Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

История россии. xvi-xvii века

Царская семья- образец чистой, патриархальной жизни простой русской религиозной семьи.В этом семействе чередование различных занятий также было регламентировано, и соблюдался режим достаточно строго. Но не настолько строго, чтобы стать для детей невыносимым. Распорядок дня не тяготил царевен и царевича.

Когда императорская семья пребывала в Царском Селе, ее жизнь носила более семейный характер, чем в других местах, приемы были ограничены из-за плохого самочувствия императрицы. Свита во дворце не жила, поэтому за столом семья собиралась без посторонних и совершенно запросто. Дети, подрастая, обедали вместе с родителями. Пьер Жильяр оставил описание зимы 1913/14 года, проводимой семьей в Царском Селе. Уроки с наследником начинались в 9 часов с перерывом между 11 часами и полуднем. В этот перерыв совершалась прогулка в карете, санях или автомобиле, затем занятия возобновлялись до завтрака, до часу дня. После завтрака учитель и ученик всегда проводили два часа на воздухе. Великие княжны и государь, когда бывал свободен, присоединялись к ним, и Алексей Николаевич веселился с сестрами, спускаясь с ледяной горы, которая была устроена на берегу небольшого искусственного озера. В 4 часа дня уроки возобновлялись до обеда, который подавался в 7 часов для Алексея Николаевича и в 8 для остальных членов семьи. День заканчивали чтением вслух какой-нибудь книги.

Праздность была абсолютно чужда семье последнего императора. Даже после ареста, совершившегося в Царском Селе, Николай Александрович с семейством всегда были при деле. По словам М. К Дитерихса, «вставали в 8 часов утра; молитва, утренний чай всех вместе... Гулять разрешалось им два раза в день: от 11 до 12 часов утра и от 2 с половиной до 5 часов дня. В свободное от учебных занятий время государыня и дочери шили что-нибудь, вышивали или вязали, но никогда не оставались без какого-либо дела. Государь в это время читал у себя в кабинете и приводил в порядок свои бумаги. Вечером, после чая, отец приходил в комнату дочерей; ему ставили кресло, столик, и он читал вслух произведения русских классиков, а жена и дочери, слушая, рукодельничали или рисовали. Государь с детства был приучен к физической работе и приучал к ней и своих детей. Час утренней прогулки император обыкновенно употреблял на моцион хождения, причем его сопровождал большей частью Долгоруков; они беседовали на современные переживавшиеся Россией темы. Иногда вместо Долгорукова его сопровождала какая-нибудь из дочерей, когда они поправились от своей болезни. Во время дневных прогулок все члены семьи, за исключением императрицы, занимались физической работой: очищали дорожки парка от снега, или кололи лед для погреба, или обрубали сухие ветви и срубали старые деревья, заготавливая дрова для будущей зимы. С наступлением теплой погоды вся семья занялась устройством обширного огорода, и в этой работе с ней вместе принимали участие некоторые офицеры и солдаты охраны, уже привыкшие к царской семье и стремившиеся выказывать ей свое внимание и доброжелательство».Большой радостью были для царских детей летние поездки в шхеры или в Крым. Во время этих небольших путешествий матросы учили детей плавать. «Но и кроме купания, в этих поездках было много радостного: катание на шлюпках, поездки на берег, на острова, где можно было возиться, собирать грибы. А сколько интересного на яхтах и судах, их сопровождавших! Гребные и парусные гонки шлюпок, фейерверк на островах, спуск флага с церемонией» (П. Савченко).Даже после отречения государя от престола и ареста всей семьи, не зная, что ожидает всех их в будущем, августейшие родители решили, что дети не должны прерывать учебу. «По мере выздоровления их высочества принялись за уроки, но так как учителей к ним не допускали, за исключением тоже арестованного Жильяра, то эти обязанности ее величество разделила между всеми. Она лично преподавала всем детям Закон Божий, его величество - Алексею Николаевичу географию и историю, великая княжна Ольга Николаевна - своим младшим сестрам и брату английский язык, Екатерина Адольфовна - арифметику и русскую грамматику, графиня Генне - историю, доктору Деревенько было поручено преподавание Алексею Николаевичу естествознания, а мой отец занимался с ним русским чтением. Они оба увлекались лирикой Лермонтова, которого Алексей Николаевич учил наизусть; кроме того, он писал переложения и сочинения по картинам, и мой отец наслаждался этими занятиями» (Т. С. Мельник-Боткина).





В ночь с 16 на 17 июля, примерно в начале третьего, Юровский разбудил Царскую семью. Им было сказано, что в городе неспокойно и поэтому необходимо перейти в безопасное место. Минут через сорок, когда все оделись и собрались, Юровский вместе с узниками спустился на первый этаж и привел их в полуподвальную комнату содним зарешеченным окном. Все внешне были спокойны. Государь нес на руках Алексея Николаевича, у остальных в руках были подушки и другие мелкие вещи. По просьбе Государыни в комнату принесли два стула, на них положили подушки, принесенные Великими княжнами и Анной Демидовой. На стульях разместились Государыня и Алексей Николаевич. Государь стоял в центре рядом с Наследником. Остальные члены семьи и слуги разместились в разных частях комнаты и приготовились долго ждать - они уже привыкли к ночным тревогам и разного рода перемещениям. Между тем в соседней комнате уже столпились вооруженные, ожидавшие сигнала убийцы. В этот момент Юровский подошел к Государю совсем близко и сказал: «Николай Александрович, по постановлению Уральского областного совета вы будете расстреляны с вашей семьей». Эта фраза явилась настолько неожиданной для Царя, что он обернулся в сторону семьи, протянув к ним руки, затем, как бы желая переспросить, обратился к коменданту, сказав: «Что? Что?» Государыня и Ольга Николаевна хотели перекреститься. Но в этот момент Юровский выстрелил в Государя из револьвера почти в упор несколько раз, и он сразу же упал. Почти одновременно начали стрелять все остальные - каждый заранее знал свою жертву.Уже лежащих на полу добивали выстрелами и ударами штыков. Когда, казалось, все было кончено, Алексей Николаевич вдруг слабо застонал - в него выстрелили еще несколько раз. Картина была ужасна: одиннадцать тел лежало на полу в потоках крови. Убедившись, что их жертвы мертвы, убийцы стали снимать с них драгоценности. Затем убитых вынесли на двор, где уже стоял наготове грузовик - шум его мотора должен был заглушить выстрелы в подвале. Еще до восхода солнца тела вывезли в лес в окрестности деревни Коптяки. В течение трех дней убийцы пытались скрыть свое злодеяние...

Большинство свидетельств говорит об узниках Ипатьевского дома как о людях страдающих, но глубоко верующих, несомненно покорных воле Божией. Несмотря на издевательства и оскорбления, они вели в доме Ипатьева достойную семейную жизнь, стараясь скрасить угнетающую обстановку взаимным общением, молитвой, чтением и посильными занятиями. «Государь и Государыня верили, что умирают мучениками за свою родину, - пишет один из свидетелей их жизни в заточении, воспитатель Наследника Пьер Жильяр, - они умерли мучениками за человечество. Их истинное величие проистекало не из их царского сана, а от той удивительной нравственной высоты, до которой они постепенно поднялись. Они сделались идеальной силой. И в самом своем уничижении они были поразительным проявлением той удивительной ясности души, против которой бессильны всякое насилие и всякая ярость и которая торжествует в самой смерти».

Вместе с Императорской семьей были расстреляны и их слуги, последовавшие за своими господами в ссылку. К ним, помимо расстрелянных вместе с Императорской семьей доктором Е. С. Боткиным, комнатной девушкой Императрицы А. С. Демидовой, придворным поваром И. М. Харитоновым и лакеем А. Е. Труппом, принадлежали убиенные в различных местах и в разные месяцы 1918 года генерал-адъютант И. Л. Татищев, гофмаршал князь В. А. Долгоруков, «дядька» Наследника К. Г. Нагорный, детский лакей И. Д. Седнев, фрейлина Императрицы А. В. Гендрикова и гофлектрисса Е. А. Шнейдер.

Закрытость жизни цариц в XVII веке

Я. Рейтенфельс говорил, что ни одна государыня в Европе не пользовалась таким уважением подданных, как русская. Русские не смели не только говорить свободно о своей царице, но даже смотреть ей прямо в лицо. Когда она едет по городу или за город, то экипаж всегда бывает закрыт, чтобы никто не видел ее, поэтому она ездит обыкновенно очень рано поутру или вечером. Русские так привыкли к скромному образу жизни своих государынь, что когда царица Наталья Кирилловна Нарышкина проезжала по улице и немного приоткрыла окно кареты, они удивились такому смелому поступку. Дальше иноземный посол свидетельствует, что русские царицы проводили жизнь в своих покоях очень уединенно и никто из мужчин, кроме слуг, не мог их видеть и говорить с ними, и даже боярыни не всегда имели к ним доступ.

По свидетельству Г.К. Котошихина, кареты и зимние повозки (каптаны) во время проезда царицы закрывались тканью от посторонних глаз, а во время пеших выходов их со всех сторон закрывали суконными полами, чтобы никто не мог ее видеть. В церкви были отведены специальные места для цариц, которые завешивались легкой тканью.

Иностранец Майерберг, бывший в Москве, говорит, что уважение к царицам было столь высоко, что они никому не показывались, и из тысячи придворных едва ли кто-то мог похвастаться, что видел царицу или кого-нибудь из сестер и дочерей государя. Даже врач не имел права их видеть. Прежде чем врач входил в комнату больной царицы, окна комнаты плотно завешивали, чтобы ничего не было видно, а когда нужно было пощупать пульс, то на руку царицы накидывали легкое покрывало, чтобы врач не мог коснуться ее тела.

Котошихин объясняет закрытость царицы, к которой не допускались иноземные послы, тем, что женский пол грамоте был не обучен, так как «природным разумом простоваты, и на отговоры несмышлены и стыдливы». И если бы послов допустили к царице, а она, выслушав их, не смогла бы ничего ответить, то «от того пришло б самому царю в стыд». С этим не согласен И.Е. Забелин. «Послы не могли видеть царицу не потому, - пишет историк, - что царь боялся стыда от ее несмышленых и стыдливых отговоров, а потому, что хоромы царицы были совсем недоступны не только для иноземных послов, но и для своего народа, даже для всего боярства и всего двора…».

Из книги История мировой и отечественной культуры автора Константинова С В

32. Общие тенденции русской культуры XVII в. Литература, образование, наука, живопись XVII в XVII в. в истории русской культуры, как и в целом для истории России, – начало нового периода. В это время происходит обмирщение культуры, перелом в сознании человека и общества. Русский

Из книги Христовщина и скопчество: Фольклор и традиционная культура русских мистических сект автора Панченко Александр Александрович

Из книги История и культурология [Изд. второе, перераб. и доп.] автора Шишова Наталья Васильевна

Из книги Школа жизни (Фрагменты книги) автора Амонашвили Шалва Александрович

Принцип построения образовательных курсов Школы Жизни. Урок в Школе Жизни Понятия Содержание образования, Образовательный план, Образовательный курс употребляются взамен понятий Содержание обучения, Учебный план, Учебная дисциплина. Этим подчёркивается важность сути

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

Глава 17. Россия в XVII веке Общее состояние России. ? Москва конца XVII века. ? Военное дело в XVII веке. ? Суды и наказания. ? Торговля. ? Родовые понятия. ? Закрытость жизни цариц в XVII веке. ? Дипломатия на московский манер. ? Винная монополия. ? Пьянство. ? Русские мужчины и женщины. ?

Из книги Дневник дерзаний и тревог автора Киле Петр

Военное дело в XVII веке Все неудачи русских в войнах XVII в. зависели от плохой организации войска. Один из современников сравнивает полк служилых людей со стадом: «У пехоты ружье было плохо, и владеть им не умели, только боронились ручным боем, копьями и бердышами, и то

Из книги Визуальные искусства в ситуации глобализации культуры: институциональный аспект автора Демшина Анна Юрьевна

Одежда в XVIII веке Одежда и обычаи в петровской России конца XVII в. почти не изменились. Мужчины и женщины мылись в одной бане и охлаждались в снегу или в реке. Еда была проста, употребляли много солений.Девицы ходили с открытой прической, но для замужней женщины это считалось

Из книги Быт русского народа. Часть 2. Свадьбы автора Терещенко Александр Власьевич

Глава 31. Россия в XIX веке Общее состояние России. ? Армия. ? Планы России на устройство Европы. ? Крепостное население. ? Иностранцы о русском народе. ? «Пьяная» статистика. ? Крестьяне и крестьянский быт. ? Знать. ? Торговля. ? Религия и церковь. ? Культурный и духовный подъем

Из книги Повседневная жизнь Москвы. Московский городовой, или Очерки уличной жизни автора Кокорев Андрей Олегович

Из книги Довлатов и окрестности [сборник] автора Генис Александр Александрович

2.3. Самоорганизация как направление художественной жизни: «партизанские» формы развития искусства в XXI веке Если официальные художественные институции вынуждены стоять на защите важности и значимости искусства для социума и часто занимают консервативную позицию даже

Из книги Мифы и правда о женщинах автора Первушина Елена Владимировна

Из книги Данте. Демистификация. Долгая дорога домой. Том I автора Казанский Аркадий

В XX веке Вообще же можно сказать только одно: хорошая полиция может быть только в хорошо устроенном государстве. «Наша полиция». 1906 Сокольнический полицейский дом Городовой в зимней форме (1884 г.).«По всему городу происходит деятельная ловля тараканов, ядовитых пауков

Из книги Метафизика Петербурга. Историко-культурологические очерки автора Спивак Дмитрий Леонидович

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Петербургские французы в ХХ веке Во время визита Р.Пуанкаре в Петербург в 1914 году, представители петербургских французов возглавили депутацию французских колоний, существовавших в крупнейших российских городах. Представляя их своему президенту, посол М.Палеолог имел

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический университет».

Кафедра связей с общественностью, истории и политологии

Дисциплина: «Отечественная история»

Реферат на тему :

«Быт царской семьи в XVII веке»

Выполнила студентка

Факультета Предпринимательства и финансов

Курс 1

Группа № 000

Русакова Екатерина

Владимировна

Научный руководитель

Санкт- Петербург

2005 г .

Введение ………………………………………………………….3

1.Исторические особенности устройства быта

русских царей в XVII в. …………………………………………………4

2. Общие понятия о дворце …………………………………………...5

2.1. Внешний вид дворца …………………………………….5

2.2. Резное деревянное дело ……………………………….6

2.3. Общий обзор внутреннего убранства комнат ……….8

2.4. Комнатная живопись ……………………………………10

2.5. Частный обзор некоторых комнат ……………………13

3. Развлечения царской семьи ………………………………………17

4. Облик и быт дворцов Кремля эпохи XVI-XVII веков …………..18

5. Расписание дня ………………………………………………………20

Заключение ………………………………………………………………25

Введение:

Наша страна имеет великую, многовековую историю, которой мы по праву можем гордиться. За годы исторического развития российского государства, неоднократно были моменты, которые, несомненно, можно назвать героическими, требовавшие максимального напряжения моральных сил и привлечения огромных материальных средств. Однако, изучая различные исторические эпохи, мы часто забываем про повседневный быт людей живших в те далекие времена. А именно этот повседневный быт был выражением всех общественно-исторических формаций, сменившихся за долгую историю российского государства. Изучение экономических основ и политических отношений без исследования домашнего быта и традиций людей, проживающих в изучаемое нами время, значительно обедняет представления о нем. Одним из первых отечественных историков, обративших внимание на повседневную жизнь людей, был профессор Московского Университета Иван Егорович Забелин, писавший: «В настоящее время большое значение, при теперешнем направлении исторических работ, получает изучение домашнего быта отживших поколений. Выводы науки раскрывают истину, что домашний быт человека есть среда, в которой лежат зародыши и зачатки его развития и всевозможных явлений его жизни, общественной и политической, или государственной…».

Советская историография, основанная на принципах исторического материализма, ведущим законом которого является представление об экономических основах общественно-политических формаций, уделяла недостаточное внимание повседневной жизни людей. Только в последние годы появились общедоступные исследования, посвященные этому вопросу. Реферат посвящен изучению повседневной жизни царской семьи в ранний и наименее изученный период зарождения и становления российского государства – XVII век.

1. Исторические особенности устройства быта русских царей в XVII в.

В середине XVII века в российском государстве окончательно складывается и юридически оформляется самодержавная монархия. На Земском соборе 1648 – 1649 гг. принято Соборное уложение в котором содержалось постановление об охране чести и здоровья царя, о порядке проведения суда и исполнении наказаний. За действия, направленные против государственного порядка, собственности и жизни государя полагалась смертная казнь.

Домашний быт народа и царей во внутреннем развитии страны составляет внешнее выражение ее существования. В бытовых уставах, порядках, в его нравственных началах кроются основы всего общественного строя. Так, наиболее заметный тип истории есть “государь” в общем смысле, как собственника, владельца или хозяина. «Этот тип рассматривается в трёх его главных видах: быт лучших людей, быт средних людей и быт младших людей». В древнем домашнем быте царей раскрывается верховное значение этого типа и потом постепенно ведётся к младшей его ветви – к детям боярским, рядовой княжеской дружине.

По своему политическому устройству Россия XVII века – самодержавная монархия.

Наиболее полно быт русского великого государя выразился к концу семнадцатого столетия. Но как ни были широки и царственны его размеры в общих чертах и в общих положениях, он нисколько не удалился от типичных, исконных очертаний русской жизни. Московский государь оставался все тем же князем - вотчинником. Вотчинный тип отражался во всех порядках его домашней жизни и домашнего хозяйства. Это был простой деревенский, и, следовательно, чисто русский быт, нисколько не отличавшийся в основных чертах от быта крестьянина, быт, свято сохранявший все обычаи и предания. Имя государь ассоциировалось с домашней жизни, с хозяином-собственником и отцом семейства. «Ещё в «Русской правде» словом государь, господарь обозначается, вместе со словом господин, хозяин собственности, домовладыка, вотчинник. Господарь было лицо, совмещавшее в своём значении понятия о главе дома, о непосредственном правителе, судье, владельце и распорядителе своего хозяйства».

1.1. Внешний и внутренний вид дворца.

Дворцы XVII столетия представляли собой здания разнообразной величины, разбросанные повсюду соизмеряясь прежде всего с соображениями удобства. Таков был внешний вид дворцов в конце XVII. «В связи с этим, дворец не имел фасада. Здания теснились друг подле друга и ещё более увеличивали пестроту своими разнообразными крышами в виде шатров, скирдов, бочек, с узорчитыми трубами, искусно сложенными. В иных местах возвышались башенки с орлами, единорогами и львами вместо флюгеров». По свидетельству итальянца Барберини (1565 г.), кровли и куполы на царском дворце были покрыты золотом, по карнизу Средней Золотой пататы вокруг шла надпись “В лето 7069 августа. Повелением благочестивого христолюбивого. Московского, ноугородского. царя казанского. и царя астраханского. государя псковского и великого князя тверского. югорского. пермского. вяцкого. болгарского. и иных государей земли ливонские. града юрьева и иных. и при его благородных чадех. Царевече иване: и царевече феодоре иоановиче всея России самодержце”.

«Кровля Каменного Терема первоначальна была украшена в 1637 г., репьями, наведёнными золотом, серебром и краскам».(Расходные книги Казённого приказа в Арх. Оружейной палаты, № 000). Впоследствии она была вызолочена.

Особенно, в большей степени проявлялась вычурная пестрота и узорочность, как во внешних архитектурных украшениях и разного рода орнаментах, распологавшихся обыкновенно по карнизам, или подзорам зданий в виде поясов, лопаток или пилястр и колонок; также у окон и дверей в виде сандриков, наличников, капителей, узорочно-вырезанных из дерева в деревянных и из белого камня в каменных зданиях. В резьбе этих орнаметов между листьями, травами, цветами и различными узорами не последнее место занимали эмблематические птицы и звери. (Архив историко-юридических сведений, относящихся до России, изд. Н. Калачовым. М.,1854. Отд. V. С. 33.)

1.2. Резное деревянное дело.

В украшениях княжеских и боярских хором резное дело выказывало больше затейливости, но характер художества, в своих приёмах, оставался тот же. Рисунок или ознаменка вполне зависела от иконописного стиля, всегда почти по трафарету переводившего заученные образцы. В резьбе преобладалась вырезка вполне простых геометрических фигур: зубчиков, городков, клепиков, желобков и т. п. Превосходный и самый характерный памятник древней русской резьбы есть деревянное царское место в московском Успенском соборе. Вместе с другими подобными памятниками, оно даёт самое полное и верное понятие об архитектурных типах своего времени и о характере резных узоров, какими украшались царские хоромы. Резное дело с тем же своенародном характером сохранилось до второй половины XVII ст., когда при царе Алексее, на смену старины, к нам принесла резьба немецкая, фигурная, в стиле Возрождения, по вымыслу немецкого инженера-архитектора Декенпина в 1660 г. Затем, в 1668 г. в том же стиле украшены хоромы Коломенского дворца и столовая царевича Алексея Алексеевича во дворце Кремлёвском. Рейтенфельс, бывший в Москве в 1670 г., вообще замечает о Коломенском дворце, что он “так превосходно украшен был резьбою и позолотою, что подумаешь - это игрушечка, только что вынутая из ящика”. В 1681 г. расписаны и раззолочены были новые хоромы царя Фёдора Алексеевича, построенные у северовосточного угла Теремного Дворца. На другой год, в апреле 1682 г., незадолго перед смертью царя, на этих хоромах “прописаны розными цветными красками снаружи чердаки с двух сторон, от Каменных Теремов, другая сторона от церкви Живоносного Воскресения”. На оконных ставнях были изображены цветы, травы, птицы, а также звери. В том же характере украшались и наличные стены каменных зданий. Так украшены были в 1667 г. все здания, составляющие лицо дворца со стороны Соборной площади, т. е. Благовещенская паперть, Красное крыльцо и Грановитая палата. Вырезка по белому камню фряжских трав. (Дела Дворцовых приказов, 17 столетие, в Арх. Оружейной палаты), которые потом покрывались красным золотом и цветными красками до сих пор могут служить образцом старинной фрящины в украшениях. Таким же образом был расписан и Каменный Терем, сохранивший доселе во многом свой прежний вид. Крыльцо, ведущее в Терем, называлось Золотым. Наружные украшения Терема несколько раз были возобновленны при царях Алексее Михайловиче и при его сыне Фёдоре. Также на всех воротах дворца, снаружи и со внутренней стороны, т. е. со двора, стояли иконы, писанные на досках. Так, например, на Колымажных воротах с одной стороны стоял образ Воскресения, а с другой-Пресвятыя Богородицы Смоленской.

1.3. Общий обзор внутреннего убранства комнат.

Все, что служило украшением внутри хором или составляло их необходимую часть, называлось нарядом. Су­ществовало два вида наряда: хоромный и шатерный. Хоромный еще на­зывался плотничьим, т. е. оттесывали стены, потолки и стены, обшивали красным тесом, делали лавки, подати и проч. Этот простой плотничий наряд получал особую красоту, если комнаты убирались столярной резьбой. Шатерный же наряд состоял из уборки комнат сукном и другими тканями. Большое внимание уделялось потолкам. Существовало два вида украшения потолков: вислый и слюдяной. Вислый – деревянная резьба с рядом навесных деталей. Слюдяной – убранство слюдой с резными украшениями из жести. Украшение потолков сочеталось с украшением окон. Пол настилали досками, иногда мостили дубовым кирпичом.

Обычной мебелью в царских хоромах были лавки, которые устраивались подле стен, вокруг всей комнаты или палаты, даже иногда около печей. Под лавками делали рундуки с затворками, вид небольших шкафов. Такие рундуки под лавками устроены были в 1683 г. в передней комнате царя Петра Алексеевича.

Печи были изразцовые, или «образчатые, ценинные» (Историческое обозрение финифтяного и ценинного дела в России в Записках Спб. Археологического общества (1853 г. Т. 6. Отд. 1)) из синих изразцов и муравленные или зелёные из зелёных. В семнадцатом столетие упоминаются также печи польские зелёные. Печи ставились четырёхугольные, круглые, плоские, форма изразцов была разнообразна: на них изображались травы, цветы, люди, животные и разные узоры. Несмотря на чистую, гладкую отделку хором, стены, потолки, лавки, полы почти никогда не оставались голыми. Их драпировали разноцветными сукнами. Иногда стены и потолок по полстям обивали зелёным атласом: таким атласом обиты были комнаты царицы Натальи Кирилловны и царевича Алексея Петровича в 1691 г., поэтому они и назывались атласными комнатами. Во время царя Алексея Михайловича золочёными басменными кожами, с вытесанными травами, цветами и животными, были обиты некоторые его комнаты. Такими кожами также были обиты: в 1666 г. двери государевой Комнаты и третьей в Теремах, в 1673 г. верхняя избушка, что над Крестовою, у царицы Натальи Кирилловны, и серебреными кожами комната царевича Петра, в 1681 г. золотными кожами комнаты и сени в новых деревянных хоромах царя Фёдора Алексеевича, построенный в это время подле Теремов и Воскресенской церкви.

В важных случаях, во время посольских приёмов или в торжественные дни и царские праздники, весь хоромный наряд получал совершенно иной вид. Тогда, вместо сукон, которыми убирались комнаты в обыкновенное время, стены наряжали богатыми золотыми и шёлковыми материями, аксамитами и т. п., а полы - персидскими и индийскими коврами. Кроме торжественных приёмов и праздничных дней, богатый хоромный наряд употреблялся и при других случаях, особенно важных в семейной жизни государя. Выходные царские книги 1662 г. описывают этот наряд следующим образом: «Сидел государь в больших креслах, а в Золотой был наряд с Казённого двора: на столе ковёр серебрён червчётой земле, полавошники золотные, что с разводами, на кониках ковры золотые, на дву окнах ковры шитые золотные, по белому атласу, на третьем окне ковёр кизылбаской золотной».

1.4. Комнатная живопись.

Гораздо замечательнее другой род древних хоромных украшений – именно комнатная живопись, стенное и подволочное письмо, служившее самым великолепнейшим и с половины XVII ст., довольно обыкновенным украшением царским приёмных палат и постельных хором. В XVII веке оно известно было под именем бытейского письма. Это название уже достаточно объясняет, какие именно предметы изображались на стенах и плафонах царских палат.

По характеру своего образования – религиозного, богословского – русский человек любил олицетворять притчи и церковные бытия , изображениями которых и украшал свои хоромы. При отсутствии эстетического элемента в своём образовании он не знал и искусства в том значении, какое придаёт ему современность, поэтому в притчах и бытиях, которые изображались на стенах его палат, он желал видеть прежде всего назидание, поучение, душевную пользу в религиозном смысле, а не услаждение взора прекрасными образами, которые относились к соблазну и всегда заботливо устранялись. Эволюционные процессы, происходившие в государственном строе России в XVII веке, ломка традиционного мировоззрения, заметно выросший интерес к окружающему миру, тяга к «внешней премудрости» отразились на общем характере русской культуры. Способствовали изменениям и необычайно расширившиеся связи страны с Западной Европой. Расширение тематики изображений, увеличение удельного веса светских, исторических сюжетов, использование в качестве «образцов» западноевропейских гравюр, позволяли художникам творить с меньшей оглядкой на традиции, искать новые пути в искусстве. Однако нельзя забывать и того, что золотой век древнерусской живописи остался далеко позади. Подняться вновь на вершину в рамках старой системы было уже невозможно. Иконописцы оказались на перепутье. Начало XVII века ознаменовалось господством двух художественных направлений, унаследованных от предыдущей эпохи. Одно из них получило название «Годуновской» школы, поскольку большинство известных произведений этого направления было выполнено по заказу царя Бориса Годунова и его родственников. «Годуновский» стиль в целом отличает тяготение к повествовательности, перегруженность композиции деталями, телесность и материальность форм, увлечение архитектурными формами.

Другое направление принято называть «Строгановской» школой. Большинство икон этого стиля связанны с заказами именитого купеческого рода, Строгановых. Строгановская школа – это искусство иконной миниатюры. Не случайно её характерные черты ярче всего проявились в произведениях небольших размеров. В Строгановских иконах с неслыханной для того времени дерзостью заявляет о себе эстетическое начало, как бы заслонившее культовое назначение образа. Не глубокое внутреннее содержание, той или иной композиции и не богатство духовного мира персонажей волновали художников, а красота формы, в которой можно было всё это запечатлеть.

Элементы своеобразного реализма, наблюдавшиеся в живописи Строгановской школы, получили развитие в творчестве лучших мастеров второй половины XVII века – царских иконописцев и живописцев Оружейной палаты. Их признанным главой был Симон Ушаков.

XVII столетие завершает более чем семивековую историю древнерусского искусства. С этого времени древнерусская иконопись прекратила существование как господствующая художественная система.

В это время в портрете стараются запечатлеть свой образ все именитые люди страны. Царские иконописцы Симон Ушаков, Фёдор Юрьев, Иван Максимов писали портреты князя, стольника, и многих других изображений. Так, под надзором Симона Ушакова, производилось украшение хором Алексея Михайловича стенным и травным письмом.

Сегодня нас приучили думать, будто цветные витражи в окнах домов и соборов являются типичной принадлежностью лишь исключительно западноевропейских зданий. Выясняется, что такая мысль неверна. Цветные, узорные и раскрашенные оконные стекла также использовались в "монгольском" быту в Руси-Орде XVI века.

В XVII столетии слюду в окнах стали украшать живописью. Так, в 1676 году велено было живописцу Ивану Салтанову написать в хоромы царевича Петра Алексеевича оконницу по слюде "в кругу орла, по угламъ травы; а написать такъ, чтобъ изъ хоромъ всквозе видно было, а съ надворья въ хоромы, чтоб не видно было". В 1692 г. велено было прописать о кончине в хоромы царевича Алексея Петровича, чтобы сквозь их не видеть. Различные изображения людей, зверей и птиц, писанные красками, можно также видеть и на слюдяных оконницах, оставшихся от Переславского дворца Петра Великого.

Практиковалось отопление помещений при помощи труб, проложенных в стенах и полах. По трубам поступал горячий воздух. "Верхние этажи деревянных хором по большей части нагревались проводными трубами из печей нижних ярусов. Трубы эти были также изразцовые с душниками... Все большие царские полаты, Грановитая, две Золотые, Столовая и Набережные, точно также нагревались проводными трубами из печей, устроенных под ними в подклетах.

1.5. Частный обзор некоторых комнат.

Комната, в собственном значение, была кабинетом или вообще таким помещением, в котором оставались большую часть дня. У государя в комнате, где он принимал обыкновенно доклады, ровно и в комнатах взрослых царевичей, стол покрывался красным сукном и убирался разными предметами, необходимыми для письменных занятий. На нём стояли часы, лежали книги, какие требовались к делу, у государя, например «Книга Уложения», лежали разные бумаги в тетрадях, в столбцах и в свитках. Перья государь употреблял традиционные для того времени, лебяжьи. Знатные люди в то время редко писали гусиными. У царя Михаила Фёдоровича была «книженка в серебре», которую в 1676 г. царь Фёдор Алексеевич взял к себе в хоромы. Царю Алексею Михайловичу, когда он был царевичем, боярин князь Иван Борисович Черкасский поднёс «свист серебрян финифты». В числе письменных принадлежностей его комнатного стола находились также «часы в собачке немецкие, под ними в шкатулке черниленка да песочница, ножичек, ноженки». Необыкновенно богато была украшена книженка царевича Ивана Михайловича. Она была оправлена золотом и осыпана дорогими камнями. В 1683 г. царевне Софье Алексеевне подана в комнату «шкатулка, что письма кладут и с чернильницею, и с ножницы, и с косточкую, чем письма отправляют».

Основные комнаты царской половины были: Передняя, Комната (кабинет), Крестовая, Опочивальня и Мыленка. Мне хотелось бы остановить свой взгляд на опочивальне, потому что эта комната имела самое богатое убранство по тем временам. Итак, опочивальня. Главным предметом убранства постельной комнаты была кровать «постеля».

Кровать соответствовала прямому значению этого слова, т. е. она служила кровом и имела вид шатра. Шатер расшивался золотом и серебром. Завесы были отделаны бахромой. Помимо завесов, в головах и в ногах кровати привешивались застенки (род драпировки). Застенки тоже вышивались золотом и серебряным шелком, украшались кистями, на них изображали людей, зверей и разные диковинные травы и цветы. Когда в XVII в. пошла мода на немецкую фигурную резьбу, кровати стали еще более красивыми. Их стали украшать коронами, венчавшими шатры, гзымзами (карнизы), шпренгелями, яблоками и пуклями (род шара). Вся резьба по обыкновению золотилась, серебрилась и расписывалась краской.

Такую кровать можно посмотреть в Большом Кремлевском дворце, и хотя, та кровать относиться к более позднему времени, но идея, в общем, отражена.

Цены на царские кровати колебались от 200р. до 2р. Самая дорогая и богатая кровать в Москве семнадцатого столетия стоила 2800р. и была послана Алексеем Михайловичем в дар персидскому шаху. Эта кровать была украшена хрусталем, золотом, слоновьей костью, черепаховым панцирем, шелком, жемчугом и перламутром.

Если так богато устраивались кровати, то не с меньшей роскошью убиралась и сама постель. Причем для особых случаев (свадьба, крестины, рождение ребенка и т. д.) существовала своя постель. Итак, постель состояла: хлопчато-бумажный тюфяк (бумажник) в основании, взгловья (длинная подушка во всю ширину постели), две пуховые подушки, две маленькие пуховые подушечки, одеяло, покрывало, под кроватью стелился ковер. У многих существует представление, что опочивальни тех времен были увешаны иконами. Это не так, для молебна служили крестовые комнаты, которые выглядели как маленькие церкви из-за количества икон. В опочивальне же был только поклонный крест.

Три, иногда четыре комнаты рядом, одна возле другой, в одной связи, служили весьма достаточным помещением для Государя.
Как сказано, эти комнаты были не особенно обширны. Своим простором они равнялись крестьянской избе или крестьянской клети, т. е. имели ширину и длину всего в 3 сажени (1 сажень = 2,134м.), т. е. в 9 аршин (1 аршин = 0,71м.), как и теперь ставятся крестьянский избы, и всегда было в них наружу три окна. И внутри они уподоблялись той же избе, потому что у стен обязательно в них устраивались обычные лавки. Стульев в то время еще не употребляли. Бывало в комнате одно лишь кресло для самого Государя.
Точно так же были расположены и хоромы царицы, которые ставились отдельно от хором царя, но соединялись с ними сенями или переходами. У царицы после Передней следовала Крестовая, а потом уже Комната. Особые хоромы с такими же комнатами ставились и для государевых детей и также соединялись
Государь вставал обыкновенно в четыре часа утра. Постельничий, при помощи спальников и стряпчих, подавал государю платье и убирал (одевал) его. Умывшись, государь тотчас же выходил в Крестовую, где его ожидали духовник или крестовый поп и крестовые дьяки. Духовник или крестовый священник благословлял государя крестом.

Окончив утреннюю крестовую молитву, государь, если почивал особо, посылал дежурного слугу к царице в хоромы спросить ее о здоровье, как почивала? Потом сам выходил здороваться с нею в ее Переднюю или Столовую. После того они вместе слушали в одной из верховых церквей заутреню, а иногда и раннюю обедню.

В домашней жизни цари представляли образец умеренности и простоты. По свидетельству иностранцев, к столу царя Алексея Михайловича подавались всегда самые простые блюда, ржаной хлеб, немного вина, овсяная брага или легкое пиво с коричным маслом, а иногда только одна коричная вода. Кроме постов, он ничего мясного не ел по понедельникам, средам и пятницам. Таким образом, его отношение к еде было строже, чем у многих монахов. За обыкновенным столом государя в мясные и рыбные дни подавалось около семиде­сяти блюд, но почти все эти блюда расходились на подачи боярам и другим лицам, которым государь рассылал эти подачи, как знак сво­его благоволения и почести.

После вечерни иногда также слушались дела и собиралась Дума. Но обыкновенно все время после вечерни до вечернего кушанья или ужина, государь проводил уже в семействе или с самыми близкими людьми.

Во дворце была особая Потешная Палата, в которой разного рода потешники забавляли царское семейство песнями, музыкою, пляскою, танцами на канате и другими «действами». В числе этих потешников были: веселые (скоморохи), гусельники, скрыпотчики, домрачеи, органисты, цымбальники. Во дворце жили также дураки-шуты, а у царицы - дурки - шутихи, карлы и карлицы. Они пели песни, кувыркались и предавались разного рода веселостям, которые служили немалым потешением государеву семейству продолжалась после обеда до вечера. Лето государь проводил большею частью в загородных дворцах, развлекаясь охотою и хозяйством. Зимою он ходил иногда сам на медведя или на лося, охотился за зайцами.

2. Развлечения царской семьи.

2.1. Театр

Среди новых жанров, выражавших рост самосознания, особое место занимает драматургия. Первые театральные представления состоялись в 1672 году в придворном театре царя Алексея Михайловича, где ставились пьесы на античные и библейские сюжеты. Основоположником русской драматургии явился С. Полоцкий , пьесы которого (комедия «Притча о блудном сыне» и трагедия «О Навуходоносоре – царе») поднимали серьёзные нравственные, политические и философские проблемы.

Царю понравились театральные представления. В дощатом театре представляли перед царём балеты и драмы, сюжеты которых были заимствованы из Библии. Эти библейские драмы были приправлены грубыми шутками; так, в «Олоферне» служанка, увидев отрубленную Юдифью голову ассирийского воеводы , говорит: «бедняжка, проснувшись, очень удивится, что у него унесли голову». Это была по существу, первая театральная школа в России.

В 1673 году в постановке Н. Лима был впервые представлен «Балет об Орфее Эвридике» при дворе Алексея Михайловича, положивший начало периодическим показам спектаклей в России, возникновение русского балетного театра.

А по городам и сёлам ходили бродячие артисты – скоморохи, гусляры – песенники, поводыри с медведями. Большой популярностью пользовались кукольные представления с участием Петрушки.

2.2. Музыка.

Сложился стереотип, что музыкальные органы - типичная принадлежность исключительно западноевропейского быта. Однако, такая мысль неверна. Органы были распространены и в России. Еще при Михаиле Фёдоровиче был вызван в Москву органный игрец Иван, чтобы устроить во дворце органную потеху. Быть может, он был и мастером этих инструментов и тогда же занялся их постройкой, если не привез с собою уже готовых... В XVII столетии вместе с органами привезены были во дворец и клавикорды или цимбалы... Далее "органы и цимбалы" упоминаются уже как самые обычные предметы дворцовых потех... В 1617 г. упоминаются органы, стоявшие в Потешной Палате; далее в 1626 году "в государскую радость", т. е. во время свадьбы царя, в Грановитой Палате играли на цимбалах и на органах...

К сожалению, отсутствуют описания органов, которые стояли в Грановитой и в Потешной Палатах. В казне Оружейной Палаты в 1687 г. хранились уже обветшавшие и испорченные "органы четырехголосные с рыгаломъ, а в техъ органахъ 50 труб нетъ, а на лицо трубъ 220; кругомъ резьбы нетъ, клеветура поломаны". Впоследствии органное дело стало обыкновенным делом и для московских дворцовых мастеров, так что государь посылал уже органы, как диковину, в подарок к персидскому шаху. В первый раз органы московской работы были туда посланы в мае 1662 г.

3. Облик и быт дворцов Кремля эпохи XVI-XVII веков.

Облик и быт дворцов Кремля эпохи XVI-XVII веков плохо отвечает картине, внушаемой нам позднейшими историками. Они противоречат сохранившимся документам.

Начиная с XVIII века, историки рисуют нам довольно варварскую картину быта московских царей эпохи XIV-XVII веков. Дескать, диковатая страна, долгое время находившаяся под тяжелым игом злобных ордынско-монгольских завоевателей. Снега, медведи, довольно примитивный уклад жизни, даже при царском дворе. Однако знакомство с документами, уцелевшими после многочисленных романовских чисток, вскрывает существенно другой облик старой Руси. Оказывается, что иконы писанные русскими иконописцами в конце XVII ст. приняты были в Европе за памятники X или XII веков. Скорей всего хронологический сдвиг примерно на 500-600 лет объясняется тем, что русские иконописцы рисовали в XVII веке наверное очень примитивно, как первобытные дикие народы. "Подобные изображения XVI и XVII ст., и в барельефах , и в целых фигурах, очень часто напоминают то первобытное искусство, какое находим только или у народов глубокой древности, или у дикарей, вообще на первой ступени гражданского развития". С точки зрения новой хронологии никаких противоречий тут нет. "Странная схожесть" искусства XVII века и якобы X-XII веков объясняется тем, что многие поздние произведения были неверно датированы историками эпохи XVII-XVIII веков, и в результате "уехали вниз" во времени. Породив "в далеком прошлом" фантомный отблеск эпохи XV-XVII веков.

Еще в начале XVII века царь Борис Годунов посылает 18 молодых боярских людей в Лондон, Любек и во Францию учиться иноземным языкам, а молодые англичане и французы ездили в Москву учиться русскому.

Если ряд загородных монастырей представлял около столицы ряд укреплений, то Кремль, царственный замок, жилище великого государя, представлялся большим монастырём, потому что был наполнен большими, красивыми церквями, среди которых расположен был царский дворец – пёстрая масса зданий самой разнообразной величины, разбросанных без всякой симметрии, единственно по удобству.

Довольно много в Кремле XVII века оставалось астрономических изображений. В столовой, построенной царем Алексеем в 1662 году, в подволоке написано было звездотечное небесное движение, двенадцать месяцев и боги небесные... В сочинении Адольфа Лизека о Посольстве Римского императора Леопольда к царю Алексею Михайловичу сохранилось описание этого изображения... "На потолке изображены небесныя светила ночи, блуждающие кометы и неподвижныя звезды, с астрономическою точностiю. Каждое тело имело свою сферу, съ надлежащимъ уклонениемъ от эклиптики; разстоянiе двенадцати знаковъ небесныхъ такъ точно размерено, что даже пути планетъ были означены золотыми тропиками и такими же колюрами равноденствiя и повороты солнца къ весне и осени, зиме и лету"... Звездотечное небесное движение царской Столовой Палаты пользовалось в то время особенным уважением и несколько раз служило образцом при украшении других комнат. Так, в 1683 году, оно было написано в столовой нижней комнате царевны Софьи Алексеевны, а в 1688 году в деревянной передней царевны Татьяны Михайловны и в верхней каменной комнате царевны Марьи Алексеевны. Кроме того, столовые избы загородных царских хором, в Коломенском, и в Алексеевском, и столовая в новых хоромах царевича Ивана Алексеевича, в 1681 году также были украшены этими изображениями небесных бегов...

4 . Расписание дня.

4.1. Обычный день

День государя начинался в комнатном или покоевом отделении дворца. Ранее утро заставало государя в Крестовой, с богато украшенным иконостасом, в котором уже до появления государя зажигались лампады и свечи. По совершении молитвы, которая длилась обычно около четверти часа, выслушав заключительное духовное слово, читавшееся дьяком, государь шел в приемную. Между тем в Передней собирались окольничие, думные, бояре, ближние люди «челом ударить государю». Поздоровавшись с боярами, поговорив о делах, государь в сопровождении придворных шествовал в девятом часу в одну из придворных церквей слушать позднюю обедню. Обедня продолжалась около 2-х часов. После обедни в Комнате (кабинете) царь слушал в обыкновенные дни доклады и челобитные и занимался текущими делами. После того, как бояре разъезжались, государь (иногда с особо приближенными боярами) шел к столовому кушанью, или обеду. Несомненно, праздничный стол разительно отличался от обычного. Но даже обеденный стол не шел в никакое сравнение со столом государя во время поста. Набожности и аскетичности в соблюдении постов государями можно было только удивляться. Например, царь Алексей во время поста ел только 3 раза в неделю, а именно в четверг, субботу и воскресенье, в остальные дни ел по куску черного хлеба с солью, по соленому грибу или огурцу и пил по полстакана пива. Рыбу он ел только 2 раза за весь семинедельный Великий пост. Даже, когда не было поста, он не ел мясного по понедельникам, средам и пятницам. Впрочем, несмотря на такое постничество, в мясные и рыбные дни, за обыкновенным столом подавалось до 70 разнообразных блюд. После обеда государь обычно ложился спать и почивал до вечера, часа три. Вечером во дворе снова собирались бояре и прочие чины, в сопровождении которых, царь шел к вечерне. Иногда после вечерни также слушались дела или собиралась Дума. Но чаще всего время после вечерни до вечернего кушанья царь проводил в кругу семьи. Царь читал, слушал бахарей (рассказчики сказок и песен), играл. В числе самых любимых развлечений царей были шахматы. О силе этой традиции говорит тот факт, что при Оружейной палате состояли особые мастера-шахматники.

Вообще развлечения того времени не были так бедны, как мы думаем. При дворе существовала особая Потешная палата, в которой всякого рода потешники забавляли царское семейство. Зимой, особенно по праздникам, царь любил смотреть медвежье поле, т. е. бой охотника с диким медведем. Ранней весной, летом и осенью царь нередко выезжал на соколиную охоту. Обычно эта потеха длилась целый день и сопровождалась особым ритуалом. День царя оканчивался обычно также в Крестильной 15-минутной вечерней молитвой.

4.2. Выходной день

К обедне государь выходил обыкновенно пешком, если было близко и позволяла погода, или в карете, а зимою в санях, всегда в сопровождении бояр и прочих служилых и дворовых чинов. Великолепие и богатство выходной одежды государя соответствовали значению торжества или праздника по случаю которого делался выход, а также и состоянию погоды в тот день. Летом он выходил в легком шелковом опашне и в золотой шапке с меховым околом, зимою – в шубе и лисьей шапке, осенью и вообще в ненастную погоду – в суконной однорядке. В руках всегда был посох единороговый или индийский из черного дерева. Во время больших празднеств и торжеств, каковы были Рождество, Богоявление, Светлое Воскресение, Успение и некоторые другие государь обличался в царский наряд , которому принадлежали: царское платье, царский становый кафтан, царская шапка или корона, диадема, наперстный крест и перевязь, которые возлагались на грудь; вместо посоха царский жезл. Все это блистало золотом, серебром, драгоценными каменьями . Башмаки, которые надевал государь в это время, были также богато вынизаны жемчугом и украшены каменьями. Тяжесть этого наряда была очень значительна, и поэтому в подобных церемониях государя всегда поддерживали стольники, а иногда ближние бояре.

Вот как описывает подобный выход итальянец Барберини (1565г.): «Отпустя послов, государь собрался к обедне. Пройдя залы и другие дворцовые покои, он сошел с дворового крыльца, выступая тихо и торжественно, опираясь на богатый серебряный вызолоченный жезл. За ним следовало больше восьмисот человек свиты в богатейших одеждах. Шел он посреди четырех молодых людей, имевших от роду лет тридцать, сильных и рослых: это были сыновья знатнейших бояр. Двое из них шли впереди его, а двое других позади, но в некотором отдалении и на ровном расстоянии от него. Все четверо были одеты одинаково: на головах у них были высокие шапки из белого бархата с жемчугом и серебром, подбитые и опушенные кругом рысьим мехом. Одежда на них была из серебристой ткани до ног, подбита она была горностаями; на ногах были белые сапоги с подковами; каждый нес на плече большой топор, блестевший серебром и золотом».

4.3. Рождество

Зимою, перед Рождеством, 21 декабря , в Москве был большой праздник в память чудотворца Петра, первого митрополита, который стал жить в Москве и освятил её величие. Праздник был собственно праздником преемника Петрова. 19 числа патриарх являлся во дворец звать великого государя и старшего царевича к празднику и кушать, приглашалась обычно вся знать. Накануне Рождества Христова, за четыре часа до света, государь ходил на тюремный и английский дворы и жаловал милостыню из своих рук. По пути следования государь раздавал милостыню раненым солдатам и нищим. Всего раздавалось денег более тысячи рублей. В сам праздник Рождества Христова государь слушал заутреню в Столовой или Золотой палате. Во втором часу дня, в то время как начинали благовест к литургии, он делал выход в Столовую, где ожидал пришествия патриарха с духовенством. Для этого Столовая наряжалась большим нарядом, сукном и коврами. В переднем углу ставилось место государя, а подле него кресло патриарха. Патриарх в сопровождении митрополитов, архиепископов , епископов, архимандритов и игуменов, приходили к государю в Золотую палату славить Христа и здравствовать государя, принося с собой целовальный крест и святую воду. Государь встречал это шествие в сенях. После обычных молитв, певчие пели государю многолетие, а патриарх говорил поздравление. Затем патриарх шел таким же порядком славить Христа к царице, в ее Золотую палату, а потом по все членам царской семьи, если они не собирались у царицы. Простившись с патриархом, государь в Золотой или в Столовой облекался в царский наряд, в котором и шествовал в собор к обедне. После литургии, переменив царский наряд на обыкновенное выходное платье, государь шел во дворец, где потом в Столовой или Золотой палате приготовлялся праздничный стол. Этим оканчивалось праздничное торжество.

В день Рождества царь не садился за стол без того, чтобы не накормить так называемых тюремных сидельцев и пленных. Так в 1663 г. в этот праздник на большом тюремном столе кормлено было 964 человека.

Заключение:

«Дом вести не лапти плести».

Эта народная мудрость сжато выражает отношение русского человека к Дому и хозяйству, его жителям в соответствии с многовековой традицией, которая не укладывается в схематические представления современных нам систем, идей или концепций. Дом вести государю, то есть одновременно и гражданину (исконное значение слова государь), и хозяину, и господину. Наша история представляет самое убедительное доказательство необыкновенной силы и живучести непосредственных народных элементов жизни и даже самих форм, в которых эти элементы выразились. Так, более трехсот лет, начиная с первых преобразований Петра I, мы находимся под влиянием непрерывных реформ, очень многим мы воспользовались в течение этих неутомимых перестроек, но неизмеримо больше остаётся ещё в прежнем положении, и очень часто наши поступки, выявляют в нас людей XVII столетия. «Сила народного быта есть сила самой природы, и чтобы с успехом руководить ею, направлять в ту или иную сторону ход её развития, чтоб с успехом служить ей, как обыкновенно говорят, для её счастья и блага, необходимо прежде хорошо и подробно узнать её свойства, внимательно прислушаться к её требованиям, узнать непосредственные родники её жизни, всегда глубоко скрытые в мелочных и многообразных бытовых условиях…».

На первый взгляд современная жизнь с ее молниеносным темпом, развитыми коммуникациями, многочисленными средствами информации с интернетом и всеохватным телевидением, широким участием населения в политическом процессе мало похожа на неторопливую жизнь наших предков в XVII веке. Однако её основы (государственная служба, традиции семейных отношений, устройство дома, привычки или то, что называется повседневным укладом), закладывалось именно в те далёкие времена. И знание этих основ существенно расширяет кругозор современного человека. Эту мысль я и постаралась раскрыть в своём реферате.

Список использованной литературы

1. Государев двор, или дворец. – М.: Книга, 1990. – 312 с.

2. ёв Чтения и рассказы по истории России. – М.: Правда, 1989. – 768 с., ил.

4. Ишимова России в рассказах. – СПб.: НИЦ «Альфа», 1992. – 432 с., ил.

5. История современной России. 1682 – 1861: Экспериментальное учебное пособие для ВУЗов. / Под общей редакцией В. Шелохаева. – М.: ТЕРРА, 1996. – С.71-127.

6. История. Справочник./. – М.: Филол. о-во «Слово», центр гуманитарных наук при ф-те журналистики МГУ им. , 1999. – 736 с.

7. Сахаров России. – М.: Правда, 1996

8. Карамзин веков – М.: Правда, 1988. – 768 с.

Забелин быт русских царей в XVII столетии. – М.: Книга, 1990. - С. 36.

История. Справочник./. – М.: Филол. о-во «Слово», центр гуманитарных наук при ф-те журналистики МГУ им. , 1999. – С.112.

Забелин быт русских царей в XVII столетии. – М.: Книга, 1990. С. 44.

История современной России. 1682 – 1861: Экспериментальное учебное пособие для ВУЗов. / Под общей редакцией В. Шелохаева. – М.: ТЕРРА, 1996. – С.18.

Шелохаев В. история современной России – М.: ТЕРРА. 1996. С.236.

Забелин быт русских царей в XVII столетии. – М.: Книга,1990. С. 134.

Забелин двор или дворец. – М.: Книга, 1990. - С.136.

Гребельский Романовых. СПб., 1992, - С. 26

Забелин двор или дворец. – М.: Книга, 1990. – С. 138

Забелин двор или дворец. – М.: Книга, 1990. - С.146

Забелин двор или дворец. – М.: Книга, 1990. - С.238 – 239.

Карамзин веков – М.: Правда, 1988. – С.603.

ёв Чтения и рассказы по истории России. – М.: Правда, 1989. – С. 256.

Уже ко времени Алексея царица держала внушительный собственный придворный штат. Это давало женщинам из различных слоев постоянную работу – мужчин принимали редко и только на более низкие должности. Охраняли царицу и ее двор боярские сыновья. Около 20 пажей от десяти до семнадцати лет, чаще всего из числа своих родственников, прислуживали дамам за столом. Когда пажи вырастали, они поступали на службу к царю.

Царица была окружена придворными дамами знатного происхождения, состоявших в родстве с царицей. По большей части это были вдовы, которые жили непосредственно в покоях царицы. Особое положение занимали те придворные дамы, которых назначали присматривать за царскими детьми. Получали они, как правило, в два раза больше по сравнению с остальными придворными дамами, но это была только половина того, что получали слуги высшего ранга из числа мужской знати. Кормилица царских детей могла быть любого происхождения. Она не считалась придворной дамой, жила только год в покоях царицы, после окончания работы ее (в первую очередь ее мужа, в соответствии с положением и родом деятельности) щедро вознаграждали. Примечательно то внимание, которое было посвящено воспитанию детей.

Для характеристики имущественного и правового статуса цариц интересным является тот факт, что хотя среди других придворных дам именно постельница и занимала постоянное место рядом со своей госпожой, на втором месте по рангу стояла казначейша, которая управляла имуществом и всем придворным штатом. Она правила целой армией разделенных по социальному принципу ремесленников – от золотых дел мастериц до белошвеек, которые относились к материальной сфере двора. Царица являлась для своего двора и особым судьей, который ответственен за мир среди многочисленных дам.

Центральное место на второй ступени придворного штата занимали казначейши, которые отвечали только за приход и расход товаров. По положению им равнялись наставницы царских дочерей. В подчинении у дочерей были особые девушки, которые должны были прислуживать за столом и в случае нужды быть подружками по играм. Охраняли женскую половину царской семьи девушки и женщины, они же одновременно должны были заботиться о супружеском ложе. Это были слуги более низкого ранга. Под их началом находилась большая армия прачек, помощников по кухне, учениц и так далее. Наряду с придворными дамами и женской прислугой для образования и времяпрепровождения царица держала переписчиц, псаломщиц, певиц, карлиц и шутих. Царские дочери также получали свой придворный штат, который в целом ничем не отличался от царицыного – только вместо мальчиков за столом прислуживали девочки.

Представление о размерах придворного штата москвичи получали во время официальных выездов царицы. Это означает, что к середине XVII века уже были эти официальные выезды. Около 300 персон сопровождали правительницу. Придворные дамы сидели в каретах, в то время как женщины и девушки более низкого ранга следовали пешком.

Весь придворный штат царицы подчинялся центральной государственной администрации – приказу, во главе которого стоял боярин и которым управлял секретарь – дьяк. Прислуга царицы, включая и высокородных боярских сыновей, должна была жить в особой слободе – Кисловке. С придворным штатом был связан ступенчатый порядок ответственности, которую распределяла и за которой следила царица. Ответственность эта не ограничивалась только внутренним руководством, но и требовала многосторонних специальных знаний в вопросах права, управления и политического, а также социального развития страны. Царица не предавалась простодушной праздности, не истощала свои духовные способности за невинным вышиванием и не наблюдала день напролет за игрой шутих. Царица руководила по меньшей мере своим собственным двором, который был полностью отделен в политической и административной структуре от сферы жизни и правления царя. Однако внутри общей системы правления накапливался некий опыт, который привел ко все большей и большей открытости царицыного двора. Царица еще не выходила сама в мир, но она принимала этот мир у себя – небольшими дозами и отфильтрованный. Это было возможно, потому что царь Алексей, наряду со строгим сохранением традиций Москвы, еще более, чем его предшественники, открывал страну Западу.

В то время для России абсолютным приоритетом было обеспечение и расширение границ на северо-западе, западе и юге. В 1653 году началась новая война против Польши, которая длилась 13 лет. В 1654 году, после «клятвы в Переяславле», он взял под защиту Русского государства «казацких братьев по вере». К России перешла Украина и большая часть Галиции. Царь продолжал военные действия и испытал поворот судьбы, когда в новую войну вступила Швеция. Заключенный в 1667 году Андрусовский мирный договор положил конец русско-польской войне. Смоленск, Киев и Левобережная Украина отошли России. Балтийский вопрос оставался открытым. Московское государство расширило свою территорию.

Одновременно царя мучила забота о сохранении династии. Он питал надежду на своего родившегося 7 февраля 1654 года сына Алексея. Мальчик оказался способным и открытым всем областям знания, явлениям природы и жизни в целом. У него были прекрасные учителя, среди которых – Ордин-Нащокин, и в нем угадывались прекрасные задатки монарха. К сожалению, эта надежда оказалась тщетной. 17 января 1670 года Алексей умер. Несчастье было тем большим, что родившийся 30 мая 1661 года сын Федор был слабого здоровья, и потому еще, что у третьего сына, родившегося 27 августа 1666 года Ивана, была «мутная голова», то есть его считали слабоумным. То, что тогда в семье была тринадцатилетняя девочка, умная, понятливая, духовно высокоодаренная – родившаяся 5(17?) сентября 1657 года дочь Софья Алексеевна, – не привлекало внимания ни царя, ни других сановников. Смерть Алексея очень опечалила отца, тем более что это было не единственное личное несчастье, которое его постигло. Еще в марте 1669 года умерла царица Мария Милославская. Царь Алексей не мог передать правление в сильные руки. Он должен был искать новую жену, и ему нужны были новые наследники для престола. Он сделал выбор, на который решительным образом повлияли отношения при царском дворе, жизнь в царской семье и политическая обстановка в Москве.

Рассказывает – ученый, акушер-гинеколог из Санкт-Петербурга, автор книги «Как рожали русские царицы» Аркадий Танаков.

Неизвестное в известном

– Аркадий Иванович, как у вас возник интерес к династии Романовых с точки зрения их акушерских историй?

– Историю я любил всегда, начиная со школы. А когда в 1990‑х годах на российского читателя обрушилась лавина книг и статей, посвященных Романовым, я был удивлен, что акушерские истории царских семей практически не исследованы. Поэтому и решил заняться любимым делом – поискать неизвестное в известном. Я недавно посчитал, сколько страниц «первичного материала» у меня накопилось. Не поверите: 80 томов по 3000 страниц каждый! Этот материал я собирал более десяти лет.

– Вы обнаружили разницу между тем, как рожали царствующие дамы и обычные крестьянки?

– Честно говоря, разницы почти не было. Те же осложнения, те же особенности течения родов, те же смерти детей в раннем возрасте от инфекций. От кровотечений во время родов и от сепсиса после них умирали и царицы, и крестьянки . Вплоть до начала XVIII века медицинская помощь была одинаковой для всех слоев населения, вернее – практически отсутствовала. Например, повивальная бабка, в обязанности которой входило, главным образом, «охранение роженицы и новорожденного от злых сил» и услугами которой пользовалась царица, могла обслуживать крестьянок, жительниц посадов.

– Часто ли умирали дети, рожденные в царских теремах?

– Их смертность соответствовала этому же трагическому показателю и в других слоях общества. Царские дети «массово» умирали до начала XVIII века, как и дети крестьянок, дворян и т. д. Из двенадцати детей Петра I и Екатерины Алексеевны до зрелого возраста дожили только Анна и Елизавета. Основными причинами смерти царских и не царских детей были детские инфекции, главным образом оспа. Величайшей заслугой Екатерины II следует признать оспопрививание, которое в 1768 году она ввела в России. Причем первыми, кому была сделана неизвестная до этого прививка, были сама императрица и ее сын.

Почему умирали дети

– Как современная медицина объясняет неблагоприятные роды или смерть матери при родах в прошлых веках?

– С позиций современной медицины можно объяснить все неблагоприятные исходы родов в царских семьях, поскольку очень ярко в исторических документах описана клиническая картина их течения, послеродового периода и их осложнений у царственных дам. Например, в 1681 году после своих первых и последних родов скончалась первая жена Федора Алексеевича Романова Агафья Семеновна. А в 1745 году – свергнутая правительница России Анна Леопольдовна. Как мы сегодня понимаем – от сепсиса. Или совершенно однозначно можно утверждать, что причиной гибели после вторых родов в 1715 году супруги многострадального царевича Алексея Петровича Софии Шарлотты также был послеродовый сепсис, и к смерти в 1776 году первой супруги Павла I Натальи Алексеевны также привел сепсис, развившийся на фоне воспаления матки, возникшего в родах. Два случая мертворождения у жены Николая I Александры Федоровны, в 1819 и 1823 годах, нельзя объяснить ничем иным, как только эклампсией (тяжелым осложнением беременности с развитием судорог).

– Расскажите, кто пользовал женщин из царской семьи? Какие требования предъявляли к медикам?

– Увы, это были несчастные люди . Более удобную мишень для дворцовых интриг сложно было отыскать, если, разумеется, они в них сами не принимали участие. Любимый Екатериной II ее личный врач И. С. Роджерсон прославился не столько своим медицинским искусством, сколько умением «собирать слухи», а также бесцеремонностью даже по отношению к императрице. Однажды, убедив ее принимать какое-то лекарство, он шлепнул свою пациентку по бедру с возгласом: «Браво, мадам!».

А вот немецкого врача-гомеопата Ф. И. Мандта, успешно лечившего сначала великую княгиню Елену Павловну, затем императора Николая I, его постоянно болеющих супругу и детей, после смерти Николая Павловича обвинили в попытке отравить императора и с позором изгнали из России.

В «неосновательности» лечения Александра I, способствовавшей смерти императора, обвиняли знаменитого врача и организатора здравоохранения Я. В. Виллие.

Медицина и политика

– Доктора, приближенные к царствующей персоне, имели какое-то влияние на политику? Мне вспоминается Лесток. Или Григорий Поликала, чьи действия, возможно, завели династию Романовых в тупик…

– Как лица, оказывающие медицинскую помощь, придворные врачи не имели никакой возможности влиять на ход истории. Но иногда у них получалось занять высокое положение при дворе в качестве государственных деятелей, не имеющих отношения к практической медицине.

Например, «петровский» «лейб-дохтур» Л. Л. Блюментрост был одновременно и первым президентом Санкт-Петербургской академии наук. А Иоганн Герман Лесток – директором медицинской канцелярии (министерства здравоохранения России того времени). Они влияли на ход российской истории, но как чиновники, как государственные деятели. Однако печальное завершение карьеры обоих этих врачей было связано именно с их медицинской практикой.

Блюментроста по указу Анны Иоанновны лишили всех наград, званий, имущества, запретили заниматься медицинской практикой за то, что он, как донесли императрице «доброжелатели», своим лечением якобы свел в могилу ее сестру Екатерину в 1733 году. А бедного Лестока не только лишили всего имущества, но и пытали на дыбе, добиваясь признаний, «не искал ли он лекарством или ядовитым ланцетом или чем другим Ее Императорского Величества священную особу жизни лишить».



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения