюнкты и учителя не переходили к отработке нового материала, пока все лицеисты не усвоили предыдущий. По каждому разделу программы обучения устанавливались определенные методические правила, которым строго следовали.

Лицеисты с большим интересом занимались изящными искусствами и гимнастическими упражнениями. Чистописание преподавал учитель Ф. П. Калинич, рисование – С. Г. Чириков, а музыку и пение – Ф. Б. Гальтенгоф. Уроки танцев давали И. И. Эбергардт и другие иностранцы, специально приглашенные в Лицей. Учителем фехтования в период с 1812 по 1824 год был также иностранец Вальвиль.

Обучение юношей верховой езде началось с 1816 года, а первым учителем по этому предмету был полковник лейб-гусарского полка А. В. Крекшин. Занятия проводились три раза в неделю посменно. Лошади были полковые и находились под присмотром берейтора (инструктора по выездке лошадей и верховой езде).

Занятия по плаванию начались с лета 1817 года и проводились специально назначенными двумя-тремя матросами. Местом для упражнений была большая купальня в царском саду. После плавания проводился медицинский контроль. Разумное сочетание умственных и физических нагрузок благотворно влияло на развитие лицеистов.

Царскосельский лицей являлся закрытым учебным заведением; выезд из Лицея во время учебного года запрещался. Все лицеисты подчинялись строгому распорядку дня, за которым наблюдали директор, штатные надзиратели и преподаватели.

Отличительной особенностью Царскосельского лицея являлась единая форма одежды. Мундир Лицея состоял из однобортного кафтана темно-синего сукна со стоячим воротником из красного сукна и такими же обшлагами, с золотым и серебряным шитьем. Пуговицы были гладкие, позолоченные, подкладка синяя. Камзол и нижнее платье – из белого сукна.

Воспитанники носили с каждой стороны воротника по две петлицы: младшего возраста шитые серебром, а старшего – золотом.

Для нужд Лицея при его образовании был выделен новый четырехэтажный флигель Царскосельского дворца в качестве помещения под больницу, кухню и другие хозяйственные нужды, а также для проживания чиновников. По указу императора от 3 февраля 1811 года строения, предназначенные в Царском Селе для Лицея, со всеми принадлежностями передавались в ведение Министерства народного просвещения.

В нижнем этаже флигеля располагались правление лицея и больница, на втором этаже были классы младшего курса, а на третьем – старшего курса; верхний этаж занимали спальни. Парадный зал находился на третьем этаже. Библиотека занимала двухсветную галерею, составлявшую арку над улицей. Рядом с дворцом в отдельном строении находился служебный блок и квартира директора Лицея. Во дворе располагалась церковь, а за ней был большой сад.

В парадном зале Лицея стояла дорогая мебель, было много картин, помещение освещали хрустальные люстры, на окнах были шторы (бархат, шелк, бахрома, кисти). В классных комнатах столы покрывались алым сукном. В столовой посуда была английского фаянса, сервизы – из петербургского Гостиного двора. Воспитанники пользовались столовыми приборами из серебра и кружевными салфетками.

На каждого лицеиста полагался классный стол (конторка), комод и железная полированная с медными украшениями кровать, обтянутая парусиной.

Большое значение в жизни Царскосельского лицея имела его библиотека, созданная в 1811 году. Заведовал ею знатный библиотекарь, который должен был закупать необходимые для учебного процесса книги и пособия, описывать газеты и журналы, следить за их сохранностью и выдавать читателям.

Первоначально фонд библиотеки Лицея сформировался из книг, переданных в дар хозяевами Александровского дворца (1670 единиц). Затем в библиотеку стали ступать практически все лучшие отечественные и зарубежные книги. Для читателей выписывались следующие периодические издания: «Вестник Европы», «Военный журнал», «Друг юношества», «Исторический и статистический журнал», «Русский инвалид», «Сын Отечества», «Христианские чтения» и другие. Наибольшим спросом в библиотеке пользовались учебные пособия штатных профессоров Лицея.

Неослабное внимание уделялось религиозному воспитанию юношей, организатором которого являлся пресвитер Н. В. Музовский. Кроме плановых занятий по закону Божьему, воспитанники самостоятельно читали Библию. По воскресным и праздничным дням лицеисты присутствовали на богослужениях. Все ученики посещали занятия по духовному пению и учились ему с большим старанием.

Существенное воспитательное значение имела Табель об успехах, прилежании и дарованиях воспитанников Лицея, которая составлялась на основании ведомостей, подававшихся профессорами, адъюнктами и учителями каждые полгода. В Табели отмечались успехи и недостатки каждого лицеиста в учебе, что становилось предметом всеобщего обсуждения.

8 января 1815 года состоялись первые переводные испытания лицеистов младшего курса. На экзамен по российской словесности приехали великий поэт Г. Р. Державин и другие любители просвещения.

Уже при первом наборе воспитанников в Царскосельский лицей было очевидно, что изначальный уровень подготовки юношей существенно различался. Требовались значительные усилия профессоров и преподавателей для дополнительных занятий по отдельным предметам с теми лицеистами, которые отставали в усвоении учебной программы. Чтобы поступающие в Лицей имели примерно одинаковый общеобразовательный уровень, необходимо было открыть подготовительное учебное заведение.

В 1817 году состоялся первый выпуск воспитанников Царскосельского лицея в государственную службу. С чином IX класса были выпущены 9 человек, с чином Х класса – 8 человек, 7 человек стали офицерами гвардии и 5 – офицерами армии. В последующие годы интерес лицеистов к военной службе сохранился. Достаточно сказать, что за 33 года деятельности Царскосельского лицея офицерами были выпущены 52 человека из 286 окончивших полный курс (14,6 %). Офицерам, окончившим Лицей, предоставлялись права выпускников Пажеского корпуса, что давало возможность быстрого продвижения по военной службе.

Императорским указом от 18 марта 1822 года Царскосельский лицей был передан в ведомство главного директора Пажеского и кадетских корпусов. Таким образом, непосредственное заведование Лицеем перешло к генерал-адъютанту П. В. Голенищеву-Кутузову. Начался новый этап его истории.

Восшествие на престол императора Николая I имело серьезные последствия для российской системы народного образования. По указу от 23 февраля 1829 года Царскосельский лицей перешел к подготовке воспитанников только для статской службы. Кафедра военных наук была закрыта, а вместо ее предметов стали вводить логику, психологию, статистику и географию. Изменилась и организационная структура Лицея. Вместо двух классов по 3 года воспитанники стали обучаться в четырех классах по 1,5 года каждый. 28 июня 1832 года было утверждено Положение о своекоштных воспитанниках Лицея. К 50 казенным воспитанникам прибавилось 50 своекоштных с платой по 2000 рублей в год за каждого. Обе категории обучаемых имели одинаковые права. За казеннокоштными воспитанниками сохранили привилегию на получение денежного пособия при выпуске.

По новому положению в Царскосельский лицей могли поступать сыновья дворян в возрасте 12–14 лет, обязательно крещеные и с хорошим здоровьем. Предусматривались следующие вступительные экзамены: закон Божий, российский язык, латинский язык, немецкий или французский язык, математика, география и история. Новое положение позволило улучшить качественные характеристики обучаемых и увеличить их число.

В последующие годы внимание императора и высших сановников к Лицею не ослабевало. Из года в год на нужды воспитанников, профессоров и чиновников выделялись все большие суммы. Лицеисты получали новые льготы и привилегии: похвальные листы и подарки за успехи в учебе, занесение имен лучших учеников на мраморные доски почета, разрешение воспитанникам 4-го класса носить маленькие шпаги, увеличение денежного пособия при выпуске и прочие льготы.

Император Николай I 6 ноября 1843 года подписал Указ «О введении Царскосельского лицея в общее устройство гражданских учебных заведений». Это означало перевод лицея под непосредственный надзор монарха, перемещение его из Царского Села в Санкт-Петербург (в здание Александровского сиротского дома) и переименование в Императорский Александровский лицей. Начались существенные преобразования в организационной, кадровой и учебно-воспитательной сферах, которые превратили Лицей в элитное высшее учебное заведение мирового класса 6 .

ПО МАТЕРИАЛАМ СТАТЬИ:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И МЕТОДЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ЦАРСКОСЕЛЬСКОМ ЛИЦЕЕ (Б/А)

В первые годы своего существования Лицей был прогрессивным учебным заведением. В нем была свобода творческой, воспитательной и учебной деятельности. Здесь учили сознательно мыслить, рассуждать, спорить об истине, о справедливости и добродетели. Девиз Лицея при первом директоре В. Ф. Малиновском – «Для общей пользы». Именно эта идея легла в основу обучения в Лицее. Это же было девизом и при втором директоре, Е. А. Энгельгардте. Педагоги старались развить индивидуальность каждого ученика, выявить их лучшие душевные качества, в каждом ученике они видели и уважали личность. Из стен Лицея не выходили ученые, юристы, филологи; выпускники получали энциклопедическое образование; приобретали гуманистическое мировоззрение на жизнь, уважение к личности независимо от сословия человека.

Обучение длилось шесть лет и делилось на два курса. Первый курс давал образование, равное объему изученного материала в старших классах гимназии. Второй курс давал высшее, университетское образование. После первого курса сдавали переходные экзамены, а после второго – выпускные. Публичные экзамены проводились каждые полгода всеми профессорами в присутствии директора. Отличившиеся на этих экзаменах получали награды и поощрения. Ежегодно бывали открытые испытания по особенному приглашению. Воспитанники, не справившиеся с испытанием, не переводились в другой класс, пока не исправлялись.

На первом этапе обучения предпочтение отдавалось словесным наукам перед техническими. Самое большое число часов в неделю было отведено грамматике, историческим наукам и словесным, особенно иностранным языкам. Иностранные языки учили не меньше 4 часов в день. В свободное от уроков время были дни, когда разговаривали на французском или немецком языках. Считалось, что сначала надо изучить науки, требующие простого запоминания, а затем уже изучать науки, требующие зрелого ума. Изучение наук математических и физических ограничивалось первоначальными сведениями. Это делалось для того, чтобы оставить возможность и время углубленно изучать словесные науки.

На старшем курсе обучения предпочтение отдавалось нравственным, физическим и математическим наукам, при этом иностранные языки продолжали интенсивно изучать.

Число часов зависело от знаний учеников. Оно не определялось строго по какому-то документу, а устанавливалось после набора воспитанников, когда уже был известен их уровень знаний. И у каждого нового курса оно несколько отличалось. Например, в 1812 году лицеисты в неделю занимались 10 часов французским языком, 6 часов – латинским, 10 часов – немецким, 3 часа – русским, 4 часа – математикой, 3 часа – географией, 3 часа – историей, 3 часа – чистописанием и 2 часа – рисованием. Итого в неделю было 47 учебных часов.

Профессора должны были удостовериться в том, что пройденный материал усвоен, а лишь затем обучать дальнейшему. Рекомендовалось особое внимание уделять малоспособным. Изучение материала усложнялось постепенно. Так, например, изучая латинский язык, лицеисты вначале учили грамматику, затем делали переводы, потом писали сочинения на латинском языке. В старших классах занимались аналитическим чтением классиков и переводом на русский язык лучших мест из трудов этих писателей. Многие лицеисты ещё подростками выбрали свой жизненный путь и стремились настойчиво к своей мечте.

Способности Пушкина были столь очевидны, что никто не сомневался в его призвании. В. Вольховский хотел стать военным и с упорством готовил себя к будущей профессии. Он не только лучше всех учился, но и закалял свою волю. Он вел спартанский образ жизни: вставал раньше всех, обтирался холодной водой, спал на досках без матраса, толстые словари служили ему подушками. Так воспитывал в себе Владимир Вольховский волю. За это товарищи прозвали его «Суворочкой».

Педагоги помогали воспитанникам достигать своих целей. Так Александр Горчаков ещё в Лицеи решил посвятить себя дипломатической деятельности, именно поэтому учителя доставали для него подлинные дипломатические материалы из Иностранной коллегии. А Ф. Матюшкин мечтал стать мореплавателем. Он зажегся идеей увидеть мир и добился этого. Выпускники Лицея не попадали на флот, но директор Е. А. Энгельгардт помог Ф. Матюшкину добиться определения на шлюп «Камчатка», которым командовал В. М. Головин. Так Матюшкин попал на корабль, отправлявшийся в кругосветное путешествие. Для воспитанников, мечтавших о военной службе, были организованы занятия по военной подготовке.

Иногда мудрость профессоров состояла в том, что они просто не мешали развитию таланта своего ученика. Профессор математики Карцов не пытался заставить Пушкина знать свой предмет, он видел талант поэта и, шутя, говорил: «У вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем. Садитесь на свое место и пишите стихи».

Не только идеи были прогрессивны в этом учебном заведении. Здесь идеи воплощались в жизнь. Лицеисты воспитывались в атмосфере невозможности посягнуть на достоинство другого человека. Для дворян это была истина среди людей своего сословия. В Лицее же любой человек, независимо от своего социального положения, имел право на уважение. Лицеистам запрещалась ругать служителей, даже если они были крепостными людьми. В Лицее не было телесных наказаний.

Каждый воспитанник имел свою небольшую комнату, где мог уединиться. Лицей содержался в чистоте, теплота воздуха наблюдалась по градусам. Помещения проветривались, для того чтобы воздух правильно циркулировал, перегородки в комнатах лицеистов не доходили до потолка. Классы были красивы и просторны.

Дети жили по строгому расписанию: 6 ч. – подъем, сборы, молитва; 7–9 ч. – уроки; 9–10 ч. – чай, прогулка; 10–12 ч. – уроки; 12–13 ч. – прогулка; 13 ч. – обед; 14–15 ч. – чистописание или рисование; 15– 17 ч. – уроки; 17 ч. – чай; до 18 ч. – прогулка; 18–20.30 ч. – повторение уроков и вспомогательные классы (по средам и субботам – танцы или фехтование); 20.30 – ужин; до 22 ч. – рекреация; 22 ч. – молитва и сон. Каждую субботу – баня.

Вся жизнь в Лицее была направлена на то, чтобы воспитанники правильно развивались, успешно овладевали знаниями и не предавались лени. Шесть дней в неделю были учебными. Обучение длилось целый год, за исключением августа месяца, когда были каникулы. Но занятия были правильно организованы, учеба чередовалась с отдыхом и прогулками, так что у воспитанников не было ощущения перегруженности. Об этом писал Илличевский: «… у нас по крайней мере царствует свобода (а свобода дело золотое), нет скучного заведения сидеть на местах… летом досуг проводим в прогулках. Зимою в чтении книг, иногда представляем театр, с начальниками обходимся без страха, и шутим с ними, смеемся».

На уроках профессора не только заставляли себя слушать, они старались заставить воспитанников мыслить, понимать главное. В Лицее можно было рассказывать пройденный материал своими словами, а не зубрить его наизусть. Нам кажется, что это естественно, но для того времени это было ново и не практиковалось в других учебных заведениях.

Семья лицеистов оказалась интернациональна. Броглио был итальянцем, Горчаков, Данзас, Матюшкин, Дельвиг, Корф имели немецкие корни, а Кюхельбекер был немцем с обеих сторон. Но Лицей воспитывал всех учеников в духе любви к России.

Ученики были разного вероисповедания. Так, Матюшкин был лютеранином, а Данзас – католиком. Но в Лицее этому не придавалось особого значения.

Преподаватели относились к воспитанникам как к взрослым. Они обращались к ним на «вы» и обязательно к фамилии прибавляли слово «господин». Лишь директор Е. А. Энгельгардт обращался к ученикам на «ты», но это было знаком того, что ученик – его друг. Лицеисты не обижались на это, а, наоборот, знали, что если директор стал говорить им «вы», то значит, они в чем-то провинились.

Между лицеистами и преподавателями была свобода общения. Вместе они были семьей. Профессор Московского университета С. П. Шевырев писал: «Лицей был заведением совершенно на западный лад: здесь получали западные журналы для воспитанников, которые в играх своих устраивали между собой палаты, говорили речи, издавали журналы и прочее, вообще свободы было много».

Об особых отношениях между лицеистами и педагогами говорит тот факт, что существует достаточно много карикатур на учителей. Ученики их не боялись и считали возможным подшутить над ними.

Этого не было в других учебных заведениях того времени…

Между лицеистами взаимоотношения регулировались определенными правилами, текст которых был вывешен в коридоре 4-го этажа. Там говорилось, что «все воспитанники равны, как дети одного отца и семейства, а потому никто не может презирать других или гордиться перед прочими чем бы то ни было,…воспитанники должны жить между собой мирно и дружелюбно». Благодаря этим правилам и стараниям педагогов в Лицее жил дух товарищества и сплоченности. Никто никогда не выдавал провинившихся, если он сам не признавался в содеянном.

Об этом особом отношении между лицеистами писал В. Н. Коковцев, который учился уже в императорском Александровском Лицее: «Я всегда считал отличительною чертою нашей «лицейской связи» – полное отсутствие всяких различий по признаку внешних материальных и иных преимуществ одних перед другими. Эту особенность поддерживало в полной мере и все наше начальство как низшее, так и высшее, и это чувствовалось буквально на каждом шагу». «Среди нас, за все шесть лет нашей жизни в Лицее … никогда не было случая выслужиться перед начальством, приобрести какое-либо исключительное для себя благоволение, в особенности в ущерб кому-либо из курса. Это называлось на языке лицеистов «подхалимством» и с первых же дней поступления было заранее высмеяно и обречено на беспощадное осуждение. Рассказанные тотчас же случаи «фискальства» или жалобы воспитателю на обиду, причиненную кем-либо из товарищей, ликвидировались совершенно непререкаемым вердиктом – возмездия от всего класса… с первых же шагов нашей общей жизни в новой обстановке это стало очевидно само собою».

Особое внимание в Лицее уделялось чтению. Здесь была своя библиотека, составленная из лучших книг. Книги покупались директором и профессорами, на приобретение их денег не жалели. Но все равно книг не хватало, поэтому директор Е. А. Энгельгардт выхлопотал разрешение царя на передачу Лицею библиотеки Александровского дворца. Библиотека была передана в конце 1818 года, когда первый курс уже закончил обучение.

За чтением лицеистов старались следить. Так, ученикам первого курса книги отпускались из библиотеки только учебные и классические. Когда воспитанники взрослели, то книги выдавались по записке профессора и по усмотрению надзирателя. В Лицее воспитанникам внушалось, что без чтения книг человек не может состояться как свободная творческая личность. Именно здесь формировалось такое понятие, что не читать книг, не интересоваться книгами – значит не быть интеллигентным человеком...

В Лицее не обучали актерскому мастерству, как это делали в Санкт-Петербургском Шляхетском корпусе, Институте Благородных девиц или в Московском Благородном университетском пансионе. Однако уже в первый год обучения воспитанники по собственному желанию разыгрывали пьесы. Лицеисты посещали представления крепостного театра графа Варфоломея Толстого, жившего в Царском Селе.

Министр просвещения запрещал театр в Лицее, так как считал, что он отвлекает от учебы и делает Лицей похожим на существовавшие тогда учебные заведения. Но театральные постановки ставились лицеистами, несмотря на недовольство министра. Директор Лицея понимал, что театр является средством совершенствования в ораторском искусстве, он позволяет научиться свободно владеть своим телом, культурой жеста, позы, а также учит непринужденно чувствовать себя в любой ситуации. Театр вошел в жизнь Лицея, как и балы, на которых лицеисты учились обычаям света. Со временем без театральных постановок не обходился ни один праздник. Е. А. Энгельгардт, несмотря на свои директорские обязанности, успевал писать небольшие пьесы и ставить их с воспитанниками.

Первоначально представления разыгрывались для учеников и администрации. Все женские роли в пьесе менялись на мужские. Но постепенно стали ставить не только комедии и водевили, но и серьезные драмы. Женские роли сохранялись, исполняли их переодетые и загримированные лицеисты. На представления стали приглашать гостей, родителей, жителей Царского Села. Газеты Санкт-Петербурга давали подробный отчет о праздниках в Лицее.

В Лицее была своя система наказаний и поощрений. Так, провинившиеся ученики сидели на задних партах в классе и во время еды, записывались на специальной черной доске... Лицеистов могли лишить общего стола и посадить на хлеб и воду, но такое наказание могло продолжаться не более двух дней. За особые провинности могли посадить в карцер, где к лицеисту приходил директор и делал ему внушение. Такое строгое наказание могло продолжаться не больше трех дней. Оно использовалось крайне редко в этом учебном заведении.

Иногда лицеисты могли и сами наказать провинившегося. Николай Николаевич Фиге, выпускник императорского Александровского Лицея, сын бывшего лицеиста, вспоминал об этом так: «Чувство товарищества, чести мундира, корпоративность были у нас всех очень развиты. Мы все с первых же дней вступления считали себя членами одной семьи… Традиции в Лицее играли громадную роль, и неписанный закон был гораздо сильнее писанного. С ним приходилось считаться всему лицейскому начальству. Класс имел право и в некоторых случаях удалять из своей среды нежелательного воспитанника, а, следовательно, и из Лицея неподходящих товарищей. Одним из самых тяжких наказаний было отлучение из класса, когда по постановлению класса все товарищи переставали не только говорить, но и иметь какое-либо общение с отдельным воспитанником. Такие меры принимались обыкновенно против воспитанников, совершивших поступок, который было трудно квалифицировать по официальной шкале прегрешений. Он обыкновенно касался области товарищеских отношений и порядочности и бывал ответом на такие действия, которые, по мнению наших молодых голов, были недостойны звания лицеиста».

У Ю. Н. Тынянова встречается еще один вид лицейского наказания, который был самым действенным для лицеистов. Это лишение на день лицейского мундира и облачение в одежду, в которой воспитанник приехал из дома.

Отличившихся воспитанников поощряли. Их имя записывали на специальной белой доске золотыми буквами. Ученикам, успешным в определенной науке, дарились книги с подписью директора и профессора той науки, в которой ученик показал успехи. В конце обучения выпускники получали медали и похвальные листы. Было заведено давать одну большую золотую медаль, одну малую золотую медаль и серебряные медали. Нередко преподаватели прислушивались к мнению лицеистов при награждении выпускников. Так, при первом выпуске Горчаков и Вольховский одинаково закончили обучение, но большая золотая медаль по просьбе сокурсников была вручена Вольховскому, так как он был более прилежным, старательным и скромным.

Лицей был закрытым учебным заведением, поэтому воспитанники не имели права покидать его. На этом настаивал первый директор Лицея, В. Ф. Малиновский. Директор считал, что дома дети могут испытывать «пагубное» влияние и стремился изолировать детей от этого. Он хотел разорвать связи учеников с семьей, бытом, со всей системой общественных несправедливых отношений. Он писал: «… заносчивость, запальчивость и купно низость и раболепствие – от воспитания, жизни и обхождения с рабами. Человек приучается, с одной стороны, к неограниченной воле, с другой – к покорности и слепому повиновению. Самовольство и страх – плоды рабства».

Побывать дома лицеистам было разрешено только на рождественских каникулах в 1817 году. Эта система позволила лишить родителей возможности баловать детей, исключить влияние на становление лицеистов из вне. Они жили и учились в Лицее. Здесь они становились личностями. Здесь складывалось их мировоззрение 7 .

Если вы приехали в Пушкин (Царское село) с желанием посетить Екатерининский дворец и парк, выберите 40 минут на посещение музея Царскосельского Лицея. Скорее всего вы купите билеты в Екатерининский дворец не на ближайшее время, поскольку желающих посетить императорские покои великое множество, и у вас будет время для посещения воспетого Пушкиным учебного заведения.

Царскосельский Музей-Лицей находиться в 30 метрах от касс дворца, в четырехэтажном флигеле.

На входе есть информация о стоимости билетов:

билет для взрослых – 150 рублей;

билет для школьников – 70 рублей;

билет для студентов – 90 рублей;

билет для пенсионеров – 50 рублей.

Фотосъемка в музее – 200 рублей. (В музее можно фотографировать без использования вспышки бесплатно).

Музей работает с 10-30 до 17-00. Выходной-вторник.
Последняя пятница месяца – санитарный день.

В музей пускают группами. Поэтому подходите к крыльцу около входа в Лицей и ждите, когда соберется не менее 15 человек. Затем вас проводят к кассе для покупки билетов. Буквально через несколько минут в холле, где располагается памятник юному Пушкину, подходит экскурсовод и начинается экскурсия.


Вам расскажут о создании в 1811 году лицея, о первых 30 воспитанниках, среди которых был 14-летний Пушкин.

Детей из дворянских семей по протекции известных российских деятелей брали в лицей в возрасте от 12 до 14 лет. Интересно, что первые воспитанники узнали, что они будут находиться в течение шести лет безвыездно в учебном заведении только вечером в день поступления, после вечернего десерта. Представьте реакцию совсем еще детей на эту новость.


Хотя все ученики были дворянами, в лицее были спартанские условия для проживания. В комнатах поддерживалась температура 14-17 (!) градусов. Дети вставали ежедневно в шесть утра. В течение часа нужно было провести утренний туалет, одеться, помолиться и повторить вчерашние уроки.

В семь утра начинались первые два часа занятий. Затем завтрак («чай с белой булкой») и небольшая прогулка. Два часа занятий, прогулка и повторение уроков. Обед из трех блюд в половине второго дня.

После обеда 3 часа занятий в классной комнате. Вечером снова прогулка и физические упражнения и ужин полдевятого.


Ежедневно юные воспитанники занимались не менее семи часов.

Учеба продолжалась с 1 августа по 1 июля. Месяц каникул лицеисты также проводили в Царском селе.

В Лицее было заведено, что на каждом уроке самые успевающие ученики сидели ближе всех к учителю. Юный Пушкин мог похвастаться первой партой на уроках русской и французской словесности.


Также Александр Сергеевич, благодаря своей врожденной активности, преуспел в плавании, фехтовании, верховой езде, катанию на коньках.


Несмотря на сложную программу, ученики успевали заниматься выпуском собственной газеты, где от руки писали свои эпиграммы, стихи, рассказы и рисовали безобидные карикатуры на своих друзей.


Один свободный час с девяти до десяти вечера многие воспитанники использовали на чтение и изучение иностранных языков. Замечательная библиотека находилась в арке-переходе в императорский дворец.


В лицее на занятиях обучали французскому, немецкому и латинскому языку. Были дни, когда можно было говорить только на заданном преподавателями языке.

Ученикам выставляли оценки по европейской системе. Лучшая оценка – 1, неудовлетворительно – 4. Интересно, что если ученик «не проявлял какого-либо интереса к предмету», ему ставили «0» и не заставляли учить предмет через силу. Однажды Александр Пушкин получил «0» по алгебре, но учитель лишь махнул рукой: «Иди лучше пиши свои стихи».

Ученики лицея вместе всей душой переживали за судьбу отечества в 1812 году. Под аркой, соединяющей Екатерининский дворец и флигель лицея, проходили гренадерские полки на войну. По воспоминаниям самих лицеистов, они плакали, бежали вслед, крестили уходящих солдат и офицеров.


В 1815 году был проведен первый публичный экзамен, на котором присутствовал Державин. Стихотворение Пушкина «Воспоминание о Царском Селе» разбудило дремлющего Державина. Сам Пушкин видел реакцию на его стих, разволновался, убежал, спрятался. В тот день просьбу Державина привести к нему юного поэта для объятий не выполнили. Впоследствии Александр Сергеевич Пушкин был благословлен Гаврилой Романовичем в свои преемники и продолжатели русской поэзии.


Каждый курс Царскосельского лицея придумывал себе на общем собрании девиз, который вел через все годы учебы. Девиз пушкинского курса «Для общей пользы» до сих пор считается самым лучшим за всю историю лицея до 1918 года.


В учебной программе было много времени посвящено описанию жизнедеятельности великих людей прошлого. Преподаватели считали, что живой исторический пример должен подвигнуть юношей к желанию стать лучше. В лицее были запрещены телесные наказания – это прямо было записано в уставе. С первых дней лицеисты были равны меж собой не смотря на звания, заслуги предков и вероисповедание (в первом выпуске была половина православных, остальные католики и лютеране). Нельзя было кричать на крепостных, которые опекали учеников.


Возможно все это повлияло на то, что все выпускники первого выпуска Императорского лицея прославляли Россию. Из наиболее известных нам: Генерал-майор Владимир Дмитриевич Вольховский, Канцлер Российской империи Александр Михайлович Горчаков, декабрист Иван Иванович Пущин.

Комната номер четырнадцать, в которой 2060 дней жил, учился, сочинял Пушкин, выглядит как каморка. Небольшого размера, две стены не доходят до потолка, кровать, конторка и стол для умывания.

Спасибо реставраторам, воссоздавшим к 150-летию Великого русского поэта Царскосельский лицей. Спасибо экскурсоводам за увлекательный рассказ о лицее и его первых выпускниках с цитированием стихов Александра Сергеевича.

…Куда бы нас ни бросила судьбина,

и счастье куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения