Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Предисловие. Особенности детской психиатрии Больше внимания к детскому здоровью

В руководстве освещены основные вопросы клиники, этиологии, патогенеза, прогноза и лечения психических расстройств, встречающихся у детей первых трех лет жизни. Рассмотрены не только заболевания, начинающиеся преимущественно в раннем детстве, но и характерные исключительно для данного возраста. Представлены результаты оригинальных исследований авторов. Обобщены данные современной отечественной и зарубежной литературы, касающиеся происхождения, течения и прогноза психосоматических расстройств раннего детского возраста. Наряду с эндогенными психическими заболеваниями, большое внимание уделено пограничным психическим расстройствам.

Для педиатров, психиатров, врачей общей практики и студентов старших курсов медицинских вузов.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Выход в свет книги Б. Е. Микиртумова, С. В. Гречаного и А. Г. Кощавцева «Клиническая психиатрия раннего детского возраста» - значительное для психиатрической общественности событие. Изучение душевного здоровья младенцев позволяет понять пути формирования здоровой психики и уловить факторы, которые, действуя на ребенка, создают опасность патологических отклонений уже в начале жизненного пути. Как правило, основной помехой нормальному развитию младенца становятся нарушенные отношения между членами семьи и в первую очередь - в диаде мать-дитя. Исследование этого важного для индивида периода жизни создает основу для получения новых неизведанных подходов к ранней диагностике нарушений развития, отклонений в формировании личности и выявления особенностей реактивности. Столь ранние диагностические изыскания должны облегчить как лечение, так и абилитацию детей с патологией, возникшей в младенчестве. Понимание особенностей развития детей раннего возраста - реальный путь к профилактике нервно-психических расстройств.

К сожалению, этот раздел детской психиатрии долгое время не попадал в сферу особого внимания детских врачей и психиатров. Впервые интерес к отклонениям в душевном развитии детей раннего возраста был проявлен в первой половине XX века. Клинико-психологические исследования младенцев и детей раннего возраста берут свое начало в психоаналитических работах 3. Фрейда, Ш. Ференци, А. Фрейд, М. Кляйн. Психоаналитики уделяли большое внимание проблемам раннего возраста, прежде всего, с точки зрения оценки детско-материнских отношений. Они подчеркивали, что взаимоотношения мать-дитя основываются на зависимости младенца от родительницы, и изучали механизмы младенческой фрустра-ции, вызванной нарушениями отношений с матерью (Дж. Боулби, Д. В. Винникотт, Р. А. Спитц и др.).

Год выпуска: 1979

Жанр: Психиатрия

Формат: DjVu

Качество: Отсканированные страницы

Описание: Психиатрия детского и подросткового возраста - сравнительно молодая область медицины. Профилактическая направленность советского здравоохранения явилась одним из важнейших принципов в деле организации психиатрической помощи детям и подросткам и сыграла важную роль в процессе формирования этой относительно самостоятельной клинической дисциплины. Выражением особого внимания советского государства к охране психического здоровья подрастающего поколения явилось создание в 1918 г. Отдела детской психопатологии при Наркомздраве. За годы Советской власти в нашей стране организована развитая система психиатрической помощи детям и подросткам, включающая сеть дифференцированных учреждений - больниц и отделений, санаториев, диспансеров и поликлинических кабинетов, а также специализированных домов ребенка, яслей, детских садов, школ, интернатов для лечения и реабилитации детей и подростков с разными формами психических расстройств. В тесном контакте с педиатрической службой осуществляется психогигиеническая и психопрофилактическая работа среди детей.
Выдающимися советскими психиатрами - В.А. Гиляровским, Г.Е. Сухаревой, Т.П. Симеон, Н.И. Озерецким, М.О. Гуревичем, С.С. Мнухиным, Г.Б. Абрамовичем, Е.А. Осиповой и их учениками создана отечественная научная психиатрия детского и подросткового возраста, занимающая передовые позиции в международной детской психиатрии. Интенсивное развитие научных исследований в этой области психиатрии как в нашей стране, так и за рубежом, накопление опыта по вопросам диагностики, профилактики и лечения психических заболеваний детей и подростков, а также реабилитации психически больных и умственно отсталых детей и подростков требуют обобщения полученных в последние годы научных и практических данных, обусловливая необходимость создания руководства по клинической психиатрии детского и подросткового возраста. Эта задача становится особенно актуальной в связи с растущими потребностями в подготовке и усовершенствовании детских психиатров, процессом расширения и дифференциации сети учреждений по лечению и реабилитации детей и подростков с психическими нарушениями.
«Клинические лекции по психиатрии детского возраста» Г.Е. Сухаревой, бывшие в течение многих лет основным руководством для врачей, стали библиографической редкостью. Кроме того, за время, прошедшее после их издания, накоплено много новых клинических фактов, значительна изменилось понимание важнейших форм психической патологии, особенно таких, как пограничные состояния и умственная отсталость, которым принадлежит основное место в психической заболеваемости детей и подростков, значительно расширились возможности диагностики и лечения ряда психических заболеваний. В связи с этим нами по предложению президиума правления Всесоюзного научно-медицинского общества невропатологов и психиатров (1972) было составлено настоящее руководство для врачей, в основу которого положены клинический опыт и данные научных исследований коллектива сотрудников кафедры детской психиатрии Центрального ордена Ленина института усовершенствования врачей. Руководство написано с учетом задач и программ последипломной подготовки и усовершенствования врачей в области детской психиатрии и включает практически все разделы клинической психиатрии детского и подросткового возраста. Основное внимание в нем обращено на наиболее частые клинические формы - пограничные состояния, олигофрению и так называемые задержки психического развития. Несколько более кратко изложена клиника симптоматических психозов, шизофрении, эпилепсии и формирующихся психопатий у детей и подростков, которым в последние годы был посвящен ряд монографий (Г.Е. Сухарева, 1974; М.Ш. Вроно, 1971, 1972; А.Е. Личко, 1977).
Принимая во внимание дефицит соответствующих публикаций, значительное место в руководстве занимает описание преобладающих у детей и подростков синдромов психических заболеваний с освещением их особенностей при разных нозологических формах, что важно для дифференциальной диагностики.
В книгу «Психиатрия детского возраста» впервые включены главы, освещающие такие новые разделы пограничной психиатрии детского возраста, как психогенные патохарактерологические реакции» психогенные патологические формирования (развития) личности, пограничные резидуально-органические расстройства и пограничные формы интеллектуальной недостаточности. В связи с тем что руководство в первую очередь предназначено для практических врачей - детских психиатров, особое внимание во всех главах, посвященных частным нозологическим формам, уделяется вопросам диагностики, лечения и профилактики. В специальных главах приводятся данные по применению психотропных средств, психотерапии и лечебной педагогике; впервые дается подробное описание современных, принципов и методов психотерапии в детском и подростковом возрасте.

В первой главе рассмотрены некоторые вопросы теории детской психиатрии с позиций диалектико-материалистических принципов историзма и единства биологического и социального в человеке. Ряд теоретических положений, выдвигаемых в руководстве на основании клинического опыта и научных исследований коллектива кафедры детской психиатрии Центрального ордена Ленина института усовершенствования врачей (ЦОЛИУВ), имеет дискуссионный характер.
В составлении руководства принимали участие сотрудники кафедры детской психиатрии ЦОЛИУВ М. И. Буянов, Е. И. Кириченко, Б. А. Леденев, В. Н. Мамцева, а также Б. 3. Драпкин, О. А. Трифонов.

«Психиатрия детского возраста»


Некоторые общие возрастные закономерности психических заболеваний у детей и подростков
Синдромы психических заболеваний, наблюдающиеся преимущественно в детском возрасте

  1. Синдром невропатии
  2. Синдромы раннего детского аутизма
  3. Типердинамический синдром
  4. Синдром уходов и бродяжничества
  5. Синдромы страхов
  6. Синдромы патологического фантазирования
Синдромы психических заболеваний, наблюдающиеся преимущественно в пубертатном возрасте
  1. Гебоидный синдром
  2. Синдром дисморфофобии
  3. Синдромы односторонних сверхценных интересов и увлечений
Психогенные заболевания (реактивные психозы и «общие» неврозы )
  1. Реактивные психотические состояния
  2. Неврозы и невротические формы реактивных состояний
    1. Неврозы страха
    2. Истерический невроз
    3. Невроз навязчивых состояний
    4. Депрессивный невроз
    5. Астенический невроз (неврастения)
    6. Ипохондрический невроз
    7. Нервная (психическая) анорексия
Психогенные заболевания (системные неврозы)
  1. Невротическое заикание
  2. Невротические тики
  3. Невротические расстройства сна
  4. Невротические расстройства аппетита (анорексия)
  5. Невротический энурез
  6. Невротический энкопрез
  7. Патологические привычные действия
Психогенные характерологические и патохарактерологические реакции
  1. Реакции протеста (оппозиции)
  2. Реакции отказа
  3. Реакции имитации
  4. Реакции компенсации и гиперкомпенсации
  5. Характерологические и патохарактерологические реакции, наблюдающиеся преимущественно в пубертатном возрасте
Психогенные патологические формирования личности
  1. Патохарактерологическое формирование личности
  2. Постреактивное патологическое формирование личности
  3. Невротическое формирование (развитие) личности
  4. Патологическое формирование личности дефицитарного типа
Психопатии (конституциональные и органические)
  1. Возбудимый (эксплозивный) тип
  2. Эпилептоидный тип
  3. Неустойчивый тип
  4. Истерический тип
  5. Астенический тип
  6. Психастенический (тревожно-мнительный) тип
  7. Шизоидный (аутистический) тип
  8. Гипертимный тип
Экзогенные (симптоматические и экзогенно-органические) психозы и сопутствующие непсихотические расстройства
  1. Симптоматические психозы
  2. Экзогенно-органические психозы
    1. Психозы при менингитах и энцефалитах
    2. Психические расстройства при нейроревматизме
    3. Психические нарушения в связи с черепно-мозговой травмой
Резидуально-органические пограничные нервно-психические расстройства
  1. Церебр астенические синдромы
  2. Неврозоподобные синдромы
  3. Психопатоподобные синдромы
Шизофрения
  1. Непрерывнотекущая шизофрения
    1. Вяло протекающая (малопрогредиентная) шизофрения
    2. Непрерывно-прогредиентная (параноидная) шизофрения
    3. Злокачественно текущая шизофрения
  2. Периодическая (рекуррентная) шизофрения
  3. Шизофрения с приступообразно-ирогредиентным (шубообразным, смешанным) течением

Эпилепсия

  1. Генерализованные (центрэнцефалические) пароксизмы
  2. Очаговые (фокальные) пароксизмы
    1. Джексоновские и адверсивиые припадки
    2. Психомоторные пароксизмы
  3. Вегетативно-висцеральные пароксизмы
  4. Изменения психики при эпилепсии
  5. Динамика
  6. Диагностика. Лечение. Профилактика

Олигофрении (общие вопросы)
Олигофрении (дифференцированные формы)

  1. Олигофрении при хромосомных болезнях
    1. Олигофрении, обусловленные аномалиями аутосом
      1. Синдром Дауна (болезнь Дауна)
      2. Синдром «кошачьего крика»
    2. Олигофрении при аномалиях половых хромосом
      1. Синдром Шерешевского - Тернера
      2. Синдром трипло-Х
      3. Синдром Клайнфелтера
      4. Синдром XYY
  2. Наследственные формы олигофрении
    1. Метаболические олигофрении
      1. Фенилкетонурия
      2. Гаргоилизм
      3. Синдром Марфана,
      4. Синдром Лоуренса - Муна - Барде - Бидля
      5. Прогерия
    2. Дизостозические формы олигофрении
      1. Синдром Крузона
      2. Синдром Апера
  3. Смешанные по этиологии (эндогенно-экзогенные) формы олигофрении
    1. Краниостеноз
    2. Микроцефалия
    3. Гипотиреоидные формы олигофрении (кретинизм)
  4. Экзогенно обусловленные формы олигофрении
    1. Формы олигофрении, связанные с внутриутробными поражениями
      1. Рубеолярная олигофрения
      2. Олигофрения, связанная с листериозом
      3. Олигофрения при врожденном сифилисе
      4. Олигофрения, обусловленная токсоплазмозом
    2. Формы олигофрении, связанные с перинатальной патологией
      1. Олигофрения, обусловленная гемолитической болезнью новорожденных
      2. Олигофрения, обусловленная асфиксией при рождении и механической родовой травмой
    3. Олигофрения, обусловленная ранними постнатальными экзогенно-органическими (инфекционными, инфекционно-аллергическими и травматическими) поражениями головного мозга
    4. Олигофрения в связи с гидроцефалией

Пограничные формы интеллектуальной недостаточности, в том числе задержки темпа психического развития

  1. Дизонтогенетические формы пограничной интеллектуальной недостаточности
    1. Интеллектуальная недостаточность при состояниях психического инфантилизма
    2. Интеллектуальная недостаточность при отставании в развитии отдельных компонентов психической деятельности
    3. Искаженное психическое развитие с интеллектуальной недостаточностью (вариант синдрома раннего детского аутизма)
  2. Энцефалопатические формы пограничных состояний интеллектуальной недостаточности
    1. Интеллектуальная недостаточность при церебрастенических и психоорганических синдромах
    2. Пограничная интеллектуальная недостаточность при детских церебральных параличах
    3. Интеллектуальная недостаточность при общих недоразвитиях речи (синдромы алалии)
  3. Интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами анализаторов и органов чувств
    1. Интеллектуальная недостаточность при врожденной или рано приобретенной глухоте и тугоухости
    2. Интеллектуальная недостаточность при слепоте и слабовидении, возникших в раннем детстве
  4. Интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами воспитания и дефицитом информации с раннего детства
  5. Основные принципы социальной адаптации и реабилитации детей с пограничными формами интеллектуальной недостаточности

Применение психотропных средств при лечении психических расстройств у детей и подростков

  1. Нейролептические препараты
    1. Алифатические производные фенотиазина
    2. Пиперазиновые производные фенотиазина
    3. Пиперидиновые производные фенотиазина
    4. Производные бутирофенона
    5. Тиоксантены
  2. Тимолептики (антидепрессанты)
  3. Транквилизаторы
  4. Побочные явления и осложнения при лечении психотропными средствами
Основы психотерапии детей и подростков
  1. Общие принципы
  2. Суггестивная психотерапия
  3. Тренировочная психотерапия
  4. Рациональная психотерапия
  5. Коллективная психотерапия
  6. Игровая психотерапия
  7. Наркопсихотерапия
Лечебная педагогика при некоторых психических заболеваниях у детей и подростков
  1. Общая лечебная педагогика
  2. Частная лечебная педагогика

Список литературы

Детская психиатрия в первую очередь является отражением внутреннего формирования организма, а также воздействия множественных факторов окружающей среды. В первую очередь, это родители, близкие родственники, школьные педагоги. Они либо способствуют нормальному и гармоничному личностному развитию, либо наоборот, даже сами того не понимая, создают ряд препятствий. Данный процесс абсолютно индивидуален для всех детей, так как у каждого свои собственные генетические особенности. Психическое развитие имеет длительный период, и практически, оно длится всю жизнь. Но особая интенсивность динамики данного направления характерна именно для детского возраста.

Проявления детской нервозности наблюдаются в любом возрасте. Например, до трех лет возникают пароксизмальные состояния, такие как аффективно-респираторные припадки, спазмофилия, судорожные состояния при инфекциях, и прочее. У дошкольников нередко наблюдаются сноговорения, снохождения, беспокойство во время сна, истерические припадки, пикнолептические припадки, имеющие резидуально-органическое происхождение. В данном случае, специалист-педиатр должен правильно распознать психические нарушения, и произвести дифференцированное лечение подобных пароксизмальных состояний у детей, в том числе, и эпилепсию.

Психиатрия детского возраста, в период до трех лет, часто выявляет невропатию, а в определенных случаях и невротические ранние реакции. Проявления нервозности у детей рудиментарны, своеобразны, могут проявляться в виде соматовегетативных нарушений, при этом происходит имитация соматических заболеваний, например, субфебрилитета, нарушения аппетита, стула. Если у ребенка имеются инфекционные заболевания, то в дошкольном возрасте возникает чувство тревоги, делириозные возбуждения, сновидные переживания. После того, как ребенком перенесены инфекционные болезни, иногда развивается резидуальное состояние, предупредить которое в большинстве случаев могут и специальный режим.

Особенности психиатрии детского возраста

Известно, что изначально при любых жалобах ребенка осматривает врач-педиатр, которые в случае необходимости дает направление к другим детским специалистам. Психиатрия детского возраста подразумевает, что педиатр должен выявить у ребенка ряд основных симптомов, а также признаки психических нарушений, сделать их грамотное клиническое описание. Также педиатр имеет возможность удержать возбужденного ребенка, подростка, и назначить необходимые медикаментозные средства, которые успешно корректируют патологическое состояние. В то же время, необходимо принимать во внимание, что после того, как пройдет курс лечения у детского психиатра, участковый педиатр продолжает лечение имеющихся соматических заболеваний.

Врач должен знать подробно обо всех особенностях течения соматических заболеваний у ребенка, имеющего психическое расстройство. Также большое значение придается возможным осложнениям во время лечения пациента с применением психофармакологических препаратов, так как может возникнуть нейролептический синдром. Дети более старшего возраста, имеющие острое развитие диссоциации, могут испытывать ощущения, при котором им кажется, что они сходят с ума, в связи с чем пребывают в состоянии постоянной растерянности и нуждаются в помощи. Установлено, что при диссоциации затрагивается не только психика ребенка, но и его психомоторика, выражаясь в рассогласованности движений, также мимики.

Подобное состояние в большинстве случаев не позволяет произвести оценку эмоциональных особенностей пациента, поэтому создается впечатление некой причудливой нарочитости, вычурности, неуместной манерности. Часто встречающийся у детей шизофренический аутизм заставляет больного погружаться в мир внутренних переживаний, отличающихся своей оторванностью от реальности переживаний. У некоторых данное психическое нарушение проявлено в виде ограничения общения, либо полным его прекращением. Другие пациенты наоборот, демонстрируют абсолютную открытость, так называемый аутизм наизнанку.

Сложности детской психиатрии

В силу своей особенной эмоциональности и несформированной психики дети всегда являются трудными пациентами, независимо от сложности заболевания. Известно, что если болезнь протекает в легкой форме, или находится в самом начале своего развития, то контакт с больным сохраняется, наблюдается определенное оживление. Но, в то же время, страданию подвержена интуитивная и эмоциональная сторона, ощущение реальности, общее сопереживание. Данное явление в психиатрии имеет название симптом регрессивной синтонности. При эмоциональном поведении производится впечатление тупости в эмоциональной сфере. В значительной мере это связано с аутическим и диссоциированным содержанием поведенческих проявлений и переживаний пациента.

Если ребенок страдает таким заболеванием, как астеническая психопатия, то его чувства отличаются особенной глубиной. Они обуславливают самочувствие, направление активности больного, его планы на ближайшее и более позднее время. Также с учетом собственных чувств ребенок производит оценку деятельности окружающих и рассматривает свое собственное поведение. Если в жизни возникают серьезные разочарования, значительные потери, то это заканчивается тяжелыми неврозами и активными депрессиями. При астенической психопатии в детском возрасте присутствуют признаки невропатии, которые выражены в плохом сне, чрезмерной капризности детей, пугливости, и прочее.

В детском возрасте могут проявляться самые различные заболевания - неврозы, шизофрения, эпилепсия, экзогенные поражения мозга. Хотя основные важнейшие для диагностики признаки данных заболеваний проявляются в любом возрасте, симптоматика у детей несколько отличается от той, которая наблюдается у взрослых. Вместе с тем существует ряд расстройств, характерных именно для детского возраста, хотя некоторые из них могут сохраняться на протяжении всей жизни человека. Данные расстройства отражают нарушения в естественном ходе развития организма, они относительно стойки, значительных колебаний состояния ребенка (ремиссий) обычно не наблюдается, как, впрочем, и резкого нарастания симптоматики. По мере развития часть аномалий может быть компенсирована или исчезает вовсе. Большинство из описанных ниже расстройств чаще возникает у мальчиков.

Детский аутизм

Детский аутизм (синдром Каннера) встречается с частотой 0,02-0,05 %. У мальчиков отмечается в 3-5 раз чаще, чем у девочек. Хотя аномалии развития можно выявить еще в младенчестве, диагностируют заболевание обычно в возрасте 2 года - 5 лет, когда формируются навыки социального общения. Классическое описание данного расстройства [Кан-нер Л., 1943] включает чрезвычайную замкнутость, стремление к одиночеству, сложности в эмоциональном общении с окружающими, неадекватное использование жестов, интонации и мимики при выражении эмоций, отклонения в развитии речи со склонностью к повторам, эхолалии, неправильным употреблением местоимений («ты» вместо «я»), монотонное повторение шума и слов, снижение спонтанной активности, стереотипии, манерность. Указанные расстройства сочетаются с прекрасной механической памятью и навязчивым желанием поддерживать все в неизменном виде, страхом перед изменениями, стремлением достигнуть завершенности в любом действии, предпочтением общения с предметами общению с людьми. Опасность представляет склонность данных больных к самоповреждениям (кусание, вырывание волос, удары головой). В старшем школьном возрасте часто присоединяются эпилептические припадки. Сопутствующая задержка умственного развития наблюдается у 2 / 3 пациентов. Отмечено, что нередко расстройство возникает после внутриутробной инфекции (краснухи). Эти факты свидетельствуют в пользу органической природы заболевания. Похожий синдром, но без нарушений интеллекта описан X. Аспергером (1944), который рассматривал его как наследственное заболевание (конкордантность у однояйцевых близнецо в до 35 %). Дифференцировать данное расстройство приходится от олигофрений и детской шизофрении. Прогноз зависит от выраженности органического дефекта. У большинства пациентов с возрастом отмечается некоторое улучшение поведения. Для лечения применяются специальные методы обучения, психотерапия, небольшие дозы галоперидола.

Детское гиперкинетическое расстройство

Гиперкинетическое расстройство поведения (гипердинамический синдром) является относительно частым нарушением развития (от 3 до 8 % всех детей). Соотношение мальчиков и девочек 5:1. Характерны чрезвычайная активность, подвижность, нарушение внимания, препятствующее регулярным занятиям и усвоению школьного материала. Начатое дело, как правило, не завершается; при хороших умственных способностях дети быстро перестают интересоваться заданием, теряют и забывают вещи, ввязываются в драки, не могут усидеть у экрана телевизора, постоянно донимают окружающих вопросами, толкают, щиплют и дергают родителей и сверстников. Предполагается, что в основе расстройства лежит минимальная мозговая дисфункция, однако отчетливых признаков психоорганического синдрома почти никогда не отмечается. В большей части случаев поведение нормализуется в возрасте 12-20 лет, однако для предотвращения формирования стойких психопатических асоциальных черт следует начать лечение как можно раньше. Терапия основана на настойчивом, структурированном воспитании (строгий контроль со стороны родителей и воспитателей, регулярные занятия спортом). Кроме психотерапии, используются и психотропные средства. Широко используются ноотропные средства - пирацетам, пантогам, фенибут, энцефабол. У большинства пациентов отмечается парадоксальное улучшение поведения на фоне применения психостимулирующих средств (сиднокарб, кофеин, производные фенамина, стимулирующие антидепрессанты - имипрамин и сиднофен). При применении производных фенамина изредка наблюдаются временная задержка роста и снижение массы тела, возможно формирование зависимости.

Изолированные задержки в формировании навыков

Нередко у детей отмечается изолированная задержка развития какого-либо навыка: речи , чтения, письма или счета , двигательных функций . В отличие от олигофрений, которые характеризуются равномерным отставанием в развитии всех психических функций, при перечисленных выше расстройствах обычно по мере взросления наблюдаются существенное улучшение состояния и сглаживание имеющегося отставания, хотя некоторые нарушения могут оставаться и у взрослых. Для коррекции применяются педагогические методы.

В МКБ-10 включено несколько редких синдромов, предположительно органической природы, возникающих в детском возрасте и сопровождающихся изолированным расстройством некоторых навыков.

Синдром Ландау-Клеффнера проявляется катастрофическим нарушением произношения и понимания речи в возрасте 3-7 лет после периода нормального развития. У большинства больных возникают эпилептиформные припадки, практически у всех наблюдаются нарушения на ЭЭГ с моно- или билатеральной височной патологической эпиактивностью. Выздоровление наблюдается в 1 / 3 случаев.

Синдром Ретта встречается только у девочек. Он проявляется потерей мануальных навыков и речи, сочетающейся с задержкой роста головы, энурезом, энкопрезом и приступами одышки, иногда эпилептическими припадками. Возникает заболевание в возрасте 7-24 мес на фоне относительно благоприятного развития. В более позднем возрасте присоединяются атаксия, сколиоз и кифосколиоз. Заболевание приводит к тяжелой инвалидизации.

Расстройства некоторых физиологических функций у детей

Энурез , энкопрез , поедание несъедобного (пика) , заикание могут возникать как самостоятельные расстройства или (чаще) являются симптомами детских неврозов и органических поражений мозга. Нередко у одного и того же ребенка в различные возрастные периоды можно наблюдать несколько из указанных расстройств или их сочетание с тиками.

Заикание у детей встречается довольно часто. Указывают, что преходящее заикание возникает у 4 %, а стойкое - у 1 % детей, чаще у мальчиков (в различных работах соотношение полов оценивается от 2:1 до 10:1). Обычно заикание возникает в возрасте 4 года - 5 лет на фоне нормального психического развития. У 17 % пациентов отмечается наследственная отя-гощенность заиканием. Выделяют невротические варианты заикания с психогенным началом (после испуга, на фоне тяжелых внутрисемейных конфликтов) и органически обусловленные (дизонтогенетические) варианты. Прогноз при невротическом заикании значительно более благоприятен, по миновании пубертатного возраста исчезновение симптоматики или сглаживание отмечается у 90 % пациентов. Невротическое заикание тесно связано с психотравмирующими событиями и личностными особенностями пациентов (преобладают тревожно-мнительные черты). Характерны усиление симптоматики в ситуации большой ответственности, тяжелое переживание своей болезни. Довольно часто такому типу заикания сопутствуют и другие симптомы невроза (логоневроз): нарушения сна, плаксивость, раздражительность, утомляемость, боязнь публичных выступлений (логофобия). Длительное существование симптоматики может приводить к патологическому развитию личности с нарастанием астенических и псевдошизоидных черт. Органически обусловленный (дизонтогенетический) вариант заикания постепенно развивается вне зависимости от психотравмирующих ситуаций, меньше выражены психологические переживания по поводу имеющегося дефекта речи. Часто наблюдаются другие признаки органической патологии (рассеянная неврологическая симптоматика, изменения на ЭЭГ). Само заикание имеет более стереотипный, монотонный характер, напоминающий тикообразные гиперкинезы. Усиление симптоматики связано больше с дополнительными экзогенными вредностями (травмами, инфекциями, интоксикациями), чем с психоэмоциональным стрессом. Лечение заикания должно проводиться в сотрудничестве с логопедом. При невротическом варианте логопедическим занятиям должна предшествовать релаксирующая психотерапия («режим молчания», семейная психотерапия, гипноз, аутотренинг и другие варианты суггестии, групповая психотерапия). В лечении органических вариантов большое значение придается назначению ноотропов и средств, расслабляющих мускулатуру (мидокалм).

Энурез на различных этапах развития отмечается у 12 % мальчиков и 7 % девочек. Диагноз энуреза ставится детям старше 4 лет, у взрослых данное расстройство отмечается редко (до 18 лет энурез сохраняется только у 1 % юношей, у девушек не наблюдается). Некоторые исследователи отмечают участие наследственных факторов в возникновении данной патологии. Предлагается выделять первичный (дизонтогенетический) энурез, который проявляется тем, что нормальный ритм мочеиспускания не устанавливается с младенчества, и вторичный (невротический) энурез, который возникает у детей на фоне психотравм после нескольких лет нормальной регуляции мочеиспускания. Последний вариант энуреза протекает более благоприятно и к концу пубертата в большинстве случаев исчезает. Невротический (вторичный) энурез, как правило, сопровождается другими симптомами невроза - страхами, боязливостью. Данные больные часто остро эмоционально реагируют на имеющееся расстройство, дополнительные психические травмы провоцируют усиление симптоматики. Первичный (дизонтогенетический) энурез часто сочетается с мягкой неврологической симптоматикой и признаками дизон-тогенеза (spina bifida, прогнатия, эпикантус и пр.), нередко наблюдается парциальный психический инфантилизм. Отмечаются более спокойное отношение к своему дефекту, строгая периодичность, не связанная с сиюминутной психологической ситуацией. От неорганического энуреза следует отличать мочеиспускание во время ночных приступов эпилепсии. Для дифференциальной диагностики исследуют ЭЭГ. Некоторые авторы рассматривают первичный энурез как признак, предрасполагающий к возникновению эпилепсии [Шпрехер Б.Л., 1975]. Для лечения невротического (вторичного) энуреза применяются успокаивающая психотерапия, гипноз и аутотренинг. Больным с энурезом рекомендуется сокращать потребление жидкости перед сном, а также употреблять продукты, способствующие задержке воды в организме (соленые и сладкие блюда).

Трициклические антидепрессанты (имипрамин, амитрипти-лин) при энурезе у детей оказывают хороший эффект в большинстве случаев. Часто энурез проходит без специального лечения.

Тики

Тики возникают у 4,5 % мальчиков и 2,6 % девочек, обычно в возрасте 7 лет и старше, обычно не прогрессируют и у части больных полностью исчезают по достижении зрелости. Тревога, страх, внимание окружающих, применение психостимуляторов усиливают тики и могут их спровоцировать у взрослого излечившегося от тиков человека. Нередко обнаруживают связь между тиками и неврозом навязчивых состояний у детей. Всегда следует тщательно дифференцировать тики от других двигательных нарушений (гиперкинезов), нередко являющихся симптомом тяжелых прогрессирующих нервных заболеваний (паркинсонизма, хореи Гентинггона, болезни Вильсона, синдрома Леша-Нихена, малой хореи и др.). В отличие от гиперкинезов тики можно подавить усилием воли. Сами дети относятся к ним как к дурной привычке. Для лечения невротических тиков используются семейная психотерапия, гипносуггестия и аутогенная тренировка. Рекомендуется вовлечение ребенка в интересную для него двигательную активность (например, занятия спортом). При безуспешности психотерапии назначаются мягкие нейролептики (сонапакс, этаперазин, галоттеридол в небольших дозах).

Тяжелым заболеванием, проявляющимся хроническими тиками, является синдром Жиля де ля Туретта , Заболевание начинается в детском возрасте (обычно между 2 и 10 годами); у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Вначале возникают тики в виде моргания, подергивания головой, гримас. Через несколько лет в подростковом возрасте присоединяются голосовые и сложные двигательные тики, часто меняющие локализацию, иногда имеющие агрессивный или сексуальный компонент. В 1 / 3 случаев наблюдается копролалия (бранные слова). Для больных характерны сочетание импульсивности и навязчивостей, снижение способности концентрировать внимание. Заболевание имеет наследственную природу. Наблюдается накопление среди родственников больных пациентов с хроническими тиками и неврозом навязчивости. Отмечается высокая конкордантность у однояйцевых близнецов (50-90 %), у разнояйцевых - около 10 %. Лечение основано на применении нейролептиков (галоперидола, пимозида) и клофелина в минимальных дозах. Наличие обильных навязчивостей требует также назначения антидепрессантов (флюоксетина, кломипрамина). Фармакотерапия позволяет контролировать состояние больных, но не излечивает болезнь. Иногда эффективность лекарственного лечения со временем уменьшается.

Особенности проявления основных психических заболеваний у детей

Шизофрения с дебютом в детском возрасте отличается от типичных вариантов заболевания более злокачественным течением, значительным преобладанием негативной симптоматики над продуктивными расстройствами. Ранние дебюты заболевания чаще наблюдаются у мальчиков (соотношение полов составляет 3,5:1). У детей очень редко можно видеть такие типичные проявления шизофрении, как бред воздействия и псевдогаллюцинации. Преобладают расстройства двигательной сферы и поведения: кататоническая и гебефреническая симптоматика, расторможенность влечений или, наоборот, пассивность и равнодушие. Вся симптоматика характеризуется простотой и стереотипностью. Обращают на себя внимание монотонный характер игр, их стереотипность и схематизм. Нередко дети подбирают для игр особые предметы (провода, вилки, обувь), пренебрегают игрушками. Иногда отмечается удивительная односторонность интересов (см. клинический пример, иллюстрирующий дисморфоманический синдром, в разделе 5.3).

Хотя типичные признаки шизофренического дефекта (отсутствие инициативы, аутизм, безразличное или неприязненное отношение к родителям) можно наблюдать практически у всех больных, они нередко сочетаются со своеобразной задержкой психического развития, напоминающей олигофрению. Э. Крепелин (1913) выделял в качестве самостоятельной формы пфропфшизофрению , сочетающую в себе черты олигофрении и шизофрении с преобладанием гебефренической симптоматики. Изредка отмечаются формы заболевания, при которых предшествующее манифестации шизофрении психическое развитие происходит, наоборот, ускоренными темпами: дети рано начинают читать и считать, интересуются книгами, не соответствующими их возрасту. В частности, замечено, что параноидной форме шизофрении нередко предшествует преждевременное интеллектуальное развитие.

В пубертатном возрасте частыми признаками дебюта шизофрении является дисморфоманический синдром и симптомы деперсонализации. Медленное прогрессирование симптоматики, отсутствие очевидных галлюцинаций и бреда могут напоминать невроз. Однако в отличие от неврозов такая симптоматика никак не зависит от имеющихся стрессовых ситуаций, развивается аутохтонно. К типичной для неврозов симптоматике (страхам, навязчивостям) рано присоединяются ритуалы и сенестопатии.

Маниакально-депрессивный психоз в раннем детском возрасте не возникает. Отчетливые аффективные приступы можно наблюдать у детей не моложе 12-14 лет. Довольно редко дети могут пожаловаться на чувство тоски. Чаще депрессия проявляется соматовегетативными расстройствами, нарушениями сна и аппетита, запором. О депрессии могут свидетельствовать стойкая вялость, медлительность, неприятные ощущения в теле, капризность, плаксивость, отказ от игр и общения со сверстниками, чувство никчемности. Гипоманиакальные состояния более заметны для окружающих. Они проявляются неожиданной активностью, говорливостью, непоседливостью, непослушностью, снижением внимания, неспособностью соизмерить действия со своими силами и возможностями. У подростков чаще, чем у взрослых больных, наблюдается континуальное течение заболевания с постоянной сменой аффективных фаз.

У маленьких детей редко наблюдаются очерченные картины невроза . Чаще отмечаются кратковременные невротические реакции вследствие испуга, неприятного для ребенка запрета со стороны родителей. Вероятность таких реакций выше у детей с явлениями резидуальной органической недостаточности. Четко выделить характерные для взрослых варианты неврозов (неврастению, истерию, обсессивно-фобический невроз) у детей не всегда представляется возможным. Обращают на себя внимание незавершенность, рудиментарность симптоматики, преобладание соматовегетативных и двигательных расстройств (энуреза, заикания, тиков). Г.Е. Сухарева (1955) подчеркивала, что закономерностью является то, что чем младше ребенок, тем однообразнее, монотоннее симптоматика невроза.

Довольно частым проявлением детских неврозов являются самые различные страхи. В раннем детстве это боязнь животных, сказочных персонажей, героев кинофильмов, в дошкольном и младшем школьном возрасте - страх темноты, одиночества, разлуки с родителями, смерти родителей, тревожное ожидание предстоящей учебы в школе, у подростков - ипохондрические и дисморфофобические мысли, иногда страх смерти. Фобии чаще возникают у детей с тревожно-мнительным характером и повышенной впечатлительностью, внушаемостью, боязливостью. Появлению страхов способствует гиперпротекция со стороны родителей, заключающаяся в постоянных тревожных опасениях за ребенка. В отличие от навязчивостей у взрослых детские фобии не сопровождаются сознанием чуждости, болезненности. Как правило, нет целенаправленного стремления избавиться от страхов. Навязчивые мысли, воспоминания, навязчивый счет для детей не характерны. Обильные идеаторные эмоционально не окрашенные навязчивости, сопровождающиеся ритуалами и замкнутостью, требуют проведения дифференциальной диагностики с шизофренией.

Развернутых картин истерического невроза у детей также не наблюдается. Чаще можно видеть аффект-респираторные приступы с громким плачем, на высоте которого развиваются остановка дыхания и цианоз. Иногда отмечается психогенный избирательный мутизм. Причиной таких реакций может быть запрет родителей. В отличие от истерии у взрослых детские истерические психогенные реакции возникают у мальчиков и девочек с одинаковой частотой.

Основные принципы лечения психических расстройств в детском возрасте существенно не отличаются от методов, применяемых у взрослых. Ведущим в лечении эндогенных заболеваний является психофармакотерапия. При лечении неврозов психотропные средства сочетают с психотерапией.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • Башина В.М. Ранняя детская шизофрения (статика и динамика). - 2-е изд. - М.: Медицина, 1989. - 256 с.
  • Гурьева В.А., Семке В.Я., Гиндикин В.Я. Психопатология подросткового возраста. - Томск, 1994. - 310 с.
  • Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков: анамнез, этиология и патогенез. - JL: Медицина, 1988.
  • Каган В.Е. Аутизм у детей. - М.: Медицина, 1981. - 206 с.
  • Каплан Г.И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия: Пер. с англ. - Т. 2. - М.: Медицина, 1994. - 528 с.
  • Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей. - М.: Медицина, 1979. - 607 с.
  • Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. - М.: Медицина, 1985. - 288 с.
  • Оудсхоорн Д.Н. Детская и подростковая психиатрия: Пер. с нидер-ланд. / Под ред. И.Я. Гуровича. - М., 1993. - 319 с.
  • Психиатрия: Пер. с англ. / Под ред. Р. Шейдера. - М.: Практика, 1998. - 485 с.
  • Симеон Т.П. Шизофрения раннего детского возраста. - М.: Медгиз, 1948. — 134 с.
  • Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. - М.: Медицина, 1974. - 320 с.
  • Ушаков Т.К. Детская психиатрия. - М.: Медицина, 1973. - 392 с.

В руководстве освещены основные вопросы клиники, этиологии, патогенеза, прогноза и лечения психических расстройств, встречающихся у детей первых трех лет жизни. Рассмотрены не только заболевания, начинающиеся преимущественно в раннем детстве, но и характерные исключительно для данного возраста. Представлены результаты оригинальных исследований авторов. Обобщены данные современной отечественной и зарубежной литературы, касающиеся происхождения, течения и прогноза психосоматических расстройств раннего детского возраста Наряду с эндогенными психическими заболеваниями, большое внимание уделено пограничным психическим расстройствам. Для педиатров, психиатров, врачей общей практики и студентов старших курсов медицинских вузов.

Глава 1. ДЕТСКО-МАТЕРИНСКАЯ ПРИВЯЗАННОСТЬ И ЕЕ НАРУШЕНИЯ

1.1. Современные представления о привязанности

1.2. Факторы, влияющие на формирование привязанности

1.3. Теории привязанности

1.4. Динамика формирования привязанности

1.5. Методика оценки привязанности. Типы детско-материнской привязанности

1.6. Зрительное предпочтение как показатель привязанности

1.7. Причины нарушения привязанности

1.8. Диагностические критерии расстройства привязанности

1.9. Влияние детско-материнской привязанности на психическое развитие ребенка

Глава 2. МАТЕРИНСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

2.1. Определение, классификация

2.2. Психологические особенности матерей-отказниц

2.3. Психическая патология, возникающая под влиянием полной материнской депривации

2.3.1. Нарушение формирования личности

2.3.2. Нарушение психического и интеллектуального развития

2.3.3. Психические расстройства, возникающие под влиянием полной материнской депривации

Глава 3. НАРУШЕНИЯ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

3.1. Особенности пищевого поведения в онтогенезе

3.2. Классификация и клиническая картина нарушений пищевого поведения

3.2.1. Регургитационное и «жевательное» расстройство («жвачка», мерицизм)

3.2.2. Младенческая нервная анорексия (инфантильная анорексия)

3.2.3. Постоянное поедание несъедобных веществ (PICA-синдром)

3.2.4. Пищевое недоразвитие

3.3. Дифференциальная диагностика нарушений пищевого поведения

3.4. Прогноз нарушений пищевого поведения

3.5. Терапия нарушений пищевого поведения

Глава 4. РАССТРОЙСТВА СНА У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

4.1. Развитие сна в онтогенезе

4.2. Распространенность расстройств сна

4.3. Этиология расстройств сна

4.4. Классификация расстройств сна

4.5. Клиническая картина различных форм расстройств сна

4.6. Прогноз расстройств сна

4.7. Терапия расстройств сна

Глава 5. РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ

5.1. Этиология

5.2. Патогенез

5.3. Клинические проявления синдрома раннего детского аутизма

5.4. Прогноз

5.5. Диагностика

5.6. Общие принципы терапии

Глава 6. ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИВЫЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В РАННЕМ ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

6.1. Распространенность

6.2. Этиология

6.3. Патогенез

6.4. Клиническая картина

6.4.1. Сосание пальцев

6.4.2. Яктация

6.4.3. Мастурбация

6.4.4. Обкусывание ногтей

6.4.5. Трихотилломания

6.5. Лечение

Глава 7 . ПОСЛЕДСТВИЯ ПЕРИНАТАЛЬНОЙ НАРКОЗАВИСИМОСТИ

7.1. Последствия внутриутробного воздействия наркотиков

7.1.1. Метаболизм наркотических веществ плодом

7.1.2. Влияние наркотизации на течение и исход беременности

7.1.3. Воздействие наркотика на плод

7.1.3.1. Тератогенное влияние

7.1.3.2. Влияние на развитие плода

7.1.4. Влияние внутриутробной наркотизации на состояние новорожденного

7.1.5. Специфическое влияние наркотика на плод

7.1.6. Отдаленные последствия внутриутробного воздействия наркотиков

7.2. Последствия внутриутробного воздействия алкоголя

7.2.1. Влияние алкоголя на течение беременности

7.2.2. Влияние алкоголя на плод

7.2.3. Клиническая картина алкогольного синдрома плода

7.2.4. Алкогольный неонатальный абстинентный синдром

7.2.5. Отдаленные последствия внутриутробного воздействия алкоголя

Глава 8. РАЗВИТИЕ РЕЧИ В РАННЕМ ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ И ЕГО НАРУШЕНИЯ

8.1. Предречевое развитие

8.1.1. Ранние младенческие вокализации. Крик-плач

8.1.2. Гуление

8.1.3. Лепет

8.1.4. Развитие понимания слов

8.1.5. Развитие обобщения слов

8.2. Раннее речевое развитие

8.2.1. Первые слова

8.2.2. Развитие словаря

8.2.3. Особенности развития речи у воспитанников детских закрытых учреждений

8.3. Нарушения предречевого и раннего речевого развития в условиях полной материнской депривации

8.3.1. Нарушения предречевого развития

8.3.2. Нарушения раннего речевого развития

8.3.3. Поведенческая терапия нарушений предречевого и раннего речевого развития

Глава 9. МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА

9.1. Психиатрическая оценка

9.2. Экспериментально-психологическое обследование

Список литературы

Предисловие

Выход в свет книги Б. Е. Микиртумова, С. В. Гречаного и А. Г. Кощавцева «Клиническая психиатрия раннего детского возраста» — значительное для психиатрической общественности событие. Изучение душевного здоровья младенцев позволяет понять пути формирования здоровой психики и уловить факторы, которые, действуя на ребенка, создают опасность патологических отклонений уже в начале жизненного пути. Как правило, основной помехой нормальному развитию младенца становятся нарушенные отношения между членами семьи и в первую очередь — в диаде мать-дитя. Исследование этого важного для индивида периода жизни создает основу для получения новых неизведанных подходов к ранней диагностике нарушений развития, отклонений в формировании личности и выявления особенностей реактивности. Столь ранние диагностические изыскания должны облегчить как лечение, так и абилитацию детей с патологией, возникшей в младенчестве. Понимание особенностей развития детей раннего возраста — реальный путь к профилактике нервно-психических расстройств.

К сожалению, этот раздел детской психиатрии долгое время не попадал в сферу особого внимания детских врачей и психиатров. Впервые интерес к отклонениям в душевном развитии детей раннего возраста был проявлен в первой половине XX века. Клинико-психологические исследования младенцев и детей раннего возраста берут свое начало в психоаналитических работах 3. Фрейда, Ш. Ференци, А. Фрейд, М. Кляйн. Психоаналитики уделяли большое внимание проблемам раннего возраста, прежде всего, с точки зрения оценки детско-материнских отношений. Они подчеркивали, что взаимоотношения мать—дитя основываются на зависимости младенца от родительницы, и изучали механизмы младенческой фрустрации, вызванной нарушениями отношений с матерью (Дж. Боулби, Д. В. Винникотт, Р. А. Спитц и др.).

Этологи (К. Лоренц, Н. Тинберген) прочную эмоциональную связь в диаде мать-дитя рассматривали как врожденную мотивационную систему. Именно нарушениями формирования этой системы они объясняли возникающую патологию в раннем возрасте.

Большое значение для понимания психологических закономерностей раннего возраста имели работы Л. С. Выготского, заложившего основы изучения возрастной психологии в нашей стране. Введенные им понятия «возрастной кризис», «зона ближайшего развития» и др. являются основой для объяснения возрастной динамики некоторых психических расстройств раннего возраста.

В отечественной психиатрии первые описания психических расстройств раннего возраста принадлежат Т. П. Симсон, Г. Б. Сухаревой, С. С. Мнухину и др. Однако долгое время публикации, касающиеся психического состояния младенцев, были случайными. Некоторые развиваемые детскими психиатрами концепции лишь отчасти можно использовать для понимания развития младенцев и детей раннего дошкольного возраста. Такими подходами, в частности, являются представления о возрастных уровнях соматонервнопсихического реагирования детей разного возраста, концепция психического дизонтогенеза (В. В. Ковалев, Г. К. Ушаков).

Психиатрия раннего детского возраста как направление отечественной клинической психиатрии в последние годы вновь заявила о себе. Ее особенностью является тесная связь с экспериментальными психологическими исследованиями возрастных закономерностей раннего онтогенеза.

Изучались также проявления ранней детской шизофрении, детского аутизма и другие клинически сходные состояния. Исследованы психические расстройства и особенности дизонтогенеза у детей первых трех лет жизни из группы высокого риска по эндогенным психическим заболеваниям (В. М. Ватина, Г. В. Козловская, А. В. Горюнова, Г. В. Скобло, О. В. Баженова, Л. Т. Журба, Е. М. Мастюкова, А. А. Кашникова и др.).

Работы, посвящавшиеся психосоматическим и пограничным расстройствам у детей, охватывали и ранний детский возраст (Ю. Ф. Антропов, Д. Н. Исаев, Е. И. Кириченко, Ю. С. Шевченко).

В недавние годы увеличилось число работ, касающихся формирования у младенцев детско-материнских взаимоотношений и их влияния на процесс психического развития ребенка (А. С. Ватуев, Н. Н. Авдеева, Е. О. Смирнова, Р. Ж. Мухамедрахимов). Нарушения в диаде мать-дитя приводят к психосоматическим и пограничным расстройствам раннего возраста. Искажение детско-материнских отношений при эндогенных психических заболеваниях у родителей может явиться одной из причин ранних психотических расстройств и искажений психического развития. Материнская депривация является одним из факторов возникновения анаклитической депрессии и ретардации развития (Н. М. Иовчук, А. А. Северный, М. А. Калинина, М. Б. Проселкова). Психические расстройства раннего детского возраста нередко сочетаются с нарушениями развития и неврологическими нарушениями. Клинические формы нервно-психических расстройств младенчества определяются соматическим, вегетативным и инстинктивным уровнем возрастной реактивности. Их проявления рудиментарны и транзиторны.

Б. Е. Микиртумов, С. В. Гречаный и А. Г. Кощавцев, будучи представителями Педиатрической медицинской академии, продолжили многолетнюю традицию ее ученых (Г. А. Баирова, М. С. Маслова, А. Ф. Тура, С. С. Мнухина, Н. П. Шабалова и многих других), изучавших и продолжающих изучать здорового и больного младенца. Авторы руководства, основываясь на многочисленных классических и современных источниках научной литературы, широко освещают вышеупомянутые аспекты нормального и отклоняющегося психического здоровья детей раннего возраста. В представляемой книге излагаются наиболее важные вопросы, касающиеся клиники, этиопатогенеза, прогноза и лечения психических расстройств, встречающихся у детей первых трех лет жизни. Описываются заболевания как начинающиеся преимущественно в раннем детстве, так и характерные только для младенчества. В руководстве отражены проблемы детско-материнской привязанности и ее нарушений, материнской депривации и ее последствий, нарушений сна, детского аутизма, нарушений пищевого поведения, развития речи в раннем детском возрасте и его нарушений, патологических привычных действий, последствий перинатальной зависимости от психически активных веществ. Одно из достоинств книги состоит в том, что содержание большинства ее глав построено на основе результатов собственных новейших, а также многолетних исследований авторов книги.

Заслуга авторов настоящего издания состоит в том, что они взяли на себя труд обобщить материалы по психиатрии раннего детского возраста, столь необходимые как для практика, работающего с младенцами, так и для исследователя (преподавателя). Особую благодарность они заслуживают, в частности, и в связи с тем, что в книге приводятся источники, малодоступные заинтересованному читателю. Хочется пожелать им продолжать начатое дело по развитию еще далекого от завершения раздела психиатрии — микропсихиатрии и внедрять материалы, получаемые в ходе исследований, в практику.

Руководство вполне обоснованно предназначено широкому кругу специалистов — педиатрам, детским неврологам, детским психиатрам, семейным врачам, специальным психологам, специальным и социальным педагогам, логопедам. Оно также может быть рекомендовано в качестве учебного пособия для студентов педиатрических, медицинских, психологических и педагогических факультетов.

Профессор кафедры клинико-психологических дисциплин Института специальной педагогики и психологии Международного университета имени Рауля Валленберга, профессор, доктор медицинских наук Д.Н.Исаев

Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде.

Информируем Вас, что часть полнотекстовой литературы по психолого-педагогической тематике содержится в электронной библиотеке МГППУ по адресу http://psychlib.ru . В случае, если публикация находится в открытом доступе, то регистрация не требуется. Часть книг, статей, методических пособий, диссертаций будут доступны после регистрации на сайте библиотеки.

Электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения