Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Соловьев николай начальник тюрьмы город горький. Лагерь слон: ссоловецкий лагерь особого назначения

был закрыт, и вскоре на Соловках были созданы две организации: лагерь принудительных работ для заключения военнопленных Гражданской войны и лиц, осужденных на принудительные работы, и совхоз «Соловки». На момент закрытия монастыря в нем проживали 571 человек (246 монахов, 154 послушников и 171 трудник). Часть из них покинули остров, но почти половина осталась, и они стали работать вольнонаемными в совхозе.
После 1917 года новые власти стали рассматривать богатый Соловецкий монастырь как источник материальных ценностей, многочисленные комиссии беспощадно разоряли его. Одна только комиссия помощи голодающим в 1922 году вывезла 84 с лишним пуда серебра, почти 10 фунтов золота, 1988 драгоценных камней. При этом варварски обдирались оклады с икон, выковыривались из митр и облачений драгоценные камни. К счастью, благодаря сотрудникам Наркомпроса Н. Н. Померанцеву, П. Д. Барановскому, Б. Н. Моласу, А. В. Лядову, удалось вывезти в центральные музеи многие бесценные памятники из монастырской ризницы.
В конце мая 1923 года на территории монастыря произошел очень сильный пожар, который продолжался три дня и нанес непоправимый ущерб многим древним сооружениям.
В начале лета 1923 года Соловецкие острова были переданы ОГПУ, и здесь организовали Соловецкий лагерь принудительных работ особого назначения (СЛОН). Лагерю были переданы почти все постройки и угодья монастыря, было принято решение «признать необходимым ликвидацию всех находящихся в Соловецком монастыре церквей, считать возможным использование церковных зданий для жилья, считаясь с остротой жилищного положения на острове».
7 июня 1923 года на Соловки прибыла первая партия заключенных. Вначале все заключенные мужчины содержались на территории монастыря, а женщины – в деревянной Архангельской гостинице, но очень скоро лагерем были заняты все монастырские скиты, пустыни и тони. А уже через два года лагерь «выплеснулся» на материк и к концу 20-х годов занял огромные пространства Кольского полуострова и Карелии, а сами Соловки стали лишь одним из 12 отделений этого лагеря, игравшего заметную роль в системе ГУЛАГ.

За время существования лагерь претерпел несколько реорганизаций. С 1934 года Соловки стали VIII отделением Беломорско-Балтийского канала, а в 1937 году реорганизованы в Соловецкую тюрьму ГУГБ НКВД, которая была закрыта в самом конце 1939 года.
За 16 лет существования на Соловках лагеря и тюрьмы через острова прошли десятки тысяч заключенных, среди которых представители известных дворянских фамилий и интеллигенции, крупные ученые самых разных отраслей знаний, военные, крестьяне, писатели, художники, поэты. Соловки стали местом ссылки многих иерархов, священнослужителей, монашествующих Русской Православной Церкви и мирян, пострадавших за веру Христову. В лагере они были примером истинного христианского милосердия, нестяжательства, доброты и душевного спокойствия. Даже в самых тяжелых условиях священники до конца старались исполнить свой пастырский долг, оказывая духовную и материальную помощь тем, кто находился рядом.
На сегодня нам известны имена более 80 митрополитов, архиепископов и епископов, более 400 иеромонахов и приходских священников – узников Соловков. Многие их них скончались на островах от болезней и голода или были расстреляны в Соловецкой тюрьме, другие погибли позднее. На Юбилейном Соборе 2000 года и позднее, около 60 из них были прославлены для общецерковного почитания в лике святых новомучеников и исповедников Российских. Среди них такие выдающиеся иерархи и деятели Русской Православной Церкви, как священномученики Евгений (Зернов), митрополит Горьковский († 1937), Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский († 1929), Петр (Зверев) , архиепископ Воронежский († 1929), Прокопий (Титов), архиепископ Одесский и Херсонский († 1937), Аркадий (Остальский), епископ Бежецкий († 1937), священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский († 1962), мученик Иоанн (Попов) († 1938), профессор Московской духовной академии и многие другие.

Условия жизни в лагере
Максим Горький, побывавший в 1929-м году в лагерь, приводил свидетельства заключённых об условиях советской системы трудового перевоспитания:
Заключенные работали не больше 8-ми часов в день;
За более тяжёлую работу «на торфе» выдавался повышенный паек;
Пожилые заключённые не подлежали назначению на тяжёлые работы;
Все заключённые обучались грамоте.
Их казармы Горький описывает как очень просторные и светлые.
Однако, по словам исследователя истории соловецких лагерей, фотографа Ю. А. Бродского на Соловках по отношению к заключённым применялись разнообразные пытки и унижения. Так, заключённых заставляли:
Перетаскивать камни или брёвна с места на место;
Считать чаек;
Громко кричать Интернационал по много часов подряд. Если заключённый останавливался, то двух-трех убивали, после чего люди стоя кричали, пока не начинали падать от изнеможения. Это могло проводиться ночью, на морозе.
В лагере выходили газеты, действовал театр заключённых. Сидельцы сложили о лагере ряд песен, в частности, «Море белое - водная ширь…» (приписывается Борису Емельянову).

Судьба основателей лагеря
Многих из организаторов, имевших отношение к созданию Соловецкого лагеря, расстреляли:
Человек, который предложил собрать лагеря на Соловках, архангельский деятель Иван Васильевич Боговой - расстрелян.
Человек, который поднял красный флаг над Соловками - попал в Соловецкий же лагерь как заключённый.
Первый начальник лагеря Ногтев получил 15 лет, вышел по амнистии, не успел прописаться в Москве, умер.
Второй начальника лагеря Эйхманс - расстрелян как английский шпион.
Начальник Соловецкой тюрьмы особого назначения Апетер - расстрелян.
В то же время, например, заключённый СЛОНа Нафталий Аронович Френкель, предложивший новаторские идеи развития лагеря и являвшийся одним из «крёстных отцов» ГУЛАГа, продвинулся по служебной лестнице и ушёл на пенсию в 1947 г. с должности начальника главного управления лагерей железнодорожного строительства в звании генерал-лейтенанта НКВД.

    Соловецкий монастырь - Соловецкий монастырь. СОЛОВЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ (Преображенский), мужской, на Большом Соловецком острове в Белом море, основан в 30–х гг. 15 в. Играл значительную роль в хозяйственном освоении Поморья. В 60 70–х гг. 17 в. один из центров раскола. С 16 … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Мужской, на Соловецком о. в Белом м. Основан в 30 х гг. 15 в. Играл значительную роль в хозяйственном освоении Поморья. В 60 70 е гг. 17 в. один из центров раскола. В 16 нач. 20 вв. место ссылки. После Октябрьской революции упразднен. В 1923 39… … Большой Энциклопедический словарь

    СОЛОВЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ, мужской, на Соловецком озере в Белом море. Основан в 30 х гг. 15 в. Крупный религиозный и культурный центр; играл значительную роль в хозяйственном освоении Поморья. В 60 70 х гг. 17 в. один из центров раскола. В 16 начале… … Русская история

    Монастырь Соловецкий монастырь … Википедия

    Мужской, на Соловецком острове в Белом море. Основан в 30 х гг. XV в. Крупный религиозный и культурный центр. Играл значительную роль в хозяйственном освоении Поморья. В 60 70 х гг. XVII в. один из центров раскола. В XVI начале XX вв. место… … Энциклопедический словарь

    Памятник Соловецкий камень … Википедия

    Посёлок сельского типа Соловецкий Страна РоссияРоссия … Википедия

    Соловецкий: Населённые пункты Соловецкий посёлок в Архангельской области на острове Соловецкий, администратиный центр муниципального образования «Соловецкое»; Соловецкий посёлок Орловском районе Орловской области; Другое… … Википедия

    Соловецкий монастырь - (Спасо Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь) Соловецкий архипелаг состоит из шести крупных (Большой Соловецкий остров, остров Анзер, острова Большая и Малая Муксалма, Большой и Малый Заяцкие острова) и нескольких… … Православие. Словарь-справочник

    Вишерский целлюлозно бумажный комбинат в наши дни Вишерский исправительно трудовой лагерь, Вишерский ИТЛ, Вишлаг, Вишерлаг исправительно трудовой лагерь, организованный в 1928 1929 гг. на базе Вишерского отделения Соловецкого ИТЛ ОГПУ… … Википедия

Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН) , один из первых в мире концентрационных лагерей

Реорганизация и закрытие лагеря

Быт соловецких заключенных ярко описан в романе Захара Прилепина "Обитель".

Узники Соловецкого лагеря

В нижеследующем списке мы пытаемся собрать имена соловецких заключенных, отбывавших наказание по церковным делам. Этот список не претендует на полноту, он будет пополняться постепенно, по мере поступления материала. Даты в скобках - прибытие в лагерь (если не указано иное) и убытие (или кончина). Список упорядочен по последней дате.

  • Феодор Поликарпов (1920 - 1921), освобождён
  • Григорий (Козырев) , еп. Петропавловский (март - октябрь 1924), освобожден досрочно
  • Софроний (Арефьев) , обновл. еп. (1923 - 1924), освобожден
  • Александр (Толстопятов) , иером. (26 сентября 1924 - 18 июня 1925), досрочно освобожден, отправлен в ссылку
  • мц. Анна Лыкошина (октябрь 1924 - 11 октября 1925), умерла в лагере
  • Арсений (Смоленец) , еп. Ростовский (1923 - 1925), освобожден
  • Киприан (Комаровский) , еп. (1923 - 1925), сослан во Владивосток
  • сщмч. Константин Богословский , прот. (30 марта 1923 - 1925), освобожден
  • Владимир Волагурин , свящ. (30 марта 1923 - не ранее 1925), дальнейшая судьба неизвестна
  • Гавриил (Абалымов) , еп. (16 мая 1923 - май 1926), освобожден
  • Митрофан (Гринёв) , еп. Аксайский (июнь 1923 - июнь 1926), выслан в Алатырь
  • сщмч. Захария (Лобов) , еп. Аксайский (26 сентября 1924 - 3 сентября 1926), отправлен в ссылку в Краснококшайск (Йошкар-Ола)
  • Николай Либин , прот. (26 сентября 1924 - сентябрь 1926), освобожден
  • Питирим (Крылов) , игум. (14 декабря 1923 - 19 ноября 1926), переведен на спецпоселение
  • Павел Диев , прот. (22 февраля 1924 - 3 декабря 1926), сослан в Усть-Сысольск (Сыктывкар, Коми)
  • сщмч. Иоанн Павловский , свящ. (21 мая 1921 - 1926 )
  • сщмч. Арсений Троицкий , прот. (16 мая 1923 - 1926), освобожден
  • сщмч. Игнатий (Садковский) , еп. Белевский (14 сентября 1923 - 1926), освобожден
  • Петр (Соколов) , еп. Вольский (1923 - 1926), освобождён
  • Серафим (Шамшев) , иером. (1923 - 1926), сослан на Урал
  • Сергий Городцов , прот. (1924 - 1926), отправлен в ссылку
  • мч. Стефан Наливайко (26 октября 1923 - 1926), выслан в Казахстан
  • Никон (Пурлевский) , еп. Белгородский (27 мая 1925 - 27 июля 1927), освобождён и сослан в Сибирь
  • сщмч. Александр Сахаров , прот. (22 октября 1924 - 7 августа 1927), умер в лагере
  • Мануил (Лемешевский) , еп. Лужский (3 февраля 1924 - 16 сентября 1927), освобожден
  • Василий (Беляев) , еп. Спас-Клепиковский (1926 - 1927), освобожден
  • сщмч. Евгений (Зернов) , архиеп. (1924 - 1927), отправлен в ссылку
  • мч. Иоанн Попов , проф. МДА (1925 - 1927), отправлен в ссылку
  • сщмч. Иоанн Стеблин-Каменский , прот. (26 сентября 1924 - 1927), освобожден
  • Серафим (Мещеряков) , митр. Ставропольский (25 сентября 1925 - 1927), освобождён
  • сщмч. Сергий Знаменский , прот. (1926 - 1927), освобожден
  • Софроний (Старков) , еп. (1923 - 1927), сослан в Сибирь
  • Тарасий (Ливанов) (1924 - 1927/28), освобожден
  • прмч. Анатолий (Серафим) Тьевар (19 июня 1925 - январь 1928)
  • прмч. Иннокентий (Беда) , архим. (17 декабря 1926 - 6 января 1928), умер в лагере
  • сщмч. Амфилохий (Скворцов) , еп. Красноярский (1926 - апрель 1928), освобожден
  • Глеб (Покровский) , архиеп. Пермский (26 марта 1926 - 24 августа 1928), освобожден с ограничениями в выборе места проживания
  • сщмч. Василий (Зеленцов) , еп. Прилукский (24 сентября 1926 - 22 октября 1928), досрочно освобожден с высылкой в Сибирь
  • Амвросий (Полянский) , еп. Каменец-Подольский (21 мая 1926 - 30 ноября 1928), отправлен в ссылку
  • сщмч. Прокопий (Титов) , еп. Херсонский (26 мая 1926 - декабрь 1928), выслан на Урал
  • сщмч. Иувеналий (Масловский) , архиеп. Курский (1924 - 1928), освобожден
  • Василий Гундяев (1923 - не позднее 1928), освобожден
  • сщмч. Иннокентий (Тихонов) , еп. Ладожский (1925 - ок. 1928), выслан в Вологду
  • сщмч. Петр (Зверев) , архиеп. Воронежский (весна 1927 - 7 февраля 1929), умер в лагерной больнице
  • Корнилий (Соболев) , архиеп Свердловский (май 1927 - ?), затем отправлен в ссылку
  • Феодосий (Алмазов) , архим. (17 июля 1927 - 6 июля 1929), освобождён и выслан в Нарымский край
  • сщмч. Иларион (Троицкий) , архиеп. Верейский (январь 1924 - 14 октября 1929), выслан в Казахстан
  • Борис (Шипулин) , архиеп. Тульский (9 марта 1928 - 24 октября 1929), досрочно освобожден с высылкой в Вологодскую губ.
  • сщмч. Антоний (Панкеев) , еп. Мариупольский (1926 - 1929), отправлен в ссылку
  • исп. Петр Чельцов , прот. (19 июня 1927 - 1929), освобожден
  • сщмч. Иоасаф (Жевахов) , еп. Дмитриевский (16 сентября 1926 - конец 1929), выслан в Нарымский край
  • Владимир Хлынов , прот. (1920-е), освобожден
  • сщмч. Николай Восторгов , свящ. (декабрь 1929 - 1 февраля 1930), умер в лагере
  • сщмч. Василий Измайлов , прот. (26 августа 1927 - 22 февраля 1930), умер в лагере
  • сщмч. Алексий (Буй) , еп. Козловский (17 мая 1929 - февраль 1930), этапирован в Воронеж
  • сщмч. Иоанн Стеблин-Каменский , прот., 2-й раз (16 августа 1929 - 23 апреля 1930), арестован в лагере, этапирован в Воронеж и расстрелян
  • присп. Агапит (Таубе) , мон. (март 1928 - 23 мая 1930), выслан в Северный край на три года
  • присп. Никон (Беляев) , иером. (март 1928 - 23 мая 1930), выслан в Северный край на три года
  • сщмч. Серафим (Самойлович) , архиеп. Угличский (1929 - осень 1930), переведен в Белбалтлаг
  • мч. Лео­нид Саль­ков (1927 - 1930), выслан в Междуреченский район Вологодской обл.
  • мч. Владимир Правдолюбов (8 августа 1929 - ок. 1930), отправлен в ссылку в Вельск
  • Сергий Конев , прот. (5 декабря 1927 - ок. 1930), освобожден
  • сщмч. Николай Симо , прот. (16 марта 1931), арестован в лагере сразу после прибытия и этапирован в Ленинград
  • сщмч. Владимир Введенский , свящ. (30 марта 1930 - 3 апреля 1931 года), умер в стационаре Голгофо-Распятского скита
  • сщмч. Герман (Ряшенцев) , еп. Вязниковский (январь 1930 - 10 апреля 1931), дальнейший срок заключения был заменён ссылкой
  • сщмч. Виктор (Островидов) , еп. Глазовский (июль 1928 - 10 апреля 1931), сослан в Северный край
  • Авенир Обновленский , (8 октября 1929 - май 1931), выслан в Усть-Цильму
  • сщмч. Сергий Голощапов (20 ноября 1929 - лето 1931), отправлен в ссылку
  • исп.

С ростом в СССР числа политических тюрем у большевицкого правительства появился замысел создать крупный Лагерь Особого Назначения не вблизи густонаселённых районов, а в малодоступном отдалении от всей страны. В 1920-е гг. система разбросанного по всему государству и поставленного на тесную службу социалистическому строительству ГУЛАГа ещё мало кем планировалась. Коммунисты тогда сочли полезным сконцентрировать самых «опасных» противников своего режима в одном оторванном почти до полной недосягаемости месте, откуда было бы нелегко бежать. Этим местом были выбраны Соловецкие острова.

Соловецкий монастырь. Фото 1915 года

Утверждение, что тюрьма на Соловках ещё в царское время была пыточной – выдумка коммунистических писак. Но вообще до революции тюрьма здесь была – для отдельных немногочисленных заключённых, которых за три-четыре века можно пересчитать чуть ли не по пальцам (знаменитый деятель Смутного времени Авраамий Палицын , здесь к умерший, последний запорожский кошевой Калнишевский, дядя Пушкина П. Ганнибал, сидевший за сочувствие к декабристам). В годы никонианских реформ островной монастырь прославился продолжавшимся восемь лет (1668-1676) Соловецким восстанием за старую веру.

В первое время после революции 1917 Соловецкий монастырь был объявлен совхозом. Монахам «велели меньше молиться, а больше трудиться на пользу рабочих и крестьян» (ловимая ими в Белом море селёдка шла на кремлёвский стол). Но обилие ценностей сосредоточенных в монастыре смущало кое-кого из прибывших руководителей и комиссаров. И тогда в некотором противоречии с уголовным кодексом, но в верном соответствии с общим духом экспроприации «нетрудового имущества» монастырь был подожжён (25 мая 1923). При этом сгорели все книги учёта, и нельзя было определить, как много и что именно пропало. Большевики обвинили в подлоге «чёрную монастырскую свору». Решено было выбросить её на материк, а на Соловецких островах сосредоточить Северный Лагерь Особого Назначения. Здесь оставили только монастырскую артель рыболовов, специалистов по скоту и по квашению капусты.

В июне 1923 чекисты приехали на Соловки создавать «образцово-строгий лагерь, гордость рабоче-крестьянской Республики». Северные Лагеря особого назначения были вообще-то основаны уже в 1921 – в Пертоминске, Холмогорах и близ самого Архангельска. Но эти места были, видимо, признаны трудными для охраны, неперспективными для сгущения больших масс заключённых. И взоры начальства, естественно, были переведены по соседству на Соловецкие острова – с уже налаженным хозяйством, с каменными постройками, в 20-40 километров от материка, достаточно близко для тюремщиков, достаточно удалённо для беглецов и полгода без связи с материком – крепче орешек, чем прежний царский каторжный Сахалин. Первым начальником Соловецкого лагеря стал известный чекист Эйхманс.

Установленные в Соловецком лагере порядки были очень жестокими. Одежды там не выдавали: схватили в летнем платье – так и ходи заполярную зиму. Люди возили вместо лошадей телеги и сани. Как и в ГУЛАГе потом, по утрам ротные дрынами выгоняли своих рабочих на работы. В карцере Секирке провинившихся соловецких узников заставляли сидеть весь день на жердях толщиной в руку, укреплённых так, что ноги не доставали до земли (свалившихся охранники избивали). Особо виновных сталкивали привязанными к бревну вниз по деснице в 365 крутых ступеней, а летом ставили голыми под тучи северных комаров. Практиковались в Соловецком лагере и публичные расстрелы за мелкие нарушения режима (например, за посещение без разрешения начальства церкви, сохранённой для оставшихся монашеских артелей). И всё же «соловецкая» эпоха лагерной жизни сильно отличалась от последующей, сталинской. Соловков от страны не скрывали, ими даже открыто гордились, прожужжали ими все уши, постоянно поминали в эстрадных куплетах. Издаваемый здесь журнал «СЛОН» («Соловецкий лагерь особого назначения») большим тиражом распространялся по всей стране.

Власть Соловецкая - Свидетельства и документы

Лагерь быстро рос. Уже за первые полгода сюда было прислано больше 2000 заключённых, а к 1928 их стало уже тысяч около шестидесяти (с 1926 кроме политических на Соловки стали присылаться и матёрые уголовники). Кроме основной тюрьмы – местного Кремля – появились и «командировки» на других островах Соловецкого архипелага. Сроки пока были коротки – редко 10 и 5 лет, в основном – 3 года. В лагере сидело много старой интеллигенции; философы, историки, литературоведы, финансисты, юристы; среди них распространено было утончённо-интеллектуальное обращение друг с другом. Несмотря на краткость сроков, на свободу вышли немногие: когда сроки кончались, уже стали открываться лагеря сталинского ГУЛАГа – и соловецких узников осуждали повторно.

Для внутреннего управления Соловецкого лагеря была характерна борьба между чекистской «информационно-следственной частью» (ИСЧ, сексоты) и «административной частью», которая ведала текущей охраной и была набрана в основном из бывших белогвардейцев. Белогвардейцы отлавливали стукачей, отправляли их на обычные этапы, в 1927 ворвались в ИСЧ, взломали несгораемый шкаф, изъяли оттуда и огласили полные списки стукачей. Но с годами бывших белых офицеров в Адмчасти Соловецкого лагеря становилось всё меньше. В её личном составе росло число уголовников, и столкновения внутри тюремной администрации прекратились.

За первые год-два существования лагеря чекисты полностью разрушили некогда цветущее монастырское хозяйство (монахи выращивали здесь сортные овощи – даже бахчи, ловили лучшую рыбу – и разводили её, держали оранжереи, имели собственные мельницы, лесопильни, литейку, кузницу, переплётную и гончарную мастерские, даже свою электростанцию, сами изготовляли сложный фасонный кирпич и морские суденышки). Заключённых Соловецкого лагеря стало нечем кормить: мёртвых прятали под нары, чтобы получить за них лишнюю пайку. Вспыхивали эпидемии тифа, оспы (от тифа в соседней материковой Кеми вымерло 60% зэков), широко распространилась цинга.

Система трудработ – главная задача последующего сталинского ГУЛАГа – в Соловецком лагере особого назначения была ещё слабо развитой. Узники здесь в основном выполняли задания по собственному содержанию и (в наказание) разные бессмысленные распоряжения вроде переливания воды из проруби в прорубь или перетаскивания брёвен с одного места на другое и назад. По государственной статистике до 1929 в РСФСР принудтрудом – без обслуживания лагерей – было охвачено лишь 35-40% заключённых – да иначе и не могло быть при безработице в стране.

Но с первой пятилетки положение кардинально, изменилось. Лагеря начали ставить на службу индустриализации . Если в 1926 СЛОН заготовлял леса – не для себя, а по «внешним» заказам – на 63 тыс. руб., то в 1929 – на 2355 тыс. руб., а в 1930 – ещё втрое. В 1926 было выполнено дорожного строительства по Карело-Мурманскому краю на 105 тыс. руб., в 1930 – на 6000 тыс. руб. Материковый город Кемь ранее служил для Соловецкого лагеря пересылкой, через него зэки попадали на архипелаг. Но теперь через него же лагерь СЛОН стал распространяться на материк. На запад от Кеми по болотам вывезенные с Соловков заключённые стали прокладывать грунтовый Кемь-Ухтинский тракт, считавшийся когда-то почти неосуществимым. Затем повели Парандовский тракт от Медвежьегорска. С большими трудностями провели на Кольском полуострове грунтовую дорогу в 27 км. до Апатитов, устилая болота брёвнами и песчаными насыпями, выравнивая капризные рельефы осыпающихся склонов каменистых гор. Затем СЛОН построил там и железную дорогу – 11 километров за один зимний месяц. (Задание казалось невыполнимым – 300 тыс. кубов земляных работ! зимой! за Полярным Кругом, когда земля хуже всякого гранита!).

В Соловецкий лагерь с Кемского пересыльного пункта

Так распался прежний замысел замкнутого на островах лагеря Особого Назначения. Он отошёл в прошлое вследствие «интересов коммунистическое строительства». Лагеря стали распространяться на территорию страны – и в соответствии с новыми условиями была поставлена задача «повести борьбу, с якшанием вольных с заключенными, укрывательством беглецов, покупкой краденых и казённых вещей от заключённых, всевозможными злостными слухами, распространяемыми про СЛОН классовыми врагами». Надо было изолировать узников от гражданского населения. После нескольких удачных морских побегов из Соловецкого лагеря в Европе бежавшими стали распространяться правдивые известия о порядках в советских лагерях. ВЦИК послал на север проверочную комиссию «совести партии – Арона Сольца», которая проехала по Мурманской железной дороге, ничего особенного так и не управив. Затем на Соловки был отправлен великий пролетарский писатель Максим Горький » (июнь 1929), который вёл себя в лагере необычайно подло (подробности – см. в книге А. И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ »). После его посещения соловецких арестантов подвергли сугубому террору. Один неудавшийся побег раздули в огромный белогвардейский заговор – белые будто бы собирались захватить пароход и уплыть – и расстреляли в ночь на 15 октября 1929 года 300 человек (потом ещё дополнительные партии, привозившиеся с материка).

Горький на Соловках в окружении чекистов (слева от Горького - известный Глеб Бокий). 1929

С конца 1920-х годов на Соловки широким потоком полились проститутки, бытовики, шпана. Социальный состав арестантов лагеря быстро менялся. С расширением масштабов принудработ власти, как везде в эти годы, стали поощрять «социалистическое соревнование заключённых». Осенью 1930 был создан соловецкий штаб соревнования и ударничества. В роли ударников выступили в основном блатные, отнимавшие выработки у прочих лагерников и утверждавшие что они выполнили несколько норм. В официальной советской литературе без малейшей иронии повествовалось, как отъявленные рецидивисты, убийцы и налётчики вдруг «выступили в роли бережливых хозяйственников, умелых техноруков, способных культработников». Воры и бандиты создали в Соловецком лагере «коммуну», провозгласили о своей перековке и перевоспитании, а власти переселили «коммунаров» в отдельные общежития, стали их лучше кормить и одевать по сравнению с другими заключёнными. Процент выполнения норм у членов «коммуны» необъяснимо вырос вдвое. Конференция «соловецких ударных бригад» постановила «широкой волной соцсоревнования ответить на новую клевету капиталистов о принудительном труде в СССР. Однако уже весной 1931 вдруг потребовалась генеральная чистка так рекламируемых «удачных бригад» и «коммун» – все их «трудовые достижения» оказались липой.

С Соловков система лагерей перебросилась и на острова Новая Земля. Там были, скорее всего, самые страшные лагеря особого назначения – ни один зэк отсюда не вернулся, сведений об их истории нет.

По материалам книги А. И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ»

Соловецкие лагерь и тюрьма

В мае 1920 года монастырь был закрыт, и вскоре на Соловках были созданы две организации: лагерь принудительных работ для заключения военнопленных Гражданской войны и лиц, осужденных на принудительные работы, и совхоз «Соловки». На момент закрытия монастыря в нем проживали 571 человек (246 монахов, 154 послушника и 171 трудник). Часть из них покинули острова, но почти половина остались, и они стали работать вольнонаемными в совхозе.

После 1917 года новые власти стали рассматривать богатый Соловецкий монастырь как источник материальных ценностей, многочисленные комиссии беспощадно разоряли его. Одна только Комиссия помощи голодающим в 1922 году вывезла 84 с лишним пуда серебра, почти 10 фунтов золота, 1988 драгоценных камней. При этом варварски обдирались оклады с икон, выковыривались из митр и облачений драгоценные камни. К счастью, благодаря сотрудникам Наркомпроса Н. Н. Померанцеву, П. Д. Барановскому, Б. Н. Моласу, А. В. Лядову, удалось вывезти в центральные музеи многие бесценные памятники из монастырской ризницы.

В конце мая 1923 года на территории монастыря произошел очень сильный пожар, который продолжался три дня и нанес непоправимый ущерб многим древним сооружениям монастыря.

В начале лета 1923 года Соловецкие острова были переданы ОГПУ, и здесь организовали Соловецкий лагерь принудительных работ особого назначения (СЛОН). Лагерю были переданы почти все постройки и угодья монастыря, было принято решение «признать необходимым ликвидацию всех находящихся в Соловецком монастыре церквей, считать возможным использование церковных зданий для жилья, считаясь с остротой жилищного положения на острове».

7 июня 1923 года на Соловки прибыла первая партия заключенных. Вначале все заключенные мужчины содержались на территории монастыря, а женщины - в деревянной Архангельской гостинице, но очень скоро лагерем были заняты все монастырские скиты, пустыни и тони. А уже через два года лагерь «выплеснулся» на материк и к концу 20-х годов занял огромные пространства Кольского полуострова и Карелии, а сами Соловки стали лишь одним из 12 отделений этого лагеря, игравшего заметную роль в системе ГУЛАГ.

За время существования лагерь претерпел несколько реорганизаций. С 1934 года Соловки стали VIII отделением Беломорско-Балтийского канала, а в 1937 году реорганизованы в Соловецкую тюрьму ГУГБ НКВД, которая была закрыта в самом конце 1939 года.

За 16 лет существования на Соловках лагеря и тюрьмы через острова прошли десятки тысяч заключенных, среди которых представители известных дворянских фамилий и интеллигенции, крупные ученые самых разных отраслей знаний, военные, крестьяне, писатели, художники, поэты. . В лагере они были примером истинного христианского милосердия, нестяжательства, доброты и душевного спокойствия. Даже в самых тяжелых условиях священники до конца старались исполнить свой пастырский долг, оказывая духовную и материальную помощь тем, кто находился рядом.

На сегодня нам известны имена более 80 митрополитов, архиепископов и епископов, более 400 иеромонахов и приходских священников - узников Соловков. Многие их них скончались на островах от болезней и голода или были расстреляны в Соловецкой тюрьме, другие погибли позднее. На Юбилейном Соборе 2000 года и позднее, около 60 из них были прославлены для общецерковного почитания в лике святых новомучеников и исповедников Российских. Среди них такие выдающиеся иерархи и деятели Русской Православной Церкви, как священномученики Евгений (Зернов), митрополит Горьковский († 1937), Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский († 1929), Петр (Зверев), архиепископ Воронежский († 1929), Прокопий (Титов), архиепископ Одесский и Херсонский († 1937), Аркадий (Остальский), епископ Бежецкий († 1937), священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский († 1962), мученик Иоанн Попов, профессор Московской духовной академии († 1938) и многие другие.

    Климент (Капалин), митр. Свидетельство веры

    Прошедший ХХ век хранит много интересных имен. История жизни Георгия Михайловича Осоргина, с одной стороны, похожа на миллионы судеб русских дворян, попавших в беспощадные жернова классовой борьбы на заре советской эпохи. С другой стороны, в ее лаконичных фактах раскрывается неизмеримая глубина верности, стойкости и подлинного благородства христианской души.

    Жемалева Ю.П. Справедливость выше репрессий

    Интервью с участницей конференции « » Юлией Петровной Жемалевой, руководителем пресс-службы ООО НПО «Союзнефтегазсервис», членом Российского Дворянского Собрания (г. Москва). В докладе «Судьбы участников Белого Движения на Дону на примере потомственного дворянина Ивана Васильевича Пантелеева» Юлия Петровна рассказала о своём прадеде, отбывавшем наказание в Соловецком лагере в 1927-1931 годах.

    Голубева Н.В. Работа, водимая Духом

    Интервью с участницей конференции «История страны в судьбах узников Соловецких лагерей» Натальей Викторовной Голубевой, автором литературно-музыкальной композиции «”Но всё в себя вмещает человек” (Концлагерь и искусство)», представителя культурно-просветительского фонда «Сретение», г. Северодвинск.

    Мазырин А., свящ., д.и.н. «Слава Богу, есть люди, благодаря которым память о соловецкой трагедии жива»

    Интервью с участником конференции « » кандидатом исторический наук, доктором церковной истории, профессором ПСТГУ иереем Александром Мазыриным.

    Курбатова З. Интервью внучки академика Д. С. Лихачёва телеканалу «Правда Севера»

    Зинаида Курбатова живёт в Москве, работает на федеральном телевизионном канале, занимается любимым делом - одним словом, у неё все хорошо. И, тем не менее, внучку академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва как магнитом тянет в Архангельскую область.

    Тольц В.С. В каждом человеке видеть лучшее

    Летом на Соловках состоялась традиционная международная научно-практическая конференция «История страны в судьбах узников Соловецких лагерей». В этом году она была посвящена отмечаемому 28 ноября 110-летию со дня рождения одного из наиболее известных узников Соловецкого лагеря особого назначения Дмитрия Сергеевича Лихачева. Предлагаем интервью с внучкой академика Верой Сергеевной Тольц, славистом, профессором Манчестерского университета.

    Сухановская Т. На Соловках создают музей Дмитрия Лихачева

    Русский Север вновь возвращает России имя мировой величины. В одном из прошлых номеров «РГ» рассказывала о губернаторском проекте, в рамках которого в маленькой архангельской деревне был открыт первый музей нобелевского лауреата Иосифа Бродского. Не так давно принято решение создать на Соловках музей Дмитрия Лихачева: патриарх русской словесности был узником Соловецкого лагеря особого назначения с 1928 по 1932 год. Экспозиция о Лихачеве должна стать частью Соловецкого музея-заповедника. Идею поддержал министр культуры России Владимир Мединский.

    Михайлова В. Жизненные правила протоиерея Анатолия Правдолюбова

    16 февраля 2016 года исполняется 35 лет со дня кончины замечательного рязанца - протоиерея Анатолия Сергеевича Правдолюбова - духовного композитора, талантливого писателя, опытного духовника и проповедника, узника СЛОНа.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения