Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Стоит памятник на чистых прудах. Чистопрудный бульвар

Бульвар в Басманном районе Центрального административного округа города Москвы. Проходит от площади Мясницкие Ворота до площади Покровские Ворота, нумерация ведётся от Мясницких ворот. На бульваре расположены Чистые пруды (фактически, пруд - один). На бульвар выходят: с внутренней стороны Архангельский переулок, с внешней Большой Харитоньевский переулок и улица Макаренко.

Гранитный барьер со светильниками и каменными скамьями оформляет вход на зеленую полосу бульвара. За ним - памятник А. С. Грибоедову, установленный в 1959 году (скульптор А. А. Мануйлов, архитектор А. А. Заварзин).

Чистопрудный бульвар был устроен в 1820-х годах, когда на восстановление Москвы после грандиозного пожара 1812 года были выделены немалые средства.

Это самый большой по площади из бульваров кольца и второй после Тверского по протяженности (822 метра). Помимо широкой главной аллеи есть еще тихая боковая, отделенная газоном, который усажен группами деревьев и кустов. Обе аллеи выходят на большую площадку около пруда. В январе 1966 года здесь открылось двухэтажное стеклянное кафе. В 1982 году его перестроили в первый раз. Современный комплекс «Белый лебедь» был сооружен в 2000-е. В 2006-м рядом установлен памятник Абаю Кунанбаеву и сооружен фонтан.

Чистые пруды образовались благодаря запруде протекавшей вдоль стены Белого города реки Рачки. Вплоть до конца XVII века в Рачку и пруд местные мясники сваливали отбросы от забитого скота, вода распространяла зловоние, отчего первоначально пруды назывались Погаными (существуют и другие версии происхождения этого названия, но самой распространенной считается упомянутая выше).

Любимец Петра I Меншиков, купивший землю, которую сейчас занимает почтамт, очистил пруды и строжайше запретил загрязнять их; с тех пор они именуются Чистыми.

Исстари пруды были излюбленным местом катания на лодках, а зимой - на коньках. Автор путеводителя по Москве 1831 года приглашает читателя посетить бульвар, дабы «полюбоваться здесь катанием на коньках на манер английский или петербургский».

В 1960 году берега пруда были укреплены камнем, а в 1966 году - бетоном.

Пруд, обсаженный липами, обнимают две узкие аллеи, сходящиеся в конце бульвара.

Чистопрудный бульвар неоднократно упоминается в русской литературе, как дореволюционной - у Писемского, Лескова, Боборыкина, - так и советской. О бульваре периода НЭПа можно прочитать в рассказе В. Катаева «Ножи», по которому была написана в свое время оперетта. Бульвару 1920-1930-х годов посвящена книга жившего в этом районе Ю. Нагибина - «Чистые пруды», по которой был снят кинофильм. О бульваре написано немало стихотворений современных поэтов.

У Покровских Ворот бульвар замыкается хорошо сохранившимся зданием бывшей гостиницы, построенной в начале XIX века по проекту, предположительно, В. П. Стасова, хотя его авторство документально не установлено.

Застройка обеих сторон бульвара в начале его существования была по преимуществу дворянской. Автор путеводителя 1831 года источает восторги: «По обе стороны возвышаются такие домы, которые бы показались предкам нашим за нечто необыкновенное: необразованный ум их не мог бы никогда представить себе таких соразмерных каменных палат». Архивные данные, однако, не подтверждают наличие здесь ни особо больших, даже по тому времени, ни ценных в архитектурном отношении строений; «соразмерность» же зданий для архитектуры эпохи классицизма была условием обязательным. Во всяком случае, по своей застройке Чистопрудный бульвар не мог сравниться ни с Тверским, ни с Никитским.

Во второй половине XIX века барские особняки перешли в руки среднего купечества, чиновничества и мещанства. Тогда же здесь появилось несколько многоэтажных доходных домов. Советский период так же внес свои коррективы в архитектурный облик бульвара: здесь можно увидеть сооружения периода советского авангарда и зарождающегося «большого сталинского стиля».

Александр Сергеевич Грибоедов известен на весь мир как гениальный литератор. Его самая знаменитая пьеса сегодня включена в обязательную программу всех общеобразовательных школ России. Во многих крупных городах установлены монументы Александру Сергеевичу. И все же наиболее знаменит и выразителен памятник Грибоедову на «Чистых прудах» в Москве.

История создания памятника

Александр Сергеевич Грибоедов трагически погиб в возрасте 34 лет. В воспоминаниях современников он - человек высокообразованный и эрудированный, приятный в общении и невероятно талантливый. Все мы знаем Александра Сергеевича как выдающегося писателя. Но на самом деле литература для Грибоедова всегда была лишь хобби, а основным занятием являлась работа на госслужбе. Этот удивительный человек был убит религиозными фанатиками по нелепой случайности, во время разгрома российского посольства в Персии. Памятник Грибоедову на «Чистых прудах» в Москве был воздвигнут и торжественно открыт в 1959 году, к 130-й годовщине гибели выдающегося деятеля. Авторы скульптуры: А. А. Завардин и А. А. Мануйлов. Место для монумента выбрано неслучайно. Некоторое время Александр Сергеевич проживал в доме неподалеку от места установки данной достопримечательности. Интересный факт: даже не все коренные жители столицы знают, что когда-то вместо скульптуры А. С. Грибоедова на Чистопрудном бульваре стояла статуя М. Бакунина. Однако первоначальный монумент просуществовал совсем недолго и вскоре был замен новым памятником.

Описание монумента А. С. Грибоедову на «Чистых прудах»

Если вы выйдете на Чистопрудный бульвар из метро «Чистые пруды», памятник Грибоедову не заметить будет просто невозможно. литератора установлена на высоком постаменте-колоне. Фигура Александра Сергеевича выполнена в полный рост, он одет по моде начала XIX века. На литераторе классический костюм и стильный плащ. Выражение лица писателя задумчивое и достаточно серьезное. Внимания заслуживает и постамент, на котором стоит памятник Грибоедову на «Чистых прудах». Его нижняя часть стилизована под сцену, на которой стоят фигуры главных действующих лиц пьесы «Горе от ума». Сегодня вокруг памятника разбита благоустроенная зона отдыха с цветочными клумбами и скамейками. С наступлением темноты здесь включается вечернее освещение.

Памятник Грибоедову на «Чистых прудах»: как добраться на общественном транспорте?

Благодаря своей высоте этот монумент замечательно виден с большого расстояния. Своим ходом до памятника проще всего доехать на метро. Очень часто в современных путеводителях данную достопримечательность можно найти обозначенную как: «Чистые пруды», памятник Грибоедову». Выход из метро ближайший к монументу находится на Чистопрудном бульваре. Точный адрес достопримечательности: Чистопрудный бульвар, 6.

Отзывы туристов и жителей Москвы о достопримечательности

На величественную скульптуру А. С. Грибоедова на Чистопрудном бульваре приезжают посмотреть многие гости столицы. Памятник притягивает всех ценителей творчества писателя, интересен он и с художественной точки зрения. Москвичи часто используют его как ориентир и назначают встречи «у Грибоедова». Особой популярностью пользуется у влюбленных. Сложно точно сказать, откуда взялась традиция назначать в этом свидания. Вероятно, причиной тому сама атмосфера района Чистых прудов, располагающая к прогулкам и беседам. Сам образ Александра Сергеевича сложно назвать романтическим. В браке со своей женой Ниной Грибоедовой-Чавчавадзе он прожил счастливо совсем недолго. При этом вдова выдающегося деятеля была известна тем, что носила траур по трагически погибшему мужу всю жизнь и так и не встретила нового спутника жизни. Туристы из других городов и стран, посетившие памятник Грибоедову на «Чистых прудах», отмечают красоту и оригинальность исполнения данной скульптуры. Отдельного внимания заслуживает сам постамент, украшенный изображениями героев гениального произведения писателя. Увидеть собственными глазами данный памятник обязательно стоит. Что особенно приятно, благодаря расположению монумента его посещение легко сочетать с экскурсиями к другим достопримечательностям или развлекательной прогулкой по Москве.

Одно из самых интересных в декоре фасада зданий в Москве - бывший доходный дом при храме Троицы на Грязех или, как его окрестили в простонародье, дом со зверями - находится на Чистопрудном бульваре.

Выполненное в стиле модерн здание начала 20-го века приобрело свою известность благодаря уникальным терракотовым барельефам фантастических животных, украшающих плоскости стен третьего и четвёртого этажей. На фасаде можно разглядеть сов и уток, грифонов, драконов, львов, химер, необычные растения и цветы, а к некоторым существам сложно даже подобрать название. Барельефы были выполнены художественной артелью "Мурава" по эскизам московского художника Сергея Вашкова, ученика Васнецова и одного из признанных мастеров московского модерна. Они появились не случайно - Вашков, будучи специалистом в области религиозного искусства, был восхищён средневековыми барельефами на стенах Дмитриевского собора города Владимира: его фасад украшают около 600 барельефов, изображающих святых, а также реальных и мифических животных. Они-то и стали прототипом мифических существ, заселивших фасад доходного дома - художник их не скопировал, но переосмыслил и "адаптировал" под архитектуру начала 20 века: существа стали заметно крупнее, а их прорисовка стала более гротескной и ироничной, что было характерно для модерна того времени.

Интересно, что после окончания строительства дома Сергей Вашков и сам в нём поселился.

Дом построили в 1908-1909 годах по проекту архитектора Льва Кравецкого и инженера-строителя Петра Микини. Деньги на строительство здания дала церковь - его возводили как доходный дом при храме Троицы Живоначальной на Грязех у Покровских ворот, и планировалось, что часть квартир выделят под проживание нуждающимся прихожанам, а остальные будут сдавать в наём для получения прибыли. Изначально возведённый по оригинальному проекту дом был 4-этажным, но после Великой Отечественной войны, в 1945 году, он был перестроен по проекту архитектора Б.Л. Топаза и приобрёл высоту в 6-7 этажей. Верхний ряд барельефов при этом был уничтожен, но в целом мифический бестиарий хорошо сохранился. Последние изменения в облике дома произошли в 2000-х годах: именно тогда он приобрёл теперешний бледный голубовато-зелёный цвет, а барельефы побелели.

На сегодняшний день здание имеет статус объекта культурного наследия регионального значения.

Кстати, увидеть, как дом со зверями выглядел до реконструкции, можно в замечательном советском фильме "Подкидыш" (1939) - похождения потерявшейся в Москве девочки Наташи начались как раз с выхода из его подъезда.

Ну а посмотреть, как здание выглядит сейчас, можно и в живую: достаточно приехать на Чистые пруды - Чистопрудный бульвар, дом 14.

Мы продолжаем наш цикл прогулок по Бульварному кольцу. Сегодня мы пройдем по Чистопрудному, Покровскому и Яузскому бульварам, ознакомимся с их достопримечательностями и историей.

Мы увидим памятник А.С. Грибоедову, Церковь Архангела Гавриила, памятник Абаю Кунанбаеву и многое другое, посетим Чистый пруд, окруженный живописным парком, и узнаем, почему по Бульварному кольцу и по сей день курсирует трамвай, обозначенный не номером, а литерой "А".

Выходим на станции «Чистые пруды» .

Если в метро четко следовать указателям «К Чистопрудному бульвару», то мы окажемся на площади Мясницкие ворота , от которой и начинается .

Чистопрудный бульвар начинается памятником А.С. Грибоедову , выдающемуся российскому дипломату и драматургу, автору бессмертной пьесы «Горе от ума».

Пьедестал памятника украшают барельефы, изображающие Чацкого, Фамусова, Молчанова и других героев пьесы.

За памятником нам открывается вид на Чистопрудный бульвар.

Но здесь стоит оговориться: поскольку нам интересны не только достопримечательности самого бульвара, но и его окрестностей, а пешеходная часть бульвара отгорожена от проезжей части чугунной оградой, то двигаться мы будем как по пешеходной части, так и по правому и левому тротуарам, в нужных местах переходя дорогу.

Начнем с четной стороны. Двухэтажное бежевое здание с остроугольными башенками (дом №4) - памятник архитектуры XIX века.

Над его крышей виден купол православной церкви. Чтобы осмотреть ее, после дома №4 свернем в Архангельский переулок . Храм, который открывается нашим глазам, церковь Архангела Гавриила , памятник архитектуры начала XVIII века.

Эта церковь является единственной в Москве, выполненной в виде башни. В XVIII веке она носила неофициальное название «Меншикова башня» (так как была построена по приказу князя Меншикова).Сохранилась даже табличка на фасаде здания, на которой название Храма так и указано: «Церковь Архангела Гавриила. Меншикова башня».

Сейчас башня имеет четыре этажа. Изначально же она была пятиэтажной, а над пятым этажом возвышался шпиль с часами и фигурой Архангела Гавриила. На тот момент Меньшикова башня являлась самой высокой церковью в Москве, она была на 3 метра выше Колокольни Иоанна Лествичника (Иван Великий) в Московском Кремле .

Но в 1723 году в шпиль башни ударила молния, деревянный пятый этаж сгорел, шпиль обрушился. В народе сразу же поползли слухи о том, что это небесная кара князю, за то, что он якобы поставил себя выше царя.

Но Светлейшему было уже не до этого. На тот момент он уже являлся губернатором Санкт-Петербурга и все его московские проекты его мало заботили. Восстанавливать полусгоревшую церковь взялся живший по соседству Г.З. Измайлов, член масонской ложи. Некоторое время церковь использовалась для встреч масонов, на фасадах даже появились новые барельефы с масонскими символами (стерты по велению митрополита Филарета в 1860 году).

Рядом с башней в начале XIX века была построена . Такое близкое соседство двух самостоятельных храмов объяснялось тем, что высокую Меншиковскую башню в зимнее время было очень сложно протопить, и на молебнах приходилось очень тяжело как прихожанам, так и священнослужителям. А Церковь Федора Стратилата сделали очень теплой, таким образом, она стала выполнять роль зимнего прихода, а Церковь Архангела Гавриила - летнего.

Надо сказать, что и с архитектурной точки зрения сочетание этих двух церковных строений смотрится достаточно гармонично. Не каждый прохожий догадается, что это два разных храма.

Примечательный факт: в архитектуре православных храмов, как правило, колокольня является самой высокой постройкой. В этом же случае получилось наоборот: роль звонницы выполняет Церковь Федора Стратилата. На Меншиковой башне колоколов нет (они были до описанного выше пожара, но при реконструкции колокольню было решено не восстанавливать).

Возвращаемся на бульвар.Следующее, заслуживающее внимания здание, дом №10 - Усадьба Кашкина-Дурасовой , памятник архитектуры XIX века.

По пешеходному переходу перейдем на другую сторону, чтобы оказаться на пешеходной части бульвара. Переходя через трамвайные пути, следует напомнить, что в районе Чистых прудов курсирует довольно примечательный трамвай - трактир на колесах "Аннушка". Заплатив 100 рублей, можно совершить оригинальную трамвайную экскурсию, а заодно и перекусить или выпить. А по пятницам и субботам "Аннушка" отправляется в двухчасовую экскурсию по всей Москве. Начало маршрута - у станции "Чистые пруды".

Само название "Аннушка" пошло от того, что еще совсем недавно в речи москвичей часто можно было услышать "Кольцо А" (Бульварное кольцо) и "Кольцо Б" (Садовое кольцо). По Бульварному кольцу и по сей день курсирует трамвай, обозначенный не номером, а литерой "А". Отсюда и пошло название трамвая-трактира "Аннушка".

На бульваре в летнее время часто проходят различные выставки картин и фоторабот.

Пройдя еще немного, мы видим следующий памятник. Почтенный старец, восседающий в позе мыслителя, это Абай Кунанбаев - выдающийся казахский поэт, основатель казахской письменности. Площадка вокруг памятника выложена белым камнем и обнесена гранитным полукругом, надпись на котором гласит «Вечен творец бессмертного слова».

Здесь стоит сказать пару слов о происхождении пруда и его названия. Там где сейчас проходит Чистопрудный бульвар, с давних пор располагались различные скотобойни и торговые ряды, торгующие мясом (неслучайно и название одной из прилегающих к бульвару улиц - Мясницкая). А в болото, которое находилось на месте нынешнего пруда, сбрасывались все отходы от скотобоен и мясных лавок. Оттого и болото носило название «Поганый пруд».

В начале XVIII века значительный участок в этом районе выкупил князь Меншиков (потому и Меншикова башня была построена именно здесь). Он распорядился перенести скотобойни в другое место, а пруд очистить и облагородить. В противовес старому названию он получил название «Чистый пруд». Название района «Чистые пруды» было обиходным, так как пруд здесь всегда был только один. Но оно настолько прижилось, что до наших дней дошло именно в таком виде - во множественном числе.

Сейчасокрестности Чистого пруда - излюбленное место москвичей для встреч, свиданий и прогулок. На пруду основан один из немногих в городе ресторан на воде «Шатер» , организован прокат катамаранов, а иногда можно прокатиться даже на гондоле.

Напротив пруда, по нечетной стороне бульвара (дом №19), расположено здание театра «Современник» .

Сейчас на первом этаже дома работает Библиотека имени Ф.М. Достоевского.

Дойдя до конца пруда, перейдем на четную сторону бульвара. Дом №14, Доходный дом Церкви Троицы на Грязях , постройки начала XX века, памятник позднего, «национального», модерна. Интересен не только с архитектурной, но и с художественной точки зрения. Фасад первых четырех этажей (три верхних этажа были надстроены значительно позже) украшены фресками с изображениями сказочных зверей работы художника С.И. Вашкова.

Здание в торце бульвара - бывшая гостиница «У Покровских ворот»

На сегодняшний день здание, к сожалению, находится в весьма обветшавшем состоянии.

Обогнув здание бывшей гостиницы, мы оказываемся на площади Покровские ворота . У многих это название ассоциируется с одноименным советским кинофильмом. Дом, в одной из коммуналок которого живут герои фильма, находился где-то здесь. По сюжету в конце фильма этот дом сносится, поэтому какой именно дом имел в виду режиссер Михаил Козаков, неизвестно.

Прежде чем двигаться в сторону Покровского бульвара, свернем налево, на улицу Покровка . Дом №22, трехэтажное здание бирюзового цвета - Усадьба Апраксиных-Трубецких , памятник архитектуры XVIII века.

Памятная доска на фасаде оповещает нас, что усадьбу неоднократно посещал А.С. Пушкин.

Над крышами домов Покровки высятся церковные купола, поэтому мы направляемся туда. В небольшом Барашевском переулке расположилась Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы в Барашах .

Рядом расположилось здание, мало напоминающее православный храм.

До революции здесь находилась Церковь Воскресения Христова в Барашах . В 1930-е годы была разрушена колокольня храма, снесены купола, ликвидирован иконостас.

Сейчас здание бывшей церкви занимает одно из подразделений ГУВД Москвы. РПЦ неоднократно пыталась вернуть Храм прихожанам, полицейское начальство тоже не против освободить здание, но для этого необходимо подыскать подходящее помещение для переезда. К сожалению, сделать это пока не удается.

В небольшом сквере, вымощенном каменными плитами, установлен памятник Н.Г. Чернышевскому , писателю и революционному философу, автору знаменитого романа «Что делать?»

Минуя площадь Покровские ворота, повернем налево и свернем в Хохловский переулок. Здесь мы увидим Церковь Троицы Живоначальной в Хохлах , памятник архитектуры XVII века.

Возвращаемся на Покровский бульвар.На нечетной стороне расположилась крупнейшая постройка бульвара (протяженностью более 100 метров) - Покровские казармы (дом №3).

Казармы были построены в начале XIX века по указу Императора Павла I . Перед казармами, на том месте, где сейчас проходит бульвар, располагался плац. Примечательно, что здание использовалось под казармы вплоть до 1960 года, после революции переименованные в Дзержинские.

Перейдем на четную сторону. Напротив Покровских казарм располагается дом №10 с прилегающим к нему Милютинским садом . В здании находится Детский центр эстетического воспитания, а сад является излюбленным местом отдыха жителей близлежащих окрестностей. Парк оснащен несколькими детскими площадками, спортивной площадкой для игры в баскетбол или футбол, вдоль дорожек сада располагаются скамейки для отдыха и неспешных бесед.

Сад очень ухоженный и уютный. Например, редко в центре Москвы встретишь плодоносящую яблоню.

Погуляв по саду, возвращаемся на бульвар и переходим на нечетную сторону.

Следующее за Милютинским садом здание (дом №12С1), Дом Крестниковой постройки XIX века (перестроен в начале ХХ века), сейчас занимает Прокуратура Центрального Административного Округа.

это здания бывшей усадьбы Крестовниковых постройки XIX века.

Перейдем на другую сторону бульвара и свернем в Малый Трехсвятительский переулок. Здесь находится Церковь Трех Святителей на Кулишах (по ней и получил свое название переулок).

Здесь стоит сказать пару слов о районе Большого и Малого Трехсвятительских переулков, Хитровского переулка и других прилегающих к ним окрестностях. В конце XIX - начале XX века "Хитровка" (так тогда назывался этот район) представляла собой далеко не самый приветливый уголок Москвы. "Хитровка" являлась центром криминального мира столицы. Здесь обитали преступники всех "мастей", от так называемых "деловых" до мелких жуликов, здесь скрывались от полиции беглые каторжники, хватало на "Хитровке" и обычных нищих и бездомных.

Добропорядочные граждане старались обходить "Хитровку" стороной даже днем, а уж оказаться здесь в ночное время, означало гарантированно остаться без кошелька, а то и вовсе лишиться жизни. По описаниям современников, даже полиция старалась появляться на "Хитровке" как можно реже, очень уж рискованными были рейды по этому району.

Наиболее полное описание быта "Хитровки" можно прочесть в книге В.А. Гиляровского "Москва и москвичи". В отличие от большинства жителей города, Гиляровский бывать на "Хитровке" не боялся, его здесь знали и принимали за "своего".

Позднее, маршрутами Гиляровского рискнули пройтись и драматурги К.К. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко с художником В.А. Симовым, когда готовились к постановке спектакля по пьесе Максима Горького "На дне" (сам Горький черпал "натуру" в трущобах Нижнего Новгорода). Постановка имела большой успех, во многом благодаря тому, что ее авторы видели "дно" своими глазами.

"Хитровка" нередко упоминается и в детективах Бориса Акунина.

Сейчас о той опасной и неприятной "Хитровке" напоминает лишь название Хитровского переулка.

Вернемся на бульвар. Дом №11 - Дом Дурасовых , памятник архитектуры XVIII века, считается одним из лучших произведений зрелого классицизма в Москве конца XVIII столетия. Сейчас оно окутано строительной сеткой, ведется капитальная реконструкция.

Перейдем на четную сторону. Дом №16, еще один памятник архитектуры XIX века.

Здание, которым заканчивается бульвар (дом №18/15) - Дом Телешева (или Дом Карзинкиных) известен не только как памятник архитектуры XVIII века, но и как памятник истории.

Изначально дом принадлежал одной из ветвей графов Толстых, затем был куплен купцом Андреем Карзинкиным. В конце XIX века здесь проживала художница Елена Карзинкина со своим супругом писателем Николаем Телешевым. В 1899-1916 гг. здесь собиралась творческая московская интеллигенция, в результате чего возникло литературное объединение, названное «Средами» Телешова.В «Средах» неоднократно принимали участие Максим Горький, Иван Бунин, Фёдор Шаляпин, Сергей Рахманинов и многие другие известные деятели искусства.

Покровский бульвар заканчивается, переходя в Яузский.

Четная сторона Яузского бульвара начинается монументальным зданием в стиле постконструктивизма, характерного для 30-х годов XX века.

Вход в здание украшают две гипсовые фигуры - шахтера и колхозницы .

Мужчина держит в одной руке отбойный молоток, а в другой - книгу,

а женщина изображена с винтовкой и снопом пшеницы.

По всей видимости, это должно символизировать всесторонность советского народа, который умеет все: и работать, и получать образование, и, при необходимости, защищать свою страну с оружием в руках.

Отметим, что с перекрестка, которым начинается Яузский бульвар, открывается довольно живописный вид: вдали мы видим купола Московского Кремля , а за ними высотки .

Движемся по бульвару.

Главной его достопримечательностью с недавних пор является памятник Расулу Гамзатову , выдающему ся советскому поэту. Памятник установлен совсем недавно, летом 2013-го года.

Памятник представляет собой ростовую фигуру поэта, сидящего на стуле, а довершает композицию гранитная стела, на которой изображена стая журавлей и бессмертные строки, принадлежащие перу Гамзатова:

"Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю эту полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей."

являются памятниками архитектуры XIX века.

Дом №13 - Доходный дом Болдыревых, памятник архитектуры в стиле модерн начала ХХ века.

Часть помещений этого здания занимает Центральный Пограничный Музей .

Перейдя на другую сторону бульвара, повернем в Петропавловский переулок. В его начале возвышается Церковь Святых Апостолов Петра и Павла у Яузских ворот , памятник архитектуры начала XVIII века (1700-1702 гг).

Эту церковь стоит не только осмотреть со стороны, но и посетить ее внутренний дворик. Такое уютное обустройство церковного двора редко встретишь в Москве. На площадке, вымощенной гранитной плиткой, установлена ротонда с небольшим фонтаном в виде православного креста, по обе стороны от нее - гипсовые фигуры молящихся женщин.

Слева от ротонды мы видим деревянный крест в память всех погребённых на погосте Петропавловского храма.

улице Солянка .

Выйдя из сквера и перейдя дорогу, поворачиваем налево. С виду неприметное здание дома №14, тем не менее, является памятником архитектуры XVIII века, здесь располагался Институт акушерства, о чем гласит памятная доска на фасаде здания.

Следующее за ним строение куда более монументально. Это классический пример стиля русский ампир XIX века.

До 1917 года здесь располагался московский Опекунский совет . Сейчас его занимает Академия медицинских наук.

Памятная доска на фасаде повествует нам о том, что здесь трудился выдающийся ученый хирург Н.Н. Бурденко.

Пройдя еще немного, мы увидим два гранитных пилона с венчающими их скульптурными композициями. Это Ворота воспитательного дома . Скульптуры на пилонах носят названия "Воспитание" и "Милосердие".

Императорский воспитательный дом занимал целый квартал между Солянкой и Москворецкой набережной. Само здание хорошо просматривается с набережной или с Большого Устьинского моста, а вот ворота, которые сами по себе являются памятником архитектуры, выходят на Солянку.

На противоположной стороне улицы мы видим Церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках . Сейчас она «закована» в строительные леса, но по тем элементам, которые уже отреставрированы, очевидно, что по окончании работ выглядеть она будет очень красиво.

У входа в церковь расположился монумент, напоминающий нам об одной из трагических страниц нашей новейшей истории. Это Памятник в память о жертвах трагедии в Беслане . Фигуры беззащитных детей, разбросанные детские игрушки... каждый проходящий мимо должен понимать, это никогда не должно повториться.

Также стоит обратить внимание на комплекс домов (№1стр.1 и №1стр.2). Монументальные серые здания в конце Солянки, занимают целый квартал. В начале ХХ века они принадлежали Московскому купеческому обществу и использовались как доходные дома (то есть квартиры в них сдавались в аренду). После революции были национализированы и с тех пор являются жилыми домами.

Расположен прямо перед нами, рядом с Церковью на Кулишках.

На этом наша прогулка завершена.

Чистые пруды в Москве… Упоминание о них вызывает положительные эмоции, связанные с какими-то воспоминаниями и светлыми чувствами. Для кого-то это прогулка по Чистопрудному бульвару или название станции метро, для других - это песня Давида Тухманова в исполнении Игоря Талькова. В любом случае, это одно из немногих мест в столице, имеющее неповторимую атмосферу.

Чистые пруды в Москве – история

Раньше в районе Чистопрудного бульвара находилась скотобойня – «Животинный двор», отходы с которого сбрасывали в пруд (здесь он только один), названный Поганым. В Петровские времена князь Александр Данилович Меншиков купил землю в этом районе. Угловое здание у Мясницких ворот с 1699 года стало принадлежать ему. Князь построил в глубине двора церковь, которую прозвали Меншиковой башней, очистил пруды и запретил их загрязнять. С тех пор они именуются Чистыми. Мясная торговля на этом месте была свернута. Когда А. Меншиков был отправлен в ссылку, его дом перешел к князю Куракину, затем к армянину Лазареву. В 1783 году в этом здании открылся Московский почтамт. Пожар 1812 года не пощадил и район Чистопрудного бульвара. При его восстановлении были снесены остатки стены Белого дома, пруд очищен. Были построены два гостиничных здания. Одно из них, у Мясницких ворот, простояло до строительства станции метро Кировская, которая в 1990 году была переименована в станцию Чистые пруды. А гостиница у Покровских ворот сохранилась до наших дней.

Чистые пруды в Москве – достопримечательности

В 1918 году на Чистопрудном бульваре находился памятник идеологу русского анархизма Михаилу Бакунину, выполненный по проекту скульптора М. Ковалева в абстрактно-футуристической манере. Считается, что памятник получился неудачным. По требованию анархистов и рабочих «чучело» убрали. В 1959 году на этом месте был установлен памятник автору поэмы "Горе от ума" А.С. Грибоедову, выполненный скульптором А.А. Мануиловым. В этом районе, на Мясницкой улице жил великий драматург. В 2006 году был сооружен памятник Абаю Кунанбаеву, казахскому поэту и мыслителю. (Работа скульптора М. Айнекова и архитектора В. Романенко). Абай Кунанбаев был не только творцом казахского литературного языка, он открыл для казахов русскую культуру и перевел на казахский язык около 50 произведений великих русских литераторов.

С Чистопрудного бульвара очень хорошо видна церковь Архангела Гавриила -Меншикова башня, находящаяся в Архангельском переулке. Сооружена она была в 1705-1707 гг. зодчим И. Зарудным. Но существует версия, что автором постройки был итальянский мастер Трезини, построивший собор Петропавловской крепости в Петербурге. Над южным входом был изображен архангел Гавриил, над северным - архангел Михаил, над главным западным входом - композиция "Вознесение Христово". Первоначально церковь была значительно выше той, которую мы видим сейчас. Меншиков хотел, чтобы церковь была выше колокольни Ивана Великого. Поэтому над ее каменным верхом был надстроен высокий деревянный шатер, увенчанный крестом. Церковь стала более, чем на три метра выше Ивана Великого. Ее стали называть Меншиковой башней. В 1708 г. на башне установили часы с боем, привезенные из Лондона, исполнявшие в полдень колокольную музыку и повесили 50 колоколов.

Вскоре А. Меншикова назначили на должность губернатора Санкт-Петербурга. Поэтому внутренние работы в храме не были закончены и церковь не была освящена. Только в 1787 году церковь была восстановлена известным московским масоном Гавриилом Измайловым, но теперь без деревянного верха. Установили купол со шпилем. Рядом построили церковь Федора Стратилата - теплый храм "под колоколы". После ремонта в 1838-1840 гг. церковь стала приходской. В 1923 году храм был закрыт. После реставрации в
1947 году в храме разместилось подворье Антиохийского Патриархата. Церковь стала действующей. Иконостас в церковь Архангела Гавриила перенесли из разобранной в 1960-х гг. церкви Петра и Павла в Преображенской слободе.

Чистые пруды в Москве и современность

В последние годы район Чистопрудного бульвара стал местом сбора рокеров и панков, металлистов и различных других неформальных групп. Обычно, местом их встречи является площадка у памятника А. Грибоедову. К сожалению, были случаи, когда сборища нетрезвой публики заканчивались драками. Также в этом районе проводятся политические митинги, празднуются победы в футбольных матчах.

Чистые пруды в Москве – информация для туристов

Кроме осмотра памятников и церкви Архангела Гавриила, гуляя по Чистопрудному бульвару можно увидеть старинные здания, построенные в 18, 19 и в начале 20-го столетий. Это дом купца Гусятникова и жилой дом с палатами П. В. Макулова - М. З. Шамзарова, Доходные дома и другие интересные исторические строения.

В последнее время появились говорящие о том, что пруды пора переименовать в грязные, что вода в них не такая уж и чистая. Юрий Нагибин писал о рыбалке в этих местах: «… мы продолжали удить, мы пили горстями холодную, ломившую зубы воду, а люди на берегу плевались и предрекали нам хворь. Но мы были уверены, что водоем наш чист, что рыбе в нем живется привольно и сытно…".

Несмотря на эти разговоры, и москвичам и гостям столицы нравится гулять по зеленому островку в центре столицы, где прекрасно сочетаются гладь воды, скверик и старинная архитектура домов. В зимний период Чистые пруды в Москве используются как стихийный ледовый каток.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения