Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Сказание о китеже читать. Исторические предания: Сказание о невидимом граде Китеже

Из цикла «Страницы истории Нижегородской губернии»
Нижегородская земля богата полезными ископаемыми, разве что нефти и алмазных россыпей в ней до поры-до времени не находили геологи. Однако три с половиной десятилетия назад геологоразведочная партия из Ярославля при бурении скважины неподалеку от села Воротилово (Ковернинский район) обнаружила «камешки»! На полуторакилометровой глубине залегли черные кристаллы неправильной формы. Они оказались техническими алмазами. Такие встречаются в Заполярье и Якутии. Эти драгоценные камни пластинчатые, чего не бывает у традиционных алмазов. И ученым пока непонятно, каким образом они возникли. Ясно одно: без воздействия высоких температур и геологических подземных сдвигов тут не обошлось. Ковернинские алмазы нельзя превратить в бриллианты, огранке они не поддаются из-за своей пластинчатой структуры. Но прочность эти камни имеют такую же, как и обычные минералы, и их можно использовать в производстве или в ювелирном деле для шлифовки кубических алмазов. Специалисты считают, что геологоразведку на севере области необходимо продолжать, так как, возможно, эти места входят в Алмазный пояс России.

  • Город рядом с вулканом

    Откуда бы это алмазам-то с нефтью взяться в заволжских лесах? Их появление зависело от изменения температуры в недрах земли, в перемещениях пластов и пород, происходивших в незапамятные времена. Недра и поныне «не дремлют».

    Геологоразведчики много интересного могут поведать о явлениях , которые и сегодня влияют на нашу жизнь. Так специалисты «Волгогеологии» из Ярославля вместе с алмазами обнаружили в ковернинской глуши вулкан. Точнее сказать – кратер вулкана на пятидесятиметровой глубине.


    Исследования образцов пород поведали, что этот огнедышащий исполин потух еще тогда, когда по территории нашей местности разгуливали . А перед смертью «дракон» выплевывал потоки лавы, которые доползали до сегодняшней Балахны. После того, как исполин взорвался, из его недр вырвалось такое количество породы, что она засыпала жерло.

    Знаете ли вы?

    Единственные намеки на реальное существование Китежа можно найти в книге «Китежский летописец». Эта книга, по мнению ученых, была написана в конце семнадцатого века

    Воротиловский выступ

    Представить себе эту картину сложно: огромные камни весом в несколько тонн и диаметром до ста метров катились с вершины. Потом они оказались разбросаны по территории Чкаловского, Ковернинского, Сокольского и Городецкого районов.


    Все они надежно погребены под наслоениями почвы вместе с кратером вулкана. Это образование называется Воротиловский выступ. Как утверждают геологи, выступ очень похож на африканский вулкан Камерун. Именно там находится крупнейшее алмазное месторождение на планете.

    Вдруг и у нас обнаружится нечто подобное? Камерун также расположен на равнине, а не в горной местности, как большинство огнедышащих гор. Есть ли вероятность тог, что вулкан проснется?
    - Нет! – отвечают геологи. Великан заснул миллионы лет назад вечным сном.

    Знаете ли вы?

    Длина озера Светлояр - 210 метров, ширина - 175 метров, а общая площадь водного зеркала - около 12 гектаров

    Качая люстрами, танцует дом

    Геологи находят объяснение и странным подземным толчкам в «устойчивых» районах срединной России. Лет сорок назад нижегородцы с удивлением и страхом смотрели на дребезжащую посуду в своих шкафах и качающиеся люстры.


    Особенно сильный полтергейст был заметен в Сормово и Щербинках. Как оказалось, в тот момент в городе зафиксировали землетрясение. К счастью, толчки оказались слабыми, больше похожими на отзвук какой-то дальней . И никто тогда не задумался, отчего же нас стало трясти (кстати, уже второй раз за последнее время), что за катаклизм прислал в наши края свое грозное эхо? Оказалось, зря не задумались. Случайностей в природе нет. По мнению геологов, повторение подземных толчков очень вероятно в будущем.

    Версии

    До сих пор нет единого мнения, как возникло озеро Светлояр. Кто-то настаивает на ледниковой теории происхождении, кто-то отстаивает карстовую гипотезу. Есть версия, что озеро возникло после падения метеорита

    Литосферные плиты медленно перемещаются по поверхности мантии

    Вообще, нижегородцы ступают по своим улицам, дорогам, полям, уверенно, считая, что тверже их под ногами ничего нет. Ведь в свое время каждый читал в учебнике географии об устойчивости платформы, на которой расположена наша область.

    Однако геологи знают: она неумолимо опускается на 3-4 миллиметра в год. Похожа эта платформа на гигантскую блочную стену, которая лежит горизонтально и засыпана толстым слоем почвы. Стык ее литосферных плит проходит под Нижегородской областью, по руслу Волги и Оки.


    Это хорошо заметно обычному глазу: правый берег водных артерий высоко поднят, а левый низкий, равнинный. Этот стык постепенно расходится, очень медленно превращаясь в трещину. Мелкими трещинами испещрены и сами литосферные плиты. Вся конструкция двигается и вызывает легкие землетрясения в наших краях. Много лет назад эти природные явления были разрушительны.

    Легенда

    Вариант легенды гласит, что сам Георгий Победоносец спустился на землю, чтобы помочь защитникам Китежа. Но конь Георгия споткнулся. Тогда святой понял, что спасение Китежа - не его задача и отступил

    После одного из них, которое произошло в 493 году , перепуганные люди ушли с территории Волго-Вятского региона.


    Сейчас землетрясения намного слабее, но все-таки ощутимы, судя по событиям начала века. В течение нового века нижегородцам угрожают только – в крайнем случае - лопающиеся стекла, хлопающие сами собой двери, останавливающиеся часы. Не более.

    Впрочем, даже маститые ученые не знают всех тайн природы, которая преподносит людям неожиданные сюрпризы. Сильные колебания недр нам не нужны еще и из-за оползней. Многие нижегородцы помнят, как обрушился один из глиняных склонов Дятловых гор в 1974 году. Земля полностью перекрыла Окский съезд.


    Светлояр озеро. Воскресенский район

    У соседей-кировчан уже давно проблемы, связанные с землетрясениями. Природные катаклизмы не давали им покоя пять раз на протяжении . Одно из землетрясений было силой в шесть баллов по шкале Рихтера!

    Легенда

    И сей град Большой Китеж невидим стал и оберегаем рукою божиею, - так под конец века нашего многомятежного и слез достойного покрыл господь тот град дланию своею. «Повесть и взыскание о граде сокровенном Китеже»

    А такие толчки не ограничиваются раскачиванием люстр, они передвигают по комнате мебель, чертят на поверхности земли глубокие расселины и овраги, разрушают дома. И это уже совсем не похоже на затихающую ударную волну, которая, якобы, докатилась до северных районов из неблагополучных в сейсмическом отношении южных широт.

    Поневоле приходит мысль, что очаг подземных толчков где-то рядом. Кстати, ходила ходуном территория средней полосы России и прежде.


    Летописцы не однажды отмечали такие факты. Некоторые гидробиологи сегодня даже полагают, что знаменитое озеро Светлояр образовалось в результате землетрясения 1230 года.

    Китеж град. Легенда, интересные факты

    Легенд о граде Китеже, на месте которого сегодня находится озеро Светлояр превеликое множество. По одной из них его построили всего за три года, был он полностью каменным, что для Руси тех лет было явлением невиданным. В городе не было ни торговцев, ни ремесленников, ни знати, а жили за его каменными стенами люди исключительно праведные, , философы, духовные учителя. Здесь же хранились святыни земли русской.

    Легенда

    Согласно легенде Китеж должен «проявиться» в день Страшного Суда. В тот день, когда мертвые восстанут из могил, поднимется из воды и Китеж


    Князь Владимиро-Суздальский Юрий Всеволодович

    В тринадцатом веке князь Юрий Всеволодович столкнулся с ордой татар и вступил с ними в бой недалеко от другого города с похожим названием Малый Китеж. Сражение князем было проиграно, и он с небольшим отрядом тайными тропами пробрался в Большой Китеж. По официальной версии там же он и был убит противником, который нагнал его. Однако Китежский летописец утверждает, что князь выжил. Он вошел в город, после чего тот под звон колоколов.


    По другой версии, Китеж не растворился, а опустился на дно Светлояра, где находится и по сей день.

    Третья легенда рассказывает, что прежде на месте озера было поселение народа, который поклонялся богине Турке. Но после того как Турка прогневилась, ее конь ударил копытом о землю. На этом месте тут же забил родник, из которого и образовалось озеро.

    Знаете ли вы?

    Легенда о граде Китеже волновала умы литераторов, музыкантов и художников. Писатель Мельников-Печерский, рассказал его легенду в романе «В лесах». Озеро посещали и писали о нём Максим Горький, Владимир Короленко, Михаил Пришвин

    Еще один вариант исчезновения города таков. О Китеже прослышал хан Батый и загорелся желанием его завоевать. От пленного русского воина татары узнали про тайные тропы, ведущие к чудесному граду. Когда войско Баты подошло к месту, они увидели, что город не укреплен. В предвкушении быстрой и легкой победы хан двинул орду к стенам. Но тут же из-под земли вырвались струи воды, под которой и скрылся волшебный город.


    Люди из параллельных миров. Факты

    Более поздние и продвинуты версии говорят, что в озере образовался тоннель, который ведет в . В доказательство они приводят рассказы местных жителей, которые видели и не раз здесь людей в странных одеждах. Последний такой случай был зафиксирован в 2015 году. Некоторые из них даже заходили в магазин, удивлялись диковинным лакомствам в ярких упаковках с картинками, но покупать отваживались только хлеб и крупы, пытаясь расплатиться старинными серебряными монетами.


    Утверждают также, что озеро таинственным образом связано с Шамбалой. Так или иначе, но каждое лето сюда прибывают тысячи людей из разных стран и разных городов. Говорят, что вода здесь святая, вылечивает от множества заболеваний.

    Знаете ли вы?

    Озеро Светлояр рисовали художники Николай Ромадин, Илья Глазунов и многие другие. Поэты Ахматова и Цветаева упоминают в своем творчестве град Китеж.

    Но по версии ученых-гидробиологов погубили град Китеж (если таковой был) не злые намерения хана Батыя, а два глубинных разлома почвы. На их узле как раз и находится самый загадочный водоем Нижегородской области.

    Эта версия звучит весьма правдоподобно. Всем известно, что при сильном землетрясении провалы поглощают целые кварталы современных городов. А уж небольшой населенный пункт с деревянными домами в результате природной катастрофы легко мог исчезнуть с поверхности.


    Легенды гласят, что во время монголо-татарского нашествия под воду озера Светлояр ушел целый город Китеж - весь, вместе с его защитниками, вместе со стариками и детьми. Считается, что божественное вмешательство скрыло его от глаз неприятеля на сотни, а может быть, и тысячи лет. Если верить легенде, рано или поздно в Нижегородской области появится еще один населенный пункт - древний город Китеж.

    Помните сказание об Атлантиде? О материке, который погрузился в океан, наказанный богами за то, что жители его погрязли в грехах. Подобная легенда есть и на Руси - правда, к грехам она не имеет никакого отношения. Скорее даже напротив - причины затопления этого города следует искать в духовной чистоте его жителей.

    Только праведники и святые могут увидеть этот город. Только истинно верующий достоин слышать перезвон его колоколов. Град Китеж. Город-легенда. До сих пор множество православных христиан собирается, чтобы совершить паломничество на озеро, в глубинах которого якобы покоится легендарный город. Прошли столетия, но люди все равно стремятся сюда. Они верят в то, что Китеж стоит на дне озера, и вера их непоколебима.

    Так почему же так популярна легенда о граде Китеже? Почему люди не могут забыть об этом месте?

    Китеж в представлении Ивана Билибина

    Появление города

    Единственные намеки на реальное существование Китежа можно найти в книге «Китежский летописец». По мнению ученых, эта книга была написана в конце 17 века.

    Если верить ей, град Китеж построил великий русский Князь Юрий Всеволодович Владимирский в конце 12 века. Согласно легенде князь, возвращаясь из путешествия в Новгород, по пути остановился возле озера Светлояр - отдохнуть. Но толком отдохнуть ему не удалось: князь был пленен красотой тех мест. Сразу же повелел он построить на берегу озера град Большой Китеж.

    Юрий Всеволодович, основатель Китежа, изображён на входе в Нижегородский Кремль

    За дело принялись немедленно. Длина построенного города составила 200 саженей (прямая сажень - расстояние между концами пальцев, раскинутых в разные стороны рук, приблизительно 1,6 метра), ширина - 100. Соорудили также несколько церквей, а по случаю лучшие мастера принялись «писать образа».

    Церквей много, икон тоже - что еще нужно простому русскому человеку? Город не замедлили прозвать «святым», и народ потянулся к озеру Светлый Яр.

    Светлояр


    Озеро Светлояр находится в Нижегородской области. Оно расположено близ села Владимирского Воскресенского района, в бассейне Люнды, притока реки Ветлуги. Длина озера - 210 метров, ширина - 175 метров, а общая площадь водного зеркала - около 12 гектаров.

    До сих пор нет единого мнения, как возникло озеро. Кто-то настаивает на ледниковой теории происхождении, кто-то отстаивает карстовую гипотезу. Есть версия, что озеро возникло после падения метеорита. Само слово «Светлояр» можно перевести как «Светлое озеро».

    Нашествие Батыя

    То были времена далеко не мирные и не идиллические. Раздоры между княжествами, набеги татар и болгар, лесные хищники - за городские стены редкий человек решался выбраться без оружия. А в 1237 году на Русь вторглись монголо-татары под руководством хана Батыя.

    Теперь забудем на время о легенде и вспомним историю.

    Диорама «Героическая оборона Старой Рязани»

    Первыми нападению подверглись рязанские князья. Они пытались обратиться за помощью к князю Юрию Владимирскому, но получили отказ. Татары разорили Рязань без труда; затем двинулись на Владимирское княжество. Посланный Юрием сын Всеволод был разбит у Коломны и бежал во Владимир. Татары захватили Москву и взяли в плен другого сына Юрия - князя Владимира.

    Князь Юрий, когда узнал об этом, оставил столицу на сыновей Мстислава и Всеволода. Отправился собирать войска. Он разбил лагерь неподалеку от Ростова на реке Сить и стал ждать своих братьев Ярослава и Святослава. В отсутствие великого князя 3-7 февраля были взяты и разорены Владимир и Суздаль, в огне пожара погибла семья Юрия Всеволодовича.

    Князь успел узнать о гибели семьи. Дальнейшая его судьба была еще более незавидной: Юрий погиб 4 марта 1238 года в битве с войсками Батыя на реке Сить. Ростовский епископ Кирилл отыскал на поле битвы обезглавленное тело князя и увез его в Ростов. Позже отыскали и присоединили к телу голову.

    Гибель Юрия Всеволодовича

    Здесь заканчиваются факты, которые подтверждены учеными. Вернемся к легенде.

    Батый якобы услыхал о богатствах, что хранились в граде Китеже, и послал часть войска на святой город. Отряд был небольшой - Батый не ожидал сопротивления. Войска шли на Китеж через лес, а по пути прорубали просеку. Вел татар предатель Гришка Кутерьма. Его взяли в соседнем городе, Малом Китеже (нынешний Городец). Гришка не выдержал пыток и согласился указать путь к святому Граду. Увы, Сусанина из Кутерьмы не получилось: Гришка привел татар к Китежу.

    В тот страшный день неподалеку от города несли дозор три китежских богатыря. Они первыми увидели врагов. Перед битвой один из воинов сказал сыну, чтоб он бежал в Китеж и предупредил горожан. Мальчик кинулся к городским воротам, но злая стрела татарина догнала его. Однако смелый парнишка не упал. Со стрелой в спине добежал он до стен и успел крикнуть: «Враги!», и только потом упал замертво.

    Богатыри тем временем пытались сдержать ханское воинство. Не выжил никто. По преданию, на том месте, где погибли три богатыря, появился святой ключ Кибелек - он бьет до сих пор.

    Вариант легенды гласит, что сам Георгий Победоносец спустился на землю, чтобы помочь защитникам Китежа. Но конь Георгия споткнулся. Понял тогда святой, что спасение Китежа - не его задача. И отступил. А в том месте, куда провалилось копыто коня, и забил святой источник Кибелек.

    Василий Максимов «Монголы у стен Владимира»

    Монголо-татары осадили город. Горожане понимали, что шансов нет. Горстка народа против хорошо вооруженной и организованной армии Батыя - это верная гибель. Тем не менее без боя горожане сдаваться не собирались. Они вышли на стены, с оружием, а также иконами и крестами в руках. Люди молились с вечера и всю ночь напролет. Татары же ожидали утра, чтобы начать атаку.

    И свершилось чудо: зазвонили вдруг церковные колокола, затряслась земля, и на глазах изумленных татар Китеж стал погружаться в воды озера Светлояр.

    И сей град Большой Китеж невидим стал и оберегаем рукою божиею, - так под конец века нашего многомятежного и слез достойного покрыл господь тот град дланию своею.

    «Повесть и взыскание о граде сокровенном Китеже»

    К. Горбатов. «Невидимый град Китеж»

    Легенда неоднозначна. И люди трактуют ее по-разному. Кто-то утверждает, что Китеж ушел под воду, кто-то - что он погрузился в землю. Есть приверженцы теории, будто город от татар закрыли горы. Другие считают, что он поднялся в небо. Но самая интересная теория гласит, что Китеж попросту стал невидимым. Непонятно, правда, почему тогда на город до сих пор никто не натолкнулся случайно.

    Пораженные мощью «русского чуда», татары бросились бежать кто куда. Но божий гнев настиг их: кого звери пожрали, кто в лесу заблудился или просто пропал без вести, уведенный таинственной силой.

    Город же исчез. Согласно легенде, он должен «проявиться» в день Страшного Суда. В тот день, когда мертвые восстанут из могил, поднимется из воды и Китеж. Но увидеть его и даже достичь можно уже сейчас. Человек, в котором нет греха, различит отражение церковных маковок и белокаменных стен в водах озера Светлояр.

    Китеж современный

    Перенесемся теперь во времена, близкие к нашему веку.

    Легенда о граде Китеже взволновала умы интеллигенции. Прежде всего, литераторов, музыкантов и художников. Писатель 19 века Павел Мельников-Печерский, вдохновленный озером Светлояр, рассказал его легенду в романе «В лесах», а также в повести «Гриша». Озеро посещали Максим Горький (очерк «Бугров»), Владимир Короленко (очерковый цикл «В пустынных местах»), Михаил Пришвин (очерк «Светлое озеро»).

    О загадочном городе написал оперу «Сказание о невидимом граде Китеже» Николай Римский-Корсаков. Озеро рисовали художники Николай Ромадин, Илья Глазунов и многие другие. Поэты Ахматова и Цветаева упоминают в своем творчестве град Китеж.

    Декорации Ивана Билибина к опере Римского-Корсакова

    В наши дни легендой о Китеже заинтересовались фантасты и особенно авторы фэнтези. Понятно, почему: образ потаенного города романтичен и как нельзя лучше вписывается в фантастическое произведение. Из произведений подобного толка можно назвать, например, рассказ «Молоты Китежа» Ника Перумова и «Красное смещение» Евгения Гуляковского.

    В советском телефильме «Чародеи», который был снят по мотивам романа Стругацких «Понедельник начинается в субботу», работник фабрики музыкальных инструментов едет в вымышленный Китежград. Он хочет спасти от злых чар невесту, и оказывается в царстве добрых и злых волшебников.

    Озеро Светлояр в наши дни

    Естественно, не обошли вниманием загадку Китежа и ученые. На озеро Светлояр отправлялись экспедиции, причем не раз. Бурение у берегов озера ничего не дало. Ничем окончились и поиски археологов. На подступах к озеру следов загадочного города не было. В 70-х годах прошлого века экспедицию снаряжала «Литературная газета»: на дно спускались подготовленные водолазы. Работа их была непростой, так как глубина озера больше 30 метров. На дне много коряг и затонувших деревьев.

    Неопровержимых доказательств существования города, к сожалению, они не нашли. Для верующих этот факт, конечно, ничего не значит. Известно, что нечестивцам Китеж не откроет своих тайн.

    Появились гипотезы, что Китеж находился вовсе не на озере Светлояр. Сразу же возникли другие предполагаемые места «обитания» святого града. Поговаривали даже о Китае, якобы Китеж и легендарная Шамбала - одно и то же место.

    Николай Рерих «Песнь о Шамбале»

    В наши времена ученые забыли о Китеже - не до того стало. Зато легендой одно время спекулировали бизнесмены, которые надеялись превратить сказания в источник самофинансирования.

    В настоящее время территория озера охраняется государством. Озеро и окрестности входят в состав заповедника, который находится под защитой ЮНЕСКО. Ежегодно 6 июля в день Владимирской иконы Божией Матери православные верующие совершают крестный ход от Владимирского храма в селе Владимирском до часовни во имя Казанской иконы Божией Матери. Часовня была построена неподалеку от озера Светлояр в конце 1990-х годов.

    Православные молятся на берегу озера. Кто-то тайком разглядывает свое отражение в озере - не мелькнет ли Китеж? Некоторые верят, что земля, собранная в святом месте, лечит недуги. Они берут ее на могилах «убиенных богатырей», а затем относят домой вместе с пластиковыми бутылками, в которых плещется вода из святого источника. Существует поверье, что вода из Светлояра не испортится, даже если простоит в бутыли несколько лет.

    Часовня Казанской Божьей матери на берегу Светлояра

    Русская утопия

    Град Китеж - символ чего-то недоступного, но желанного. Это райское место, куда праведники могут бежать от невзгод жестокого мира. Неважно, существовал ли Китеж - красивая легенда дает надежду отчаявшимся. И в прошлом на поиски благодатной земли бежали крестьяне-лапотники, и сейчас находятся фанатики, которые уходят в нижегородские леса, где прячутся от современной жизни.

    Китеж - это русская утопия. Это место, где в кисельных берегах текут молочные реки. Для многих - это страна Фантазия, сказочное государство, в котором правят добро и справедливость. Самое важное в Китежской утопии то, что людям в любом случае нужен такой город. И если б не было этой легенды, они бы выдумали другую. Людям необходима вера в то, что можно убежать из этого, полного боли и отчаянья, мира. Люди нуждаются в месте, куда можно бежать. Хотя бы в мыслях. И этим местом стал священный русский град Китеж.

    Константин Горбатов «Потонувший город»

    Беловодье

    Многие средневековые легенды повествуют о царствах Добра и Справедливости, наподобие Китежа. В этих «сокровенных местах» будто бы можно спрятаться, спастись от происков зла. Одно из таких мест - волшебная страна Беловодье. Это сказочный край, где живут мудрецы, которые даруют вечную жизнь и сокровенные знания прошлого. Согласно преданиям, страна находится где-то на Алтае.

    После введения в России крепостного права многие крестьяне уходили на восток. В 17 веке на Алтай двинулись российские переселенцы. Причиной тому была не только «теснота» Центральной России и бедность, но и надежда отыскать Беловодье. Примерно в конце 18 - начале 19 века был создан «Путешественник Марка Топозерского», в котором описывалась дорога на Беловодье. «Путешественник» указывал путь через Красноярск и Китай в «Опоньское» (Японское) царство, которое лежит посреди «окиян-моря» Беловодья.

    В России существуют реальные «Китежи» - города и деревни, затопленные при строительстве водохранилищ. На фото - Крохино в Вологодской области

    Был сей святой благоверный и великий князь Георгий Всеволодович сын святому благоверному и великому князю Всеволоду, псковскому чудотворцу, что во святом крещении наречен был Гавриилом. Сей святой благоверный и великий князь Всеволод сын был великому князю Мстиславу, внук же святому и равноапостольному великому князю Владимиру Киевскому, самодержцу Русской земли. Святой же благоверный и великий князь Георгий Всеволодович - правнук святому благоверному и великому князю Владимиру.

    А святой благоверный князь Всеволод сначала княжил в Великом Новгороде. Но в свое время возроптали новгородцы на него и решили сами промеж себя: князь наш, некрещеный, владеет нами, крещеными. И сотворили совет, и пришли к нему, и изгнали вон. Он же пришел в Киев к дяде своему Ярополку и сказал ему все, за что изгнан был новгородцами. А тот, узнав об этом, дал ему во владение Вышгород. И здесь уже умоляли его псковичи княжить у них, и он пришел к ним в город Псков. И по некотором времени восприял благодать святого крещения, и наречен был во святом крещении Гавриил. И пребывал в великом лощении и воздержании, а спустя один год в вечный покой отошел, 6671 (1163) года, месяца февраля в одиннадцатый день. И погребен был сыном своим благоверным и великим князем Георгием. И были чудеса многие от святых мощей его во славу и хвалу Христу, богу нашему, и всем святым. Аминь.

    Сей святой благоверный князь Георгий Всеволодович по преставлении отца своего благоверного князя Всеволода, нареченного во святом крещении Гавриилом, остался на месте его по мольбе псковичей. Было же это в 6671 (1163) году. Изволил святой благоверный и великий князь Георгий Всеволодович ехать к благоверному князю Михаилу Черниговскому. И когда пришел к благоверному князю Михаилу благоверный и великий князь Георгий, то поклонился благоверному князю Михаилу и сказал ему: «Здрав будь, о благоверный и великий князь Михаил, на многие лета, сияя благочестием и верою Христовою, во всем уподобился прадедам нашим и прабабке нашей, благоверной великой княгине, христолюбивой Ольге, которая обрела самое дорогое и великое сокровище - Христа и веру его святых пророков и апостолов и святых отцов, и благоверному христолюбивому царю и равноапостольному прадеду нашему царю Константину». И сказал ему благоверный князь Михаил: «Здрав будь и ты, о благоверный и великий князь Георгий Всеволодович, пришел ко мне с благим советом и независтливым оком. Ведь что приобрел из-за зависти к дедам нашим Святополк, который возжелал власти и убил братьев своих, благоверных и великих князей! Бориса повелел копьем пронзить, Глеба же ножем заклать, в годы княженья их. Ведь обманул он их льстиво по наущению сатаны, будто мать их при смерти. Они же, как незлобивые агнцы, уподобились благому пастырю своему Христу, не стали супротив брата, врага своего. Господь же прославил святых угодников своих, благоверных князей и великих чудотворцев Бориса и Глеба».

    И князь Георгий с князем Михаилом дали друг другу целование, и праздновали духовно, и веселилися; и сказал благоверный и великий князь Георгий благоверному князю Михаилу: «Дай мне грамоту, на Руси нашей по укрепленным местам церкви божий строить и города». И сказал ему благоверный и великий князь Михаил: «Как хочешь, так и созидай церкви божий во славу и хвалу пресвятому имени божию. За такое доброе твое намерение награду примешь в день пришествия Христова».

    И пировали они много дней. И когда решил благоверный князь Георгий вернуться в свой удел, тогда благоверный князь Михаил повелел грамоту написать и свою руку приложил к грамоте. И когда благоверный князь Георгий поехал во свое отечество и град, тогда благоверный князь Михаил с великою честью отпускал его и провожал. И когда были уже оба князя в пути и поклонились друг другу на прощание, то благоверный князь Михаил дал грамоту. Благоверный же князь Георгий взял грамоту у благоверного князя Михаила и поклонился ему, а тогда и тот в ответ ему.

    И поехал князь Георгий по городам, и когда приехал в Новгород, повелел строить церковь во имя Успения пресвятой владычицы нашей богородицы и приснодевы Марии в год 6672 (1164). Из Новгорода поехал во Псков, город свой, где преставился отец его благоверный князь Всеволод, а во святом крещении Гавриил, новгородский и псковский чудотворец. И поехал из Пскова-града к Москве, и повелел строить церковь во имя Успения пресвятой владычицы нашей богородицы. и приснодевы Марии в год 6672 (1164). И поехал из Москвы в Переславль-Залесский, а из Переславля-града в Ростов-град. В то самое время был в городе Ростове великий князь Андрей Боголюбский. И повелел благоверный князь Георгий в городе том Ростове церковь строить во имя Успения пресвятой владычицы нашей богородицы и приснодевы Марии в год 6672 (1164), месяца мая в двадцать третий день. Во дни великого князя Георгия начали рвы копать под основание церкви и обрели погребенные мощи святителя Христова Леонтия, епископа ростовского, чудотворца, который обратил в Ростове-граде людей в веру Христову и крестил их от мала и до велика. И возрадовался радостью великою благоверный князь Георгий, и прославил бога, давшего ему такое многоценное сокровище, и отпел молебен. И повелел ехать Андрею, князю боголюбскому, в город Муром и строить в городе Муроме церковь во имя Успения пресвятой владычицы нашей богородицы и приснодевы Марии.

    Сам же благоверный и великий князь поехал из города Ростова и приехал в город Ярославль, что на берегу Волги-реки стоит. И сел в струг, и поехал вниз по Волге, и пристал к берегу у Малого Китежа, что на берегу Волги стоит, и отстроил его, и начали молить все люди города того благоверного князя Георгия, чтобы образ чудотворный иконы пресвятой богородицы Федоровской перенес в город к ним. Он же прошение исполнил. Начали петь молебен пресвятой богородице. И когда кончили и хотели образ тот нести в город, то образ не сошел с места того, нисколько не сдвинулся. Благоверный же князь Георгий, увидав произволение пресвятой богородицы, избравшей здесь место себе, повелел построить на том месте монастырь во имя пресвятой богородицы Федоровской.

    Сам же благоверный князь Георгий поехал с места того сухим путем, а не по воде. И переехал реку Узолу, и вторую реку, именем Санду, и третью реку переехал, именем Саногту, и четвертую переехал, именем Керженец, и приехал к озеру, именем Светлояру. И увидел место то, необычайно прекрасное и многолюдное; и по умолению его жителей повелел благоверный князь Георгий Всеволодович строить на берегу озера того Светлояра город, именем Большой Китеж, ибо место то было необычайно красиво, а на другом берегу озера того была дубовая роща.

    И советом и повелением благоверного и великого князя Георгия Всеволодовича начали рвы копать для укрепления места этого. И начали строить церковь во имя Воздвижения честного креста господня, а вторую церковь - во имя Успения пресвятой владычицы нашей богородицы и приснодевы Марии, и третью церковь - во имя Благовещения пресвятой владычицы нашей богородицы и приснодевы Марии. В тех же церквах повелел князь Георгий приделы сделать и в честь других праздников господних и богородичных. Так же и образы всех святых написать повелел.

    И город тот, Большой Китеж, на сто сажен в длину и ширину был, и была эта первая мера мала. И повелел благоверный князь Георгий еще сто сажен прибавить в длину, и стала мера граду тому в длину - двести сажен, а в ширину - сто сажен. А начали город тот каменный строить в год 6673 (1165), месяца мая в первый день, на память святого пророка Иеремии и иже с ним. И строился город тот три года, и построили его в год 6676 (1167), месяца сентября в тридцатый день, на память святого священномученика Григория, епископа Великой Армении.

    И поехал в Малый Китеж, что на берегу Волги стоит, благоверный князь Георгий Всеволодович. И по построении городов тех, Малого и Большого, повелел он измерить в поприщах, сколь много они расстояния меж собою имеют. И по повелению благоверного князя Георгия намерили сто поприщ. И благоверный князь Георгий Всеволодович, узнав сие, воздал славу богу и пресвятой богородице и повелел также и книгу летописец написать. А сам благоверный и великий князь Георгий повелел всю службу отслужить. И молебен пропев пресвятой богородице Федоровской, по совершении службы той, отплыл в струге своем в путь свой в прежде упомянутый город свой Псков. Народ провожал его с великой честью; и, попрощавшись с ним, отпустили.

    Благоверный же князь Георгий Всеволодович, приехав в город свой, прежде названный Псков, много дней пребывал в молитве, и в посте, и в бдении, и раздал много милостыни нищим, и вдовицам, и сиротам. А по построении городов тех прожил семьдесят пять лет.

    Было же в год 6747 (1239). Попущением божиим, грехов ради наших, пришел на Русь войной нечестивый и безбожный царь Батый. И разорял он города, и огнем пожигал их, и церкви божий тоже разорял, и огнем пожигал. Людей же мечу предавал, а малых детей ножом закалывал, младых дев блудом осквернял. И был плач великий.

    Благоверный же князь Георгий Всеволодович, слышав обо всем этом, плакал горько. И, помолившись ко господу и пресвятой божией матери, собрал свое воинство, и пошел против нечестивого царя Батыя с воинами своими. И когда вступили в сражение оба воинства, была сеча великая и кровопролитие. В ту пору у благоверного князя Георгия было мало воинов, и побежал благоверный князь Георгий от нечестивого царя Батыя вниз по Волге в Малый Китеж. И долго сражался благоверный князь Георгий с нечестивым царем Батыем, не пуская его в город свой.

    Когда же наступила ночь, тогда благоверный князь Георгий вышел тайно из этого города в Большой град Китеж. Наутро же, когда проснулся тот нечестивый царь, то приступил приступом с воинами своими к городу и захватил его. И всех людей в городе этом побил и порубил. И, не найдя благоверного князя в городе том, начал мучить одного из жителей, а тот, не вытерпев мук, открыл ему путь. Тот же нечестивый погнался вослед князю. И когда пришел к городу, напал на него со множеством своих воинов и взял тот город Большой Китеж, что на берегу озера Светлояра, и убил благоверного князя Георгия, месяца февраля в четвертый день. И ушел из города того нечестивый тот царь Батый. И после него взяли мощи благоверного князя Георгия Всеволодовича. И после того разорения запустели города те, Малый Китеж, что на берегу Волги стоит, и Большой, что на берегу озера Светлояра.

    И невидим будет Большой Китеж вплоть до пришествия Христова, что и в прежние времена бывало, как свидетельствуют жития святых отцов, патерик Монасийский, и патерик Скитский, и патерик Азбучный, и патерик Иерусалимский, и патерик Святой Горы, а эти святые книги, в которых писаны жития святых отцов, согласны в том, что сокровенная обитель не едина, но есть много монастырей, и в тех монастырях многое множество святых отцов, точно звезд небесных, просиявших житием своим. Как песка морского невозможно исчесть, так и невозможно все описать. Именно о них, провидя духом святым, блаженный пророк Давид-царь, удивляясь, вопиет духом святым, в богодухновенной книге своей Псалтыри говорит: «Праведник, как пальма, цветет и, как кедр ливанский, возвышается; насажденные в доме господнем, они цветут во дворах бога нашего». И еще тот же пророк царь Давид: «Возвышенны для меня помышления твои, боже, как велико число их; стану ли исчислять их, но они многочисленнее песка». О них, провидя духом святым, блаженный апостол Павел в своем послании говорит, провидя; такое слово к нам обращает: «Скитались в овчинных и козьих кожах, терпя лишения, скорби, озлобления, те, которых не был достоин весь мир». То же слово изрек и святой Иоанн Златоуст, в поучении своем говорит в неделю третью поста. То же слово обращает к нам, провидя, святой Анастасий с горы Синайской. Это же слово апостольское обращает к нам, провидя, и преподобный отец наш Иларион Великий, о святых он пишет: «И так же в последние времена будет: грады и монастыри сокровенные будут, потому что антихрист царствовать начнет в мире, Тогда побегут в горы, и в вертепы, и в пропасти земные». И человеколюбивый бог не оставит тогда хотящего спастись. Усердием, и умилением, и слезами все получает человек у бога. Самого спасителя божественные уста возвестили в пресвятом Евангелии, что «все имущему и хотящему спастись дастся».

    И по убиении святого и благоверного и великого князя Георгия Всеволодовича, и по погребении честных мощей его, в год шестой пришел тот царь Батый воевать в русское царство. Пошел же против Батыя-царя благоверный князь Михаил Черниговский с боярином своим Феодором. И когда сразились оба воинства, было кровопролитие великое. И убил тот нечестивый царь Батый благоверного и великого князя Михаила Черниговского с боярином Феодором в год 6750 (1241), месяца сентября в двадцатый день. И после убиения благоверного князя Михаила Черниговского через два года убил благоверного князя Меркурия Смоленского тот нечестивый царь Батый в год 6755 (1246), месяца ноября в двадцать четвертый день. И было запустение московского царства, и прочих монастырей, и того града Большого Китежа в год 6756 (1248).

    Мифы, легенды, сказания.

    Сказание о граде Китеже.

    Легенда о сокрытии священного града Китежа — жемчужина славянского эпоса. По мотивам легенды написано множество книг-исследований, поэм, опера Римского-Корсакова... Что же скрывается за красивой легендой о городе, «ушедшем» в озеро Светлояр, не покорившемся татаро-монгольскому игу?

    Единственные намёки на реальное существование Китежа можно найти в книге «Китежский летописец». По мнению учёных, эта книга была написана в конце 17 века.

    Главная светлоярская легенда — о невидимом граде Китеже. Если верить ей, град Китеж построил великий русский князь Юрий Всеволодович Владимирский в конце 12 века. Согласно легенде, князь, возвращаясь из путешествия в Новгород, по пути остановился возле озера Светлояр — отдохнуть. Но толком отдохнуть ему не удалось: князь был пленён красотой тех мест. Сразу же повелел он построить на берегу озера град Большой Китеж.

    Озеро Светлояр находится в Нижегородской области, расположено близ села Владимирское Воскресенского района, в бассейне Люнды, притока реки Ветлуги. Длина его — 210 м, ширина — 175 м, а общая площадь водного зеркала — около 12 га. До сих пор нет единого мнения, как возникло озеро.

    Само название озера происходит от древнерусского слова «светлый», то есть чистый, праведный, и корня имени солнечного божества Ярилы, которому поклонялись древние племена славян.

    В районе озера Светлояр жило славянское племя берендеев. Их потомки до сегодняшнего дня сохранили предания о том, что ещё с древнейших времён в Китеже находился один из самых крупных религиозных центров культа Ярилы. Это место считалось священным для русских князей.

    Кровавое крещение Руси лишило родную русскую веру и волхвов, и храмов, заняв истинно русские священные места.

    Якобы и Китеж был превращён в центр православной веры, и князья продолжали его посещать, словно ничего и не изменилось.

    Многие православные храмы строились на месте капищ, так как считалось, что подобные места особенные — они являются источниками сильной положительной энергии. Имена древних Богов постепенно заменялись на имена святых, но само место поклонения Высшим Силам, обладающее поистине волшебной энергетикой, оставалось прежним. Вот почему район озера Светлояр издревле окутан легендами и мистикой.

    Большой Китеж был замыслен как величественный город. В нём стояло много храмов, и возведён он был весь из белого камня, что являлось по тем временам признаком богатства и чистоты.

    То были времена, не лучшим образом приспособленные для мирного существования. Раздоры между княжествами, набеги татар и болгар, лесные хищники — за городские стены редкий человек решался выбраться без оружия.

    В 1237 году на территорию Руси вторглись монголо-татары под руководством хана Батыя.

    Первым нападению подверглись рязанские князья. Они пытались обратиться за помощью к князю Юрию Владимирскому, но получили отказ. Татары разорили Рязань без труда; затем двинулись на Владимирское княжество.

    Посланный Юрием сын Всеволод был разбит у Коломны и бежал во Владимир. Татары захватили Москву и взяли в плен другого сына Юрия — князя Владимира. Князь Юрий, когда узнал об этом, оставил столицу на сыновей Мстислава и Всеволода и отправился собирать войска.

    Он разбил лагерь неподалеку от Ростова на реке Сить и стал ждать своих братьев Ярослава и Святослава. В отсутствие великого князя 3-7 февраля были взяты и разорены Владимир и Суздаль, в огне пожара погибла семья Юрия Всеволодовича. Судьба самого князя была ещё более незавидной: Юрий погиб 4 марта 1238 года в битве с войсками Батыя на реке Сить. Ростовский епископ Кирилл отыскал на поле битвы обезглавленное тело князя и увёз его в Ростов.

    Здесь заканчиваются факты, которые подтвердили учёные. Вернёмся к легенде.

    Батый услыхал о богатствах, что хранились в граде Китеже, и послал часть войска на святой город. Отряд был небольшой — Батый не ожидал сопротивления.

    Войска шли на Китеж через лес, а по пути прорубали просеку. Вёл татар предатель Гришка Кутерьма. Его взяли в соседнем городе, Малом Китеже (нынешний Городец). Гришка не выдержал пыток и согласился указать путь к святому Граду.

    В тот страшный день неподалеку от города несли дозор трое китежских богатырей. Они первыми увидели врагов. Перед битвой один из воинов сказал сыну, чтоб тот бежал в Китеж и предупредил горожан.

    Мальчик кинулся к городским воротам, но злая стрела татарина догнала его. Однако смелый парнишка не упал. Со стрелой в спине добежал он до стен и успел крикнуть: «Враги!», и только потом упал замертво.

    Богатыри тем временем пытались сдержать ханское воинство. Не выжил никто. По преданию, на том месте, где погибли три богатыря, появился святой ключ Кибелек — он бьёт до сих пор.

    Монголо-татары осадили город. Горожане понимали, что шансов нет. Горстка народа против хорошо вооружённой и организованной армии Батыя — это верная гибель. Тем не менее, без боя горожане сдаваться не собирались. Они вышли на стены, с оружием. Люди молились с вечера и всю ночь напролёт. Татары же ожидали утра, чтобы начать атаку.

    И как только татары ринулись к городу, из-под земли вдруг забили многоводные источники, и они в страхе отступили. А вода все бежала и бежала...

    Когда стих шум родников, на месте города были лишь волны. Вдали мерцала одинокая глава собора с блестящим посредине крестом. Она медленно погружалась в воду.

    Вскоре исчез и крест. Поражённые мощью «русского чуда», татары бросились бежать кто куда. Но Божий гнев настиг их: кого звери растерзали, кто в лесу заблудился или просто пропал без вести, уведённый таинственной силой. Город же исчез.

    С тех пор он стал невидим, но цел, а особо праведные могут увидеть в глубине озера огоньки крестных ходов и слышать сладкий звон его колоколов.

    Легенда о таинственном граде Китеже неоднозначна. Люди трактуют её поразному. Кто-то утверждает, что Китеж ушёл под воду, кто-то — что он погрузился в землю. Есть приверженцы теории, будто город от татар закрыли горы. Другие считают, что он поднялся в небо. Но самая интересная теория гласит, что Китеж попросту стал невидимым.

    Согласно легенде, он должен «проявиться» только перед концом света. Но увидеть его и даже достичь можно уже сейчас. Человек, в котором нет греха, различит отражение белокаменных стен в водах озера Светлояр.

    А теперь попытаемся ответить на вопрос: зачем Батыю понадобилось вести войско через болота к городу, который не стоял на торговых путях, не играл сколько-нибудь значительной военной или политической роли в жизни Древней Руси.

    У историков самой распространённой версией, казалось бы, нелогичного, с точки зрения военной стратегии, похода Батыя на Китеж является следующая. Допросив пленников, Батый сделал вывод, что этот город представляет собой не столько политический, сколько духовный центр славян. Не зря в хрониках, повествующих о Китеже, самое большое место отводилось описанию храмов. Согласно этим хроникам, практически весь город состоял из одних церквей, являясь, по сути, одним из самых крупных храмовых комплексов православия.

    Поэтому монгольский хан решил идти на Китеж и тем самым окончательно истребить всякую надежду славян на возрождение. Ведь у многих народов существовало поверье, что с уничтожением их святынь погибает и сам народ, ибо святыни — это душа народа. Однако Китеж врагу не достался.

    Перенесёмся теперь во времена, близкие к нашему веку.

    Легенда о граде Китеже взволновала умы интеллигенции. Прежде всего, литераторов, музыкантов и художников. Писатель 19 века Павел Мельников-Печерский, вдохновлённый озером Светлояр, рассказал его легенду в романе «В лесах», а также в повести «Гриша». Озеро посещали Максим Горький (очерк «Бугров»), Владимир Короленко (очерковый цикл «В пустынных местах»), Михаил Пришвин (очерк «Светлое озеро»).

    О загадочном городе написал оперу «Сказание о невидимом граде Китеже» Николай Римский-Корсаков. Озеро рисовали художники Николай Ромадин, Илья Глазунов и многие другие. Поэты Анна Ахматова и Марина Цветаева также упоминают в своём творчестве град Китеж.

    В наши дни легендой о Китеже заинтересовались фантасты, и особенно авторы фэнтези. Из произведений подобного толка можно назвать, например, рассказ «Молоты Китежа» Ника Перумова и «Красное смещение» Евгения Гуляковского.

    Естественно, не обошли вниманием загадку Китежа и учёные. На озеро Светлояр не один раз отправлялись экспедиции. Бурение у берегов озера ничего не дало. Ничем окончились и поиски археологов. На подступах к озеру следов загадочного города найдено не было. В 70-х годах прошлого века экспедицию снаряжала «Литературная газета»: на дно спускались подготовленные водолазы. Неопровержимых доказательств существования города, к сожалению, они не нашли.

    Но для верующих этот факт ничего не значит. Известно, что «нечестивцам» Китеж не откроет своих тайн.

    В состав одной из экспедиций, занимавшихся исследованием озера Светлояр и его окрестностей, входили не только археологи, но и филологи и этнографы, то есть собиратели фольклора. Оказалось, что местные жители на протяжении многих веков передают легенду о сокрытии Китежа, дополненную событиями, происходящими уже в наше время. Так, местные жители рассказывают, что в дни православных праздников из озера Светлояр слышится колокольный звон. Подобное явление наблюдали и учёные, но объяснить его не могли.

    Старожилы рассказывают также о том, что жители потустороннего Китежа частенько наведываются в наш мир. Бывало, в обычный сельский магазин заходил старец с длинной седой бородой в старинной славянской одежде. Он просил продать хлеба, а расплачивался старинными русскими монетами времен татаро-монгольского ига. Причём монеты выглядели как новые. Нередко старец задавал вопрос: «Как сейчас на Руси? Не пора ли восстать Китежу?». Однако местные жители отвечали, что пока ещё рано. Им виднее, ведь место вокруг озера особенное, и люди здесь живут особенные, в постоянном соприкосновении с чудом. Даже пришедшие из других областей ощущают здесь совершенно необычный ореол.

    В настоящее время озеро и окрестности его входят в состав заповедника, который находится под защитой ЮНЕСКО.

    Приведём параграфы из Граней Агни Йоги, в которых Николай Константинович Рерих говорит о том, чем для нас является Град Китеж.

    Грани Агни Йоги, 1958 год:

    610. (Гуру). Град Китеж — символ страны, захороненной до времени под водами жизни от бурных волн потока времени. Под внешними формами град древний живёт, представляя собою ядро, или душу, народа. В лучших энергиях заложено основание, и не на время, но на века. В картинах и книгах моих найдёте прозрение в эту основу, ибо на ней созидал…

    611. О, други, если бы знали действительность, возрадовалось бы сердце, несмотря на ярость очевидности плотной. Ибо в Незримом завершено уже всё, чему суждено принять видимые формы. Град Светлый начнёт опускаться на Землю из Невидимости своей, дабы стать видимым. Вода — символ астрального мира, в его высших слоях захоронен был город, пока время ему не пришло снова опуститься на Землю. Событие это будет оповещено звоном колоколов. Утихнет шум битвы, и злые уйдут, наполнится светом и звоном планета, когда возвещённое встарь совершится. Пространственные Лучи Высшую Волю Земле продиктуют, и дух человека, против Света идущий, смирится. Силу тьма потеряет… лишённая опоры уже не только в астральном, но также и в физическом мире, она пошатнётся и рухнет. Потому Называем её тьмой обречённой, ибо сочтены её дни…

    Подготовила Татьяна Колоколова.


    Легенда о граде Китеже

    Книга, называемая Летописец, написана в год 6646 (1237) сентября в пятый день

    Был сей святой благоверный и великий князь Георгий Всеволодович сын святому благоверному и великому князю Всеволоду, псковскому чудотворцу, что во святом крещении наречен был Гавриилом. Сей святой благоверный и великий князь Всеволод сын был великому князю Мстиславу, внук же святому и равноапостольному великому князю Владимиру Киевскому, самодержцу Русской земли. Святой же благоверный и великий князь Георгий Всеволодович - правнук святому благоверному и великому князю Владимиру.

    А святой благоверный князь Всеволод сначала княжил в Великом Новгороде. Но в свое время возроптали новгородцы на него и решили сами промеж себя: князь наш, некрещеный, владеет нами, крещеными. И сотворили совет, и пришли к нему, и изгнали вон. Он же пришел в Киев к дяде своему Ярополку и сказал ему все, за что изгнан был новгородцами. А тот, узнав об этом, дал ему во владение Вышгород. И здесь уже умоляли его псковичи княжить у них, и он пришел к ним в город Псков. И по некотором времени восприял благодать святого крещения, и наречен был во святом крещении Гавриил. И пребывал в великом лощении и воздержании, а спустя один год в вечный покой отошел, 6671 (1163) года, месяца февраля в одиннадцатый день. И погребен был сыном своим благоверным и великим князем Георгием. И были чудеса многие от святых мощей его во славу и хвалу Христу, богу нашему, и всем святым. Аминь.

    Сей святой благоверный князь Георгий Всеволодович по преставлении отца своего благоверного князя Всеволода, нареченного во святом крещении Гавриилом, остался на месте его по мольбе псковичей. Было же это в 6671 (1163) году. Изволил святой благоверный и великий князь Георгий Всеволодович ехать к благоверному князю Михаилу Черниговскому. И когда пришел к благоверному князю Михаилу благоверный и великий князь Георгий, то поклонился благоверному князю Михаилу и сказал ему: «Здрав будь, о благоверный и великий князь Михаил, на многие лета, сияя благочестием и верою Христовою, во всем уподобился прадедам нашим и прабабке нашей, благоверной великой княгине, христолюбивой Ольге, которая обрела самое дорогое и великое сокровище - Христа и веру его святых пророков и апостолов и святых отцов, и благоверному христолюбивому царю и равноапостольному прадеду нашему царю Константину». И сказал ему благоверный князь Михаил: «Здрав будь и ты, о благоверный и великий князь Георгий Всеволодович, пришел ко мне с благим советом и независтливым оком. Ведь что приобрел из-за зависти к дедам нашим Святополк, который возжелал власти и убил братьев своих, благоверных и великих князей! Бориса повелел копьем пронзить, Глеба же ножем заклать, в годы княженья их. Ведь обманул он их льстиво по наущению сатаны, будто мать их при смерти. Они же, как незлобивые агнцы, уподобились благому пастырю своему Христу, не стали супротив брата, врага своего. Господь же прославил святых угодников своих, благоверных князей и великих чудотворцев Бориса и Глеба».

    И князь Георгий с князем Михаилом дали друг другу целование, и праздновали духовно, и веселилися; и сказал благоверный и великий князь Георгий благоверному князю Михаилу: «Дай мне грамоту, на Руси нашей по укрепленным местам церкви божий строить и города». И сказал ему благоверный и великий князь Михаил: «Как хочешь, так и созидай церкви божий во славу и хвалу пресвятому имени божию. За такое доброе твое намерение награду примешь в день пришествия Христова».

    И пировали они много дней. И когда решил благоверный князь Георгий вернуться в свой удел, тогда благоверный князь Михаил повелел грамоту написать и свою руку приложил к грамоте. И когда благоверный князь Георгий поехал во свое отечество и град, тогда благоверный князь Михаил с великою честью отпускал его и провожал. И когда были уже оба князя в пути и поклонились друг другу на прощание, то благоверный князь Михаил дал грамоту. Благоверный же князь Георгий взял грамоту у благоверного князя Михаила и поклонился ему, а тогда и тот в ответ ему.

    И поехал князь Георгий по городам, и когда приехал в Новгород, повелел строить церковь во имя Успения пресвятой владычицы нашей богородицы и приснодевы Марии в год 6672 (1164). Из Новгорода поехал во Псков, город свой, где преставился отец его благоверный князь Всеволод, а во святом крещении Гавриил, новгородский и псковский чудотворец. И поехал из Пскова-града к Москве, и повелел строить церковь во имя Успения пресвятой владычицы нашей богородицы. и приснодевы Марии в год 6672 (1164). И поехал из Москвы в Переславль-Залесский, а из Переславля-града в Ростов-град. В то самое время был в городе Ростове великий князь Андрей Боголюбский. И повелел благоверный князь Георгий в городе том Ростове церковь строить во имя Успения пресвятой владычицы нашей богородицы и приснодевы Марии в год 6672 (1164), месяца мая в двадцать третий день. Во дни великого князя Георгия начали рвы копать под основание церкви и обрели погребенные мощи святителя Христова Леонтия, епископа ростовского, чудотворца, который обратил в Ростове-граде людей в веру Христову и крестил их от мала и до велика. И возрадовался радостью великою благоверный князь Георгий, и прославил бога, давшего ему такое многоценное сокровище, и отпел молебен. И повелел ехать Андрею, князю боголюбскому, в город Муром и строить в городе Муроме церковь во имя Успения пресвятой владычицы нашей богородицы и приснодевы Марии.

    Сам же благоверный и великий князь поехал из города Ростова и приехал в город Ярославль, что на берегу Волги-реки стоит. И сел в струг, и поехал вниз по Волге, и пристал к берегу у Малого Китежа, что на берегу Волги стоит, и отстроил его, и начали молить все люди города того благоверного князя Георгия, чтобы образ чудотворный иконы пресвятой богородицы Федоровской перенес в город к ним. Он же прошение исполнил. Начали петь молебен пресвятой богородице. И когда кончили и хотели образ тот нести в город, то образ не сошел с места того, нисколько не сдвинулся. Благоверный же князь Георгий, увидав произволение пресвятой богородицы, избравшей здесь место себе, повелел построить на том месте монастырь во имя пресвятой богородицы Федоровской.

    Сам же благоверный князь Георгий поехал с места того сухим путем, а не по воде. И переехал реку Узолу, и вторую реку, именем Санду, и третью реку переехал, именем Саногту, и четвертую переехал, именем Керженец, и приехал к озеру, именем Светлояру. И увидел место то, необычайно прекрасное и многолюдное; и по умолению его жителей повелел благоверный князь Георгий Всеволодович строить на берегу озера того Светлояра город, именем Большой Китеж, ибо место то было необычайно красиво, а на другом берегу озера того была дубовая роща.

    И советом и повелением благоверного и великого князя Георгия Всеволодовича начали рвы копать для укрепления места этого. И начали строить церковь во имя Воздвижения честного креста господня, а вторую церковь - во имя Успения пресвятой владычицы нашей богородицы и приснодевы Марии, и третью церковь - во имя Благовещения пресвятой владычицы нашей богородицы и приснодевы Марии. В тех же церквах повелел князь Георгий приделы сделать и в честь других праздников господних и богородичных. Так же и образы всех святых написать повелел.

    И город тот, Большой Китеж, на сто сажен в длину и ширину был, и была эта первая мера мала. И повелел благоверный князь Георгий еще сто сажен прибавить в длину, и стала мера граду тому в длину - двести сажен, а в ширину - сто сажен. А начали город тот каменный строить в год 6673 (1165), месяца мая в первый день, на память святого пророка Иеремии и иже с ним. И строился город тот три года, и построили его в год 6676 (1167), месяца сентября в тридцатый день, на память святого священномученика Григория, епископа Великой Армении.

    И поехал в Малый Китеж, что на берегу Волги стоит, благоверный князь Георгий Всеволодович. И по построении городов тех, Малого и Большого, повелел он измерить в поприщах, сколь много они расстояния меж собою имеют. И по повелению благоверного князя Георгия намерили сто поприщ. И благоверный князь Георгий Всеволодович, узнав сие, воздал славу богу и пресвятой богородице и повелел также и книгу летописец написать. А сам благоверный и великий князь Георгий повелел всю службу отслужить. И молебен пропев пресвятой богородице Федоровской, по совершении службы той, отплыл в струге своем в путь свой в прежде упомянутый город свой Псков. Народ провожал его с великой честью; и, попрощавшись с ним, отпустили.



  • Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Как правильно делать укол собаке
    Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
    Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения