Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Полисы древней греции афины и спарта. Спарта и афины

Древняя Греция была разделена на десятки небольших государств: Аттику, Лаконию, Беотию, Элиду, Эпир, Фессалию, Коринф и многие другие. Но самыми сильными из них были находившиеся в постоянном противостоянии Афины в Аттике и Спарта в Лаконии на Пелопоннесе.

Жители Афин были по происхождению греками-ионийцами, отличались мягким нравом, любовью к искусствам и наукам, были прекрасными художниками, поэтами и строителями. Все важные дела в Афинах решались на народном собрании; им избиралась и перед ним должна была отчитываться афинская власть. Эта форма правления получила название демократии.

В Спарте же народное собрание не играло такой роли, как у афинян, всем заправляли геронты (старейшины) и цари. Тем не менее спартанцы считали, что Спарта - самое передовое по своему устройству государство. Соперничество двух этих стран и народов нередко приводило к жестоким войнам, нелюбовь и презрение друг к другу спартанцев и афинян в Греции вошло в поговорку.

Только однажды Афины и Спарта воевали плечом к плечу - когда на землю Греции пришли персы.

Но когда-то в древности в Афинах правили тоже цари. Первым царем Аттики афиняне считали Кекропа, которому легенда приписывала основание города. Древнейшая часть города находилась на скалистом холме, который получил название Акрополь, что значит «верхний город» (как Кремль в Москве). Город получил свое название от имени богини-покровительницы Афины, дочери бога Зевса. Но покровителем города считался и бог моря Посейдон. Превращение Афин в столицу Аттики и объединение племен, живших на равнине вокруг Акрополя, приписывалось древнему герою Тесею. Он же разделил население своей страны на благородных, крестьян-земледельцев и ремесленников.

После правления последнего царя Кодра власть захватили благородные. Они объявили, что после Кодра никто не достоин быть царем. Городом управляли 9 архонтов (старейшин). Архонт Драконт создал первые писаные законы, отличавшиеся крайней суровостью.

Поэт и законодатель Солон (начало 6 века до н. э.) ввел демократическое правление Совета четырехсот.

У Солона был родственник Писистрат. Он был талантливым полководцем, к тому же заботился о простом народе. С помощью крестьян он захватил власть и стал тираном (так греки называли тех, кто правил не по праву наследства). Писистрат богато украсил храмами Акрополь. Сыновья Писистрата Гиппий и Гиппарх не удержали власть. И в дальнейшем афиняне многих выдающихся людей подозревали в том, что они хотят захватить власть. Таких они подвергали остракизму: каждый писал на глиняном черепке, кого надо отправить в изгнание, и тот, чье имя упоминалось чаще, отправлялся из города прочь.

Остракизму (изгнанию) был подвергнут победитель персов при Марафоне Фемистокл, хотя он создал Делосский морской союз, организовал оборону против персов и укреплял могущество города.

Много раз афиняне хотели отправить в изгнание стратега Перикла. Именно Перикл сделал Афины тем великим и прекрасным городом, который мы знаем. В его доме собирались люди, которые составили славу Афин и всей Греции - философ Сократ, скульптор Фидий, историк Геродот и многие другие.

Всего же культурный подъем Афин продолжался около 150 лет, с середины 6 до конца 5 века до нашей эры. Этот небольшой срок, чуть больше продолжительности обыкновенной человеческой жизни, принес плоды, которыми человечество пользуется до сих пор. Но и проиграв войну со Спартой (404 до н. э.), Афины еще столетия оставались мировым культурным центром.

Поэты называли Афины «оком Эллады». О человеке, не бывавшем в Афинах, говорили: «Если ты не видел Афин, ты чурбан; если видел и не восторгался ими - ты осел; а если по своей охоте покинул их - ты верблюд».

Спарта и Афины – два города-государства ставшие колыбелью западной цивилизации. У них было несколько общих черт, и на протяжении всей истории они воевали друг с другом за господство и власть.

Древняя Греция не была единой страной, вместо этого существовали независимые города-государства – “полисы”. У этих государств было собственное правительство и армия. Спарта и Афины были одними из самых могущественных полисов древней Греции. Также они были друг для друга крупнейшими соперниками. У обоих были проблемы с пропитанием населения, поскольку их земля была бесплодной. Таким образом, они завоевывали соседние государства, у которых было достаточно продовольствия, и взамен завоеванная земля получала защиту от вторгавшихся в дальнейшем армий противника.

Несмотря на то, что Спарта и Афины были географически близки друг к другу, их идеологии, общество, формы управления и базовый образ жизни сильно различались. Афины были одними из ведущих городов древней Греции в первом тысячелетии, принося культурные и философские достижения, что закладывали основы новой западной цивилизации. С другой стороны, милитаристская Спарта, сформированная после миграции Дориана с севера, и известная своей военной силой, стала главным врагом Персидской империи и возможным завоевателем Афин. Если милитаристская и мачистская культура Спарты полностью зависела от войн, то Афины стали истоком для некоторых из самых выдающихся достижений философии, искусства и науки в истории человечества.

Краткие сравнения между Спартой и Афинами

Происхождение

Основной причиной различия между двумя культурами было происхождение, так как спартанцы были потомками дорийских захватчиков, а афиняне имели ионийское происхождение.

Форма правления

В Древней Греции существовали две формы правления: демократия и олигархия. В Спарте правили два короля и совет из 28 старейшин. Кроме того, группа из 5 членов, известных как эфры, отвечала за воспитание детей и повседневную жизнь граждан. Эта форма олигархического правительства была избрана спартанскими гражданами, которым было более тридцати лет. Афины же формировали демократию в Древней Греции. Это был совет из 500 членов, которые были избраны гражданами. Совет собирался, голосовал и принимал законы. Афинское демократическое правительство избиралось и управлялось мужским населением высшего класса.

Культура и вера

Культура двух полисов сильно различалась. Спарта стала военным оплотом, подчеркнув только расширение своей власти, в то время как афиняне выросли в области инфраструктуры и культуры. Спартанская вера полная лояльности к государству была единственной причиной их существования. У афинян и спартанцев были разные идеологии и цели. Афины всегда стремились завоевать как можно больше земель, в то время как спартанцы всегда удерживали свои земли, если они не были атакованы. Однако в Афинах и Спарте существовали некоторые вещи, которые имели поразительные сходства, такие как поклонение греческим богам и богиням, а также отвага и храбрость на поле битвы.

Образ жизни

Образ жизни Спарты был противоположен образу жизни Афин. В то время как афиняне потратили значительное время на изучение литературы, искусства и музыки, спартанцы тренировались, чтобы стать отличными солдатами. Спартанцы были блестящими на войне, и их воины считались одними из лучших в мире. Строгая тренировка, начинавшаяся с раннего детства, закаляла спартанских солдат так, что они никогда не покидали битву в кровавых конфликтах, которые постоянно возникали между маленькими полисами древней Греции. Граждане Афин и Спарты имели разные моральные ценности и были уникальны по-своему. И мужчины, и женщины пользовались различными привилегиями, как в Спарте так и в Афинах.

Спарта : Считается, что в Спарте старейшины проверяли новорожденного ребенка на уродства, и если ребенок считался слишком слабым, чтобы стать сильным солдатом, его бросали в ущелье. В остальном обучение было строгим. В возрасте 7 лет ребенок отбирался у матери и передавался под контроль армии. Там их обучали и тренировали, а после зачисляли в регулярную армию в возрасте 20 лет. Даже после женитьбы спартанский солдат оставался в армейском бараке.

В возрасте 30 лет спартанец получал право голосовать и разрешение оставаться дома. Спартанские женщины были независимыми и пользовались свободой в полной мере, чего не было в других полисах Греции. Им также разрешалось тренироваться и изучать военное дело.

Афины : В отличие от Спарты, афинский образ жизни был более свободен, в котором мужчины имели доступ к хорошему образованию и могли заниматься любым видом искусств или наук. Однако женщины имели ограниченные права и не считались полноправными членами общества. Только мужчинам было присвоено звание «гражданин». В отличие от Спарты, мужчины не были вынуждены вступать в армию, они могли делать все, что хотели.

Экономика

В то время как спартанцы полагались на сельское хозяйство для поддержания своей экономики, Афины стали главной торговой силой Средиземноморья к 5 веку до н.э. и, следовательно, были значительно богаче. Спартанцы были простыми воинами, и все время проводили обучение. Они полагались исключительно на илотов (рабов), которые управляли своей фермой и снабжали их продовольственными товарами.

Военная сила

На фронте знаменитые спартанцы имели большое преимущество на суше, в то время как Афины отличались своей мощью в море. Спарта была окружена горами. В случае нападения они использовали эти горы для своей защиты и полностью полагались на свою армию. В Афинах не было очень сильной сухопутной армии, их основная мощь концентрировалась во флоте. Афины использовали стены для защиты от других городов-государств. Такой вид обороны не наблюдался в Спарте.

В то время как два великих государства Древней Греции имели ряд различий, они также были похожи в определенных направлениях. Образование было обязательным для мужчин. Хотя в Спарте оно было ограничено военной подготовкой, в Афинах мальчиков обучали по целому ряду предметов. У государств были сильные солдаты, и обоим нужны были рабы или илоты для облегчения их жизни или работы на фермах. Независимо от различий и сходств, Афины и Спарта были двумя сильнейшими сверхдержавами Древней Греции.

На рубеже VI-V вв. до н. э. греческие полисы достигли расцвета. Среди них постепенно выделились два наиболее могущественных полиса - Афины и Спарта, ставшие центрами греческой цивилизации. Оба центра развивались совершенно разными путями, их соперничество часто выливалось в гражданские войны, которые в конце концов разрушили древнегреческую цивилизацию.

Афины были главным городом Аттики - южной области Балканского полуострова. Сила и богатство Афин покоились на торговле и кораблестроении. Создав самый мощный в Греции флот, афиняне торговали с соседними землями и греческими колониями. В Афинах процветали науки и искусства, шло бурное градостроительство. Сюда стекались знаменитые скульпторы и писатели, философы Платон и Аристотель создали здесь свои школы. В Афинах расцвело своеобразное театральное искусство, традиции которого во многом живы и сегодня.

Развитие Афин пошло по демократическому пути, важным шагом стали реформы архонта (одного из девяти коллегиальных правителей Афин) Солона в начале VI в. до н. э. Стремясь ликвидировать вражду и противоречия в среде свободного населения, Солон запретил долговое рабство и объявил об отмене всех задолженностей. Он также разрешил покупать, продавать и дробить земельные участки, что укрепило частную собственность. Политические права афинян стали зависеть не от родовитости, а от имущественного положения. Членов народного собрания могли теперь избирать даже бедняки (правда, сами они не могли быть избраны).

Афинская демократия окончательно сложилась к середине V в. до н. э., когда Эфиальт и Перикл, развивая законы Солона, предоставили всем гражданам полиса право избираться на высшие должности (кроме начальника войска). Народное собрание стало верховным органом власти, оно принимало практически все основные государственные решения. На встречах собрания, проходивших примерно 40 раз в год, право высказаться имел каждый и все предложения тщательно обсуждались. Должностные лица избирались голосованием или по жребию, они были подотчетны и сменяемы. Другими словами, в Афинах сложились те принципы демократии, которые существуют и поныне (разумеется, в усовершенствованном виде).

По иному пути пошло развитие Спарты - полиса, расположенного на юге Пелопоннесского полуострова, в плодородной долине реки Эврот. Спартанское государство возникло примерно в IX в. до н. э., жизнь его протекала в непрерывных войнах. Захватывая земли и скот соседей, спартанцы превращали их в рабов (илотов). А лично свободные иноземцы, жившие в Спарте (периэки), платили спартанцам дань и работали на них. Сами же спартанцы были только воинами: им запрещалось даже торговать и заниматься ремеслами. В результате экономика Спарты была замкнутой и слаборазвитой.



Частная собственность на землю в Спарте отсутствовала. Земля, считавшаяся собственностью общины, была разделена на равные участки, не подлежавшие продаже. Илоты, судя по всему, также находились в собственности государства, а не отдельных граждан. Спартанцы гордо именовали себя "общиной равных", но уравнительность, господствовавшая в Спарте, лишала ее жителей стимула к совершенствованию своих талантов, навыков, быта и т. д. Жилища и одежда спартанцев были крайне скромны и практически одинаковы, младенцев с физическими недостатками в Спарте уничтожали при рождении: личность человека рассматривалась только с точки зрения ее полезности государству (прежде всего в военной области). Мальчики воспитывались в суровом, военизированном духе, а затем зачислялись в войско и оставались в нем до старости. Спарта была подобием огромной казармы со строго регламентированным уставом.

Во главе спартанского государства стояли два царя, являвшиеся также военачальниками, судьями и жрецами. Власть с ними делил совет старейшин (герусия), без одобрения которого решения царей не имели силы. В свою очередь, и совет старейшин должен был учитывать мнение народного собрания, которое в Спарте мало на поминало афинское. На собрании спартанцы не высказывали свою точку зрения, предлагаемые решения даже не обсуждались, и лишь крики одобрения или неодобрения выражали отношение участников к ним. Отдельные элементы жизни в Спарте предвосхищали черты тоталитарных обществ XX в. Так, древнегреческий историк Ксенофонт (430-353 гг. до н. э.) писал, что спартанцам запрещалось "ездить за границу, чтобы граждане не заражались от чужеземцев легкомыслием".



Силы Афин и Спарты особенно окрепли в эпоху греко-персидских войн. Именно эти два полиса возглавили борьбу с казавшейся непобедимой армией персидского царя Ксеркса, которой уже покорились многие греческие города-государства. В 478 г. до н. э. Афины возглавили Делосский морской союз полисов, вскоре ставший Афинской морской державой (в пору ее расцвета в нее входило до 250 полисов). В условиях войны афиняне отказались от демократических принципов и решительно вмешивались в дела своих союзников: распоряжались их финансами, вводили свои законы и т. д. Афины явно превращались в центр древнегреческой цивилизации, чего никак не могла допустить воинственная Спарта. Она создала Пелопоннесский союз, к которому помимо мелких и слабых полисов присоединились богатые Коринф и Мегары, также обеспокоенные растущей мощью Афин.

В Древней Греции существовало множество полисов, но два из них - самые крупные и известные всем, Афины и Спарта. На этом уроке вы узнаете об укладе в этих полисах и попытаетесь их сравнить и понять, в чем разница между ними. Также вы узнаете о кровопролитных греко-персидских войнах, которые проходили на протяжении многих лет, и о Пелопонесской войне, которая велась между двумя полисами, Афинами и Спартой.

Количество древнегреческих полисов до сегодняшнего дня окончательно неизвестно. Можно предполагать, что их было не менее 100. Однако не стоит забывать, что эти города-государства были очень небольшими. Стандартная площадь такого полиса включала около 100 кв. км, а население - примерно 5, 10, максимум 12 тысяч человек. Самый маленький полис, который нам известен, насчитывал всего 800 человек. Двумя самыми крупными греческими полисами были Афины и Спарта .

Территория Спарты в период ее максимального расцвета достигала 8400 кв. км. На территории Спарты можно было разместить 84 обычных полиса. Население Спарты определяется в 240-250 тысяч человек.

Афины были меньше, чем Спарта, в несколько раз. Площадь ее составляла около 2700 кв. км. Население Афин определяется в 200-220 тысяч человек, хотя, конечно же, точными данными история не располагает.

Небольшие греческие полисы постоянно сталкивались с проблемой перенаселения. На протяжении всей архаической эпохи с середины VIII до конца VI в. до н. э. идет процесс, известный как Великая Греческая колонизация (рис. 2) . Греческие города выводят многочисленные колонии на другие территории в бассейне Средиземного и Черного морей. Только крупных таких колоний было выведено около 200 штук. Их население по численности приближалось к территории материковой Греции. За время архаического периода население греческих городов удвоилось. Люди, которым не хватало земли, должны были уезжать в колонии. Колоний было настолько много, что территория Южной Италии даже получила название Великая Греция, поскольку греков там проживало чуть ли не больше, чем на территории самой Греции, а количество городов там составляло несколько десятков.

Рис. 2. Великая Греческая колонизация ()

Некоторые из греческих колоний существуют до настоящего времени. Например, колония Массилия (Массалия) - это нынешний Марсель на территории Франции, Сиракуза находится на территории Италии, Неаполь тоже имеет греческое название. Если говорить о греческих колониях на территории России, то некоторые из этих городов существуют до сегодняшнего дня. Например, Феодосия, Евпатория, на месте Севастополя существовала колония Херсонес, а на месте Анапы - колония Горгиппия.

Однако эти колонии были лишь временным выходом из ситуации. Те города, которые особенно активно сталкивались с перенаселением, вводили больше колоний. Были города, которые решали проблему иным способом: искали новые источники сырья и новые рынки сбыта. Именно благодаря этому в Греции совершаются многочисленные шаги на пути создания единого пространства по обмену товарами и сырьем.

Спарта считается более древним полисом, чем Афины. Она возникла в IX, возможно, в X веке до н. э. Спартанцы были дорийцами, их предки пришли на территорию Древней Греции с севера и принесли с собой искусство выплавки железа. Особый характер положения Спарты среди других греческих городов был обусловлен тем, что Спарта долго сохраняла свой архаичный общественный строй. Например, царская власть в других греческих городах была только в ранней древности, а спартанцы царскую власть сохранили до самого конца независимого существования Спарты. В Спарте была не монархия, а диархия , там одновременно правили 2 царя.Такая форма правления характерна для некоторых народов, которые находятся в процессе перехода от первобытности к классовому обществу. В Спарте этот процесс затянулся.

Спартанскую общину называли общиной равных : все должны были быть равны как с политической, так и с экономической точки зрения, но речь шла только о гражданах. Была единая мода, единая форма бороды и усов, единая форма причесок, а также пищу все принимали вместе, проводились так называемые совместные трапезы.

Такая система общественного устройства была ориентирована , главным образом, на войну (рис. 3). Спартанских детей воспитывали так, чтобы из них получались настоящие воины. Существует легенда, что мальчиков, которые были слабыми, в младенчестве сбрасывали с высокой скалы. Но возможно, что это просто легенда, иначе в Спарте бы не осталось детей. Спартанских детей учили выносливости, силе, умению сражаться. Все испытания были ориентированы на то, чтобы юноши в последствие стали воинами и принесли Спарте славу.

Рис. 3. Спартанский воин ()

Отсталый характер общественного строя Спарты, по сравнению с другими греческими городами, проявлялся в характере, в котором в Спарте проявлялось рабство. Рабство было и в других греческих полисах, но там рабство носило индивидуальный характер (каждый раб принадлежал одному человеку и подчинялся только ему). В Спарте рабство было коллективным. Коллективные рабы, которых называли илотами , принадлежали всей спартанской общине в целом. Илоты в основном занимались земледелием . Такой строй в Древней Спарте вызывал недоумение у современников Спарты, у греков из других полисов, которые жили в V-VI вв. до н. э.

Именно в это время, хотя историки считают, что еще раньше, в Спарте возникла легенда о царе Ликурге (рис. 4). Историчность этого царя ставится под сомнение историками даже в наши дни. Существовал он или нет, до сих пор не ясно. Считалось, что он провел в Спарте серию реформ для того, чтобы закрепить в Спарте такой строй. Именно он ввел в Спарте единую моду, единые трапезы и спартанскую систему воспитания, создал систему управления, которая просуществовала в Спарте до самого конца ее независимой истории. Считается, что именно Ликург приказал спартанцам отказаться от золотых и серебряных монет и использовать монеты железные. Железных монет у них не было, а обмен происходил с помощью оболы , что в переводе с греческого означает «палка, вертел». Это были большие железные прутья, от которых отламывался кусок в соответствии с ценой того или иного товара.

Афины с самого начала называли себя не аграрным, а торгово-ремесленным полисом . В Афинах с самого начала хорошо развивалось ремесло, земледелие и торговля. Именно поэтому Афины сразу стали местом притяжения людей из разных греческих областей. Возникновение этого полиса связывают с именем героя Тесея , который был основателем этого города. Фигура Тесея остается легендарной, а другие афинские политические деятели носили исторический характер. Например, в конце VII в. до н. э. в Афинах правил архонт Драконт (архонтами называли высших государственных чиновников). Драконт принял систему правовых норм - законы Драконта . Из них до нас дошел только один. Говорят о том, что он приказал подвергать смертной казни человека, который совершит любое, даже самое незначительное преступление, в первую очередь преступление против собственности. Задача, которая стояла перед Драконтом, заключалась в том, чтобы создать в городе институт частной собственности . Неизвестно, как часто применялся закон Драконта о смертной казни, но после этого закона в Афинах возникает институт частной собственности.

Еще одной важнейшей задачей правителей Афин была борьба с родовой аристократией . Было сложно добиться того, чтобы все люди принимали участие в управлении государством. На борьбу с родовой аристократией и создание демократической системы управления были направлены реформы двух крупных законодателей Афин VI века до н. э. - Солона и Клисфена (рис. 5). В ходе реформ Клисфена, которые проводились в конце VI в. до н. э., был введен такой политический порядок, как остракизм - политическая процедура, в рамках которой лица, представлявшие опасность для Афинского государства, изгонялись из страны сроком на 10 лет. Для того чтобы эта процедура осуществилась, необходимо было набрать 6000 черепков, на которых было бы написано его имя, как человека, угрожающего стабильности и безопасности Афин. Такие черепки по-гречески назывались «острака», отсюда и название - остракизм.

Рис. 5. Бюст Клисфена ()

Несмотря на все противоречия, существовавшие между Спартой и Афинами, им пришлось объединить свои усилия в самом начале V века до н. э. Это было связано с тем, что Персидская империя расширилась до границ с Грецией и теперь представляла угрозу независимости греческих городов-государств. Все греческие города должны были объединиться против столь серьезной угрозы.

Эта эпоха получала название греко-персидских войн. Речь шла о целой серии военных столкновений, которые происходили между 500-449 гг. до н. э. Начались эти войны с Милетского восстания. Греческий город Милет, находившийся на западном побережье Малой Азии, восстал против персидского владычества . Воспользовавшись тем, что персидской армии на западных рубежах державы не было, милетцы подняли восстание. Милетцы сумели собрать войско и напасть на персидскую столицу - город Сарды . Когда милетцы поняли, что персы стремятся подавить это восстание, то они прибегнули к помощи других греческих городов. Они отправили туда послов с просьбой предоставить им военную помощь. Но греческие города не хотели помогать Милету. Они понимали, что военные столкновения между греками и персами не могут закончиться в пользу греков. Персидская армия была намного больше, и справиться с персидским флотом для греков было затруднительно. В итоге помощь Милету прислали только 2 греческих города - Афины и Ирифы. Однако помощь была очень небольшой, и серьезного значения она не имела. Разумеется, восстание было подавлено, а те корабли, которые прислали Афины, послужило поводом для нападения на греческие государства.

Первый поход персов на территорию Греции был предпринят в 492 году до н. э . Войско возглавлял советник Мардоний. Поход закончился ничем, так как природа помешала добраться персам даже до Средней Греции. Когда персидский флот двинулся вдоль мыса Афон, вдруг налетел ветер и разметал персидские корабли. Армия, стоявшая на берегу, ничем не могла помочь персидскому флоту. Им пришлось возвращаться назад.

Греки восприняли катастрофу при мысе Афон как божественную волю. Персы сделали из этого выводы, и, когда в следующий раз персидский флот отправился вдоль греческих берегов, по полуострову Афон был простроен канал, который помог бы персидским кораблям перебраться через этот мыс.

Следующий поход на Грецию был предпринят в 490 году до н. э . Царь Дарий отправил войско под командованием полководцев Датиса и Артаферна. Мощный персидский флот приблизился в Греции и напал на город Ирифы. После того как Ирифы были уничтожены, персы решили захватить Афины и высадились на побережье Аттики. Именно здесь 12 сентября 490 года до н. э. состоялась знаменитая Марафонская битва (рис. 6) . Битва окончилась поражением персов.

Рис. 6. Карта Марафонской битвы, 490 год до н. э. ()

В 480 году до н. э. в Грецию свои войска привел царь Ксеркс . Огромная армия персов вторглась на территорию средней Греции. Греки объединились для того, чтобы противостоять этому вторжению. В историю вошло сражение у Фермопильского ущелья, которое предприняла спартанская армия. Спартанцам сначала удавалось удерживать персов в этом узком ущелье, которое представляло собой единственную дорогу из средней Греции на юг. Но персам удалось справиться с этим отрядом. По легенде, среди греков нашелся предатель, который провел персов обходной тропой.

Также известно еще одно сражение 480 года до н. э. - Саламинское морское сражение (рис. 7) . Войско персов к этому времени уже заняло город Афины. Жители Афин были эвакуированы на остров Саламин, который находился на расстоянии нескольких километров от афинского порта Пирея. Сюда подошел и персидский флот. Именно здесь, в бухте Афин, состоялась знаменитая битва. Греки обладали гораздо меньшими силами, чем персы. У них было меньше кораблей, а также менее численное войско. Но на стороне греков был патриотизм. Жители Афин, стоя на острове Саламин и видя, как догорает их город - ведь персы подожгли Афины - понимали, что, если они не победят, Афины существовать больше не будут.

Рис. 7. Саламинское морское сражение, 480 год до н. э. ()

Благодаря патриотизму и тому, что афиняне лучше знали свою бухту, а персидские мощные корабли были малоповоротливы, афинянам удалось одержать победу в этом сражении. В 479 году до н. э. персы были вновь разгромлены в сражении при Платеях на территории полиса Биотия.

После этого сражения греко-персидские войны еще продолжались. Но на территории самой материковой Греции они уже не шли. В 449 году до н. э. был подписан Каллиев мир, который закрепил окончание греко-персидских войн . Формально эти войны закончились вничью . Персы обещали не вмешиваться в греческие дела, а греки - в персидские. Но фактически это было поражение персов . Для Персидской империи победа в этой войне была очень важна. Персы нуждались в новых землях и богатствах, для того чтобы содержать огромную армию и такой же большой чиновничий аппарат. Не получив всего этого, Персидская держава вступила в полосу упадка.

Период стабильного развития греческих государств, начавшийся после того, как были завершены греко-персидские войны, был очень недолгим. Этот период вошел в историю как эпоха расцвета афинской демократии. Однако только небольшая часть людей, живших в Афинах, являлась гражданами и могла оказывать влияние на политическую борьбу в этом городе. Считается, что рабы в Афинах составляли как минимум половину населения города. Немалую часть населения составляли метеки - приезжие, которые не имели гражданских прав и не могли принимать участие в управлении государством. Также из числа граждан нужно было вычесть женщин, поскольку они не обладали политическими правами в Греции. Дети также составляли немалую часть населения Афин, и их участие в политической жизни было исключено. Поэтому из 200-220 тысяч жителей города Афины гражданами, принимавшими участие в политической борьбе в Афинах, могли являться только 10-15 тысяч человек.

Народное собрание в Афинах представляло собой интересы только очень небольшой части населения города. Оно собиралось регулярно: каждые 9 дней на рыночной площади, которая называлась агора . Народное собрание избирало многочисленных чиновников, которые должны были следить за порядком в городе. Люди, следившие за санитарным состоянием в городе, назывались астиномы . Чиновники, проверявшие соблюдение правил торговли, назывались агораномы . Были стратеги - военачальники, а также флотоводцы - навархи , чиновники, следившие за правильностью мер и весов - метрономы .

В Афинах существовали и постоянные органы управления, такие как ареопаг (совет старейшин) и совет пятисот, в который выбирали жителей из разных районов полиса Афины. Совет пятисот представлял собой своеобразный парламент и заседать мог гораздо чаще, чем народное собрание.

Такой расцвет афинской демократии во многом связан с победами в греко-персидских войнах. Именно Афины получили от этой войны максимальные преимущества. Был создан афинский морской союз , в рамках которого смогли принудить своих прежних союзников по греко-персидским войнам к подчинению афинской политической линии.

Однако такой процесс расцвета оказался недолгим. Греция вступает в новый кризис. Дало себя знать противоречие между Афинами и Спартой. Афины считали себя не только главным торгово-ремесленным полисом Греции, но они также считали, что именно Афинам должна принадлежать ведущая роль в политике всех греческих государств. Спарта была с этим не согласна. Такой позиции Афины были обязаны своему стратегу Периклу (рис. 8) , который руководил городом на протяжении 15 лет.

В период с 431 по 404 гг. до н. э. в Греции шла война между Афинами и Спартой, вошедшая в историю как Пелопонесская война . Афины в этой войне проиграли. Спарта была гораздо слабее, чем Афины, с экономической точки зрения. Но вот армия Спарты была гораздо сильнее. Афины тяжело переживали свое поражение, затем начался период их упадка. Для Спарты этот момент тоже оказался негативным. После поражения Афин в Пелопонесской войне в 404 году до н. э. Греция вступила в полосу кризиса.

Список литературы

  1. Андреев Ю.В. Архаическая Спарта. Искусство и политика. - СПб., 2008.
  2. Волобуев О.В., Пономарев М.В. Всеобщая история для 10 класса. - М.: Дрофа, 2012.
  3. Вэрри Дж. Войны античности от греко-персидских войн до падения Рима. - М.: Эксмо, 2009.
  4. Климов О.Ю., Земляницин В.А., Носков В.В., Мясникова В.С. Всеобщая история для 10 класса. - М.: Вентана-Граф, 2013.
  5. )
  6. Интернет портал «Studopedia.ru» ()

Домашнее задание

  1. В чем было отличие двух полисов, Афин и Спарты?
  2. Расскажите о причинах, ходе и итогах греко-персидских войн.
  3. Что такое афинская демократия? Каждый ли афинянин мог принимать участие в управлении Афинами?
  4. Расскажите о причинах и итогах Пелопонесской войны.

Тема 2. История развития педагогики.

План:

1. Донаучный этап.

2. Этап возникновения теоретических концепций воспитания, обучения.

3. Этап развитой педагогической науки.

Донаучный этап.

В истории развития педагогической науки можно выделить три основных этапа ее становления, исходя из степени научной разработанности педагогических знаний:

I этап, донаучных, продолжался до XVII века и характеризовался:

· накоплением значительного фонда эмпирического материала в виде отдельных разрозненных педагогических сведений, которые фиксировались в форме верований, правил, требований, традиций, обычаев, обрядов, составляющих ныне основу народной педагогики;

· теоретическим осмыслением эмпирического учебно-воспитательного опыта в философских трактатах;

· возникновением и закреплением в использовании ряда педагогических понятий.

Развитие общества, потребность в образовании и воспитании привели к тому, что создавались специальные воспитательные и учебные заведения, которые отвечали за осмысление теоретических знаний, опыта обучения и внедрение в процесс воспитания. Все это привело к тому, что педагогика как наука сформировалась и обособилась в отдельную отрасль.

Именно поэтому в определенный момент развития цивилизации, когда получили развитие производство и наука, это было в поздний период рабовладельческого строя, образование превратилось в определенный институт воспитания, появились воспитательные учреждения, специалисты, главной задачей которых стало воспитание и обучение детей. Такие школы появились в Древнем Египте, в странах Ближнего Востока, Древней Греции.

Уже в древнем мире некоторые ученые умы осознавали значение воспитания и передачи положительного опыта поколениям. Даже в Библии есть указания на педагогическую и образовательную деятельность. Так, царь Соломон в своих высказываниях делал акцент на воспитательной роли отцов, которые должны были позаботиться об обучении своих сыновей в том или ином труде. Постепенно, усложняясь и расширяясь, воспитание стало развиваться более интенсивно и эффективно. Сначала это происходило в сфере философии.

Уже в трудах древнегреческих философов – Гераклита (530–470 гг. до н. э.), Демокрита(460 – нач. IV в. до н. э.), Сократа(469–399 гг. до н. э.), Платона(427–347 гг. до н. э.), Аристотеля(384–322 гг. до н. э.) и др. – содержалось немало глубоких мыслей по вопросам воспитания. Итак, исторические этапы развития педагогики.

Первобытно-общинный строй

На заре цивилизации в первобытно-общинном строе цель воспитания состояла в приобретении жизненного опыта и трудовых умений и навыков.

Поскольку было развито животноводство и земледелие, то, соответственно, детей учили ухаживать за животными и выращивать растения. Девочки помогали женщинам готовить пищу, делать одежду, посуду. Вместе с отцами сыновья учились охоте и рыбной ловле, учились бороться. Образ жизни первобытного человека был тесно связан с природой, поэтому существовало много обрядов, традиций, языческих праздников, в которые посвящали и детей. Дети должны были знать историю рода, обычаи и т. д. Детей учили участвовать в праздниках, играх, обрядах, а также они изучали устное народное творчество: сказки, песни, предания и др. Воспитание в этот период было тесно связано с бытом, и человек еще не был способен выделить этот предмет в отдельную отрасль науки.

Античная Греция (Спарта и Афины)

Вследствие того что Спарта – это город, где главенствующую роль играл спорт, то и целью воспитательного и педагогического процесса считалось воспитание и подготовка мужественных и выносливых воинов, которые позже могли стать рабовладельцами.

В Спарте готовили воинов, поэтому занимались воспитанием мальчиков в специализированных учреждениях. Мальчики в 7 лет забирались из семьи, подготовка состояла из военно-физической тренировки: необходимо было научиться быстро бегать, прыгать, бороться, метать диск и копье, быть неприхотливыми в еде, не бояться темноты, легко переносить трудности, голод, жажду и другие неудобства. Самое главное, чему учили мальчиков, – беспрекословно подчиняться старшим, уметь четко и кратко отвечать на вопросы. С 18 до 20 лет юноши проходили специальную военную подготовку, а затем зачислялись в войско. Основная направленность воспитания в Спарте – презрение к рабам и физическому труду и восхваление спортивных достижений.

Девочки воспитывались дома, но, так же как и мальчики, должны были быть физически развитыми, подготовленными к управлению рабами. Образование ограничивалось обучением письму и счету. Так же как и мужчины, девушки участвовали в спортивных состязаниях и празднествах. В то время, когда мужчины-воины участвовали в военных действиях и отсутствовали дома, женщинам-хозяйкам приходилось самим охранять свое жилище и свой город, а также держать рабов в строгом подчинении.

Афины

В отличие от Спарты, целью воспитания в Афинах становится умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие человека, поскольку считался идеальным тот, кто прекрасен и в физическом, и в нравственном отношении. До 7 лет все дети воспитывались в семье. Огромное внимание уделялось физическому развитию детей. Чтобы дети развивались умственно, им читали сказки, литературные произведения, играли с ними, слушали музыку. Дети с малых лет участвовали в торжествах, праздниках, спортивных состязаниях, учились играть на музыкальных инструментах. Одним словом, развитие детей отличалось эмоциональной направленностью, а воспитание носило эстетический характер. Сначала в школе грамматиста дети обучались чтению, письму и счету, затем в школе кифариста учились литературе и здесь специально получали эстетическое воспитание – учились петь, декламировать, играть на музыкальных инструментах. Следующий этап обучения – палестра, где подростки овладевали пятиборьем (бег, борьба, метание копья и диска, плавание), занимались спортом, а также беседовали на нравственные и политические темы с наиболее уважаемыми гражданами.

Для богатых рабовладельцев Афин существовали гимназии – школы, где изучались такие науки, как философия, литература, управление государством. С 18 лет в течение двух лет юноши, так же как и в Спарте, проходили военно-физическую подготовку.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения