Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Субъекты и объекты коммерческой деятельности. Сущность и классификация субъектов

Субъекты коммерческой деятельности

Если рассматривать КПД как систему, то организация и управление ею предполагает существование субъектов КПД, которые осуществляют ее, и объектов КПД, на которых деятельность должна быть направлена.

К наиболее благоприятным условиям для развития КПД относят:

  • равноправие субъектов хозяйствования всех форм собственности;
  • свободное, взаимовыгодное сотрудничество субъектов хозяйствования рынка;
  • система свободного ценообразования;
  • установление экономической ответственности субъектов хозяйствования за принимаемые ими решения;
  • наличие добросовестной конкуренции;
  • регулируемое участие государственных органов в управлении экономикой.

Механизм взаимоотношений участников рынка продуктов труда (товаров, услуг, работ) включает следующие составляющие: субъекты коммерческих правоотношений; объекты коммерческих правоотношений

Субъекты и объекты коммерческих правоотношений формируют систему оптовой и розничной торговле на конкретной территории. Они обеспечивают обращение продуктов труда (товаров, услуг и работ) на соответствующих рынках посредством совершения различных видов сделок, актов купли-продажи, обслуживающих КПД.

В соответствии с законодательством субъекты хозяйствования по юридическому статусу подразделяются на коммерческие и некоммерческие.

Коммерческие - те, в которых основная цель – получение доходов и прибыли, которые распределяются между учредителями:

Некоммерческие - те, основной целью которых не является получение доходов и прибыли, также ее распределение среди учредителей. Они (учреждения образования, благотворительные фонды, религиозные организации, общественные объединения, политическиепартии т.п.), создаются для достижения образовательных, благотворительных, природоохранных, социальных, культурных целей отдельных групп граждан.

К основным субъектам хозяйствования, которые реализуют коммерческие цели, относятся:

    Юридические лица (ЮЛ) - субъекты хозяйствования имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество; отвечающие по своим экономическим обязательствам самостоятельно; приобретающие от своего имени и осуществляющие имущественные и личные неимущественные права; исполняющие различного рода обязанности; могущие быть истцами и ответчиками в суде; имеющие самостоятельный баланс, печать, другие атрибуты, необходимые для осуществления деятельности.

    Замечание 1

    ЮЛ в установленном порядке проходят процедуру государственной регистрации

    Индивидуальные предприниматели (ИП), субъекты хозяйствования – физические лица (граждане), которые занимаются предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

    Замечание 2

    Началом их работы считается момент государственной регистрации в качестве ИП.

Субъекты правоотношений КПД создаются как хозяйственные товарищества и общества (ХО) – это ЮЛ с разделенным на доли (акции) между учредителями (участниками) уставным фондом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей, а также произведенное и приобретенное ими в процессе хозяйственной деятельности, принадлежит товариществу или обществу на праве собственности. Могут создаваться в форме полного и коммандитного товарищества.

К ХО относят:

  • общества с ограниченной ответственностью (ООО)
  • общества с дополнительной ответственностью (ОДО);
  • акционерные общества (АО);
  • дочерние хозяйственные общества (ДХО);
  • зависимые хозяйственные общества (ЗХО).
  • производственные кооперативы (ПРК);
  • потребительские кооперативы (ПотребК);
  • унитарные предприятия (УП);
  • крестьянские (фермерские) хозяйства (КФК).

Также законодательством допускается создание субъектов хозяйствования в форме холдингов, ассоциаций и союзов.

Основные отличия между субъектами хозяйствования заключаются в: праве собственности на капитал; наличии обособленного имущества; способах управления им (собственность, хозяйственное ведение, оперативное управление); способах присвоения и распределения доходов и прибыли; степени ответственности по принятым обязательствам.

Объекты коммерческих операций (КО) на потребительском рынке

Объектами КО как вида управленческой деятельности на потребительском рынке являются продукты труда.

Продукт труда представляет собой элементарную форму экономического богатства страны, его элементарную клеточку. В продукте труда находит завершение процесса труда, его результат.

В обществе продукт труда, труд и осуществляющий его человек не существуют друг без друга.

Под продуктом труда понимается объективно существующий результат труда. Для создания продукта труда необходимо наличие целесообразной деятельности, то есть сам процесс труда. Помимо того, должен существовать субъект труда, то есть конкретный человек, который изменяется в процессе трудовой деятельности и в этом смысле также является ее продуктом. Таким образом, продукт труда, сам процесс труда и человек, как субъект трудовой деятельности взаимопроникают, взаимоопределяют, взаимопредполагают друг друга.

Под товаром понимают продукт труда, который удовлетворяет покупательский спрос человека, и предназначенный для обмена в форме торговых сделок, актов купли-продажи. Товар – любая вещь, не ограниченная в обороте, которая свободно отчуждается и переходит от одного субъекта хозяйствования к другому субъекту хозяйствования в соответствии с различными видами договоров мены (договор купли-продажи, договор поставки и т.д.)

Под услугой понимают результат деятельности субъекта хозяйствования, которая направлена на оказание помощи покупателям при совершении покупок, предпродажном и послепродажном сервисе, транспортировке товаров к покупателям, с целью удовлетворения покупательского спроса покупателей, повышения уровня конкурентоспособности субъекта хозяйствования и достижения установленных коммерческих результатов.

Замечание 3

Услуга в отличие от товара не имеет материального воплощения. Работа в отличие от услуги, представляет собой процесс труда, создающего и товары и услуги.

Необходимость совершенствования КПД направлено на активизацию насыщения потребительского рынка многообразными продуктами труда (товарами, услугами, работами) в соответствии с усилением требований к ним покупателей.

К объектам КПД на рынке предъявляются определенные требования, которые определяются как различными международными и национальными стандартами, действующими на основании соответствующих законодательных и нормативных актов, так и требованиями, которые предъявляются возрастающей конкуренцией, покупателями.

Торговый оборот представляет собой систему отношений участников гражданского оборота в сфере торговли, в этом смысле субъекты торгового оборота выступают функциональными элементами этой системы. В качестве главного субъекта торгового оборота рассматриваются торговые общества либо отдельные торговцы. С учетом этого во многих странах, где существует торговое право как самостоятельная отрасль и торговая деятельность кодифицирована, при определении субъектов коммерческих отношений в литературе по коммерческому праву известно понятие "коммерсант".

В зарубежном законодательстве проводится четкое разграничение в регламентации деятельности коммерсантов и некоммерсантов соответственно. Указанные разграничения в первую очередь относятся к таким странам континентальной системы права , как Франция, Германия, Испания и Бельгия, а также к ряду латиноамериканских и других государств романо-германской системы права. Законодательству государств с единой системой частного права, в частности США и Англии, а также стран английской системы права, таких как Италия, Нидерланды, Швейцария и некоторые другие, как правило, неизвестно формально-юридическое понятие коммерсанта и торговой сделки . По определению Б.И. Пугинского, коммерсантом может называться любое лицо, осуществляющее торговлю товарами в виде предпринимательства. В широком смысле слова любой предприниматель является коммерсантом. Именно такое понимание коммерческой деятельности и коммерсанта заложено в торговых кодексах ряда государств. Так, ст. L.121-1 Коммерческого кодекса Франции определяет: "Коммерсантами являются лица, которые осуществляют коммерческие акты в процессе своей обычной профессиональной деятельности". Развернутый перечень видов предпринимательской деятельности , которой занимаются коммерсанты, содержится в первом разделе "Коммерсанты" книги первой "Торговое сословие" Германского торгового уложения.

В США Единообразный торговый кодекс (ЕТК) в ст. 2-104 определяет коммерсанта как лицо, которое совершает операции с товарами определенного рода или может рассматриваться как обладающее особыми знаниями и опытом в отношении предмета сделки по роду своих занятий, характеру поведения или использованию посредника. По общему правилу в силу отсутствия необходимых знаний и умений относительно предмета сделки в отношениях с коммерсантом некоммерсант как слабая сторона договора в силу общеправовых требований равенства и справедливости обеспечивается повышенной защитой со стороны государства.

Систематизацию видов субъектов коммерческого права можно продолжить, предложив их классификацию по предметам торговли: 1) универсальные субъекты коммерческого права, которые без ограничений могут осуществлять любую коммерческую деятельность; 2) ориентированные субъекты коммерческого права, которые имеют дело непосредственно с определенным видом товара или осуществляют узконаправленный вид деятельности (например, предприятия - заготовители сельскохозяйственной продукции, бензохранилища, транспортные организации, страховщики и др.); 3) специализированные субъекты коммерческого права, для осуществления деятельности которых необходимо специальное разрешение (например, лицензирование). К таким субъектам относятся лица, осуществляющие торговлю лекарственными и наркотическими препаратами, оружием , ядохимикатами, и иные. К специализированным субъектам коммерческого права также можно отнести государственные и муниципальные образования , выступающие в коммерческом обороте с контрольными и надзорными функциями.

Субъекты коммерческого права могут быть также систематизированы по организационно-правовой форме, в которой они осуществляют свою деятельность: 1) индивидуальные предприниматели; 2) крестьянские фермерские хозяйства; 3) хозяйственные товарищества ; 4) хозяйственные общества ; 5) потребительские кооперативы ; 6) субъекты РФ ; 7) территориальные и муниципальные образования; 8) объединения субъектов коммерческой деятельности различных организационно-правовых форм: простые товарищества; артели, консорциумы, синдикаты, гильдии, пулы; ассоциации и союзы, холдинги; торговые дома.

Наибольшее значение имеет классификация субъектов коммерческой деятельности в соответствии с системой коммерческих договоров .

В юридической литературе большое значение придается разграничению гражданско-правовых договоров на типы, виды и разновидности. По общему правилу тип договора - это глава в ГК РФ, например гл. 30 - "Купля-продажа". Вид договора - это соответствующий параграф в главе, например § 3 - "Поставка товаров". В законодательстве зарубежных стран торговые договоры классифицируются по двум основным признакам: 1) по содержанию обязательства , предусматривающего возмездное отчуждение товара (Франция, Испания); 2) по признаку заключения его коммерсантом (Германия, Япония). Разделение коммерческих договоров на соответствующие виды в Российской Федерации строится по иным признакам, основанным на юридико-экономической классификации гражданско-правовых договоров, установленной ГК РФ. Как было указано выше, основным квалифицирующим признаком любых коммерческих сделок является их непосредственная связь с материальным условием договоров о предмете - товарами. Объект коммерческого договора, представляющий собой предполагаемую при заключении договора деятельность обязанных сторон договора, может иметь различное содержание. Однако далеко не все виды договоров, поименованных в ГК РФ, могут быть отнесены к разряду коммерческих договоров. Не могут быть отнесены к коммерческим договорам договоры, которые не опосредуют движение товара по оптовым рынкам .

С другой стороны, в коммерческом обороте возрастает количество сделок (договоров), не упомянутых в ГК РФ, но непосредственно связанных с торговым оборотом. Такая тенденция получила название "коммерциализация торговли". Среди такого рода договоров называются договор оптовой купли-продажи, договоры на изготовление рекламной продукции, на оказание маркетинговых услуг, коммерческого посредничества и комиссии и иные.

1. Основу коммерческого оборота составляет перепродажа товаров со спекулятивной целью (т.е. с целью извлечения прибыли). Это достигается путем передачи товара от одного оптового продавца другому вплоть до оптового потребителя, который продает этот товар конечному потребителю на розничном рынке. Передача товара в собственность осуществляется на основании отчуждательных договоров, центральным из которых является договор купли-продажи как род и некоторые его виды. На возможность использования в коммерческом обороте тех или иных видов договора купли-продажи оказывает воздействие несколько факторов:

1) особенности субъектного состава договора, исключающие его из ряда коммерческих договоров. Например, в договоре розничной купли-продажи покупателем является гражданин-потребитель, а не профессиональный предприниматель, что не позволяет отнести этот вид договора к разряду коммерческих договоров. Это не означает, что коммерческое право не должно учитывать интересы конечных потребителей. Права потребителей должны соблюдаться не только на стадии реализации готовых товаров, но и на стадии производства и оптовой реализации товаров;

2) необходимость индивидуализации некоторых объектов гражданских прав обусловливает невозможность их участия в оптовом обороте. По этому признаку, например, договор ренты , также относящийся к отчуждательным договорам, не может быть признан коммерческим договором;

3) кроме индивидуализации в некоторых случаях необходимо проведение регистрационных действий по отношению к материальному условию о предмете договора по основаниям ст. ст. 130 и 131 ГК РФ, что не позволяет проводить оптовую продажу некоторых видов объектов гражданских прав . По этой причине к числу коммерческих договоров не могут быть отнесены договоры купли-продажи недвижимости и купли-продажи предприятия;

4) специфика правового режима организации продажи некоторых видов товаров, в частности применение к договорам купли-продажи правил монопольного законодательства, государственного регулирования цен, установление ряда регламентов и правил при осуществлении сделок купли-продажи настолько резко ограничивают свободу предпринимательства, что не позволяет отнести некоторые виды таких договоров к числу коммерческих договоров (например, договор энергоснабжения).

Исходя из этого коммерческими отчуждательными договорами можно считать: договор поставки , договор контрактации, договор мены . В эту же группу можно отнести некоторые не поименованные в ГК РФ договорные конструкции, например договор дистрибуции и дилерские соглашения.

Передача имущества во временное пользование, направленная на извлечение прибыли и осуществляемая профессиональными предпринимателями, соответствует большинству признаков коммерческих договоров, кроме одного - цели договора. Основной целью любого коммерческого договора в конечном счете является перепродажа товара, т.е. его отчуждение. Передача имущества во временное пользование не имеет целью отчуждение имущества и предполагает его возврат собственнику. Поэтому договоры аренды , доверительного управления , займа не могут быть отнесены к коммерческим договорам.

2. В гражданском обороте существует особый вид оказания услуг, который связан с осуществлением одной из сторон договора представительских или посреднических функций.

Ряд гражданско-правовых договорных конструкций, объектом которых является проведение работ, в качестве правового результата предполагает возникновение или трансформацию материальных благ, которые являются необходимым элементом для осуществления продвижения товаров на оптовых рынках. К числу таких работ можно отнести технологические работы (например, по наладке и настройке товаров), маркетинговые исследования, предполагающие в качестве результата определенный продукт по исследованию товарных рынков, такелажные работы, работы по производству рекламной продукции. Однако не все виды работ, предусмотренные ГК РФ, могут быть расценены в качестве коммерческих договоров. Например, договоры бытового и строительного подряда непосредственно не связаны с функцией продвижения товара на рынках, поэтому их не следует относить к коммерческим договорам. То же касается и договора подряда для государственных и муниципальных нужд, а также выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и разработки новых технологий.

4. Отдельно следует классифицировать такую важную категорию коммерческих сделок, как биржевые сделки. В зависимости от особенностей поставки товара в ходе биржевых торгов могут заключаться сделки в отношении реального товара, нестандартных контрактов на поставку товара, реального товара с отсроченной поставкой (форвардные сделки), стандартных контрактов на поставку биржевого товара (фьючерсные сделки), сделки, связанные с уступкой прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара (опционные сделки).

5. Особым видом коммерческих договоров являются договоры, правовой целью которых является организация торговли. К числу таких сделок относятся договоры, организующие согласованный сбыт и снабжение товарами, договоры органов исполнительной власти с коммерческими организациями , договоры о межрегиональных поставках товаров, договоры организаторов торгов (бирж или торговых систем) с потенциальными или реальными продавцами товаров.

Поэтому наиболее распространенной является функциональная классификация субъектов коммерческого права по объекту коммерческой деятельности (объекту коммерческого правоотношения) . По этому основанию можно выделить четыре группы субъектов коммерческой деятельности.

1. Продавцы и покупатели товаров (основные субъекты торговли). В число продавцов кроме оптовых торговцев также включаются производители, реализующие изготовленный товар и обязанные соблюдать общие требования к торговой деятельности (порядок учета и регистрации товаров). Кроме оптовых покупателей в круг покупателей также входят субъекты, приобретающие товар для производственных и иных целей. Такие покупатели выступают "пассивными" участниками торгового оборота.

2. Торговые посредники: комиссионеры; агенты; поверенные; биржевые посредники; брокерские посредники; коммивояжеры.

3. Лица, обслуживающие торговлю (сервисные субъекты), среди которых выделяют: товарные склады; транспортных экспедиторов; страховщиков; перевозчиков и т.д.

4. Организаторы товарного рынка (координирующие субъекты), представленные товарными биржами, оптовыми и розничными рынками, торгово-промышленными палатами, исполнительными и муниципальными органами, осуществляющими функции по воздействию на торговлю, и др.

Государственная регистрация субъектов коммерческой деятельности

Абзац 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ предусматривает необходимость государственной регистрации любых лиц, осуществляющих . Это связано с необходимостью осуществления государством контрольных и надзорных функций за субъектами торговли с целью охраны участников коммерческих отношений, производителей и потребителей товаров от возможных нарушений их прав и обеспечением их своевременной и эффективной защиты. Правовое регулирование государственной регистрации субъектов коммерческого права осуществляется на основании Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ". Государственная регистрация субъектов торговой деятельности является необходимым инструментом, регулирующим их правомерную деятельность в торговом обороте. Такая регистрация должна носить уведомительный, а не обязательный характер.

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти , осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц , приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Регистрация субъектов торговли позволяет определить: 1) группы и количество участников торгового оборота; 2) взаимодействие субъектов коммерческого права ; 3) взаимный контроль в процессе осуществления предпринимательской деятельности; 4) сведения о специфике деятельности и объемах оборота.

Государственная регистрация юридических лиц и государственная регистрация физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей осуществляется федеральным органом исполнительной власти , уполномоченным Правительством РФ . Согласно п. 1 Положения "О Федеральной налоговой службе" служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти , осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а в соответствии с п. 5.5.6 Положения ведет в установленном порядке Единый государственный реестр юридических лиц и Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Максимальный единый срок государственной регистрации для юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей не может превышать более чем пять рабочих дней с момента предоставления документов в регистрирующий орган.

Всю необходимую информацию в эти ведомства будут передавать ИМНС, основываясь на сведениях реестров юридических лиц и частных предпринимателей. Самим же субъектам коммерческой деятельности достаточно просто иметь свидетельство о регистрации и постановке на налоговый учет, чтобы открывать счета в банках.

Некоммерческие организации как субъекты коммерческого права

В зависимости от цели деятельности субъекты коммерческого права могут подразделяться на: коммерческие организации , целью которых является систематическое извлечение прибыли от продажи товаров или оказания услуг, сопутствующих купле-продаже, и некоммерческие организации , целью которых не является систематическое извлечение прибыли от указанных действий, не распределяющие эту прибыль между их участниками (ст. 50 ГК РФ).

Юридическая категория "некоммерческая организация" является достаточно молодой и прогрессирующей для российского гражданского права . Впервые термин "некоммерческие" получил свое закрепление в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г.

Дальнейшее формирование подынститута некоммерческих организаций и создание механизмов его правового регулирования закреплены в ст. 50 части первой ГК РФ. В.В. Залесский указывал, что "деление на коммерческие и некоммерческие организации дает возможность обеспечить четкое направление общественной, благотворительной и иной подобной деятельности через специальную правоспособность некоммерческих организаций. С другой стороны, общая правоспособность коммерческих организаций соответствует главной цели их существования - извлечению прибыли любыми непротивоправными методами".

Коммерческие организации образуются в основном в виде хозяйственных товариществ и обществ . Статья 50 ГК РФ устанавливает исчерпывающий перечень видов (организационно-правовых форм) коммерческих организаций. Виды (организационно-правовые формы) некоммерческих организаций определены в ГК РФ, Федеральном законе от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и иных федеральных законах.

Б.И. Пугинский отмечает, что "возможность участия коммерческих и некоммерческих организаций в торговом обороте, т.е. их коммерческая правоспособность, является неодинаковой. Коммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели в полном объеме могут участвовать в торговом обороте. Некоммерческие организации участвуют в товарном обращении ограниченно. Такие организации могут приобретать необходимые материальные ресурсы, вправе продавать производимые ими изделия. Однако они вправе продавать товары лишь в соответствии с уставными целями деятельности, а не вообще заниматься торговлей. Они не вправе заключать договоры поставки в качестве поставщиков и могут заключать при реализации товара лишь договоры купли-продажи .

Существенные ограничения устанавливаются для таких организаций также при лицензировании для занятия специальными видами деятельности, получении экспортных лицензий и квот, заключении внешнеторговых контрактов и в других аспектах".

Пунктом 3 ст. 50 ГК РФ некоммерческим организациям предоставлено право осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям. Каким-либо перечнем она не ограничивается. Федеральный закон N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" для некоммерческих организаций различных организационно-правовых форм устанавливает разные требования к возможной предпринимательской деятельности в соответствии с ее целями. При совершении некоммерческой организацией действий, противоречащих ее целям, ей может быть вынесено предупреждение в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц , или прокурором внесено представление об устранении нарушений на основании ст. 33 Федерального закона "О некоммерческих организациях".

7. Органы государственного контроля и надзора в области стандартизации, обеспечения единства измерений и обязательной сертификации осуществляют свою деятельность в порядке, определяемом Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии с учетом положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", следующими органами и организациями, составляющими систему государственного контроля:

  1. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии в лице структурного подразделения, в сферу ведения которого входят вопросы организации и проведения государственного контроля и надзора;
  2. федеральные государственные учреждения, находящиеся в ведении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии;
  3. организации со статусом государственного научного метрологического центра, находящиеся в ведении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и осуществляющие государственный метрологический контроль.

Государственный контроль и надзор в области стандартизации, обеспечения единства измерений и обязательной сертификации включает в себя:

  1. государственный контроль и надзор за соблюдением субъектами коммерческой деятельности обязательных требований государственных стандартов к товарам;
  2. государственный контроль и надзор за соблюдением проверяемыми субъектами правил обязательной сертификации и за сертифицированными товарами;
  3. государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации при аккредитации организаций, осуществляющих оценку соответствия товаров установленным требованиям качества и безопасности;
  4. государственный метрологический надзор за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм, количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций, количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже;
  5. государственный метрологический контроль, включающий утверждение типа средств измерений, проверку средств измерений, в том числе эталонов, лицензирование деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений.

8. Органами государственного надзора и контроля в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами и применяемых для изготовления, упаковки, хранения, транспортировки, реализации пищевых продуктов, парфюмерной и косметической продукции, средств и изделий для гигиены полости рта и табачных изделий, являются:

  1. Федеральное медико-биологическое агентство;
  2. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор);
  3. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии;
  4. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор).

Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов включает в себя контроль за:

  1. выполнением требований государственных стандартов, государственных санитарно-эпидемиологических правил, норм и гигиенических нормативов и ветеринарных правил, норм и правил ветеринарно-санитарной экспертизы при хранении пищевой продукции, ее транспортировке и реализации, а также утилизации или уничтожении некачественной, опасной продукции;
  2. выполнением правил продажи отдельных видов товаров в сфере общественного питания;
  3. соблюдением установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения подтверждения соответствия пищевой продукции требованиям нормативных документов;
  4. выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических), ветеринарно-санитарных и противоэпизоотических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения, распространения и ликвидацию инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, связанных с употреблением (использованием) пищевой продукции, а также болезней животных, общих для животных и человека.

9. Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов коммерческой деятельности, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров для федеральных государственных нужд.

10. Федеральная служба по тарифам (ФСТ России) является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий , осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий. ФСТ России устанавливает и регулирует цены и тарифы на электрическую и тепловую энергию (мощность), на газ и его транспортировку, на грузовые железнодорожные перевозки, на транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, на услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов и др.

11. Федеральная таможенная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела. Функции ФТС России в коммерческом обороте сводятся к: 1) ведению реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела; 2) определению порядка контроля таможенной стоимости товаров; 3) установлению формы и порядка принятия предварительных решений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД в отношении конкретного товара, о стране происхождения товара; 4) определению порядка и технологии производства таможенного оформления в зависимости от видов товаров, перемещаемых через таможенную границу, вида транспорта, используемого для такого перемещения; 5) выделению категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства.

12. Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) осуществляет следующие полномочия:

  1. устанавливает порядок представления организациями уведомлений при закупке этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции и (или) использования для собственных нужд, а также при поставке этилового спирта, нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60% объема готовой продукции;
  2. принимает акты, устанавливающие минимальные цены на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28%, производимую на территории Российской Федерации или ввозимую на таможенную территорию Российской Федерации;
  3. определяет нормы естественной убыли при производстве и обороте (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  4. устанавливает порядок приобретения и учета федеральных специальных марок, а также уничтожения неиспользованных, поврежденных и не соответствующих установленным требованиям федеральных специальных марок;
  5. формирует перечень сведений о маркируемой алкогольной продукции;
  6. определяет порядок оценки достоверности учета объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  7. осуществляет лицензирование в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  8. производит выдачу федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации;
  9. осуществляет государственный контроль за производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и др.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРОФСОЮЗОВ

Красноярский филиал

Специальность 021100

“юриспруденция”

Дисциплина: Коммерческое право

Контрольная работа

Тема: Субъекты коммерческой деятельности

Выполнил: студент 5-ЮСО

Проверил: Назаренко В.А.

Красноярск 2008

ПЛАН

1. Классификация субъектов коммерческой деятельности 5

2. Особенности правового статуса индивидуальных предпринимателей 8

3. Организационно-правовые формы коммерческих организаций 11

Полное товарищество. 11

Товарищество на вере. 12

Общество с ограниченной ответственностью (ООО). 12

Общество с дополнительной ответственностью 13

Акционерное общество (АО) 13

Производственные кооперативы 14

Государственные и муниципальные унитарные предприятия 16

Заключение 18

Список использованной литературы 19

ВВЕДЕНИЕ

Совокупность предприятий в экономике образует свой сектор. Как известно в рыночной экономике данный сектор принимает форму сектора коммерческих организаций или предпринимательского сектора.

Коммерческие субъекты представляют собой самостоятельные хозяйственные единицы разных форм собственности, объединившие экономические ресурсы для осуществления своей коммерческой деятельности.

Под коммерческой деятельностью понимается деятельность по производству товаров и оказания услуг для третьих лиц, физических и юридических, которая должна приносить предприятию коммерческую выгоду.

Коммерческий сектор национального хозяйства обычно насчитывает огромное количество предприятий, которые для целей экономического анализа группируются по ряду существенных признаков. Наиболее распространенными является классификация по формам собственности, размерам, характеру деятельности, отраслевой принадлежности, доминирующему фактору производства, правовому статусу.

Цель данной работы - рассмотреть различных участников коммерческой деятельности и особенности их правового статуса при осуществлении ими прав и обязанностей.

1. Классификация субъектов коммерческой деятельности

В правовой теории под субъектом права принято понимать лицо или организацию, которые наделены способностью иметь субъективные права и юридические обязанности (т.е. правоспособностью) Энциклопедический словарь правовых знаний. М. 1965. С. 447. . Исходя из сложившегося понимания субъекта права, субъектами коммерческого права являются лица, обладающие способностью иметь права и исполнять обязанности, возникающие из торговых отношений, участвующие в торговом обороте и несущие самостоятельную имущественную ответственность. Определяя видовое разнообразие субъектов коммерческого права, необходимо отметить, что в современной юридической литературе не наблюдается единого, сформировавшегося подхода по данному вопросу. Так, например, в одних изданиях субъекты коммерческого права делятся на:

Индивидуальных предпринимателей;

Полные и коммандитные товарищества;

Общества с ограниченной и дополнительной ответственностью;

Акционерные общества;

Производственные кооперативы;

Государственные и муниципальные предприятия;

Некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность Коммерческое право: Учебник / А.Ю. Бушев, О.А. Городов, Н.С. Ковалевская и др.; Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. - СПб., 1997. С. 88. .

В других изданиях основное внимание при классификации субъектов коммерческого права уделяется определению не столько юридического (организационно-правовой формы), сколько функционального вида предпринимателя, определяемого его местом в торговом обороте и основным содержанием деятельности Голышев В.Г. Коммерческое право: Конспект лекций. М., 2005. С. 9. .

Классификация субъектов коммерческой деятельности по функциональным признакам такова:

Производители продукции, реализующие продукцию как самостоятельно, так и через представителей;

Представители производителей, поставщиков и торговые посредники;

Потребители;

Субъекты, осуществляющие регулирование торговой деятельности и контроль за ней.

Первая группа граждан, зарегистрированные индивидуальными предпринимателями, и коммерческие организации, изготавливающие продукцию и реализующие ее самостоятельно. В эту же группу входят и некоммерческие организации, осуществляющие коммерческую деятельность. Осуществляя такую деятельность, они вступают в торговые отношения, действуют как субъекты коммерческого права.

Вторая группа субъектов коммерческого права - представители и торговые посредники. В роли посредников могут выступать индивидуальные предприниматели и коммерческие организации.

Из некоммерческих организаций посредниками могут быть только те, в уставе которых зафиксирована возможность заниматься торговой деятельностью.

Третья группа субъектов коммерческого права - потребители. В правовом регулировании потребители в свою очередь подразделяются на следующие категории:

Производственные потребители, использующие приобретенные товары, сырье для своей предпринимательской деятельности;

Непроизводственные потребители, использующие приобретенные товары для хозяйственной непредпринимательской деятельности (некоммерческие организации);

Граждане, приобретающие товары для личных, семейных, домашних и иных подобных нужд.

В зависимости от принадлежности потребителей к той или иной категории может устанавливаться, например, предел ответственности поставщика (продавца) либо применяться условие наличия вины сторон при неисполнении или ненадлежащем исполнении договора.

Четвертая группа субъектов коммерческого права - это субъекты, которые осуществляют регулирование торговой деятельности и контроль за ней. К ним относятся государственные и муниципальные образования, государственные органы и органы местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации, регулирующие деятельность входящих в их структуру подразделений, например, объединения (ассоциации) коммерческих организаций.

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов и унитарных предприятий. Учредительными документами юридического лица являются его устав (акционерное общество, производственный кооператив, унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения), учредительный договор (полное и коммандитное товарищества), учредительный договор и устав (общество с ограниченной ответственностью и общество с дополнительной ответственностью).

Коммерческие юридические лица подлежат государственной регистрации в порядке, определяемом законодательством. Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный регистр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Правоспособность юридического лица - это его способность иметь права и нести обязанности как участника коммерческой деятельности. В отношении правоспособности некоммерческих организаций как участников коммерческой деятельности действует правило о специальной правоспособности.

Институт специальной правоспособности применим и к унитарным предприятиям, уставы которых, помимо сведений, указанных в п.2 ст.48 ГК, должны содержать сведения о предмете и целях деятельности предприятия Ст.113 ГК РФ. .

2. Особенности правового статуса индивидуальных предпринимателей

Предпринимательство - это особый вид экономической активности, под которой понимается деятельность, направленную на извлечение прибыли, основанную на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.

С формально-юридической точки зрения предпринимателем является только тот гражданин, который занимается предпринимательской деятельностью и зарегистрирован в этом качестве государством. Вместе с тем, Гражданский кодекс РФ закрепил так называемую презумпцию предпринимательской деятельности гражданина. Она состоит в том, что гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность, но не зарегистрированный в качестве предпринимателя, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при всём этом сделок на то, что он предпринимателем не является. К таким сделкам суд может применить правила об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

С позиции же публичного права (уголовного и административного) предпринимательская деятельность, осуществляемая лицом, незарегистрированным в качестве предпринимателя, является незаконным предпринимательством.

Для приобретения статуса индивидуального предпринимателя гражданин должен обладать следующими признаками субъекта гражданского права:

правоспособностью (способность иметь гражданские права и нести обязанности)

гражданской дееспособностью (способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их);

иметь имя;

иметь место жительства.

Главным признаком является гражданская дееспособность. По этому признаку граждане подразделяется на следующие группы:

недееспособные - малолетние до 6 лет и признанные судом страдающими психическими расстройствами, не дающими возможность понимать значение своих действий или руководить ими;

не полностью дееспособные - малолетние от 6 до 14 лет и несовершеннолетние от 14 до 18 лет;

ограниченно дееспособные - признанные судом злоупотребляющими спиртными напитками или наркотическими средствами;

полностью дееспособные - совершеннолетние, достигшие возраста 18 лет, или эмансипированные.

Особенности статуса индивидуального предпринимателя, действующего без образования юридического лица, по сравнению с общегражданской правоспособностью гражданина заключается в следующем:

1) этот статус приобретается с момента государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя. Гражданин, фактически занимающийся предпринимательской деятельностью, но не прошедший регистрации, не приобретает статуса индивидуального предпринимателя. Поэтому споры с участием таких граждан, подведомственны не арбитражному суду, а суду общей юрисдикции.

2) к предпринимательской деятельности этих граждан соответственно применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, актов Президента и Правительства РФ или существа правоотношения.

3) индивидуальный предприниматель вправе заключать трудовые договоры. Лица, работающие по трудовому договору, включаются в число кредиторов индивидуального предпринимателя.

4) имущественные споры между индивидуальными предпринимателями или между ними и юридическими лицами подведомственны арбитражному суду, но только связанные с предпринимательской деятельностью.

5) индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан по решению суда несостоятельным (банкротом).

6) требования кредиторов, в случае признания индивидуального предпринимателя банкротом, удовлетворяются за счет принадлежащего ему имущества.

При этом у индивидуальных предпринимателей есть и немало общего с гражданами-непредпринимателями. Это позволяет сделать вывод о том, что правовой статус индивидуальных предпринимателей находится на границе правомочий обычных граждан и коммерческих организаций.

В отличие от юридических лиц имущество индивидуального предпринимателя, составляющее объекты предпринимательской деятельности, может быть передано по наследству. Но право заниматься предпринимательской деятельностью по наследству не переходит. Учитывая, что индивидуальный предприниматель в правовом поле находится между физическими и юридическими лицами, следует внимательно относиться к распространению на него норм российского законодательства. В связи с этим существует различный опыт применения законодательства в судебной практике с участием индивидуальных предпринимателей. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ № 6641/97 от 25 августа 1998 г.

3. Организационно-правовые формы коммерческих организаций

Правоспособность юридических лиц в отличие от граждан даже в рамках одной организационно-правовой формы бывает различной. Правоспособность юридического лица возникает с момента его государственной регистрации. Кроме того, на отдельные виды деятельности, определяемые законом, юридическим лицам необходимо получение специального разрешения - лицензии.

По действующему законодательству все юридические лица, включая предпринимательские организации, подразделяются на две большие группы.

В первую входят те предпринимательские организации, которые обладают общей правоспособностью. Они могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов предпринимательской деятельности, не запрещенных законом. В круг таких юридических лиц входят коммерческие организации (за исключениями, установленными законом. Извлечение прибыли для них - основная цель деятельности, они профессионально занимаются предпринимательством. К ним относятся:

Полное товарищество

Полным признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам, принадлежащим им имуществом. Управление деятельностью полного товарищества осуществляется по общему согласию всех участников. Как правило, каждый участник полного товарищества имеет один голос. Участники солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества.

Полные товарищества характерны преимущественно для сельского хозяйства и сферы услуг; как правило, они представляют собой небольшие по размерам предприятия, деятельность которых достаточно легко контролировать.

Товарищество на вере

Товариществом на вере (коммандитным товариществом) признается товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по его обязательствам своим имуществом (полными товарищами). Имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

Поскольку данная правовая форма позволяет привлекать значительные финансовые ресурсы через практически неограниченное число коммандитистов, она характерна для более крупных предприятий.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО)

Таковым признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли, определенные учредительными документами; участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах размеров (стоимости) внесенных ими вкладов. Уставный капитал ООО составляется из стоимости вкладов его участников. ООО не обязано публичной ответственностью. Данная правовая форма наиболее распространена среди мелких и средних предприятий.

Общество с дополнительной ответственностью

Общество, участники которого солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам общества своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами самого общества. Особенности ответственности участников ОДО и определили наличие данной организационно-правовой формы коммерческих организаций

Акционерное общество (АО)

Таковым признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники АО (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым. Такое АО вправе проводить подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом. Открытое АО обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.

Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым. Учредительным документом АО является его устав. Уставный капитал АО составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. Высшим органом управления АО является общее собрание акционеров. Преимуществами акционерной формы организации предприятий являются: возможность мобилизации больших финансовых ресурсов; возможность быстрого перелива финансовых средств из одной отрасли в другую; право свободной передачи и продажи акций, обеспечивающее существование компаний, независимо от изменения состава акционеров; ограниченная ответственность акционеров; разделение функций владения и управления. Правовая форма акционерного общества предпочтительна для крупных предприятий, где существует большая потребность в финансовых ресурсах.

Производственные кооперативы

Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. В России они были известны как артельные товарищества Суханов Е.А. Производственный кооператив как юридическое лицо //Хозяйство и право. - 1998. - № 4. .

Производственный кооператив является коммерческой организацией. Учредительным документом производственного кооператива является его устав, утверждаемый общим собранием его членов. Число членов кооператива не должно быть менее пяти. Имущество, находящееся в собственности ПК, делится на паи его членов в соответствии с уставом кооператива. Кооператив не вправе выпускать акции. Член кооператива имеет один голос при принятии решений общим собранием.

Особую разновидность коммерческих организаций составляют дочерние и зависимые хозяйственные общества. Хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом. Хозяйственное общество признается зависимым, если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более 20% голосующих акций акционерного общества или 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.

Во вторую группу входят юридические лица - обладатели специальной правоспособности. Суть специальной правоспособности состоит в том, что ее обладатели могут иметь лишь те гражданские права, которые соответствуют целям деятельности, предусмотренным в их учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Эту группу составляют:

а) коммерческие организации, которые в порядке исключения из общего правила не обладают общей правоспособностью (государственные и муниципальные унитарные предприятия и иные виды организаций, предусмотренные законом, например банки, страховые организации). Унитарные предприятия, а также другие коммерческие организации, в отношении которых предусмотрена специальная правоспособность, не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности, определенным законом или иными правовыми актами. Такие сделки являются ничтожными.

Государство и иные публично-правовые образования как субъекты коммерческого права обладают правоспособностью и дееспособностью. Причем правоспособность данных субъектов в области коммерческого права как части гражданского права является специальной Субъекты гражданского права. - М., 1984. С.270. .

Государство и административно-территориальные образования следует относить к числу особых, отличных от граждан и от юридических лиц, участников (субъектов) коммерческих правоотношений.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Унитарным предприятием называется коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

Одним предприятиям (их большинство) имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, а другим - на праве оперативного управления. Законодательством установлены виды деятельности, которые могут осуществлять исключительно государственные предприятия (производство оружия и боеприпасов, наркотических и ядерных веществ, переработка драгоценных металлов и радиоактивных элементов и др.).

б) некоммерческие организации (извлечение прибыли не является для них основной целью, а полученная прибыль не делится между участниками организации). К ним относятся: потребительские кооперативы (они - единственный вид некоммерческой организации, в которой доходы, полученные от предпринимательской деятельности, распределяются между ее членами); общественные или религиозные организации (объединения) финансируемые собственником учреждения; благотворительные и иные фонды; другие организационно-правовые формы, предусмотренные законом. В частности, Федеральным законом "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996г. введены две такие формы: некоммерческое партнерство и автономная некоммерческая организация.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Необходимо подчеркнуть: некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика. Некоммерческая организация ведет учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности.

Заключение

Даже краткая правовая характеристика юридических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, свидетельствует, что они являются главной движущей силой реформируемой российской экономики.

В нормативно-правовом регулировании и на практике для избежания ошибок в определении статуса субъектов коммерческой деятельности и недоразумений во взаимоотношениях с ними органов государственной власти и органов местного самоуправления необходимо правильно уяснить соотношение коммерческой деятельности со смежными видами деятельности, в частности предпринимательской деятельностью. Коммерческая деятельность - понятие неоднозначное. В узком смысле слова оно означает осуществление торговли, например, розничной купли-продажи. В широком смысле (и это закреплено в законодательстве) к коммерческой относится деятельность, которая в качестве основной своей цели ставит извлечение прибыли.

Таким образом, всякая коммерческая деятельность есть предпринимательская, но не всякая предпринимательская деятельность есть коммерческая. Их различие в целях деятельности: "систематическое извлечение прибыли" характеризует предпринимательскую, а "основная цель - извлечение прибыли" - коммерческую деятельность.

Четкое различение предпринимательской и коммерческой деятельности, а также отграничение их от иных не предпринимательских видов деятельности имеет важное практическое значение. Возможность возникновения и функционирования некоторых правовых отношений закон ставит в прямую зависимость от соответствующего статуса сторон - субъектов коммерческой или иной деятельности. Знание правового статуса субъекта позволяет не допускать правонарушений в этой сфере отношений.

Список использованной литературы

Конституция РФ.М., 2005.

Гражданский кодекс Российской Федерации.М., 2006.

Всякий отраслевой товарный рынок представляет собой процесс сбыта товаров, выражающийся во взаимодействии субъектов, выполняющих различные функции. В существующей экономической ситуации, какой бы рынок мы не рассматривали, вопросами сбыта товара занимаются, во-первых, сами его производители, а во-вторых - посреднические организации. При этом роль, количество, значение в продвижении товара посредников на различных товарных рынках различается, подобно тому, как различается и влияние на сбыт самих производителей товара.

Б. И. Пугинский отмечает, что если «по традиции, сложившейся столетия назад, в качестве основной фигуры, главного субъекта торгового оборота рассматривались торговые общества либо отдельные торговцы» 1 , то в настоящее время развитие товарного оборота потребовало пересмотра такого подхода. Несмотря па важность такой знаковой фигуры, как коммерсант, сужение субъектов торговой деятельности рамками одной этой фигуры было бы в корне неверно. Продолжая свою мысль, ученый пишет, что «по месту в процессе товародвижения коммерческие организации подразделяются па продавцов, торговых посредников, организаторов торговли и покупателей». При этом данные категории субъектов следует четко соотносить с определенным товарным рынком, так как на различных товарных рынках один и тот же субъект может выступать в роли покупателя (к примеру, при приобретении того или иного ресурса для производства товара), а на другом - продавца товара, в производстве которого использовался данный ресурс. Таким образом, субъекты коммерческой деятельности могут быть разделены, прежде всего, по функциональному признаку.

Коммерсанты. Коммерсант (торговец, посредник) осуществляет деятельность по приобретению чужих товаров в расчете па последующую перепродажу. Одновременно с этим коммерсант может оказывать различные сопутствующие услуги, к примеру, такие, как хранение, сортировка, упаковка и др. Таким образом, в одних случаях функции коммерсанта минимальны, и он, по сути, просто «сводит» продавца и покупателя това-

ров, в других он заключает договоры с покупателями от собственного имени, но за счет продавца, либо действует полностью «самостоятельно», приобретая товар у производителя (или другого коммерсанта) на свое имя п за свой счет и с целью дальнейшей его реализации (перепродажи) от своего имени, за свой счет, на свой страх и риск. В любом случае не меняется его главное функциональное назначение - покупка товара и его продажа, т.е. посредническая деятельность в экономическом смысле этого слова.

Историческое наименование российских коммерсантов - торговцы, или купцы. Как писал Г. Ф. Шершеневич, «с экономической тоски зрения купец является посредником между производителем и потребителем. Его общественная роль заключается в распределении готовых продуктов между лицами, нуждающимися в них. В этом отношении купец противополагается сельскому хозяину, фабриканту, заводчику, ремесленнику с одной стороны, с другой - потребителю» 1 .

Коммерсанта в широком смысле слова нельзя воспринимать только как техническое передаточное звено между производством и потреблением. Коммерсант - это, прежде всего, исполнитель задач, присущих сфере товарного обращения. Общим смыслом деятельности коммерсанта является «совершенствование процесса товарного обмена, предполагающее своевременное и качественное обеспечение потребителей товарами, создание предпосылок для их экономического и рационального использования, сокращения издержек производства и обращения» . Коммерсанты способны повышать конкурентоспособность товаров за счет сокращения сроков доставки со складов, осуществления предпродажного и гарантийного сервиса. Создавая товарные запасы, посредники обеспечивают согласование ритма производства и потребления, страхуя изготовителей и потребителей от различных колебаний.

Среди коммерсантов (торговцев, посредников) следует отдельно выделить организации оптовой торговли. Данные организации, как и иные посредники, приобретают товары в целях их последующей перепродажи для предпринимательских и хозяйственных нужд. Однако роль их в обращении товаров никогда нс сводится к одной только перепродаже товара - она значительно шире. Оптовые организации призваны выполнять значимые функции но распределению товаров, организации процесса товародвижения . Речь идет о том, что организации оптовой торговли, помимо функций обычного посредника, часто принимают па себя также осуществление функций по содействию торговле. «Оптовые организации призваны разделять полученную массу товаров на ассортиментные группы, комплектовать наборы товаров от разных производителей, формировать партии товаров для отправки покупателям. Посредники совершают множество товарных операций по приему заказов покупателей, подбору и доставке им товаров, организации сервисного обслуживания» 1 .

Оптовики часто работают с большим количеством продавцов и покупателей, приобретают товары широкого ассортимента. Приобретая тот или иной товар, такой посредник не всегда имеет четкое представление о том, кому и когда он продаст данный товар. Фактически специфика деятельности организаций оптовой торговли заключается в том, что они работают «на свой страх и риск» в части того, что купленный товар может и не найти своего потребителя.

Производители. Полагаем, что в число субъектов торговой деятельности в настоящее время было бы правильно включать не только собственно коммерсантов - лиц, зарабатывающих на перепродаже товаров без изменения существа и внешнего вида таковых - по и производителей. Производителей и посредников объединяют такие цели осуществления ими торговой деятельности, как (а) организация бесперебойной системы эффективного продвижения товаров к гражданам-потребителям и (б) извлечение прибыли. Производители товаров - на каком бы товарном рынке они не работали - имеют собственные сбытовые подразделения, по которым реализуется, как минимум, некоторая часть производимого товара; встречаются и такие производители, которые обходятся исключительно своими собственными силами и ие привлекают посреднические структуры для организации сбыта своих товаров. По такая работа - одними только своими собственными силами - вряд ли может быть эффективна на всех товарных рынках. Отсюда - необходимость тесного взаимодействия производителей товаров с коммерсантами и посредниками в собственном смысле этого слова.

Торговые посредники. Взаимодействие производителей с коммерсантами может быть разноплановым - от обыкновенной безусловной продажи своих товаров коммерсантам, приобретающим их на собственное имя и никак не связанных с производителями, до перепродажи чисто номинального свойства коммерсантам, состоящим в отношениях аффилированности с производителями и даже входящим с ними в одну и ту же группу лиц. По существует большое количество отраслевых товарных рынков, в которых производители товара работают исключительно с посредниками в узком (собственном ) смысле этого слова - торговыми посредниками, сводящими производителей с потенциальными покупателями для целей продажи товаров, либо способствующими продвижению товаров от производителей через промежуточных покупателей (коммерсантов) к конечным потребителям. Подробнее о торговых посредниках в этом - специальном - смысле слова - см. следующий параграф настоящей главы.

В договорах производителей с независимыми коммерсантами и посредниками нередко встречаются многочисленные «ограничительные» усло-

вия, стесняющие одну или обе их стороны в вопросах дальнейшей продажи товаров, возможности совершения сделок с товарами других производителей, а также в свободе выбора территории, на которой может осуществлять свою деятельность коммерсант или посредник. Данные условия должны тщательно проверяться на предмет соответствия законодательству о конкуренции и не подпадать под запрещаемые «вертикальные» соглашения.

К числу покупателей как субъектов торговой деятельности относятся коммерсанты, приобретающие товар, для последующей продажи конечным потребителям. В их число входят организации не только оптовой, но и розничной торговли - коммерсанты, приобретающие товары на оптовом рынке, осуществляют перепродажу товаров гражданам для личного, семейного, домашнего использования, а также юридическим лицам для удовлетворения их повседневных хозяйственных нужд.

При заключении и исполнении торговых договоров интересы покупателей зачастую нелегко совместить с интересами продавцов товаров, будь то коммерсанты или производители. Покупатели заинтересованы в приобретении товаров, которые будут востребованы на розничном рынке последующими приобретателями, в том числе потребителями - товаров высокого качества и широкого ассортимента по ценам, которые были бы привлекательны для потребителей и позволяли бы покупателям-коммерсантам получить достойное вознаграждение за свою деятельность. Несмотря на видимую простоту данной цели, достигнуть ее не так-то просто, на пути покупателя товара стоит значительное количество преград. Первым из них является, как ни странно, интерес производителя, направленный на продажу возможно больших партий однотипных товаров по максимальным ценам.

Не все просто и при взаимодействии с посредниками. С одной стороны, для покупателей работа с посредниками повышает возможность удовлетворения своих запросов. Посредники обеспечивают доступность товаров для потребителей, разбросанных на значительном удалении, позволяют получать товары в необходимом количестве и нужного качества. Однако, с другой стороны, работа с посредниками имеет и отрицательные аспекты. Посредник далеко не всегда стремится выполнять свои функции по предоставлению товара широкого ассортимента, по проверке качества этого товара, по предоставлению помещений для надлежащего хранения товара. Часто целью посреднических структур является исключительно дополнительная накрутка на цену товара. Как пишет Б. И. Путинский, «в оптовой сфере популяризируется идеология..., что задача оптовика - быстрее продать купленную партию товара и подороже» 1 . Данная ситуация усугубляется, когда посредники находятся в отношениях аффилированности с производителями товара. В этом случае ожидать реальной помощи от взаимодействия с ними покупателям не приходится. Впрочем, задача государственной защиты рынка от недобросовестных посредников ни в коей мере не отменяет того факта, что уметь отстаивать свои интересы

при взаимодействии как с посредниками, так и непосредственное производителями товаров, должны уметь и сами покупатели.

Организаторы торговли (подробнее - см. § 3 и 4 настоящей главы). Основная характеристика и назначение организаторов торгового оборота состоит не в совершении сделок, а в создании условий и возможностей для совершения торговых операций другими лицами. Помимо формирования рынков такие субъекты содействуют развитию коммерции, стимулируют развитие торгово-хозяйственных связей. Регулирование деятельности организаторов внутреннего торгового оборота осуществляется Федеральным законом от 21.11.2011 № 325-ФЗ «Об организованных торгах».

Наиболее известная разновидность организованных торгов - торги биржевые ; наиболее распространенными формами организаторов торгов являются товарные биржи. К сожалению, так обстоит дело практически во всем мире, кроме...Российской Федерации: действующие в настоящее время на ее территории товарные биржи почти неспособны решать задачи, традиционно возлагаемые на биржевую торговлю, а именно - способствовать формированию справедливой цены на товар, обеспечению концентрации на бирже спроса и предложения. Цена товаров, сформировавшаяся в ходе организованных торгов на российских биржах, не является гарантией ни ее справедливого, ни даже просто рыночного характера. Дело в том, что объемы товаров, торгующихся на российских биржах, крайне незначительны; кроме того, в торгах участвует большое число лиц, аффилированных друг с другом, что в ряде случаев только создает видимость настоящих рыночных отношений.

Роль других организаторов внутренней торговли - таких как оптовые ярмарки, выставки и оптовые продовольственные рынки, - в настоящее время также не столь велика, как могла бы быть. Связано это, в числе прочего, и с отсутствием полноценного нормативно-правового регулирования их деятельности. В качестве позитивной тенденции следует отметить усиливающуюся в последнее время роль таких организаторов торгового оборота, как профессиональные саморегулируемые организации.

Лица, содействующие торговле. Наряду с собственно торговой деятельностью коммерческое право также регулирует отношения, обслуживающие торговлю. В особую группу субъектов коммерческой деятельности выделяют лиц, содействующих торговле, в том числе маркетинговые агентства, рекламные и информационные компании; транспортные и транспортно-экспедиционные организации; товарные склады; кредитные и страховые организации.

Маркетинговая деятельность заключается в исследовании спроса на товары и выявлении круга потребителей, заинтересованных в приобретении тех или иных товаров. «В современных условиях маркетинг стал обязательным этапом... торговой деятельности, приобрел комплексный характер. Он не только обеспечивает приспособление производства к запросам покупателей, но также включает в себя разработку способов стимулирования сбыта, активизации продаж» 1 . Осуществление данной деятельности силами самих продавцов явно недостаточно. В полном объеме это могут осуществить только специализированные маркетинговые агентства, выполняющие такую работу на основе заключаемых договоров.

Рекламой применительно к коммерческой деятельности признается распространение в любой форме и с помощью любых средств той информации о товаре либо о юридическом лице, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим товарам или лицу и способствовать реализации товаров. В настоящее время создание рекламы превратилось в самостоятельную индустрию. Разнообразные договоры (в зависимости от вида производимой или используемой рекламы) заключаются как в целях создания отдельных рекламных продуктов, так и проведения целых рекламных кампаний.

Следующей важнейшей категорией участников торгового оборота - лиц, содействующих торговле, - являются организации, занимающиеся доставкой товаров от продавца к покупателю, т.е. перевозкой товаров (транспортные организации). Как отмечает Б. И. Путинский, «при налаживании перевозок коммерсантам приходится решать ряд сложных задач. Здесь на первый план выходят вопросы скорости доставки к получателю, снижение транспортных расходов, обеспечение сохранности товара. Исходя из этих обстоятельств, выбирается вид транспорта используемых перевозочных средств, вырабатываются условия договоров, предусматриваются меры защиты груза» .

Деятельность собственно транспортных организаций (перевозчиков) не может быть эффективной без содействия в ее организации и осуществлении. Этим занимаются экспедиторы (транспортно-экспедиционные организации). Согласно Федеральному закону от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» транспортно-экспедиционная деятельность состоит в оказании услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов. То есть речь идет об услугах, связанных с перевозкой, но не собственно перевозки.

Значительную роль в продвижении товаров играют услуги складских распределительных центров - организаций, оказывающих целый ряд услуг, и в первую очередь, конечно, услуг по хранению товаров. Согласно ст. 907 ГК РФ по договору складского хранения товарный склад (хранитель) обязуется за вознаграждение хранить товары, переданные ему товаровладельцем (поклажедателем), и возвратить эти товары в сохранности. Товарным складом признается организация, осуществляющая в качестве предпринимательской деятельности храпение товаров и оказывающая связанные с хранением услуги.

«Регистрационные» требования для занятия торговой деятельностью. За рубежом распространен порядок, когда лицо, желающее стать коммерсантом, должно зарегистрироваться в специальном торговом реестре. На Западе торговые реестры находятся в ведении муниципальных или судебных органов. В них регистрируются сами участники торговой деятельности, касающиеся их факты, а иногда и совершаемые ими сделки. В России ст. 20 Закона о торговле также предусматривается создание и ведение торгового реестра. Однако включение в данный реестр не является обязательным требованием для занятия торговой деятельностью. На настоящий момент предусмотрен только уведомительный порядок включения в реестр. Что же касается обязательных регистрационных процедур, то в России действует общий для осуществления любой предпринимательской деятельности порядок государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Коммерческая (торговая) деятельность, как и деятельность по организации торговле и содействию таковой, не составляет исключения.

Юридические лица приобретают коммерческую правоспособность с момента государственной регистрации. При этом коммерческие организации, за некоторыми исключениями, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. В отличие от них, некоммерческие организации могут осуществлять приносящую им доход деятельность, если это предусмотрено их уставами и лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

Что касается граждан , то они вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Граждане вправе заниматься хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

Отдельную проблему составляет вопрос о возможности или невозможности рассмотрения в качестве коммерсантов государственных структур. Как писал Г. Ф. Шершеневич, трудно согласиться с тем, что государство может быть признано купцом в отношении его промысловой деятельности. «Государство нельзя сравнивать с частными хозяйствами, оно имеет совершенно иные задачи и средства к их достижению, чем последние. Если оно берет на себя производство торгового промысла, то не следует забывать, что при этом оно имеет в виду общественное благо... государство имеет в виду интересы... содействия торговле, а не доходы от предприятия» 1 . Полагаем, что и в настоящее время данная позиция совершенно обоснована. Государственные образования действительно участвуют в торговом обороте через свои органы , обыкновенно - имеющие статус юридических лиц; кроме того, именно государство определяет правовые основы ком- Пугинский Б. И. Проблемы регулирования торгового посредничества // Коммерческоеправо. С. 7.

  • Пугинский Б. И. Проблемы регулирования торгового посредничества // Коммерческоеправо. С. 14.
  • Пугинский Б. И. Коммерческое право. 5-е изд. С. 259.
  • Там же. С. 292.
  • Шершеневич Г. Ф. Курс торгового права. Т. 1: Введение. Торговые деятели. С. 138-139.


  • Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Как правильно делать укол собаке
    Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
    Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения