Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Русская правда древнерусский свод законов. Ярослав Мудрый

Происхождение

Условное название древнерусского правового сборника, который сохранился только в списках (копиях) XIII-XV веков и более позднего времени. Аналогична многочисленным ранним европейским правовым сборникам, например, «Салической правде » - сборнику законодательных актов Франкского государства . Также известны Рипуарская и Бургундская правды, составленные в V-VI вв. н. э., и др. К Варварским правдам относятся и англосаксонские судебники, а также ирландский, алеманский, басарский и некоторые другие юридические сборники. Название этих сборников законов «Правды» - спорно. В латинских источниках Lex Salica - Салический закон. Вопрос о времени происхождения её древнейшей части в науке спорен. Некоторые историки относят его даже к VII в. Однако большинство современных исследователей связывают Древнейшую Правду с именем киевского князя Ярослава Мудрого . Примерный период ее создания 1019-1054 гг. Нормы Русской Правды были постепенно кодифицированы киевскими князьями на основе устного родового права, с включением моментов скандинавского и византийского права, а также церковного влияния. Как полагает И.В. Петров, Русская правда "явилась конечным кодифицированным результатом эволюции Древнерусского права", прошедшего несколько этапов в своем развитии.

Основные редакции Русской правды

«Чтение народу Русской Правды в присутствии великого князя Ярослава» (Картина Алексея Кившенко)

Традиционно сохранившиеся многочисленные варианты «Русской Правды» разделяются на 3 основных редакции, во многом отличающиеся, и получившие наименования «Краткая» (6 списков), «Пространная» (более 100 списков) и «Сокращенная» (2 списка), представляющая собой сокращённый вариант «Пространной» редакции.

Краткая редакция состоит из следующих правовых текстов:

  • «Правда Ярослава », от или г. (ст. 1–18);
  • «Правда Ярославичей» (Изяслава , Святослава , Всеволода), от г. (ст. 19–41);
  • «Покон вирный » - определение порядка кормления вирников (княжеских слуг, сборщиков виры), 1020-е или 1030-е гг. (ст. 42);
  • «Урок мостникам» - регулирование оплаты труда мостников - строителей мостовых , или, согласно некоторым версиям, строителей мостов - 1020-е или 1030-е гг. (ст. 43).

«Краткая Правда» состояла из 43 статей. Первая её часть, наиболее древняя, говорила ещё о сохранении обычая кровной мести , об отсутствии достаточно чёткой дифференциации размеров судебных штрафов в зависимости от социального статуса потерпевшего. Вторая часть (ст. 19–43) отражала дальнейший процесс развития землевладельческих отношений: кровная месть отменялась, жизнь, имущество землевладельцев ограждались повышенными мерами наказания.

Списки «Пространной Правды» находят в списках церковных законов, в летописях, в статьях из Св. Писания судебного и законодательного характера («Мерила Праведные»). «Пространная правда» состояла из двух частей - Устава князя Ярослава Мудрого и Устава Владимира Мономаха , входивших в «Краткую Правду» с позднейшими изменениями и дополнениями Устава, принятого во время княжения Владимира Мономаха, после подавления восстания в Киеве г. «Пространная Правда» была составлена в XII в. Ей пользовались духовные судьи при разборе светских дел или тяжб. Она значительно отличалась от «Краткой Правды». Число статей - 121. Этот кодекс отражал дальнейшую социальную дифференциацию, привилегии землевладельцев, зависимое положение смердов , закупов , бесправие холопов . «Пространная Правда» свидетельствовала о процессе дальнейшего развития помещичьего земледелия, уделяя много внимания охране прав собственности на землю и другое имущество. В связи с развитием товарно-денежных отношений и необходимостью их правового регулирования «Пространная Правда» определяла порядок заключения ряда договоров, передаче имущества по наследству.

«Сокращенная Правда» относилась к значительно более позднему периоду. Историки полагают, что она сложилась в XVв . в Московском государстве после присоединения территории Великой Перми . По Тихомирову она как раз там и была написана, что нашло своё отражение в денежном счёте.

Источники права

  1. Правовые обычаи;
  2. Судебная практика;
  3. Церковные уставы.(Христианские нормы)

Уголовное право «Русской Правды»

Русская правда отличает убийство неумышленное, «в сваде» или «в обиду», от совершенного с заранее обдуманным намерением, «в разбое»; преступление, обличающее злую волю, от правонарушения , совершенного по неведению; действие, причиняющее физический вред или угрожающее жизни, например отсечение пальца, удар мечом, не сопровождавшийся смертью, хотя и причинивший рану, отличает от действия менее опасного, но оскорбительного для чести: от удара палкой, жердью, ладонью или если вырвут усы или бороду, и за последние действия наказывает пеней вчетверо дороже, чем за первые; за удар мечом плашмя в драке полагалось большее наказание, чем за удар остриём: он был более оскорбителен, так как означал, что противник не считался равным . При этом «Русская правда» содержит явные следы характерного для традиционных обществ принципа ответственности - «кровной мести ». Уже в ст. 1 КП говорится «Аже оубиеть мужъ мужа, то мьстити брату брата, любо отцю, ли сыну, любо брату чадо, ли братню сынови»

Осложнённые наказания за наиболее тяжкие преступления: за разбой , поджог и конокрадство преступник подвергался не определенной денежной пене в пользу князя, а потере всего имущества с лишением свободы.

Княжеские пени и частные вознаграждения представляют в Русской Правде целую систему; они высчитывались на гривны кун . За убийство взималась денежная пеня в пользу князя, называвшаяся вирой , и вознаграждение в пользу родственников убитого, называвшееся головничеством . Вира была троякая: двойная в 80 гривен кун за убийство княжего мужа или члена старшей княжеской дружины, простая в 40 гривен за убийство простого свободного человека, половинная или полувирье в 20 гривен за убийство женщины и тяжкие увечья, за отсечение руки, ноги, носа, за порчу глаза. Головничество было гораздо разнообразнее, смотря по общественному значению убитого. Так, головничество за убийство княжего мужа равнялось двойной вире, головничество за свободного крестьянина 5 гривнам. За все прочие преступные деяния закон наказывал продажею в пользу князя и уроком за обиду в пользу потерпевшего.

Сословия

К IX в., времени образования Древнерусского государства , у восточных славян установилась собственность знати на землю и сложились социальные группы - аристократы-землевладельцы и зависимые от них крестьяне. В господствующий класс феодалов входили киевские князья, местные (племенные) князья, общинная знать (бояре), верхушка служилых людей, дружина князей. По мнению доктора исторических наук А. А. Горского, в 9 в. и позднее на Руси ещё не сложился феодализм западноевропейского образца как таковой, а существовала система поборничества. Господствующим же классом была не общинная знать, сведений о которой у нас нет, а корпорация дружины во главе с князем. Боярами же являлись представители и потомки «старшей» дружины, а не общинной знати.

После принятия в X в. христианства значительная часть земель сосредоточилась в руках церкви, монастырей, духовенства. Появляется другая категория феодалов - дворцовые слуги, служивые люди, получавшие землю за службу и на время службы.

С увеличением могущества знати росли политические права удельных князей. Они получали от великих князей иммунитеты, освобождались от платежа дани, приобретали право иметь дружину, судить зависимое от них население, собирать подати. Одновременно возникало и право (право-привилегия), охранявшее положение знати. Русская Правда определяла ряд привилегии: повышенное наказание за убийство феодала или причинение ему имущественного вреда, более широкие права по передаче имущества по наследству, в том числе дочерям.

Класс зависимых крестьян складывался различными путями. Процесс кабализации привёл к тому, что свободных крестьян почти не стало. Основной группой крестьянства были смерды , жившие общиной, имевшие свой дом, хозяйство, участок земли в пользовании. Зависимость от землевладельца могла быть большей или меньшей, но главным образом она проявлялась в обязанности платить подати, отбывать различные повинности. Жизнь и имущество смердов охранялось по закону в значительно меньшей мере по сравнению с землевладельцами. Их имущество в случае отсутствия сыновей не переходило по наследству к замужним дочерям, а становилось собственностью господина. Только незамужние дочери получали часть имущества. Смерды подлежали суду князя, его помощников, церкви (если жили на ее земле).

Положение смердов нельзя определить как крепостное. Они не были прикреплены к земле или личности землевладельца, но их зависимое состояние сомнения не вызывает.

Другую категорию населения составляли закупы - смерды, попавшие в тяжелое экономическое положение, взявшие в долг имущество у своего господина и гарантировавшие его возврат как бы самозакладом. Закуп работал в хозяйстве господина и не мог его покинуть, пока не возвращал долг (иначе его переводили в полного, «обельного» холопа). Но закуп имел некоторые права и защиту закона.

Были и другие категории населения - изгои, люди, вышедшие из общины , прощенники - это попавшие под так называемое «покровительство», патронат церкви, монастырей, светских землевладельцев, и обязанные работать в их хозяйстве.

Наряду с зависимым населением господствующие классы эксплуатировали и рабов (холопов). Русская Правда называет их ещё и челядью . Наиболее древними источниками холопства являлись плен и рождение от рабыни. Но Русская правда указывала и другие: самопродажа в рабство, брак с рабыней, поступление в услужение (в тиуны, ключники), «без ряду» (то есть без всяких оговорок), банкротство. Холопом мог стать беглый закуп или человек совершивший тяжкое преступление.

О положении холопов свидетельствовали статьи Русской Правды. За убийство холопа его господину платили возмещение всего 5 гривен, за рабыню-6 гривен. За украденного холопа господин получал 12 гривен. Холоп чаще всего рассматривался как объект права, за него нес ответственность хозяин.

По мере развития ремесла и торговли возникали города, увеличивалась численность городского населения, из которого выделялась богатая верхушка - люди «лутчие». Городское население было свободнее крестьянства. Жизнь и имущество горожан защищались нормами, относившимися к полноправным свободным людям. Русская Правда с уважением называет «гридинов», «купчин», ремесленников, ростовщиков.

Имущественные отношения, Обязательственное право

В Русской Правде существуют понятия: отдача имущества на хранение (поклажа), простой заём, бескорыстная ссуда, одолжение по дружбе, отдача денег в рост из определённого условленного процента, процентный заём краткосрочный и долгосрочный, торговая комиссия, вклад в торговое компанейское предприятие. В Правде существует определённый порядок взыскания долгов с несостоятельного должника при ликвидации его дел, то есть порядок торгового конкурса с различением несостоятельности злостной и несчастной. Существует несколько видов кредитного оборота.

Процессуальное право

Древнерусское право ещё не знало четкого разграничения между уголовным и гражданским процессом, хотя, конечно, некоторые процессуальные действия могли применяться только по уголовным делам. Во всяком случае и по уголовным, и по гражданским делам применялся состязательный (обвинительный) процесс, при котором стороны равноправны и сами являются двигателем всех процессуальных действий. Даже обе стороны в процессе назывались истцами.

Стадии процесса по Русской правде

  • «Заклич» означал объявление о совершившемся преступлении (например, о пропаже имущества). Заклич производился в людном месте, «на торгу», объявлялось о пропаже вещи, обладавшей индивидуальными признаками, которую можно было опознать. Если пропажа обнаруживалась по истечении 3-х дней с момента заклича, тот, у кого она находилась, считался ответчиком (ст.32, 34 ПП).
  • «Свод» (ст. 35-39 ПП) напоминал очную ставку. Свод осуществлялся либо до заклича, либо в срок до истечения трех дней после заклича. Лицо, у которого обнаружили пропавшую вещь, должно было указать, у кого эта вещь была приобретена. Свод продолжался до тех пор, пока не доходил до человека, не способного дать объяснения, где он приобрел эту вещь. Таковой и признавался татем. Если свод выходил за пределы населенного пункта, где пропала вещь, он продолжался до третьего лица. На того возлагалась обязанность уплатить собственнику стоимость вещи и право далее самому продолжать свод.
  • Гонение следа - это отыскание преступника по его следам. Закон предусматривает специальные формы и порядок проведения этого процессуального действия. Если след привел к дому конкретного человека, считается, что он и есть преступник (ст. 77 Троицкого списка). Если след привел в село, ответственность несет вервь (община). Если след потерялся на большой дороге, то на этом поиск прекращается.

Судебные доказательства

В Древнерусском государстве появляется и целая система формальных доказательств:

  • Присяга . Особым видом доказательств была присяга - «рота» (статья 22 Русской Правды Пространной редакции по Троицкому списку). Она применялась, когда не было других доказательств, но, разумеется, по небольшим делам. Ротой можно было подтвердить наличие какого-нибудь события или, наоборот, его отсутствие. В некоторых случаях имели доказательное значение внешние признаки и вещественные доказательства. Так, наличие синяков и кровоподтеков было достаточно для доказательства избиения.;
  • Собственное признание;
  • Свидетельские показания. Древнерусское право различало две категории свидетелей - видоков и послухов (статьи 18,21,29 Русской Правды Пространной редакции по Троицкому списку). Видоки - это свидетели, в современном смысле слова - очевидцы факта. Послухи - более сложная категория. Это лица, которые слышали о случившемся от кого-либо, имеющие сведения из вторых рук. Иногда под послухами понимали и свидетелей доброй славы сторон. Они должны были показать, что ответчик или истец - люди, заслуживающие доверия. Не зная даже ничего о спорном факте, они просто как бы давали характеристику той или иной стороне в процессе.
  • Ордалии - испытание железом применялось тогда, когда не хватало иных доказательств, причем в более серьёзных случаях, чем испытание водой (статьи 17,22 Русской Правды Пространной редакции по Троицкому списку). Русская Правда, посвящающая этим ордалиям три статьи, не раскрывает техники их проведения. Более поздние источники сообщают, что испытание водой проводилось путем опускания связанного человека в воду, причем если он тонул, то считался выигравшим дело.

Наказание по Русской правде

  • Вира (штраф в пользу родственников убитого. А если таковых не было,то вира отдавалась князю.). Вира могла быть одинарная (за убийство простого свободного человека) или двойная (80 гривен, за убийство привилегированного человека - П.19, 22 КП, ст.3 ПП). Существовал особый вид виры - «дикая» или «повальная» вира. Она налагалась на всю общину. Для применения этого наказания необходимо, чтобы совершенное убийство было простым, неразбойным; община либо не выдает своего подозреваемого в убийстве члена, либо не может «отвести от себя след», подозрения; община только в том случае платит за своего члена, если он ранее участвовал в вирных платежах за своих соседей. Институт «дикой» виры выполнял полицейскую функцию, связывая всех членов общины круговой порукой.
  • Головничество (денежное взыскание в пользу родственников убитого).
  • Поток и разграбление (высшая мера наказания: за убийство в разбое (ст.7 ПП), поджог (ст.83 ПП) и конокрадство (ст.35 ПП). Наказание включало конфискацию имущества и выдачу преступника (вместе с семьей) «головой», то есть в рабство.
  • Урок (дань) (денежное возмещение за причиненный ущерб потерпевшему).
  • Продажа (штраф в пользу князя за остальные преступления).

См. также

Литература

Переложения на современный русский язык

  • Пространная редакция по Троицкому списку второй половины XV века
  • Русская Правда - Сборник различных редакций Русской Правды и материалов, с ней связанных

Исследования

Примечания

1. Объясните, почему после смерти князя Владимира, укрепившего русское государство, начались усобицы.

В летописи вся вина за усобицу возлагается на Святополка. Но такие усобицы были после смерти не только Владимира, и отца его Святослава, но и многих потомков Владимира. Это значит, что сама система позволяла подобным усобицам возникнуть, подталкивала наследников великого князя к борьбе. И действительно, под властью каждого из них был свой удел, который давал ресурсы для борьбы, и главное, у каждого из них была собственная дружина, которая была предана лишь своему господину, ведь именно от него она получала все богатства и милости.

2. Какую политику проводил Ярослав Мудрый в отношении соседних народов и государств? Что было результатом этой политики? При ответе используйте текст параграфа и карту на с. 41.

Некоторые более слабые народы Ярослав подчинял, таким образом расширяя территорию государства. Он активно строил города, таким образом закреплял свою власть над покорёнными землями, а также выстраивал линию защиты против народов, кочевавших в Причерноморских степях (печенегов). Другие народы Ярослав не завоёвывал, но подчинял своему влиянию – так его ставленниками были два подряд короля Норвегии (Харальд III Суровый и Магнус I Благородный). Наконец, Ярослав укреплял международный авторитет Древнерусского государства в целом даже среди дальних народов, например, с помощью браков своих детей: его сыновья женились на принцессах из Священной Римской империи, Польши, Византии, дочери были выданы замуж в Норвегию, Англию, Францию и Венгрию.

3. Расскажите о создании первого русского свода законов - Правды Русской.

До этого преступления судили по так называемому обычному праву, то есть обычаям, которые передавались устно из поколения в поколение. В таком случае были возможны разные толкования законов. Развитие учёности позволило записать законы. Это начали делать именно при Ярославе Мудром, создав так называемую Краткую Правду. Позднее, уже при наследниках Ярослава свод законов был существенно расширен до Пространной Правды. Некоторые историки предполагают, что составленная при Ярославе Краткая Правда предназначалась только для дружины князя, а по Пространной Правде судили уже всех его подданных.

4. Назовите основные преступления и формы наказания за них, записанные в Правде Русской.

Русская Правда карала убийство, членовредительство, воровство, разбой, разные поджоги и др. Обычной формой наказание была выплата штрафа (виры), которую платил преступник, а если он скрывался – то жители той местности, где было совершено преступление. Последняя мера сегодня кажется несправедливой, но благодаря ней сами эти жители были заинтересованы в поиске и задержании преступника.

5. Как в Правде Русской было отражено неравенство положения различных групп населения?

В Русской Правде виры, например, за убийство были различными в зависимости от того, какое положение человек занимал в обществе. Это было справедливо в условиях того времени. Платили виру родственникам – эта была как бы компенсация того, что убитый мог бы заработать для семьи. Чем выше было положение человека, тем большим доходом он обладал, тем больший доход теряла его родня в случае его убийства. Так и выражалось социальное неравенство в Русской Правде.

6. Охарактеризуйте вклад Ярослава Мудрого в развитие древнерусской культуры. Какое значение имело основание им храма Святой Софии в Киеве?

Ярослав Мудрый добивался не просто расцвета русской культуры, он стремился даже превзойти Византию. Софийский собор в Киеве был построен в подражанию Софийскому собору в Константинополе – главному храму Визнатии (а в подражание Софийскому собору в Киеве появились храмы с таким же названием в Полоцке и Новгороде). При Ярославе в принципе расцветает каменное строительство, создание книг, причём не только переводных, появляются и собственно русские сочинения (например, «Сказание о Борисе и Глебе»).

7*. Составьте исторический портрет Ярослава Мудрого (используйте памятку по составлению исторического портрета на с. 52).

Ярослав Владимирович Мудрый получил первое княжество (Новгородское) в 1010 году, великим Киевским князем стал в 1016 году, хотя из-за усобиц объединил под своей властью всё наследство отца только в 1036 году, умер же в 1054 году. Он был умным и рассудительным, даже хитрым. Ярослава можно назвать талантливым государственным деятелем – он знал потребности государства, у него получалось решать возникавшие проблемы. Известна реконструкция его внешности, которую Михаил Михайлович Герсимов выполнил по найденному черепу: на нас смотрит старик с широким носом, выдающимися скулами и глубоко посаженными глазами. Кроме борьбы за наследство отца он прославился укреплением государства, расширением его границ, укреплением его международного авторитета, как среди ближайших соседей, так и среди далёких народов. При Ярославе расцвела культура – одним из самых значительных проявлений этого стало строительство Софийского собора в Киеве. Именно при Ярославе известен первый митрополит киевский русского происхождения – Иларион. Также Ярослав прославился как законодатель: именно при нём был создан первый вариант Русской Правды.

В истории Ярослав остался именно как Мудрый – правитель мощного и единого Древнерусского государства, которого боялись враги и уважали друзья. Образ Ярослава особенно выигрывает на фоне постоянно боровшихся друг с другом его наследников.

Стремясь установить порядок и законность в своих землях, Ярослав ввел в действие первый на Руси письменно зафиксированный свод законов — Русскую Правду . Затем появился , поручавший разбирательство части преступлений и проступков церковному суду.

К 1036 году, когда после смерти черниговского князя Мстислава Ярослав стал единовластным правителем большого государства, в Киевской Руси не существовало писаных законов. Великие киевские князья в судебной практике, в отношениях с вассальными князьями и другими государствами руководствовались Законом Русским. Например, о нем упоминается в русско-византийских договорах 911-го и 944 годов. Однако он существовал, скорее всего, в устной форме (как это было и у германских и скандинавских племен). С принятием Русью христианства встречается и с распространением письменности появилась возможность и потребность зафиксировать сложившуюся систему законов. Ярослав, отменив одни, исправив другие и прибавив свои, составил письменный документ на славянском языке, который и получил название Русская Правда.

На протяжении нескольких веков Русская Правда служила основным руководством при судебных разбирательствах. Несколько измененной и доработанной она вошла в состав или послужила основой позднейших судных грамот: Псковской судной грамоты, Двинской уставной грамоты, Судебника Казимира 1468 года, Судебников 1497 и 1550 годов, некоторых статей Соборного Уложения 1649 года.

До наших дней дошло более ста списков Русской Правды. Все они распадаются на три основные редакции: Краткую, Пространную и Сокращенную. Древнейшая из них — Краткая Правда (1054). Названия ее частей говорят о том, что в составлении законов участвовали и сыновья Ярослава: первые 18 статей называются Правдой Ярослава, следующие 22 — Правдой Ярославичей. В XII веке Владимир Мономах добавил еще 68 статей, и его редакция называется Пространной. Сокращенная появилась в середине XV века, из переработанной Пространной Правды.

Русская Правда устанавливала правила суда и наказание за убийство, оскорбление и кражу. В ней определялся порядок сбора налогов и право наследования имущества. Главным предметом Правды Ярослава стали случаи «обид» — причинения морального или материального ущерба одним лицом другому. Как за убийство, так и за любое увечье и побои предоставлялось право мести, существовавшее с давних времен. Фактически это было узаконенной формой смертной казни, которую отменить было пока невозможно. Но христианская церковь выступала против смертной казни в принципе, и Правда предлагала заменить ее вирой — денежным штрафом.

Самым тяжелым преступлением считалось убийство. Следующим — нанесение увечий. Если человек избит до крови и синяков, то ему не надо было даже искать свидетелей — «пусть возьмет себе с виновного 3 гривны вознаграждения потерпевшему да еще плату лекарю «. Столько же стоил отрубленный палец. Интересно, что выдернутый ус или клок бороды, а также удар «батогом, жердью, пястью, чашей, рогом или мечом плашмя » стоили гораздо дороже — 12 гривен. За изувеченную руку полагался очень высокий штраф — 40 гривен, при том что за удары, приведшие к хромоте, штрафа не назначалось: «тогда пусть смиряют (виноватого) домочадцы (раненого)».

Русская Правда устанавливала штрафы за кражу сена, дров, коня, смерда или холопа, домашних животных и птиц.

В первой же главе Русской Правды словене (новгородцы) были уравнены в правах с русинами, членами княжеской дружины. Провозглашалось равенство всех свободных русских людей перед законом: их жизнь защищала одна и та же вира — штраф 40 гривен серебра.

Русская Правда отражает состояние общества тех лет и очень интересна для истории. Этот закон показывает, что в то время формировались черты социального неравенства, начинался процесс сословного деления. Так, размеры штрафов за убийство людей из разных слоев общества сильно отличались. Исходя из этого можно рассматривать его структуру.

Основное действующее лицо Русской Правды — муж, то есть свободный мужчина. За его жизнь положена стандартная вира — 40 гривен (если за убитого никто не мстит). В эту категорию входят: русины, княжеские дружинники, словене (жители новгородской земли), купчины (дружинники, занимавшиеся торговлей), ябетники (занимавшиеся судебным процессом), мечники (сборщики дани) и изгои (люди, потерявшие связь с общиной). В два раза больше стоила жизнь привилегированных и родовитых людей: князей, бояр (старших дружинников), княжеских тиунов (управляющих) и огнищан (охранявших княжескую собственность). За убийство сельских и пахотных старост (низшее звено княжеской администрации), рабы-кормилицы или дядьки-воспитателя платили 12 гривен. Меньше всего, 5 гривен, был штраф за убитого зависимого работника: смерда, рядовича, закупа, холопа.

  Устав князя Ярослава о церковных судах, разработанный вместе с митрополитом Иларионом , был принят в последние годы жизни киевского князя. В этом документе зафиксированы те случаи, которые «не подобает… судити князю, ни боярам «, а должен судить митрополит или епископы. Под юрисдикцию церкви князь передал стороны жизни, ранее совсем не затронутые княжеской властью — брачные и семейные отношения. Устав построен на тех же принципах, что и Русская Правда, однако он касается жизни прежде всего наименее защищенных членов общества — женщин. Сюда относились случаи похищения невесты (что было довольно распространено в языческой Руси), изнасилования, а также оскорбления словом. Во всех этих случаях назначался штраф, причем платить надо было как оскорбленной, так и епископу. Размер штрафа зависел от социального положения женщины: если она была из семьи бояр, епископу полагалось 5 гривен золота, а если из «простой чади» — гривна серебра. Подведомственны церковному суду были также разводы, двоеженство, блуд, особенно с родственниками. Родители были защищены от насилия со стороны детей и церковным, и княжеским судом.

Устав Ярослава, безусловно, в судебном деле был шагом вперед. Его положения отличались и от традиций и обычаев русской общины (а такого рода вопросы прежде решали именно в общине), и от византийского Номоканона (сборника церковных правил). Устав Ярослава переводил семейные конфликты из сферы моральной в правовую, но от византийских законов русские отличались гуманностью и большей объективностью. Если византийская церковь наказывала формально (увещаниями, епитимиями и, в крайнем случае, отлучением), а светская власть, напротив, поступала чрезвычайно жестоко, применяя смертную казнь и членовредительство, то русская церковь налагала штрафы в пользу церкви и потерпевшего, причем суммы штрафов были высоки.

Надо отметить, что Устав Ярослава вступал в действие только когда конфликт выходил за пределы семьи и тяжущиеся стороны сами обращались к епископскому суду. А это было конечно не всегда. Например, еще к концу XI века христианский брак заключали преимущественно князья и бояре, «простые же люди жен своих, словно наложниц, поймают, с плясанием, и гудением, и плесканием «, как писал в 1080-х годах митрополит Иоанн. Христианские нормы трудно входили в жизнь, однако важно было само существование писаного, официального закона, к которому мог при желании прибегнуть обиженный.

«Русская Правда» -- сборник установлений правды, закона, своего рода кодекс гражданского права, содержащий нормы имущественных отношений, принципы возмещения за утраты и преступления. Положения «Правды», свод обычаев, судебные установления, терминология помогают представить правовые и хозяйственные основы жизни в Киевской Руси.

Сохранилось несколько вариантов «Русской Правды» -- «краткой» и «пространной»: первоначальный и более полный вариант, созданный позднее. «Правда» складывалась при Ярославе (978-1054) и его преемниках, детях, внуке -- Владимире Мономахе (1053-1125). «Поучение» Мономаха -- яркий литературный памятник, наставления и комментарий к «Правде».

РУССКАЯ ПРАВДА - памятник законодательства 11-12 вв., считающийся самым ранним из дошедших до современных исследователей кодексом правовых норм раннесредневековой Руси.

Термин «правда», часто встречающийся в древнерусских источниках, означает правовые нормы, на основании которых вершился суд (отсюда выражения «судить право» или «судить в правду», то есть объективно, справедливо).

Источники кодификации - нормы обычного права, княжеская судебная практика, а также заимствованные нормы из авторитетных источников - прежде всего Священного Писания. Есть мнение, что еще до Русской правды существовал некий Закон Русский (на его нормы есть ссылки в тексте Договора Руси с Византией 907), однако какие из его статей вошли в текст Русской Правды, а какие являются оригинальными, - точных данных нет.

Согласно еще одной гипотезе, название «Правда Роськая» происходит от лексемы «рось» (или «русь»), что означает «дружинник». В этом случае, в тексте свода норм следует видеть кодекс, принятый для регулирования отношений в княжеско-дружинной среде. Значение традиции и норм обычного права (нигде и никем не записываемых) было в ней меньшим, нежели в среде общинной.

Русская Правда дошла до сегодняшнего дня в списках 15 в. и одиннадцати списках 18-19 вв. Согласно традиционной русской историографии, эти тексты и списки разделяют на три редакции Русской Правды: Краткую, Пространную и Сокращенную .

Древнейшим списком или первой редакцией Правды Русской является Краткая Правда (20-70-е годы 11 в.), которую принято делить на Правду Ярослава Мудрого (1019-1054) и Правду Ярославичей.

Первые 17 статей Правды Ярослава (по разбивке поздних исследователей, так как в самом тексте источника деления на статьи нет), сохранившиеся в двух списках 15 в. в составе Новгородской I летописи, содержат еще более ранний пласт - первые 10 записанных норм, «якоже Ярослав судил» - их называют Древнейшей Правдой («Правдой Роськой»). Текст ее был составлен не ранее 1016.

Спустя четверть века текст Древнейшей Правды лег в основу всей Правды Ярослава - кодекса норм прецедентного права. Эти нормы регулировали отношения в пределах княжеского (или боярского) хозяйства; среди них - постановления о платах за убийство, нанесение оскорблений, увечий и побоев, кражу и порчу чужого имущества. Начало Краткой Правды убеждает в фиксации норм обычного права, так как в них идет речь о кровной мести (ст. 1) и круговой поруке (ст. 19).

Правдой Ярославичей (сыновей Ярослава Мудрого) именуются статьи 19-41 в тексте Краткой Правды. Эта часть кодекса была составлена в 70е 11 в. и до конца столетия постоянно пополнялась новыми статьями. К ним относят статьи 27-41, разделяемые на Покон вирный (то есть Устав о штрафах в пользу князя за убийство свободных людей и нормах прокорма сборщиков этих платежей), появление которого связывают с восстаниями 1068-1071 на Руси, и Урок мостникам (то есть Правила для тех, кто мостит проезжую часть в городах). В целом Краткая редакция Русской Правды отражает процесс оформления законов от частных случаев к общим нормам, от решения конкретных вопросов к оформлению общегосударственного права на стадии становления средневекового феодального порядка.

Пространная Правда - вторая редакция Русской Правды, памятник развитого феодального общества. Создана в 20-30 годы 12 в. (ряд исследователей связывают ее возникновение с новгородскими восстаниями 1207-1208 и потому относят ее составление к 13 в.). Сохранилась более чем в 100 списках в составе юридических сборников. Самый ранний - Синодальный список Пространной Правды - составлен в Новгороде около 1282, внесен в Кормчую книгу и являл собой собрание византийских и славянских законов. Другой ранний список - Троицкий , 14 в. - входит в состав Мерила праведного, также древнейшего русского юридического сборника. Большая часть списков Пространной Правды - позднейшие, 15-17 вв. Все это богатство текстов Пространной Правды объединяется в три вида (в источниковедении - извода): Синодально-Троицкий, Пушкинско-Археографический и Карамзинский . Общим для всех видов (или изводов) является объединение текста Краткой Правды с нормами княжеского законодательства Святополка Изяславича, правившего Киевом с 1093 по 1113, а также Уставом Владимира Мономаха 1113 (устав определял размеры процентов, взимавшихся по договорным займам). По объему Пространная Правда почти в пять раз больше Краткой (121 статья с дополнениями). Статьи 1-52 именуются как Суд Ярослава, статьи 53-121 - как Устав Владимира Мономаха. Нормы Пространной Правдыдействовали до татаро-монгольского ига на Руси и в первый его период.

Некоторые исследователи (М.Н. Тихомиров, А.А. Зимин) полагали, что Пространная Правда была прежде всего памятником новгородского гражданского законодательства, а позже его нормы стали общерусскими. Степень «официальности» Пространной Правды неизвестна, как и точные границы региона, охваченного действием ее норм.

Самым спорным памятником древнерусского права является так называемая Сокращенная Правда - или третья редакция Русской Правды, возникшая в 15 в. Она дошла всего в двух списках 17 в., помещенных в Кормчей книге особого состава. Считается, что эта редакция возникла как сокращение текста Пространной Правды (отсюда название), была составлена в Пермской земле и стала известна после ее присоединения к Московскому княжеству. Другие ученые не исключают, что в основе этого текста лежал более ранний и неизвестный памятник второй половины 12 в. Среди ученых до сих пор продолжаются споры относительно датировки различных редакций Правды, в особенности - этой, третьей.

С начала 14 в. Русская Правда стала терять свое значение как действующий источник права. Смысл многих использованных в ней терминов, становился непонятен переписчикам и редакторам, что вело к искажениям текста. С начала 15 в. Русскую Правду перестали включать в юридические сборники, что говорит об утрате ее нормами правовой силы. В то же время ее текст стали вписывать в летописные своды - она стала историей. Текст Русской Правды (разных редакций) лег в основу многих юридических источников - Новгорода и Смоленска с Ригою и Готским берегом (немцами) 13 в., Новгородской и Судных грамот,Литовского Статута 16 в., Судебника Казимира 1468 и наконец общерусского свода норм эпохи Ивана III - Судебника 1497.

Краткая Правда была впервые открыта В.Н.Татищевым в 1738 и издана А.Л. Шлецером в 1767. Пространная Правда впервые опубликована И.Н. Болтиным в 1792. В 19 в. над Правдой трудились выдающиеся русские юристы и историки - И.Д. Эверс, Н.В. Калачев, ВИ. Сергеевич, Л.К. Гётц, В.О. Ключевский, анализировавшие время и причины создания отдельных частей и редакций Русской Правды, взаимоотношения между списками, сущность отраженных в них юридических норм, их истоки в византийском и римском праве. В советской историографии главное внимание обращалось на «классовую сущность» рассматриваемого источника (труды Б.Д. Грекова, С.В. Юшкова, М.Н. Тихомирова, И.И. Смирнова, Л.В. Черепнина, А.А. Зимина) - то есть на изучение с помощью Русской Правды социальных отношений и классовой борьбы в Киевской Руси. Советские историки подчеркивали, что Русская Правда закрепила социальное неравенство . Всесторонне защитив интересы господствующего класса, она откровенно провозглашала бесправие несвободных тружеников - холопов, челяди (так, жизнь холопа оценивалась в 16 раз ниже, чем жизнь свободного «мужа»: 5 гривен против 80). Согласно выводам советской историографии, Русская Правда утверждала неполноправие женщин как в имущественной , так и в частной сфере, однако современные исследования показывают, что это не так (Н.Л. Пушкарева). В советское время принято было говорить о Русской Правде как о едином источнике, имевшем три редакции. Это соответствовало общей идеологической установке на существование в древней Руси единого правового кодекса, как и само Древнерусское государство рассматривалось как «колыбель» трех восточнославянских народностей. В настоящее время российские исследователи (И.Н. Данилевский, А.Г. Голиков) чаще говорят о Краткой, Пространной иСокращенной Правдах как о самостоятельных памятниках, имеющих важнейшее значение для изучения различных частей государства Русь, аналогичное общерусским и местным летописям.

Все тексты Русской Правды неоднократно публиковались. Имеется полное академическое издание ее по всем известным спискам.

«Русская Правда» не признает решения судебных споров с помощью кровавого поединка («у кого меч острее, тот и берет верх»). Большинство статей пространной «Правды» посвящено нормам хозяйственных взаимоотношений -- праву собственности, принципам наследования, наказаниям за нарушение пахотной межи, практике возмещения денежных и натуральных долгов («...за ссуду меда и жита возмещать надобно с надбавкой» ).

Господин имеет право бить смерда «за дело», но не «без вины». «Кого застанут ночью у клети или на каком воровстве, могут убить как собаку; если же продержат пойманного вора до рассвета, то должны вести его на княжий двор, в суд» . «Аще кто без повеления на чужом коне ездит, да ся тепет по три краты» , т.е. получит три удара в качестве наказания.

«Русская Правда» упорядочивает систему имущественных отношений, долговых обязательств, нормы наказаний, степень ответственности представителей разных социальных групп, «верви» (общины).

«Русская Правда» не только памятник права, но и источник сведений о нормах хозяйственной жизни, экономических отношениях. Из нее мы узнаем о денежной системе, металлических деньгах и мехах, выполняющих роль денег, о торговых отношениях Руси с соседями, о ценах на товары. В списках «Правды» есть таксы на постройку и починку мостов, изложены принципы распределения мостовой повинности, нормы взимания процентов с денежной ссуды, предоставленной в заем.

«Русская Правда» позволяет обрисовать основы имущественного и сословного деления. Верхний слой -- «княжие люди» (дружина князя); затем идут «люди» (свободные, обязанные платить дань князю); на нижней ступени -- «холопы», за которых отвечает их господин. За нанесение увечья или убийство холопа полагается нести возмещение как за истребление или порчу чужого имущества. Холоп, ударивший свободного, может быть подвергнут побоям или его хозяин должен уплатить пеню в виде возмещения.

Русская Правда содержит нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства; является главным источником правовых, социальных и экономических отношений Древней Руси.

Уголовное право

Как и в других ранних правовых системах, где предусматривалась смертная казнь, Русская Правда отличает убийство неумышленное, «в сваде», то есть во время ссоры, от умышленного -- «в обиду» и от убийства «в разбое». Различалось причинение тяжкого или слабого ущерба, а также действия, наиболее оскорбительные для пострадавшего, например, отсечение усов или бороды, каравшиеся высоким штрафом. При этом Русская Правда содержит следы характерного для традиционных обществ принципа ответственности -- кровной мести, по ст. 1 Краткой Правды: «Убьеть муж мужа, то мьстить брату брата, или сынови отца, любо отцю сына, или братучаду, любо сестрину сынови; аще не будеть кто мьстя, то 40 гривенъ за голову».

Уголовные санкции

Княжеские штрафы и частные вознаграждения в Русской Правде исчислялись в гривнах, кунах, гривнах кун и других денежных единицах.

Штрафы в пользу князя

Вира -- штраф за убийство свободного мужчины («а в холоп? и в роб? виры н?туть», ст. 89 Пространной Правды). За простого свободного человека платилась вира в 40 гривен. За княжеского мужа, тиуна огнищного и конюшего платилась двойная вира в 80 гривен.

Полувирье -- штраф за убийство женщины и тяжкие увечья свободному человеку: «Аче ли утнеть руку, и отпадеть рука или усохнеть или нога, или око, или нос утнеть, то полувирье 20 гривенъ, а тому за в?къ 10 гривенъ» (ст. 27 Пространной Правды).

Продажа -- штраф за другие уголовные преступления -- нанесение менее тяжких телесных повреждений, кражу и др. Исчислялся различными суммами, но, как правило, небольшими в сравнении с вирой.

Плата пострадавшим

Головничество (ст. 5 Пространной Правды) -- плата в пользу родственников убитого.

Плата «за обиду» -- как правило, плата потерпевшему.

Урок -- плата хозяину за украденную или испорченную вещь или за убитого холопа.

Поток и разграбление

Наиболее тяжкими преступлениями считались разбой, поджог и конокрадство. Преступник подвергался потоку и разграблению. Первоначально это была высылка преступника и конфискация имущества, позднее -- преступник обращался в рабство, а имущество его подвергалось разграблению.

«Будеть ли сталъ на разбои безъ всякоя свады, то за разбоиника люди не платять, но выдадять и всего съ женою и с д?тми на потокъ и на разграбление» (ст. 7 Пространной Правды).

«аще будеть коневыи тать, выдати князю на потокъ» (ст. 35 Пространной Правды)

«Аже зажьжеть гумно, то на потокъ и на грабежь домъ его, переди пагубу исплатившю, а въ проц? князю поточити и. Тако же аже кто дворъ зажьжеть» (ст. 83 Пространной Правды).

Частное право

По Русской Правде купец мог отдавать имущество на хранение (поклажа). Совершались ростовщические операции: в рост давались деньги -- отданное (исто) возвращалось с процентами (резы), или продукты с возвратом в пропорционально большем размере. Подробно представлены нормы наследственного права. Предусматривалось наследование как по закону, так и по завещанию, «ряду».

Процессуальное право

За уголовные правонарушения предусматривался княжий суд -- суд, осуществлявшийся представителем князя. Пойманного на дворе в ночное время вора можно было убить на месте или вести на княжий суд. В частном праве существовал состязательный (обвинительный) процесс, при котором стороны равноправны и сами осуществляют процессуальные действия. Предусматривался определённый порядок взыскания долга с несостоятельного должника.

Некоторые понятия

«Закличють и на торгу» -- объявление о совершившемся преступлении (например, о пропаже имущества) в людном месте, «на торгу». Объявлялось о пропаже вещи, обладавшей индивидуальными признаками, которую можно было опознать. Если пропажа обнаруживалась по истечении 3-х дней с момента объявления, тот, у кого она находилась, считался ответчиком.

«Свод» -- многозначный термин. Мог означать показания свидетелей или процедуру поиска пропавшей вещи. В последнем случае лицо, у которого обнаружили пропавшую вещь, должно было указать, у кого эта вещь была приобретена. Свод продолжался до тех пор, пока не доходил до человека, не способного дать объяснения, где он приобрел эту вещь. Он и признавался вором (татем). Если свод выходил за пределы общины, где пропала вещь, он продолжался до третьего лица, на которого возлагалась обязанность уплатить собственнику стоимость вещи и право далее самому продолжать свод. «Сл?дъ гнати» (ст. 77 Пространной Правды), гонение следа. Если вор не будет обнаружен, его ищут по следу; если след приведет к селу или к торговому стану и люди не отведут от себя следа, не поедут вести расследование или силой откажутся, они должны платить за украденное и штраф князю и вести расследование с другими людьми и со свидетелями; если след потеряется на большой торговой дороге и рядом не будет села или будет незаселенная местность, украденное не возмещается и штраф князю не платится.

Судебные доказательства

Вещественные доказательства, внешние признаки. Так, наличие синяков или крови на пострадавшем было достаточным доказательством того, что его избил тот, кого он обвинял.

Если вещественных доказательств не было, применялись свидетельские показания -- свод. Различалось две категории свидетелей -- видоки и послухи. Видоки -- очевидцы факта. Послухи -- лица, которые слышали о случившемся от кого-либо, имеющие сведения из вторых рук. Под послухами могли пониматься и свидетели доброй славы, которые должны были показать, что ответчик или истец -- люди, заслуживающие доверия.

Если не было и свидетелей, для решения тяжбы обращались к Богу. Истец или ответчик подтверждали свои показания особым образом: шли на роту, подвергались испытанию водой или железом (то же, что западноевропейские ордалии). В частном праве эти виды доказательств зависели от суммы иска. При наименьшей сумме иска -- рота, если сумма больше -- испытание водой, при самой высокой сумме -- испытание железом. «Идти на роту» означало принести присягу, то есть совершить целование креста (крестоцелование) или иконы и произнести свои показания. Считалось, что, совершив такую присягу, человек не может лгать, иначе будет обречен на вечные муки в загробной жизни. Если человек выносил испытание водой или железом, считалось, что он делает это с божьей помощью и его показания верны.

Также в Русской правде выделяют несколько социальных категорий :

  • 1. Знать и привилегированные слуги
  • · Знать в Русской Правде представлена князем и его старшими дружинниками -- боярами. Князю идут штрафы, имущество которого защищают некоторые статьи, и именем которого вершится суд.
  • · Привилегированное положение имели тиуны, огнищане -- высокопоставленные княжеские и боярские слуги, а также княжеский старший конюх («конюхъ старыи» ст. 23 Краткой Правды).
  • 2. Рядовые свободные жители
  • · Основное действующее лицо Русской Правды -- муж -- свободный мужчина;
  • · По ст. 1 Краткой Правды (близко содержание ст. 1 Пространной Правды) если за убитого никто не мстит, платится вира в 40 гривен, «аще будеть русинъ, любо гридинъ, любо купчина, любо ябетникъ, любо мечникъ, аще изъгои будеть, любо словенинъ».
  • · Русин -- младший княжеский дружинник: гридин -- представитель боевой дружины;
  • · Купчина -- дружинник, занимавшийся торговлей;
  • · Ябетник -- дружинник, связанный с судебным процессом;
  • · Мечник -- сборщик штрафов;
  • · Изгой -- человек, потерявший связь с общиной;
  • · Словенин -- житель словенской, то есть новгородской земли (Древнейшую Правду Ярослав даровал новогородцам), в данном контексте -- рядовой житель.
  • 3. Зависимое население
  • · Привилегированное положение среди зависимых людей имели княжеские кормильцы, а также княжеские сельские и ратайные старосты (ратать -- пахать, пахотный староста): «А въ сельскомъ старост? княжи и в ратаин?мъ 12 гривн?» (ст. 24 Краткой Правды).
  • · Низшее положение занимали смерды, холопы, рядовичи и закупы. За убийство смерда, холопа и рядовича взимался штраф в 5 гривен (ст. 25, 26 Краткой Правды).
  • · Смерд -- крестьянин, в этом контексте зависимый крестьянин. Если после его смерти у него не оставалось незамужних дочерей, имущество смерда наследовал князь.
  • · Холопство могло быть обельным (полным) или закупным. Обель -- пожизненный раб. Женский род -- роба.
  • · Закуп -- человек, взявший купу -- долг, и ставший долговым рабом до тех пор, пока не отдаст или не отработает долг.
  • · Рядович -- лицо, поступившее на службу и ставшее зависимым по «ряду», то есть договору.

В Русской Правде отражено право-привилегия, охранявшее положение знати и других лиц: наказание за причинение им имущественного вреда, двойная вира за убийство высокопоставленных слуг.

По мнению А.А. Горского, в IX в. и позднее на Руси ещё не сложился феодализм западноевропейского образца как таковой, а существовала система поборничества. Господствующим классом являлась не общинная знать, сведения о которой отсутствуют, а дружинная корпорация во главе с князем. Боярами именовались представители и потомки «старшей» дружины, а не общинная знать.

русский правда закон уголовный

Литература

  • 1) Правда русская, тт.1-2. Под ред. Б.Д. Грекова. М. - Л., 1940
  • 2) Юшков С.В. Русская Правда: Происхождение, источники, ее значение. М.,1950
  • 3) Памятники русского права. Вып. 1. М., 1952
  • 4) Тихомиров М.Н. Пособие для изучения Русской правды. М., 1953
  • 5) Щапов Я.Н. Княжеские уставы и церковь в Древней Руси X-XIV вв. М., 1972
  • 6) Свердлов М.Б. От «Закона Русского» к «Русской Правде». М., 1988
  • 7) Пушкарева Н.Л. Женщины Древней Руси. М., 1989
  • 8) Краснов Ю.К. История государства и права России, ч. 1. М., 1997

На годы правления этого знаменитого князя приходится расцвет Киевской Руси. «Русская правда» Ярослава Мудрого - это первый свод законов древнего славянского государства. Он является первым писаным законом, первым судебником, первым документом, который должен был урегулировать жизнь общества.

«Русская правда» Ярослава Мудрого: происхождение

Летопись рассказывает, что князь, прозванный Мудрым из-за своей рассудительности, завещал своим потомкам жить по грамоте. Он собрал и записал все действующие в стране законы, некоторые отменил, другие прибавил. Изданы они были на славянском языке, поэтому понятны каждому человеку. Сегодня старинные тексты хранятся в Новгороде. Правда, это не оригиналы, а более поздние редакции, сохраненные в так называемых Кормчих книгах.

Значение свода законов Ярослава

«Правда» Ярослава Мудрого по своему значению для страны занимает такое же место, как законы царя Хаммурапи или двенадцать законодательных досок Рима. Это не только правовая база Руси, но и важнейший исторический источник, который рассказывает о состоянии гражданской жизни той эпохи. Кодекс Ярослава устанавливал правила суда, меру наказания за кражу, оскорбление и убийство, также он определял право наследования имущества и порядок сбора налогов. Следующие князья дополняли свод законов по своему усмотрению, многие статуты заимствовались другими странами. «Русская правда» Ярослава Мудрого была базой, на которой заключались союзы, перемирия и политические договоры.

Свод законов «Русская правда». Содержание

Свое внимание великий киевский князь обратил главным образом на обид и вред, нанесенные одними людьми другим. За побои, увечье и убийство родственникам давалось право мести. Если не было кому мстить, то с виновного взимался штраф в казну. Размер «виры» определялся от степени тяжкости преступления и социального статуса потерпевшего. Законы Ярослава оберегали население от насилия, поскольку деньги были в то время редкостью, а размер штрафов достаточно велик. Чуть позже наследники мудрого князя отменят право на месть.

Законы Ярослава в судовой системе

«Русская правда» Ярослава Мудрого ввела в обиход то, что сейчас именуется судом присяжных. Свидетелями брались свободные граждане, при нужде опрашивали слуг. При неразрешимом споре между людьми вердикт выносили двенадцать выбранных человек. Если хозяин нашел украденную у себя вещь, то мог сразу же забрать ее обратно. Киевский князь разрешал испытание железом и водой для нахождения истины. Этот варварский обычай не смогли искоренить даже христианские проповедники, поэтому также его узаконили под названием Суда небесного. Ярослав ввел плату за вмешательство в спор за наследство. Представитель князя брал гривну за труд, чтобы справедливо поделить имущество между братьями.

Особенности «Русской правды»

Славянский кодекс отображал жестокие нравы своего времени. Он не упоминал некоторых преступлений, которые не приемлются сегодня. Например, насилие над женщиной, отравления. Этот закон не делал разницы между варягами, славянами и представителями других народов. Интересно то, что свободные жители Руси не терпели никаких телесных наказаний - допускалась плата жизнью, свободой и деньгами. Умирая, светлый князь распределил власть между сыновьями и завещал им жить в согласии и христианской любви.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения