Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Понятие перспективы или жизненная перспектива. Жизненный путь и жизненная перспектива


Различные подходы к изучению жизненной перспективы представлены в работах К. А. Абульхановой-Славской, В. Г. Асеева, Я. В. Васильева, М. Р. Гинзбурга, Е. И. Головахи, А. А. Кроника, Л. Ю. Кублицкене, В. Ф. Серенковой, Н. Н. Толстых, Р. Кастенбаума, Т. Коттле, Ж. Нюттена, А. Рабина и др. Жизненная перспектива понимается большинством авторов как целостная картина будущего, включающая ряд возможных (планируемых и ожидаемых) событий, находящихся в многосторонней, порой неоднозначной взаимосвязи друг с другом. Построение жизненной перспективы подразумевает составление жизненных планов, предполагающих выдвижение этапных целей, разработку путей их достижения, а также анализ реализации поставленных целей. Планирование личностью своего будущего предполагает определенную структуру.


Один из вариантов ее предложен А. Г. Шмеляевым, И. А. Деминой. Так, структура целевого планирования жизненной перспективы включает планирование ближней жизненной перспективы, средней и дальней. При этом планирование ближней жизненной перспективы включает представление путей достижения целей, средней - постановку самих жизненных целей, а дальней - более удаленные и глобальные жизненные цели, возникающие на основе осознания ценностно-смысловых аспектов реализации уже поставленных жизненных целей.


При рассмотрении целей по срочности, средств - по легкости, а мотивов - по важности, появляется возможность оценивать субъективную вероятность реализации спланированного, а значит, есть возможность корректировать содержательный и временной контекст реализации жизненной перспективы в течение всего жизненного пути. Т. е. речь может идти о своеобразии жизненной перспективы на каждом этапе жизненного пути, которая базируется на субъективных представлениях личности о нем. К настоящему моменту область представлений человека о времени жизни изучена достаточно широко. Личность как субъект жизни выступает в роли организатора собственного жизненного пути (Б. Г. Ананьев, К. А. Абульханова-Славская, Л. С. Выготский), и субъективной картина жизни выступает важнейшей характеристикой самосознания личности, развернутой во времени, отражающей этапы индивидуального и социального развития человека, состоящей из жизненных событий и учитывающей динамику их реализации (В. Г. Асеев, Я. В. Васильев, Е. И. Головаха, В. И. Ковалев, С. Л. Марков, Н. Н. Толстых, Р. Кастенбаум, Т. Коттле, Ж. Нюттен). Это некий "психический образ, в котором отражены социально обусловленные пространственно-временные характеристики жизненного пути (прошлого, настоящего и будущего, его этапы, события и их взаимосвязи)" (А. А. Кроник).


Структура субъективной картины жизненного пути может рассматриваться в двух направлениях. Первое отражает идею изучения субъективной картины с точки зрения субъективного восприятия личностью времени собственной жизни, под которым понимается система представлений человека о собственном прошлом, настоящем и будущем (В. И. Ковалев, Л. Ю. Кублицкене, В. Ф. Серенкова). Данная позиция отражает ценностный аспект времени жизни как отдельного явления, позволяет выявить его индивидуальное качественное своеобразие, определить роль прошлого, настоящего и будущего в жизни отдельного индивида, объяснить специфику планирования жизненной перспективы в условиях современной социальной ситуации.


Второй аспект подчеркивает в исследовании субъективной картины жизненного пути причинно-целевой компонент (Е. И. Головаха,

А. А. Кроник). Такой подход позволяет выявить спектр конкретных жизненных событий, наполняющих образ прошлого, настоящего, будущего и межсобытийные взаимосвязи. Внимание концентрируется на конкретном событийном содержании субъективной картины жизни и позволяет фиксировать причинно-следственные и инструментально-целевые связи между событиями и тем самым говорить о мере целостности восприятия человеком собственной жизни.


Субъективная картина жизни может и должна исследоваться и интерпретироваться не только с указанных позиций в отдельности, но с точки зрения их интеграции. Таким образом, рассматривая жизненную перспективу как неотъемлемую часть самосознания, непосредственно влияющую на становление индивидуальной и социальной субъектности, в этом смысле ее можно оценивать как важнейшую детерминанту и психологического здоровья личности и фактор "снятия" сопротивления (т. е. защитных механизмов). Формирование жизненной перспективы, адекватной жизненным силам, есть способ "продвижения" личности к самоактуализации, сохранению и развитию психологического здоровья, достижению объективного успеха и субъективного благополучия.


Психология личности в трудах отечественных психологов Куликов Лев

Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности . Е. И. Головаха

Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности. Е. И. Головаха

В том случае, когда предметом исследования выступает будущее человека в масштабе его жизненного пути, т. е. долговременная картина жизни в будущем, речь идет о жизненных целях и планах, ориентациях и перспективах.

Эти понятия во многом близки по содержанию и нередко используются в одном контексте для характеристики совокупности представлений человека об основных линиях и ориентирах его дальнейшего жизненного пути. Однако за их содержательным сходством стоит не менее существенное различие. Жизненные цели и планы имеют достаточно определенную предметную очерченность, могут быть выражены в конкретных событиях жизненного пути. Жизненные планы являются средствами осуществления жизненных целей, их конкретизацией в хронологическом и содержательном аспектах, они определяют порядок действий, необходимых для реализации жизненных целей как основных ориентиров жизненного пути в будущем. С помощью этих понятий будущее может быть рассмотрено как относительно упорядоченная во времени совокупность событий, приводящих к достижению идеальных результатов, являющихся на данном этапе жизненного пути основными ориентирами деятельности человека.

Для исследования жизненных целей и планов необходимо применять событийный подход, ключевым понятием которого является «событие» – «узловой момент и поворотный этап жизненного пути личности» (Рубинштейн, 1946). Именно такими событиями в картине будущего выступают жизненные цели и планы. Разработанные в рамках событийного подхода классификации, показатели и методы исследования позволяют рассматривать совокупность жизненных целей и планов как систему, имеющую определенную структурную упорядоченность и функциональное назначение в регуляции человеческой деятельности.

С точки зрения событийного подхода жизненные цели и планы различаются как конечные и промежуточные события определенного этапа жизни. Цели – более масштабные и несколько менее хронологически определенные события, чем планы. В связи с этим в эмпирических исследованиях в качестве жизненных планов, как правило, рассматриваются такие конкретные события, как поступление в вуз, вступление в брак, повышение в должности и т. д., а в качестве жизненных целей – некоторые достаточно абстрактные ориентиры: хорошая работа, материальная обеспеченность, счастливая семейная жизнь и т. д. При этом предполагается, по-видимому, что последовательная реализация конкретных событий – планов, по мнению самого человека, в конечном счете приведет его к осуществлению соответствующих жизненных целей. Например, хорошая работа будет следствием поступления и окончания в конкретные сроки учебного заведения, а счастливая семейная жизнь наступит в результате вступления в брак, рождения детей и т. д. Такая картина будущего, разумеется, вполне может быть представлена в сознании людей. Однако содержательная и хронологическая неопределенность целей (если это действительно цели) в таком случае предопределяет и недостаточность для их достижения соответствующих жизненных планов. Так, можно четко определить для себя уровень образования и место работы в будущем, однако, даже будучи реализованными в ожидаемые сроки, эти планы не обязательно приведут к осуществлению такой «жизненной цели», как «хорошая работа».

Чтобы план приводил к цели, сама цель должна быть предметно определена, а сроки ее реализации должны быть согласованы со сроком осуществления предшествующего ей плана. В противном случае разрыв между целями и планами окажется настолько велик, что возникнет феномен недостижимости цели, поскольку получить хорошую работу можно и в начале, и в конце трудового пути при одних и тех же жизненных планах – все будет зависеть от конкретных условий и их оценки самим работником. Может возникнуть и феномен инверсии планов и цели, когда, например, счастливая семейная жизнь наступит до реализации планов рождения детей, и сами эти планы окажутся ненужными, препятствующими достижению жизненной цели. Вполне очевидны возможные негативные социальные и индивидуальные последствия растянутых на неопределенно долгий период жизни и слишком быстро достигнутых содержательно неопределенных жизненных целей: в первом случае поиск своего пути может затянуться на годы и десятилетия, рождая неопределенность жизненных планов и неуверенность в своих силах; во втором – грозит ранняя самоуспокоенность, утрата стимулов самореализации личности.

Разумеется, событийным подходом не исчерпываются возможные направления исследования представлений человека о будущем. Изучение событий позволяет определить дискретную картину будущего, представленного совокупностью последовательных моментов, «точек» на линиях жизни, направленных в будущее. Фактором, обусловливающим движение по этим линиям от события к событию, являются ценностные ориентации личности, в основе которых – система воспринятых личностью социальных ценностей. Планируя свое будущее, намечая конкретные события – планы и цели, человек исходит прежде всего из определенной иерархии ценностей, представленной в его сознании. Ориентируясь в широком спектре социальных ценностей, индивид выбирает те из них, которые наиболее тесно увязаны с его доминирующими потребностями. Предметы этих потребностей, будучи осознанными личностью, становятся ее ведущими жизненными ценностями. Избирательная направленность на эти ценности отражается в иерархии ценностных ориентаций личности. Ценностные ориентации не имеют той определенности, которая присуща сформированным на должном уровне целям и планам. Благодаря этому они выполняют более гибкую регулятивную функцию. Их предмет – определенная сфера жизнедеятельности, линия поведения, рассчитанная на период времени, который заранее трудно установить для непосредственной реализации ожиданий, соответствующих сложившейся иерархии ценностей.

Если жизненные цели и планы не реализуются, наличие ценностных регуляторов обеспечивает устойчивость личности в момент «кризиса нереализованности». Если же намеченные цели достигнуты и утрачивают побудительную силу, ценностные ориентации стимулируют к постановке новых целей. Этот механизм действует при устойчивой структуре ценностного сознания человека, когда у него сформирована достаточно четкая иерархия ценностных ориентаций и он может с уверенностью сказать, что главное для него, например, творческая работа, затем – семейное счастье, полноценный досуг, здоровье и т. д. Тогда создаются предпосылки для согласования жизненных целей в соответствии с приоритетами, определяемыми иерархией ценностных ориентаций.

Ценностные ориентации, цели и планы являются последовательными ступенями субъективной регуляции жизнедеятельности человека. Ориентации определяют порядок предпочтения тех или иных сфер деятельности, направлений жизненного пути, на которых человек предполагает сконцентрировать свои силы и энергию. Постановка целей предполагает знание не только направления деятельности, но и ее идеального результата, которому соответствует определенное событие жизненного пути, отделяющее зону обозримого будущего в данной сфере жизнедеятельности от будущего, которое еще не освоено человеком. Жизненная цель – это предметная и хронологическая граница «актуального» будущего, непосредственно связанного с заботами и проблемами настоящего. Если до этой границы будущее наполняется конкретными жизненными планами на пути к реализации соответствующих жизненных целей, то за ней оно может быть выражено только в общих ориентациях на жизненные ценности, не требующих хронологической и четкой предметной определенности.

Ценностные ориентации, жизненные цели и планы как последовательно формирующиеся компоненты осознанной картины будущего дают ответы на ключевые жизненные вопросы: в каких сферах жизни сконцентрировать усилия для достижения успеха? Что именно и в какой период жизни должно быть достигнуто? Какими средствами и в какие конкретные сроки могут быть реализованы поставленные цели?

В реальных жизненных условиях возможны различные формы осознания будущего, нередко весьма далекие от последовательного решения рассмотренных вопросов. Разумеется, можно привести хрестоматийные примеры того, как ориентация на творческий труд обусловливает постановку жизненной цели, связанной с определенным научным открытием или смелым инженерным проектом, а ясное знание цели определяет четкую последовательность жизненных планов. Такого рода примеров немало и в сферах общественной деятельности, семейной жизни и увлечений человека.

Иная картина будущего наблюдается в том случае, когда ценностные ориентации, цели и планы сформированы не в той мере, чтобы человек мог последовательно и определенно ответить на вопросы, от решения которых зависят направление и содержание его жизненного пути. В чем же находит проявление недостаточная сформированность представлений человека о своем будущем? Прежде всего в несогласованных ценностных ориентациях, когда человек не может осуществить выбор наиболее значимых сфер жизнедеятельности, на которых ему следует сосредоточить свои усилия. Речь идет о недостаточно сформированной иерархии ценностных ориентаций. Когда равные по значимости ценности конкурируют в сознании человека, ему трудно определить первоочередные направления деятельности. Возникает ситуация, когда хочется достигнуть успехов параллельно по многим направлениям, что далеко не всегда осуществимо. Прежде всего в связи с ограниченностью индивидуальных ресурсов человека, что, как подчеркивает В. С. Магун, приводит к наличию «взаимообратных соотношений между успешностью разных видов деятельности, требующих одних и тех же ресурсов, прежде всего энергетических» (1983).

Но дело не только в ограниченности ресурсов, что может сказаться только в процессе деятельности. Конкуренция ценностных ориентаций порождает, в первую очередь, ситуацию неопределенности жизненного выбора. Если для человека равную значимость имеют профессия, требующая постоянных разъездов, и ориентация на размеренный, устроенный быт, то, поскольку параллельная реализация этих ценностей практически исключена, приходится выбирать что-то одно. Но как осуществить такой выбор, если и то и другое имеют равную ценность? Подобная ситуация напоминает известную притчу о буридановом осле, так и не выбравшем ни одну из двух равноценных охапок сена.

Понятно желание человека не отказываться от своих жизненных ценностей, когда все они имеют положительное общественное значение. Однако общество в целом располагает гораздо более широким диапазоном ценностей, чем тот диапазон возможностей, который есть у индивида. Поэтому и необходима система индивидуальных ценностных ориентаций, определяющая жизненные приоритеты, порядок постановки и реализации целей. Эта мысль лаконично изложена в афоризме Сенеки: «Кто везде – тот нигде». К ней можно только добавить, что не всегда равнозначные ценности порождают неопределенность жизненного выбора, а только в том случае, когда они противоречивы (как, например, ориентация на творческую самореализацию в научной деятельности и вместе с тем на досуг, заполненный ежедневными развлечениями). Если же равнозначные ценности не конкурируют в сознании человека, то соответствующие ориентации могут быть реализованы параллельно без ущерба для каждой из них (таковы, например, ориентации на творческий труд и общественное признание).

Наличие конкурирующих компонентов в сознании – один из источников рассогласования вербального и реального поведения человека. Противоречивость ценностных ориентаций, их конкуренция в ситуации жизненного выбора – исходный момент рассогласования того, чего человек хочет добиться в будущем, и того, что он будет для этого предпринимать. Следовательно, важнейшей предпосылкой успешной самореализации человека в будущем является согласованная, непротиворечивая система ценностных ориентаций, которая лежит в основе формирования содержательно и хронологически согласованных жизненных целей и планов. Однако даже такая система ценностных ориентаций не гарантирует от трудностей и проблем, возникающих непосредственно в процессе целеполагания.

Человек может иметь достаточно четкое представление о сферах и направлениях деятельности, не имея при этом конкретных жизненных целей. Кроме того, жизненные цели могут не соответствовать способностям и возможностям самого индивида или условиям той социальной среды, в которой он живет. Следовательно, наряду с противоречивостью ценностных ориентаций в качестве проявления недостаточной сформированности представлений человека о своем будущем следует рассматривать неадекватность жизненных целей. И наконец, следует учитывать такой показатель, как степень конкретности жизненных планов. Знание цели недостаточно для успешной деятельности, если нет ясного представления о средствах ее достижения. Абстрактность жизненных планов связана с отсутствием представлений о тех событиях, которые должны предшествовать достижению жизненной цели, а также во временной неопределенности этих событий. Неадекватность жизненных целей и абстрактность жизненных планов могут проявляться в различных жизненных ситуациях. Одной из наиболее распространенных является ситуация выбора профессии, когда из тысяч профессий нужно выбрать одну, наиболее соответствующую склонностям и способностям, определить учебное заведение, конкретную специальность, согласовать свой выбор с планами и ожиданиями в различных сферах жизни. И если жизненные цели определены неадекватно – их содержание не связано с выбором профессии, а сроки реализации иллюзорны, – это будет иметь существенные последствия для всего дальнейшего жизненного пути человека.

Прежде чем обратиться к проблемам профессионального самоопределения личности в том аспекте, который связан с изучением представлений о будущем, необходимо рассмотреть вопрос о том, как эти представления интегрируются в целостную систему, объединяющую ценностные ориентации, жизненные цели и планы. В систему представлений о будущем включаются и другие компоненты, среди которых, с одной стороны, мечты, фантазии, грезы, составляющие желаемую, но не обязательно осуществимую картину будущего, а с другой – тревоги и опасения, ожидания неприятных событий, которые с определенной вероятностью могут произойти в жизни каждого человека и которых, по возможности, ему следует избегать. ‹…›

При несогласованности перспективы, когда человек недостаточно связывает будущие события с прошлыми и настоящими, возникает феномен «временной некомпетентности», который негативно сказывается на степени адаптированности личности к конкретным условиям жизнедеятельности. Несогласованность перспективы связана с низкой субъективной актуальностью событий жизни, с переживанием времени как чрезмерно растянутого. Дифференцированность будущей временной перспективы характеризует степень расчлененности будущего на последовательные этапы. Выделают два основных этапа: ближайшая и отдаленная перспектива. Самостоятельное значение каждого из этих этапов, особенности их формирования в детстве и юности и влияние на развитие личности убедительно показаны А. С. Макаренко, работы которого сыграли столь же существенную роль в изучении проблем перспективы в рамках советской психологии, как исследования К. Левина в развитии данной проблематики в западной психологии. При различных методологических подходах к пониманию роли будущего в формировании и развитии личности А. С. Макаренко и К. Левин в конкретных исследованиях обнаруживали сходные данные, свидетельствующие о том, что разделение ближайшей и отдаленной перспективы является важнейшим моментом развития личности, характеризующим переход от детства к юности, к решению важнейших задач жизнеустройства, к выбору жизненного пути, к становлению социальной зрелости и самостоятельности личности.

Данные психологических исследований обнаруживают прямую или опосредованную связь рассмотренных параметров будущей временной перспективы с такими существенными личностными характеристиками, как самооценка, я-концепция, мотивация достижения, догматизм, тревожность, импульсивность, локус контроля и ряд других. Основной вывод, к которому приходят практически все исследователи, состоит в том, что уровень развития будущей временной перспективы, критерием которого выступают ее продолжительность, оптимистичность и реализм, степень дифференцированности и согласованности, связан с уровнем психического и социального развития личности. В этом смысле вполне можно употреблять понятия, почерпнутые из обыденного опыта и связанные с оценкой личности с точки зрения ее «перспективности» или «бесперспективности», поскольку важнейшие личностные качества, определяющие степень активности человека в различных сферах жизни, в большей мере присущи людям с развитой, гармоничной будущей перспективой.

Можно, разумеется, предположить, что именно изначальное присутствие таких личностных качеств, как социальная интегрированность, жизненная удовлетворенность, отсутствие тревожности и импульсивности, внутренний контроль, высокий уровень мотивации достижения, является фактором формирования оптимальной будущей перспективы, а не наоборот (как этого хотелось бы тому, кто с формированием представлений о будущем связывает надежды на возможность повышения жизненной активности и гармоничного развития личности). Такое предположение было бы вполне правомерным, если бы те или иные компоненты и параметры будущей перспективы не составляли в определенном аспекте содержание указанных выше личностных качеств. Действительно, социальная интегрированность – это не только способность человека найти свое место в обществе, в деятельности его различных институтов. Самой этой способности не могло бы быть, если бы человек, прежде чем определить свое место в социальной системе, не согласовал бы свои цели и планы с перспективой развития данной системы. Жизненную удовлетворенность нельзя рассматривать только как одномоментное переживание полноты настоящего. В отличие от удовольствия, извлекаемого из текущей ситуации, удовлетворенность жизнью охватывает и прошлое, и будущее, т. е. перспективу, которая нередко позволяет человеку ощутить высокое чувство жизненной удовлетворенности, даже тогда, когда он находится в бедственном положении. Импульсивность – это неуправляемость поведения с точки зрения будущих результатов, а тревожность – чувство страха и опасения прежде всего за будущее. Поэтому нет более эффективного психологического пути воздействия на эти личностные качества, чем изменение отношения человека к будущему, формирование и коррекция будущей перспективы.

Известно, какое значение в современных исследованиях личности придается преобладающему локусу контроля. При внутреннем или внешнем контроле человек возлагает ответственность на себя или на обстоятельства не только за все происшедшее, но и за свое будущее. Следовательно, и ответственное отношение к будущему как элемент перспективы непосредственно включается в механизм, формирующий определенный локус контроля. То же можно сказать и об уровне мотивации достижения, которая определяется содержанием, согласованностью и временной удаленностью реализуемых целей. Поэтому формирование развитой, гармоничной будущей временной перспективы должно рассматриваться как необходимая предпосылка формирования и развития личности, эффективности ее деятельности в различных сферах жизни.

Таковы выводы, которые вытекают из психологических исследований. Для социолога, который ставит перед собой задачу раскрыть социальное содержание этой проблемы, исключительно важно найти опору в данных психологической науки. Методы, которыми он владеет, обращены прежде всего к массовому респонденту, к представителю определенной социальной группы. И если факты, кропотливо собранные психологами, позволяют приступать к изучению проблемы будущего с уверенностью в том, что перспектива личности – важнейший фактор ее развития и самореализации, то для социолога открывается широкое самостоятельное поле деятельности, связанное с изучением того, какое же конкретное содержание вкладывают люди в свои перспективы, в чем специфика его в различных социальных группах, какие факторы и условия способствуют приведению данного содержания в соответствие с нормами общественной жизни, с требованиями, обеспечивающими гармоничное развитие самой перспективы. Иными словами, зная роль перспективы в жизни человека, зная параметры и критерии ее развития, выделенные в психологии, можно решать конкретные социологические проблемы, возникающие в тех сферах общественной жизни, которые непосредственно связаны с необходимостью изучения отношения к будущему.

Чтобы выделить именно этот аспект, явно недостаточно использовать понятия временной перспективы или будущей временной перспективы, разработанные в психологии. Недостаточно прежде всего потому, что перспектива личности с точки зрения социолога – это не только временная перспектива, но и пространственная, в той мере, в какой человек планами, целями и результатами деятельности осваивает определенную область социального пространства, в котором сферы общественной деятельности складываются на пересечении жизненных траекторий социальных групп и отдельных людей. ‹…›

…Представляется целесообразным использовать понятие, которое может выполнить интегративную функцию, характеризуя основные содержательные и структурные моменты, связанные с представлением человека о своем будущем. На наш взгляд, наиболее удачным в данном случае является понятие «жизненная перспектива», которое еще сравнительно редко используется в научной литературе. К. К. Платоновым предложено определение жизненной перспективы, которая рассматривается им как «образ желанной и осознаваемой как возможной своей будущей жизни при условии достижения определенных целей» (1984).

Это определение правильно отражает сущность жизненной перспективы как системы представлений человека о возможном будущем. Однако перспектива – это не всегда желаемое, но нередко – ожидаемое с тревогой и опасениями. Такие события, например, как неудачи и утраты, вряд ли целесообразно планировать, а тем более желать их осуществления. Однако их вполне можно ожидать, готовясь к предотвращению негативных последствий. Поэтому жизненную перспективу следует рассматривать как целостную картину будущего в сложной противоречивой взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, с которыми человек связывает социальную ценность и индивидуальный смысл своей жизни. Ценностные ориентации, жизненные цели и планы составляют ядро жизненной перспективы, без которого она утрачивает свою основную функцию – регулятивную. Если человек ожидает утраты и неудачи и при этом в арсенале программных событий не находит того, что могло бы предотвратить или преодолеть последствия ожидаемых потерь, его жизненная перспектива утрачивает положительную регулятивную функцию и может дезорганизовывать поведение. Следовательно, ключевым моментом в исследовании жизненной перспективы человека должны стать те конкретные цели и планы, с помощью которых он намерен воплотить в действительность свои жизненные ценности.

Жизненная перспектива – не раз и навсегда выработанная стратегия. Каждому качественно новому этапу жизненного пути должно соответствовать специфическое содержание перспективы, в которой одни компоненты сохраняют преемственность, а другие – отражают реальные изменения в окружающем мире и в самом человеке. В исследованиях жизненного пути обнаружены факты, свидетельствующие о том, что в жизни каждого человека существуют критические моменты, связанные с изменениями жизненной перспективы; в этих жизненных ситуациях одни люди способны перестраивать свою перспективу, повышая мотивацию достижения, а другие впадают в состояние стресса, характеризующееся чувством опасности и повышенной тревожности. По разным линиям жизни критические моменты возникают в разное время, но есть такие периоды жизни, в которых эти моменты концентрируются, пересекаются, порождая целый комплекс жизненных проблем, требующих формирования и перестройки жизненной перспективы. ‹…›

Заключение

Эмпирические исследования, проведенные методом анкетного опроса (с использованием специальной тестовой процедуры) и основанные на указанных теоретических предпосылках, позволяют утверждать, что у подавляющего большинства учащихся старших классов школы сформированы достаточно определенные представления о событиях будущего и сроках их реализации, с которыми они связывают свои долговременные жизненные цели. Важным с точки зрения понимания особенностей формирования жизненной перспективы в юности является тот факт, что не обнаружены принципиальные различия в содержании и хронологической структуре жизненной перспективы учащихся 8 и 10-го классов. Некоторые различия, связанные с более четким усвоением десятиклассниками нормативных представлений о сроках реализации жизненных притязаний и условий их реализации, не столь существенны, чтобы можно было сделать вывод о качественных изменениях картины будущего в этот период. Уже к 14–15 годам у человека сформированы представления о сравнительно отдаленном будущем в профессиональной, семейной и других сферах жизнедеятельности. Эти представления включают жизненные притязания, согласованные с определенными сроками их реализации.

Юноши и девушки проявляют реалистичность в жизненных притязаниях, связанных с будущей профессиональной деятельностью и семьей. Однако менее реалистичны притязания старшеклассников в сфере образования, социального продвижения и материального потребления. Более высокий уровень притязаний в этих сферах не всегда подкрепляется соответствующими профессиональными устремлениями. В этом – один из источников несогласованности жизненной перспективы. Второй источник – недостаточная конкретность профессиональных планов и несоответствие актуальной жизненной ситуации определенной части старшеклассников их долговременным целям и притязаниям.

В исследовании возрастных ожиданий было показано, что для людей разного возраста, в том числе и в юности, при оценке продуктивности различных этапов жизненного пути характерен единый социально-нормативный механизм. Этот факт позволил судить о возрастных ожиданиях старшеклассников без скидок на юношеские стереотипы восприятия молодости, зрелости и старости. Старшеклассники обнаруживают реалистичность в оценке последовательности будущих жизненных достижений и вместе с тем чрезмерный оптимизм в определении сроков, которые они связывают с этими достижениями.

Девушки во всех сферах жизни ожидают достижений в более раннем возрасте, чем юноши, даже в тех случаях, когда уровень притязаний у них выше. Их жизненная перспектива в этом аспекте неадекватна реальным обстоятельствам, которые скорее содействуют реализации профессиональных притязаний юношей. В чрезмерной оптимистичности возрастных ожиданий девушек проявляется недостаточная готовность к реальным трудностям и проблемам самостоятельной жизни в будущем.

Одним из показателей несогласованности жизненной перспективы старшеклассников является недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче в будущей реализации жизненных целей. В исследовании жизненной перспективы старшеклассников обнаружен феномен, подобный тому, который фиксируется в определенных условиях зрительного восприятия перспективы: обратная перспектива, когда отдаленные объекты кажутся более крупными, чем близкие к наблюдателю. У определенной части старшеклассников наблюдается достаточно определенная картина отдаленного будущего при абстрактности и несформированности непосредственных профессиональных и образовательных планов.

В книге показано, что одной из причин несогласованности профессиональных планов и жизненных целей молодежи является противоречивость и внепрофессиональная направленность ценностных ориентаций. В связи с этим осуществлен анализ типов ценностно-ориентационных структур личности, намечены пути формирования непротиворечивых ценностных ориентаций.

Из книги Осмельтесь преуспеть автора Кэнфилд Джек

Моя жизненная цель Далее вам необходимо заполнить таблицу. Чтобы облегчить эту задачу, мы предлагаем вам несколько примеров.Моя жизненная цельПомогать всем людямРаскрыть новые таланты и способностиМоя жизненная цельПомогать детямНаучить детей быть

Из книги Психология личности в трудах отечественных психологов автора Куликов Лев

Психологический возраст личности. А. А. Кроник, Е. И. Головаха Понятие «возраст» весьма многопланово. В современной научной литературе выделяют по крайней мере четыре его подвида: хронологический (паспортный), биологический (функциональный), социальный (гражданский),

Из книги Психология труда автора Прусова Н В

9. Понятие профессиональной ориентации. Профессиональная самоориентация и самоидентификация. Факторы профессиональной ориентации Под профессиональной ориентацией понимается система мероприятий, основной целью которой является оптимизация процессов осознанного

Из книги Начнем сначала, или Как разглядеть свое Завтра автора Козлов Николай Иванович

Правильная жизненная цель Посмотрите на свои желания по линиям: Учеба, образование и бизнес-проекты. Нравится? Но: оставить это только мечтой или, вложившись, начинать это реализовывать? Не всякое желание надо превращать в цель, особенно если это касается вашей жизни и

Из книги Гуманистический психоанализ автора Фромм Эрих Зелигманн

Из книги Социология [Ее предмет, метод и назначение] автора Дюркгейм Эмиль

Ценностные и «реальные» суждения Предлагая данную тему для обсуждения на Конгрессе, я поставил перед собой двойную цель: во-первых, показать на отдельном примере, как социология может способствовать решению философской проблемы, во-вторых, рассеять некоторые

Из книги Азбука для несовершеннолетних: Сборник автора Автор неизвестен

Активная жизненная позиция – деятельное отношение человека к жизни общества, в котором он выступает как инициативный носитель и проводник норм, принципов и идеалов или общества в целом, или определенного класса, социальной группы....Класный час окончился, и восьмой «А»,

Из книги Вступая в жизнь: Сборник автора Автор неизвестен

ТВОЯ ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ Каждый, кто вступает в жизнь, обязан поставить перед собой вопрос: какова моя жизненная позиция?У коммуниста, у комсомольца жизненная позиция – активная. «Ничто так не возвышает личность, – говорил на XXV съезде партии Леонид Ильич Брежнев, – как

Из книги Мистический космос. Путеводитель по тонкоматериальным мирам и параллельным пространствам автора Файдыш Евгений Александрович

1.1. Жизненная энергия Рассмотрим, что происходит при недостатке и избытке жизненной энергии, чем она отличается от обычных видов энергии (физической, химической и т.д.). Как любой психофизический фактор, жизненная энергия может проявляться на нескольких планах нашей

Из книги "Загадка женственности"[«The Feminine Mystique»] автора Фридан Бетти

14. Новая жизненная программа для женщин Пер. В. Задорновой«Вам легко говорить, - заметит женщина, попавшая в домашнюю ловушку, - но как мне выбраться отсюда, если я одна, дети орут, белье не стирано и нет бабушки, чтобы помочь с детьми?» Действительно, легче жить для

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

Методика «Ценностные ориентации» Адаптированный вариант методики, разработанной М. Рокичем, служит для исследования системы ценностей личности. Автор делит эти ценности на терминальные, или ценности-цели, и инструментальные, или ценности-средства. Терминальные

Из книги Психология мотивации [Как глубинные установки влияют на наши желания и поступки] автора Хэлворсон Хайди Грант

Ценностные и речевые ключи «Семь раз отмерь, один раз отрежь» или «Не посеешь - не пожнешь!» Выражения, которыми мы пользуемся каждый день, те маленькие крупицы мудрости, что мы сеем среди других людей, часто приоткрывают завесу над нашей доминирующей мотивацией. Вот

Из книги Как избавиться от комплекса неполноценности автора Дайер Уэйн

Инерция как жизненная стратегия «Я подожду, все должно наладиться» – вот фраза, которой многие оправдывают свое инертное поведение. Для некоторых она становится лозунгом всей жизни – решение проблем откладывается на завтра, которое так никогда и не наступает.Марк –

Из книги Как спокойно говорить с ребенком о жизни, чтобы потом он дал вам спокойно жить автора Маховская Ольга Ивановна

Экспресс-тест «Ценностные ориентации родителей» Отметьте 7 высказываний, которые кажутся вам наиболее справедливыми: Большинство А – в качестве стратегии жизни вы выбрали финансовое благополучие.Большинство Б – в качестве стратегии жизни вы выбрали эмоциональное

Из книги Вас ожидает жизнь автора Грэбхорн Линн

Желание – жизненная необходимость “Итак, чего же вы хотите?” – спрошу я вас. “Это так просто, – ответите вы. – Побольше денег, чтобы хватило на оплату всех счетов и кредитов. Хочу новый дом. Хочу лучше заботиться о своих детях. Хочу интересную, любимую работу. Хочу,

Из книги От ребенка – к миру, от мира – к ребенку (сборник) автора Дьюи Джон

Цель : запустить процесс проектирования молодыми людьми собственной жизни, создать предпосылки для развития способности видеть успешные перспективы своего будущего.

Задачи:

  • способствовать актуализации смыслового содержания жизненного пути, жизненных целей и ценностей;
  • подвести к нахождению связи прошлого, настоящего и будущего, иметь представления о возможности учиться на своем прошлом опыте и видеть перспективы будущего с учетом жизненных планов и целей;
  • способствовать умению выбирать альтернативы в пользу активной жизненной позиции и здорового образа жизни.

Целевая группа: группа учащихся старших классов общеобразовательного учреждения, либо учреждения профессионального образования в количестве 20 человек. Возраст участников: 15-18 лет.

Условия для группы: отдельное помещение, наличие мест (стульев) по количеству участников.

Условия для тренера: работа осуществляется по соглашению с учреждением профессионального образования и осуществляется на основании заказа в рамках своей профессиональной деятельности.

Инструментарий: наличие флипчарта /доски, блокнота/ватманов (3-х), мела / 1 пачки маркеров и 2-х пачек фломастеров/ ручек по количеству участников; стульев по количеству участников; текстов притч и применяемой методики, бланков к заданиям; музыкального сопровождения: магнитофона, кассеты/диска, текста релаксационного упражнения, бумаги формата А-4 четырёх цветов, фото знаменитых и успешных людей, магнитов, бумажного скотча.

К техническому заданию, сценарному плану проведения тренинга предлагаются приложения + фото проведенного мероприятия.

Время / сроки: разовый тренинг. Время проведения – 2 ч. 50 мин.

Ожидаемый результат:

  • способность видеть успешные перспективы своей будущей жизни;
  • осознавать каждым участником себя свободной и уникальной личностью, способной ставить жизненные цели, не бояться их изменять, не боятся ошибок и испытаний, уметь жить в гармонии с самим собой и окружающими, и осознавать смысл своего бытия в этом мире и свое место в нем.

Перспективы: проведение тренингов: «Правила, которым тысячи лет…Этикет», «Выиграть может каждый или как разрешить конфликт», «Я интересуюсь своим будущим, потому что собираюсь провести в нём всю свою оставшуюся жизнь… », «Урок Здоровья. Здоровый дух в здоровом теле»; подготовка молодёжных групп к участию в Фестивале молодёжных идей «Здоровый город» и др.

План занятия

Сессия

Задача

Пункт плана /Метод

Ведущий

Инструментарий

5 мин. Знакомство участников группы с тренером, налаживание положительного эмоционального фона в группе, определение ключевых жизненных приоритетов. I. Организационный момент. Погружение в тему. Упражнение «Что движет человеком в жизни…или в чем ее смысл? Визуализация, вывод по итогам упражнения. Доска/флипчарт, блокнот, мел/маркер.
5 мин. Найти слова – ассоциации, определяющие успешность человека. II. Упражнение «Ассоциации к слову «УСПЕХ». Обсуждение, визуализация Доска/флипчарт -1, блокнот, мел/маркеры 2-х цветов.
15 мин. Посредством показа фото знаменитых людей определить составляющие успеха. III. Работа с группой «Качества успешного человека». Визуализация наглядных материалов (фото знаменитых и успешных людей). Вывод по итогам упражнения, определение «Формулы успеха». Анализ и обсуждение. Доска/флипчарт -1, блокнот, маркеры 2-х цветов/мел, фото знаменитых и успешных людей, магниты, бумажный скотч, ножницы.
7 мин. Дать определение понятию «жизненный успех» IV. Мозговой штурм «Можно ли прогнозировать жизненный успех? Информационная интервенция тренера с наглядной визуализацией, дискуссия «5 сфер, ведущих к достижению успеха: познание себя, умение общаться, приспособляемость, стрессоустойчивость, оптимизм». Доска/флипчарт, мел/ маркер.
10 мин. Конструирование образа человека, определение и оценка его качеств личности. V. Упражнение «Веер». Моделирование образа. Групповая работа. Индивидуальный анализ по итогам выполнения задания. Обобщающий анализ упражнения. Бумага формата А-4 цветная, фломастеры по количеству участников.
20 мин. Повысить самооценку человека, показать уникальность человека, найти положительные черты его личности. VI. Упражнение «Золотой стул». Мозговой штурм, публичные комплименты в адрес сидящего на «троне» человека. Информационная интервенция «Характеристика уверенного и неуверенного в себе человека». Стул («трон»), стулья по количеству участников.
10 мин. Показать, что варианты достижения одной цели могут быть разнообразны, цель – одна и достижима. VII. Упражнение – энергизатор для группы «Достижение цели».
15 мин.

Кофе – пауза

10 мин. Создать предпосылки для проектирования собственной жизни посредством видения опыта прошлого и перспектив будущего. VIII. Методика «Мой жизненный путь». Методика, листы формата А-4 по количеству участников, ручки.
Текст методики прилагается (приложение 1 ).
10 мин.

Обобщить информационно – практический материал. Способствовать актуализации смыслового содержания жизненного пути с учетом жизненных планов и ценностей.

IX. Проблемный вопрос «Что важнее – прошлое, настоящее или будущее?!». Индивидуальная работа с раздаточным материалом «Что необходимо человеку для осуществления планов». Обсуждение, анализ тренера. Притча о споре трех мудрецов «Что важнее…прошлое, настоящее или будущее?!». Текст притчи прилагается (приложение 2 ). Раздаточный материал – бланки и ручки по количеству участников.
Бланк прилагается (приложение 4 ).
5 мин. Акцентировать внимание на важности внутренних установок человека, его восприятия жизни. X. Чтение метафор. Притча «Преобладающее настроение. Пессимист, скептик, оптимист», «Притча о строителях». Текст притч прилагается (приложение 3 )
20 мин Способствовать формированию навыков самопрезентации. XI. Ролевая игра «Собеседование». Работа в малой группе, визуализация, метод проблематизации. Обсуждение, обобщение материала. Бланк «Анкета кандидата на должность» по количеству участников прилагается (приложение 5 ).
10 мин. Познакомить с правилами делового этикета и правилами поведения в обществе, в частности на собеседовании. XII. Информационная интервенция.Мозговой штурм «Навыки самопрезентации.Правила делового этикета. Правила поведения на собеседовании».Визуализация и обсуждение. Работа в парах. Упражнение – активатор «Личное пространство».

Доска/ флипчарт, мел/ маркеры 2-х цветов. Правила делового этикета и правила поведения на собеседовании прилагаются (приложение 6 )

8 мин.

Помочь разработать свой личный образ будущего, в котором осуществляется ваша мечта.
Подвести итог работы.

XIII. Релаксационное упражнение на завершение занятия «Машина времени». Обобщающая беседа по итогам тематики мероприятия. Рефлексия. Ритуал прощания

Музыкальное сопровождение: магнитофон, кассета. Текст упражнения прилагается (приложение 7 ). Раздаточный материал «Гимн себе» (приложение 8 ).

2 ч. 50 мин.

Ход занятия

Уважаемая аудитория, тема нашей встречи сегодня«Мой жизненный путь. Перспектива успеха».

У каждого из нас свой жизненный путь, своя дорога – длиною в жизнь. И только от нас с вами зависит – какой она будет: интересной, насыщенной, продуктивной или скучной, никчемной и бессмысленной.

Вопрос. Как вы думаете, что движет человеком в жизни? Или в чем ее смысл?

  • Желание создать семью.
  • Желание получить образование.
  • Желание быть полезным в обществе и своем окружении.
  • Желание разбогатеть.
  • Желание самоутвердиться в жизни.

Записываются определения на ватмане/доске. Всё, что вы сейчас перечислили – это не что иное, как наши с вами жизненные ценности и ориентиры. Или другими словами – те факторы защиты, благодаря которым человек должен жить счастливой и радостной жизнью, не ища выхода в решении своих проблем, например, с помощью алкоголя или наркотиков (не прибегая к помощи ПАВ).

Вопрос. Поднимите руку, кто хочет быть успешным в жизни человеком?

Конечно, все. Только понятие слова «УСПЕХ» для всех нас может быть разным.

Ответьте, пожалуйста, так что же такое - «УСПЕХ»?

  • Это состоявшаяся карьера.
  • Материальное благополучие и благосостояние.
  • Хорошая и крепкая семья.
  • Верные друзья.
  • Успех у противоположного пола, любовь.

Ответы записываются на ватмане напротив ответов о смысле жизни.

Получается, что мы, так или иначе, возвращаемся к жизненным ценностям, к тому, что для нас ценно и важно в жизни.

Другими словами, сейчас мы с вами будем выяснять – как стать или… быть успешным в жизни человеком!!!

На доске вывешиваются фото знаменитых людей: В.Путина, Д.Медведева, В.Зайцева, Валерии, Ж.Фриске, И.Кобзона, Л.Бокерии, семейную пару фигуристов: Жулина и Навки.

Вопрос. Можно ли этих людей назвать успешными? Какие качества их объединяют? (ответы аудитории)

На ватмане/доске выписываются качества успешных людей:

  • Трудолюбие
  • Способности
  • Талант
  • Целеустремленность
  • Знание себя, своих возможностей и способностей
  • Уверенность в себе
  • Умение общаться
  • Креативность
  • Индивидуальность

Именно эти качества и обеспечили этим людям успех. Можно сказать, что сейчас мы с вами вывели определенную формулу успеха.

Вопрос . Можно ли сказать, что те люди, которые не знамениты и не совсем богаты - не успешны? (ответы ребят).

Конечно, нет, если человек живет в гармонии с собой и окружающими. Все мы разные и у нас разные потребности. Для одного человека его успех – это хорошая семья, любимая работа и преданные друзья. Для другого – это карьера и богатство. У каждого в жизни свои приоритеты и ценности.

IV.Можно ли вообще прогнозировать жизненный успех???

Что делает одного человека великим и выдающимся, а другого – средним и незаметным, волновал людей давно. Одни считали, что для успешной реализации личности в жизни требуется высокий интеллект , другие - наличие креативности .

Третьи утверждали, что для выдающихся достижений в первую очередь нужны и важны глубокие и разносторонние знания .

Все эти утверждения можно признать верными частично.

Психологические исследования 20 и 21 века убедительно свидетельствуют о том, что успех в жизни в большей степени зависит совсем от других психологических характеристик:

  • наличие эмоциональной сферы, способностей к эффективному межличностному общению и взаимодействию, умение регулировать свое эмоциональное состояние и управлять своим мышлением и поведением, обладание устойчивости к стрессам и разочарованиям…т.д.

Американский ученый (психолог) Дэниел Големан выделил понятие «эмоциональный интеллект» и предложил его рассматривать как важный компонент лидерских способностей и основу для жизненного успеха.

Ученый определил 5 сфер , которые ведут к достижению успеха:

  • познание себя: познание собственной личности (осведомленность о собственных эмоциях, уверенность в себе, самоуважение, самореализация, независимость);
  • умение общаться: навыки межличностного общения (межличностные взаимоотношения, социальная ответственность, сопереживание);
  • приспособляемость: способность к адаптации (решение проблем, оценка реальности, приспособляемость);
  • стрессоустойчивость: управление стрессовыми ситуациями (устойчивость к стрессу, импульсивность, контроль);
  • оптимизм: преобладающее настроение (счастье, оптимизм).

Вопрос. Что же нужно делать нам с вами, чтобы развивать в себе эти жизненно - важные навыки и качества личности, без которых успеха нам не добиться?!

Для начала – важно их хотя бы осознавать и уметь анализировать свои собственные качества личности.

Сейчас вам предлагается выполнить групповое упражнение «Веер».

Ход: листы формата А-4 раздаются всем участникам упражнения, которые подписывают свой лист и делят его на 2 столбца: в 1-ом будут записываться положительные качества личности человека («+»), во-2-ом – качества, над которыми надо работать («-»). Листы передаются по кругу, упражнение заканчивается, когда листы возвращаются к своему адресату.

2-й вариант упражнения (для группы, не достаточно хорошо знающей друг друга): индивидуальная работа «Мои качества личности», позволяющая задуматься над своими качествами личности, подумать над тем, какие качества необходимо в себе развивать, а над какими работать.

Бланк ко 2-му варианту упражнения .

Анализ упражнения : Это упражнение можно отнести к сфере познание себя.

Для чего мы пытаемся познать самих себя, изучить свое «Я» - для того, чтобы можно было сделать какие – либо выводы и иметь возможность измениться самому и изменить свою жизнь к лучшему.

Вывод: в построении жизненного пути многое зависит от способности познавать себя, от способности анализировать свои ошибки, многое зависит от внутренних установок человека, его восприятия жизни и уровня самооценки.

VI.Упражнение «Золотой стул».

Ход: по желанию один из подростков садиться в центр круга. Участники говорят ему то, что каждому из них в нем нравится.

Обсуждение: вопрос к участнику: что знал о себе, что для него было новым, как себя чувствует после упражнения.

Вывод: свои недостатки и недостатки знакомых мы знаем хорошо, а обратить внимание на свои и чужие достоинства личности не всегда готовы.

Важна также уверенность в себе и своих силах.

«Характеристика уверенного и неуверенного человека»

Вопрос. Вы видите разницу в уверенном человеке и неуверенном? Как вы думаете, у кого больше шансов самореализоваться в жизни, добиться успехов и признания? (Ответы аудитории)

Но что же делать неуверенному в себе человеку? Надо работать над собой, помнить, что каждый человек уникален, искать и развивать свои способности и не пасовать пред трудностями, не боятся ошибок. Очень важно понять, что ошибки и трудности неизбежны на любом пути. Они сопровождают человека всю его жизнь, и успех зависит от того, как научился человек с ними справляться.

Многие люди в страхе перед трудностями пасуют и предпочитают ничего не делать, лишь бы не потерпеть неудачу! Сколько идей и замыслов остаются нереализованными.

Не пасуйте перед трудностями. Действуйте! Ошибайтесь, но смело идите к цели! Помните, что активное действие – это главное, что отличает неудачника от победителя. Будьте победителями и хозяевами своей жизни!

VII.Упражнение – активатор «Достижение цели».

Ход: группа выстраивается в шеренгу.

Задание: есть цель – добраться до определенной линии, черты или стены каждому участнику способом, не похожим на другие (ползком, бегом, пропрыгать на одной ноге и т.д.).

15 мин. Перерыв.

VIII. Методика «Мой жизненный путь» (приложение 1).

IX. Притча о споре трёх мудрецов о том, что важнее для человека – его прошлое, настоящее или будущее (приложение 2 , приложение 4).

Вопрос. Что важнее: прошлое, настоящее или будущее? (Ответы ребят).

Понятия: прошлое, настоящее и будущее – вся ваша жизнь.

Вопрос: Точка зрения какого мудреца вам ближе? (Ответы и рассуждения аудитории).

Вывод: Важно все: уметь анализировать опыт прошлого, видеть перспективы будущего, «здесь и сейчас» уметь ставить перед собой цели, видеть возможности что-либо изменить в своей жизни в лучшую сторону.

X. Притча оважности внутренних установок человека, его восприятия жизни (приложение 3).

Важно также, какое у человека преобладающее настроение.

Понятия: пессимист, скептик, оптимист.

А поскольку мы все живем в обществе, нам важно научиться конструктивно общаться с людьми. А для этого мы поиграем.

XI. Ролевая игра «Собеседование». Анкета кандидата на должность (приложение 5).

Среди участников выбирается руководитель и три соискателя на место топ-менеджера.

Соискателям дается задание:

«В компанию требуется топ-менеджер. У вас бедственное положение. Вам во что бы то ни стало необходимо устроиться на работу, и именно в эту компанию. Компания очень известная, с хорошей репутацией, с социальным пакетом, высокой зарплатой, возможностью карьерного роста, перспективой и пр. вам необходимо заинтересовать своей персоной руководителя»

Руководителю дается задание разработать список вопросов (может быть предложен бланк анкеты кандидата на должность) и название компании. Ведущий предлагает руководителю типаж, которому должно соответствовать его поведение (можно выбрать трех руководителей, а класс - комиссия):

Безучастный – инициатива полностью исходит от клиента.
Активный – переубедить соискателя и устроить его на другую должность.
Ситуативный – вести себя в соответствии с ситуацией (заинтересован принять на работу ценного специалиста).

На проигрывание ситуаций каждому соискателю дается 2 минуты. Каждый соискатель проходит собеседование у руководителя (либо 3-х). После того, как соискатель прошел собеседование у руководителя (лей), он переходит в группу наблюдателей. Руководитель (ли) вместе с комиссией (классом) определяют того соискателя, с которым они хотели бы сотрудничать.

XII. Выводы по итогам игры. Знакомство с навыками самопрезентации.

Чтобы понравится другим,
Нужно говорить
С ними о том, что их занимает,
Уклоняться от споров
О предметах маловажных,
Редко задавать вопросы
И ни в коем случае
Не дать им заподозрить,
Что можно быть умней, чем они.

Ф.Ларошфуко

Многочисленные пособия учат, как произвести хорошее впечатление на собеседника, партнера, начальника. Все знают о «правиле 30 секунд», за которое формируется отношение к человеку. Но как сохранить хорошее впечатление о себе, если оно не подкреплено ни способностями, ни мотивацией. Навыки самопрезентации могут помочь получить хорошую работу. Но для того, чтобы на ней закрепиться, их недостаточно.

С помощью невербальных средств общения – мимики, жестов, телодвижений – предается от 60 до 80% информации. Если учесть, что остальные 20-40% передаются с искажениями (сколько понято), можно только удивляться, как еще нам удается понимать друг друга.

Некоторые важные моменты самопрезентации:

  • Элегантная походка
  • Правильная осанка
  • Изящные жесты
  • Мимика
  • Улыбка
  • Дистанция общения (диапазон у южных народов от 30 см. и у северных до 80 см.)
  • Одежда
  • Речь (визитная карточка человека)

Вывод: Все вышеперечисленные моменты являются составляющими «Этикета». Озвучить правила делового этикета и правила поведения на собеседовании (приложение 6).

Как сохранять самообладание.

Советы: при выступлении незаметно держать в руках скрепку, поглядывать на картинку с тигром, например, как на смелого и сильного животного, или на соловья – как хорошего оратора и певца, можно смотреть поверх голов аудитории в пространство, или выбрать из аудитории человека, дружелюбно к вам настроенного, который невербально будет вас поддерживать.

Упражнение «Личное пространство»

Работа в парах. Два человека выходят к доске и становятся лицом к лицу друг к другу на расстоянии 3-4х метров. Затем один начинает медленно приближаться к другому. Стоящий неподвижно должен сказать «стоп». Когда почувствует, что другой вторгается в его личное пространство. Ученые установили: чем агрессивнее человек, тем больше его личное пространство.

В заключении предлагается выполнить релаксационное упражнение«Машина времени» (приложение 7).

Анализ упражнения:

  • Довольны ли вы образами своего будущего?
  • Что вам понравилось больше всего?
  • Есть ли что-то, что вам не понравилось?
  • Если вы не совсем довольны, то что бы вы хотели изменить в образе своего будущего?

В этом сне каждый состоялся как личность, чего-то достиг, создал семью, построил карьеру и т.д.
Постарайтесь сделать этот сон явью, удачи и успехов вам в вашем личностном и жизненном самоопределении.

Спасибо за внимание, и на память о нашем занятии предлагаю вам раздаточный материал «Гимн себе» (приложение 8).

Чаще исполняйте его себе, и тогда вам будет сопутствовать удача, успех и благосклонность людей.

Выходные данные сборника:

ЖИЗНЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВА ЖИЗНЕННОГО ПУТИ

Рудь Галина Владимировна

канд. психол. наук, доцент кафедры практической психологии и психотерапии Ровенского государственного гуманитарного университета, г. Ровно, Украина

Джеджера Клавдия Виталиевна

канд. пед. наук, доцет кафедры практической психологии и психотерапии Ровенского государственного гуманитарного университета, г. Ровно, Украина

Характерной особенностью современного общества является общее повышение темпов жизни, быстротечность процессов внешнего и внутреннего обновления. В таких условиях значительно возрастают требования к личности, которая, чтобы не остаться на обочине и полностью реализовать свои возможности и потенциалы, должна активно включиться в непрерывный поиск возможностей профессионального и личностного совершенствования. Неотъемлемой характеристикой такой личности является сформированная способность к построению и плодотворной реализации собственных намерений относительно организации своего будущего. Данная проблема находит свое решение в процессе исследования жизненных ожиданий как основы формирования жизненного пути личности, динамики жизненной перспективы в ранней юности. Учитывая необходимость решения данной проблемы как на теоретическом, так и на практическом уровне, исследуемая тема представляется особенно актуальной.

Жизненный путь человека является периодическим процессом онтогенеза, основанный на закономерных изменениях в человеческом организме и отношениях с миром, характерных для каждого периода . Жизненный путь - это осознанное, пережитое, структурированное время жизни, которое постоянно переосмысливается. Это не только закономерное повторение тех или иных жизненных циклов, но и их органическое взаимодействие . Пространственно-временные характеристики жизненного мира личности имеют в преобразованном виде онтогенетические закономерности, половозрастные свойства, черты хронологического возраста и биологически подходящего ареала жизни .

Жизненное событие, конкретный поступок являются решающими для развертывания жизненного пути. Событие - всегда значимое для личности. Масштаб события определяется ее влиянием на основные сферы жизнедеятельности, а именно: на производительность труда, состояние здоровья, отношения в быту, семье, на работе, отношение к себе, внешние условия жизни и т. д. Одни и те же внешние события играют совершенно другую роль в жизни разных людей.

Понимания жизненных ситуаций - признак личности, которая рассматривает ситуацию и саму себя в единстве, смотрит на себя как на компонент ситуации, а на ситуацию как на образ обстоятельств своей жизни . В зависимости от поиска, ситуация открывает разнообразные свойства: несет в себе и комическое, и трагическое, и добро, и зло . Ситуация выбора является предпосылкой борьбы с имеющимися ограничениями, самореализации и творчества через поступок, является сложно структурированной, полной глубокого смысла, развернутой во времени и пространстве активностью и характеризует человека как личность.

На основании таких представлений возникает соответствующее понятие о судьбе как о внешне или самодетерминованной логике жизни . Линия жизни личности, устремленная в будущее, становится стратегией жизни, основаной на способности человека строить ее с учетом его индивидуально-психологических особенностей и возможностей, которые открывает конкретно-исторический этап развития общества. Стратегии подчинена тактика жизни - бремя требований, к которым этот выбор обязывает. Это социальная ситуация жизненного пути, которая играет немаловажную роль в формировании сценария жизни .

Реальная, конкретная личность творит свой уникальный жизненный путь через овладение обстоятельствами, контроль над собой и усилия, чтобы утвердить свою необходимость в конкретно-историческом мире. Содержательность, масштабность, историческая значимость личности зависят от степени ее собственной активности и степени креативного отношения к жизни Лишь осознавая свои временные горизонты, анализируя последствия завершенных действий, планируя следующие поступки, личность может двигаться по жизненному пути вперед .

Человек видит свои жизненные перспективы как общую направленность возможных важнейших событий. Как отмечают Т.М. Титаренко и В.Г. Панок, жизненная перспектива - это потенциальная возможность развития личности, неизбежность определенных изменений в будущей жизни. То есть, личность активно влияет на обстоятельства своей жизни, совершает поступки, которые способны изменить жизненные перспективы .

В отличие от жизненной программы, которая является всегда желанной для личности, перспектива может быть и не весьма приятной. Относительно личностных перспектив, то они не требуют волевых решений. Их реализация может происходить вообще без участия субъекта жизнетворчества. Пока личность не осознает свою жизненную перспективу, она не может понять смысл своей жизни, не способна адекватно выявить потенциальные возможности, жизненные силы.

Вместе с тем, отсутствие перспектив - это неблагоприятные условия для самовыражения. На каждом этапе жизненного пути целесообразными являются содержательные реалистичные перспективы, соответствующие предыдущему уровню достижений, особенностям возраста, потенциальным возможностям человека. Реальные перспективы нуждаются в понимании той жизненной ситуации, которая сегодня сложилась, своего места в этой ситуации.

Развитие личности сочетает в себе гармоничные и дисгармоничные фазы, кризисы различной глубины и сложности, которые порождают как положительные, так и отрицательные новообразования. Развитие является результатом целой системы изменений: прогрессивных и регрессивных, количественных и качественных, обратимых и необратимым, стабильных и неустойчивых, направленных и стохастических. Этот процесс является управляемым, целенаправленным, субъективно урегулированным. Именно поэтому все происходящие изменения могут кумулироваться, интегрироваться, выстраиваться во внутренне обусловленную линию, траекторию жизненного пути .

В контексте целей, задач исследования использовался "Футурологический опросник" (В.Г. Панок) , который является одним из эффективных средств психодиагностики жизненного прогнозирования, позволяющее раскрыть перспективы жизненного пути личности, идеалы, потребности и ожидания от будущего. То есть, полученные данные выявляют динамический компонент процесса планирования жизненного пути индивидом. Футурологическое исследование можно рассматривать как прогнозирование собственных социальных отношений. Прогнозы, как известно, предшествуют планам, программам, проектам, решением.

В результате проведенного исследования получены следующие данные относительно динамики прогнозов студентов первых курсов ВУЗов 2008 и 2012 года о собственных материальных и социальных достижениях до 40 лет жизни, (см. табл. 1).

В целом, студенты в 2008 и 2012 годах в большей степени прогнозируют наличие у себя в 40 лет (здесь и в дальнейшем в %) - собственного дома (квартиры) (87,7; 90,1), семьи (84,6; 89, 1), детей (1 ребенка) (66,2; 67,4).

Вторую позицию по выраженности занимают прогнозирования наличия - автомобиля (55,4; 56,6), крепкого здоровья (46,2; 43,4), возможности путешествий (41,5; 40,7), авторитета (36, 9; 27,8). Общим для студентов 2008 и 2012 годов является наименее выраженное прогнозирование наличия у себя в 40 лет - денег в банке (13,8; 19,1) и большой библиотеки (15,4; 5,1).

Таблица 1.

Распределение прогнозов относительно материальных и социальных достижений до 40 лет жизни (в%)

Достижения

Студенты 2008 г.

Студенты 2012 г.

Общие показатели

Общие показатели

Собственный дом (квартира)

Автомобиль

Высокая квалификация

Крепкое здоровье

Возможность путешествовать

Деньги в банке

Большая библиотека

Хорошая работа

Собственный бизнес

Уверенность в собственных силах

Также, кроме приведенных в методике "Футурологический опросник" пунктов, респонденты дополнительно прогнозируют наличие у себя до 40 лет - уверенности в собственных силах (1,5; 0), хорошей работы (3,1; 7,2), собственного бизнеса (0; 4,6).

В частности, студенты в 2008 году больше всего стремились до 40 лет иметь - собственный дом (квартиру) (87,7), семью (84,6), детей (1 ребенка) (66,2), автомобиль (55,4). Вторую позицию занимает стремление студентов иметь - крепкое здоровье (46,2), возможность путешествий (41,5), высокую квалификацию (38,5), авторитет (36,9). Минимально выражены желания до 40 лети иметь - большую библиотеку (15,4), деньги в банке (13,8).

Студенты в 2012 году стремятся до 40 лет иметь - собственный дом (квартиру) (90,1), семью (89,1) детей (1 ребенка) (67,4). На второй позиции по выраженности расположены прогнозы студентов о наличии: - автомобиля (56,6), высокой квалификации (48,5), крепкого здоровья (43,4), возможности путешествий (40,7), авторитета (35,8) . Минимально у респондентов выражены прогнозирования наличия - денег в банке (19,1), большой библиотеки (5,1).

Что касается динамики выраженности указанных прогнозов респондентов относительно собственных материальных и социальных достижений до 40 лет жизни - получены следующие результаты.

В общем, студенты в 2012 году, по сравнению со студентами 2008 года в большей степени стремятся до 40 лет иметь - собственный дом (87,7; 90,1), семью (84,6; 89,1), детей (1 ребенка) (66,2; 67,4), автомобиль (55,4; 56,6), деньги в банке деньги в банке (13,8; 19,1). Вместе с тем, выявлена тенденция относительно уменьшения желания студентов иметь авторитет (36,9; 27,8), высокую квалификацию (48,5; 25,6), возможность путешествий (41,5; 40,7), большую библиотеку (15 ,4; 5,1).

Итак, с одной стороны, можно предположить наличие у студентов духовной личностной направленности, т.е. формирование у них ценностей, связанных с удовлетворением высоких потребностей в самореализации, самоутверждении, самодостаточности (авторитет, высокая квалификация, возможность путешествий). Это свидетельствует о становлении в них задатков социальной зрелости, смелости, которое детерминируется общим целостным видением собственной жизни, реалистичным осмыслением собственных стремлений, желаний, устремлений. Однако современное общество переживает глубокие трансформационные процессы не только и не столько на уровне экономики, а, в первую очередь - на уровне общественного сознания. Глубокие и неоднозначные изменения происходят в сфере индивидуальных ценностей, идеалов, отношений, что и стало, на наш взгляд одними из основных социальных факторов, обусловливающих вышеупомянутое.

У студентов мужского пола в 2012 году по сравнению со студентами, опрошенными в 2008, увеличивается выраженность намерений до 40 лет иметь - семью (88,1 и 88,5), детей (54,8 и 56,1), крепкое здоровье я (45,2 и 45,6), деньги в банке (14,3 и 15,1), что, по нашему мнению, отражает "зрелую", реалистическую позицию относительно собственных перспектив. Вместе с тем, у студентов мужского пола в 1212 году по сравнению с 2008 годом уменьшается выраженность стремлений до 40 лет жизни иметь - авторитет (42,9 и 31,6), высокую квалификацию (28,6 и 26,7).

Относительно неизменными остаются желание иметь - собственный дом (квартиру) (88,1 и 87,5), автомобиль (59,5 и 58,3).

В свою очередь у студенток в 2012 году, по сравнению со студентками в 2008 году по результатам исследования возрастает желание до 40 лет иметь - автомобиль (47,8 и 61,9), семью (78,3 и 85,2), высокую квалификацию (26,5 и 49,5) деньги в банке (13,0 и 19,0).

Данное выявление отражает, вероятно, рост у студенток, в отличие от студентов-юношей, тенденции реалистично- практического самоопределения. Это подтверждает и тот факт, что у студенток несколько увеличивается выраженность стремления к 40 годам иметь авторитет (26,1 и 31,4). Вместе с тем, постоянной и достаточно высоким остается желание иметь - детей (1 ребенка) (86,9 и 88,5), собственный дом (квартиру) (86,9 и 89,4).

Что же касается распределения жизненных планов студентов в 2008 и 2012 годах относительно будущего местожительства, то у них, в общем, преобладают планы остаться дома (53,8; 45,8), (см рис. 2). Вторую позицию по выраженности занимают планы в перспективе уехать в другую область (6,2; 12,6), а также уехать за границу (23,1; 31,2). Минимально выражены планы респондентов уехать в другие города (18,5; 11).

Что касается динамики жизненных планов относительно будущего местонахождения при сравнении ответов студентов в 2008 и 2012 годах получены следующие результаты. В частности, в 2012 году по сравнению с 2008 у студентов обнаружена тенденция увеличения выраженности планов выезда за границу (23,1 и 31,2) и в другую область (6,2 и 12,6). Кроме того, личностные характеристики, а также развитие у студентов чувства реальности при восприятии жизни вызывают у них тенденцию к уменьшению планов остаться дома (53,8 и 45,8), что, по нашему мнению, в контексте целостного, симультанного осмысления собственного жизненного пути обусловлено формированием и развитием таких личностных характеристик как целеустремленность, социальная гибкость, самостоятельность.

У студентов мужского пола в 2012 году, по сравнению с результатами 2008 увеличивается желание уехать в другую область (4,8 и 11,7). Кроме того, уменьшается выраженность планов уехать за границу (28,6 и 29,8). Заметно снижается выраженность планов остаться дома (54,8 и 46,0).

У студенток в 2012 году по сравнению с 2008 годом доминируют планы уехать за границу (13,0 и 27,5).Также уменьшается выраженность планов остаться дома (52,2 и 48,2), уехать в другие города (26,1 и 11,2).

Полученные результаты свидетельствуют, по нашему предположению, о формировании и развитии у студентов чувства реальности, адекватности, объективности, в частности, относительно собственных тактических и стратегических жизненных перспектив. Это отражается в адекватном, реальном осмыслении студентами собственных обстоятельств, возможностей (уеду в другую область, уеду в другие города). Вместе с тем, у студенток преобладает более иллюзорное, необъективное прогнозирования будущего, что обусловлено в большей степени не реальным опытом, а фантазиями, мечтами, надеждами (уеду за границу).

Таким образом, жизненное самоопределение у студентов как правило происходит в условиях процесса социализации, постепенной реализации жизненных ожиданий, приобретения социального опыта общения и самостоятельного принятия определяющих решений.

Вместе с тем, процесс реализации жизненных ожиданий у студентов часто определяется развитием целостного, объективного восприятия и осмысления собственной жизни, усилением стремления к реализации жизненных замыслов; углублением и укреплением чувства собственной значимости, уверенности в собственные силы, повышением самоуважения, самооценки; ростом социальной решимости, самостоятельности, целеустремленности; развитием чувства реальности, коммуникабельности, появлением поведенческой стратегии сотрудничества, видением собственного жизненного пути; развитием способности использования негативного опыта.

Список литературы:

  1. Абульханова-Славская К.А., Гордиенко Е.В. Представления личности об отношении к ней значимых других // Психол. журн., 2001. - Т. 22. - № 5. - С. 38-47.
  2. Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2000. - 988 с.
  3. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развтия человека. Учебное пособие. М.: ТЦ “Сфера”, при участии “Юрайт-М”, 2001. - 464 с.
  4. Леонтьев Д.А., Шелобанова Е.В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопр. психологии, 2001. - № 1. - С. 57-65.
  5. Панок В.Г., Привалов Ю.А. Социальная активность личности старшеклассника /Институт психологии им. Г.С. Костюка АПН Украины, Центр социальных экспертиз и прогнозов Института социологии НАН Украины- К., 1999. - 131 с.
  6. Регуш Л.А. Психология прогнозирования: способность, ее развитие и диагностика. - К.: Вища школа, 1997. - 87 с.
  7. Рыбников Н.А. Автобиографии как психологические документы. - Психология, 1930. - вып. 4. - С. 440-458.
  8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -СПб: Питер, 2002.-720 с.
  9. Цуканов Б.И. Время в психике человека. - Одесса: Астропринт, 2000. - 220 с.

    ПЕРСПЕКТИ́ВА , -ы, ж.

    1. Вид вдаль, открывающийся с какого-л. места, видимое глазом пространство. Шорох дождя побежал по горам, а густой туман стал заволакивать 112 перспективу. Чириков, На стоянке. Его телега расплылась мутным пятном в дальней перспективе улицы. Короленко, Смиренные. || Объемность, соотношение объемных предметов, частей предметов, представляющихся глазу. Сумерки сгущались незаметно для глаза. --- Все почернело, утратило цвета и перспективу; все предметы обратились в черные плоские силуэты. Куприн, Поединок. Воздух так прозрачен и чист, что пейзаж теряет перспективу и кажется как бы плоским. Б. Полевой, Золото.

    2. Способ изображения объемных предметов на плоскости в соответствии с тем кажущимся изменением их величины, очертаний, четкости, которое обусловлено степенью отдаленности от точки наблюдения. Законы перспективы. Не вообразить ли себя художником и не приняться ли, в двадцать пять лет, за рисование глаз и ушей, за изучение перспективы? Писарев, Базаров. || Воспроизведение кажущихся изменений величины, очертаний объемных предметов при живописном, графическом изображении их на плоскости. Воздушная перспектива. Неправильная перспектива. Отсутствие перспективы в картине. || Мат. Центральная проекция тела на плоскость при его изображении, применяемая начертательной геометрией. Линейная перспектива. Панорамная перспектива.

    3. перен. То, что должно или может произойти, наступить вслед за настоящим, дальнейший ход каких-л. событий. Перспектива отдыха. Я понял, что меня продержат здесь до открытия навигации, после чего отправят в Восточную Сибирь. Оставалось примириться с этой перспективой. Короленко, История моего современника. Все мои товарищи ясно видели перед собой перспективу: ехать в Петербург, закончить Горный институт и затем вернуться инженером в Баку. М. Павлов, Воспоминания металлурга. || Развитие, движение вперед в чем-л. Неведов давно понял, что флот империи не на высоте, --- что нет и не предвидится движения вперед и что он сам бессилен что-либо изменить. Перспектив не было. Вишневский, Война. [Лариса:] На арматурщицу учиться иду. --- Иначе пожить хочу… С перспективой! Арбузов, Иркутская история. || обычно мн. ч. (перспекти́вы , -ти́в ). Виды, планы на будущее. Перспективы дальнейшего развития. Перспективы работы. И прежде ему случалось думать о будущем и рисовать себе всякого рода перспективы, но это были всегда перспективы дарового довольства и никогда - перспективы труда. Салтыков-Щедрин, Господа Головлевы. Перед ним развернули такие перспективы, от которых у него захватило дыхание. Чаковский, У нас уже утро.

    В перспективе - впереди, в ближайшем будущем. Закусив так, как закусывает человек, у которого в перспективе богатый званый обед, --- господин Голядкин уселся в креслах. Достоевский, Двойник.

    [Франц. perspective]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. - 4-е изд., стер. - М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия):



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения